Николай Григорьевич Цыганов: биография. Николай Григорьевич Цыганов

ЦЫГАНОВ Николай Григорьевич родился в семье вольноотпущенного приволжского крестьянина - поэт.

До 19 лет жил с отцом, помо­гая ему по хозяйству.

В 1816 поступил актером в саратовскую труппу и в течение 12 лет вел бродячий образ жизни.

В 1828 находящийся в Симбирске директор мос­ковских театров и романист М. Н. Загоскин обратил внимание на Николая Григорьевича и помог ему пере­вестись в Московский театр. Скитаясь по России, Цыганов внимательно изучал жизнь народа, его творчество, собирал разбой­ничьи песни, которые впоследствии пы­тался издать отдельным сборником, однако цензура их не пропустила. Цыганов и сам про­бует свои силы в песенном жанре, пере­делывая и варьируя народные песни. Будучи скромным и застенчивым, он не придавал почти никакого значения своим поэтическим опытам. Обычно он импрови­зировал во время игры на гитаре, а друзья записывали.

При жизни Николая Григорьевича всего лишь несколько его песен было напечатано в те­атральном сборнике «Литературный кабинет» . Отдельным изданием песни Цыганова Н.Г. вышли после смерти автора (1834).

Он писал главным образом элегические песни. Основные темы их - разлука, из­мена, потеря любимого человека, горе, причиненное «злыми людьми», и так далее. Во многих его песнях слышится жалоба на судьбу, изломавшую молодость человека. Характерны для лирики Цыганова мотивы несча­стной любви, концовки песен нередко пессимистичны. Правда, его герои от люб­ви не умирают, но они страдают, вянут и сохнут.

Бытовые картины в песнях Цыганова встречаются редко, но кое-где рассыпаны намеки на ненормальные семейные отно­шения: женщина жалуется на старого ревнивого мужа, отнявшего у нее волю. Какая-то придавленность, покорное под­чинение року - эти мотивы тоже нередки в песенном творчестве поэта.

Встречаются у него и картины природы, задушевные и лиричные. У Николая Григорьевича нет описаний земледель­ческого труда.

Цыганов широко пользовался разнообраз­ными приемами устной народной лирики: отрицательными сравнениями, символами, народными эпитетами и так далее. Для его песен характерны, например, такие образы, как цветок незабудочка, кукушечка, куку­ющая во сыром бору, рано потемневшая травушка, пташка в клетке, желтая речка, белая береза и другие, широко представлен­ные в русской народной лирике.

Цыганов при­давал большое значение рифме: у него встречаются рифмы тождественные, слу­чайные, морфологические, синонимические и смысловые; ассонансы (ноченька - в оченъках, о бывалом - нимало и др.). У него богатая и оригинальная строфика: в основном Цыганов разрабатывал шестисти­шие, но встречается у него и пятистишие с редкой рифмовкой («Ах, вы, кони, мои вороные...»). В повествовательную речь поэт обычно вводит прямую речь или диалог, что характерно для народной лирики.

Лучшие песни Цыганова Н.Г. положены на музыку крупнейшими русскими композиторами и занимают прочное место в русской поэзии.

Умер - , Москве.

Русские писатели. Биобиблиографический словарь.

) - русский актер и поэт.

Биография

Родился в семье вольноотпущенного, ранее принадлежавшего хлеботорговцу и откупщику Злобину (основателю города Вольска). Отец поэта долгое время был доверенным Злобина по обширным торговым делам его и по должности часто разъезжал с места на место; Цыганов учился урывками, большей частью дома, а иногда в училище, какое находилось в месте пребывания семьи. Около 1816 года он поступил в саратовскую театральную труппу, в которой оставался в течение 12 лет, разъезжая по провинциальным театрам. Цыганов был женат на Марии Ивановне Чижовой, и назывался по чину её отца, губернского регистратора. Писатель М. Н. Загоскин заметил Цыганова в Симбирске и содействовал его переходу в труппу Московского Малого театра в 1828 году. В Москве Цыганов сблизился с театральными кругами, дружил с П. С. Мочаловым , Ф. А. Кони и М. С. Щепкиным .

Творчество

Все известные стихотворения Цыганова исполнены в стилистике фольклорной лирики, многие из них являлись песнями, которые по некоторым сведениям, Цыганов исполнял сам, аккомпанируя себе на гитаре. Вероятно, до приезда в Москву и знакомства с литературными тенденциями обеих столиц, Цыганов мыслил свои песни вне литературы и печати, однако в конце 1820-х, начале 1830-х гг. жанр литературной «русской песни» стал заметным и популярным: почти одновременно вышли сборники А. А. Дельвига и А. Ф. Мерзлякова .с многочисленными образцами жанра, на которые критика отреагировала благосклонно. Ранняя смерть не позволила Цыганову выступить с «русскими песнями» в литературе достаточно заметно, он начал печататься в периодических изданиях и подготовил сборник своих песен, но издать его не успел. Многие его песни разошлись в списках и песенниках, утратив имя автора (одни из самых известных: «Не шей ты мне, матушка, красный сарафан», «Ох, болит да щемит ретиво сердечко», «Что ты рано, травушка, пожелтела», «При долинушке береза», «По полю, полю чистому», «Ах ты, рощица, роща темная»). Музыку ко многим песням Цыганова писал А. Варламов .

Публикации

Впервые стихотворение Цыганова появляется в печати в 1828 г. Только в 1832 г. его тексты начинают регулярно печататься в «Молве», еженедельном прибавлении к «Телескопу » Надеждина . Перед самой смертью Цыганов подготовил сборник своих песен и отдал его на одобрение цензуры (цензурное разрешение выдано 3 ноября 1832 г.). Это собрание вышло только в 1834 г. (Русские песни Н. Цыганова. М., 1834); книга была напечатана небольшим тиражом и почти не замечена критикой; второе издание вышло только в 1857 году. В альманахе «Литературный кабинет » (1842) было напечатано цыгановское посвящение песен знаменитому актеру П. С. Мочалову и две песни; две другие - в «Репертуаре и пантеоне » в том же году, с рассказом о поэте редактора, Ф. А. Кони , который в жанре "русских песен" признал Цыганова лучше барона Дельвига , но слабее Кольцова .

Напишите отзыв о статье "Цыганов, Николай Григорьевич"

Литература

  • // Поэты из народа: Избр. стихотворения рус. нар. поэтов, с прил. сведений о жизни их и 7 портр.: Для школы и народа / Сост. К. А. Хренов . - М.: типо-лит. т-ва И.Н. Кушнерев и К°, 1901. - 141 с.
  • Н. Г. Цыганов. Биографическая справка // Песни и романсы русских поэтов. Т. 1. Л.: Советский писатель, 1988. С. 389-390.
  • Мерзляков А. Ф. // Русские песни Мерзлякова и Цыганова: С очерками жизни обоих поэтов. - СПб.: Новое время, 1880. - 114 с.

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Цыганов, Николай Григорьевич

– В ногу идите… Э!.. мужичье! – крикнул офицер, за плечи останавливая неровно шедших и трясущих носилки мужиков.
– Подлаживай, что ль, Хведор, а Хведор, – говорил передний мужик.
– Вот так, важно, – радостно сказал задний, попав в ногу.
– Ваше сиятельство? А? Князь? – дрожащим голосом сказал подбежавший Тимохин, заглядывая в носилки.
Князь Андрей открыл глаза и посмотрел из за носилок, в которые глубоко ушла его голова, на того, кто говорил, и опять опустил веки.
Ополченцы принесли князя Андрея к лесу, где стояли фуры и где был перевязочный пункт. Перевязочный пункт состоял из трех раскинутых, с завороченными полами, палаток на краю березника. В березнике стояла фуры и лошади. Лошади в хребтугах ели овес, и воробьи слетали к ним и подбирали просыпанные зерна. Воронья, чуя кровь, нетерпеливо каркая, перелетали на березах. Вокруг палаток, больше чем на две десятины места, лежали, сидели, стояли окровавленные люди в различных одеждах. Вокруг раненых, с унылыми и внимательными лицами, стояли толпы солдат носильщиков, которых тщетно отгоняли от этого места распоряжавшиеся порядком офицеры. Не слушая офицеров, солдаты стояли, опираясь на носилки, и пристально, как будто пытаясь понять трудное значение зрелища, смотрели на то, что делалось перед ними. Из палаток слышались то громкие, злые вопли, то жалобные стенания. Изредка выбегали оттуда фельдшера за водой и указывали на тех, который надо было вносить. Раненые, ожидая у палатки своей очереди, хрипели, стонали, плакали, кричали, ругались, просили водки. Некоторые бредили. Князя Андрея, как полкового командира, шагая через неперевязанных раненых, пронесли ближе к одной из палаток и остановились, ожидая приказания. Князь Андрей открыл глаза и долго не мог понять того, что делалось вокруг него. Луг, полынь, пашня, черный крутящийся мячик и его страстный порыв любви к жизни вспомнились ему. В двух шагах от него, громко говоря и обращая на себя общее внимание, стоял, опершись на сук и с обвязанной головой, высокий, красивый, черноволосый унтер офицер. Он был ранен в голову и ногу пулями. Вокруг него, жадно слушая его речь, собралась толпа раненых и носильщиков.
– Мы его оттеда как долбанули, так все побросал, самого короля забрали! – блестя черными разгоряченными глазами и оглядываясь вокруг себя, кричал солдат. – Подойди только в тот самый раз лезервы, его б, братец ты мой, звания не осталось, потому верно тебе говорю…
Князь Андрей, так же как и все окружавшие рассказчика, блестящим взглядом смотрел на него и испытывал утешительное чувство. «Но разве не все равно теперь, – подумал он. – А что будет там и что такое было здесь? Отчего мне так жалко было расставаться с жизнью? Что то было в этой жизни, чего я не понимал и не понимаю».

Один из докторов, в окровавленном фартуке и с окровавленными небольшими руками, в одной из которых он между мизинцем и большим пальцем (чтобы не запачкать ее) держал сигару, вышел из палатки. Доктор этот поднял голову и стал смотреть по сторонам, но выше раненых. Он, очевидно, хотел отдохнуть немного. Поводив несколько времени головой вправо и влево, он вздохнул и опустил глаза.
– Ну, сейчас, – сказал он на слова фельдшера, указывавшего ему на князя Андрея, и велел нести его в палатку.
В толпе ожидавших раненых поднялся ропот.
– Видно, и на том свете господам одним жить, – проговорил один.
Князя Андрея внесли и положили на только что очистившийся стол, с которого фельдшер споласкивал что то. Князь Андрей не мог разобрать в отдельности того, что было в палатке. Жалобные стоны с разных сторон, мучительная боль бедра, живота и спины развлекали его. Все, что он видел вокруг себя, слилось для него в одно общее впечатление обнаженного, окровавленного человеческого тела, которое, казалось, наполняло всю низкую палатку, как несколько недель тому назад в этот жаркий, августовский день это же тело наполняло грязный пруд по Смоленской дороге. Да, это было то самое тело, та самая chair a canon [мясо для пушек], вид которой еще тогда, как бы предсказывая теперешнее, возбудил в нем ужас.
В палатке было три стола. Два были заняты, на третий положили князя Андрея. Несколько времени его оставили одного, и он невольно увидал то, что делалось на других двух столах. На ближнем столе сидел татарин, вероятно, казак – по мундиру, брошенному подле. Четверо солдат держали его. Доктор в очках что то резал в его коричневой, мускулистой спине.

Биография

Родился в семье вольноотпущенного, ранее принадлежавшего хлеботорговцу и откупщику Злобину (основателю города Вольска). Отец поэта долгое время был доверенным Злобина по обширным торговым делам его и по должности часто разъезжал с места на место; малолетний сын учился кое-как, урывками, большей частию дома, а иногда поступая на время в училище, какое находилось в месте пребывания его семейства. Непредвиденные обстоятельства привели молодого Цыганова на артистическое поприще, и он поступил в саратовскую театральную труппу около 1816 года. Там оставался он около 12 лет, разъезжая притом и по другим окрестным городам, где были театры. Известный писатель М. Н. Загоскин в бытность свою в Симбирске заметил сценическое дарование Цыганова и содействовал переходу его в московский театр. Здесь успехи его были не особенно заметны, однако помнившие признавали в нем актёра умного и полезного. Но столичное пребывание Цыганова было непродолжительно. Переживши благополучно холеру года, он сделался в следующем году жертвою эпидемии, в то время уже уменьшившийся в Москве, но тем сильнее действовавшей на тех немногих, которых она поражала.

В частной жизни Цыганов был человек откровенный, добродушный, и несмотря на то, что любил подчас веселье и даже разгул, отличался какою-то застенчивостью, которая часто вызывала на шутки его товарищей и приятелей, очень любивших его. Впрочем, эта застенчивость не мешала ему презабавно и остроумно отшучиваться.

Цыганов был нежным сыном и заботился о содержании и успокоении старушки матери своей, которая потом была взята к себе в дом нашим славным артистом М. С. Щепкиным .

Творчество

Отлично знакомый с народными песнями, которые он собирал и слушал в разных местах России, Цыганов проникался духом этих песен и сочинял свои, которые сам очень приятно певал, аккомпанируя себе на гитаре. Некоторые его песни просто переделка известных народных песен или их развитие. Беспечный по природе, он не заботился собирать или печатать написанное; при жизни его немногие из его песен появились в печати, хотя некоторые сделались известны в десятках тысяч списков по всей России и стали народными; распевавшие эти песни едва ли знали имя сочинителя. Многие, вероятно, и теперь не знают, что Цыганов автор таких общеизвестных песен, как «Ох, болит да щемит ретиво сердечко», «Что ты рано, травушка, пожелтела», «При долинушке береза», «По полю, полю чистому», «Ах ты, рощица, роща темная» и проч. Из них «Не шей ты мне, матушка, красный сарафан», с приятною музыкою Титова, пользовалась известностию во всех слоях общества.

Публикации

После смерти Цыганова некоторые его песни появились в «Молве», еженедельном прибавлении к «Телескопу » Надеждина , и в других журналах. Собрание их вышло под заглавием «Русские песни Н. Цыганова» (М., 1834); книжка эта была напечатана в небольшом числе экземпляров и скоро сделалась библиографической редкостию; второе издание вышло в 1857 году без всяких перемен и тоже скоро разошлось. В альманахе «Литературный кабинет» (1842) было напечатано цыгановское посвящение песен знаменитому русскому актёру П. С. Мочалову и две песни; две другие - в «Репертуаре и пантеоне » в том же году, с рассказом о поэте редактора, Ф. А. Кони , который признал Цыганова поэтом гораздо выше барона Дельвига , но скромнее Кольцова .

Литература

  • Русские песни Мерзлякова и Цыганова. С очерком жизни обоих поэтов. - Издание третье в серии «Дешевая библиотека» А. С. Суворина, Спб., 1886.

Ссылки

Категории:

  • Актёры России
  • Персоналии по алфавиту
  • Поэты России
  • Родившиеся в 1797 году
  • Русские поэты
  • Умершие в 1831 году
  • Умершие в Москве

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Прозрачность среды
  • Прозрачность

Смотреть что такое "Цыганов, Николай Григорьевич" в других словарях:

    Цыганов Николай Григорьевич - (1797, Петербург, ‒ 1831, Москва), русский поэт, актёр. Родился в семье крестьянина вольноотпущенника. С 1816 много ездил по стране с Саратовской театральной труппой. В 1828 при содействии М. Н. Загоскина поступил в московский Малый театр. Песни… … Большая советская энциклопедия

    Цыганов Николай Григорьевич - Цыганов (Николай Григорьевич, 1797 1831) поэт, сын крепостного крестьянина, странствовавший по разным городам России актер комик, в последние годы игравший на сцене московского театра. Из его песен некоторые стали народными. Наиболее популярные… … Биографический словарь

    Цыганов, Николай Григорьевич - актер, автор популярных песен; отец его был сперва крепостным купца В. А. Злобина, известного своими торговыми предприятиями и хлебной торговлей по Волге и ее окрестностям; получив затем отпускную, Григорий Цыганов приписался в удельные крестьяне … Большая биографическая энциклопедия

    Цыганов Николай Григорьевич

    ЦЫГАНОВ Николай Григорьевич - (1797—1831), русский поэт, актер, исполнитель песен собств. сочинения. Стихи в духе нар. песен, в т. ч. «Красный сарафан»; сб. «Русские песни» (опубл. 1834).■ Мерзляков А. Ф. и Цыганов Н. Г., Рус. песни, 3 изд., СПБ, 1886 … Литературный энциклопедический словарь

    Цыганов Николай Григорьевич, поэт - (1797 1831) поэт, сын крепостного крестьянина, странствовавший по разным городам России актер комик, в последние годы игравший на сцене московского театра. Из его песен некоторые стали народными. Наиболее популярные из них: Что ты рано, травушка … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Николай Григорьевич Цыганов - (иногда ошибочно упоминается как Степанович; 1797, Санкт Петербург 1831 (по более сомнительным сведениям, 1832 или даже 1833), Москва) русский актёр и поэт. Содержание 1 Биография 2 Творчество 3 Публикации … Википедия

    Цыганов, Николай - Николай Григорьевич Цыганов (иногда ошибочно упоминается как Степанович; 1797, Санкт Петербург 1831 (по более сомнительным сведениям, 1832 или даже 1833), Москва) русский актёр и поэт. Содержание 1 Биография 2 Творчество 3 Публикации … Википедия

    Цыганов - Цыганов фамилия: Известные носители Мужчины Цыганов, Андрей Геннадьевич (р. 1961) заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы. Цыганов, Вадим Борисович поэт, композитор и дизайнер. Цыганов, Валерий Иванович (род … Википедия

    Николай Цыганов - Николай Григорьевич Цыганов (иногда ошибочно упоминается как Степанович; 1797, Санкт Петербург 1831 (по более сомнительным сведениям, 1832 или даже 1833), Москва) русский актёр и поэт. Содержание 1 Биография 2 Творчество 3 Публикации … Википедия

Цыганов Николай Григорьевич

Н.Г.ЦЫГАНОВ

В русской поэзии всегда существовал и существует сейчас жанр, который не имел и не имеет названия. Именно в этом жапре писал Николай Григорьевич Цыганов. Известный знаток русской литературы и быта конца XVIII - первой половины XIX века, литературовед и критик М. Н. Лонгинов в рецензии на посмертный сборник стихотворений Цыганова писал: "Как поэт Цыганов был в полном смысле что называется по-французски chansonnier (выражение, которое трудно перевести на русский язык). Он сочинял преимущественно песни и сам очепь приятно певал, аккомпанируя себе на гитаре". Жанр "русской песни" был очень распространен в то время, "песни" сочиняли почти все поэты. Но разница между песнями Цыганова и песнями, например, Дельвига заключалась в том, что песни Дельвига - это стихи, иные из которых, если композитор сочинял к ним музыку, могли действительно стать песнями, а песни Цыганова рождались как песни и только потом, попав в печать, становились фактом литературы. По свидетельству друзей, только часть его песен, очень небольшая, была напечатана, хотя распевали их по всей России, не зная, конечно, имени автора. Николай Григорьевич Цыганов был сыном отпущенного на нолю крепостного, он родился в 1797 году. Отец его служил у крупного волжского хлебного торговца и откупщика, по его делам он жил то в одном городе, то в другом. Повсюду за ним ездила и семья, поэтому Николай Цыгапов учился урывками в училищах разных городов. Восемнадцати лет он поступил в Саратове в театр актером, и с этой труппой разъезжал по Волге о гастролями. В саратовском театре он прослужил около двенадцати лет, потом его игру увидел М. Н, Загоскин, тогда драматург, служащий дирекции театров в Москве, впоследствии известный романист. Цыганов ему понравился, и он пригласил его в Москву. В Москве Цыганов вошел в труппу Малого театра, и тут его давнее увлечение народными песнями, которые он собирал и записывал во время гастрольных разъездов, получило одобрение и поддержку. Первый московский трагик П. С. Мочалов, драматург А. А. Шаховской (кстати, автор песни "Вниз по Волге-реке"), водевилист Ф. А. Кони, композитор А. Е. Варламов и другие образовали нечто вроде кружка любителей пения; они пели народные песни, сочиняли собственные. В атом кружке развернулся талант Цыганова. Всего три года он прожил в Москве, но за это время им были написаны песни, которые стали поистине народными, и среди них "Красный сарафан" ("Не шей ты мне, матушка, красный сарафан"), "При долинушке береза", "Смолкни, пташка-канарейка" и другие. Цыганов, обращаясь к Мочалову, писал о своих песнях;

Ищите в песнях не стихов, Не сладких кудреватых слов Поэтов - баловней искусства! В душевной скорби, в простоте Писал простого сердца чувства.

Песни Цыганова пели любимые москвичами цыганские хоры. Любил их слушать и Пушкин. А. О. Смирнова-Россет в своих воспоминаниях передает рассказ Пушкина о том, как он, будучи еще женихом Н. Н. Гончаровой, слушал с нею "Красный сарафан". "Я уже был влюблен,-" вспоминал Пушкин,- и мне очень хотелось сказать ей: "Не говорите вашей матушке того, что говорит в этом романсе девушка своей матери, потому что если вы не выйдете за меня, я уйду в святогорские монахи, не буду писать стихов, и русские хрестоматии много потеряют от этого... Вы же, как Татьяна, выйдете замуж за генерала, и он будет гораздо ревнивее, чем я". Цыганов умер в 1832 году. При его жизни в печати появилось в журналах не более десяти стихотворений. В 1834 году друзья собрали и издали небольшую книжечку "Русские песни Н. Цыганова", и с тех пор редкий русский песенник не включает его песен,

"Не шей ты мне, матушка, Красный сарафан, Не входи, родимушка, Попусту в изъян!

Рано мою косыньку На две расцлетать! Прикажи мне русую В ленту убирать!

Пущай, не покрытая Шелковой фатой, Очи молодецкие Веселит собой!

То ли житье девичье, Чтоб его менять, Торопиться замужем Охать да вздыхать?

Золотая волюшка Мне милей всего! Не хочу я с волюшкой В свете ничего!"

- "Дитя мое, дитятко, Дочка милая! Головка победная, Неразумная!

Не век тебе пташечкой Звонко распевать, Легкокрылой бабочкой По цветам порхать!

Заблекнут на щеченьках Маковы цветы, Прискучат забавушки Стоскуешься ты!

А мы и при старости Себя веселим: Младость вспоминаючи, На детей глядим;

И я молодешенька Была такова, И мне те же в девушках Пелися слова!"

"Что ты рано, травушка, Пожелтела? Что вы рано, цветики, Облетели? Что ты так, красавица, Похудела: Впали алы щеченьки, Побледнели... Впали ясны оченьки, Потускнели?.." - "Не успели цветики Распуститься, Уж их злая засуха Поедает... Не успела я с дружком Обручиться, Уж он меня, бедную,

Покидает Без поры, без времени Убивает!"

- "Только ль свету белого, Что в оконце? Только ль добрых молодцев, Что изменщик? Не тумань, голубушка,

Ясных оч ек, Не слези, лебедушка, Алых щечек! Выбирай любимого

Из удалых По нраву приятному, По обычыо, По уму, по разуму

Да по сердцу!" - "Погляжу ль я на небо: Звездок много Да один во звездочках Светел месяц! Загляну ль в зеленый сад:

Пташек много Да один во пташечках Ясен сокол! Взгляну ли на молодцев:

Добрых много Да не придут девушке По обычыо, По уму, по разуму Да по сердцу".

Брезжит месяц молодой, Из-за туч мелькая; Плачет парень удалой, Долго проклиная!

Губит горе молодца, Как цветок - морозы... Удалому без конца Без отрады слезы!

В гору речки пе текут А под гору льются!.. В счастьи люди слез не льют Весело смеются!

Всё придумал молодец, А тоска - тоскою! И настанет ей конец С гробовой доскою!..

Вот однажды вечерком Он поет в кручине, И разносит ветерком Песню по долине:

"Уж ты мать, ты моя мать, Матушка родная! На тебя ли мне пенять, Долю проклиная?

Не для слез ли родила Молодца в час ночи? Не для горьких ли дала Мне черные очи?

Я не вижу красных дпей, Радостей не знаю, И, как льдинка от лучей, На песочке таю!

Если прошен да молён, Так за что мученье? Легче б был я задушен При самом рожденьи!

Словно месяц молодой, В тучах утопая, Я загину, удалой, Долю проклиная!"

"Что ты, соловьюшко, Корму не клюешь? Вешаешь головушку, Песен не поешь?"

- "Пелося соловьюшку В рощице весной... Вешаю головушку В клетке золотой!

На зеленой веточке Весело я жил... В золотой же клеточке Буду век уныл!.."

- "Зеленой ли веточке К песням приучать? В золотой же клеточке Соловью ль молчать?"

- "Зеленая веточка Сердце веселит; Золотая ж клеточка Умереть велит!..

Подружка на веточке Тужит обо мне, Стонут малы деточки... До пенья ли мне?"

- "Отперто окошечко К рощице твоей, Будь счастлив, мой крошечка, Улетай скорей!"

Каркнул ворон на березе... Свистнул воин на коне... Погибать тебе, красотке, В чужедальней стороне!..

Ах, за чем, за кем бежала Ты за тридевять полей, Для чего не размышляла Ты об участи своей?..

Всё покинула, забыла Прах отца, старушку мать И решплася отчизну На чужбину променять.

То ли счастье, чтобы очи Милым сердцу веселить, После ими ж дни и ночи Безотрадно слезы лить?

Неужли ты не слыхала Об измене? - "Никогда!" Неужли ты полагала В сердце верность?.. - "Навсегда!

Было некому, бедняжку, Поучить меня уму, И голодной, вольной пташкой Я попалась к сеть к нему...

Никого я не спросилась, Кроме сердца своего, Увидала - полюбила, И умру, любя его!"

Каркнул ворон на березе... Свистнул воин на коне... И красотка погибает В чужедальней стороне.

ЦЫГАНОВ , Николай Григорьевич -- поэт. В биографии Ц. много невыясненного. Свидетельства первых его биографов, писавших о нем много лет спустя после его смерти, во многом противоречат друг другу. Большинство исследователей творчества Ц. вслед за М. Лонгиновым (Московские ведомости.-- 1857.-- 30 мая.-- No 65.-- С. 298--299) основывались на следующих фактах его биографии. Ц. родился в Петербурге в семье вольноотпущенного крестьянина. Отец Ц. после получения вольной выполнял торговые поручения известного в волжском крае хлебопромышленника Злобина. Детство Ц. провел в разъездах с отцом по России. Учился урывками. В 1816 г. поступил в Саратовскую театральную труппу и вместе с ней гастролировал по разным городам. В Симбирске был замечен М. Н. Загоскиным, служившим тогда в театральной инспекции, и при содействии последнего стал актером Московского Малого театра. По другой версии (Гербель Н. В. Русские поэты в биографиях и образцах.-- Спб., 1880.-- С. 406--408), Ц. родился в Москве в мещанском семействе, был помещен в театральное училище на одиннадцатом году и закончил его примерно через 8 лет, получив звание артиста императорских театров. На основании документальных данных (надписи на могильной плите Ц., программ театральных спектаклей с его участием и печатных рецензий на эти спектакли) можно считать установленными лишь даты рождения и смерти Ц. (последняя -- приблизительна) и время его службы в московских театрах (начало 1828 -- конец 1832) -- в Малом и Большом, где он исполнял драматические роли (преимущественно плутов, слуг и комических стариков) и некоторые оперные партии. Отдельные сведения о личности Ц., свойственной ему манере исполнения своих произведений, его деятельности по собиранию фольклора, его окружении (он был другом великого трагика П. С. Мочалова), содержащиеся в двух вариантах его биографии, подтверждаются прямо или косвенно высказываниями близко знавших его современников. Почти все произведения Ц. (около 50) принадлежат к одному жанру, который современники называли "русской песней". Создавая свои песни, Ц. ориентировался прежде всего на образцы устной народной лирики. По свидетельству Ф. А. Кони, Ц. был великолепным знатоком фольклора, "исходил почти всю Россию, чтоб послушать родные звуки у русского человека в скорбный и веселый час", и собрал богатую коллекцию волжских разбойничьих песен, которую не успел опубликовать (Пантеон русского и всех европейских театров.-- 1840.-- Ч. I.-- С. 130). Ц. мало заботился о публикации песен, но любил исполнять их, аккомпанируя себе на гитаре. По-видимому, довольно часто Ц. пел в домах актрисы М. Д. Львовой-Синецкой и драматурга А. А. Шаховского, где постоянно собирались писатели и актеры (в доме Львовой-Синецкой бывал композитор А. Е. Варламов, написавший ряд романсов на стихи Ц.). Характерные для лирики Ц. темы: несчастливая любовь молодца или девицы, неудачный брак, женская обездоленность, неволя, смерть на чужбине. Песни имеют чаще всего форму лирической исповеди или эмоционального рассказа, обычно перемежающегося монологами и диалогами персонажей, с жалобами на разлуку, измену, ревнивого мужа, сиротство, одиночество и т. п. Ц. лучше своих современников, работавших в жанре "русской песни", владел многообразием приемов народной лирики. Типичен для его песен прием образного параллелизма ("Ясну соколу быть поиману, / Обескрылену / Во неволе... / Добру молодцу быть в солдатушках / Обезглавлену / В ратном поле" -- "Песни и романсы русских поэтов".-- М.; Л., 1965.-- С. 422). Чрезвычайно органично вписаны в лучшие песни Ц. отрицательные сравнения ("Не успели цветики / Распуститься, / Уж их злая засуха / Поедает.../ Не успела я с дружком / Обручиться,/ Уж он меня, бедную, / Покидает" -- Там же.-- С. 420), риторические обращения к природе ("Что ты рано, травушка, пожелтела?" -- Там же.-- С. 420; "Ты подуй, подуй, / Тихий тепленький / Ветерочик" -- Там же.-- С. 435), постоянные эпитеты ("русы кудри", "резвы ноженьки", "змея лютая", "под косящетым окошечком", "Окол садика зеленого, / Близко терема высокого" -- "Песни русских поэтов".-- Л., 1936.-- С. 226--227), парные синонимические словосочетания ("журит, бранит", "по уму, по разуму", "в тоске-кручине"), слова с уменьшительными суффиксами ("лебедушка", "голубчики", "сердечушко", "зоренька"). Нотных записей напевов, которые сочинял (или подбирал к своим текстам из народного репертуара) Ц., не сохранилось, поэтому выяснение музыкально-ритмической основы его песен невозможно. Активное использование Ц. рифмы и других звуковых повторов (внутренней рифмы и консонансов) в значительной мере было отражением новых тенденций в устном народном творчестве и лишь отчасти может быть объяснено непосредственным воздействием книжных образцов. Большая часть песен Ц. имеет элегическую окраску. В его лирике, как и в лирике других поэтов его времени, тяготевших к стилизации фольклора (А. А. Дельвиг, А. Ф. Мерзляков, Ф. Н. Глинка), ощутимы мотивы сентиментальной и романтической поэзии. Это сказывается в выборе тем (см. выше), в сюжетных ситуациях отдельных песен (гибель одного из влюбленных или их обоих, оплакивание погибшего: "Лежит в поле дороженька", "Не туманами, не мглой солнышко затмилось" и др.; мрачные и трагические картины вещего сна, соперничества жены и любовницы разбойника: "Рассудите мне, люди добрые", "У соловушки одна песенка"), в образной системе ("И как льдинка от лучей на песочке таю" -- "Песни и романсы русских поэтов".-- М.; Л., 1965.-- С. 424; "Бурным вихорем умчалась / Младость -- красная пора" -- "Песни русских поэтов".-- Л., 1936.-- С. 251), в лексике ("слезы горькие", "вздохи тяжкие", "как безумная заметалася"). Заметнее всего влияние книжной поэзии в тех сочинениях Ц., которые отличаются скорее романсовым, нежели песенным складом ("Русская элегия", "Каркнул ворон на березе"). Ц. был непосредственным предшественником А. В. Кольцова. Отличаясь от Кольцова камерностью своего дарования, уступая ему в социальной значимости и широте тематики, Ц. в то же время в лучших своих песнях в большей степени приблизился к традиционной народной лирике. Ц. опубликовал при жизни очень незначительное количество текстов (Комета.-- 1830.-- С. 99--102, 216; "Молва" от 15 марта и 2 мая 1832 г.-- С. 97, 161). Первый поэтический сборник Ц., включивший большую часть его песен, вышел лишь в 1834 г. Однако уже при жизни Ц. песни его расходились в списках по всей России. Многие из них попали в популярные песенники. Наибольшую популярность приобрел романс "Не шей ты мне, матушка, красный сарафан", музыку к которому написал А. Е. Варламов. К наследию поэта обращались также А. Н. Верстовский ("При долинушке береза белая стояла"), П. И. Чайковский ("Без поры да без времени сохнет в поле муравушка", "Не кукушечка во сыром бору жалобнехонько вскуковала"), С. В. Рахманинов ("Что ты, соловьюшко, корму не клюешь?") и др. Ряд песен Ц. получил широкое распространение в народной среде. Вплоть до настоящего времени собиратели фольклора постоянно фиксировали в народном репертуаре варианты песен "Ах спасибо же тебе, синему кувшину", "Течет речка по песочку", "Каркнул ворон на березе", "Я посею, молоденька, цветиков маленько" и др. Соч.: Русские песни Н. Цыганова.-- М., 1834; Песни русских поэтов (XVIII -- первая половина XIX века).-- Л., 1936.-- С 52--59; Песни и романсы русских поэтов.-- М.; Л., 1965.-- С. 417--459. Лит.: Лонгинов М. Николай Григорьевич Цыганов // Московские ведомости.--1857.-- No 65.-- 30 мая.-- С. 298--299; Гербель Н. В. Русские поэты в биографиях и образцах.-- Спб., 1880.-- С. 407--408; Русские песни Мерзлякова и Цыганова. С очерком жизни обоих поэтов.-- Спб., 1886.-- С. 33--39; Московский Некрополь.-- Спб.. 1908.-- Т. 3.-- С. 299; Острогорский В. Этюды о русских писателях. Художник русской песни А. В. Кольцов.-- Спб., 1911.-- Т. IV.-- С. 22--26; Сидельникова А. В. Песни Н. Г. Цыганова и их народные варианты // Уч. зап. МГПИ им. В. И. Ленина. Вопросы русской литературы.-- М., 1970.-- Т. 389,-- С. 135--147; Н. Г. Цыганов и его песенное творчество // Там же.-- М., 1971.-- Т. 455.-- С. 143--159; Совалин В. С. Ритмическая организация песен Н. Г. Цыганова // Традиции и новаторство в русской литературе. Сб. трудов МОПИ им. Н. К. Крупской.-- М., 1977.-- С. 61--101.