Национальный музей истории в шанхае. Десять лучших музеев шанхая

В России три основных региона распространения буддизма, и лежат они весьма далеко друг от друга: Бурятия, Республика Тыва и Калмыкия. Впрочем, есть и другие места. Рассказываем обо всех.

Санкт-Петербург


Самый северный буддийский храм в мире, дацан Гунзэчойнэй, находится в Санкт-Петербурге, хотя и располагается вдали от центра города, на Приморском проспекте. Он был закончен за несколько лет до Октябрьской революции, с перерывами работал в качестве храма до 30-х годов, витражи в нем изготавливались по эскизам Николая Рериха. Здание возвращено религиозной общине в перестройку, и сегодня там проходит множество богослужений. На главном алтаре храма установлен новый бурхан Большого Будды Шакьямуни, покрытый сусальным золотом, вместе с троном он достигает пятиметровой высоты.

Посещение дацана можно совместить с походом на Елагин остров, популярное место отдыха петербуржцев: буддистская обитель располагается через дорогу от его северного выхода. Кроме религиозных практик здесь можно отведать позы - типичную бурятскую еду, вариацию на тему мантов. Ни здесь, ни в иных местах российские буддисты не сильно заботятся на практике о счастье всех живущих существ: традиционно позы начинены говядиной или бараниной. Кафе располагается в подвале, интерьер непритязательный, зато интересные цены.

Столичным же верующим пришлось ждать довольно долго: только 16 сентября 2017 года в Отрадном состоялось торжественное открытие первой буддийской ступы просветления. Она находится на территории будущего буддийского храмового комплекса «Тупден Шедублинг - Центр изучения и практики учения Будды». Ступа открыта для посещения по субботам и воскресеньям с 11:00 до 17:00.

Калмыкия

Огромная Золотая обитель Будды Шакьямуни возвышается над Элистой, весьма малоэтажным и довольно обычным городом. Храм освятили в 2005 году, его окружают более сотни белоснежных ступ и 17 пагод со статуями великих буддийских учителей. Обойдите все и почитайте об этих великих мудрецах. Главная достопримечательность хурула - самая большая в России и Европе статуя Будды (9 м).

Расписание служб обширное: молебны о благополучии калмыцкого народа проводятся каждое утро, заупокойные молебны - по пятницам. В 8-й, 15-й и 30-й день лунного месяца проводятся мацг-одр - большие молебны. В храме днем можно получить индивидуальную консультацию, здесь работает музей, центр медицины, библиотека и киноклуб.

Байкал

Куда как проще увидеть одну из буддистских святынь туристам, посещающим Байкал. На небольшом острове Огой посреди байкальского Малого моря стоит буддийская ступа просветления. Ее полное название - Ступа просветления, покорения демонов, содержащая статую Женской Формы, Матери всех Будд, Единственной Матери Трома Нагмо. Строили святыню летом 2005 года за счет частных пожертвований волонтеры из многих российских городов: стройматериалы везли по воде на катерах, потом вручную поднимали на вершину. Здесь впервые в России в одном месте собрали и вложили в ступу для потомков обширную библиотеку (ее вес составил 750 кг) оригинальных буддийских текстов: полного собрания канонических текстов Ганджура - поучений, составленных из слов самого Будды, и Данджура - комментариев индийских буддийских учителей к сутрам и тантрам, были заложены и неизвестные ранее западной науке тексты на тибетском языке и санскрите. Кроме старинных манускриптов в ступу вложены мантры и священные буддийские реликвии, в том числе частицы волос и крови Будды Шакьямуни.

Тыва

Буддизм на территорию этого региона пришел еще в IX веке и закрепился к XIV веку, во времена, когда регион входил в состав Монгольской империи. После революции 1917 года все имеющиеся хуралы были закрыты, и только в 90-х годах началось постепенное возрождение буддийской общины. Храмовый комплекс «Зеленая Тара» в пригороде Кызыла уже больше десяти лет только планируется к постройке, чуть лучше обстоят дела со статуей Будды на священной горе Догээ. А главный храм республики Цеченлинг несколько лет назад пережил правовой скандал, связанный с определением права собственности. В Тыве буддизм особенно сильно смешивается с местными языческими верованиями. Пока проекты храмов не реализованы, обряды проводятся в природных священных местах, расписание можно попробовать уточнить в Объединении буддистов Тывы.

Столь удаленная республика, возможно, самое нетронутое место в России - в состав СССР она вошла самой последней, оставаясь формально независимой до 1944 года. Так что добравшиеся сюда смогут не только прикоснуться к буддизму, но и познакомиться с горной природой, древними обычаями или продолжить свое путешествие в Монголии, до границы с которой от столицы региона чуть меньше 300 км.

Алтай

Важным центром распространения буддизма является Алтай. Местное население издавна использовало элементы буддизма в своих культах, впрочем, не так сильно укоренившихся. Но вот энергетика местных гор сегодня привлекает ищущих духовного просветления.

Сейчас Республика Алтай является сосредоточием трех основных мировых религий: христианства, буддизма и ислама. Здесь есть храмы, мечеть, но главный дацан пока не построен. Первый камень под строительство буддийского монастыря-университета заложили в 2015 году в селе Майма под Горно-Алтайском.

Также в Горно-Алтайске открыт камерный храм общины Ак-Буркан. Заняться практиками можно в центре «Шен Линг», духовным главой которого является тибетский лама. По предварительной договоренности здесь можно провести некоторое время в обучении медитации и духовных практиках. Официальную плату здесь не берут, все основывается на добровольном подношении учителю. Ученики обязуются не убивать, не воровать, не употреблять одурманивающих сознание веществ (табак, наркотики, алкоголь), не прелюбодействовать (не вступать в половые взаимоотношения с чужими партнерами).

Бурятия

Наконец, Бурятия - главный центр буддизма в России. Именно местные буддисты добились в XVIII веке у императрицы Елизаветы Петровны официального признания своей религии. Сегодня здесь, а также в соседней Читинской области действуют 23 дацана (монастыря). Добраться до Улан-Удэ относительно просто: через город проходит Транссиб, а в аэропорту - множество дальних (Москва, Новосибирск, Екатеринбург, Красноярск) и местных рейсов. Если вы выберите самолет, то первый барабан со священными мантрами встретит вас на выходе из аэропорта.

Главная буддистская обитель, она же резиденция главы российского буддизма, - Иволгинский дацан, из города до него около часа на автомобиле. В монастырском комплексе с десятком храмов и статуй для приезжих проводятся экскурсии, можно принять участие в обрядах и ритуалах. Для этого надо подготовиться: прибыть в нужное строение дацана (или какую-то точку рядом с ним) в строго обозначенное время и иметь с собой определенные продукты (молоко, водка, мясо) или вещи. В одном из храмов дацана - Благословенном дворце хамбо-ламы Итигэлова хранится тело ламы буддистов Восточной Сибири. В 1927 году он умер и обрел нетленное тело: его останки пролежали до 2002 года в специальном саркофаге и не разложились, сейчас они хранятся в дацане и почитаются как святыня.

Из бонусов приехавшим в Улан-Удэ - огромная голова Ленина со слегка азиатским разрезом глаз посреди города, близость восточного, менее популярного и более дикого берега Байкала, а также железная и автомобильная дорога до столицы Монголии Улан-Батора.

Еще хотите узнать новости интересные в мире, тогда посещайте наш портал каждый день.

В России три основных региона распространения буддизма, и лежат они весьма далеко друг от друга: Бурятия, Республика Тыва и Калмыкия. Впрочем, есть и другие места. Рассказываем обо всех.

Санкт-Петербург


Самый северный буддийский храм в мире, дацан Гунзэчойнэй, находится в Санкт-Петербурге, хотя и располагается вдали от центра города, на Приморском проспекте. Он был закончен за несколько лет до Октябрьской революции, с перерывами работал в качестве храма до 30-х годов, витражи в нем изготавливались по эскизам Николая Рериха. Здание возвращено религиозной общине в перестройку, и сегодня там проходит множество богослужений. На главном алтаре храма установлен новый бурхан Большого Будды Шакьямуни, покрытый сусальным золотом, вместе с троном он достигает пятиметровой высоты.

Посещение дацана можно совместить с походом на Елагин остров, популярное место отдыха петербуржцев: буддистская обитель располагается через дорогу от его северного выхода. Кроме религиозных практик здесь можно отведать позы — типичную бурятскую еду, вариацию на тему мантов. Ни здесь, ни в иных местах российские буддисты не сильно заботятся на практике о счастье всех живущих существ: традиционно позы начинены говядиной или бараниной. Кафе располагается в подвале, интерьер непритязательный, зато интересные цены.

Столичным же верующим пришлось ждать довольно долго: только 16 сентября 2017 года в Отрадном состоялось торжественное открытие первой буддийской ступы просветления. Она находится на территории будущего буддийского храмового комплекса «Тупден Шедублинг — Центр изучения и практики учения Будды». Ступа открыта для посещения по субботам и воскресеньям с 11:00 до 17:00.

Калмыкия

Огромная Золотая обитель Будды Шакьямуни возвышается над Элистой, весьма малоэтажным и довольно обычным городом. Храм освятили в 2005 году, его окружают более сотни белоснежных ступ и 17 пагод со статуями великих буддийских учителей. Обойдите все и почитайте об этих великих мудрецах. Главная достопримечательность хурула — самая большая в России и Европе статуя Будды (9 м).

Расписание служб обширное: молебны о благополучии калмыцкого народа проводятся каждое утро, заупокойные молебны — по пятницам. В 8-й, 15-й и 30-й день лунного месяца проводятся мацг-одр — большие молебны. В храме днем можно получить индивидуальную консультацию, здесь работает музей, центр медицины, библиотека и киноклуб.

Байкал

Куда как проще увидеть одну из буддистских святынь туристам, посещающим Байкал. На небольшом острове Огой посреди байкальского Малого моря стоит буддийская ступа просветления. Ее полное название — Ступа просветления, покорения демонов, содержащая статую Женской Формы, Матери всех Будд, Единственной Матери Трома Нагмо. Строили святыню летом 2005 года за счет частных пожертвований волонтеры из многих российских городов: стройматериалы везли по воде на катерах, потом вручную поднимали на вершину. Здесь впервые в России в одном месте собрали и вложили в ступу для потомков обширную библиотеку (ее вес составил 750 кг) оригинальных буддийских текстов: полного собрания канонических текстов Ганджура — поучений, составленных из слов самого Будды, и Данджура — комментариев индийских буддийских учителей к сутрам и тантрам, были заложены и неизвестные ранее западной науке тексты на тибетском языке и санскрите. Кроме старинных манускриптов в ступу вложены мантры и священные буддийские реликвии, в том числе частицы волос и крови Будды Шакьямуни.

Тыва

Буддизм на территорию этого региона пришел еще в IX веке и закрепился к XIV веку, во времена, когда регион входил в состав Монгольской империи. После революции 1917 года все имеющиеся хуралы были закрыты, и только в 90-х годах началось постепенное возрождение буддийской общины. Храмовый комплекс «Зеленая Тара» в пригороде Кызыла уже больше десяти лет только планируется к постройке, чуть лучше обстоят дела со статуей Будды на священной горе Догээ. А главный храм республики Цеченлинг несколько лет назад пережил правовой скандал, связанный с определением права собственности. В Тыве буддизм особенно сильно смешивается с местными языческими верованиями. Пока проекты храмов не реализованы, обряды проводятся в природных священных местах, расписание можно попробовать уточнить в Объединении буддистов Тывы.

Столь удаленная республика, возможно, самое нетронутое место в России — в состав СССР она вошла самой последней, оставаясь формально независимой до 1944 года. Так что добравшиеся сюда смогут не только прикоснуться к буддизму, но и познакомиться с горной природой, древними обычаями или продолжить свое путешествие в Монголии, до границы с которой от столицы региона чуть меньше 300 км.

Алтай

Важным центром распространения буддизма является Алтай. Местное население издавна использовало элементы буддизма в своих культах, впрочем, не так сильно укоренившихся. Но вот энергетика местных гор сегодня привлекает ищущих духовного просветления.

Сейчас Республика Алтай является сосредоточием трех основных мировых религий: христианства, буддизма и ислама. Здесь есть храмы, мечеть, но главный дацан пока не построен. Первый камень под строительство буддийского монастыря-университета заложили в 2015 году в селе Майма под Горно-Алтайском.

Также в Горно-Алтайске открыт камерный храм общины Ак-Буркан. Заняться практиками можно в центре «Шен Линг», духовным главой которого является тибетский лама. По предварительной договоренности здесь можно провести некоторое время в обучении медитации и духовных практиках. Официальную плату здесь не берут, все основывается на добровольном подношении учителю. Ученики обязуются не убивать, не воровать, не употреблять одурманивающих сознание веществ (табак, наркотики, алкоголь), не прелюбодействовать (не вступать в половые взаимоотношения с чужими партнерами).

Бурятия

Наконец, Бурятия — главный центр буддизма в России. Именно местные буддисты добились в XVIII веке у императрицы Елизаветы Петровны официального признания своей религии. Сегодня здесь, а также в соседней Читинской области действуют 23 дацана (монастыря). Добраться до Улан-Удэ относительно просто: через город проходит Транссиб, а в аэропорту — множество дальних (Москва, Новосибирск, Екатеринбург, Красноярск) и местных рейсов. Если вы выберите самолет, то первый барабан со священными мантрами встретит вас на выходе из аэропорта.

Главная буддистская обитель, она же резиденция главы российского буддизма, — Иволгинский дацан, из города до него около часа на автомобиле. В монастырском комплексе с десятком храмов и статуй для приезжих проводятся экскурсии, можно принять участие в обрядах и ритуалах. Для этого надо подготовиться: прибыть в нужное строение дацана (или какую-то точку рядом с ним) в строго обозначенное время и иметь с собой определенные продукты (молоко, водка, мясо) или вещи. В одном из храмов дацана — Благословенном дворце хамбо-ламы Итигэлова хранится тело ламы буддистов Восточной Сибири. В 1927 году он умер и обрел нетленное тело: его останки пролежали до 2002 года в специальном саркофаге и не разложились, сейчас они хранятся в дацане и почитаются как святыня.

Из бонусов приехавшим в Улан-Удэ — огромная голова Ленина со слегка азиатским разрезом глаз посреди города, близость восточного, менее популярного и более дикого берега Байкала, а также железная и автомобильная дорога до столицы Монголии Улан-Батора.

Невозможно говорить об искусстве и архитектуре Таиланда , не говоря при этом о религии, потому что в течение многих лет именно строительство буддийских монастырей было главным вдохновением для архитекторов и скульпторов. Сегодня, Таиланд ослепляет своим богатством сакральной архитектуры.

Буддийский монастырь или Ват

Когда вы переступаете порог буддийского монастыря в Таиланде, вы попадаете в таинственный "город" полный затейливых узоров, леденящих душу статуй неземных чудовищ. Человека первый раз посетившего буддийский монастырь поражает позолота, сложные многоступенчатые крыши и многое другое. Среди всего многообразия буддийских монастырей,есть определенные закономерности и Вы должны знать, что каждое здание храма несет четко определенные функции.

На обширной территории буддийского храма, который называется "Ват", обычно находится несколько типовых строений несущих определенные религиозные функции: Бот, Вихан, Чеди или Пранг. Но Буддийский монастырь это не только культовое сооружение, это еще и важный центр общественной жизни и поэтому на территории монастыря можно встретить: Мондоп, Прасат, Библиотека, Ступы с прахом, жилые помещения для монахов и колокольни. Так же на территории буддийского монастыря могут быть расположены: школы, больницы, похоронные бюро и даже центры тайского массажа или например, центр реабилитации наркоманов. Внутри почти каждого здания можно обнаружить скульптурное или настенное изображение Будды, изображение персонажей взятые из национальных мифов и верований. Наиболее важные статуи, изображения Будды, как правило, находятся в главном храме(Бот).

В Таиланде более 32700 буддийских монастырей и они очень сильно отличаются друг от друга в зависимости от того места, где находится. Некоторые из них сегодня живут полной жизнью, принимают по 20 автобусов туристов, повязывают сотни веревочек на руки и там только золотой таблички "ООО "Буддийский монастырь"" на стене не хватает. Но большинство буддийских монастырей в Таиланде ведут тихую, мирную жизнь, постигая учение Будды и живя исключительно на пожертвование от местного населения. Так же отличия в буддийских монастырях прослеживаются в зависимости от территории и эпохи в которую они были построены.

Постройки в Буддийском монастыре

Чеди и Пранг

Чеди и Пранг два типа храмовых сооружения которые очень похожи между собой. Это куполообразное или башня в виде колокола резко стремящиеся ввысь. Чеди похожа на форму колокола увенчанного огромным шпилем.

Это сооружение можно отнести к очень важным объектам буддийского монастыря. Первоначально Чеди и Пранг служили местом для хранения частиц праха Будды, праха великих правителей и выдающихся монахов. В некотором роде весь буддийский монастырь с его постройками служит "приложением" к Чеди или Прангу, где хранятся священные мощи Будды.

Пранг берет свои корни из кхмерского искусства. Он тоньше, чем Чеди и имеет ряд декоративных, резных или литых форм религиозного толка.

Бот

Бот или Ubosoth это место, где проходят важные торжества в монастыре. Это одно из наиболее важных зданий храма, который, как правило, содержит самые почитаемые статуи Будды.
Бот обычно располагается в центре Вата. Интерьер этого здания богат на резные окна и двери. Потолок и стены покрыты росписями изображающих сцены из жизни Будды и мифологии связанной с индуизмом. Напротив главного входа, в самом конце обязательно стоит статуя Будды. очень часто в строительстве это здания используются характерные элементы тайской религиозной архитектуры, такие как колонны постепенно сужающийся к верху. Очень часто это здание окружено колоннадой, имеет белые стены, красного цвета отделку окон, дверей и черепичную крышу украшенную изображениями драконов и змей, которые охраняют здание от злых духов.

Бот это место, где проводят самую важную церемонию для каждого монаха, именно здесь происходит посвящение в монахи.

Бот Ват Пхра Кео

Вихан (он же Вихарн, Вихара), здание предназначенное для больших собраний верующих и монахов, является в некотором роде скромной версией бота.

Основное различие между этими структурами, является то, что Виханов в буддийском храме может быть несколько, главный храм (Бот) может быть только один. Вихан это место, где буддисты могут молиться и приносить пожертвования для Будды. В Вихане проводят лекции для монахов и даже светские ученые читают свои труды так или иначе затрагивающие религиозную жизнь.
Хотя Вихан это более скромное строение и имеет меньшее значение, чем бот, но тем не менее среди них есть настоящие жемчужины. Например, Вихан Ват Пхо в Бангкоке , где на фоне фресок, изображающих истории из Рамакиен, расположены в ряд многочисленные статуи Будды.

Вихан в монастыре Чалонг на Пхукете

Мондоп

Здание используется для хранения и поклонения священным реликвиям. Например, недалеко от Паттайи есть Мондоп, где "хранится" отпечаток стопы Будды. Надо сказать, что Будда никогда не был в Юго-Восточной Азии.

Это здание свойственно Кхмерской архитектуры, характеризуется центральной башней - Пранг в окружении меньших башен. Например, внутри прасат , в окружении Кинари и Гаруд, находится пантеон статуй королей династии Чакри в натуральную величину.

Это здания часто используется для медитаций, или просто место, где можно укрыться от палящего солнца усталому путнику. Чаще всего выполняется в виде беседки. Там же могут проходить лекции и занятия для детей.

Сала в монастыре Чалонг, Пхукет.

Библиотека

Как правило, богато украшенные здания, конструкция стоит на сваях. Это необходимо для защиты ценных бумаг и документов от влаги и насекомых.

Галерея

Галерея это богато украшенный коридор, с ярко и красиво разукрашенными стенами, вдоль которой могут быть расположены в ряд буддийские статуи. Особенно впечатляющими являются галереи картин в Ват Пхра Кео, изображающие сцены из Рамакиен.

Колокольня представляет собой простую башню с перекрытиями, но без стен, на вершине которой, под крышей помещают барабан или колокол. Удары в колокол помогают монахам соблюдать распорядок дня - созывает к молитве, медитации, призывает к приему пищи.

Кути это часто не просто здание это целая территория предназначенная для проживания монахов на территории буддийского монастыря.

Крематорий

Это небольшое, одиноко стоящее здание с высокой трубой. Крематории есть на территории почти каждого буддийского монастыря . Выглядят они иногда очень красочно и ярко, как например на этой фотографии. Часто рядом можно обнаружить небольшие ступы, в которых хранится прах умерших людей.

Сема (Bai Sema)

Сема (Bai Sema) или пограничные камни. Выставляются вокруг самого главного здания и служат для разметки. По сторонам света снаружи главного здания выставляется 8 Сема, под которые кладут круглые камнй и один круглый камень закладывается под главную статую Будды (Luk Nimit ). Выглядит, как небольшое сооружение, внутри которого находятся большие листья дерева Ботке из камня.

Круглые камни, которые подготовили для закладки в стройщемся буддийском монастыре. На камнях видны листки сусального золота.

Колесо Жизни или Дхармачакра

Этот символ есть в каждом буддийском монастыре Таиланда, например именно этот знак изображен на флагах, которые встречаются в монастырях. О его предназначении .

Правила посещения буддийских храмов и монастырей

  • Одевайтесь скромно. Колени и плечи должны быть закрыты.
  • Головной убор надевать не нужно, в буддийские монастыри входят с непокрытой головой
  • Если вы с детьми следите за тем чтобы они не нарушали общественного порядка. Если ребенок начинает плакать во время чтения текстов, добропорядочный таец уходит со своим ребенком, чтобы не мешать остальным.
  • Не присаживайтесь, не облокачивайтесь, не обнимайте статуи Будды. Это не манекен.
  • Во многие помещения буддийского монастыря входят исключительно без обуви.

  • Туры в Таиланд от всех возможных туроператоров из первых рук Pegas, Tez Tour, Coral Travel, Anex и др.
  • Поиск и сравнение цен по отдельным курортам и отелям.
  • Горящие туры из первых рук. Обновление информации в реальном времени, мгновенное уведомление о появлении нового горящего предложения.
  • Бронирование и оплата банковской картой.
  • Пользуйтесь теми же инструментами для заказа, что и туристические агентства, исключите лишнее звено!

www.. Все права защищены. Незаконное копирование преследуется в судебном порядке.

ИНФОРМАЦИЯ О МОНГОЛИИ

БУДДИЙСКИЙ МОНАСТЫРЬ И ЕГО АТРИБУТЫ

В период расцвета буддизма в Монголии, позже, в период правления Цинской династии, существовало три типа буддийских монастырей:

  • Императорские, построенные на деньги Цинской династии в первой половине 18 века, в последствии пришедшие в упадок из-за прекращения помощи из Пекина.
  • Сомонные или хошунные монастыри, предназначенные для населения небольших административных единиц, в них постоянных лам не было совсем, или их было несколько, отправлявших различных требы.
  • Монастыри, принадлежавшие перерожденцам-хубилганам (ламам-перерожденцам) которых было около 140. Большинство из них были репрессированы в 1930-е годы.

Кроме официальных лам, число которых цинская администрация ограничивала, в каждом хошуне могло быть не более 40 человек, и их статус удостоверяли специальные грамоты, существовали так называемые "степные ламы". Они часто имели степени, но не имевшие от властей грамот, не могли оставаться в монастырях, вели жизнь скотоводов, имели детей и появлялись в монастырях по большим праздникам.

Буддийские монастыри были единственными центрами просвещения, образования и медицины и играли огромную роль в общественной жизни. В них возникали школы, типографии, ремесленные мастерские, являющие культурными центрами.

В монастырях могли получать образование не одни только духовные лица; монгольские князья и чиновники, почти всегда отдавали своих детей для воспитания и образования в монастыри, не имея намерения, готовить их к жизни монахов-отшельников.

В буддийские монастыри Тибета и Монголии поступают обыкновенно маленькими мальчиками, 7-10 лет, и принимали первоначальные обеты. Затем, пройдя начальный курс обучения, они становились настоящими монахами, принявшими все обеты. Очень многие или до наступления этой важной минуты, или после покидали монастыри, начинали жить в миру, имели семьи и часто в жизни ничем не отличались от мирян. Молодой монах или удовлетворялся своим обязательным образованием, или же учился дальше, шёл в одну из монастырских школ на какой-либо религиозный факультет и отдавал много лет жизни изучению буддизма.

Буддийские монастыри выступали в качестве главных мест сосредоточия оседлого образа жизни и экономической деятельности. Они владели огромными стадами, получали немалые средства в виде феодальной ренты, добровольных пожертвований верующих, а также занимались торговлей и ростовщичеством.

  • Монастырь цанида -мудрость, "основное свойство", сущность. Цанид представляет собой упорядоченное толкование основного содержания Ганьчжура. Состоит из четырех частей: ясный отдел (1), отдел сутров (2), отдел виная (3), основной отдел (4). В монастырях цанида ламы изучали первые три отдела знаний. Изучение первых двух отделов разрешается всякому; изучение третьего отдела предоставляется принявшим духовные обеты; четвертый отдел же изучается отдельно в особом монастыре.
  • Чжудинский монастырь. Чжуд-это четвертый отдел знаний, изложенных в Ганьчжуре. Состоит из четырех отделов: основы жизни (1), основы процесса (2), основы йоги (3), ? (4). Его основы не может быть даже понятен незнакомым по крайней мере с двумя первыми частями знаний. Право совершать тарнистические богослужения предоставляется только лицам, окончившим курс цанида.
  • Монастырь лекарей. Ламы, изучающие основы медицины, совершают свои богослужения и производят религиозные диспуты в особо для того назначенных храмах. Манал - это бог медицины.
  • Монастырь астрологов. Ламы, изучающие основы астрологии, совершают свои богослужения и производят религиозные диспуты в особо для того назначенных храмах.
ПРЕДМЕТЫ МОНАСТЫРСКОГО ДВОРА
  • Храм для совершения ламских молебствий. Это обыкновенное здание кумирни, образующее в середине одну большую комнату, разделяемую на три части рядами колонн, между которыми устроены ламские седалища.
  • Соборный храм. В нем устраиваются соборные служения всех лам.
  • Кумирня, посвященная в честь какого-либо божества. Каждый монастырь, будучи рассадником веры и священного учения, непременно избирает себе в постоянные покровители из докшитов, так называемых гениев-хранителей буддийского учения, которых чествует преимущественно перед другими свирепыми и грозными божествами.
  • Дарцог. Это небольшие лоскутки разноцветных материй с начерченными на них словами священных молитв. Им приписывается чудесная сила отгонять все злое от монастырских зданий. Они привешиваются или водружаются на шестиках по углам заборов и над воротами.
  • Высокий путь. Это расстояние от главных ворот до основного храма.
  • Герб хозяина. Это продолговатая дощечка со священной надписью длиной в 70 см и шириной 40-50 см. Она являлась обязательной принадлежностью императорских кумирень. Всегда окрашена в синюю краску и обделана в золоченную и украшенную резным золотым бордюром рамку.
  • Знак победителя. Является обязательным элементом храма, имеет форму закрытого с обеих сторон цилиндра. При освящении нового храма его наполняют, как ганчжирь, письменами мани и других учений. Их ставят по четырем углам храма.
  • Восьмирадиусное колесо или круг. Оно ставится над дверьми храма, на кровле. Представляет собой позолоченное изваяние восьмирадиусного колеса, на которое подняв свои головы, смотрят две стоящие на коленях газели. Изваяние связано с историей: в древности Эсруа-тенгри поднес Будде тысячерудиусное колесо, сделанное из золота Цзамбо и просил его начать свою проповедь. Когда Будда заговорил, эти золотистые газели самец и самка выбежали из леса и прослушали учение Будды.
  • Охлупень или бревно. Оно связывает обе половины кровли, обыкновенно поднимается
    в виде гребня на пол. Он украшается лепными фигурами цветов, различными соединениями кружков на всем протяжении охлупня. От охлупня по скатам, направляющимся собственно к четырем углам здания расставляются как украшения небольшие статуэтки зверей, птиц и баснословных животных. Они также делаются лепные из глины, или же бывают гончарные с глазурью и муравой.
  • Двери храма. Их верхняя половина делается в виде решетчатой оконной рамы, а нижняя часть остается сплошной и также украшается резными или разукрашенными фигурками.
  • Пирамида, субурган, ступа (суварга (монг.) ) - в буддизме вид памятного сооружения, восходящий к могильным курганам. Согласно преданию, первые 8 ступ были воздвигнуты после сожжения тела Будды для хранения его пепла, поделенного на 8 частей по числу областей Индии, заявивших свои права на его мощи (Ступы - реликварии). Позднее стали воздвигать ступы в честь каких-либо событий в истории буддизма (Ступы - мемориалы). В странах северного буддизма ступы - реликварии часто воздвигались на месте сожжения высоких духовных лиц, иногда в них замуровывался не пепел, а само тело умершего, мумифицированное с помощью соли или прожаривания в масле. Такие ступы могли находиться как на территории монастырей, так и далеко за их пределами. Оба типа ступ - объекты самостоятельного культа в буддизме. Архитектурные особенности ступ в каждой стране определяются местными традициями, однако в плане она должна быть обязательно круглой или квадратной. В системе буддийской символики ступа рассматривается как вертикальная модель Вселенной. (Н. Л. Жуковская)

    Суварга представляет собой нечто иное как миниатюрное изображение древних индийских ступ. Шпиц субургана состоит из трех частей: шейки или основания брай; собственно шпица, представляющего собой высокий усеченный конус, украшенный тринадцатью металлическими кольцами чойнхор, чжисум и коронующей части, состоящей из двух обращенных друг другу широкими основаниями усеченных конусов верхний конус-туккэб, нижний конус-тук-тун, увенчиваемых изображениями луны, солнца, пламеняющегося огня премудрости нада.

  • Лестница добродетели. Представляет собой деревянный помост, воздвигнутый на четырех столбах. К помосту пристраивается деревянная лестница для того, чтобы всходить по ней на вершину помоста. С помоста призывают лам к совершении хуралов или служб. Для этого трубят по установленному порядку три раза, чем оканчивается благовесть;
  • Жертвенные полки. Они являются первыми религиозными принадлежностями каждого буддийского монастыря и представляют собой две ступени на одну из которых ставят сосуд с курениями, на другую - фонарь с лампадой.
  • Колесо мани. Это особого рода прибор, назначение которого состоит в том, чтобы всякий верующий, проходя мимо монастырской ограды, мог повернуть его. Буддисты веруют, что каждое круговращение колеса мани равняется прочтению всех тех молитв, мани, которые в него положены.
  • Ворота святительские (главные ворота в богатых монастырях, священные ворота). Устраивают их иногда двухэтажными, причем второй этаж называется "палатой ворот". Она имеет значение часовен.
  • Махаран. Это фигуры царственных гениев, живущих по четырем сторонам горы Сумэр и сторожащих спокойствие мира. Их четыре, ставят по обеим сторонам главных ворот по два в ряд. (см. фотографии из монастыря Амарбайсгалант) . Под ногами 4-х махараджей находятся 8 фигур животных, людей и змеи. Данная поза махарджей символизирует их власть над всем живым миром, а также победу религии над всеми другими силами.
  • Пагжийбуу (Варутаки, Virudhara (caнскр).) - фигура лазурно-синего цвета. В правой руке он держит обнаженный меч, защищающий от внешних и внутренних врагов. В левой раковину, употребляемую при буддистских богослужениях. Символизирует юг.
  • Жамийсан (Варупакши, Virupaksa (caнскр).) - фигура коралловокрасного цвета. В правой руке держит ступу, в левой- змею, обеспечивающих защиту от видимых и невидимых злых сил. Символизирует запад.
  • Намсрай (Дрити-Раштра, Vaisravana(caнскр).) - фигура золотисто-желтого цвета. В правой руке держит религиозный зонт (чжокбо) , обеспечивающий защиту от темных сил, в левой- белую мышь, изрыгающую драгоценности символ богатства и благосостояния. Символизирует север.
  • Ёлхорсурэн (Вайсравани, Dhrtarasta(caнскр).) - фигура с телом бурого цвета (иногда изображается с телом белого цвета). В руке держит музыкальный инструмент (лютню), приносящий людям радость и веселье. Символизирует восток.
  • Ваза, сосуд. Является обязательным элементом субургана, который покоится на банриме. По правилам этот сосуд должен быть золотой, серебряный или из красной меди. В состав предметов, полагаемых внутрь его входят душистые и лекарственные травы (мушкатный орех, гвоздика, шафран, кардомон) и драгоценности (золото, серебро, коралл, жемчуг, опал, рубин и сапфир).

Из книги Э.Равдана "Краткий словарь по буддийской религии"