Музыкант оркестра русских народных инструментов. Русские народные инструменты

И другие русские народные инструменты.

Первый подобный коллектив был создан в 1888 году в Санкт-Петербурге балалаечником Василием Васильевичем Андреевым как «Кружок любителей игры на балалайке», после успешных концертов в России и за рубежом получивший название «Великорусского оркестра». После Октябрьской революции оркестры русских народных инструментов получили широкое распространение, и существовали практически повсеместно: в концертных организациях, домах культуры, клубах и т. п.

Репертуар русских народных оркестров включает обычно обработки русских народных песен и переложения сочинений, написанных для других составов, но также и произведения, написанные специально для них.

Современные оркестры русских народных инструментов - серьёзные творческие коллективы, выступающие на крупнейших концертных площадках в России и за границей.

Состав

Оркестр русских народных инструментов обычно включает в себя следующие инструменты (в порядке расположения в партитуре и примерного количества исполнителей):

  • Трёхструнные домры : пикколо, малые (6―20), альтовые (4―12) и басовые (3―6)
  • Духовые инструменты:
    • Русского происхождения - свирели , жалейки , волынки , владимирские рожки (в настоящее время редки в составе оркестра)
    • Европейские - флейты , гобои (используются чаще, так как обладают тембром, почти идентичным русским инструментам, но бо́льшим диапазоном), иногда включаются медные духовые.
  • Оркестровые гармоники - в большинстве случаев используются современные баяны (от двух до пяти): обычно половина из них исполняет мелодию, остальные - басовые партии. В некоторых оркестрах могут также использоваться региональные варианты двухрядных гармошек: «ливенки», саратовские, «хромки» и т. д.
  • Ударные инструменты:
    • Русского происхождения - бубенцы, ложки, трещотки, бубен и т. п.
    • Европейские - литавры (первоначально Андреев планировал ввести в оркестр родственные им накры, однако этот инструмент из-за некоторого несовершенства своей конструкции быстро вышел из употребления), колокольчики и другие (аналогично симфоническому оркестру)
  • Гусли клавишные и звончатые
  • Балалайки : примы (3―6), секунды (3―4), альтовые (2―4), басовые (1―2) и контрабасовые (2―5)

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РУССКИЙ КОНЦЕРТНЫЙ ОРКЕСТР САНКТ-ПЕТЕРБУРГА: http://grko-spb.ru

Литература

  • Шишаков Ю. Н. Инструментовка для русского народного оркестра. - М.: Музыка, 2005

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Оркестр русских народных инструментов" в других словарях:

    Оркестр русских народных инструментов - имени В. В. Андреева (с 1960 Русский народный оркестр имени В. В. Андреева Ленинградского телевидения и радио), ведёт своё начало от Великорусского оркестра, созданного в 1896 В. В. Андреевым на основе организованного им же в Петербурге «Кружка… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

    Имени В. В. Андреева (с 1960 Русский народный оркестр имени В. В. Андреева Ленинградского телевидения и радио), ведёт своё начало от Великорусского оркестра, созданного в 1896 В. В. Андреевым на основе организованного им же в Петербурге… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

    Имени В. В. Андреева (с 1960 Русский народный оркестр имени В. В. Андреева Ленинградского телевидения и радио). Ведёт своё начало от Великорусского оркестра. В 1925 при Ленингр. радио был создан оркестр нар. инструментов, бульшая часть… … Музыкальная энциклопедия

    Жанр народная музыка Годы c 1945 Страна … Википедия

    Ансамбль, состоящий из национальных музыкальных инструментов (См. Музыкальные инструменты) в их подлинном или реконструированном виде. О. н. и. бывают однородными по своему составу (например, из одних домр, бандур, мандолин и т.п.) и… … Большая советская энциклопедия

    Ансамбли, состоящие из нац. муз. инструментов в их подлинном или реконструированном виде. О. н. и. бывают однородными по составу (напр., из одних домр, бандур, мандолин и т. п.) и смешанными (напр., домрово балалаечный оркестр). Принцип… … Музыкальная энциклопедия

    - (от греч. ορχήστρα) большой коллектив музыкантов инструменталистов. В отличие от камерных ансамблей, в оркестре некоторые из его музыкантов образуют группы, играющие в унисон. Содержание 1 Исторический очерк … Википедия

    В Древней Греции оркестрой (orchestra) называлось место перед сценой, на котором во время представления трагедий помещался хор. Много позднее, во время расцвета музыкального искусства в Европе, оркестром стали называть большие ансамбли музыкантов … Музыкальный словарь

    Оркестр русских народных инструментов оркестр, включающий в свой состав инструменты семейства Домр и балалаек, а также [гусли], [баяны], [жалейки] и другие русские народные инструменты. Первый подобный коллектив был создан в начале 1880 х годов … Википедия

    Оркестр рус. нар. инструментов. Создан в 1887 В. В. Андреевым первоначально как Кружок любителей игры на балалайках (ансамбль балалаек в составе 8 чел.); первый концерт состоялся 20 марта 1888 в Петербурге. Коллектив с успехом… … Музыкальная энциклопедия


Современный оркестр русских народных инструментов сложился не сразу. История его возникновения и развития красноречиво рассказывает о том, как изменялся его состав, возникали оркестровые группы, совершенствовалась партитура.

Рождение оркестра русских народных инструментов связано с популярным народным инструментом, способным гибко, точно, красочно воплощать все многообразие и богатство музыкальных образов народного творчества. Этот инструмент - балалайка. Она прошла длительный путь эволюции и выдержала проверку временем.

В 80-х годах XIX в. богатые выразительные возможности балалайки обратили на себя внимание видных музыкантов и привели их к мысли о возможности создания оригинального русского оркестра. Честь создания такого оркестра принадлежит замечательному русскому музыканту-патриоту - ревностному пропагандисту русской народной музыки - Василию Васильевичу Андрееву. На основе распространенных народных образцов он реконструировал балалайку, создав новый, совершенный инструмент, отвечающий требованиям того времени, причем модернизированная Андреевым балалайка не только сохранила, но и усилила красоту, яркость присущего ей народного колорита.

Создание концертной балалайки нового образца было лишь началом смелых творческих планов Андреева. По его чертежам мастер Ф. С. Посербский изготовил семь балалаек различных размеров, охватывающих весь используемый диапазон музыкальных звуков (от ми контроктавы до ля-си третьей октавы). Так родился первый ансамбль балалаек, который и явился основой Великорусского оркестра.

Кружок Андреева начал усиленно работать над созданием репертуара, но вскоре выяснилось, что звучание входящих в ансамбль семи балалаек различного размера и строя не создает должной стройности, яркости, ровности аккорда. После ряда экспериментов Андреев остановился на следующем составе инструментов, не меняя числа участников ансамбля (семь человек): балалайка пикколо (вторая октава), балалайка прима (первая октава), балалайка альт (малая октава) и балалайка бас (большая октава). В дальнейшем он ввел пятый, аккомпанирующий инструмент - балалайку-контрабас (контроктава).

Выступления ансамбля балалаек, возглавляемого Андреевым, были с радостью и энтузиазмом встречены прогрессивными музыкантами того времени, которые справедливо видели в его деятельности перспективу дальнейшего развития русского национального музыкального искусства. Выдающийся русский пианист, композитор, музыкально-общественный деятель А. Г. Рубинштейн, прослушав выступление этого коллектива, сказал: «Я невероятно удивлен. Ничего подобного я не мог ожидать от балалаек. Эффекты, которые вы извлекаете из них, поразительны. Трудно создать что-нибудь новое вообще, а в сфере музыки - в особенности. Честь и хвала вам, Василий Васильевич». Первое публичное выступление ансамбля балалаек Андреева состоялось 20 марта 1888 года, и эту дату принято считать днем рождения оркестра русских народных инструментов.

Прошло несколько лет. У ансамбля появилось много подражателей, подтвердивших своей деятельностью важность, своевременность дела, начатого Андреевым. Но Андреев не считал его завершенным, он уже шел дальше. Он прекрасно понимал, что в полной мере передать красоту и своеобразие народного музыкального творчества может только оркестр. Требовалось введение новых инструментов - с различными тембрами, новыми техническими и выразительными возможностями. С этой целью Андреев привлек к сотрудничеству музыкантов-профессионалов, знающих специфику русских народных инструментов, - Н. П. Фомина,
B. Т. Насонова, Ф. А. Нимана.

В середине 90-х годов Андреев на основе старинного русского скоморошьего инструмента домры, найденной в Вятской губернии, создал чертежи нового инструмента, и талантливый мастер C.И. Налимов изготовил по ним первые оркестровые домры - малую домру, домру альт и домру бас. В это же время профессор Петербургской консерватории Н.П. Фомин перевел все инструменты ансамбля Андреева - теперь уже оркестра - на единый квартовый строй, создал образец унифицированной партитуры и, будучи блестящим инструментатором, сделал для оркестра несколько обработок народных песен, ставших в своем роде классическими. Коллектив стал именоваться Великорусским оркестром.

В течение ряда лет он пополнялся новыми инструментами. По совету товарищей Андреев ввел в его состав старинный народный инструмент гусли, который был усовершенствован Н. П. Фоминым. Клавишные гусли значительно обогатили звуковую палитру оркестра. Затем появились и первые духовые инструменты - свирели и жалейки. Живой интерес к народному оркестру проявлял выдающийся русский композитор - основатель «могучей кучки» - М. Балакирев. По рекомендации Балакирева в состав оркестра был введен ударный инструмент бубен. Весьма ценными были его советы и в области репертуара.

Двадцать лет прошло со дня первого публичного выступления ансамбля балалаек Андреева до той поры, когда он превратился в самобытный русский народный оркестр. Долгое время существовало упрощенное, неверное представление об этих годах становления коллектива. Многие музыканты, критики обращали внимание только на внешнюю сторону этого процесса: просто, мол, в коллективе постепенно прибавлялись инструменты, он разрастался количественно - и всё. На самом деле процесс становления оркестра был гораздо сложнее, серьезнее, противоречивее. Появление каждого нового инструмента вызывалось необходимостью, которую подсказывала исполнительская практика, и являлось результатом длительных поисков. Так же постепенно был создан единый строй инструментов, единая партитура. Доказательством целесообразности этого преобразования служит то, что строй инструментов русского народного оркестра сохранился неизменным до наших дней.

В процессе становления андреевского оркестра определялся и его репертуар, непосредственно связанный со своеобразным характером звучания оркестра, его выразительными и техническими возможностями. Основа репертуара, собственно, была определена сразу: русский народный оркестр призван был пропагандировать русскую народную музыку. Программы первых выступлений состояли из обработок народных песен и популярных мелодий, старинных вальсов и романсов. Со временем репертуар расширился за счет классической русской музыки. Весьма популярными у многочисленных слушателей и почитателей оркестра были отрывки, попурри из опер, национальный характер которых подчерки¬вался звучанием оркестра. О том, насколько хорошо удавалось оркестру исполнение русской классики, свидетельствуют высказывания многих современников. И наконец, появились партитуры для народного оркестра. В этом была заслуга Н. П. Фомина, создавшего обработки русских народных песен, которые являются образцами и в наши дни.

К числу исполнительских традиций оркестра, дошедших до наших дней, следует отнести искусство аккомпанемента. С этим оркестром выступали многие выдающиеся певцы - Ф. Шаляпин, Е. Катульская и др. В своих воспоминаниях они отмечали, какой гибкостью, богатством нюансов отличалось сопровождение оркестра, какую свободу вокальной партии давало тремолирующее, нежное звучание домр, балалаек, как хорошо сливался с ним голос в любых диапазонах, при любых динамических оттенках.

Рассказ об оркестре русских народных инструментов Андреева будет неполным, если не упомянуть о большом резонансе, который получили выступления этого коллектива. Деятельность Андреева вызывала подражание во многих городах нашей страны: по образцу его коллектива стали создаваться кружки, ансамбли, оркестры. Большое влияние оказали выступления андреевского оркестра и на музыкальную жизнь за рубежом - там тоже начали возникать оркестры русских народных инструментов, которые пользовались неизменным успехом. Все это говорит о том, что оркестр Андреева представлял собой самобытное, оригинальное художественное явление и его деятельность способствовала упрочению влияния русской национальной музыкальной культуры во всем мире.

Советское правительство высоко оценило патриотическую дея-тельность Андреева и его коллектива. После Великой Октябрьской революции оркестру было присвоено звание Первого русского народного оркестра. Его традиции, опыт, репертуар послужили основой, явились примером для народных оркестров, созданных во многих городах и селах Советской страны.

Годы Советской власти ознаменовались бурным развитием исполнительства на русских народных инструментах и, в частности, организацией многочисленных народных ансамблей и оркестров. Этот процесс был связан с государственными задачами Культурного строительства и отражал интерес широких масс к музыкальному искусству, чему содействовало открытие новых концертных залов, Дворцов культуры и клубов, музыкальных учебных заведений.

С каждым годом возрастали требования к репертуару, совершенствовалось исполнительское мастерство, обогащался инструментальный состав народных оркестров. Прочное место заняла в них группа гармоник. Ее состав в разных оркестрах был различным - от одного готового баяна до всех видов оркестровых гармоник. С введением гармоник партитура оркестра пополнилась новыми голосами, значительно обогатилась его тембровая палитра, возросли динамические возможности.

В настоящее время в народных оркестрах встречаются и инструменты симфонического оркестра. Чаще всего - флейта и гобой, которые по характеру звучания напоминают некоторые духовые народные инструменты и хорошо сочетаются со струнными инструментами и гармониками. Группа ударных инструментов симфонического оркестра представлена в русских народных оркестрах полностью.

Следует отметить три основных фактора, которые неизменно сопутствовали эволюции русского народного оркестра, поднимая его на всё более высокие ступени художественного мастерства. Развитие русских народных оркестров проходило под знаком постепенной профессионализации, повышения уровня исполнительства путем пополнения коллективов квалифицированными кадрами. Кроме того, в результате постоянных поисков, отбора, проверки на практике совершенствовались и сами инструменты. Немалую роль в развитии оркестров русских народных инструментов сыграло творчество современных композиторов. Ими были созданы оригинальные произведения, в которых народно-песенная основа органично сочетается с современными гармониями и ритмами. Эти произведения оказывали и оказывают благотворное влияние на уровень оркестрового исполнительства, вызывая к жизни новые приемы и краски, определяя современный стиль игры.

В состав современных оркестров русских народных инструментов входят следующие народные инструменты:

I. Домры

Домры трехструнные:
Домра пикколо
Малая домра
Меццо-сопрановая домра +
Альтовая домра
Теноровая домра +
Басовая домра
Контрабасовая домра +

Домры четырехструнные:
Домра пикколо+
Домра прима
Домра альт
Домра тенор
Домра бас
Домра контрабас

II. Балалайки

Балалайка прима
Балалайка секунда
Балалайка альт
Балалайка бас
Балалайка контрабас

III. Гусли

Гусли клавишные
Гусли щипковые
Гусли звончатые +

IV. Гармоники

Готовые баяны
Готово-выборные баяны +
Оркестровые гармоники (сопрано, альт, тенор, бас, контрабас)
Тембровые гармоники (флейта пикколо, флейта, гобой, кларнет, фагот, валторна, труба, туба)
Областные русские гармоники (ливенка, двухрядка, саратовская, бологовская, череповецкая)

V. Духовые инструменты

Рожки +
Свирели +
Жалейки +
Брёлки +
Кугиклы (кувычки) +

VI. Ударные инструменты

Народные:
Ложки +
Трещетки
Бубенцы и др.

Инструменты симфоничского орестра:
Литавры
Ксилофон
Треугольник
Бубен
Малый барабан и др.

Примечание. + Крестиками отмечены инструменты, редко включаемые в состав современных оркестров.

Ольга Попова
Музыкальные инструменты русского народного оркестра

Музыкальные инструменты русского народного оркестра .

Цель :

Расширить представление детей о музыке .

Приобщение детей к народной музыке , русским традициям .

Задачи :

1. Познакомить детей с оркестром русских народных инструментов , его составом.

2. Воспитывать любовь к народному искусству , к русским традициям

3. Развивать желание проявлять себя в различных видах деятельности; способствовать развитию инициативы и творческой активности.

Обзорная.

Появление музыкальных инструментов можно отнести к эпохе первобытного человека. А не была ли первым музыкальным инструментом палка , которой первобытный человек ударил о дерево, выгоняя пчёл из дупла? При этом он невольно сравнивал звук пустого внутри дерева со звуком, который получался от удара камнем о камень.

С самого раннего возраста взрослые через былины и песни, загадки и пословицы старались рассказывать детям о народных музыкальных инструментах . В доме ими становились самые простые предметы из крестьянского быта : пузырь с горохом – погремушкой; сухие дрова – ксилофоном; медный таз или горшок – звонким барабаном; связка деревянных пластинок – трещоткой…

Народные инструменты чаще всего мастерили из простых природных материалов – дерева, глины, рогов животных, тростника, камыша; инструментом могли стать обыкновенная травинка, бобовый стручок, или стручок акации, кости птиц и животных.

Народные музыкальные инструменты делятся на 3 группы :

Духовые – свистульки, свирели, жалейка, рожок, волынка и т. д.

Струнные – гусли, балалайка, домра.

Ударные – ложки, бубенцы, колокольчики, трещотка, кокошник,

рубель, коробочка, дрова и т. д.

- русский баян – инструмент в русском народном оркестре , который не относится ни к одной из групп. Но без баяна невозможно представить .

Объединим все эти музыкальные инструменты в единый музыкальный организм и получим – оркестр русских народных инструментов . Родителем русского народного оркестра по праву считается Василий Васильевич Андреев, создав его в середине

Ударные музыкальные инструменты .

Педагог : Как вы думаете, какой был первый музыкальный инструмент ? (ответы детей) .

Ритмичные удары ладоней создают своеобразный узорчатый рисунок неповторимой красоты. Вот он первый ударный инструмент ! А не была ли первым инструментом палка , которой первобытный человек ударил о дерево, выгоняя пчёл из дупла?

На Руси без исключения ударные называли «бряцанием» или «ударянием» . Невозможно себе представить русскую плясовую без ударных инструментов . Балалайки и баяна маловато без бубна, ложек и многих других инструментов .

Самый простой и распространенный инструмент . Обычно, в игре используются три ложки. (Педагог показывает приём игры) . Получается многозвучный ритмический рисунок. Наши расписные ложки популярны не только у нас, но и за рубежом. Тысячами их вывозят иностранцы к себе домой в качестве сувениров.

Бубенцы, колокольчики.

Педагог : Чем отличаются колокольчики от бубенчиков? (ответы детей) .

Колокольчик представляет собой открытую к низу металлическую чашечку закреплённым к низу ударником (язычком) . Бубенчик же является полым шаром, в котором катается металлический шарик (иногда несколько, при встряске ударяющийся о стенки и извлекающий звук. Колокольчик более чист и ярок по тембру, бубенчик тускловат; звук его менее продолжителен. Зато он звучит в любом положении. В старину колокольчики и бубенчики вешались под дугой удалой тройки.

Педагог : Как вы думаете, зачем подвешивались эти инструменты ?

Трещотка.

Трещотка представляет собой связку деревянных пластинок, которые при встряхивании ударяются друг о друга и издают трескучие звуки. Этот забавный и эффектный инструмент можно сделать своими руками. Из сухого дерева вырезаются и обстругиваются примерно 20 гладких ровных пластин размером 200Х60 мм. При использовании трещотка растягивается наподобие гармошки, но веерообразно. Держат трещотку на уровне груди или головы. Нередко её украшают цветными лентами, цветами и пр. В основном играют женщины, исполняя величальные песни на свадьбах.

Кокошник.

В прежние времена сторожа были вооружены так называемыми колотушками. Сторож ходил ночью по деревне и стучал в неё, давая тем самым знать односельчанам, что он не спит, а честно трудится. Да и воров отпугивал.

Вот именно по принципу сторожевой колотушки устроен ударный народный инструмент кокошник . Основой его служит небольшой деревянный каркас, обтянутый кожей. По нему ударяет привязанный к верху деревянный шар, извлекая звуки похожие на пулемётную дробь. В нижнюю часть вставляется ручка, за которую держат одной рукой инструмент . Совершая кистью руки частые колебательные движения, заставляют привязанный шарик мотаться из стороны в сторону. Редкие удары невозможны, шарик в этом случае «не слушается» .

Рубель, как и ложки – предмет повседневного обихода русского народа . В прежние времена, когда утюга ещё не было, бельё гладили, накручивая его во влажном состоянии на скалку и затем продолжительное время, укатывая, утрамбовывая рубелем. Возможно, что кто – то когда- -то случайно провёл по его зубцам другим упругим предметом и получился искристый каскад звуков. Как видите, музыкальные инструменты , в особенности ударные, рождает сама жизнь, нередко и наш быт.

Коробочка.

Деревянная коробочка – очень скромный, но важный инструмент русского народного оркестра . Это небольшой продолговатый, тщательно обструганный со всех сторон деревянный брусок с небольшой полостью. Звук извлекают барабанными или ксилофонными палочками.

Коробочкой имитируют стук каблучков в танцах, цоканье копыт.

Этот музыкальный инструмент желательно изготавливать из клёна, берёзы или ели. Материал должен быть очень сухим или твёрдым. Русский народный инструмент дрова сконструирован по принципу общеизвестного ксилофона. Звук извлекается молоточками.

Используемая литература :

1. Ю. А. Васильев, А. С. Широков «Рассказы о русских народных инструментах » М :. Советский композитор, 1986г.

2. «Энциклопедический словарь юного музыканта » . Издательство «Педагогика» , 1985г. Составители

В. В. Медушевский, О. О. Очаковская.

3. А. Клёнов «Там, где музыка живёт » . Издательство «Педагогика» ,1986г.

В Древней Греции оркестрой (orchestra ) называлось место перед сценой, на котором во время представления трагедий помещался хор.

Много позднее, во время расцвета музыкального искусства в Европе, оркестром стали называть большие ансамбли музыкантов, совместно исполняющие инструментальные музыкальные произведения. В ансамблях этих участвовали самые различные инструменты.

Состав оркестра долгое время не был постоянным. Как правило, имелись оркестры у богатых вельмож. Именно от богатства и вкусов хозяина зависело число музыкантов и выбор инструментов.

Постепенно в музыкальной практике сложились определенные виды оркестра. Самый полный и совершенный по звучанию среди них - симфонический оркестр . Слышали вы, разумеется, и духовой и эстрадный оркестры, оркестры русских народных инструментов .

В наше время, пожалуй, трудно найти человека, который бы никогда не слышал звучания симфонического оркестра. Симфонический оркестр исполняет симфонии и сюиты, симфонические поэмы и фантазии, сопровождает подчас действие в кинофильме, участвует в исполнении опер и ораторий, соревнуется с солистами в инструментальных концертах.

Много разных инструментов входит в состав симфонического оркестра. На некоторых играют при помощи смычка, ведя его по струне. В другие нужно подуть, чтобы получился звук. Есть инструменты, по которым нужно ударять. Вот и определились основные группы, на которые делятся все инструменты: струнные смычковые, духовые - деревянные и медные, и ударные. Иногда в оркестр включаются арфа, рояль, орган.

Если вы посмотрите на фотографию или схему симфонического оркестра, то поймете, что сидят оркестранты не как кому захотелось, а в строго определенном порядке. Раньше во всех оркестрах мира исполнители сидели одинаково: слева впереди первые скрипки (самые главные инструменты в оркестре, исполняющие красивые, выразительные мелодии, они располагаются на "главном месте"), справа - вторые, за вторыми скрипками - альты, в центре - виолончели, за ними - деревянные духовые. Сейчас существует несколько вариантов посадки оркестра, зависящих от воли дирижера, от особенностей исполняемого произведения. Но одно остается неизменным: инструменты расположены по группам - все медные духовые (валторны, трубы, тромбоны и туба) друг около друга, все деревянные (флейты, гобои, кларнеты, фаготы) вместе, струнные смычковые (скрипки, альты, виолончели и контрабасы) тоже сгруппированы отдельно.

Струнных инструментов в оркестре много. Первых скрипок бывает от десяти до восемнадцати, вторых - от восьми до шестнадцати, альтов - от шести до четырнадцати, виолончелей - от шести до двенадцати, контрабасов - от четырех до восьми. Это объясняется просто: звук струнных инструментов самый слабый. Сравните, например, звучание скрипки и тромбона: если они будут играть одновременно, скрипку совсем не будет слышно, как бы громко ни старался играть скрипач. Для равновесия звучности и необходима в оркестре большая струнная группа. Поэтому же и располагаются струнные всегда ближе всех остальных инструментов к дирижеру, к слушателям.

С духовыми инструментами дело обстоит по-другому. Деревянных в оркестре бывает по два или три основных или еще по одному дополнительному, который называется видовым (в зависимости от этого состав оркестра называют двойным или тройным): это флейта-пикколо (малая флейта), разновидность гобоя - английский рожок, бас-кларнет и контрафагот. Из медных инструментов в оркестре обычно четыре валторны, две трубы, три тромбона и одна туба. Однако число медных духовых может быть и больше.

Ударная группа в оркестре не имеет постоянного состава. В нее в каждом случае включаются те инструменты, которые значатся в партитуре исполняемого произведения. Только литавры являются непременным участником каждого концерта.

Духовые оркестры в основном предназначены не для концертов в закрытых помещениях. Они сопровождают шествия, марши, а во время праздничных гуляний звучат на эстрадах, расположенных на открытом воздухе - на площадях, в садах и парках. Звучность их особенно мощная и яркая. Основные инструменты духового оркестра - медные: корнеты, трубы, валторны, тромбоны. Есть и деревянные духовые - флейты и кларнеты, а в больших оркестрах еще гобои и фаготы, а также ударные - барабаны, литавры, тарелки.


Схема размещения духового оркестра:
1 -кларнеты; 2 -флейты; 3 - гобои; 4 - фаготы; 5 - бассеты; 6 - саксофоны; 7 - валторны; 8 - кларнеты; 9 - альты;
10 - теноры; 11 - баритоны; 12 - басы; 13 - трубы; 14 - тромбоны; 15 - контрабасы; 16 - литавры; 17 - ударные

Существуют произведения, написанные специально для духового оркестра, но часто им исполняются симфонические произведения, переоркестрованные для духового состава. Есть и такие сочинения, в которых, наряду с симфоническим оркестром, предусматривается участие духового, как, например, в увертюре Чайковского "1812 год".

П. И. Чайковский. Торжественная увертюра "1812 год"
Исполняют Берлинский филармонический оркестр (дирижер Герберт фон Караян)
и Хор донских казаков под руководством Сергея Жарова.
Запись 1967 года.

Особый вид духового оркестра, так называемая "банда" (итальянское слово banda означает отряд ). Это ансамбль медных, духовых и ударных инструментов, который иногда вводится дополнительно к симфоническому оркестру в оперных спектаклях. Он появляется на сцене, когда происходит какая-то торжественная церемония или движется шествие.

В 1887 году известный музыкант, энтузиаст изучения русского народного творчества и народных инструментов В. В. Андреев организовал "Кружок любителей игры на балалайках". Первый концерт этого кружка состоялся в 1888 году. Вскоре приобретший европейскую известность, ансамбль стал расширяться. Кроме балалаек в него вошли домры, гусли и другие древнерусские инструменты. Возник "Великорусский оркестр" - так стал он называться. После Великой Октябрьской социалистической революции его переименовали в Оркестр русских народных инструментов имени В. В. Андреева , появилось и много других подобных коллективов. Главную роль в них играют струнные щипковые инструменты (прочтите о них в рассказе "Струнные инструменты"), есть баяны, флейты и другие духовые инструменты, большая группа ударных.


Схема размещения оркестра русских народных инструментов:
1 - домры альт; 2 - домры бас; 3 - балалайки; 4 - бас балалайки; 5 -флейты; 6 - кларнеты;
7 - рожки; 8 - баяны; 9 - литавры; 10 - ксилофон; 11 - бубен; 12 - ударные; 13 - гусли

Музыку для этих оркестров писали советские композиторы. Играют они также переложения классических произведений и обработки народных песен. В наше время оркестры народных инструментов существуют во многих союзных республиках и странах. Конечно, они очень разные: на Украине в них входят бандуры, в Литве - старинные канклес, в кавказских оркестрах играют зурны...

Эстрадные оркестры наиболее разнообразны по своему составу и размерам - от больших, похожих на симфонические, таких как, например, оркестры Всесоюзного и Ленинградского радио и телевидения, до совсем маленьких, похожих скорее на ансамбли. В эстрадные оркестры часто включаются саксофоны, гавайские гитары, много ударных.



1 - скрипки; 2 - контрабас; 3 - кларнеты; 4 - саксофоны; 5 - валторны; 6 - тромбоны;
7 - трубы; 8 - туба; 9 - ударные; 10 - рояль; 11 - арфа; 12 - аккордеоны; 13 - органола





Гусли - струнный музыкальный инструмент в виде продолговатого плоского ящика с натянутыми струнами. Струны у старинных инструментов - латунные, а у более современных - стальные. Количество струн колеблется от 55 до 66. Звукоизвлечение производится путем защипывания струн пальцами обеих рук. Звук гуслей яркий, довольно сильный и долго не затухающий.


В 1914 г. появились так называемые "клавишные" гусли, отличающиеся оригинальной и вместе с тем простой и удобной конструкцией. Они снабжены клавиатурой фортепианного образца. Одной рукой набирают на клавиатуре любой аккорд, а другой проводят по струнам плектром из твердой кожи.










Ударные музыкальные инструменты Бубен - музыкальный ударный инструмент в виде неширокой круглой деревянной обечайки, с натянутой на одной стороне кожаной мембраной. Иногда внутри обечайки подвешиваются бубенчики и колокольцы, а в прорези стенок вставляются бряцающие металлические пластинки.


Рубель Этот ударный инструмент ранее был предметом быта- служил гладильной доской. Рубель представляет собой доску с ребристой поверхностью и с резонаторной полостью. Проводя палочкой по разным частям поверхности инструмента (сбоку, посередине) и с разной силой, музыкант способен создавать богатую палитру звуков.


Трещотка - ударный инструмент, обладающий характерным трескучим звуком. Трещотка состоит из пластин, разделённых небольшими деревянными планками округлой формы, которые нанизываются на шнур. Держат трещотку перед собой, как гармошку и играют, сжимая и разжимая ладонями пластины.


Круговая трещотка - разновидность трещотки, состоящей из деревянной прямоугольной рамки, посаженной на ось, на которой закреплён зубчатый вал. На противоположной стороне рамки прикреплена упругая пластина, край которой цепляется за зубцы вала, производя сухой, трескучий звук..




Коробочка - представляет собой прямоугольный брусок звонкого, хорошо высушенного дерева. С одной стороны, ближе к верхней части бруска, выдолблена глубокая щель шириной около 1 см. На инструменте играют деревянными или пластиковыми палочками. В зависимости от размера коробочки, звук может быть выше или ниже.


Музыкальная поленница- ударный мелодический инструмент. Дрова изготавливаются из высушенных и выдержанных заготовок берёзы, ели, клёна. Играют на дровах деревянными ложками или специально сделанными деревянными молоточками. Звук у дров сухой и яркий, напоминающий звучание ксилофона.


Духовые музыкальные инструменты Жалейка - небольшая трубочка из ивы или бузины, длиной мм, в верхний конец которой вставлен пищик с одинарным язычком из камыша или гусиного пера, а на нижний надет раструб из коровьего рога или из бересты. Язычок иногда надрезают на самой трубочке. В стволе имеется от 3 до 7 игровых отверстий, дающих диатонический звукоряд;


Рожок изготовляют из березы, клена или можжевельника. В прошлом их выделывали тем же способом, что и пастушеские рога, то есть из двух половин, скрепленных берестой; в настоящее время их вытачивают на токарном станке. Рожки имеют 6 игровых отверстий, из которых верхнее располагается на тыльной стороне.


Свирель - представляет собой простую деревянную (иногда металлическую) дудку. На одном конце её есть свистковое устройство в виде клюва, а на середине лицевой стороны вырезаны разное количество игровых отверстий (обычно шесть). Изготавливается инструмент из крушины, орешника, клёна, ясеня или черёмухи.






Волынка – представляет собой воздушный резервуар – мех(из шкуры вола), в который вставлена трубка для нагнетания воздуха, две-три басовые дудки, создающие однообразный фон, и третья маленькая дудочка с отверстиями, с помощью которой наигрывали основную мелодию.