Малый театр вошел в историю как дом. Государственный академический малый театр россии

А. Н. Островский и Малый театр.

С Малым театром теснейшим образом связана жизненная и творческая судьба А. Н. Островского. В юности будущий драматург восхищался игрой великих мастеров - П. С. Мочалова и М. С. Щепкина.

Первым произведением Островского, представленным на сцене, стала комедия «Не в свои сани не садись», премьера состоялась 14 января 1853 года. Спектакль имел очень большой успех. Зрителей поразила правда жизни, сказанная со сцены. Артисты не просто играли, а жили на сцене. Впоследствии сам Островский назовет это «школой естественной и выразительной игры». С появлением на сцене Малого театра пьес Островского начинается новый этап его истории.

На сцене театра были поставлены пьесы «Бедная невеста» (1853), «Бедность не порок» (1854), «В чужом пиру похмелье» (1856), «Гроза» (1859), затем и все последующие пьесы драматурга. Они составляли ведущую часть репертуара.

Под влиянием драматургии Островского сформировался талант замечательного актера П. М. Садовского, большого эмоциональное воздействие на зрителя оказывала игра Л. П. Никулиной-Косицкой. На драматургии Островского выросла плеяда блестящих актеров: С. В. Васильев, Н. В. Рыкалова, Н. М. Медведева, Н. И. Музиль, Н. А. Никулина и др. Блестяще исполняли роли в пьесах Островского Г. Н. Федотова и М. Н. Ермолова.

Выдающуюся роль в истории театра Островский сыграл не только своими пьесами, известен он и как деятель театра - организатор театрального дела, театральный педагог, теоретик сценического искусства.

С момента первой постановки на сцене Малого театра Островский принимал деятельное участие в создании спектакля. Сначала он читал пьесу в кругу артистов, затем проходил с ними роли отдельно. Островский давал единое направление работе по подготовке спектакля, стремясь достичь стройности в исполнении, но при этом не подавлял индивидуальности актера, не сковывал его творческих поисков.

Более всего Островский ценил в актере профессионализм, умение свободно держаться на сцене, требовал высокой культуры речи. Большое значение Островский придавал оформлению спектакля. Стремясь к правдивому воспроизведению обстановки, драматург понимал, что это не должно быть самоцелью, а должно служить раскрытию замысла спектакля.

Многое сделал Островский в совершенствовании массовых сцен, изображении жизни толпы, создания фона сценического действия. Он считал, что создание спектакля - сложная творческая задача, требующая единства усилий всех участников. Для него был очень важен актерский ансамбль.

Таким образом, Островский обосновывал значение режиссуры в театре, при этом считал, что режиссер не должен заслонять актера.

Островский всегда боролся за высокий художественный уровень Малого театра и русского театра в целом, так как театр он считал свидетельством духовной зрелости, высокого самосознания нации, видел в нем огромную воспитательную и нравственную силу.

Отдавая все силы тому, чтобы Малый театр отвечал самым высоким художественным требованиям, будучи фактически его руководителем, Островский проявлял большую заботу о репертуаре.

Только в конце жизни он добился возможности официально возглавить театр, с января 1886 года приступив к исполнению обязанностей заведующего репертуарной частью московских императорских театров. Островский с энтузиазмом берется за исполнение своих обязанностей, многое успевает сделать, но это были уже последние месяцы его жизни.

После смерти Островского Малый театр переживает непростое время, хотя в конце XIX - начале XX на его сцене целое созвездие талантов: Г. Н. Федотова, М. Н. Ермолова, А. П. Ленский, А. И. Южин, Ф. П. Горев, Е. К. Лешковская, М. П. Садовский, О. О. Садовская, А. А. Остужев и др.

Здесь сложились актерские династии - Садовских, Музилей-Рыжовых.

Малый театр - это театр высочайшего актерского мастерства, здесь продолжают традиции, заложенные Островским. Прежде всего, это внимательное отношение к слову. Малый театр - создатель и хранитель культуры сценической речи. Большое внимание уделяется здесь художественному оформлению спектаклей, костюму и гриму актера.

К драматургии Островского театр обращался всегда. Начиная с премьеры и до сегодняшних дней его пьесы составляют важную часть репертуара. Малый театр по праву называется «Домом Островского», и памятник великому русскому драматургу не случайно установлен у его фасада.

Тугарина Н. С.

Малый театр - старейший театр России. Его труппа была создана при Московском университете в 1756 году, сразу после известного Указа Императрицы Елизаветы Петровны, ознаменовавшего рождение профессионального театра в нашей стране: "Повелели мы ныне учредить Русский для представления комедий и трагедий театр..." Известный поэт и драматург М.М.Херасков возглавил Вольный русский театр при университете. Его артистами были учащиеся университетской гимназии.
На основе университетского был создан драматический Петровский театр. В эти годы его труппа пополнялась актерами крепостных театров. Но здание в 1805 году сгорело, и труппа осталась без сцены. Однако уже в следующем, 1806 году, в Москве была образована дирекция Императорских театров.
В 1824 году Бове перестроил для театра особняк купца Варгина, и драматическая часть Московской труппы Императорского театра получила собственное здание на Петровской (ныне Театральной) площади и собственное название - Малый театр.
"Московские ведомости" поместили объявление о первом спектакле в Малом: "Дирекция Императорского Московского театра чрез сие объявляет, что в следующий вторник 14 октября сего года будет дан на новом малом театре, в доме Варгина, на Петровской площади, для открытия онаго спектакль 1-й, а именно: новая увертюра сочин. А.Н.Верстовского, впоследствии во второй раз: Лилия Нарбонская, или Обет рыцаря, новое драматическое рыцарское представление-балет..."
Слово "малый" сначала даже не писали с заглавной буквы - ведь оно объясняется просто размерами здания, которое было невелико по сравнению со стоящим по соседству Большим театром, предназначенным для балетных и оперных спектаклей. Но вскоре слова "Большой" и "Малый" стали именами собственными, и ныне во всех странах мира звучат на русском языке. До 1824 года балетно-оперная и драматическая труппы Императорского Московского театра были единым целым: один и тот же артист мог участвовать в спектаклях разного рода. Долгое время театры были соединены даже подземным ходом. Продолжалось и взаимопроникновение жанров.
Знаменитый писатель И.А.Гончаров, обращаясь к А.Н.Островскому, писал: "Только после вас, мы, русские, можем с гордостью сказать: "У нас есть свой русский, национальный театр. Он, по справедливости, должен называться "Театр Островского". Сегодня Островский и Малый театр - имена, неотделимые друг от друга. Великий драматург написал 48 пьес, и все они были поставлены в Малом. Островский создавал пьесы специально для Малого и обязательно сам читал их актерам. Кроме того, он проводил репетиции с актерами, определяя трактовку и характер исполнения пьес. Многие произведения были написаны Островским для бенефисов, по просьбе того или иного актера Малого театра.Еще при жизни драматурга Малый стали называть "Домом Островского". Памятник великому драматургу установлен у входа в театр. И, какие бы перемены ни происходили в театре и в обществе, пьесы Островского сохраняли и сохраняют в Малом ведущее положение. Полтораста лет тому назад был заключен союз, нерасторжимый и поныне: Островский обрел свой театр, Малый театр – своего драматурга.

Датой основания Малого театра принято считать 14 октября 1824 г., когда в нынешнем здании Малого театра, на Петровской площади, начались спектакли драматической труппы бывшего Петровского театра, с 1806 г. входившего в систему императорских театров. До 1917 г. Малый театр находился в ведении Московской конторы императорских театров. После Октябрьской революции, в 1918 г., передан в ведение Наркомпроса РСФСР; с 1909 по 1927 г. директором Малого театра был А. И. Южин. С 1936 г. театр находился в ведении Комитета по делам искусств при СНК СССР, Министерства культуры СССР.
В 1937 г. Постановлением ЦИК СССР Малый театр награжден орденом Ленина.

Указом Президента России Малому театру присвоен статус национального достояния. Малый был включен в список особо ценных культурных объектов страны, наряду с Большим театром, Третьяковской галереей, Эрмитажем.

Строительство здания Малого театра было начато в 1821 году купцом В.В.Варгиным. В 1824 году, формируя ансамбль Петровской площади, О. Бове перестроил здание для театра. В октябре 1824 года московская драматическая труппа дала здесь свой первый спектакль. В 1838-1840 гг. архитектор К. Тон, перестраивая театр (главным образом внутреннюю часть), почти полностью сохранил его внешний вид.

В 1929 году перед зданием театра был установлен памятник А.Н. Островскому.

СЦЕНА НА БОЛЬШОЙ ОРДЫНКЕ
(филиал Малого театра)

В 1914 году здание на Большой Ордынке, 69 по проекту арх. Н.А. Спирина было перестроено из кинотеатра «Кино-Палас» в Театр П.П. Струйского. В первую очередь здание предназначалось для обслуживания населения района Замоскворечья. Позже Театр Струйского был преобразован в Театр миниатюр. После 1917 года Театр Струйского был национализирован. На сцене театра с выездными спектаклями выступали разнообразные оперные и драматические коллективы, проходили эстрадные концерты. В 1922-м году здесь был открыт районный театр Замоскворецкого совета (Замоскворецкий театр), его директором назначили П.П. Струйского. Спустя три года театр переименовали в Московский театр Ленсовета. Еще во время войны, в 1943 году здание на Большой Ордынке, 69 было передано Малому театру и превратилось в его филиал. Первый спектакль был дан 1 января 1944 года («На бойком месте» А.Н.Островского, с участием В.Н.Пашенной), а первой премьерой стал спектакль «Инженер Сергеев» Всеволода Рокка (25 января 1944 года).

МАЛЫЙ ТЕАТР

Во второй половине XIX века Малый театр обладал первоклассной труппой. Жизнь этого театра отражала общественно-политические противоречия времени. Стремление передовой части труппы сохранить авторитет «второго университета», соответствовать высокому общественному назначению наталкивалось на трудно преодолимое препятствие - репертуар. Значительные произведения появлялись на сцене чаще всего в актерские бенефисы, повседневную же афишу составляли пьесы В. Крылова, И. В. Шпажинского и других современных писателей, строивших сюжет главным образом на событиях «любовного треугольника», взаимоотношениях в семье, ими и ограничиваясь, не выходя через них к общественным проблемам. Пьесы Островского, новые возобновления «Ревизора» и «Горя от ума», появление в 1870- 1880-х годах героико-романтических произведений зарубежного репертуара помогали театру сохранять высоту общественного и художественного критерия, соответствовать передовым настроениям времени, достигать серьезного воздействия на современников. В 1890-х годах начался новый спад, героико-романтические пьесы почти исчезли из реперту-ара, и театр «ушел в условную картинность и в мелодраматическую красочность» (Немирович-Данченко). Творчески неподготовленным оказался он и к освоению новой драматической литературы: не прозвучали на его сцене в полную силу пьесы Л. Толстого, к Чехову театр вообще интереса не проявил и ставил лишь его водевили. В актерском искусстве Малого театра существовало два направления - бытовое и романтическое. Последнее развивалось неровно, рывками, вспыхивало в эпохи общественного подъема и затухало в годы реакции. Бытовое развивалось стабильно, тяготея в лучших своих образцах к критической тенденции. Труппа Малого театра состояла из ярчайших актерских индивидуальностей.

Гликерии Николаевна Федотова (1846-1925)-ученица Щепкина, она еще подростком выходила на подмостки вместе со своим учителем Щепкиным в «Матросе», с Живокини в водевиле «Аз и Ферт», усваивая уроки не только профессионального мастерства, но и высочайшей актерской этики. В возрасте десяти лет Федотова поступила в Театральную школу, где училась сначала в балетном, потом в драматическом классе. В пятнадцать лет она дебютировала в Малом театре в роли Верочки в пьесе П. Д. Боборыкина «Ребенок» и в фев-рале 1863 года была зачислена в труппу. Неокрепший талант развивался неровно. Мелодраматический репертуар мало способствовал его становлению. В первые годы ее работы актрису часто критиковали за сентиментальность, манерность исполнения, за «ноющую игру». Но с начала 1870-х годов началось подлинное цветение яркого и многогранного дарования актрисы. Федотова являла собой редкое сочетание ума и эмоциональности, виртуозного мастерства и искреннего чувства. Ее сценические решения отличались неожиданностью, исполнение яркостью, ей были подвластны все жанры и все краски. Обладая великолепными сценическими данными - красотой, темпераментом, обаянием, заразительностью,- она быстро заняла ведущее положение в труппе. За сорок два года она сыграла триста двадцать одну роль разного художественного достоинства, но если в драматургии слабой и поверхностной актриса часто спасала автора и роль, то в класси-ческих произведениях обнаруживала удивительную способность к проникновению в самую суть характера, в авторский стиль и особенности эпохи. Ее любимым автором был Шекспир. Александр Павлович Ленский (1847-1908) - актер, режиссер, педагог, теоретик, выдающийся деятель театра конца XIX - начала XX века. Незаконный сын князя Гагарина и итальянки Вервициотти, он воспитывался в семье актера К. Полтавцева. В восемнадцать лет стал профессиональным актером, взяв псевдоним - Ленский. В течение десяти лет работал в провинции, сначала играл в основном в водевилях, но постепенно перешел на роли «первых любовников» в классическом репертуаре. На это амплуа он и был приглашен в труппу Малого театра в 1876 году. Он дебютировал в роли Чацкого, покорив мягкостью и человечностью исполнения, тонким лиризмом. В нем не было бунтарских, обличительных мотивов, но была глубокая драма человека, пережившего в этом доме крах своих надежд. Необычность, нетрадиционность отличала и его Гамлета (1877). Одухотворенный юноша с благородными чертами лица и благородной душой, он был проникнут скорбью, а не гневом. Его сдержанность некоторыми современниками почиталась за холодность, простота тона за отсутствие темперамента и необходимой силы голоса - словом, мочаловской традиции он не соответствовал и многими в роли Гамлета был не принят. Первые годы в труппе были поиском своего пути. Обаятельные, чистые душой, но лишенные внутренней силы, подверженные сомнениям - таковы были в основном герои Ленского в современном репертуаре, за которые его окрестили «великим очарователем». А в это время уже взошла звезда Ермоловой, своды Малого театра огласились вдохновенным пафосом ее героинь. Рядом с ними голубоглазые юноши Ленского казались слишком аморфными, слишком общественно пас-сивными. Перелом в творчестве актера был связан именно с партнерством Ермоловой. В 1879 году они выступали вместе в трагедии Гуцкова «Уриэль Акоста». Ленский, играя Акосту, не мог полностью и сразу отрешиться от того, что стало для него привычным, его актерские средства не изменились - он был также поэтичен и одухотворен, но его общественный темперамент выражался не через формальные приемы, а через глубоко осмысление образа передового философа и борца. Актер выступал в других ролях героического репертуара, однако углубленный психологизм, стремление к многогранности в ролях, где литературный материал этого не требовал, приводили к тому, что он проигры-вал, казался маловыразительным рядом со своими эффектными партнерами. Между тем его отрицание внешних признаков романтического искусства было принципиальным. Он считал, что «наше время далеко вперед ушло от романтизма». Шиллеру и Гюго он предпочитал Шекспира, хотя его понимание шекспировских образов не находило отклика. После полупризнанного Гамлета последовал в 1888 году совсем не признанный московским зрителем и критикой Отелло, которого актер выбрал для своего бенефиса и прежде играл. Трактовка Ленского отличалась несомненной новизной - его Отелло был благороден, умен, добр, доверчив. Он глубоко страдал и тонко чувствовал, он был одинок в мире. После убийства Дездемоны он «кутался в плащ, грел руки у факела и дрожал». Актер искал человеческое в роли, простые и естественные движения, простые и естественные чувства. В роли Отелло он не был признан и навсегда расстался с ней. И последующие роли не принесли ему полного признания. Он играл Дульчина в «Последней жертве», Паратова в «Бесприданнице», Великатова в «Талантах и поклонниках», и во всех ролях критикам не хватало обличительной остроты. Она была, ее рассмотрел Станиславский, ее увидел Ю. М. Юрьев, но выражалась она не лобово, не впрямую, а тонко. Равнодушие, цинизм, ко-рысть надо было рассмотреть в этих людях под их внешним обаянием, привлекательностью. Рассмотрели не все. Более единодушно был признан его успех в роли Муромского в «Деле» Сухово-Кобылина. Ленский играл Муромского наивным, добрым, мягким человеком. Он пускался в неравный поединок с бюрократической машиной, веря в то, что правда и справедливость восторжествуют. Его трагедия была трагедией прозрения. Зато всеобщее признание завоевал Ленский в шекспировских комедиях и прежде всего в роли Бенедикта в «Много шума из ничего». Игра актера в этой роли была энергична, стремительна, исполнитель обнаруживал в своем герое ум, юмор и наивную вору во все, что происходило вокруг. Не верил он только в измену Геро, потому что был добр от природы и влюблен. Беатриче играла Федотова. Дуэт двух великолепных мастеров продолжился и в «Укрощении строптивой». Роль Пструччио была одним из дебютов Ленского в Малом театре и оставалась в его репертуаре многие годы. Бесстрашный Петруччио отважно заявлял, что женится на Катарине из-за денег и укротит непокорную, но, уви-дав свою невесту, влюблялся в нее так же бурно, как прежде жаждал только денег. Натура цельная, доверчивая и нежная открывалась под его бравадой и он «укрощал» Катарину - своей любовью. Он видел в ней ровню себе по уму, по стремлению к независимости, по непокорству, нежеланию подчиняться воле других. Это был дуэт двух прекрасных людей, которые обретали друг друга в житейской суете и были счастливы. Ленский прекрасно владел стихом Грибоедова, не превращал его в прозу и не декламировал. Наполнял внутренним смыслом каждую фразу, безупречную логику характера выражал в безупречности мелодики речи, ее интонационного строя, смены слова и молчания. Мастерство проникновения в суть образа, психологического оправдания поведения персонажа, тонкий вкус удерживали актера от карикатуры, от наигрыша, от внешней демонстрации и в роли Городничего в «Ревизоре», и в роли профессора Кругосветлова в «Плодах просвещения». Сатира возникала от сути, в результате раскрытия внутреннего строя образа - в одном случае убежденного и даже не предполагающего, что можно жить иначе, жулика, драматически переживающего свою ошибку в финале; в другом свято верящего в свою «науку», вдохновенно служащего ей фанатика. Искусство Ленского становилось поистине совершенным, его органичность, умение все оправдать изнутри, подвластность ему любого самого сложного материала сделали его закономерным лидером Малого театра. Каждая роль Ленского была результатом огромной работы, строжайшего отбора красок в соответствии с данным характером и автором. Внутреннее содержание образа отливалось в точную и одухотворенную, изнутри оправданную форму. Работая над ролью, актер рисовал эскизы грима и костюма, владел искусством внешнего преображения с помощью одного-двух выразительных штрихов, не любил обилия грима, великолепно владел мимикой. Ему принадлежит специальная статья по этому вопросу - «Заметки о мимике и гриме». Ленский был теоретиком, ему принадлежат статьи, в которых формулируются принципы актерского искусства, анализируются те или иные произведения, содержатся советы по проблемам актерского мастерства. Как актер, режиссер, педагог, теоретик, общественный деятель он боролся за поднятие общей культуры русского актерства, выступал против упований на «нутро», требовал постоянной работы и учебы. Как в своей практике, так и в своей эстетической программе он развивал традиции и заветы Щепкина. «Творить без вдохновения нельзя, но вдохновение весьма часто вызывается тою же работой. И печальна участь художника, не приучившего себя в своей работе к строжайшей дисциплине: вдохновение, редко призываемое, может его покинуть навсегда»,- писал он. Заняв в 1907 году пост главного режиссера Малого театра, он пытался осуществить реформу старой сцены, но в условиях императорского руководства и инертности труппы осуществить это намерение ему не удалось. октября 1908 года Ленский умер. Ермолова восприняла эту смерть как событие трагическое для искусства: «С Ленским умерло все. Умерла душа Малого театра... С Ленским умер не только великий актер, а погас огонь на священном алтаре, который он поддерживал с неутомимой энергией фанатика».

САДОВСКИЙ Михаил Провович (12(24).XI.1847, Москва,-26.?11(8.VIII). 1910, там же). Сын Прова Михайловича Садовского Подготовленный к сцене отцом и А. Н. Островским, Миша Садовский в 1867-69 участвовал в спектаклях «Артистич. кружка» (1-я роль: Андрей Титыч - «В чужом пиру похмелье» Островского, 1867). В 1869 дебютировал в Малом театре в ролях Подхалюзина, Андрея Брускова, Васи Шустрого, Бородкина («Свои люди - сочтемся», «Тяжелые дни», «Горячее сердце», «Не в свои сани не садись» Островского). В 1870 был принят в труппу театра на амплуа «бытового простака» и «характерного комика». Замечательный сценический интерпретатор и страстный пропагандист драматургии Островского, Садовский сыграл в его пьесах свыше 60 ролей. Первый исполнитель ролей: Буланов («Лес», 1871), Грунцов («Трудовой хлеб», 1874), Мурзавецкий («Волки и овцы», 1875), Мухояров («Правда - хорошо, а счастье лучше», 1876), Андрей Белугин («Женитьба Белу-гина» Островского и Соловьева, 1877),Карандышев («Бесприданница», 1878), Константин Каркуяов («Сердце не камень», 1879), Мулин («Невольницы», 1880), Мелузов («Таланты и поклонники», 1881), Окаемов («Красавец-мужчина», 1882), Миловзоров («Без вины виноватые», 1884) и др. По желанию драматурга Садовскому передавались также роли в возобновленных спектаклях: Тихон («Гроза»), Голутвин («На всякого мудреца...»), Хорьков («Бедная невеста»), Счастливцев («Лес»), Афоня и Краснов («Грех да беда на кого не живет»), Ипполит («Не все коту масленица»), Хлынов («Горячее сердце») и др. Ученик, творческий последователь своего отца, актер-демократ, великолепный знаток быта старой Москвы, Садовский в совершенстве владел сценической речью. Его самобытное, национальное, подлинно народное искусство отличалось предельной жизненной правдивостью, благородной простотой, светлым юмором, задушевностью и в то же время драматизмом, сатирической остротой. Вслед за отцом Садовский возглавил обличительно-критической направление в национально-бытовом репертуаре Малого театра. Ведущая тема творчества Садовского - судьба его современника, незаметного, простого, обездоленного человека. Играя Счастливцева, Садовского создал исполненный оптимизма, юмора образ актера, страстно любящего театр. Тема защиты «маленького» человека, протест против его унижения с большой силой прозвучали у Садовского в роли Карандышева. Тонкой, умной иронией был проникнут образ Мурзавецкого. Сатирически обрисован Хлынов. Признание передового зрителя получил образ демократа-просветителя Мелузова, пронизанный страстной ненавистью к старой жизни. К числу значительных ролей Михаила Прововича принадлежали: Хлестаков; Петр, 1-й мужик («Власть тьмы», «Плоды просвещения»), Мисаил и Лепорелло («Борис Годунов» и «Каменный гость» Пушкина), Беспандин («Завтрак у предводителя» Тургенева), Калгуев («Новое дело» Немировича-Данченко), Стремглов («Закат» Сумбатова) и др. Садовский - автор очерков и рассказов из жизни московского мещанского и купеческого захолустья (изд. 1899, 2 тт.). Его переводы пьес ставились в Малом и других театрах: «Корсиканка» Гуальтьери (1881), «Федра» Расина (1890, обе пьесы переведены для бенефисов М. Н. Ермоловой), «Севильский цирюльник» Бомарше (1883, Малый театр, в роли Фигаро - автор перевода), пьесы Гольдони, Гоцци, Лабиша и др. Написал пьесу «Душа-потемки» (1885, Малый театр, бенефис О. О. Садовской, в роли Вари - Ермолова). За свои литературные труды Садовский был избран в члены Общества любителей российской словесности. Известен и как сочинитель острых эпиграмм, направленных против казенщины, бюрократического засилья и чиновничьего произвола в театре. Преподавал в Музыкально-драматическом училище Московского филармонического общества и на драматических курсах Московского театрального училища.

Российская культура славится своими актерами, режиссерами, авторами. Гордостью театрального искусства считается Малый театр на Ордынке, который к тому же имеет богатую историю.

Рождение театра

Императрица Екатерина Петровна, так любившая театральное искусство, в 1756 году издала указ, благодаря которому в Санкт-Петербурге был учрежден российский театр. В то же время в Москве открылся театр, актерами которого были студенты. Уже в 1759 году созданный в Москве публичный русский театр был передан в ведение Московскому университету. Управлял им директор университета, драматург, поэт Херасков. Существование заведения было недолгим, но именно на его основе позже сформировалась постоянная московская актерская труппа.

Театр конца XVIII и начала XIX века

На протяжении нескольких десятилетий московская труппа, которая включала в себя актеров, певцов, танцовщиков, музыкантов, существовала благодаря поддержке частных предпринимателей. Дольше других антрепренером был М. Е. Медокс. В 1780 году он выстроил большой театр под названием Петровский, который расположился на Петровской площади. С 1806 года вся труппа стала существовать за казенный счет, она была включена в систему императорских театров. Незадолго до этого момента в Петровском театре случился пожар, труппа стала работать то в доме Пашкова, который приспособили под театр, то у Арбатских ворот, то на Знаменке в доме Апраксина. Только в сезон 1824-1825 годов императорская труппа обрела свой постоянный дом - имя которому Малый театр. Дом купца Варгина был перестроен , здесь 14 октября состоялась первое представление.

История

В 1914 году архитектор Спирин создал проект, по которому «Кино-Палас» на перестроили в театр Струйского. по большей части посещало население Замоскворечья. В скором времени его преобразовали в Театр миниатюр. После революции 1917 года театр национализировали большевики. На сцене выступали самые разные труппы, которые представляли спектакли многих направлений. В 1922 году здесь образовали театр Замоскворецкого совета. Через три года он получил название Ленсовета. Только в 1943 году, во время войны, здесь образовался филиал Малого театра на Ордынке. Первый спектакль состоялся 1 января 1944 года по пьесе Островского «На бойком месте». Первая премьера прошла 25 января 1944 года, это был спектакль «Инженер Сергеев».

Название театра

Из истории видно, что Малый театр на Ордынке стал так называться исключительно из-за своих размеров. Здание было невелико в сравнении с соседним Большим театром, который предназначался для оперных и балетных спектаклей. В скором времени название «Малый», как и «Большой», превратилось в имя собственное. Теперь эти названия во всем мире звучат именно на русском языке. Репертуар Малого театра на Ордынке состоял из спектаклей, поставленных по произведениям великих русских классиков: Пушкина, Гоголя, Грибоедова, Тургенева, Островского. Также зрителю представлялись постановки по Шекспиру и Шиллеру. Из всех зарубежных авторов им отдавалось наибольшее предпочтение. Наряду с серьезными спектаклями сцена Малого театра на Ордынке завлекала зрителей легким репертуаром, это были мелодрамы, водевили.

Театр во время войны

Во время Второй мировой войны Малый Театр на Ордынке принимал активное участие в борьбе против фашистских захватчиков. Театральная труппа внесла свою лепту в великую победу. Артисты входили в фронтовые бригады, выступали перед солдатами в госпиталях, В 1943 году был даже сформирован Фронтовой филиал. Перед коллективом ставилась одна задача - художественное обслуживание бойцов Советской Армии. В общей сложности Малым театром и его Фронтовым филиалом было дано более 2700 концертов и спектаклей. Все средства, скопленные коллективом, были направлены на строительство эскадрильи самолетов, которая была передана в действующую армию. В 1944-1945 годах эта эскадрилья успешно громила фашистов в небе

Малый театр нашего времени

Кому-то покажется мистическим тот факт, что коллектив театра верит в то, что скромное, строгое здание сохраняет ауру старых, давно ушедших великих артистов. Духи оберегают и сохраняют театр в самые трудные времена. Сохранили они его в дни послереволюционного беспредела в начале XX века, помогли не пропасть в лихие военные годы. Несмотря на стремительные жизненные изменения, кризисы, нестабильность, театр существует всегда.

В 1995 году Малый театр на Ордынке открыл после ремонта сцену. Спектакли по сей день идут на обеих сценах. На сегодняшний день репертуар труппы по-прежнему богат классическими произведениями. Основу составляют пьесы Островского. В труппу Малого входят известные народные артисты Быстрицкая, Каюров, Коршунов, Марцевич, Муравьева, Клюев, Невзоров, Бочкарев, Клюквин, Потапов и многие другие. В труппе задействовано более ста артистов. В целом Малый театр насчитывает более 700 человек. Театр имеет свой оркестр, где работают музыканты самого высокого класса. Труппа часто дает спектакли в других странах и городах. В гастрольную географию входят такие страны, как Финляндия, Италия, Франция, Германия, Израиль, Япония, Греция, Кипр, Болгария, Венгрия, Монголия и многие другие. По указу Президента России Малый театр получил статус национального достояния.