Леонид Гайдай: биография. Вицин, которого мы не знали

96 лет назад родился великий актер - Георгий Вицин . Серьезный клоун советского кино, книголюб и скульптор, йог и мудрец. Суть смешного, по собственным словам, он понял только к восьмидесяти годам: «Смех — это великое… Смеяться — естественная потребность нормального человека. Отсутствие чувства юмора — это болезнь… ненормального человека»…

В кино Георгий Вицин пришел поздно, режиссеры его в упор не видели. Но актер на них не обижался: "Нос у меня длинный, фигура тощая да нескладная, вот и не замечали". Но однажды Григорий Козинцев воскликнул: "Худоба! Нос! Вылитый Гоголь!" И пригласил на роль Гоголя в фильм о Белинском, потом в ленту "Дон Кихот".

Когда Козинцев узнал, что Вицин снимается у Гайдая, его хватил удар: "Какого драматического артиста потеряли!". А легендарный комедиограф Григорий Александров ликовал: "Зато какого комика приобрели!"…

Георгий Вицин родился в Петрограде 23 апреля 1918 года. Однако, согласно записи в Метрической книге Петроградской Крестовоздвиженской церкви за 1917 год, Вицин был крещён 23 апреля, в день Святого Великомученика Георгия, а в графе «день рождения» указано 5 апреля (18 апреля по новому стилю) 1917 года.

Год с 1917—го на 1918—й в метрике его мама Мария Матвеевна исправила, чтобы болезненного Георгия отправить в оздоровительную лесную школу, где было место только в младшей группе.

Когда Георгию исполнилось восемь месяцев, родители перевезли его в Москву. Мария Матвеевна одна несла на себе все заботы по дому, так как муж вернулся с войны тяжелобольным человеком — он был отравлен газом и прожил недолго. Когда Мария Матвеевна, сменив множество профессий, поступила на работу билетершей в Колонный зал Дома Союзов, то часто брала с собой на работу сына.

Георгий Вицин с детства был очень застенчивым мальчиком. Чтобы преодолеть свою закомплексованность, Георгий принял твердое решение стать актером. По—настоящему Георгий Вицин увлекся театром в 12 лет, когда стал играть в спектаклях школьной самодеятельности. Вот что он вспоминал об этом:

«Я рос очень застенчивым ребенком. И чтобы избавиться от этого комплекса, решил научиться выступать. Пошел в четвертом классе в театральный кружок. Кстати, очень хорошее лечебное средство, об этом даже психолог Владимир Леви писал. Я с ним знаком, он так лечит заик, людей со всякими комплексами — устраивает дома театр, распределяет роли, и они импровизируют. Вот и я вылечился…»

В школьном театре в качестве терапии от застенчивости, в одном из спектаклей Вицин исполнял танец шамана так неистово и эмоционально, что получил от преподавателей совет всерьез заняться балетом. Но после окончания школы Вицин решил всерьез заняться театром.

После окончания школы Георгий Вицин поступил в училище Малого театра. Но вскоре его отчислили с формулировкой «За легкомысленное отношение к учебному процессу». Осенью Вицин вновь решил испытать свои силы.

Он прошел испытания сразу в трех студиях — Алексея Дикого, театра Революции и МХАТа—2 — и был принят сразу во все. Свой выбор остановил на Театральном училище имени Вахтангова студии МХАТ—2, где проучился с 1934 по 1935 годы, где учился у С.Г.Бирман, А.И.Благонравова и В.Н.Татаринова.

В 1936 году секретарь ЦК Компартии Украины Постышев в личной беседе со Сталиным посетовал на то, что в Москве есть два МХАТа, а на Украине — ни одного, и Сталин тут же «подарил» братской республике МХАТ—2 со всей труппой. Актерам предложили паковать вещи и отправляться в Киев, а когда те отказались покидать столицу, театр расформировали, припомнив в газетах, что организовал его когда—то «эмигрант—отщепенец» Михаил Чехов. С Михаилом Чеховым сравнивала Вицина актриса Серафима Бирман, один из самых строгих театральных педагогов.

Вицин с 1936 года служил в Театре Ермоловой и с блеском играл сексуально озабоченного старичка—импотента в пьесе Флетчера «Укрощение укротителя». На эту постановку публика валила валом, причем специально «на Вицина», узнавая в кассах, играет ли он, и только тогда покупая билеты. Правда, были и недовольные. Однажды за кулисы явился разгневанный генерал, смотревший спектакль с 16—летней дочерью, и потребовал сократить «неприличный текст».

Сам Вицин всегда относился к театру с огромным пиететом. Даже после того, как окончательно распрощался со сценой и ушел в кинематограф. Нет такого понятия «киноактер», считал он. Есть актер, и рождается он на сцене, в живом общении со зрителем.

В своем театральном опыте Вицин находил заготовки для многих киноролей. Сексуальный старичок, смутивший генеральскую дочку, превратился в сэра Эндрю из фильма Яна Фрида «Двенадцатая ночь». Британская пресса, всегда ревниво следящая за любыми экранизациями Шекспира, эту картину обласкала, а о роли «русского актера Выпина, точно ухватившего специфику английского юмора», хоть и с ошибкой в фамилии, но упомянули в передаче Би—би—си.

О Вицине с удовольствием писали театральные критики, и никто тогда представить себе не мог, что актер с такой блистательной сценической карьерой может навсегда покинуть театр ради кинематографа.
Кинематографическая карьера Георгия Вицина началась с эпизодической роли опричника в фильме «Иван Грозный», и продолжилась ролью Гоголя в картине Козинцева «Белинский» в 1951 году.

Ассистентка режиссера, приехавшая с «Ленфильма» в Москву, отобрала из массы столичных актеров сразу нескольких, среди которых были известные актеры Владимир Кенигсон, Борис Смирнов и ряд других. Однако именно в Вицине ассистентка разглядела черты гоголевской натуры.

Вицин сыграл эту роль настолько достоверно, что спустя несколько месяцев после съемок в этом фильме его пригласили для работы еще в одной картине, и вновь на роль Гоголя — в фильм Григория Александрова «Композитор Глинка».

Георгий Вицин снимался в разножанровых фильмах, но широкую известность Георгию Вицину принесли роли в комедиях. Первой такой ролью стал обаятельный футболист Вася Веснушкин в фильме Семена Тимошенко «Запасный игрок», снятой в 1954 году. На эту роль Вицин попал совершенно случайно.

Картина снималась на «Ленфильме», куда Вицин был приглашен для проб на роль Овода в картине режиссера Александра Файнциммера. Пробы оказались неудачными, на роль был утвержден Олег Стриженов, и Вицин собирался возвращаться в Москву, когда в одном из ленфильмовских коридоров его случайно нашел ассистент Семена Тимошенко. На этот раз проба молодого актера была удачной, и Вицина сразу утвердили на роль.

Правда, позже режиссер сильно удивился, узнав, что «молодому актеру» не 25 лет, как казалось на глаз, а почти 37. «Вневозрастной феномен» Вицина заслуживает отдельного разговора. Ему было под 40 лет, когда он с одинаковой убедительностью играл 70—летнего старика в фильме «Максим Перепелица» и 17—летнего героя пьесы Розова «В добрый час!»

Перед съемками «Запасного игрока» Вицин месяц ежедневно тренировался на стадионе, чтобы быть в спортивной форме. А на репетиции боксерского поединка всерьез атаковал Павла Кадочникова, профессионально занимавшегося боксом. В результате у Вицина оказалась трещина в ребре, но он не ушел с площадки, а продолжил съемку, затянув грудную клетку полотенцем.

В 1956 году с участием Вицина был снят фильм «Она вас любит». В картине по сценарию предполагался сложный трюковой эпизод на водных лыжах. Сниматься должен был дублер, но режиссер решил снять Вицина. Вместе со сценаристом они сфабриковали письмо от некой поклонницы:

«Уважаемый товарищ Вицин! Вы мой идеал, я мечтаю познакомиться с Вами! Слышала, завтра Вы снимаетесь на акваплане? Какой Вы смелый! Я обязательно посмотрю и после съёмок подойду к Вам. Поверьте, Вы не разочаруетесь. Клава».

Догадливый Вицин письмо прочел, сниматься согласился, весь эпизод отработал блестяще, но после съемки сказал режиссеру: «А вот имя девушке могли бы поинтереснее придумать».

Герои Вицина неизменно вызвали симпатию у зрителей в любых картинах, в которых снимался актер — в детективных, исторических и лирических. В картине «Женитьба Бальзаминова», планировавшейся к запуску в производство в 1955 году, единственным кандидатом на роль недоросля Миши Бальзаминова был Вицин, давний друг режиссера Воинова по совместной работе в театре—студии Хмелёва. Но что—то не сложилось, и запуск фильма был отложен.

Через 10 лет у режиссера появилась возможность вернуться к проекту, и Воинов предложил главную роль опять Вицину. А Георгию Михайловичу тогда исполнилось 48 лет. Он наотрез отказался, но Воинов настаивал: «Это тебе по паспорту 48, а на вид нет и 30. Гримом еще лет пять уберем, а потом светом и т. д. и т. п».

Это перевоплощение было возможно потому, что Вицин к своему здоровью относился ответственно и трепетно. Он не курил, так как в восемь лет затянулся бычком под лестницей и на всю жизнь получил антиникотиновый рефлекс. И не пил, после того, как однажды в Новый год решил выпить и понял — если наутро хочется удавиться, лучше не пить. Но самое главное — он занимался йогой, когда никто толком не знал, что это такое.

Вицин проводил обязательное очищение организма, правильно питался, вырабатывая высокую устойчивость к стрессовым нагрузкам, проводил ежедневные тренировки и медитации, причем строго по расписанию и независимо от обстоятельств.

Многие режиссеры злились, когда после команды «Мотор!» Вицин смотрел на часы и вежливо, но твердо заявлял: «Извините, мне надо семь минут постоять на одной ноге и посидеть в позе лотоса». Не обращая внимания на накаленную атмосферу, отходил в сторонку, отрабатывал свою норму и спокойно возвращался к работе.

Савелий Крамаров вспоминал, как в одной из командировок жил вместе с Вициным и тот поражал его своими ежедневными занятиями йогой. «Если бы я не занимался йогой, то многие мои роли в кино не были столь успешными, — объяснял Георгий Михайлович. — Ведь процесс съёмок — очень тяжёлая муторная вещь.

В ожидании, когда тебя снимут, можно просидеть целый день, притом утомиться так, что весь юмор из тебя сам собой выдохнется. Как тогда играть? Но я во время съёмок, несмотря на шум, крик, часто засыпал ровно на десять—пятнадцать минут, тем самым давая организму отдохнуть, расслабиться».

К такой зацикленности на здоровом образе жизни партнеры относились по—разному. Одни равнодушно, другие скептически, а некоторые высказывались довольно резко. Например, Нонна Мордюкова, которая после эпизода поцелуя купчихи Белотеловой с Бальзаминовым заявила Вицину: «Разве ты мужик? Не пьешь, не куришь, к женщинам не пристаешь. Ты же труп!».

«При всем этом за долгие годы работы в кино Георгий Михайлович мастерски научился играть алкашей, — рассказывал Владимир Цукерман. — Однако в реальной жизни он так и не научился пить. И курил первый и последний раз в семилетнем возрасте. Поэтому Вицин и не любил всевозможные актерские посиделки, юбилеи и творческие встречи в ресторанах.

«Самое страшное, что придумало человечество, — это застолье», — говорил он. В киношной среде даже ходила такая байка. Один актер говорит другому: «Был вчера на презентации. Стол был шикарный. Все были, все пили. Леонов, Папанов, Миронов, Никулин, Моргунов, Вицин…» — «Стой, — прервал второй, — не ври». — «Ну все были, и все пили. Кроме Вицина, конечно…».

За 10 лет, прошедших между замыслом и выходом «Женитьбы Бальзаминова», в судьбе Вицина произошло многое. Но главная событие состоялась в 1957 году, когда Леонид Гайдай пригласил его в свою первую комедию «Жених с того света». Особого успеха картина не имела, тем более что цензура обошлась с «Женихом…» довольно круто, превратив фильм в кургузую короткометражку с периферийным прокатом.

Зато следующая совместная работа, с самого начала ориентированная на короткий метр, стала культовой и судьбоносной. В фильме «Пес Барбос и необычный кросс» родилась самая знаменитая кинотроица советского кино — Трус, Балбес и Бывалый.

Сначала Гайдай прочитал в «Правде» стихотворный фельетон про браконьеров, потом придумал три характера—маски и стал искать актеров. На Труса сразу выбрал Вицина, Трус нашел Балбеса, увидев в цирке Юрия Никулина. Бывалого, в лице Евгения Моргунова, Гайдаю сосватал директор «Мосфильма» Иван Пырьев. Четвертого героя — Барбоса — изображал пес Брех, который попортил артистам немало крови, упорно не желая исполнять в кадре задумки Гайдая.

«Пес Барбос» был лишь одной из пяти новелл юмористического альманаха «Совершенно серьезно», на который студия «Мосфильм» особых надежд не возлагала. Но эксцентрическая короткометражка Гайдая имела у публики оглушительный успех. Зрителю понравилось все — трюки, музыка, бешеный ритм и филигранный монтаж.

Новые герои мгновенно стали персонажами народного фольклора, баек и анекдотов. Сделанные вдогонку «Самогонщики» усугубили ситуацию всеобщей любви и популярности. Со всей страны шли мешки писем, в которых от Гайдая в ультимативной форме требовали снимать новое кино про Труса, Балбеса и Бывалого.

Тем временем, тройка в полном составе временно перекочевала в фильм Эльдара Рязанова «Дайте жалобную книгу», где запомнилась дракой в ресторане и концептуальной фразой Вицина: «Начальство надо знать в лицо!»

Григорий Козинцев, планировавший снять Вицина в роли Гамлета, увидев артиста в короткометражках Гайдая, был в шоке. Никто не мог предположить, что из драматического актера получится столь ярко комедийный.

Феноменальный успех фильмов Гайдая оказал влияние даже на незыблемые законы советской плановой экономики. Легкая промышленность среагировала на потенциальный спрос и быстро наладила выпуск продукции с «тройной» символикой: майки, маски, игрушки, календари. Трус, Балбес и Бывалый перевоплотились в страшных лесных разбойников из мультика «Бременские музыканты».

Зрители воспринимали их как единое существо, и даже придумали ему имя — ВиНиМор (по первым буквам фамилий). Но какие же разные люди составляли это трио.

Клоун от Бога, человек—праздник Юрий Никулин (для него фильмы Гайдая стали началом кинокарьеры), спокойный, тихий, созерцательно замкнутый Вицин — артист с отличной театральной выучкой и солидным киноопытом, и шумный, во все вмешивающийся, часто развязный в общении Евгений Моргунов, который ни до, ни после роли Бывалого ничего равноценного, к сожалению, не сыграл.

Во время работы над «Операцией «Ы…» Гайдай планировал завершение приключений своих героев. У режиссера сложились непростые отношения с Моргуновым, который капризничал еще на «Самогонщиках», и многое позволял как на съемочной площадке, так и вне ее.

В свою картину «Деловые люди» по рассказам О.Генри Гайдай Бывалого не взял, хотя и Никулин, и Вицин там сыграли отличные роли. Однако вскоре нашелся подходящий сценарий.

Когда Никулин прочитал сценарий «Кавказской пленницы», то наотрез отказался сниматься в «этой ерунде». Но Гайдай убедил и его, и остальных, что сценарий будет лишь основной канвой, на которую каждый вправе нанизать столько выдумок, трюков и гэгов, сколько сможет выдумать. А чтобы стимулировать фантазию своих «соавторов», за каждую идею режиссер обещал выставлять придумщику пару бутылок шампанского.

Согласно устным преданиям киношников, Никулин заработал 24 бутылки, Моргунов — 18, а Вицин — 1, потому что не любил шампанское. На самом деле Георгий Михайлович был не менее плодовит, чем его коллеги. Именно ему мы обязаны криком «Поберегись!» вылетающего из дверей Труса, трюком с огурцом и рогаткой, платком Варлей, которого пугается Трус, и знаменитой сценой под девизом «Стоять насмерть!», когда герои строят живую стену перед несущейся машиной.

Вообще трюки придумывались настолько спонтанно, что потом трудно было точно определить — кто что изобрел. Например, огромный шприц, остающийся после укола в заду у Бывалого, придумал Никулин, а вот то, что шприц будет качаться, — находка Вицина.

Актера с трудом уговорили выпить кружку пива на съемках «Кавказской пленницы». Сначала он категорически отказывался: «Пиво не буду, налейте шиповник». Один дубль, второй, третий… Выпил уже пять кружек с настоем шиповника, как кто—то из съемочной группы заметил: «Не пойдет! Пены—то нет!»

Никулин предложил подложить в кружку ваты, но Вицин не выдержал: «Да в меня уже не влезет шестая кружка. Хоть с ватой, хоть без!» «Как желаете, Георгий Михайлович, — вмешался режиссер картины Леонид Гайдай. — А снять еще один дубль все равно придется. Причем с настоящим пивом». И трезвеннику Вицину пришлось через силу осушить целую кружку.

Петр Вайль писал о «ВиНиМоре»: «Герои великой гайдаевской тройки носили говорящие имена, обозначающие те качества, без которых нет и быть не может достойного человека. По шутовским законам комедии это были имена—перевертыши, что никого, разумеется, не сбивало с толку.

Понятно, что вечно садящийся в лужу Бывалый — Евгений Моргунов — есть олицетворение честной незащищенности: неизбежный удел личности в социуме. Что Балбес — Юрий Никулин — воплощенный здравый смысл. Что Трус — Георгий Вицин — мужество и стойкость, неподвластные ни обществу, ни государству.

С этих троих можно было делать жизнь нагляднее и убедительнее, чем с Павлика Морозова и Павки Корчагина. Их слова и фразы расходились квантами житейской мудрости не хуже цитат из Ильфа и Петрова. Если вдуматься реплика: «Жить хорошо, а хорошо жить еще лучше», — стала ключевой для народа огромной страны. Именно эта внятная философия увела страну от туманного лозунга к повседневной заботе, вывела из идеологии к жизни.

Еще у них всех троих было одно общее имя. Это имя — свобода. Они появились на экране в начале 60—х, когда в стране впервые приоткрылась многое из того, что потом открылось настежь через четверть века. Эксцентрика гайдаевского кино напоминала движения внезапно освободившегося человека, который оказавшись на воле беспорядочно размахивает руками, вертит головой, подпрыгивает на месте, порывается бежать.

Рефлекторная свобода той оттепели запечатлелась во многом — молодежной прозе, театре на Таганке, интимной лирике и отчетливее всего — в комедиях Гайдая, где тройка Никулин—Вицин—Моргунов обладала тем, чего прежде не видали: пластикой свободного человека. Достоевский писал о том, что именно смех — вернейшая проба души, и правильно, что наша свобода начиналась со смеха».

«Кавказская пленница» — фаворит отечественного кино с 1967 года и до нынешних дней. В год выпуска фильм занял 1—е место в прокате, собрав у экранов 76,5 миллиона зрителей.

Актриса Наталья Варлей вспоминала о Георгии Вицине: «Я могу начать вспоминать, анализировать или придумывать, но у меня не было такого ощущения, что отдельно Георгий Михайлович, отдельно Юрий Владимирович, отдельно Евгений Александрович. Для меня это была группа очень сильных актеров, замечательных людей.

Мой страх дебютантки, конечно, мне поначалу не позволял ориентироваться даже в том, что происходит Мне было страшно. Страшно, радостно, интересно, а потом я уже начала наблюдать, анализировать, сколь разные характеры, почему Леонид Иович соединил таких непохожих, казалось бы, людей и создал из них три маски: Трус, Бывалый, Балбес. На самом деле и Юрий Владимирович, и Евгений Александрович, и Георгий Михайлович были интеллигентными, умнейшими людьми.

Георгий Михайлович был глубоко начитанным человеком, прекрасным театральным актером. Как театрального актера его знают, конечно, меньше. Знают в основном его комедийные роли, но я видела его и в качестве актера Театра имени Ермоловой, еще до того, как начала сниматься в «Кавказской пленнице». Я училась в цирковом училище и бегала на все спектакли Ермоловского театра, потому что там работала тетя моего сокурсника.

И я видела Георгия Михайловича в его театральных работах. Он был из другого поколения, с другими ценностями и критериями. Мне кажется, что Георгию Михайловичу Вицину не пришло бы в голову торговаться из—за гонорара за роль, особенно, если роль ему нравилась, если ему хотелось эту роль сыграть. А сегодня я понимаю, что очень не хватает этой старой, интеллигентной актерской школы.

Когда сегодня говорят, «как же так, он умер в одиночестве, в нищете», хочется возразить. Во—первых, не в одиночестве, у него была любимая жена, любимая дочка, любимая собака. Да, он был старым человеком, беззубым, который отказывался уже выезжать с концертами, потому что прислушивался к собственному здоровью.

Сердце пошаливало, он еще такой мнительный. Ему было вполне достаточно выйти в своем костюмчике Труса, сказать монолог, который принимали на «ура». Но жил он какой—то такой своей, тихой, жизнью. Думаю, он жил так, как ему уже хотелось — соответствовать своему возрасту, не молодиться, не вставлять зубы, потому что мясо есть уже не нужно, нужно есть кашу. Кормил кошек и собак.

Еще был Смоленский гастроном и ему оставляли для бродячих кошек и собак обрезки костей, мяса. Он ходил по дворам и кормил их. Просто он любил животных и очень за них переживал. Был очень добрым и мягким человеком. Несмотря на то, что он любил скабрезные шуточки, у меня ощущение такой нежной глубины души.

Вот такой человек — с очень нежной душой, очень ранимый, никогда, как мне кажется, ничего для себя не просящий, никогда не выдвигающий никаких требований к другим по отношению к себе, никаких материальных благ в жизни он никогда не добивался.

Сама память о Георгии Михайловиче очень светлая. Грустно, потому что его нет и грустно, потому что он не может сейчас дать урок скромности, интеллигентности, вежливости и трепетного отношения к актерской профессии».

Апофеоз тройки стал ее концом. Гайдай пришел к выводу, что эксплуатировать эти типажи без самоповторов уже невозможно. Кроме того, на съемках «Пленницы» у него произошел крупный скандал с Моргуновым. Евгений Александрович явился на площадку в окружении поклонниц и принялся делать замечания режиссеру, вызывая восторженную реакцию у окружения.

Гайдай резко приказал директору убрать всех посторонних с площадки, Моргунов обиделся, Гайдай тоже, и на глазах актера вырвал из режиссерского сценария все оставшиеся с ним эпизоды.

Вицин, Никулин и Моргунов еще только раз встретились на экране, но уже не у Гайдая, а в фильме Карелова «Семь стариков и одна девушка».

В 1980 году режиссер Юрий Кушнерев попытался возродить легендарную тройку в картине «Комедия давно минувших дней», соединив ее с не менее известной гайдаевской двойкой — Арчилом Гомиашвили и Сергеем Филипповым.

Несмотря на то, что за сценарий взялись авторы «Операции «Ы», «Кавказской пленницы» и «Бриллиантовой руки» Яков Костюковский и Морис Слободский результат получился не очень. Никулин от проекта отказался сразу, а оставшаяся четверка напрягалась изо всех сил, но сделать «из ничего хоть что—нибудь» так и не смогла.

В нашей стране популярность киноартиста часто определяется количеством «крылатых фраз», пущенных им с экрана в народ.

«Утром деньги — вечером стулья!» («12 стульев»), «Романтизьму нету, выпить не с кем» («Не может быть»), «А ну быстро все по пещерам!» («Земля Санникова»), «Йес, йес… ОБХСС!» («Джентльмены удачи») — это все Вицин. И как апогей популярности — приглашение стать гостем телекабачка «13 стульев» поэтом Одиссеем Цыпой.

Вицин вместе с другими популярными артистами часто гастролировал по стране с программами «Товарищ КИНО» и сборными концертами. На одном из таких концертов, выходя со сцены, он столкнулся с молодой певицей, стоявшей за кулисами: «А я за вами наблюдаю, Георгий Михайлович, учусь у профессионала чувствовать сцену и публику», — сказала артисту Алла Пугачева.

В 1990 году они вновь оказались рядом — в «последнем списке» на звание народного артиста СССР, который успел подписать Горбачев перед Беловежской Пущей.

Георгий Вицин говорил о cебе: «Я вообще очень покладистый, терпеливый и неагрессивный. Всегда подставлю другую щёку и драться не буду… Просто потому, что это христианское мудрое правило. Меня порой кусают мои собаки, а я им прощаю — они ведь все такие несчастные, дворняжки… Я не взрывной. Нервы могут сдать, но я всё же стараюсь этого не допускать. Температура у меня не такая, чтобы играли страсти. Да я их и боюсь…».

Иван Дыховичный писал о Вицине: «Бывают люди, которые живут очень долго и когда они уходят из жизни — уже их никто не помнит, такой бывает страшный момент, а здесь история удивительная, потому что к счастью, к счастью для нас — зрителей и людей, которые его знали, Вицин прожил много лет, но и самое главное, что он сумел оставить образ, настолько любимый просто людьми от и до самых разных вкусов, что тоже уникально».

Сложно представить, но в жизни Георгий Михайлович обладал поистине колдовским обаянием, буквально завораживая женщин. Причем этот дар был у актера с юности.

Георгий Михайлович не был писаным красавцем, тем не менее, недостатка в поклонницах у него не было. Дамы писали письма о том, что хотят родить от него ребенка, признавались в любви. Многие актрисы тоже пытались соблазнить популярного коллегу. Но Вицин никогда не был сторонником мимолетных связей.

Тем не менее, в его личной биографии есть факт, нехарактерный для Георгия Михайловича. В юности у Вицина был роман с актрисой Диной Тополевой, которую он увел не у кого—нибудь, а у своего учителя, народного артиста СССР Николая Хмелева. Студия Хмелева позже преобразовалась в Театр имени Ермоловой. И, что странно, отношения между Хмелевым и Вициным после этого ничуть не изменились.

Хмелев простил законной жене измену, и актер с почтением всю жизнь относился к своему учителю и режиссеру. Тополева была значительно старше Георгия Михайловича.

В гражданском браке Вицин и Тополева прожили почти 20 лет. А потом 38—летний Георгий встретил Тамару, племянницу знаменитого ученого Мичурина. Но даже когда Вицин был женат на Тамаре, а Тополева осталась одна и сильно болела, Вицин ухаживал за ней. Приносил продукты, покупал лекарства. И Тамара Федоровна поддерживала мужа в этом.

С женой Тамарой

Более того, Дина до самой смерти оставалась членом его семьи. Вспоминает А.Воинова, дочь близкого друга Вицина режиссера Константина Воинова: «Он выстроил совершенно потрясающую систему взаимоотношений. Он хотел ребенка, там (в семье с Диной) ребенка не было. Вот у тети Тамары ребенок родился. Ребенок обожаемый, он свою дочь Наташу просто боготворил. Но он сумел устроить так, что Наташа была вхожа в тети Динин дом.

Он приводил ее туда, потому что у него как бы было две семьи. Потому что он тетю Дину содержал всю жизнь. И ее, и ее сестру, с домработницами, с дачей на лето… Вицин не мог бросить Дину, она была старше и нуждалась в опеке».

Со своей новой женой Вицин встретился в Театре имени Ермоловой. Она служила там бутафором. По рассказам самой Тамары Федоровны, их знакомство состоялось на Пасху. Она пришла в реквизиторскую, куда народ принес куличи и пасху. Вошел Вицин с крашеным яйцом в руке. «Девочки, я пришел похристосоваться», — сказал он. Они трижды поцеловались, заглянули друг другу в глаза, и с тех пор начали встречаться. А через несколько лет у пары родилась дочь Наташа.

Вицину не нужна была слава. Он от нее бежал. Прятался от назойливой публики в своей квартире или уединялся на природе с мольбертом.

Когда открывался Музей трех актеров, Юрий Никулин заехал за Георгием Вициным, чтобы отвезти на презентацию. И застал коллегу лежащим на диване. «Гоша, вставай, поехали, твой же музей открывается», — сказал Юрий Владимирович. «Так это же надо штаны надевать», — ответил Вицин. «Что, ты совсем без штанов ходишь?» — «Так это надо другие штаны надевать». И перевернулся на другой бок. Но потом все равно собрался и приехал.

Вицин говорил о себе: «Я всегда старался не привлекать внимания других к себе. Чего мозолить глаза народу?». Он надевал серый плащ, надвигал на глаза кепочку и старался слиться с толпой. Ходит байка, что однажды его узнали в очереди, стали уступать место. «Я не Георгий Вицин, я его брат», — стал обманывать людей актер. «Мужик, у тебя такой великолепный брат, что ты тоже имеешь полное право пользоваться его славой. Проходи вперед!».

Последний раз Георгий Михайлович снялся в 1994 году в фильме Андрея Бенкендорфа «Несколько любовных историй» и одном из первых отечественных «ужастиков» «Хагги—Траггер». Иногда он выступал на сборных «юморинах» в бывшем Театре киноактера — шутил, что зарабатывает на корм бездомным собакам. Он был бессребреником в прямом смысле этого слова. Мало кто знал, что Вицин изучал труды Овидия, Горация, Платона и Петрарки, увлекался астрономией.

Вицин очень любил животных. В семье держали двух попугаев и собаку. Одна птичка все время кричала: «Что ты все бегаешь? Пойди поспи!», а про собаку Вицин на полном серьезе сообщал, что та умеет говорить «мама».

Под конец жизни слабое здоровье постоянно напоминало Вицину о себе. Он часто болел. Сказывалась неудовлетворенность происходящим в стране в 1990—е годы. Актеру категорически не нравилось это время. Он не мог и не хотел подстраиваться под него. Его выручала обязанность, которую он сам на себя возложил: «Я должен идти кормить голубей».

Ежедневно вставал с постели, брал кульки пшена и шел на улицу — подкармливать птиц. Доставались кусочки еды окрестным бродячим кошкам и собакам — мимо их бед Георгий Михайлович не мог пройти спокойно. Так и получалось, что к моменту выхода Вицина из дома все его питомцы собирались вблизи подъезда.

Георгий Вицин много работал над озвучанием мультфильмов. К своим кукольным и рисованным персонажам он подходил по системе Станиславского, считая эту часть творчества не менее ответственной и серьёзной. Его голосом говорят домовенок Кузя, заяц («Мешок яблок»), Джузеппе («Приключения Буратино»), жук—музыкант («Дюймовочка») и многие другие анимационные персонажи.

В поликлиники Вицин принципиально не ходил. «А то найдут чего—нибудь, вот и начнёшь думать о своих болячках». На все издержки возраста он смотрел со свойственным ему юмором: «Зачем ставить протезы? Если пора сжигать мосты, не меняй их на пластмассовые».

Несмотря на то, что Георгий Вицин постоянно болел, он периодически участвовал в сборных концертах, поскольку его мизерной пенсии явно не хватало на полноценную жизнь. Вицин жил с женой, которая из—за болезни не работала, и дочерью—художницей, зарплата которой тоже была небольшой.

6 сентября 2001 года Вицин согласился участвовать в концерте, который проходил в столичном Театре киноактера. Организаторы позвонили Вицину за два часа до начала и попросили заменить заболевшего артиста. Вицин, который в тот день сам чувствовал себя неважно, согласился, поставив всего условие — выступить первым. Но это не спасло.

Сразу после выступления ему стало плохо с сердцем. Была немедленно вызвана «Скорая», которая отвезла Вицина в 19—ю городскую больницу. Его поместили в реанимационное отделение. На следующий день артисту стало лучше, и его перевели в двухместную палату кардиологического отделения. Там за ним приглядывала его дочь Наташа.

О.Алексеева в газете «Жизнь» писала: «Георгий Михайлович категорически запретил супруге оставлять без присмотра своего любимого пса Мальчика. А попросить посидеть с собакой кого—нибудь из знакомых Тамара Федоровна не решается. Не хочет, чтобы те видели, в каких условиях живет народный артист России, сыгравший больше сотни ролей в кино.

Картина и впрямь удручающая. В крохотном коридоре — книги и миска с едой для Мальчика. В комнате — старенький черно—белый телевизор и опять множество книг. Душ уже полгода не работает, на кухне нет холодной воды. «Это не то, что несправедливо, это бесчеловечно, — говорит Тамара Федоровна. — Великий актер, народный любимец, а живет в такой разрухе.

Но Георгий Михайлович все мужественно переносит, ни к кому за помощью не обращается. И меня ругает, если я начинаю заводить об этом речь. Я иногда думаю, может — письмо в правительство, в Союз кинематографистов написать? Но Георгий Михайлович запрещает, говорит: всем сейчас очень тяжело, и он не имеет права требовать к себе особого внимания...»

Врачи 19—й больницы сняли у Вицина острый приступ стенокардии и подлечили сердце. Затем дочь забрала артиста домой. Но спустя пару дней ему снова стало плохо из—за приступа стенокардии.

10 октября Вицина поместили в более комфортабельную клиническую больницу № 2 при Минздраве России. Когда Вицин поступил во 2—ю больницу, у врачей не было никаких иллюзий — шансов у актера не было. И он сам это прекрасно понимал. В четверг, 18 октября, Вицину стало хуже. Он перестал самостоятельно есть, не мог сесть на кровати, с трудом разговаривал. В пятницу актер потерял сознание. В выходные он на несколько минут очнулся, но потом снова впал в забытье.

22 октября состояние Вицина стало крайне тяжелым, и врачи позвонили его дочери Наташе. Та немедленно приехала, и в течение нескольких часов неотлучно находилась при отце. Но тот так и не пришел в сознание. В 16.30 Георгий Вицин скончался.

«Он не понадобился времени, — говорил Леонид Куравлев. — Он его сам отверг, отринул. Такое время не нужно было Вицину с его философией, с его скромностью, с его умением боготворить самые основы человеческой морали и души, по которым надо жить дальше, и оформлены они десятью заповедями Христа. Вот он жил по законам Иисуса Христа».

Одно из последних интервью Георгий Вицин закончил так: «Не суетитесь, люди. Жизнь отнимает страшно много времени!»

На протяжении всей жизни Вицин изображал трусливого хлюпика, каким в реальной жизни вовсе не являлся.

Актерские байки

НА ОСНОВАНИИ ЗАЯВЛЕНИЯ

Однажды Георгий Вицин сбежал с гастролей театра им. Ермоловой, проходивших в Киеве, приехал в Москву и подал заявление об уходе. Вскоре вывесили приказ: "За неоднократное нарушение дисциплины уволить артиста Вицина. Основание: заявление артиста Вицина".

НЕ ПОХОЖ

В пьесе Михаила Светлова “Двадцать лет спустя” среди действующих лиц есть и сам автор. Вицин загримировался под Михаила Аркадьевича, перенял его походку, интонацию, жесты. И после спектакля одна пылкая дама повисла на Светлове:

— Благодарю вас за чудесную, великолепную игру!

— Это Вицин, — пробовал отбиваться драматург.

— Ну-ну, не стесняйтесь, сознайтесь, что это были вы. Вицин на вас совсем не похож.

ГРУШИ

Рассказывает Георгий Вицин: «Были мы как-то с Моргуновым в гостях у Юры Никулина в цирке на Цветном. Рядом - Центральный рынок и бабушка яблоками торгует. Моргунов предложил розыгрыш. "Бабуля, почем груши?" - "Да это же яблоки, сынок". - "Да ладно, почем?" - "Рубль".

Затем подходит Никулин с тем же вопросом: "Почем груши?" - "Да это же яблоки", - уже с меньшей уверенностью говорит она. И тут подхожу я: "Почем груши, бабуля?" - "Да вы что сегодня, ошалели, что ли?" Завершал наш розыгрыш поэт Леонид Хуксо: "Почем яблоки сегодня?" - "Да ты что не видишь, что ли, груши это, груши!!!" - заверещала бабка».

Эта любовная история в 1936 году потрясла всю театральную Москву. Молодой актёр Вицин влюбился не в кого-нибудь, а в актрису Дину Тополеву — жену народного артиста СССР Николая Хмелёва , худрука студии, которая позже преобразовалась в Театр им. Ермоловой. Ему было 19 лет, ей — 35, но она ответила ему взаимностью и ушла от мужа. Вместе они прожили почти 20 лет, но официально так и не расписались.

Казалось бы, после такого предательства театральной карьере актёра должен был наступить конец. Однако Хмелёв простил жену и своего ученика Вицина и по-прежнему давал ему новые роли. Кстати, когда актёр уже был женат, а актриса осталась одна и сильно болела, Георгий Михайлович ухаживал за ней. Приносил продукты, покупал лекарства, оплачивал сиделок. Мало того, в то время законная супруга Тамара Фёдоровна во всём поддерживала мужа.

Любовь: аппетитные женщин

Георгий Вицин. Кадр из фильма «Земля Санникова», 1973 год.

«Со своей официальной супругой Вицин тоже встретился в Театре им. Ермоловой, — рассказывает директор Музея трёх актёров Владимир Цукерман . — Тамара Мичурина, племянница знаменитого селекционера, работала там бутафором. По рассказам самой Тамары Фёдоровны, их знакомство состоялось на Пасху. Она пришла в реквизитор-скую, куда народ принёс куличи и пасху. И в кабинет вошёл Вицин с крашеным яйцом в руке. „Девочки, я пришёл похристосоваться“, — сказал он. Они трижды поцеловались, заглянули друг другу в глаза... и начали встречаться».

«Как он красиво ухаживал за будущей супругой! — вспоминал сценарист гайдаевских комедий Яков Костюковский . — Тамара была женщиной аппетитной. Вицину всегда нравились такие, он говорил: «Полная женщина привлекательнее тоненькой худышки, напоминающей карандашик».

Привычки: третьим не буду!

Вицин семь раз сыграл Труса. Потом был Хмырь в «Джентльменах удачи», пьяница из комедии «Не может быть». Менялись сценарии, а образ оставался прежним — этакий простачок-выпивоха. Зрители думали, что в жизни он тоже пьяница, к нему всегда приставали забулдыги и предлагали: «Третьим будешь?» Он отвечал: «Нет, я могу быть только четвёртым и такова концепция».

Пока до пьяниц доходили слова актёра, он успевал уйти. Вицин вообще не употреблял спиртного. На съёмках «Кавказской пленницы» из-за этого возникли проблемы. По сценарию Вицину надо было залпом выпить кружку пива, а он наотрез отказался. Предлагает: «Налейте шиповник». Снимают первый дубль, второй... Выпил уже пять кружек, как кто-то заметил: «Не пойдёт! Пены нет!»

Никулин предложил подложить в кружку вату, но Вицин не выдержал: «Да в меня не влезет шестая кружка. Хоть с ватой, хоть без!» «Как желаете, — вмешался режиссёр Леонид Гайдай . — А снять ещё один дубль придётся. Причём с настоящим пивом». И трезвеннику Вицину пришлось через силу осушить кружку.

Юрий Никулин и Георгий Вицин. Кадр из фильма «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», 1966 год.

Карьера: потенциал драматического актёра

В паспорте и на могиле Вицина написана дата рождения 23 апреля 1917 года. На самом деле он родился в 1918 году, а лишний год прибавил себе, чтобы побыст-рее поступить в театральный. Официальное место рождения актёра город Петроград (Санкт-Петербург) — тоже выдумка. Он появился на свет в Финляндии в селении Териоки, которое потом отошло к СССР. Но разве народный артист великой страны мог родиться за границей?! Конечно нет! Поэтому биографию подправили.

В фильмографии актёра тоже есть неточности. Первой его ролью в кино называется опричник в картине Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный». Но Георгий Михайлович говорил, что в глаза не видел Эйзенштейна, а первый раз на экране появился в роли железнодорожника в фильме Сергея Юткевича «Здравствуй, Москва». Это был 1945 год. Позже Григорий Козинцев снял его в роли Гоголя и собирался снимать в «Гамлете». Вообще поначалу Вицину прочили карьеру драматического актёра, но в 1961 году вышла короткометражка Гайдая «Пес Барбос и необычный кросс», и его киносудьба изменилась. Он стал Трусом, а Гамлета сыграл Смоктуновский.

Юрий Никулин, Евгений Моргунов и Георгий Вицин. Кадр из фильма «Пес Барбос и необычный кросс», 1961 год

Жизнь: сердобольный бессребреник

Георгий Вицин мог иметь всё: машины, дачи, деньги. Но страсти к богатству у него не было. «Он был бессребреником, — говорит Владимир Цукерман . — Старался жить скромно. Прятался от назойливой публики в своей квартире или уединялся на природе с мольбертом».

В конце жизни Вицин выступал с юмористическими концертами, а на гонорары покупал еду для бродячих собак. Однажды подобрал полуживую бездомную овчарку, выходил и назвал Мальчиком. Пёс любил спать на своём хозяине. Когда Вицину звонили с киностудии, супруга отвечала: «Он не может подойти. На нём спит Мальчик. Бедная собака так настрадалась... Пусть теперь отдохнёт».

Репродукция кадра из кинофильма «Месть». Георгий Вицин в роли Федора Федоровича Дегтярева, Юрий Леонидов (слева) в роли Молодого городового и Никифор Колофидин в роли Старого городового. Режиссер Ирина Поплавская. 1960 год.

Факты

Савелий Краморов, Георгий Вицин и Евгений Леонов в фильме «Джентельмены удачи». 1971 год.

Георгий Вицин сыграл более ста ролей в кино. Зрители полюбили его за Труса, а ему больше других нравилась роль сэра Эндрю в «Двенадцатой ночи» (1955 год) режиссёра Яна Фрида . «В Англии вышла статья, очень приятная для меня, где было написано, что я точно ухватил английское чувство юмора, — говорил актёр в одном из интервью. — Но Би-би-си почему-то назвала меня „Выпин“. Возможно, телекомпания предсказала мои будущие „пьяные“ кинороли?»

В юности Вицин часто исполнял роли стариков, а в зрелом возрасте — юношей. В фильме «Максим Перепелица» он играл деда Мусия, который по сценарию был на 30 лет его старше. А в 38 лет снялся в «Запасном игроке», где исполнил роль 18-летнего Васи Веснушкина. Молодого, 28-летнего, оболтуса в «Женитьбе Бальзаминова» Георгий Михайлович тоже сыграл уже в зрелом возрасте — в 48 лет. Сценарий был написан под него, но фильм начали снимать спустя десять лет. Естественно, за это время актёр постарел. «Я сам себя загримировал, — рассказывал Вицин. — Где сеточку из краски нарисовал, где веснушки сделал, чтобы морщин не было. Придумал паричок, нос подтянул. Шпатлёвку смешал с красной краской, чтобы лицо «похудело». Режиссёр посмотрел на мои художества и сказал: «Буду снимать!» Из-за столь сложного грима сам Вицин называл картину «Женитьбой Бальзамированного».

Вицин очень серьёзно занимался йогой. Стоял на голове, принимал позу лотоса, не ел мяса, регулярно медитировал. Кстати, к йоге его приобщил Савелий Крамаров , с которым они познакомились на «Джентльменах удачи». Актёры тогда подружились: оба в кино играли дурачков, а в жизни были интеллигентными, начитанными людьми. Когда Крамаров уезжал в Америку, все свои ксерокопии (йога тогда была запрещена) он передал Вицину.

Однажды Вицина узнали в очереди, стали уступать место. «Я не Вицин, я его брат», — стал обманывать людей актёр. «Мужик, у тебя такой великолепный брат, что ты тоже имеешь полное право пользоваться его славой. Проходи вперёд!»

Георгий Вицин в фильме «Женитьба Бальзаминова», 1964 год Фото: Кадр из фильма



96 лет назад родился великий актер - Георгий Вицин. Серьезный клоун советского кино, книголюб и скульптор, йог и мудрец. Суть смешного, по собственным словам, он понял только к восьмидесяти годам: "Смех — это великое… Смеяться — естественная потребность нормального человека. Отсутствие чувства юмора — это болезнь… ненормального человека"...


Родители и детство Георгия Вицина

Георгий Вицин родился в Петрограде 23 апреля 1918 года. Однако, согласно записи в Метрической книге Петроградской Крестовоздвиженской церкви за 1917 год, Вицин был крещён 23 апреля, в день Святого Великомученика Георгия, а в графе «день рождения» указано 5 апреля (18 апреля по новому стилю) 1917 года.

Год с 1917-го на 1918-й в метрике его мама Мария Матвеевна исправила , чтобы болезненного Георгия отправить в оздоровительную лесную школу, где было место только в младшей группе.

Когда Георгию исполнилось восемь месяцев, родители перевезли его в Москву. Мария Матвеевна одна несла на себе все заботы по дому, так как муж вернулся с войны тяжелобольным человеком — он был отравлен газом и прожил недолго. Когда Мария Матвеевна, сменив множество профессий, поступила на работу билетершей в Колонный зал Дома Союзов, то часто брала с собой на работу сына.

Вицин. Лекарство от застенчивости

Гоша Вицин с детства и до конца жизни не любил экзамены , причем в любом виде. Что может быть неприятнее вопросов, на которые ты обязан отвечать. Все равно кому — учителю, начальнику, милиционеру или журналисту. В классе, скрываясь от строгого взгляда преподавателя, вечно прятался за чужие спины. Но, поняв, что от всех не спрячешься, решил побороть застенчивость и закомплексованность и двинулся прямо навстречу опасности — в артисты!

Вот что он вспоминал об этом:

«Я рос очень застенчивым ребенком. И чтобы избавиться от этого комплекса, решил научиться выступать. Пошел в четвертом классе в театральный кружок. Кстати, очень хорошее лечебное средство, об этом даже психолог Владимир Леви писал. Я с ним знаком, он так лечит заик, людей со всякими комплексами — устраивает дома театр, распределяет роли, и они импровизируют. Вот и я вылечился…»


В школьном театре, в качестве терапии от застенчивости, в одном из спектаклей Вицин исполнял танец шамана так неистово и эмоционально, что получил от преподавателей совет всерьез заняться балетом. Но после окончания школы Вицин решил всерьез заняться театром.

Путь Вицина в артисты

После окончания школы Георгий Вицин поступил в училище Малого театра . Но вскоре его отчислили с формулировкой «За легкомысленное отношение к учебному процессу».

Следующей осенью он вновь решил испытать себя. Подал документы и поступил сразу в три вуза, но выбрал вахтанговскую «Щуку». Через год ушел и оттуда и, наконец, осел в театральном училище при Втором МХАТе , куда и был зачислен по окончании учебы. Преподавателями Вицина были С.Г.Бирман, А.И.Благонравов и В.Н.Татаринов.

Однако молодому артисту явно не везло....

В 1936 году секретарь ЦК Компартии Украины Постышев в личной беседе со Сталиным посетовал на то, что в Москве есть два МХАТа, а на Украине — ни одного, и Сталин тут же «подарил» братской республике МХАТ-2 со всей труппой.

Актерам предложили паковать вещи и отправляться в Киев, а когда те отказались покидать столицу, театр расформировали...

Так Вицин оказался в Театре Ермоловой. Там он с блеском играл сексуально озабоченного старичка-импотента в пьесе Флетчера «Укрощение укротителя».


На эту постановку публика валила валом, причем именно «на Вицина». Люди узнавали в кассах, играет ли он, и только тогда покупали билеты. Правда, были и недовольные. Однажды за кулисы явился разгневанный генерал, смотревший спектакль с 16-летней дочерью, и потребовал сократить «неприличный текст».

Самое смешное, что до этого пьесу уже переписывали два раза, но пикантности своей она не утратила.


Сам Вицин всегда относился к театру с огромным пиететом . Даже после того, как окончательно распрощался со сценой и ушел в кинематограф. Нет такого понятия «киноактер», считал он. Есть актер, и рождается он на сцене, в живом общении со зрителем.

В своем театральном опыте Вицин находил заготовки для многих киноролей. Сексуальный старичок, смутивший генеральскую дочку, превратился в сэра Эндрю из фильма Яна Фрида «Двенадцатая ночь». Британская пресса, всегда ревниво следящая за любыми экранизациями Шекспира, эту картину обласкала, а о роли «русского актера Выпина, точно ухватившего специфику английского юмора», хоть и с ошибкой в фамилии, но упомянули в передаче Би-би-си.

О Вицине с удовольствием писали театральные критики , и никто тогда представить себе не мог, что актер с такой блистательной сценической карьерой может навсегда покинуть театр ради кинематографа.

Кинокарьера Вицина

Первым кинорежиссером Георгия Вицина стал великий Эйзенштейн с его фильмом "Иван Грозный". Правда, Вицин снимался там в эпизодической роли опричника, в массовке.

Настоящая же кинокарьера началась в 1951 году с роли архисерьезной — Николай Васильевич Гоголь в фильме Козинцева «Белинский» .


Ассистентка режиссера, приехавшая с «Ленфильма» в Москву, отобрала из массы столичных актеров сразу нескольких, среди которых были известные актеры Владимир Кенигсон, Борис Смирнов и ряд других. Однако именно в Вицине ассистентка разглядела черты гоголевской натуры.

Вицин в образе классика был так убедителен, что уже через пару месяцев получил приглашение опять на роль Гоголя в картину Григория Александрова «Композитор Глинка».

Первая известность

Георгий Вицин снимался в разножанровых фильмах, но широкую известность Георгию Вицину принесли роли в комедиях. Первой такой ролью стал обаятельный футболист Вася Веснушкин в фильме Семена Тимошенко «Запасный игрок», снятой в 1954 году. На эту роль Вицин попал совершенно случайно.

Картина снималась на «Ленфильме», куда Вицин был приглашен для проб на роль Овода в картине режиссера Александра Файнциммера. Пробы оказались неудачными, на роль был утвержден Олег Стриженов, и Вицин собирался возвращаться в Москву, когда в одном из ленфильмовских коридоров его случайно нашел ассистент Семена Тимошенко. На этот раз проба молодого актера была удачной, и Вицина сразу утвердили на роль.


Правда, позже режиссер сильно удивился, узнав, что «молодому актеру» не 25 лет, как казалось на глаз, а почти 37.

"Вневозрастной феномен" Вицина

Великолепная физическая форма Вицина заслуживает отдельного разговора. Ему было под 40 лет, когда он с одинаковой убедительностью играл 70-летнего старика в фильме «Максим Перепелица» и 17-летнего героя пьесы Розова «В добрый час!». Конечно, тут сыграли роль и гены, но и сам актер приложил максимум усилий, чтобы не растерять подарков своей природы.

Перед съемками того же «Запасного игрока» целый месяц ежедневно тренировался на стадионе, чтобы «согнать жиры». А на репетиции боксерского поединка Вицин так разошелся, что всерьез атаковал Павла Кадочникова.

Кадочников, занимавшийся боксом профессионально, среагировал автоматически. В результате Вицин очнулся с трещиной в ребре, но с площадки не ушел, а продолжил съемку, затянув грудную клетку полотенцем.

В 1956 году Вицин снимался в комедии «Она вас любит» . По сценарию предполагался сложный трюковой эпизод на водных лыжах. Сниматься должен был дублер, но режиссер решил взять Вицина «на слабо». Вместе со сценаристом они сфабриковали письмо от некой поклонницы:

«Уважаемый товарищ Вицин! Вы мой идеал, я мечтаю познакомиться с Вами! Слышала, завтра Вы снимаетесь на акваплане? Какой Вы смелый! Я обязательно посмотрю и после съёмок подойду к Вам. Поверьте, Вы не разочаруетесь. Клава».

Вицин письмо прочел, сниматься согласился, весь эпизод отработал блестяще, но в конце сказал радостному режиссеру: «А вот имя девушке могли бы поинтереснее придумать».

Но одно дело в 37 сыграть 25-летнего, и совсем другое — обмануть зрителя аж на 20 с лишним годков, да без всякой новомодной компьютерной графики.

Случилось это на картине «Женитьба Бальзаминова». Съемки этого фильма планировались в 1955 году, и единственным кандидатом на роль недоросля Миши Бальзаминова был Гоша Вицин, давний друг режиссера Воинова по совместной работе в театре-студии Хмелёва. Но что-то тогда не сложилось, и сценарий был отложен в очень долгий ящик.

Через 10 лет появилась возможность вернуться к проекту, и Воинов предложил главную роль… опять Вицину. А было Георгию Михайловичу тогда ни много ни мало, а без двух лет полтинник. Он наотрез отказался, но Воинов настаивал: «Это тебе по паспорту 48, а на вид нет и 30. Гримом еще лет пять уберем, а потом светом и т. д. и т. п. И у Вицина все получилось!


Вицин и здоровый образ жизни

Это перевоплощение было возможно потому, что Вицин к своему здоровью относился ответственно и трепетно. Он не курил, так как в восемь лет затянулся бычком под лестницей и на всю жизнь получил антиникотиновый рефлекс. И не пил, после того, как однажды в Новый год решил выпить и понял — если наутро хочется удавиться, лучше не пить.

Но самое главное — он занимался йогой . В те времена, когда у нас никто толком и не знал, что это такое, Вицин системно и регулярно занимался по этой древнеиндийской системе. Обязательное очищение организма, правильное питание, высокая устойчивость к стрессовым нагрузкам, ежедневные тренировки и медитации, причем строго по расписанию и независимо от обстоятельств.

Многие режиссеры злились, когда после команды «Мотор!» Вицин смотрел на часы и вежливо, но твердо заявлял: «Извините, мне надо семь минут постоять на одной ноге и посидеть в позе лотоса». Не обращая внимания на накаленную атмосферу, отходил в сторонку, отрабатывал свою норму и спокойно возвращался к работе.


Савелий Крамаров вспоминал, как в одной из командировок жил вместе с Вициным и тот поражал его своими ежедневными занятиями йогой. «Если бы я не занимался йогой, то многие мои роли в кино не были столь успешными, — объяснял Георгий Михайлович. — Ведь процесс съёмок — очень тяжёлая муторная вещь.

В ожидании, когда тебя снимут, можно просидеть целый день, притом утомиться так, что весь юмор из тебя сам собой выдохнется. Как тогда играть? Но я во время съёмок, несмотря на шум, крик, часто засыпал ровно на десять—пятнадцать минут, тем самым давая организму отдохнуть, расслабиться».

К такой зацикленности на здоровом образе жизни партнеры относились по—разному. Одни равнодушно, другие скептически, а некоторые высказывались довольно резко. Например, Нонна Мордюкова, которая после эпизода поцелуя купчихи Белотеловой с Бальзаминовым заявила Вицину: «Разве ты мужик? Не пьешь, не куришь, к женщинам не пристаешь. Ты же труп!».


Непьющий алкаш

При всем этом, за долгие годы работы в кино Георгий Михайлович мастерски научился играть алкашей. Однако в реальной жизни он так и не научился пить. Поэтому Вицин и не любил всевозможные актерские посиделки, юбилеи и творческие встречи в ресторанах. «Самое страшное, что придумало человечество, — это застолье», — говорил он.

В киношной среде даже ходила такая байка. Один актер говорит другому: «Был вчера на презентации. Стол был шикарный. Все были, все пили. Леонов, Папанов, Миронов, Никулин, Моргунов, Вицин…» — «Стой, — прервал второй, — не ври». — «Ну все были, и все пили. Кроме Вицина, конечно…».

С трудом уговорили актера выпить кружку пива на съемках «Кавказской пленницы». Сначала он категорически отказывался: «Пиво не буду, налейте шиповник». Один дубль, второй, третий… Выпил уже пять кружек с настоем шиповника, как кто-то из съемочной группы заметил: «Не пойдет! Пены-то нет!»

Никулин предложил подложить в кружку ваты, но Вицин не выдержал: «Да в меня уже не влезет шестая кружка. Хоть с ватой, хоть без!»

«Как желаете, Георгий Михайлович, — вмешался режиссер картины Леонид Гайдай. — А снять еще один дубль все равно придется. Причем с настоящим пивом». И трезвеннику Вицину пришлось через силу осушить целую кружку.

За 10 лет, прошедших между замыслом и выходом «Женитьбы Бальзаминова», в судьбе Вицина произошло многое.

Знаменитая троица ВиНиМор

Но главное событие состоялось в 1957 году, когда Леонид Гайдай пригласил его в свою первую комедию «Жених с того света». Особого успеха картина не имела, тем более что цензура обошлась с «Женихом…» довольно круто, превратив фильм в кургузую короткометражку с периферийным прокатом.

Зато следующая совместная работа, с самого начала ориентированная на короткий метр, стала культовой и судьбоносной. В фильме «Пес Барбос и необычный кросс» родилась самая знаменитая кинотроица советского кино — Трус, Балбес и Бывалый.

Сначала Гайдай прочитал в «Правде» стихотворный фельетон про браконьеров, потом придумал три характера—маски и стал искать актеров. На Труса сразу выбрал Вицина, Трус нашел Балбеса, увидев в цирке Юрия Никулина. Бывалого, в лице Евгения Моргунова, Гайдаю сосватал директор «Мосфильма» Иван Пырьев. Четвертого героя - Барбоса — изображал пес Брех , который попортил артистам немало крови, упорно не желая исполнять в кадре задумки Гайдая. Как-то после очередного запоротого дубля Моргунов в сердцах пообещал придушить вредную псину в конце съемок. В следующем дубле понятливое животное… вцепилось актеру в ногу!

«Пес Барбос» был лишь одной из пяти новелл юмористического альманаха «Совершенно серьезно», на который студия «Мосфильм» особых надежд не возлагала. Но эксцентрическая короткометражка Гайдая имела у публики оглушительный успех. Зрителю понравилось все — трюки, музыка, бешеный ритм и филигранный монтаж.

Новые герои мгновенно стали персонажами народного фольклора, баек и анекдотов. Сделанные вдогонку «Самогонщики» усугубили ситуацию всеобщей любви и популярности. Со всей страны шли мешки писем, в которых от Гайдая в ультимативной форме требовали снимать новое кино про Труса, Балбеса и Бывалого .

Тем временем, тройка в полном составе временно перекочевала в фильм Эльдара Рязанова «Дайте жалобную книгу» , где запомнилась дракой в ресторане и концептуальной фразой Вицина: «Начальство надо знать в лицо!»

Григорий Козинцев, планировавший снять Вицина в роли Гамлета, увидев артиста в короткометражках Гайдая, был в шоке. Никто не мог предположить, что из драматического актера получится столь ярко комедийный.

Феноменальный успех фильмов Гайдая оказал влияние даже на незыблемые законы советской плановой экономики. Легкая промышленность среагировала на потенциальный спрос и быстро наладила выпуск продукции с «тройной» символикой: майки, маски, игрушки, календари. Трус, Балбес и Бывалый перевоплотились в страшных лесных разбойников из мультика «Бременские музыканты».


Зрители воспринимали их как единое существо, и даже придумали ему имя — ВиНиМор (по первым буквам фамилий). Но какие же разные люди составляли это трио.

Клоун от Бога, человек—праздник Юрий Никулин (для него фильмы Гайдая стали началом кинокарьеры), спокойный, тихий, созерцательно замкнутый Вицин — артист с отличной театральной выучкой и солидным киноопытом, и шумный, во все вмешивающийся, часто развязный в общении Евгений Моргунов , который ни до, ни после роли Бывалого ничего равноценного, к сожалению, не сыграл.

Гайдай преклонялся перед талантом Вицина. А Моргунов признавался: «Ни я, ни Никулин ногтя Вицина не стоим. Он дьявольски талантлив! Он вам хоть дверную ручку сыграет».

Во время работы над «Операцией «Ы…» Гайдай планировал завершение приключений своих героев. У режиссера сложились непростые отношения с Моргуновым, который капризничал еще на «Самогонщиках», и многое позволял как на съемочной площадке, так и вне ее.

Апофеоз и финал ВиНиМора

В свою картину «Деловые люди» по рассказам О.Генри Гайдай Бывалого не взял, хотя и Никулин, и Вицин там сыграли отличные роли.


Однако вскоре нашелся подходящий сценарий. Когда Никулин прочитал сценарий «Кавказской пленницы» , то наотрез отказался сниматься в «этой ерунде». Но Гайдай убедил и его, и остальных, что сценарий будет лишь основной канвой, на которую каждый вправе нанизать столько выдумок, трюков и гэгов, сколько сможет выдумать. А чтобы стимулировать фантазию своих «соавторов», за каждую идею режиссер обещал выставлять придумщику пару бутылок шампанского.

Согласно устным преданиям киношников, Никулин заработал 24 бутылки, Моргунов — 18, а Вицин — 1, потому что не любил шампанское . На самом деле Георгий Михайлович был не менее плодовит, чем его коллеги.

Именно ему мы обязаны криком «Поберегись!» вылетающего из дверей Труса, трюком с огурцом и рогаткой, платком Варлей , которого пугается Трус, и знаменитой сценой под девизом «Стоять насмерть!» , когда герои строят живую стену перед несущейся машиной.


Вообще трюки придумывались настолько спонтанно, что потом трудно было точно определить — кто что изобрел. Например, огромный шприц, остающийся после укола в заду у Бывалого, придумал Никулин, а вот то, что шприц будет качаться, — находка Вицина.


Петр Вайль писал о «ВиНиМоре»: «Герои великой гайдаевской тройки носили говорящие имена, обозначающие те качества, без которых нет и быть не может достойного человека. По шутовским законам комедии это были имена—перевертыши, что никого, разумеется, не сбивало с толку.

Понятно, что вечно садящийся в лужу Бывалый - Евгений Моргунов — есть олицетворение честной незащищенности: неизбежный удел личности в социуме. Что Балбес - Юрий Никулин — воплощенный здравый смысл. Что Трус - Георгий Вицин — мужество и стойкость, неподвластные ни обществу, ни государству.

Их слова и фразы расходились квантами житейской мудрости не хуже цитат из Ильфа и Петрова.

«Кавказская пленница» — фаворит отечественного кино с 1967 года и до нынешних дней. В год выпуска фильм занял 1-е место в прокате, собрав у экранов 76,5 миллиона зрителей.


Апофеоз тройки стал ее концом. Гайдай пришел к выводу, что эксплуатировать эти типажи без самоповторов уже невозможно. Кроме того, на съемках «Пленницы» у него произошел крупный скандал с Моргуновым. Евгений Александрович явился на площадку в окружении поклонниц и принялся делать замечания режиссеру, вызывая восторженную реакцию у окружения.

Гайдай резко приказал директору убрать всех посторонних с площадки, Моргунов обиделся, Гайдай тоже, и на глазах актера вырвал из режиссерского сценария все оставшиеся с ним эпизоды.

После Гайдая

Вицин, Никулин и Моргунов еще только раз встретились на экране, но уже не у Гайдая, а в фильме Карелова «Семь стариков и одна девушка».

А в 1980 году режиссер Юрий Кушнерев попытался возродить легендарную тройку в картине «Комедия давно минувших дней». Да не просто возродить, а соединить ее в одном фильме с не менее известной гайдаевской двойкой, Арчилом Гомиашвили и Сергеем Филипповым — Остапом Бендером и Кисой Воробьяниновым из «12 стульев».

Несмотря на то что за сценарий взялись Яков Костюковский и Морис Слободский (авторы «Операции «Ы», «Кавказской пленницы» и «Бриллиантовой руки»), результат получился… как бы это помягче… жалкий. Никулин от проекта отказался сразу, а оставшаяся «Великолепная четверка» напрягалась изо всех сил, но сделать «из ничего хоть что-нибудь» так и не смогла.

Участие Вицина в этом провальном проекте можно объяснить, пожалуй, лишь одним — он чувствовал «актерский закат». И действительно, то ли возраст, то ли отсутствие материала, но за все 80-е — только 3 картины, которые удачами не назовешь.


В нашей стране популярность киноартиста часто определяется количеством «крылатых фраз», пущенных им с экрана в народ.

«Утром деньги — вечером стулья!» («12 стульев»), «Романтизьму нету, выпить не с кем» («Не может быть»), «А ну быстро все по пещерам!» («Земля Санникова»), «Йес, йес… ОБХСС!» («Джентльмены удачи») — это все Вицин.

И как апогей популярности — приглашение стать гостем телекабачка «13 стульев» поэтом Одиссеем Цыпой.


Вицин вместе с другими популярными артистами часто гастролировал по стране с программами «Товарищ КИНО» и сборными концертами. На одном из таких концертов, выходя со сцены, он столкнулся с молодой певицей, стоявшей за кулисами: «А я за вами наблюдаю, Георгий Михайлович, учусь у профессионала чувствовать сцену и публику», — сказала артисту Алла Пугачева.

В 1990 году они вновь оказались рядом — в «последнем списке» на звание народного артиста СССР, который успел подписать Горбачев перед Беловежской Пущей.

Георгий Вицин говорил о cебе: «Я вообще очень покладистый, терпеливый и неагрессивный. Всегда подставлю другую щёку и драться не буду… Просто потому, что это христианское мудрое правило. Меня порой кусают мои собаки, а я им прощаю — они ведь все такие несчастные, дворняжки… Я не взрывной. Нервы могут сдать, но я всё же стараюсь этого не допускать. Температура у меня не такая, чтобы играли страсти. Да я их и боюсь…».

Иван Дыховичный писал о Вицине: «Бывают люди, которые живут очень долго и когда они уходят из жизни — уже их никто не помнит, такой бывает страшный момент, а здесь история удивительная, потому что к счастью, к счастью для нас — зрителей и людей, которые его знали, Вицин прожил много лет, но и самое главное, что он сумел оставить образ, настолько любимый просто людьми от и до самых разных вкусов, что тоже уникально».

Народный артист СССР, актёр Георгий Вицин известен, наверное, каждому российскому кинозрителю. Его самым популярным образом на экране стал Трус из четырёх комедий Леонида Гайдая, начиная с фильма «Пёс Барбос и необычный кросс» и заканчивая незабываемой «Кавказской пленницей». Кроме этого, Вицин снялся в более чем ста пятидесяти кинопроектах, чаще всего – в комических ролях, не считая озвучивания мультипликационных фильмов и дублирования зарубежных, радиоспектаклей и театральных ролей. Он был великолепным комическим актёром и таким запомнился публике навсегда. Причиной смерти Георгия Вицина стала болезнь сердца.

Он родился в 1917 году, в финском городе Териоки, который теперь стал территорией Санкт-Петербурга. В младенческом возрасте его перевезли с семьёй в Москву, где мать, работавшая билетёром в Колонном зале Дома союзов, часто брала мальчика с собой. С 12 лет Георгий стал играть в школьных спектаклях, чаще — отрицательных героев. В 1933 году он окончил московскую семилетнюю школу №26 и поступил в Театральное училище при Малом театре, но был отчислен «за легкомысленное отношение к учебному процессу». В 1934 году Вицин возобновил учёбу в театральном училище при Театре имени Вахтангова, в 1935 перешёл в Театральную студию МХАТ. Актёрскую деятельность молодой Георгий Вицин начинал с Театра-студии под руководством Хмелёва, затем, с 1936 по 1969 год работал на сцене Московского драматического театра имени Ермоловой.

Кинодебютом актёра, по его признанию, была роль в фильме Юткевича «Здравствуй, Москва!» в 1945 году, а не эпизод в фильме Эзенштейна «Иван Грозный», как считали его биографы. Уже в спортивной комедии «Запасной игрок» 1954 года, в роли Васи Веснушкина, Вицин обратил на себя внимание зрителей, а кроме того, у него были серьёзные роли Гоголя в драмах «Композитор Глинка» и «Белинский». В театре ему пророчили карьеру драматического актёра, а Григорий Козинцев пригласил на пробы для фильма «Гамлет». Всё изменила случайность: съёмки у Леонида Гайдая прошли раньше и Георгия Михайловича взяли на роль Труса. После этого он специализировался только на комических ролях, которые, временами многие находили почти гениальными.

В частной жизни Георгий Вицин был совсем не таким человеком, каких играл на экране. Он никогда не пил и не курил, а был вегетарианцем. Серьёзно занимался йогой и выглядел гораздо моложе своих лет: 17-летнего Веснушкина он сыграл в 37-летнем возрасте, а 25-летнего Бальзаминова – в 45 лет. В 19 лет у него были необыкновенные романтичные отношения с актрисой Диной Тополёвой, 35-летней красавицей, которая бросила мужа-режиссёра ради их любви. Талантливый художник, Вицин однажды создал её скульптурный портрет. Позже, будучи мужем племянницы знаменитого селекционера Мичурина — театрального костюмера Тамары Фёдоровны, Вицин помогал своей бывшей возлюбленной чем мог: ходил за покупками, доставал лекарства.

Вицин резко отрицательно относился к своей известности и говорил: «Если слава подкрадывается, прячься!» Он был бесконфликтным и приятным в общении человеком, но оставался закрытым даже для коллег. И о его болезни сердца в театре узнали только тогда, когда с ним на сцене случился сердечный приступ. К году своей смерти – 2001-му, когда ему исполнилось 84 года, Георгий Михаилович стал жаловаться на печень. Он всегда мало ел и любил орехи, которыми кормил своих домашних попугаев. Актёр расстраивался, когда кто-то предлагал ему помощь: «Не могу взять, ведь люди последнее отдают».

Он подкармливал бродячих животных в своём дворе и его всегда встречала возле подъезда целая свора собак. Собаки и птицы, которым он тоже регулярно выносил хлебные крошки, сопровождали его гроб до кладбища. После смерти этого замечательного актёра, в народе появились нелепые слухи о том, почему умер Георгий Вицин: говорили, что он умер с голода. Это было неправдой, потому что дочь Георгия Михайловича — Наталья никогда не бросала своего отца. Он сам переехал в старую «хрущёвку» в Староконюшенном переулке, оставив Наталье 3-комнатную квартиру в центре столицы, и жил скромно, старательно избегя чужого внимания и любопытства.

Он похоронен на Ваганьковском кладбище Москвы.

2468 Просмотров

Вицин, Никулин, Моргунов. Трус, Балбес, Бывалый. Троица, придуманная Леонидом Гайдаем, и сыгранная замечательными актёрами, была одной из самых популярных в нашей стране. Они были не только киногероями. Их персонажи ушли в фольклор, стали героями анекдотов. А ведь у этой троицы есть свой день рождения - 27 декабря. Именно в этот день в 1960 году худсовет Мосфильма утвердил Никулина, Вицина и Моргунова на главные роли в комедию "Пёс Барбос и необычный кросс"


Первым в троицу был зачислен Георгий Вицин. К тому времени уже довольно успешный и популярный актёр. Он уже работал с Гайдаем в фильме "Жених с того света"

На роль Бывалого пробовались Михаил Жаров и Иван Любезнов. Но Иван Пырьев посоветовал обратить внимание на малоизвестного актёра Евгения Моргунова. Это было попадание в десятку

На роль Балбеса режиссёр приглассил Сергея Филиппова, но тот был занят, да и не хотел сниматься в этой роли. Вицин предложил попробовать клоуна московского цирка Юрия Никулина. У него уже было несколько незначительных ролей в кино. Увидев его Гайдай сразу воскликнул: "Вот он - Балбес! И гримировать не нужно".

Закрепляя успех, Гайдай взялся за съёмки новой короткометражки, в которую пригласил уже ставную популярной тройку

Сразу появились сложности - Моргунов отказаля сниматься, считая роль Бывалого проходной и несерьёзной. Только вмешательство Пырьева вынудило актёра согласиться

Фильм в итоге был снят за две недели. В нём актёры уже не только бегали, но и пели

В это время успешную троицу "попробовал переманить" Эльдар Рязанов - он снял её в комедии"Дайте жалобную книгу"

А ещё любимцы публики стали желанными гостями на "Голубых огоньках"

Может Гайдай и отпустил бы Трио, но ему этого не дали - руководство Мосфильма пожелала их увидеть в одной из частей новой комедии Гайдая про приключения студента Шурика

Говорят, что фильм потом ругали многие критики - слишком симпатичными вышли в нём уголовники. Зато зритель был в восторге

Подробно о съёмках всех трёх новелл вы можете прочитать в посте

После выхода "Операции "Ы" Гайдай был твёрдо настроен не снимать больше тройку. Но ему опять не дали - уже велась работа над сценарием фильма под рабочим названием "Шурик в горах", ставший позднее замечательной "Кавказской пленницей"

Вот только этот фильм действительно стал последним для Гайдая, где он снял знаменитое трио

Почему? Думаю вы все уже прекрасно знаете о конфликте Гайдая и Моргунова

Кроме того, режиссёр не смотря на все уверения уже давно считал что матриал с тройкой уже отработан и эксплуатировать его нельзя


Творческий союз трёх актёров не пережил расставания с Гайдаем.

Её ещё пытались реанимировать в фильме "Семь стариков и одна девушка", но именно после этого фильма многие согласились с тем, что трио себя изжило

Ещё одна попытка сыграть на их былой популярности была предпринята в 1980 году в фильме "Комедия давно минувших дней". Но согласились только Моргунов и Вицин. Никулину сценарий не понравился и он отказался от съёмок

Единственным их соединенинием можно считать работу над пластинкой "Проишествие в стране Мульти-Пульти", где они озвучили даже не своих героев, а разбойников из "Бременских музыкантов", чьи образы удачно срисовали для мультфильма Инесса Ковалевская и Макс Жеребчевский (подробности читайте с рассказе