Культурные особенности цивилизаций мезоамерики.

Слайд 2

Цель урока: познакомить учащихся с художественной культурой Мезоамерики

Слайд 3

Что называют Мезоамерикой?

Центральную Америку, в том числе и Мексику принято называть Мезоамерикой Культурное развитие народов этих географических участков в период от примерно II тысячелетия до н.э. и до XV века н.э. принято называть культурой Мезоамерики, или культурой доколумбовой Америки!

Слайд 4

Карта доколумбовой Америки

  • Слайд 5

    Художественная культура классического периода.

  • Слайд 6

    Древнейшей цивилизацией доколумбовой Америки была культура ольмеков, проживавших на побережье Мексиканского залива во II-I тысячелетиях до н.э. исследования показали, что у ольмеков были хорошо спланированные культурные центры и ступенчатые пирамиды, каменная скульптура, предметы декоративно-прикладного искусства, иероглифическая письменность, ритуальный календарь. Архитектура ольмеков сохранилась плохо, так как в качестве строительного материала использовались земля и щебень, покрытые толстым слоем штукатурки.

    Слайд 7

    Мировую известность получила скульптура ольмеков, представленная огромными каменными головами высотой до 3 м и весом до 40т. До сих пор точно не известно их предназначение, но, вероятнее всего, они носили культовый характер. Эти гигантские головы, обнаруженные во время раскопок, и сегодня поражают своей монументальностью, мастерством исполнения, реалистическим воспроизведением индивидуальных черт известных в том времени личностей.

    Слайд 8

    В одной из известных скульптур запечатлен юноша с широким и плоским, как бы сплющенным носом, толстыми губами и миндалевидными глазами, слегка прикрытыми тяжелыми веками. Высота скульптуры 2,41 м, вес 25т. На голове юноши плотно прилегающий и украшенный рельефным узором шлем с наушниками.

    Слайд 9

    Борец (Рестлер) 600-400 гг. до н.э. 63х40 см Это базальтовая скульптура бритого, бородатого мужчины запечатлела его в динамике, что почти уникально для всех скульптур Мезоамерики Хотя учёные и осторожны в своих догадках, кого изображает эта фигурка, но есть предположение, что это всё-таки игрок в мяч

    Слайд 10

    Монумент 19 из Ла Венты Изображён человек внутри изогнутой змеи человек одет в одежду с теми же отличительными знаками, которые имеются и у змеи Этот монумент похож по теме на другие ольмекские монументы, на которых изображено появление человека из зооморфных пещер или ниш

    Слайд 11

    Фигурка сидящего мужчины, приодетого в качестве сверхъестественного зверя 1200-600 гг. до н.э. 29,5х21,3 см Нос и рот переданы вполне реалистично, а вот глаз у фигурки нет совсем Вместо них характерный для ольмеков мотив пылающих бровей

    Слайд 12

    К началу новой эры ольмекская культура исчезла. Что послужило причиной ее заката –неизвестно, но ей на смену пришли новые цивилизации, и прежде всего город Теотиуакан в Центральной Америке. В этом городе, от периода расцвета сохранилось два главных храма, посвященных Солнцу и Луне. Они располагаются на вершине огромной ступенчатой пирамиды. Храмы были украшены разноцветными росписями и ярко раскрашенными статуями богов. Глаза изваяний инкрустированы драгоценными камнями и перламутром.

    Слайд 13

    Наиболее грандиозное архитектурное сооружение –пирамида Солнца, имеющая в настоящее время высоту64,6 м. В отличие от других пирамидальных сооружений, имевших ступенчатую форму, пирамида Солнца представляет собой четыре большие, уменьшающиеся усеченные пирамиды, поставленные одна на другую. На одной из сторон пирамиды расположена система постепенно сужающихся пандусов, которые вели к святилищу в храме. Плоскости между террасами здания были сооружены с таким расчетом, чтобы зрители, находившиеся у подножия большой лестницы, не могли видеть происходящего на ее вершине. Пирамида была построена из огромного количества сырцовых кирпичей и облицована каменными оштукатуренными плитами.

    Слайд 14

    Слайд 15

    Скорее всего пирамида служила и «солнечными часами», точно отмечающими наступление равноденствия. 20 марта и 22 сентября здесь можно было наблюдать удивительное зрелище: ровно в полдень солнечные лучи вызывали постепенное исчезновение прямой тени на нижней ступеньке западного фасада. Время перехода от полной затененности к освещенности занимало ровно 66,6 секунды. Безусловно, чтобы добиться такого зрительного эффекта, надо было обладать совершенными знаниями в области математики, астрономии и геодезии.

    Слайд 16

    Вокруг пирамиды Солнца симметрично располагались несколько небольших ступенчатых пирамид, подчеркивающих монументальность главной постройки. В архитектурном декоре встречаются украшения в виде огромных змеиных голов, расписанных белой краской. На голове каждой змеи находился венчик и перьев, символизирующий особо почитаемое божество.В середине IX в. Город был покинут жителями и превратился в груду развалин. Цивилизации классического периода были уничтожены нашествием народов с севера, сначала тольтеков, а в затем и ацтеков, создавших свою цивилизацию.

    Слайд 17

    Вопросы:

    Какие скульптурные произведения ольмеков имеют мировую известность? Назовите отличительные черты пирамид ольмеков. Назовите самую известную пирамиду ольмеков. ?

    Слайд 18

    Художественная культура ацтеков

  • Слайд 19

    Основной чертой искусства охотничьих племен ацтеков было поклонение богам. Сохранившиеся легенды и предания рассказывают о многочисленных походах и кровавых сражениях этого воинственного народа, прежде чем он создал могущественную империю с высоко развитой культурой. Главным местом поклонения богам были храмы, которых к началу завоевания испанцами в 16 веке насчитывалось более 40 тысяч.

    Слайд 20

    Особенно поражал свои великолепием столица ацтеков- Теночтитлан. Центр города находился на острове посреди живописного озера, его окружали постройки на сваях и дамбах, перерезанные каналами. В случае опасности поднимали перекинутые через каналы мосты и город превращался в неприступную крепость. Увы, Теночтитлан не избежал печальной участи: в начале 16 века город был покорен и разрушен испанскими завоевателями- конкистадорами.

    Слайд 21

    Об архитектуре ацтеков нам известно очень мало, так как многие сооружения были разрушены или полностью перестроены. Сведения о них сохранились лишь в описаниях испанских очевидцев. Известно,что в центре Теночтитлана находились три дворца ацтекских правителей и главный храм верховного бога войны. На вершине ступенчатой пирамиды были возведены два небольших деревянных храма.

    Слайд 22

    Особого расцвета достигла ацтекская скульптура. Монументальные статуи божеств носят абстрактный и условный характер. В качестве примера можно привести огромную статую Коатликуэ - богини земли и весеннего плодородия- матери верховного бога войны. Эта статуя лишь отдаленно напоминает человеческую фигуру: у нее нет ни лица, ни головы, ни рук, ни ног. Она выполнена из различных материалов: кукурузных початков, когтей, человеческих черепов, перьев и т.д. все это нагромождение симметрично и уравновешенно.

    Слайд 23

    Иной характер носят погребальные маски ацтеков, отражающие черты лица захороненного. Примечательна в этом отношении базальтовая голова « воина-орла», в котором мастерски передано сильное волевое лицо молодого воина. Привлекают внимание и произведения мелкой пластики: грациозные статуэтки присевшего на задние лапы испуганного кролика, свернувшейся клубком змеи.

    Слайд 24

    Немногочисленные сохранившиеся произведения ювелирного искусства поражают своим мастерством. Ожерелья, подвески, серьги, нагрудные пластины отличаются изяществом исполнения и точностью моделировки.

    Слайд 25

    Вопросы:

    1.Расскажите об особенностях скульптура ацтеков. 2. Чем примечательны погребальные маски ацтеков? ?

    Слайд 26

    Художественная культура майя

  • Слайд 27

    Особых успехов достигла цивилизация майя. Задолго до покорения завоевателями майя изобрели точный солнечный календарь, определяли продолжительность года, на тысячу лет раньше европейской цивилизации использовали в математике понятие нуля, безошибочно предсказывали солнечные и лунные затмения, изобрели развитую иероглифическую письменность. Искусство народов майя отличали изысканность и совершенство. Одним из самых красноречивых свидетельств этой культуры является архитектура.

    Слайд 28

    Из памятников художественной культуры до нашего времени лучше всего сохранились произведения архитектуры. В них поражают удивительное чувство пропорций, величественная монументальность, многообразие, многообразие архитектурных форм. Это не только пирамиды и дворы, это астрономические обсерватории, площадки для игры в мяч, колонны, лестницы, триумфальные арки и стелы.

    Слайд 29

    Одной из вершин зодчества майя является Дворцовый комплекс в городе Паленке. 25 зданий, разбросанные по холмистой равнине. Главными украшениями комплекса являются дворец и ступенчатая пирамида Надписей, три храма- Солнца, Креста и Лиственного креста.

    Слайд 30

    Дворец в Паленке стоит на естественном плато, возвышающемся над равниной почти на 70 м. внутри дворца находятся внутренние дворики, окруженные галереями. Обильно украшенный резными и скульптурными изображениями и надписями, дворец имеет четырехэтажную квадратную башенку, вероятно, выполнявшую роль астрономической обсерватории жрецов майя.

    Слайд 31

    Храм Надписей представляет собой 9-ступенчатую пирамиду, поднимающуюся над землёй на высоту около 24м. На ее верхней площадке возведен прямоугольный храм, к которому ведет лестница из 69 ступеней. Стены храма украшены панелями, богато декорированными барельефами и рельефными иероглифическими надписями, благодаря которым храм и получил свое название.

    Слайд 32

    Не менее своеобразны так называемые стадионы- сооружения для культовой игры в мяч. Они представляют собой две наклонные массивные стены, идущие параллельно друг к другу. Между ними помещалась площадка для игры в мяч. Участникам не разрешалось дотрагиваться до мяча руками или ступнями ног. Побеждала та команда, которая первой забрасывала мяч в круглое отверстие, проделанное в каменной стене. Болельщики располагались на вершинах двух стен, на которые они поднимались по лестницам, расположенным с внешней стороны.

    Слайд 33

    Слайд 34

    Изобразительное искусство майя также имело свои характерные черты. В нем существовал канон, который определялся культом обожествляемого правителя и его предков. Правитель майя чаще всего изображался в военных сценах или восседающем на троне. Главное внимание скульпторов привлекали не индивидуальные черты, а точное и тщательное воспроизведение пышного костюма, головного убора и других атрибутов власти. Его лицо передавало равнодушие и спокойную величавость. Изображение правителя сопровождалось коротким иероглифическим текстом, содержавшем информацию о его рождении, правлении, военных успехах. Художественная культура майя оказала огромное влияние на американскую культуру последующих эпох.

    Слайд 39

    Одно из наиболее выдающихся сооружений инкского периода- главный храм Солнца. Согласно описаниям, он был обнесен тройной стеной, имевшей в окружности около 380м. Отлично вытесанные камни были плотно пригнаны друг к другу без применения связующего раствора. В главной стене находился единственный вход, ведущий от площади прямо в святилище божества. В центральном зале святилища было воздвигнуто изображение бога солнца виде огромного диска, украшенного драгоценными камнями.

    Слайд 40

    Вокруг главных зданий находились помещения жрецов и служителей храма и всемирно известный «Золотой сад» инков. Его размеры достигали приблизительно 220 на 100 м, а сам сад и все его обитатели- люди, птицы, ящерицы, насекомые- были выполнены в натуральную величину из чистого золота и серебра.

    Слайд 41

    Определенных успехов добились инки в скульптуре. Одним из самых значительных скульптурных памятников является рельеф на вратах Солнца в Тиауанако. Сохранились до нашего времени и произведения керамики. Инские мастера создавали украшения из золота, изысканные предметы роскоши, в которых использовались причудливые графические орнаменты на мифологические сюжеты о сотворении мира, борьбе героев с фантастическими чудовищами, а так же эпизоды из повседневной жизни.

    Слайд 42

    Вопросы для домашнего задания.

    Шедевры искусства ацтеков Мировое значение художественной культуры майя Художественные достижения народов доколумбовой Америки. Древнейшие города Мезоамерики.

    Посмотреть все слайды

    Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
    Текстовое содержимое слайдов презентации:
    Тема: «Художественная культура Мезоамерики»

    Цель урока: познакомить учащихся с художественной культурой Мезоамерики Что называют Мезоамерикой?Центральную Америку, в том числе и Мексику принято называть Мезоамерикой Культурное развитие народов этих географических участков в период от примерно II тысячелетия до н.э. и до XV века н.э. принято называть культурой Мезоамерики, или культурой доколумбовой Америки!

    Карта доколумбовой Америки
    Художественная культура классического периода.
    Древнейшей цивилизацией доколумбовой Америки была культура ольмеков, проживавших на побережье Мексиканского залива во II-I тысячелетиях до н.э. исследования показали, что у ольмеков были хорошо спланированные культурные центры и ступенчатые пирамиды, каменная скульптура, предметы декоративно-прикладного искусства, иероглифическая письменность, ритуальный календарь. Архитектура ольмеков сохранилась плохо, так как в качестве строительного материала использовались земля и щебень, покрытые толстым слоем штукатурки.

    Мировую известность получила скульптура ольмеков, представленная огромными каменными головами высотой до 3 м и весом до 40т. До сих пор точно не известно их предназначение, но, вероятнее всего, они носили культовый характер. Эти гигантские головы, обнаруженные во время раскопок, и сегодня поражают своей монументальностью, мастерством исполнения, реалистическим воспроизведением индивидуальных черт известных в том времени личностей.
    ppt_y
    ppt_y
    ppt_y В одной из известных скульптур запечатлен юноша с широким и плоским, как бы сплющенным носом, толстыми губами и миндалевидными глазами, слегка прикрытыми тяжелыми веками. Высота скульптуры 2,41 м, вес 25т. На голове юноши плотно прилегающий и украшенный рельефным узором шлем с наушниками.
    ppt_y
    Борец (Рестлер) 600-400 гг. до н.э. 63х40 см Это базальтовая скульптура бритого, бородатого мужчины запечатлела его в динамике, что почти уникально для всех скульптур МезоамерикиХотя учёные и осторожны в своих догадках, кого изображает эта фигурка, но есть предположение, что это всё-таки игрок в мяч

    ppt_y Монумент 19 из Ла ВентыИзображён человек внутри изогнутой змеичеловек одет в одежду с теми же отличительными знаками, которые имеются и у змеиЭтот монумент похож по теме на другие ольмекские монументы, на которых изображено появление человека из зооморфных пещер или ниш

    ppt_y Фигурка сидящего мужчины, приодетого в качестве сверхъестественного зверя 1200-600 гг. до н.э. 29,5х21,3 смНос и рот переданы вполне реалистично, а вот глаз у фигурки нет совсемВместо них характерный для ольмеков мотив пылающих бровей

    ppt_y К началу новой эры ольмекская культура исчезла. Что послужило причиной ее заката –неизвестно, но ей на смену пришли новые цивилизации, и прежде всего город Теотиуакан в Центральной Америке. В этом городе, от периода расцвета сохранилось два главных храма, посвященных Солнцу и Луне. Они располагаются на вершине огромной ступенчатой пирамиды. Храмы были украшены разноцветными росписями и ярко раскрашенными статуями богов. Глаза изваяний инкрустированы драгоценными камнями и перламутром.
    ppt_y
    Наиболее грандиозное архитектурное сооружение –пирамида Солнца, имеющая в настоящее время высоту64,6 м. В отличие от других пирамидальных сооружений, имевших ступенчатую форму, пирамида Солнца представляет собой четыре большие, уменьшающиеся усеченные пирамиды, поставленные одна на другую. На одной из сторон пирамиды расположена система постепенно сужающихся пандусов, которые вели к святилищу в храме. Плоскости между террасами здания были сооружены с таким расчетом, чтобы зрители, находившиеся у подножия большой лестницы, не могли видеть происходящего на ее вершине. Пирамида была построена из огромного количества сырцовых кирпичей и облицована каменными оштукатуренными плитами.

    Скорее всего пирамида служила и «солнечными часами», точно отмечающими наступление равноденствия. 20 марта и 22 сентября здесь можно было наблюдать удивительное зрелище: ровно в полдень солнечные лучи вызывали постепенное исчезновение прямой тени на нижней ступеньке западного фасада. Время перехода от полной затененности к освещенности занимало ровно 66,6 секунды. Безусловно, чтобы добиться такого зрительного эффекта, надо было обладать совершенными знаниями в области математики, астрономии и геодезии.
    Вокруг пирамиды Солнца симметрично располагались несколько небольших ступенчатых пирамид, подчеркивающих монументальность главной постройки. В архитектурном декоре встречаются украшения в виде огромных змеиных голов, расписанных белой краской. На голове каждой змеи находился венчик и перьев, символизирующий особо почитаемое божество. В середине IX в. Город был покинут жителями и превратился в груду развалин. Цивилизации классического периода были уничтожены нашествием народов с севера, сначала тольтеков, а в затем и ацтеков, создавших свою цивилизацию.
    ppt_y
    ppt_y Вопросы:Какие скульптурные произведения ольмеков имеют мировую известность?Назовите отличительные черты пирамид ольмеков.Назовите самую известную пирамиду ольмеков.? Художественная культура ацтеков
    ppt_y Основной чертой искусства охотничьих племен ацтеков было поклонение богам. Сохранившиеся легенды и предания рассказывают о многочисленных походах и кровавых сражениях этого воинственного народа, прежде чем он создал могущественную империю с высоко развитой культурой. Главным местом поклонения богам были храмы, которых к началу завоевания испанцами в 16 веке насчитывалось более 40 тысяч.
    Особенно поражал свои великолепием столица ацтеков- Теночтитлан. Центр города находился на острове посреди живописного озера, его окружали постройки на сваях и дамбах, перерезанные каналами. В случае опасности поднимали перекинутые через каналы мосты и город превращался в неприступную крепость. Увы, Теночтитлан не избежал печальной участи: в начале 16 века город был покорен и разрушен испанскими завоевателями- конкистадорами.
    Об архитектуре ацтеков нам известно очень мало, так как многие сооружения были разрушены или полностью перестроены. Сведения о них сохранились лишь в описаниях испанских очевидцев. Известно,что в центре Теночтитлана находились три дворца ацтекских правителей и главный храм верховного бога войны. На вершине ступенчатой пирамиды были возведены два небольших деревянных храма.
    Особого расцвета достигла ацтекская скульптура. Монументальные статуи божеств носят абстрактный и условный характер. В качестве примера можно привести огромную статую Коатликуэ - богини земли и весеннего плодородия- матери верховного бога войны. Эта статуя лишь отдаленно напоминает человеческую фигуру: у нее нет ни лица, ни головы, ни рук, ни ног. Она выполнена из различных материалов: кукурузных початков, когтей, человеческих черепов, перьев и т.д. все это нагромождение симметрично и уравновешенно.
    Иной характер носят погребальные маски ацтеков, отражающие черты лица захороненного. Примечательна в этом отношении базальтовая голова « воина-орла», в котором мастерски передано сильное волевое лицо молодого воина. Привлекают внимание и произведения мелкой пластики: грациозные статуэтки присевшего на задние лапы испуганного кролика, свернувшейся клубком змеи.

    Немногочисленные сохранившиеся произведения ювелирного искусства поражают своим мастерством. Ожерелья, подвески, серьги, нагрудные пластины отличаются изяществом исполнения и точностью моделировки.

    Вопросы:1.Расскажите об особенностях скульптура ацтеков.2. Чем примечательны погребальные маски ацтеков?? Художественная культура майя
    Особых успехов достигла цивилизация майя. Задолго до покорения завоевателями майя изобрели точный солнечный календарь, определяли продолжительность года, на тысячу лет раньше европейской цивилизации использовали в математике понятие нуля, безошибочно предсказывали солнечные и лунные затмения, изобрели развитую иероглифическую письменность. Искусство народов майя отличали изысканность и совершенство. Одним из самых красноречивых свидетельств этой культуры является архитектура.
    Из памятников художественной культуры до нашего времени лучше всего сохранились произведения архитектуры. В них поражают удивительное чувство пропорций, величественная монументальность, многообразие, многообразие архитектурных форм. Это не только пирамиды и дворы, это астрономические обсерватории, площадки для игры в мяч, колонны, лестницы, триумфальные арки и стелы.
    Одной из вершин зодчества майя является Дворцовый комплекс в городе Паленке. 25 зданий, разбросанные по холмистой равнине. Главными украшениями комплекса являются дворец и ступенчатая пирамида Надписей, три храма- Солнца, Креста и Лиственного креста.
    Дворец в Паленке стоит на естественном плато, возвышающемся над равниной почти на 70 м. внутри дворца находятся внутренние дворики, окруженные галереями. Обильно украшенный резными и скульптурными изображениями и надписями, дворец имеет четырехэтажную квадратную башенку, вероятно, выполнявшую роль астрономической обсерватории жрецов майя.
    ppt_y Храм Надписей представляет собой 9-ступенчатую пирамиду, поднимающуюся над землёй на высоту около 24м. На ее верхней площадке возведен прямоугольный храм, к которому ведет лестница из 69 ступеней. Стены храма украшены панелями, богато декорированными барельефами и рельефными иероглифическими надписями, благодаря которым храм и получил свое название.
    ppt_y
    Не менее своеобразны так называемые стадионы- сооружения для культовой игры в мяч. Они представляют собой две наклонные массивные стены, идущие параллельно друг к другу. Между ними помещалась площадка для игры в мяч. Участникам не разрешалось дотрагиваться до мяча руками или ступнями ног. Побеждала та команда, которая первой забрасывала мяч в круглое отверстие, проделанное в каменной стене. Болельщики располагались на вершинах двух стен, на которые они поднимались по лестницам, расположенным с внешней стороны.

    Изобразительное искусство майя также имело свои характерные черты. В нем существовал канон, который определялся культом обожествляемого правителя и его предков. Правитель майя чаще всего изображался в военных сценах или восседающем на троне. Главное внимание скульпторов привлекали не индивидуальные черты, а точное и тщательное воспроизведение пышного костюма, головного убора и других атрибутов власти. Его лицо передавало равнодушие и спокойную величавость. Изображение правителя сопровождалось коротким иероглифическим текстом, содержавшем информацию о его рождении, правлении, военных успехах. Художественная культура майя оказала огромное влияние на американскую культуру последующих эпох.

    Вопросы:Назовите вершину зодчества майя.Расскажите о культовой игре в мяч.Было ли изобразительное искусство майя подчинено канонам или же оно было полностью свободно для творчества?? Художественная культура инков
    ppt_y Оной из самых известных южноамериканских цивилизаций стала империя инков- индейского народа, жившего с 11 в. на территории современного Перу. В историю мирового искусства инки вошли благодаря красоте и величию своих храмов. На побережье Перу до настоящего времени сохранилось множество пирамид. Некоторые пирамиды имели в плане не квадратную, а круглую форму.
    Одно из наиболее выдающихся сооружений инкского периода- главный храм Солнца. Согласно описаниям, он был обнесен тройной стеной, имевшей в окружности около 380м. Отлично вытесанные камни были плотно пригнаны друг к другу без применения связующего раствора. В главной стене находился единственный вход, ведущий от площади прямо в святилище божества. В центральном зале святилища было воздвигнуто изображение бога солнца виде огромного диска, украшенного драгоценными камнями.
    Вокруг главных зданий находились помещения жрецов и служителей храма и всемирно известный «Золотой сад» инков. Его размеры достигали приблизительно 220 на 100 м, а сам сад и все его обитатели- люди, птицы, ящерицы, насекомые- были выполнены в натуральную величину из чистого золота и серебра.
    Определенных успехов добились инки в скульптуре. Одним из самых значительных скульптурных памятников является рельеф на вратах Солнца в Тиауанако. Сохранились до нашего времени и произведения керамики. Инские мастера создавали украшения из золота, изысканные предметы роскоши, в которых использовались причудливые графические орнаменты на мифологические сюжеты о сотворении мира, борьбе героев с фантастическими чудовищами, а так же эпизоды из повседневной жизни.

    Вопросы для домашнего задания. Шедевры искусства ацтековМировое значение художественной культуры майяХудожественные достижения народов доколумбовой Америки.Древнейшие города Мезоамерики.
    ppt_y
    ppt_y
    ppt_y
    ppt_y

    Наивысшего уровня культура коренного населения Америки достигла в Мезоамерике - центральной части Америки, а еще точнее Юга Северной половины американского континента. К Мезоамерике относят большую часть (2/3) современной Мексики, а также территории государств, прилегающих к ней с Юга - Гватемалы, Панамы, Сальвадора (El Salvador), частично Гондураса, Коста-Рики, Никарагуа. Этот регион принято называть зоной высоких цивилизаций.

    Хотя заселение этих территорий началось значительно позже, чем той, к которым относят культуры Северной Америки, благоприятнейшим фактором для культур Мезоамерики оказались климатические условия - здесь, по существу, господствует вечная весна, а полоса суши, сужаясь к югу и омываясь двумя океанами, становится все плодороднее, богат и разнообразен животный мир. Индейцы Мезоамерики издавна выращивали картофель, табак, хлопок, какао, разнообразные фрукты и овощи. В земледелии использовались ирригация, террасы, приподнятые поля и даже плавучие сады на плотах - чинампы. При всем разнообразии культур указанного региона общей для них являлась социальная организация - города-государства с четкой классовой структурой и огромной ролью жрецов; религия определяла все стороны жизни. Здесь рано возникло иероглифическое письмо, высокого уровня достигли математика, астрономия, картография, медицина, монументальная архитектура, искусство. Удивительно, но при этом жители указанного региона не знали гончарного круга и колесных повозок, не использовали вьючных и тягловых животных. Это говорит и о высокой степени автохтонности (то есть самостоятельности), но и изолированности культур Мезоамерики, которая была нарушена лишь в XVI в.

    К мезоамериканским относятся культуры ольмеков, тольтеков, теотиуакан , а особенно выделяются культуры майя и ацтеков .

    Культура ольмек (от ацтек. олли - каучуковое дерево) появилась на территории современного мексиканского штата Табаско около 4000 лет назад, просуществовав почти до начала христианской эры. По преданию, предки ольмеков прибыли морем, славили «Владыку всего, подобного дню и ночи» и обосновались в селении под названием Тамоанчане («Мы разыскиваем свой дом»). Более достоверно известно влияние ольмеков на другие культуры обширного региона. В частности, присущий им культ ягуара прослеживается даже на территории Южной Америки, где ягуары не водятся. Ольмеки считали, что они произошли от связи божественного ягуара со смертной женщиной.

    Культ ягуара является преобладающим и искусстве ольмеков. Хотя ольмеки знали золото и серебро, особенно ценились у них яшма, обсидиан, нефрит-камни, не относящиеся к драгоценным, но переливающиеся самыми разнообразными оттенками на фигурках людей и животных. Особенное впечатление производит монументальная скульптура ольмеков - гигантские каменные головы, с окружностью до 7 м и более и высотой 2,5 м. Скорее всего они играли культовую роль, обрамляя ритуальную территорию и обязательно неся ягуарьи черты на лицах. На территорию, лишенную камня, глыбы весом в 20-40 тонн доставлялись волоком или на плотах. Ольмеки обладали большими знаниями в астрономии и математике, изобрели систему чисел, основанную на сочетании точек и черточек, они же создали древнейшую в Америке иероглифическую письменность.



    Богу-ягуару посвящались пирамиды, в том числе самая древняя из известных сегодня на территории Америки. Все архитектурные сооружения ольмеков обращены фасадами к небесным светилам и созвездиям, к небу обращены и головы ягуаров. Символом вселенной были и площадки для священной игры в мяч. О важнейшем ритуальном значении игры говорит и то, что проигравшие приносились в жертву. Вообще человеческие жертвы чрезвычайно характерны для культур Центральной и Южной Америки - пролитая кровь, обязательно здоровых, молодых людей, порой даже младенцев должна была дать энергию Солнцу в борьбе с силами мрака.

    От ольмеков произошла, уже в начале христианского летоисчисления (100-650 гг.), культура, носившая название Теотиуакан (букв. место, где боги касаются земли - так назывался их культовый центр). Именно там, согласно легенде, от высшего начала - Матери и Отца Ветров произошел мир. Сперва родились божественные братья - белый, Кетцалькоатль («Оперенный Змей»), бог ветра и воздуха, покровитель знания и жрецов, красный и черный братья Тескатлипока («Дымящееся зеркало») - вечно юные боги правосудия, судьбы и ночи, а также голубой Уитцилопочтли («Колибри слева») - бог войны, названный так потому, что души погибших воинов превращались в колибри. Постоянная борьба между этими богами вместе с тем явилась источником рождения других божеств, земли и людей. Более того, боги пожертвовали собой ради сотворения света, без которого был бы неполноценным сотворенный ими мир - отдав свою энергию Солнцу и Луне. После этого в Теотиуакане регулярно приносились в жертву человеческие жизни.

    На высшей ступеньке социальной иерархии Теотиуакана стоял верховный жрец, обладающий беспредельной властью. Под ее сенью трудились зодчие, художники, гончары. В VI веке население Теотиуакана достигло 200 тысяч. Город представлял собой гигантскую модель вселенной, располагаясь вокруг центральной оси - Дороги Смерти («Проспекта Мертвых»). На северном ее конце была возведена 42-метровая Пирамида Луны , в центре - Пирамида Солнца высотой около 70 м. Ее грани производили впечатление дороги, уходящей в бесконечность. в центре города стояла также Пирамида Кетцалькоатля . Она имеет шесть оштукатуренных террас, которые символизируют змея, распростертого по земле, а фасад храма украшают 365 извивающихся пернатых змей. Кетцалькоатль - Пернатый Змей стал главным божеством многих культур Мезоамерики.

    Теотиуакан пал в 650 году под натиском соседних диких племен. Воинственные племена, тем не менее, унаследовали его культуру, построив новую столицу - Толлан (что и породило название культуры Тольтеков ), которая достигла высокого уровня в IX-XII вв. Слово тольтек впоследствии стало равнозначно понятиям художник, строитель, мудрец, воин духа. В мировоззрении и образе жизни тольтеков религия и наука гармонично дополняли друг друга. Наряду со зримой и обыденной реальностью - тональ тольтеки признавали еще существование тонкой и таинственной - нагуаль . Мир явлений - Солнце, Земля, растения, животные, люди - лишь выражения нагуаля. Контакт человека с высшим началом возможен на основе обучения у природы . Человек должен научиться превращать свое сердце в святящееся, чистое солнце.

    Соединение религиозных и научных представлений тольтеков в наиболее зримой форме было воплощено в их искусстве и архитектуре , памятники которой застали пришедшие в эти места в XIV в. ацтеки, представители еще более высокой культуры. Храм Тлауискальпантекутли (Владыки Рассвета, Утренней Звезды), толланской ипостаси Кетцалькоатля, сохранился до наших дней. Храм построен в виде 6 этажной пирамиды с барельефами воинов, пернатых змеев и ягуаров. Колонны храма сделаны в форме змеев, пасти которых разверзаются на земле, а туловища, покрытые перьями, уходят под свод храма. Внутри храма - четыре дома для жрецов и правителей. Один из них был облицован золотыми пластинками, второй - изумрудами, бирюзой и нефритом, третий - раковинами, четвертый украшали перья птиц. Сохранилась также вытесанная из базальта фигура лежащего Чак-Мооля , с согнутыми коленями и головой, обращенной к Солнцу. Вероятно, она и выражала миф о Пятом Солнце, результате борьбы между положительным и отрицательным началом (Тескатлипокой и Кетцалькоатлем). Для укрепления Солнца требовалась кровь, которая вливалась в специальное отверстие на плече Чак-Мооля.

    Наибольшего расцвета Толлан достиг при правлении сына основателя города, которого звали Се Акатль (Первый Тростник) Топильцин (Принц) Кетцалькоатль (Пернатый Змей) . Тольтеки считали его земным воплощением бога еще и потому, что он был высоким, белолицым, светловолосым, с густой бородой. Он научил народ земледелию, ремеслам, строительству храмов и мореплаванию. После этого он оставил мир и стал отшельником, по другой легенде - бросился в костер. В XIII в. город погиб от пожара, ведущей стала культура майя.

    Культура майя - одна из древнейших в Мезоамерике (ХХХ в до н.э. - XVI), а уровень, достигнутый ею, ставит ее в ряд величайших культур Древнего мира. Майя строили свои города в густых джунглях, далеко от воды, и в этом смысле являются уникальной цивилизацией. Загадкой является и внезапный, одновременный уход майя из своих городов. Большая часть культурной истории майя относится к дохристианской эре - от 3000 г. до н.э. до 317 г. н.э., с 317 по 987 г. длится второй период, известный под названием Древнее царство, с 987 г. по XVI в. - Новое царство, закончившееся с приходом конкистадоров. Обладавшие древней культурой майя пришли на земли современных Гватемалы и Гондураса с Севера, возможно, у них общие корни с ольмеками. Новая территория майя была треугольником, образованным городами Паленке, Копан, Вашкатун .

    Майские города-государства имели единую схему застройки - храмовое, ритуальное ядро на холме, далее - дворцы жрецов и знати амельхенов (букв. имеющих два имени, по отцу и матери), на периферии - хижины простого люда. Городом-государством управлял халан-виник (великий человек) с неограниченной, пожизненной и наследственной властью. Лицо его было украшено сложной татуировкой, нос наращивался особыми пластинами до формы и размеров птичьего клюва, мочки ушей вытягивались индюшачьими яйцами. Богато, с использованием сложной символики, был украшен и его костюм, вплоть до передника, символизировавшего Мировое дерево. Простой народ занимался земледелием и птицеводством, майя были хорошими строителями, возводящими прекрасные дворцы и дороги - шириной до 10 м и длиной до 100 км, приподнятые над землей на 0,5-2,5 м, совершенно прямые.

    Европейцы, встретившие майя в XVI в., заметили не только их хорошее сложение и красоту, но и красоту их одежды, невероятную чистоплотность. Женщины одевались менее богато, более жесткими были у них и правила поведения - так, за откровенный взгляд, брошенный на мужчину, глаза женщины смазывались перцем. Суровой была и религия , требовавшая жертвоприношений. В жертву приносилось то, что дороже всего, более всего радует глаз - цветы и любимые животные, украшения и благовония. Порой приходилось прокалывать язык, губы, щеки, гениталии, пускать кровь. Жизнь людей приносилась в жертву только в особых ситуациях (войны, эпидемии, засуха). В таких случаях у «избранника богов» обсидиановым ножом вырывали бьющееся сердце, в котором содержалась «сила, дающая жизнь». С тела сдирали кожу, которую надевал на себя главный жрец - чилан, тело разрезалось на куски и съедалось. Церемониями управляли жрецы - «Люди Солнца» во главе с «Господином Змея». В религии майя были бог смерти - Ах Пуч и даже богиня самоубийств - Иштаб . Существовали бог кукурузы - Йум Каам , четыре бога дождя - Чаки, Кукулкан (майский Кетцалькоатль). Главным богом был Хунаб Ку , Творец всего, а господином небес и солнца, основателем жречества был его сын Ицампу .

    Храмы были не только религиозными, но и научными центрами. Переняв у ольмеков письменность, математические и астрономические знания, майя добавили к ним точную систему нумерации, они умели записывать огромные числа, задолго до европейцев ввели понятие нуля. С необычайной точностью майя определили продолжительность года (365,24 дня) и обращения Луны вокруг Земли (29,53 дня), в своих древних обсерваториях они предсказывали затмения Луны, рассчитали фазы Марса. Зодиак майя состоял из тринадцати созвездий, а календарь комбинировал 365-дневный цикл с 269-дневным, связанным с периодом беременности, с 13-дневной неделей. Высокого уровня достигли медицинские знания - искусство массажа, хирургия - операции по удалению опухолей и катаракт.

    С календарем увязывалась и архитектура . Существовали 5, 10, 20-летние циклы для строительства. Возводя монументальные строения из грубо обработанного камня, майя украшали их богатым рельефом, а монументальность сооружений сочетали со свободным пространством вокруг них, строго геометрическим расположением улиц, площадей и дорог. До нас дошли памятники майской скульптуры и живописи, в частности фрески города Бонампака (конец XIII в.), с изображением повседневного быта, войн, пыток.

    Дошло до нас и три манускрипта, которые удалось расшифровать лишь в 1959 г. Они позволяют ознакомиться с религиозными, философскими и эстетическими представлениями майя. Известны науке также Книги пророчеств жрецов Ягуара , а также хроника племени какчикель. Дошли до нас - в устной передаче - песни и молитвы, заклинания и пророчества. Сохранилась - в записи - музыка майя, музыкальные инструменты или хотя бы их изображения. Испанцы застали «Танец воинов», длившийся целый день и привлекавший до 800 танцоров, «Танец старых женщин» на углях, застали они и театральные представления майя, восхитившись «большим изяществом комедиантов».

    Культура майя стала приходить в упадок еще до конкистадоров, в XII веке, передав эстафету последний из высоких цивилизаций Мезоамерики - ацтекам . Их название (более точно - астеки ) означает «Люди из Астлана» (букв. - место, где живут цапли). Сами ацтеки называли себя мешики , в честь вождя Меши (Мешитли ), который и вывел их в 1068 г. из их города посреди озера. Предание объясняет исход целого народа приказом главного бога Уитцилопочтли - идти до того места, где встретят орла, сидящего на вершине кактуса и пожирающего змею. Именно такое изображение появилось затем на гербе ацтеков, сохранившись и на гербе современной Мексики.

    Войдя в долину близ современного Мехико, уже тогда густозаселенную, ацтеки во главе со своим вождем по имени Тенон сумели там закрепиться, основав в 1326 г. поселение Теночтлитлан . Ассимилировав культуру подавленных ими племен, ацтеки пошли дальше. Они расширили территории для земледелия благодаря изобретению чинампов - плотов с насыпанной на них землей, соединили между собой многочисленные острова, что дало конкистадорам повод назвать Теночтитлан американской Венецией. Город связывали с сушей три дамбы, по акведуку он снабжался с озера водой.

    В Теночтитлане проживало в XV в. 200 тысяч жителей, столько же, что и в Лондоне. «Американская Венеция», богатая не только водой, но и зеленью, была необычайно красива. Озеро окружали белоснежные здания в форме многоступенчатых пирамид, многоэтажные дворцы были облицованы золотом, барельефами, скульптурами, разрисованы фресками. В городе имелись библиотеки, школы, зоологический заповедник, бани. Чистоплотность ацтеков поразила испанцев - они ежедневно мылись, чистили щеткой зубы после каждого приема пищи.

    Вершиной ацтекской архитектуры был храмовый комплекс Коатокалли - Дом Различных Богов . Наивысшим божеством был творец Ометеотл, парящий высоко над миром и недоступный молитвам. Поэтому целесообразнее было обращаться к перешедшим из более древних культур Кетцалькоатлю , Тескатлипоке и Уитцилопочтли , богу дождя Тлалоку и его жене Чальчиутликуэ . Всем им нашлось место в храме, стоявшем на просторной площади на холме, куда вели 340 ступенек.

    В Текочтитлане регулярно совершались человеческие жертвоприношения, а самым грандиозным был обряд «Нового огня», проводимый каждые 52 года (таков, согласно религии ацтеков, цикл обновления мира, сопряженный с катастрофами и социальными потрясениями). Чтобы придать силы Солнцу, сердце жертвы бросали в огонь, а на его место вносили горящий факел. Искорки этого огня затем разносились гонцами по всей стране. Важное значение имел праздник Токскатль, посвященный Тескатлипоке. Для представления этого бога, одного из творцов вселенной, выбирался среди военнопленных физически совершенный мужчина, который в течение года обучался риторике, искусствам, правилам поведения. В красивых одеждах он разгуливал по городу, сопровождаемый большой свитой, ему давали четырех жен, которые в назначенное время восходили на вершину храма и вместе с ним отдавали себя жрецам.

    Важное место в жизни ацтеков, в самой философии и религии занимала война, ведь она несла в себе и ритуальные цели - омоложения богов, возвращения им затраченных сил. Война в какой-то степени представлялась массовым обрядом, и не случайно в течение длительного времени (1450-1519) практиковалась «война цветов» - серии заранее расписанных сражений с воинами городов-государств, входящих в союз с Теночтитланом. Эти сражения напоминали рыцарские турниры, с той разницей, что в них отбирались ритуальные жертвы. Юноша считался мужчиной лишь после того, как приведет хотя бы одного пленника. Весьма суровым было правосудие ацтеков. За кражу казнили или превращали в раба, клеветникам отрезали губы и уши, за неправильно совершенный суд обривали головы, что было большим бесчестием.

    Все это не означает, что жизнь ацтеков целиком была подчинена военным действиям или приготовлениям. Они были искусными ремесленниками, вели обширную торговлю - размеры и богатство их рынков также восхищали испанцев. У ацтеков высокого развития достигло искусство , особым родом которого было искусство «обожествления вещей», которому учили тламатины - знатоки вещей . В любой скульптуре, ювелирных изделиях (из золота, хрусталя, нефрита), литературных произведениях ацтеки искали сокровенный смысл вещей, их связь с божественным. Тламатины знали также «древние слова» - образцы морали и риторики. Среди тламатинов наиболее известными были Ашайя Кацин-Ицкоатль - шестой правитель Теночтитлана и Монтесумо II Шокойцин , правящий в период конкисты.

    Правитель ацтеков носил титул Тлакатекутли - Владыка всех людей , сосредоточив в руках одновременно религиозную, политическую и военную власть. Его никто не мог видеть, кроме ближайших вельмож, он ступал по драгоценным тканям, чтобы не касаться земли, никогда не носил ту же одежду, не ел из той же посуды. Следующую ступеньку власти занимал сановник с титулом «Женщина-змея», далее шло жречество, которое возглавляли два верховных тлатоани (оратора). Достаточно высокое социальное положение имели торговцы. Основную же часть населения составляли масехуали , свободные общинники - ремесленники и земледельцы, изгоями общества были крестьяне - тламаитли (букв. «рука, у которой нет земли») и рабы .

    Важную роль ацтеки придавали образованию и воспитанию, которые преследовали одновременно цели формирования «лица и сердца». В XVI в., до конкисты среди ацтеков не было ни одного неграмотного ребенка и, по признанию испанцев, не было на земле другого народа, который уделял бы столько внимания образованию с раннего детства. За короткое время конкистадоры разорили государство ацтеков, а Теночтитлан сравняли с землей. Позже на него месте возник Мехико.

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Художественная культура Мезоамерики 10 класс

    Доколумбовая Америка (до 1492 г.)

    Территория Центральной и Южной Америки Возникли культурные цивилизации: Ольмеков Ацтеков Майя Инков

    Древнейшей цивилизацией доколумбовой Америки была культура ольмеков. Проживали на побережье Мексиканского залива во 2-1 тысячелетия до н.э. У ольмеков были спланированные культурные центры и ступенчатые пирамиды, каменная скульптура, предметы декоративно – прикладного искусства, иероглифическая письменность, ритуальный календарь.

    Архитектура Архитектура сохранилась плохо. Мировую известность получила огромная каменная голова высотой до 3м и весом до 40т. Не известно её предназначение, вероятно – культовый характер.

    Новая цивилизация Город Теотиуакан в Центральной Америке. Сохранилось два главных храма, посвящённых Солнцу и Луне. С. 54 аб.2

    Художественная культура ацтеков В 11 веке с севера пришли завоеватели – ацтеки, которые создали свою цивилизацию. Основной чертой искусства охотничьих племён ацтеков было поклонение богам.

    Главным местом поклонения богам были храмы. Поражала великолепием столица ацтеков Теночтитлан, или Мехико – ныне столица Мексики. Центр города находился на острове посреди озера.

    Скульптура ацтеков Монументальные статуи божеств носили абстрактный и условный характер. Статуя Коатликуэ – богиня земли и весеннего плодородия. Она выполнена из початков кукурузы, когтей и клыков ягуара, человеческих черепов и ладоней, перьев, змей, лап орлов и т.д.

    Чтение. С. 56 аб 1 снизу, с.57 Погребальная маска Ювелирные изделия

    Художественная культура майя Племя майя изобрели точный солнечный календарь, определяли продолжительность года, использовали понятие нуля, предсказывали солнечное и лунное затмение, изобрели иероглифическую письменность.

    Архитектура. Отличие. (с. 58 аб.1) Египетские пирамиды Храм Надписей ацтеков

    Стадионы – сооружения с площадками для культовой игры в мяч. Правила игры с. 59 аб.1 снизу

    Художественная культура инков. Империя инков – индийский народ, живущий с 11 в. На территории современного Перу. Существуют легенды о появлении империи инков (с.61 аб.2)

    Скульптура. Рельеф на вратах Солнца в Тиауанако

    Домашнее задание: Искусство первобытного человека Художественная культура Передней Азии Архитектура Древнего Египта Художественная культура Мезоамерики. ПОВТОРИТЬ ДЛЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Применение метода «Образовательное путешествие» на уроке - мировая художественная культура. Применение метода «Образовательное путешествие» на уроке - мировая художественная культура.

    Технологическая карта заняти: Образовательное путешествие – это педагогический метод, уникальная стратегия освоения мира культуры, результатом которого является становление, самоопределение...

    "Предшественники античной культуры. Крито-Микенская культура"- учебно-методический материал для проведения уроков Мировой художественной культуры и искусства в 8-9 классах.

    Данный материал "Предшественники античной культуры. Крито-Микенская культура" знакомит учащихся 8-9 классов с историей и образами древнейших представителей раннего периода античной культуры, рассказыв...

    Презентация «Художественная культура Древнего Рима. Выполнена к учебнику Рапацкая Л.А., Мировая художественная культура, 10 класс

    Презентация "Художественная культура Древнего Рима". Выполнена к учебнику Рапацкая Л.А., Мировая художественная культура, 10 класс (Допущено Министерством образования и науки Р...

    Материалы по мировой художественной культуре в 9 классе пограмме Г.Даниловой содержат тексты по темам учебника Г.Даниловой "Мировая художественная культура" 7-9 кл., иллюстрации, проверочные тесты. Можно использовать как раздаточный материал при отсут

    Материалы по мировой художественной культуре в 9 классе по программе Г.Даниловой содержат тексты по темам учебника Г.Даниловой "Мировая художественная культура" 7-9 кл., иллюстрации, проверочные тесты...

    Рабочая программа учебной дисциплины «Мировая художественная культура» предназначена для изучения мировой художественной культуры на профильном уровне в общеобразовательном учреждении, реализующем образовательную программу среднего (полного) общего о

    Рабочая программа по МХК. Профильный уровень....

    Презентация к уроку Мировой художественной культуры для 10 класса по теме «Художественная культура Киевской Руси»...


    Урок № 5

    МХК-10

    Искусство

    Мезоамерики

    Д.З.: Гл.5, творческая мастерская зад.1 стр.63; подготовка к п/ о уроку по Гл. 1-5

    Ред.: А.И. Колмаков


    ЦЕЛИ УРОКА

    • дать представление об искусстве народов Мезоамерики;
    • развивать навыки художественного анализа;
    • воспитывать уважение и интерес к искусству Мезоамерики.

    ПОНЯТИЯ, ИДЕИ

    • доколумбова Америка;
    • майя;
    • инки;
    • ацтеки;
    • рельефы;
    • ольмеки;
    • Теотиуакан;
    • Теночтитлан;
    • погребальные маски,

    подвопросы

    • Искусство классического периода *. Важнейшие культурные достижения ольмеков (ступенчатые пирамиды, скульптура, предметы декоративно-прикладного искусства). Архитектура Теотиуакана.
    • Искусство ацтеков. Архитектура Теночтитлана (Мехико): дворцы ацтекских правителей и храм верховного бога войны. Монументальная скульптура и ее условный характер, искусство создания погребальных масок. Ювелирное искусство.
    • Искусство майя. Достижения архитектуры (многообразие форм, их символический смысл). Характерные черты изобразительного искусства.
    • Искусство инков*. Архитектурные сооружения инков (техника возведения храмов, декоративное убранство)

    Универсальные учебные действия

    • анализировать причины художественного взлета эпохи, ее влияние на дальнейшее развитие мировой культуры;
    • проводить сравнительный анализ произведений архитектуры Мезоамерики и Древнего Египта;
    • выполнять эскизы одежды и предметов декоративно-прикладного искусства в традициях древнеамериканской культуры;
    • определять зависимость между реалиями различных видов искусства и мифологическими представлениями;
    • выявлять метафорический смысл языка разных видов искусства;
    • создавать модель древнеамериканской пирамиды с учетом ее особенностей в одной из художественных техник

    Проверка знаний

    • Каковы особенности древнеегипетской скульптуры ? Какое выражение находит канон в скульптурных портретах фараонов ?
    • Что вам известно о рельефных и живописных композициях египетских художников ? Какова главные сюжеты рельефов и фресковых росписей ?
    • Какую роль в жизни египетского общества играла музыка ? Назовите наиболее популярные музыкальные инструменты.

    Тесты по культуре Египта

    • Как называлась гробница усыпальница египетских фараонов и знати со времен Древнего царства: А) мастаба; Б) пирамида; В) зиккурат.
    • У пирамиды какого фараона стоит гигантская скульптура сфинкса: А) Рамзеса II ; Б) Хефрена; В) Микерина.
    • Как звали фараона-строителя первой пирамиды в истории Египта: А) Джосер; Б) Хеопс; В) Рамзес II ;
    • Как звали фараона-строителя самой высокой египетской пирамиды: А) Джосер; Б) Хеопс; В) Микерин.
    • Назовите царицу Египта, строительницу грандиозной скальной гробницы: А)Хатшепсут; Б) Нефертити; В) Нефертари.

    ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

    • Искусство классического периода.
    • Искусство ацтеков.
    • Искусство майя.
    • Искусство инков.

    Задание на урок. Какое значение для Мировой цивилизации и культуры имеют сохранившиеся шедевры культуры Доколумбовой Америки?


    • Первые люди переселились в Америку примерно 12-14 тысяч лет тому назад. Они жили, ничего не зная о других цивилизациях.
    • Древнейшие жители Америки были людьми монголоидной расы. Их отличали красновато-бронзовый цвет кожи, нос с высокой переносицей, прямые черные волосы. Коренное население Америки называют индейцами, так как открывший Америку Колумб ошибочно принял ее за Индию. Древнейшие жители Америки жили в пещерах, охотились на диких зверей. Позже они научились обрабатывать землю.
    • В Центральной Америке земледелие превратилось в основное занятие. Здесь жаркий климат. Индейцы научились орошать свои поля, строить каналы и другие оросительные сооружения. В Центральной Америке выращивали растения, которых не было на Древнем Востоке и в Европе (кукурузу, картофель, помидоры). Из зерен кукурузы делали муку. Картофель был сытной пищей. Его клубни можно было долго хранить.
    • Индейцы разводили буйволов, коз, овец. Они одомашнили удивительную птицу индейку.

    • К тому моменту когда Христофор Колумб открыл Америку (1492 г.), большинство её обитателей-индейцев были кочевниками. Однако некоторые индейские народы уже несколько тысячелетий вели оседлый образ жизни и занимались земледелием. Очагов древней цивилизации было два . Первый находился в Центральной Америке, на территории современных Мексики, Гватемалы и Гондураса. Второй располагался в Южной Америке на плоскогорье Анд - это земли современных Перу, Боливии, Колумбии, Эквадора и Чили.

    • Около 1200 - 600 гг. до н.э. - ольмекская культура в Мексике.
    • Около 250 г. до н.э. - 950 г. до н.э. Классический период культуры майя в Гватемале, Мексике и на западе Гондураса, отмеченный созданием иероглифической письменности и календарем, состоящим из 365 дней.
    • Середина X века. Тольтекское господство над всей центральной Мексикой.
    • XII век - основание легендарной империи инков .
    • Около 1325 г. - на месте современного Мехико ацтеками основан город Тиночтитлан .
    • XIV век - расцвет искусства чиму (север Перу), которые создали потрясающие произведения из золота и серебра.
    • XV век - частичное восстановление искусства майя. Апогей экспансии ацтек ов в Мексике и инков в Перу.
    • 1492 г. - открытие Америки Христофором Колумбом .

    Искусство

    ацтеков

    ТЕНОЧТИТЛАН

    • После гибели Теотиуакана Центральная Мексика на долгие десятилетия становится ареной драматических и бурных событий. Среди воинственных пришельцев были теночки-ацтеки ( астеки ).
    • Ацтеки пришли в долину Мехико с севера и в XIV веке основали свою столицу Тенотчитлан . В 1427 в союзе с городами-государствами Тескоко и Тлакопаном подчинили себе население долины Мехико и всей центральной Мексики.
    • В 1519-21 ацтеки были завоёваны испанцами.

    Статуя Коатликуэ.

    12 век.


    Столица «империи» - Теночтитлан - («плодовое дерево, растущее из камня») со временем превратилась в огромный город, площадь которого составляла около 1200 га, а количество жителей, по разным оценкам, достигало 120-300 тыс. человек.


    • Ацтеки подчинили себе почти всю Центральную Америку. Они называли себя "мексика". Отсюда пошло название современной страны.
    • Ацтеки были мужественными воинами. Идя в бой, они надевали шкуру леопарда. Шлемы в виде орлиной головы защищали их головы.
    • Ацтеки воспитывали мальчиков как будущих воинов. Когда мальчику исполнялось 10 лет, его остригали, оставляя лишь небольшую косичку на затылке. Мальчик носил ее до тех пор, пока не приводил первого пленного. После этого он считался настоящим воином.
    • Ацтеки научились выращивать сады и огороды на воде. Из тростника они делали огромные плоты. На них укладывали ил со дна озера или реки, его утрамбовывали и высаживали на него растения. Плоты находились недалеко от берега. Корни деревьев и растений прорастали и служили своеобразными якорями, которые удерживали плот на месте. Такие плавучие сады и огороды давали очень хорошие урожаи.

    Серьги.

    Солнечный камень из Теночтитлана.


    Искусство майя

    • В джунглях Центральной Америки и сегодня стоят хорошо сохранившиеся города индейцев майя. Майя, как и ольмеки, сооружали ступенчатые пирамиды. В городе майя обычно было несколько пирамид, построенных из известняка. Пирамиды облицовывали обработанными каменными плитами и иногда красили в красный цвет. Красный цвет (цвет крови) у майя считался священным.
    • Вокруг городской площади сооружались здания дворцового типа или огромные помосты вроде спортивных трибун. На площади устраивались игры с мячом. Мяч был из каучука - резиновой смолы каучукового дерева, которое росло только в Америке. Эти игры имели религиозное значение, возможно, проигравших жрецы приносили в жертву.

    Для ольмекской цивилизации характерна самая необычная и изысканная во всем центральноамериканском искусстве скульптура, представленная гигантскими каменными человеческими головами, алтарями и стелами (резными каменными монолитами). Исключительно изящны небольшие фигурки и другие предметы, вырезанные из нефрита. Земляные платформы служили основанием для храмов и насыпями над гробницами, сооруженными из природных базальтовых глыб.

    Голова. 1000-800 гг, до н.э. Мексика.

    Археологический парк Ла-Вента.


    Вид на пирамиду Солнца. Высота 64,5 м. Периметр основания - около 900 м.

    • Культура майя основана на знании законов смены времен года и движения планет. Опираясь на эти знания, они определяли местоположение для своих религиозных центров, которые порой превращались в настоящие обсерватории , состоявшие из нескольких пирамид, связанных переходами. В доколумбовой Америке майя, несомненно, были самыми искусными архитекторами и каменщиками. Они освоили две основных техники строительного искусства: строительство сводов, позволявших создавать потолки очень большой площади, и использование цемента, позволявшее возводить прочные стены даже из некрупных камней.

    Считается, что строительство пирамиды велось около 30 лет 20000 рабочими.



    Искусство майя

    • Майя , словно бросая вызов судьбе, надолго обосновались в негостеприимных центральноамериканских джунглях, выстроив там свои белокаменные города.
    • За пятнадцать веков до Колумба они изобрели точный солнечный календарь и создали единственную в Америке развитую иероглифическую письменность , использовали в математике понятие нуля , уверенно предсказывали солнечные и лунные затмения. Уже в первые века нашей эры они достигли поразительного совершенства в архитектуре, скульптуре и живописи.

    Полуостров Юкатан. империя Майя.


    Ювелирное украшение .

    ПИРАМИДА КУКУЛЬКАН.

    Главной достопримечательностью Чичен-Ицы является пирамида Кукулькан. Ее еще называют «Эль-Кастильо» (что в переводе с испанского означает «замок»).


    Стадион 8 век. Копане.

    Город Майя

    Главными богами майя были Кукулькан и Кецалькоатль. Кукулькан считался богом ветра и дождя, покровителем царей, а Кецалькоатль - Пернатый Змей - сказочный гибрид райской птицы (кецаль) и змеи (коатль), символ соединения вековечной мудрости с красотой и светозарностью, бог, создавший мир и людей.


    • Лучшей жертвой богам майя признавали человеческую кровь. Индейцы майя прокалывали себе руки, лицо, делали надрезы на теле, чтобы окропить кровью жертвенник. Богам приносились и человеческие жертвы. Чаще всего это были пленники. Но особо важным считалось принесение в жертву прекрасного юноши или девушки. Грудь жертвы разрезалась острым ножом из обсидиана (вулканического стекла). Жрец извлекал из нее трепещущее сердце, вознося его на алтарь .

    • Майя были превосходными резчиками по камню. Они сооружали великолепные статуи, украшали храмы и дома каменными узорами. На стенах высекались повеления правителей, записывались важные события истории.
    • Майя не знали металлов. Они пользовались только каменными орудиями. У них не было колеса, повозок и лошадей.
    • Письменность майя была иероглифической. Иероглифы высекали на камнях, рисовали на коре фигового дерева или на специально выделанных шкурах животных. Написанные листы собирались в книгу. Письменность майя была расшифрована российским ученым-этнографом Ю. В. Кнорозовым. Это позволило узнать много интересного о жизни народа майя.
    • Майя обладали обширными математическими знаниями. Они, как и индийцы, изобрели нуль. Жрецы майя постоянно вели астрономические наблюдения. Солнечный календарь майя был очень точным.

    Комплекс Паленке

    Пирамида

    Храм надписей



    Искусство инков

    • Высокоразвитой была и цивилизация инков, центр которой находился на территории современного государства Перу в Южной Америке. Инки строили великолепные города и дороги, проложенные через высокие горы Анды . В столице инков находился величественный храм солнца, отделанный золотом. Огромный золотой диск в виде солнца особо почитался инками.
    • Инки изобрели оригинальную систему письма . Они вели учет и составляли послания с помощью цветных шнурков и узелков - кипу . Каждый шнурок или узелок обозначал определенный предмет или понятие.

    Инки (правильнее инка ) - создатели одной из древнейших цивилизаций в Южной Америке. Первоначально индейское племя языковой семьи кечуа , обитавшее в XI-XIII веках на территории современного Перу, позже господствующий слой, а также верховный правитель в образованном ими государстве Тауантинсуйу (XV век).

    Верховный инка.



    Керамика

    инков.

    Рельеф на Вратах

    Солнца в Тиауанако.



    Уицилопочтли или Вицлипуцли («колибри юга» или «колибри левой стороны») - бог солнца, бог войны и национальный бог ацтеков, покровитель города Теночтитлан. Название связано с тем, что птица колибри олицетворяет солнце у многих племён Центральной Америки.

    План храма – горизонтальная модель мира, соотнесенная с ритуалом жертвоприношения: квадрат, разделенный на 4 части диагоналями, в точке пересечения которых находится сакральный центр-кактус с орлом, пожирающим змею.


    • Искусство Древней Америки – этнографическое. Специфические формы и направленность не могли оказать серьезного влияния на европейскую культуру.
    • Однако орнаментальность изобразительного искусства индейцев в сочетании с прихотливыми формами испанского зодчества обеспечила неповторимость колоритной мексиканской культуры, возникшей в результате колонизации Центральной и Южной Америки испанцами в конце XVI века.
    • В начале ХХ века она послужила импульсом к зарождению яркого и самобытного явления – мурализм а – монументальная живопись на стенах общественных зданий.
    • В 1920-1930 годы данная культура стала одной из главных составляющих стиля Ар Деко (декоративное оформление зданий и интерьеров в США и Европе).