Короленко в г биография. Владимир короленко краткая биография

Владимир Галактионович Короленко (1853 - 1921) - выдающийся русский писатель. Родился в 1853 году в городе Житомире в семье чиновника. Учился в житомирской гимназии, позднее - в ровенской реальной гимназии. Большую роль в формировании мировоззрения Короленко сыграла демократическая литература 60-х годов, сочинения Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Н. А. Некрасова, Т. Г. Шевченко; их взгляды оказали огромное влияние на всё его творчество. В 1871 году Короленко поступил в Петербургский институт, но не смог учиться из-за отсутствия средств. Работал корректором, рисовальщиком географических карт. В 1874 году поступил в Петровскую земледельческую и лесную академию в Москве. Будучи студентом, готовился к пропагандистской деятельности среди крестьян. В марте 1876 года Короленко был исключён из академии, а потом арестован за то, что от имени большинства студентов выступил с протестом против администрации, выполнявшей чисто полицейские функции. С 1879 года в жизни Короленко наступает длительная полоса ссылок (в Вятскую губернию, в Восточную Сибирь, и др.). В августе 1881 года он был выслан в Якутскую область, после демонстративного отказа подписать присягу Александру III. В Европейскую Россию Короленко было разрешено вернуться осенью 1884 года. С 1885 года он жил в Нижнем Новгороде, находясь под надзором полиции.

В первом рассказе Короленко "Эпизоды из жизни искателя" (1879 год) в известном мере отразились народные взгляды. Однако в двух последующих рассказах "Яшка" (1881 год) и "Ненастоящий город" (1881 год) наметился отдых писателя от народной иллюзии, чему способствовало непосредственное знакомство с народом в период ссылок. Уже для ранних рассказов и очерков Короленко характерно реалистичное изображение народной жизни, внимание к людям, непокаривщимся тяжёлой судьбе, полным неукротимого стремления добиться правды и свободы. Стойкость и мужество русской девушки - революционерки послужили темой рассказа "Чудное" (1880 год, заграничная публикация 1893 год, в России - 1905год). Протестует против социальной несправедливости якутский крестьянин, герой рассказа "Сон Макара" (1885 год). О способности русского человека совершить подвиг о силе его души говорится в очерке "Река играет" (1892 год). В творчестве Короленко раскрыто глубокая внутренняя красота людей из народа, поднимающихся на борьбу за своё освобождение. В центре повести " Музыкант" (1886 год) - душевная драмма слепого, который "увидел" мир через высокое искусство. Это душевное произведение, явившееся результатом слепого музыканта с людьми из народа, помогает преодолеть личное горе, из которого казалось, не было выхода. На эту мысль повести указал М. И. Калинин в своём выступлении 25 октября 1919 года на митинге, посвященном обороне Тулы от деникинских банд: "Величайший художник слова Короленко в своем слепом «Слепом музыканте» ясно показал, как проблематично, непрочно это отдельное человеческое счастье... Человек... может быть счастлив, если тогда, когда всеми нитями своей души, когда всем телом и всем сердцем спаян он со своим классом, и только тогда его жизнь будет полна и цельна".

В произведениях Короленко нашли отражение русской действительности, связанные с распадом патриархальных форм крестьянского быта и проникновением капитала в деревню. Значительным было его выступление с очерками о знаменитых кустарных промыслах села Павлова, близ Нижнего Новгорода ("Павловские очерки", 1890 года). Народники считали это село примером кустарного производства, якобы избежавшего влияния капитализма о свободных эксплуатации. Решительно отвергая эти лживые утверждения, Короленко нарисовал правдивую картину разорения кустарей, их полной зависимости от скупщиков капиталистов. "Нет просто мужика, - писал Короленко в очерках "В голодный год", - есть бедняки и богачи, хозяева и работники". Короленко высказывал своё несогласие с беллетристикой позднего народничество, которая, по его выражению, рассматривала действительность "сквозь призму лжи". Значительное место в творчестве Короленко занимает повесть "Без языка" (1895 год), где изображены злоключения украинского крестьянина, попавшего в Америку. Герой повести столкнулся с рабством, безработицей, преступной властью денег. Доведённый до исступления, он восклицает: "Пусть гром разобьёт этот проклятый город и выбранного вами какого-то мэра. Пусть гром разобьёт и эту их медную свободу, там на острове...".

В годы, предшествовавшие революции 1905 года, Короленко продолжает цикл своих рассказов: "Государевы ямщики" (1901 год), "Мороз" (1901 год), "Марусина заимка" (1903 год), "Феодалы" (1901 год). Здесь писатель-гуманист рисует тяжёлую жизнь людей подневольного труда, обличает пережитки феодально-крепостнических порядков, затрагивает тему бесчеловечности буржуазного строя. Несмотря на неопределённость своих политических идеалов, Короленко верил в победу народа. К этому же времени относится рассказ "Нестрашное" (1903 год), Который по силе разоблачения буржуазной интеллигентности и по мастерству выполнения может быть отнесён к числу лучших произведений Короленко.

В 1900 году Короленко был избран почётным академиком. В 1902 году он, как и А. П. Чехов, отказался от этого звания в знак протеста против того, что М. Горький не был утверждён царским правительством в качестве почётного академика.

Публицистический талант Короленко с особой силой проявлялся в его очерках "В голодный год" (1892 - 1893 год), "Султанское жертвоприношение" (1895 - 1896 год), "Сорочинская трагедия" (1907 год), "Бытовое явление" (1910 год). В очерке, посвящённом т. н. Султанскому делу, писатель-демократ выступил в защиту крестьян вотяков (удмуртов), обвинявшихся царской полицией в ритуальном убийстве. Короленко доказал, что этот процесс был затеян черносотенцами в целях разжигания национальной вражды. Максим Горький писал по этому поводу: " "Султанское жертвоприношение" вотяков - процесс, не менее позорный, чем "дело Бейлиса", принял бы ещё более мрачный характер, если б В. Г. Короленко не вмешался в этот процесс и не заставил прессу обратить внимание на идиотское мракобесие самодержавной власти". В годы реакции Короленко выступил с памфлетом "Бытовое явление", в котором обвинял царское правительство в "оргии казней" и полицейских издевательств над рабочими и крестьянами после революции 1905 - 1907 года. Со 2-й половины 90-х годов принимал участие в издании либерально-народного журнала "Русского богатства" (его роль сводилась главным образом к редактированию отдела беллетристики). По письмам Короленко можно судить о его серьёзных расхождениях с редакции журнала, разделявший народнические, либерально-буржуазные взгляды. В то же время писатель не мог понять поделенного значения революционной борьбы рабочего класса, и это резко отличало его позицию от позиции пролетарского писателя Максима Горького.

К последнему периоду творчества Короленко относится крупнейшие его произведение "История моего современника", в котором легко рассмотреть художественное воплощение биографии автора, её важнейших этапов Короленко в тоже время знакомит читателя с развитием общественного движения 60-х - 70-х годов, с выдающимися историческими событиями того времени. Последние главы эпопеи, освещающие деятельность народной интеллигенции, были написаны после великой октябрьской социалистической революции. Не поняв её подленного значения, писатель, однако, видел, что революция победила потому, что в ней участвовали самые широкие народные массы. В "Истории моего современника" он сумел показать, сколь наивны были расчёты народников на героизм "избранных" при отсутствии поддержки со стороны трудовых масс.

Короленко выступал с литературно критичными статьями и мемуарными очерками. Наиболее значительные из них: "Памяти Белинского" (1898 год), "О Глебе Ивановиче Успенском" (1902 год), "А. П. Чехов" (1904 год), "Л. Н Толстой" (1908 год), большая работа о Н. В. Гоголе "Трагедия великого юмориста" (1909 год).

Реалистическое творчество Короленко всем своим содержанием противостояло упадочной буржуазной литературе предреволюционной эпохи. Оно отразило народный протест против буржуазно крепостнических порядков царской России, против национального неравенства и угнетения. В 1907 году В. И. Ленин назвал Короленко "прогрессивным писателем". Демократический характер его творчества отмечало в 1913 году ленинская "Правда". Указав на то, что Короленко "стоит в стороне от рабочего движения", "Правда" в то же время писала: "Мы чтим в нём и чуткого, будущего художника, и писателя-гражданина, писателя-демократа". Высоко оценивая общественное и художественное значение творчества Короленко, ставя его как писателя в пример молодым литераторам, М. Горький писал: "Мне лично этот большой красивый писатель сказал о русском народе многое, что до него никто не мог сказать".

Короленко отличный мастер рассказов, очерка, повести. Пользуясь обширным жизненным материалом, развёртывая даже в небольшом произведении сложное действие он всегда остаётся в естественно складывающиеся композиции. Стремясь к более точному воспроизведению жизни, Короленко охотно вводил в свои рассказы и повести элементы публицистики. На эту особенность нередко указывают подзаголовки из его рассказов: "Эскизы из дорожного альбома", "Из записок репортёра", "Из записной книжки путешественника" и т. д. Короленко выдающийся художник слова, его искусство высоко ценили Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, М. Горький. Короленко оказал значительное влияние на писателей вышедших из народной среды. "В ранние годы на меня сильно повлиял Короленко", - писал А.С. Сирофимович. Реалистический метод Короленко сыграл положительную роль в развитии украинской, белорусской, литовской, латышской, якутской прозы. Произведения Короленко переведены на многие языки народов Советского Союза. В связи с 25-летием со дня его смерти исполнившимся в 1946 году, Совет Министров СССР постановил увековечить память выдающегося русского писателя целым рядом мероприятий. Творчество Короленко, замечательное разносторонним богатством содержания, благородством замыслов, совершенством художественной формы, занимает видное место в истории русской классической литературы.

Короленко Владимир Галактионович

(1853-1922) - прозаик, публицист.
Родился Короленко в семье уездного судьи, начал учиться в польском пансионе, затем в Житомирской гимназии, а заканчивал Ровенскую реальную гимназию.
В 1871 году окончил ее с серебряной медалью и поступил в Петербургский технологический институт. Но нужда вынудила Короленко оставить учение и перейти на положение "интеллигентного пролетария". В 1874 году он переезжает в
Москву и поступает в Петровскую земледельческую и лесную (ныне Тимирязевскую) академию. В 1876 году был исключен из гимназии на год и выслан в ссылку, которую затем заменили поднадзорным "жительством" в Кронштадте. В восстановлении в Петровской академии Короленко было отказано, и в 1877 году в третий раз он становится студентом - Петербургского горного института.
В 1879 году по доносу агента царской жандармерии Короленко был арестован. На протяжении последующих шести лет он был в тюрьмах, на этапах, в ссылках. В этом же году в петербургском журнале появился рассказ Короленко "Эпизоды из жизни искателя". Находясь в Вышневолоцкой политической тюрьме, он пишет рассказ "Чудная" (рукопись распространилась в списках, без ведома автора рассказ был напечатан в 1893 году в Лондоне, в России - лишь в 1905 году под заглавием "Командировка").
С 1885 года Короленко было разрешено поселиться в Нижнем Новгороде. Следующие одиннадцать лет были периодом расцвета его творчества, активной общественной деятельности. С 1885 года в столичных журналах регулярно публикуются рассказы и очерки, созданные или напечатанные в ссылке: "Сон Макара", "В дурном обществе", "Лес шумит", "Соколинец" и др. Собранные воедино в 1886 году, они составили книгу "Очерки и рассказы". В том же году Короленко работал над повестью "Слепой музыкант", выдержавшей при жизни автора пятнадцать изданий.
Рассказы составили две группы, связанные с источниками тем и образов: украинские и сибирские. Еще один источник впечатлений, отразившийся в ряде произведений Короленко, - Волга и Приволжский край. Волга для него - "колыбель русского романтизма", ее берега еще помнят походы Разина и Пугачева, раздумьями о судьбе русского народа наполнены "волжские" рассказы и путевые очерки: "За иконой", "На затмении" (оба - 1887), "В облачный день" (1890), "Река играет" (1891), "Художник Алымов" (1896) и др. В 1889 году выходит вторая книга "Очерков и рассказов".
В 1883 году Короленко уезжает в путешествие по Америке, результатом которого явился рассказ, а по сути целый роман о жизни украинца-эмигранта в Америке "Без языка" (1895).
Короленко считал себя писателем-беллетристом "только наполовину", другой половиной его работы была публицистика, тесно связанная с его многогранной общественной деятельностью. К середине 80-х годов Короленко публикует десятки корреспонденции и статей. Из его публикаций в газете "Русские ведомости" составилась книга.
"В голодный год" (1893), в ней потрясающая картина народного бедствия связывается с нищетой и крепостной зависимостью, в которой продолжала оставаться русская деревня.
По состоянию здоровья Короленко переселяется в Полтаву (после того, как Российская Академия наук в 1900 году избирает его почетным членом). Здесь он завершает цикл сибирских рассказов ("Государевы ямщики", "Мороз", "Феодалы", "Последний луч"), пишет рассказ "Не страшное".
В 1903 году выходит третья книга "Очерков и рассказов". С 1905 года началась продолжавшаяся до смерти Короленко работа над многотомной "Историей моего современника".
После поражения первой русской революции 1905 года он выступает против "дикой оргии" смертных казней и карательных экспедиций (очерки "Бытовое явление" (1910), "Черты военного правосудия" (1910), "В успокоенной деревне" (1911), против шовинистической травли и клеветы ("Дело Бейлиса" (1913).
Выехав накануне первой мировой войны для лечения за границу, Короленко смог вернуться в Россию лишь в 1915 году. После Февральской революции он выпускает брошюру "Падение царской власти".
Борясь с прогрессирующей болезнью сердца, Короленко продолжает работу над "Историей моего современника", очерками "Земли! Земли!", организует сбор продовольствия для детей Москвы и Петрограда, основывает колонии для сирот и беспризорных, избирается почетным председателем Лиги спасения детей, Всероссийского комитета помощи голодающим. Смерть писателя наступила от рецидива воспаления мозга.
Одна из главных тем художественного творчества Короленко - путь к "настоящему народу". Раздумья о народе, поиски ответа на загадку русского народа, так много определившие в человеческой и писательской судьбе Короленко, тесно связаны с вопросом, который проходит через многие его произведения. "Для чего, в сущности, создан человек?" - так поставлен вопрос в рассказе "Парадокс". "Человек рожден для счастья, как птица для полета", - отвечает в этом рассказе существо, исковерканное судьбой.
Как бы ни была враждебна жизнь, "все-таки впереди - огни!" - писал Короленко в стихотворении в прозе "Огоньки" (1900). Но оптимизм Короленко не бездумный, не закрывающий глаза на реальность. "Человек создан для счастья, только счастье не всегда создано для него". Так Короленко утверждает свое понимание счастья.
Короленко - реалист, которого всегда привлекал романтизм в жизни, размышляющий о судьбах романтического, высокого в суровой, совсем не романтической действительности. У него много героев, чей духовный накал, самосжигающая беззаветность приподнимают их над тупой, сонной действительностью, служат напоминанием о "высшей красоте человеческого духа".
"... Открыть значение личности на почве знания массы", - так формулировал задачу литературы Короленко еще в 1887 году. Это требование, осуществленное в творчестве самого Короленко, связывает его с литературой последующей эпохи, отразившей пробуждение и деятельность масс.


Короленко Владимир Галактионович
Родился: 15 (27) июля 1853 года.
Умер: 25 декабря 1921 года.

Биография

Владимир Галактионович Короленко (15 (27) июля 1853, Житомир - 25 декабря 1921, Полтава) - русский писатель украинско-польского происхождения, журналист, публицист, общественный деятель, заслуживший признание своей правозащитной деятельностью как в годы царской власти, так и в период Гражданской войны и Советской власти. За свои критические взгляды Короленко подвергался репрессиям со стороны царского правительства. Значительная часть литературных произведений писателя навеяна впечатлениями о детстве, проведенном на Украине, и ссылкой в Сибирь.

Почётный академик Императорской Академии наук по разряду изящной словесности (1900-1902, с 1918).

Детство и юность

Короленко родился в Житомире в семье уездного судьи. Согласно семейному преданию, дед писателя Афанасий Яковлевич происходил из казацкого рода, восходившего к миргородскому казачьему полковнику Ивану Королю:5-6; сестра деда Екатерина Короленко - бабушка академика Вернадского. Отец писателя, суровый и замкнутый и вместе с тем неподкупный и справедливый, Галактион Афанасьевич Короленко (1810-1868), имевший на 1858 г. чин коллежского асессора и служивший житомирским уездным судьёй, оказал огромное влияние на формирование мировоззрения сына. Впоследствии образ отца был запечатлён писателем в его знаменитом рассказе «В дурном обществе». Мать писателя, Эвелина Иосифовна, была полькой, и польский язык был в детстве для Владимира родным.

У Короленко был старший брат Юлиан, младший - Илларион и две младшие сестры - Мария и Эвелина. Третья сестра, Александра Галактионовна Короленко, умерла 7 мая 1867 года в возрасте 1 год и 10 месяцев. Похоронена в г. Ровно.

Владимир Короленко начал учёбу в польском пансионе Рыхлинского, затем учился в Житомирской гимназии, а после того как отец был переведён по службе в Ровно, продолжил среднее образование в Ровенском реальном училище, окончив его уже после смерти отца. В 1871 году поступил в Петербургский технологический институт, но из-за материальных трудностей вынужден был его покинуть и перейти в 1874 году на стипендию в Петровскую земледельческую академию в Москве.

Революционная деятельность и ссылка

С ранних лет Короленко примкнул к революционному народническому движению. В 1876 году за участие в народнических студенческих кружках он был исключён из академии и выслан в Кронштадт под надзор полиции. В Кронштадте молодой человек зарабатывал на жизнь чертёжной работой:47-48.

По окончании срока ссылки Короленко возвратился в Петербург и в 1877 поступил в Горный институт. К этому периоду относится начало литературной деятельности Короленко. В июле 1879 года в петербургском журнале «Слово» была напечатана первая новелла писателя «Эпизоды из жизни „искателя“». Этот рассказ Короленко первоначально предназначал для журнала «Отечественные записки», однако первая проба пера оказалась неудачной - редактор журнала М. Е. Салтыков-Щедрин вернул молодому автору рукопись со словами: «Оно бы и ничего… да зелено… зелено очень». Но ещё весной 1879 года по подозрению в революционной деятельности Короленко вновь был исключён из института и выслан в Глазов Вятской губернии.

3 июня 1879 года вместе с братом Илларионом писатель в сопровождении жандармов был доставлен в этот уездный город. Писатель оставался в Глазове до октября, пока в результате двух жалоб Короленко на действия вятской администрации его наказание не было ужесточено. 25 октября 1879 года Короленко был отправлен в Бисеровскую волость с назначением жительства в Березовских починках, где он пробыл до конца января 1880 года. Оттуда за самовольную отлучку в село Афанасьевское писатель был выслан сначала в вятскую тюрьму, а затем в Вышневолоцкую пересыльную тюрьму.

Из Вышнего Волочка отправлен в Сибирь, но возвращен с дороги. 9 августа 1880 года вместе с очередной партией ссыльных он прибыл в Томск для дальнейшего следования на восток. Находился на ныне ул. Пушкина, 48.

«В Томске нас поместили в пересыльную тюрьму, большой каменный одноэтажный корпус, - вспоминал впоследствии Короленко. - Но на следующий день в тюрьму явился губернаторский чиновник с сообщением, что верховная комиссия Лорис-Меликова, рассмотрев наши дела, постановила освободить несколько человек, а шестерым объявить, что они возвращаются в пределы Европейской России под надзор полиции. В их числе оказался и я…» С сентября 1880 года по август 1881 года жил в Перми в качестве политического ссыльного, служил табельщиком и письмоводителем на железной дороге. Давал частные уроки пермским учащимся, в том числе дочери местного фотографа Марии Морицовне Гейнрих, ставшей впоследствии женой Д. Н. Мамина-Сибиряка.

В марте 1881 года Короленко отказался от индивидуальной присяги новому царю Александру ІІІ и 11 августа 1881 года был выслан из Перми в Сибирь. Вторично прибыл в Томск в сопровождении двух жандармов 4 сентября 1881 года и был доставлен в так называемый тюремный замок, или, как его именовали арестанты, «Содержащую» тюрьму (ныне перестроенный 9 корпус ТПУ на улице Аркадия Иванова, 4).

Срок ссылки в Сибири отбывал в Якутии в Амгинской слободе. Суровые условия жизни не сломили воли писателя. Тяжёлые шесть лет ссылки стали временем формирования зрелого писателя, дали богатый материал для его будущих сочинений.

Литературная карьера

В 1885 году Короленко разрешили поселиться в Нижнем Новгороде. Нижегородское десятилетие (1885-1895) - период наиболее плодотворной работы Короленко-писателя, всплеска его таланта, после которого о нём заговорила читающая публика всей Российской империи.

В январе 1886 года в Нижнем Новгороде Владимир Галактионович женился на Евдокии Семёновне Ивановской, которую давно знал; с ней он проживёт всю оставшуюся жизнь.

В 1886 году вышла его первая книга «Очерки и рассказы», в которую вошли сибирские новеллы писателя. В эти же годы Короленко публикует свои «Павловские очерки», явившиеся результатом неоднократных посещений села Павлова в Горбатовском уезде Нижегородской губернии. В произведении описывается тяжёлое положение кустарей-металлистов села, задавленных нищетой.

Настоящим триумфом Короленко стал выход его лучших произведений - «Сон Макара» (1885), «В дурном обществе» (1885) и «Слепой музыкант» (1886). В них Короленко с глубоким знанием человеческой психологии по-философски подходит к разрешению проблемы взаимоотношения человека и общества. Материалом для писателя послужили воспоминания о детстве, проведённом на Украине, обогащённые наблюдениями, философскими и социальными выводами зрелого мастера, прошедшего тяжёлые годы ссылок и репрессий. По мнению писателя, полноту и гармонию жизни, счастье можно почувствовать, только преодолев собственный эгоизм, став на путь служения народу.

В 1890-е годы Короленко много путешествует. Он посещает различные края Российской империи (Крым, Кавказ). В 1893 году писатель присутствует на Всемирной выставке в Чикаго (США). Результатом этой поездки стал рассказ «Без языка» (1895). Короленко получает признание не только в России, но и за рубежом. Его произведения выходят на иностранных языках.

В 1895-1900 годах Короленко живёт в Петербурге. Он редактирует журнал «Русское богатство». В этот период публикуются новеллы «Марусина заимка» (1899), «Мгновение» (1900).

В 1900 году писатель поселился в Полтаве, где и прожил до своей смерти.

В 1905 году построил дачу на хуторе Хатки, и до 1919 года проводил здесь с семьёй каждое лето.

В последние годы жизни (1906-1921) Короленко работал над большим автобиографическим произведением «История моего современника», которое должно было обобщить всё, что он пережил, систематизировать философские взгляды писателя. Произведение осталось незавершённым. Писатель умер, работая над его четвёртым томом, от воспаления легких.

Похоронен в Полтаве на Старом кладбище. В связи с закрытием этого некрополя 29 августа 1936 года могила В. Г. Короленко была перенесена на территорию Полтавского городского сада (теперь это Парк «Победа»). Надгробный памятник выполнен советским скульптором Надеждой Крандиевской.

Публицистика и общественная деятельность

Популярность Короленко была огромна, и царское правительство было вынуждено считаться с его публицистическими выступлениями. Писатель привлекал внимание общественности к самым острым, злободневным вопросам современности. Он разоблачал голод 1891-1892 годов (цикл эссе «В голодный год»), привлёк внимание к «Мултанскому делу», обличал царских карателей, жестоко расправлявшихся с украинскими крестьянами, борющимися за свои права («Сорочинская трагедия», 1906), реакционную политику царского правительства после подавления революции 1905 года («Бытовое явление», 1910).

В своей литературной общественной деятельности обращал внимание на угнетённое положение евреев в России, был их последовательным и активным защитником. В 1911-1913 годах Короленко выступал против реакционеров и шовинистов, раздувавших сфальсифицированное «дело Бейлиса», он опубликовал более десяти статей, в которых разоблачал ложь и фальсификации черносотенцев.

В 1900 году Короленко наряду с Львом Толстым, Антоном Чеховым, Владимиром Соловьёвым и Петром Боборыкиным был избран почётным академиком Петербургской академии наук по разряду изящной словесности, но в 1902 году сложил с себя звание академика в знак протеста против исключения из рядов академиков Максима Горького. После свержения монархии Российская академия наук в 1918 году избрала Короленко почётным академиком повторно.

Отношение к революции и гражданской войне

В 1917 году А. В. Луначарский говорил, что на должность первого президента Российской Республики подходит Короленко. После Октябрьской революции Короленко открыто осудил методы, которыми большевики осуществляли строительство социализма. Позиция Короленко - гуманиста, осуждавшего зверства гражданской войны, ставшего на защиту личности от большевистского произвола, отражена в его «Письмах к Луначарскому» (1920) и «Письмах из Полтавы» (1921).

Короленко и Ленин

В. И. Ленин впервые упомянул о Короленко в своей работе «Развитие капитализма в России» (1899). Ленин писал: «сохранение массы мелких заведений и мелких хозяйчиков, сохранение связи с землей и чрезвычайно широкое развитие работы на дому, - все это ведет к тому, что весьма многие „кустари“ в мануфактуре тяготеют еще к крестьянству, к превращению в мелкого хозяйчика, к прошлому, а не к будущему, обольщают еще себя всяческими иллюзиями о возможности (посредством крайнего напряжения работы, посредством бережливости и изворотливости) превратиться в самостоятельного хозяина»; «для единичных героев самодеятельности (вроде Дужкина в „Павловских очерках“ Короленко) такое превращение в мануфактурный период еще возможно, но, конечно, не для массы неимущих детальных рабочих». Ленин, таким образом, признавал жизненную правдивость одного из художественных образов Короленко.

Вторично Ленин упомянул о Короленко в 1907 году. С 1906 года в печати стали появляться статьи и заметки Короленко об истязаниях украинских крестьян в Сорочинцах действительным статским советником Филоновым. Вскоре после публикации в газете «Полтавщина» открытого письма Короленко с разоблачениями Филонова, Филонов был убит. Началась травля Короленко за «подстрекательство к убийству». 12 марта 1907 года в Государственной думе монархист В. Шульгин назвал Короленко «писателем-убийцей». В апреле того же года в Думе должен был выступать представитель социал-демократов Алексинский. Для этого выступления Ленин написал «Проект речи по аграрному вопросу во второй Государственной думе». Упомянув в нём сборник статистических материалов департамента земледелия, обработанных неким С. А. Короленко, Ленин предостерёг от смешения этого лица со знаменитым однофамильцем, имя которого недавно было упомянуто на заседании Думы. Ленин отметил: «Обработал эти сведения г. С. А. Короленко - не смешивать с В. Г. Короленко; не прогрессивный писатель, а реакционный чиновник, вот кто этот г. С. А. Короленко».

Есть мнение, что сам псевдоним «Ленин» был выбран под впечатлением от сибирских рассказов В. Г. Короленко. Об этом пишет исследователь П. И. Негретов со ссылкой на воспоминания Д. И. Ульянова:271.

В 1919 году Ленин в письме к Максиму Горькому подверг резкой критике публицистическую работу Короленко о войне:271. Ленин писал:

«Интеллектуальные силы» народа смешивать с «силами» буржуазных интеллигентов неправильно. За образец возьму Короленко: я недавно прочел его, писанную в августе 1917 г., брошюру «Война, отечество и человечество». Короленко ведь лучший из «околокадетских», почти меньшевик. А какая гнусная, подлая, мерзкая защита империалистской войны, прикрытая слащавыми фразами! Жалкий мещанин, пленённый буржуазными предрассудками! Для таких господ 10 000 000 убитых на империалистской войне - дело, заслуживающее поддержки (д е л а м и, при слащавых фразах «против» войны), а гибель сотен тысяч в справедливой гражданской войне против помещиков и капиталистов вызывает ахи, охи, вздохи, истерики. Нет. Таким «талантам» не грех посидеть недельки в тюрьме, если это надо сделать для предупреждения заговоров (вроде Красной горки) и гибели десятков тысяч… В 1920 году Короленко написал шесть писем Луначарскому, в которых критиковал внесудебные полномочия ЧК по вынесению смертных приговоров, а также призывал отказаться от идеалистической политики военного коммунизма, которая разрушает народное хозяйство, и восстановить естественные экономические отношения. По имеющимся данным, инициатива контакта Луначарского с Короленко исходила от Ленина. Согласно воспоминаниям В. Д. Бонч-Бруевича, Ленин надеялся, что Луначарский сумеет изменить негативное отношение Короленко к советскому строю. Встретившись в Полтаве с Короленко, Луначарский предложил, чтобы тот писал ему письма с изложением своих взглядов на происходящее; при этом Луначарский неосторожно пообещал опубликовать эти письма вместе со своими ответами. Однако на письма Луначарский не ответил. Короленко передал копии писем за границу, и в 1922 году они были опубликованы в Париже. Это издание вскоре появилось у Ленина. О том, что Ленин читает письма Короленко к Луначарскому, 24 сентября 1922 года сообщалось в «Правде»:272-274.

Семья

Был женат на Евдокии Семёновне Ивановской - революционерке-народнице.
Двое детей: Наталья и Софья. (Ещё двое умерли во младенчестве.)
Сёстры жены П. С. Ивановская, А. С. Ивановская и брат жены В. С. Ивановский - были революционерами-народниками.

Оценки

Современники высоко ценили Короленко не только как писателя, но и как человека и как общественного деятеля. Обычно сдержанный И. Бунин сказал о нём: «Радуешься тому, что он живёт и здравствует среди нас, как какой-то титан, которого не могут коснуться все те отрицательные явления, которыми так богата наша нынешняя литература и жизнь. Когда жил Л. Н. Толстой, мне лично не страшно было за всё то, что творилось в русской литературе. Теперь я тоже никого и ничего не боюсь: ведь жив прекрасный, непорочный Владимир Галактионович Короленко». А. Луначарский после Февральской революции высказал мнение, что именно Короленко следовало бы стать президентом российской республики. У М. Горького Короленко вызывал чувство «непоколебимого доверия». Горький писал: «Я был дружен со многими литераторами, но ни один из них не мог мне внушить того чувства уважения, которое внушил В[ладимир] Г[алактионович] с первой моей встречи с ним. Он был моим учителем недолго, но он был им, и это моя гордость по сей день». А. Чехов отзывался о Короленко так: «Я готов поклясться, что Короленко очень хороший человек. Идти не только рядом, но даже за этим парнем - весело».

Биография Короленко

Короленко Владимир Галактионович (1853-1921) — русский писатель, публицист, общественный деятель.

Родился в г. Житомире в семье уездного судьи. Учился в Житомирской и Ровенской гимназиях. В 1871 г. поступил в Петербургский технологический институт, в 1874 перешел в Петровскую земледельческую и лесную академию в Москве. В 70-х гг сблизился с деятелями революционного народничества. В 1876 г. за подачу коллективного студенческого протеста исключен из Академии и выслан под надзор полиции в Кронштадт.

В 1877 поступил в Горный институт в Петербурге. В 1879 и 1880 гг. был несколько раз арестован. В 1881 г. за отказ присягнуть царю Александру III выслан в Якутию. В 1885 г. поселился в Нижнем Новгороде, где развернул активную литературную и общественную деятельность. В 1886 г. женился на Е.С. Ивановской. В 1893 г. совершил путешествие в Америку.

С 1896 г. — один из руководителей, а в 1904-1918 (с перерывами) ответственный редактор журнала «Русское богатство». С 1896 г. жил в Петербурге. В 1900 г. избран почетным академиком Петербургской АН (в 1902 г. вместе с А. П. Чеховым отказался от звания в знак протеста против незаконной отмены выборов М. Горького в Академию; в 1918 г. восстановлен в Академии).

В сентябре 1900 г. переехал с семьей в Полтаву. «Переезд в Полтаву, — вспоминала дочь Короленко Софья Владимировна, — был счастливым событием в жизни нашей семьи. В. Г. Короленко, который вырос на Украине, любил ее климат и природу … Мы часто ходили в городской сад и любовались красотой Полтавы. После Петербурга с его дождями и туманами Полтава казалась нам новым замечательным миром «.

Сначала писатель жил в доме Старицкого на ул. Александровской (ныне Октябрьская), с 1903 г. — в доме доктора Будаговська на ул. Мало-Садовой (ныне Короленко). Сейчас в доме Литературно-мемориальный музей В.Г. Короленко.

Дом писателя стал центром культурной жизни Полтавы, сюда шли письма Л.Н. Толстого, А. П. Чехова, М. М. Коцюбинского (побывал в Короленко в 1903 г.), М. Горького, приезжали А. В. Луначарский (1920), В. П. Катаев.

Короленко быстро включился в литературно-общественную жизнь Полтавщины. Наладил дружеские отношения с деятелями украинской культуры — Панасом Мирным, М. Коцюбинского, И. Тобилевичем, X. Алчевской, Г. Хоткевичем и др.. В 1901 послал в журнал «Русское богатство» новые биографические сведения о Т. Г. Шевченко, в 1902 г. участвовал в подготовке российско-украинского альманаха, посвященного 50-летию со дня смерти Н. В. Гоголя. В 1905 выступал на митингах в Полтаве, направленных на предотвращение еврейских погромов в городе. Осудил в прессе расправу над крестьянами во время Сорочинской трагедии 1905 г. (поместил в газете «Полтавщина» за 12 января 1906 открытое письмо, в котором обличил беззакония и массовые жестокости старшего советника А. Филонова, руководил подавлением крестьянского выступления). В 1911 г. выступил на открытии памятника Н. В. Гоголю в Сорочинцах.

Годы жизни в Полтаве были заполнены интенсивной творческой работой. Здесь он завершил очерки «У казаков», писал второй цикл сибирских рассказов («Мороз», «Феодалы» и др.), Рассказы «МиГ» и «Не страшно». В Полтаве В. Короленко продолжал свою работу редактора журнала «Русское богатство», публициста и газетного корреспондента столичных и провинциальных газет. В 1905 г. писатель начал работу над «Историей моего современника». В 1910 г. Короленко напряженно работал над циклом статей «Бытовое явление», направленных против военно-полевых судов и массовых смертных приговоров.

С 1905 г. почти каждое лето отдыхал на х. Домики. В 1912 г. побывал в Финляндии, в 1914 г. лечился за рубежом, во Франции. Вернулся домой в 1915 г.

Короленко принадлежит большая роль в защите евреев Полтавы от погромов в период 1905-1907 гг Он принимал активное участие в защите Бейлиса. В годы гражданской войны на Украине и террора военного коммунизма Короленко выступал против погромов, вступался как за евреев, так и людей других национальностей, репрессированных советскими властями.

) очень типично для того, что в 1880-е и 1890-е годы считалось «художественным». Оно полно эмоциональной поэтичности и «тургеневских» картин природы. Лирический элемент сегодня представляется несколько устарелым и неинтересным, и мы в большинстве, вероятно, предпочтём его последнюю книгу, в которой он почти полностью освободился от «поэтичности». Но именно эта поэтичность пришлась по вкусу русской читающей публике его эпохи, которая оживила культ Тургенева . Хотя всем было известно, что Короленко радикал и революционер, все партии приняли его с равным восторгом. Независимый от партийной принадлежности прием, оказываемый писателям в 80-е гг., был знаком времени. Гаршин и Короленко были признаны классиками (меньшими, но классиками!) раньше, чем получил хотя бы отдаленное признание Лесков (который гораздо крупнее их, но родился в менее удачное время).

Портрет Владимира Галактионовича Короленко. Художник И. Репин, 1912

Поэтичность Короленко хоть и поблекла с годами, но первые его вещи все еще сохраняют часть своего очарования. Ибо даже эта его поэтичность поднимается над уровнем «миловидности» в описаниях величественной северной природы. Северо-восток Сибири с его обширными необжитыми пространствами, короткими полярными днями и ослепительными снежными пустынями живет в его ранних рассказах во всей своей впечатляющей огромности. Он мастерски пишет атмосферу. Все, кто читал, помнят романтический остров с разрушенным замком и высокие, шумящие на ветру тополя в рассказе В дурном обществе (см. полный текст этого рассказа на нашем сайте).

Но неповторимость Короленко – в соединении поэтичности с тонким юмором и неумирающей верой в человеческую душу. Сочувствие к людям и вера в человеческую доброту характерна для русского народника; мир Короленко – это мир, основанный на оптимизме, ибо человек по природе добр, и только дурные условия жизни, созданные деспотизмом и грубым эгоистическим капитализмом, сделали его таким, какой он есть, – бедным, беспомощным, нелепым, жалким и вызывающим раздражение созданием. В первом рассказе Короленко – Сон Макара – есть истинная поэзия, не только в том, как написан якутский ландшафт, но, главное, в глубочайшем и неистребимом авторском сочувствии к темному непросвещенному дикарю, наивно-эгоистичному и все-таки несущему в себе луч божественного света.

Владимир Галактионович Короленко. Видеофильм

Особенно прелестен короленковский юмор. В нем совершенно нет сатирических ухищрений. Он непринужденный, естественный, и есть в нем та легкость, которая у русских авторов встречается редко. У Короленко юмор нередко перевит с поэзией, как в прелестном рассказе Ночью , где дети ночью, в спальне, обсуждают захватывающий вопрос – откуда берутся дети. Йом Кипур , со своим забавным древнееврейским дьяволом, представляет собой ту смесь юмора и фантазии, которая так прелестна в ранних рассказах Гоголя , но краски Короленко мягче, спокойнее, и, хотя в нем нет и грамма творческого богатства его великого земляка, он превосходит его теплотой и человечностью. Самый чисто юмористический из его рассказов – Без языка (1895) – повествует о трех украинцах-крестьянах, эмигрировавших в Америку, не зная ни слова ни на одном языке, кроме своего собственного. Русская критика называла этот рассказ диккенсовским, и это справедливо в том смысле, что у Короленко, как и у Диккенса , нелепость, абсурдность персонажей не мешает читателю их любить.

Последняя вещь Короленко – его автобиография, рассказ о собственной жизни, необыкновенно точный и правдивый, но который он, из какой-то сверхщепетильности, назвал историей не своей, но своего современника. Она менее поэтична, чем его первые вещи, она никак не приукрашена, но там очень сильны два главных качества короленковской прозы – юмор и человечность. Мы встречаем там прелестные картины жизни полупольской Волыни; видим его отца, щепетильно-честного, но своенравного. Он вспоминает свои первые впечатления – деревня, школа, великие события, свидетелем которых он стал, – освобождение крестьян и польское восстание . Он показывает нам необыкновенно живые фигуры чудаков и оригиналов – пожалуй, их портреты удались ему лучше всех прочих. Это, конечно, не сенсационная книга, но это восхитительно спокойная история, рассказанная старым человеком (ему было всего пятьдесят пять лет, когда он ее начал, но что-то от «дедушки» в образе Короленко всегда присутствовало), у которого много времени, и он с удовольствием рассказывает, оживляя память о случившемся пятьдесят лет назад.