Конспект по литературе даниэль дефо. Библиотечный урок "Путешествие по следам литературного героя

Наша жизнь богата на неожиданности и часто испытывает людей на прочность - мы ежедневно узнаём об этом из “Новостей”. И хотя Робинзон жил почти триста лет назад, он может научить нас многому. Он может помочь нам оставаться людьми - чтобы с нами ни произошло.

Просмотр содержимого документа
«Урок-игра по книге Д. Дефо "Робинзон Крузо"»

Роман Даниеля Дефо «Робинзон Крузо» -
книга о безграничных возможностях человека

Материал будет полезен учителям, работающим в 6 классе.
Урок-приключение и путешествие, в процессе которого учащиеся 6 класса
демонстрируют умения находить выход в экстренных ситуациях. Задания
довольно разные: ученики состязаются в умении ловить рыбу, мастерить предметы из пластилина, расшифровывают «размытые письма» и др. Самым интересным моментом является встреча с Робинзоном, который с удовольствием отвечает на вопросы ребят.
Цель:
- показать учащимся глубоко воспитательное значение книги;
- убедить в том, что история жизни Робинзона Крузо на необитаемом острове – это гимн созидательному труду человека;
- научиться находить выход в экстремальных ситуациях.
Задачи:
- развитие в учениках творческих способностей, социальной компетентности;
- обучение вдумчивому восприятию текста, быстрому реагированию на создавшуюся ситуацию;
- воспитание значимой личности.
Оборудование: портрет Д. Дефо, иллюстрации к произведению; нарисованный корабль на листе ватмана; ткань для имитации моря; стол + кресло; игрушки (кошка и собака); листы оценивания; микрофоны для интервью; диск с кинофильмом; диск с музыкой; бутылки + миска с водой; памятки написания сенкана; календари для награждения в конце урока всех участников; конверты с заданиями; зонт, пластилин, воздушные шары, иголки; предметы для ролевой игры.
Тип урока: интегрированный урок – приключение и путешествие.
Эпиграф: «Ты знаешь, что ты – человек…»
В Симоненко

План урока:

1.Оргмомент.
2.Проверка домашнего задания.

4.Конкурс «Рыболовы».

6.Конкурс «Размытое письмо».
7.Физкультминутка.
9.Ролевая игра «Экстремальная ситуация».
10.Подведение итогов урока.
11.Домашнее задание.
12.Заключительное слово.

Ход урока

1.вучит музыка в исполнении А. Пугачёвой «Робинзон».
Дети заходят в класс под музыку, танцуют и присаживаются на свои места.
Учитель: Здравствуйте, мои дорогие робинзончики. Я рада приветствовать вас на сегодняшнем уроке, а также рада видеть всех гостей. Недаром наш урок начался именно под эту музыку. Мы завершаем работу над замечательнейшим произведением Д. Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо».
2.Проверка домашнего задания. Сочинение – миниатюра. «Каким я представляю себе Р. Крузо?»
3.Постановка целей и задач урока.
У нас сегодня необычный урок. Это будет урок – приключение и в некотором смысле путешествие… И я предлагаю вам, ребята, побыть в роли Робинзона.
Откройте тетради и запишите тему урока и эпиграф.
Объявление целей урока (записаны на доске).
У нас 4 команды смелых и знающих робинзонов, решившихся на столь отчаянное приключение. Ваши группы будут маленькими корабликами, путешествующими по бескрайнему морю. Ведут корабли увлечённые и эрудированные капитаны. …именно они в конце урока оценят работу членов экипажа. Я буду оценивать в целом работу команд.
А теперь, юные искатели приключений, - в путь! Он будет непрост, но я надеюсь, что вы знаете, что в опасных странствиях дороже золота ценятся знания, умения и дружба.
4.Конкурс «Рыболовы».
На прошлом уроке мы с вами выясняли, какими ремёслами овладел Робинзон на острове. Напомните мне их…
1.Охотник;
2.Строитель;
3.Зверолов;
4.Пастух;
5.Земледелец;
6.Пекарь;
7.Гончар;
8.Портной;
9.Рыболов.
Сейчас мы выясним, какая команда лучше умеет рыбачить. Ваша задача – ответить на мои вопросы, связанные с произведением. За каждый верно отгаданный вопрос вы получите рыбку. Приготовились…
Вопросы:
1.Сколько лет прожил Р. Крузо на острове? (28 лет, 2 месяца, 19 дней)
2.Что выполняло роль календаря у Крузо? (деревянный столб)
3.«Ненужный хлам…, зачем ты мне теперь». О каком хламе идёт речь? (мешок с деньгами)
4.Как звали друга Робинзона? (Пятница)
5.Что испугало Робинзона на острове? (следы)
6.Какая находка на корабле оказалась для него дороже «корабля с золотом»? (ящик плотника)
Умнички, вы замечательно справились с этим заданием. Капитаны подсчитывают улов и выставляют оценки за этот вид работы, а наши приключения на этом не заканчиваются.
5.Конкурс «Мастер на все руки».
Теперь вы продемонстрируете своё творческое мастерство. Представьте, что вы оказались на необитаемом острове. И вам, как и Робинзону, нужно продемонстрировать свои способности делать что-то своими руками. Ваша задача – слепить из пластилина своими руками тот предмет, который будет написан на листочке, находящемся в воздушном шарике. Но это должно быть сделано не только быстро, но и красиво, и аккуратно. (музыка)
Ложка, чашка, корзинка, стол.
6.Конкурс «Размытое письмо».
Ребята, за бортом что-то искрится и бьётся об него. Давайте же взглянем, что там… Да это бутылки, возможно, в них какое-то послание, которое поможет человеку выбраться из беды… Срочно вскройте их и прочитайте… Это будет нелегко сделать, так как письма размыло морской водой… Но настоящие герои справятся с любой задачей… Раздаю бутылки, вскрываем, читаем… (музыка)
“Потерпел… Нахожусь… острове… Помогите… Крузо…”
7.Физкультминутка. Кадры из кинофильма «Р. Крузо». Шторм.
(Фонограмма – шум моря).
Учитель:
Начинается шторм. Встали все.
Было тихо, тихо (разводят руки в стороны)
Вдруг подул ветер (руки вверх, имитируют ветер)
Волны поднялись высоко – высоко (на носочки, руки вверх)
Загремел гром (топают)
Засверкала молния (хлопают в ладоши)
И пошел дождь (пальчиками перебирая, стучат по столу)
Стало тихо, тихо (разводят руки в стороны)
8.Пресс - конференция с Робинзоном Крузо.
Учитель: Я вижу впереди остров. На острове человек. Он кричит, подает нам сигналы. Капитан, давайте команду!
Капитан: Причалить к острову! Взять человека на борт!
Учитель: Конечно же, это Робинзон Крузо! (музыка БИ-2 «Последний герой»)
Выходит Робинзон Крузо.
Учитель: Дорогой Робинзон! Мы очень рады видеть тебя в целости и сохранности. Наши ученики прочитали твоё послание о бедствии, и вот ты с нами. Мы, конечно, понимаем, насколько ты устал, но ребятам не терпится задать тебе несколько вопросов. Ты готов принять участие в пресс – конференции? (Дети задают вопросы Крузо.) Спасибо огромное за твои содержательные ответы. До свидания, Робинзон!
9.Ролевая игра «Экстремальная ситуация». Музыка. Пока вы будете выполнять этот вид работы, наши кораблики отправятся в обратный путь.
Представьте, что вы оказались на тонущем корабле. Рядом – необитаемый остров. Спасаясь, вы можете взять с собой только 5 предметов.
Ваша задача - выбрать из предложенного списка самое необходимое. Свой выбор обоснуйте.
Ножницы, нитки, тетрадь, мобильный телефон, гречка, спички, фасоль, шапка, часы, тарелка, ложка, книга, рис, ручка.
10.Подведение итогов урока.
Вот мы и вернулись домой.
Ответьте на несколько вопросов:
1.Какие качества воспитывает это произведение в человеке? (выносливость)
2.Является ли история Робинзона гимном созидательному труду человека? В чём он выражается? (труд стал основой жизни Робинзона)
3.Какое главное качество должно преобладать над человеком в экстремальной ситуации? (рассудительность, самообладание, спокойствие)
4.Как вы понимаете эпиграф? (в любой ситуации нужно оставаться человеком)
Капитаны, оцените работу каждого члена экипажа и сдайте листы.
11.Домашнее задание.
Составить сенкан к образу Пятницы (1 вариант), к слову остров (2 вариант). Памятки есть в тетради.
12 Заключительное слово.
Наша жизнь богата на неожиданности и часто испытывает людей на прочность. И хотя Робинзон жил почти триста лет назад, он может научить нас многому. Он может помочь нам оставаться людьми – что бы с нами ни произошло.
Спасибо всем огромное за работу на уроке. До новых встреч.

Конспект

метапредметного урока в 5-м классе

по роману Даниэля Дефо

«Приключения Робинзона Крузо »

Уроки выживания Робинзона Крузо.(2 часа)

Учителя: Кузякина М.Ф.

Лукьянова Ю.А.

Дата проведения: 22.05.2015.

Цели урока :

Развитие монологическую речь учащихся по теме

Формирование коммуникативных навыков

Формирование умение вести беседу на английском и русском языках о прочитанном произведении

Формирование языковой догадки на английском и русском языках.

Образовательный компонент :

Расширение общего кругозора учащихся.

Знакомство с шедевром зарубежной литературы, с бытом и традициями страны изучаемого языка.

Расширение социокультурных связей.

Развивающий компонент :

Формировать способность учащихся выражать свою точку зрения по прочитанному на английском и русском языках

Развитие творческого мышления, готовности к коммуникации, языковой догадки, ценностных ориентаций, лексических навыков.

Воспитательный компонент :

Создание условий для развития учащихся интереса к изучению литературы и иностранного языка.

Ознакомление учащихся с ремёслами и особенностями сельскохозяйственного труда

Практический компонент :

Формирование речевых навыков, умения анализировать отрывки произведения, умения вести беседу, умение представлять проекты.

Методы обучения:

Коммуникативный с использованием индивидуальной и групповой работы учащихся.

Личностно- ориентированный

Метод проектов

Эмоционально- деятельный

Аудиовизуальный

Оборудование: проектор, класс с подключением к интернетресурсам, экран, костюмы для представления проектов, макет острова.

Предварительная подготовку :

1.дети были распределены на группы, исходя из практических навыков, приобретенных Робинзоном на острове:

    Посев и выращивание с/х продуктов

    пошив одежды из «шкур» животных

    Плетение заграждения (плетня)

    Лепка посуды из глины

    Изготовление силков для ловли птиц

    Дойка козы

    Изготовление плота

Каждая группа должна изучить технологический процесс, рассказать фрагмент из книги, иллюстрирующий жизнь Робинзона, представить практическую реализацию его с видео- и фотоподтверждением (обязательное условие- участие родителей)

2.Каждая группа готовит макет острова и защищает его

3.задание всему классу: подготовиться к викторине по содержанию романаи подготовить свои вопросы для блиц-турнира

4.Индивидуальное задание: подготовить презентацию о Даниэле Дефо на английском языке и рассказ Робинзона о себе на английском языке.

Ход урока :

1 этап. Организационный момент.

Цель этапа: создание благоприятной психологической атмосферы и подготовка учащихся к продуктивной работе на уроке.

2 этап урока. Вступительное слово учителя . Учитель называет тему урока, сообщает цели урока.

Итак, сегодня мы продолжим разговор об английской литературе эпохи Просвещения, о великом английском писателе Даниеле Дефо и его бессмертной книге "Приключение Робинзона Крузо ". Жизнь Даниеля Дефо удивительна, полна необычных и увлекательных приключений, испытаний.

Рассказ о жизни и творчестве Даниеля Дефо с использование презентации "Даниель Дефо" . Комментарии учителя и учеников на английском языке.

Учитель. Дефо был, безусловно, ярким представителем своей эпохи. Он сумел организовать множество деловых предприятий, многие из которых были, увы, неудачными. Он пережил поклонение современников и старость в бедности, преследование кредиторов и славу талантливого публициста, сочетавшуюся с загадочной и даже скандальной репутацией. Он был мастером литературной мистификации, нередко позволявшим себе в печати анонимно спорить с самим собой. Наконец, он снискал себе славу бесстрашного разведчика, выполнявшего весьма деликатные и ответственные поручения. Однако подлинную славу Дефо обрел лишь на 60 году жизни, когда опубликовал роман, принесший ему мировую славу. И действительно, в романе получили отражение богатейший опыт писателя, его тяготение к документальности, страсть к приключениям, восторг при виде беспредельно расширяющихся торговых горизонтов. Именно об этом романе великий просветитель Руссо написал слова, взятые нами в качестве эпиграфа к сегодняшнему уроку. (Ученики читают эпиграф.) К обсуждению вопроса о значении романа мы ещё вернемся в конце урока, когда будем подводить его итоги.

3 этап. Формирование навыка монологической речи учащихся.

Цель этапа: Ознакомить ребят с автобиографией Д. Дефо,используя презентацию. Обсудить полученную информацию.

Итак, какова же история создания и публикации романа? Рассказ учеников на английско и русском языке с использованием материалов презентации.

Учитель. Роман написан в начале XVIII века. Этот век вошёл в историю как эпоха Просвещения. Безусловно, будучи энергичным и предприимчивым человеком, который не был безучастен к происходившим вокруг событиям, Дефо не мог не обратить внимание на основные особенности этой эпохи при создании образа главного героя.

Каковы же эти идеи? (Рассказ ученика с опорой на карточку 2 раздаточного материала).

3 этап. Формирование навыки языковой догадки и аудирования.

Цель этапа: Формировать навык аудирования, учить выражать своё отношение к герою книги, научить ребят отгадывать и загадывать загадки. Работа с текстом произведения. Беседа с учениками по предлагаемым вопросам с опорой на текст романа.

В романе "Приключения Робинзона Крузо " Робинзон сам рассказывает историю своей жизни. Мы знакомимся с героем задолго до того, как он попадает на остров.

Как вы думаете, почему Дефо делает рассказчиком Робинзона, а не сам повествует о жизни героя?

Так автор добивается большей выразительности повествования, живой, непосредственной формы, простоты и безыскусственности. Дефо подчеркивает безысходность положения героя. В романе, безусловно, видна реалистическая достоверность, искренность.

Учитель:-Прослушайте рассказ Робинзона о себе и попробуйте найти ответы на следующие вопросы (вопросы выводятся на доску):

В какой семье родился Робинзон?

Как его воспитывали родители?

Что главное должен был усвоить Робинзон в детстве?

Приучают ли его родители к труду?

Готов ли Робинзон к какой-либо деятельности?

Как он оказывается в Америке и чем там занимается?

Сколько лет он провел на острове?

Кто стал его другом?

Выступление ученика на английском языке на тему «Рассказ Робинзона о себе»

После того, как дети отгадали загадки, мальчик рассказывает рассказ из жизни Робинзона Крузо, а дети затем отвечают на вопросы об услышанном.

    Where did he live?

    How long did he spend on the desert Ireland?

    How was his friend’s name?

  1. What did he do after his adventure?

Дети представляют загадки на английском языке о разных ремёслах и предметах.

4 этап.Блиц-турнир.

1.Назовите первый дурной поступок Робинзона Крузо.

2.Сколько лет Р.К.был в плену у разбойников?

А) 1 год б) 2 года б) 1, 5 года в) 8 месяцев.

3.В какой стране оказался Робинзон после побега из плена?

4.Где ночевал Робинзон в первую ночь после кораблекрушения:

А)на дереве б)в гроте в) в лодке г) в пещере

5. Робинзон переправлял вещи с тонущего корабля

А) на плоту б) на лодке в)вплавь в) на бревне

6.Первую палатку Робинзон сделал

А) из веток деревьев б) из паруса и жердей в)из досок

7.Как Робинзон отсчитывал дни пребывания на острове:

А)делал зарубки на столбе

Б)делал записи в судовом журнале

В)вязал узелки на веревке

8. Назовите животных, которых Робинзон взял с тонущего корабля на остров

9.Какую мебель первой сделал Робинзон:

А) сундук б) стол и стул в) кровать

10 .Как Робинзон боролся с птицами, уничтожавшими посевы:

А) стрелял из ружья б)ставил пугала в) ставил кормушки с ядом г) подвесил трупы птиц на столбе

11. Как сделал Р обинзон первую лодку:

А) выдолбил из дерева б) сколотил из досок в) связал из бревен

12.Робинзон сшил одежду:

А) из шкур животных б) из листьев пальм в) из старых матросских курток

13.Перечисли членов семейства Робинзона на острове.

14.Какое ужасное открытие совершил Робинзон, путешествуя по острову?

15.Как Робинзон назвал дикаря, которого спас?

16.К чему не удалось приучить Робинзону спасенного дикаря:

А) солить пищу б) варить пищу

17.Зачем дикари приезжали на остров:

А) на отдых б) на ритуальные пляски в) есть пленников г) для поклонения идолам

18.Кем оказался Пятнице спасенный дикарь:

А) братом б) отцом в) дядей г) сыном

19. Сколько времени провел Робинзон на острове?

20.Как наказали пиратов:

Ф) расстреляли б) оставили на острове в) сдали в руки правосудия в Англии

5 этап. Формирование коммуникативных навыков. Обсуждение подготовленных проектов в группах .

Цели этапа : Научить учащихся выражать своё мнение на основе просмотренного материала, учить применять изученное на практике.

Дети в группах представляют проекты об изученных профессиях и показывают свои макеты, а затем все рассказывают, как они создавали свои проекты.

5этап. Подведение итоговурока.

Цели этапа : Подвести итоги,систематизировать знания о прочитанном.

Обобщение материала. Подведение итогов урока.

Таким образом, роман Даниеля Дефо, в котором рассказывается история жизни Робинзона Крузо на острове, несомненно, проникнут просветительскими идеями: в нем прославляются разум, трудолюбие, оптимизм. Жизнь на острове сделала человека, голова которого была "набита всякими бреднями", разумным. Он приобрел знания, жизненный опыт, многому научился. Ещё раз вернемся к карточке 2 . Действительно, роман стал подлинным манифестом эпохи Просвещения. Именно в нем европейский читатель увидел героя-труженика, свободный, всепобеждающий творческий разум которого даже на необитаемом острове находится в постоянном поиске самого себя, своего предназначения, в поиске истины. Таким образом, Робинзон Крузо в одиночестве, в общении с природой оказывается перед необходимостью постоянно воспитывать свой характер.

Вернемся к эпиграфу урока. Можем ли мы согласиться со словами Ж.Ж.Руссо?

Я надеюсь, что урок, посвященный роману Дефо, заставит каждого из вас по-новому взглянуть на историю выживания человека на необитаемом острове, историю его взаимоотношений с природой, поиска смысла собственного бытия.

Домашнее задание : сочинение о любимой профессии (по английскому языку)

Сочинение на тему «Чему научил Робинзона остров?» (по литературе)


Развернутый план-конспект урока

Класс: 6

Тема: Даниель Дефо. «Робинзон Крузо»

Цель: Формировать читательскую культуру учащихся

Задачи: обучающая: выяснить историческую основу произведения

Д.Дефо; учить ославлять человеческий труд

развивающая: развивать навыки эпического произведения

воспитательная: воспитывать интерес к мировой

литературе

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Методы: эвристический

Приемы: слово учителя, сообщения учащихся, беседа,

литературный диктант, игра

Литература: Підручник для 6 кл. загальнооосвітніх закладів з

російською мовою навчання/Л.А.Сімакова. – К.:

Вежа,2006. – 256с.

Ход урока

1. Организационный момент

Приветствие

Проверка отсутствующих

2. Сообщение темы, задач, целей урока

Сегодня мы с вами продолжим знакомство с романом Д.Дефо «Робинзон Крузо». На прошлом занятии мы ознакомились с жизненным и творческим путем Даниэля Дефо, сегодня же ближе перейдем к анализу самого произведения. Вам нужно было на сегодня подготовить и рассказать историю создания этого произведения.

3. Актуализация опорных знаний

Что же легло в основу этого романа? (Толчком для создания романа стал эпизод из корабельного дневника, опубликованного под названием «Путешествие вокруг света». Позднее один журналист напечатал статью о приключениях шотландского матроса Селкирка, который и стал прототипом Робинзона Крузо)

Работа над понятием «прототип» (на основе рассуждений детей, учитель делает вывод, что такое прототип)

Для того, чтоб лучше разобраться в истории создания романа, давайте поиграем в литературную игру

Игра «Найди 5 отличий»

Вспомните историю Селкирка, на каком острове, в каком океане, сколько лет он пробыл в одиночестве, и назовите пять отличий с романом «Робинзон Крузо» .(дети с помощью наводящих вопросов учителя, находят отличия)

1.Дефо изменил имя героя

2.Перенес остров из Тихого океана в Антлантический

3.Сместил время действия на 50 лет назад

4.Увеличил время пребывания на острове в 7 раз

5.Изменил характер героя

4. Изучение нового материала

Слово учителя: Для того, чтоб начать анализ произведения, давайте проверим знание вами текста. На доске вы видите пункты плана, написанные вразброс. Вам необходимо разместить их в правильной последовательности.

1.Спасение Робинзона и мальчика Ксури (5)

2.Успехи Робинзона, предпринимателя в Бразилии (6)

3.Ссора с родителями (1)

4.Робинзон соглашается на предложения плантаторов (7)

5.Мавританский плен и освобождение из него (4)

6.Путешествие в Гвинею (3)

7.Побег из родного дома (2)

Литературный диктант

Молодцы, а теперь давайте перейдем непосредственно к тексту. Сейчас мы напишем с вами литературный диктант.

Возобновите рассказ о литературном герое, вставив необходимые по смыслу слова.

Робинзон Крузо родился в 1632 году в богатой семье в городе … (Йорке ). Отец видел своего сына в будущем … (юристом ). Но Робинзон только о … (морских путешествиях ).1 сентября 1651 года Робинзон Крузо, не спросив разрешения у родителей, … (отправился в путешествие ). Первое плавание было неудачным, поскольку корабль … (во время бури затонул ). Спасшись и пережив потрясение, Робинзон снова отправился в море. В этот раз на корабль, который плыл к берегам Гвинеи, напали пираты, и юноша попал в плен. Только через … (2 года ) Робинзон сумел сбежать. Со временем Крузо очутился в Бразилии, и стал владельцем … (сахарной плантации ). 1 сентября 1659 года непоседливый юноша снова отправился в Гвинею, чтобы купить там … (рабов ). Но корабль во время шторма спасти было невозможно. Робинзон стал единственным, кому удалось выжить.

Беседа с учащимися

    Когда Робинзон оказался на острове, что в первую очередь он сделал? (перевез с корабля все необходимое, построил жилье )

    Пытался ли Робинзон покинуть остров? (да, даже построил лодку)

    Почему он не смог этого сделать? (не смог сам спустить лодку на воду)

    Пытался ли он улучшить свою жизнь на острове? Докажите (научился изготавливать мебель, посуду, занялся сельским хозяйством)

    Как Робинзон назвал свой остров? Почему? (Остров Отчаяния)

    Когда Робинзон занимался обустройством жилища, набежала туча, и начался ливень. Но его испугал не столько ливень, сколько это. Что и почему? (молния, потому что могла попасть в порох и уничтожить все запасы)

    Эту находку с затонувшего корабля Робинзон считал самой дорогой, которую он бы не отдал в то время даже за целый корабль золота. (ящик с инструментами )

    О чем все это говорит?

Для лучшего раскрытия образа Робинзона, давайте попробуем пересказать историю от первого лица. (Дети рассказывают о себе от имени Крузо)

Вывод учителя

Жан - Жак Руссо считал, что первою книгой, которую должен прочитать ребенок после «Букваря», должна стать книга Д.Дефо «Робинзон Крузо». Поскольку, по мнению философа, в этой книге есть два самые лучшие учителя. Первый из них – природа. Как вы думаете, а какой второй? Это труд.

Итог урока

Представьте себя на месте Робинзона. Составьте советы для тех, кто попадет на необитаемый остров или кодекс поведения на необитаемом острове.

    Прежде, чем отчаиваться, подумай, что могло быть и хуже

    Научись смотреть чаще на светлые, чем на темные стороны своего положения

    помни больше о том, что у тебя есть, чем о том, чего ты лишен

    противопоставляй добро злу

    ищи поддержку в вере в Бога

    примирись с неизбежным, пытайся изменить то, что тебе под силу

Надеюсь, сегодня вы поняли, что не стоит отчаиваться ни в коем случае, чтобы ни произошло. Нужно верить в свои силы, и тогда безусловно удача вернется к вам

Оценка достижений учащихся за урок и комментирование оценок

Домашнее задание

1. Подговиться к написанию сочинения – подобрать цитаты в тексте, характеризующие характер главного героя, и перемены, произошедшие в нем

Урок литературы в 5 классе по теме «Д. ДЕФО. Краткие
сведения о писателе. Роман «Жизнь, необыкновенные и
удивительные приключения Робинзона Крузо» (1й урок).
Класс: 5.
УМК: Меркин Г.С. Учебник по литературе за 6 класс. Изд­во: 10­е изд.
стер. – М. 2012.
Тип занятия: урок изучения нового материала.
Цели урока:
Воспитательные:

Способствовать воспитанию всесторонне развитой, гармоничной
личности, уважающей человека, его возможности и способной к восприятию и
осмыслению произведений искусства, формированию гуманистического
мировоззрения учащихся.
Развивающие:


Способствовать развитию творческих способностей обучающихся.
Способствовать развитию интереса к литературе эпохи Просвещения, а также
к такому жанру в мировой литературе, как "робинзонада". Помогать развитию
речевых навыков. Способствовать развитию образного, абстрактного
мышления.
Образовательные:
Познакомить учеников с биографией и основными этапами
творчества Д.Дефо, дать представление об особенностях творчества
английского писателя. Продолжать работу по формированию читательской
компетенции через использование различных педтехнологий на основе анализа
литературного произведения.
Оборудование: компьютер; мультимедийный проектор; презентация
Microsoft Power Point; раздаточный материал, портрет Даниеля Дефо,
иллюстрации учеников к роману Даниеля Дефо, текст.
Формируемые компетенции: социально­личностная компетенция,
учебно­
ценностно­смысловая и личностная компетентности учащихся,
познавательная компетентность, информационная и коммуникативная
компетентности, ценностно­смысловая и общекультурная компетентности.
Формы работы обучающихся: индивидуальные, парные, групповые,
фронтальные.
Оргмомент. Звучит музыка с шумом моря.
1.
­ Учитель читает отрывок из романа «Приключения Робинзона Крузо»
Этапы урока
на английском языке (у детей на столе на английском языке).
I WISH TO BE A SAILOR (я хочу быть моряком)
MY name (мое имя) is Robinson Crusoe. I was born in the old city of York
(был рожден в старом городе Йорке), where there is a broad river (где есть

широкая река; there is/are - имеется), with ships coming and going (с
кораблями приходящими и уходящими).
When I was a little boy (был маленьким мальчиком), I spent much of my
time (проводил много своего времени) looking (глядя) at the river.
How pleasant was the quiet stream (каким красивым был тихий поток),
flowing (текущий; to flow - течь), always flowing, toward the far­away sea (по
направлению к далекому морю)!
I liked to watch (смотреть на) the ships as they came in (как они
приходили) with their white sails (с белыми парусами) spread to the wind
(распростертыми на ветру).
I liked to think of the strange lands (думать о чуждых землях) which they
must have visited (которые они должно быть посетили), and of the many
wonderful things (прекрасных вещах/событиях) they must have passed (которые
они увидели/с которыми столкнулись).
I wished to be a sailor. I thought how grand it must be to sail and sail (я
думал как прекрасно это должно быть плавать под парусами) on the wide blue
sea (по широкому синему морю), with the sky above (сверху) and the waves
beneath (волнами сзади). Nothing could be pleasanter (ничто не могло быть
прекраснее).
My father wanted me to learn a trade (хотел /чтобы/ я научился ремеслу).
But I could not bear the thought of it (не мог вынести мысли об этом). I could not
bear the thought of working every day in a dusty shop (мысль о работе каждый
день в пыльном магазине).
I did not wish to stay in York all my life (все жизнь). I wanted to see the
world (увидеть мир). I would be a sailor and nothing else (хотел быть моряком и
никем другим).
My mother was very sad (печальна) when I told her.
A sailor"s life, she said, was a hard life (тяжелая жизнь). There were many
storms (штормов) at sea, and ships were often wrecked (корабли часто терпели
крушение; wreck - крушение).
She told me, too, that there were great fishes (огромные рыбы) in the sea,
and that they would eat me up if I fell into the water (съедят меня, если я упаду в
воду).
Then she gave me a cake (дала мне пирог), and kissed (поцеловала) me.
"How much safer (как намного = насколько безопаснее) it is to be at home!" she
said.
But I would not listen (не слушал ее) to her. My mind was made up (мое
решение было принято; to make up one’s mind - принять решение), and a
sailor I would be (и моряком я стал бы = хотел стать).
When I was eighteen years old (когда мне было 18 лет), I left my pleasant
home and went to sea (покинул мой красивый дом и отправился в море).
2. Постановка цели урока.

­ Как вы думаете, о каком произведении и авторе пойдет речь сегодня
на уроке?
­ Почему я прочитала кусочек произведения на английском языке?
­ Для чего прозвучала музыка?
­ Что вы услышали за этими звуками?
­ О чем же пойдет речь на уроке?
3. Биография Дефо.
­ Дома вы читали это прекрасное произведение на русском языке. Для
вас подготовлено сообщение о жизни Даниэля Дефо (сообщение ученицы с
презентацией). Попробуйте уловить связь с текстом, прочитанным на
английском языке, есть ли сходство? (Приложение 1.)
4.
История создания романа и главный прототип Робинзона
(сообщение ученицы с презентацией). (Приложение 2.)
Что удивило вас в этой истории?
5. Физкультминутка (проводит ученик).
А над морем - мы с тобою!
Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем - мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями.)
Мы теперь плывём по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.)
Поглядите: чайки важно
Ходят по морскому пляжу. (Ходьба)
Сядьте, дети, на песок,
Продолжаем наш урок.
6. Были проведены исследования к изучению этого произведения.
Это исследование поможет нам при изучении произведения.
1 ученик представляет исследовательскую работу на тему
«Прототипы Робинзона Крузо».
Мы считаем, что наша тема актуальна, так как до сих пор неизвестно,
кто из прототипов является главным. Наша гипотеза состоит в том, что все
представленные версии могут иметь место, и эти факты интересны нам и
помогут в установлении истории создания романа.
Полное название книги звучало так: «Жизнь и удивительные
приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, прожившего двадцать
восемь лет в полном одиночестве на необитаемом острове у берегов Америки
близ устьев реки Ориноко, куда он был выброшен кораблекрушением, во
время которого весь экипаж корабля, кроме него, погиб; с изложением его
неожиданного освобождения пиратами, написанные им самим».

Прототипов популярнейшего героя романа Даниеля Дефо «Робинзон
Крузо» было два, как минимум.
Первым прототипом героя романа Даниеля Дефо «Робинзон Крузо» был
врач Хенри Питман. Он участвовал в бунте против английского короля Якова
II в 1685 году и поэтому был сослан на один из островов в Карибском море.
Он сумел выжить на необитаемом острове в ужасных условиях одиночества.
Построив самодельную лодку, бежал с острова. Однако на своей пироге он
причалил опять к необитаемому острову у берегов Венесуэлы. И все же, он
был спасен прибывшими за пресной водой венесуэльскими моряками. После
своего возвращения в Англию Питман опубликовал книгу под названием
«Удивительные приключения Хенри Питмана».
Исследователи творчества Дефо предполагают, что «робинзон» Питман
и Дефо были хорошо знакомы, и бывший врач рассказал писателю многие
детали своего приключения. Даже аборигена по имени Пятница Дефо взял из
рассказов Питмана.
Второй прототип Робинзона Крузо ­ шотландский моряк Александр
Селькирк. В 1704 году корвет под названием «Пять портов» совершал
кругосветное плавание. Моряк Александр Селькирк служил на нём боцманом.
Он всю дорогу не ладил с капитаном. Ему это всё надоело, и он сам попросил
высадить его на необитаемом острове. Остров расположен в южной части
Тихого океана очень далеко от ближайшего побережья. Из жалости моряку
дали немного еды и воды. Селькирк надеялся, что его вскоре подберёт какое­
нибудь судно.
Когда­то на острове, куда высадили Селькирка, жили люди и у них
были домашние животные. Они не дали Селькирку умереть с голоду. Сначала
Селькирк охотился на одичавших овец и коз, питаясь их мясом и одеваясь в
их шкуры. Затем он соорудил загон, где держал животных. Проблема была
только с одеждой – её грызли крысы. Селькирк приручил диких кошек – они и
спасли его от грызунов.
Александр Селькирк рассчитывал пробыть на острове месяц­полтора,
но был подобран британским кораблем в 1709 году, лишь через четыре года и
4 месяца. Он почти разучился говорить, приобрел повадки дикого зверя.
Когда лондонцы узнали о похождениях их земляка, Селькирк стал
популярной личностью английской столицы. Однако нежиться в лучах
всеобщего внимания Селькирку пришлось недолго. Немногословный, не
умевший красочно и ярко рассказывать о пережитом, он быстро наскучил
публике, перестал быть для нее забавой. Тогда он уехал в свой родной Ларго.
Встретили его здесь поначалу радушно, но потом отношение к нему
изменилось. Пребывание на острове не прошло бесследно: мрачный вид и
угрюмый взгляд Селькирка отпугивали людей, молчаливость и замкнутость
раздражали. Спустя несколько лет Селькирк вернулся на флот, стал
лейтенантом «на службе его величества короля Великобритании». Ему
поручили командовать кораблем «Уэймаус». Во время очередного плавания к

берегам Западной Африки в 1720 году Селькирк умер от тропической
лихорадки и был похоронен с воинскими почестями.
В 2008 году учеными британского Общества постсредневековой
археологии было обнаружено место стоянки Александра Селькирка. Находки
археологов позволяют предположить, что, находясь на острове, моряк
построил у ручья два шалаша и наблюдательный пункт, с которого можно
было видеть проходящие корабли. Там же была найдена пара навигационных
приборов начала XVIII века, которые, как полагают, принадлежали А.
Селькирку: капитан корабля, обнаружившего шотландца, упоминал, что
вместе с человеком на борт были подняты и какие­то математические
инструменты. Правда, он также писал, что Селькирк на своем острове
охотился на диких коз, однако никаких следов этого ученые пока не нашли.
Говорят, что встреча Александр Селькирк с Даниелем Дефо состоялась
в одном из портовых кабачков. История Селькирка вдохновила Дефо на
написание романа «Робинзона Крузо». Только
в романе Даниель
Дефо переместил остров Робинзона Крузо к берегам Бразилии, добавил к
сюжету аборигенов и «заставил» героя провести на необитаемом острове
почти 28 лет!
В романе Робинзон вырос в состоятельной семье и не имел
представления, как выполняют простую работу: шьют одежду, плотничают,
обжигают горшки, сеют и пекут хлеб, доят коз, взбивают масло и делают сыр.
Поэтому он постоянно вынужден был «изобретать колесо». Молодой человек
превращается в подлинного творца, обретает собственный внутренний мир,
становится мудрым человеком. Это книга о самовоспитании, о том, как
человек «делает себя сам».
Кстати, в наше время россияне читают не перевод знаменитого романа,
а русский пересказ Корнея Чуковского. От полного текста пересказ
отличается количеством страниц, их осталось не более половины.
Наше исследование подтвердило гипотезу: при создании своего романа
Дефо пользовался реальными историями, случившимися с реальными людьми,
причем прототип был не один.
2 ученик. «Что такое «робинзонада» и какую роль сыграл роман
Дефо в дальнейшем развитии мировой литературы?»
Нас заинтересовала, были ли в мировой литературе произведения,
написанные после романа Дефо, на похожую тему и кто являлся его
продолжателями, а также, что такое «робинзонада», которое мы встретили в
литературной критике, изучая роман Дефо.
«Робинзонада» ­ эпический литературный жанр, описывающий
поведение человека или группы людей, оказавшихся в изоляции от общества,
цивилизации, но преодолевающих все трудности, препятствия, возникающие
на их пути. «Робинзонады» ­ это один из популярных жанров в мировой
литературе.
Мы узнали, что Робинзонада - поджанр приключенческой

литературы, который вслед за романом Д. Дефо «Робинзон Крузо»
живоописует перипетии выживания одного или нескольких людей
на необитаемом острове. Примеры - «Коралловый остров» Р. Баллантайна,
«Таинственный остров» Ж. Верна, «Остров доктора Моро» Г. Уэллса,
«Повелитель мух» У. Голдинга, «Остров накануне» У. Эко.
В более широком смысле под робинзонадой понимаются все
произведения (не только литературные, но и фильмы, как, например,
«Остаться в живых»), рисующие жизнь и приключения «обособленных
личностей вне общества». При таком подходе под определение робинзонады
подпадают рассказы о «детях джунглей» - Маугли и Тарзане, а также,
например, романы «Семеро братьев» Алексиса Киви и «Пан» Кнута Гамсуна.
Среди наиболее известных произведений этого жанра следует отметить
следующие:
1.
Верн Ж. Таинственный остров. Школа робинзонов. Клодиус
Бомбарнак. Зимовка во льдах. Опыт доктора Окса.
2.
3.
Как
Внуков Н.А. Один.
Голдинг У. Повелитель мух.
видите, среди перечисленных мною произведений, которые
отнесены к жанру «робинзонады», можно увидеть и произведения XIX века,
и XX века, как серьезные, заставляющие задуматься о судьбе человечества, о
его будущем, так и те, которые являются пародией.
Итак, мы в результате исследования мы выяснили, что термин
«робинзонада» произошел от имени главного героя романа Дефо, а также
узнали последователей этой темы.
Как вы думаете, чем нам помогут эти исследования при изучении
произведения?
7. Викторина. (Работа в группах). Вы готовили вопросы по уроку и на
знание текста произведения. Высшую отметку получит группа, которая
задаст самые интересные вопросы и ответит на предложенный блок от
соперников.
1 группа.
­ Из скольких томов состоит книга о Робинзоне? (Из 3­х томов: 1­й –
1719 г., 2­й – 1719 г., ­ «Дальнейшие приключения Р. Крузо», 3­й – 1720 г. –
«Серьезные размышления Р. Крузо».)
­ Англичане XVII­XVIII веков иногда слышали от моряков о людях,
живших какое­то время на необитаемых островах, назовите причину, по
которой можно было оказаться жителем острова. (На английском флоте был
жестокий обычай оставлять на островах в чем­либо провинившихся
матросов.)
­ Кто был прототипом Р. Крузо? Джеймс Кук. Александр Селькирк.
Марко Поло.

­ Сколько лет было Р. Крузо, когда он впервые отправился в морское
путешествие? 18 лет. 27 лет. 32 года.
­ Робинзон потерпел кораблекрушение и волной был выброшен на
остров. Где он провел первую ночь? В пещере. На берегу. На дереве. (Он
боялся, что на острове водятся хищные звери.)
­ Откуда на необитаемом острове у Робинзона появились рабочие
инструменты и ружье? Переправил с разбитого корабля. Их выбросило на
берег. Нашел на острове в хижине.
2 группа.
­ Каких животных взял с корабля Р. Крузо? Двух кошек и собаку.
Морских свинок. Попугая.
­ Как Р. Крузо доставил продукты и вещи с корабля на берег? На себе.
На плоту. На шлюпке.
­ По каким признакам Робинзон искал себе место для жилища? (Дом
должен быть расположен в сухом месте, укрыт от солнечного зноя, защищен
от возможного нападения хищников и людей; из его окон должно быть видно
море, чтобы Робинзон не пропустил корабль, если тот появится.)
­ В какой одежде ходил Робинзон? (Первые три года носил рубашки и
брюки, а затем сшил себе одежду из шкур убитых им животных.)
­ Какую вещь «не первой необходимости» изготовил своими руками
Робинзон? (Зонтик, который мог открываться и закрываться.)
­ Почему и зонтик, и одежду Робинзон Крузо шил мехом наружу?
(Дождевая вода стекала по меху, как по наклонной крыше.)
3 группа.
­ Сколько лодок построил Робинзон Крузо? (Две: одну большую,
которую не смог спустить на воду; вторую меньших размеров.)
Однажды, изучая остров, Р. Крузо открыл цветущую зеленую долину.
Что на ней росло? Яблоки, груши. Персики, абрикосы. Дыни, виноград,
апельсины.
­ Что придумал Р. Крузо, чтобы не потерять счет времени? Складывал в
ящик маленькие палочки. Делал ножом зарубки на столбе. Подсчитывал дни в
дневнике.
­ Чем успокаивал себя Р. Крузо? Вспоминал о прошлом. Мечтал о
будущем. Вел дневник.
­ Из каких зерен вырастил урожай Р. Крузо? Из риса, ячменя. Из
пшеницы, овса. Из гречки, кукурузы.
­ Когда Робинзон смог позволить себе отделить часть зерна на еду?
(Только на четвертый год он приготовил себе лепешки.)
4 группа.
­ Птицы причиняли вред урожаю. Что сделал Р. Крузо, чтобы их
отпугнуть? Повесил подстреленных птиц на высоком столбе. Поставил
чучело. Бегал по полю, крича и размахивая руками.

­ Какой посудой пользовался Робинзон? Сплетенной из прутьев.
Глиняной. Деревянной.
­ На одиннадцатом году пребывания на острове Р. Крузо приручил
животное. Какое? Лошадь. Козу. Барана.
­ Какой фразе в первую очередь научил попугая Р. Крузо? «Бедный,
бедный Робинзон. Куда ты попал?» «Робинзон родился в Англии. Хочу
домой». «Мы вернемся домой».
­ Незадолго до конца жизни на острове Р. Крузо спас от смерти дикаря.
Как его звали? Суббота. Понедельник. Пятница.
­ Сколько лет прожил на острове Р. Крузо? 28 лет. 32 года. 15 лет.
5 группа. Разгадать кроссворд. (Приложение 3)
Вопросы от учителя всем группам.
­ Кого Робинзон взял с собой, когда покидал остров? Кошку и собаку.
Пятницу и попугая. Пятницу и собаку. Почему?
­ Может ли на самом деле существовать райский необитаемый остров,
описанный в романе? (О существовании такого острова ничего не известно)
­ Благодаря чему Р. Крузо, живя на необитаемом острове, сумел
остаться в живых? Продуктам, которые взял с корабля. Оружию. Энергии,
настойчивости и труду.
8. Робинзон Крузо после своего долгого путешествия приехал к нам
в гости. Предлагаю взять у него интервью на тему «Что помогло
Робинзону выжить на необитаемом острове». В парах подготовьте по 2
вопросу знаменитому герою. Инсценируйте интервью. Остальные
оценивают Робинзона и корреспондента.
9. Беседа с учениками, работа с текстом.
Меняется ли Робинзон Крузо на острове?
(Он научился не роптать на судьбу, а принимать всё как должное, жить,
а не существовать, не предаваться унынию).
На острове Робинзон ведёт дневник и скрупулезно заносит в него всё,
что с ним происходит, причем не только с внешней стороной его жизни, но и
внутри него, в душе, в мыслях, в чувствах, в настроениях. Почему он так
поступает?
(Робинзону Крузо важно проанализировать всё происходящее. Он
находится в постоянном поиске самого себя, своего предназначения, в поиске
истины).
10. Рефлексия.
­ Подтвердились ли ваши знания о романе?
­ Чем был интересен урок?
­ Почему образ Робинзона интересен до сих пор?
11. Синквейн со словом «Робинзон».
12. Подведение итогов. Отметки.
Так кто же такой «Робинзон» и почему сейчас это имя стало нарицательным?

Чему учит нас этот роман?
Домашнее задание.
1 группа – Какие качества характера необходимы человеку для
выживания?
2 группа – Какие предметы необходимы для выживания?
3 группа – Нарисовать иллюстрацию к роману. Почему выбрали этот
эпизод?
4 группа – Если бы я был Робинзоном…(продолжите)
5 группа – Каким я увидел Робинзона.
1.
2. Урнов Д. М. Дефо. ­ М., 1978.
Даниель Дефо «Робинзон Крузо». М.: Эксмо, 2008.
Литература
Перечень используемых на занятии ЭОР
Название ресурса
1. Набор
информационных
инструментов
2. Биография
3. Исследовательские
работы
4. Текст на
английском языке
Гиперссылка на ресурс,
обеспечивающий доступ к ЭОР
Форма
предъявлени
я
информации
Презентация www
.900

Igr
. net ,
Сообщение,
презентация
Защита
Чтение
http://ppt4web.ru/literatura/defo­
puteshestvennik.html
https://ru.wikipedia.org/wiki/Дефо,_Дани
ель
http://shkolazhizni.ru/culture/articles/2486
4/
http://lingualeo.com/ru/jungle/robins
on­crusoe­1­frank­19987#/page/1

Цели урока:

Воспитательные:

  • Способствовать воспитанию всесторонне развитой, гармоничной личности, уважающей человека, его возможности и способной к восприятию и осмыслению произведений искусства, формированию гуманистического мировоззрения учащихся.

Развивающие:

  • Способствовать развитию интереса к литературе эпохи Просвещения, а также к такому жанру в мировой литературе, как "робинзонада". Помогать развитию речевых навыков, навыков сравнительно-сопоставительного анализа. Способствовать развитию образного, абстрактного мышления.

Образовательные:

  • Познакомить учеников с биографией и основными этапами творчества Д.Дефо, дать представление об особенностях творчества английского писателя в контексте эпохи Просвещения, добиться освоение художественного текста романа "Приключения Робинзона Крузо" в единстве формы и содержания.

Оборудование: компьютер; мультимедийный проектор; презентация Microsoft Power Point <Приложение 1 >; раздаточный материал <Приложение 2 >, портрет Даниеля Дефо, иллюстрации учеников к роману Даниеля Дефо.

Этапы урока

I. этап урока. Вступительное слово учителя. Учитель называет тему урока, сообщает цели урока.

Учитель. Итак, сегодня мы продолжим разговор об английской литературе эпохи Просвещения, о великом английском писателе Даниеле Дефо и его бессмертной книге "Приключение Робинзона Крузо". Жизнь Даниеля Дефо удивительна, полна необычных и увлекательных приключений, испытаний.

Рассказ о жизни и творчестве Даниеля Дефо с использование презентации "Даниель Дефо" <Приложение 1, часть 1>. Комментарии учителя и учеников на английском языке.

Учитель. Дефо был, безусловно, ярким представителем своей эпохи. Он сумел организовать множество деловых предприятий, многие из которых были, увы, неудачными. Он пережил поклонение современников и старость в бедности, преследование кредиторов и славу талантливого публициста, сочетавшуюся с загадочной и даже скандальной репутацией. Он был мастером литературной мистификации, нередко позволявшим себе в печати анонимно спорить с самим собой. Наконец, он снискал себе славу бесстрашного разведчика, выполнявшего весьма деликатные и ответственные поручения. Однако подлинную славу Дефо обрел лишь на 60 году жизни, когда опубликовал роман, принесший ему мировую славу. И действительно, в романе получили отражение богатейший опыт писателя, его тяготение к документальности, страсть к приключениям, восторг при виде беспредельно расширяющихся торговых горизонтов. Именно об этом романе великий просветитель Руссо написал слова, взятые нами в качестве эпиграфа к сегодняшнему уроку. (Ученики читают эпиграф.) К обсуждению вопроса о значении романа мы ещё вернемся в конце урока, когда будем подводить его итоги.

Учитель. Итак, какова же история создания и публикации романа? Рассказ учителя с использованием материалов презентации <Приложение 1, часть 2>.

Учитель. Роман написан в начале XVIII века. Этот век вошёл в историю как эпоха Просвещения. Безусловно, будучи энергичным и предприимчивым человеком, который не был безучастен к происходившим вокруг событиям, Дефо не мог не обратить внимание на основные особенности этой эпохи при создании образа главного героя. Каковы же эти идеи? (Рассказ ученика с опорой на карточку 2 раздаточного материала).

II. этап урока. Работа с текстом произведения. Беседа с учениками по предлагаемым вопросам с опорой на текст романа.

Учитель. В романе "Приключения Робинзона Крузо" Робинзон сам рассказывает историю своей жизни. Мы знакомимся с героем задолго до того, как он попадает на остров.

Как вы думаете, почему Дефо делает рассказчиком Робинзона, а не сам повествует о жизни героя?

Так автор добивается большей выразительности повествования, живой, непосредственной формы, простоты и безыскусственности. Дефо подчеркивает безысходность положения героя. В романе, безусловно, видна реалистическая достоверность, искренность.

В какой семье родился Робинзон? Как его воспитывали родители? Что главное должен был усвоить Робинзон в детстве? Приучают ли его родители к труду? Готов ли Робинзон к какой-либо деятельности?

Робинзон вырос в семье буржуа, который нажил торговлей своё состояние. Его не готовили ни к какому ремеслу. Голова его была "набита всякими бреднями". Отец считал, что Робинзону следует держаться "середины".

Почему Робинзон решает сбежать из родительского дома? Чем обусловлен его выбор? Слышит ли Робинзон уговоры отца? Разумно ли поведение героя романа, решившего утолить свою "страсть к морю"?

Он мечтает о морских путешествиях и "не хотел слушать ни о чем другом". Нет, он никого не слышит, ничьи уговоры не воспринимает.

Что происходит с героем дальше? Как он оказывается в Америке и чем там занимается? Можно ли назвать поведение героя разумным? Какая страсть завладела героем полностью, безраздельно? Когда же всё рушится в жизни Робинзона? Почему именно такой сюжетный ход избирает Дефо?

Ученики рассказывают историю жизни Робинзона Крузо до того момента, как он попал на остров. Робинзоном безраздельно овладела страсть к обогащению сверх меры, считавшаяся в XVII веке самой губительной для человека. Ради наживы Робинзон способен даже торговать людьми, забыв христианские заповеди. За это и был жестоко наказан. Все рушится тогда, когда Крузо решает купить рабов в Гвинеи. Это является заслуженной карой за антигуманное, противоречащее природе человека поведение. ":мне по-прежнему суждено было самому быть виновником всех моих несчастий:". ":благоразумием я никогда не отличался:".

Учитель. Таким образом, Робинзон - это типичный буржуа, сложившийся под влиянием определенных общественных отношений. Ему присущи деловая смётка, здравый смысл, практицизм, расчётливость, интересы выгоды. Он разумен, хочет сам выбирать свою судьбу. Как писатель эпохи Просвещения, автор решает провести своеобразный эксперимент над своим героем, над человеческой природой. Буржуа, наделенный разумом и страстью, оказывается один на один с дикой, первозданной природой необитаемого острова. Он, теперь "естественный человек", должен действовать согласно своей "природе" и велению разума. Робинзону предстоит раскрыть возможности человека, указать на предназначение индивидуума в огромном мире, в природе и, конечно же, в обществе. Именно поэтому жизнь на острове оказывается в центре романа, что подчеркивается и композицией романа.

Итак, Робинзон Крузо оказывается единственным выжившим в результате кораблекрушения. Как же он решает жить дальше? Что берёт с потерпевшего крушение корабля на остров Робинзон Крузо? Почему именно этими вещами автор считает необходимым снабдить своего героя?

Ученики перечисляют предметы, которые кажутся герою необходимыми на острове, подкрепляя ответ цитатами.

Как относится к деньгам? Что думает о тех деньгах, которые находит на корабле? Нужны ли они ему? Как связаны высказывания Робинзона Крузо с идеями эпохи?

"Ненужный хлам!...Ты и того не стоишь, чтобы нагнуться и поднять тебя с полу. Всю эту кучу золота я готов отдать за любой из этих ножей". Однако потом всё же берёт их с собой на остров. Человек ценен сам по себе.

Что ещё узнаём мы о Робинзоне?

Он верит в Бога. В самые тяжёлые минуты в нем говорит голос рассудка. ":вняв голосу рассудка, я начинал мириться со своим положением". ":разум есть основа и источник математики, а потому, определяя и изменяя разумом вещи и составляя о них наиболее разумное суждение, каждый может через известное время овладеть любым ремеслом". Он овладевает многими ремёслами "благодаря трудолюбию и прилежанию".

Учитель. Робинзон оказывается на острове, где ему предстоит провести много-много лет. Остров не выдумка Дефо, а реальный географический объект, о котором, тем не менее, автор знал только из книг и который совсем не представлял. Тем не менее, описывая остров, Дефо создает яркие картины южной природы, подчеркивает своеобразие каждого времени года. Каким же видит Робинзон Крузо необитаемый остров?

Ученики подбирают цитаты с описанием острова.

Что поддерживает Робинзона Крузо в его одиночестве? Как он оценил своё положение? Что считает добром, а что злом? Попробуем проанализировать список, составленный Робинзоном?

Анализ отрывка романа, в котором Робинзон Крузо старается утешить себя тем, "что могло бы случиться и хуже, и противопоставлял злу добро". Труд, религия, терпение, благоразумие, здравый смысл. Робинзон "работал не покладая рук".

Как пробует вести своё хозяйство, приспособиться к жизни на острове? Дефо - мастер описаний, поэтому воспроизводит мельчайшие подробности жизни героя на острове. В частности, автор подробно описывает процесс изготовления того или иного предмета. Найдите такие описания.

Робинзон многому научился на острове, например, добывать и поддерживать огонь, делать свечи из козьего жира. Ещё Крузо смог прокормить себя, например, делая сыр и масло из козьего молока. Герой пробует делать посуду из глины, мебель, усовершенствует свой дом. Он научился на острове обрабатывать шкуры, плести корзины, возделывать землю, выращивать зерно, печь хлеб. Ученики приводят примеры из текста, рассказывая, чему научился Робинзон. Робинзон даже начинает новое летоисчисление на острове, ибо отрезан от мира.

Как вы думаете, какая особенность мировоззрения людей эпохи Просвещения проявилась в столь подробных описаниях? Смогли бы вы, например, сами обжечь горшок, следуя этому описанию?

Безусловно, да. Дефо стремится показать, жизнь в правдоподобных формах, показывает, как человек, оказавшись один на один с природой, смог не только выжить, но и познать окружающий мир, приобрести путём проб и ошибок многие важные навыки.

Меняется ли Робинзон Крузо на острове?

Он научился не роптать на судьбу, а принимать всё как должное, жить, а не существовать, не предаваться унынию.

На острове Робинзон ведёт дневник и скрупулезно заносить в него всё, что с ним происходит, причем не только с внешней стороной его жизни, но и внутри него, в душе, в мыслях, в чувствах, в настроениях. Почему Вы думаете он так поступает?

Робинзону Крузо важно проанализировать всё происходящее. Он находится в постоянном поиске самого себя, своего предназначения, в поиске истины.

Обратимся теперь к карточке 1 < Приложение 2>. Можем ли мы согласиться с таким изображением Робинзона Крузо? Соответствуют ли внесённые в список понятия этапам, которые проходит в своей жизни на острове Робинзон?

Безусловно. Дефо ставит эксперимент, показывая, что разум, трудолюбие, оптимизм, вера в Бога помогают найти выход из самой сложной ситуации, в которую попадает человек. Это просветительские идеи. Дефо показывает эволюцию человека, который начинает свою жизнь на острове с почти примитивного состояния и столь же примитивных занятий. Он вводит новое летоисчисление. Он размышляет, оценивает свои поступки, анализирует природу человека. Робинзон повторяет путь человечества в эволюционном развитии. Именно поэтому роман приобретает обобщенный смысл, становится аллегорией.

Учитель. Конечно же, в истории жизни Робинзона на острове читатели угадывают представление автора о человеческой жизни, об истории человечества, основные этапы развития которого проходит на острове Крузо. Для Дефо важнейшим исходным пунктом становится индивидуум, чьё значение в историческом и эволюционном развитии невозможно переоценить. Это отражение просветительских идей, хотя, возможно, не совсем соответствующих правде истории. Можем ли мы согласиться, что история жизни Робинзона на острове начинается с "чистого листа"?

Нет, потому что кое-что из созданного человеком и человечеством он берёт на необитаемый остров с потерпевшего крушение корабля.

Учитель. О каких этапах жизни Робинзона на острове мы с вами ещё не упомянули?

О Робинзоне-рабовладельце, о колонизации острова. Это те этапы жизни Робинзона, которые не менее важны для понимания идейного замысла писателя. Например, встреча с Пятницей помогает понять, как относится Робинзон к дикарям и что из прошлой жизни героя способствует такому восприятию.

Итак, Робинзон видит след человеческой ноги... Встреча с Пятницей. Меняется ли отношение Робинзона к своему слуге на протяжении романа?

Сначала Робинзон Крузо воспринимает Пятницу всего лишь как покорного слугу, раба. Первым словом, которому он учит спасённого дикаря, становится слово "господин". Робинзона радуют в Пятнице "смиренная благодарность", "бесконечная преданность", покорность. Однако, когда герой узнаёт Пятницу ближе, понимает, что у него есть живость ума, "душевные способности". Крузо видит, что дикарь услужлив, умен, восприимчив. Наконец, Робинзон замечает, что Пятница понимает всё, чему его обучают. Несмотря на множество возникающих казуистских вопросов, Пятница даже приобщается к религии. ":если Бог такой сильный, такой крепкий, как дьявол, почему бог не убей дьявола и не сделай, чтобы он не делай больше зла?" Робинзон искренне привязывается к недавнему дикарю, рабу, слуге. ":я всем сердцем привязался к нему, да и он со своей стороны:меня полюбил:". Он воспитывает его.

Каким образом устроил Робинзон в дальнейшем управление колонией на своем острове? Как бы вы прокомментировали такое общественное устройство с позиции идей эпохи Просвещения?

III. этап урока. Обобщение материала. Подведение итогов урока.

Учитель. Таким образом, роман Даниеля Дефо, в котором рассказывается история жизни Робинзона Крузо на острове, несомненно, проникнут просветительскими идеями: в нем прославляются разум, трудолюбие, оптимизм. Жизнь на острове сделала человека, голова которого была "набита всякими бреднями", разумным. Он приобрел знания, жизненный опыт, многому научился. Ещё раз вернемся к карточке 2 < Приложение 2>. Действительно, роман стал подлинным манифестом эпохи Просвещения. Именно в нем европейский читатель увидел героя-труженика, свободный, всепобеждающий творческий разум которого даже на необитаемом острове находится в постоянном поиске самого себя, своего предназначения, в поиске истины. Таким образом, Робинзон Крузо в одиночестве, в общении с природой оказывается перед необходимостью постоянно воспитывать свой характер.

Вернемся к эпиграфу урока. Можем ли мы согласиться со словами Ж.Ж.Руссо?

Роману Даниеля Дефо дают высокую оценку и с точки зрения его жанровой специфики. Обратимся к карточке 3 <Приложение 2>. Докажите, что такая характеристика романа правомерна.

С лёгкой руки Дефо жанр "робинзонады" вошёл в мировую литературу. Я предлагаю заглянуть в карточку 4 <Приложение 2>. Знакомы ли вам эти произведения? Я надеюсь, что урок, посвященный роману Дефо, заставит каждого из вас по-новому взглянуть на историю выживания человека на необитаемом острове, историю его взаимоотношений с природой, поиска смысла собственного бытия.

IV. этап урока. Домашнее задание.

Письменный ответ на вопрос обобщающего характера. Какие черты эпохи Просвещения вы видите в романе? В чем аллегоричность романа?