Картины да винчи в эрмитаже. Картины «Мадонна Литта» и «Мадонна Бенуа» кисти Леонардо да Винчи покинули свои привычные места в Эрмитаже

Публикации раздела Музеи

Приключения да Винчи в России: подробно о наших Леонардо

С читается, что сохранилось около 15 картин, написанных Леонардо да Винчи (помимо фресок и рисунков). Пять из них хранятся в Лувре, по одной в Уффици (Флоренция), Старой пинакотеке (Мюнхен), Музее Чарторыйских (Краков), Лондонской и Вашингтонской национальных галереях, а также в других, менее известных музеях. Впрочем, некоторые ученые утверждают, что картин на самом деле больше, но споры по поводу атрибуции работ Леонардо - занятие бесконечное. В любом случае Россия держит после Франции твердое второе место. Заглянем в Эрмитаж и вспомним историю наших Леонардо вместе с Софьей Багдасаровой .

«Мадонна Литта»

Анджело Бронзино. Состязание Аполлона и Марсия. 1531–1532 годы. Государственный Эрмитаж

Картин с изображением Девы Марии написано так много, что самым известным принято давать прозвища. Нередко к ним пристает имя одного из прошлых владельцев, как и случилось с «Мадонной Литта».

Картина, написанная в 1490-х годах, долгие века оставалась в Италии. С 1813 года она находилась в собственности миланской семьи Литта, представители которой весьма хорошо знали, насколько богата Россия. Именно из этого рода происходил мальтийский рыцарь граф Джулио Ренато Литта, который был в большом фаворе у Павла I и, выйдя из ордена, женился на племяннице Потемкина, став миллионером. К картине Леонардо он, впрочем, отношения не имеет. Четверть века спустя после его смерти, в 1864 году, герцог Антонио Литта обратился в Эрмитаж , совсем недавно ставший публичным музеем, с предложением купить несколько картин из фамильного собрания.

Антонио Литта так хотел угодить русским, что прислал перечень из 44 предлагаемых на продажу работ и попросил представителя музея приехать в Милан, чтобы посмотреть галерею. Директор Эрмитажа Степан Гедеонов отправился в Италию и выбрал четыре картины, заплатив за них 100 тысяч франков. Помимо Леонардо, музей приобрел «Состязание Аполлона и Марсия» Бронзино, «Венеру, кормящую Амура» Лавинии Фонтана и «Молящуюся Мадонну» Сассоферрато.

В Россию картина прибыла в очень плохом состоянии, ее пришлось не только чистить, но и сразу переложить с доски на холст. Так в Эрмитаже появился первый Леонардо.

Кстати, вот и пример споров по поводу атрибуции: создал Леонардо «Мадонну Литта» сам или с помощником? Кто был этим соавтором - его ученик Больтраффио? А может, Больтраффио написал ее целиком, по наброску Леонардо? Окончательно этот вопрос до сих пор не разрешен, и «Мадонна Литта» считается немного сомнительной.

У Леонардо да Винчи было множество учеников и последователей - их называют «леонардески». Порой они истолковывали наследие мастера весьма странно. Так появился тип обнаженной «Моны Лизы». В Эрмитаже есть одна из таких картин работы неизвестного автора - «Донна нуда» («Обнаженная женщина»). Она появилась в Зимнем еще при Екатерине Великой: в 1779 году императрица приобрела ее в составе коллекции Ричарда Уолпола. Кроме нее, в Эрмитаже также находится большая коллекция других леонардесков, включая копию одетой «Моны Лизы».

Лавиния Фонтана. Венера, кормящая Амура. 1610-е. Государственный Эрмитаж

Леонардо да Винчи. Мадонна Литта. 1490–1491. Государственный Эрмитаж

Леонардо да Винчи, школа. Донна нуда. Государственный Эрмитаж

«Мадонна Бенуа»

Эта картина, написанная в 1478–1480 годах, также получила прозвание в честь своего владельца. Причем она вполне могла бы называться «Мадонной Сапожникова», но «Бенуа», конечно, звучит красивее. Эрмитаж приобрел ее у жены архитектора Леонтия Николаевича Бенуа (брата знаменитого Александра) - Марии Александровны Бенуа. Она была урожденной Сапожниковой (и, кстати, приходилась дальней родственницей художнице Марии Башкирцевой , чем гордилась).

Прежде картиной владел ее отец, астраханский купец-миллионер Александр Александрович Сапожников, а до него - дед Александр Петрович (внук Семена Сапожникова, за участие в пугачевском бунте повешенного в селе Малыковка одним молодым поручиком по имени Гаврила Державин). В семье рассказывали, будто бы «Мадонну» Сапожниковым продали бродячие музыканты-итальянцы, которых неведомо как занесло в Астрахань.

Но на самом деле Сапожников-дед приобрел ее в 1824 году за 1400 рублей на аукционе после смерти сенатора, президента Берг-коллегии и директора Горного училища Алексея Корсакова (который, видимо, привез ее из Италии в 1790-х). Удивительно - когда после смерти Корсакова его коллекцию, где были Тициан, Рубенс, Рембрандт и другие авторы, выставили на аукцион, Эрмитаж купил несколько работ (в частности, Милле, Миньяра), но этой скромной «Мадонной» пренебрег. Новый владелец занялся реставрацией картины, по его просьбе ее сразу перевели с доски на холст.

Русская общественность узнала об этой картине в 1908 году, когда придворный архитектор Леонтий Бенуа выставил работу из коллекции своего тестя, а главный хранитель Эрмитажа Эрнст Липгарт подтвердил руку мастера. Это произошло на «Выставке западноевропейского искусства из собраний коллекционеров и антикваров С.-Петербурга», открывшейся 1 декабря 1908 года в залах Императорского общества поощрения художеств.

В 1912 году супруги Бенуа решили продать полотно, картину отправили за рубеж, где эксперты осмотрели ее и подтвердили подлинность. Лондонский антиквар Дювин предложил 500 тысяч франков (около 200 тысяч рублей), однако в России началась кампания за покупку работы государством. Директор Эрмитажа граф Дмитрий Толстой обратился к Николаю II. Супруги Бенуа тоже хотели, чтобы «Мадонна» осталась в России, и в итоге уступили ее Эрмитажу в 1914 году за 150 тысяч рублей, которые выплачивались в рассрочку.

Любопытно: великий поэт-футурист Велимир Хлебников, астраханец и соотечественник Сапожниковых, в декабре 1918 года в своей статье «Астраханская Джиоконда» (газета «Красный воин») восклицал: «Не может ли эта картина рассматриваться как общенародное достояние города Астрахани? Если да - то бесценная эта картина должна быть водворена на свою вторую родину. Петроград имеет достаточно художественных сокровищ, и взять из Астрахани «Мадонну» - не значит ли это отнять у бедного его последнюю овцу?» Но не вышло - не вернулась картина в Астрахань.

Орест Кипренский. Портрет Алексея Корсакова. 1808. Государственный Русский музей

Леонардо да Винчи. Мадонна Бенуа. 1478. Государственный Эрмитаж

Василий Тропинин. Портрет А.П. Сапожникова. 1826. Государственный Эрмитаж

«Спаситель мира»

Больше работ Леонардо в русских музеях нет, только «разжалованные», например - «Святой Себастьян» кисти уже упоминавшегося Больтраффио (в Пушкинском музее с 1930 года). В середине XIX века как работу да Винчи ее купил граф Сергей Строганов, и только в 1896 году исследователь Фриц Харк предположил, что на самом деле - это картина кисти его ученика.

Однако русский след явно прослеживается в судьбе еще одной картины Леонардо да Винчи - «Спаситель мира». Впрочем, что эта картина - работа гения, решили только в XXI веке.

Дело в том, что многие произведения да Винчи хотя и не сохранились, но известны по его наброскам, копиям учеников и описаниям современников. Так, мы знаем, что он написал «Леду и лебедя», «Мадонну с веретеном» и «Битву при Ангиари». Пускай их оригиналы утеряны, но леонардески Больтраффио, Франческо Мельци, Джампетрино и даже Рубенс оставили достаточно копий и вариаций, чтобы мы были уверены, что подобные работы действительно существовали, и могли представить, как примерно они выглядели.

Та же история со «Спасителем мира»: считалось, что подлинник потерян, а версии учеников существуют - около двадцати. Одну из таких копий в 1900 году купил британский коллекционер Фредерик Кук, а в 1958 году его наследники продали на «Сотбис» всего за 45 фунтов как работу Больтраффио. В 2004 году это изображение Христа приобрел консорциум нью-йоркских арт-дилеров, отчистил от поздних записей (например, пририсованных усов), отреставрировал и отправил на экспертизу. И многие эксперты согласились с гипотезой владельцев картины: она написана не последователем, а самим мастером. Пресса наполнилась громкими заголовками - «Найдена утраченная картина Леонардо да Винчи!».

В 2011 году «Спасителя мира» выставили на престижной выставке Лондонской национальной галереи, посвященной Леонардо, где впервые собрали максимальное число шедевров, включая луврские (кроме «Моны Лизы») и эрмитажные. Произошла окончательная легитимация находки - осталось ее только продать.

И действительно, через два года образ Христа купил российский миллионер Дмитрий Рыболовлев. А в 2017 году при посредничестве «Кристис» коллекционер продал её наследному принцу Саудовской Аравии Мухаммеду ибн Салман Аль Сауд за 400 миллионов долларов. «Спаситель мира» стал самым дорогим произведением искусства за всю мировую историю.

Эрмитаж. 5 зданий. 20 км коридоров. 350 залов. 60000 картин. Для просмотра которых вам понадобится 40 суток. Если останавливаться у каждой картины хотя бы на 1 минуту.

Своему названию Эрмитаж уже давно не соответствует. В переводе с французского это слово означает “укромное место, келья”. Таким он был до середины 19 века. Когда посетить его могли лишь избранные. По специальным пропускам. В 1852 году музей был открыт для всех желающих.

В коллекции так много шедевров, что наметить маршрут по музею очень непросто. Вот лишь 7 гениальных полотен. Разных эпох и стилей. Которые стоит увидеть каждому.

1. Леонардо да Винчи. Мадонна Литта. 1490-1491 гг.

Леонардо да Винчи. Мадонна Литта. 1490-1491 гг. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Произведений в Эрмитаже немного. Но среди них аж две работы . Это при том, что в мире всего 19 работ мастера! Музей приобрёл шедевр в середине 19 века. У итальянской аристократической семьи Литта.

Картина вернулась в Россию. Потому что она там уже гостила. За полстолетия до этого ее привёз с собой Джулио Литта, представитель рода. После того, как стал подданым России. Женился на племяннице Потёмкина. Однако его наследница, дочь падчерицы, после его смерти вернула картину своим итальянским родственникам.

Картина небольшая. 41 на 32 см. Но через несколько секунд вы перестаете это замечать. Настолько в маленьком пространстве картины вмещается что-то очень величественное. Вневременное.

Мать с большой нежностью смотрит на младенца. Он припал к груди. Немного грустными глазами он смотрит в нашу сторону. Ведь за пять минут до этого разыгралась маленькая драма. Дева Мария решила отлучить ребёнка от груди. Вырезы для кормления были аккуратно зашиты.

Но она не устояла перед просьбами и плачем младенца. Один вырез был в спешке разорван. Так Леонардо изобразил милосердие и любовь матери к своему ребёнку.

2. Рафаэль. Мадонна Конестабиле. 1504 г.


Рафаэль. Мадонна Конестабиле. 1502 г. Государственный Эрмитаж, г. Санкт-Петербург

Ещё один шедевр хранится в Эрмитаже. “Мадонна Конестабиле” Рафаэля. Ее купил для своей супруги Александр II. Покупка была скандальной.

Общественность в Италии была возмущена тем, что их наследие покидает страну. Ругали владельца, графа Конестабиле. Уговаривали не продавать. Даже собирали деньги, чтобы выкупить шедевр и оставить на родине. Но не собрали. Картина досталась России.

Хранится она в своей “родной” раме. Которая была исполнена по рисункам Рафаэля.


Рафаэль. Мадонна Конестабиле (с рамой). 1504 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Rushist.com

Рафаэль создал свой шедевр в юном возрасте. Ему едва исполнилось двадцать лет. Но этим эта работа и ценна. Она создана в городе Перуджи. В мастерской учителя. Рафаэль ещё не видел работ и Микеланджело. Которые сильно на него повлияют.

Его искусство ещё очень самобытно. Тонкие линии. Нежные краски. Гармоничный пейзаж. Мы видим его гений в первозданном виде. Благодаря “Мадонне Конестабиле”.

3. Караваджо. Лютнист. 1595-1596 гг.


Караваджо. Лютнист. 1595-1596 гг. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Wikipedia.org

“Лютнист” Караваджо был куплен в начале 19 века. По просьбе Александра I. Долгое время картина висела в Эрмитаже под названием “Лютнистка”. Настолько юноша изображён чувственным. Лишь плоская грудь говорит о том, что перед нами не девушка.

Молодой Караваджо заметил, что картины с такими юношами пользуются успехом у некоторых представителей католической церкви. Поэтому он охотно их писал.

Но вскоре он откажется от подобных сюжетов. Все чаще изображая трагичные библейские истории. . Успение Марии. .

Караваджо часто называли натуралистом. За его необычную проработку деталей. Попорченные фрукты. Трещина на лютне. Потертые ноты.

В “Лютнисте” Караваджо впервые использует своё знаменитое тенебросо. Когда фигуры и предметы выхватываются тусклым лучом из кромешной темноты.

Так проявляется почти осязаемый объём. А эмоции персонажа приобретают драматический оттенок. Такой театральный эффект станет очень популярным в эпоху Барокко.

О работах художника читайте в статье .

4. Рембрандт. Возвращение блудного сына. 1669 г.


Рембрандт. Возвращение блудного сына. 1669 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Arthistory.ru

Картина “Блудный сын” – одно из самых ранних приобретений Эрмитажа. Она была куплена у французского герцога по приказу Екатерины II ещё в 1766 году.

Это последняя картина Рембрандта. У неё всегда собирается толпа. Потому что она на многих производит сильное впечатление.

Перед нами сюжет из Евангелия от Луки. Младший сын скитался по свету. Тратил наследство отца. Все промотал. Находясь в плену своих страстей.

И вот в уже крайней нужде вернулся к порогу отцовского дома. Его одежда превратилась в лохмотья. Тапки стоптаны. Голова брита, потому что за плечами каторга. Отец милосердно принимает сына. Он склонился над ним и мягко положил руки на его плечи.

На картине – полумрак. Лишь слабый свет вылепливает фигуры. Женщина на заднем плане еле различима. Возможно, это мать вернувшегося сына.

Картина о родительском милосердии. О всепрощении. О том, что даже у опустившегося человека есть надежда обрести приют. Уняв гордыню. Преклонив колени.

О картине также читайте в статье

5. Гейнсборо. Дама в голубом. 1778-1782 гг.


Томас Гейнсборо. Портрет дамы в голубом. 1778-1782 гг. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Be-in.ru

В начале 20 века “Дама в голубом” была передана Эрмитажу по завещанию дворянина Алексея Хитрово. Безвозмездно.

Считается одной из лучших работ Гейнсборо. Хотя он не любил писать портреты. Вынужден был их выполнять на заказ, чтобы прокормить семью. Благодаря портретам и прославился.

Гоген был очень неординарным человеком. На четверть перуанец, его всегда влекло подальше от шумных городов. И однажды он добрался до Таити.

Там и была написана “Женщина, держащая плод”. Плоскостность изображения. Яркие краски. Экзотичность деталей (на дороге “волны” песка и травы, как на японских картинах).

Обратите внимание, насколько краска положена тонким слоем. Мы видим текстуру холста. Гоген был крайне беден. Краска дорого стоила. Приходилось ее беречь.

Такую необычную живопись публика плохо принимала. Гоген нищенствовал. Лишь за несколько лет до смерти его картины начали покупать.

О художнике читайте также в статье Анри Матисс. Танец (II). 1909-1910 гг. Эрмитаж, Санкт-Петербург

Картину “Танец” заказал русский купец и коллекционер Сергей Щукин. Перед отправкой в Россию панно показали на выставке в Париже. Публика работу очень ругала. Щукин привык к тому, что его называют собирателем всякого хлама.

Но на этот раз дрогнул. Отказался от заказа. Потом передумал, извинился перед художником за свою слабость. Картина вместе с парной к ней работой “Музыка” благополучно добралась до России.

Сейчас этот “хлам” считается одним из главных шедевров модернизма. На ней – образ золотого века человечества. Такова была эпоха. Люди наслаждались прогрессом и искусством. Считали, что живут в самое благополучное время. Но это было лишь затишье перед бурей. Впереди – страшные испытания в виде мировых войн.

Картина написана лишь тремя красками. Что ещё больше подчёркивает символичность фигур. Они кружатся в неистовом танце. Это квинтэссенция страстного, чистого движения.

Но эта эмоциональность не хаотична. Она уравновешивается движением по кругу, центробежной силой. А ещё классическими очертаниями левой фигуры.

Коллекция Эрмитажа грандиозна. Недаром музей занимает 13 место в мире по посещаемости. Но есть и свои особенности.

Целый век коллекция формировалась за счёт приобретения частных собраний. Владельцы которых не думали о том, чтобы показать будущим поколениям все вехи развития живописи.

Поэтому в коллекции очень много произведений барокко и рококо. Нимфы. Ангелочки. Пышнотелые красавицы. Натюрморты с изобилием фруктов и омаров. Которые так хорошо смотрелись в столовых знатных особ.

Как результат, в коллекции есть “белые пятна”. Например, в Эрмитаже – значительная коллекция голландских живописцев. Но среди них нет ни одной работы .

Увы, коллекция Эрмитажа пережила ещё и серьёзные потери. После революции 1917 года советское правительство продало 48 шедевров!

Россию покинула “Венера у зеркала” . “Мадонна Альба” Рафаэля. “Поклонение волхвов” . Это тоже часть истории Эрмитажа. Печальная часть.

Для тех, кто не хочет пропустить самое интересное о художниках и картинах. Оставьте свой e-mail (в форме под текстом), и Вы первыми будете узнавать о новых статьях на моем блоге.

PS. Проверьте себя: пройдите онлайн-тест

«Мадонна Литта» Леонардо да Винчи

«Мадонна Литта» кисти Леонардо да Винчи – одно из самых трогательных и лирических изображений мадонн в мире. На картине Леонардо традиционный христианский символизм неразрывно связан с проявлением высоких человеческих чувств – любви, нежности и заботы. Картина была приобретена в 1864 г. у графа Литта, владельца фамильной картинной галереи в Милане, и является истинной жемчужиной Эрмитажа.

☼ ☼ ☼

«Кающаяся Мария Магдалина», Тициан

Существует четыре варианта этой знаменитой картины. Один из них хранится в Эрмитаже, остальные - в музее Каподимонте (Неаполь), в собрании Кольнаги (Лондон) и Кандиани (Бусто Арсицио). Эрмитажный вариант считается наиболее совершенным. Вопреки церковным канонам великий художник изобразил на ней не экзальтированную грешницу в религиозном экстазе, а страдающую земную женщину, изнуренную душевными муками.

☼ ☼ ☼

«Апостолы Петр и Павел», Эль Греко

Доменико Теотокопули (Эль Греко) – один из самых загадочных художников Позднего Возрождения. Картина «Апостолы Петр и Павел» была написана в 1592 году, но долгие годы пребывала в забвении и стала известна поклонникам искусства лишь 300 лет спустя. О скрытом в ней смысле и символах до сих пор спорят не только искусствоведы, но и теологи. Известно лишь, что образ апостола Павла – это слегка видоизмененный автопортрет самого Эль Греко. Лицо Павла написано в особой технике, настолько тонкой, что изображение не фиксируется на рентгенограмме.

☼ ☼ ☼

«Юноша с лютней», Караваджо (Микеланджело Меризи да Караваджо)

Картина Карваджо «Юноша с лютней» долгое время экспонировалась в Эрмитаже под названием «Лютнистка» - эксперты были убеждены, что на полотне изображена девушка. Но биограф художника Питер Робб утверждал, что на картине изображен друг художника Марио Миннити. Это одна из первых картин Караваджо, где используется прославившее мастера направленное освещение. Чтобы достичь нужного эффекта, живописец размещал свои модели в темном подвале с единственным окном и усаживал под падающий луч света.

☼ ☼ ☼

«Даная», Рембрандт Харменс ван Рейн

Известно, что «Данаю» Рембрандт написал не для продажи, а для себя, и картина покинула его дом, только когда все имущество художника распродали за долги. Это произведение долгие годы ставило искусствоведов в тупик: его стиль решительно не соответствовал дате написания, сюжет грешил необъяснимыми странностями. Лишь в середине ХХ века, после изобретения рентгенографии, загадка разрешилась. Оказалось, что вначале на полотне была изображена жена Рембрандта, Саския, рядом со смеющимся ангелом и падающим с неба золотым дождем. Но после смерти любимой супруги художник переписал картину. Золотой дождь исчез, ангел стал печальным, и лицо Данаи приобрело черты Гертье Диркс, новой подруги мастера.

☼ ☼ ☼

«Возвращение блудного сына», Рембрандт Харменс ван Рейн

«Возвращение блудного сына» - одна из последних, наиболее выразительных картин Рембрандта. Ее сюжет вполне соответствует евангелическим канонам, но искусствоведы до сих пор пытаются разгадать, что именно зашифровано в фигурах, тонущих во мраке на заднем плане. По одной из версий, в картине одновременно изображены сразу два временных пласта – блудный сын до своего ухода из дома и он же после возвращения.

☼ ☼ ☼

«Дама в голубом», Томас Гейнсборо

«Дама в голубом» - единственная картина выдающегося английского художника Томаса Гейнсборо, представленная в России. Принято считать, что на ней изображена герцогиня Елизавета де Бофор, дочь адмирала Боскауэна. Интересно, что хотя герцогиня де Бофор считается воплощением женственности и аристократического изящества, ее мать Фрэнсис Боскауэн была одной из самых рьяных сторонниц движения «синий чулок», зародившегося в те годы в Великобритании.

☼ ☼ ☼

«Портрет актрисы Жанны Самари», Пьер-Огюст Ренуар

Портрет актрисы театра «Комеди Франсез» Жанны Самари наполнен неповторимыми переливами ярких, солнечных красок. История его драматична – он едва не был уничтожен сразу после написания. Когда картина была готова, художник решил отправить ее на выставку. Краски на полотне были еще совсем свежими, и Ренуар не покрыл его лаком. Но служащий, который перевозил картину, решил, что художник поступил так из-за недостатка средств, и положил на портрет слой лака самостоятельно. В итоге краски потекли, и Ренуару пришлось срочно переписывать портрет заново.

☼ ☼ ☼

«Танец», Анри Матисс

Картина «Танец» написана всего тремя красками – синей, зеленой и оранжевой. Она была создана в 1910 году на заказ для московского коллекционера Сергея Щукина в качестве декоративного панно, предназначенного для украшения парадной лестницы особняка. После Октябрьской революции собрание живописи Щукина было конфисковано, и «Танец» оказался в Эрмитаже. Эрмитажное полотно – вторая и более знаменитая версия картины «Танец». Первая была написана в 1909 году, в настоящее время она экспонируется в Музее современного искусства в Нью-Йорке.

☼ ☼ ☼

«Любительница абсента», Пабло Пикассо

Картина «Любительница абсента» относится к «голубому» периоду творчества Пабло Пикассо, наполненному острым чувством бесприютности и одиночества. Это выразительное, трогательное произведение привез в Россию московский коллекционер Сергей Щукин. К 1914 году в коллекции Щукина была 51 работа Пикассо - самое крупное в мире собрание картин этого художника, находящееся в частном владении. Критики тех лет в глаза называли Щукина «сумасшедшим», но именно ему Эрмитаж обязан тем, что в его коллекции оказались лучшие картины Пикассо.

☼ ☼ ☼

«Мост Ватерлоо. Эффект тумана» Лондонский цикл Клода Моне

Картина Клода Моне «Мост Ватерлоо. Эффект тумана» обладает необычным оптическим эффектом. Если подойти к картине вплотную, то невозможно различить ничего, кроме почти одинаковых по тону хаотичных мазков. Но по мере удаления детали картины начинают постепенно проступать, и с расстояния около двух метров перед зрителем предстает четкая композиция, в которой предметы резко отделены от фона и даже ощущается движение воды в реке. Эксперты называют эту картину «магической».

☼ ☼ ☼

«Чёрный квадрат», К. С. Малевич

«Чёрный квадрат» Казимира Малевича – одна из самых известных работ русской авангардной живописи. Это яркое воплощение идей супрематизма – направления искусства, которое использует для описания окружающих форм, пространства и движения простые геометрические формы. Невзирая на внешнюю простоту изображения, это глубокая философская концепция, которая в наше время получила широкое распространение в организации пространства жилых и общественных помещений, дизайне, оформительском искусстве.

Если вы нашли опечатку или ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий её, и нажмите Ctrl + ↵

Леонардо да Винчи подарил миру множество шедевров в области науки, медицины, инженерии. Не менее высоко ценится и его вклад в искусство.

Живопись да Винчи считается мировой классикой, каждое полотно которой – символ эпохи Возрождения.

Произведениями можно насладиться в Эрмитаже, Лувре, Уффици, а также в других заведениях разных стран.

Названия и краткое описание картин

Современный Эрмитаж, находящийся в Санкт-Петербурге, хранит в своих стенах две картины Леонардо:

  • «Мадонна Бенуа»;
  • «Мадонна Литта».

Обе работы помещены в зале №214 Большого (Старого) Эрмитажа.

«Мадонна Бенуа» - фото

«Мадонна Бенуа» или как часто её называют «Мадонна с цветком» была выполнена приблизительно в 1478 году, когда молодой да Винчи находился во Флоренции. Уже тогда гений иначе смотрел на мир, поэтому создал Мадонне простое, юное и не особо красивое лицо. Другие художники рисовали её взрослой и подчеркнуто прекрасной.

Также мастер вышел за рамки портрета, создав жанровую сцену. Младенец Иисус не просто сидит на коленях матери, он играет с цветком, протянутым ею. Это кажется молодой девушке очаровательным, на её губах застывает нежная улыбка, а в глазах ясно читается душевное тепло.

«Мадонна Литта» - фото

«Мадонну Литту» мастер создал в 1490 году. Изображенные на ней персонажи – Мадонна и младенец Иисус кардинально отличаются от тех, которые помещены на картину «Мадонна Бенуа». Теперь девушка выглядит старше, строже. В её глазах, как и раньше, читается любовь и нежность, но от улыбки остался только намёк, а наивность во взгляде уступила место задумчивости. У ребёнка кудри на голове, в то время как Иисус «Мадонны Бенуа» лысый. Художник добавил на новую картину пейзаж за окнами, погружающий в атмосферу спокойствия.