Как стать профессиональным художником самостоятельно. Обращение к основам

Рональд Уилсон Рейган (Ronald Reagan) - 40-й президент США - родился 6 февраля 1911 года в Тампико (штат Иллинойс), умер 5 июня 2004 года в Лос-Анджелесе (штат Калифорния). Президент США с 20 января 1981-го по 20 января 1989 года.

Рональд У. Рейган был - после Дуайта Д. Эйзенхауэ-ра - вторым президентом американской послевоенной истории, который правил два срока. Он ушел с долж-ности, имея высокий общественный авторитет, и значи-тельно способствовал тому, чтобы его вице-президент в 1988 году был избран его преемником. Если следовать комментариям некоторых журналистов, политологов и историков, то никакой другой президент после Фран-клина Д. Рузвельта не осуществил больших перемен в американской политике, чем он. Речь шла о «консерва-тивной революции», и даже о «революции Рейгана». Президент в начале своего первого срока пребывания в должности сам задал тон ударом литавр, когда заявил, что либерализм потерпел полное банкротство и что госу-дарство более не является решением для проблем, а само стало проблемой. Поэтому это дело времени - остано-вить рост государства и повернуть его назад.

Действительно ли при Рейгане состоялась «консервативная революция»? Этот вопрос определил структуру последующей биографии Рональда Рейгана. При этом, прежде всего, следует выяснить, что собственно, надо понимать под «консервативным» или противополож-ностью этого «либеральным». Оба понятия прочно во-шли в повседневный язык, они расплывчаты и считаются ничего не говорящими категориями, но в то же время содержат столько смысла, что могли быть разумно ис-пользованы для характеристики и отличия различных политических содержаний и положений вещей. В то вре-мя, как в Старом Свете либерализм уходит корнями в традицию «государства как сторожа» XIX века и стре-мится к минимальному вмешательству государства в эко-номику и общество, т. е. к государственной воздержанности, в Соединенных Штатах под «либеральными понимается как раз противоположное, а именно, пози-тивная позиция по отношению к активному социальному государству. В отличие от этого в США «консерватив-ный» обозначает принципиальную оппозицию вмеша-тельствам (федерального) государства в экономику и общество и подчеркивает самостоятельность отдельных штатов и коммун и одновременно активную социальную деятельность частных организаций, союзов и учрежде-ний. Конкретнее: в социальной и экономической поли-тике американский консерватизм приближается к таким ключевым словам, как отмена, государственных заказов и расходов, снижение налогов, уравновешенный государственный бюджет, свободная игра рыночных сил и дерегуляция, дебюрократизация и свободная торговля. К этому в сфере социально-моральных вопросов до-бавляется оживление американской семьи и связанных с ней ценностей, а также возврат к «доброй старой мора-ли», а именно: выступление за общую утреннюю школь-ную молитву, против порнографии, гомосексуализма, абортов и преступности на улицах. Понятийно сбивает с толку то, что «консервативный» в международных от-ношениях означает как раз интервенционистскую внеш-нюю политику, «политику силы» и политику сильного государства, конкретно же - борьбу с коммунизмом, Советским Союзом и терроризмом, враждебность к политике разрядки, а также повышение военных рас-ходов.

Когда Рональд Рейган в 1976 году тщетно, а в 1980 году успешно боролся за должность президента, казалось, что общество и политика Соединенных Штатов переставили стрелки на консервативный поворот. Начиная с конца 60-х годов, наблюдатели выборов отмечали, что либераль-ные твердыни разрушались, а консерватизм на основе социально-структурных изменений, наоборот, все более укреплялся. Структурные преобразования наблюдались в американской экономике, а именно: упадок горной промышленности и старой промышленности, производя-щей товары массового потребления, и подъем новых от-раслей промышленности, нефтяной и химической про-мышленности, электронной промышленности, но прежде всего - расширение третичной и четвертичной сферы, разнообразных предприятий бытовых услуг и промыш-ленности культуры и образования.

Результаты выборов 1980 и 1984 года показали, что Рейган смог проникнуть в традиционный оплот избира-телей-демократов и, по сравнению с предыдущим рес-публиканским кандидатом на пост президента, найти большую поддержку у католико-этнических избирате-лей, у организованных в профсоюзы рабочих, женщин, у молодежи и на Юге. Движущая сила коалиции избирателей Рейгана в 1980 и 1984 годах, к которой также принадлежали «демократы Рейгана», складывалась на основе тех социоэкономических и демографических из-менений, которые протекали в стране в 60-е и 70-е годы. Ее пружиной были структурное преобразование, рост экономики, социальный подъем и перемещение современной промышленности в район «солнечного пояса», который простирался от Джорджии на побережье Атлан-тического океана через Техас к Южной и Центральной Калифорнии. К тому же, к коалиции избирателей Рейга-на уже в 1980 году (и особенно четко это проявилось в 1984 году) примкнула группа избирателей, которая до этого выделялась воздержанием от голосования, однако была активизирована консервативной риторикой канди-дата в президенты: белые протестантские «возрожденные» христиане в штатах Юга и Среднего Запада, сплочен-ные в церковные общины, преимущественно баптистские, вокруг харизматичных телевизионных проповедников, таких как Пэт Робертсон или Джерри Фолуэлл (президента «нравственного большинства» консервативно-протестантской организации предвыборной борьбы).

Наряду с преобразованиями в социальной и экономической структуре Соединенных Штатов, в 1980 году су-ществовали также и актуальные причины для победы Рейгана в выборах. Его успех следует оценивать в большей степени как неприятие Джимми Картера , чем как одобрение нового президента. Так критическое положе-ние американской экономики решительным образом определило поведение избирателей. В год выборов ин-декс инфляции составлял 14%, квота безработных 8%, реальный доход рабочих и служащих сокращался. Со-ветская оккупация Афганистана в декабре 1979 года и тегеранская история с заложниками были восприняты как глубокое унижение американской национальной гор-дости. Перед лицом бедственной экологической, соци-альной и внешнеполитической ситуации в США, по край-ней мере, общественность восприняла ее как таковую, возрастал спрос на активное политическое руководство, и Рональд Рейган мог осуществить его намного лучше, чем Джимми Картер. В действительности Рейгана как блестящего участника предвыборной борьбы и опытного политика недооценивали не только европейская пресса, американские журналисты и политические консультан-ты, но и президент Картер. Предубеждение, что респуб-ликанский кандидат является не более чем посредствен-ным актером, не учитывало того факта, что Рональд Рейган в силу своей биографии и политической карьеры был наилучшим образом подготовлен к должности пре-зидента. Это проявилось также в том, как консервативный республиканец сумел превратить свою победу на выборах - 50,7% голосов за него и 41% за Картера - в политический мандат и в первом полугодии своего прези-дентства развил бешеную скорость при принятии поли-тических решений. Предвыборная борьба 1984 года против бесцветного демократического претендента Уолтера Мондейла, впервые выступившего с кандидатом на пост вице-президента женского пола, закончилась победой, при этом Рейган получил 58,8% голосов против 40,5% и 523 голоса против 13 в выборной коллегии. К умениям, которыми должен был располагать современный президент во второй половине XX столетия, чтобы иметь успех, относилось:

    Уметь устанавливать приоритеты, отделять важное от неважного, т. е. знать, чего он хочет, и при этом не упус-кать из виду, чего он может добиться;

    идти на компро-миссы и тем самым устанавливать консенсус, т. е. посту-пать прагматично;

    создавать коалиции и находить большинство в собственной администрации, в Конгрессе и среди общественности, т, е. убеждать людей, располагать их к себе, завоевывать и знакомить со своим обращением, и со своими речами.

Именно эти качества усвоил Рональд Рейган за свою долгую политическую карьеру. Рональд Уилсон Рейган родился, в семье со скромным финансовым положением. Его родители, дедушка и бабушка были ирландского, шотландского и английского происхожде-ния. Детские и юношеские годы он провел в маленьких провинциальных городках Иллинойса, помимо города, где родился, еще в Моимауте, Диксоне и, наконец, в Юерике, где с 1928 по 1932 год посещал колледж. Это был регион Соединенных Штатов на Среднем Западе, где молодой растущий человек превосходно мог усвоить и внутренне почувствовать основы американской идеоло-гии: индивидуализм, веру в то, что каждый сам является кузнецом своего счастья, и глубокий скепсис к централь-ному правительству в далеком Вашингтоне .

После окончания колледжа, Рейган стал спортивным комментатором, сначала один год на маленькой радио-станции в Дейвенпорте (штат Айова), потом на более крупной радиостанции NBC в Деи-Де-Муане того же штата. Это были годы обучения мастерству, за которое Рейган в конечном счете снискал славу «великого коммуникатора». В 1937 году он переехал в Голливуд, где началась его 30-летняя карьера в кино и на телевидении. Для его политического развития также важно было то, что он стал активным профсоюзным деятелем и в 1947 году пре-зидентом профсоюза киноактеров. Эта деятельность на-учила его вести переговоры (также по тарифу) и разви-ла инстинкт, когда следует оставаться непреклонным, а когда следует пойти на компромисс. В 1952 году он же-нился на своей коллеге, актрисе Нэнси Дэвис.

Два года спустя Рейган стал работать по договору в фирме «Дженерал Электрик», чтобы помимо прочего вести телевизионную программу «Дженерал Электрик Театр». В договор входило также то, что 16 недель в году Рейган должен был ездить по производственным отделам предприятия, чтобы выступать на производствен-ных собраниях и таким образом улучшать производ-ственный климат и стимулировать идентификацию слу-жащих с фирмой. Его стандартная речь содержала также и политическое обращение: он подчеркивал значение ин-дивидуума, восхвалял идеалы американской демокра-тии, предостерегал от коммунистической угрозы и опас-ности сильно разрастающегося социального государства. В 1962 году Рейган, первоначально считавший себя демократом в духе Рузвельта, официально сменил свою партийную принадлежность и стал республиканцем.

Не было случайностью и то, что опытный в средствах массовой информации Рейган в 1965 - 1966 гг. баллоти-ровался на пост губернатора именно Калифорнии: здесь, в сравнении с другими штатами, персонализация поли-тика продвинулась далеко вперед, и партии играли от-носительно небольшую роль. Хотя Рейган был известен как сторонник Барри Голдуотера, провалившегося в 1964 году архиконсервативного кандидата в президенты от респуб-ликанцев, он вел умеренную, однако однозначно кон-сервативную предвыборную борьбу. Выступал за воз-вращение к старой доброй морали, к закону и порядку по отношению к волнующимся студентам и университе-там, за сокращение бюджета штата Калифорния и за обратное перемещение ответственности на коммуны и граждан. За 8 лет пребывания Рейгана на посту губерна-тора Калифорнии, в его стиле руководства и в содержа-нии политики выявились многие характерные черты, ко-торые позже характеризовали его президентство. Он возглавлял исполнительную власть как председатель на-блюдательного совета, подчеркивал свои консерватив-ные принципы, умел установить приоритеты, но не вме-шивался в частности администрации и законодательного процесса. Губернатор повторно обращался прямо к из-бирателям, чтобы оказывать, таким образом, давление на обе палаты законодательной власти. В спорных случаях он умел действовать прагматически, заключать компромиссы и находить большинство. Вопреки его консервативной предвыборной риторике за два срока пребывания на посту гу-бернатора повысились налоги, удвоился бюджет штата и не уменьшилось число государственных служащих.

И опять же способности Рейгана как специалиста средств массовой информации и коммуникатора выровняли его путь в Белый дом . Его ловкое выступление как политика-гражданина нашли большой отклик в рес-публиканской партии. После того, как в 1976 году он с 111 голосами (из 2257) на республиканском съезде про-играл президенту Джералду Форду выдвижение, в 1980 году он выиграл 29 из 34 туров и добился успеха на партийном конгрессе.

Большой успех как оратора объяснялся еще и тем, что его риторика основывалась на фундаментальных убеж-дениях. Он был актером с политическими принципами, который умел себя самого и свою политику идентифици-ровать с американскими ценностями и традициями. К его личным качествам относились спокойная уверенность в себе и оптимизм.

Его энергичная манера и целая лавина кадровых и политических деловых решений в первые месяцы после избрания усилили впечатление общественности, что с вступлением в должность нового президента пришел по-литический поворот, даже разразилась «консервативная революция». Что, прежде всего, удалось Рейгану, так это восстановить утерянную веру в институт президента как институт, в котором формируется и проводится нацио-нальная политика. В одном интервью с «Фоген» прези-дент объяснил, что метод его руководства состоит в окру-жении себя выдающимися личностями, сохранении авторитета и невмешательстве, пока его политика прово-дится правильно. Действительно, президент был отклю-чен от ежедневного административного хода событий, что сначала превосходно функционировало, но на вто-ром сроке привело к скандалу Иран - контрас, который ясно показал, что президент не является больше хозяи-ном Белого дома.

Насколько блестяще Рейган и его ближайшие совет-ники были подготовлены к президентству, показала их кадровая политика 1980 - 1981 гг. Особое внимание уде-лялось тому, чтобы ниже уровня кабинета стояли по-сланники президента, которые преследовали политику Белого дома. Этих высокопоставленных чиновников, пе-ред тем как они пошли в свои министерства, по-настоя-щему тренировали доверенные Рейгана. 300 важнейших кадровых назначений базировались на критерии партийной принадлежности, такого не было с 1960 года: более 80% всех вновь назначенных были республиканцами, только 3% демократами (среди них такая консерватив-ная женщина, как посол Объединенных Наций Джин Киркпатрик). И в этой сфере второй срок президентства наметил перелом, коррупция играла все большую роль. До конца 1986 года более 100 членов администрации Рей-гана были уволены по этой причине или находились под обвинением.

В первый срок пребывания в должности, президент был окружен двумя кольцами советников. Внутреннее кольцо составляло так называемая тройка, а именно: Джеймс Бейкер как начальник штаба, Эдвард Миз - шеф кабинета, и Майкл Дивер, ответственный за связи с об-щественностью. Второе кольцо состояло из тех, кто до-кладывал тройке, но сам не имел доступа к президенту. В 1980 году под руководством Миза было образовано 7 комитетов кабинета, чтобы таким путем привязать чле-нов кабинета к Белому дому и избежать ошибок адми-нистрации Картера, когда члены кабинета публично спо-рили друг с другом. В апреле 1985 года эти 7 комитетов кабинета были переоборудованы в 2, а именно: совет по внутренней политике и совет по экономической полити-ке. Члены кабинета теперь, однако, все больше игнори-ровали соглашения, принятые в этих советах. Прямо в начале президентства Рейгана был упрощен бюджетный процесс внутри исполнительной власти, централизован и политизирован в ведомстве по менеджменту и бюджету под руководством Дэвида Стокмана. Вообще, админис-тративно-организационные мероприятия в органах ис-полнительной власти после 1980 - 1981 года были направ-лены на то, чтобы централизовать власть в Белом доме и программно привязать политических чиновников, воз-главляющих учреждения. Во время второго срока прези-дентства Рейгана эта концепция обернулась сверхцентра-лизацией вследствие того, что место тройки занял один-единственный человек Дональд Рейган, который был менее компетентен, чем его предшественники, и не способен к коллективному руководству. Энергичная и честолюбивая первая леди Нэнси Рейган также явно все больше влияла на план-график своего мужа, при этом она привлекала гороскопы и доверяла советам астроло-гов. Авторитет президента и его института страдал из-за аферы Иран - контрас, краха биржи в октябре 1987 года и стремительно возрастающего дефицита бюджета и внеш-ней торговли. Начальник штаба Дональд Рейган вынуж-ден был, в конце концов, уйти в отставку и был заменен политически опытным бывшим лидером республиканского большинства в сенате Говардом Бейкером.

В Белом доме в законодательном бюро по связям, Рей-ган собрал профессиональную команду, которая во гла-ве с Максом Фридерсдорфом вначале чрезвычайно эф-фективно умела обходиться с парламентом. Удалось создать в обеих палатах независимую от партии коали-цию голосования, которая поддерживала экономическую и социальную политику Рейгана, но, прежде всего, его проекты бюджета. С самого начала Рейган и его сотруд-ники умело связали друг с другом прямое воздействие на Конгресс и косвенное давление на парламент посред-ством мобилизации общественности. Первые 6 месяцев правления Рейгана были отмечены захватывающими дух успехами в Конгрессе. Однако эта коалиция голосова-ния распалась скоро вследствие грозящего дефицита бюд-жета и начинающегося глубокого экономического кризи-са. Во второй срок своего президентства Рейган старался сохранить успехи голосования первых лет. В действи-тельности Конгресс, в котором с 1986 года в обеих пала-тах снова большинство составляли демократы, все боль-ше определял содержание политики. Рейган вовсе не стал самым преуспевающим законодателем после Фран-клина Д. Рузвельта и Линдона Б. Джонсона , как это утверждала легенда, созданная консервативными жур-налистами в первый год президентства Рейгана. Более того, он занимает предпоследнее место среди семи прези-дентов с 1953 года относительно поддержки в Конгрессе.

Больше Рейган преуспел в размещении своих предпо-читаемых кандидатов на судейских стульях федерально-го суда. Однако в силу конституционно-правового обя-зательного согласия сената при назначении судей президент вынужден был вести очень осторожную прак-тику, как показало неудавшееся выдвижение Роберта Борка в Верховный суд. Тем не менее, Рейгану удалось заменить новыми лицами почти половину всех судейских мест в окружных и апелляционных судах, а также 3 из 9 мест в Верховном суде. Большинство этих юристов были консерваторами, но вовсе не обязательно догмати-ками, и уж тем более они не были закоснелыми идеоло-гически.

Ударом в литавры Рейган возвестил о начале своего президентства, и его первоначальные успехи в экономи-ческой и социальной политике в Конгрессе производили впечатление «консервативной революции». Однако и здесь следует различать два срока пребывания в должности, а также 2 президентства. Конгресс функционировал как либеральный тормозной кондуктор, так что консерва-тивная политика Рейгана не могла быть осуществлена в неразбавленном виде.

Ядро провозглашенной революции Рейгана составля-ла «рейганомика», ориентированная на предложение эко-номической программы, которая понималась как ответ на экономические проблемы 70-х годов. Согласно ей, дол-жны были быть значительно снижены налоги, предложе-ны возможности амортизации и вычеркнуты или упро-щены, препятствующие инвестициям государственные предписания, чтобы вызвать рост экономики. Потери до-ходов должны были быть краткосрочно предотвращены экономией на социальных программах, а долгосрочные - покрываться увеличением доходов из расширяющего-ся народного хозяйства - и все это при уравновешенном бюджете. Было совершенно ясно, что здесь возникнут целевые конфликты, тем более, что одновременно долж-ны были значительно возрасти оборонные расходы.

Рейган действительно добился принятия основных по-ложений своей экономической программы с утверждени-ем бюджета на первое полугодие 1981 года. Было реше-но сократить налоги на 25%, 5% в первом и по 10% в два последующих года. С 1985 года налоги были индексиро-ваны с темпом инфляционного роста цен, так что за обесцениванием денег не следовало больше автоматичес-ки повышение реальных налогов. Налоговая квота дей-ствительно снизилась для большинства налогоплатель-щиков. Однако, не в последнюю очередь перед лицом угрожающе растущего дефицита бюджета, еще при Рей-гане было предпринято 13 повышений налогов, которые отменили почти четверть сокращений налогов. К этому прибавилось повышение взносов по социальному страхо-ванию, В общем, налоговые поступления как процент совокупного общественного продукта снизились за время президентства Рейгана с 20 до 18,6%, что примерно соот-ветствовало доле сразу после второй мировой войны.

То, что «консервативная революция» не состоялась, нагляднее всего демонстрирует тот факт, что объем феде-рального бюджета при Рейгане постоянно возрастал, а именно, с 699,1 миллиарда долларов в 1980 году до 859,3 миллиарда долларов в 1987 году (соответственно стои-мости доллара в 1982 году). Если даже не принимать в расчет военные расходы, то бюджет в этот период вырос с 535,1 до 609,5 миллиарда долларов. При этом дефицит государственного бюджета временами полностью уходил из-под контроля и достиг в 1986 году рекордной высоты в 221 миллиард долларов. В этом дефиците государ-ственного бюджета вследствие снижения налогов и од-новременно повышения расходов был повинен сам пре-зидент, который, как консерватор, твердо придерживался принципа уравновешенного государственного бюджета и хотел его видеть закрепленным в конституции.

Сокращений социальных программ было давно недо-статочно, чтобы удерживать разрастающуюся дыру в бюджете. Характерно, что сильнее всего сокращены были те программы, которые касались самых бедных и хуже остальных организованных групп населения, которые к тому же принимали наименьшее участие в выборах пре-зидента или в Конгресс. Продовольственные карточки были отменены, и пособия для матерей-одиночек значи-тельно сокращены. Одновременно социальные програм-мы, полезные для среднего слоя, остались почти неиз-менными, так же как и пенсионное страхование и связанное с ним страхование на случай болезни. При Рейгане в американском обществе произошла поляриза-ция между бедными и богатыми, перераспределение в пользу богатых, в то время как одновременно увеличи-лось число тех, кто жил ниже границы бедности.

Из-за протеста Конгресса потерпела неудачу самая крупная программа децентрализации в истории западной демократии, «новый федерализм» Рейгана, которая имела целью как значительное сокращение федеральных отчислений, так и «обратный» перевод социально-госу-дарственных задач и одновременно налоговых ресурсов на отдельные штаты. Сокращение федеральных субси-дий штатам было, значительным в сфере жи-лищного строительства и городского развития. Темпы роста федеральных средств, в штатах номинально замедлились уже при администрации Кар-тера, реально же в результате высокого темпа инфляции даже снизились. Годы президентства Картера, могут рассматриваться как переходный период к «ново-му федерализму» Рейгана. Это также относится к сфере политики дерегуляции: здесь отмена предпринятых в федерально-государственном масштабе ограничений кон-куренции в воздушном и автомобильном сообщении на-чалась еще при Картере и была продолжена при Рейгане упразднением положений о защите окружающей среды и об охране труда.

Администрация Рейгана успешно боролась с инфля-цией и безработицей. Индекс инфляции снизился с 12,5% в 1980 году до 4,5% в 1988 году. Квота безработных в этот же период опустилась с 7 до 5,4%. Было создано 18 миллионов новых рабочих мест, хотя многие места приходились на группу с самым низким доходом. При этом не следует забывать о том, что экономический подъем следовал за тяжелым спадом 1981 - 1982 гг. (с квотой безработных в 10%) и что стремительно, почти драмати-чески возрастал внешнеторговый дефицит.

Совершенно в духе консервативной политики было огромное повышение военных расходов, направленных против Советского Союза, вступление которого в Афга-нистан было соответственно инструментализировано. Так-же и здесь, еще при Картере, началась беспримерная программа вооружения, которой нужно было встретить советскую угрозу, поставить на место «империю зла» (так Рейган публично назвал Советский Союз). Прези-дент предоставил также полную свободу действий сек-ретным службам, особенно ЦРУ под руководством Уиль-яма Кейси, в стимулировании сопротивления в сфере советского влияния и в поддержке антикоммунистичес-ких партизанских сил в «третьем мире». В этой поли-тике сначала, казалось, не было места для разоружения и контроля вооружений. Только после того, как амери-канский военный вес повысился по отношению к Советскому Союзу - прежде всего благодаря начавшемуся с 1983 года размещению ракет средней дальности в Запад-ной Европе, Рейган смог во время своего второго срока пребывания на посту президента вести с Советским Со-юзом переговоры с позиции силы. Последовали 4 конфе-ренции на высшем уровне, заключение договора о РСМД, успехи в ограничении стратегических вооружений и в обоюдных внешних инспекциях. Однако уже в 1982 году в Конгрессе образовалась широкая коалиция, которая сначала урезала наполовину требуемый президентом темп роста в военном бюджете, а с 1984 года полностью ис-ключила его. Из-за высоких темпов вооружения, резко изменилось общественное мнение, и тревога за огромные дефициты бюджета, которые привели к взрывообразному росту государственных долгов, все больше определя-ла все области политики, в том числе и политику оборо-ны. За другими исследованиями остается право выяснить, была ли программа вооружения администрации Рейгана действительно направлена первоначально против Советского Союза или, как предполагает Э.О. Чемпил, долж-на была сознательно служить рычагом для ликвидации американского социального государства.

Внешняя политика Рейгана являлась уклончиво анти-коммунистической, как она проявилась не только по отношению к Советскому Союзу, но и в ее первоначаль-ных идеологически-закоснелых чертах также и по отно-шению к Центральной Америке и особенно к сандинистам в Никарагуа. То, что при Рейгане осуществлялась политика разрядки, относится к парадоксам его прези-дентства. Борьба за власть с Советским Союзом была выиграна, потому что пришедший в 1985 году к правле-нию Михаил Горбачев, закончил свою экспансионист-скую мировую политику и, благодаря реформам, при-близил конец Советского Союза и Варшавского договора. Рейган прикрепил, правда, эту победу на свой флаг, однако она была в большей степени подарена Горбаче-вым, чем завоевана. Остальные достижения во внешней политике происходили, в основном, посредством симво-лических акций, как, например, вторжение на малень-кий остров Гренада в 1983 году, которое должно было положить конец влиянию Кубы на Карибском море, и воздушная бомбардировка Ливии в 1986 году как мера наказания обвиненной в терроризме страны. При этом американская внешняя политика в основном осталась гибкой и прагматичной, как показал быстрый вывод американских войск из Бейрута после покушения с применением бомбы, в котором было убито 200 американ-ских солдат. Как раз в сфере внешней политики конку-рировали различные политические институты, такие как Совет Национальной Безопасности, министерство инос-транных дел, министерство обороны, ЦРУ и сотрудники Белого дома. Именно эта ситуация сделала возможной аферу Иран - контрас, о которой стало известно в 1986 году благодаря иностранным сообщениям в прессе. Вопреки возражениям министра иностранных дел Джорджа Шульца и министра обороны Каспара Вайнбергера, США тайно поставляли оружие и боеприпасы Ирану, который с 1980 года вел войну против Ирака. Целью было, таким образом, освободить американских граж-дан, которые удерживались Ираном в качестве заложни-ков, что, однако, удалось в одном-единственном случае. Прибыли от сделки с оружием, очевидно по инициативе подполковника Оливера Норта, который был сотрудни-ком Совета Национальной Безопасности в Белом доме, использовались ЦРУ для поддержки никарагуанских контрас, ведущих партизанскую войну против сандинистского правительства. Конгресс расследовал эти неле-гальные и противоречащие конституции действия в 1986 и 1987 гг., но не смог доказать непосредственного учас-тия в этом президента. Учитывая травматический опыт уотергейтской истории, Конгресс опасался процесса по смещению с должности все еще популярного президента, который восстановил веру Америки в себя. Демократи-ческий депутат Шредер говорил в этой связи о «тефлоновом президентстве» Рейгана, с которого соскальзы-вают все плохие известия.

Характерным для политического прагматизма Рейга-на было то, что он демонстративно держался в стороне от социально-моральных вопросов, как, например, допуск утренней молитвы в государственных школах или запрет абортов. Вопреки настоянию своих христианско-консервативных сторонников он ограничивался риторическими высказываниями, но не проявлял конкретной инициати-вы. Эмоции, таящиеся в этих конфликтных вопросах, могли бы легко привести к поляризации и поставить под угрозу экономическую и социальную политику в Кон-грессе. В конкретной политике эти социально-моральные вопросы, которые характеризовали определенные кон-сервативные позиции, не имели для Рейгана приоритета.

Президентство Рейгана было отмечено парадоксами: как консерватор президент создал большую в американ-ской истории гору долгов. Несмотря на принципиаль-ный поворот «рейганомики» против заклейменного как «социалистическое» кейнсианства, с помощью вооруже-ния была создана массивная инвестиционная программа, которая по своему экономическому воздействию своди-лась к «военному кейнсианству». Если в начале своего президентства Рейган видел в Советском Союзе еще «империю зла», то в 1987 - 1988 гг. взаимопонимание с этой страной стояло на переднем плане. Хотя Рейган способствовал убеждению общественности в том, что федераль-ное правительство неспособно решать актуальные про-блемы, он, однако, оживил институт президента и показал, что политическая система реагирует на президента.

Сами противоречия и целевые конфликты, заложен-ные в рейгановском консерватизме, содействовали его крушению. То, что консервативная претензия, как ее риторически блестяще представил Рейган, не осуществи-лась, проявляется во многих аспектах: социальное госу-дарство «нового курса» по-прежнему существовало, кон-цепция Рейгана «новый федерализм», по существу, провалилась. Социально-моральные вопросы, стоящие на самом верху повестки дня «новых правых», не были приняты Рейганом. В вопросах гражданских прав, эман-сипации женщин и контроле за рождаемостью, американ-ская общественность осталась либеральной.

Число федеральных чиновников с 1980 по 1987 год возросло на 3%. Если в предвыборной борьбе 1980 года Рейган обещал ликвидировать министерства энергетики и образования, то это обещание не только не было вы-полнено, но и было создано еще одно министерство по делам ветеранов. Вместо запланированных 11 министерств, в конце президентского срока Рейгана существовало 14 министерств, федеральное правительство не сократилось, а увеличилось. Также и в партийной системе и в общественном мнении в 80-е годы не наблюдалось консерва-тивного перелома: демократическая партия господство-вала в палате представителей и в большинстве штатов.

Что изменилось при Рейгане и что создавало види-мость «консервативной революции», так это темы, стоя-щие в центре политической дискуссии. Эти изменения, как метко подметил Курт Л. Шелл, были равны смене образцов. Что выставлялось для дискуссии, так это была экспансия социального государства, критически выясня-лись его объем и его функции. Что политический дух времени изменился еще при Картере, видно по тому, как беззаботно прежде либеральные демократы присоедини-лись к политике экономии и дерегуляции.

При подготовке материала использовалась статья Петера Лёше "Президент "консервативной революции".

Знай, мой дорогой читатель, что ты не первый, кто встал на этот путь, и пытаешься добиться успеха. На протяжении всего существования человечества, информация о законах жизни фиксировалась и передавалась из поколения в поколение, чтобы мы не изобретали колесо каждый раз.

Используй эти тайные знания, накопленные тяжелым трудом и проверенные временем! Изучай, анализируй и делай выводы!

Думаю, после такого эпичного вступления, можно начать рассказ 10 советов как стать великим :

1. Не суди по себе!

Есть поговорка «каждый судит в меру своей распущенности». Да, тут не поспоришь, жизнь показывает, что большинство людей оценивают происходящее вокруг лишь исходя из собственного и правильного, как им кажется, мнения.

Наша задача — не быть как все. Всех великих людей обвиняли в инакомыслии. Они якобы противоречили законам логики, переступая через свои принципы и стремясь к созданию идеала. Постоянно недовольны своей работой, творцы создают такую работу, которая нравится абсолютно всем.

Вывод:

Профи делает свою работу такой, которую оценивают положительно большинство. Аматор делает работу и пытается заставить всех дать ей высокую оценку.

2. Равняйся на лучших!

Изучай биографии известных людей. Сравнивай с собой и анализируй. Для этого уже созданы все условия, осталось только взять их. Рекомендую начать с изучения описания в Википедии великих художников .

Заметь, про обычных людей там не пишут! Лишь только потому, что сказать о них нечего. Они не добились успеха, не творили шедевры искусства, не изменили мир. Их жизнь скучна и сера (ну может быть разбавлена мелкими шалостями в виде пьянки в баре, или покупкой нового телефона с сенсорным управлением). Что об этом можно написать?

Вывод:

Перестань бояться оказаться одиноким на вершине славы. На самом деле ты будешь там не один, таких как ты много! И вместе с ними двигайся вперёд, оставляя позади всех, чьи мысли не о вечном , а о повышении заработной платы в следующем квартале.

Твоё личное мнение очень ценно. Настолько ценно, что я настоятельно рекомендую беречь его при себе, и ни с кем им не делится! Что я имею в виду? Сейчас объясню. Когда я нарисовал картину, решил показать её нескольким людям. Но я поступил как «простой» человек и показал тем, кто оказался ближе, вместо того, чтобы посоветоваться со специалистами.

Что из этого получилось? Я услышал 10 абсолютно одинаковых мнений , состоящих из одних и тех же предложений. А именно: «мне нравится » или «ну молодец, неплохо ». Что могут сказать люди о творчестве, не знающие процесса самого создания картины? Даже если кто-то из моих друзей читал об этом и выдаст парочку умных предложений типа:

«Да неплохо, здесь вижу колорит, неплохо играешь цветами, а тут я бы добавил немного ярких красок »

«Нет, ты знаешь рисунок плохой, переход цветов не естественный, тебе еще учится и учится » —

Разве это будет объективной оценкой моей работы? А доказывать им, что они правы или нет, смысла не имеет .

Во-первых, это ничего не изменит, ведь как мы уже знаем из первого совета все люди судят по себе. А во-вторых, если они не будут согласны с моим мнением, может назреть конфликт. В итоге я потеряю не только хорошее настроение, но и желание творить, душевное равновесие, возможно даже и друга. Этого ли мы добивались? Нет! Поэтому уважайте чужое мнение !

Тот, кто смотрит, как зритель имеет право критиковать и хвалить. Если твоя цель получить комментарий к своей работе лучше обратись к профессионалу, или к коллеге по рисованию. Он не только тебя поймет, но и подскажет, как сделать лучше, поскольку он знает процесс рисования из середины.

Никогда не обижайтесь на оскорбления со стороны большинства: если обезьяны научились разговаривать, это не значит, что они говорят правду.

Вывод:

Критику о своем творчестве лучше слушать от людей знающих процесс рисования . А все остальные комментарии оставь их владельцам, относись к ним терпеливо, ибо они не знают и капли того, что необходимо для создания шедевра. Лучше скажи им «Спасибо » за то, что потратили свое время, созерцая твоё полотно.

Ты, мой читатель, как никто другой знаешь, что значит «творческие муки ». Муза тётушка капризная. За ней надо бегать, ей надо понравиться. Иначе она не обратит на тебя внимания. Надо использовать каждую , чтобы выжать из себя максимум. Если брезговать и ждать лучшего момента, он может не прийти больше. А на что мы тратим своё время? Если не на себя, то на других, окружающих.

А что могут дать тебе окружающие? Они мелькают перед твоими глазами со своими проблемами, своей жизнью. Им вовсе не интересно, что ты делаешь, что значит творчество. Их интересует, где купить дешевле и продать дороже. (Хотя кто-то это тоже называет искусством, так что вопрос таки спорный). Какие у них дела? Что еще их интересует:

  • Кто станет следующим президентом;
  • Когда повысят зарплату;
  • Почему повысили плату за коммунальные услуги;
  • Пойти выпить пива и посмотреть зомбоящик;

Продолжать этот список можно бесконечно. А где тут творчество? Разве они что-то создают? Нет, это банальное мышление толпы. Животное существование. Стремление к созданию «прекрасного » своими руками им не интересно. Ты хочешь быть как все?

Вывод:

Стремись общаться с людьми, имеющими больше опыта и знаний чем ты. Обычными повседневными проблемами чужих людей можно интересоваться только из вежливости, спросив «как дела » или тому подобное.

Пусть чужие повседневные проблемы не стают для тебя приоритетами жизни, и поводом для обсуждения. Углубляйся в себя , и становись лучше!

«Если я остановлюсь, то умру»

А.Миронов

На вид покажется вопрос спорным, но сейчас я попытаюсь объяснить, что имею в виду. В процессе работы над собой ты узнаешь много вещей, которые до сих пор небыли доступны. Возможно, в силу ограниченности информацией, или от собственной лени. Суть не в этом. Важно помнить: сколько бы ты не пытался достичь совершенства, всегда будет возможность «добавить еще немного ». Двигаясь постоянно по небольшим ступенькам вперёд, ты достигнешь высот, недоступных обычному уму.

Если тебе захочется остановиться – никогда не говори «Я достиг совершенства, лучше уже не будет ». Сделай перерыв и берись с новыми силами за любимое дело. В давние времена считали, что земля плоская и держится на трех китах. А как обстоят дела сегодня? Могли ли наши предки подумать, что за каких-то пару сотен лет мы будем пользоваться нанотехнологиями, создавать микропроцессоры и клонировать живых существ. Совершенству нет предела !

Вывод:

Ищи новые пути развития. Не зацикливайся, не страдай фигней! Ты всегда можешь взять намного больше, чем тебе дают. (Информацию пытаются скрыть от человечества, ведь не могут все быть художниками, кто-то должен стоять у станка.)

Это еще не конец! Мы уже на полпути к тайным знаниям.

_____________________________________________________________________

Внимание!

Еще под конец этой части я хочу затеять одну игру! Наш сайт посещает очень много людей, интересующихся рисованием. Мне очень интересно сколько на бывает «профи» художников и «аматоров» — любителей рисовать. Предлагаю выяснить это прямо сейчас!

  • Если Ты супер рисуешь и считаешь себя художником ставь в комментариях +1 Художник !
  • Если Ты просто любишь рисовать — ставь +1 Аматор !

Правила простые, каждый следующий участник ставит цифру больше на единицу . Второй пишет художник +2 третий: художник +3 и так далее, аналогично и с аматорами. Я начну! Поехали!

1. Потрудитесь и выучите основы рисования (композицию, перспективу, анатомию/фигуру, теорию цвета, объем/свет, и т.п.). Вы не можете называть себя знающим художником, пока действительно не станете таковым. В идеале, вы не просто должны знать эти основы, а в совершенстве владеть ими. А когда овладеете, будете не просто знающим, а уверенным и авторитетным художником. Это относится не только к новичкам, но также и к продвинутым и профессиональным деятелям искусства. У многих опытных художников есть слабые места – например, один может отлично рисовать натюрморты и пейзажи, однако в знаниях анатомии и форм человеческого тела он может оказаться нулем. Можно многому научиться, улучшив свои базовые знания и навыки. У меня точно есть такое слабое место, над которым стоит поработать.

2. Расширяйте кругозор. Если вы любите аниме/мангу, комиксы с супергероями, фото-реализм, или любой другой специфический художественный стиль, и еще не пробовали применить или еще не открыли для себя другие направления, стили, культуры и времена художественного искусства, то вам стоит расширить свой кругозор. Узкое виденье деструктивно и делает из художника серую массу, которая не в состоянии выйти за рамки установленных шаблонов. Смешивать разные стили и направления куда лучше и интереснее.

3. Не будьте бездумным художником.
Думайте о том, ЗАЧЕМ вы создаете. Рисовать «крутую фигню» и «горячих девочек» - ваш единственный интерес? Вам вообще есть, что сказать, будучи представителем человеческого рода, в этом многослойном обществе? Может все, что вы творите – лишь бессмысленный мусор? Если вы работаете только на самый нижний уровень удовлетворения, никогда не задумываясь о более высоких понятиях, как интеллект и эмоции, возможно, сейчас самое время копнуть глубже! У вас есть душа – так пользуйтесь ей. Дело не в том, чтобы просто «копать» - дело в качестве! Например, кино-шедевр отличается от полнометражного и короткометражного фильма из жанра научной фантастики/фэнтези/ужасов тем, сколько любви и души вложил автор в его сценарий.

4. Не надо копировать реальность – для этого есть камера. Как художники, у нас есть власть стилизовывать, подчеркивать, упрощать, выборочно детализировать, идеализировать, создавать абстракции и сюрреализмы – было бы обидно не использовать имеющуюся власть. Мне было бы приятнее смотреть на работу художника, который на полотне оставил след своей ступни, чем на картину, почти ничем не отличающуюся от фотографии. Мне намного больше интересны такие художники, как Джон Сингер Сарджент, Хоакин Соролла, Ричард Шмид, Густав Климт, Николай Фехин и др., чем художники с такими зажатыми мрачными картинами, в которых убита вся жизнь, экспрессивность и естественность (если ваша работа предполагает фото-реализм, то работа есть работа. Но что же в вашим творчеством?).

5. Отполированность – последнее, о чем стоит думать. Свободные или четкие линии кисти, наброски или простые линии – ваш выбор. Намного важнее внутренняя структура и базовые знания. Доведение до идеала – бесконечный процесс, который постоянно меняется и развивается. Хороший художник должен уметь использовать разные виды работы с рисунком, а не брать один и пользоваться только этим методом. Чаще экспериментируйте с разными методами и стилями, как повара экспериментируют на кухне с ингредиентами. Следуя этому совету, вы в итоге сможете интуитивно подходить к этому делу, и сможете затем сами определять, какую технику лучше использовать при рисовании того или иного рисунка, над которым работаете.

6. Голой практики не достаточно – нужно практиковать с умом. Рисовать каракули в альбоме – не умно. Вы должны достигать того, чего еще не умеете, а не делать то, что уже можете делать даже с закрытыми глазами. Относитесь к этому, как к научному эксперименту с четким планом, который нацелен на достижение определенной цели. Анализируйте ошибки. Избегайте пустой траты времени на то, что не служит вашей цели. Наблюдайте, анализируйте, и понимайте структуры и схемы – физические законы нашего мира (свет, тени, цвета, фактуру тканей, и т.д.), или создавайте методы, которые приносят наилучшие результаты (использование контраста в цвете, насыщенность, формы с разными краями, и т.д.).

7. Будьте реалистами в своих ожиданиях. Рим был построен не за один день. Требуются годы усердных тренировок и умных тренировок, чтобы стать профессионалом в своем деле. Изрисовав альбом или два, вы не станете на ступень выше – для этого нужно намного больше. Художники не просто тренируются, рисуя десятки голов, и потом получают отличный результат – они рисуют сотни и тысячи голов годами, и делают все обдуманно – они изучают строение скелета и мышцы, мимику, условия освещения, возраст, отличительные особенности каждой расы, и т.д. И это только голова. Дорога, ведущая к становлению художником, в реальности похожа на путь творческого поиска себя.

8. Учитесь воспринимать критику. Художник, живущий в окружении людей, всегда будет получать комментарии в адрес своих работ, и если он не может воспринимать критику, он будет жалким подобием художника. Воспринимайте критику как необходимое составляющее ваше развития и роста. Если вам делают и положительные и отрицательные замечания, будьте благодарны за них. Уязвленное эго должно стремиться стать сильнее и расширять свои взгляды. Если вы не видите дальше своего уязвленного эго, оно вас погубит. Пока вы еще новичок, возможно, вы не услышите более полезных советов, кроме как «учите основы!», и это все из-за вашего уровня, чтобы вы ни делали – все не так. Продолжайте упорно учить основы, и вы повысите свой уровень.

9. Будьте всесторонне образованными. Изучайте мир, в котором живете – историю, политику, религию, экономику, науку, литературу, музыку, фотографию, кино, и т.д. Вы удивитесь, как все в мире взаимосвязано. Чем больше вы понимаете о мире, в котором живете, тем лучшим художником вы станете. Поддерживайте крепкие отношения, потому что семья, друзья и возлюбленные формируют в нас яркие эмоции, которые мы можем использовать в своем творчестве. Интеллектуально и эмоционально неразвитый человек не много может предложить миру, как творец искусства. Мыслите открыто, будьте общительны и образованны.

10. Вы можете подходить и не подходить на роль художника. Люди разные, и не все обладают способностями, чтобы стать художником. Если вы не обладаете терпением, не усидчивы, быстро теряете концентрацию, легко раздражимы, не мотивированы, не амбициозны, не умеете воспринимать негативную критику, а просто хотите рисовать в свое удовольствие и не быть никому должным… и т.п., тогда вы, скорее всего, не преуспеете в жизни как художник. И это относится ко всем людям – не только к творческим.

Люди разные, как в физическом, так и в ментальном плане, и мы обладаем разными потенциалами и разной степенью склонности к той или иной деятельности. Если у вас есть склонность к искусству, это еще не значит, что вы станете хорошим художником – все зависит от вас, вашей готовности учиться и расти, и от того, насколько вы можете отсеивать лишнее, и концентрироваться на самом важном. И что не мало важно, вы должны наслаждаться процессом обучения и собственного роста. Но если вы ненавидите каждый шаг, который приходится для этого делать, возможно, вы попусту питаете себя идеей, что хотите стать художником, но вы не совсем подходите на эту роль. Запомните, хотеть стать кем-то и подходить на эту роль – не всегда одно и то же.

Это как некоторые стоят в сторонке, наблюдая, как танцоры рвут танцпол, и мечтают делать то же самое - они также любят двигать телом под музыку. Но стоит им реально оценить усилия, которые необходимо приложить для этой цели, они отпускают эту идею, потому что для них это слишком сложно. Проще говоря, они хотят, но не готовы для этого. А есть такие, кто наслаждается процессом изнурительных тренировок, и чья страсть выходит далеко за пределы простого желания, и они неразрывно связывают эти тренировки с болью и усталостью, но знают точно, что в итоге их ждет победа – это те, кто живет сценой. Дорога к становлению хорошим художником – почти такая же. Вы должны пройти через путь, полный разочарований, ошибок, опухших глаз и мозолей на пальцах, длительного отсутствия прогресса, сомнений в себе и своих силах, одолевающих ненависти и зависти к таланту и достижениям других, чтобы в итоге стать тем, на кого буду смотреть, и говорить «замечательный художник!».

Нужно не просто хотеть чего-то, а упорно двигаться к своей цели. Или же оставайтесь просто любителем, занимайтесь тем или иным делом как хобби, или выберите что-то другое, что будет больше вам соответствовать. Это не обязательно плохо, потому что вы с таким же успехом можете обрести счастье, просто наслаждаясь работами того или иного художника, вместо того, чтобы пытаться стать таким же, как он. Потому что быть любителем не предполагает никаких жертв или годы мук и разочарований, только чтобы потерпеть неудачу. Никто вам не скажет, сможете вы с этим справиться или нет. И вы сами этого не узнаете, пока не пойдете до конца. Некоторые люди тратят годы, чтобы стать достойными представителями своего дела, но не дотягивают, и останавливаются по той или иной причине. Некоторым хватает недели, чтобы понять, что все не так здорово, как казалось. Другие подходили очень близко к тому, чтобы стать профессионалами в своем деле, но останавливались, считая и достигнутого достаточным, и посвящали себя другим жизненным целям (да и никто не говорил, что рисование – самая привлекательная деятельность искусства – существует множество других интересных областей – музыка, режиссура, письмо, кулинария, роспись ткани, и т.д.). Здесь нет правильного или неправильного выбора. Вы сами выбираете свой путь, и пока вы чувствуете, что занимаетесь нужным для вас делом, вы на правильном пути (если только это не вредит окружающим).

Большинство представляет мир художников глубоким, полным захватывающих событий и эмоций и, несмотря на все внутренние споры художника с самим собой, относительно безмятежным и простым. Но мало кто понимает, что за завораживающими картинами и общей иллюзией легкой жизни стоят часы упорной и кропотливой работы. Даже величайшие мастера художественного искусства не могли похвастаться способностью быстро и легко создать шедевр. И ни один из них не начал создавать великолепные картины, лишь взяв в руку кисть или карандаш.

Достаточно распространено мнение, что научиться рисовать может каждый. И это правда. Но вот только выдающимся художником человек, умеющий рисовать, но не имеющий таланта, вряд ли станет. Поэтому можно сказать, что первым и главным качеством, которым вы должны обладать, является талант .

И если вы считаете, что являетесь обладателем такого дара, и что у вас есть творческий потенциал, то давайте перейдем к сути.

1. Найдите курсы

Многие сейчас, прочитав этот пункт, надменно хмыкнут, подумав, мол, сегодня и так есть масса материалов, по которым я сам/сама могу научиться. Но мы советуем немного поубавить спесь и прислушаться к этому совету.

Никто не спорит, что сегодня интернет дарит нам возможность обучиться буквально всему. Но для начинающего художника очень важно, чтобы его работы смотрел профессионал. Потому что изобретая колесо и понимая в ходе работы, какие ошибки вы совершили, вы потратите очень много времени на совершенствование своих способностей. А, возможно, вы эти ошибки и вовсе не обнаружите, и будете думать, почему же ваши работы не имеют успеха. Профессионал сразу обнаружит совершенную ошибку и укажет вам на нее. А еще подскажет, как ее исправить и даст много полезных советов.

И это минимум, который вам дадут занятия с профессионалом. Поэтому не стоит пренебрегать возможностью овладеть художественным искусством как можно быстрее.

2. Изучайте литературу

Да, художникам тоже нужно учить теорию. Вам придется прочесть определенное количество книг, чтобы иметь представление о цвете, фигуре, гармонии и многом другом. Вот несколько книг, которым стоит уделить внимание:

1. Наброски и учебный рисунок

Эта книга, раскрывающая основы обучения в классических художественных академиях, будет очень полезна для начинающих художников. Наброски важнее для развития навыков и совершенствования техники, чем полноценные картины. Автор изложил в своей книге свой опыт по выполнению набросков, и этот опыт будет несомненно полезен для тех, кто всерьез хочет овладеть художественным искусством.

2. Наука о цвете и живопись

Эта книга расскажет о цвете с научной точки зрения. С ее помощью вы изучите и поймете, что такое то, полутон, контраст и многое другое; в чем заключается сила и особенность цвета и что такое цвет в целом.

3. Золотое сечение в живописи

Гармония и пропорции очень важны в живописи. Поэтому данная книга просто обязательна к прочтению. Использование золотого сечения – это одна из причин, по которой картина может стать шедевром.

4. Карандаш. Искусство владения техникой

В этой книге Поль Калле рассказывает все о своем самом любимом инструменте – карандаше. Если многие используют карандаш для создания набросков, то американский мастер графики выбрал его как серьезное и основное художественное средство. Владение карандашом является главным показателем, по которому определяют, “будет ли толк” из художника.

5. Ключи к искусству рисунка

Эта книга учит доверять своим глазам. Рисование – это видение мира своими собственными глазами, а не попытки слепо применять правила на практике. В книгу включены примеры и наброски, зарисовки и сложные рисунки, различные приемы рисования и практические советы.

3. Научитесь видеть мир глазами художника

Подмечайте то, как изменяются формы и цвета в зависимости от освещения, как влияют на вас окружающие цветовые гаммы. Фокусируйте свое внимание на том, как тела людей взаимодействуют с природой, какую структуру какие предметы имеют. Как говорится, научитесь остановиться и вдохнуть запах роз.

4. Рисуйте каждый день

Вы же не позволяете себе, к примеру, не дышать весь день потому что вам лень? Пусть это и слишком нереальный пример, но вы должны относиться к рисованию, как к жизненно важному для вас процессу. Разве вы знаете музыкантов, например, которые могут хотя бы день обойтись без музыки?

Отбросьте свою лень и рисуйте ежедневно, совершенствуя свои навыки и изливая свои эмоции на бумаге. Практика – основа всего.

5. Спрашивайте других

Мы склонны ударяться в крайности: либо идеализировать свои работы, либо чересчур занижать их качество. Поэтому взгляд со стороны крайне важен. Не стесняйтесь показывать свои работы друзьям и близким и слушать их отзывы. Конечно, стоит понимать, что слишком близко к сердцу критику принимать не стоит, и нужно уметь отличить конструктивную критику от простой зависти к хорошей работе. Также принимайте во внимание то, что близкие вам люди могут и соврать, чтобы вас не расстроить.

Лучшим выходом из ситуации будет показать свои работы профессионалу, чтобы он мог объективно оценить ваш уровень и указать на ошибки.

6. Не расстраивайтесь, если не можете найти свой стиль

Если вы посмотрите на работы великих художников, вы обнаружите, что стиль их работ менялся с течением времени. Поэтому, конечно, не нужно плевать на выработку своего стиля и заниматься копированием, но и слишком сильно переживать о том, что вам вдруг захотелось рисовать в другом стиле, не стоит. Стиль рисования меняется с течением жизни, он зависит от изменений вашего характера и многого другого.

7. Изучайте работы мастеров

Изучение картин, нарисованных мэтрами художественного искусства, поможет вам в развитии собственных способностей и расширит ваш кругозор. Также неплохой тренировкой будет попытка скопировать картину какого-либо мастера. Добавьте детали, которых, как вы считаете, не хватает. В целом, пробуйте техники, которые применяли выдающиеся художники. Вполне возможно, что вы найдете свой стиль таким образом.

8. Общайтесь с художниками

Общение с художниками опять же поможет вам развить ваши способности, ваши знакомые смогут оценить ваши работы, а в дальнейшем эти знакомства помогут вам продвинуть и продать свои работы. Сегодня, в век интернета, не так уж и сложно найти художественные сообщества и влиться в их круг.

9. Вкладывайте смысл в свои картины

Не стоит рисовать просто дерево или просто дом. Такие сюжеты подойдут для набросков. Ваши работы должны нести смысл, посыл, поэтому вкладывайте в свои картины что-то большее, чем просто красивое изображение. Собираясь нарисовать тот или иной сюжет, спросите себя “Зачем?”, дайте аргументированный ответ и уже потом рисуйте.

Все не просто так получается. Великие художники не просто нарисовали десять человеческих фигур и стали профессионалами. Они рисовали тысячи фигур, изучая анатомию, поведение тела и многое другое. Поэтому не нужно отчаиваться, если через год практики вы (о ужас!) не стали знаменитым мастером. Помните, что для всего нужно время.

Еще мы бы хотели дать пару советов по продвижению своих работ:

1. Создайте портфолио

Не стоит пихать в свое портфолио все ваши рисунки. Отберите лучшие, те, которые лучше всего показывают ваши способности, пусть таких работ будет и мало. И носите это портфолио повсюду. Кто знает, где вы сможете наткнуться на нужного вам человека.

2. Заведите аккаунты на соответствующих ресурсах

Продвигайте себя в LinkedIn, Tumblr и так далее. Пусть о вас узнают люди. Более того, возможно вас обнаружат какие-то инвесторы или потенциальные покупатели. Поэтому не стоит пренебрегать продвижением себя в интернете.

3. Ищите места, где вы могли бы показать свои работы

Участвуйте в конкурсах, находите галереи, где вы могли бы выставить свои картины, принимайте участие в уличных выставках. Используйте любую возможность показать себя. Подойдут даже бары и рестораны. Общайтесь с владельцами различных заведений и предлагайте свои картины для декорации их помещения.

4. Постарайтесь завязать знакомство с мастером

Знакомство с влиятельным человеком в художественной сфере может дать вам массу преимуществ. Иногда одно только имя мастера, произнесенное в беседе с потенциальным инвестором, может очень сильно повлиять на принятие решения. Да и сам мастер может помочь вам в вашем продвижении.

Чтобы стать профессиональным художником, необходим талант, дисциплина, готовность жертвовать и прикладывать усилия. Вам необходимо научиться рисовать, формировать концепцию и научиться непосредственному наблюдению.

Шаги

    Обучайтесь! Даже если у вас есть особый талант к изобразительному искусству, его нужно развивать, а вам все-равно есть куда расти.

    Найдите ваши слабые стороны и полностью сконцентрируйтесь на их улучшении! Например, если вы портретист, но не умеете рисовать ступни, то вам необходимо рисовать их, пока не научитесь.

    Исследуйте то, что рисуете. Даже воображаемые объекты нужно рисовать, опираясь на память и знания. Научный и структурный подход - это ключ к правильному изображению вымышленных объектов.

    Развивайте свой стиль. Перед тем, как приступать к написанию картины, узнайте, из каких элементов и как создается стиль. У всего, что вы изображаете, должна быть умышленная цель.

    Начните с простых линий и набросков. Вначале все должно состоять из простых фигур, расположенных внутри композиции. Перед тем, как создавать финальную, законченную картину, нужно сделать несколько грубых набросков.

    Разогрейтесь! Перед тем, как создать настоящее произведение искусства, вам нужно разогреться! Первые рисунки будут не так хороши, как последние. Вам нужно войти в поток!

    Обратите пристальное внимание композиции. Первый этап рисования грубых набросков как раз для этого и нужен. Края картины не должны отвлекать внимание от главных объектов, а взгляд зрителя должен скользить так, как вы и задумали.

    Цвета должны быть красивыми. Почитайте об устройстве глаза и света. Смотрите на фотографии, но не копируйте их. Разберитесь с температурой цвета и цветами теней. Изучите теорию цвета!

    Уделяйте внимание качеству инструментов. Несмотря на мнение, что хороший художник может сделать шедевр из любых материалов, вам стоить купить самые лучшие и самые подходящие (и, к сожалению, самые дорогие) принадлежности. Ведь, в конце концов, вы хотите стать профессионалом, не так ли? А разве профессионал не будет пользоваться качественными инструментами?

    В картине должны быть только самые необходимые детали. Всякие декоративные элементы будут только отвлекать внимание. С помощью разнообразия деталей можно сделать акцент на одной из них.

    Чем больше подготовительных и грубых набросков, тем лучше будет финальная картина.

    Если картина получилось удачной, люди должны знать, кто ее нарисовал. Если нет - никому ее не показывайте. В действительности, профессиональные художники создают небольшое количество шедевров, по сравнению с огромной кучей неудачных картин, созданных в процессе. Никогда не выбрасывайте старые или неудачные картины - они будут отличным мотиватором. Аккуратно храните все картины, чтобы вы позже могли посмотреть на них и увидеть свой прогресс. Это особенно помогает, когда у вас плохое настроение. А если вы не сможете сами выбраться из депрессии (которая неизбежно случается у творческих людей - это наш общий комплекс), то вы никогда не станете профессионалом.

    Экспериментируйте и проявляйте себя. Художник, продающий произведение искусства, в конечном счете, продает часть себя. Пусть смешиваются краски, пусть течет творческий поток, если вы так чувствуете. Доверяйте своим талантам и чувствам.

    Живопись

    1. Изучите инструменты, начиная с основ смешивания красок, растягивания холстов, создания палитры и до создания законченной работы. Обрамление и матирование можно заказать у профессионала, но это серьезно увеличит стоимость вашей работы и повлияет на успешность продажи картины.

      Создайте себе портфолио и постоянно обновляйте его вашими лучшими работами. Ищите торговцев картинами, посредников и людей, которые захотят выставить ваши работы. Библиотеки, рестораны, гостиницы и другие публичные места будут рады выставить ваши работы, если они подходящего уровня и соответствуют атмосфере места.

    Изобразительное искусство и компьютер

      Для того чтобы успешно работать в этом направление, необходимо долго учиться, вкладывать деньги в аппаратное и программное обеспечение и иметь острый нюх на продаваемые работы.

      Найдите уже состоявшихся профессионалов в этой области и узнайте у них, как они стали таковыми. Возможно, они ищут специалистов для проекта, в котором вы сможете не только получать зарплату, но и приобрести навыки и качества, необходимые в этой области.

  1. В картинах сценам с теплыми цветами необходимы холодные тени, а сценам с холодными цветами - теплые тени.
  2. Ищите уникальные пути продажи и выставления своих работ.
  3. Светлые участки выступают вперед, а темные - назад.
  4. Чем больше разнообразных стилей, инструментов и форм вы знаете, тем больше от них пользы.
  5. Найдите старые книги о перспективе (много старых хороших книг уже не издается). В них хранится большое количество информации, неизвестной многим художником по причине их лени.
  6. Предупреждения

  • Изучите анатомию. Люди всегда замечают анатомические ошибки, а самая простая причина таких ошибок - незнание анатомии.
  • Знайте свои слабые стороны. Сохраняйте контакты людей, которых вы можете порекомендовать клиенту, чей заказ вы не способны выполнить сами.
  • Не показывайте людям свои неудачные работы! Потенциальный заказчик выбросит ваше портфолио в окно, если увидит плохую работу.
  • Учитесь срисовывать. Если вы не можете нарисовать что-то, то вам просто необходимо внимательно рассмотреть этот объект.
  • Учитесь у лучших, они успешно справляются со всеми неудачами.