Урок изобразительного искусства "теплые и холодные цвета". Конспект занятия "Тёплые и холодные цвета" Теплые и холодные цвета жар птица презентация

Наш мир никогда не был монохромным, в нем заключено огромное количество тонов и цветовых переходов. Специалисты утверждают, что человек может различить примерно два процента оттенков от того, что доступно глазам птиц и некоторых насекомых. Вместо устаревшей и несовершенной системы разложения белого света на семь базовых цветовых полос художники, дизайнеры и визажисты разработали свою таблицу теплых и холодных цветов, потому что для живописи и колористики энергетика восприятия, тон и оттенки давно стали важнее, чем сам цвет.

Зачем нужна таблица цветов

Если быть точным, то семь базовых, фундаментальных цветов в природе существуют только в нашем восприятии для нашего зрения. Колористика реально доказала, что для человеческого глаза существуют только три базовых цветовых составляющих - желтый, красный и синий, плюс дополнительный белый. Из этих трех составляющих может быть получен любой цвет или оттенок, а теплым или холодным его может сделать добавка более или менее горячего, чем фоновый цвет.

В колористке существует четкое деление цветов на три группы:

  • К теплым тонам относят желтый, красный и оранжевый;
  • В группу холодных включают синий, голубой, фиолетовый;
  • Зеленый могут в равной степени относить одновременно к теплым и к холодным, но, по мнению специалистов, зеленый колер является родственником белого цвета, то есть, полностью равновесным.

К сведению! Такое деление на теплый и холодный является достаточно условным, проще было бы использовать понятие свободной энергии. Но проблема состоит в том, что оттенки теплого и холодного содержания необходимо систематизировать и, главное, подбирать по совместимости, исходя из восприятия человека, а не на основе данных приборов.

У человека нет дополнительных органов чувств, с помощью которых можно было бы попробовать оттенок «на зуб», осталось только рецепторное ощущение тепла и холода, которое мы и пытаемся использовать при классификации на холодную и горячую основы.

Использование таблицы холодных и теплых цветов

Практическое применение градации на холодные и теплые цвета основывается отчасти на психологии человека на основании нескольких правил взаимного влияния:

  1. Определение «холодный» или «теплый» происходит только на основании собственного психологического опыта и стереотипа человека. Так, например, белый и голубой ассоциируются со льдом и снегом, поэтому их комбинация может признаваться холодной;
  2. Контактирование на одном цветовом поле двух зон выраженного теплого и холодного цвета взаимное равновесное влияние. Например, при контакте синего и красного цветов первый становится мягче, теплее, второй эмоционально становится пронзительнее и жестче;
  3. Смешение цветовых основ между собой с добавлением белого позволяет управлять зрительной температурой цвета.

К сведению! Таблица с помощью последних двух пунктов пытается описать механизм, как можно сделать восприятие оттенка более теплым или холодным, так как ассоциативный метод не дает 100% результат.

Та же комбинация белого с голубым у разных людей может вызывать абсолютно разные ассоциации. Для одних это холодный голубой лед и снег, для других это раскаленное голубое небо вокруг белого солнца. Поэтому от психологии перешли к температуре цветовой матрицы.

Как изменять температуру цвета

Проще всего проиллюстрировать эффект изменения температуры цвета на трех наиболее важных для нас цветах, желтом, зеленом и красном.

Для теплого желтого цвета увеличить температуру можно только добавлением оттенков с более низкой энергетикой, например, красного, как в таблице.

К более теплым, чем базовый желтый, относят, например, медово-желтый, цвет одуванчика или подсолнуха.

Для перехода в более холодные тона добавляют зеленый или голубой.

Красный цвет энергетически более теплый, чем желтый, поэтому управлять его температурой сложнее. Градация энергетики разных оттенков красного воспринимается сложнее всего.

Чтобы сделать красный цвет более холодным, приходится сдвигать его фон в сторону фиолетового с помощью добавки синего и серого.

Утепление красного выполнить намного проще с помощью добавки желтого.

Зеленый цвет изменяется по температурному насыщению значительно проще, так как он может быть получен смешением двух компонентов с разной температурой - желтого и голубого. Процедура придания необходимой энергетики фактически сводится к усилению одной из цветовых составляющих.

Тема урока «Теплые и холодные цвета» урока: Цели 1) Обучающие: ­ познакомить с первичными представлениями о выразительных средствах каждого вида искусств; ­ совершенствовать графические навыки при работе с разными материалами; ­ научить использовать холодные и тёплые цвета в работе с акварелью (наложение цвета, цветовые сочетания). 2) Развивающие: ­ развивать у детей восприятие особенностей весеннего пейзажа через живопись, поэзию, музыку; ­ развивать логическое мышление учащихся (умение делать сравнения, обобщения, выводы); ­ развивать творческое воображение учащихся; ­ развитие зрительно – двигательных координаций (психологическое развитие); ­ развивать различные приёмы работы кистью, карандашом, воском. 3) Воспитательные: ­ воспитание чувства прекрасного в природе через живопись, поэзию, музыку; ­ привитие учащимся навыков осторожного обращения с огнём (противопожарная безопасность). Оборудование: белый лист бумаги (для акварели), акварельные краски, сосуд для воды, простой карандаш, свеча для рисования, набор кистей, тряпочка, шаблон для линейного рисунка свечи, свеча в подсвечнике. Ход урока: 1.Организация класса Проверка готовности класса к уроку. ­ Природа является источником творчества человека. Вот что писал великий русский композитор Пётр Ильич Чайковский: «Даже искусство не может дать тех моментов эстетического восторга, которые даёт природа» ­ Сегодня мастер изображения познакомит вас с различными состояниями природы и цветом как средством выражения настроения, чувств, отношения к миру. 2) Загадка ­ Отгадайте загадку и узнайте, о каком времени года мы сегодня поговорим: Если снег повсюду тает, День становится длинней, Если всё зазеленело И в полях звенит ручей, Если солнце светит ярче, Если птицам не до сна Если стал теплее ветер – Значит, к нам пришла… (весна) ­ Во все времена художники, поэты, писатели, композиторы воспевали в своих произведениях красоту этого времени года. ­ В природе зима борется с весной, не хочет уступать свои права; борьба холода и тепла. Она приходит с ласкою И со своею сказкою. Волшебной палочной взмахнёт – В лесу подснежник расцветёт. ­ Любите ли вы сказки?

3) Сказка (осмысление эмоциональной выразительности тёплых и холодных цветов) «Живут на свете две подружки – девочка Снегурочка и девочка Весна. Каждый год они встречаются, когда на смену холодной зиме приходит тёплая весна. Девочки дарят людям на память свои цвета. Но среди всех красок у них есть одна самая любимая, самая волшебная. С помощью этих красок они могут любой цвет превратить либо в холодный, либо в тёплый». ­ Какая волшебная краска у Снегурочки? (синяя) – холодная. У Весны? (жёлтая) – тёплая 3) Работа по таблице цветов ­ Какие цвета мы можем назвать тёплыми? Холодными? ­ Что выражают тёплые цвета? (радость, веселье, счастье). А холодные? (тревогу, загадочность, грусть). ­ Сегодня мы будем рисовать добрый огонь. ­ Отгадайте загадку: Таять может, да не лёд, Не фонарь, а свет даёт (свеча) (Показ рисунка для рисования) ­ Какие цвета использованы на рисунке? Зажигается свеча ­ По какому случаю зажигают свечи? (Новый год, день рождения, гадание, освещение) Последовательность выполнения рисунка Расположение листа – вертикальное Набросок карандашом (приём работы – тонкой линией) – линия горизонтальной и вертикальной поверхности. Рисование свечи в подсвечнике по шаблону. Работа красками от светлых тонов к тёмным. а) свеча (рисование воском, жёлтым цветом) б) пламя (приём наложения цвета: жёлтый, красный; фитиль – чёрный) в) изображения фона: вертикально – синий; горизонтально – фиолетовый. Работа широкой кистью г) изображение света от свечи (круг – наложение цвета) Во время работы звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года» ­ Свою музыку композитор посвятил временам года (Весна – зима) У камелька – январь у камина. Масленица – февраль. Песня жаворонка – март. Подснежник – апрель. Белые ночи – май. 4.Итог урока 1) Выставка работ учащихся ­ Кому лучше удалось передать изображение свечи, используя холодные и тёплые цвета? 2) Оценка работ и ответов учащихся 4) Обобщающая беседа ­ Что можно выразить цветом? (чувства, настроение, эмоции, состояние души) ­ Какие бы вы использовали цвета тёплые или холодные для передачи своего настроения на уроке? Почему? ­Пусть свет от вашей свечи дарит тепло, радость, хорошее настроение и согревает, когда на душе грустно и холодно.


▫ И чуточку ещё. Такая тема: Финская война. Прежде о ней вообще старались не говорить. Теперь публикаций много. И большей частью - безрадостно там, в публикациях. Но искажение истории - это разве правду рассказать о потерях, гибельных промахах в снабжении, управлении и командовании, пропаганде и вообще `направленности` всей этой военной кампании? Замалчивание - вот искажение. Хотя... И тут тоже два пути: можно мерзко посмеяться над поражениями, умолчав про героизм. А можно удариться в пафос, уличить в `пораженчестве` тех, кто реально оценивает масштабы и результаты...
▫ Мы с вами об одном и том же гутарим... Просто первый комментарий ваш стал не слишком понятен с ходу, а так, позиция у нас практически одна и та же.
▫ Совершенно верно: видеть адекватно. Например: вот был князь Александр. Наподдал он скандинавам, было дело. Потом `орденоносцам` насовал. А кроме того, ордынцев на Русь водил и в междоусобицах их помощью пользовался. Кстати, много тогда люду на Руси полегло, от этих походов. Уместно и объяснения действий привести: обстановку, проблемы выбора... Другой пример: роль такой-то такой-то организации в Великой Отечественной войне. И вместо `Если б не мы, то и победы бы не было!` - рассказать, как было на самом деле. Что были и те, кто из их рядов, но воевал. Количество можно указать (чтобы не складывалось впечатления, что остальные в сторонке стояли, а те деятели сами всё совершили). Отмечены в героизме. А были и те, кто обнимался-водку пил вместе с военными не в нашем обмундировании. Количество тоже указать - для сравнения масштабов участия на стороне нашей - и на стороне вражеской. Чтобы не складывалось впечатления, что они в сторонке стояли. И вывод сделать: вот так и побеждали. Все вместе. Это наша ОБЩАЯ победа. Не зависящая от креста, полумесяца и прочего; от `Спасибо`, `рахмет`, `баркал` или `дякую`. =================== Глядишь, в следующий раз молодой человек или девушка, увидевшая `сужденьица` о том, как всё было `ой, плохо-плохо-плохо!` - либо о том, как всё было `ой, хорошо-хорошо-хорошо!` - смогли самостоятельно, со ЗНАНИЕМ дела и БАГАЖОМ правдивых, адекватных знаний усмехнуться, простите: `Эт враньё, ребята. Это специально, чтобы страну нашу, Историю нашу, ЦЕННОСТИ наши исказить (опозорить, переврать, перехвалить, натянуть... и т.д.). Разве не адекватно? Думаю, и к стране, и к истории это будет уважительно и принципиально. Ну а одеяло перетягивающие - так, повторюсь, отечественные ещё гаже `мидуэевцев`. Какими бы ни были и к какой социальной или прочей `нише` не принадлежали. Потому что они - рядом. Среди нас. Потому что они знают: от взрослых и принципиальных можно огрести и, так сказать, `за базар ответить` - и лезут к детям. Различными способами. Уверен, что остановить таких - и адекватно, и патриотично. Кем бы они ни были и во что бы ни рядились и не `рядились`.


Жили-были на свете две девочки-подружки – девочка ЗИМА и девочка ЛЕТО. Каждый год они встречаются, когда на смену холодной зиме приходит нежная и тёплая весна. На память людям о своей дружбе девочки составляют разноцветный ковёр. Среди множества красок, которыми работают девочки, у каждой из них есть своя самая любимая, самая волшебная.

У ЛЕТА – жёлтая, тёплый солнечный луч, а у зимы – синяя или голубая льдинка. С помощью этих красок они могут каждый цвет превратить либо в холодный, заморозить его, либо в тёплый, согреть.

Девочка ЗИМА опускает в каждый цвет маленькую синюю льдинку, и цвет замораживается, приобретает холодный оттенок. А девочка ЛЕТО согревает краски тёплым жёлтым лучом, превращая их в тёплые. Тёплые цвета всегда сравнивают с солнцем и называют солнечными, а холодные – со льдом и называют холодными.


Ледокол Арктика .






Камерова Валентина Михайловна


Основные цвета

Составные цвета


Цветовой круг

ПОСМОТРИ на цветовой круг, И определи, где тёплые, а где холодные цвета?


Теплые цвета

Холодные цвета


Но существует между подружками спор. Подружки никак не могут решить, как же назвать зелёный цвет – тёплым или холодным.

Как вы думаете, почему?

Как можно получить зелёный цвет?






Рассмотри две фотографии с пейзажами.

Какой из этих пейзажей «тёплый» , а какой «холодный»? Почему?


Художники в своих картинах тоже используют сочетания тёплых и холодных цветов.

Архип Куинджи "Эльбрус вечером".


Ян ван Гойен "Пейзаж с дюнами".


Вспомните сказку «Конёк-горбунок» и представьте перо жар-птицы, которое осталось в руках Ивана, когда она вырвалась

Птица чудная она. Вся из пламени-огня. Крылья плавно поднимает, Хвост как веер распускает, Глазки яхонтом горят – Удивительный наряд. Побеждает темень, мрак. Туче чёрной – первый враг. А перо той дивной птицы Вмиг желание исполнит, Людям счастье принесёт.


Представьте пылающее перо, сияющего оттенками жёлто-оранжевого и красно-оранжевого цветов. Яркость и сочность тёплых цветов волшебного пера усиливается, если расположить его на фоне холодного неба, т.е. в окружении фиолетовых, синих, голубых.

Расположенные рядом тёплые и холодные цвета помогают друг другу звучать ярче, как бы громче.




Практическая работа .

Изображение пера Жар-птицы

Выберите для работы характер мазка.

Например, для фона – мазок «дождик» или «пятнышко».

А для изображения пера жар-птицы – мазок «волну».