Как показать рефлекс на картине карандашом. §7 Свет и тень

Елена Викторовна Добрякова

«Хохломская роспись – это просто».

Методическая разработка по рисованию с применением нетрадиционной техники рисования: гуашью по восковым мелкам.

Данный материал будет полезен для преподавателей дополнительного образования по изобразительному искусству в дошкольных учреждениях, воспитателям подготовительных школе групп детского сада и увлеченным родителям будущих первоклассников.

Актуальность : В настоящее время рисование с использованием нетрадиционных техник приобрело широкую популярность среди педагогов - и это объяснимо. Современных детей, растущих в век цифровых технологий, у которых с самого раннего возраста перед глазами в планшете, телефоне, плазменной панели мелькают яркие картины мультфильмов и красочная графика компьютерных игр, увлечь классическим рисованием очень сложно. Проще сказать на занятиях по изобразительному искусству, где нет ничего удивительного, им скучно. Как же увлечь современных малышей рисованием? Не будем отставать, от наших развитых деток, а будем их удивлять, добавляя в занятия по рисованию нетрадиционные техники. Применяя их в своей работе, мы способствуем свободному творческому процессу, в котором отсутствует слово «нельзя», а существует возможность попробовать некоторые новые материалы и инструменты.

Вам наверно, хорошо известны такие способы нетрадиционного рисования как:

Набрызг;

Техника тычка жесткой полусухой кистью;

Рисование отпечатками пальцев, ладоней;

Рисование свечой;

Клеевая картина;

Рисование манной клеем и манной крупой;

Кляксография (обычная, с трубочкой, с ниточкой);

Солевые рисунки;

Техника точечных рисунков – «Пуантилизм»;

Граттаж;

Рисование на мокрой бумаге ….;

Рисование мыльными пузырями;

Рисование пеной для бритья;

Рисование мятой бумагой;

Монотипия;

Пластилинография;

Изонить;

Фрактальная живопись;

Китайская живопись Суми-э;

Зентангл – графический рисунок;

Суми-е -техника японской живописи рисования тушью и т. д.

У творческих педагогов, воспитанники к шести-семи годам обычно уже знакомы с вышеперечисленными техниками рисования, но заказ «на удивле ние » не перестал быть актуальным. Что ж, придется создать что-то новенькое и посмотреть, как вновь загорятся глазки у наших детей на занятиях по рисованию.

Что может быть традиционней народного искусства, точнее одного его явления – искусство «золотой хохломы»? Можно ли, например, на занятии по теме: «Хохломская роспись придумать что-то новенькое?

Честно, я искала и не нашла… В открытых интернет-источниках есть немного детских рисунков с элементами хохломской росписи на белом или слегка затонированном желтом фоне. Но ведь хохломская роспись, несмотря на ограниченное использование цветов, такая разная!

Рассмотрим поближе изделия из «золотой хохломы».

На предметах, выточенных из дерева, мы видим нарисованные художником ярко-красные и черные травинки, нежные листики и веточки с упругими, словно блестящими на солнце, ягодами черной смородины, или на красной поверхности вдруг расцветают не виданные золотые цветы.

Хохломские художники любят рисовать на поверхностях своих изделий земляничку, малинку, ежевичку, крыжовничек и вишненку, красную смородинку и рябинку. Называют они ягоды ласково, и никогда даже один и тот же мастер не напишет их одинаково: чуть-чуть изменит очертания листа, по-другому изогнет веточки, разбросает цветы и ягоды- и вот тот же самый мотив заговорит с нами по-новому.

Золотое сияние узоров действительно вызывают ощущение жаркого пламени, огня. И недаром! Огонь превратил деревянные поверхности этих предметов в золотые.

Но, вернемся в реальность: нет в детских садах ни посуды деревянной, ни тем более печей, для обжига этой посуды. Это обстоятельство не помешает нам сделать несколько интересных рисунков в стиле «хохломской росписи» и не только на белом или желтом фоне (как это было принято ранее в детских садах, но и на черном и на красном фоне. Скажете сложно? А я скажу – возможно! Нужно лишь нетрадиционно сочетать традиционные материалы для изобразительной деятельности.

Материалы: листы белой бумаги (формат А4, гуашевые краски черного и красного цветов, баночки с водой, беличьи кисточки, бумажные салфетки, восковые мелки следующих цветов: черный, красный, желтый, золотой, зеленый, линейка, плотные шаблоны изображаемых изделий (например, тарелочек) и сами изделия прикладного народного творчества "золотой хохломы" в ассортименте.

Основная часть .

1 этап:

(с поэтапным показом)

«Рябинка» на черной полосе.

В начале полосы восковым мелком золотого цвета рисуем рябиновый листочек, который состоит из пяти частей.

После рябинового листочка тем же цветом, рисуем несколькими изогнутыми вверх линиями веточку рябины.

Красным восковым мелком рисуем рябиновые ягодки 10-15 шт.


Вновь берем золотой восковой мелок и продолжаем рисовать рябиновую веточку, но изгибом вниз, так же несколькими линиями. И завершаем рябиновым листочком, как в начале нашего рисунка.


Восковым мелком зеленого цвета «оживляем» нашу рябиновую гирлянду кудрявыми, изогнутыми травками разного размера, по своему усмотрению добавляя их между листочками и веточками.


С помощью линейки и красного воскового мелка обрамляем сверху и снизу нашу гирлянду.


Прямо на рисунок, выполненный при помощи восковых мелков мы наносим черную гуашь (кисточку почаще смачиваем водой) и видим, как краска на глазах заполняет фон и скатывается с рисунка. Если краска у вас густая, и рисунок, в какой то части, не проявился, то смочите кисть водой и чуть-чуть размойте в этом месте водой. Лишнюю воду можно аккуратно собрать сложенной углом бумажной салфеткой.


Остается только высушить наши работы и полюбоваться ими.


Вот так легко мы справились с невероятно сложной ранее задачей – нарисовать хохлому на черном фоне и что бы при этом ничего не слилось.

«Черная смородинка» на красной полосе

на первом этапе также рисуется поэтапно с показом педагога








2 этап:

(практическая работа с опорой на поэтапные образцы, выполненные педагогом)

На выбор детей предоставляются два образца:

«Крыжовничек» на тарелочке с черным фоном и «Черная смородинка» на тарелочке с красным фоном.


















3 этап:

(практическая работа с демонстрацией художественных изделий «золотой хохломы» - вазы, стаканчики, чашки, миски в ассортименте на черном, красном и золотом фонах).

На этом этапе детям предлагаем, на свой вкус, используя элементы хохломской росписи, обвести и расписать любой из предоставленных шаблонов хохломской посуды. Для подпитки вдохновения, на столы перед детьми воспитатель выставляет настоящие изделия, расписанные хохломскими художниками.

Надеюсь, Вам было интересно, коллеги, и мой материал пригодится в Вашей работе. Спасибо.

В подготовке вышеизложенного материала были использованы следующие интернет-ресурсы и литература:

1. http://1liski.detkin-club.ru/custom_4/153738

Если вы любите заниматься рукоделием и хотите освоить новую технику художественного мастерства, прочитайте нашу статью о том, как научиться рисовать хохлому. Попробуйте сделать Самый простой вариант - разделочная доска. Сделать ее несложно, так как весь рисунок выполняется на одной плоской поверхности. Советы поэтапного рисования позволят изготовить красивый подарок в стиле hand-made.

Виды народных промыслов и росписи

Русские края богаты и разнообразны как своими пейзажами, так и обычаями и традициями. Во многих местах даже есть свой диалект. Все это формировало культуру и каждого уголка нашей страны. С давних пор сложились отличающиеся между собой традиции народных промыслов. К наиболее известным относятся следующие:

  • дымковская, филимоновская, богородская игрушка;
  • гжельская керамика;
  • вологодское и вятское кружево;
  • тульские самовары;
  • ростовская финифть;
  • мстерская, федоскинская, ;
  • жостовские подносы;
  • городецкая, хохломская роспись.

Каждая из них весьма самобытна и уникальна, но все они отражают культуру и духовность русского народа.

Что выбрать

Если вы занимаетесь рукоделием и решили сделать что-то по народным мотивам, лучше всего подойдет хохломская роспись. Поэтапное рисование значительно облегчит процесс создания сувенира. Выбор именно этой техники обусловлен тем, что в данном случае легко найти деревянную основу для декорирования, не требуется сложного оборудования, все материалы доступны и стоят недорого.

Какие предметы украшают хохломской росписью

Традиционно в этом стиле выполнялись любые вещи домашнего обихода, которые делались из дерева:

  • ложки;
  • матрешки;
  • подносы;
  • тарелки;
  • шкатулки;
  • сундуки;
  • бочонки;
  • короба;
  • прялки;
  • ручки и рукоятки;
  • вазы;
  • разделочные и декоративные доски.

В современном варианте, когда интерес к русским народным мотивам достаточно высок, хохломская роспись оказывается порой и на весьма экзотических поверхностях:

  • ткань (для постельного белья, например);
  • ногти;
  • брелоки;
  • зажигалки;
  • экран и панели смартфона или ноутбука;
  • тело (тату и боди-арт);
  • автомобили (аэрография);
  • пакеты (бумажные и полиэтиленовые).

Таким образом, украсить хохломской росписью сейчас можно практически любой объект.

Пробы на бумаге

Если вы новичок в этом деле и только начинаете осваивать основы рисования хохломской росписи, лучше потренироваться на обычном ватмане. В качестве упражнений для постановки руки выбирайте выполнение простых элементов: ягодок, листочков.

Все они основаны на определенных движениях кисточки. Даже если вы будете в дальнейшем работать по готовому карандашному контуру, кружочки и завитки должны быть ровными. Делать их лучше за один прием.

Если вы хотите узнать, хохлому ребенку, лучше всего осваивать с ним эту технику тоже на бумаге. Однотипное выполнение упражнений в виде листочков и ягодок быстро наскучивает детям, поэтому предложите изобразить круглый поднос, тарелку, ложку или вазу. Форму объекта сделайте сами, а малышу предоставьте возможность украшать предмет.

Учимся рисовать хохлому

Пробные задания на бумаге займут у каждого разное количество времени. Оно зависит от вашего уровня подготовки. Если есть первоначальные навыки, можно быстро научиться выполнять кружочки, ягодки и завитки. Когда вы освоите рисование элементов хохломской росписи, можно приступать к оформлению конкретных предметов. Вначале выбирайте простые по форме вещи, лучше с плоской поверхностью. Такими являются следующие объекты:

  • поднос;
  • стол;
  • стул;
  • ткань;
  • панель телефона или ноутбука;
  • разделочная доска.

Последний вариант подходит тем, кто не чувствует уверенности в своих силах. займет много времени. Нестандартные поверхности нанесения, такие как, шелк, пластик, тело для временной тату, требуют наличия специальных красок. Разделочная доска - прекрасный вариант подарка, красивый и функциональный. Сделать его достаточно просто.

Роспись разделочной доски поэтапно

Чтобы ваш первый блин не вышел комом, нужно заранее все продумать. Рассмотрим подготовительные мероприятия.

Покупка материалов

Выбирайте подходящую основу. Форма может быть округлой, прямоугольной квадратной, сложной резной. Лучше, если у доски будет отверстие, чтобы повесить ее на гвоздь или крючок. Старайтесь не использовать фанеру или необработанное дерево. Поверхность для нанесения узора должна быть ровной, без впадин, зазубрин и заусениц. Проще всего купить в магазине для рукоделия качественную основу. Если такой возможности нет, но есть готовая по размеру доска, как следует обработайте поверхность наждачной бумагой. Если этого не сделать, после нанесения краски все неровности останутся. Они могут нарушать восприятие рисунка и будут мешать при рисовании.

Выбор узора

Подберите подходящий мотив орнамента. Неважно будет простой или сложной ваша хохломская роспись. Поэтапное рисование каждого элемента поможет изобразить любой объект от комбинации веточек, листьев и ягод до эксклюзивной райской птицы. Нужно только выполнять все по частям от простого к сложному. Учитывая доступность компьютерных технологий, каждый может найти необходимое изображение в интернете, распечатать его, например, на пленке, и перевести контуры на деревянную основу. Сложнее намечать линии на округлой поверхности. Однако и в этом случае можно упростить себе задачу, сделав несколько трафаретов повторяющихся элементов.

Какой взять колер

Вам потребуются краски, которые подходят для деревянной поверхности. Самым простым и дешевым вариантом является гуашь. Однако она не формирует водостойкой поверхности после высыхания. В нее необходимо добавлять клей ПВА, около четверти объема пигмента, но не каждый цвет хорошо отреагирует на такое сочетание. Лучше не рисковать, а просто покрыть готовое изделие прозрачным лаком для дерева. Это позволит защитить рисунок от воздействия влаги и других неблагоприятных факторов. Еще один вариант - использовать акриловые краски. Они водостойки и подходят для дерева. Причем после высыхания такого слоя сверху можно наносить даже гуашь. Это значит, что черный фон можно выполнить акрилом, а сам узор - гуашью.

Купите несколько кистей с тонкими кончиками. Подойдут беличьи, колонок и синтетика номеров от первого и выше. Количество и размер зависят от вашего рисунка. Тонкая кисть вам понадобится в любом случае, а максимальный размер вы можете определить визуально в зависимости от планируемого рисунка.

Приступаем к работе

1. Сначала покрываете поверхность выбранного узора - черным или золотым акрилом, например. Если рисунок занимает почти всю поверхность, а заднего плана почти нет, можно выполнять роспись в один слой, без предварительного нанесения фона. Кроме того, можно предварительно загрунтовать дерево яичным белком.

2. После высыхания фона по трафарету или от руки нанесите линии орнамента. Если вы уверены в своих силах и перед вами лежит бумажный образец, можете и не прорисовывать контуры, а выполнять сразу все кистью.

3. Следующее действие - выполнение узора. Здесь уместно предложить несколько схем работы. Первый вариант - рисование орнамента по композиционным частям, например, от главного элемента к второстепенным. Другой способ - рисовать по цветам: сначала все красные объекты, потом золотистые, затем зеленые. Также можно выбрать последовательность использования разных по толщине кистей, то есть сначала большой делаете крупные детали, потом средние и, наконец, тоненькой прорисовываете мелкий декор.

4. После высыхания покрываете прозрачным лаком при необходимости. Прекрасный сувенир готов.

Вы узнали более подробно, что представляет собой хохломская роспись. Поэтапное рисование на поверхности любого предмета поможет превратить его в настоящий шедевр. Учитесь, тренируйтесь, радуйте себя, родственников и друзей прекрасными подарками ручной работы.

    Хохломская роспись довольна популярна. Такая роспись не потребует слишком большого умения в рисовании, главное приложить немного усилий, усидчивости и внимания.

    Как пример элемента росписи можно нарисовать вот что:

    В хохломе приветсвуются извилистые линии, ягоды, цветы и птицы.

    Сначала рисуете оснву - извилистую линию. А далее приступаете к прорисовке ягод, а затем и листочков.

    Везде нужно начинать с основных извилистых линий, а потом уже разрисовывать.

    Предлагаю раскрасить разделочную доску в стиле Хохлома.

    Для работы вам понадобится

    • деревянная разделочная доска,
    • кисточки и акриловые краски,
    • стакан воды,
    • бесцветный лак.

    Прежде всего давайте смешаем краски для получения золотистого цвета. Для этого берем желтую и цвета металлик.

    Начинаем рисовать стебель.

    вверху нарисуем ягодку

    потом еще две ягодки

    чуть ниже еще рисуем веточку с ягодами

    слева рисуем веточку, на ней листики

    теперь веточку с тремя листиками, а в середине завиток

    начинаем рисовать фон

    продолжаем рисовать фон

    закрашиваем фон полностью

    боковую сторону доски также покрываем золотистой краской

    теперь покрываем доску прозрачным лаком. Все готово!

    Рисование хохломской росписи под силу даже ребнку. Основа такой росписи-это растительные элементы и иногда птички с рыбками. В основном это веточки, ягодки и листочки, вся работа выполняется в четырх цветах: чрной, красный, золотой и зелный.

    С завиточками, кружочками и черточками справится даже ребнок:

    Для начала рисуем рисунок карандашом, можно срисовать с интернета, а потом начинаем раскрашивать, начиная с самых крупных элементов:

    После того как все Крупное мы нарисовали нужным нам цветом, закрашиваем черным фон. После высыхания фона, добавляем к нашим веточка дополнительные штрихи, рисую по черноту фону.

    Если рисование происходит на деревянной поверхности, после высыхания можно покрыть несколькими слоями алкидного лака с промежуточной просушкой.

    Вот несколько элементов и пошаговых мастер-классов по рисованию хохломской росписи:

    Видео мастер-класс по созданию хохломской росписи своими руками:

    Если учиться вместе с ребенком, то нужно начать с гуаши (4 цвета - желтой, черной, красной и зеленой) и рисунков на бумаге, изучения обязательных узоров, а потом уже, изучив главные приемы рисования цветов, ягодок и травинок можно взяться и за деревянные дощечки, деревянные шкатулки и бумажные коробочки из папье-маше для декорирования акриловой и масляной краской. Обязательно сверху покрыть не менее 2-х слоев лака (но не нитро - он портит масляную краску).

    Рисунок располагается на черном или желто-золотом фоне, делается сначала разметка крупных элементов, затем средних и только потом мелких. В конце добавляются мелкие завитки, штрихи и ягодки-точки. Каждым цветом сначала все расписывается по очереди, дается хорошо высохнуть и только потом берется следующий цвет.

    Начать изучение лучше с главных элементов:

    Холмская роспись была очень популярной в время Руси, но сейчас она вышла из моды, а тенденция на Холмскую роспись так и осталась.

    Холмская роспись идеально подойдет для раскраски разнообразной посуды, предметов кухонной принадлежности и просто для раскраски стен.

    Научится рисовать данным стилем может даже ребенок, здесь ничего сложного нет, ведь в данной методике используют в основном растительность, иногда животных.

    Вот, несколько примеров, которые вы можете самостоятельно нарисовать:

    Также, будет очень полезно посмотреть специальный видео-ролик:

    Хохломой расписывать очень даже увлекательно. Раньше в обычных советских детских садиках этому учили, потому что я помню некоторые уроки. Сейчас уже это не модно и учат абсолютно другому деток. Если делать все по старинному обычаю, то это сложная техника. Но для деток сделали упрощенную и понятную.

    Итак, нам понадобится для работы:

    • Краски гуашь - желтая, зеленая, черная и красная
    • Беличьи кисточки 2 и 3
    • Банка с водой
    • Мягкая тряпочка для того чтобы ей снимать лишнюю краску
    • Маленькая белая тарелочка без узоров, для палитры

    Для начала начинаем от простых элементов, которые в хохломской росписи называется травка. Она выполняется отдельными ритмичными мазками. Кисточку надо держать перпендикулярно тремя пальцами.

    Вот главные и основные элементы травки .

    Теперь практический урок. Смотря на чашу, которая разукрашена мастером, детям дается возможность самим придумать орнамент и расписать узором травка деревянную ложку.

    А это уже травяной орнамент с использованием криуля.

    Криуль служит для того, чтобы округлую форму изделия можно было подчеркнуть.

    Еще важные узоры листочки .

    Сочетая в себе все эти узоры можно расписывать глиняную посуду очень оригинально вместе с вашим ребенком.

    Узоры хохломской росписи рисовать в виде завитушек с ягодами, листиками, цветами. Нарисовать волнистую линию, от которой рисуются завитушки с двух сторон. На каждой завитушке дорисовать по два листика и на конце завитушки ягодку. Можно нарисовать узор хохломской росписи в виде нескольких завитушек, одна черная завитушка и от нее такой же формы от двух до четырех цветных завитушек, например, две зеленых, две желтых. Ниже представлено несколько узоров хохломской росписи. За образец для тренировки можно взять узор травка, потренироваться на отдельном листке бумаги, а потом рисовать по чистому листу. Можно узор нарисовать на изображении кувшина или тарелки.

    Это прозвучит смешно, но рисование в стиле хохлома производится точно по такой же методике, как и роспись посуды, которую делали в древности в Нижнем Новгороде и окрестных деревнях. Каждый элемент рисунка выполняется одной краской, после чего картинка должна высохнуть. Как только есть уверенность, что цвета не смешаются, можно брать другую краску и наводить ею необходимые элементы:

    Карандашом еще проще - не нужно ждать, когда краска высохнет:

    Можно исполнить рисунок в графическом стиле, просто повторяя стиль хохломы. Если есть желание соблюсти все правила, то карандаши следует брать цветные.

    Хохломская роспись - это красивая роспись на посуде, которую применяли еще в XVII веке. Название дано по местности, откуда родом роспись, из Хохломы, из нижегородской области. Хохломская роспись появлилась, благодаря ремеслу мастеров из той местности.

    Перед тем, как расписать изделие, сначала надо выточить ложки, кружки, дощечки и другую посуду на деревянном станке, сделать ровной поверхность, потом покрыть равномерно олифой в несколько слоев, сделать слой алюминиевого порошка. После этого можно наносить роспись.

    Хохломская роспись - это орнамент с видом растений, веточек, ягод, цветов, символов, завитков. Часто в такой росписи применяют красный, желтый, черный цвета, а также зеленый и другие.

    Готовый предмет покрывают сверху для прочности.

    Используются масляные краски.

    Есть разные техники хохломской росписи. Узор пряник - это крупный узор в центре, от которого ответвляются более мелкие узоры.

    Есть еще узор под фон - кудрина, который выполняется желтой и красной краской на черном фоне.

    Чтобы выполнить рисунок, необходимо использовать творческий потенциал, выдумку для создания орнаментов. Чтобы выполнить узор самостоятельно, существуют базовые лини, символы, с которых можно начинать учиться рисовать. Простые элементы доступны даже для ребенка, детям тоже полезно учиться росписи, это развивает навыки.

    Предлагаю в домашних условиях сделать роспись доски. Возьмем доску, а также краски гуашь, клей ПВА, кисти.

    Рисунок для росписи можно сделать самостоятельно или взять в интернете шаблоны. Затем надо скопировать с бумаги на доску.

    Досточку, прежде всего, обработаем яичным белком в качестве грунтовки. Обработав, пусть подсохнет.

    Следом за яичным белком покрываем все изделие золотой краской.

    Окрашиваем яркой краской ягоды.

    Прорисовываем жилковатую часть листочков.

    Закрашиваем вокруг контуров весь фон черным цветом. Затем надо дать краске полностью высохнуть.

Есть предположения, что способ делать «золотую» посуду нижегородские мастера знали еще в самом начале XVIII века. Но большинство исследователей утверждают, что «деревянное золото» пошло от старообрядцев, активно переселявшихся на Нижегородские земли.

Татьяна Шпакова , CC BY-SA 3.0

Сначала для подобной росписи применялся порошок серебра, но это делало производство очень дорогим. Применение более доступного порошка олова позволило создавать крупные изделия.

При Советской власти на смену кустарному производству пришли фабрики, расположенные на родине хохломской росписи – в городе Семёнове и селе Сёмино.

Татьяна Шпакова , CC BY-SA 3.0

Сейчас технология производства практически не изменилась. По-прежнему процесс изготовления хохломской посуды достаточно трудоемок и длителен.

Татьяна Шпакова , CC BY-SA 3.0

Конечно, прогресс не стоит на месте: на смену оловянному порошку пришёл порошок алюминия, немного поменялся состав красок, появились новые грунтовки и лаки, появились электрические печи.

Но все основные традиции, идущие с далёкой древности, сохранены и лишь приумножены и усовершенствованы.

Этапы создания

Материал

Основной материал, из которого создаются все хохломские изделия - липа. Прежде, чем она попадёт к мастеру, древесина проходит длительную подготовку. На специально оборудованных складах, дерево липу сушат не менее трёх лет. Только после этого она считается пригодной для изготовления качественных изделий.

Бельё и грунтовка

Первый этап – битье баклуш, то есть создание грубых деревянных заготовок. Будущие ложки, кружки, братины - всё проходит сушку в печах и шлифование.

Татьяна Шпакова , CC BY-SA 3.0

Затем в заготовку втирается льняное масло. После просушки, на неё наносится вапа - грунт. Наносят вапу тампоном, который можно сделать из капронового чулка, но по старинной технологии, это был кусок мягкой овчины с подстриженной шерстью.

, CC BY-SA 3.0

После этого изделия сушат в течение семи-восьми часов и вручную обрабатывают олифой так же, с помощью тампона из кожи. Олифа должна полностью покрыть изделие, равномерно по нему распределившись.

Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 3.0

Это очень ответственная процедура, от которой зависит прочность росписи и качество изделия. Олифа наносится на деревянную поверхность три-четыре раза, последний слой высушивают, чтобы олифа немного прилипала к пальцу, но уже не пачкала его.

Лужение

Последний слой сохраняют липким не просто так. К этой плёнке легко пристает полуда.

Татьяна Шпакова , CC BY-SA 3.0

Втирание полуды называется лужением. Лужёная кружка похожа на серебряную: полуда ровным слоем закрывает дерево, и, кажется, что кружка отлита из металла - она сияет матовым серебристым блеском.

Роспись

Итак, теперь заготовка выглядит серебряной. По этому фону можно начинать роспись.

В хохломской росписи используются в основном красная, черная, зеленая,желтая и коричневая краски. К ним предъявляются особые требования — они должны выдерживать термическую обработку и не выгорать.

Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 3.0

Существует два основных вида росписи: верховое письмо и фоновое. При верховой росписи рисунок наносится орнаментом на поверхность. Фоновое считается более сложным. Художник закрашивает фон, оставляя те части, которые станут «золотыми» после обжига.

Лакирование

После росписи изделие покрывают лаком и сушат. Именно после этого хохломские узоры становятся по-истине «золотыми».

Существует специальный пищевой лак МЧ-52, который запекается в печи. Он производится на лакокрасочных заводах.

Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 3.0

Сначала посуду покрывают четырьмя-пятью слоями лака, тщательно просушивая каждый из них.

Раньше расписанное изделие покрывали несколькими слоями лака — олифы, а потом закаливали в печи при довольно высокой температуре.

И сейчас лакированные вручную предметы закаливают в электропечи при температуре 160 — 180 градусов. Под пленкой закаленного лака всё, что было в росписи серебряным, становиться золотым.

После неоднократной закалки лаковая пленка приобретает высокую прочность. Поэтому изделия не боятся горячего и не портятся от воды.

Как производят хохлому

Фотогалерея









Термины

Бельё - белая, неокрашенная деревянная заготовка

Баклу́ша - обрубок древесины (в основном липовой, осиновой или берёзовой), обработанный для выделки различных долблёных деревянных изделий (ложек и другой утвари).

Грунто́вка - состав, наносимый первым слоем на подготовленную к окраске или отделке поверхность.

Вапа или вап (от греч. βαφα - окраска) - красящее вещество. Глагол вапить означает красить что-либо. Традиционно используется в хохломе, иконописи и набойках. Представляет собой купорос или отмученную мелкозернистую глину.

Полуда - измельчённый в порошок металл. В старину полудой служило олово, а сейчас - алюминий, тоже серебристый, лёгкий и дешёвый материал.

Особенности росписи

Мастера хохломского промысла имеют характерную позу при письме. Поэтому для удобства нужна небольшая скамеечка.

Практически вся роспись ведется на весу. Пролуженную заготовку опирают о колено, придерживая левой рукой, правой ведут роспись.

Такое положение позволяет мастеру легко поворачивать изделие в любую сторону и под любым наклоном. Рядом на столе удобно располагают кисти, краски, растворители, масло и другие материалы и инструменты, необходимые для выполнения росписи.

Современный технологический процесс хохломской росписи

  1. Выточенную или вырезанную прошлифованную заготовку грунтуют (методом окунания). В качестве грунтовки применяется глина (вапа) или грунтовка (№ 138).
  2. Про грунтованную заготовку протирают мягкой губкой и сушат при комнатной температуре 6-8 часов.
  3. Заготовку покрывают 2-3 раза олифой или смесью олифы и лака в равных частях.
  4. Промежуточная сушка при комнатной температуре в течении 5 часов.
  5. Втирание алюминиевого порошка мягкой кожей или замшей до получения зеркальной поверхности.
  6. Художественная роспись масляными красками, разведенными натуральной олифой.
  7. Сушка 24 часа на стеллажах при температуре 20-25°С или 1.5-2 часа в электропечи при температуре 100°С.
  8. Лакирование 3-5 раз лаком ПФ-283,с промежуточной сушкой и шлифовкой.
  9. Сушка 2-3 часа при комнатной температуре и 15-20 минут в электропечи при температуре 200°С или 3-4 часа в электропечи при температуре 130-140°С до появления золотистого оттенка.

Особенность визуального восприятия человека состоит в определении формы и размера предмета в зависимости от степени его освещенности. Светотень в рисунке создает иллюзию трехмерного пространства на двухмерной поверхности с помощью светлых и темных форм. Так как свет, попадая на объект, распределяется неравномерно и под разными углами, степень освещенности различных его сторон также сильно различается. Светотень в рисунке - это совокупность объективных условий, на основе которых на поверхности предмета возникает градация светлых и темных оттенков света. Создавать реалистичные изображения можно, лишь научившись понимать и видеть, как распределяется свет и тень по форме предмета в окружающем мире. От правильной работы со светотенью в рисунке зависит восприятие массы, объема, расположения объекта. Но одного этого недостаточно - также важна и практика. Начните с изучения основных составляющих светотени в рисунке карандашом, но не останавливайтесь на этом - продолжайте рисовать, совершенствуя свои навыки.

Светлая и темная сторона объекта

Предмет всегда делится на две большие части: зона света и зона тени. Зона света или светлая сторона - часть предмета, расположенная ближе к источнику света и принимающая на себя большую часть освещения. У плоского объекта тень отсутствует. Создавая рисунок, художник должен сразу же определить, где будет находиться самая светлая часть предмета, а где - самая темная. Белизна бумаги и самый насыщенный тон карандаша - это две предельные точки для тональной растяжки. Бывает растяжка контрастная, когда берется очень светлый и очень темный тон. При нюансной растяжке берется два очень близких тона. В хорошей работе всегда есть только одно место, где есть точка максимально светлая и одна - максимально темная. Это камертоны света. Все остальное - растяжка. Освещенность зависит от угла падения света - чем меньше угол, тем меньше света попадает на поверхность.

Насыщенность светотени

Насыщенность различается в зависимости от структуры поверхности и количества света, который на нее попадает. Если несколько объектов находятся на разном расстоянии от источника света, светотень в рисунке будет изменяться в зависимости от их удаленности. К тому же свет может быть рассеянным и концентрироваться в одной точке. В первом случае контрасты будут более выраженными и отчетливыми. Близко расположенные предметы обладают более контрастной светотенью, чем те, что находятся в отдалении. Из-за особенностей человеческого восприятия различные по цвету объекты и их светотень тоже могут визуально отличаться.

Полутень и ее особенности

На предметах округлой формы в зоне соприкосновения с косыми лучами света образуется плавный переход от светлой части к темной, являющийся промежуточным состоянием между светом и тенью - полутень. Именно в этой зоне можно увидеть собственный тон предмета. На предметах, в основе которых лежат четкие прямоугольные формы, эта зона выделяется отдельно и находится между светлой и темной сторонами. Граница светотени зависит от формы предмета и может выглядеть очень по-разному. Обычно она нечеткая и состоит из градаций тона.

Что такое зона тени?

Зона тени или темная сторона - часть предмета напротив источника света. Собственная тень - место, на которое не попадает освещение. Существует еще и падающая тень - это самая темная зона, она образуется на поверхностях. В зависимости от расположения источника, она может попадать на плоскость, где находится предмет, фон или другие предметы. Ее форма зависит от самого предмета и может меняться из-за структуры поверхности, на которую она направлена. Особенность падающей тени в том, что она всегда немного темнее, чем собственная. Так как свет может отражаться от соседних предметов, то структура у нее неоднородна. У падающей и собственной тени необязательно должны быть четкие границы - они состоят из плавных переходов тона. Свет, отражающийся от поверхности предмета, частично высветляет теневую часть и создает рефлекс. Рефлекс - это своеобразная подсветка тени, но он всегда светлее нее и темнее света. На краю формы всегда будет такая зона. Рефлекс присутствует и на стороне объекта, которая расположена ближе к источнику света, но там он менее заметен, а в зоне тени становится более активным. Сама тень не является сплошным пятном с одинаковым тоном. Работа с ней в рисовании - это особое искусство.

Светлая сторона объекта и ее составляющие

Из каких частей на рисунке со светотенью будет состоять светлая сторона? Место, куда попадает и от которого отражается максимальное количество света, называется бликом. Наиболее ярко он выражен на глянцевых и выпуклых поверхностях. Далее свет будет как бы угасать, и снижать интенсивность до тех пор, пока не уйдет в зону полутени. Медленный переход от одного оттенка к другому называется градацией. Многое зависит от количества света и от отражающей поверхности. Но в любом случае движение тона по форме будет плавным, а не с резкими переходами. Правильная тоновая растяжка - именно то, что помогает передать в рисунке светотень. Свет постепенно будет переходить в теневую зону, после которой возникнет рефлекс. Стоит отметить одну особенность - при работе со светотенью линии предмета исчезают. Все переходы между светлой и темной стороной предмета создается при помощи тоновой растяжки.

Законы светотени в рисунке

Для того чтобы проследить развитие света и тени на форме, создадим эскиз сферы. Вы можете выбрать объекты самостоятельно, скомпоновав их на листе произвольным образом, но проще начать с округлой формы. Проведем линию горизонта и наметим на листе круг. Выберем направление света, отметив его на листе. Затем на окружности проведем приблизительную границу разделения света и тени. Помните, что на финальном этапе работы все линии исчезнут. Определив света, отметим примерное расположение падающей тени. Правильное определение источника света - одна из основ светотени в рисунке.

Рисунок со светотенью пошагово

Теперь нанесем на шар средний тон - он не должен быть слишком темным или слишком светлым, иначе будет сложно сделать плавную тоновую растяжку. Если начать со среднего тона, на рисунке не будет белых пятен, можно будет просто добавлять тон и менять градацию в сторону более темного или светлого оттенка. Затем создадим собственную и падающую тень. Добавляем тон выше линии горизонта. Горизонтальная поверхность, на которой находится шар, должна быть более светлой, чем вертикальная. Теперь создаем градацию от теневой к светлой стороне. Этот переход должен быть мягким, с плавной градацией по окружности. На пятом шаге затемним глубину падающей и собственной тени. Не забывайте о рефлексе и создайте иллюзию у основания сферы. На финальном этапе наметьте блик на стороне, которая находится ближе всего к источнику света. Помните, что не нужно создавать градацию до чисто белого цвета. Если все сделать правильно, линии, нанесенные на первом шаге, должны исчезнуть, а объем будет передаваться только за счет изменения глубины тона.

Работа со светом и тенью: заключение

Разобравшись с тем, как создается светотень на простой форме, будет легче понять и то, как это происходит и с более сложными объектами. Однотонный круг без тени воспринимается как плоский. Но стоит добавить хотя бы две тени: собственную и падающую, и восприятие тут же меняется. Блик, полутень, рефлекс добавляют плоскому кругу объемности и придают ему эффект трехмерного пространства. Основа светотени в рисунке карандашом - это тоновая растяжка. В процессе создания рисунка важно помнить о том, что в зависимости от структуры поверхности, цвета и степени отдаленности от источника света градация тона будет различаться. Глянцевые ровные предметы со светлой поверхностью лучше отражают свет, и построение светотени на них будет отличаться от матовых и затемненных. Работа в тоне подразумевает отсутствие линии. Если что-то темнее, а что-то светлее - появляется тон.