История возникновения фокусов. Магия фокусов

О.БУЛАНОВА

Неизвестно доподлинно, когда и где возникли карты. Есть лишь две легенды. Согласно первой, их создали индийские брамины около 800 г. н.э. Другая утверждает, что карты появились в Китае примерно в 1120 г. н.э. – ими заинтересовался тогдашний правитель Сеун-Хо, чтобы развлечь своих наложниц.

Зато четко зафиксирован момент появления игральных карт в Европе – 1376 г., Италия. Одни ученые полагают, что их завезли арабы-путешественники, другие считают, будто карты принесли с собой участники крестовых походов.

Но никто не оспаривает, что индийские и китайские оригиналы были в Европе сильно переработаны. Следы итальянского и испанского влияния сохранились в наименовании колоды – Нейрис.

“Обратите внимание, что игральные карты символизируют четыре великих особенности человеческой натуры, – писал в 1956 г. американский исследователь Джесси Мюллер. Любовь олицетворяется червами, страсть к знаниям отражают трефы, стремление к богатству может быть соотнесено с бубнами, а о смерти говорит пиковая масть”. Интересное наблюдение, тем более что именно четыре карточных масти были изначально заявлены в Нейрис.

Европейская игра в карты, сложившаяся к 1480 г., в дальнейшем менялась незначительно. Правда, из исходной итальянской системы с ее мечами (аналог будущих пик), булавами (трефы), кубками (червы) и монетами (бубны) позже выделялись три: швейцарская – с желудями, розами, листьями и гербовыми щитами; немецкая – с желудями, листьями, сердцами и колоколами; французская – с трефами, пиками, червами и бубнами.

Наиболее устойчивой оказалась последняя, которая после Тридцатилетней войны практически вытеснила остальную символику и теперь в ходу почти всюду.

Однако привычная колода обрела любопытное многоголосие: мелодию человеческих страстей дополнил мотив времени: красный и черный цвета созвучны представлениям о дне и ночи, 52 листа соответствуют числу недель в году, не всем понятный джокер напоминает о високосном годе, а четыре масти соотносятся с весной, летом, осенью и зимой.

Если каждого валета оценить в 11 очков (он идет сразу после десятки), даму – в 12, короля – в 13, а туза принять за 1, то сумма очков в колоде составит 364. Добавив “единичного” джокера, придем к числу дней в году. Ну, а 13 лунных месяцев легко вывести из количества карт каждой масти. Получается кодированный календарь.

Чрезвычайно трудно ответить на вопрос, когда был показан первый карточный фокус. Зато имя первого шулера в летописях сохранилось – Рикко де ла Молиньер. И год – 1495-й. С той далекой поры презрение к шулерам бросает свой недобрый отсвет и на труды фокусников.

У карт вообще уникальная судьба… Одни не уважают игру в карты за то, что все подчиняется воле случая – и никакого стратегического мышления, как в шахматах. Лишь случай и риск. Другие возражали, что подлинная жизнь – это и есть риск, т.е. удача или банкротство. Карточная игра не модель ли зигзагообразности, а зачастую и непредсказуемости жизненного пути?

Эти две противоположные позиции общественного мнения были всегда. Английский король Генрих VIII в 1526 г. вообще объявил карты “дьявольской игрой” и поставил вне закона, а уже в 1541 г. запрет был снят.

Если внешней стороной карточных действий оказываются азартная притягательность, гипнотизм чародейства и эффектность зрелища, то каковы внутренние пружины? Первый, самый невысокий уровень – использование заранее подготовленных колод. Этакие ученические гаммы для начинающих. Шулера даже не удостаивают их своим вниманием.

Иное дело – фокусники. Для их загадочных священнодействий годится и такая примитивность. А знаменитейший австрийский чародей Йоханн Гофцинзер, сказавший однажды, что “любой фокус требует от начала до конца всего фокусника”, даже разработал классификацию специальных карт, состоящую из пяти подразделений.

Гофцинзер – легендарная в карточном иллюзионизме личность. О нем рассказывают, что он изобрел более 5000 карточных фокусов. Правда, сам он полагал, что ему принадлежит лишь около 60 оригинальных идей, остальное – лишь композиционные находки. С именем этого уникального искусника связан второй класс потайных фокусных пружин, когда трюки выполняются с обычными картами, но без использования ловкости рук. Т.е. работает чистая математика и расчет.

“Без некоторой ловкости рук, без этих увлекательных для самого исполнителя манипуляций, сообщающих его искусству пикантный азарт и известного рода спортивность, по которой, собственно говоря, коллеги оценивают фокусника куда строже, чем зрители – без этого трудно говорить о волшебнике, вышедшем на достойный уровень, – писал канадский исследователь иллюзионизма Сид Лоррэйн. – Ловкость рук здесь выступает подводной частью айсберга, а перекладки – всего лишь декоративная составляющая”. Весьма точное и грамотное наблюдение.

Через 20 лет после смерти Гофцинзера его друг Георг Хойбек поведает Оттокару Фишеру о карточном чародействе замечательного мастера, и тот посвятит свою жизнь поискам материалов о нем.

Высший класс карточной магии – фокусы, основанные исключительно на ловкости рук. По свидетельству иллюзиониста Э.Кио, русский фокусник Павел Соколов-Пассо “был настоящий самородок, пожалуй, единственный в своем роде. Он работал одновременно с двумя колодами, которые мгновенно появлялись и исчезали у него в руках. Карты “вытаскивались” из “носа”, “уха”, “рта” зрителей, они летали по воздуху, уменьшались и увеличивались в размерах. Известно, что карты все время находятся в руках у фокусника, но он так быстро перемещает их между своими пальцами, что они перестают быть видными зрителям. Попробуйте проделать это хотя бы с двумя-тремя картами – и вы тогда оцените мастерство Пассо, манипулировавшего с двумя колодами”.

“Кто я? Откуда пришел? Куда иду?” – такие вопросы красовались на афише рядом с портретом человека в маске, уникального карточного мастера Хосе Антенора Гаго-и- Завала, маркиза д’Оригуэлы. В конце XIX в. он выступал в знаменитом Монте-Карло, потрясая зрителей и удивляя специалистов.

Обладая высочайшей техникой рук, он заставлял исчезать из колоды только что выбранные зрителями карты, извлекая их затем из воздуха. Он бросал их до последнего ряда, и они, кружась в воздухе, возвращались к нему назад. Известные шулера, работавшие в игорных домах, приходили на представления и придирчиво изучали бесподобную технику.

Но самым таинственным фокусником, по мнению специалистов, является Шарлье, замкнутый, молчаливый старик с пергаментной кожей и прядью седых волос. Он объявился тихо и неожиданно – в Лондоне, около 1870 или 1874 г. Он поселился на окраине в маленькой мансарде и предложил называть себя Шарлье.

Шарлье был карточным фокусником. Он не признавал никакого реквизита. “Величайший мастер в карточных манипуляциях”, – отзывался о нем английский эксперт Анджело Льюис. Виднейшие мастера того времени побывали у него в гостях, и он обучил их совершенно новым приемам. Например, вольт (смена местами верхней и нижней полуколод) выполнялся только двумя руками. Шарлье предложил действовать одной, и этот прием вошел в историю под названием “вольт Шарлье”.

О публичных выступлениях Шарлье, увы, ничего неизвестно. На жизнь он зарабатывал, гравируя надписи на часах и портсигарах.

В 1882 г. Шарлье бесследно исчез, оставив после себя лишь изобретенные им карточные трюки и легенды. Вот одна из них: видному иллюзионисту, посетившему его, он предложил перетасовать колоду, достать оттуда любую карту и положить лицом вниз. Из небольшого ящичка Шарлье извлек карту с абсолютно чистой лицевой стороной. Держа ее в руках, принялся выполнять в воздухе какие-то “невероятно организованные жесты” над лежащей картой.

Затем его руки замерли в пространстве, и на чистой стороне карты проступило изображение выбранной карты! Потом Шарлье произвел несколько “разряжающих” пассов, и карта в его руках опять стала белой.

В мае 1992 г. в Москве побывал американский волшебник Тони Хассини. Он предлагал взять колоду, перетасовать ее, а затем произнести вслух названия двух любых карт. Например, выбрать шестерку и короля. Близкие карты, скажем, семерку и восьмерку, называть не рекомендуется, тогда фокус может не выйти.

Зрители называли. Хассини щелкал по колоде, и названные карты оказывались лежащими рядом – либо вплотную, либо (наихудший случай) разделенными какой-то одной картой. Специалисты-коллеги проверяли Хассини, разворачивая колоду. Но все получалось именно так, как планировал фокусник.

По материалам Анатолия Карташкина

История возникновения. Слово illusio переводится с латинского как заблуждение или обман. А вот откуда взялось слово фокус никто не знает. Есть несколько версий. Наиболее популярная из них – все началось с латинской фразы хок эст корпус меум. Эта фраза переводится как сие есть тело моё. Она произносилась священниками при вечерней трапезе и символизировала религиозный обряд превращение хлеба в тело бога. Позднее словосечетание превратилось в хокус-покус и стало употребляться для обозначения всех видов превращений.


Таинственная девятка. Монеты размещены на столе в форме девятки. Кто-нибудь из присутствующих задумывает число, большее числа монет в «ножке» девятки, и начинает отсчитывать монеты снизу вверх по ножке и, далее, по колечку против часовой стрелки, пока не дойдет до задуманного числа. Затем он снова считает от единицы до задуманного числа, начав с монеты, на которой остановился, но на этот раз по часовой стрелке и только вокруг колечка.




Угадывание суммы. Показывающий поворачивается спиной к зрителям, а в это время кто-нибудь из них бросает на стол три кости. Затем зрителя просят сложить три выпавших числа, взять любую кость и прибавить число на нижней ее грани к только что полученной сумме. Потом снова бросить эту же кость и выпавшее число опять прибавить к сумме.


Секрет фокуса. Прежде чем собрать кости, показывающий складывает числа, обращенные кверху. Прежде чем собрать кости, показывающий складывает числа, обращенные кверху. Добавив к полученной сумме семерку, он находит конечную сумму. Добавив к полученной сумме семерку, он находит конечную сумму.




Секрет фокуса. 2*8 = = 21(нечётное, значит в правой 1*5 = 5 руке 2 руб., а в левой - 1 руб.) 1*8=8 8+10=18(чётное, значит в правой 2*5=10 руке 1 руб., а в левой – 2 руб.)




Секрет фокуса. Пятерки карт нужно собирать начиная от первого зрителя, по часовой стрелке; карты показывающего будут при этом последними и окажутся сверху пачки. Затем все карты раскладываются в кучки по пять карт в каждой; Любая из кучек может быть открыта зрителям. Теперь, если задуманную карту видит зритель номер два, то эта карта будет второй, считая сверху кучки. Если свою карту видит четвертый зритель, она будет четвертой в кучке. Иными словами, местоположение задуманной карты в кучке будет соответствовать номеру зрителя, считая слева направо вокруг стола.


Психологические моменты. Ещё одна категория фокусов с числами основана на том, что называют психологическими моментами. Эти фокусы не всегда получаются, но по каким-то неведомым причинам психологического характера шансы на успех при их демонстрации оказываются значительно большими, чем этого можно было ожидать.


Нами был проведён опрос среди учащихся 5 – 11 классов. Он включал в себя следующие задания: Нами был проведён опрос среди учащихся 5 – 11 классов. Он включал в себя следующие задания: 1. Назовите любое число от 1 до Назовите любое число от 1 до Назовите двузначное число между 1 и 50, чтобы обе его цифры были нечётными и различными. Число 11 называть нельзя. 4. Назовите двузначное число от 50 до 100, чтобы его цифры были чётными и различными.



Кто такие иллюзионисты- артист, демонстрирующий фокусы, основанные на тех или иных физических и психологических явлениях и подсознательных заблуждениях.

Цель:

Изучить работу иллюзионистов, разработать и демонстрировать собственный фокус,на основой иллюзий.

Раскрыть тайны фокусов. Что такое фокусы? Одни люди считают фокусы настоящим волшебством, другие говорят, что фокусы это всего лишь ловкость рук и никакой магии. Чтобы разобраться в этом вопросе, мы решили провести исследование

Гипотеза:

С помощью физики можно придумать и продемонстрировать интересные фокусы.

Задачи:

1.История возникновения фокусов.

2.Главный принципы работы, основные правила фокусника.

3.Физические основания фокусов.

4.Научиться показывать несложные фокусы.

Ход работы: :

1.Используя различные источники,изучить историю возникновения фокусов.

2.Выделяем главный принцип работы фокусника.

3.Объясняем физические основания фокусов.

3.Учимся показать фокусы.

1.История возникновения фокусов

Искусство иллюзий (фокусов) зародилось в Древнем Египте примерно пять тысяч лет назад. Фокусники того времени заставляли исчезать и появляться драгоценности. Во время фокусов из-под земли вылезали огромные статуи богов. Эти статуи могли протянуть руки к народу, статуи могли даже заплакать.

В XVII веке в Германии и Голландии пользовались определенной популярностью представления одного самозваного «волшебника», называвшего себя Охес Бохес (в действительности так именовался маг и демон из норвежских легенд) и использовавшего псевдоним «Фокус Покус» (Hocus Pocus) — путанное словосочетание, произносимое им во время базарного «колдовства» (полностью оно звучало, как «фокус покус, тонус талонус, вадэцелеритерюбео») для того, чтобы отвлечь внимание зрителей.

Данное «заклятье» было тут же подхвачено другими представителями данного ремесла и через некоторое время стало визитной карточкой всех иллюзионистов и трюкачей.

Следующим этапом в развитии искусства иллюзий был XVIII век. В то время, как большинство иллюзионистов промышляли мелким уличным трюкачеством, итальянский фокусник Джузеппе Пинетти смог сделать огромный шаг вперед, перенеся свою «магию» на подмостки театра. Представления Пинетти отличались утонченным и пышным антуражем, выводившем их на совершенно новый зрительский уровень.
Конец XVIII — начало XIX века — время появления сотен профессиональных фокусников. В ту пору стали особенно модными «научные» фокусы, когда исполнители, называвшие себя «докторами» и «профессорами», описывали сценические действа языком «науки». Например, француз Жан-Эжен Робер-Удэн объяснял свой знаменитый трюк с левитацией свойствами некоего газообразного вещества — эфира, якобы пронизывающего всю Вселенную. Робер-Удэн превратился в легендарную фигуру — сейчас его иногда называют «отцом современного фокуса», т.к. он усовершенствовал технику исполнения многих трюков и реквизита, которые впоследствии получили повсеместное распространение.
В 1845 году Европа узнала имя молодого часовщика из Франции, вложившего все свои деньги в аренду парижской «Галереи Валуа» для показа абсолютно феноменальных фокусов. Его звали Жан Роберт-Гудин, однако сейчас он также известен как еще один «отец современных фокусов».

Двадцатый век стал кульминационной точкой в истории развития искусства сценического волшебства, обогатив его целой плеядой имен — англичанин Дэвид Девант (левитация, чтение мыслей), американцы Тюрстон и Даунс, а также Сервале Рой, Освальд Вильямс, Оуэн Кларк, Вальтер Хинс, Луис Нокола, Перси Шелбит и конечно же Гарри Гудини- эмигрант из Венгрии, обладавший уникальным талантом эскейписта. Казалось, что не существует ни одной веревки, цепи, наручников, решеток или сундуков, способных удержать его.

а

2.Главный п ринципы работы фокусника

Владимир Даль, знакомый с фокусами и трюками балаганных фокусников и с салонной магией, указал на главный принцип в работе фокусников – « отвод глаз », т.е. отвлечение внимания. В современном мире иллюзионизм – это демонстрация фокусов с применением различной аппаратуры, неожиданное появление и исчезновение крупных предметов, людей и др. Манипулирование – фокусы с мелкими предметами: шариками, платками, картами.

Главный принцип фокусника таков — говори обратное тому, что делаешь . Это правило придумано еще древними магами и фокусниками. Человек не в силах уследить за двумя действиями одновременно. Из чего следует, что фокусник должен уметь делать одновременно несколько нескоординированных раздельных движений. Многие говорят о « неуловимых движениях » фокусника. Это не так. Все движения фокусника должны быть видны зрителям, просто они направляют внимание публики в другую сторону.

Сейчас в мире живет много фокусников. Иллюзионные шоу будят воображение зрителя, заставляют его мечтать и верить в чудеса. Каждая встреча с магией фокусов приносит человеку восторг и удивление.

Основные правила настоящего фокусника

    Никогда не раскрывайте секрет фокуса. Пожалуй, самое главное правило, поскольку зритель сразу потеряет интерес к вам как к фокуснику. Зритель может давать свои догадки, предположения или сказать конкретно, в чем секрет, но вы не должны вступать в спор со зрителем, а показать, что это всего лишь его мнение.

    Каждый фокус тщательно репетируйте, пока он не будет получаться десять из десяти раз. Также очень хорошим помощником станет для вас зеркало, попробуйте несколько раз показать себе, продумайте слов речь и жесты, с которыми вы будете преподносить всё действие.

    Никогда не говорите, что произойдет в следующий момент. Зритель может догадаться, куда надо смотреть и за чем следить. И по той же причине ни в коем случае не повторяйте один и тот же фокус дважды, даже если вас очень сильно просят.

3.Фокусы, основанные на законах физики

«Стакан, который не наполнишь»

Стакан доверху наполняем водой. Спрашиваем у зрителей много ли монет можно опустить в этот стакан так, чтобы не пролить ни капли воды. Опускаем в стакан десять (пятнадцать) монет. Вода вздувается над краями стакана, но не проливается. Секрет фокуса – в поверхностном слое жидкости существуют силы натяжения.

    « Стакан и бумажка »

Наливаем в стакан воды и закрываем листом бумаги, поддерживая лист рукой, переворачиваем стакан вверх дном. Если теперь отнять руку от бумаги, то вода не выльется. Бумага останется как бы приклеенной к краю стакана.

Бумажка приклеилась к стакану из-за того, что давление снаружи сильнее давления внутри стакана. Когда перевернули стакан, прикрытый бумажкой, вверх дном, тогда между днищем стакана и водой осталось разряжённое пространство. Если же сделать маленькую дырочку в бумажке, или приоткрыть её, то вся вода в момент выльется.

    « Электромагнит »

Берем толстый гвоздь, оборачиваем его несколькими слоями бумаги, а поверх бумаги наматываем около 100 витков тонкой медной проволоки. Концы проволоки зачищаем мелкой наждачной бумагой и присоединяем к клеммам батарейки. Что получилось? « Электромагнит », способный

удержать мелкие металлические предметы.

    « Появление монеты »

Показываем зрителям стакан, наливаем в него воду из графина и снова показываем зрителям — в стакане ничего нет. Предлагаем зрителю накрыть стакан на некоторое время. После этого опускаем стакан вниз и все видят, что в стакане появилась монета. Секрет фокуса в оптическом обмане. Если смотреть на стакан сбоку, создается впечатление, что в стакане ничего нет. Монета заранее приклеивается снаружи к дну стакана. Если теперь зритель посмотрит в стакан сверху, то, естественно, увидит на дне монету, которой прежде не было.

    Фокус с шариком и иголкой

Что будет если уколоть воздушный шарик иголкой? Он лопнет. А вот и нет! Демонстрируем зрителям целый надутый воздушный шарик. Держа воздушный шарик в одной руке, берем большую металлическую иголку и прокалываем шарик. Шарик не сдувается. Вынимаем иглу из шарика, и воздушный шарик остается надутым, как будто с ним ничего не произошло. В качестве кульминации фокуса можно еще раз уколоть шарик иголкой и шарик лопается, как и должно быть в этом случае.

Основным секретом фокуса является капелька растительного масла, которым предварительно смазывается игла перед прокалыванием шарика. 4.Научиться показывать несложные фокусы. « Танцующая фольга »

Нарезаем алюминиевую фольгу (блестящую обертку от шоколада или конфет) очень узкими и длинными полосками. Проводим расческой по своим волосам, а затем подносим ее вплотную к отрезкам. Полоски начнут «танцевать». Это притягиваются друг к другу положительные и отрицательные электрические заряды.

Понятие об электрических зарядах

Надуйте небольшой воздушный шар. Потрите шар о шерсть или мех, а еще лучше о свои волосы, и вы увидите, как шар начнет прилипать буквально ко всем предметам в комнате: к шкафу, к стенке, а самое главное — к человеку.

Это объясняется тем, что все предметы имеют определенный электрический заряд. В результате контакта между двумя различными материалами происходит разделение электрических разрядов.

« Чудесные спички »

Понадобится 5 спичек. Надламываем их посредине, сгибаем под прямым углом и кладем на блюдце. Капаем несколько капель воды на сгибы спичек. Наблюдаем. Постепенно спички начнут расправляться и образуют звезду.

Причина этого явления, которое называется капиллярность, в том, что волокна дерева впитывают влагу. Она ползет все дальше по капиллярам. Дерево набухает, а его уцелевшие волокна «толстеют», и они уже не могут сильно сгибаться и начинают расправляться.

Как достать монету из воды, не замочив рук?

Кладем монету на дно тарелки и заливаем ее водой. Как ее вынуть, не замочив рук? Тарелку нельзя наклонять. Слаживаем в комок небольшой клочок газеты, поджигаем его, бросаем в пол-литровую банку и сразу же ставим ее вниз отверстием в воду рядом с монетой. Огонь потухнет. Нагретый воздух выйдет из банки, и благодаря разности атмосферного давления внутри банки вода втянется внутрь банки. Теперь можно взять монету, не замочив рук. 10. « Задуй свечу »

Предлагаем задуть свечу через широкую воронку, дуя в нее через узкий конец. Если свеча стоит перед серединой трубки, задуть ее не удается. Происходит это оттого, что струи воздуха, выходящего изо рта, проходят через узкую часть воронки и рассеиваются в широкой ее части, потом идут уже по стенкам воронки и минует пламя свечи.

« Поднимитесь со стула »

Это веселый фокус. Предлагаем любому из зрителей сесть на стул и встать из положения сидя. Сидеть нужно прямо, немного касаясь спинки, ноги также должны стоять прямо, под сиденье их задвигать нельзя, нагибаться тоже нельзя. Все увидят, что это у ассистента не получится. Секрет простого фокуса. Встать из такого положения можно только в том случае, если нагнуться вперед или пододвинуть ноги под сиденье.

Математические фокусы

« Неразлучные двойки »

1. Пусть ваш друг напишет в ряд три разные цифры от 1 до 9. Например: 6, 3 и 1.

2. Ниже нужно записать двузначные числа, которые получаются из этих цифр. Таких чисел может быть только шесть. 13, 31, 16, 61, 36, 63

3. Теперь предложите ему сложить задуманные числа: 6+3+1=10

4. Затем нужно сложить все двузначные числа: 13+31+16+61+36+63=220

5. И, наконец, попросите друга разделить вторую сумму на

первую 220:10=22

6. К удивлению товарища, вы называете ему правильный ответ – 22. Причём, какие цифры не возьми, ответ всегда один и тот же – 22!

Вот вам и неразлучные двойки.

Фокусы, основанные на ловкости рук

« Чудо-картофелина »

Просим у кого-нибудь из зрителей одолжить ненадолго денежную купюру небольшого достоинства. Прежде чем взять деньги, просим зрителя записать номер купюры и год выпуска, чтобы не было недоразумений.

Берем купюру, складываем ее два раза пополам и свертывает в плоскую трубочку. После чего надеваем на трубочку резинку, чтобы она не развернулась. Держа трубочку одной рукой, другой достаем из кармана платочек. В середину помещаем деньги, свернутые в трубочку, закручиваем жгутиком середину платочка вместе с денежной купюрой и просим кого-нибудь из зрителей подержать.

Пока помощник держит платочек, подходим к столику и берем там картофелину. Показываем публике, просим зрителя, держащего платочек, пощупать, в платке ли трубочка. Зритель уверенно прощупывает ее через платочек. Тогда, взявшись за уголок платочка, просим помощника опустить его. Взмахнув платочком, в котором не оказалось денег, кладем его в карман. Берем нож и разрезаем картофелину, которую до сих пор держали в руках. Сняв верхнюю половину, предлагаем помощнику взять нижнюю, из которой торчит трубочка, загадочно исчезнувшая из платочка. Помощник извлекает купюру и возвращает деньги их владельцу.

Секрет фокуса в картофелине и платочке. На одном из концов картофелины, примерно на три четверти длины вглубь, надо пробурить отверстие, в которое свободно войдет свернутая трубочка, свернутая из денежной купюры. В один из углов платочка вшивается кусочек бумаги, сложенный в трубочку (по длине эта трубочка должна соответствовать сложенной купюре).

Взяв деньги у зрителя, вместо настоящей купюры закручиваем в платочке бумажную трубочку, а настоящая купюра остается в руках. Держа ее, подходим к столику, незаметно заталкиваем внутрь купюру, а отверстие картофелины прикрываем большим пальцем.

« Таинственный лимон »

На тарелке лежат лимоны. Зритель, приглашенный из зала, тщательно осматривает их, не находит в лимонах ничего необычного. Спрашиваем зрителя, какой из лимонов разрезать. Выбор сделан. Лимон крепкий, хороший, без малейшего изъяна.

Затем разрезаем его на две части и даем обе половины зрителю. Тот с удивлением смотрит на лимон – внутри его оказалась монета. Секрет фокуса в ноже, к которому заранее тонким слоем пластилина приклеена монета. Монета попадает в лимон с помощью ножа, когда разрезаем лимон, большим пальцем сталкиваем ее в разрез. Вытаскивая нож, зажимаем лезвие двумя половинками лимона.

« Волшебная вода »

Зрителям показываем обыкновенные закрытые крышками баночки из-под майонеза с прозрачной водой. Их накрываем тканью, делаем магические пассы, трясем, снимаем ткань – и вода окрашивается в другой цвет. На крышки банок предварительно нанесена цветная гуашь.

Фокус с платком

Показываем зрителям коробку со всех сторон, открываем и кладем в нее платок красного цвета. Затем вновь показываем коробку и произносим волшебные слова: « Красный платок изменись, в синий превратись! » Затаив дыхание, открываем коробку и демонстрируем синий платок.

Секрет в коробке, открывающейся по принципу спичечного коробка. В той части, которая выдвигается, нужно сделать перегородку, поделив ее поперек на две одинаковые половины. Коробку нужно красиво оформить и с одной стороны сделать какой-либо условный знак, но такой лишь бы не бросился зрителям в глаза, а был заметен фокуснику.

Опрос

Заключение : Проведенное исследование открыло для меня много нового: Я узнал, что искусство фокусов – это одно из самых древних видов искусств, ему более пяти тысяч лет. Понял, что главный секрет фокусов заключается не в волшебстве и магии, а в умении фокусника использовать законы физики и уметь показать фокус так, чтобы его секретная сторона была не видна зрителю. Освоил основные правила фокусника и научился показывать несложные фокусы. Таким образом, я сумел достичь цели нашего исследования и смог раскрыть тайну фокусов. Выдвинутая мной в начале исследования гипотеза подтвердилась. Данная работа помогла мне привлечь внимание окружающих к искусству фокусов.

Источники :

1. Гершензон М.А. Головоломки профессора Головоломки: Сборник затей, фокусов, самоделок, занимательных задач/ Сост. И. Прусаков; худож. Б. Школьник. – М.: Дет. лит., 1989. – 142 с.: ил. – (Знай и умей).

2. Карташкин А.С. Искусство фокусов: Занимательная энциклопедия. – М.: – Бамбук, 2000. – 317с.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

"Предмет математики настолько серьезен,что полезно не упустить случая,сделать его немного занимательным»

Б. Паскаль

При первом знакомстве на уроке математики учительница пообещала угадать дату рождения каждого ученика нашего класса, если мы будем быстро и правильно выполнять предлагаемые ею арифметические действия. Сначала мы должны были день своего рождения умножить на 2, к полученному числу прибавить 5, полученный результат умножить на 50 и, наконец, прибавить к тому, что получилось номер месяца своего рождения. После того, как мы называли полученное число учительнице, она, как и обещала, угадывала дату нашего рождения и ошибалась только тогда, когда мы сами были виноваты в неправильных подсчетах. Мне очень понравился этот фокус. Ещё мне стало интересно, что лежит в основе этого фокуса. Тогда-то я и решил, что обязательно исследую вопрос о математических фокусах, узнаю их секреты, сделаю подборку фокусов и буду удивлять и развлекать своих друзей и знакомых, демонстрируя математические фокусы на уроках математики, внеклассных мероприятиях и даже на домашних праздниках.

В интернет-источниках я прочитал, что математические фокусы не пользуются особым вниманием ни у математиков, ни у фокусников. Первые считают их простой забавой, вторые - слишком скучным делом.

Но, по-моему, это совсем не так. В математических фокусах есть свой глубокий смысл.

Математические фокусы - это эксперименты, основанные на математических знаниях, на свойствах фигур и чисел, обличенные в экстравагантную форму. Понять суть того или иного эксперимента - это значит понять пусть небольшую, но очень важную математическую закономерность.

Способность человека отгадывать задуманные другими числа кажется удивительной для непосвященных. Но если мы узнаем секреты фокусов, то сможем не только их показывать, но и придумывать свои новые фокусы. А понятен секрет фокуса становится тогда, когда мы записываем предложенные действия в виде математического выражения, преобразуя которое получаем секрет отгадывания.

В своей работе я хочу доказать, что математические фокусы помогают развивать память, сообразительность, способность мыслить логически, совершенствовать навыки устного счета и, наконец, просто повышают заинтересованность учеников в математике, что должно улучшить качество их знаний.

Цель работы: исследовать математические фокусы.

Задачи:

    Изучить литературу по исследуемой теме.

    Продемонстрировать несколько фокусов.

    Объяснить их с точки зрения математики.

    Привлечь внимание одноклассников к изучению математики.

Предмет исследования: математические фокусы

Объект исследования: «секреты» математических фокусов

Методы исследования: изучение и анализ литературы по занимательной математике, самостоятельное моделирование математических фокусов.

Практическая значимость: материал может быть использован на уроках математике и на внеурочных занятиях, на математических вечерах и праздниках, при проведении математических состязаний.

Глава 1. История возникновения математических фокусов.

Фокус - искусный трюк, основанный на обмане зрения, внимания при помощи ловкого и быстрого приема, движения (словарь Ожегова)

История возникновения математических фокусов .

Первый документ, в котором упоминается об иллюзионном искусстве, древнеегипетский папирус. В нем содержаться предания, относящиеся к 2900 году до н.э., эпохе царствования фараона Хеопса.

Изначально фокусы использовали колдуны и знахари. Жрецы Вавилона и Египта создавали огромное количество уникальных трюков с помощью прекрасных знаний математики, физики, астрономии и химии. В перечень чудес исполняемых жрецами, можно включить: раскаты грома, сверкание молний, сами собой раскрывающиеся двери храмов, появляющиеся вдруг из-под земли статуи богов, сами звучащие музыкальные инструменты, голос.

В Древней Элладе без игр не мыслилось гармоническое развитие личности. И игры древних не были только спортивными. Наши предки знали шахматы и шашки, не чужды им были ребусы и загадки. Таких игр во все времена не чуждались ученые, мыслители, педагоги. Они создавали их. С древних времен известны головоломки Пифагора и Архимеда, русского флотоводца С.О.Макарова и американца С. Лойда.

Первое упоминание о математических фокусах мы встречаем в книге русского математика Леонтия Филипповича Магницкого, опубликованной в 1703 году. Все мы знаем великого русского поэта М.Ю. Лермонтова, но не каждому известно, что он был большим любителем математики, особенно его привлекали математические фокусы, которых он знал великое множество, причем некоторые из них он придумывал сам.

На огромную познавательную и воспитательную ценность интеллектуальных игр неоднократно указывали К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко, А.В.Луначарский. Среди тех, кто увлекался ими, были К.Э.Циолковский, К.С.Станиславский, И.Г.Эренбург и многие другие выдающиеся люди.

Отдельно хочется отметить американского математика, фокусника, журналиста, писателя и популяризатора науки Мартина Гарднера (Gardner).

Он родился 21 октября 1914 года. Окончил математический факультет Чикагского университета. Основатель (середина 50-х годов), автор и ведущий (до 1983 года) рубрики «Математические игры» журнала «Scientific American» («В мире науки»). Гарднер трактует занимательность как синоним увлекательного, интересного в познании, но чуждого праздной развлекательности. Среди произведений Гарднера есть философские эссе, очерки по истории математики, математические фокусы и «комиксы», научно-популярные этюды, научно-фантастические рассказы, задачи на сообразительность.

Особую популярность снискали статьи и книги Гарднера по занимательной математике. В нашей стране было издано семь книг Мартина Гарднера, которые увлекают читателя и подталкивают к самостоятельным исследованиям. «Гарднеровский» стиль характеризуют доходчивость, яркость и убедительность изложения, блеск и парадоксальность мысли, новизна и глубина научных идей.

Среди наших соотечественников хочется назвать имя Я.И.Перельмана. Яков Исидорович Перельман не совершил никаких научных открытий, ничего не изобрел в области техники. Он не имел никаких ученых званий и степеней. Но он был предан науке и в течение сорока трех лет нес людям радость общения с наукой. Именно с его книг начинается путешествие в увлекательный мир математики, физики, астрономии. И именно его книги помогли написать мне эту работу. Свой огромный вклад в популяризацию математики внесли Игнатьев Е.И., Кордемский Б.А. и многие другие российские ученые, педагоги, методисты.

Математические фокусы интересны именно тем, что каждый фокус основан на математических законах. Смысл их состоит в отгадывании чисел, задуманных зрителями. Миллионы людей во всех частях света увлекаются математическими фокусами. И это не удивительно. “Гимнастика ума” полезна в любом возрасте. А фокусы тренируют память, обостряют сообразительность, вырабатывают настойчивость, способность логически мыслить, анализировать и сопоставлять.

Глава 2. Математические фокусы

    Фокус “Угадать задуманное число”.

Попросим любого ученика задумать число.

Потом это число ученик должен умножить на 2, прибавить к результату 8,

разделить результат на 2

и задуманное число отнять.

В результате фокусник смело называет число 4.

Разгадка фокуса:

Зритель задумал число 7

1) 7●2 = 14 2) 14 + 8 = 22 3) 22/2 = 11 4) 11 - 7 = 4

Загадано число X.

2) Х●2 2) Х●2 + 8 3) (Х●2 + 8)/2 4) (Х●2 + 8)/2 - Х = Х + 4 - Х = 4

Мы получили 4 независимо от изначально загаданного числа

    Фокус “Волшебная таблица”.

Вы видите таблицу, в которой специальным образом в пяти столбцах записаны числа от 1 до 31.

Я предлагаю присутствующим задумать любое число из этой таблицы и указать, в каких столбиках таблицы находится это число.

После этого Я назову задуманное Вами число

Разгадка фокуса:

Данная таблица составлена следующим образом: каждому столбцу соответствует определённое число, вычислив сумму которых фокусник и угадывает выбранное Вами число

Например: Вы задумали число 27.

Это число находится в 1-ом, 2-ом, 4-ом и 5-ом столбиках.

Достаточно сложить числа, расположенные в первой строке таблицы в соответствующих столбиках, и получим задуманное число. (1+2+8+16=27).

    Фокус “Любимая цифра”.

Любой из присутствующих задумывает свою любимую цифру.

Я предлагаю ему выполнить умножение числа 15873 на любимую цифру, умноженную на 7.

Разгадка фокуса:

1) 15873 * 7 = 111111. Таким образом, умножая 15873 на 7 и на любимую цифру, мы получаем число, записанное только любимой цифрой.

Например, любимая цифра 5

1) 15873 *(7*5) 2) 15873 *35 = 555555.

4. Фокус “Угадать задуманный день недели”.

Пронумеруем все дни недели: понедельник - первый, вторник - второй и т. д.

Пусть кто-нибудь задумает любой день недели. Я предлагаю Вам следующие действия: умножить номер задуманного дня на 2, к произведению прибавить 5, полученную сумму умножить на 5, к полученному числу приписать в конце 0, результат сообщить фокуснику.

Разгадка фокуса:

допустим, задуман четверг, то есть 4 день.

Выполним действия: ((4×2+5)*5)*10 = 650,

650 - 250 = 400.

Число сотен и показывает загаданный день недели.

Кстати, фокус, который наша учительница показала нам в начале учебного года на отгадывание даты рождения, имеет тот же самый секрет.

Пусть день моего рождения (а это однозначное или двухзначное число) х, а номер месяца моего рождения у тогда имеем:

(2 · х + 5) · 50 + у = 100 · х + 250 + у. Если теперь из результата вычесть 250, то получится трех или четырехзначное число, последние две цифры которого обозначают номер месяца, а первые одна или две цифры обозначают день рождения.

5. Фокус «Знакомые цифры»

После этого фокусником сразу называются задуманные цифры.

Разгадка фокуса :

6. Фокус

2. Попроси друга написать число от 100 до 999. Единственное условие! Разность первой и последней цифр должна быть больше единицы. Например, число 346 подойдет, так как 6 - 3 = 3, а 3 больше 1. А вот число 344 не подходит, так как 4 - 3 = 1.

3. Предположим, твой друг уже выбрал число и записал его. Твоя задача переписать это число в обратном порядке (346, а ты пишешь 643).

4. Теперь вычти из большего числа меньшее (643 - 346 = 297).

6. Сложи оба числа (297+792).

Разгадкафокуса:

100a + 10b + c; a - c > 1.

100a + 10b + c - 100c - 10b - a = 99a - 99c = 99(a - c).

a - c = 2, 99 * 2 = 198, 198 + 891 = 1089,

a - c = 3, 99 * 3 = 297, 297 + 792 = 1089,

a - c = 4, 99 * 4 = 396, 396 + 693 = 1089,

a - c = 9, 99 * 9 = 891, 891 + 198 = 1089.

7. Фокус

Кружок товарищей, не посвященных в математическую тайну числа Шахерезады, можно поразить следующим фокусом.

Пусть кто-нибудь напишет на бумажке - секретно от фокусника - трехзначное число, затем пусть припишет к нему ещё раз то же самое число. Получится шестизначное число, состоящее из трех повторяющихся цифр.

Фокусник предлагает тому же товарищу или его соседу разделить - секретно от него - это число на 7: при этом предупреждает, что остатка не будет. Результат передается другому соседу, который делит его на 11, остатка быть не должно. Полученный результат передается следующему соседу, которого просят разделить число на 13 (опять без остатка).

Результат третьего деления передаётся первому товарищу со словами:

Вот число, которое вы задумали.

Разгадка фокуса:

Этот красивый арифметический фокус, производящий на непосвященных впечатление волшебства, объясняется очень просто. Приписать к трехзначному числу его само - значит, умножить его на 1001 (число Шахерезады), то есть на произведение 71113. Понятно, что если задуманное число сначала умножить на 1001, а потом разделить на 1001, то его само и получишь.

Этот фокус можно изменить. Предложить деление на 7, потом на 11, а потом на задуманное число. Тогда с уверенностью можно утверждать, что получится в результате 13.

8. Фокус «Угадать результат вычислений, ничего не спрашивая»

Напишем какое-нибудь число между 1 и 50 на кусочке бумаги и спрячем, не показывая участникам фокуса.

В свою очередь, пусть каждый участник напишет, какое он пожелает, число, большее, чем 50, но превосходящее 100, и, не показывая вам, произведет следующие действия:

    прибавит к своему числу 99 - х, где х - число, написанное вами на кусочке бумаги (эту разность вы в уме подсчитаете и назовете участникам фокуса готовый результат);

    зачеркнет в получившейся сумме крайнюю левую цифру и эту же цифру прибавит к оставшемуся числу;

    полученное число вычтет из числа, первоначально им записанного.

В результате у всех участников получится одно и то же число, именно то, которое было вами записано и спрятано.

Разгадка фокуса:

Мое число х , где «х» больше 1, но меньше 50.

Задуманное число у , где «у» больше 50, но меньше или равен 100.

у - (у + 99 - х - 100 + 1) = у - у - 99 + х + 100 - 1 = х.

9. Фокус, смоделированный мной самим.

Угадывание номера дома и квартиры участника фокуса.

К номеру дома прибавьте 8, результат умножьте на 8, результат умножьте на 125, к результату прибавьте номер квартиры. Скажите, сколько у вас получилось, а я назову номер вашего дома и номер квартиры.

Секрет фокуса:

(Х + 8) * 8 * 125 + У - 8000 = 1000Х + 8000 + У - 8000 = 1000Х + У.

Последние одна, две, три цифры - номер квартира, первые 1 - 2 цифры - номер дома.

Выводы.

Раньше я не понимал значимость математических фокусов, потому что мало в них разбирался. Я узнал, что секретом отгадывания многих фокусов являются уравнения. Занимаясь исследованием, убедился, что математические фокусы интересны школьникам.

Благодаря работе, я приумножил свои знания, а также понял, что фокусы обостряют способность логически мыслить, анализировать и сопоставлять.

Кроме того, я понял, что моих сегодняшних знаний недостаточно, чтобы понять природу многих встретившихся мне при исследовании темы фокусов. Это касается знаний по алгебре и геометрии. Поэтому я продолжу заниматься изучением математических фокусов в следующих классах.

Заключение

Есть интересная притча.

«Давным-давно был старик, который, умирая, оставил своим трём сыновьям 19 верблюдов. Он завещал старшему сыну половину 1/2, среднему — четвёртую часть, а младшему — пятую. Не сумев найти решения самостоятельно (ведь задача в «целых верблюдах» решения не имеет), братья обратились к мудрецу.

О мудрейший! — сказал старший брат, — отец оставил нам 19 верблюдов и велел разделить между собой: старшему — половину, среднему — четверть, младшему — пятую часть, но 19 не делится ни на 2, ни на 4, ни на пять. Можешь ли ты, о достопочтенный, помочь нашему горю, ибо мы хотим выполнить волю отца?

— Нет ничего проще, — ответил им мудрец. — Возьмите моего верблюда и идите домой.

Братья дома легко поделили 20 верблюдов пополам, на 4 и на 5. Старший брат получил 10 верблюдов, средний 5, а младший 4 верблюда. При этом один верблюд (10 + 4 + 5 = 19) остался лишним. Братья вернулись к мудрецу и пожаловались:

О, мудрец, опять мы не выполнили волю отца! Вот этот верблюд лишний.- Не лишний, - ответил мудрец, - это мой верблюд. Верните его и идите домой»."Нет нерешаемых задач. Выход есть всегда" (народная мудрость)

Математические фокусы разнообразны. Во многих математических фокусах числа завуалированы предметами, имеющими отношение к числам. Они развивают навыки в быстром устном счете, навыки вычислений, т.к. можно загадывать малые и большие числа, будят воображение, удивляют, завораживают, развивают творческие начала личности, артистические способности, стимулируют потребности в творческом самовыражении. Математические фокусы способствуют концентрации внимания. Магия фокуса способна разбудить сонных, растормошить ленивых, заставить думать тугодумов. Ведь не разгадав секрета фокуса, невозможно понять и оценить всей его прелести. А секрет фокуса чаще всего имеет математическую природу.

Литература

    Перельман, Я.И. Занимательная арифметика. Числа и фокусы / Я.И.Перельман. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2013

    Перельман, Я.И. «Живая математика», Д.: ВАП, 1994

    Кордемский, Б.А. Математическая смекалка. - М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1991

    Игнатьев Е.И. В царстве смекалки - М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1984

    М. Гарднер «Математические чудеса и тайны» - Москва: «Наука», 1988

Приложение

Фокус 1: «Знакомые цифры»

Выпишите на листке бумаги последовательно цифры 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Попросите кого-нибудь из учеников сложить в уме любые три цифры, следующие одна за другой. А результат — назвать.

К примеру, он выберет 5, 6 и 7. В таком случае сумма будет 18.

После этого Я сразу называются задуманные цифры.

Секрет фокуса:

Чтобы проделать этот фокус нужно лишь немного сообразительности.

Когда назовут сумму (5+6+7)= 18 , в уме разделите ее на 3. В нашем случае получится 6. Это искомая средняя цифра. Цифра, стоящая перед ней — 5, а после неё - 7. Весь эффект этого фокуса в молниеносном ответе.

Фокус 2

1. Напиши на бумажке число 1089 и временно отложи в сторону (никому не показывая).

2. Попроси друга написать число от 100 до 999. Единственное условие! Разность первой и последней цифр должна быть больше единицы. Например, число 346 подойдет, так как 6-3=3, а 3 больше 1. А вот число 344, например, не подходит, так как 4-3=1. Понятно? Если не совсем, читай сначала))

3. Предположим, твой друг уже выбрал число и записал его. Твоя задача переписать это число в обратном порядке (346, а ты пишешь 643). Готово?

4. Теперь вычти из большего числа меньшее (643-346=297).

5. Теперь запиши получившийся ответ в обратном порядке (было 297, станет 792).

6. Сложи оба числа (297+792).

7. Вуаля! Покажи свой листик с волшебным числом 1089. Ты заранее знал, кокой ответ получится! Действительно, 297+792=1089! Фокус-покус!!! Самое интересное, что этот алгоритм работает всегда!

МБОУ «Кирская СОШ»

1. Введение

Тема исследования: «Тайны фокусов»

Актуальность исследования: Мы считаем, необходимым проведение этого исследования, так как: 1) Мы хотим открыть тайны фокусов для того, чтобы научиться показывать фокусы; 2) Данное исследование помогло бы привлечь окружающих к искусству иллюзии (фокусов).

Цель нашего исследования: раскрыть тайны фокусов

Задачи исследования: изучить историю возникновения фокусов; обнаружить главный принцип работы фокусника; освоить основные правила фокусника; научиться показывать несложные фокусы.

Объект исследования: искусство иллюзий (фокусов)

Предмет исследования: история возникновения фокусов, способы показа несложных фокусов

Методы исследования: сбор информации из разных источников, сравнение, анализ, наблюдение, эксперимент

Характеристика источников, использованных для написания работы: в ходе исследования, мы посетили различные сайты о фокусах. На сайте elementrick. ru мы нашли информацию о возникновении фокусов. Основное направление этого сайта – обучение фокусам по видео. Раскрыть значение слова фокус помогла статья с сайта «Первый магазин фокусов и иллюзий». Данный сайт знакомит посетителей с интересными фокусами, а также предлагает купить необходимый реквизит для их проведения. С правилами начинающего фокусника мы ознакомились в статье «Фокусы» на сайте «Фабрика статей». Данный сайт предназначен для размещения статей на различную тематику.

Характеристика личного вклада авторов работы: на страницах Интернета нам не удалось встретить ни одной исследовательской работы учащихся о фокусах. Возможно, это связано с отсутствием интереса детей к искусству иллюзий. Думаем, что данная работа позволит привлечь внимание окружающих к искусству волшебства. А созданное нами видео с показом фокусов, безусловно, пригодится многим начинающим фокусникам, поэтому мы решили выложить его на YouTube.

2. Основная часть

2.1. Вступление

Что такое фокусы? Одни люди считают фокусы настоящим волшебством, другие говорят, что фокусы это всего лишь ловкость рук и никакой магии. Чтобы разобраться в этом вопросе мы решили провести исследование.

Мы предположили, что если мы раскроем тайны фокусов, то сможем сами показывать несложные фокусы.

Мы изучили необходимую информацию в книгах и Интернете и вот, что узнали.

2.2. История возникновения фокусов

Искусство иллюзий (фокусов) зародилось в Древнем Египте примерно пять тысяч лет назад. Фокусники того времени заставляли исчезать и появляться драгоценности, обезглавливали гусей. Во время фокусов из-под земли вылезали огромные статуи богов. Эти статуи могли протянуть руки к народу, статуи могли даже заплакать. Подобные выступления считались либо божественной силой, либо силой тьмы.

В средневековой Европе фокусы считались колдовством и за это фокусники расплачивались своей жизнью.

В 18 веке в Германии и Голландии большой популярностью пользовались представления одного самозванного “волшебника”, называвшего себя Охес Бохес и использовавшего псевдоним “Фокус Покус”. Во время « базарного колдовства» он использовал путанное словосочетания “фокус покус, тонус талонус, вадэ целеритер» для того, чтобы отвлечь внимание зрителей.

Данное "заклятье" было тут же подхвачено другими фокусниками и через некоторое время стало визитной карточкой всех иллюзионистов.

В 18 веке, в Англии иллюзионисты и маги обретают некоторое признание и положение в обществе. Благодаря этому к концу 18 началу 19 веков появляются сотни профессиональных фокусников. И широкую популярность приобретают, так называемые, «научные» фокусы, то есть фокусы, которые можно объяснить с научной точки зрения.

В 1873 году, в Лондоне, некий иллюзионист Джон Невил Масклин открывает первый постоянный Цирк фокусов, который существовал еще 40 лет.

В 20 веке в мире появляются великие иллюзионисты: Девид Девант, Гарри Гудини, Девид Копперфильд, Дэвид Блэйн, Братья Сафроновы. Главной задачей современных фокусников и иллюзионистов показать зрителям самые удивительные и шокирующие трюки. [ 1 ]

Вывод: Изучив историю возникновения фокусов, мы поняли, что искусство иллюзий фокусов одно из самых древних искусств. Раньше фокусы использовали для того, чтобы обмануть или запугать людей, в наше время фокусы – это одно из любимых народных зрелищ. Их можно показывать везде: на сценах театров, на аренах цирка и зрелищных площадках, на туристских привалах и даже дома, за столом среди друзей.

2.3. Главный принцип работы фокусника – отвод глаз

В чем же заключается главный принцип работы любого фокусника. Владимир Даль в своем словаре, верно подметил то, что «фокус» – это отвод глаз, отвлечение внимания. Это главное правило в работе фокусника-иллюзиониста. [ 2 ]

Люди устроены так, что следить одновременно за несколькими действиями они не могут. Мастерство фокусника и заключается в том, чтобы несколько его нескоординированных движений происходили одновременно. Во время представления, кажется, что все, что делает маг, публика видит, но на самом деле это не так. Он просто умело отвлекает зрителя, концентрируя его внимание на том, что ему нужно. Это так называемые неуловимые движения иллюзиониста.

Для того чтобы отвлечь аудиторию от главного, некоторые фокусники смотрят в глаза зрителю, как будто гипнотизируя, другие предпочитают с этой целью манипулировать предметами.

Вывод: У каждого фокуса есть две стороны: одна – явная, её зрители видят, а вторая – тайная, и о ней можно только догадываться. И задача фокусника заключается в том, чтобы показать фокус так, чтобы его секретная сторона была не видна.

2.4. Пять основных правил, которые нельзя нарушать начинающему фокуснику

Теперь мы знали, в чем заключается главная тайна любого фокуса, но что еще нужно обязательно знать любому начинающему фокуснику? На одном из сайтов мы нашли пять заповедей фокусника:
1. Никогда не говорите, что вы собираетесь делать. Во-первых, это лишает зрителей сюрприза. Во-вторых, предупреждает их о том, на что они должны обратить внимание. В-третьих, не дает вам возможности выйти из неудачного положения, если фокус не получился.
2. Никогда не повторяйте фокус два раза подряд, так как во второй раз зрители следят не за фокусом, а за тем, как он исполняется.

3. Никогда не объясняйте секреты фокусов, даже традиционных.
4. Постоянно тренируйтесь, чтобы техника исполнения была доведена до автоматизма.
5. Никогда не спорьте со зрителями. Будьте всегда вежливы и корректны. [ 3 ]

2.5. Учимся показывать несложные фокусы

Фокусы любят все – их интересно смотреть, потому что фокусник похож на волшебника. Но еще интереснее их показывать: чувствуешь себя чародеем, магом. А еще психологи говорят, что фокусы учат людей работать при аудитории, быть внимательными, ловкими и, конечно же, подготовленными.

Теперь мы горели желанием поскорей научиться показывать фокусы, но с каких фокусов лучше начинать обучение, ведь их великое множество. В одних фокусах происходит исчезновение предметов, в других наоборот появление. Мелкие предметы в руках фокусника превращаются в крупные, а крупные - в мелкие. Фокусники могут читать мысли зрителей, отгадывать их желания. Да и реквизитов для проведения фокусов великое множество: платки, веревки, стаканы, игральные карты, шарики, спички, монеты и много другое.

На страницах видеохостинга YouTube мы нашли видео, на которых знаменитые фокусники Борис Арбузов (программа «Копилка фокусов») и Илья Ларионов (программа «Школа волшебства») обучают детей секретам фокусов. Сначала мы с удовольствием просмотрели обучающие видео, а потом попробовали сами показать понравившиеся фокусы. С первого раза показать фокусы у нас, конечно же, не получилось. Но изрядно потренировавшись, мы смогли добиться неплохих результатов.

В результате упорных ежедневных репетиций мы освоили несколько фокусов.

В школе мы поделились результатами своего труда со своими одноклассниками, показали им изученные фокусы. Все ребята в классе тоже захотели стать фокусниками.

3. Заключение

Проведенное исследование открыло для нас много нового:

Узнали, что искусство фокусов – это одно из самых древних видов искусств, ему более пяти тысяч лет. Поняли, что главный секрет фокусов заключается не в волшебстве и магии, а в умении фокусника показать фокус так, чтобы его секретная сторона была не видна зрителю. Освоили основные правила фокусника и научились показывать несложные фокусы.

Таким образом, мы сумели достичь цели нашего исследования и смогли раскрыть тайну фокусов. Выдвинутая нами в начале исследования гипотеза подтвердилась. Данная работа помогла нам привлечь внимание окружающих к искусству фокусов.

Использованные ресурсы: http://elementrick. ru/istoria-fokysov-illyziy/
http://www. magic-shop. ru/?action=news_view&id=126
http://article-factory. ru/fokusy/obuchenie-fokusam/745-fokusy. html
http://ru. wikipedia. org/wiki/%D0%98%D0%B B%D0%BB%D1%8E%D0%B7%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%BC

Приложение 1

История возникновения фокусов

Искусство иллюзий (фокусов) зародилось в Древнем Египте примерно пять тысяч лет назад. Свидетельством этого является девнегреческий папирус, на котором изображен Деди из Дедснефу, демонстрирующий фокус фараону. Фокусники того времени заставляли исчезать и появляться драгоценности, обезглавливали гусей, а потом приращивали головы обратно, также с помощью этих «сил» в толпе у народа пропадало множество вещей и оказывалось в наличии у фокусника, при этом он все время был на виду. И, таким же образом, по «воле богов» распахивались огромные ворота, из-под земли вылезали огромные статуи этих богов, эти статуи могли протянуть руки к народу (благословляя народ), статуя могла даже заплакать. Но, как известно, подобные выступления считались либо божественной силой, либо силой тьмы. Таким образом, искусство фокусов тогда чаще всего использовалось для манипулирования народом.

В средневековой Европе фокусы считались колдовством и за это фокусники расплачивались своей жизнью. Но даже при таких обстоятельствах находились умельцы, которые быстро подчиняли своему влиянию богобоязненных людей.

В XVII веке в Германии и Голландии пользовались определенной популярностью представления одного самозванного “волшебника”, называвшего себя Охес Бохес (в действительности так именовался маг и демон из норвежских легенд) и использовавшего псевдоним “Фокус Покус” (Hocus Pocus) - путанное словосочетание, произносимое им во время базарного “колдовства” (полностью оно звучало, как “фокус покус, тонус талонус, вадэ целеритер юбео”) для того, чтобы отвлечь внимание зрителей.

Данное "заклятье" было тут же подхвачено другими фокусниками и через некоторое время стало визитной карточкой всех иллюзионистов. В русском языке это словосочетание было заимствовано в качестве основы для понятия, обозначающего хитрый трюк или уловку. Примечательно, что в германской группе языков слово "фокус" до сих пор используется лишь как оптический термин, позаимствованный из латыни (focus - очаг, огонь).

В 18 веке, в Англии иллюзионисты и маги обретают некоторое признание и положение в обществе. В то время широкую известность и знаменитость имел иллюзионист Айзек Фоукс, заслужив её, выполняя трюки прямо на глазах у всех – в ярмарочных балаганах и на званых вечерах.

Так к концу 18 началу 19 веков появляются сотни профессиональных фокусников. И широкую популярность приобретают, так называемые, «научные» фокусы, те фокусы, которые исполнитель (представлявший себя доктором или профессором) объяснял с научной точки зрения. Например, Жан-Эжен Робер-Удэн свой трюк с левитацией объяснял как свойства газа (эфира). На самом деле газ не имеет к трюку никакого отношения, но в то время народ был вполне уверен, что дело только в этом газе. И позже Робера Удэна называют «отцом современного фокуса», но самое интересное в его биографии то, что профессионалом он стал только в 60 лет. Робер Удэн являлся также прекрасным изобретателем, усовершенствовавшим как технику многих трюков, так и реквизит для них использующийся. Удэн стал легендарной фигурой и профессия иллюзиониста своей популярностью, во многом, обязана ему.

Так к началу 19 века в США и в Европе появляется множество групп фокусников и иллюзионистов, которые очень часто гастролировали, давая выступления в самых разных театрах. И в 1873 году, в Лондоне, некий иллюзионист Джон Невил Масклин открывает первый постоянный Цирк фокусов, который существовал еще 40 лет.

20 век в истории развития искусства фокусов и иллюзий становится самым «плодоносным», поскольку в мире появляются такие великие иллюзионисты как Дэвид Девант, который успешно прославился в трюках с левитацией и чтением мыслей, американцы Тюрстон и Даунс, прославившиеся в карточных фокусах, а также Серва ле Рой, Освальд Вильямс, Оуэн Кларк, Вальтер Хинс, Луис Нокола, Перси Шелбит и, конечно же, Гарри Гудини (настоящее имя Эрик Вейсс), являющийся одним из самых талантливых людей мира.

Но в середине 20 века у фокусников и «волшебников» появляется очень сильный соперник – телевидение, которое довольно сильно забилось в ряд любимых удовольствий человека. Но «реальный» контакт артиста зрителя так же остается довольно популярным, что заставляет людей не забывать про театры и цирки, куда стекается очень много фокусников и иллюзионистов.

К концу 20 началу 21 века в мире появляются такие великие звезды Пол Дэниельс, Дэвид Копперфильд и Ланс Бертон у которых по сей день много последователей.

В настоящее время миру, также, известно много великих имен, ничем не уступающим, а как раз наоборот, опережающим своих предшественников. Такие Звезды как Дэвид Блэйн, Крисс Энджел, Братья Сафроновы показали миру немало удивительных и шокирующих трюков.

Приложение 2

Классификация фокусов

Фокусы можно классифицировать:

По возрастным интересам:

1. Детские фокусы

2. Фокусы для взрослых

По способу иллюзионных эффектов (составил):

1.«Созидание»

    Появление Исчезновение Перемещение (транспозиция) Изменение вида (трансформация) Восстановление

2. «Управление»

    Оживление Левитация Липкость

3. «Нарушение законов природы»

    Неуязвимость Проницаемость Совпадения Неудачи зрителя Аномальные явления

4. «Ментализм»

    Мысленный контроль Розыск, идентификация Чтение мыслей Передача мыслей Предсказания Экстрасенсорика [ 4 ]

По используемому в них реквизиту:

    Фокусы с «волшебной» палочкой. Фокусы с бумагой, газетами, конфетти. Фокусы с деньгами. Фокусы с платками, материей, шнурами и веревками. Фокусы с шариками, яйцами, кубиками. Фокусы с игральными картами. Фокусы с цветами, букетами, цветочными горшками. Фокусы с аквариумами, клетками, рыбками и животными. Фокусы с жидкостями, бутылками, рюмками, стаканами. Фокусы с сигарами, папиросами, спичками. Фокусы с электролампами, стеклами. Фокусы с часами, кольцами, будильниками. Фокусы со столиками, досками, рамочками, фотографиями. Фокусы со шпагами. Фокусы с головными уборами . Фокусы с крупной аппаратурой.