История кубани обычаи и традиции. Традиции и обычаи кубани

Краснодарский край уступает по количеству населения только Москве и Московской области. По последним данным на Кубани проживает 5 570 945 человек, однако к этим цифрам можно смело прибавлять еще около миллиона незарегистрированных и временных трудовых мигрантов.

Представители всех национальностей нашли дом и любовь на этой щедрой земле, где есть все - ласковое солнце, теплое море, высокие горы и поля, дающие хороший урожай. В добром согласии существуют бок о бок народы Краснодарского края.

Многонациональный Краснодарский край

Полиэтнический состав населения Кубани подтверждается сухими цифрами. О том, какие народы населяют Краснодарский край, полное представление дают результаты переписи населения 2017 года.

Основная часть, больше 80 %, - это русские. Около 4,5 миллиона русских проживают как в городах, так и в сельской местности.

Среди народов, населяющих Краснодарский край, почти 200 тысяч украинцев и 40 тысяч белорусов.

Издавна на Кубани, преимущественно в городах на побережье, проживает крупная диаспора армян: около 250 тысяч человек.

Предпочитают компактное расселение по этническому признаку:

  • немцы - около 20 тысяч;
  • греки - более 30 тысяч;
  • адыгейцы - более 19 тысяч.

Живут и работают в Краснодарском крае представители черкесов, молдаван, чехов, грузин, болгар, турок, крымских татар, эстонцев. Есть даже единичные представители малых народов Крайнего Севера и других государств, например эскимосы и ассирийцы.

Мощный поток рабочей силы прибыл в Краснодарский край из Средней Азии. Теперь в Краснодарском крае обрели вторую родину туркмены, таджики, узбеки, казахи, а также корейцы.

Еще какие народы населяют Краснодарский край? Это мордва, осетины, марийцы, финны, литовцы, поляки, румыны, лезгины. Есть на Кубани арабы, табасараны, удины, лакцы, езиды, курды, цыгане, шапсуги, евреи и представители других национальностей.

История заселения Кубани

Такой разнообразный полиэтнический состав не встретишь больше нигде, кроме как в Краснодарском крае. Почему же так произошло?

Археологические данные утверждают, что на плодородных землях реки Кубань люди стали жить более 10 тысяч лет назад.

Во втором тысячелетии до нашей эры поселяются адыги. Затем древние греки создают на Черноморском побережье Кубани города-полисы.

В X веке появляются славяне, основавшие княжество Тмутаракань.

Оборотистые генуэзские купцы в средние века для безопасности торговых путей устраивают крепости-форты.

Война с Турцией стала решающим фактором: Кубанский край переходит в российское подданство, и императрица Екатерина II селит на плодородных землях запорожцев - пусть охраняют рубежи.

После отмены крепостного права в середине XIX века на Кубань хлынул поток русского и украинского крестьянства.

Явление субэтноса - кубанское казачество

Среди народов Краснодарского края ярко выделяется казачество, не имеющее аналогов в мире.

Донские и запорожские казаки, присланные охранять границы России, крестьяне, добровольно или по принуждению приехавшие, чтобы осваивать свободные богатые земли - все они стали основой уникального появления субэтноса - кубанского казачества.

Языковые традиции кубанских казаков

Сложившись из южнорусского, украинского говора с добавлением военизированных выражений, этот язык поражает богатством и сочностью выражений. Казаки «гэкают», растягивая звук «г», а звук «ф» превратился в «хф». Средний род не популярен в наречии казаков, он часто подменяется мужским или женским.

Чтобы полностью окунуться в стилистику казачьего языка, стоит перечитать «Тихий Дон». Сохранившийся до наших дней традиционный говор кубанских казаков отличает их от других жителей края.

Бытовые казачьи обычаи и традиции

Казаки крепко держатся за свои традиции. И одна из них - приверженность православию, соблюдение религиозных обычаев. Казаки всем миром отмечают Пасху и Рождество, Спас и другие церковные праздники.

Еще одно хорошая традиция у казаков, дошедшая до наших дней - уважительное отношение к старшим и к гостю.

С детства мальчики в казацких семьях учатся держать в руках холодное оружие - шашку. Мастерски обращаться с оружием, скакать на коне - подобные умения традиционно передаются из поколения в поколения в семьях казаков.

Адыгейцы - исконное население края

До XVIII века на Кубани проживали в основном адыгейцы. Адыгейцами называли убыхов, шапсугов, бжедугов и представителей других племен. Другое название адыгов - черкесы.

Традиционно адыгейцы занимались скотоводством, особенно выделяя коней. Кабардинские кони до сих пор считаются отличной породой, получая награды на всевозможных конкурсах и скачках.

Мужчины ковали оружие, женщины украшали ножны серебряным шитьем. Сохранилось до наших дней особенное отношение адыгов к семье - родственные связи почитаются больше прочих.

Сегодня в традиции таких народов Краснодарского края, как адыгейцы, вновь возвращается мода на национальную одежду. Чаще всего ее шьют для праздничных событий, например свадьбы. На невесту в длинном бархатном платье, украшенном вышивкой, родители надевают красивый пояс, кованный из серебра или с золотыми нашивками. Такой дорогой пояс - часть приданого девушки. На голову надевается маленькая шапочка, волосы покрываются легкой фатой. В таком наряде невеста выглядит необыкновенно изящно.

Современные женихи-адыгейцы тоже с удовольствием надевают традиционный костюм, который подчеркивает мужскую стать: черкеска, бурка, папаха.

Свадьба в народных костюмах всегда вызывает восхищенные взгляды, поэтому молодые люди на Кубани все чаще проводят свадебные торжества в национальном стиле, и даже случайный прохожий может насладиться великолепным зрелищем.

Греки в Краснодарском крае

Какие еще народы Краснодарского края сохранили свои национальные традиции? Конечно, это греки.

Много греков проживает в городах, но примерно третья часть общины находится в поселках Кабардинка, Витязево, Гавердовское, Пшада. Чаще всего в сельской местности греки занимаются обслуживанием туристов, выращивают табак и виноград.

За прошедшие века греки Кубани не утратили свои национальные обычаи.

Например, на свадьбе принято танцевать винеман. Это красивый танец, в котором участвуют 6 недавно поженившихся пар. В руках они держат зажженные свечи и водят хоровод вокруг новобрачных, в завершении принимая их в свой круг. Такой интересный и красочный обряд становится популярным и у других народов Краснодарского края, которые охотно перенимают греческую традицию.

Армяне - жители Кубани

Только в Краснодаре насчитывается около 70 тысяч армян. Краснодар также является центром южного отделения Армянской апостольской церкви. Около 30 % армян проживает в Сочи.

Сохранилась у армян интересная традиция - праздник Вардавар. Радостный летний праздник позволяет обливать водой всех, невзирая на статус, и обижаться нельзя.

Интересные традиции народов Краснодарского края - смешение национальных блюд. Борщ и лаваш, хаш и запенка - все это могут подать на стол в любом кубанском доме. Однако армяне часто готовят национальные блюда, сохраняя верность кулинарным обычаям. Например, в арганакке соединены оленье и куриное мясо. Отлично готовят армяне речную форель. Туристам обязательно советуют попробовать мясные настыперы и ксучи.

Многонациональность Кубани позволяет каждому народу сохранять свое лицо и при этом брать у других самое лучшее и полезное. Возможно, через много лет в Краснодарском крае появится новая универсальная национальность - кубанец.

Планируемые результаты:

Личностные: научиться самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные: ученики должны научиться формулировать собственное мнение и позицию.

Предметные: учащиеся должны научиться различать обряды и традиции Кубани.

1. Организационный момент.

Приветствие гостей

Мы рады приветствовать вас в классе нашем
Возможно, есть классы и лучше и краше.

Но пусть в нашем классе вам будет светло,
Пусть будет уютно и очень легко!

Поручено нам вас сегодня встречать,
Начнем же урок, не будем зря время терять.

Ребята! Поздоровайтесь с нашими гостями. Повернитесь ко мне лицом. Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием отдохнут в нашем классе и порадуются нашим успехам.

2. Сообщение темы урока. Постановка учебной задачи. Формулировка целей.

Какое сейчас время года?

Вы знаете, ребята, осень такая разная! Их как будто две. Одна - радостная, теплая, солнечная, в пышном убранстве, с богатыми подарками. Она как принцесса.

И вдруг она же, но уже грустная, печальная, с тихим плачем мелкого дождя, в лоскутах опадающей листвы - словом, будто Золушка.

Что это за две осени такие?

Несколько листьев к нам прилетели на урок. Но это необычные листья.

Вопросы о крае.

1. Как называется наш край?

2. Назовите главную реку края?

3. Как зовут губернатора нашего края?

4. Посмотрите на герб и скажите, что символизирует гостеприимство края?

5. Назовите главный город нашего края?

Сегодня на нашем уроке
Мы в прошлое края вернёмся.
Узнаем о быте казаков,
Традициях, обрядах, законах.
Чтоб помнили мы наших предков,
И гордо несли своё имя.
Чтоб край наш Кубанский вовеки,
Прославлен был во всём мире.

Обратите внимание на доску и прочтите слова, написанные на ней.

(На доске)

“Помни, что у казаков
Дружба – обычай;
Товарищество – традиции;
Гостеприимство – закон”.

Эти слова будут девизом на протяжении всего нашего урока.

3. Решение учебной задачи.

Ты был на Кубани? А ты побывай:
Отличные люди, прославленный край.
Там примут тебя как хорошего друга.

Покажут, как землю ворочают плугом,
Как хлеб убирают, как стол накрывают,
Как в горнице гостя у нас угощают.

Кубанцы на зависть умеют трудиться.
Люблю тебя, край мой,
Простор Краснодарский,
И труд хлебороба,
И песни, и пляски.

Красивое стихотворение, не правда ли?

Как вы думаете, о ком и о чём мы будем говорить на нашем уроке? (Речь идет о казаках, о жизни казаков, о гостеприимстве кубанцев)

А для этого мы совершим путешествие по станциям в историческое прошлое.

4. Путешествие по станциям.

Первая наша остановка на станции под названием “Быт жителей родного края”. 3 мин.

Я думаю, вам будет интересно вспомнить о том, как начиналась наша Кубань. А начиналось всё с Указа царицы Екатерины II.

(Выступление императрицы). Звучит запись колокола.

И потянулись обозы по пыльным степным дорогам. И стали стекаться на эти земли переселенцы с Запорожской Сечи – казаки – запорожцы. Так появились наши предки-казаки на Кубани. Казаки начали обживать кубанские земли. Это была настоящая военная крепость.

Обживая земли, казаки строили себе дома (жильё) их называли: мазанки, хаты. (Слайд 2)

Группа (из чего делали хаты)

Ребята, а сейчас вы должны подобрать строительный материал тот, как вы считаете, использовали раньше наши казаки в строительстве хаты. Перед вами лежит рисунок хаты, вы выбираете название строительного материала, и наклеиваете на рисунок.

(Глина, вода, солома, цемент, кирпич, штукатурка, гипсокартон, шифер)

Хаты строили из самана. Саман – это строительный материал, который делали из глины, соломы и воды. Месили саман лошади. (Вывешивается слово саман )

Хата внутри и снаружи обязательно белилась.

Для чего?

Белый цвет – это символ чистоты и опрятности (аккуратности). Крыши крыли камышом и соломой. Пол обмазывали глиной. Хату огораживали вот таким плетнём.

Все гости, которые заходили в дом, крестились на правый угол, красный угол его называли, где находились иконы, убранные вышитым рушником.

(Вывешивается слово рушник – полотенце)

Вдоль стен стояли длинные деревянные лавки, на которых можно было не только сидеть, но и спать, по середине стоял деревянный стол. Стол являлся одним из самых традиционных и почитаемых предметов в доме у казака, а сидеть за столом и вести себя нужно так, как в церкви.

В каждом доме находились печь. Печь топили, готовили на ней еду, спали старики и дети. В старой казачьей пословице говорится “Печь – царица в доме”.

А теперь давайте соберем кубанские пословицы.

Биз Бога ни до порога. (Без благословения не делается ничего)

  • Каждый казак государь в своем дворе.
  • Без хозяина двор плачет, а без хозяйки дом – сирота.
  • Нэ сыды сложа рукы, тай не будэ и скукы.
  • Живэ, як мыша в крупах.
  • Вик жыви - вик учись.

Пришло время навести порядок в хозяйстве у казака. (Доска)

Слева картинки с предметами быта, а справа слова вразброс.

“Лавы” - деревянные лавки.

“Пряха” - прялка.

“Кохточка” - кофта.

“Кабыця” - летняя печь.

Следующая станция под названием “Обычаи и традиции”.

Кубань богата на обряды. Это наша культура.

Самая главная традиция - гостеприимство.

Давайте постучимся в двери, нам открывают радушные хозяева.

Здравствуйте, гости дорогие, божьи посланцы!
Мы гостей любим, уважаем,
На лучшее место в доме сажаем.
Трое суток у вас спрашивать не будем,
Куда едете, да какие цели.

Издавна так повелось, что главный запах Кубани – душистый кубанский хлеб.

Кубанцы встречают гостей хлебом – солью. Хлеб – соль – символы гостеприимства и радушия.

Соль, по мнению предков, защищает от злых сил и духов. Если человек угостился хлебом и солью, значит, он не замышляет зла. (Угощают гостей караваем)

Казаки соблюдали заповеди Господние, чтили основные церковные праздники, регулярно посещали церковь.

5. Сообщение детей о традициях.

1. Уважение старшего – одно из главных обычаев казаков. В присутствии старшего человека не разрешалось сидеть, курить и разговаривать (без его разрешения). Считалось непристойным обгонять старика, надо было спросить разрешения, чтобы пройти. Младший старшему обязан уступить дорогу. Слова старшего человека для младшего были обязательными. При конфликтах, спорах, драках слово старшего являлось решающим (главным) и требовалось его выполнять.

При встрече молодой парубок (парень), казачонок должен поклониться и снять шапку. Если он проходил, задрав голову, не кланяясь, то прохожий, даже не знакомый, мог побить загордившегося молодца. Отец потом еще спасибо скажет за воспитание сына.

2. Казак голоден, а конь сыт. Без коня казак кругом сирота. Перед выездом из дома на войну коня казаку подводила жена. Жена кланялась в ноги коню, чтобы уберёг мужа. При проводах казака в последний путь за гробом шёл боевой конь, а уже за ним шли родные и близкие.

3. Казак рождался воином, и с появление на свет начиналась его военная школа. Ребёнку дарили подарки: патроны, пули, лук, стрелы, ружьё. Когда ребёнку исполнялось 40 дней, отец сажал его на коня и возвращал матери, поздравляя её с казаком. Когда у него появлялись зубы, его снова сажали на коня и везли в церковь. В 3 года дети уже свободно ездили на лошади, а в пять скакали по степи.

А мать надевала на шею сына ладанку, в которую была зашита горсть земли и молитва от врага. Эта ладанка была своего рода талисманом, и, считалось, что защищала казака от худого.

4. Девочки же с самого раннего детства приучались к хозяйству: шили, вышивали, рукодельничали. Любили украшать вышивками свою одежду. Помогали по хозяйству, воспитывали младших братьев и сестер.

Сегодня мы остановимся на Свадебном обряде. Свадьбы на Кубани обычно проводили после уборки урожая. На Кубани говорят “А на Покров можно и свадебку сыграть”. Покров отмечает православная церковь 14 октября. Выделяли три свадебных периода. (Слайд 4)

  • Осенний (от Успения до Филипповки).
  • Зимний (от Крещения до Масленицы).
  • Весенний (от Красной горки до Троицы).

В старину свадьбы длились не менее недели.

В субботу казаки свадеб не играли. Считалось, что это сулит тяжелую жизнь. С наступлением утра обращали внимание на погоду: ясная и солнечная, сулила молодым счастливую супружескую жизнь, ненастная - тоскливую и унылую.

(Слайд)

В день бракосочетания невеста вставала до восхода солнца. Она обходила весь свой двор, прощаясь со всем, что ей было дорого. Затем шла в сад и начинала причитать (голосить). Вскоре появлялись ее подруги. Потом девушки несли жениху подарок невесты - свадебную рубаху. Важно было застать его в постели и надеть на него дар непременно с застегнутыми пуговицами, что давало возможность дольше мучить жениха и получить хороший выкуп. Как правило, откупался жених от подружек цветами, конфетами, духами и помадой. Помимо этого, девушки получали свадебное платье, туфли и спешили в дом наряжать невесту. Платье невесты могло быть белым, голубым или нежно-розовым. Чтобы уберечь невесту от дурного глаза, в подол ее платья закалывали крест-накрест с четырех сторон иголки без ушек из непочатой пачки, иногда за пазуху с той же целью клали кусочки ладана. Кудри - основной элемент прически. Делали их так: брали большой толстый гвоздь, накаляли его на жару, натирали о кусок сала и накручивали на него волосы. Завитки укладывали в несколько рядов вокруг лба и закрепляли сверху венком - этот символ девичьей чистоты хранился всю жизнь, а казачки, повторно вступавшие в брак, не надевали венок и фату. Остальные волосы заплетали в косу.

И вот слышен конский топот, стук экипажей, песни, выстрелы. Это жених со своими гостями подъехал ко двору.

Ну, а сейчас мы посмотрим, как же проходил выкуп невесты.

Инсценировка выкупа невесты

Настя Цыганенко:

Понаехало гостей
Со всех дальних волостей.
При параде все, красивы,
Это диво, так уж диво!
Раз пришли - не отступайте,
Хором дружно отвечайте!
Что ж вы, да всей толпой
К нам приехали домой?
Что влечёт вас в это место?
Отвечайте нам...

Отвечают: Невеста!

Вика Боурош:

Ах, невеста, говорите,
Ну, тогда уж не взыщите.
Приготовьтесь дань платить,
Чтоб невесту раздобыть

Женя Вертепа:

Наша невеста.
Из самого сдобного теста,
Уста - словно сахар медовый,
Глаза - с солнцем спорить готовы.
Слова - что халва - это ж надо,
А голос - для слуха услада.

Настя Кондра:

Наш товар - Ваш купец.
Расплатись-ка, молодец.
Чтобы дальше путь продолжить
Нужно наш пакет наполнить,
Можно чистыми монетами,
Можно и конфетами.

Жених выбирает бочонок из первой коробки. Варианты надписей на карточках: "Каланча пожарная", "Метр в шапке"

Каланчу вы не хотите?
Что ж, пожалуйста, платите!

"Метр в шапке". Не нужна?
Заплатите нам сполна.

Жених выбирает бочонок, в котором теперь карточка с именем. Варианты надписей на карточках: “Тракторина”, “Олимпиада”.

Что у вас такая мина?
Не устроит Тракторина?

Олимпиада!?
- И такую вам не надо.

А что ж ваш жених так мало говорит, може у него голоса нет? А ну-ка спой нам.

Ну а теперь мы посмотрим, целы руки - ноги у вашего жениха. Ну-ка станцуй нам!

Все ты сделал по порядку,
Песню спел, сплясал вприсядку,
Откупился ты с полна,
Получай, она твоя!

Молодые стоят в воротах из цветов.

Сыплю на вас рожь,
Чтоб ваш род был хорош,
Посыпаю пшеницей ярой,
Чтоб вы дружной были парой!

Каждая семья стремится построить свой дом, используя самый лучший строительный материал, чтобы дом был крепким, уютным.

Подумайте, а чтобы семья была крепкая, какие качества могут быть её основой. У вас на столе лежат кубики выберите те, которые по вашему мнению могут быть основой семьи.

(Строительство дома из кубиков) доброта, взаимопомощь, вежливость, ненависть, внимание, любовь, дружба, верность, зло, справедливость, честность, доверие, ссоры, месть, взаимопонимание,

Такой дом будет стоять вечно!

Кубанская песня лучший рассказ о жизни казака. Как бы трудно не жилось народу в прошлом, но без песни - ни шагу. В песнях душа народа. Песня – целительница, песня – плач, песня – пляска.

“Ой, да на Кубани зори ясны”.

Закрепление. Рефлексия

Настоящий казак должен посадить дерево, построить дом, родить и воспитать сына. На Кубани в каждом дворе росли вишни. Из них пекли пироги, варили вареники. У нас тоже есть вишня. И если вы узнали что-то новое для себя, вам понравился урок, повесьте на наше дерево красную вишню. Ну, а если, что-то не совсем получилось, повесьте зеленую.

Игра “Подкова”

В старину на Кубани считалось: “Кто найдёт подкову, тому она и счастье принесет”.

Щедра наша Кубань! Но щедрость свою она дарит тем людям, кто заботится о ней, лелеет ее, кто хранит яркие страницы истории нашей Кубани и передает все из поколение в поколение.

Ты цвети моя Кубань,
Становись всё краше.
Не уронит честь казачью
Поколенье наше!

V. Итог урока.

VI. Домашнее задание.

Нарисуйте то, что запомнилось вам на уроке: казак, хата и т.д.

Урок кубановедения по теме:

Обычаи и праздники народов, живущих на Кубани

МАОУ СОШ № 16 им.

Тема: Обычаи и праздники народов, живущих на Кубани

Цель: Познакомить учащихся с обычаями и праздниками народов живущих на Кубани. Прививать любовь к родному краю, труду, к обычаям и традициям кубанского народа; воспитывать патриотические чувства, поколению, доброту и уважение к традициям.

Оборудование: предметы быта, рисунки с изображением народов, живущих на Кубани, компьютер, мультимедийный проектор.

Ход урока.

1.Организация урока.

Как вы думаете, о ком и о чём мы будем говорить на нашем уроке?

1 ученик (2 слайд)

Ты был на Кубани? А ты побывай:

Отличные люди, прославленный край.

Там примут тебя как хорошего друга.

Покажут, как землю ворочают плугом,

Как хлеб убирают, как стол накрывают,

Как в горнице гостя у нас угощают.

Кубанцы на зависть умеют трудиться.

Люблю тебя, край мой,(3слайд)

простор Краснодарский,

и труд хлебороба,

и песни, и пляски.

Сегодня мы поговорим о традициях и обычаях кубанского народа.

2 ученик (4 слайд)

Хлеба колосятся и реки шумят,

Где солнце над морем лазурным встаёт,

Тепло свое дарит почти каждый год,

3 ученик (5 слайд)

Единой семьёю народы живут,

Кубань хлебосольную “мамой” зовут,

Любимую землю теплом украшают,

Ей песни, легенды свои посвящают.

Одна из легенды докатилась до нас.

Её мы поведаем миру сейчас.

Сотворяя землю, задумал Всевышний создать райский уголок на ней. Выбрал он край благородный, наделил его покоем, красотой и гармонией и нарёк Кубанью. Населил он сей край народами разноязычными и благословил их, глаголя:

- «Живите и украшайте землю сию, но помните и исполняйте заповедь мою: «любите ближнего, как самого себя, и когда радость и счастье не покинет вас».

- «Но ослушались люди Творца своего каждый народ возгордился и стал возносить лишь свою культуру». И тогда произошло страшное несчастье: не слышались больше песни и смех. Старики перестали рассказывать внукам сказки и былины, старинные предания.

Ушли из жизни традиции и обычаи. Некогда благоухающая земля стала увядать. Мрак и холод опустился на неё. Холод и мрак.

И воздели люди руки к небу, обратили лицо своё к создателю и

Возопили

О, Всевышний! Помоги нам, наставь на путь истинный!

И ответил им создатель:

Ваша сила в любви и дружбе, в уважении друг к другу. Культура одного народа – это капля к капле - будет большая река, которая оросит вашу землю и сделает её вновь цветущей и благодатной.

О, всемогущей, единый и неделимый для всех народов, пошли нам свой свет небесный, позволь нам при свете дня показать друг другу то, «что все народы, населяющие сей край», достойны украшать его своими песнями, обычаями и традициями:

И сказал Творец:

-«Быть по сему»

Кубань – земля такая:

От хлеба - золотая,

Степная сторона,

«Гостей она встречает,

И песни запевает,

Прозрачную до дна».

«Казачка огневая,

Красива, молода»,

Кубань - земля такая:

Однажды приласкает.

Полюбит навсегда.

2.Работа над новым материалом.

Всех жителей городов, станиц, посёлков можно назвать одним словом - «кубанцы». А ещё все мы – ЗЕМЛЯКИ. Так называют людей, у которых одна земля, общая малая родина.

Среди наших земляков – кубанцев - люди ста двадцати национальностей: русские, украинцы, греки, армяне, адыги и многие другие…

У каждого народа – свои обычаи, праздники, свои песни и сказки. В них отражается душа народа: уклад его жизни, любовь к труду и земле, почитание отцов и дедов. Каждому из нас необходимо знать историю и обычаи своего народа. Это наши корни, наши истоки. Но не менее важно знать и уважать обычаи народа, живущего рядом. Ведь мы земляки: у нас одна родина - наша прекрасная Кубань.

7 ученик (6 слайд)

В жизни нам дана

Родина одна

Прямо у дверей золото полей,

Дума вековая стройных тополей.

Здесь моя тропа пролегла в хлеба,

Здесь моя судьба – радость и борьба,

Здесь мои друзья,

Здесь моя семья,

Большего не скажешь - здесь земля моя!

- «Ребята, а сейчас мы с вами совершим экскурсию и наши экскурсоводы познакомят нас с обычаями и праздниками разных народов, живущих у нас на Кубани».

1 экскурсовод. (7 слайд)

Родную Кубань полюбили навеки

Весёлые, щедрые, вольные греки.

Покинув когда-то родную Элладу,

В Кубани цветущей нашли мы отраду.

Кубани мы песню свою посвящаем

И Щедрое сердце её прославляем

В 6 веке до нашей эры на берегах Чёрного и Азовского морей стали появляться греки, создавая большие греческие поселения. Постепенно греческие поселения стали образовывать целые города - колонии. Жители городов - колоний выращивали хлеб, разводили сады и , строили дома, храмы, крепости.

В апреле греки отмечали праздник Сирандонас и обязательно готовили хортарике (травяную еду)- блюдо из сорока трав. Известна также их традиция встречать весну 1 мая. Дети отправлялись в поле, где жарили яичницу, катались по траве, мальчики играли в чехарду, а девочки - в прятки.

2 экскурсовод.(8 слайд)

О, родная моя!

Благословенная предков земля.

Здесь по законам чести живут,

Чтут стариков и обычаи чтут.

Каждый адыг может гостя принять,

Может коня на скаку оседлать.

Друг адыг не оставит в беде,

В горе поможет ему и нужде

Поселились они на территории края с 1 тысячелетия нашей эры по всему левому берегу реки Кубань. Национальностей у адыгов было много: ЖАНЕЕВЦЫ, ХАТУКАЕВЦЫ, ШЕГАКИ, ТЕМИРГОЕВЦЫ. Основного занятия у них не было. Одни занимались скотоводством, в основном овцами и козами, так как в горной местности это удобнее чем пасти коров. Другие выращивали виноград, ловили рыбу. Но все они очень ценили коней. Многие сказки и легенды посвящены этим животным.

Традиционные праздники адыгов связаны с началом или окончанием полевых работ, свадьбой, рождением ребёнка. Праздники назывались игрищами. Их устраивали в большом дворе, а если двор казался тесным – на площади или в поле. Сюда приглашали весь аул, а часто - гостей из других аулов. Песни, танцы, угощения, «сражения» всадников, выборы «королевы красоты», заключительный танец в огромном кругу - без этого не обходился ни один праздник.

3. ФИЗМИНУТКА

3 экскурсовод. (9 слайд)

Живою изгородью мы

Селились здесь от Бога,

Екатеринины сыны

Российского народа.

А начиналось всё с Указа царицы Екатерины II. Она даровала казакам кубанские земли в благодарность за их добросовестную службу. И потянулись обозы по пыльным степным дорогам. И стали стекаться на необжитые земли переселенцы с Запорожской Сечи – казаки – запорожцы. Так появились наши предки-казаки на Кубани. Казаки начали обживать кубанские земли. Это была настоящая военная крепость. Они насыпали вокруг нее земляной вал, установили сторожевые вышки и орудия. Буйная река Кубань охватывала крепость с трех сторон и надежно защищала от врагов. Кубанская земля славилась своими мастерами, одарёнными людьми. Из простых материалов – дерева, металла, камня, глины – создавались произведения искусства, но ценность изделия определялась не материалом, а мастерством и фантазией.

Обычаев, традиций много: одни появляются, другие исчезают.

Казаки соблюдали заповеди Господние, основные церковные праздники, регулярно посещали церковь. В каждой хате был святой угол, где висели иконы. На Кубани чтили и отмечали календарные праздники: Рождество Христово, Новый год, Масленицу, пасху.

Основные традиции:

Уважительное отношение к старшим. Уважение к женщине (матери, сестре, жене). Почитание гостя.

Уважение старшего – одно из главных обычаев казаков. В присутствии старшего человека не разрешалось сидеть, курить и разговаривать (без его разрешения). Считалось непристойным обгонять старика, надо было спросить разрешения, чтобы пройти. Младший старшему обязан уступить дорогу. Слова старшего человека для младшего были обязательными. При конфликтах, спорах, драках слово старшего являлось решающим (главным) и требовалось его выполнять.

4 экскурсовод. (10 слайд)

С вершин Арарата, то древней земли

Обычаи предков с собой принесли

Армяне – веселый и дружный народ,

Который прекрасные песни поет.

В армянских поселениях на Кубани в предновогоднюю ночь ряженые забирались на плоские крыши домов и опускали в на верёвке специальный мешок, а хозяева складывали в него подарки. Когда конструкция домов изменилась, изменился и обычай: ряженые в масках или с лицами, вымазанными сажей, стали подбрасывать свои мешки на крыльцо дома.

5 экскурсовод (11 слайд)

«Ненька моя Украина моя:

Хлебные нивы от края до края,

Вдаль убегают белённые хаты…

Мы на Кубань расселили когда-то,

Домом родным этот край почитаем,

Земли Кубани, «Як матерь кохаим»

Лето кружится вышивкой пёстрой

По лужайке льняного холста…

У большого таланта есть сёстры –

Красота, простота, доброта.

Живут украинцы давно на Кубани,

Сыны плодородной земли.

Весёлые песни, горячие танцы

Они на Кубань принесли

4.Закрепление изученного.

И был вечер, и было утро, а танцам, песням и всеобщему веселью не было конца. И стекались культуры разных народов в звонкие ручейки, и соединялись они в полную реку, оросившую землю.

Зацвели на ней сады, зашумели хлеба.

И поняли люди разных национальностей, что они все – ветви одного дерева, у которого общие корни, и что только любовь и дружба творят чудеса, только они могут сделать нашу Землю красивой и благодатной.

Что жизнь коротка – не беда,

В ней можно успеть очень много,

Лишь мирно бы солнце светило всегда,

Сияло над каждым порогом.

Всем ясно, что стала мала

Сегодня Земля для сражений.

И только, как прежде она

Просторна для добрых свершений.

5.Самостоятельная работа учащихся.

Ребята, а сейчас ответьте письменно на вопросы.

6.Итог урока.

С традициями каких народов мы сегодня познакомились?

Какие народные праздники, обычаи вам известны?

Опишите, как проходят эти праздники.

7.Дом. задание.

Проведите исследование и выясните, какие обычаи и традиции пришли из глубины веков в нашу жизнь.

Литература.(13 слайд)

1., Учебник по кубановедению . – Краснодар: Перспективы образования, 2012.

2. , Рабочая тетрадь по кубановедению 4 класс.- Краснодар: Перспективы образования, 2013.

3. Методическое пособие для учикласс. – Краснодар: Перспективы образования, 2011.

При упоминании о Кубани, в голове возникает картина с лихими казаками на конях и девушками в нарядных костюмах. Северо-Запад Кавказа, на большей части которого, в основном, располагается территория современной Кубани, славится разнообразием и обилием растительного и животного мира, привлекает местность и своим территориально-географическим расположением. Северный Кавказ – это кладезь природных ресурсов, многообразие рельефа, необыкновенная красота и прелесть местной природы. Как и любой народ, казачество имеет свои обряды и традиции, которые формировались на протяжении нескольких столетий и складывались, благодаря культурам Запада и Востока, которые перекликались между собой на этой благодатной земле.

Быт кубанской семьи

Так исторически сложилось, что самобытный и своеобразный быт и уклад Кубанской семьи имеет свои особенности, вот некоторые из них:

  1. Казачья семья практически всегда состояла из большого количества людей. В семье рождалось пятеро – семеро детей. Многодетные семьи создавались с учетом того, что сельское хозяйство велось своими силами, а работы всегда было много.
  2. Гостеприимство и щедрость были неотъемлемой частью Кубанского народа. Это связано с приравниванием гостя, особенно незнакомого или чужестранца, к Божьему посланнику.
  3. Воспитание детей начиналось с уважения к старшим. Их учили прислушиваться к советам и не встревать в разговоры взрослых.
  4. К женщине, будь то мать, жена или сестра, мужчины относились с особым уважением. По христианскому писанию, жена не должна вмешиваться в дела мужа и наоборот, муж в дела жены.
  5. Когда кто-либо входил в дом, то обязательно крестились на образа, а мужчины снимали головной убор.

Знаете ли вы, какой из праздничных напитков считался самым любимым и общепринятым у казаков?

Такой напиток назывался «Варена». В нем смешивались мед, водка, различные сушеные фрукты (яблоки, груши, изюм, виноград), которые варились с разного рода пряностями и имбирем.


Народные обычаи Кубани очень разнообразны и интересны. При возведении жилья, на землю бросались кусочки шерсти и перьев, дабы в доме все водилось, при этом в строительстве принимали участие все население станицы. Для того, чтобы сошло благословение на жителей будущего жилища, в стену вмуровывали деревянный крест.


Праздники и торжества

Празднование торжеств разного рода имели свои нюансы и правила: на свадьбе могли присутствовать только женатые и замужние пары, играли свадьбы исключительно осенью или зимой. Выбором суженого для дочери или невесты для сына занимались родители. Интересно проходило празднование Нового Года. В ночь с 31 декабря на 1 января жгли костры, гадали, устраивали различного рода ритуалы, ходили по домам с колядками и щедровками. Накануне Крещения народ посещал церковь, и домой обязательно возвращались со святой водой. Все, что оставалось на столе после празднования, а также солому и сено отдавалось и подкладывалось скотине и птице, чтобы в доме был достаток в новом году. Весной на Кубани праздновали Масленицу, в домах готовилась обрядовая пища, состоявшая из блинов и вареников. Последнее воскресенье перед постом считался днем «всеобщего прощения».

На протяжении тысячелетия между Россией и Кубанью поддерживались экономические, культурные связи разной степени интенсивности. В силу осо­бенностей процесса заселения и хозяйственного освоения Кубань стала уни­кальным регионом; где элементы традиционной восточно-украинской куль­туры взаимодействуют с элементами южнорусской культуры. Северная и се­веро-западная часть края - Черномория, первоначально заселялась в основ­ном украинским населением, а восточные и юго-восточные станицы (так на­зываемые линейные) - русским населением.

В XIX и начале XX в. на значительной части степной территории Кубани были невысокие турлучные или глинобитные, побеленные снаружи жилые по­стройки, вытянутые в плане, покрытые четырехскатными соломенными или ка­мышовыми крышами. Каждое жилище украшалось резными деревянными кар­низами, наличниками с рельефной или сквозной резьбой. В черноморских ста­ницах крышу крыли пучками соломы или камыша. Для украшения крыши на гребне устанавливали «коньки». В восточных районах края во второй половине XIX-начале XX в, широко распространились и круглые дома. Их строили руб­леными, турлучными, часто с железной или черепичной крышей. Такие дома обычно состояли из нескольких комнат, веранды, парадного крыльца.

91В первой комнате (малой хате) находилась печь, длинные деревянные лавки (лавы), небольшой круглый стол (сырно). Возле печи обычно стояла широкая лава для посуды, а у стены, где располагался «святой угол», - дере­вянная кровать. Во второй комнате (великой хате) обычно находилась доб­ротная, изготовленная на заказ мебель: шкаф для посуды (горка), комод для белья и одежды, кованые и деревянные сундуки. В горке хранилась посуда фабричного производства, которая использовалась по праздникам. На сте­нах висели обрамленные вышитыми рушниками семейные фотографии, цвет­ные литографии с изображением казачьих военных действий, в основном относящихся к периоду Первой мировой войны; зеркала в деревянных рез­ных рамках. Центральным, святым местом в кубанском жилище был красный угол, где располагалась «божница», состоящая из одной или нескольких икон, украшенных рушниками, и стола (угольника). Часто иконы, рушники украша­лись и бумажными цветами.

Одежда казаков во многом сохраняла традиции мест их прежнего про­живания, однако испытала на себе влияние местных народов. Особенно это касается мужского костюма, казачьей формы. В летнее и весеннее время мужчины носили легкий бешмет, на ногах башмаки, на голове шапку; в зим­нее время прибавляли бурку и башлык. В праздничное время казаки надева­ли атласные бешметы, оправленные серебром; опойковые со скрипом сапо­ги, суконные форменные штаны; перепоясывались ременным поясом с се­ребряным набором и кинжалом. Летом казаки редко надевали черкески, хо­дили в бешметах. Зимней одеждой у казаков служили шубы-кожухи с глубо­ким запахом, с небольшим воротником из дубленых белых и черных овчин и стеганые на вате бешметы.



Традиционный женский костюм сформировался во второй половине XIX в. Он состоял из юбки и кофты (так называемая парочка). Шился костюм из фабричных тканей - шелка, шерсти, бархата, ситца. Кофты (или «кохточ-ки») были разнообразных фасонов: приталенные по бедрам, с оборкой-ба-сочкой; рукав длинный, у плеча гладкий или сильно присборенный с пухля-ми, на высоких или узких манжетах; воротник-стойка или вырезанный по объе­му шеи. Нарядные блузки украшались тесьмой, кружевом, строчками, гару­сом, бисером. Юбки любили шить пышными, мелко собранными у пояса из четырех-семи полос, каждая шириной до метра. Юбка внизу украшалась кружевом, оборками, шнуром, мелкими складками. Обязательной принад­лежностью женского костюма была нижняя юбка - «спидница».

Помимо русского (к русским в дореволюционной России относили ве­лико-, мало- и белорусов) в Кубанской области по переписи 1897 г. про­живали немцы, евреи, ногайцы, азербайджанцы, черкесы, молдаване, гре­ки, грузины, карачаевцы, абхазы, кабардинцы, татары, эстонцы и некото­рые другие. Из 1 918,9 тыс. человек русские составляли 90,4%, более одного процента составляли адыги (4,08%) и немцы (1,08%), остальные -менее 1%. Второй по численности группой коренного населения области были ады­ги - черкесы. По окончании Кавказской войны перед правительством остро стал вопрос об интеграции адыгских народов в государственный организм. С этой целью началось переселение горцев на равнину. Однако процесс этот был сложным и нередко болезненным. Трудно изживались некоторые тради­ции (например, ското- и конокрадство). В ответ на угоны скота накладыва­лись штрафы на то общество, к которому вели следы, что вызывало недо­вольство горского населения. Однако в целом мероприятия правительства по приобщению горцев к общероссийской культуре носили характер скорее поощрительный, нежели запретительный. Особенно это проявилось в разви­тии системы образования в среде горцев.

Горские школы просуществовали с 1859 г. вплоть до начала XX в. Цель их создания была в приобщении горцев к образованию и просвещению, под­готовке управленческих кадров из местной среды. Создавались окружные и начальные школы, причем окружные соответствовали уездным училищам Цен­тральной России, их выпускники могли без экзаменов приниматься в 4-й класс кавказских гимназий. Начальные школы соответствовали российским, за исключением замены православного законоучения мусульманским. Шко­лы открывались в основном по инициативе и на средства горцев, что свиде­тельствует об осознании значимости образования в горской среде. Полити­ка в области развития народного образования в среде горцев была успеш­ной, в результате сформировалась прослойка образованных людей прорус­ской ориентации.

Благотворно сказалось заселение равнинной зоны горцами на развитии бытовой культуры. Планировка домов в адыгских аулах стала более упорядо­ченной, в селениях появились улицы, покрытые гравием. В центре аула ста­ли строить лавки и общественные здания, постепенно исчезали рвы и плет­ни, окружавшие селения горцев в годы войны. В целом российские власти всячески стремились к распространению в среде адыгов новых строитель­ных традиций, что способствовало появлению в адыгских жилищах потолка, застекленных окон, одностворчатых дверей из досок, крепившихся петлями. В обиходе появились русские фабричные изделия; железные кровати, сту­лья, шкафы, посуда (в том числе самовары), керосиновые лампы.

Значительное место в духовной культуре адыгов занимало устное народ­ное творчество. Активную жизнь продолжали нартские сказания. Жизнь глав­ных героев нартских сказаний Сосруко, Сатаней, Адиюх, их изречения и мо­ральные нормы оставались для адыгов второй половины XIX-начала XX в. об­разцом мужества, смелости, любви к Родине, примером честности и благо­родства, верности в дружбе.

Безусловно, развитие грамотности, обогащение традиционной культуры заимствованиями благотворно сказывалось на развитии взаимопонимания горцев и казаков. Русская администрация стремилась поднять завесу, скры­вающую склад прав и обычаев этих народов, заглянуть в их внутреннюю жизнь. Процесс культурного влияния был двусторонним. Казаки перенимали не­которые бытовые традиции у адыгов. Так, в линейных и закубанских станицах хранили в плетеных больших корзинах корма для домашнего скота, ставили плетеные изгороди, использовали обмазанные глиной плетеные ульи для пчел, заимствовали некоторые элементы в формах керамической посуды.

Значительное влияние горской культуры сказалось на вооружении и одеж­де казаков. Первыми одежду черкесского образца стали носить линейные казаки, а в начале 1840-х гг. для черноморских казаков была установлена единая форма по примеру линейных. Эта форма стала единой и для образо­вавшегося в 1860 г. Кубанского казачьего войска, она состояла из черкески черного сукна, шаровар темных тонов, бешмета, башлыка, зимой - бурки, папахи, сапог или ноговиц. Черкеска, бешмет, бурка - прямые заимствова­ния у адыгов.

Значительную роль в культурной жизни региона играли города. Екатери-нодар оставался центром общественно-политической и культурной жизни. Все большую роль начинают играть местные культурные центры Новорос­сийск, Майкоп, Ейск, Армавир. В них появлялись просветительские и обще­ственные учреждения, складывались группы людей, стремящихся к культур­ному общению. Получила развитие музыкальная и театральная жизнь, изда­вались новые газеты и журналы. С 1860-х гг., после окончания Кавказской войны была сформирована сеть учебных заведений, в результате обществен­ной инициативы появились библиотеки, начали выходить местные газеты, свои труды публиковали кубанские историки, экономисты, географы.

Если к началу 1860-х гг. в крае действовали одно среднее учебное заве­дение (войсковая мужская гимназия) и около 30 начальных училищ, то через 50 лет число гимназий выросло до 12, начальных училищ Министерства на­родного просвещения стало 1 033. Кроме них существовали реальные, про­мышленные училища, учительские семинарии и другие типы учебных заве­дений. Получило развитие и женское образование.

Первое женское учебное заведение (Мариинское женское училище) было открыто в 1863 г., в 1902 г. оно было преобразовано в Мариинский женский институт, дававший среднее образование. К 1912 г. только женских гимна­зий в Кубанской области и Черноморской губернии было 8 (что превышало число мужских в 2 раза), так как в семьях купцов, мещан, лавочников счита­лось престижным давать дочерям среднее образование.

Значительное место в культурной жизни Кубани занимали музеи. Пер­вый на Кавказе краеведческий музей был открыт в 1864 г. при штаб-кварти­ре Псекупского полка в станице Ключевой. Он создавался по инициативе известного историка и литератора И.Д. Попко. Создание краеведческого музея в г. Екатеринодаре связано с именем неутомимого энтузиаста Евгения Дмит­риевича Фелицына. Здесь были собраны интересные коллекции по истории казачества, природе Кубани, имелся горский отдел. В основу музея легли личные коллекции Е.Д. Фелицына по археологии и этнографии. В 1907 г. музей стал самостоятельным учреждением, получил и новое название - Эт­нографический и естественноисторический музей Кубанского казачьего вой­ска. Музеи создавались в Ейске, Майкопе, Армавире, Новороссийске.

В заключение следует отметить, что Кубань на протяжении долгих сто­летий была многонациональным регионом, в котором сочетались культур­ные традиции различных народов. Взаимовлияние и культурный обмен при­вели к формированию уникального феномена - поликультурного простран­ства Кубани.

Особое влияние на развитие региона оказала казачья колонизация. С первых лет переселения на Кубань казаков начинали складываться торго­вые связи, происходил культурный обмен с местными народами. Кавказская война существенно затормозила и осложнила процесс складывания дружес­ких отношений, единого ментального поля, но не могла его остановить. По окончании военных действий межкультурный диалог развивался более ин­тенсивно. Весомым фактором в формировании прорусски ориентированной прослойки в среде горцев стала система горских школ, предоставление воз­можности для горцев получить высшее и среднее образование в учебных заведениях России. Несмотря на некоторые негативные факты, связанные с молодеческими традициями горцев, культурное взаимодействие в дорево­люционный период привело к формированию прочных начал духовной общ­ности горских племен и русского народа.

Контрольные вопросы

1. Военно-казачья колонизация Кубани в первой половине XIX в.

2. Социально-экономическое и политическое развитие Кубани в первой по­ловине XIX в.

3. Адыгские племена в конце XVIII - первой половине XIX в.: социально-эко­номическое и политическое развитие.

4. Кавказская война на Северо-Западном Кавказе. Присоединение Закубанья.

5. Кубанская область во второй половине XIX в. Народная колонизация.

6. Развитие аграрного и промышленного капитализма на Кубани.

7. Народы Кубани. Традиционная и инновационная культура конца XVIII-начала XX вв. Общественное движение.

8. Выдающие ученые и общественные деятели Кубани: Ф.А. Щербина, Е.Д. Фелицын, В.В. Латынцев, В.М. Сысоев, Ш. Ногмов.