Исследовательские проекты по предмету. Темы исследовательских работ по литературе Темы проектов по литературе 6

Работа по ФГОСам предполагает развитие творческой инициативы обучающихся. Поэтому в течение четырёх лет я работаю над темой "Метод проектов как средство формирования коммуникативных навыков обучающихся и средство их творческого развития". Поэтому выбираем наиболее интересные темы для работы детей над проектами и в течение определённого времени работаем над проектом. Затем обучающиеся выступают с презентацией проекта на уроках и на ежегодных школьных научно-практических конференциях. На конференции отбираются лучшие проекты, по мнению детей и учителя.

Просмотр содержимого документа
«Список проектов по литературе. 6 класс.»

СПИСОК ПРОЕКТОВ ПО ЛИТЕРАТУРЕ. 6 КЛАСС

2.Подготовка материала к Игре «Что? Где? Когда?» по литературе Древней Руси: история Древней Руси, литературные жанры древнерусской литературы: летописи, поучения, повести, хождения, жития.

3.Лицейские друзья А.С. Пушкина.

4.Кавказ в жизни и творческой судьбе М.Ю. Лермонтова: поездки на Кавказ, ссылки на Кавказ, картины поэта на тему «Кавказ», стихотворения о Кавказе.

5.И.С. Тургенев в изобразительном искусстве.

6.Что сближает повесть В. Г. Короленко «В дурном обществе» и рассказ Л.Н. Толстого «Бедные люди».

7.Словарные статьи о юмористических журналах «Будильник», «Зритель», «Осколок», «Стрекоза», в которых печатался А.П. Чехов.

8.Что сближает плакаты «Родина-мать зовёт!» и «Воин Красной Армии, спаси!» периода Великой Отечественной войны со стихотворением А.А. Ахматовой «Мужество»: в идее, настроении, образном строе.

9.Программа концерта «Любимые песни и стихотворения нашей семьи о Великой Отечественной войне».

В данном разделе учащимся предлагаются темы исследовательских работ по литературе для 6 класса школы распределенные по писателям и поэтам, изучаемым в этом классе.

Андерсен Ханс Кристиан
Самоотверженность, любовь и страдания в сказке Х.К. Андерсена «Русалочка».

Астафьев Виктор Петрович
Мифопоэтическая основа рассказа В.П. Астафьева «Деревья растут для всех».
Мифопоэтическая основа книги В.П. Астафьева «Последний поклон»
(на примере рассказов «Ночь темная-темная» и «Пир после Войны».
«Родом из детства» (по мотивам произведений В.П. Астафьева).

Гоголь Николай Васильевич
Мистика и реальность в повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».
Роль мистики в творчестве Н.В. Гоголя.
«Цветные» прилагательные в произведении Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Круги событий и смыслов повести Н.В. Гоголя «Шинель».
Реальность и фантастика Н.В. Гоголя.

Грин Александр Степанович
В чём секрет человеческого счастья? (по произведению А. Грина «Алые паруса»)
Роль пейзажа в художественном мире феерии А. Грина «Алые паруса».
Цветовые образы в феерии А. Грина "Алые паруса".
Эпитеты в феерии А. Грина "Алые паруса".

Лермонтов Михаил Юрьевич
Адресаты любовной лирики Михаила Юрьевича Лермонтова
Образ морской волны в поэзии М.Ю. Лермонтова.
Роль пейзажа в стихотворениях М.Ю. Лермонтова.
Проблемы художественного мира поэмы М.Ю. Лермонтова «Демон»
Тема дуэли в лирике М.Ю. Лермонтова (анализ стихотворения «Сон»)

Пушкин Александр Сергеевич
Анализ произведений А.С. Пушкина «Выстрел» и «Дубровский».

Мотив игры в повести А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка» и в одноименной экранизации А.Сахарова.
Семейная тема в произведениях А.С. Пушкина на примере романа «Дубровский» и повести «Барышня-Крестьянка».
Быт и нравы русского дворянства (на примере романа А.С. Пушкина «Дубровский» и «Повестях Белкина»).
Литературная традиция и художественный миф в повести А.С. Пушкина «Метель».
Образ няни в жизни и творчестве А.С. Пушкина.
Тема долга и чести в творчестве А.С. Пушкина (анализ романа «Дубровский»).

Чехов Антон Павлович
Жанры бытовой, деловой и художественной речи в ранних рассказах А.П. Чехова.
“Значащие” имена и фамилии литературных персонажей в ранних юмористических рассказах А.П. Чехова.
Новаторство Чехова в литературе и задачи его творчества

Дополнительно темы


«Персидские мотивы» - непревзойденный образец любовной лирики Есенина
Бажовских сказов дивные слова
Без лица в личине
Былина «Илья Муромец».
Доброе имя лучше всяких сокровищ
Завтрашний день книги
Зачем нужны псевдонимы? Кто и зачем скрывается под маской?
Ильф и Петров: ирония и сатира в рассказе «Любители футбола».
Книга вчера, сегодня, завтра
Культурно-речевые традиции русского языка и современное состояние русской устной речи
Лексикон учащихся 6-х классов
Литературные места нашего города
Мотивационные аспекты школьного жаргона
Настроение - путь к успеху
Образ учителя в произведениях писателей XX века (на примере 2-3 произведений - Распутин "Уроки французского", Искандер "Тринадцатый подвиг Геракла").
Обряд инициации в поэме Гомера «Одиссея».
Организация художественного пространства в романе Ч. Айтматова «Плаха»
Ортологические ошибки в современной речи
Особенности организации художественного пространства в романах - путешествий.


Особенности школьного жаргона
По следам литературных героев
Пословица в творчестве А.Н.Островского.
Пословицы и поговорки в речи современных школьников и их аналог на современном языке
Прозвища моих одноклассников и их значения
Пространство города и деревни в прозе М. Шукшина
Ричард Львиное Сердце в повести А. Линдгрен и исторической легенде
Роль "ников" в Интернете
Роль эпитетов и метафор в повести Ирины Христолюбовой «Топало и чертенок Тришка»
Семантика образа камня в художественном мире сборника О. Мандельштама «Камень»
Славянская мифология "Домовой"
Славянская мифология "Леший"
Слово за слово
Словообразовательные инновации в речи подростков
Тексты современных песен-поэзия и антипоэзия.
Тема любви в произведениях Д. Драгунского, Ю. Нагибина, Р. Фраермана
Художественно-смысловые взаимоотношения в поэтических текстах А. Ахматовой и Б. Пастернака.
Что читает наше поколение?
Что читают в нашем классе?
Языковой портрет ученика нашей школы.

ПРОЕКТ ПО ЛИТЕРАТУРЕ ТЕМА «Родная природа в поэзии С. Есенина и А.Блока» Выполнили: учащиеся 6 класса МОУ-СОШ с.Кировское Цибикина Яна, Меркулова Юля Руководитель: О.А. Котельникова 2015 г

  • Цель: Понять отношение поэтов к родной природе на примере поэзии А.Блока и С. Есенина. Задачи:
  • Изучить биографию поэтов
  • Подобрать стихи о явлениях природы
  • Научиться выразительно читать стихи
  • Ответить на вопрос: Как относились поэты к природе России?
  • Результат проекта:

  • выразительное чтение стихов
  • Компьютерная презентация
Блок Александр Александрович Биография Александра Блока Родители Блока разошлись сразу же после рождения будущего поэта, и он воспитывался в семье матери, принадлежавшей к кругу петербургских профессорских семей. После окончания петербургской гимназии с 1898 по 1901 годы он учился на юридическом факультете Петербургского университета. Как поэт Блок формировался под влиянием традиций русской классической литературы. Писать стихи начал рано. В начале поэтического пути наиболее близким ему оказался мистический романтизм В.А.Жуковского. Певец природы, как называли Жуковского, учил поэта чистоте и возвышенности чувств, постижению красоты окружающего мира, соприкосновению с тайной бога, вере в возможность проникновения за пределы живого. ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ: Первые стихи Блок написал в пять лет. В честь поэта назван также астероид 2540 Блок. Рассвет Александр Блок Рассвет Александр Блок Я встал и трижды поднял руки. Ко мне по воздуху неслись Зари торжественные звуки, Багрянцем одевая высь. Казалось, женщина вставала, Молилась, отходя во храм, И розовой рукой бросала Зерно послушным голубям. Они белели где-то выше, Белея, вытянулись в нить И скоро пасмурные крыши Крылами стали золотить. Над позолотой их заемной, Высоко стоя на окне, Я вдруг увидел шар огромный, Плывущий в красной тишине. http://ruspoeti.ru/aut/blok/t/14.html Сергей Есенин Биография

Сергей Александрович Есенин родился 3 октября 1895 в селе Константиново Рязанской губернии в крестьянской семье, отец - Александр Никитич Есенин (1873-1931), мать - Татьяна Фёдоровна Титова (1875-1955). В 1904 году Есенин пошёл в Константиновское земское училище, потом начал учёбу в закрытой церковно-учительской школе.

По окончании школы, осенью 1912 года Есенин прибыл в Москву, работал в книжном магазине, а потом - в типографии И. Д. Сытина.

В 1913 году поступил вольнослушателем на историко-философское отделение в Московский городской народный университет имени А. Л. Шанявского. Работал в типографии, имел контакты с поэтами Суриковского литературно-музыкального кружка.

Отец и мать С. Есенина

Есенин и Айседора Дункан, 1922

С. А. Есенин и

С. А. Толстая

Сыплет черемуха снегом... Сыплет черемуха снегом... Сыплет черемуха снегом, Зелень в цвету и росе. В поле, склоняясь к побегам, Ходят грачи в полосе. Никнут шелковые травы, Пахнет смолистой сосной. Ой вы, луга и дубравы,- Я одурманен весной. Радугой тайные вести Светятся в душу мою. Думаю я о невесте, Только о ней лишь пою. Сыпь ты, черемуха, снегом, Пойте вы, птахи, в лесу. По полю зыбистым бегом Пеной я цвет разнесу. В ходе работы над проектом мы выяснили: В ходе работы над проектом мы выяснили:

  • А. Блок и С. Есенин писали очень много стихов о природе России.
  • В своих стихах авторы говорят с любовью и нежностью о природе своей страны.
  • Читая стихи этих поэтов, мы понимаем, что у природы есть душа, она живая.