Интервью с биланом. Дима Билан: Ужиться со мной нелегко

Фешенебельный отель находится в глубине огромного парка недалеко от берега Черного моря. Дима встречает нас на крыльце отеля и провожает в свои апартаменты.

— Сегодня лег в пять утра, зато написал новую песню, будете первыми слушателями! — говорит певец, открывая ноутбук. — Ночью работать гораздо интереснее, потому что есть ощущение, что вся планета принадлежит только тебе. Ты обладаешь и воздухом, и Луной, и морем. Здесь, в Сочи, я полюбил встречать рассвет, сидя за клавишами.


— Ну, это не проблема, есть телефон. Хотя я предпочитаю писать, а не звонить. СМС или аудиосообщения удобны: не нужно ждать, пока человек договорит, и делать вид, что ты его слушаешь. Ведь иногда донести свою информацию важнее, чем послушать чужую. Ну а если захочу позвонить кому-то среди ночи, есть момент, которым можно воспользоваться: я же ! Могу набрать другу часика так в три ночи и спросить: «Ты спишь, наверное?» А сонный голос отвечает в трубку: «Нет, что ты! Конечно же нет». (Смеется.)

— Когда вы поняли, что хотите побыть в одиночестве?

— Еще год назад я и представить такого не мог. Чувствовал себя бодро, у меня было отличное настроение, окружающие воспринимали меня как энергичного весельчака. Это все так… Только на самом деле внутренние ресурсы нашего организма не бесконечны, их нужно экономить. В моем случае, очевидно, сказалась колоссальная усталость предыдущего года: работа в проекте «Голос», съемки в кино, сольные концерты.

— Сегодня лег в пять утра, зато написал новую песню. Фото: Юлия Ханина

— Раньше не любил одиночество, старался окружить себя людьми. А сейчас я размышляю, пишу. Мне кажется, это правильный путь для того, чтобы лучше узнать себя. Фото: Юлия Ханина

— Вам 33 года — знаковый возраст для мужчины. Ощущаете какие-то серьезные изменения в мироощущении?


— Определенные вещи я уже не приемлю. Раньше я регулярно шел на контакты с прессой лишь потому, что «так положено». Просто «присутствовать в инфополе» меня не устраивает. Мне необходимо понимать, для чего это нужно, что такая медиаактивность даст мне как творческой личности. Поэтому от большинства предложений я отказываюсь. Зато есть колоссальное желание попробовать много нового: сняться в большом серьезном кино, путешествовать по миру, принять участие в новаторских прогрессивных историях, возможно, даже рискованных! Раньше я не любил одиночество, старался окружить себя людьми. А теперь мне нравится быть человеком уединенным. Мне кажется, это правильный путь для того, чтобы лучше узнать себя.

— Недавно ваша семья переехала в Подмосковье, теперь родители живут неподалеку от вас. Как складывается ваше общение? С возрастом больше ценишь близких…

— У меня сильная связь с моими родными. С родителями мы всегда были друзьями. Но как бы человек ни любил своих близких, он все равно один по жизни. Например, я никогда не звоню маме и папе, если переживаю сложный период. Берегу их. От меня они узнают только хорошие новости, остальное — из прессы. К счастью, постепенно родители поняли, что такое телевидение, что такое желтые СМИ, слухи и сплетни. Лишь когда мой дом обокрали, я позвонил им. Во-первых, чтобы узнали правду от меня, а во-вторых, чтобы не волновались: со мной все в порядке. Я нашел в себе силы посмеяться над ситуацией, поднял им настроение в тот момент, когда у меня его совершенно не было. Не люблю, когда меня жалеют.

Популярность - штука непредсказуемая. Кого-то накрывает, словно волна, - сразу, но ненадолго. Кому-то дает пожинать лавры лишь через некоторое время. Дима Билан, похоже, из второй категории. “Ночной хулиган”, “Мулатка-шоколадка”... Казалось бы, чего еще ожидать? Ан нет: после романтической венецианской истории с Димой в роли прекрасного принца к совсем юным фанаткам певца добавились более взрослые поклонницы.

Затем еще одна лирическая композиция. И вот она, слава: только ленивый не обсуждал, как органично вписывался парень в число претендентов на “Евровидение”. Теперь 22-летнего Диму почти не застать в Москве: работы вал, гастроли выматывают, а во время интервью "МК" в машине по дороге на студию певец несколько раз чуть не вырубился. Хотя сам сидел за рулем.

Что потеряло “Евровидение”

- Это после чего тебя так колбасит?
- Опять начался период моего хронического непоявления дома, - поясняет Дима, с трудом сдерживая зевоту. - За эти две недели побывал дома только в позапрошлый понедельник. Омск, Челябинск… - все эти перелеты и переезды очень утомляют.


- Не так давно закончилась вся эта история с “Евровидением”. Признайся: очень жалеешь, что не попал на конкурс?
- Постоянные концерты и гастроли - это, конечно, клево, но хочется какого-то качественного скачка. Думаю, этот конкурс был бы таким скачком. Я пошел на него за ощущениями, адреналином, которого перестало хватать.
Когда привыкаешь к сцене, хочется новой и новой дозы. Многое из того, что было желанной вершиной, оказалось ступенькой, с которой надо снова подниматься. Если мне предоставится шанс поучаствовать в отборочном туре еще раз, обязательно соглашусь.
- Кстати, все говорили, что ты был явным претендентом на победу. Ходили даже слухи о подтасовке фактов...
- Я не знаю. Если бы оценивало конкретное профессиональное жюри, можно бы было искать кого-то виновного, говорить о предвзятости. Но, честно говоря, и так было приятно, что мне дали высокие баллы.
- Когда смотрел финал конкурса, за кого болел?
- За Наташу, как и все. Я работал вместе с ней. Вполне неплохо поет. Кстати, мне совершенно не понравились выступления Эстонии и Румынии. Я даже разочаровался в конкурсе: многие мелодии напоминали песни, которые играли в Советском Союзе еще двадцать лет назад.
- Тогда что же помешало Подольской попасть хотя бы в десятку?
- “Евровидение” - конкурс, который приветствует все самое необычное. Мне показалось, что Наташе немножечко не хватило какого-то разнообразия. Она здорово держалась на сцене, но вот что касается песни... Вот эта тема, - Билан напевает куплет, - она неплохая, но припев, на мой взгляд, сажает всю песню.
- Ты бы выступил лучше Натальи?
- Я бы, конечно, сделал все возможное, чтобы победить. Моя песня была написана специально для конкурса зарубежным композитором... Я смотрю, ты прямо вытягиваешь из меня признание, - Дима улыбается. - Да, я считаю, что был достоин попасть на “Евровидение”.

Семейный ужин “на троих”

- Ладно, давай перейдем к более приземленным вещам. Вот как ты свой быт наладил? Кто тебе готовит, убирает?
- В магазин я сам периодически хожу, когда в Москве. Покупаю очень много мороженого, хотя мне и нельзя. Иногда случаются проблески в сознании, и я совершаю серьезные продовольственные набеги: закупаю овощи и даже делаю из них салаты.
Помощница по уборке дома есть, а готовлю я сам. Ведь это происходит не так часто, под настроение. Правда, пару раз чуть не спалил квартиру...
- ???
- Однажды я засунул в курицу вместо стеклянной бутылки пластиковую... Или, помню, жарил я блины... После этого квартира была вся в копоти и воняла чем-то ужасным. Как назло, в этот день приехала хозяйка квартиры - меня даже чуть не вышибли оттуда.
- То есть ты закоренелый холостяк, одиноко живущий в большой квартире?
- Ну почему одиноко? Ко мне иногда сестра Лена приезжает. Ей 24 года. В последний раз она была с молодым человеком - прикольный парень. Когда они еще только познакомились, Гена увидел у нее дома постер с моей фотографией и спросил: “Ты что - фанатка Димы Билана?” И очень удивился, когда узнал, что я ее брат. Это меня, кстати, подкупило. Потому что каждый раз думаешь: а почему они с тобой или с твоими близкими встречаются - не из-за имени ли Димы Билана?..
- Даешь как брат сестре какие-то советы?
- Она ко мне, кстати, прислушивается. У меня очень развито шестое чувство, интуиция. Недавно мы втроем у меня ужинали. Семейное торжество по случаю знакомства. Просто родители не так часто приезжают в Москву.
Сестра вот младшая приезжала - я ее устраивал в школу, чтобы в дальнейшем ей избежать трудностей и ощущения приезжего. Но она не захотела остаться. Наверное, ей и на родине неплохо. Она солистка детского хора, единственная в классе, кто получил пятерки по русскому и математике, - звонила недавно, хвалилась.

Собаку украли на презентации

- Неоднократно приходилось слышать, будто Дима Билан - этакий раздолбай-пофигист. Откуда такое мнение?
- Наверное, они в каком-то смысле правы. Если я могу остановиться на красный свет светофора, выйти из машины, пока он горит, и потанцевать у всех на глазах... Я еще не попрощался с детством. Я действительно непредсказуем, и прежде всего для самого себя. Я слишком искренен, даже порой в ущерб себе. Мне и коллеги об этом говорят. Ну и, конечно, не хватает пунктуальности. Я постоянно опаздываю на самолет. Но ведь в этом есть определенный кайф - опаздывать. Когда ты мчишься в аэропорт, вырабатывается огромное количество адреналина!
- То есть твой образ на сцене сродни твоему стилю жизни?
- Мне не создавали специального образа. В моей жизни происходят события, в принципе соответствующие песне. Когда я пел про “Ночного хулигана”, меня можно было встретить на тусовках и отвязных вечеринках. Сейчас меняются вкусы. Я начал слушать блюз, джаз. Вообще у меня мышление более взрослого человека, чем я сам. Часто мне не хватает терпения. Например, кажется, что я так устаю, что с моей усталостью должны считаться все вокруг.
- Значит, правильно ты однажды сказал, что твоя собака - сущий ангел по сравнению с тобой, вредным...
- К сожалению, у меня больше нет собаки. Ее украли. Прямо во время презентации, полгода назад.

“Клип мне сняли родители девушки”

- Раз уж ты так повзрослел, давай поговорим о том, какие любовные переживания гложут сердце Димы Билана - ведь ты поешь о них в каждой песне...
- Ну что тут говорить?.. Я обычно долго влюбляюсь, сложно и мучительно... Мне трудно об этом рассказывать, потому что я влюблялся всего два раза в жизни. Все остальное было так, флирт, несерьезные отношения.
- Раз их не так много было, может, поделишься?
- По-настоящему я встречался с девушкой первый раз, когда поступал в вуз. Мы познакомились еще в школе, в Кабардино-Балкарии, откуда я родом. Потом девушка с родителями переехала в Москву. Когда я поступал в Гнесинку, думал, где жить. Она предложила побыть у нее, с ее родителями. Там я прожил два года. Мы очень друг другу помогали. Мне ее родители даже клип сняли. Так что я вообще остался в Москве благодаря ей, а благодаря возникшему чувству начал писать стихи и музыку. Но через какое-то время все у нас превратилось в дружбу.
- Это почему - ведь все так хорошо складывалось?..
- Мне хотелось вкусить до конца всю эту артистическую кухню. Как раз через пару лет я начал петь и записываться на студии “Союз”. Хотелось ярких перемен в жизни. И пришлось доказывать свою независимость.
К тому времени я уже жил не у нее, а в общаге. Мне даже мама помощь предлагала, но я отказывался. Тогда я пел в КВНе за разные команды одновременно, работал в магазине в ночную смену. А потом еще встретил Юрия Шмильевича Айзеншписа - и все окончательно завертелось. В общем, я выбрал работу.
- А что не сложилось со второй девушкой?
- С ней я перестал встречаться совсем недавно. Мы залезли слишком далеко друг другу в души. А в тот момент этого не стоило делать, потому что на нас свалился большой поток ненужной информации. А еще я просто понял, что не готов к длительным отношениям. Хотя очень хочется.

“Ищу хитрые глаза”

- Какой должна быть потенциальная третья девушка?
- У нее должны быть заманчивые и хитрые глаза. Я не люблю податливых: когда ее просишь сделать что-нибудь - и она смотрит тебе в рот и бежит делать. Мне нравится, когда со мной начинают спорить.
- А внешние параметры: большой бюст, длинные ноги...
- Бюст можно и небольшой. Мне такой нравится - я сужу по тем примерам, которые у меня были. А они все были небольшими, но достаточно красивыми... - Билан явно смущается.
Вообще с девушками разное бывает. Например, когда я еще встречался, она на меня разозлилась и выбросила из окна мои документы и общие деньги. Или наоборот: как-то я оставил у себя дома одну девушку. И неожиданно для себя проснулся, когда мне было довольно приятно... Вообще, что-то я лишнее тут наговорил!
- Тебя часто видят вместе с Сашей Савельевой. Это неспроста?
- Ой, я, кстати, недавно видел ее на съемках. Мы вспомнили, как у нас знакомство начиналось, как провожали друг друга до дома. Отношения могли развиться и дальше, но каждый начал заниматься своими делами, наши дороги разошлись.
- А какие отношения связывали тебя с актрисой Настей Задорожной, с которой, насколько я знаю, вы общались до Саши?
- Исключительно приятельские. Мы с ней познакомились в Юрмале, жили в соседних номерах. Но общались не так часто. Просто, когда я поступал в ГИТИС, решил себя подстраховать и попросил Настю подождать меня у туалета со шпаргалками во время сочинения. Думал, выйду в туалет, а она меня со шпорами и будет ждать. Но я не вышел - меня так поперло на теме “Искусство для человека и человек в искусстве”...

В начале 2017 года я позволил себе немыслимую роскошь - три месяца отдыха. Просто взял и уехал далеко-далеко, отказавшись от всех концертов, от общения, от работы. Мне необходимо было прийти в себя и подумать. Почти двадцать лет подряд, с тех пор, как переехал в Москву, я жил в сплошном цейтноте, все время куда-то летел, ехал, бежал. Такая нагрузка, когда уже начинаешь забывать, кто ты, зачем ты, как тебя зовут и в каком городе ты в настоящий момент находишься. Эти три месяца я разбирался в себе и многое понял. Например, то, что музыка - это действительно мое дело, настоящее, которым я мечтал заниматься всегда и буду продолжать, что бы ни случилось. Музыка никогда не предаст, не обидит, она была, есть и будет. И ничья любовь мне ее не заменит.

Еще один вывод, который я для себя сделал в эти три месяца: я взрослый. До этого все время казалось, что мне девятнадцать лет. И я жил с этой уверенностью, шел по запрограммированному когда-то пути. А потом вдруг осознал, что я вырос! И что можно уже что-то поменять. Я перестал общаться с людьми, с которыми много лет общался просто по инерции. Перестал делать то, что мне не нравилось.


- И налысо побрились поэтому?

Это тоже, кстати, поступок взрослого человека. Представляете, какая нужна сила духа, чтобы встать в одно прекрасное утро и лишить себя волос! Да, мне надо было это сделать. Чтобы обнулиться, начать сначала. Я вдруг решил, что не хочу больше нравиться всем, хочу сделать что-то, чтобы понравиться самому себе. Пожить без условностей, без правил. Кто вообще сказал, что существуют какие-то правила? Кто сказал, что я, Дима Билан, не могу побриться налысо? Где это написано и кто мне запретит? Я хотел сделать то, чего не делал вообще никогда. И вот. Сделал.


- Как мама отреагировала на вашу новую прическу?

Сказала: «Какой у тебя череп, оказывается, красивый. Я и забыла!» А потом посмотрела на меня внимательно и говорит: «Главное, чтобы ты был счастлив!»


- На вашу новую прическу и трехмесячный отпуск пресса отреагировала вполне предсказуемо. Журналисты начали писать о том, что вы тяжело больны, а потом и вовсе дошли до некрологов.



- Я свободен! Не отвечаю ни за что, ни за кого, могу творить - и это классно! Фото: Саша Карпенко/ Пресс-служба артиста

Да, я читал о том, что я умер. Сомнительные ощущения, надо сказать. В какой-то момент сильно разозлился, нанялц адвокатов, чтобы понять, откуда ноги растут у этих новостей. И узнал, что некая компания, специализирующаяся на продаже ка­­ких-то липовых мазей, кремов от морщин и прочих присыпок, решила таким образом поднять посещаемость своего сайта. Все эти многочисленные ссылки и баннеры, рассказывающие обо мне эту чушь, вели на их сайт. Приятно, что удостоился чести встать в один ряд с великими музыкантами: Пола Маккартни, например, хоронят почти каждый год, начиная с 1960-х. Но я не согласен с людьми, которые, пытаясь меня подбодрить, говорили о том, что хорош любой пиар, даже такой. Нет. Ничего хорошего эти новости мне не принесли. В одном городе зрители побежали сдавать билеты на мой концерт - я же умер, а значит, на сцену не выйду. А я вот он, жив и здоров! Просто похудел и побрился. Темные силы - они ж не дремлют. Они ждут, когда можно будет проявить себя. Вот и про­явили.


- Для нового альбома, который вышел 1 декабря, вы выбрали провокационное название - «Эгоист»…

Это очень емкое слово, международное, на многих языках оно звучит одинаково. И я считаю, что музыканты, да и вообще все люди, занимающиеся творчеством, должны быть в какие-то моменты своей жизни настоящими эгоистами. Музыкант - это коллекционер, он собирает новые звуки, эмоции, краски, ищет интонацию, гармонию. Все это аккумулирует в себе, чтобы потом выдать публике. На сцене я отдаю всего себя, без остатка. Но где-то же мне надо быть эгоистом, чтобы уловить новые эмоции, почувствовать новые краски.

«Эгоист» получился не таким, как мои прежние альбомы. Я избегал громкого пения, мне хотелось донести мысли, заложенные в композициях, тихо, почти шепотом. Громких певцов много, кругом все кричат, так принято, считается, что это и есть настоящее чувство. Знаете, я умею громко говорить, громко петь, я ругаться и орать умею так, что стекла звенят. Но если я ругаюсь с кем-то по-настоящему, перехожу на шепот. Шепот сильнее крика, это самая сильная эмоция.


- В этом году вы записали
не­ожиданный дуэт с Сергеем Лазаревым. Идея спеть вместе принадлежит вам или ему?

Телеканалу Муз-ТВ она принадлежит. Точнее, его генеральному директору Арману Давлетьярову. Правда, первоначальный план был немного другим: мы планировали спеть кавер-версии песен друг друга. Но подумали, что шанс поработать вместе упускать нельзя, а каверы - это слишком банально. И решили записать оригинальный дуэт. Встретились на студии у Игоря Крутого, отсмотрели материал, долго решали, что же именно будем петь. Я предложил композицию «Держи» (спел ее потом сам, снял клип, и он набрал очень много просмотров). Сережа в ответ предложил мне посмотреть композицию «Прости меня». Решили остановиться на ней, не бодаться до победного, кто именно предложил и чья будет песня. Однако аранжировщика нашел все-таки я, так что мы соблюли паритет: Сережина песня, моя аранжировка, это тоже важно, для равновесия. Серега по праву заслуживает высокого места в рейтингах - отличный музыкант, очень здравомыслящий человек, и работать с ним одно удовольствие.


- Хотите сказать, что за столько лет вы ни разу не пересекались?

За кулисами виделись, но не сотрудничали никогда.


- То есть все эти слухи о непримиримой борьбе Лазарева и Билана - правда?

Да нет, это ерунда! Просто не было повода пообщаться. А сейчас появился. И я вам скажу, что два творческих человека, которые много работают и сами всего добились, которые знают себе цену, - они в любом случае прекрасно найдут общий язык. Что в итоге и получилось.


- Я читал о том, что я умер. Сомнительные ощущения, надо сказать. Фото: Саша Карпенко/ Пресс-служба артиста


- В этом году у вас состоялся еще один творческий дуэт. Я говорю об участии в фильме «Жги!» с Ольгой Бузовой.

Да, я сыграл там себя, камео. Небольшая роль. Мы с Олей отлично поработали, она прекрасна. Наблюдаю за тем, как развивается ее карьера, и категорически не согласен с непрекращающимися нападками на нее. Я в этом бизнесе уже много лет и прекрасно знаю: если человек привлекает к себе столько внимания - это не случайность. Такой успех не может быть внезапным, а всегда результат долгой работы, и точно свидетельствует о том, что у человека мощная энергетика и он интересен.


- У вас бывают моменты в жизни, когда вы кому-то завидуете?

Бывает. Таких моментов два - музыка и… еда. Я завидую людям, у которых получаются потрясающие музыкальные композиции, или если кому-то удалось много и вкусно поесть. (Смеется.) Разумеется, завидую по-доброму и только так! А все остальное - деньги, шикарные квартиры, яхты, украшения - меня никак не трогает.


- Вы ощущаете кризис, на который жалуются многие артисты?

Вы имеете в виду кризис финансовый? Вообще не ощущаю. Собираю большие залы, мало кто сейчас так работает. Я в пятерке лучших. И интерес к моим концертам растет день ото дня. А вот моральный кризис ощущаю отчетливо. Происходит какая-то глобальная смена понятий, ценностей, непонятно, что хорошо, а что плохо. Даже на примере шоу-бизнеса можно судить: многие артисты становятся звездами на волне скандалов, ничего не имея за душой. Одна громкая история в интернете, затем ток-шоу - и ты уже звезда! Хотя настоящие звезды тоже появляются.

Когда я первый раз соглашался на участие в шоу, даже подумать не мог, что так будет. Рассчитывал, отработаю один сезон и уйду. Но чем дальше, тем больше затягивает. Понимаете, я же не только в финал людей вытаскиваю, я их и по жизни веду, продолжаю общаться с ними - талантливыми, яркими. Помогаю им, а они очень помогают мне. К работе над последним альбомом я привлекал Егора Сесарева и вообще стараюсь как можно больше сотрудничать со своими выпускниками. Становлюсь настоящим фанатом проекта, вкладываюсь так, что даже свои деньги иногда трачу. Нет, с точки зрения организации придраться не к чему, Первый канал воплощает в жизнь любые наши идеи: и костюмы нужные находит моментально, и грим обеспечивает. Но мне надо, чтобы все было сделано даже не на пять с плюсом, а на семь баллов. Поэтому я, например, заказываю аранжировки, даже если можно обойтись без них. Все должно быть безукоризненно. Это же мое лицо.



- Я жил с уверенностью, что мне девятнадцать. Шел по запрограммированному когда-то пути. А потом вдруг осознал, что вырос! Фото: Саша Карпенко/ Пресс-служба артиста


- Известие о том, что ваша воспитанница, Полина Богусевич, выиграла «Детское Евровидение», вас обрадовало?

Ну а как иначе! Вообще, конечно, я никогда не думал, что смогу дошагать до этой ступени - твой воспитанник выигрывает такой конкурс. Но при этом я понимаю, что победа Полины - это только ее победа. Если я каким-то образом помог, поддержал морально и оставил в ее жизни след - отлично. Но все, что происходит с артистом, - прежде всего он сам. Так же как моя жизнь - череда решений, принятых лично мной, так и жизнь другого - его ответственность. Так что Полина - молодец не потому, что она моя ученица, а потому, что она талантливая, трудолюбивая артистка.

Никогда не надо говорить «никогда». Любое шоу - это многоточие. Давайте его здесь и поставим. А пока нас ждет финал и свобода! Отпуск! Весь январь буду отдыхать. Еще не решил, поеду ли куда-нибудь, но знаю точно, что больше всего мне сейчас хочется писать музыку. Может быть, получится выпустить второй альбом моего проекта Alien24. Тем более что я сейчас познакомился с совершенно невероятным музыкантом, девушкой по имени Polina. Она сотрудничала с Эминемом, получила несколько «Грэмми», и я очень хочу поработать с ней. Я сейчас получаю от жизни огромное удовольствие. И главным образом от того, что я свободен. Я не отвечаю ни за что, ни за кого, сам по себе, могу творить - и это классно!

Дима Билан


Родился:
24 декабря 1981 года в г. Усть-Джегуте (Карачаево-Черкесская республика)


Образование:
окончил музыкальное училище им. Гнесиных (классический вокал), учился в ГИТИС (актерское отделение)


Карьера:
в 2003 году выпустил альбом «Я ночной хулиган». Всего - 9 сольных дисков. В 2006 году занял второе место на конкурсе «Евровидение», в 2008 году стал его победителем. Наставник шоу «Голос» и «Голос. Дети» Первого канала. Заслуженный артист Чечни, Ингушетии и Кабардино-Балкарии, народный артист Кабардино-Балкарии. Обладатель премий MTV Europe Music Awards, «Золотой граммофон», МУЗ-ТВ и др.

Сегодня певцу Диме Билану исполняется 32 года. Мы поздравляем его с днем рождения и в честь этого делимся с читательницами TOPBEAUTY эксклюзивным интервью, которое Дима дал нашему журналу.

Вас артистическая жизнь замучила?


Нет… Просто я не очень люблю людей . (Улыбается.)

Что, всех?

Есть такая фраза: "Мне так жалко людей, особенно всех ". (Смеется.) А я не очень люблю людей, особенно всех. Это, конечно, издержки профессии, накопившееся раздражение. Хотя на самом деле я преувеличиваю, чтобы покрасивее было. Вы же потом напишете: "Дима Билан ненавидит людей ". Вау!

Кому особенно достается от вашей "нелюбви"?

Я ни на ком не отыгрываюсь. Поэтому больше всех от меня достается мне же: слишком сильно я себя периодически гноблю .

Для артиста это, должно быть, полезно?

Если зашкаливает, то уже не очень. Но это хорошо в определенном возрасте, и у меня еще есть возможность себя воспитывать.

У вас же огромный пласт классической музыки за плечами, фундаментальное образование. Не было ли у вас внутреннего протеста, когда после Баха и Моцарта пришлось петь: "Я ночной хулиган, в деле я атаман, а в постели гигант, просто ураган"?

Я же молодой еще был … Классику у нас тогда не особенно ценили. То, что игралось и пелось в театрах, стоило 5 рублей - особенно если со студенческим билетом прийти – и не приносило авторам никаких денег. Более богатыми на события и денежными были поп-музыка, и вообще шоу-бизнес. Хорошо, что меняется время и отношение к музыке . Сейчас знание классики серьезно расширяет кругозор. Но в те времена, когда я начинал, мне было интересно что-то совсем другое.

Шоу-бизнес был изначально вашей целью?

Когда чем-то увлечен, то не замечаешь ничего вокруг , даже если говорят что-то неприятное. Вы же знаете, что судят по себе. Возможно, мне и завидовали .

А вы кому-либо завидовали?

Зависть возникает тогда, когда у тебя пропадает ощущение увлеченности. Я могу услышать какую-нибудь музыку и позавидовать ее автору – пожалеть, что не я это сочинил. Хотя помню, как однажды я завидовал приятелю, когда тот познакомился с одним известным человеком.

Когда вы сами ощутили себя звездой?

Мне вообще не присущи такие глупости . Потому что я понимаю, что время не стоит на месте. Посмотрите, сколько людей еще 10 лет назад были страшно популярными, а потом в один момент исчезали. Все меняется . Мы забыли, что такое перестройка. Что такое, когда в магазинах есть только кетовое мясо. Как набирали друг другу по дисковому телефону и просили: "Не занимай линию, а то мне должны звонить" .

Когда ты понимаешь, что такое время, то ощущаешь глубину. Времени вообще ничего противопоставить нельзя. И выражение "проснулся знаменитым " – абсолютная ерунда. Важно то, что ты пропадешь, как только перестанешь быть увлеченным своим делом. У меня к этому, может быть, даже чересчур фатальное отношение.

Какими качествами должен обладать человек, чтобы состояться на сцене?

Одного желания и даже таланта здесь недостаточно . Я тоже говорю, что у человека должна быть какая-то трагедия, чтобы возникло желание двигаться вперед . Особенно если мы говорим про артиста. Должно быть особое устройство мозга, чтобы ты превратился в рупор и начал говорить о своих эмоциях. Посмотрите на Аллу Пугачеву – ей по-другому жить нельзя. У нее как у Ахматовой :

Нет, царевич, я не та,
Кем меня ты видеть хочешь,
И давно мои уста
Не целуют, а пророчат.
Не подумай, что в бреду
И замучена тоскою,
Громко кличу я беду:
Ремесло мое такое.

По-моему, совсем не берегу. Могу есть мороженое и даже кусать его. Так что не очень берегу, но понимаю, что беречь надо. Думаю, что пока еще – как у Есенина :

Я сердцем никогда не лгу
И потому на голос чванства
Бестрепетно сказать могу,
Что я прощаюсь с хулиганством.

Так и прощаюсь с хулиганством . И понимаю, что совсем скоро вступлю в такую фазу, когда нельзя будет позволить себе crazy-поступки . Еще буквально лет пять – и ты уже будешь другим.

Мы все почему-то очень стремимся надеть на себя костюм – "отетиться", "одядиться" и начать с умным лицом говорить о каких-то вещах, хотя можно пока еще повалять дурака. И иногда очень хочется, потому что скоро ты пойдешь туда, откуда уже не вернешься.

Если не будешь стараться смеяться над собой, окажешься в тупике . Это очищение, когда ты можешь переключиться и снять с себя серьезность.

Вам приходится притворяться, надевать маску?

Иногда можно себе позволить . Если вижу, что от меня ждут какого-то актерства, то могу сыграть, но, по большому счету, я такой, какой есть.

Вы поработали и на Западе, и в России. Разделяете точку зрения, что у нас плохо, а "там" хорошо?

Я недавно понял, что вокруг много людей, желающих уехать за границу . А я ехал, смотрел на Москву и думал: какая она красивая , просто нереальная ! Божественная!

Вообще, люди странно общаются друг с другом, в этом столько негатива… Как с этим бороться? И нужно ли?

Наверное, единственный способ – не отвечать на негатив негативом. Правда, тогда тебя могут обвинить в том, что ты слабак. Сейчас вообще пошла мода на оскорбления, на скандалы .

Часто сталкиваетесь с непрофессионализмом?

Еще как часто. Да и я себе тоже не сразу признался, что я профессионал . Мне кажется, путь к профессионализму лежит через ощущение того, что ты лентяй , ничего не успеваешь и не делаешь. У меня это реально перманентные мысли. Мне всегда кажется, что я очень мало всего делаю , и, наверное, это приводит к профессионализму.

Настоящий профессионал за всем успевает проследить: и на сцене, и с камерой поработать, и вдруг повернуться к музыкантам – напомнить, что они фразу забыли сыграть, и с танцорами станцевать, чтобы потом зрители сказали: "Дима, ты двигаешься лучше, чем твои ребята" . Нужно много всего замечать и держать под контролем . И ужасно приезжать в какие-то места, где никто не знает, как надо работать.

Помните самое ужасное место, где пришлось выступать?

Это, между прочим, был какой-то город Золотого кольца России , с кошмарным залом. Представляете, вы приглашаете домой гостей, а дома у вас оторванные обои, выбитые окна, валяется тухлый помидор на кухне – и при этом вы не испытываете никакого неудобства. Я даже хотел написать об этом в Twitter , зашел к директору зала, сказал, что сейчас сфотографирую выбитые косяки дверей в гримерках, повешу это в Интернет и напишу, что нельзя в таком виде держать помещение.

Так они за мной ходили и умоляли ничего не писать. В результате уговорили, я не стал этого делать, но сказал, что если в следующий раз приеду и все останется без изменений – точно напишу . Я понимаю, что кто-то в городе может обидеться, но, простите, я же для вас стараюсь…

Бывало, что вы отказывались петь, сниматься?

Конечно, бывало. Я несколько раз уходил со съемок . Это происходит именно тогда, когда ты сталкиваешься с вопиющим непрофессионализмом . И такая принципиальность с возрастом становится все агрессивнее, потому что даже в крупных компаниях и на больших концертах могут вытирать ноги о людей.

А что вас больше всего вдохновляет?

(Думает.) Наверное, все-таки люди

Которых вы не любите?

(Вздыхает.) Да, все-таки именно люди…

Я жду Диму в студии больше часа, но пока от него приходят только сообщения с извинениями. Когда певец появляется, он снова просит прощения: «Я не мог бросить 16 человек». Речь идет о его команде в шоу« Голос». Дима выглядит уставшим. Мы просим его потанцевать для фото, хотя и боимся отказа. Я догадываюсь, что музыкант предпочел бы сделать снимок, сидя на диване. Но Дима с легкостью соглашается, и в этом он весь. Билан работает 24 часа в сутки, это не преувеличение. Отдается делу целиком, будь то съемки в телешоу, запись альбома или сольный концерт в Crocus City Hall, который состоится 8 ноября.

— Недавно я говорила о тебе с коллегами-журналистами. И все, кто уже делал с тобой интервью, сказали, что Дима Билан — золотой человек, только опаздывает часто. Как за столько лет в шоу-бизнесе удалось сохранить хорошую репутацию?
— Видимо, не бывает дыма без добра…(Смеется.) То есть без огня. Значит, так оно и есть! Я люблю свою профессию и все производные от нее, в том числе и интервью. Правда, иногда сильно устаю. Как сегодня, например. У меня была встреча с командой« Голоса», мы репетировали. С каждым надо поговорить, вдохновить. Это большая часть работы. Жаль, в основном она остается за кадром.

«Есть у меня привычка всюду совать свой нос»

— Если считать« Голос. Дети», это уже твой десятый сезон…
— Десятый? Серьезно? Жесть… Мне самому не верится. Когда я туда шел, надеялся хотя бы в грязь лицом не упасть, а теперь уже старик проекта, прямо как Дима Нагиев.

— Еще не надоело? Все-таки столько времени и собственных сил отдавать шоу…
— Я там энергию буквально ложками черпаю. Конечно, приходится учиться себя не растрачивать, делегировать задачи. Но постоянно убеждаюсь: хочешь сделать хорошо — сделай сам. Мне сложно довериться. Для того чтобы я с человеком синхронизировался, должны пройти годы. Со мной трудно.

— Почему ты так считаешь?
— Я все контролирую. Есть у меня привычка всюду совать свой нос.

— Чему тебя научил« Голос»?
— Общаться. Я и раньше постоянно встречался с огромным количеством людей, но часто дистанцировался от них. А тут так много разных характеров, к каждому нужен подход. Становишься психологом в какой-то степени. Начинаешь понимать, где лучше пойти на компромисс, а где настоять на своем.

«Не надо реагировать на несовершенства мира»

Популярное

— Твой новый альбом получил название« Эгоист». Почему?
— Там есть одноименный трек. Да и сам диск я записал не для того, чтобы кому-то угодить или что-то доказать, а для себя.

— Дима Билан — эгоист?
— Абсолютный! Начать с того, что я творческий человек, с таким уже непросто. Но главное — я живу ради своего дела и стремлюсь, чтобы ему ничего не вредило.

— Знаю твой график. Когда у человека столько концертов, его сложно назвать эгоистом.
— Кстати, в этом году я не так много выступал и несколько месяцев оставался в свободном плавании. Взял продолжительный отпуск, который не позволял себе 14 лет.

«Мне нравится ни от кого не зависеть. Как в работе, так и в личных отношениях»

— Каким ты представляешь свой идеальный выходной?
— Встать рано, чтобы получился такой длинный-длинный день. Сесть и посочинять музыку, чтобы ощутить: «Да, я в правильном направлении двигаюсь». Потом, может быть, сесть за руль. Такое редко удается, поэтому это уже роскошь. Проехаться по друзьям, у одних пару часов посидеть, потом у других. И если быть до конца откровенным, чтобы получился идеальный день, хотелось бы что-то приготовить.

— Какое у тебя фирменное блюдо?
— Из последнего: я тут такие овощи сделал… что-то вроде рагу. Просто нарезал все — и в кастрюлю. Еще и ножи себе купил новые, один дорогущий — за 10 тысяч. Это мой фетиш: нравится продукты резать. Я так медитирую, это хорошо расслабляет, когда приезжаешь домой после гастролей.

— Тебе сейчас 35 лет. Да и твой ноябрьский концерт называется« Опять 35». Что ты понял к этому возрасту?
— Хотелось бы мне креативно ответить: ни черта не понял! Ладно, на самом деле я осознал, что не надо реагировать на несовершенства мира. Каждый день что-то происходит: войны, теракты, испытания ракет… Такое ощущение, что вся планета больна. Раньше жутко переживал. А теперь думаю: «Ну так было и будет всегда». Я стал спокойнее. Еще мне очень нравится ни от кого не зависеть. Как в работе, так и в личных отношениях.

— Что ты считаешь своим главным достижением?
— Я молодец, потому что помог родителям. Перевез их в другой город, дал возможность начать все заново. Еще поспособствовал тому, чтобы младшая сестра определилась в жизни. Она сейчас учится в Соединенных Штатах. Для меня это важные достижения.

«Я уже давно не подчиняюсь»

— Ты много лет работаешь с продюсером Яной Рудковской. Каково быть в подчинении у такой сильной женщины?
— Я уже давно не подчиняюсь. Такое было возможно, когда мы только начинали работать вместе. Сейчас мы друзья и компаньоны. У многих людей неправильное представление: вот есть музыкант, и он у продюсера в кабале, не может принимать никаких решений. Мне кажется, что у нас с Яной взаимовыгодные отношения. Думаю, мы дали друг другу то, что каждому было нужно.

— Что главное тебе дала Яна?
— Наверное, именно то, что может дать женщина. Ощущение собственной нужности в хорошем смысле, на энергетическом уровне. Уверенность, что все сможешь, у тебя получится. Да, ты идешь к цели сам, своими руками все делаешь, добиваешься потом и кровью, но знаешь, что в тебя верят. Такое только женщина способна дать.