Интересные персонажи. Любимые литературные герои наших современников

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Героев известных книг и фильмов мы порой воспринимаем как хороших знакомых, но все же помним о том, что это персонажи вымышленные. И тем интереснее узнать, что писателей на их создание вдохновили реальные люди. У них авторы позаимствовали внешность, привычки и даже любимые словечки.

Редакция сайт собрала прототипов известных героев фильмов и книг - просто невероятно, что они жили на самом деле.

«Рассеянный» Маршака -
академик Иван Каблуков

Оказывается, «человек рассеянный с улицы Бассейной» из стихотворения Самуила Маршака существовал на самом деле! Им был знаменитый чудак, академик Иван Каблуков, который славился своей непрактичностью и рассеянностью. Например, вместо слов «химия и физика» профессор нередко говорил студентам «химика и физия». А вместо фразы «колба лопнула, и кусочек стекла попал в глаз» у него могло получиться: «лопа колбнула, и кусочек глаза попал в стекло». Выражение «Мендельшуткин» означало «Менделеев и Меньшуткин», а обычными словечками Ивана Алексеевича были «совсем не то» и «я, то есть не я».

Профессор прочитал стихотворение, и однажды он припомнил брату Маршака, писателю Ильину, погрозив пальцем: «Ваш брат, конечно, метил в меня!» В черновиках Маршака есть такой вариант начала стихотворения, в котором герой прямо был назван именем и фамилией прототипа:

В Ленинграде проживает
Иван Каблуков.
Сам себя он называет
Каблук Иванов.

Источники: Мирон Петровский « Книги нашего детства », « Московский комсомолец »

Доктор Хаус - доктор Томас Болти

Доктор Томас Болти, которого прозвали «настоящий Хаус», тоже отличается эксцентричностью. Вот он мчит к пациенту, объезжая пробки на роликах.

Создатели сериала о докторе Хаусе заинтересовались историей врача Томаса Болти из Нью-Йорка, который вылечил владельца галереи, 40 лет страдавшего от мигрени. Мужчина обошел несколько десятков врачей, которые пичкали его кучей лекарств от головной боли. А Томас Болти зацепился за то, что больной не переносил яичный желток. Он еще раз внимательно изучил анализы и понял, что пациент уже 40 лет страдает от отравления тяжелыми металлами. После лечения мужчина забыл, что такое мигрень. И это не единичный случай - талант и эрудиция позволяют Болти браться за самые трудные случаи. Его даже называют «медицинским детективом».

Создатели Хауса вдохновились случаями из практики Болти и его несколько эксцентричным поведением. Он сам от сериала не в восторге: «Да, между нами есть некоторое сходство, но фильм мне не нравится. Я категорически против того, чтобы идти по головам, как Хаус, чтобы поставить диагноз». Но кстати, после этого карьера доктора Болти пошла в гору, и теперь он официальный врач офиса MTV.

Источники: HistoryTime , RealDoctorHouse

Дориан Грей - поэт Джон Грей

Английский поэт Джон Грей, с которым Оскар Уайльд познакомился в конце 80-х годов XIX века, стал прототипом Дориана Грея. Утонченный поэт-декадент, умный, красивый и амбициозный, он навеял писателю образ вечно юного и прекрасного Дориана Грея. После выхода знаменитого романа многие стали называть Джона Грея именем героя, да и сам поэт подписал по крайней мере одно из своих писем Уайльду «Дориан». Удивительно, что после 30 лет Джон Грей отказался от богемной жизни, стал католическим священником и даже получил приход.

Источники: The Man Who Was Dorian Gray , « Википедия »

Шерлок Холмс - профессор Джозеф Белл

У Шерлока Холмса есть много общего с профессором Эдинбургского университета Джозефом Беллом, у которого Конан Дойль работал ассистентом в больнице. Писатель часто вспоминал о своем преподавателе, говорил о его орлином профиле, пытливом уме и удивительной интуиции. Белл был высок, сухощав, резок в движениях и курил трубку.

Он умел точно определить профессию и характер своих пациентов и всегда призывал студентов пользоваться дедукцией. Он приглашал на лекции незнакомых людей и просил студентов сказать, кто они и откуда. Однажды он привел в аудиторию человека в шляпе, и когда никто не смог ответить на вопросы Белла, пояснил, что поскольку тот забыл снять шляпу, то, скорее всего, в последнее время он служил в армии. Там принято оставаться в головном уборе для того, чтобы отдавать честь. А поскольку у него признаки лихорадки, характерной для Вест-Индии, то прибыл, судя по всему, этот человек с Барбадоса.

Источники: « Школа жизни » , « Историческая правда »

Джеймс Бонд - «король шпионов» Сидней Рейли

По поводу прототипа Джеймса Бонда ведутся споры, и образ этот во многом собирательный (бывший разведчик Ян Флеминг придал герою и собственные черты). Но многие сходятся в том, что персонаж очень схож с «королем шпионов», британским разведчиком и авантюристом российского происхождения Сиднеем Рейли.

Невероятно эрудированный, он владел семью языками, любил играть в политику и манипулировать людьми, обожал женщин и крутил многочисленные романы. Рейли не провалил ни одной доверенной ему операции и был известен тем, что мог найти выход практически из любого положения. Он умел моментально перевоплощаться в совершенно иную личность. Кстати, он здорово «наследил» в России: в его послужном списке даже подготовка к покушению на Ленина.

Источники: « АиФ » , книга Робина Брюса Локкарта « Сидней Рейли: шпион-легенда XX века »

Питер Пэн - Майкл Дэвис

На чудесную книгу о Питере Пэне писателя Джеймса Барри вдохновил сын друзей писателя, Сильвии и Артура Дэвис. С Дэвисами он был знаком давно, дружил со всеми их пятью сыновьями, но именно четырехлетний Майкл (блестящий мальчик, как о нем говорили) стал прототипом Питера Пэна. С него он списал черты характера и даже ночные кошмары, которые мучили резвого и отважного, но чувствительного ребенка. Кстати, у скульптуры Питера Пэна в Кенсингтонском саду - лицо Майкла.

Кристофер Робин - Кристофер Робин Милн

Кристофер Робин из книжек о Винни-Пухе Алана Милна - это сын писателя, которого именно так и звали - Кристофер Робин. В детстве отношения с родителями не складывались - мать была занята только собой, отец - своим творчеством, много времени он проводил с няней. Позже он напишет: «Были две вещи, которые омрачили мою жизнь и от которых я должен был спасаться: слава моего отца и „Кристофер Робин“». Ребенок рос очень добрым, нервным и застенчивым. «Прототип одновременно Кристофера Робина и Пятачка», - как потом о нем скажут психологи. Любимой игрушкой мальчика был медвежонок Тэдди, которого отец подарил ему на первый день рождения. А мишка, как вы уже догадались, - это и есть лучший друг Робина Винни-Пух.

Источники: BBC News , Independent

«Волк с Уолл-стрит» - брокер Джордан Белфорт

Слева - Джордан Белфорт, и именно о его биографии мы узнаем из успешного голливудского фильма. Жизнь поднимала биржевого брокера на вершину и роняла в грязь. Сначала он с головой окунулся в красивую жизнь, а позже почти на 2 года отправился его в тюрьму за мошенничество на рынке ценных бумаг. После освобождения Белфорт с легкостью нашел применение своим талантам: он написал 2 книги о своей жизни и начал проводить семинары в качестве оратора-мотиватора. Главные правила успеха по его версии таковы: «Действуйте с безграничной верой в себя, и тогда люди поверят вам. Действуйте так, как будто вы уже достигли потрясающих успехов, и тогда вы действительно добьетесь успеха!»

Источники: HistoryTime , ж урнал «Огонек»

Остап Бендер - Осип Шор

Судьба прототипа Остапа Бендера не менее удивительна, чем история «великого комбинатора». Осип Шор был человеком многих талантов: отлично играл в футбол, прекрасно разбирался в юриспруденции, несколько лет работал в уголовном розыске и побывал во множестве передряг, из которых выходил с помощью артистизма и неиссякаемой фантазии пополам с наглостью.

Большой его мечтой было уехать в Бразилию или Аргентину, поэтому Осип начал по-особому одеваться: носил светлую одежду, белую капитанскую фуражку и, конечно же, шарф. Писатели и фирменные фразочки у него позаимствовали, например «Мой папа - турецкоподанный». Это была первая афера Шора - чтобы избежать призыва в армию, он решил выдать себя за турка и подделал документы.

Проделки авантюриста Осипа были неисчислимы: в 1918–1919 годах в Одессе, чтобы добыть средства к существованию, он представлялся то художником, то шахматным гроссмейстером, то представителем подпольной антисоветской организации, то продавал бандитам места в раю. А однажды он попросил у Ильфа и Петрова денег - «за образ» (потом признался, что это шутка). Обо этих событиях рассказывает в своей книге «Алмазный мой венец» Валентин Катаев.

Источники: « Русская планета » , « Википедия »

В литературе правят бал мужчины: писатели, герои, злодеи. Но разве женщины не менее интересны и талантливы? Мы выбрали нескольких героинь, которые вдохновляют умом, изобретательностью, сильным характером и добротой.

Женщины и богини из античной литературы

В Древней Греции женщины знали, чего хотели и как этого добиться. Так, Лисистрата из уморительно смешной античной пьесы (да-да, такое бывает!) Аристофана положила конец войне. Она подговорила всех женщин своего полиса отказаться от секса с мужьями, пока те не решат конфликт миром. Кстати, помогло: мужчины тут же расхотели убивать друг друга. «Занимайтесь любовью, а не войной», - может быть, этот лозунг появился в XX веке благодаря Лисистрате.

Шахерезада. «Книга тысячи и одной ночи »

Шахерезада поборола токсичную маскулинность еще до того, как этот термин появился. Персидский царь Шахрияр столкнулся с неверностью первой жены и жены его брата и решил, что все женщины порочные распутницы. Так как без женщин он обойтись все-таки не мог, то решил брать в жены невинных девушек и после первой же брачной ночи их казнить. Умная и красивая дочь визиря Шахерезада решила избавить страну от тирании такого мизогинизма. Она явилась к царю в качестве новой невесты. А дальше вы знаете: она начинала рассказывать интересную историю и обрывала ее на самом интригующем моменте. Любопытство овладевало Шахрияром, и он сохранял девушке жизнь до следующей ночи. Так продолжалось тысячу дней (почти три года!), за это время Шахерезада родила троих детей. Когда же наконец она упала ему в ноги и попросила сохранить жизнь ради их общих сыновей, то Шахрияр ответил, что помиловал ее уже давно. Вот так смелость, ум и мастерство рассказчицы спасли множество невинных жизней.

Элизабет. «Гордость и предубеждение »

Остроумная и наблюдательная, Элизабет покорила не только неприступного и горделивого мистера Дарси, но и миллионы читателей по всему миру. Она очень любит свою семью, особенно сестер, которых старается защитить. Тем более ей обидно видеть недостатки своих родителей, но она не пытается переделать близких ей людей или же бунтовать: она лишь хочет найти приемлемое место для себя в современном ей обществе.

Скарлетт О’Хара. «Унесенные ветром »

Яркая, своенравная и взбалмошная, Скарлетт вызывает противоречивые чувства у читателей. Многие считают, что она сама виновата в своих несчастьях и вообще была несносной женщиной. Писательница Маргарет Митчелл сама неоднозначно относилась к своей героине. Но красивые и сильные женщины, которые не привыкли проигрывать, часто вызывают у других бешенство. В отличие от мужчин: их-то за те же качества хвалят. Все же стоит восхититься силой духа зеленоглазой ирландки: она пережила гражданскую войну, смерть родителей и лишения, справившись со всеми невзгодами сама.

Маргарита. «Мастер и Маргарита »

Красивая женщина, которая предпочла выгодному браку любовь с бедным художником. Ради него она пошла на унижения, заключила сделку с дьяволом и отомстила обидчикам своего суженого. Некоторые видят в Маргарите жертвенность, но мы-то знаем, что она хорошо понимала, ради кого она рисковала всем. Она вызывает восхищение силой своей любви и отвагой.

Пеппи Длинныйчулок. Цикл историй

Астрид Линдгрен была той еще проказницей и не стеснялась нарушать надуманные правила приличия. Например, она предприняла дерзкую попытку прогуляться из родного Виммербю к озеру Веттерн (расстояние в 300 километров) в компании пятерых женщин и совершенно без мужской помощи. Поверьте, для Швеции того времени это был вызов! Неудивительно, что ее героини тоже вызывают у скучных обывателей зуд. Пеппи Длинныйчулок легко нарушает социальные нормы и бесит взрослых: ложится спать, когда захочет, держит на балконе лошадь, бьет воришек и вообще живет без присмотра родителей. Реальных мам и пап она тоже раздражает: даже были жалобы, что из-за Пеппи у детей «появляется возможность найти социально приемлемый отвод для агрессии против родителей». А вот детям она нравится, потому что может делать все то, что они хотели бы, но не станут из страха перед «большими». То, что Пеппи стала такой популярной, говорит лишь о тоске по непосредственным, ярким героиням, своевольным и смешным.

Гермиона. Цикл книг о Гарри Поттере

Как не любить Гермиону? С ней мы проводим все свое (и ее) детство. Встречаем ее маленькой девочкой, которая очень умна и хочет быть не хуже других в классе. Ведь она сразу поняла, что ей придется сложнее, ведь она не знает тех вещей, что сызмальства знают дети волшебников. Она заводит друзей, влюбляется, становится сильнее на наших глазах. Гермиона учится на своих ошибках: после истории с пустозвоном Локхартом она верит не всем, а только тем, кто заслужит ее уважения. Она храбрая и умеет сочувствовать слабым, и вот уж у кого эмоциональный диапазон явно шире, чем у зубочистки.

Мы попросили Константина Демидова, режиссера идущего в Центре Высоцкого спектакля «Fантазии Fарятьева» и человека очень начитанного, назвать десять литературных персонажей, которым не чуждо чувство стиля, и заодно принять участие в фотосъемке

Дориан Грей

Пожалуй, главный персонаж Оскара Уайльда, продавший душу дьяволу для того, чтобы стать самым модным и стильным… Собственно, своего он добился, но тут появляется другая проблема – юноша, наделенный невероятной красотой, попав под влияние идей нового гедонизма, посвящает свою жизнь порокам и погоне за наслаждениями. В этом персонаже сочетаются тонкий эстет, даже романтик, и порочный, безжалостный преступник и развратник. Времена меняются, но и сегодня многие модники наверняка хотели бы обзавестись таким портретом и быть самыми изысканными и стильными персонами в обществе, не задумываясь о последствиях. Хотя, вывод ясен: продажа души не сулит ничего хорошего.

Джей Гэтсби

Как говорится, self-made man. Появившись из небытия (читай – не моды), Гэтсби стал ультрамодным человеком. Даже не считая помпезных вечеринок, одни только желтый кабриолет и роскошный гардероб стоят отдельного психологического анализа или чьей-нибудь диссертации. Например, можно вспомнить о том, что розовый цвет в одежде мужчины символизирует открытость к любви, а на Гэтсби розовым был целый костюм. В собственном дворце он собирал все сливки общества, в этом месте была наибольшая концентрация стильных людей на квадратный метр. Да, великий Гэтсби был одним из самых знаменитых людей на Лонг-Айленде, но ни автомобиль, ни рубашки, скроенные по фигуре у лучших портных Нью-Йорка, не спасли его.

Шерлок Холмс

Английский денди высшего ранга, хоть и морфинист. Манера изысканно изъясняться, клетчатый пиджак, трубка и даже скрипка, не говоря уже о незаурядном уме, памяти и способах делать выводы даже без каких-либо сверхспособностей ставят Холмса на ступень выше обычных людей. Этого персонажа тоже очень любят в мире кино, но остывающий интерес нового поколения к классике сумел подогреть только Бенедикт Камбербэтч. Художники по костюмам смогли сделать стиль нового Холмса довольно узнаваемым. Даже моя супруга мечтает найти мне пальто, как у Шерлока. Хотя лично я посмотрел сериал от BBC один раз, и вряд ли буду пересматривать, а вот версию Масленникова могу смотреть с любого места.

Брюки, рубашка, блейзер, галстук, ремень – все Dockers;
часы, платок-паше – собственность стилиста; ботинки – собственность модели

Эраст Фандорин

Герой серии исторических детективов российского писателя Бориса Акунина. Этот персонаж от книги к книге становится все более стильным: «Крахмальный воротничок торчит будто алебастровый, в шелковом галстуке жемчужная булавка, в петлице алая гвоздика. Гладкий проборчик волосок к волоску, холеные ногти, тонкие черные усы, словно углем нарисованы». Набираясь опыта и все более входя в круг официальных лиц, Эраст старается соответствовать новому положению в обществе. Читая очередное приключение про этого сыщика, всегда представляешь его, одетым с иголочки.

Остап Бендер

Несмотря на бедность и незнатное происхождение, Остап весьма умен и сообразителен. Обаятельный мошенник нравился женщинам разных возрастов. Ходил в одном и том же пиджаке, что не помешало ему жениться (пусть и фиктивно) на мадам Грицацуевой, лишний раз доказав, что для достижения поставленных целей не обязательно быть самым стильным. Энергичность, неистощимость на выдумки, богатая фантазия, чувство юмора, человечность (по крайней мере, по отношению к своим компаньонам) – именно за это Бендер так полюбился читателям.

Ермолай Лопахин

Персонаж, которого многие могут не помнить. Но если вы любите произведения Антона Павловича Чехова или хотя бы два раза в год ходите в театр, то можете его знать. Лопахин – бывший крестьянин, а затем купец из пьесы «Вишневый сад». Именно он советовал Сорину с Раневской, как уберечь поместье от разорения. Его дед и отец были крепостными крестьянами, а Ермолай был первым, кто вошел в тот же дом на других правах, но так и остался «мужик мужиком». Если я когда-нибудь буду ставить эту пьесу, я бы хотел сделать его более стильным, чем он может показаться при первом прочтении. Так как в его взаимоотношениях с Раневской чувствуется некая эмоция, способная заставить «мужика» приодеться по моде того времени.

Сирано де Бержерак

Реально существовавший человек, ставший литературным персонажем и получивший наибольшую известность как герой одноименной пьесы Эдмона Ростана. Отменный поэт, бретер и фехтовальщик, рыцарь прекрасной дамы, после прочтения произведений о нем кажется нам очень стильным и изысканным. Так что будем считать, что это один из самых модных персонажей эпохи барокко.


шляпа, бабочка, часы – собственность стилиста; ботинки – собственность модели

Евгений Онегин

Тот самый, который «как денди лондонский одет». Главный герой одноименного романа А.С. Пушкина. Википедия характеризует его так: «Жизнь Онегина в Петербурге была полна любовными интригами и светскими развлечениями, но эта постоянная череда забав привела героя к хандре». Сам Пушкин не тратит много слов на описание внешнего вида героя, ограничившись емкой характеристикой, что перед выходом тот проводил перед зеркалом не менее трех часов. Так что можно не сомневаться, что гардероб Онегина был безукоризненным. В деревне, куда Онегин приезжает отдохнуть от высшего света, он отвергает девушку и убивает на дуэли своего нового друга Ленского. Очевидно, что быть модной столичной штучкой и оставаться человеком с большой буквы – не одно и то же.

Григорий Печорин

Главный персонаж «Героя нашего времени» М.Ю. Лермонтова. Типичный байронический герой со всеми вытекающими последствиями – всегда безупречно одет, как того требовал офицерский устав, задумчивый взгляд и необычная внешность (черные усы и брови при светлых волосах), чем влюблял в себя женщин направо и налево. Печорин – практически тот же Онегин, с той лишь разницей, что носил мундир русской императорской армии, а не бархатные камзолы. Но итог один – разбитые женские сердца и убитый на дуэли товарищ. Как ни странно, образ Печорина вспоминается как положительный, что еще раз доказывает, что красивым и стильным людям прощаются любые пороки.

Граф Дракула

Румынский вампир. По сохранившимся рисункам тех времен стиль этого персонажа отследить невозможно. Но графа полюбили кинематографисты и превратили человека со странной (страшной) историей в стильную персону. Особенно забавна и интересна с точки зрения стиля ретро-версия 1931 года Тода Броунинга, где графа играет Бела Лугоши. Его Дракула с набриолиненной головой, в смокинге, плаще с красной подкладкой и бабочке напоминает чокнутого дирижера, а его пальцы и манеры перед тем, как укусить какую-нибудь молодую красотку, выше всяких похвал.

Брюки, рубашка, ремень – все Dockers;
пальто – собственность модели

Фотограф: Павел Кондратьев
Стилист: Алексей Моисеенков
Продюсер: Михаил Володин

Выражаем благодарность Московскому драматическому театру имени Пушкина за предоставленные для съемки помещения

Пьесу «Фантазии Фарятьева» Алла Соколова посвятила своему отцу,
а я хочу посвятить этот спектакль всем мечтателям и, простите за пафос,
тем, кто смотрит на звезды, даже когда они затянуты пеленой.
А также всем изобретателям и поэтам, ну и, конечно, всем влюбленным.

Константин Демидов


Недавно по BBC показали сериал по «Войне и миру» Толстого. На западе всё как у нас - там тоже выход кино(теле)адаптации резко повышает интерес к литературному первоисточнику. И вот шедевр Льва Николаевича внезапно вошёл в число бестселлеров, а вместе с ним читатели заинтересовались и всей русской литературой. На этой волне популярный литературный сайт Literary Hub опубликовал статью «10 русских литературных героинь, которых нужно знать» (The 10 Russian Literary Heroines You Should Know). Мне показалось, что это любопытный взгляд со стороны на нашу классику и перевёл я статью для своего блога. Выкладываю и здесь. Иллюстрации взяты из оригинала статьи.

Внимание! В тексте есть спойлеры.

_______________________________________________________

Мы знаем, что все счастливые героини счастливы одинаково, а каждая несчастная несчастна по-своему. Но дело в том, что в русской литературе мало счастливых персонажей. Русские героини склонны усложнять себе жизнь. Так и должно быть, ведь их красота как литературных персонажей во многом происходит из их способности страдать, из их трагических судеб, из их «русскости».

Самое важное, что нужно понимать о русских женских персонажах: их судьбы это не истории преодоления препятствий, чтобы достичь «и жили они долго и счастливо». Хранительницы исконных русских ценностей, они знают, что в жизни есть нечто большее, чем счастье.

1. Татьяна Ларина (А.С. Пушкин «Евгений Онегин»)

В начале была Татьяна. Это своего рода Ева русской литературы. И не только потому, что она хронологически первая, но и потому, что Пушкин занимает особое место в русских сердцах. Практически любой русский способен наизусть читать стихи отца русской литературы (и после нескольких стопок водки многие будут это делать). Пушкинский шедевр, поэма «Евгений Онегин», это история не только Онегина, но и Татьяны, молодой невинной девушки из провинции, которая влюбляется в главного героя. В отличие от Онегина, который показан циничным бонвиваном, испорченным модными европейскими ценностями, Татьяна воплощает в себе сущность и чистоту загадочной русской души. В том числе склонность к самопожертвованию и пренебрежение счастьем, что показывает её известный отказ от человека, которого она любит.

2. Анна Каренина (Л.Н. Толстой «Анна Каренина»)

В отличие от пушкинской Татьяны, которая не поддаётся искушению сойтись с Онегиным, Анна Толстого бросает и мужа и сына, чтобы бежать с Вронским. Как настоящая драматическая героиня, Анна добровольно делает неправильный выбор, выбор, за который она должна будет заплатить. Грех Анны и источник её трагической судьбы не в том, что она оставила ребёнка, а в том, что эгоистически потакая своим сексуальным и романтически желаниям, она забыла урок самоотверженности Татьяны. Если вы видите свет в конце тоннеля, не обольщайтесь, это может быть поезд.

3. Соня Мармеладова (Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»)

В «Преступлении и наказании» Достоевского Соня выступает как антипод Раскольникова. Шлюха и святая одновременно, Соня принимает своё существование как путь мученичества. Узнав о преступлении Раскольникова, она не отталкивает его, наоборот, привлекает к себе, чтобы спасти его душу. Характерна здесь знаменитая сцена, когда они читают библейскую историю о воскрешении Лазаря. Соня способна простить Раскольникова, так как считает, что перед Богом все равны, а Бог прощает. Для раскаявшегося убийцы это настоящая находка.

4. Наталья Ростова (Л.Н. Толстой «Война и мир»)

Наталья - мечта каждого: умная, весёлая, искренняя. Но если пушкинская Татьяна слишком хороша, чтобы быть правдой, Наталья кажется живой, настоящей. Отчасти потому, что Толстой дополнил её образ и другими качествами: она капризна, наивна, кокетлива и, для нравов начала 19-го века, немного дерзка. В «Войне и мире» Наталья начинает как очаровательный подросток, источая радость и жизненную силу. На протяжении романа она становится старше, познаёт уроки жизни, укрощает своё переменчивое сердце, становится более мудрой, её характер приобретает целостность. И эта женщина, что вообще нехарактерно для русских героинь, после тысячи с лишним страниц по-прежнему улыбается.

5. Ирина Прозорова (А.П. Чехов «Три сестры»)

В начале пьесы Чехова «Три сестры» Ирина - самая молодая и полная надежд. Её старшие брат и сёстры плаксивы и капризны, они устали от жизни в провинции, а наивная душа Ирины наполнена оптимизмом. Она мечтает о возвращении в Москву, где, по её мнению, найдёт свою настоящую любовь и будет счастлива. Но, по мере того, как шанс переехать в Москву испаряется, она всё больше осознаёт, что застряла в деревне и теряет свою искру. Через Ирину и её сестёр Чехов показывает нам, что жизнь - всего лишь череда унылых моментов, лишь изредка перемежающихся короткими вспышками радости. Как и Ирина, мы тратим своё время на пустяки, мечтая о лучшем будущем, но постепенно понимаем незначительность нашего существования.

6. Лиза Калитина (И.С. Тургенев «Дворянское гнездо»)

В романе «Дворянское гнездо» Тургенев создал образец русской героини. Лиза молода, наивна, чиста сердцем. Она разрывается межу двумя ухажёрами: молодым, красивым, весёлым офицером и старым, печальным, женатым мужчиной. Угадайте, кого она выбрала? Выбор Лизы многое говорит о загадочной русской душе. Она явно идёт навстречу страданиям. Выбор Лизы показывает, что стремление к печали и меланхолии ничуть не хуже любого другого варианта. В конце истории Лиза разочаровывается в любви и уходит в монастырь, выбирая путь жертв и лишений. «Счастье не для меня», - объясняет она свой поступок. «Даже когда я надеялась на счастье, на сердце всегда было тяжело».

7. Маргарита (М. Булгаков «Мастер и Маргарита»)

Хронологически последняя в списке, булгаковская Маргарита, чрезвычайно странная героиня. В начале романа это несчастная в замужестве женщина, затем она становится любовницей и музой Мастера, чтобы потом обратиться в ведьму, летающую на метле. Для Мастера Маргарита это не только источник вдохновения. Она становится, как Соня для Раскольникова, его целителем, возлюбленной, спасителем. Когда Мастер оказывается в беде, Маргарита обращается за помощью ни к кому иному, как к самому Сатане. Заключив, подобно Фаусту, контракт с Дьяволом, она всё-таки воссоединяется со своим возлюбленным, пусть и не совсем в этом мире.

8. Ольга Семёнова (А.П. Чехов «Душечка»)

В «Душечке» Чехов рассказывает историю Ольги Семёновой, любящей и нежной души, простого человека, которая, как говорят, живёт любовью. Ольга рано становится вдовой. Дважды. Когда же рядом не оказывается никого, кого можно было бы любить, она замыкается в компании кошки. В рецензии на «Душечку» Толстой писал, что намереваясь высмеять недалёкую женщину, Чехов случайно создал очень располагающий к себе персонаж. Толстой пошёл даже дальше, он осуждал Чехова за излишне резкое отношение к Ольге, призывая судить её душу, а не интеллект. По мнению Толстого, Ольга воплощает в себе способность русских женщин любить безусловно, добродетель, неизвестная мужчинам.

9. Анна Сергеевна Одинцова (И.С. Тургенев «Отцы и дети»)

В романе «Отцы и дети» (часто неверно переводят «Отцы и сыновья») госпожа Одинцова - одинокая женщина зрелого возраста, на одиночество намекает и звучание её фамилии на русском. Одинцова - нетипичная героиня, ставшая своего рода пионером среди женских литературных персонажей. В отличие от других женщин романа, которые следуют обязательствам, накладываемым на них обществом, госпожа Одинцова бездетна, у неё нет матери и мужа (она вдова). Она упорно отстаивает свою независимость, подобно пушкинской Татьяне, отказываясь от единственного шанса обрести настоящую любовь.

10. Настасья Филипповна (Ф.М. Достоевкий «Идиот»)

Героиня «Идиота» Настасья Филипповна даёт представление о том, насколько сложен Достоевский. Красота делает её жертвой. Осиротевшая в детстве, Настасья становится содержанкой и любовницей пожилого человека, подобравшего её. Но каждый раз, когда она пытается вырваться из тисков своего положения и построить свою собственную судьбу, она продолжает чувствовать себя униженной. Чувство вины отбрасывает роковую тень на все её решения. По традиции, как и у многих других русских героинь, у Настасьи есть несколько вариантов судьбы, связанных главным образом с мужчинами. И в полном соответствии с традицией, она не в состоянии сделать правильный выбор. Покорившись судьбе вместо того, чтобы бороться, героиня дрейфует к своему трагическому концу.

_____________________________________________________

Автор этого текста - писатель и дипломатический работник Гильермо Эрадес. Он какое-то время работал в России, хорошо знает русскую литературу, является поклонником Чехова и автором книги «Назад в Москву» (Back to Moscow). Так что взгляд этот не совсем уж посторонний. С другой стороны, как писать о русских литературных героинях, не зная русской классики?

Свой выбор персонажей Гильермо никак не объясняет. На мой взгляд удивительно отсутствие княжны Мери или «бедной Лизы» (которая, кстати, пораньше пушкинской Татьяны была написана) и Катерины Кабановой (из «Грозы» Остроского). Мне кажется, что эти русские литературные героини более известны у нас, чем Лиза Калитина или Ольга Семёнова. Впрочем, это моё субъективное мнение. А кого бы вы добавили в этот список?

Кто такой литературный персонаж? Этому вопросу мы посвящаем нашу статью. В ней мы расскажем, откуда пришло это название, какими бывают литературные персонажи и образы и как описывать их на уроках литературы по своему желанию или требованию учителя.

Также из нашей статьи вы узнаете, что же такое "вечный" образ и какие же образы называют вечными.

Литературный герой или персонаж. Кто это?

Часто мы слышим понятие "литературный персонаж". Но о чем речь, объяснить могут немногие. И даже школьники, недавно вернувшиеся с урока литературы, часто затрудняются ответить на вопрос. Что же это за загадочное слово "персонаж"?

Пришло к нам из древней латыни (persona, personnage). Значение - "личность", "особа", "лицо".

Итак, литературный персонаж - это действующее лицо Речь преимущественно идет о прозаических жанрах, так как образы в поэзии обычно носят название "лирический герой".

Без действующих лиц написать рассказ или поэму, роман или повесть невозможно. Иначе это будет безсмысленным набором если не слов, то, возможно, событий. Героями выступают люди и животные, мифологические и фантастические существа, неодушевленные предметы, например, стойкий оловяный солдатик у Андерсена, исторические личности и даже целые народы.

Классификация литературных героев

Могут запутать своим количеством любого знатока литературы. А ученикам средних школ особенно тяжело. А особенно тем, что предпочитают поиграть в любимую игру вместо выполнения домашнего задания. Как же классифицировать героев, если этого потребует учитель или, того хуже, экзаменатор?

Наиболее беспроигрышный вариант: классифицировать героев по степени их важности в произведении. По данному признаку литературные герои делятся на главных и второстепенных. Без главного героя произведение и его сюжет будут набором слов. А вот при потере второстепенных персонажей мы утратим определенную ветку сюжетной линии или выразительность событий. Но в целом произведение не пострадает.

Второй вариант классификации более ограниченный и подойдет не всем произведениям, а сказкам и фантастическим жанрам. Это деление героев на положительных и отрицательных. Например, в сказке о Золушке сама бедная Золушка - положительный герой, она вызывает приятные эмоции, ей сочувствуешь. А вот сестры и злая мачеха - явно герои совершенно иного склада.

Характеристика персонажа. Как писать?

Герои литературных произведений иногда (особенно на уроке литературы в школе) нуждаются в развернутой характеристике. А как же ее писать? Вариант "жил-был такой герой. Он из сказки о том и том" явно не подойдет, если оценка важна. Мы поделимся с вами беспроигрышным вариантом написания характеристики литературного (и любого другого) героя. Предлагаем вам план с краткими пояснениями, что и как писать.

  • Вступление. Назовите произведение и героя, о котором вы будете рассказывать. Сюда же можно добавить, почему именно его вы хотите описывать.
  • Место героя в рассказе (романе, повести и т. п.). Сюда вы можете написать, главный он или второстепенный, положительный или отрицательный, человек или мифический или историческая личность.
  • Внешность. Не лишним будет можно с цитатами, что покажет вас как внимательного читателя, да еще и добавит объема вашей характеристике.
  • Характер. Тут все понятно.
  • Поступки и их характеристика на ваш взгляд.
  • Выводы.

Вот и все. Сохраните себе этот план, и он не раз вам пригодится.

Известные литературные персонажи

Хоть само понятие литературного героя может показаться вам совсем незнакомым, но если назвать вам имя героя, вы, скорее всего, много вспомните. Особенно это касается известных персонажей литературы, например, таких как Робинзон Крузо, Дон Кихот, Шерлок Холмс или Робин Гуд, Ассоль или Золушка, Алиса или Пеппи Длинный Чулок.

Таких героев называют известными литературными персонажами. Эти имена знакомы детям и взрослым из многих стран и даже континентов. Их не знать - признак недалекости и необразованности. Поэтому, если вам некогда прочитать само произведение, попросите кого-то рассказать об этих героях.

Понятие образа в литературе

Наряду с персонажем часто можно услышать понятие "образ". Что это? То же, что и герой, или нет? Ответ будет и положительный, и отрицательный, потому что литературный персонаж вполне может быть и литературным образом, а вот самому образу не обязательно быть персонажем.

Часто того или иного героя мы называем образом, но тем же образом в произведении может выступать природа. И тогда темой экзаменационного листа может служить "образ природы в рассказе...". Как быть в таком случае? Ответ в самом вопросе: если речь о природе, ее место в произведении вам и нужно характеризовать. Начните с описания, добавьте элементы характера, например "небо хмурилось", "солнце немилосердно пекло", "ночь пугала свей темнотой", и характеристика готова. Ну а если потребуется характеристика образа героя, то, как ее написать, смотрите план и подсказки выше.

Какими бывают образы?

Следующий наш вопрос. Здесь мы выделим несколько классификаций. Выше мы рассмотрели одну - образы героев, то есть людей/животных/мифических существ и образы природы, образы народов и государств.

Также образы могут быть так называемыми "вечными". Что такое "вечный образ"? Это понятие называет героя, созданного когда-то автором или фольклором. Но он был настолько "характерным" и особенным, что спустя года и эпохи другие авторы пишут с него своих персонажей, возможно, давая им другие имена, но суть от этого не меняя. К таким героям относятся борец с Дон Кихот, герой-любовник Дон Жуан и многие другие.

К сожалению, современные фантастические персонажи вечными не становятся, несмотря на любовь фанатов. Почему? Чем лучше этот смешной Дон Кихот Человека-Паука, например? Сложно объяснить это в двух словах. Только прочтение книги даст вам ответ.

Понятие "близости" героя, или Мой любимый персонаж

Иногда герой произведения или кино становится настолько близким и любимым, что мы пытаемся подражать ему, быть похожим на него. Такое случается не просто так, и не зря выбор падает именно на этого персонажа. Часто любимым героем становится образ, уже чем-то напоминающих нас самых. Возможно, сходство это в характере, или пережитом и героем, и вами. Или же этот персонаж находится в ситуации, подобной вашей, и вы понимаете и сочувствуете ему. В любом случае это не плохо. Главное, чтобы вы подражали только достойным героям. А их в литературе предостаточно. Желаем вам встречаться только с хорошими героями и подражать лишь позитивным чертам их характера.