Горе от ума горе от любви. Горе от любви и горе от ума (по комедии А.С

Содержимое:

Комедия А. С. ГрибоедовА является одним из самых загадочных произведений, хотя была написана в 20-х годах 19 века. Сюжетную канву произведения составляют две тесто переплетенные линии — крушение надежд главного героя Чацкого, как в личной жизни, так и в общественной. Сначала эти линии развиваются как будто отдельно, но потом становится ясно, что они тесно взаимосвязаны. Так же как и в реальной жизни, в комедии «Горе от ума» личное и общественное слиты вместе.
Чацкий воспитывается вместе с Софьей с детства. Его любовь к ней несомненна: после трехлетнего путешествия за границей, Чацкий мчится к Софье, даже не заехав к себе домой. Их связывают не только общие чувства, но и родство душ. Софья — умная девушка, она, также как и Чацкий, страстная натура. Но за время отсутствия главного героя многое изменилось. Чацкого встречает весьма прохладный прием и со стороны хозяина, и со стороны возлюбленной.
Что же произошло с Софьей7 За годы отсутствия Чацкого она нашла ему неравноценную замену — услужливого секретаря Фамусова Молчалина. Выбор Софьи, вероятно, был обусловлен особенностями ее образования. Свои жизненные правила и убеждения она черпает их французских любовных романов, как и большинство девушек того времени и класса. По этой причине возлюбленным Софьи становится Молчалин, он удобен в качестве «мужа-мальчика, мужа-слуги».
И вот у Чацкого и Софьи после разлуки состоялось свидание. Чацкий открыт в своих чувствах, он далек от сарказма. Но Софья...
с ним холодна и равнодушна. Не зная о ее чувствах к Молчалину, Чацкий говорит о нем с насмешливо-беззлобной издевкой умного наблюдателя.
И получает от Софьи ответ с таким смыслом, что он не человек, а змея. Чацкий не понимает, почему Софья отдаляется от него. Ведь он видел в ней свою единомышленницу. Главный герой раскрывается перед читателем в действиях, имеющих одновременно и личный, и общественный смысл.
Чацкий с трудом понимает, что «распалась связь времен», прошло то время, когда он с Софьей находил общий язык и взаимопонимание. Ум Чацкого за три года возмужал, стал более зрелым, но Софью он любит еще сильнее, чем прежде, и этим причиняет и ей, и себе большие страдания.
В финале комедии борьба Чацкого за сердце любимой становится моментом его разрыва с окружающим враждебным обществом Фамусовых, Скалозубов, Молчалиных. Чацкий глубоко обманулся не только в чувствах Софьи к нему, но и в ней как личности. Страшно то, что Софья не только не любит, но и оказывается в толпе тех, кто клянет и гонит Чацкого, кого он называет «мучителями».
Получается, что горе героя и от того, и от другого: любовь не смогла затмить, заглушить в Чацком биение сердца гражданина, мечтающего о свободе и благе Отечества. Судьба страдания его народа — основной источник гражданского пафоса Чацкого. Этому пониманию жизни, долго, счастья пытался научить читателя А. С. Грибоедов в произведении «Горе от ума».

Горе от ума, или Горе от любви в комедии Грибоедова

Предмет, возраст

Литература, 9 класс

Визитная карточка проекта

Краткая аннотация проекта

Проблема, исследуемая в проекте, в истинности любви в конфликте разума и чувства главной героини комедии Софьи. В процессе работы над проектом обучающиеся анализируют произведение, проводят исследования и систематизируют полученные выводы для ответов на учебные и проблемные вопросы, с целью выхода на основополагающий вопрос: "Бездумная любовь - это болезнь?". В результате работы над проектом у обучающихся формируется способность к осмыслению и формулированию таких нравственных категорий, как любовь, дружба, счастье и многих др.

Структура проекта

План реализации проекта

Первый урок:

1. Знакомство с методом проектов

2. Просмотр стартовой презентации

3. Распределение на две команды в соответствии с интересующими учеников проблемными вопросами

4. Проведение самостоятельных исследований по своим учебным вопросам во внеучебное время

Работа над проектом на втором уроке:

1. Создание и взаимообмен дидактическими материалами

2. Составление групповой презентации по результатам своих исследований

3. Обсуждение и предложение критериев оценивания результатов

4. Формирующее оценивание учителем

На третьем уроке:

1. Представление и защита результатов проведенных исследований по командам

2. Итоговое самооценивание качества работы перед защитой проекта

3. Обсуждение и поиск ответов на основополагающий вопрос

4. Интерактивная игра kahoot

5. Итоговое оценивание учителем

Направляющие вопросы

Основополагающий вопрос:

Бездумная любовь - это болезнь?

Проблемные вопросы:

Может ли любовь существовать бездумно? Любовь без разума - это любовь?

Учебные вопросы:

Почему Софья полюбила Молчалина, а не Чацкого?

Можно ли чувства Софьи назвать настоящей любовью?

Является ли разумный подход к любви основополагающей чертой для счастья между возлюбленными?

Почему Молчалин становится избранником Софьи?

Возможна ли любовь отдельно от разума?

Можно ли назвать чувства Чацкого к Софье любовью?

От классицизма к реализму

В то время, когда Александр Грибоедов писал комедию «Горе от ума», еще было ощутимо влияние классицизма в литературе. Писатель формально соблюдает каноны этого направления, однако уже смело открывает для своего читателя новое направление – реализм. Тема любви тесно связана с социально-политической темой. В классицистической комедии любовный конфликт в конце разрешался победой влюбленных, разоблачением и наказанием виновных героев. Финал комедии Грибоедова абсолютно другой: главные герои терпят поражение в любви, главный герой высмеял морально падшее общество, но так и не изменил его порядков. И это не простая череда неудач, автор выстраивает логическую цепь размышлений и событий, которые приводят к разочарованию. Комедия Грибоедова приближена к настоящей жизни, поэтому и реалистична.

Любовный конфликт

В пьесе «Горе от ума» драматург затронул актуальную проблему своего времени – борьбу старых нравов с новыми прогрессивными идеями. Представителями первой стороны является фамусовское общество, а второй – главный герой Чацкий. Несмотря на то, что главная идея заключается в рассмотрении этой проблемы, нужно учесть, что к ней привела другая проблема – любовный конфликт. Поэтому тема любви важна в комедии. Тем более, что перед нами не простой классический треугольник. Начало любовного конфликта – приезд главного героя Александра Чацкого в Москву. После трех лет странствования по свету он решил вернуться в дом Фамусовых, где прошло его детство. Его цель – жениться на идеальной, по его мнению, девушке Софье, дочери Павла Фамусова. Однако героиня встречает его холодно. Чацкий подозревает, что у него есть соперник – и оказывается прав. Софья полюбила (или внушила себе?) любовь к бедному и тихому Молчалину, в котором она видела героя любимых французских романов. Однако Молчалин принимает любовь девушки из корыстных побуждений, а сам втайне ухаживает за служанкой Лизонькой.

Причина, почему герои не находят счастья в любви

Александр Чацкий и Софья Фамусова — центральные образы в развитие любовной линии сюжета. По законам классицистической комедии они должны полюбить друг друга, преодолев все преграды. Почему же автор показывает нам другой финал? На первый взгляд, они кажутся идеальной парой: оба умны, обаятельны, красноречивы, талантливы и решительны. К тому же, Чацкий испытывает чувства к Софье. Но можно ли их назвать настоящей любовью? Герой на целых три года уезжает за границу, и ни разу не пишет письма возлюбленной. Он себе это объясняет тем, что хотел в странствиях измениться к лучшему, стать еще более умным, — и только тогда появиться перед Софьей, которая достаточно умна, чтобы выбрать его. Вот такой умный план построил в размышления Чацкий, но только в жизни его трудно реализовать, ведь в любви важен не столько ум, сколько умение чувствовать.

Пока герой проводил три года в поисках себя, время не стояло на месте и для героини. Она познавала любовь, читая французские романы – и подыскала себе мужчину, похожего на героя из книг, – Молчалина. Девушка наслаждалась любовной игрой, ей нравилось представлять себя смелой героиней романа. Однако ее возлюбленный оказался корыстным человеком. Когда Софья раскрыла обман Молчалина, то повела себя разумно: отвергла лжеца без слез и колебаний, но так же признала, что сама виновата в заблуждении в нем.

Такое поведение вызывает уважение, но говорит ли оно о наличии у героини настоящих чувств к Молчалину? Она «назначила» его себе в любимые, следуя разумному плану – найти себе тихого и покорного мужа, и также она разумно его отвергла.

Как видим, оба героя принимают решения не сердцем, а умом, отчего у них выходит горе от ума. Ведь они оба не находят любви в финале произведения.

[Куплет 1, T-Killah]:
Подкинем пуха мы в огонь, чтоб для большей страсти.
Сыпет соль на рану - это мы, как здрасте.
Подзатянули потуже ремень, хуже между нами, да.
Хуже каждый день.

И мы искали перемены в ссоре,
Но перемены были только в острой боли.
Знаешь, я всё пытаюсь найти нам сравнение.
И всё больше убеждаюсь, мы что-то поддельное.

[Переход]:


Мы тем дальше были вдали.

Горе от ума, горе от любви. Если хоть раз
Пытался любить, так близок грустный мотив.
Горе от ума, горе от любви -

Припев:




Горим, горим, а потом потухнем.
Горим, горим, в любви от первого лица -
Сгорим, сгорим, но обещай не до конца.

[Куплет 2, T-Killah]:
По сквознякам мы открываем наши окна настежь.
Нас продувая этот ветер за собой потащит.
На холодильнике магниты те же,
Мы с тобой уже не те, их привозим реже

Тонкие нити безбашенно шли на рожон.
Что-то пошло не так, и кто-то прошелся ножом.
Между наших этажей так много поддельного.
Я все больше убеждаюсь, здесь нет продолжения.

[Переход]:
Пытался любить, так близок грустный мотив.
Горе от ума, горе от любви. И мы чем ближе с тобой,
Мы тем дальше были вдали.

Горе от ума, горе от любви. Если хоть раз
Пытался любить, так близок грустный мотив.
Горе от ума, горе от любви -
И чувства на мели, и видно всё к чертям полетит.

Припев:
Горим, горим, бытовуха на кухне.
Горим, горим, а потом потухнем.
Горим, горим, в любви от первого лица -
Сгорим, сгорим, но обещай не до конца.

Горим, горим, бытовуха на кухне.
Горим, горим, а потом потухнем.
Горим, горим, в любви от первого лица -
Сгорим, сгорим, но обещай не до конца.

Дополнительная информация

Текст песни T-Killah - Горим, горим.
Автор музыки и слов - Александр Тарасов.
Официальная дата релиза: Сентябрь, 2017.