Герасимов александр михайлович картины. Александр Михайлович Герасимов, художник: картины, биография

Жизнь художника не может складываться безоблачно, даже если внешне все благополучно. Настоящий мастер всегда в поиске и средств художественной выразительности, и сюжетов, которые затронут человека, обратившего свой взгляд на его картину.

Отрочество и юность

Родился в небольшом городке Козлове в Тамбовской губернии в 1881 году. В него, на свою малую родину, он будет возвращаться снова и снова, отдыхая от напряженной жизни в столице и набираясь новых сил, впечатлений. А пока подрастающий одаренный юноша учится живописи в Москве. Его учителями были К. А. Коровин, А. В. А. Серов, настоящие мастера, чьими произведениями гордится наша Родина. Широкая этюдная манера письма, сочный колорит становятся присущими начинающему мастеру. Так растет Герасимов-художник, осваивающий классическую и современную технику.

Когда началась Первая мировая война, Герасимова мобилизовали, и два года он провел на фронтах. Он познал всю тяжесть окопной войны, когда человека, по выражению Шолохова, вошь поедает до кости.

Возращение и отъезд в столицу

В 1918 году Герасимов возвращается в родной Козлов и работает в нем декоратором несколько лет. В 1925 году он вновь приезжает в столицу. В ассоциации АХРР как живописец находит себя Герасимов. Художник теперь совмещает советские политические темы с традиционной манерой живописного письма. Задумана и пишется большая работа «Ленин на трибуне».

Она не может не найти отклик в душах людей, потерявших вождя совсем недавно, четыре года назад, скорбь которых еще жива. Но вот они видят Владимира Ильича на фоне алых знамен, за которые они проливали кровь на фронтах гражданской войны, энергичного, зовущего вперед... Картина наполнена пафосом революционной энергии и написана понятным, доходчивым живописным языком.

Портретист

В это же время он является преподавателем в Училище памяти 1905 года. У Герасимова была способность схватывать портретное сходство. Поэтому он себя воспринимал и позиционировал в первую очередь как портретист. Именно в 30-е годы главным в творчестве художника становится портретная живопись. У него есть портреты индивидуальные и групповые. Он работает над портретами известных любимых актеров, полярников. Групповой портрет «Конная армия» получает Гран-при на выставке в Париже.

Общественная жизнь

Художник «распахнул дверь» в свою мастерскую, и в нее широким потоком влилась повседневная жизнь людей. Ни одно общественное событие, которое затрагивает страну, живописец не пропускает - у него все находит отклик. Одновременно прибавляется административная работа: Герасимов стал одним из руководителей в секретариате правления Союза советских художников. Несмотря на нехватку времени, на его портретах начинают все чаще появляться первые лица государства. Вольно или невольно, но его работы считаются образцом того, как надо писать. Герасимов-художник становится любимым портретистом Сталина.

Это портрет Сталина на 17 съезде ВКП(б) в 1934 году. Еще полный сил И. В. Сталин читает доклад, вызывающий поддержку всего зала. Различные оттенки коричневого, играющего золотистыми отблесками, не сливаются, но придают строгость и серьезность моменту. Это официальный «парадный» портрет. Более камерный, «домашний» портрет И. В. Сталина и А. М. Горького в Горках, он напишет в 1939 году.

Уютная обстановка на веранде, залитой утренним светом, пробивающимся сквозь зелень окружающих деревьев. Его перламутровые отблески - на резных перилах, на скатерти, на одежде двух спокойно беседующих людей. Все наполнено простотой и умиротворенностью. Покой и мир подчеркивает спокойно спящая на полу собака. Виртуозно обыграл эту доброжелательную обстановку Герасимов. Художник не пожалел светлых красок, которые и создали такой чудный гармоничный уголок.

Порыв вдохновения

Картина, которую написал Герасимов, «После дождя», проста, легка и поэтична.

Это всего лишь уголок веранды с садом за ней: скамья с перильцами, стол фигурной формы с резными ножками. Объемный букет в стеклянном кувшине, опрокинувшийся стакан, - все играет и переливается радостными красками, отблесками вышедшего после ливня солнца. Сочна и разнообразна зелень омытого дождем сада. Использованы все оттенки зеленого. Мерцает каждый листочек, освещенный по контуру и подсвеченный с обратной стороны. Тяжело наклонились ветви, совсем близко к веранде, вот-вот в нее заглянут. В лужах на полу отражается голубизна неба. Везде, на каждом предмете, сверкают перламутром капли дождя. Особого состояния свежести и чистоты добился художник, используя отблески, которые оставляют после себя и зелень листвы, и бело-розовый букет на темной мокрой поверхности стола. Свет и тень переплелись, но тень выполнена многими оттенками, а потому тоже сияет и переливается, радуя взгляд. Источника света зритель не видит. Рассеянный свет солнца - где-то за деревьями и кустами. Он неяркий, но теплота закатного летнего солнышка чувствуется повсюду. По рассказам очевидцев, после летнего ливня Герасимов («После дождя» - одно из самых известных его полотен), восхищенный увиденным, сразу взялся за краски и палитру и на одном дыхании, не отрываясь, запечатлел дивный пейзаж. Но чтобы суметь работать так быстро и эффективно, надо пройти долгий и трудный путь в живописи. Только поэтому художнику удалось высказать искренность своего чувства, которое никого не оставляет равнодушным, передать зрителю энергию свежести. Позже мастер вспоминал свой восторг, свое нетерпение, когда он работал над пейзажем. Потому и работа стала правдивой и поэтичной в каждой детали. Она была выставлена в Париже, и живописец получил Большой приз (Гран-при). Это не случайная удача, а результат большой длительной работы, обусловленной всей жизнью. К ней примыкает семейный портрет, созданный годом раньше.

В этом же отцовском доме в Козлове жарким летним днем собралась вся семья Герасимова. Именно здесь, не перебираясь в столицу, постоянно живут близкие художника. Живописец безмятежно отдыхает после напряженной деятельности в кругу семьи. Он готовится к предстоящей сложной и большой работе. Полотно наполнено светом, миром и согласием.

Выставка - большое событие в жизни художника

В эти же годы, точнее, в 1936 году, художник подвел итог своей деятельности, длившейся уже четверть века: состоялась его выставка в Москве, где было представлено около ста произведений. Это были живописные и графические работы.

Еще один портрет

Чуть позже будет написан «Портрет балерины О. В. Лепешинской», в 1939 году.

Художник застает ведущую танцовщицу после разминки, она уже не у станка. В традиционной балетной пачке, стоя на пуантах, она готова вспорхнуть и продолжить танец. Горделивая посадка головы, разворот плеч, легкая улыбка - все говорит о темпераментном искрометном характере танцовщицы, о ее живости и динамичности, которые она переносила на сцену. Вдохновение и любовь к работе, которые испытывает прима-балерина, также запечатлены художником на этом портрете. Ольга Васильевна была одной из самых любимых балерин И. В. Сталина, он называл ее «стрекозой».

Война

В трудные годы войны мастер продолжает работать и передает свои личные сбережения в Фонд обороны. Исторический жанр занимает теперь художника все в большей мере. Он создает портреты героев Великой Отечественной Войны. В этот же период он пишет «Групповой портрет старейших советских художников Павлова И. Н., Бакшеева В Н., Бяляницкого-Бирули В. К., Мешкова В. Н.», за который получает Сталинскую премию в 1946 году.

Учитывая, какое большое влияние на развитие изобразительного искусства оказал А.М. Герасимов, он был удостоен звания народного художника СССР. А также работает над эпической картиной, посвященной конференции руководителей трех великих держав в Тегеране.

Так в очередной раз проявился исторический жанр в творчестве художника. Полотно запечатлело и облик, и характеры лиц, принимавших в ней участие.

Академик

После войны, в 1947 году, его выбирают первым президентом Академии художеств СССР. Немалую роль в этом избрании сыграл его близкий друг Ворошилов. В течение десяти лет, исполняя эту должность, Герасимов энергично боролся против тех художников, которые были замечены в новаторстве или даже просто в импрессионизме. Вырождающееся искусство Запада он считал чуждым советскому человеку. В эти годы он создает полное торжественности и помпезности полотно под названием «Есть метро!»

В центре на трибуне - И. В. Сталин. Но почему-то все внимание привлекает не вождь, не делегаты в зале, а пять огромных люстр. Все остальное кажется более мелким и незначимым.

На малой родине

Большим творческим потенциалом и высокой работоспособностью художник распоряжается, когда приезжает в родной город. Здесь он пишет натюрморты, пейзажи, отражающие его душевное состояние. Воспоминание о годах работы и учебы у сказываются в этих полотнах.

«Песня скворца» - чистейшая работа без всякой патетики, лирично рассказывающая о красоте пробуждающейся природы. Натюрморт «Полдень. Теплый дождь» показывает, как истосковался мастер по настоящей работе.

В ней он может использовать все имеющиеся наработанные приемы, сменить приевшийся коричнево-красный колорит на тонкий сиреневато-синий, показать капли дождя, стекающие по стеклу, вздохнуть чистым, наполненным влагой воздухом. Это - жизнь в ее личных проявлениях. Это - Герасимов-художник, картины которого далеки от официоза, зато полны мечты и лирики, восхищенья и наслажденья.

Черты личности

Здесь проглядывает другая сторона его личности. Ведь в бытовой жизни Герасимов был мягким, доброжелательным человеком. Молодым художникам рекомендовал не гнаться за званиями, за деньгами и славой. К человеку, их заслужившему, они придут сами после продолжительной работы над рисунком и колоритом. Он считал, что художника в себе нельзя терять.

Опала

После смерти И. В. Сталина влияние Герасимова стало уменьшаться. Да и сам он внешне изменился. Стал как бы меньше ростом, похудел. Умные глаза были грустными. Но и было ему уже за семьдесят. Опальный художник во время воспринимался как нечто отжившее.

Жизнь продолжается

Однако сам Герасимов ретроградом себя не считал. Он знал, что он художник, наделенный большим талантом самим Богом. И это было действительно так. Только на что он разменивал свой талант? Ему приходилось, чтобы выжить, идти на компромисс и служить тем, кто был у власти. Здесь - тонкая линия между служением Таланту и Властителям. Как с нее не соскользнуть? Как не перейти невидимую грань? Это вечные вопросы для каждого художника, в какой бы области он не работал. Перед музыкантом Орфеем стоял вопрос, кому служить - светлому, ясному, гармоничному Фебу или темному, бурному, экстатическому Дионису. Так с античных времен этот вопрос решает для себя каждый сам. Герасимов Александр Михайлович (художник) дал себе ответ, хоть до конца и колебался.

Неоднозначность художника

Будущие искусствоведы, сравнивая две картины Герасимова, которые находятся в ГТГ, могут увидеть в них вневременной талант и не станут упрекать художника за парадность портретов советских вождей. Как смотрим мы сегодня на тщательно выписанные в каждой детали парадные работы Франца Ксавьера Винтерхальтера или Д. Г. Левицкого и В. Л. Боровиковского и относимся к ним спокойно - просто как к произведениям искусства.

Что дала художнику Родина

За заслуги перед Отечеством, начиная с 1941 года, А. М. Герасимов был обласкан властями. Награды и премии просто сыпались на него. Он - народный художник СССР, у него четыре орден Ленина, орден Трудового Красного Знамени.

Вот так, в неустанной работе, прошла жизнь творца с простой фамилией Герасимов. Художник, биография которого двойственна и неоднозначна и, несомненно, отмечена Талантом, умер, когда ему было 82 года.


Имя легендарного художника Александра Герасимова, жившего и творившего во времена, когда в искусстве господствовал социалистический реализм, и по сей день вызывает жаркие споры и среди критиков, и среди искусствоведов. Многие считают его придворным художником, писавшим в угоду правительству, в чем есть весомая доля правды. Но есть факты, с которыми не поспоришь... Импрессионист по своей сути, Герасимов всю жизнь оставался тонким живописцем, превосходно писавшим натюрморты, цветы, лирические этюды, а также картины в стиле «ню».


Действительно, особую популярность и славу портретиста Александр Михайлович приобрел на заре советской власти. В те годы он создал огромное количество портретов вождей революции и их соратников. За что удостаивался и званий, и Сталинских премий, и руководящих должностей. И соответственно его руками правящая власть принимала жесточайшие меры по отношению к художникам, которые отклонялись от направления соцреализма в искусстве.

А так все начиналось...

Александр Герасимов (1881-1963) родом из города Козлова Тамбовской губернии, из купеческой семьи. Этот небольшой городишко на всю жизнь останется для Александра не только родным уголком земли, но и прибежищем, куда мастер будет сбегать со столицы, чтобы очистить душу, отдохнуть и вдохновиться. Там на протяжении всей жизни он будет писать полотна, которые будут волновать его лично, как человека и художника.

Ну, а в далеком 1903 году 22-летним юношей, он уедет из Козлова в Москву, учиться живописи. Его наставниками и учителями станут известнейшие живописцы 19 века - Константин Коровин, Абрам Архипов и Валентин Серов.

Грянувшая Первая мировая война перечеркнула планы будущего художника. В 1915 был мобилизован на фронт и в качестве нестроевого солдата прослужил два года на санитарном поезде, эвакуирующем тяжело раненых из зон боевых действий. Революция 1917 - также внесла свои коррективы в жизнь Александра Герасимова, он оставляет воинскую службу и уезжает в Козлов, где семь лет трудится декоратором в местном театре.

Придворный живописец

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/00-gera-0001.jpg" alt="Портрет И.В. Сталина." title="Портрет И.В. Сталина." border="0" vspace="5">


Затем последовали портреты Иосифа Виссарионовича по фото, позже - с натуры, а со временем художник создал "канонический облик Сталина". Писал он также и портреты первых лиц государства. И за все заслуги был щедро обласкан властью. Его политические произведения широко тиражировались, принося художнику гонорары. И по тем временам Герасимов был весьма обеспеченным человеком. И именно он стал первым президентом созданной в 1947 году Академии художеств СССР.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/00-gera-0008.jpg" alt="«Портрет К.Е. Ворошилова».

А в начале 50-х, все те же самые критики начали представлять художника совершенно в новом свете: карьеристом и лакеем, угождавшим самолюбию политических деятелей. После смерти Иосифа Сталина надломилась карьерная лестница Герасимова, а с приходом Хрущёва он становится неугоден новым властям. И вскоре художника постепенно освобождают от всех занимаемых должностей, а его картины убирают в запасники музеев, а некоторые просто уничтожают.

Обратная сторона медали.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/00-gera-00016.jpg" alt="«Портрет дочери».

И что интересно, Герасимов - выходец их купеческой семьи, всегда относивший себя к пролетариям, по своей сути был барином, любившим роскошь, умевшим красиво одеваться, превосходно говорить на французском языке. Видимо, поэтому время от времени он уезжал из Москвы в свой родной город, что бы побыть самим собой и поработать над тем, что угодно было его душе. Так как его душа, жившая вне времени, не подчинялась никаким законам существующего режима.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/00-gera-00019.jpg" alt="«После дождя. Мокрая терраса.»" title="«После дождя. Мокрая терраса.»" border="0" vspace="5">


На досуге писал художник и бытовые картины, и пейзажи, но больше всего его занимали натюрморты с цветами. Он создал целую серию работ с изображением цветов - от простых полевых и до изысканных букетов в шикарных интерьерах.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/00-gera-00017.jpg" alt="«Натюрморт. Полевой букет».

Любил художник писать и женщин, в том числе... парящихся в банях. Бытовые этюды из цикла «В бане» хотя и являлись зарисовками на тему новой советской жизни, но особо художником не афишировались. А еще писал Герасимов грациозных танцовщиц. Женская натура была его слабостью...

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/00-gera-0004.jpg" alt="«Портрет балерины О.В.Лепешинской» Автор: А. Герасимов." title="«Портрет балерины О.В.Лепешинской»

И наконец, невольно напрашивается вопрос: Почему же так строга критика и стоит ли упрекать художника за его стремление идти в ногу со временем? Он всего-то навсего отражал веяния той эпохи в которой жил, был ее лицом и зеркалом. И если копнуть глубже, то мировая живопись преисполнена портретами монархов и их приближенных, а так же вельмож, царей, полководцев. И что любопытно, ведь никому даже в голову не приходит обвинять их творцов в карьеризме, угодничестве, в сделке со своей совестью.

И невзирая ни на что, довольно много работ из художественного наследия Александра Герасимова (около 3 000) вошли в золотой фонд русского изобразительного искусства. И теперь они хранятся в музеях и картинных галереях бывшего Союза, а также в частных собраниях коллекционеров.

В продолжении темы о художниках, живших и творивших при советской власти,


Народный художник СССР А.М. Герасимов вошел в историю русского и советского изобразительного искусства как автор известных портретов, тематических картин, пейзажей. Им создано около трех тысяч произведений, многие из которых вошли в золотой фонд русского изобразительного искусства. Произведения А.М. Герасимова находятся во многих художественных музеях и картинных галереях бывшего СССР: Государственной Третьяковской галерее, в Государственном Русском музее, Музее Вооруженных Сил, в Историческом музее и др. А.М.Герасимов был первым президентом Академии художеств СССР с 1947 по 1957 гг. На протяжении многих лет он возглавлял Оргкомитет Союза художников, уделял особое внимание развитию многонационального искусства во всем его своеобразии и многогранности. Художник много сил отдавал преподаванию и работе с творческой молодежью.

Александр Михайлович Герасимов родился 12 августа 1881 года в городе Козлове (ныне Мичуринск), на Тамбовщине. Отец будущего художника, выходец из крестьян, впоследствии был прасолом - торговцем скота. Он ездил на юг страны, скупал скот, пригонял в Козлов и продавал на базарных площадях города. Позже Герасимов вспоминал, что отец кроме двухэтажного дома-особняка ничего не нажил - не всегда его дело приносило большие доходы, иногда оно просто "прогорало". "Семья наша, - вспоминал Александр Михайлович, - жила по старым обычаям и очень строго придерживалась их".

Закончив церковно-приходскую школу, Герасимов поступает в Козловское уездное училище. Одновременно отец приучает "наследника" к торговому делу. В начале 90-х годов в Козлов приехал выпускник Петербургской Академии художеств С.И.Криволуцкий и открыл художественную школу. В это время А.М.Герасимов начинает увлекаться рисованием. Как-то, сидя с отцом в трактире за чаем, он нарисовал лошадь, а когда показал рисунок своим друзьям, они сказали: "А лошадь-то у тебя получилась как живая". Чуть позже он с абсолютной точностью нарисовал многих козловских купцов. Узнав об открытии школы рисования, он стал посещать ее. Когда Герасимов показал свои рисунки Криволуцкому, Сергей Иванович сказал ему: "Молодой человек, поезжайте поступать в Московское Училище живописи, ваяния и зодчества".

Несмотря на нежелание родителей, он едет в Москву, блестяще сдает экзамен по рисунку и становится студентом Училища. Его учителем в пейзажном классе был М.К.Клодт, в головном - К.Н.Горский и А.М.Корин, в фигурном классе - С.Д.Милорадович и Н.А.Касаткин, в натурном - А.Е.Архипов и Л.О.Пастернак. Многое в живописи ему дали учителя В.Серов, К.Коровин, А.Васнецов. Блестяще закончив живописное отделение Училища, А.М.Герасимов решил посещать мастерскую К.Коровина. Для этого нужно было, по совету Коровина, поступить еще на какое-либо отделение Училища. Герасимов твердо решил - на архитектурное. Многое дал ему Константин Коровин, по праву считающийся основоположником русского импрессионизма. Часто бывая в Париже, К.Коровин рассказывал студентам о французском импрессионизме и, разумеется, влиял на творчество молодого Герасимова. Особенно это влияние прослеживается в его ранних ученических работах, созданных в 1912-13-х гг.: "Портрет В.А.Гиляровского", "Портрет Н.Гиляровской", "Портрет В.Лобанова". Все эти работы писались на даче В.Гиляровского, в Гиляевке. "Портрет В.А.Гиляровского" ныне находится в квартире писателя в Москве, а два других портрета - в собрании музея-усадьбы А.М.Герасимова.

В.А.Гиляровский в эти годы часто посещал ученические выставки в Училище живописи, ваяния и зодчества. По работам он легко мог определить не только талант художника, но и откуда тот или иной художник. Он приобретал картины совсем молодого Герасимова, поддерживал его морально и материально и это благоприятно сказывалось на творчестве художника.

Начиная с 1909 года, А.М.Герасимов принимает участие во всех отчетных выставках Училища. В 1911 году он показал около десяти работ: "Пчелы гудят", "Рожь покосили", "Белеет ночь". В 1912 году - "Большак. Зной", "Теплый чернозем", "Стога мечут", "Праздник весны", "Зимняя дорога. Тройка". Эти ученические работы были оценены критикой: "Герасимов, - писала московская пресса тех лет, - зарекомендовал себя интересным пейзажистом… Другие еще только ищут, а он уже нашел свою дорогу. Прекрасный, своеобразный изобразитель весеннего пейзажа, он может назваться воистину поэтом весны, поэтом молодой пробуждающейся природы". С самого начала А.М.Герасимов заявил о себе как художник, следующий традициям русского реалистического искусства. "Я любил жизнь и реальное в искусстве. Поэтому мне так нравилась жизнь красок А.Е.Архипова", - вспоминал он. А.М.Герасимова привлекали такие художники как А.Цорн, К.Моне. По его словам, в них он ценил искренность, поэтичность и цельность.

По окончании Училища в 1915 году Герасимову вручается два диплома - художника I степени и диплом архитектора. Его единственной архитектурной постройкой является здание театра, построенного в Козлове в 1913 году. "Еще будучи учеником я проектировал здание театра в Козлове в стиле модернизированного ампира. Это единственная постройка - остальные проекты остались на бумаге, потому что всю свою жизнь я посвятил живописи", - вспоминал А.М.Герасимов. В том 1915 году А.Герасимова призвали в армию, а из армии в 1918 году он возвратился в свой родной город.

В Козлове в 1919 году художник создает "Коммуну творчества козловских художников". Он собрал всех, "кто мало-мальски умел держать кисть в руках", а также художников, закончивших художественные училища. "Коммуна" устраивала выставки, оформляла спектакли в театре. В то время А.М.Герасимов работал художником - декоратором в театре.

В 1925 году А.М.Герасимов переезжает в Москву и вскоре вступает в АХРР, работая одновременно художником-декоратором в Московском театре оперетты, Малом театре. Начиная с 1934 года он посещает с творческими командировками Германию, Францию, Италию, Турцию. Из этих поездок он привозит много этюдов, акварельных зарисовок, путевых набросков. В 1936 году в Москве открылась первая персональная выставка А.М.Герасимова, на которой было представлено более ста произведений. На ней он показывает картину "Ленин на трибуне" (1930), "Портрет И.В.Мичурина" (1926), портрет - картину "К.Е.Ворошилов на маневрах Красной Армии" (1936) и многие зарубежные этюды, в которых художник восхищается великолепными памятниками прошлого, передает ритмы больших европейских городов 30-х годов. В том же году художник награждается орденом Ленина. После Москвы персональная выставка художника была показана в Мичуринске.

В конце 30-х годов А.М.Герасимов увлекается портретом: "Портретный жанр является основным видом моего творчества, выражающим мою сущность как художника", - писал Герасимов. Художника привлекали личности творческие, интеллектуально богатые и значительные. "Я любил и люблю сильное и яркое в природе, ищу то же в человеке и когда нахожу, мне неудержимо хочется запечатлеть его в красочном образе", - вспоминал А.М.Герасимов. Потребность в увековечивании сильного, прекрасного человека, увиденного в его широких связях со временем, эпохой, средой вылилась в создание поистине грандиозной серии портретов. Среди них особенно выделялся "Портрет балерины О.В.Лепешинской" (1939). Балерина изображена в репетиционном зале, на фоне огромного зеркала, стоя на пуантах. Этот прием позволяет показать фигуру танцовщицы в двух ракурсах. В зеркале отражается столик с гримировальными принадлежностями и часть балетного станка, виден и мольберт, за которым работал художник.

Замечательны портреты А.К.Тарасовой (ГРМ), актера МХАТа И.М.Москвина (1940) (Львовская картинная галерея), "Портрет артистки Тамары Ханум" (1939). Позже он пишет "Групповой портрет старейших артисток Государственного академического Малого театра СССР А.А.Яблочкиной, В.Н.Рыжовой, Е.Д.Турчаниновой " (1956), "Портрет Рины Зеленой" (1954) и др.

В 1936 году А.М.Герасимов закончил работу над большим многофигурным холстом "Первая Конная Армия". Годом позже, в 1937 году это произведение было показано в Париже на Всемирной выставке и получило высшую награду - Гран-При. В 1943 году художнику было присвоено звание "Народный художник СССР". В 1944 году А.М.Герасимов написал "Групповой портрет старейших художников И.Н.Павлова, В.Н.Бакшеева, В.К.Бялыницкого-Бируля, В.Н.Мешкова". В 1946 году за это произведение художник получил третью Государственную Премию. В 1958 году на Всемирной выставке в Брюсселе за эту же работу он удостоен золотой медали. А.М.Герасимов видел красоту во всем, даже в самом простом и незатейливом. Он умел заставить звучать любой, подчас банальный мотив. Это качество мы видим в знаменитой герасимовской "Мокрой террасе", написанной в своем родном городе Мичуринске, во дворе своего дома за три с половиной часа. Третьяковская галерея сразу же приобрела эту картину. "Мокрая терраса " написана как бы на одном дыхании. Мягкость света, промытая дождем зелень сада, бесчисленное многообразие рефлексов на мокром полу, на полированном столике, осыпавшиеся лепестки роз - все это захватывает дух. Так писать "мир вещей" мог только художник, восторженно влюбленный в жизнь. Впервые это произведение было показано на первой персональной выставке в Москве в 1936 году.

В 1947 году А.М.Герасимов становится первым президентом Академии художеств СССР. Много времени и сил он отдавал институтам им.В.И.Сурикова и им.И.Е.Репина. Он возглавлял Государственную комиссию по присуждению дипломов, вел творческую мастерскую в Академии в Ленинграде. Вопросы воспитания молодых художников он ставил на сессиях Академии художеств СССР. В 1951 году он становится доктором искусствоведения. Чем бы ни был занят А.М.Герасимов, какие бы сложные задачи он не решал, он, прежде всего, был живописцем, влюбленным в жизнь, мастером реалистического искусства.

Несмотря на то, что художник долгие годы жил в Москве, он очень любил свой дом в Мичуринске. Здесь жили его родители, его сестра, здесь он женился и у него родилась дочь Галина. Герасимов объехал весь мир, он побывал во многих странах, и когда возвращался из-за рубежа, как правило, сразу же на следующий день приезжал в свой родной Мичуринск. Как - то раз он сказал своей сестре: "Милая Саня! В каких отелях я жил за границей, с микроклиматом, и вот сейчас, когда я приехал в свой родной дом, я готов целовать вот эти камни". Так говорил художник, сидя на скамеечке возле дома и глядя на мощеную из белого камня дорожку, которая вела от дома к мастерской, где он создал свои самые лучшие произведения козловского периода творчества.

После смерти А.М.Герасимова в 1963 году общественность города и области ходатайствовала о создании в городе Мичуринске мемориального музея.
/amgerasimov.ru/
Музеи:

Александр Герасимов - известный советский художник, является проводником социалистического реализма в живописи.

Кроме этого он был превосходным педагогом, а также искусствоведом, архитектором и теоретиком искусства. Четырехкратный лауреат премий Сталина.

Биография Александра Герасимова

Александр Герасимов родился 19 июля 1881 года в семье купца в городе Козлове (Мичуринск) Тамбовской области. Также как многие знаменитые художники начала XX века обучался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Однако после его окончания не получил широкого признания.

Ярким подтверждением этого является его призыв в армию в 1915 году. Служа в санитарной части на Юго-Западном фронте, он не принимает участие в боевых действиях, и через 2 года возвращается домой, в родной Козлов. Там он и остается до 1925 года. Однако потом едет в Москву, где вступает в Ассоциацию художников революционной России.

В следующие годы основными его занятиями остаются рисование и педагогика. При этом следует отметить, что Герасимов быстро становится последовательным приверженцем советский идеологии. В своих статьях и заметках он часто критикует западных коллег, обвиняя их в пропаганде расовой ненависти и пособничестве империализму.

Также художник утверждал, что их работы не имеют ничего общего с искусством в целом. Спустя 9 лет в 1934 году он отправляет в рабочее путешествие по Европе. С 1939 года работает председателем организационного комитета Союза художников СССР. В 1943 году получает звание народного художника СССР. В том же году вносит свою лепту в победу над немецким нацизмом, отдав большую часть сбережений в Фонд обороны (около 50 000 тысяч рублей - колоссальная сумма).

А.Герасимов. картина Выступление Сталина фото

В 1947 году в СССР начинает работу Академия художеств. Герасимов сразу становиться членов академии, а вскоре ее президентом. С приходом к власти Хрущего, его начинают смещать с должностей, и к концу 1954 года он уже не играет большой роли в художественном сфере. В 1963 году 23 июля Герасимов Александр Михайлович скончался.

Стиль Александра Герасимова

Александр Герасимов на начальном этапе своего творчества относился к импрессионистам. Как было сказано выше, его творческий путь был прерван Первой мировой войной и революцией. После своего переезда в Москву он возобновляет активную деятельность, однако теперь как представитель социалистического реализма.


А.Герасимов. картина После дождя фото

Следует отметить, что Герасимов преуспевает в этом направлении. Его картины имеют ошеломительный успех, о чем свидетельствует отношения художника со Сталиным. Отец народов очень ценил работу Герасимова, и тот был любимейшим художником Верховного. Что касается жанра, то Герасимов считается проводником портрета. Так его изображения Сталина до самой его смерти считались каноном.

Большая часть его работ отличаются особой торжественностью и пышностью. Также важное место занимает групповой портрет. Тут талант Герасимова проявляет в полной мере. Он создает «Групповой портрет старейших советских художников…». А в годы войны его увлекает историческая тематика, что не удивительно. После своей опалы портрет стремительно вытесняется натюрмортом. Художник удаляется обратно в родной город Мичуринск (переименованный Козлов), где и создает свои скромные работы.

Наиболее известные картины Александра Герасимова

Портреты:

  • «Выступление Сталина»
  • «Ленин на Трибуне»
  • «Портер Молотова»

Исторические картины:

  • «Тегеранская конференция»
  • «Есть метро!»

Групповые портреты:

  • «Сталин с Ворошиловым»
  • «Вести с целины»

Натюрморты:

  • «После дождя»
  • «Полевые цветы»
  • «Полдень. Теплый дождь»

Александр Герасимов имел дружественные отношения с Ворошиловым. К сегодняшнему дню сохранилось немало его портретов.

Александр Герасимов - художник, автор целого ряда картин на революционную тематику. Однако он писал и лирические портреты, пейзажи, в которых особо проявились особенности его творчества: яркий колорит, широкий мазок, стремление к этюдному оформлению полотен.

Годы учебы

В небольшом городе Тамбовской губернии в 1881 году родился Александр Михайлович Герасимов. Художник, биография и творчество которого являются предметом настоящего обзора, больше десяти лет учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.

Сначала он занимался на живописном отделении, и здесь его учителями были такие известные мастера, как Коровин, Серов. Именно от них он заимствовал свою характерную манеру письма. Также автор перенял многое у авторов-импрессионистов, творчеством которых увлекся в годы студенчества. Герасимов - художник, который не ограничился живописью, он также занялся и архитектурой, поступив на соответствующее отделение.

Женский портрет

Во время обучения в московском училище автор написал ряд интересных работ, в которых уже тогда сказался его незаурядный талант живописца. В 1912 году он создал портрет известного переводчика и театрального историка Надежды Гиляровской. Картина наполнена ярким солнечным светом, ее краски насыщенные и яркие. В центре полотна находится фигура молодой красивой женщины в простом летнем домашнем платье. Перед ней - стол с огромным букетом цветов, который придает картине праздничный дух. На заднем фоне изображен великолепный сад. Эта картина получилась очень жизнерадостной, она проникнута любовью к природе.

Картина «Букет цветов»

Герасимов - художник, который на раннем этапе своего творчества увлекался пейзажными зарисовками. Через два года он написал новую картину - «Букет цветов. Окно». Как и первая картина, она написана яркими и сочными красками.

В этих двух полотнах отчетливо проявилось увлечение автора импрессионизмом: изображения не столько рассказывают историю, сколько передают сиюминутные впечатления автора. Он делал акцент на образность изображаемых объектов, поэтому их контуры получились несколько расплывчатыми, мазок кисти - свободен и широк.

В степени художника и архитектора окончил училище Герасимов. Художник во время Первой мировой войны был призван в армию, потом некоторое время жил в родном городе Козлове и лишь в 1925 году получил возможность вернуться в Москву. Здесь он вступил в общество революционных художников - организацию АХХР, представители которой в своем творчестве развивали принципы социализма. К этому периоду жизни художника относится его знакомство с наркомом К. Ворошиловым, который принимал активное участие в судьбе и продвижении живописца.

Портреты

В конце 1920 - первой половине 1930-х годов в искусстве господствующим стал социалистический реализм. Данное направление предполагало изображение действительности с точки зрения идеалов одноименного общественного строя. Главным его принципом была народность, что предполагало доступность и понятность сюжетов. Герасимов стал писать свои картины в новой манере. Показателен тот факт, что в рассматриваемое время он воспринимал сам себя как портретиста. Его полотна отличались парадностью и даже некоторым лоском. Художник создал целую галерею портретов партийных деятелей (К. Ворошилова, В. Ленина, И. Сталина). Характерной чертой его работ является яркая экспрессия, выразительность, подвижность фигур.

Картина «В.И. Ленин на трибуне»

Это полотно было создано в 1930 году. Именно в данной работе наиболее отчетливо проявился социалистический реализм, так как ее содержание проникнуто духом классовой борьбы, которая стала главной темой указанного направления. В центре картины - фигура этого партийного лидера, который резким движением подался вперед, как бы желая этим движением усилить смысл сказанного. Идеей борьбы проникнута картина «Ленин на трибуне». Герасимов нарочно играет на контрасте красок. Небо покрыто темными серыми тучами, в то время как самого докладчика окружают красные флаги, которые, как известно, являются знаком революции.

Внизу художник изобразил огромную толпу народа с красными флагами. Цветовая гамма картины получилась очень колоритной. Серые, почти черные тучи резко выделяются на фоне белых просветов, а черный костюм Ленина подчеркивает стремительность его движения к слушателям. Вся композиция построена на контрасте, так как автор хотел показать динамизм борьбы. В том же году художник создал второй портрет Ленина, представляющий его выступающим на пленуме Моссовета в 1922 году. Данное полотно, в отличие от первого, делает акцент на внешности докладчика: его лицо - в центре, а фигура снова полна динамизма и стремительности.

Работы конца 1930-х годов

Два монументальных портрета создал в этот период Герасимов. Художник, картины которого отличались не только лиричностью, но и некоторой официозностью, написал в 1938 году Сталина и Ворошилова на широком фоне Кремля. Генсек и «железный нарком» изображены в полный рост. Оба наблюдают строительные работы, развернувшиеся в столице. Пейзаж на заднем плане получился у живописца особенно хорошо: автор изобразил городской вид после дождя, что всегда удавалось ему особенно хорошо.

Картина имеет глубокое идеологическое значение: виды строительства должны были показать зрителю достижения социализма, фигуры Сталина и Ворошилова на фоне обновляющейся Москвы служили воплощением идеи о прогрессивной роли большевистской партии в судьбах страны. Через год художник написал портрет Сталина, делающего доклад на съезде ВКП(б). Это полотно также носит официальный характер и отличается парадностью.

«Гимн октябрю»

Эта работа была создана в годы Великой Отечественной войны, в 1942 году. В то время советская культура особенно активно проводила мысль о прогрессивной роли революции, партии, партийных лидеров. Большое внимание уделялось личности Сталина, которого представляли как законного преемника Ленина. Картина «Гимн октябрю» соединяет эти вышеперечисленные идеи в одно целое. В центре - бюст Ленина, над которым висит портрет Сталина в профиль. Впереди изображены партийные деятели, а на трибуне слева выступает Иосиф Виссарионович перед собравшимися, которые заполнили весь зал. Картина выполнена в красном цвете, который выражает революционную идеологию. Заседание проходит в Большом театре (по бокам видны ложи), что придает изображению особенную праздничность и торжественность.

Это полотно считается наиболее монументальным в творчестве художника, оно было представлено на 10 международных выставках. Все вышеперечисленные картины являются полотнами строго официального характера, они стали эталоном искусства в стране.

Картина «После дождя»

Это произведение считается одним из лучших в творчестве художника. Оно проникнуто тем тонким лирическим духом, который был так характерен для раннего Герасимова, начинавшего с прекрасных пейзажных зарисовок, в которых чувствовалась его неподдельная любовь к родной природе. В 1935 году на пике своей популярности живописец неожиданно решает съездить в Тамбовскую область, чтобы отдохнуть. По воспоминаниям сестры художника, он был поражен и восхищен обновившимся пейзажем после сильного ливня. Особенно хорошо писал так называемые «дождевые» сюжеты Герасимов. Художник («После дождя» - наиболее яркий образец мастерства автора в изображении природы) как никто другой умел показывать состояние воздуха, травы, неба и всей окружающей среды в период ее обновления. Его картина дышит свежестью и влажностью. Глядя на нее, зритель начинается чувствовать воздушную прохладу и мягкость, разлитую вокруг.

Композиция

В центре полотна - садовое крыльцо (второе название работы - «Мокрая терраса») с изящным столиком, на котором стоит ваза с букетом цветов. На заднем плане - густой сад, поросший свежей зеленью. Половина картины заполнена легким солнечным светом, который напоминает о недавно прошедшем дожде. Правая сторона затемнена, и этот контраст сглаживается лазоревым оттенком неба, который как будто примиряет обе стороны.

Художнику очень хорошо удалось показать мокрую свежую листву деревьев, влажную террасу, умытый дождем столик. Произведение выполнено в лучших традициях раннего творчества Герасимова.

Становление карьеры

Герасимов занимал пост председателя Совета художников Советского Союза. Он стал одним из первых деятелей искусства, который получил звание народного живописца. В течение десяти лет, с 1947 по 1957 год, он занимал пост президента Академии художеств. Герасимов занимался разработкой теории искусствоведения, о чем говорит получение им научной степени доктора. Помимо картин и монументальных полотен, он занимался иллюстрированием (так, его руке принадлежат рисунки к повести Н. Гоголя «Тарас Бульба»). В годы правления Сталина Герасимов был ведущим художником в стране, однако после прихода к власти Н. Хрущева он лишился почти всех своих постов, а его картины были убраны из музеев.

В 1963 году скончался знаменитый живописец Герасимов. Художник, выставка которого была организована в 2016 году в историческом музее, прошел долгий творческий путь от увлечения импрессионизмом до перехода к социалистическому реализму. На указанной выставке представлены его наиболее значимые работы, а также ранние пейзажные зарисовки, которые наглядно демонстрируют эволюцию живописца. Особенно выделяется среди экспонатов картина «Гимн октябрю». Это огромное монументальное полотно долгое время находилось на хранении в музее и не выставлялось напоказ, поскольку, как выяснилось впоследствии, изображенного на полотне торжественного заседания в честь годовщины революции не было, но живописец получил заказ изобразить его на картине.

Данное полотно интересно тем, что, являясь памятником советской эпохи, наглядно показывает идеологию, господствовавшую в свое время в нашей стране. Именно поэтому полотно вызывает немалый интерес и у западного зрителя, который по нему может составить себе примерное представление о мышлении советского человека середины 20 века. Творчество Герасимова было чрезвычайно многообразно: он рисовал и семейные портреты, и пейзажи, и официальные полотна. Будучи по образованию архитектором, художник писал здания. Одна из лучших работ живописца на данную тематику -«Есть метро!». Герасимов прошел долгий творческий путь и занял видное место среди отечественных художников.