Чем отличается мелодрама от драмы. Чем драма отличается от мелодрамы

Что может быть фантастичнее и трагичнее, чем человеческая жизнь? Невозможно придумать таких перипетий, как те, которые были уготовлены самой Судьбой, и не найти более захватывающего сюжета, как события, которые происходят с каждым из нас в реальности.

О человеческой жизни и нелегкой судьбе пишут романы, ставят спектакли, снимают кино. Эти сюжеты наполнены романтикой, юмором, драматизмом. Они заставляют сопереживать героям, искать вместе с ними выходы из затруднительных ситуаций, показывают, как можно любить и насколько ненавидеть, как бывает трудно, и почему мы попадаем в подобные ситуации. Они не отвечают на вопрос: «Что делать?», но учат бороться, до конца, до последнего вздоха. Мы ищем параллели с происходящим в своей жизни, переосмысливаем поступки, обретаем веру.

Читая книгу или любуясь игрой актеров, вряд ли кто-либо задумывается над тем, к какому жанру относится данное произведение. Возможно, среднестатистическому человеку это действительно знать ни к чему. Однако, каждому фильму или книге вы даете оценку, причем не только выражаете личное мнение в форме «понравилось-не понравилось». Вы рассуждаете о качестве текста, игре актеров, работе режиссера, но для этого надо знать законы жанра, а соответственно и уметь определять сам жанр.

Не раз вы, наверняка, слышали выражение «жизненная драма». Драма – это даже не только трагедия, происходящая в нашей жизни, но и один из основополагающих литературных родов, а также сценический или кинематографический жанр.

Поджанром драмы выступает мелодрама. Мелодрама представляет собой драматургический жанр, отличающийся высокой эмоциональной составляющей.

Герои

Главными героями любой драматической истории являются не боги, не роботы и даже не волшебники, а обычные люди, похожие на нас с вами.

Драма в чистом виде – это история среднестатистического человека. Он не хватает звезд с неба, не живет в средневековых замках и не правит страной.

Герои мелодрамы – аристократы, великосветские особы, члены «благородных» семейств. Это люди особого сорта, у них другие цели, а имеющиеся проблемы абсолютно соответствуют их статусу.

Акценты

В центре драмы – частная жизнь человека, его проблемы, конфликты с обществом, непонимание со стороны других. Особое внимание уделяется автором общечеловеческим противоречиям, воплощающимся в поступках и поведении героя.

Главная цель мелодрамы – раскрыть духовный мир персонажа, отразить все его чувства и переживания. Весь сюжет построен на противопоставлениях любви и ненависти, верности и предательства, добра и зла. Эти противоречия щедро наполнены эмоциональностью, имеют яркие краски и разнообразные оттенки.

Основная сюжетная линия

Мелодрама – это обязательно история любви. Любви счастливой и любви трагичной, по правилам и без, любви вопреки и любви «за что-то».

Драма может быть разной: военной, криминальной, эротической, политической. Главное, что в основе сюжета конфликт героя и окружающей его действительности.

Финал

Итог драмы обычно трагичен, как трагична, в общем, и сама жизнь. Мелодрама чаще наполнена юмором, сказкой, а конец произведения, как правило, счастливый. Однако и среди мелодрам бывают исключения.

Воздействие на зрителя

Драма имеет глубокий психологический подтекст. Она оказывает воздействие на зрителя (читателя) не сразу, постепенно заставляя задуматься над собственным бытием, осознать весь трагизм истории героя.

Мелодрама увлекает с первых минут, вызывая у зрителя «бурю» эмоций. Ее сюжет завораживает, переживания героев волнуют, вызывают сопереживание, но после того, как история заканчивается, все забывается вмиг.

Выводы сайт

  1. Мелодрама является поджанром драмы.
  2. Драма отражает непонимание отдельного человека обществом, мелодрама – история любви.
  3. Финал драмы трагичен, мелодрама заканчивается счастливым концом.
  4. Мелодрама вызывает сильные, но быстропроходящие чувства. История, поведанная в драме, глубоко проникает в сознание, заставляя задуматься.

История термина "мелодрама", на самом деле, весьма любопытна. В 17-м веке, после реставрации монархии в Англии, король Карл II сильно ограничил в правах театры: теперь драмы могли играть только театры со специальной лицензией (в Лондоне их было два с половиной, потому что третий работал только летом). Всем остальным разрешались лишь комедии и музыкальные пьесы. Со временем эти остальные театры придумали хитрость, как обходить закон: давали драмы с музыкальным сопровождением и подпевкой, а называть такие спектакли стали "мелодрамами" (греческая приставка "мелос" означает "песня"). Чуть позже это наложилось на немецко-французскую романтическую моду совмещать драматические монологи с музыкальными композициями, и мелодрамами стали называть нечто среднее между оперой и драмой: все ужасно страдают и немножко об этом поют. Оперетты и водевили были лёгкими жанрами, а мелодрама претендовала на нечто большее: вроде и не комедия, но до высокого звания драмы не дотягивает. В 19-м веке жанр несколько деградировал. Игрался он в основном для невзыскательной публики, строился на штампах, на драматургических крайностях: конфликты и эмоции доводились до предела, всякие психологические тонкости выбрасывались за ненужностью, зато ценились пафос, внутрисемейные разборки, страдающие женщины и дети, драматическая музыка. В таком виде мелодрама перешла и в современное кино: поют в этом жанре всё реже, а остальные качества налицо.

Важный и интересный момент: в России и в западной культуре слово "мелодрама" понимают немного по-разному. В нашем понимании этот термин частично слился с понятием "фильм о любви" (по-английски это называется romance) - и, называя фильм мелодрамой, мы ничего плохого не имеем в виду. Сценарист, режиссёр или продюсер может совершенно спокойно и даже не без гордости сказать, что умеет делать мелодрамы. Но если при этом будет присутствовать, например, американский коллега, он сильно удивится. На Западе "melodrama" сейчас обозначает скорее плохой фильм о любви или плохую драму: где эмоциональная шкала вывернута до предела, где нет никакой психологии, а есть одна эксплуатация эмоций. Известны даже случаи, когда хорошие режиссёры мирового уровня нарочно выбирают именно такую форму рассказа, воспринимая её как творческий вызов самим себе: взять и рассказать такими дурновкусными средствами по-настоящему сильную историю (например, "Танцующая в темноте" Ларса фон Триера по форме - классическая мелодрама с песнями и плясками, но драма там внутри нешуточная; со стороны фон Триера это было сделано не без эпатажа). Так что будьте осторожны с этим термином при общении с иностранцами.

Всем известно, что искусство бывает массовым и элитарным, популярным и авангардным, поучительным и развлекательным. Не существует хороших или плохих жанров: даже самые причудливые творения самых неординарных авторов находят своего потребителя, если выполнены качественно и имеют хоть относительную художественную ценность. Любое произведение ориентировано на определённый круг читателей (зрителей, слушателей…), с учётом их интеллектуального и культурного уровня. Если представить себе упрощённую схему творческого процесса, оправдать ожидания потребителя – вот задача автора. Именно этим принципом и обусловлено многообразие жанров. Причём чем потребности целевой аудитории проще, тем популярнее жанры произведений, для неё созданных. «Низкопробщина», — фыркнут эстеты, и будут неправы. Так называемый мейнстрим и элитарное искусство – слишком разные вещи, чтобы их качественно сравнивать.

На смену традиционного для классической литературы и драматургии жанра трагедии, начиная с XVIII века приходят драма и мелодрама. Они более жизненны, в них нет помпезности и пафоса, столь характерных для более раннего искусства, и это неудивительно: слишком сильно изменился мир с приходом научно-технической революции, чтобы это не могло отразиться на рядовом человеке. Раньше литература и театр были доступны лишь аристократии, а потому и служили потребностям столь узкой целевой аудитории. Новое же время диктует свои условия: простой человек, даже не будучи богатым, стал просвещённей, культурней, образованней, он стремится к познанию и самопознанию, к красоте, коей так мало в реальной жизни, но так много в искусстве. Человек нового времени уже не загноблен непосильным трудом как его предки, и его эстетические потребности должны быть удовлетворены. Так вот драма – это такой народный вариант трагедии, описывающий жизнь простого человека, с его стремлениями и чаяниями, на фоне реалий того мира, который видит целевая аудитория за собственным окном. И также как в жизни, противостояние личности и общества оборачивается сломанными судьбами тех, кто дерзнул бросить вызов системе.

Социальный конфликт – лейтмотив драмы. «Однажды подобное может случиться и с вами», — будто намекает автор читателю. Играть по правилам мира, в котором живёшь – или слушать голос совести, заглушающий ропот толпы? Веления сердца – или чувство долга? Прогнуться под общепринятое – или бороться за свою правду?.. Ответы потребитель должен найти сам, ведь происходящее на сцене, на страницах книги или на экране кинотеатра является моделью его собственной жизни. В героях он видит себя. А автор, выступая в роли провидца, предрекает тщетность борьбы: увы, в драме, как и в жизни, война против системы крайне редко заканчивается благополучным исходом.

Но далеко не всем потребителям по душе такой пессимизм. Жизнь и так тяжела – зачем расстраиваться ещё и из-за несчастий героев? К тому же, не каждый обыватель стремится понять остросоциальный подтекст, ему хочется простых человеческих страстей: любви, ревности… Конфликт между двумя влюблёнными тоже может быть драматичен – различие лишь в масштабности. Автор мелодрамы не выставляет напоказ всю неприглядность реальной жизни, заменяя её красивой сказкой для взрослых, лейтмотивом которой выступает всепобеждающая сила высоких чувств.

Мелодраму относят к лёгким, массовым жанрам, основной целевой аудиторией которых является прекрасная половина человечества. Уставшие от бытовых проблем и безрадостности будней женщины со слезами восторга наблюдают за похождениями героинь – их жизнь полна впечатлений и эмоций, красивых вещей и галантных кавалеров. Всего того, чего немножко не хватает самим зрительницам. Стоит ли говорить, что Happy End – непременный атрибут мелодрамы? В награду за душевные страдания героиня получает в финале главный приз, мужчину своей мечты. Немножко светлой грусти, романтика и звон свадебных колоколов…

Существует ещё более лёгкий, если не сказать примитивный поджанр мелодрамы – ангст. Появилось в масскультуре это явление сравнительно недавно, и его целевая аудитория – молодёжь и подростки. Крайне характерен ангст и для так называемого «некоммерческого» (или скажем прямо, любительского) творчества. Его цель – демонстрация тяжёлого психоэмоционального состояния героев: грусть, тоска, безнадёга, бессильная ярость, обида, подавленность. Автор «препарирует» персонажей во всей красе, культивируя их слабость перед обстоятельствами, сочно и красочно описывая их душевные страдания, как правило – в ущерб художественной ценности сюжета. Но целевая аудитория данного недожанра столь всеядна, что с удовольствием поглощает тонны картонной боли, и даже умудряется её переварить.
Причина, опять же, в запросах потребителя: каждый из нас желает видеть в героях немного облагороженную проекцию себя, любимого. А авторам только и остаётся, что удовлетворять благодарного читателя, зрителя, слушателя, тем, чего от него требуют.

Источники картинок: fanpop.com, polskatimes.pl

Даже ребёнок знает: если в фильме есть много смешных моментов и традиционный хэппи-энд - значит, это комедия. Когда же на экране всё заканчивается мрачно, и поиски истины или счастья привели героев лишь в беспросветный тупик - скорее всего, вы, смотрели трагедию.

Не всё так печально

В третьем кино, театра - драме - не всё так печально, у персонажей обычно есть выход из, казалось бы, тупика или надежда на лучшее. Во-первых, в драме всё максимально приближено к жизни, показаны социальные, бытовые проблемы, конфликты, возникающие на работе. периода «Отпуск в сентябре» по пьесе Вампилова с Олегом Далем в главной роли, итальянская картина «Жизнь прекрасна» почти приближаются к трагедии, но всё же это - драмы. Мелодрама резко усугубляет конфликты, чётко противопоставляя любовь ненависти, добро - злу. Лирическая героиня в мелодраме призвана страдать и плакать, за что будет вознаграждена появлением «прекрасного принца» (героя), а злодей в подобных фильмах обязательно останется таковым до финальных титров. Это тоже отличие драмы от мелодрамы. Очень характерны работы, снятые в «Болливуде». Индийским кинематографистам свойственно ситуацию доводить порой до абсурда (чему способствует несколько нарочитая игра актёров с ярко выраженными жестикуляцией и мимикой), но при этом к финалу всё замечательно разрешается. Незабвенные «Зита и Гита», «Любимый раджа», «Бродяга» - это мелодрамы.

Радуга эмоций

В мелодраме духовный мир персонажей раскрывается во всём многоцветье эмоций - вот ещё чем отличаются драмы от мелодрам, ведь в драме всё максимально «приземлённо». Недаром в самом слове «мелодрама» к составляющему «драма», то есть «действие» добавлена частичка «мелос», что означает «песня». Чувства героев, их духовный мир - эта тонкая материя - всячески подчёркиваются в мелодраме. Признанная классика: американские «Титаник» Кэмерона и «Унесённые ветром» Флеминга, российские «Москва слезам не верит» Меньшова и «Вам и не снилось» Фрэза. А вот, например, многие произведения Эльдара Рязанова, такие как «Ирония судьбы, или С лёгким паром!», «Небеса обетованные», «Служебный роман» к мелодраме в «чистом виде» не отнести. Это, ко всему прочему, ещё и комедии. То же самое можно сказать и о творчестве Леонида Гайдая.

Размытые рамки

Возраст - то, чем отличаются драмы от мелодрам. Если «три кита» - трагедия, комедия и драма - существовали на театральных подмостках и в литературе ещё в Древней Греции, то мелодрама - жанр по сравнению с ними достаточно юный. Зародившись в недрах трагедии, она сгладила её слишком «острые углы». Иногда трудно понять, что же перед тобой - драма или мелодрама. Бывает, кинокартина начинается обыденно, а затем вдруг сюжет совершает мелодраматичный поворот. Поэтому очень часто в описании произведений кино мы видим фильмы «мелодрама (драма)». Примером может служить снятый по произведению Стивена Кинга «Побег из Шоушенка». Очень часто режиссеры снимают «синтетические» картины, несущие элементы, например, триллера, драмы и мелодрамы. Как, допустим, экранизация романа «Зелёная миля» того же Кинга. Так что в современном кинематографе нечасто встретишь произведение, снятое в строго определённом жанре, рамки всё больше и больше размываются. И порой трудно понять, чем отличаются драмы от мелодрам, где заканчивается одна и начинается другая.

Драма и трагедия очень близки по своей сути. Мы не на шутку переживаем за героев таких произведений, ведь те оказываются в предельно сложной ситуации. Но каждый из двух жанров обладает и своими особенностями. Чем отличается драма от трагедии? Попытаемся это выяснить.

Общие сведения

Как драма, так и трагедия принадлежат разным направлениям искусства. Одно из них – литература. Следует отметить, что в этой области есть два понятия «драма». Так называется и род литературы, и один из относящихся к нему жанров. В драматический род входит и трагедия. Оба рассматриваемых жанра относятся также к театру. А драма является еще и любимой многими частью кинематографа.

Драматические и трагедийные творения затрагивают серьезные философские проблемы, а в основе их сюжетов всегда лежат конфликты и противоречия. Герои таких произведений или постановок испытывают страдания.

Сравнение

Исторически два жанра возникли не одновременно. Первой очень давно появилась трагедия. Она существовала еще в древнегреческом театре и была там, наряду с комедией, ведущим жанром. Драма получила свое развитие гораздо поздней. Со временем она вытеснила трагедию.

Чтобы выявить отличие драмы от трагедии, проанализируем каждый из жанров. Кто является их действующими лицами? В ранней трагедии это мифологические герои, в более поздней – исторические личности. Трагедийные персонажи ведут борьбу в крайне сложных, часто исключительных, обстоятельствах, проявляя при этом героические черты своего характера.

В драме действия нередко разворачиваются вокруг обычных людей. Главные герои в ней также переживают острые конфликты, и атмосфера произведения является напряженной. Но в отличие от возвышенной трагедии драма приближена к реальности. Она имеет, как правило, бытовую тематику.

Часто противоречия, составляющие содержание драмы, развиваются внутри семьи, на фоне любовных отношений или в духовном мире человека, находящегося в разладе с собой и обществом. При этом в таких произведениях нередко присутствует монолог, помогающий лучше понять переживания того или иного персонажа.

В чем разница между драмой и трагедией? Яркий отличительный признак – то, что драма, несмотря на всю серьезность своего сюжета, имеет не столь печальный финал. Трудная ситуация зачастую не является для героя непреодолимой. И во многом исход событий драмы зависит от самого человека. Даже если персонаж гибнет, это становится результатом его собственного выбора, и развязка могла бы быть другой.

Ситуации трагического произведения неразрешимы. Герой попадает в безвыходное положение по воле судьбы. Он пытается бороться в сложившихся условиях, но, несмотря на свои усилия, погибает. В трагедии над всем происходящим властвует неумолимый рок.