Чёрные археологи Перу. Они смеются над учебниками истории

Сложившийся в сознании обывателя образ "черного археолога" не очень привлекателен. В СМИ их представляют как беспринципных охотников за наживой, глумящихся над древними могилами и уничтожающих бесценное культурное наследие. Иногда, конечно, такое случается. Однако на самом деле чаще их деятельность приносит пользу исторической науке.

Начнем с того, что серьезной коммерческой выгоды их деятельность, как правило, не приносит. Согласно свидетельствам самих "копарей" (именно так называют себя эти неофициальные любители старины), один "раскоп" приносит каждому его участнику не более пяти тысяч чистой прибыли. Остальные средства, полученные от продажи артефактов, идут на то, чтобы окупить расходы на экспедицию.

Конечно, речь идет о средних доходах, - иногда прибыль от продажи может исчисляться сотнями тысяч долларов. Однако такое бывает крайне редко и в большинстве случаев не в нашей стране, а где-нибудь на островах Карибского моря.

По рассказам отечественных черных археологов, только один из десяти раскопов способен принести хоть какую-то прибыль. Остальные девять - сплошные убытки. Правда, следует заметить, что среди копарей очень много тех, кто собирает древности не для продажи, а для пополнения собственной коллекции или обмена на недостающие экземпляры. Понятно, что для них раскопки вообще никогда не бывают прибыльными.

Да и рыночные цены на древние артефакты сейчас довольно низкие. Как рассказывают украинские копари, за 9 полтораков (серебряных монеток первой половины XVII века) дают всего лишь около 20 долларов. Рядовые древнеримские динарии стоят от 10 долларов за штуку, что тоже достаточно дешево. Не дороже стоят и другие предметы, которые чаще всего попадаются черным археологам: фибула или бляха идут всего за 10 долларов, а железный наконечник копья X века покупают за 1,5-2 доллара.

Так что, как видите, особой прибыли раскопки действительно не приносят. Поэтому логично предположить, что в большинстве случаев черными археологами движет не жажда наживы, а любовь к древностям, а также азарт и страсть к приключениям. Ну и, конечно, стремление разгадать тайны истории.

Что касается осквернения могил, то мне, если честно, не совсем понятно, почему осквернителями не считают вообще всех археологов (и антропологов заодно). Ведь копаться в захоронениях - их любимое дело. Однако, если официальная научная экспедиция вскрывает гробницу какого-то царя и уносит его останки в музей, - это почему-то считается в порядке вещей. А вот если то же самое сделают черные археологи (которые, как правило, забирают лишь ценные артефакты, а кости закапывают обратно), - все вокруг сразу начинают вопить об осквернении захоронений.

Обвинение в том, что черные археологи разрушают культурные ценности, также представляется весьма неубедительным. Хотя бы потому, что "белые" археологи сплошь и рядом занимаются тем же самым. Те, кто хоть раз принимал участие в археологической экспедиции, прекрасно знают, что в основном "копачем" занимаются не многоопытные профессора и доценты, а студенты и наемные рабочие. По моим личным впечатлениям, да и не только моим, эти "рядовые" армии археологов в процессе работы умудряются разрушить столько всего, что каждый вечер начальники раскопок за традиционным стаканчиком водки клянутся и божатся никогда больше не допускать до древностей этих "вандалов".

Происходит подобное в основном потому, что большинство "рядовых" совершенно не заинтересованы в результатах своей работы - им вовсе не хочется аккуратно раскапывать на жаре какие-то непонятные кирпичи, черепки и прочие камешки. Значительная часть таких работничков думают лишь о том, чтобы поскорее закончить смену и вернуться в прохладную палатку к припрятанной бутылочке охлажденного пива. Поэтому большинство работ и проводится, что называется, тяп-ляп.

В отличие от официальных археологов, копари проводят раскопки более тщательно, поскольку их интересует именно результат. И разрушений от их деятельности куда меньше, чем от экспедиции, в которой участвуют молодые балбесы, абсолютно не заинтересованные в сохранности культурных памятников. Не спорю, случается, что во время раскопок черные археологи разрушают объекты, не представляющие для них особой ценности. Но это следствие того, что их постоянно преследуют сотрудники правоохранительных органов и бандиты.

Кстати, чаще всего как вандалы ведут себя охотники за скифским золотом. Скифские артефакты из золота ценятся весьма дорого - от 100 долларов за грамм и выше. Неудивительно, что данная отрасль черной археологии не менее опасна, чем изыскания легендарного профессора Индианы Джонса (тоже, кстати, типичного черного археолога). Поэтому, как правило, "скифские копари" не работают в одиночку с лопатой, а "по-быстрому" сносят древние курганы и могильники экскаватором. Потому что, если действовать традиционными методами, можно легко расстаться со свободой и даже с жизнью.

В чем еще обвиняют копарей? В том, что они дилетанты, поскольку не ведут подробных описаний места и хода раскопок. Однако в нашей стране это просто невозможно: такого рода описания - неопровержимая улика, доказывающая преступление (ст. 243 УК РФ "Уничтожение или повреждение памятников истории и культуры"). Самое интересное, что больше никак нельзя доказать, что археологи нарушили закон: наличие раскопа или древних артефактов само по себе, как вы понимаете, ничего не доказывает. А вот обнаружение плана раскопок или детального описания - это уже доказательство правонарушения. Неудивительно, что никому из копарей и в голову не придет составлять подобные документы.

Что касается утверждения, будто черные археологи сплошь дилетанты, то это большое преувеличение. Их знаниям по истории и археологии может позавидовать любой профессор. Подобные нападки со стороны ученых, по всей видимости, объясняются тем, что эти дилетанты в свободное от основной работы время занимаются любимым делом - ищут древности, а не тратят свои силы на защиту бесполезных, с их точки зрения, диссертаций, составление отчетов и прочие бюрократические процедуры.

Возможно также, что именно поэтому копари и не стремятся вписаться в официальное научное сообщество. Устраивать же собственные музеи, институты и курсы по черной археологии у них нет никакой возможности, ведь во многих странах, в том числе и в России, их деятельность считается преступной. (Как вы думаете, разрешили бы, к примеру, наркоманам организовать Институт по изучению наркотиков?) Однако, как показывает опыт, если закон не запрещает черным археологам вести раскопки, то многие из них, как правило, создают частные музеи, в которых проводят исследования ученые из многих стран мира.

Хороший пример - история знаменитого "короля кладоискателей" Мелвина Фишера. Этот гражданин США больше половины своей жизни потратил на поиски затонувших кораблей знаменитого "серебряного каравана" - испанских галеонов, перевозивших награбленные сокровища индейцев из колоний в метрополию. За полвека им было найдено около десятка затонувших кораблей, самым известный из которых - испанский галеон "Аточа", налетевший на рифы в 1622 году. Стоимость клада, обнаруженного на "Аточе", исчислялась сотнями миллионов долларов. Это было воплощение мечты кладоискателей о старинном корабле, перегруженном золотом и драгоценностями.

Фишер не передал сокровища в музеи США. Часть добытого груза он распродал, причем за весьма большие деньги (в числе покупателей были не только частные коллекционеры, но и музеи многих стран мира), а другая часть до сих пор хранится в созданном им под конец жизни частном музее во Флориде. Причем на этом материале уже написаны десятки диссертаций и научных статей. Получается, что типичный черный археолог оказал мировой науке такую услугу, которую до него никто оказать не сумел. Кроме того, в ходе многолетних подводных экспедиций "король кладоискателей" создал оригинальную методику поиска и обследования затонувших кораблей. Ею до сих пор пользуются и официальные ученые.

Фишер, кстати, не единственный черный археолог, создавший собственный музей. Так, например, в 1982 году американец Барри Клиффорд нашел корабль "Уайда", капитаном которой был знаменитый пират Сэмуэль Беллами. Правда, Клиффорд не обнаружил на его борту золота и драгоценностей, о которых говорили многочисленные легенды. Зато нашел огромный арсенал пиратского оружия, обладающий немалой исторической и коллекционной ценностью.

Поэтому после экспедиции, чтобы окупить расходы, Клиффорд организовал парк-музей, в котором поднятые со дна предметы воссоздавали атмосферу жизни на пиратском судне. Этот "пиратский уголок" ежегодно посещают не только ученые, но и весьма далекие от науки люди. Например, съемочная группа фильма "Пираты Карибского моря".

Так что, как видите, не такие уж они и вредные эти черные археологи. Если бы их не преследовал закон и им разрешалось организовывать собственные музеи и исследовательские центры, то они могли бы разгадать множество исторических загадок. Как показывает опыт, у них это получается куда успешнее, чем у официальных ученых.

Где-то начиная с 2005 года мне в лесах и в полях стали попадаться люди в камуфляже, с металлоискателями и небольшими, нездешними, лёгкими лопатами. Жители отдалённых деревень в беседах тоже стали рассказывать мне, что по их огородам и в полях бродят какие-то чужие люди, что-то ищут, роют ямки в земле. Ямками этими, вырытыми на всех грунтовых дорогах и часто не закапанными, они селян достали. Люди жаловались, что и старые кладбища по ночам эти приезжие раскапывают, и по домам заброшенным лазают, углы приподнимают домкратом, печки ломают. Местным мужикам это не нравилось, доходило до ругани и до стычек. Из рассказов деревенских людей я понял, что это новое явление их беспокоит и решил в нём разобраться. Тем более что селяне просили меня прояснить ситуацию и написать хоть какую-нибудь статью, чтоб им было ясно, кто к ним пожаловал в гости и как им к этим гостям относиться.

Поразмыслив и наслушавшись селян, я задумал писать статью обличительную, направленную против незваных гостей. Мол понаехали тут, ходят везде, вынюхивают, высматривают, расспрашивают, ищут, копают, расхищают историческое наследие и всё такое. Но по своей въедливой деревенской привычке решил сначала серьёзно вникнуть в суть вопроса, понять то, о чём собираюсь писать, чтоб потом не стать посмешищем в глазах понадеявшихся на меня земляков. И неожиданно для себя открыл новый, интересный мир, который существует в лесах и полях параллельно со мной и независимо от моего отношения к нему. Мир, населённый увлечёнными людьми. В результате, статья моя получилась совсем иная, чем была задумана изначально.

Она была опубликована в одной из местных газет. Потом я её дополнил новыми данными, рассуждениями и она долго ходила среди поисковиков и их оппонентов и вызвала много откликов. Поисковики благодарили меня за объективный подход и за поднятые в ней вопросы. Эта статья памятна мне ещё тем, что рассорила меня с официальными археологами и, по выражению одного молодого, горячего учёного, «навсегда закрыла передо мной дверь в их сообщество». Ну да ладно. В этой жизни много других дверей, а в лесу – много дорог.

Вот эта статья.

Погожий, солнечный, летний день 2011 г. Я на своем стареньком, надёжном, добром велосипеде «Минск» еду в Хахлево ─ деревню ныне не существующую, которая располагалась ранее между и Мощаницами, чуть западнее от них. Старая, прямая, как струна, красивая, ныне не ездовая дорога с заросшими берёзами дренажными рвами по обочинам выводит меня к краю глубокого, непролазного дремучего оврага, который начинается от Алёшкова и уходит к Винёвским Дворикам. Здесь, вытянувшись вдоль оврага и находилась раньше деревня Хахлево. Ныне это пустошь, поросшая мелколесьем и густой, высокой, в человеческий рост травой. Глухомань несусветная, кругом ни души. Даже гадюка, свернувшаяся кольцами на пне и греющаяся на солнышке, долго раздумывает: уползать ей при моём приближении или нет, и наконец лениво так, нехотя, сползает с пня в заросли одичавшей малины.

Вдруг из густой травы прямо на меня с рёвом выезжает крутой (не «асфальтовый») внедорожник с «кенгурятником» на капоте, объезжает меня и едет в сторону Мощаниц. Я лишь успеваю разглядеть троих молодых ребят в хорошем камуфляже и с металлодетекторами, сидевших в машине и с удивлением смотревших на меня: «Откуда этот болван здесь взялся?!»

«Чёрные». В последнее время я постоянно, повсеместно их встречаю, даже в самых глухих местах. Они стали обязательной и неотъемлемой деталью любого сельского пейзажа.

Кто же они такие – эти «чёрные», откуда взялись?

Попробуем разобраться.

Термин «чёрные археологи», «чёрные копатели» появился в начале шестидесятых годов прошлого века, когда предприимчивые молодые люди стали раскапывать места кровопролитных сражений Великой Отечественной войны в поисках прежде всего оружия, а ещё орденов, медалей, знаков различия и т.д. Этому способствовало то обстоятельство, что останки геройски павших в боях наших (и не наших) солдат не были должным образом захоронены. Раскопки тех далёких годов носили чисто коммерческий характер. Существовал целый нелегальный (а порой и легальный) рынок сбыта всего, что извлекалось из земли. Занятие это было рискованным. «Чёрные» частенько подрывались на минах и снарядах Второй Мировой. Да и местные жители относились к ним с ненавистью и презрением и порой устраивали над ними самосуд. Ведь ещё свежи были в сердцах воспоминания о той страшной войне.

Постепенно движение это стало сходить на нет. Нераскопанных мест становилось всё меньше, годы шли, металл в земле ржавел. К тому же появились конкуренты –официальные, легальные отряды энтузиастов-поисковиков, зачастую состоявшие из бывших, но одумавшихся «чёрных», которые теперь занимались поиском, установлением личности и захоронением останков павших бойцов, т.е.благородным делом.

В шальные девяностые эстафету «чёрных археологов» приняли копатели могил на старых, деревенских кладбищах. Отдалённые кладбища Ростиславля, Алёшкова, Рёброва, Кобякова были безжалостно разрыты. Это было что-то ужасное, это была невиданная доселе в наших краях беда. Огромные ямы, отвалы свежевыкопанной земли, кости, черепа, безмолвно взирающие пустыми глазницами на деяния своих потомков. Черепами этими, насадив на палки, мальчишки в нашей округе пугали девчонок. Сразу наплыв на стихийном рынке в Измайлово наперстных крестов, перстней, орденов и медалей всех войн. А чего тут удивляться? Сколько церквей в своё время было взорвано и разрушено? Сколько кладбищ осквернено, срыто бульдозерами? (У нас кладбища наших предков – излюбленное место для застройки. «Литерные» дома стоят на кладбище, а в совхозе «Озёры» на кладбище построены гаражи.) Если государству можно это делать, то почему отдельным людям нельзя?

В начале двухтысячных годов, с поступлением в продажу импортных, чутких металлодетекторов появилось третье поколение охотников за удачей, гордо именующих себя поисковиками. Это — люди очень увлечённые, хорошо знающие историю, зачастую имеющие высшее образование, знакомые с методой ведения поиска и археологических раскопок. Человек в камуфляже, с металлодетектором и лёгкой лопаткой в руке прочно «прописался» в наших краях.

Говорят об этих людях много, зачастую рассказывая небылицы о найденных кладах, несметных сокровищах, тайниках и т.д, наподобие истории про графа Монте Кристо. Я часто бываю в поле, в лесу и общаюсь с разными людьми: грибниками, собирателями трав, охотниками, браконьерами, лесорубами, а теперь вот и с поисковиками. И у меня, естественно сложилось своё представление о них и о их деятельности.

Люди это в основном молодые, от 17 до 35 лет, крепкие, спортивные, хотя встречаются «ребята» сорока-пятидесяти лет, и постарше. Хорошо ориентируются на местности, умело используя древние карты, военные карты, навигаторы, электронные карты, снимки из космоса. Читают специальную литературу по археологии, владеют информацией о поисках и находках официальных археологов (многие из поисковиков сами работали в археологических экспедициях.). Некоторые из них так увлечены поиском, что ходят вблизи деревень даже ночью, с налобным фонариком, пугая местных старушек и порождая легенды о блуждающих огнях, инопланетянах, неупокоенных душах и т.д. Находки свои классифицируют, заносят в каталоги, обмениваются, консультируются со специалистами. У некоторых из них есть коллекции находок, которые смогли бы сделать честь любому серьёзному музею. У поисковиков есть свои сайты, свои газеты и журналы, посредством коих они общаются, делятся впечатлениями и информацией, знакомятся. Есть специализированные магазины, где можно купить всё, что необходимо охотнику за удачей. Одним словом – это целый свой мир, со своими понятиями, правилами, законами, языком, кодексом чести. Мир вовсе не опасный, дружелюбный и (как ни парадоксально) открытый для интересующихся людей и даже для ненавидящих поисковиков археологов. За всё время моих долгих хождений по лесам и полям и сбором материала для этой статьи у меня ни разу не было конфликтов и каких-либо напрягов с поисковиками. Наоборот, узнав, что я хочу написать про них объективную (не знаю, насколько мне это удалось) статью, они всячески помогали мне, рассказывали много чего интересного, с пониманием относились к моему дилетантству и терпели мои наивные вопросы.

Большинство из них не копают могил, курганов. Презирают мародёров, называя их «стервятниками», не ведут поиски в местах официальных, археологических памятников. Не мешают работе федеральных археологов и не спорят с ними, безоговорочно признавая за «лицензированными» право первенства.

Выкопанные, не представляющие интереса железки выкладывают на видное место, чтобы те, кто пойдет после них, не повторяли уже проделанные работу. С удовольствием экспонируют свои находки в музеях (при условии обеспечения их сохранности) и даже любезно предоставляют их для составления каталогов и лекций по краеведению.

К сожалению, идеального портрета бескорыстного «рыцаря полей» у меня пока что не получается. Некоторая часть поисковиков, а это немалая армия, не гнушается раскапывать старые кладбища, «бомбить» курганы, «ныряют» на территории официально объявленных и известных памятников, нанося своими действиями огромный вред. (Я уже не говорю о моральной стороне раскопок кладбищ, если разговор о морали здесь вообще уместен). Так были частично или полностью уничтожены многие старые кладбища в нашей округе.

Язык поисковиков

Язык поисковиков очень информативен и интересен. Например:

  • Поднять – т.е. найти вещь;
  • Оброн – вещь, найденная вне древнего поселения, случайно оброненная в поле, на лесной дороге;
  • Домонгол – находка домонгольского периода.
  • Новодел – современная находка.
  • Конинка (конина) – медная или бронзовая деталь конской упряжи.
  • Чернина – «чёрный» металл (сталь, чугун)
  • Цветнина – «цветной» металл (серебро, медь, бронза, латунь, свинец, алюминий и т.д.)
  • Чешуя – мелкая, действительно напоминающая рыбью чешую, монета.
  • Удел, удельная чешуя – довольно редкая монета удельного княжества.
  • Империя – монеты, начиная с Петра Первого и до 1917 г.
  • Советы – монета Советских времен.
  • Ходячка – современная, находящаяся в обращении монета.
  • Гирька – цельнолитая или пустотелая медная (иногда бронзовая) пуговица.
  • Лицензированные – официальные археологи.
  • Репутация – особый статус человека в полях. Вроде как княжеский алый плащ или рыцарские знаки отличия. Человеку с Репутацией всегда найдётся место у костра, его накормят, напоят, всё ему расскажут, покажут и отнесутся к нему с уважением. Репутацию заслужить очень непросто, а потерять – легко.
  • Понятия– негласные правила поведения в лесу и в полях, правила вежливого обращения с любым встреченным на поиске человеком.

Почему это движение поисковиков ширится, разрастается, набирает обороты?

Ну, во-первых, это хороший, интересный, интенсивный отдых после работы. Тут и азарт, и адреналин, и свежий воздух, и чудесная, не тронутая (поисковики зачастую ходят по глухим местам), природа. В любом случае – это, наверняка, лучше, чем проводить свободное время, стоя у винного магазина. Изучение родной истории, опять же. Большинство поисковиков — хорошие историки и краеведы. Не скрою, от них я узнал много для себя нового и интересного. И потом. У нас есть лишь федеральные, официальные археологи и, к огромному сожалению, нет археологов областных и уж тем более – районных. Так что археологическим краеведением в нашем районе вообще, по крупному счету, заниматься и некому. Тем более что предметы старины не могут долго лежать в земле и ждать своего «официального» часа. «Ничто не вечно под Луною» ─ банальная истина! Предметы старины съедает коррозия (особенно в полях, где сыплют удобрения), их увечат и ломают плугом при распашке. (Плуг «берет» на 40 см, а прибор поисковиков — на 15 см. И ведь никто тракториста за уничтожения культурного слоя и находок не ругает!). Дробят дисковыми фрезами при рыхлении почвы. На местах их залегания строят дачи, (а дачи и строят, в основном, в живописных и удобных для проживания местах, где раньше были древние поселения), роют траншеи под прокладку коммуникаций. Если бы не поисковики, то многие из находок давно и безвозвратно были бы утеряны. А так они сохранены, целы, и это уже неплохо, хоть и находятся пока в частных коллекциях. А там видно будет! Кстати многие поисковики готовы хоть сейчас передать часть своих коллекций музеям. Только вот не все музеи наши могут гарантировать им сохранность их коллекций. Хорошо помню, как во времена моего далекого детства в нашем Озёрском краеведческом музее стоял большой стол, где под стеклом лежало много различных монет. А на стене висело штук пять каких-то старинных сабель. Сейчас ни монеты, ни сабли в нашем музее почему-то не экспонируются.

Хотим мы того, или не хотим, но движение поисковиков ширится, набирает силы. И с этим нельзя не считаться. Это, как седина в висках. Можно сколь угодно сокрушаться по этому поводу, негодовать, но это мало что изменит. Как говорят у нас в Болотове: «Мужик семь лет на базар серчал, а базар и не знал!» Ругая движение поисковиков, мы тем самым создаем им рекламу. В конце концов, Генрих Шлиман, открывший миру Трою, по меркам официальных археологов тоже был «чёрным»! Ведь у него не было специального археологического образования! Другое дело – направить это движение в более цивилизованное русло. Разработать правила, ввести аттестацию, членские билеты наподобие охотничьих, лицензии на поиск в определённых районах. (Мы ведь не осуждаем и не запрещаем охотников – любителей, хотя есть и профессиональные охотники – промысловики. Параллель явная.). Обозначить места, где любительский (и любой другой) поиск запрещён (чего до сих пор не сделано). Использовать армию энтузиастов – поисковиков для благих целей: разведка, привязка к местности и т.д. Ведь не секрет, что официальная археология малочисленна, недофинансирована и при всем желании не может вести такой масштабный, «ковровый» поиск, как это делают поисковики. Археологи зачастую просто не имеют возможностей и средств, чтоб обследовать все перспективные места, а в некоторые из них они вообще никогда не доберутся. А как известно: «Свято место пусто не бывает». Когда в лихие девяностые было туго с врачами, появились разного рода «экстрасенсы», «целители», «ясновидящие». Вот и сейчас поисковиков в наших полях пожалуй больше, чем рыбаков на Оке. К нам едут из Москвы, Каширы, Зарайска, Рязани – отовсюду! И это уже начинает напрягать. Все поля, все проселочные дороги ямами изрыты. Эти, всем уже намозолившие глаза ямы я встречал в самых глухих и труднодоступных местах. В Кобякове, Хахлеве, Гремячеве, Фофанове. Надо бы всё это как-то упорядочить, но опять же разумно и без противостояния и гонений. Ведь гонимых и обиженных у нас на Руси издавна любят и жалеют!

Запретительные меры здесь вряд ли эффективны. К тому же, для сравнения, весной нынешнего года по посаду древнего Ростиславля была прорыта с помощью экскаватора огромная траншея для укладки труб. По мнению археологов, безвозвратно утерян буквально напичканный предметами старины культурный слой, площадь которого составляет более 400 кв. метров! Куда там поисковикам с их саперными лопатками! Никого за это не наказали. Был суд, на котором выступали мы с Максимом Муромским, на котором действие людей, выкопавших траншею, признаны законными. Археологи (которых мы приглашали), на суд так и не явились, хотя до этого негодовали, рвали рубаху на груди и всё такое.

Послесловие.

24 сентября. Мы с Максимом Муромским едем к Обуховскому пруду – фотографировать осенний закат. Чуть в стороне, едва различимые в камуфляже, по свежевспаханному полю, растянувшись цепью, как пехота, идут пятеро поисковиков. Ловко работая металлодетекторами, сосредоточенно «чешут» всё «под гребёнку». За ними, как танк поддержки, ползёт огромный внедорожник с московскими номерами. При виде этой картины почему-то стало тревожно на душе.

Я изложил свою, сугубо личную точку зрения на проблему, отмахнуться от которой так просто уже нельзя. Хотелось бы узнать мнение по этому вопросу уважаемых читателей и самих героев моей статьи.

Сердечная благодарность за консультации, поездки «в поле», беседы у костра и рецензию статьи поисковикам Ивану, Александру и Михаилу.

ЗАПРЕТНЫЙ ПУТЬ – СЛАДОК…

Оказывается, «черные копатели» тоже бывают разными — не только злостными разрушителями исторических слоев, но и просто любопытствующими гражданами, жаждущими открытий и находок…

Жажда докопаться до исторических корней и совершить настоящее путешествие во времени иной раз захватывает жаждующего приключений человека настолько, что он готов решиться на любую авантюру, лишь бы осуществить свою мечту…

Поэтому неудивительно, что археологический туризм пользуется огромной популярностью во всем мире. И по обычной путевке можно отправиться на удивительные раскопки в Америку и разные страны Европы, а кроме того в Грецию, Египет, Ливан, Индию, Монголию, Украину, Израиль. Как вы понимаете, в России география раскопок тоже весьма обширна. Ежегодно по всей стране работает порядка полутора тысяч экспедиций на Соловках, в Московской и Ленинградской областях, на побережьях Азовского и Черного морей, в Астраханской области, на Урале, Алтае, в Туве… И во многих из этих экспедиций вполне могут поучаствовать добровольные помощники, жаждущие провести отпуск с лопатой в руках.

Однако помимо официальных раскопок, как известно, ведутся и совершенно незаконные поиски исторических артефактов, которыми занимаются так называемые «черные копатели». И некоторым туристам любопытно отправиться на поиски сокровищ именно с ними – в основном, из любопытства. Хотя это почти невозможно, ведь за копателями охотятся стражи правопорядка. И тем не менее известному украинскому писателю и журналисту Александру Макарову удалось проникнуть в тайный мир «черных археологов» и приоткрыть перед нами завесу запретной темы…

Из записей Александра Макарова

Казалось, написать статью о «черных археологах» не трудно. Среди коллекционеров у меня знакомых много, да и кое-кого из археологов знаю лично. Однако, чем больше проходило времени, тем эта тема казалось трудней. Большинство антикваров и коллекционеров о «черных археологах» почти ничего не знало. Те же, кто знали, предпочитали молчать.

Время шло, а информации не прибавлялось ни на грамм. Видя такое дело, я плотно насел на одного знакомого, который точно был связан с этими пиратами от археологии. «Ты хоть немного соображаешь, о чем просишь?» – Взбеленился он. – «Немного прошу. Хочу, чтобы ты познакомил меня с кем-то из «черных», и тот взял бы меня на пару дней с собой покопать.» – «Вот, я так и знал! Почему же ты тогда не попросишь познакомить тебя с киллером, чтобы тот взял тебя на дело? А может, и пострелять бы тебе дал?» – «Ну, то киллер, а то всё-таки археолог.» – «Поверь мне, разница совсем небольшая!» – «Что-то я не совсем понимаю…» – «Вот и я говорю, что не понимаешь…»

История дырявой каски

К счастью, пиво с шашлыками заметно смягчили настрой моего сурового знакомца. И в конце концов он все-таки мне помог. Правда, с огромным количеством оговорок: никаких фотоаппаратов и диктофонов, ничего лишнего не говорить, ничего не записывать. Кроме того все имена в статье я обещал изменить, а названия мог упоминать не иначе как «некое место»…

– Может быть, мне еще бороду отрастить и черные очки надеть? - в шутку спросил я.

– И это не лишнее. А главное, не проболтайся им, что ты пишешь.

– А что мне сказать?

Знакомый критически осмотрел меня. Хмыкнул и изрек:

– Скажешь им, что ты бухгалтер. А в Крым приехал, чтобы сбросить пару лишних килограммов и что не боишься физической работы.

Это была его маленькая месть за мою настырность. Так я стал жадным бухгалтером, готовым работать даже на «черных копателей», лишь бы не платить за жилье. Но меня это устраивало.

В Симферополь поезд приехал рано утром. Уютный вокзал с желтыми колоннами. Таксисты предлагают отвезти тебя в любой уголок Крыма. Однако как экономный бухгалтер, я иду на троллейбус и беру билет до города Я… Простите, N… Е хать туда три с лишним часа. Встреча назначена на 12.00, главное не опоздать.

На центральной площади города я брожу между теток, торгующих крымским вином и дарами моря. Из кармана у меня, по старым шпионским традициям, торчит глянцевый журнал с красивой девушкой на обложке. Солнце припекает, хочется мороженого. И я уже собрался полакомиться вожделенным пломбиром, но чуть не подавился! Какой-то тип хлопнул меня по спине.

– Ты что ли из Одессы?

– Я - Гена. Ну, пошли.

Так началось моя долгожданная «черная экспедиция». В нашей банде, кроме Гены, были еще его жена Надя и их племянник. Гена в свободное от «черной археологии» время работал бухгалтером на заводе. Поэтому ко мне, как к коллеге, сразу проникся симпатией. Я же, чтобы меня не вычислили, предпочитал молчать. Смеялся только, когда Гена отпускал очередную шутку об авансовом отчете или задолженности предприятия. Надя работала в цеху на том же заводе, что и муж. Как я понял, заводик этот часто простаивал, вот семья и занялась «дополнительным бизнесом». Надо сказать, оригинальный способ пополнить семейный бюджет. Однако в Крыму, где археологические ценности можно обнаружить чуть ли не на каждом шагу, подобный вариант вполне объясним.

Настоящие археологи называют таких искателей сокровищ «грабителями могил», люто их ненавидят и при первой же возможности норовят сдать сотрудникам соответствующих органов. Ведь «черные копатели» нарушают культурные слои, которые так важны для датировки найденных вещей. Археологи тщательно, миллиметр за миллиметром, снимают один слой земли за другим, скрупулезно описывая каждый черепок. И действуют при этом больше кисточкой, чем лопатой. А ночью приходят безграмотные «пираты», все перекапывают, и огромная работа идет к черту. К тому же у «копателей», вооруженных современными металлоискателями, порой больше шансов найти что-то интересное, нежели у археологов.

Впрочем, мои новые знакомые вовсе не собирались лезть в оставленный археологами раскоп, пытаясь найти там клад. Оказалось, что Гена, покопавшись в местной библиотеке, обнаружил план старинной усадьбы. Буквально на днях там должна была развернуться стройка, и в выходные дни, пока строители отдыхали, у нас была отличная возможность изучить развалины.

Собственно, и развалин-то там уже давно не было. Так, кое-где виднелись из земли обросшие мохом остатки фундамента. Видимо, еще во время революции свободные граждане растащили усадьбу на строительный материал.

Тем не менее мы поставили палатку и приступили к поискам. Как вы думаете, что мы искали? Ни за что не догадаетесь. Перед вашим мысленным взором возникают клады, сокровища… А между тем мы искали ни что иное, как мусорную свалку столетней давности!

Не удивляйтесь. Гена прекрасно понимал, что всё ценное, что когда-то здесь было, местные жители давным-давно приватизировали. И единственным местом, где можно было достойно поживиться, могла быть только свалка!

В свое время Гене уже как-то привалило такое счастье. Он с блеском в глазах вспоминал о гвардейских эполетах, сломанной сабле, коробочках и бутылочках, извлеченных из мусорника. Оказалось, что бутылочка, которую стеклодув сделал сам, значительно отличается от фабричных. Пузырьки воздуха из легких мастера отчетливо просматриваются на стекле, покрытом радужными разводами цветов побежалости. И, если в Крыму такая бутылочка стоит 5 гривен, то в Одессе минимум 20, а на антикварной ярмарке где-нибудь в Европе те же 20, но уже евро.

Поиски проходили так. Мы исследовали местность щупами - длинными палками, на концах которой были примотаны куски жесткой проволоки. Там где щуп легко втыкался в землю - копали. Конечно, если бы дом сохранился, то искали бы по-другому. Ценности чаще всего прячут в подоконниках. Для кладоискателей это момент совершенно очевидный. Поэтому, если в брошенном доме выломаны подоконники, значит, «черные коллеги» там уже побывали.

А на стенах места возможных хранилищ узнают по пятнам. Если, к примеру, пятно зеленоватого цвета, это часто указывает на присутствие медных предметов: монет, посуды, ваз, подсвечников, шкатулок и т.д. Если есть время, то стены еще и простукивают. Любимое место хранения ценностей - чердаки. Клинки и стволы как правило прятали на кровельных балках и стропилах - снизу их не увидишь. А в песчаную засыпку вдоль стен и несущих конструкций закапывали иконы, награды, знаки отличия и пистолеты. В подвалах же обычно прячут только то, что тяжело тащить на чердак. В подвалах влага и плесень быстро убивают вещи.

Труд наш был нелегок. Через час копания я уже весь был в мыле. Через два - сожалел о том, что не остался дома. А до вечера еще было так далеко!

Гена осуществлял общее руководство работами. Сверял что-то в схемах, отмечал квадраты наиболее перспективного поиска. Надя с помощью щупа и металлодетектора определяла места, где я должен был копать. А племянник всё больше искал повод увильнуть от работы, и при каждом удобном случае надолго исчезал. А я все копал, копал…

Спасли меня местные мальчишки. Сначала появился один, за ним - другие. Они во все глаза наблюдали за нашей работой, обсуждая каждую находку. Потом вообще стали шнырять повсюду, а один из них подошел к Гене и спросил: «Вы что, дяденька, клады ищете?» Гена в ответ плюнул на землю и приказал нам отдыхать. Мы пошли на речку мыться и купаться, а заодно и исследовали металлодетектором старое русло реки. Ориентироваться нам было легко. Генкины схемы были достаточно точны.

К вечеру подвели итоги. Вожделенную помойку так и не нашли, зато перекопали вручную с десяток кубометров грунта. Если бы мы были гробокопателями, то за такой объем работ нам заплатили бы гривен двести. А так стоимость всего найденного едва потянула на двадцать. Причем большую часть находок – в основном обычных современных монет – мы обнаружили вдоль тропинок и дорожек. Исключение составляла каска. Она была глубоко в земле. Сначала мы думали, что это мина, но всё же копали дальше. Глупость, конечно. Но азарт охватил настолько, что даже страх не мог ему противостоять. Каска оказалась не только ржавая, но еще и с дыркой. Зато ее нашел я! И это была моя первая добыча…

На следующий день мы проснулись рано и были обескуражены, натолкнувшись на толпу местных жителей, слонявшихся возле нашего лагеря с угрожающим видом. После чего, взвесив все плюсы и минусы нашего предприятия, решили не искушать судьбу и отправились домой…

Из Крыма в Одессу

Так закончилась моя первая «экспедиция» с «черными археологами». Тогда я даже представить не мог, что это приключение окажется не последним. Однако впоследствии я ввязался в новую авантюру с «черным искателем» и тогда нам удалось обнаружить раритетную книжку без начала и конца в подвале обычного с виду одесского дома. Но на самом деле с 1904 по 1925 год в том здании находилось научное издательство «Матезис», одним из руководителей которого был двоюродный брат Льва Троцкого Моня Шпенцер – отец знаменитой писательницы Веры Инбер. Нам даже показалось, что от пожелтевших страниц исходил неуловимый запах ее духов…

Кроме того, мы обнаржили в том подвале папку со старыми фотографиями, которую, видимо, спрятали при обыске. На одной из них просматривалось довольно-таки четкое изображение каких-то детей, среди которых, вполне возможно, был и сам Лев Троцкий. А еще мы нашли там несколько массивных тяжеленных л итографических плит, которые потом отдали в музей Паустовского…

Такая вот у нас получилась «черная археология» с белыми намерениями…

Бронзовый диск с золотыми изображениями звезд и небесных тел, найденный в Германии - одна из самых загадочных археологических находок последних лет. Если археологи правы, он мог быть не только украшением, но и астрономическим прибором для вычисления затмений!Этот диск, датируемый 1600 годом до н. э., имеет 32 см в диаметре. На нем размещены золотые звезды, серп Луны, Солнце или полная луна, а также нечто типа серпа (возможно, изображение "небесной ладьи"). С обеих краев диска находились 2 золотые накладки, но одна из них не сохранилась: то ли была сбита лопатой, то ли утрачена еще в древности. Рентген показал, что под накладкой спрятано еще две звезды. Это значит, что накладки были добавлены позже.

(Всего 7 фото)

Характерный цвет "ночного неба" был придан бронзе намеренно, скорее всего, при помощи тухлых яиц. По краю диска сделаны маленькие дырочки для крепления к чему-то, уже утраченному. Анализ показал, что золото добыто в Корнуолле (Великобритания).

Диск был выкопан в 1999 году Генри Вестфалем и Марио Реннером - "черными археологами", которые работали с металлоискателем и лопатами в лесу Зигельроде, около поселка Небра (Саксония-Ангальт). Под землей, помимо диска, в том же месте были найдены и другие предметы бронзового века, датируемые 1600 годом до н. э.: мечи, топоры, браслеты. Никаких человеческих останков рядом не было. Ценности не положили рядом с покойником, а припрятали до лучших времен.

Другие предметы бронзового века, найденные рядом с диском, в экспозиции музея Галле.

Вестфаль и Реннер продали все находки коллекционерам за 31000 дейчмарок. С тех пор клад переходил из рук в руки, каждый раз возрастая в цене. Когда за дело взялась полиция, последние хозяева клада просили за него 400 тысяч евро. Конечно же, они продешевили - сейчас только один диск оценивается в 12 миллионов евро!

В операции по задержанию "коллекционеров" принял участие Харальд Меллер - директор Государственного музея первобытной истории в Галле (Саксония-Ангальт). Он сразу понял по характерным мечам и топорам из клада, что находка на 1000 лет старше Стоунхенджа и обладает неимоверной ценностью. Исследования доказали, что артефакт действительно древний и не является подделкой.

"Черных археологов" тоже поймали, но так как они согласились сотрудничать с учеными, им дали небольшой срок - один получил 6 месяцев тюрьмы, второй - год. Они показали раскоп на холме Миттельберг, неподалеку от Небры. Меллер понял, что когда-то холм являлся святилищем и был окружен рвом с невысоким валом диаметром около 75 м, а вблизи от вершины холма возвышалась каменная насыпь. В земле были найдены кусочки бронзы, которые совпадали с выщербинами на предметах из клада.

Астроном из Рурского университета Вольфхард Шлоссер предположил, что концы золотых накладок отмечают точки на горизонте, где солнце всходит и садится в дни летнего и зимнего солнцестояний. Угол между ними составляет 82° - именно столько градусов между данными точками, если наблюдать с Миттельберга.

Угол, образуемый накладками, и его астрономическое значение.

Использование диска для наблюдений за Солнцем

Около 1600 г. до н. э. холм Миттельберг был хорошим местом для наблюдений. С него видно, что в день летнего солнцестояния солнце садится за Брокен - самую высокую вершину Гарца. Если направить северный конец накладки на Брокен, другой конец совместится с точкой захода солнца в день зимнего солнцестояния. Заморозки здесь обычно кончаются после 1 мая, когда солнце садится за Киффхойзер - другую заметную вершину. Зная об этом, жрецы могли говорить крестьянам, когда начинать сев или сбор урожая.

Солнечное затмение 16 апреля 1699 г. до н. э.,наблюдавшееся с вершины Миттельберга (компьютерная реконструкция).

Скопление из семи золотых звезд - Плеяды. Раз в десять лет они оказываются рядом с растущим месяцем (этот момент и был изображен на диске), и через 7 дней происходит лунное затмение. Умение предсказывать затмения давало жрецам огромную власть над необразованным народом.

Андис Каулинь и Милтон Хейфец рассчитали, что звезды на диске расположены не просто так, а изображают положение небесных тел во время солнечного затмения 16 апреля 1699 г. до н. э. Совпадение, конечно, вышло не идеальным, но и списать его на случайность невозможно.

Судя по изображению "небесной ладьи", диск был не просто сложным , но и предметом культа. Возможно, это самое древнее свидетельство наличия такого рода верований в Европе (другие находки с изображениями "небесной ладьи" намного моложе). Впрочем, она была добавлена к диску гораздо позже, уже после накладок и состоит из золота другого происхождения.

В настоящее время "звездный диск" стал одним из самых популярных символов Германии и даже был изображен на монете достоинством 10 евро, выпущенной в 2008 году

Эту фразу можно часто услышать у тебя за спиной, в какой-то деревне, когда приехал на место копа. На самом деле это не совсем так, черная археология и обычное хобби поиск старинных монет, это две разных вещи.

Чёрные археологи – люди занимающиеся раскопками на исторических ценностях, не имея при этом разрешения на право производства раскопок археологических памятников.Ни какой ценности эти люди в государство не несут. Как правило находки сдаются на черный рынок.

По мнению ученых, черная археология, это такое же варварство, как вырывание страниц из старинной книги. Ведь вещи найденные черными археологами, как правило оседают в частных коллекциях и оказываются потерянными для науки.

Но сами черный копатели, считают что лучше они будут оседать в частных коллекциях, чем сгнивать в земли. Ведь государство не выделяет на раскопки археологам деньги, придя на место так называемых раскопок, там не ведется никаких работ годами.

Жаль что этих людей не интересуют поля после распашки, или старинные села. Их цель, это курганы, места раскопок, солдатские могилы. А прочитавши мой , можно понять, что на могилах не всегда хорошо копать.

Ежегодно в нашей стране, действует тысячи армии таких черных копателей, разрушая тонкий слой земли и наполняя черный рынок находками. Как говорят белые археологи «если решил что-то ценное продать, так благодаря черным уродам цена жутко занижена»

Черная археология и закон

Существует закон, правда он утвержден в Украине. За незаконные раскопки, на местах которые несут археологическую ценность, можно получить штраф 2550 гривен, (раньше было 1700), или два года тюрьмы. Правда как всегда черных копарей награждают условным сроком.

Для белых археологов с металлодетектором есть зона от курганов, которую следует соблюдать. Она составляет 50 м, от насыпи. Будьте внимательны, а то можно хорошенько попасть.

ст. 243 Уничтожение или повреждение памятников истории и культуры.

ст. 243.1 Незаконная добыча археологических предметов, имеющих историческую, культурную или научную ценность.

Кстати внимание! Наша рада хочет ввести закон, «уклонение от обязательной передачи на постоянное хранение в государственную часть Музейного фонда археологических предметов», но его вводят уже около года. А если введут, будет плохо.

Черная археология второй мировой войны

Куча солдат считают пропавшими без вести. Есть клубы, которые находят такие захоронения и сообщают родственникам. Их не стоит путать с черными делами.

Черные копари мешают работу таким клубам и волонтерам. У них это «черный бизнес». Часто снимая ордена и значки отправляют за границу, не оставляя родственникам таких солдат ничего. А ведь возможно их кто-то искал?

Очень охотно продаются ордена наших солдат и немецких в германию. Так же немецкие коллекционеры готовы купить места где находятся остатки танков. Хоть в каждой деревне есть легенды о затонувшем в озере тигре.

Если вас задержала милиция, что делать?

Это не как не относится к черным археологам. Если их задержали правоохранительные органы, то это на долго. А бывает гуляешь с металлодетектором по пляжу, или идешь к машине по обочине, а тут к тебе подходит жирный дядька в форме и начинает качать права, думая «этот дурень все равно законов не знает».

Поэтому чтобы такого не было в первую очередь вы должны не волноваться, волнение видно сильно, и тогда натиск со стороны милиции может усилится, в итоге отдадите мд и все.

В первую очередь милиционер должен представится и показать удостоверения. Если такого не произошло, попросите об этом его, причем грозно попросите. Если милиционер не реагирует на вашу просьбу, то вы должны сказать «Согласно ч.2 ст.5 Закона Украины «о милиции»» вы как сотрудник милиции при обращении к гражданину, должны представится, сказать свою должность, показать удостоверение. Так, как он этого не сделал вы можете смело идти.

Другой разговор, если милиционер представился и показал удостоверение. Тогда, вы должны записать его фамилию и имя. Хоть вам это и не пригодится, если будете действовать согласно моей схеме. Ну все равно запишите, так он поймет что не с тем связался и возможно даже побоится продолжать разговор.

Главное не сопротивляться, не убегать, не показывать взволнованный вид, пугать законом, ничего не подписывать. Можете требовать соблюдения своего конституционного права, включите в телефоне камеру или запись аудио, это не противозаконно.

Ну на этом я закончу свою статью, теперь вы знаете что такое черная археология и черная археология второй мировой войны и самое главное, знаете что делать если вас остановили правоохранительные органы милиции.

P.S . И на последок советую посмотреть видео, один день с черным археологом.