Центральные бани. Необычный ресторан в бывших банях

Китайские бани, Центральные бани, хлудовские бани и даже ресторан «Серебряный век» — это всё один объект, памятник культурного наследия, о котором и будет мой сегодняшний рассказ. Китайскими они назывались по прежнему наименованию проезда, где располагались. По документам первоначально они значились даже как Русско-китайские, но вскоре после открытия владельцы переименовали их в Центральные.

Хлудовскими же их называли по фамилии владельцев — купеческого рода, основанного Иваном Хлудовым. Землю в центре Москвы, в Театральном проезде, купил его сын, Герасим Иванович Хлудов, а описываемое здание построили его наследницы, четыре дочери, уже после смерти отца. В качестве архитектора они пригласили весьма известного в те годы московского зодчего Семена Семеновича Эйбушитца. Кстати, С.С.Эйбушитц является автором проекта Московской хоральной синагоги в Большом Спасоглинищевском переулке, о которой рассказывалось в обзоре о храмах в районе Китай-города .

Что касается этого проекта, то заказчики высказывали пожелание архитектору, чтобы бани были сказочными. Бани получились действительно сказочными, но сложными в инженерном и техническом плане. Поэтому для реализации своих замыслов С.С.Эйбушитц пригласил из Петербурга инженера-архитектора Льва Николаевича Кекушева и весьма своеобразного художника Альфреда Томашко, православного чеха.

В общей сложности строительство заняло почти четыре года и официальное открытие Центральных бань состоялось 28 апреля (10 мая) 1893 года.

Помимо самих бань здесь действовал крытый плавательный бассейн, врачебные и массажные кабинеты, парикмахерская, механическая прачечная – безусловная новинка для Москвы той эпохи. Здесь же были открыты парфюмерный магазин торговой фирмы «Эмиль Бодло и К», продуктовые лавки, ресторан, трактир, небольшая гостиница, банкетный зал, залы для деловых переговоров. Вот как выглядело здание бань в то время

По фотографии видим, какие были цены: от 5 копеек в простонародных банях до 50 в более высоких разрядах. В последнем, так называемом «полтинном», отделении имелись русский, турецкий, финский залы с богатой отделкой стен ценными породами дерева и сусальным золотом. За отдельный трехкомнатный номер цены доходили до 10 рублей.

В высших разрядах Центральных бань сложилась своя клиентура: богатые промышленники, банкиры, весьма известные ученые, музыканты, врачи, генералы, именитые купцы. Любопытно, что артисты балета Большого театра посещали в основном Центральные бани, а вокалисты того же театра — Сандуновские. Даже Федор Шаляпин ходил только в Сандуны, а его жена-балерина посещала с коллегами Центральные. Постоянным посетителем Центральных бань был Л.Н.Толстой, бывал тут и А.П.Чехов.

После 1917 года Хлудовы уехали во Францию. Бани, хоть и утратили во многом свою первоначальную роскошь, продолжали работать вплоть до начала 1990-х гг. Потом в здании произошел сильный пожар, после устранения последствий которого в бывшем помещении бань был открыт ресторан. В 1993 году комплекс бывших Хлудовских бань был поставлен на охрану как памятник архитектуры.

Сейчас здание выглядит вот так

Входим в здание и попадаем в холл, где расположена вот такая роскошная двухмаршевая лестница

Считается, что эта лестница является копией парадной лестницы в Парижской Гранд-опера.

Места перед лестницей очень мало и она не помещается целиком в обычный объектив, поэтому воспользуюсь интернетовским фото с широкоугольным объективом

Думаю, по праву эта лестница считается одним из лучших творений Л.Н. Кекушева. Кстати, для приглашенного Кекушева участие в сооружении этих бань было одним из первых реализованных в Москве проектов.

Рассмотрим драконов, стерегущих лестницу

Ограждение лестницы выполнено в виде причудливых растительных узоров, переходящих в фантастических животных

Даже такая утилитарная вещь как решетка радиатора отопления в холле выполнена в том же стиле и с большим вкусом

Поднимаемся на промежуточную лестничную площадку. Вот вид на перила

Ограждение верхней части парадной лестницы более легкое и ажурное

Если хватит силы воли оторвать взгляд от кружева перил и поднять его в верх, то мы увидим … небо…

… в окружении богатейшей и причудливейшей лепнины…

которую можно рассматривать часами

Но есть ещё и стены, декорированные пилястрами и лепниной

Будем подниматься выше по лестнице, к балкону, украшенному вот такими торшерами

На балконе интересен пол, сохранившийся с момента постройки бань

На верхней площадке лестницы сейчас располагается бар, выполненный из темного дерева. Был ли он раньше – не уверена, но вот кафельный пол тут — подлинный

Отсюда попадаем в большой зал ресторана

Раньше здесь была раздевалка. Сохранились отдельные детали прежнего убранства: кессонированные потолки, украшенные лепниной, росписью и позолотой …

… камин со львами, как архитектурная подпись Льва Кекушева …

… оформление дверных проёмов

Сейчас эти двери не используются, а раньше именно через них попадали в следующее помещение – мавританский зал или мавританскую курительную комнату. Вот её современный вид

Потолок не нуждается в комментариях, просто смотрим

Иметь курительную в восточном стиле в те времена было модно. Например, про подобное помещение я рассказывала в обзоре по особняку Стахеева . Кстати, любопытно сравнить эти две стилизации разных художников: в курительной Китайских бань сразу заметны бОльшие цветовая нагруженность и причудливость форм. На упреки в пестроте оформления создатели этого мавританского зала отвечали, что при создании интерьера они сотрудничали с настоящими восточными художниками.

Обратите внимание на форму окон …

… оформление углов комнаты …

… дверных проемов

Опять-таки эти двери в наши дни не используются, а раньше они были открыты и из мавританского зала можно было попасть в следующий – комнату с бассейном

В центре этого зала до сих пор функционирует бассейн, правда, декоративный, а ведь это был если не первый, то один из первых крытых плавательных бассейнов в Москве. Вообще надо сказать, что для своего времени в Центральных банях был применен целый ряд технических и инженерных новшеств. Во всех разрядах бань был отдельный душ, где с определенной частотой менялась температура воды от прохладной к теплой. Здесь был установлен первый в городе общественный лифт, до этого все лифты в городе были персональными. Причем Л.Н.Кекушев усовершенствовал лифт так, что последний функционировал даже при полном отключении электричества. Это изобретение, с разрешения автора, немецкая фирма-изготовитель стала применять в своем производстве.

Л.Н.Кекушев придумал паровую машину для колки дров, которая работала в неизменном виде до 1931 года, потом её переоборудовали под электричество, и машина колола дрова до 1953 (!) года, пока бани не перешли на газ. Также по чертежам Л.Н Кекушева были сделаны очистные подземные сооружения с тройным отстойником, и рядом с банями даже в жару и безветрие не было запаха (в отличие от Сандуновских бань, с которыми Центральные бани постоянно конкурировали). Понятно, почему Центральные бани обслуживало около 250 человек, не считая поставщиков дров, веников, прочих расходных материалов и т.д.

Вот и бассейн представлял собой оригинальное инженерное решение: он был не выкопан в земле, а опирался на вершину сводчатого помещения под ним. На бассейн, по сути висящий в воздухе, приходили посмотреть специально. Насколько я поняла слова экскурсовода, изначально площадь бассейна была побольше, а проход вдоль стен зала – поуже.

По краю бассейн функционируют вот такие фонтанчики в виде писающих мальчиков

По периметру зала в нишах размещены скульптуры античных богов

Купол бассейна украшен изображениями парусников

В центре купола, в барабане, устроены круглые окна, через которые проникал солнечный свет. Сейчас это не так эффектно, потому что в советское время вокруг бань были возведены более высокие здания, частично заслоняющие свет

Очень красочны панно из керамической плитки ярких, насыщенных цветов

Ещё стоит упомянуть про небольшое помещение, которое сейчас используется как банкетный зал, а ранее было парикмахерской (вход в него из большого зала ресторана)

Как попасть в Китайские/ Центральные бани

Особенно рада сообщить, что, в отличии от всех ранее описанных объектов и большинства, о которых рассказ ещё впереди, это вполне доступное помещение. Как я уже упоминала в начале рассказа, сейчас здесь (Театральный проезд, д.3, стр.3) находится ресторан. В данный момент он называется «Серебряный век» и найти его легко, хотя он и не виден с Театрального проезда. Ближе всего к нему идти от м.Лубянка (выход к Детскому миру), это буквально 2 минуты. Чуть дальше идти от м.Театральная (выход к Большому театру), вот этот маршрут


С улицы вход во двор выглядит так

Пусть вас не смущает шлагбаум, проход свободный. Сразу за аркой, слева, увидите ресторан. Понятно, что просто гулять по ресторану и рассматривать интерьеры вам не разрешат, но ведь можно совместить! Вот меню ресторана, и хоть цены не назовёшь повседневными, но иногда можно себе позволить, считая это сменой обстановки или инвестициями в интересное

Сама я посещала ресторан с экскурсией и оценить его кухню не могу. Так что в раздел «Где покушать» я включила этот обзор не из уважения к гастрономическим достижениям объекта, а с учётом потенциального применения полученных на нашем сайте сведений)).

Кроме того, в мавританском зале и в комнате с бассейном предлагаются кальяны, вот ассортимент и цены

Как рассказал экскурсовод, помещения здесь часто снимают под банкеты, корпоративы, дни рождения, в том числе детские, и т.п. Представляете костюмированный новогодний корпоратив в мавританских интерьерах и с кальянами?! Или невесту в платье со шлейфом на лестнице а-ля Гранд-опера?! Так что новых и радостных вам впечатлений!

В январе я побывала в бывших Хлудовских (Центральных) банях, ныне ресторане "Серебряный век" и осталась под глубоким впечатлением от интерьеров. А когда я готовила материал о них, то наткнулась на очень интересный очерк из истории бань . Его автор, Евгений Аксенов родился и провел детство в здании бань, потому что его дед, Иван Аксенов, был одним из старейших и доверенных работников бань еще у сестер Хлудовых, а после революции стал Комиссаром Центральных бань. Его дневники внук дополнил рассказами родных, соседей, работников бань и архивными документами, которые собирал в течение полувека.

Нет смысла копировать очерк целиком, хотя он этого определенно заслуживает, поэтому я выбрала из него лишь то, что касается замечательного архитектора Льва Николаевича Кекушева, в трагической судьбе которого до сих пор немало белых пятен . Аксенов приводит немало фактов, где раскрываются новые грани таланта Кекушева, и самое главное - версию его гибели, совершенно непохожую на все, что пишут в статьях и монографиях о Льве Николаевиче. Правда ли это? Кто знает... Автора уже не спросишь, он умер, и его работа о банях вышла посмертно.
Фрагменты из очерка Евгения Аксенова я дополнила старыми фотографиями с сайта pastvu.com и современными фотографиями интерьеров.
Центральные бани построили 1370 инженеров, техников и рабочих 32 специальностей на деньги сестер Хлудовых, по проекту архитектора Семена Семеновича Эйбушитца. А также художники, под руководством инженера-архитектора Льва Николаевича Кекушева, которому принадлежит также проект бассейна и целый ряд некоторых технических и художественных новшеств того времени.

Идея постройки бассейна в Центральных банях принадлежала главному архитектору Семену Семеновичу Эйбушитцу. Для воплощения этой идеи в жизнь Семен Семенович пригласил из Петербурга представителя русской школы модерна инженера-архитектора Льва Николаевича Кекушева, и они сделали совместный проект бассейна. К созданию вышеупомянутых скульптур и отделки всего интерьера Центральных бань Лев Николаевич привлек весьма своеобразного художника Альфреда Томашко. Томашко в свою очередь нанял с десяток подмастерьев, при помощи которых довольно быстро выполнял любое задание архитекторов, причем весьма творчески.
Для Кекушева это был один из первых реализованных в Москве проектов.

Хлудовские бани. Мавританская курильная. Фото сделано между 1901 и 1913

Кекушев сам произвел расчеты и соорудил довольно внушительную центрифугу для банных веников. Дело в том, что во всех московских банях в те годы проблемой номер один было, как и куда девать такое огромное количество использованных веников. Ведь к концу рабочего дня во дворе вырастала гора мокрых веток, которые надо было как-то утилизировать.

Инженер Лев Кекушев вместе с главным архитектором строительства нашли выход: они решили с помощью паровой центрифуги выжимать из веников воду, как в современных стиральных машинах, а затем малыми партиями сжигать их вместе с дровами в главном котле. Кекушев создал также и машину для колки дров, работающую при помощи пара, и эта установка проработала в первозданном виде до 1931 года, затем на нее поставили электромотор, и машина исправно колола дрова аж до 1953 года, пока главный котел не перевели на газ.

В левом (западном) здании Центральных бань в начале 1893 года немецкая фирма «Сименс и Гальске» устанавливает первый в городе общественный лифт, в основном для посетителей отдельных номеров третьего этажа. В городе уже работали лифты на электрической тяге, но все они были персональными.

Лев Кекушев учел возможные перебои с электричеством и, чтобы люди не застряли в лифте, усовершенствовал всю лифтовую систему тяги так, что лифт продолжал поднимать пассажиров даже при полном отключении электричества. В самой фирме-изготовителе об этом усовершенствовании узнали лишь через 20 лет — в 1913 году, во время капитального ремонта, в котором Лев Кекушев принимал самое активное участие. Тогда из Германии специально приехали три инженера-конструктора, дабы своими глазами видеть этот лифт в работе.

За усовершенствование лифтового оборудования в начале 1914 года фирма «Сименс и Гальске» выдала Льву Кекушеву огромную премию, как позже говорили в Центральных банях: «За немецкую блоху, кою Лева подковал».

Кстати, немецкая фирма сразу применила изобретение Кекушева в США, где в те годы устанавливала свои лифты в высотных зданиях. Патент на техническое усовершенствование лифтового оборудования немецкие инженеры, присутствовавшие во время капитального ремонта лифта, оформили на себя, но с позволения Льва Николаевича.

Парикмахерская при банях

В отличие от машины для колки дров, лифт проработал до лета 1918 года, затем был национализирован и демонтирован. Примерно за неделю до демонтажа лифта соседний дом № 3, что по Театральному проезду, бывший Торговый дом Хлудова, посетил Владимир Ильич Ульянов (Ленин). В тот день в этом здании проходило собрание московских водопроводчиков. Только не путайте инженерно-технических работников с сантехниками.

Ленину кто-то, видимо, доложил об этом мероприятии, и он явно захотел придать этому собранию политическую окраску. Ленина сначала освистали, но, учитывая его статус и возможные последствия, культурно послали вождя в баню. Владимир Ильич оскорбился, а затем покинул собрание через запасной выход хлудовского дома и оказался во дворе Центральных бань, но не сел в свою персональную машину, а неожиданно пошел куда посылали — в баню, благо рядом. Естественно, что его личная охрана быстро организовала посещение отдельного номера на третьем этаже западного корпуса.

Поднимался вождь на третий этаж и спускался в единственном при бане лифте — это точно. В тот день возле лифта дежурил вахтер по кличке Фонарь. Такую кличку ему дали за необычно высокий рост, и он, естественно, запомнил «высокого гостя» с низким ростом. А через неделю этот общественный лифт был демонтирован и вывезен в неизвестном направлении... Рабочие демонтировали лифт, проработавший 25 лет, всю лифтовую технику на четвертом этаже западного здания увезли в неизвестном направлении под конвоем латышских стрелков. Позже в Центральных банях досужие посетители поговаривали, что лифт украл Ленин для своего бункера в Московском Кремле.

После октябрьского переворота Лев Николаевич Кекушев, единственный в Москве специалист, знающий лифтовую технику, страдал одышкой и нигде не работал, но Центральные бани посещал регулярно до 1919 года. Примерно через полгода после демонтажа лифта он пропал без вести. На Мясницкой, возле чайного магазина, его арестовали люди в кожаных куртках и увезли в легковой автомашине в сторону Чистых прудов. Все это произошло на глазах женщины, работавшей в прачечной Центральных бань и хорошо знавшей Льва Николаевича. Кто знал лично Льва Кекушева, говорили, что новую власть он люто ненавидел и вряд ли стал на нее работать. Причем своих взглядов никогда не скрывал и говорил то, что думал. Если большевики рассчитывали наладить лифт в бункере с помощью Льва Кекушева, то они глубоко ошиблись. Это был не тот человек, коего можно было сломить...

А лифтовая пристройка долго не пустовала. Сначала в ней был склад, а затем Иван Афанасьев, будучи в те годы одним из первых комиссаров Центральных бань (была и такая должность), с разрешения местного райкома партии, переехал в эту «капитанскую рубку» вместе со всей семьей и обосновался там в двух комнатах, а чуть позже туда же переехал и его заместитель — Леонид Афиногенов. Райком партии специальным решением присвоил этой новой трехкомнатной коммунальной квартире номер 26. Вот в этой «коммуналке» я (Евгений Афанасьев) и появился на свет в августе 1945 года.

Дом Хлудова на Театральном проезде во дворе которого находились Центральные бани. 1906

Повторяю: выше - текст, автором которого является Евгений Аксенов. А дальше - мои дополнения и фото.
1.

Итак, текстильный промышленник и купец Герасим Хлудов решил построить свои бани самого высшего сорта и переплюнуть знаменитые Сеандуновские бани. Первые корпуса Центральных бань открыли еще при жизни Герасима Ивановича в 1881 г. Четыре дочери - наследницы Хлудова продолжили строительство бань, которые были открыты в 1893 году.
Согласно легенде, на вопрос Эйбушица, каким должен быть новый банный дворец, заказчик ответил: "Сказочным. Таким, что в точности и описать невозможно".

Хлудовские бани под названием Центральные проработали практически все время, что существовал Советский Союз. Просуществовали они ровно сто лет (с этим тоже связана легенда), и в 1993 году бОльшая часть комплекса сгорела:(((В оставшихся четырех залах разместился ресторан "Серебряный век". туда мы и отправимся.

2.Входим. Здесь царит полумрак. Проект лестницы выполнил Лев Кекушев

3.У входа камин

4.У подножия лестницы сидят два грифона

5.

6.Потолок над входом

7.Поднялись по лестнице

8.

9.Главный зал ресторана, он же бывшая раздевалка. Здесь сохранились камин и потолки.

Но и посетители ресторана «Серебряный век» на Театральном проезде (д.3 стр. 3). Во дворе, между зданиями Министерства Транспорта и МЧС РФ, стоят два сохранившихся трехэтажных корпуса Центральных бань - западный (левый) и восточный (правый). За весьма доступные цены здесь можно отведать всевозможные яства, и заодно пройтись по бывшим помещениям знаменитых прежде Хлудовских или Центральных бань, которые занимали негласное второе место после Сандунов, а некоторые даже считали их лучшими в Москве. Включите воображение и представьте, как вплоть до начала 1990-х годов там мылись и поправляли свое здоровье москвичи. Баня была прежде местом необходимым – в подавляющем большинстве старых жилых домов вплоть до 1970-х годов не было ванных комнат, поэтому помыться можно было только в бане!

Создатель бань. На закате своей жизни Герасим Иванович Хлудов, крупнейший текстильный фабрикант, купец 1-ой гильдии и коллекционер картин, решил всерьез заняться банным делом и переплюнуть в этом знаменитые Сандуны. В 1878 году он покупает землю для строительства, которая принадлежала грузинским царевичам. Вначале, бани официально назывались «Русско-китайские» (китайские потому, что располагались вблизи Китайгородской стены), но вскоре после официального открытия Хлудовы переименовали их в Центральные. Однако москвичи, полюбившие их, стали называть бани по владельцам, Хлудовскими.

Герасим Иванович Хлудов

В 1881 г. заработали первые банные корпуса. Но Г.И. Хлудову так и не довелось увидеть во всем великолепии все его детище — 7 июня 1885 года он скончался, и последующим строительством занимались уже его четыре дочери, вышедшие замуж за представителей известных купеческих фамилий Москвы (Прохоровы, Востряковы, Найденовы и Лукушины). В результате был возведен многофункциональный комплекс с гостиницей, доходным домом и рестораном, где можно было снять квартиру, отдохнуть, пообедать, посетить врача или заключить сделку, а также была окончена постройка жилого дома Хлудовых (Рождественка, д. 1). В строительстве принимали участие почти 1,5 тысячи человек, среди которых были инженеры, техники, художники, скульпторы и рабочие 32-х специальностей. Вскоре после открытия, сестры Хлудовы сдали бани в аренду торговому дому «Виноградов И.Н. и Кузнецов Ф.П.», так это являлось для семьи побочным бизнесом. Строительство бань окупилось владельцам лишь через 11 лет, зато после стало приносить солидный доход, достигавший в среднем 40 тысяч рублей в год.

Архитектор С.С. Эйбушитц и Л.А. Кекушев. Проект банных зданий был заказан известному архитектору Семёну Семёновичу Эйбушитцу.

Семён Семёнович Эйбушитц

Для воплощения грандиозного «сказочного» замысла, он пригласил из Петербурга инженера-архитектора Льва Николаевича Кекушева , и они вместе создали проект шикарного банного бассейна. Участие в строительстве этих бань было для будущего известного зодчего одним из первых реализованных проектов в Москве. Для отделки интерьера и создания витражей, Лев Николаевич привлек известного тогда в Москве художника-предпринимателя Августа Томашки, который как правило сам работы не выполнял, а привлекал для этого учеников художественных училищ или начинающих авторов.

Центрифуга для банных веников. Кекушев занимался также устройством технических и художественных новшеств. По его чертежам были сделаны уникальные очистные подземные сооружения с тройным отстойником, и никакого дурного запаха, кроме приятного, рядом с банями никогда не было. Кекушев соорудил в этих банях нечто, доселе невиданное — огромную центрифугу для банных веников! К концу рабочего дня во дворе бань вырастала гора мокрых веников, которые можно было использовать только один раз и которые после этого подлежали уничтожению. Инженер Кекушев вместе с Эйбушитцом придумали центрифугу, которая быстро выжимала из веников воду, после чего их сжигали в главном котле. Кекушев также создал машину для колки дров, работающую при помощи пара, и эта установка проработала в первозданном виде до 1931 года, потом на нее поставили электромотор и она в таком виде колола дрова аж до 1953 года, пока главный котел не заменили газовым.

Лев Николаевич Кекушев

Первый общественный лифт Москвы. В начале 1893 года в западном (левом) здании Центральных бань немецкая фирма «Сименс и Гальске» установила первый электрический общественный лифт в Москве, который обслуживал посетителей номерных бань на третьем этаже. Лев Кекушев понимал возможные перебои с электричеством и, чтобы люди не застряли в лифте, усовершенствовал лифтовую систему так, что кабина продолжала поднимать пассажиров даже при полном отключении электричества. В фирме-изготовителе об этом узнали только через 20 лет, в 1913 году, во время капитального ремонта бань. Тогда из Германии специально приехали инженеры-конструкторы, чтобы своими глазами видеть это изобретение. За это новаторство, в 1914 году фирма «Сименс и Гальске» выдала Льву Кекушеву солидную премию, после чего в банях стали говорить: «За немецкую блоху, кою Лева подковал». Правда при этом Кекушев уступил им патент на изобретение, и немецкая фирма сразу применила свое право в США, где устанавливала лифты в высотных зданиях.

Банный лифт проработал до лета 1918 года, а затем был демонтирован. Примерно за неделю до демонтажа лифта в соседнем доме № 3 на Театральном проезде (бывший Торговый дом Хлудова) проходило собрание московских водопроводчиков, которое решил посетить В.И. Ленин, живший тогда в рядом расположенной гостинице «Националь». Говорят, что после своего неудачного выступления на собрании, Ленин на этом лифте поднялся в банный номер на третьем этаже и вероятно хорошо там попарился. А через неделю этот лифт, проработавший 25 лет, и всю лифтовую технику демонтировали и увезли в неизвестном направлении, под конвоем латышских стрелков. Впоследствии, в Центральных банях стали говорить, что Ленин забрал этот лифт для своего бункера в Московском Кремле. Через полгода после этих событий исчез и сам устроитель лифта Лев Николаевич Кекушев…

Открытие банного комплекса. 28 апреля (10 мая) 1893 года было решено торжественно отпраздновать открытие банно-гостинично-торгового комплекса. Сестры Хлудовы решили устроить сразу четыре банкета в банях. Первый банкет-завтрак состоялся в 9 часов утра на втором этаже правого здания. На него пригласили всех строителей и даже рабочих заводов, которые делали кирпич для здания. По окончании банкета всем выдали именные конверты с денежной премией. Второй банкет состоялся в 12 часов дня. На него были приглашены священнослужители всех соседних храмов, мужских и женских монастырей. По окончании банкета состоялся всеобщий молебен, после чего присутствующим выдали по отрезу ткани высокого качества: священникам — белого, а монахам и монашенкам — черного цвета. Третий банкет был самым главным, он начался в 3 часа дня на втором этаже западного (левого) корпуса бань, в Высшем разряде мужского отделения. Столы накрывали шесть лучших рестораторов Москвы, за каждым гостем был закреплен свой официант. На этот банкет были приглашены важные государственные деятели, купцы первой гильдии, банкиры и иностранцы. При этом чиновников отделили от купцов, накрыли отдельные залы. Первых посадили в Турецком зале, который специально для банкета обставили дорогой мебелью. Для музыкального сопровождения пригласили три оркестра и цыганский ансамбль. Музыканты играли до окончания всех банкетов, поэтому ночевать им пришлось в банях.

Ровно в 15.30 к баням подъехал генерал-губернатор Москвы великий князь Сергей Александрович Романов , и в сопровождении свиты сразу прошел в Турецкий зал. Правда, генерал-губернатор пробыл на банкете всего 10 минут!

Елизавета Фёдоровна и Сергей Александрович Романовы

Четвертый банкет был устроен в восточном (правом) здании для самих Хлудовых и начался в семь часов вечера. Туда пришли и те, кто не догулял на третьем банкете. Всеобщее веселье закончилось лишь поздно ночью.

Знаменитые конкуренты. Среди приглашенных на открытие была и владелица Сандунов Вера Ивановна Фирсанова с мужем, Алексеем Николаевичем Гонецким. Но когда она увидела там своего ненавистного первого мужа, банкира Воронина, то спешно покинула банкет. Оставшись один, господин Гонецкий вместе с соседом по столу, художником Августом Томашки, принялся усердно дегустировать спиртное. Мужчины быстро опьянели и их пришлось отнести в женское отделение высшего разряда, где они проспали всю ночь на кожаных диванах. Утром госпожа Фирсанова прислала за мужем пролетку и двух здоровых мужиков, которые живо вытащили его на улицу, встряхнули и увезли к жене.

Вера Ивановна Фирсанова

Через пару лет после открытия Центральных бань, Фирсанова и Ганецкий начали грандиозную перестройку своих Сандуновских бань, при этом они пользовались теми же подрядчиками и рабочими. После открытия обновленных Сандунов, у каждого появились свои почитатели и завсегдатаи. Были и такие, которые мылись «на два фронта». Старожилы бань долго вспоминали одного профессора, который со дня открытия лет тридцать парился поочередно в Высших разрядах этих двух бань для разнообразия. По традиции, артисты балета Большого театра ходили в основном в Центральные бани, а вокалисты предпочитали Сандуновские. Федор Иванович Шаляпин парился только в Сандунах и только в санитарные дни, а его жена-балерина Иола Торнаги посещала с коллегами Центральные бани. Дореволюционная банная жизнь. Центральные бани обслуживало 250 человек. Помимо основных работников, в Высшем мужском отделении по вечерам регулярно играл оркестр из пяти внештатных музыкантов. В штате числился телефонист, а также биотехник в белом халате, который каждые три часа брал из бассейна пробу воды для биохимического анализа, и дежурный курьер увозил их в специальную лабораторию Москвы. Более всего богатые московские купцы любили посещать бани семьями и поэтому шли в отдельные номера. Часто, номерные бани использовались для заключения многомилионных сделок. Старослужащие рассказывали, что возле номеров можно было увидеть ожидающего в кресле нотариуса с книгой. Был даже случай, когда нотариус дежурил в бане пять суток подряд. Все это время он со своими помощниками находился в соседнем номере, ждал и, по всей вероятности, тоже отдыхал. При банях было специальное детское отделение, с игрушками и банщицей, которая закреплялась за каждым ребенком. В интерьерах красовались уникальные художественные росписи, сверкали витражи и позолота, блестело красное дерево. Цены на посещение начинались от 5 копеек в «простонародных банях» и доходили до 10 рублей за отдельный трехкомнатный номер. В фешенебельном женском отделении за 30 копеек комнаты отдыха были разделены на уютные отсеки с помощью высоких резных спинок диванов, а в отсеках стояли туалетные столики и зеркала. Здесь мылись богатые промышленники, первогильдейские купцы, банкиры, великие артисты и выдающиеся личности России. Любили посещать эти бани Л.Н. Толстой и А.П. Чехов.

Революционное лихолетье и пропавшие сокровища. В санитарный день, в сентябре 1917 года, в женском отделении Высшего разряда состоялось собрание семейства Хлудовых, всего человек сорок. По окончании собрания, хозяйка Александра Герасимовна Найденова, которая к тому времени скупила все наследственные доли сестер, вызвала трех самых надежных работников. Об этом вспоминал один из них, Иван Аксенов, который в 1918 году стал комиссаром национализированных бань. В присутствии секретаря и священника-старообрядца Александра Герасимовна сообщила об опасности в стране и предложила забрать из банка заказанные еще в 1914 году золотые и серебряные тазы и спрятать до лучших времен в надежном месте. Затем она оформила доверенности, подписала квитанции и дала каждому из трех работников по конверту с деньгами на карманные расходы. Батюшка прочел молитву, и все разошлись. Больше Найденову в Центральных банях никто не видел. Согласно банковской квитанции, три золотых таза с барельефами и сорок серебряных тазов были получены, а потом по свидетельству участников спрятаны на дне старого колодца, в 180 метрах от Боровицких ворот Кремля. Колодец засыпали и тщательно выровняли землю. В 1918 году, получив сведения из банка, сотрудники ВЧК стали интересоваться этими ценностями, несколько дней они осматривали всю территорию, простукивали стены и вскрывали полы в нескольких местах. Но так ничего не нашли. А может и нашли, но нам об этом ничего не известно…

Александра Герасимовна Найдёнова (Хлудова)

После революции. Хлудовым пришлось уехать во Францию. В бывшей лифтовой пристройке соорудили сначала склад, а потом тот самый Иван Афанасьев, бывший служащий и один из первых комиссаров Центральных бань, устроил там трехкомнатную квартиру с официальным номером 26. Две комнаты заняла его семья, а в третьей обосновался заместитель, Леонид Афиногенов. В здании бывшего доходного дома при банях, в 1924-1925 годах работал Московский коммунальный музей, предшественник Музея Москвы. В 1926 году бани решили назвать именем Дзержинского, но сами же чекисты сочли это не лучшей идеей. В 1927 году им грозило переименование в «Имени 10-летия Октября», но вывеску над входом вскоре сняли. В 1930-х годах бани хотели назвать «Имени Я.М. Свердлова», потом «Московские бани имени Жданова», но они благополучно остались Центральными.

В первые месяцы советской власти в Высшем разряде постоянно бывал генерал Брусилов. Когда он входил, то все вставали и отдавали честь — и белые, и красные, и даже московские купцы. Банные номера любили посещать великие люди, руководители страны, партийные деятели и представители интернационала. В 1934–1935 годах в баню по спецкарточкам приходили мыться тысячи рядовых строителей московского метро.

Война. В самом начале войны при банях был организован пункт раздачи лекарств для больных сахарным диабетом, сначала для военных, а потом и гражданских лиц. Препараты привозили в коробках из картона, который потом шёл зимой на утепление солдат. После войны работники бань помогали утепляться картоном немецким военнопленным, которые под конвоем мылись в правом (восточном) здании мужского отделения.

Знаменитые посетители. Очень любила посещать эти бани тогдашний министр культуры Екатерина Алексеевна Фурцева. В течение многих лет она всегда приходила с какой-нибудь актрисой, которая и расплачивалась за номер. Кассирша не помнила такого случая, чтобы Фурцева сама оплатила свое посещение. Когда в СССР приехал коллега Фурцевой, министр культуры Франции и знаменитый писатель Морис Дрюон, то он также отправился в Центральные бани. Его тогда сопровождал и парился вместе с ним известный актер Ростислав Плятт. Часто, прямо в домашних тапочках, приходила сюда Рина Зеленая , которая жила неподалеку в одном из номеров гостиницы «Европа». Нередко она мылась со своей подругой, Фаиной Раневской , при этом платили они за посещение номера по очереди.

Мавританский зал

Постоянным посетителем номерных бань был артист Михаил Румянцев – знаменитый клоун Карандаш. Однажды в 1950 году Карандаш вернулся с гастролей и обнаружил, что потерял ключи от квартиры. Тогда он решил в ожидании семьи помыться в номере бани. Дело в том, что неизменным его спутником была собака Клякса, а с собаками можно было только в номера. Но они оказались все закрыты на ремонт. Тогда он пошел в общее отделение Высшего разряда. Это был единственный случай посещения бани с собакой и купание ее в бассейне. Жалоб от посетителей не было, потому что это было счастьем помыться с великим клоуном и его собакой!

Банный крах. Бани продолжали «мыть» многочисленных посетителей до начала 1990-х годов, и спустя пару лет из-за экономических трудностей они закрылись и были брошены на произвол судьбы. В 1993 году в здании бань произошел сильный пожар, который уничтожил многие интерьеры и повредил фасады. В 2000-е годы левое здание немного перестроили, но сохранилась шикарная мраморная лестница, выполненная по проекту Льва Кекушева, почти в первозданном виде дошли до наших дней некоторые помещения мужского отделения «за 50 копеек» — уникальные интерьеры холла с ажурными медными светильниками, классический зал с камином, где ранее была банная раздевалка, комната в мавританском стиле и круглый бассейн, окруженный «писающими мальчиками» и античными статуями. Сейчас в этих помещениях принимает гостей ресторан «Серебряный век». Вы можете посетить эти бывшие роскошные Центральные бани, если придете в ресторан «Серебряный век». Официальный сайт ресторана http://www.silverage.moscow/ . А если вы желаете увидеть шедевр банного убранства в действующих банях, то милости просим на нашу !
Автор публикации – Наталья Леонова
Дата публикации – 19 апреля 2017 года

Путеводитель по архитектурным стилям

Комплекс доходных домов и бань Семен Эйбушитц построил по заказу Хлудова в 1889 году. Предпринимателю не давал покоя успех Силы Сандунова, и он решил заняться банным делом. Когда архитектор спросил у заказчика, какими он видит будущие Китайские бани (названы по близости к ), тот ответил, что сказочными и пышными, с русскими парилками разного разряда, большой Турецкой залой. Возможно, поэтому банный комплекс построили в новом тогда стиле эклектики.

Бани удались! В них было все: фрески, витражи, позолота, красное дерево. А воду качали из Москвы-реки по специальному водопроводу. Цены Хлудовских бань начинались от 5 копеек в «простонародных банях» и доходили до 10 рублей за отдельный трехкомнатный номер.

Но Хлудову этого было мало, и он превратил бани в многофункциональный комплекс, где можно было отдохнуть, пообедать, посетить врача, заключить сделку. Было при банях и специальное детское отделение - с игрушками и закрепленной за каждым ребенком банщицей.

А на Хамовнической набережной бани открыли «пляжный филиал». С Финского залива туда специально доставляли белый мельчайший песок.

Сам Герасим Хлудов не дожил до открытия бань, и завершали строительство уже его дочери. 28 апреля 1893 года, когда Эйбушитц закончил строительство жилого дома для семьи Хлудовых, в банкетном зале Китайских бань состоялось их торжественное открытие.

После 1917 года Хлудовым пришлось уехать во Францию, и в советское время бани стали называться «Центральными». Они работали до начала 1990-х годов.

В 1924-1925 в здании бывшего доходного дома Хлудова работал Московский коммунальный музей - предшественник Музея Москвы. В 1934 здание надстроили двумя этажами.

В 1993 году пожар уничтожил многие интерьеры и повредил фасады здания. Сейчас в бывших Хлудовских банях работает ресторан. Здание перестроили, но сохранились интерьеры холла, классического зала, мавританской комнаты и бассейна. Уцелела и мраморная лестница по проекту Льва Кекушева.

Говорят, что... ...в Центральных банях появилась первая в России механическая прачечная и первые в Москве крытые плавательные бассейны.
...в Хлудовских банях встречались и парились вместе представители разных диаспор: немцы, французы, армяне.
...накануне отъезда одна из дочерей Хлудова позвала трех надежных работников и рассказала, что в 1914 году Хлудовы заказали для бань 3 тазика из чистого золота (весом 10 килограммов) и 40 серебряных. Из-за войны их пришлось сдать на хранение в московский банк. Драгоценные шайки не вывезли, а спрятали. Поэтому стены и потолки Центральных бань тщательно исследовали, но тазики не нашли. Говорят, что один из работников спрятал их во дворе свой квартиры на Волхонке, где в то время копали колодец.

Фотографии интерьеров хлудовских бань:

Много в Москве скрытой красоты, таящейся в неприметных с виду особняках и обезличенных временем строениях. К счастью, в наш коммерческий век, когда люди используют разные возможности подзаработать, грех не использовать доставшуюся невзначай красоту и получить профит, пуская экскурсантов в свои владения.

Так, открыли свои двери для организованных экскурсий отель Метрополь, особняки Смирнова, Стахеева, Носова (это ни в коем случае не обезличенные строения, а самые что ни на есть архитектурные шедевры – как снаружи, так и внутри).

Недавно мы побывали внутри роскоши и великолепия, достойных дворца, а именно — в помещении бывших Центральных бань , до революции именуемых Хлудовскими . Сейчас в здании находится ресторан «Серебряный век ». По выходным ресторан открывается с 15 часов, а в первой половине дня исторические Хлудовские бани посещают экскурсанты.

Адрес ресторана: Театральный проезд, 3с3 .

Когда-то весь этот квартал занимал Пушечный двор , на котором отливались пушки (в том числе Царь-пушка) и колокола. Пушечный двор был окружен крепостной стеной и спускался к Неглинке. Вода реки использовалась для производства.

А вот напротив Пушечного двора, там, где сейчас стоит отель Метрополь, традиционно располагались бани, использовавшие воду той же Неглинки.

В конце 19 века этот участок земли купил купец Герасим Иванович Хлудов, владевший ткацкой мануфактурой в .

Был Хлудов страстным коллекционером, собравшим большую коллекцию картин, в общем, человеком, к красоте неравнодушным. Для строительства он нанял архитектора С.С. Эйбушица, но тот настолько был завален заказами, что практически отдал строительство банного комплекса «дворцового типа» своему помощнику, молодому архитектору Льву Кекушеву, незадолго до этого перебравшемуся в Москву из Петербурга.

Здание бань строилось около 13 лет. Семью Хлудова за это время настигло большое горе: умер единственный сын фабриканта Павел, 22-х лет от роду. Отец ненадолго его пережил. Остались 4 дочери, которые обладали отцовской коммерческой хваткой. При них Хлудовские бани были достроены и открыты в 1893 году.

Справа располагались 5-тикопеечные бани для простого люда, слева – за полтину, для господ. И так они были великолепны, что первое время народ просто валил полюбоваться интерьерами. И конкуренты приходили – владельцы Сандуновских бань Вера Фирсанова с супругом, тоже кое-что взяли на заметку.

Бани стали приносить хороший доход, все было сделано по уму. Да и помыться в таких интерьерах – одно удовольствие. И люди царских кровей здесь парились, и литераторы. Говорят, и Толстой в Хлудовских банях парился, и Чехов – может, и сталкивались здесь порой, каждый со своей шайкой.

А сестры Хлудовы так были довольны работой молодого Льва Кекушева, что по углам квартала заказали ему возвести два доходных дома, которые он и построил. А впоследствии по заказу сестер сделал часовню на месте упокоения их родителей.

Хлудовские бани дали «зеленый свет» карьере Кекушева, после этого он прочно утвердился в Москве как архитектор и уже не знал нужды в заказах. Вскоре напротив «квартала Хлудовых» (два доходных дома и бани между ними) он строит гостиницу Метрополь.

После революции Хлудовские бани стали называться Центральными. Просуществовали они до 1990-х годов, а потом каким-то загадочным образом сгорели. И вскоре после этого здания банного комплекса разделили между несколькими собственниками. И в самой красивой части бань – той, что была за полтину – открыли ресторан.

Осмотр интерьеров

Итак, начинаем осмотр Хлудовских бань, этого шедевра Кекушева.

Проходим в неприметную щель между домами и попадаем в Театральный проезд. Справа и слева тянутся невысокие здания – ну, совершенно непримечательного вида. Слева — пятикопеечные бани, справа — за полтину.

Бани за полтину (в них-то и располагается сейчас ресторан «Серебряный век»):

Вестибюль

Ровно в 12 нам открыли дверь, мы зашли в прихожую и буквально с первых шагов были сражены великолепием парадной лестницы.

Не правда ли, ошеломляющее впечатление? Я ничего подобного даже не ожидала увидеть.

Как нам сказал экскурсовод, это была задумка Хлудова – создать контраст между внешним видом здания и его содержимым, такой, чтобы каждый входящий в помещение бывал сражен с первых шагов.

Поднимаемся по лестнице.

Белый рояль. Путти держат лампы

Потолок над вестибюлем

Плитка тоже осталась еще с тех пор

Зал с камином

Проходим в большой зал с камином. Сейчас в этом зале проходят банкеты, а когда-то здесь разоблачались посетители, снимали верхнюю одежду и проходили дальше.

Великолепный камин

Потолок расчерчен на вдавленные прямоугольники

Вентиляционные решетки: слева — современная, справа — дореволюционная

Решетки для радиаторов тоже сохранились с тех времен, для каждого помещения — свое оформление

Из большого зала можно пройти в отдельный кабинет

Мавританский зал

Роскошный мавританский зал использовался как курительная комната. Невероятно эффектен! Сказочные чертоги!

Фотографии я делала со вспышкой и без, поэтому такие разные цвета

Зал с бассейном

Совершенно зачарованные, из мавританской курительной мы перешли в круглую залу с высоким куполом. В центре залы — мелкий бассейн, по периметру тянутся диваны. В нишах расставлены скульптуры.

Собственно, на этом прогулка по Хлудовским баням была завершена. По обратном пути мы еще раз полюбовались великолепным вестибюлем. Экскурсия занята минут 40. До посещения бань экскурсовод нам рассказала историю создания бань и историю самого Пушечного квартала. После бань мы прошлись до Метрополя — еще одного выдающегося творения Кекушева. Посмотрели на доходные дома, которые по обеим сторонам бань построил Кекушев по заказу сестер Хлудовых.

Один из домов не слишком пострадал от переделок

Зато другой был практически полностью лишен декоративных элементов, некогда выделявших его среди других зданий.

Когда-то этот дом выглядел так

Экскурсия получилась интересной и, главное, необыкновенно красивой. Рекомендую. Экскурсии в Хлудовские бани сейчас организуют многие московские туристические фирмы, предложений в интернете много, без труда можно подобрать на нужную дату. А при желании — и отобедать в исторических интерьерах.