Биография марины семеновой. Столетний юбилей балерины марины семеновой Марина Семенова

В день рождения Марины Тимофеевны АиФ.ru вспоминает самые интересные моменты биографии знаменитой танцовщицы

Марина Семенова и Алексей Ермолаев в балете Петра Чайковского «Щелкунчик», 1939 год. Фото РИА Новости

Семья

Родилась будущая легенда мирового балета в 12 июня 1908 года, в Санкт-Петербурге, в семье мелкого служащего. Отец рано умер, и мать осталась с шестью детьми на руках. Пришлось выходить замуж снова — одной прокормить столько голодных ртов было невозможно. Конечно, вряд ли Марина стала бы танцовщицей, если бы не счастливый случай в лице подруги матери — Екатерины Кариной , которая увлекалась балетом и вела свой детский танцевальный кружок. Именно в этом кружке впервые раскрылся талант Семеновой — маленькая златовласая девочка покорила всех естественной грацией и природной пластикой. Карина смогла оценить способности талантливого ребенка и уговорила мать и отчима отдать Марину в хореографическое училище. Так в десять лет Семенову повели поступать в училище.

Но приемная комиссия в худенькой маленькой девочке балерину не увидела. Спас ее для будущей карьеры солист Мариинского театра Виктор Семенов — он заступился за однофамилицу и девочку взяли учиться. После поступления Марина переехала из родного дома в интернат. На дворе стояли суровые революционные годы, и жилось всем, а особенно работникам искусства, далеко не сладко.

Первые шаги на сцене

Первый год она занималась в классе Марии Федоровны Романовой , матери Галины Улановой . Марина была ученицей озорной, но очень одаренной, и из первого класса ее перевели сразу в третий — класс знаменитой балерины Агриппины Вагановой , известной своей строгостью к ученикам. Однако, Ваганова покорила новую ученицу своим блеском и между ними установились теплые отношения, продлившиеся всю жизнь.

В тринадцать лет Марина, в качестве ученицы Ленинградского хореографического училища впервые дебютировала на сцене в балете «Волшебная флейта».

Но настоящим триумфальным сценическим дебютом Семеновой стало выступление на сцене Академического театра оперы и балета в «Дон Кихоте». Критика захлебывалась от восторга, расточая похвалы юной балерине.

Марина Семенова, 1951 год. Фото РИА Новости

После училища Семенову приняли в труппу Мариинского театра, причем сделав для нее исключение: все молодые балерины обязаны были пройти через кордебалет, а Семенову сразу поставили на основные партии. Партнером ее стал Виктор Семенов — тот самый, который принимал ее в хореографическое училище.

Семенов стал для молодой танцовщицы не только педагогом, посвятившим ее в святая святых искусства, но и первой любовью — вскоре Марина и Виктор стали мужем и женой.

Триумф в Большом

В сентябре 1930 года Семенова впервые выступила на сцене Большого театра — в образе Ники в балете «Баядерка». Московская публика отнеслась к прибытию ленинградской балерины настороженно — думали, что справиться с партией ей помешает пресловутый «академизм» балетной школы северной столицы. Однако, Семенова явила сочетание столь безупречной виртуозной техники и страсти исполнения, что Москву захлестнула волна восторга. Выйдя на сцену в обтягивающем тело лифе, в короткой юбке, открывающей сильные ноги и черными косами, змеящимися по плечам, молодая балерина произвела фурор.

Луначарский во время своего визита во Францию хвастался Дягилеву , что в советской России есть еще великие балерины, а Стефан Цвейг , который видел Семенову на сцене, испытал настоящее потрясение, которое подробно описал своих записках.

Семенова стала примой. Особенно запоминающейся в ее исполнении была одна из самых сложных ролей — Лебедя в «Лебедином озере». В этом балете Марина танцевала 25 лет, покорив не только свою родину, но и Запад. Во Франции Семенова покорила зрителей партией Жизель.

Марина Семенова в балете «Пламя Парижа». Фото: РИА Новости

Личная жизнь

Брак с Виктором Семеновым продлился недолго — сказывалась стремительная карьера молодой балерины. Когда она в 1930 году переехала из родного города в Москву, то познакомилась там со Львом Караханом — революционером и дипломатом. Красота Семеновой тогда расцвела полным цветом, по свидетельствам современников, балерины была неотразима, царственно-прекрасна, а профессиональная пластика придавала ее походке и жестам утонченную обворожительность. Карахан на момент женитьбы на Семеновой был заместителем наркома иностранных дел СССР, дважды женатым отцом троих детей. Однако, балерину «красный» дипломат покорил, и в тот же год она стала его третьей женой. Впрочем, и тут семейное счастье великой танцовщицы длилось недолго — в 1937 году Лев Карахан был отозван с должности и отдан под суд как «враг народа» и изменник. Его расстреляли спустя пять месяцев после ареста, оставив Семенову на положении опальной вдовы.

Конечно же, судьба мужа повлияла на балерину — она надолго оказалась «невыездной» и даже сидела под домашним арестом. Однако, Семенова была столь на виду и обладала таким уникальным (и полезным советскому искусству) талантом, что ее не тронули и она смогла продолжать работать.

Третьим мужем Семеновой стал актер Всеволод Аксенов , которому она родила дочь Екатерину.

Последние годы

Уйдя со сцены, Марина Семенова стала преподавать: до 1960-года она обучала новое поколение балерин в Московском хореографическом училище, а с 1997 года стала профессором РАТИ.

Среди ее знаменитых учеников такие «звезды» отечественного балета как Майя Плисецкая , Нина Тимофеева , Марина Кондратьева , Надежда Павлова , Галина Степаненко , Николай Цискаридзе .

Марина Тимофеевна прожила долгую жизнь и скончалась на 103 году жизни у себя дома, в Москве 9 июня 2010 года.

С. БУНТМАН – Екатерина Всеволодовна Аксенова – балерина, заслуженная артистка России. Добрый день.

Е. АКСЕНОВА - Добрый день.

С. БУНТМАН – Мы вас поздравляем от всей души. От всех наших слушателей.

Е. АКСЕНОВА - Спасибо большое.

С. БУНТМАН – Даже от тех, кто удивился этому юбилею.

Е. АКСЕНОВА - Спасибо.

С. БУНТМАН – Скажите, пожалуйста, как мама сейчас воспринимает эту дату.

Е. АКСЕНОВА - Замечательно, у нас очень хорошо начался день. Марина Тимофеевна получила…, в первую очередь пришла телеграмма от президента Дмитрия Анатольевича Медведева. Потом было множество телеграмм и от Большого театра, от учениц и друзей. Телефон не умолкает. Квартира вся в цветах. Мы все в чудесном настроении. Так что так…

Е. АКСЕНОВА - Пока еще нет, но мы ждем, полдня еще только прошло.

С. БУНТМАН – Довезут лошади, я думаю.

Е. АКСЕНОВА - Конечно.

С. БУНТМАН – Потому что с Санкт-Петербургом тоже очень много связано.

Е. АКСЕНОВА - Да. Вы знаете, и тут еще мне сегодня рассказали, я знала, но неточно, что при поддержке фонда Бориса Николаевича Ельцина и при участии друга и ученика Марины Тимофеевны - Николая Федорова, создается альбом, в который войдут поздравления, адресованные Марине Тимофеевне с ее юбилеем и ее великими современниками. И там будет очень много писем, и Наина Иосифовна Ельцина, и Михаил Сергеевич Горбачев, и Сергей Михалков, и Майя Плисецкая, и Борис Покровский, и Олег Табаков, Екатерина Максимова, Владимир Васильев, Владимир Зельдин, Ирина Антонова, Юрий Григорович. Из-за рубежа… Берил Грей, Джон Майер. Наталья Макарова и Тамара Синявская и Лавровский. То есть всех не перечислить. Там десятки писем и очень красивый альбом, где написано «Сто: Семенова, браво!»

С. БУНТМАН – На самом деле «браво» - замечательное и самое правильное короткое слово, которое можно сказать артисту в его юбилей.

О. БЫЧКОВА – Екатерина Всеволодовна, а как будут происходить торжества? Какая там программа?

Е. АКСЕНОВА – Я, к сожалению, об этой программе знаю со стороны. Я знаю, что, по-моему, 13-14-15 числа в честь Марины Тимофеевны в Большом театре будут идти спектакли. Но, к сожалению, пока лично мне пока это никто не говорил. Будет 15-го гала-концерт.

О. БЫЧКОВА – А в семье?

Е. АКСЕНОВА - Мы будем всей нашей огромной семьей, Марина Тимофеевна дважды бабушка, дважды прабабушка, так что нас много. И мы будем все это своей семьей праздновать.

О. БЫЧКОВА – А подарки?

Е. АКСЕНОВА - Ой, подарков уйма. Разных подарков. Для нас главный подарок, что она в общем здравии и нас всех любит, и самое главное для нас ее здоровье и состояние.

С. БУНТМАН – И мы того же пожелаем.

Е. АКСЕНОВА - И еще простите, что Марина Тимофеевна, узнав, что я буду с вами разговаривать, просила через вашу радиостанцию поблагодарить всех ее поздравивших с днем рождения и обязательно передать вам непосредственно благодарность за внимание и поздравления.

С. БУНТМАН – Спасибо. Мы еще раз поздравляем и наши пожелания самые искренние и горячие.

О. БЫЧКОВА – Мы вами гордимся.

Е. АКСЕНОВА - Спасибо большое за внимание. Всего доброго.

Причина смерти Екатерины Максимовой, известной советской и российской балерины, народной артистки СССР и лауреата Государственной премии СССР, волновала и до сих пор продолжает волновать множество неравнодушных к ее искусству людей. Для миллионов ценителей эта застенчивая, сдержанная и скромная в общении миниатюрная женщина навсегда осталась выдающейся личностью, величиной, с именем которой связан целый этап развития российского балета.

Максимова внесла огромный вклад в развитие балетного искусства и ее творческий дуэт с супругом - замечательным танцором Владимиром Васильевым, был одним из самых знаменитых на мировой сцене. Балету она посвятила полвека творческой деятельности, будучи выдающейся артисткой, а потом - талантливым педагогом.

Она получила свою первую высокую награду еще в 1957 г., будучи студенткой Московского хореографического училища и это была золотая медаль Всесоюзного конкурса артистов балета в Москве. Эта награда - лишь начало длинного списка других, среди которых только государственных премий было четыре.

После окончания учебы, Максимову приняли в балетную труппу Большого театра, где молодая балерина начинала трудовую деятельность под руководством педагога-репетитора Галины Улановой.

Она обладала не только отточенной танцевальной техникой, но и изумительным драматическим талантом и уже в самом начале карьеры сумела покорить американцев, когда выезжала на гастроли Большого театра в Америку.

За годы своей деятельности, Максимова побывала в США, Канаде, Дании, Финляндии. Норвегии, Австрии, многих странах Европы. Она блистала на сценах «Метрополитен Опера» в Нью-Йорке, «Ковент-Гарден» в Лондоне, «Гранд-опера» в Париже, «Ла Скала» в Милане, «Колон» в Буэнос Айресе и др.

Екатерина Сергеевна обладала целеустремленностью и характером настоящего бойца. Она сумела полностью восстановиться после тяжелой, как говорили врачи, - безнадежной для балерины травмы позвоночника и продолжать танцевать. В конце 70-х г.г. они с Васильевым выступали в прославленных зарубежных коллективах: в «Английском национальном балете», и театре «Сан-Карло», «Марсельском балете» и «Балете ХХ века» М. Бежара. Искушенная иностранная публика их обожала.

Под заботливой опекой Максимовой «выросла» целая плеяда артистов отечественного балета.

Брак Максимовой и Васильева тоже стал легендой: они прожили в семейном и творческом союзе почти 50 лет, познакомившись еще подростками, и для многих были символом вечной любви и преданности. В создании фильмов- балетов «Галатея», «Анюта», «Старое танго», «Травиата» Ф. Дзеффирелли и др., запечатлевших мастерство Максимовой, Васильев принимал самое активное участие как режиссер, хореограф и танцор.

В апреле 2009 г. прославленная балерина скончалась на 71 году жизни, во сне, и это обнаружила утром ее 94-летняя мать. Васильев в это время был в Неаполе. На вопрос, от чего умерла Екатерина Максимова, врачи дали ясный, исчерпывающий ответ: сердечная недостаточность.

Она, безусловно, женщина столетия, как Грета Гарбо и Марлен Дитрих. С тем счастливым отличием, что по сей день здравствует. А еще несколько лет назад активно работала, репетиторствовала в Большом театре. Про Семенову сказано и написано много восторженных слов. Сама же она всю жизнь категорически отказывалась от интервью, не изменив своему правилу и накануне очередного юбилея. К счастью для поклонников "непарадных" образов, у Марины Тимофеевны есть дочь - тоже балерина и педагог, заслуженная артистка России Екатерина Аксенова. Обозревателю "Известий" она рассказала о Семеновой - женщине, матери, бабушке.

вопрос: Сейчас все пишут воспоминания. Марина Тимофеевна что-то надиктовывает?

Ответ: Нет, и ни разу в жизни этого не делала. Сколько бы ее ни просили, она никогда не говорила о себе. Ее личная жизнь никого не касается. Она прежде всего великая балерина и великий педагог. Для меня мама - абсолютный авторитет в педагогике и репетиторстве классического танца. Я всю жизнь учусь у нее.

в: Тогда начнем с педагогики. В чем состоял педагогический секрет Семеновой?

О: Она не убивала индивидуальность, но требовала исключительной точности и музыкальности исполнения. Когда к ней приходила состоявшаяся балерина, она ее как бы лепила, помогала, так скажем, улучшить абрис. Была очень строга, в классе все стояли по струнке. При этом она всегда реагировала на настроение и физическое состояние своих подопечных. Если видела, что с человеком что-то происходит, всегда спрашивала, не случилось ли чего.

в: Семенову-педагога многие знают. А вот танцующая Семенова - уже легенда. Чем она брала?

О: Анатолий Петрович Кторов - а мхатовцы во главе с Немировичем-Данченко были ее поклонниками - говорил так: "Выходит на сцену Семенова, и вы больше никого не видите". На сцене она была царицей, да и в жизни у нее всегда были царственные манеры. Не хотите, а обратите внимание. Я помню, как в начале 1950-х она танцевала "Лебединое озеро". Когда мы вышли после спектакля, от Малого театра до Пассажа сплошь стоял народ - вообще прекратилось всякое движение. В то же время спектакли специально на нее никогда не ставили, кроме единственного - "Барышни-крестьянки", и премьер не давали. Это последствия 1937 года, когда расстреляли ее мужа Льва Карахана (посла СССР в Турции. - "Известия"). Она не любит это время вспоминать. У нее был наготове чемоданчик на тот случай, если за ней придут. Тогда ее не тронули. Хотя народную артистку СССР она получила только в 1975 году, когда все ее ученицы уже имели это звание. А большинство наград к ней пришло, когда у власти оказались Горбачев, а затем Ельцин.

в: На фотографиях Марина Тимофеевна выглядит очень элегантно. В то же время Александру Васильеву - коллекционеру моды - она сказала, что блузками, юбками, рюшками никогда не интересовалась. Это правда?

Лучшие дня

О: Рюшки - не самое главное в ее жизни. Она не пропадала с утра до вечера у портних и косметологов. И не боялась выйти просто одетой - корона с головы не падала. Но я помню и невероятные шляпы, и шикарные туалеты. На одном из приемов все замерли, когда она в золотом платье спускалась по лестнице. Мама умела себя подать, умела казаться красивой, хотя по большому счету красавицей никогда не была.

в: По этому поводу Суламифь Мессерер с обидой говорила, что вот, Семенова внешне ничем не примечательна, а мужчин вокруг огромное количество...

О: Да, женственна она была невероятно. У нее внутри горел какой-то огонек, и мужчины, конечно, обращали на нее внимание.

в: Один из них - знаменитый чтец Всеволод Аксенов - ваш отец. Якобы Семенова сказала: "Хочу родить ребенка от красивого мужчины". Вам что-нибудь известно об этой истории?

О: Я не знаю, где и как они познакомились. Но знаю, что какое-то время у них был серьезный роман. При том что Всеволод Николаевич был женат. Потом началась война, и он вернулся в семью. Когда я стала постарше, я в этой семье бывала. Неда, его жена, относилась ко мне по-доброму. Маму в детстве я почти не видела. Она постоянно работала. Летом, во время отпуска, моталась с гастролями по стране, зарабатывала на жизнь. Потом сказала мне, что проехала чуть ли не 64 города. Квартиру на Тверской она на эти деньги и купила. Когда мама ушла со сцены, естественно, общения стало больше. И сложностей тоже. Она человек жесткий, может убрать человека из своей жизни только из-за того, что ей не понравилось его мнение. Если мама говорит на красное, что это черное, значит, так оно и есть. Мы не противоречим. Я первый раз возразила ей, когда мне исполнилось 35, но она замечательно среагировала, сказала: "У тебя характер посильнее, чем мой". Замуж я вышла ей назло, но не жалею. У меня потрясающие сыновья, а она потрясающая бабушка. Так бывает: детям - ничего, а внукам - всё.

в: Как собираетесь отмечать юбилей?

О: В семейном кругу. Придут внуки, правнуки, устроим небольшой праздник. 12 июня в Большом театре намечается вечер в честь Семеновой. Меня и детей - семью, которой она так гордится, - пока никто не звал, хотя мне кажется, что пора.

в: Журналисты, фото- и видеосъемка будут на вашем торжестве? А то ходят слухи, что вы Марину Тимофеевну от всех скрываете.

О: Знаете, сто лет - не пятьдесят. Мама сейчас не принимает гостей. Она может замечательно с вами поговорить, но на это у нее уходит слишком много сил. Сейчас принято показывать старых и немощных. Мы этого не хотим, да и мама никогда не позволит себе показаться не в идеальной физической форме. Все знают ее - великолепную, сильную, энергичную. Пусть такой и запомнят.

Секрет их молодости

100 лет Марины Семеновой - завидная дата, однако долгожительством в балетном мире никого не удивишь. Анна Павлова, умершая от пневмонии в 49 лет, Рудольф Нуреев, скончавшийся от СПИДа в 54 года, и Александр Годунов, которого алкоголь и наркотики погубили в 45, - исключение. Большинство танцовщиков до преклонных лет сохраняют достойные физические кондиции и светлую голову. Мариус Петипа в 90 лет правил Императорским балетом. Игорь Моисеев в 101 год руководил Ансамблем своего имени. 81-летний Юрий Григорович вернулся в Большой театр. А его сверстница Майя Плисецкая выглядит притягательнее любого секс-символа. На первый взгляд - парадокс. Ведь дело-то изнашивающее, травмоопасное. Недаром балетные уходят на пенсию в 38-40 лет - раньше, чем военнослужащие и работники вредных производств. А живут намного дольше.

Мнения по этому поводу расходятся, но в одном эксперты единодушны. Постоянная физическая нагрузка, отсутствие лишнего веса и самодисциплина - вот залог балетного долголетия. Уже покинув сцену, люди верны раз и навсегда заведенному ритму и поддерживают себя в отличной форме, что называется, на автомате. Не переедают ("сижу не жрамши", - говорит Плисецкая) и не забывают про ежедневный экзерсис (Галина Уланова даже хотела описать для потомков свою специальную гимнастику).

И еще одна причина. Старение - это утрата свежести чувств и постоянное ощущение дежавю. Танцовщикам подобные напасти не грозят. Для них, с малолетства закрытых в рамках балета, после сорока начинается вторая жизнь. Они заново открывают для себя мир и тем самым получают эмоциональный стимул к долголетию.

А вот распространенное суждение о том, что балерины живут долго потому, что отказывают себе в удовольствии иметь ребенка - мол, нервы целее и фигура сохраннее, - не более чем заблуждение. Балетные рекордсменки-долгожительницы - счастливые матери семейств, бабушки и прабабушки. Тревоги материнства не помешали Тамаре Карсавиной дожить до 93 лет, Суламифи Мессерер - до 96, Матильде Кшесинской - до 99. Ну а сегодняшней юбилярше Марине Семеновой - до всех ста.

У Алексея Николаевича Толстого есть записи, в которых он рассказывал о чувствах зрителей после просмотра балета «Лебединое озеро». Он писал, что театральный зал гремел, кричал и неистовствовал, так возвышенно-прекрасно, так совершенно было русское искусство. Петр Ильич Чайковский и Марина Семенова создали в этот вечер праздник торжества и красоты.

Эта балерина стала звездой, озарившей искусством русскую сцену, и вполне справедливо то изречение, что двадцатый век в балете — это век Семеновой. Ей аплодировали простые люди и великие артисты: Немирович-Данченко и Прокофьев, Качалов и Стефан Цвейг. Увидев ее завораживающий танец, все они превращались в восторженных поклонников.

«Тальони двадцатого века», учительница Майи Плисецкой, Нины Тимофеевой, Марины Кондратьевой, Николая Цискаридзе Семенова Марина Тимофеевна прожила 102 года. Ее по праву можно назвать иконой русского балета.

Семенова Марина Тимофеевна. Биография

Родилась эта необычная девочка 12 июня 1908 года в Санкт-Петербурге, в многодетной семье, где отец был мелким служащим. После его преждевременной смерти мать будущей легенды балета осталась одна с малыми детьми на руках и вынужденно вновь вышла замуж, чтобы прокормить семью. Если бы не подруга матери Екатерина Карина, увлекшаяся балетом, Марина Семенова могла бы и не стать балериной.

Екатерина Карина вела свой детский балетный кружок и позвала туда маленькую Марину и ее сестру Валерию. Девочка сразу покорила всех пластикой и врожденной грацией. Подруга матери настояла, чтобы Марину отдали в Ленинградское хореографическое училище. Но в приемном отделении в худенькой девочке не увидели балерину и не приняли бы, если бы не солист Мариинского театра. Виктор Семенов, а это был он, услышав фамилию девочки заступился за свою однофамилицу, и вот таким образом Марина оказалась в интернате для балерин. Это был 1918 год, только отгремела революция, и жилось тогда всем несладко, особенно работникам искусства.

Встреча с педагогом Агриппиной Вагановой

Первый год девочка занималась в классе Марии Романовы, матери будущей звезды балета Галины Улановой. В интернате девочку любили не только педагоги, она имела озорной характер и зачастую пародировала преподавателей. Ее детские шалости вызывали смех у подружек, настолько точно и тонко она подмечала характер педагогов.

Но из-за одаренности девочку сразу перевели в третий класс, который вела знаменитая уже тогда балерина Агриппина Ваганова. Зная строгость и острый язык своей новой учительницы, Марина вначале расстроилась и даже плакала. Но на первом же уроке девочка была покорена артистичностью Агриппины Яковлевны. Именно Агриппина Яковлевна Ваганова не только приучила ее к ежедневному кропотливому труду, но еще научила любить работу. Постепенно из озорной девчушки Марина превратилась во вдумчивую, ответственную и наделенную особым даром балерину. Из любви к педагогу девочка старалась быть во всем первой, каждое движение выполняла лучше других, чтобы заслужить похвалу Агриппины Яковлевны.

Дружба между ученицей и педагогом

Всю последующую жизнь Марина Семенова и Агриппина Ваганова дружили как мать и дочь. Став знаменитой, Семенова прислушивалась к мнению педагога, связь между ними не прекращалась никогда. Письма балерины к педагогу напоминают дневники. Обращалась Семенова к Вагановой либо по имени-отчеству либо же называя ее моя черненькая мамочка.

Агриппина Ваганова научила Марину Семенову всему - от балетной техники до мимики на лице, учила не слушать то, что говорят рядом, не обращать на это внимания, а делать свое дело.

В тринадцать лет Марина дебютировала на сцене в балете «Волшебная флейта», а настоящий триумф произошел, когда девочка пришла в Ленинградский театр оперы и балета. Там она выступила в балете «Дон Кихот».

Виктор Семенов

Закончив училище, Марина сразу поступила в труппу Мариинского театра, причем, видя талант девушки, ее сразу поставили на основные партии. Партнером балерины стал солист данного театра Виктор Семенов, тот самый, который настоял на том, чтобы девочку приняли в училище. Виктор стал для Марины настоящим ангелом-хранителем, он всячески опекал солистку. В итоге между ними вспыхнуло чувство, и они поженились.

В 1930 году Марина впервые выступила в Большом театре столицы, на премьеру пришел весь бомонд Москвы, однако они опасались, что питерская балерина окажется черезчур академичной. Но она сумела покорить скептически настроенную публику своей техникой, а главное, той страстью, которая от нее исходила. Это был балет «Баядерка», Марина вышла в обтягивающем тело лифе и в короткой юбке, длинные черные косы довершали образ. Публика была в восторге. После этого Марине Тимофеевне пришлось работать в Москве, хотя она скучала по Ленинграду. После «Баядерки» балерина предстала в новом для нее образе Флорины. Балет «Спящая красавица» она танцевала вместе в Виктором Семеновым. Он выступал в роли Голубой птицы, а партия Флорины была подготовкой перед ролью принцессы Авроры.

До Семеновой роль принцессы Авроры считалась пассивной, но Аврора-Семенова была совсем другой. Вокруг себя она сконцентрировала все действия, в итоге мечта Принца принцесса Аврора в ее исполнении смогла чувствовать, радоваться, любить, страдать.

Марина Семенова. Личная жизнь

Балерина быстро стала примой в Большом театре, выступала в разных спектаклях, особенно ей удавалась роль Одетты в балете «Лебединое озеро», который она танцевала двадцать пять лет, покорив не только отечественную сцену, но и зарубежную. В Париже ее видел знаменитый писатель Стефан Цвейг и был потрясен игрой советской балерины. Французам особенно запомнился балет "Жизель".

По всему Парижу висели афиши, призывающие прийти в «Гранд-опера», чтобы увидеть, как советская балерина выступит в балете «Жизель». Ее партнером становится Серж Лифарь, который, в свою очередь, приходит в полный восторг от Семеновой. Он говорил, что Марина постигла все тайны своего искусства, соединив все его составляющие с невероятным темпераментом и выразительностью.

Второй брак балерины

Брак с Виктором Семеновым продлился недолго, после переезда Марины в Москву, в 1930 году (ей исполнилось 22 года) она повстречалась со Львом Караханом - советским дипломатом. На тот момент Карахан был заместителем наркома иностранных дел, дважды был женат и имел троих детей. А Марина Семенова, балерина от бога, в этот период поражала всех не только талантом, но и внешним видом. Ее природную красоту дополняла царственная походка и осанка. Несмотря на немалую разницу в возрасте, они поженились в год знакомства.

Но наступал 37-й год, и счастье супругов длилось недолго, Льва Карахана сняли с должности и арестовали как врага народа. А расстреляли мужа Семеновой через пять месяцев после ареста, так в 28 лет балерина стала вдовой. Талант Марины спас ее на этот раз, как жена врага народа, она стала «невыездной» и даже сидела под домашним арестом. Но имя балерины было настолько на слуху, что ее побоялись тронуть.

Третьим мужем Марины Семеновы стал Всеволод Аксенов — советский театральный актер, мастер художественного слова. От него у нее родилась дочь Екатерина, которая последует по стопам матери и станет балериной.

Прима Большого театра

До 1952 года танцевала на сцене Большого театра Марина Семенова. Балерина за весь период своего творчества успела воплотить образы Одетты-Одиллии в «Лебедином озере» Чайковского, Жизели в одноименном балете Адана, Раймонды в балете «Раймонда» Глазунова, Никии в «Баядерке» Минкуса, Маши в балете «Щелкунчик» Чайковского, Китри в «Дон Кихоте», Эсмеральды в «Соборе Парижской Богоматери» и во многих других спектаклях.

Она постоянно что-то придумывала. Так, для роли Золушки она решила надеть специальное платье с кринолином. Ее партнер по этому балету Леонид Жданов вспоминал, что когда она вышла в балете «Золушка» в шляпке, весь зал аплодировал стоя.

Педагогическая деятельность Марии Тимофеевны

Несмотря на то что Марина Тимофеевна Семенова была примой во всех балетных постановках, она еще решила танцевать в операх. Именно благодаря ей потом многие балерины стали вводиться в оперные спектакли. Эта женщина не сидела на месте, таким образом она приобретала зрителей.

Семенова Мария Тимофеевна умела покорять публику, ей было подвластно все. Однажды во время «Лебединого озера» балерина поскользнулась во время спектакля и упала. Лежа на одном бедре, Марина Семенова умудрилась поднять в одну сторону ноги и, с помощью рук изображая птицу, станцевала таким образом этот кусок в балете. Последний спектакль, где танцевала Марина Тимофеевна был «Иван Сусанин». Когда она вышла с «Вальсом», начались овации, весь зал встал и аплодировал, пока исполнялся вальс.

Ученики балерины

Как педагог Марина Тимофеевна учила не только танцевать, она в каждом раскрывала личность. Магия ее таланта преображала всех учеников и продолжала жить в тех образах, которые они создавали на сцене. Многие из ее учениц рассказывали, что балерина была необыкновенно женственной. В балете «Раймонда» она поворачивалась спиной к залу и продолжала танцевать. Это было необыкновенно красиво и величаво, Семенова умела себя подать, как скульптор, балерина оттачивала каждое танцевальное движение, ее линии всегда были отточены, красивы. Ее ученик Леонид Жданов говорил, что она научила его так чувствовать партнершу, как никто другой.

Николай Цискаридзе, придя в балетное училище, где преподавала Марина Тимофеевна, со временем понял систему, с которой она подходила к каждому подопечному. Сначала на новичка она не обращала (казалось бы) никакого внимания, затем для ученика наступало время похвалы, при этом она смотрела, как он ее воспринимает, а затем наступало время критики. После того как ученики выдерживали все эти этапы, начиналась настоящая работа.

Николай Цискаридзе

Цискаридзе рассказывал, что до восемнадцати лет его воспитывала и вырастила мама, а затем он стал абсолютным «продуктом» балерины. Марина Семенова учила его как надо есть, как надо одеваться, как надо ходить, как надо встать, как надо подать руку — это было не просто участие в судьбе артиста, это поддерживало, заставляло думать и двигаться дальше.

Балерина считает, что жизнь артиста очень трудна, и карьеру делать нелегко. Надо много работать, вовремя выступить и вовремя станцевать. Сцена как решето просеивает плевелы, публику никогда не обманешь, считает балерина.

Благотворительная деятельность

Незадолго до своего 95-летнего юбилея Марина Семенова переехала в Петербург в свою альма-матер, в хореографическое училище, ныне Академию русского балета имени Агриппины Яковлевны Вагановой. Специально для нее ученики подготовили балет «Жизель», который прима театра по достоинству оценила.

По воспоминаниям Николая Цискаридзе, Марина Тимофеевна была очень хлебосольным и добрым человеком. В театре не было случайных людей для нее, она всегда все про всех знала и всем помогала, часто и материально. Цискаридзе видел это собственными глазами, а на его безмолвный вопрос Марина Тимофеевна отвечала, что эти люди не так много зарабатывают, и она должна им помочь. По сути, она занималась благотворительностью.

Столетний юбилей балерины

Столетний юбилей любимицы публики праздновали с размахом. В Большом театре собрались все ее друзья, родственники и, конечно же, ученики. Показывали отрывки из тех балетов, где в свое время блистала Марина Тимофеевна Семенова. Это и балет «Спящая красавица» Чайковского, и «Золушка» Прокофьева, и «Лебединое озеро», и «Раймонда» и так далее.

Артистическая судьба этой женщины оказалась на редкость удачной, в 1937 году ей присвоили звание заслуженной артистки РСФСР, а спустя несколько лет, в 1951-м - звание народной артистки РСФСР.

Но главное — Марина Тимофеевна пользовалась неограниченной любовью зрителей. Один из критиков писал, что спектакли с ее участием превращались в праздник советского балета.