Бедржих Сметана – основоположник чешской музыкальной классики. Бедржих Сметана: биография

Бедржих Сметана – выдающийся чешский композитор, музыкант, педагог, дирижер и музыкальный деятель. По мнению абсолютного большинства критиков, без Бедржиха Сметаны представить себе чешскую классическую музыку просто невозможно.

Родился будущий композитор в городе Литомишль, Пардубицком крае, 2 марта 1824 года. Музыкальные способности у мальчика обнаружились рано: уже в шесть лет Бедржих выступал публично как пианист, а в семь лет написал первое музыкальное сочинение.

Тем не менее, решение стать профессиональным музыкантом Сметана принял лишь в возрасте двадцати лет. В 1844 году он поступает в частную музыкальную школу Й. Прокша в Праге. Изучение музыкального искусства органично соединилось с собственным творчеством. Ко времени окончания учебного заведения Сметана – автор 50 произведений.

В 1848 году Бедржих Сметана, благодаря , высоко ценившего талант молодого композитора, основывает свою музыкальную школу. В короткий период школа становится образцовым учебным заведением. Среди выпускников школы – Ян Людевит Прохазка, известный чешский пианист и музыкальный деятель.

С 1856 по 1861 год Сметана дирижировал на концертах Общества классической музыки, преподавал музыку в шведском Гетеборге. По возвращении на родину в 1861 году возглавил мужской хор «Глагол», занимался музыкально-общественной работой, был музыкальным критиком в газете «Народни листи». С 1866 по 1874 год Бедржих дирижирует в Национальном театре оперы.

С 1874 года, потеряв слух, композитор живет у своей дочери, на хуторе Ябкенице, и полностью отдается сочинению музыки. Незадолго до смерти, в связи с душевным расстройством, был перевезен в Прагу, где и скончался 12 мая 1884 года.

Чешская национальная опера и программный симфонизм

Бедржих Сметана вошел в историю как основоположник чешской классической музыки, создатель национальной оперы и программного симфонизма. Его творчество отмечено глубокой народностью, национальным характером, реалистичной направленностью. Произведения композитора проникнуты мелодичной выразительностью и любовью к Родине. Многие критики по справедливости называют Сметану «чешским Глинкой».

Всемирную известность композитору принесла опера «Проданная невеста», комическая опера в трех действиях на либретто Карела Сабины. Премьера оперы состоялась 30 мая 1866 года во Временном театре Праги.

Первоначально произведение задумывалось как оперетта в двух действиях, но требования иностранных театров и неоднозначная реакция чешской публики заставили композитора расширить сочинение.

Перед постановкой оперы в Санкт-Петербурге в 1870 году оперу разделили на три действия и заменили разговорные диалоги на речитатив. Мировая популярность пришла к опере уже после смерти автора, после премьер в Вене (1892), Чикаго (1893), Лондоне (1895) и Нью-Йорке (1909). На протяжении многих лет «Проданная невеста» была единственной чешской оперой в мировом репертуаре.

Не менее успешным было обращение Сметаны к программному симфонизму. Четкие образы симфонической программной музыки позволили композитору реализовать и донести до слушателя свои патриотические идеи. Наиболее ярким с точки зрения патриотизма является симфонический цикл «Моя родина». Это произведение стало большим шагом вперед в развитии чешской национальной музыки.

Сочинения Бедржиха Сметаны:

  • оперы «Бранденбуржцы в Чехии» (1866), «Проданная невеста» (1866), «Далибор» (1868), «Две вдовы» (1874), «Поцелуй» (1876), «Тайна» (1878), «Либуше» (1881), «Виола» (не окончена);
  • «Триумфальная симфония» (1854), «Торжественная увертюра» (1849), поэмы «Ричард III» (1858), «Лагерь Валленштейна» (1859), «Ярл Гакон» (1861), цикл «Моя родина», 6 поэм (1874-1879): «Вышеград», «Влтава», «Шарка», «Из чешских полей и лесов», «Табор», «Бланик»;
  • «Парижский карнавал» (1883) и другие произведения для оркестра;
  • два квартета (1876, 1882), фортепианное трио (1855), «Из моей родины» для скрипки и фортепиано (1878);
  • пьесы для фортепиано, в том числе «Соната» (1849), этюд «На морском берегу» (1862), «Воспоминания о Чехии» в форме полек (1861), «Чешские танцы» (1879);
  • вокальные сочинения: хоры, песни и другие произведения.

Бедржих Сметана. Влтава слушать. Bedrich Smetana Vltava

Бедржих Сметана. Опера «Проданная невеста»

Симфонический оркестр и хор оперной студии ХНУМ им.Котляревского

Бедржих Сметана (Bedrich Smetana) (2.03.1824, Литомишль - 12.05.1884, Прага) - чешский композитор, пианист, дирижер и общественный деятель. Сын пивовара, любителя-музыканта. Сметана рано проявил выдающиеся музыкальные способности: уже в 4 года он играл на скрипке, в 5-летнем возрасте участвовал в исполнении квартетов Гайдна . С 8 лет Сметана пробовал писать музыку. Первым его педагогом был Ян Хмелик, позднее обучался музыке у кантора Ф. Икавеца. Юношеские годы Сметана провел в Пльзене, где учился в гимназии. Культурная атмосфера города, бывшего в то время одним из центров просветительного патриотического "будительского" движения, способствовала развитию прогрессивных взглядов молодого композитора. Уже в ранних фортепианных сочинениях композитора ощутима его связь с народным творчеством, чувствуется стремление опоэтизировать народные чешские танцы, вывести их из жанра бытовой музыки. Образцом для него служили мазурки Шопена .

Музыкальное образование Бедржиха Сметана продолжал в Праге, где занимался игрой на фортепиано и теорией музыки у ученика Ф. Кожелуха - Й. Прокша, известного в то время педагога и композитора. Кроме того, Сметана занимался у Ференца Листа , который помог ему впоследствии организовать собственную музыкальную школу, где Cметана до 1856 года давал уроки игры на фортепиано. В Праге композитор был связан с революционно настроенной молодежью и состоял членом прогрессивного общества "Согласие". Во время революционных событий 1848-1849 годов Сметана написал "Марш студенческого легиона Пражского университета", "Марш национальной гвардии", "Песню свободы" и др. В 1849 году Сметана закончил первое крупное оркестровое произведение "Торжественная увертюра".

В 1848 году Бедржих Сметана женился на Катержине Коларж, ставшей его верным другом и помощником. В 1856 году Сметана переехал в Гётеборг (Швеция), где давал уроки игры на фортепиано, был дирижером филармонического общества, выступал как пианист. Живя вдали от родины, Сметана продолжал интересоваться чешской культурой. Он создает симфонические поэмы "Ричард III" (по Шекспиру , 1858), "Лагерь Валленштейна" (по Шиллеру , 1859), "Ярл Гакон" (по А. Эленшлегеру, 1861). Интерес, который "будители" проявляли к Шекспиру, не мог не отразиться на творчестве молодого композитора; драма Шиллера была для него одновременно и эпизодом из чешской истории; произведение датчанина А. Эленшлегера привлекло его внимание тираноборческими мотивами. Эти симфонические поэмы еще не обнаруживают индивидуального стиля Сметаны-симфониста, но их объединяет высокое идейное содержание. Годы, проведенные вдали от родины, были для Сметаны очень тяжелыми: перед отъездом в Гётеборг он потерял маленькую дочь (его переживания отразились в фортепиано трио соль минор), а в 1859 году на пути в Прагу, в Дрездене, умерла его жена. В 1861 году Сметана возвратился в Чехию.

Бедржих Сметана решил обратиться к оперному жанру в то время, когда оперы Ф. Шкроупа , Й. Мацоурка и 3. Скугерского, ставившиеся на сцене Временного театра в Праге, уже не удовлетворяли чешскую публику. Первое оперное произведение Сметаны "Бранденбуржцы в Чехии" (пост. 1866), написанное по мотивам одноименного рассказа Й. К. Тыла и его же "Истории города Праги", стало событием в чешском театральном искусстве. Сюжет из национальной истории, высокий патриотизм, народные песенные традиции были по достоинству оценены современниками. "Сметана призван трудами своими заложить фундамент здания, которое со временем будет называться "чешской оперой", - писал Ф. Пивода, критик и общественный деятель.

В 1866 году Сметана закончил партитуру "Проданной невесты" (пост. 1866, Прага), в которой еще более ощутим чешский колорит. Эта опера утвердила национальные оперные традиции, она стала одной из самых известных чешских опер и обошла все сцены мира. Следующая опера Сметаны - "Далибор" (пост. 1868) была первой чешской музыкальной трагедией; оперой "Либуше" (1872, пост. 1881) начался эпический жанр чешской оперной классики.

Бедржих Сметана не оставлял концертной деятельности. В 1861 году он совершил поездку в Германию и Нидерланды, исполняя произведения Шопена, Шумана , Листа и свои собственные. Сметана продолжал и музыкально-общественную деятельность. В 1863 году он возглавил знаменитый мужской хор "Глагол Пражский". Композитор принимал участие в деятельности "Умелецкой беседы" - общества, объединявшего чешских музыкантов, художников и писателей, и был председателем его музыкальной секции. Не меньшее внимание он уделял музыкально-критической деятельности, выступая со статьями в пражской прессе. В 1866-1874 годах Сметана состоял главным дирижером Временного театра. Этот период был началом подъема музыкального театра Чехии. Сметана пропагандировал русскую музыку в Чехии: он исполнял произведения Глинки и Даргомыжского , посвящая их творчеству музыкально-критические статьи.

В начале 1870-х годов у Сметаны появились первые симптомы болезни, которые в октябре 1874 года привели к полной глухоте. Сметана не мог больше работать в театре, оставил Прагу и поселился в деревне Ябкице. Здесь он, несмотря на глухоту, снова вернулся к любимому оперному жанру. Из последних произведений Сметаны наибольший успех выпал па долю оперы "Поцелуй" (пост. 1876) и симфонического цикла "Моя родина" (1874-79), из которого Сметана не слышал уже ни одного звука. Цикл "Моя родина", состоящий из шести поэм - "Вишеград", "Влтава", "Шарка", "Из чешских лесов и полей", "Табор", "Бланик", - является одним из лучших произведений чешской симфонической классики.

Бедржих Сметана был первым чешским композитором, в творчестве которого в полной мере проявились демократические традиции национального чешского искусства. С его именем связано создание чешской оперной классики. Его оперы, особенно "Проданная невеста", идут во многих странах. Сметана очень популярен и в нашей стране, где исполняются его оперы, инструментальные и вокальные произведения.


М. Ю. Миркин.

Бедржих Сметана (Шаблон:IPA-cs; чеш. Bedich Smetana, при крещении получил имя Фридрих (нем. Friedrich); 2 марта 1824, Литомишль - 12 мая 1884, Прага) - чешский композитор, пианист и дирижёр, основоположник чешской национальной композиторской школы.

Биография

Родился в семье пивовара Литомишльского замка Франтишка Сметаны и его супруги Барборы Линковой. Рос и воспитывался в немецкоязычной стране, но несмотря на запрет властей, дома говорили только по-чешски, и мальчика обучили грамоте на родном языке. У Бедржиха рано проявились музыкальные способности, он стал учиться игре на фортепиано и скрипке, в восемь лет начал сочинять, однако его отец хотел, чтобы сын стал экономистом. Тем не менее по окончании пльзеньского лицея молодой Сметана отправился в Прагу, где совершенствовал своё фортепианное мастерство. В эти годы финансовую поддержку ему оказывал Ференц Лист, высоко оценивший его талант. Благодаря Листу Сметану удалось в 1848 году издать некоторые из своих сочинений и открыть собственную музыкальную школу, где он преподавал игру на фортепиано. Среди его учеников - Ян Людевит Прохазка.

В 1856 году Сметана получил приглашение на пост дирижёра симфонических концертов в Гётеборге, где работал в течение следующих пяти лет также как педагог и музыкант камерного ансамбля. Вернувшись в Прагу в 1863 году, он основал ещё одну музыкальную школу с целью продвигать чешскую музыку. В 1866 году Сметана получил место главного дирижёра Национального оперного театра Чехии, в оркестре которого в то время играл на альте никому ещё не известный молодой музыкант и начинающий композитор Антонин Дворжак. В этом театре впервые были поставлены многие из опер Сметаны, написанные на чешские народные сюжеты. В 1874 году Сметана тяжело заболел (по одной из версий, сифилисом) и, из-за этого почти полностью потеряв слух, был вынужден оставить свой пост. Уйдя от активной общественной деятельности и поселившись у своей дочери Зофии и её мужа-лесничего на хуторе Ябкенице, он продолжал сочинять музыку. В 1883 году из-за прогрессировавшей меланхолии был помещён в психиатрическую больницу в Праге, где и умер 12 мая 1884 года. Композитор похоронен на Вышеградском кладбище.

Творчество

Сметана - один из крупнейших музыкантов Чехии, считающийся основоположником национальной композиторской школы. Он первым из композиторов использовал в своих сочинениях чешские народные сюжеты и мотивы. Ему также принадлежит первая в истории опера, целиком написанная на чешском языке, - «Бранденбуржцы в Чехии». Творчество Сметаны оказало огромное влияние на чешских композиторов последующих поколений - Антонина Дворжака, Зденека Фибиха и др.

Одна из симфонических поэм цикла «Моя Родина» - «Влтава» (Молдау) стала неофициальным чешским национальным гимном.

Память

  • В Праге с 1936 года открыт музей Бедржиха Сметаны.
  • В память о Сметане фестиваль «Пражская весна» открывается в день его смерти, 12 мая, исполнением самого известного сочинения композитора - цикла «Моя Родина».
  • Памятники выдающемуся композитору установлены в Литомишле, Пльзене, Оломоуце, Карловых Варах и других чешских городах.
  • В честь композитора назван астероид (2047) Сметана.

Кинематограф

  • В 1955 году вышел фильм «Из моей жизни» Вацлава Кршки, в котором роль композитора исполнил Карел Хёгер.

Основные сочинения

Оперы

  • «Браниборы в Чехии» (Braniboi v echch; 1863)
  • «Проданная невеста» (Prodan nevsta; 1866, вторая редакция 1870)
  • «Далибор» (Dalibor; 1867)
  • «Либуше» (Libue; 1872)
  • «Две вдовы» (Dv vdovy; 1874)
  • «Поцелуй» (Hubika; 1876)
  • «Тайна» (Tajemstv; 1878)
  • «Чёртова стена» (ertova stna; 1882)
  • «Виола» (Viola; 1872-1884, не окончена)

Симфонические произведения

  • «Шведские песни», цикл симфонических поэм: «Ричард III», «Лагерь Валленштейна», «Гакон Ярл» (1859-1861)
  • «Моя Родина», цикл симфонических поэм: «Вышеград», «Влтава», «Шарка», «В лесах и лугах Чехии», «Табор», «Бланик» (1874-1879)
  • Симфония E-dur «Триумфальная» (1853-1854)
  • «Пражский карнавал» (не окончен)

Камерные произведения

  • Фортепианное трио g-moll
  • Два струнных квартета (e-moll «Из моей жизни», 1876; d-moll, 1883)
  • Сюита «С родины» для скрипки и фортепиано

Сочинения для фортепиано

  • Соната e-moll для двух фортепиано в восемь рук (1846);
  • Шесть прелюдий;
  • Рондо C-dur;
  • Польки;
  • Чешские танцы;
  • Концертный этюд соль-диез минор (Op. 17, 1861).

Вокальные и хоровые сочинения

  • Пять песен для голоса и фортепиано на слова Витеслава Галека
  • Чешские песни для мужского хора a capella
  • Три песни для женского хора a capella
  • Кантата «Чешская песня» для смешанного хора и оркестра

Литература

  • Мартынов И. Бедржих Сметана. Очерк жизни и творчества. - М.: Музгиз, 1963.

(1824-1884) чешский композитор

С именем Бедржиха Сметаны связана одна из блестящих страниц истории музыки прошлого столетия. Часто можно встретить высказывания: «Сметана - отец новой чешской музыки», «Сметана - чешский Глинка». Однако значение этого человека исключительно велико не только для Чехии - его музыка явилась драгоценным вкладом в сокровищницу мировой классики, завоевала признание во всех странах.

Бедржих Сметана родился в старинном городке Литомышль, расположенном в живописной местности на юго-востоке Чехии. Сюда в начале 1824 года переехал пивовар Франтишек Сметана со своей женой Барбарой, урожденной Линьковой. Он поступил на службу к графу Вальдштейну и поселился в доме, расположенном на холме, против старого замка. Неподалеку находился храм, башни которого вздымались высоко над городом.

Франтишек Сметана был простым и прямодушным человеком, горячо любил родину и страстно мечтал о том времени, когда она освободится от австрийского гнета. Прослывший за свои убеждения якобинцем, он воспитывал сына в духе свободолюбивых, демократических идей.

В 1836-1839 годах Бедржих обучался в гимназии, где находился под влиянием педагогов, которые воспитывали в молодых людях любовь и уважение к чешской национальной культуре. Музыка вошла в жизнь будущего композитора с детских лет. В родном городке, в других городах, деревнях и селах, где ему доводилось проводить лето, он часто мог слышать пение и игру на различных народных инструментах, без чего невозможно представить себе чешский народный быт. Его отец был страстным любителем музыки, неплохо играл на скрипке. В часы досуга у него собирались друзья, один из которых также играл на скрипке, другой - на альте, третий - на виолончели. Мальчик с огромным интересом слушал игру домашнего квартета.

Когда Бедржиху исполнилось четыре года, отец начал обучать его играть на скрипке и фортепиано. Год спустя мальчик уже мог исполнять партию скрипки в одном из гайдновских квартетов. Большие успехи он делал и в игре на фортепиано: уже в 1830 году Бедржих впервые выступил публично. Рано обнаружилось также и композиторское дарование мальчика: в восьмилетнем возрасте он начал сочинять небольшие пьесы.

В гимназические годы талант Бедржиха Сметаны уже привлек всеобщее внимание. В кругу знакомых юноша прославился как пианист, блестяще исполнявший произведения Шопена, Листа и других композиторов. Большим успехом пользовались среди молодежи его польки.

Замечательное дарование Сметаны росло и развивалось вполне самостоятельно. Он жил в провинции и не имел возможности систематически заниматься с опытными музыкантами-профессионалами, не появилась она и тогда, когда он на короткое время приезжал в Прагу в конце 1839 - первой половине 1840 года.

Бедржих Сметана долгие часы проводил за фортепиано, изучал произведения великих мастеров: Моцарта , Бетховена и особенно любимого им Шопена . Несколько позднее молодой музыкант познакомился с искусством Берлиоза и Листа , которое произвело на него неизгладимое впечатление.

В 1843 году Бедржих окончил пльзенскую гимназию. К этому времени он окончательно решил посвятить себя музыке. Его идеал - стать «Листом в технике и Моцартом в сочинении». Вступая на артистический путь, юноша мог рассчитывать лишь на свои собственные силы: к тому времени материальное положение семьи резко ухудшилось и родители не могли оказывать ему существенную помощь.

Скудные средства, которые он имел, быстро иссякли, и Сметана начал испытывать самую настоящую нужду. Бедствия юноши продолжались до тех пор, пока директор Пражской консерватории не рекомендовал его учителем музыки в семейство графа Туна. Бедржих Сметана оказался очень терпеливым учителем, хотя работать ему было нелегко, так как четверо из пяти графских детей не имели музыкальных способностей. Уроки продолжались по пять часов в день, зато Сметана получил возможность самому совершенствоваться в любимом искусстве. Когда семейство Туна находилось в Праге, он мог использовать свободное время для общения с музыкантами, а во время каникул, сопровождая учеников в поездках по стране, значительно расширил свое знакомство с чешской жизнью, искусством.

В Праге Бедржих Сметана берет уроки у одного из известнейших в то время чешских педагогов И. Прокша. Тот сразу же оценил талант юноши и охотно занимался с ним. Годы учения у Прокша дали молодому музыканту очень многое: ведь, несмотря на большие успехи, он не имел сколько-нибудь систематической теоретической подготовки. Под руководством Прокша Сметана приобрел профессиональное мастерство и в зрелые годы часто с благодарностью вспоминал своего учителя. В 1846 году Бедржих Сметана присутствовал на концертах Берлиоза и Листа и тогда же познакомился с этими великими музыкантами. Между ним и Ференцем Листом в дальнейшем возникла теплая дружба, которая продолжалась вплоть до смерти чешского композитора.

В 1847 году Бедржих Сметана оставил дом графа Туна. Он чувствовал себя созревшим для самостоятельной творческой работы, но его материальное положение оставалось тяжелым, небольших случайных заработков хватало ненадолго. К тому же он не имел рояля и был вынужден заниматься у друзей. Однако молодой композитор не терял бодрости, строил различные планы и, наконец, добился разрешения открыть в Праге музыкальную школу. Правда, никаких средств для этого у него не было, и Сметана обратился с просьбой о помощи к Листу, который ответил ему сердечным письмом и помог с изданием «Шести характеристических пьес». Вскоре они были напечатаны в Лейпциге. Это окрылило композитора, и он продолжил сочинять небольшие фортепианные пьесы. В 1849 году появились его «Свадебные сцены», написанные в «чисто чешском стиле».

Выдающимся творческим достижением Сметаны явились «Три салонные польки» и «Три поэтические польки». Незадолго до этого он написал «Триумфальную симфонию», единственное произведение этого жанра во всем его творческом наследии.

В 1849 году Бедржих Сметана сочетался браком с одаренной музыкантшей Катержиной. Их брак оказался счастливым.

Жена во всем помогала ему и поддерживала его творческие устремления. Молодая чета жила очень скромно, но их дом был открыт для друзей, которых здесь встречали приветливо и сердечно. В 1856 году у них побывал и Ференц Лист.

В семейном кругу Бедржих Сметана забывал про жизненные невзгоды, которых было немало. В то время Чехия все еще находилась под властью австрийцев, которые контролировали все области художественной жизни. В этой угнетающей обстановке Сметана не мог найти применение своим способностям, не имел возможности материально обеспечить свою семью. В конце концов он принял решение оставить родину и поехать в поисках работы в Швецию. Так в 1856 году Сметана отправился искать счастья и признания за рубежом.

Он прожил за границей пять лет. Композитор обосновался в шведском городе Гетеборге, рассчитывая получить здесь педагогическую работу. Эти надежды оправдались: после того как он дал в Гетеборге два концерта, в уроках не было недостатка. Чешского музыканта встретили приветливо, он быстро приобрел здесь много друзей и знакомых. С некоторыми из них переписывался и после отъезда из Гетеборга.

Бедржих Сметана активно занимался и дирижерской деятельностью, систематически выступал как пианист. Он быстро завоевал в Гетеборге всеобщее уважение и признание как первый музыкант города. Но сердцем он был на родине. Сметана постоянно читал чешские газеты и был в курсе всех событий, которые происходили в его стране.

В Гетеборге он написал три крупных произведения. Это симфонические поэмы «Ричард III» (1858), «Лагерь Валленштейна» (1859) и «Гакон ярл» (1861). В 1857 и 1859 годах композитор гостил в Веймаре у Листа. Жизнь Сметаны в Швеции протекала вполне благополучно. Он был признан, материально обеспечен, у него было много друзей, он имел возможность заниматься творчеством. Но в то же время ему пришлось пережить на чужбине много горестных дней и недель, омраченных тоской по родине и личными несчастьями. Перед отъездом в Швецию умерла первая дочь композитора. Через три года его поразил новый страшный удар: горячо любимая жена Катержина плохо чувствовала себя в чужой стране, с каждым годом ее здоровье ухудшалось и в начале 1859 года стало внушать самые серьезные опасения. Сметана думал, что в Праге, среди родных, ей станет лучше. Он отправился с ней в путь, но по дороге она скончалась в Дрездене. В Прагу композитор приехал вдвоем с дочерью и провел летние месяцы в семье брата Карла. Затем один возвратился в опустевшую гетеборгскую квартиру, оставив дочь на попечение бабушки.

В 1860 году Бедржих Сметана вторично женился, на Беттине Фердинандовой, сестре жены его брата. Весной 1861 года он окончательно вернулся на родину, поселился в Праге и принял самое активное участие в развитии чешской национальной культуры. В то время ему исполнилось тридцать семь лет, он был в полном расцвете сил и способностей. Прошедшие годы обогатили его жизненным и творческим опытом, выросло и окрепло его композиторское и исполнительское дарование. В течение восьми лет Сметана работал во Временном театре. Здесь состоялись премьеры его опер «Бранденбуржцы в Чехии», «Проданная невеста», «Две вдовы» и «Поцелуй». К этим операм следует добавить еще «Далибор» и «Либуше». А «Проданная невеста» стала первой чешской оперой, получившей мировое признание.

В жизни некоторых людей бывают годы, которые сразу и бесповоротно меняют ее течение. Таким рубежом для Сметаны стал 1874 год. Он принес композитору и творческие радости, и страдания, которые следовали за ним до конца его жизни. На него обрушилось несчастье - внезапная глухота. Чудовищный удар потряс композитора, в его жизни все переменилось, он сам стал другим, прежними остались лишь его талант и вдохновение.

27 марта 1874 года на сцене Временного театра состоялась премьера его оперы «Две вдовы», которая прошла весьма успешно. В пору полной глухоты композитор сочинил оперу «Поцелуй». Он создает симфонический цикл «Моя родина» - уникальное явление музыкального искусства.

Здоровье Бедржиха Сметаны то и дело вызывало беспокойство врачей. Некоторое время он был вынужден находиться в пражской психиатрической лечебнице. Силы композитора таяли с каждым днем. Сам он понимал это, но упорно сопротивлялся болезни, пытался работать, так как труд был единственной целью и опорой всей его жизни. В эти дни, когда здоровье Сметаны уже не давало никаких надежд на лучший исход, ему довелось пережить радость. 18 ноября 1883 года он присутствовал на открытии вновь отстроенного после пожара здания Национального театра. В переполненном зале снова прозвучала его опера «Либуше», имевшая громадный успех. Композитора неоднократно вызывали, и он снова почувствовал любовь и признание пражской публики. Но это было последнее его торжество - последний раз он присутствовал в театре, последний раз в полном сознании видел прекрасную Прагу, беседовал с друзьями.

Когда в начале 1884 года праздновали шестидесятилетие со дня его рождения, он был уже настолько болен, что не мог и помышлять о путешествии в город.

С каждым днем Бедржих Сметана чувствовал себя все хуже и хуже. Его мучили головные боли, он жестоко страдал от не смолкавшего ни на минуту шума в голове и ушах. Затем ко всему этому добавились галлюцинации. Композитор постепенно терял память, подчас не узнавал знакомых и, что было для него особенно тягостным, начинал ощущать бессвязность мышления. В конце января 1884 года он окончательно потерял сознание, вскоре его перевезли в Прагу и поместили в больницу для душевнобольных, где в мае этого же года он скончался.

Смерть Бедржиха Сметаны была воспринята чешским народом как тяжелейшая утрата. Его похороны привлекли огромное количество людей, среди которых были не только пражане, но и приезжие из других городов. Траурное шествие прошло по городу к Вышеграду, где и нашел вечное упокоение великий чешский композитор. Но жизнь его музыки только начиналась, и будущее принесло ему истинное бессмертие.

Бедржих Сметана. СМЕТАНА (Smetana) Бедржих (1824 – 84), чешский композитор, дирижер, пианист. Гастролировал как пианист, с 1853 как симфонический, с 1866 оперный дирижер (до 1874, когда полностью потерял слух). Создатель чешской национальной… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

- (Smetana, Bedrich) БЕДРЖИХ СМЕТАНА. (1824 1884), чешский музыкант, глава национальной композиторской школы. Родился 2 марта 1824 в Литомишле. Уже в очень раннем возрасте Сметана проявил большую одаренность и целеустремленность. В своем дневнике… … Энциклопедия Кольера

- (Smetana) (1824 1884), композитор, дирижёр, пианист; основоположник чешской оперы. Оперы, в том числе историческая «Бранденбуржцы в Чехии» (1863), комическая «Проданная невеста» (1866), трагическая «Далибор» (1867), эпическая «Либуше» (1872);… … Энциклопедический словарь

Сметана (Smetana) Бедржих (2.3.1824, Литомишль, ‒ 12.5.1884, Прага), чешский композитор, дирижёр, пианист, музыкально общественный деятель. Учился в Праге у И. Прокша. Уже в детстве С. познакомился с идеями «будителей». С 1847 концертировал как… … Большая советская энциклопедия

- (2 III 1824, Литомишль 12 V 1884, Прага) Многосторонняя деятельность Б. Сметаны была подчинена единой цели созданию профессиональной чешской музыки. Выдающийся композитор, дирижер, педагог, пианист, критик, музыкально общественный деятель,… … Музыкальный словарь

- … Википедия

- (1824 84) чешский композитор, дирижер, пианист, музыкально общественный деятель. Основоположник чешской оперы. Оперы, в т. ч. историческая Бранденбуржцы в Чехии (1863), комическая Проданная невеста (1866), трагическая Далибор (1867); цикл Моя… … Большой Энциклопедический словарь

Сметана молочный продукт Бедржих Сметана чешский композитор … Википедия

- (Smetana) Бедржих (1824 84), чешский композитор, дирижер, пианист. Гастролировал как пианист, с 1853 как симфонический, с 1866 оперный дирижер (до 1874, когда полностью потерял слух). Создатель чешской национальной оперы: историческая… … Современная энциклопедия

Книги

  • Влтава, JB 1:112/2 , Сметана Бедржих. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Репринтное нотное издание Smetana, Bed?ich "Vltava, JB 1:112/2" . Жанры: Symphonic poems; For…
  • Лагерь Валленштейна, Op. 14 , Сметана Бедржих. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Репринтное нотное издание Smetana, Bed?ich "Wallenstein"s Camp, Op. 14" . Жанры: Symphonic poems;…