Загадочные ольмеки — народ ниоткуда. Загадочная цивилизация ольмеков С какой целью ольмеки создали лунный календарь

Ольмеки — древний народ, живший в Центральной Америке в XVI — II вв. до н.э. на территории современной Мексики. Создали первую в Америке цивилизацию, давшую начало всем остальным индейским культурам доколониальной эпохи. По этой причине культура ольмеков называется в Латинской Америке.

Ольмеки изобрели первую в Америке письменность, первый календарь и способ измерения времени, приручили собаку и индейку, первыми начали сбор каучука и какао-бобов.

Цивилизация зародилась на востоке территории современной Мексики. на побережье Карибского моря. Свидетельства пребывания ольмеков находят при раскопках в Гватемале и Сальвадоре.

Происхождение ольмеков и причины упадка их цивилизации неясны. В 1979 году Клайд Винтерс предложил способ чтения ольмекского письма, исходя из гипотезы об африканском происхождении этого народа. Винтерс допустил мысль о том, что ольмеки говорили на языке семейства малинке, распространенных в Сенегале и Мали. К 1997 Винтерс расшифровал значительную часть ольмекских текстов. Тем не менее, гипотезу об африканском происхождении ольмеков многие специалисты не разделяют.

Около трех тысячелетий назад на берегу залива возникла индейкая культура, получившая название ольмекской. Назвали их так по имени ольмеков - небольшого племени, живших на этой территори намного позднее в 11в - 14в. Само слово ольмеки означает каучуковые люди. Ацтеки назвали их так по имени области, где производился каучук и где жили им современные ольмеки.

Цивилизация древних ольмеков восходит ко 2 тыс до н.э. и прекратила свое существование в 1 в. н.э. Самое удивительное заключается в том, что ни в Северной Америке, ни в южной Америке, абсолютно отсутствуют какие-либо следы зарождения этой древней цивилизации. Как будто этот народ появляется уже сложившимся. Так же неизвестно ни о социальной организации ольмеков, ни их верованиях, ни об их языке.

Из-за высокой влажности в районе Мексиканского залива не сохранилось ни одного скелета ольмеков.Известно, что культура ольмеков была кукурузной цивилизацией, главными отраслями хозяйства были земледелие и рыболовство. Существовали ритуалы человеческих жертовприношений. Цивилизация древних ольмеков была культурно развитой. До наших дней дошло множество статуэток из нефрита, пирамиды, стелы, статуи.

Самой большой загадкой срели оставшихся ольмекских памятников являются огромные головы, вырезанные из камня. Вес одной головы достигает до 30 тонн. Лица выглядят очень естественно и самое интересное то, что изображают они людей с негроидными чертами лица. Это практически портретные изображения африканцев в плотно прилегающих шлемах с ремешком на подбородке. Мочки ушей проткнуты.

Лицо прорезано глубокими морщинами по обеим сторонам носа. Уголки толстых губ загнуты вниз.Именно эти черты лиц отделяют ольмеков от индейцев всей мезоамерики. Это заставляет сделать вывод, что ольмеки не могли быть коренным населением. Тогда возникает вопрос откуда они могли прийти?Существует древнейшее предание о происхождении ольмеков. Она повествует, что таинственное племя людей прибыли морем и обладали разного рода волшебством. Затем они обосновались в селении под названием Тамоанчане. Но однажды мудрецы прибывшего народа снова сели на корабли и уплыли, пообещав вернуться перед концом света.

Оставшийся народ заселил окружающие их земли и стал называть себя по имени их великого вождя и кудесника Ольмека Уимтони.Интересно то, что ольмеки отождествляли себя с ягуарами и считали себя потомками союза божественного ягуара и смертной женщины. Так появилось племя ольмеков, сыновей неба и земли одновременно.

Кто такие ольмеки?

В конце II тысячелетия до н. э. оседлый образ жизни становится господствующим и появляются церемониальные центры на побережье Мексиканского залива и в районах нагорья. Начинается расцвет культуры Атлантического побережья нынешнего штата Веракрус, получившее название Ольмекской. Ацтеки назвали их так по имени области на побережье Мексиканского залива, где производился каучук и, где жили современные им ольмеки. Так что собственно ольмеки и ольмекская культура - совсем не одно и то же.

По древнейшему преданию, Ольмеки появились на территории современного Табаско около 4000 лет назад, прибыли они морем и обосновались в селении Тамоанчане. По этому же преданию, говорится, что мудрецы уплыли, а оставшиеся люди заселили эти земли и стали называть себя по имени своего великого вождя Ольмека Уимтони.

По другой легенде Ольмеки появились в результате союза божественного животного ягуара со смертной женщиной. С тех пор Ольмеки считали ягуаров своими тотемами, а их стали называть ягуарьими индейцами.

Однако, несмотря на все усилия археологов, нигде до сих пор не удалось обнаружить никаких следов зарождения и эволюции цивилизации ольмеков, этапов её развития, места её возникновения. Мало известно и о социальной организации ольмеков, и об их верованиях и ритуалах - разве что они, вроде как, тоже не гнушались человеческими жертвоприношениями. Неизвестно и на каком языке говорили ольмеки, и к какой этнической группе они принадлежали. Вдобавок ко всему высокая влажность в районе Мексиканского залива привела к тому, что не сохранилось ни одного скелета ольмеков, что чрезвычайно усложняет археологам возможность пролить свет на культуру самой древней цивилизации Мезоамерики.

Культура и иск-во ольмеки оказали сильное влияние на культуру других индейских народов Центральной Америки. Сох- ранились замечательные скульптурные памятники; на многих из них изображён ягуар - основное божество ольмеков. Причины исчезновения ольмеки не установлены; предполагают, что это результат крупных этнических передвижений.

Древний народ ольмеков жил около трёх тысяч лет назад на территории современной Мексики, штатов Веракрус и Табаско.

Они были земледельцами и развили довольно высокую цивилизацию, а также коммерсантами и обменивались своими товарами с народами, жившими на отдалённых землях.

Ольмеки были прекрасными мастерами по обработке камня. Они делали расписные стены, высекали могильные плиты и каменные алтари, создавали топоры, которые использовали как подношения богам, лепили из глины маленькие статуэтки и маски. Несомненно, цивилизация ольмеков стала известна благодаря необычным монументальным скульптурам, дошедшим до наших дней.

Ольмеков называли кукурузным народом, поскольку эта сельскохозяйственная культура составляла основу их питания. Ежедневная еда у них обычно состояла из кукурузных лепёшек. Они ели также фасоль и тыкву.

Археологи смогли восстановить многие предметы обихода ольмеков. Основные находки были обнаружены при раскопках в Сан-Лоренсо, Ла Венте и Трес Сапотес.

Был ли ягуар священным животным альмеков?

Ягуар это хищное млекопитающее, распространённое в Южной и Центральной Америке. Он не нападает на людей и питается крупной дичью, в частности оленями.

Ольмеки очень ценили ягуаров, поскольку те съедали травоядных животных, разрушавших маисовые плантации.

У ольмеков были только два домашних животных: собака и индюк. Собаки ольмеков были похожи на собак породы чихуахуа, поскольку были очень маленькие. Ольмеки растили их для еды.

Ольмеки были очень творческим народом. Они изобрели календарь, форму письма и систему изображения чисел, а также форму правления и религию.

Ольмеки не использовали удобрения и не знали техники орошения. Ведение сельского хозяйства было очень примитивным: они засевали поля до тех пор, пока они были плодородными, а затем оставляли их отдыхать, хотя в действительности ольмекам повезло жить в регионе с большим числом рек и поэтому не было необходимости оставлять поля для отдыха на длительное время. Когда на реках были приливы, вода заливала прибрежные земли и удобряла их, так что поля давали два-три урожая ежегодно. Чтобы знать, когда происходят наводнения и когда следует сеять, ольмеки изобрели средство для определения хода времени, то есть календарь.

В своём изучении хода времени они дошли до продолжительности года в 365 дней.

Ольмеки, несомненно, были великими скульпторами. Они обрабатывали камень с большим мастерством, создавая надгробные плиты и алтари, украшенные человеческими фигурами.

Наиболее характерными являются колоссальные головы, воспроизводившие, возможно, лица великих вождей. Эти монументальные головы были выполнены из базальта очень твёрдого камня.

Многие из этих огромных голов хранятся в Археологическом парке Ла-Вента в Мексике.

Ольмеки представляли собой самую раннюю цивилизацию Центральной Америки, состоящую из множества маленьких поселений, процветавших на берегу залива Мехико в центральной Мексике с 1 200 по 600 год до нашей эры.

Происхождение культуры ольмеков туманно, некоторые ученые предпочитают теорию о том, что это местные фермеры трансформировались в племена, а позднее - в культурные общества, а другие - что ольмеки - результат миграции из Герреро или Оакса. Высокий уровень сельскохозяйственного производства стал ключевым моментом для их успехов. Поселения ольмеков основывались, в основном, на берегах медленно текущих рек, которые во времена разлива, напитывали плодородные аллювиальные почвы.

Сан-Лоренцо, занятый в 1 200 - 900 годах до нашей эры считается главным поселением ольмеков. Наряду с ним существовало два других центра: Теночтитлан и Портеро Нуэво. Все церемониальные центры ольмеков предствавляли собой комплексы платформ, на которых зиждились церемониальные дворцы, насыпи, каменные статуи и большие конические пирамиды.

Огромные каменные головы представляются самым неординарным продуктом архитектурной мысли. Они достигают высоты три метра и, предположительно, представляют собой портреты правящих семей и элиты ольмеков. Чтобы соорудить эти вещи понадобился труд сельчан, проживающих в низинных районах.

Торговля была очень важным делом и опять же сосредоточивалась в церемониальных центрах, здесь обменивались обсидианом, змеевиком, слюдой, магнитистым железняком и другими материалами. Существовали как местные торговые сети, так и сети регионального масштаба. Таким образом, способ жизни ольмеков и их сложная космология распространились вместе с предметами обмена на довольно большой территории.

Жрецы ольмеков придумали 260-дневный календарь, и комплекс верований, который включал в себя оборотня ягуара и горящего змея. Стиль ольмеков в искусстве особенно проявлен в скульптуре, он очень реалистичен в представлении природных и сверхъестественных форм. Ремесла представлены работами из раковин и жадеита.

К 600 году до нашей эры культура ольмеков пришла в упадок, и системы обмена уменьшили свою интенсивность. Но все же, благодаря существованию ольмеков дальнейшие цивилизации Центральной Америки получили хорошее культурное наследие.

Источники: www.vokrugsveta.ru, www.tradiciadrevnih.ru, otvet.mail.ru, pochemuha.ru, secretworlds.ru

«Самым древним и малоизученным индейским народом Центральной Америки по праву считаются ольмеки. По утверждению большинства ученых, именно они являются родоначальниками следующих народов Мезоамерики. Немногочисленные находки, подтверждают, что первым местом обитания ольмеков, скорее всего, было побережье Мексиканского залива. Как единый народ, они сформировались 4-3 тысячи лет тому назад. Находки, обнаруженные археологами, подтверждают реальность существования этого древнего индейского народа, но не могут рассказать о происхождении ольмеков и о внезапном исчезновении с карты Центральной Америки.»

До сих пор точно неизвестна причина скоропостижной гибели великой древней цивилизации. Наиболее реальной версией считается нашествие новых племен с запада и дальнейшее смешение с завоевателями. Другая версия – резкий скачок в росте населения и начавшийся голод, который и привел к гибели населения. После себя ольмеки оставили богатое культурное наследие, которое переняли следующие цивилизации Мезоамерики. В своих письменных источниках, ацтеки и майя неоднократно упоминали о своем прародителе. В переводе с языка майя, ольмек означает «обитатель каучуковой страны». С ацтекского же языка переводится, как «каучуковый человек».

Об общественном строе, жизни и занятиях этого древнего индейского народа Центральной Америки имеются довольно скудные сведения. Большинство ученых сходятся во мнении, что ольмеки , поселившись на южном побережье Мексиканского залива , за короткий срок совершили резкий скачок в развитии и к 1500 г. до н.э. создали на территории 3 штатов современной Мексики (Веракрус, Табаско и Герреро) государство со столицей в Ла-Венте . Другими крупными городами являлись Трес-Сапотес (ныне деревня) и Сан-Лоренсо. Все будущие археологические находки, относящиеся к эпохе ольмеков , были найдены на территории этих 3 городов. На 800 г. до н.э. приходится пик их культуры . Конец великой цивилизации наступил в 400 г. до н.э.

Выгодное расположение ольмекской державы на важных торговых путях способствовало еще большему его расцвету. Существовала четкая классовая лестница, начинающаяся с верховного вождя и заканчивающаяся рабом. Каждый представитель этой ступенчатой иерархии принимал свою судьбу. Поэтому противоречий и столкновений между ольмеками не происходило. Основными занятиями населения были земледелие и рыболовство, выращивали кукурузу, маниок тыкву бобы сладкий картофель и перец. Однако наиболее употребляемым продуктом питания являлся маис . Также было развито пчеловодство и разведение домашнего скота и птиц. Жилье охраняли собаки. Уже тогда, ольмеки изготавливали из зерен какао любимый напиток сегодняшней детворы. Правда, вместо сахара добавляли молотый перец и другие пряности. Особенной ценностью у напитка пользовалась его пена. Считается, что и само слово «какао» («какава ») имеет ольмекское происхождение. Как и последующим цивилизациям, ольмекам не были знакомы гончарный круг, колесо и плужное земледелие. Однако и без этих изобретений человечества, они изготовляли великолепные изделия из керамики и глины, являлись прекрасными резчиками по камню. Из их среды выделялись прекрасные зодчие и скульпторы. Подтверждением последнему является, обнаруженная в 1862 году Х.Мельгаром неподалеку от деревни Трес-Сапотес (штат Веракрус) скульптура крупной каменной головы . Эта случайная находка дала начало для дальнейшего изучения великой цивилизации Центральной Америки. Начиная с 1930 года, археологическая группа во главе с американским исследователем Мэтью Стирлингом, приступила к раскопкам на территории мексиканских штатов Веракрус, Табаско и Герреро. К ним в качестве рабочих присоединились местные индейцы. Раскопки продолжались вплоть до начала 1960-х гг. На сегодняшний день имеется еще 16 экземпляров этих чудес ольмекского искусства: 10 из них в Сан-Лоренсо, 4 в Ла-Венте, 2 в Трес-Сапотесе и одна из Ранчо Кобата. Все каменные головы выгравированы из крупных кусков базальта. Лица и головной убор каждого экземпляра отличаются друг от друга. Глаза у головы из Ранчо Кобата закрыты, у остальных же открыты. Самая маленькая находка высотой в 1,5 м, а самая крупная – больше 3 метров. Вес в зависимости от размера скульптур варьируется от 10 до 35 тонн. Лица у всех каменных голов имеют африканские черты , что заставило некоторых ученых выдвинуть гипотезу о переселившихся на Новый Свет неграх. Однако данное предположение не имело доказательств и быстро отпало. Точный возраст находок также не определен, но точно известно, что каждая голова выгравирована и доставлена на место всеобщего обозрения в отдельный отрезок времени. Загадкой остается способ, благодаря которому ольмеки транспортировали многотонные скульптуры. Ведь этот индейский народ не был знаком с колесом. Некоторые ученые считают, что огромные куски базальта добывались в горном массиве Лас-Тустлас , укладывались на повозья, доставлялись к реке, а оттуда на крупных плотах отправлялись на место назначения. Остальная работа была за резчиками по камню. Обнаруженные в 1967 году в Сан-Лоренсо, подземные базальтовые трубы U-образной формы, из которых еще вытекала вода, позволила экспедиции Мэтью Стирлинга сделать уникальное открытие . Уже тогда, 3 тысячи лет тому назад ольмекскими мастерами был создана первая водопроводная система.

Еще одним чудом ольмекского искусства являются стелы- вертикально установленные базальтовые плиты с изображением определенной сцены и персонажей. Большая их часть обнаружена в Ла-Венте и Трес-Сапотесе . Изображенные на плитах личности богато одеты. Скорее всего, это были представители высшей прослойки ольмеков. Некоторые стелы расположены на большом расстоянии, другие группами у подножья пирамиды . В каждом городе обнаружены пирамиды, однако наибольший интерес представляет большая пирамида в центре Ла-Венты. Данное сооружение высотой около 33 метров построено из глины и сверху покрыто раствором из извести. Издалека напоминает небольшой вулкан. На вершине располагалась платформа, где скорее всего имелся и жертвенный храм. Для знати изготавливался мозаичный двор с изображением священного животного - ягуара . Среди более мелких находок выделяются различные статуэтки, маски, бусы и ожерелья, сделанные в основном из жадеита. Символом знатности у ольмеков , а затем и у других цивилизаций Центральной Америки являлся нефрит. Украшения из данного минерала клали в гробницы вождей и его родственников.

О религиозных представлениях ольмеков имеется очень мало сведений. Точно известно лишь то, что они были первым индейским народом, поклонявшимся ягуару. Почти все божества изображались с головой этого хищника. Изображение этого представителя кошачьих встречается на некоторых стелах. Ольмеки считали себя плодом любви смертной женщины и ягуара . Этот хищник являлся для них символом мужественности, силы. Ягуара, чтили как покровителя земледелия и защитника всей территории их державы. Обряды жертвоприношения проводились шаманами, которые обладали и целительными способностями. По представлению населения истинные жрецы могли перевоплощаться в ягуара.

О языке и письменности, как и об этническом происхождении ольмеков , известно еще меньше. Найденные в 40-е гг. 20 века плиты со знаками, напоминающими иероглифы древних египтян, доказывает наличие письма у данного индейского народа. Считается, что майя могли использовать некоторые элементы для создания собственной письменности. Некоторые знаки своей формой напоминают насекомых и растения. В качестве материала для нанесения иероглифов наиболее часто использовались дерево и камень, причем второй использовался в основном во время торжественных мероприятий. Дешифровка письменности продолжается и в наши дни. Важные даты обозначались черточками и точками. К сожалению, не сохранилось никаких сведений о языке ольмеков . Известно лишь то, что он существенно отличался от стилей общения других индейских народов обоих американских континентов. Американский лингвист Терренс Кауфман, занимающийся изучением мезоамериканских индейских диалектов, в 1993 году выдвинул предположение, что ольмеки говорили на языке близком к михе-сокской группе. Однако эта гипотеза не встретила сторонников и вопрос о происхождении их языка продолжает оставаться открытым.

Индейские шаманы обладали широкими познаниями в области математики и астрономии. Проводя многочисленные расчеты, ольмекские жрецы изобрели еще один шедевр- знаменитый лунный календарь, который послужил основой для календаря майя. Строился он исходя из данных шаманов о цикличности вселенной. Каждая эпоха длилась 5000 лет, а затем начиналась новая эра. Особое внимание уделялось изучению луны и расположению звезд .

Таким образом, найденные в Трес-Сапотесе, Ла-Венте, Сан-Лоренсо археологические находки подтверждают величие ольмекской цивилизации , как самого древнего народа Центральной Америки. Их богатым наследием (календарь, письменность, обряды и обычаи) воспользовались их наследники в лице майя и ацтеков . Несмотря на обнаруженные экспонаты, ольмеки продолжают быть цивилизацией-загадкой и некоторые разделы все еще требуют тщательного изучения со стороны ученых. Главной проблемой является дешифровка письменности, которая может дать ответы на многие вопросы и в первую очередь насчет их этнического происхождения и тайны их внезапного исчезновения.

Упадок Ольмеков

Точная причина упадка цивилизации ольмеков не ясна. Возможно, это произошло из-за военного поражения, культурного истощения, а может из-за экологической катастрофы. Однако улики свидетельствуют скорее о насильственном конце. Известно, что культура ольмеков и их технологии были заимствованы народами в Мезоамерике и Южной Америке. Наиболее известной технологией ольмеков, которую переняли другие, было строительство зданий и сооружений, особенно пирамид. Пирамиды строили все более поздние основные американские цивилизации американских индийцев (юг США). Керамика и металлургия – также важный вклад ольмеков в развитие народов Америки.

— ольмеках.

Архитектура ольмеков.

Постройки ольмеков не отличались сложными формами, как у более поздних племен, однако были массивны и своеобразны. Можно выделить несколько особенностей архитектуры первого американского племени. В основе древних храмов находился либо квадрат, либо прямоугольник. Сами по себе эти сооружения представляли пирамиду. Предполагается, что строения такой формы сооружать проще, чем, к примеру, кубической, получаются они выше и устойчивее. В отличие от египетских пирамид, мезоамериканские (а архитектурный стиль ольмеков переняли все без исключения племена Центральной Америки) возводились с лестницами, ведущими от подножия к расположенному на вершине храму (обычно с двумя помещениями). Если сооружение было большое, наверх поднимались уже не две, а четыре лестницы - по всем сторонам пирамиды. Второй тип построек - так называемые дворцы, которые скорее являлись жилыми домами знати. Эти здания также находились на небольших возвышениях, внутри же делились на несколько узких и вытянутых помещений. Главное тотемное животное ольмеков - ягуар (по легенде, это племя произошло от союза божественного ягуара и смертной женщины), что подтверждается многочисленными находками археологов, как скульптурными, так и архитектурными.

Удивительные археологические находки.

Один из центров культуры ольмеков - город Сан-Андрес, находившийся примерно в 5 км к северо-востоку от Ла Венты (сейчас это часть города Вильяэрмоса). При раскопках обнаружили удивительную находку, отодвинувшую дату появления первой письменности в Мезоамерике как минимум на 300 лет, - это размером с кулак цилиндр из керамики, с изображенными по бокам иероглифами. Он использовался в качестве орудия для письма. Каменные головы ольмеков, к сожалению, не так известны, как статуи острова Пасхи, тем не менее они также поразительны, в первую очередь своей монументальностью (их вес около 30 т, в окружности - 7 м, высота - 2,5 м) и реалистичностью. Можно выделить еще несколько наиболее примечательных и крупных ольмекских городов: это Сан-Лоренсо, Лас-Лимас, Лагунаде-Лос-Серрос и Льяно де Хикаро (в нем нашли руины мастерской по обработке базальта). Среди прочих находок стоит выделить сенсационные детские игрушки. Дело в том, что многие из них изображают различных зверей на колесах, а ведь долгое время считалось, что население доколумбовой Америки не было знакомо с колесами!

Сан-Лоренсо - один из первых городов Америки.

Самый известный и первый главный город ольмеков - Сан-Лоренсо (Сан Лоренцо), существовавший на протяжении 500 лет. Историки пришли к выводу, что здесь проживало 5 тыс. жителей. К сожалению, увидеть один из первых мезоамериканских городов довольно сложно. От некогда крупнейшего поселения Америки почти ничего не осталось из-за ужасных погодных условий, прожорливого времени и бездействия властей, а туристам куда интереснее майя и ацтеки. Тем не менее, на территории Сан-Лоренсо (сейчас это городок Теночтитлан) находится самая древняя пирамида Америки, чьи ступени украшены резным изображением богаягуара. Также здесь обнаружили дренажные системы, каменные головы и площадку для культовой игры в мяч. Последнее сооружение представляло собой две идущие параллельно наклонные стены из камня. Непосредственно игра происходила внизу, а зрители сидели на стенах.

Ла-Вента - музей под открытым небом.

Наиболее хорошо сохранившийся и богатый город ольмеков - это Ла Вента. Сан-Лоренсо постепенно приходит в упадок и к 900 г. до н. э. центр культуры ольмеков перемещается южнее. Связано это с завоевательными набегами (отношения между племенами ольмеков были отнюдь не мирными) и изменением русла реки, что играло в те времена одну из определяющих ролей. По реке доставляли товар, из нее отводили воду для обеспечения жизнедеятельности людей и в ней, помимо всего прочего, ловили рыбу, что наряду с земледелием было основным занятием ольмеков. В Ла Венте также наблюдается большое скопление знаменитых ольмекских скульптур из камня - огромных голов внешне негроидного происхождения, что наталкивает на определенные мысли о происхождении этого древнего народа. Обилие таких находок поразительно, потому что вблизи не было ни одной каменоломни.

Ко времени расцвета Ла Венты (начиная с IX в. до н. э.) в городе начинают создаваться сложные мозаики, сооружаются новые монументальные скульптуры - стелы и богатые захоронения, созданные при помощи поставленных вплотную друг к другу базальтовых колонн. В этих камерах найдены саркофаги, множество фигурок и украшений. Большинство находок перевезли в музей города Вильяэрмоса (столица мексиканского штата Табаско), в парк Ла Вента - на территорию, которую занимал древний город.

Заключение.

Долгое время считалось, что ольмеки - первая цивилизация Мезоамерики - внезапно покинули свои города и исчезли в неизвестном направлении, «как сквозь землю пропали, что балтийская водь». На самом деле, в отличие от той же води, в прямом смысле слова уходившей под землю, ольмеки просто оставили столетиями обжитую местность и стали передвигаться на север, вглубь континента. Причинами этого могли стать засухи, извержения вулканов или другие природные катаклизмы, приведшие к тому, что занимаемая ольмеками территория стала непригодной для жизни. Поводом к этому, в свою очередь, могло быть изменение направления русел рек или их полное исчезновение, ведь вода в те времена играла определяющую роль в жизни населения, особенно на такой сложной, в климатическом отношении, территории, как Центральная Америка (впрочем, для майя отсутствие воды не являлось препятствием, но об этом будет рассказано позже). Ольмекам не составило большого труда найти новые пригодные для существования территории, поскольку во время своих торговых походов они уже неоднократно бывали в поселениях соседних племен. Перемещение ольмеков на север привело к постепенному ассимилированию этой самобытной цивилизации с другими индейскими племенами. Необходимо заметить, что история майя длится практически параллельно с существованием ольмеков (первый из известных городов племени - Куэйо (Белиз) - датируется 2000 г. до н. э.), однако расцвет майя начинается именно с момента «исчезновения» ольмеков. Из этого можно сделать вы вод, что последние, ассимилируясь с другими индейцами, как бы в обмен на право проживать на чужой территории обучали своих бывших соседей и торговых партнеров общественному, политическому строю и обогащали своими навыками их культуру. Принципы построения общества, письменность, астрономия, математика - это только небольшая часть знаний, появлению которых майя и впоследствии другие индейские племена Америки обязаны ольмекам.

Экология познания: Все эти головы вырезаны из цельных глыб базальта. Самые маленькие имеют высоту 1,5 м, самая большая - около 3,5 м. Большинство же ольмекских голов - около 2 м. Соответственно, вес этих громадных скульптур колеблется от 10 до 35 тонн!

Все эти головы вырезаны из цельных глыб базальта. Самые маленькие имеют высоту 1,5 м, самая большая - около 3,5 м. Большинство же ольмекских голов - около 2 м. Соответственно, вес этих громадных скульптур колеблется от 10 до 35 тонн!

При взгляде на головы, сразу возникает множество вопросов, на которые у всезнающей науки хочется-таки получить внятный ответ. Черты лица у каждой из 17 гигантских голов не индивидуальные и у всех у них есть одна общая черта – характерные негроидные признаки. Откуда в доколумбовой Америки взялись негры, если по утверждению официальной науки, никаких контактов до Колумба между Африкой и Америкой быть не могло? А сами ольмеки вовсе не выглядели как негры, что следует из других многочисленных статуэток и фигурок. И лишь эти 17 голов наделены негроидными чертами.

При помощи каких инструментов при отсутствии металла(опять же по официальной версии) с такой точностью и детализацией обрабатывался базальт, один из самых прочных камней, из которого и сделаны головы? Неужели другим камнем?

Как многотонные глыбы, некоторые до 35 тонн весом, доставлялись к месту обработки за 90 км от места их добычи через джунгли по пересеченной местности? При том, что (по той же версии) колеса ольмеки не знали (к слову, уже доказано, что знали).

Зачем их делать такими большими? Ведь у ольмеков много других скульптур, и голов в том числе, вполне нормального размера и вполне американской (индейской) внешности. И лишь эти 17 негритянских мордочек – исключение. За что им такая честь? Или это в натуральную величину? Сейчас попытаемся ответить на эти вопросы …

Цивилизация ольмеков считается первой, «материнской» цивилизацией Мексики. Как и все остальные первые цивилизации она возникает сразу и в «готовом виде»: с развитой иероглифической письменностью, точным календарем, канонизированным искусством, с развитой архитектурой. Согласно представлениям современных исследователей, цивилизация ольмеков возникла примерно в середине II тыс. до н.э. и просуществовала примерно тысячу лет. Основные центры этой культуры располагались в прибрежной зоне Мексиканского залива на территории современных штатов Тобаско и Веракрус. Но культурное влияние ольмеков прослеживается на всей территории Центральной Мексики. До сих пор не известно ничего о народе, создавшем эту первую мексиканскую цивилизацию. Название «ольмеки», означающее «люди каучука» дано современными учеными. Но откуда пришел этот народ, на каком языке говорил, куда исчез спустя века - все эти главные вопросы остаются без ответа после более чем полувековых исследований ольмекской культуры.

Ольмеки является старейшей и самой загадочной цивилизацией Мексики. Эти народы селились вдоль всего побережья Мексиканского залива, примерно в третьем тысячелетии до нашей эры.
Коацекоалькос была главной рекой ольмеков. Её название в переводе значит «Святилище змеи».

Согласно легендам именно в этой реке прошло прощание с древним божеством Кецалькоатля. Кецалькоатль или Великий Кукулан, как его звали люди майя, был пернатым змеем и загадочной личностью. Этот змей имел могучее телосложение, благородные черты лица, и, в общем, вполне человеческий вид.
Интересно, откуда он взялся среди краснокожих и безбородых ольмеков? Согласно приданиям он пришел и ушел по воде. Именно он обучил ольмеков всем ремёслам, нравственным основам и счёту времени. Кецалькоатль осуждал жертвоприношения и был против насилия. .


Самыми крупными памятниками ольмеков считаются Сан-Лоренсо, Ла-Вента и Трес Сапотес. Это были настоящие городские центра, первые на территории Мексики. Они включали в себя крупные церемониальные комплексы с земляными пирамидами, разветвленную систему ирригационных каналов, городские кварталы и многочисленные некрополи.

Ольмеки достигли настоящего совершенства в обработке камня, в том числе и очень твердых пород. Ольмекские изделия из нефрита по праву считаются шедеврами древнего американского искусства. Монументальная скульптура ольмеков включала в себя многотонные алтари из гранита и базальта, резные стелы, скульптуры в человеческий рост. Но одной из самых примечательных и загадочных черт этой цивилизации являются громадные каменные головы.

Первая такая голова была найдена еще в 1862 году в Ла-Венте. К сегодняшнему моменту таких гигантских человеческих голов обнаружено 17, десять из них происходят из Сан-Лоресно, четыре из Ла-Венты, остальные - еще с двух памятников ольмекской культуры. Все эти головы вырезаны из цельных глыб базальта. Самые маленькие имеют высоту 1,5 м, самая большая голова, найденная на памятнике Ранчо ла Кобата достигает 3,4 м в высоту. Средняя высота большинства ольмекских голов - около 2 м. Соответственно, вес этих громадных скульптур колеблется от 10 до 35 тонн!


Все головы выполнены в единой стилистической манере, но при этом очевидно, что каждая из них является портретом конкретного человека. Каждая голова увенчана головным убором, больше всего напоминающим шлем игрока в американский футбол. Но все головные уборы индивидуальны, нет ни одного повторения. Все головы имеют тщательно проработанные уши с украшениями в виде крупных серег или ушных вставок. Прокалывание ушных мочек являлось типичной традицией для всех древних культур Мексики. Одна из голов, самая большая - из Ранчо ла Кобата, изображает человека с закрытыми глазами, у всех остальных шестнадцати голов глаза широко открыты. Т.е. каждая такая скульптура должна была изображать конкретного человека с характерным набором индивидуальных черт. Можно сказать, что ольмекские головы являются изображениями конкретных людей. Но несмотря на индивидуальность черт, все гигантские головы ольмеков объединяет одна общая и загадочная черта.

Портреты изображенных на этих скульптурах людей имеют ярко выраженные негроидные черты: широкий приплюснутый нос с крупными ноздрями, пухлые губы и большие глаза. Такие черты никак не вяжутся с основным антропологическим типом древнего населения Мексики. В ольмекском искусстве, будь то скульптура, рельеф или мелкая пластика, в большинстве случаев отражен типичный индейский облик, свойственный американской расе. Но только не на гигантских головах. Такая негроидность черт была отмечена первыми исследователями с самого начала. Это привело к появлению различных гипотез: от предположений о миграции выходцев из Африки до утверждений, что такой расовый тип был характерен для древнейших жителей Юго-Восточной Азии, входивших в состав первых переселенцев в Америку. Однако эта проблема была довольно быстро «спущена на тормозах» представителями официальной науки. Слишком неудобно было считать, что между Америкой и Африкой на самой заре цивилизации могли существовать какие-либо контакты. Официальная теория их не подразумевала.

А раз так, значит ольмекские головы - это изображения местных правителей, после смерти которых, и изготавливались столь оригинальные мемориальные памятники. Но ведь ольмекские головы - действительно уникальное явление для древней Америки. В самой ольмекской культуре есть еще подобные аналогии, т.е. скульптурные человеческие головы. Но в отличие от 17 «негритянских» голов, они изображают портреты людей типичной американской расы, имеют меньшие размеры и выполнены в соответствии с совершенно иным изобразительным каноном. В других культурах древней Мексики ничего подобного нет. Кроме того, можно задать простой вопрос: если это изображения местных правителей, то почему их так мало, если говорить применительно к тысячелетней истории ольмекской цивилизации?

И как все-таки быть с проблемой негроидных черт? Что бы не утверждали господствующие в исторической науке теории, помимо них есть еще и факты. В антропологическом музее города Халапа (штат Веракрус) хранится ольмекский сосуд в виде сидящего слона.

Считается доказанным, что слоны в Америке исчезли с окончанием последнего оледенения, т.е. примерно 12 тысяч лет назад. Но ольмекам слон был известен, настолько, что его даже изображали в фигурной керамике. Либо слоны еще жили в эпоху ольмеков, что противоречит данным палеозоологии, либо ольмекские мастера были знакомы с африканскими слонами, что противоречит современным историческим воззрениям. Но факт остается фактом, его можно, если не пощупать руками, то увидеть своими глазами в музее. К сожалению, академическая наука старательно обходит подобные несуразные «мелочи». Кроме того, в прошлом веке в разных районах Мексики, причем на памятниках имеющих следы влияния ольмекский цивилизации (Монте Альбан, Тлатилько) были обнаружены захоронения, скелеты в которых антропологи определили принадлежащими к негроидной расе.


Гигантские ольмекские головы задают исследователям немало парадоксальных вопросов. Одна из голов из Сан-Лоренсо имеет внутреннюю трубку соединяющую ухо и рот скульптуры. Как в монолитной базальтовой глыбе высотой 2,7 м можно было проделать такой сложный внутренний канал, используя примитивные (даже не металлические) инструменты? Геологи, изучавшие головы ольмеков, установили, что базальт из которого были сделаны головы в Ла-Венте, был взят из каменоломен в горах Тукстла, расстояние до которых, если измерять по прямой, составляет 90 километров. Каким образом древние индейцы, даже не знавшие колеса, транспортировали каменные монолитные глыбы весом в 10-20 тонн по пересеченной местности. Американские археологи считают, что ольмеки могли использовать тростниковые плоты, которые вместе с грузом сплавляли по реке в Мексиканский залив, и уже вдоль берега доставляли базальтовые глыбы к своим городским центрам. Но расстояние от каменоломен Тукстлы до ближайшей реки составляет примерно 40 км, и это густые болотистые джунгли.

В некоторых мифах о сотворении мира, дошедших до наших дней от разных мексиканских народов, возникновение первых городов связывается с пришельцами с севера. Согласно одной из версий, они приплыли на лодках с севера и высадились у реки Пануко, затем прошли вдоль берега до Потончана у устья Халиско (в этом районе расположен древнейший центр ольмеков Ла-Вента). Здесь пришельцы истребили местных великанов и основали первый из упоминаемых в легендах культурный центр Тамоанчан.

Согласно другому мифу, семь племен пришли с севера на Мексиканское нагорье. Здесь уже жили два народа - чичимеки и гиганты. Причем гиганты населяли земли к востоку от современного Мехико - районы Пуэбла и Чолула. Оба народа вели варварский образ жизни, добывали пропитание охотой и питались сырым мясом. Пришельцы с севера изгнали чичемеков, а гигантов истребили. Т.о., согласно мифологии ряда мексиканских народов, гиганты были предшественниками тех, кто создал на этих территориях первые цивилизации. Но они не смогли устоять перед пришельцами, и были уничтожены. Кстати, аналогичная ситуация имела место на Ближнем Востоке и она достаточно подробно описана в Ветхом Завете.


Упоминания о расе древних гигантов, предшествовавших историческим народам, имеются во многих мексиканских мифах. Так ацтеки считали, что земля была населена гигантами в эпоху Первого Солнца. Они именовали древних великанов «кинаме» или «кинаметине». Испанский хронист Бернардо де Саагун отождествлял этих древних гигантов с тольтеками и полагал, что именно они воздвигли гигантские пирамиды в Теотеуакане и Чолуле.

Берналь Диас, участник экспедиции Кортеса писал в своей книге «Завоевание Новой Испании», что после того как конкистадоры закрепились в городе Тласкале (к востоку от Мехико, район Пуэбла), местные индейцы поведали им, что в очень давние времена в этой местности поселились люди огромного роста и силы. Но поскольку они обладали скверным характером и плохими обычаями, индейцы истребили их. В подтверждение своих слов жители Тласкалы показали испанцам кость древнего великана. Диас пишет, что это была бедренная кость и ее длина равнялась росту самого Диаса. Т.е. рост этих гигантов более чем в три раза превышал рост обычного человека.

В книге «Завоевание Новой Испании» он описывает, как индейцы рассказывали им, что в давние времена в этих местах поселились люди огромного роста, но индейцы не сошлись с ними характерами и всех перебили. Цитата из книги:

«Сообщили они также о том, что до их прихода страну населяли великаны, грубые и дикие, которые потом либо вымерли, либо были уничтожены. В доказательство они показали бедренную кость такого великана. Действительно, она была размером в полный мой рост, а я ведь не мал. И таких костей было изрядное количество; мы дивились и ужасались такой породе прошлых времен и порешили образцы послать и Его Величеству в Испанию».

(цитата взята из главы «Дружба с Тлашкалой».)

Врать автору никакого смысла не было, дела обсуждались куда более важные, чем давно вымершие и не представляющие опасности великаны, да и сказано и показано это было индейцем между делом, как само собой разумеющееся. Да и книга совсем о другом. И если современный телеканал еще можно заподозрить в фальсификации фактов с целью поднятия рейтинга, то человека, публично обещающего 500 лет назад отправить «несуществующие» гигантские человеческие кости королю, можно заподозрить лишь в идиотизме. Что, прочитав его книгу, сделать весьма сложно.
Найдены следы великанов в этой местности и в рукописях ацтеков (ацтекских кодексах), живших позже в этих же местах, в виде рисунков, и во многих мексиканских мифах.

Рисунок из ацтекской рукописи. Судя по тому, сколько народу тянет одного большого человека, он еще и очень тяжелый. Может, это его голова запечатлена в камне?


Кроме того, из разных источников видно, что древние великаны заселяли определенную территорию, а именно восточную часть центральной Мексики вплоть до побережья Мексиканского залива. Вполне правомерно предположить, что гигантские головы ольмеков символизировали победу над расой великанов и победители воздвигли эти монументы в центрах своих городов, дабы увековечить память о побежденных предшественниках. С другой стороны, как такое предположение можно увязать с тем фактом, что все гигантские головы ольмеков имеют индивидуальные черты лица?


Может быть правы те исследователи, которые полагают, что гигантские головы являлись портретами правителей? Но изучение парадоксальных феноменов всегда осложнено тем, что такие исторические явления редко укладываются в систему привычной логики. На то они и парадоксальные. Более того, мифы, как и любой исторический источник подвержены воздействиям, диктуемым текущей политической конъюнктурой. Мексиканские мифы были записаны испанскими хронистами в XVI веке. Информация о событиях, случившихся за десятки веков до этого времени, могла быть несколько раз трансформирована. Образ гигантов мог быть извращен в угоду победителям. Почему бы не допустить, что великаны какое-то время были правителями в ольмекских городах? И почему бы не предположить также, что этот древний народ великанов принадлежал к негроидной расе?

Древний осетинский эпос «Сказания о нартах» весь проникнут темой борьбы нартов с великанами. Их называли уаиги. Но, что самое интересное, их называли черными уаигами. И хотя в эпосе нигде не упоминается о цвете кожи кавказских великанов, прилагательное «черный», применительно к уаигам, употребляется в эпосе как качественное, а не как образное понятие. Конечно, такое сопоставление фактов, относящихся к древнейшей истории столь удаленных друг от друга народов, может показаться слишком смелым. Но и наши знания об удаленных эпохах слишком скудны.

Остается только вспомнить великого поэта А.С.Пушкина, использовавшего в своем творчестве богатое наследие русского фольклора. В «Руслане и Людмиле» главный герой сталкивается с головой великана, отдельно стоящей в чистом поле и побеждает ее. Та же самая тема победы над древними гигантами и тот же образ гигантской головы. И такое совпадение не может быть простой случайностью.

Грэм Хэнкок в книге «Следы богов» пишет: «Самым потрясающим было то, что Трес Сапотес вовсе не был городом майя. Он был полностью, исключительно, несомненно, ольмекским. Это означало, что именно ольмеки, а не майя, изобрели календарь, что именно культура ольмеков, а не майя, является «прародительницей» культур Центральной Америки… Ольмеки намного древнее, чем майя. Они были умелым, цивилизованным, технически развитым народом, и именно они изобрели календарь с точками и тире, в котором началом отсчета является загадочная дата 13 августа 3114 года до н.э.»

Большинство каменных голов ольмеков изображает человека с негроидными чертами лица. Но 2000 лет назад в Новом Свете не было черных африканцев, первые из них появились намного позже конкисты, когда началась работорговля. Однако существует твердое свидетельство палеоантропологов, что в составе одной из миграций на территорию американского континента во время последнего ледникового периода действительно попадали люди негроидной расы. Эта миграция происходила около 15 тыс. лет до н.э.


В Сан-Лоренсо ольмеки насыпали искусственный холм высотой более 30 метров, как часть огромного сооружения длиной 1200 метров и шириной 600 метров. Археолог Майкл К оу во время раскопок в 1966 году сделал ряд находок, в том числе свыше двадцати искусственных резервуаров, связанных весьма сложной сетью желобов, облицованных базальтом. Часть этой сети была встроена в водораздел. Когда это место раскопали, вода снова стала литься оттуда потоком в сильные дожди, как это происходило на протяжении более трех тысяч лет. Основная дренажная линия шла с востока на запад. В нее были врезаны три вспомогательные линии, причем места соединений были выполнены очень грамотно с технической точки зрения. Тщательно обследовав систему, археологи были вынуждены признать, что не могут понять назначения этой сложной системы водоводов и прочих гидротехнических сооружений.

Ольмеки до сих пор остаются для археологов тайной. Не удалось обнаружить никаких следов эволюции ольмеков, как будто этот народ появился ниоткуда. Ничего не известно о социальной организации, ритуалах и системе верований ольмеков, на каком языке они говорили, к какой этнической группе они принадлежали, не сохранилось ни одного скелета ольмеков.

Майя получили свой календарь в наследство от ольмеков, которые пользовались им за тысячу лет до майя. Но откуда его взяли ольмеки? Какой требуется уровень технического и научного развития цивилизации, чтобы разработать такой календарь? опубликовано

Ученые предполагают, цивилизация ольмеков – первая цивилизация, которая появилась на территории Мексики. Её даже называют «материнской» цивилизацией Мексики. Подобно другим древним цивилизациям, эта также появилась уже со своей иероглифической письменностью и довольно развитой, а еще ольмеки хорошо владели искусством и архитектурой и у них был свой точный календарь.
Исследователи говорят, что цивилизация ольмеков появилась приблизительно в средине 2-го тысячелетия до нашей эры, просуществовала около тысячи лет, и после словно растворилось. Цивилизация просто исчезла безо всяких следов .
Свое название ольмеки – люди каучука , они получили от современных ученых. Как говорят исследователи, они не знают до сих пор откуда пришли ольмеки, на каком языке они говорили и по какой причине они исчезли. Одна индейская легенда говорит, что они пришли в эти края издалека и сопровождали их мудрецы. После мудрецы оставили их и ушли, а простое население осталось жить на территории Мексики. Поселения ольмеков в основном были расположены в прибрежных зонах Мексиканского залива. Но влияние культуры ольмеков прослеживается по всей Центральной Мексике.
Эта загадочная древняя цивилизация оставила после себя большие комплексы для церемоний с земляными пирамидами. Причем все они разветвленные системой ирригационных каналов и даже городскими кварталами. А изделия из нефрита, которые создали ольмеки, считают шедеврами древнего американского искусства. А их монументальная скульптура просто поражает. В нее включены алтари из многотонного базальта и гранита. Они создавали скульптуры в человеческий рост. Но до сих пор самой большой загадкой культуры ольмеков считают огромные каменные головы. Первая из них обнаружена в 1862 году в Ла-Венте и на сегодняшний день их насчитывают уже 17 шт.. Все головы вырезаны из цельных базальтовых глыб. Их высота достигает от 1,5 метра до 3,4 метра. Но чаще всего высота таких гигантских голов достигает двух метров, и весят они от 10 до 35 тонн.
Все каменные головы изображают одного и того же человека и сделаны в одном стиле. На всех головах шапки, но все они разные. У большинства гигантских голов в ушах есть серьги. Человек изображенный на всех головах имеет характерно выраженные черты негроидной расы (пухлые губы, большие глаза, широкие и приплюснутые носы с большими ноздрями). А это ну никак не подходит к жителям древней Америки. Некоторые считают, что ольмеки выходцы из Африки.
Загадочно еще и то, что до сих пор не найдено ни одного целого скелета ольмека. Они не сохранились. Наука объясняет это тем, что тут очень влажный климат. Цивилизация ольмеков оставила нам множество загадок. Это и сосуд в виде слона, который сидит. Хотя эти животные вымерли в Америке с окончанием последнего ледникового периода. Это случилось около 12 тыс. лет тому назад. А это противоречит науке. Слоны не могли жить при ольмеках, либо же они видели их в Африке, что также противоречит все научным исследованиям. Большинство ученых считают, что ольмеки имеют корни гораздо глубже, чем мы себе представляем.
Культура ольмеков хранит в себе еще одну интересную загадку – игрушки в виде собачек на колесах. А ведь Америка не знала, что такое колесо до самой эпохи Колумба.
Но вернемся к загадочным гигантским головам. Исследователи выяснили, что базальт для их изготовления брали из каменоломен, которые расположены в горах Тукстла. А это 90 километров (если считать по прямой) от места нахождения каменных голов. И каким образом доставлялись глыбы базальта через такое расстояние никому не понятно. Есть предположение, что камень переплавляли с помощью плотов по рекам Мексиканского залива, а уже потом по суше. Но это тоже маловероятно.


Другие исследователи утверждают, что эти головы достались ольмекам от предыдущей цивилизации великанов, которую истребили пришельцы, согласно индейской легенде.
Есть версия, которая гласит, что великаны правили ольмеками в их городах. А гигантские каменные головы это их портреты. И именно эти гиганты представляли негроидную расу.