Вещественные источники информации по истории. Исторические источники

Систематические археологические исследования, проводившиеся как на Балканском полуострове (в Афинах, Олимпии, Дельфах) и островах Родос и Делос, так и на малоазийском побережье Эгейского моря (в Милете, Пергаме), дали историкам огромное количество самых разнообразных источников. В результате почти полуторавековых археологических исследований в руки антиковедов попали самые разнообразные и порой уникальные источники, открывшие много ранее неизвестного или малознакомого в истории Древней Греции. Незаменимым историческим свидетельством являются эпиграфические источники, т. е. надписи, сделанные на твердой поверхности: камне, керамике, металле. Греческое общество было образованным, и поэтому до нас дошло довольно много разнообразных надписей. Это – государственные декреты, статьи договоров, строительные надписи, надписи на постаментах статуй, посвятительные надписи богам, надгробные надписи, списки должностных лиц, различные хозяйственные документы (счета, договоры об аренде и закладе имущества, акты купли-продажи и т. п.), надписи при голосовании в народном собрании и т. д. (уже найдено свыше 200 тысяч надписей). Огромную ценность имеют и многострочные надписи, и надписи в несколько слов, так как они касаются всех сторон жизни древних греков, в том числе и повседневного быта, который практически не нашел отражения в литературных источниках. Но главное – надписи сделаны в большинстве случаев рядовыми гражданами и выражают их миросозерцание. Так, существует множество пространных надписей, регулирующих отношения между Афинами и их союзниками, например постановление афинского Народного собрания о статусе города Эрифр в союзе (60-е годы V в. до н. э.) и города Халкиды (445 г. до н. э.). Весьма содержательными являются надписи о законодательно установленных взносах разных городов I Афинского морского союза с 454 по 425 г. до н. э. К концу IV в. до н. э. относится очень важная надпись из Херсонеса (совр. Севастополь), так называемая Херсонесская присяга о государственном устройстве Херсонеса. Благодаря успехам нумизматики в настоящее время возрастает значение монет как исторического источника. Найденные в очень большом количестве (ежегодно находят по нескольку тысяч монет), они представляют массовый материал, который может быть подвергнут статистической обработке. Изучение веса монет, имеющихся на них символов и знаков, надписей, состава монетных кладов, распределения монет позволяет получить сведения самого разнообразного характера (о денежном обращении, товарном производстве, о торговых и политических отношениях городов, о религиозных воззрениях, событиях культурной жизни и др.). Наиболее полными публикациями имеющихся монетных собраний являются каталоги Британского музея, а также сводка всех кладов греческих монет, которая была предпринята Американским нумизматическим обществом в 1973 г. Огромный и возрастающий год от года материал археологических раскопок является важнейшим источником знаний о самых различных сторонах жизни греческого общества. На территории Греции, других стран Средиземноморья и Причерноморья работают ежегодно сотни археологических экспедиций, которые ведут крупномасштабные работы. Археологический материал самый разнообразный: открыты целые города (раскопки Олинфа, Херсонеса Таврического, Коринфа), общегреческие святилища (храмовые комплексы в честь Аполлона в Дельфах и на Делосе), знаменитый религиозно-спортивный комплекс в Олимпии (при раскопках 1876-1881 гг. обнаружены 130 скульптур, 1000 надписей, 6000 монет, несколько тысяч бронзовых вещей, не считая фундаментов многих зданий). Интересные данные получены при изучении отдельных комплексов, например при раскопках квартала гончаров в Афинах и афинской центральной площади - агоры, исследовании афинского Акрополя, театра в Эпидавре, некрополя в Танагре и других аналогичных комплексов. Здесь обнаружены сотни тысяч вещей различного назначения - орудия труда, оружие, предметы повседневного быта. Постоянные археологические изыскания проводятся в греческих городах Северного Причерноморья, в городах Ольвии (включая Березань), Херсонесе Таврическом, Пантикапее, Фанагории и многих других. Но одни археологические находки (остатки крепостей, дворцов, храмов, художественных произведений, керамики и утвари, некрополи, орудия труда и оружие) не могут дать полного представления об исторических процессах развития общества. Материальные свидетельства прошлого можно интерпретировать по-разному. Поэтому без подкрепления археологического материала данными других источников многие аспекты древней истории грозят остаться белыми пятнами в наших знаниях о прошлом.


Письменные источники Одним из важнейших источников являются сочинения древнегреческих историков. В отличие от поэтов, в произведениях которых трудно отделить художественный вымысел от жизненной реальности, историки стремятся дать правдивую историю, подобрать действительные факты. Первыми греческими историками были так называемые логографы, из них наиболее известны Гекатей из Милета (540-478 гг. до н. э.) и Гелланик из Митилены (480-400 гг. до н. э.). Логографы описывали древнейшую историю родных городов. За недостатком данных они обращались к мифам, стремясь рационалистически истолковать содержащиеся там сведения. Критический анализ мифологической традиции, проведенный логографами, был довольно поверхностным, и потому многим приводимым ими фактам не стоит доверять. Логографы не ограничивались лишь толкованием мифологической традиции. В свои произведения они включали вполне достоверные сведения географического и этнографического характера, добытые ими во время их путешествий по разным греческим городам и странам Восточного Средиземноморья. В трудах логографов миф и действительность слабо различались и это определило ограниченное значение их трудов. Сочинения логографов дошли лишь в небольших отрывках.

Первым собственно историческим исследованием был труд Геродота из Галикарнасса (485-425 гг. до н. э.), названного еще в древности «отцом истории». Геродот родился в состоятельной семье, получил хорошее образование, принимал участие в политической борьбе в своем городе, был изгнан победившими противниками. Находясь в изгнании, Геродот много путешествовал, объездил почти все страны. Большое влияние на формирование собственной исторической концепции оказало на Геродота пребывание в Афинах, где он сблизился с лидером афинской демократии Периклом. В своем труде, который принято называть «Историей», Геродот описал ход войны между греками и персами. Это подлинный научный труд, поскольку уже в первых строках автор формулирует научную проблему, которую пытается исследовать и обосновать: «Нижеследующие изыскания Геродот Галикарнасец представляет для того… чтобы не забыта была причина, по которой возникла между ними война». Чтобы вскрыть эту причину, Геродот обращается к предыстории событий. Он рассказывает об истории древневосточных стран и народов, которые вошли в состав персидской державы (Египет, Вавилония, Мидия, скифы), а затем об истории греческих полисов и лишь после этого приступает к описанию военных действий. Чтобы отыскать истину, Геродот критически подходит к отбору и анализу привлеченных источников. И хотя степень достоверности собранных историком сведений различна и некоторые эпизоды в трактате носят характер вымысла, все же большинство сведений из «Истории» подтверждается другими источниками, и прежде всего археологическими открытиями. Однако мышление Геродота еще традиционно: закономерностью в истории у него выступает божественная сила, награждающая добро и карающая зло. Но главная заслуга Геродота в том, что его трудами в руках ученых появился источник, где стержнем описываемых событий является историческое время и осознанно введенный историзм. Важным источником по классической эпохе является древнегреческая драматургия – произведения трагиков Эсхила, Софокла и Еврипида и комедиографа Аристофана. Как граждане афинского полиса они принимали активное участие в политических событиях своего времени, что нашло непосредственное отражение в их поэтических произведениях. Своеобразие этого вида литературного источника заключается в том, что здесь действительность подается через художественные образы. Но так как в этот период греческий театр активно участвовал в формировании полисной системы ценностей и демократической морали, то литературные образы не были плодом досужего вымысла или интерпретацией легендарно-мифологических сюжетов, а являлись выражением господствующего гражданского мировоззрения, объективных оценок и суждений афинского общества. Незаменимым историческим источником являются философские и риторские произведения. В конце V – первой половине IV в. до н.э. напряженная политическая жизнь и творческая духовная атмосфера в полисах способствовала развитию науки, стремлению осмыслить все многообразие жизни общества. Выдающимся философом былПлатон (427-347 до н. э.). Для историков большой интерес представляют его трактаты «Государство» и «Законы», где автор в соответствии со своими социально-политическими взглядами предлагает пути справедливого переустройства общества и дает «рецепт» идеального государственного устройства. Своеобразным историческим источником являются тексты выступлений ораторов. Написанные для произнесения в народном собрании или в суде, они, конечно же, полемически заострены. Политические речи Демосфена , судебные речи Лисия, торжественное красноречиеИсократа и др. содержат важные сведения о различных сторонах жизни греческого общества. Ораторское искусство оказало огромное влияние как на развитие общественной мысли Греции, так и на стилистические особенности письменных текстов. В угоду законам риторики постепенно главным в речи становится не точность и правдивость изложения, а внешняя привлекательность и полемическая тенденциозность выступления, в котором историческая объективность приносится в жертву красоте формы.

Наиболее древнейший вид вещественных источников - археологические материалы.

Археология - наука, изучающая историческое прошлое человечества по вещественным источникам. Термин «археология» впервые употребил древнегреческий философ Платон (427 - 347 гг. до н.э.). Термин образован от слияния двух слов: «архайос» - древний, «логос» - наука, слово.

Пользуясь особой системой методов и приемов исследования, археологи добывают, изучают и систематизируют остатки материальной культуры различных племен и народов. Подавляющее число материалов, собранных археологами, не содержащие никаких надписей предметы и орудия человеческого труда, добытые из недр земли. Для того чтобы заставить их заговорить, открыть заложенную в них информацию, археолог должен быть одновременно и историком.

Понятие «археологические источники» оформилось лишь в последние десятилетия. В науке до сих пор нет единого мнения по вопросу о том, как соотносятся между собой понятия «археологический источник» и «исторический источник».

Первые упоминания о попытке раскопок в России относятся к 1144 г., в Ипатьевской летописи рассказывается об археологических находках на реке Волхов. В 1420 году в Пскове начались раскопки остатков древнейшей в городе церкви Власия. В начале XVIII века в России уже издаются государственные законы, предписывающие археологические находки сдавать на хранение в первый общегосударственный музей - Императорскую Кунсткамеру.

В 1739 году В.Н. Татищев составил одну из первых в мире инструкций по сбору сведений об археологических памятниках. Позднее подробные инструкции были написаны М.В. Ломоносовым, Г.Ф. Миллером.

Археологические памятники условно можно разделить на несколько групп. Самые крупные из них - поселения и погребения.

Поселения делят на неукрепленные (стоянки, селища) и укрепленные (городища). Селищами и городищами обычно называют памятники эпохи бронзы и железа. Под стоянками подразумеваются поселения каменного и бронзового века.

Погребения делятся на две основные группы: погребения, имеющие надмогильные сооружения (гробницы, курганы) и погребения грунтовые, т.е. без каких либо надмогильных сооружений. Наиболее сложные погребения - мегалитические погребения, т.е. погребения в гробницах, сооружениях из больших камней (дольмены, менгири). Самые известные из гробниц - пирамиды. На территории России пирамиды строили из дерева и земли. От них остались лишь насыпи - курганы.

Погребения говорят о возрасте умерших, а, следовательно, и о средней продолжительности жизни человека той эпохи, о его образе жизни, о том, чем он питался. Особенности обряда захоронения свидетельствуют о религиозных воззрениях, верованиях мировоззрении соплеменников умершего.

Среди обычных материалов, которые дают раскопки поселений, особый интерес представляют остатки жилищ. У различных племен и народов жилища сильно отличаются друг от друга. Исследования типов жилых построек по археологическим материалам позволяет сделать некоторые выводы об уровне социального развития данного общества.

Своего рода визитной карточкой каждого древнего народа служила керамика. Появившись около 10 тысяч лет назад, в эпоху неолита керамика изготавливалась в ручную. На смену лепной керамике приходит керамика, изготавливаемая на гончарном круге. У каждого народа складываются свои, очень устойчивые, передававшиеся из поколения в поколение традиции изготовления керамики (форма сосуда, состав глиняного теста, качество обжига, орнамент). Все это позволяет предположить, к какому народу принадлежал мастер, изготовивший данное изделие.

Сходство керамики, типов погребений и других признаков позволяет говорить о некоем единстве - археологической культуре. Археологическую культуру не всегда удается связать с каким-либо известным по письменным источникам народом. Часто археологические памятники восходят к таким древним временам, когда еще не сформировались известные нам народы и племена. Понятие «археологическая культура» облегчает исследование этногенеза различных народов, позволяет археологам систематизировать, обобщать свои наблюдения. Для обнаружения основных археологических памятников - поселений и погребений - организуются археологические разведки. Разведки имеют целью обнаружить интересный в археологическом отношении объект, собрать подъемный материал, т.е. мелкие предметы, лежащие на поверхности земли (керамика, обломки вещей…).

Своеобразным видом вещественных источников являются памятники архитектуры. Памятники архитектуры, встречающиеся в сельской местности и областных центрах, как правило, уступают по своим достоинствам столичным «знаменитостям».

Подавляющее большинство дошедших до нас памятников архитектуры - культовые сооружения. Среди них деревянные храмы составляют в настоящее время лишь очень небольшую часть, однако, в древности дело обстояло как раз наоборот. Деревянные храмы быстрее, чем каменные поддавались разрушительному воздействию времени, погибали в огне пожаров, вспыхивая то от молнии, то от забытой свечи.

Малейшая небрежность, неосторожность может привести к гибели памятника деревянного зодчества. В целях лучшей сохранности и также для облегчения доступа к ним любителей старины, туристов и экскурсантов памятники деревянного зодчества перевозятся в крупные города, на территорию специально создаваемых музеев под открытым небом.

Деревянные храмы - неотъемлемая часть древнерусского села или города. Все храмы по-своему отражают и характер, и обстановку жизни наших предков. В этом их историческое значение, их ценность, как своего рода исторического источника.

При изучении деревянных храмов следует иметь в виду, что они, как и каменные, зачастую дошли до нас в искаженном виде. Наиболее распространенный вид искажений - дощатая обивка. Не защищая памятник, обивка скрывает своеобразную прелесть серебристых, потрескавшихся от времени старых бревен, затрудняет наблюдение за состоянием храма.

Каменные храмы появились на Руси одновременно с принятием христианства. Подавляющее большинство каменных храмов периода Киевской Руси находятся в городах и селах Украины, в Смоленске Новгороде.

Каменные храмы эпохи Киевской Руси - материальное воплощение могущества древнерусского государства.

Каменное зодчество периода феодальной раздробленности столь же отчетливо отражает особенности своего времени, как и храмы Киевской Руси. Каменные храмы уменьшаются в размерах, однако, их конструкция и техника кладки становятся наиболее разнообразными.

В конце XVII века начинается быстрое сближение русского каменного зодчества с западноевропейским. Одним из первых проявлений этого процесса стало формирование своеобразного архитектурного стиля, получившего название «нарышкинское барокко». Наиболее известные памятники данного стиля были выстроены в подмосковных вотчинах влиятельного боярского рода Нарышкиных, родственников Петра I по линии матери, Натальи Кирилловны Нарышкиной.

Последнюю треть XVIII века, время правления императрицы Екатерины II, справедливо называют «золотым веком» дворянства. Освобожденные в 1792 г. от обязательной службы, дворяне все больше внимания уделяют условиям своей повседневной жизни, по-новому относятся к облику своих резиденций - начинают возводиться так называемые «дворянские гнезда» - усадьбы.

Вторая половина XIX - начало XX века - время быстрого развития капитализма в экономике России. Яркими иллюстрациями этого процесса служат сохранившиеся во многих городах, а иногда и селах пышные особняки купцов, фабрикантов и заводчиков.

Изучение памятников архитектуры различных эпох требует от краеведов основательной подготовки и систематической работы. Необходимо составить карту размещения архитектурных памятников и составить на каждый памятник паспорт, для того, чтобы краеведы легко могли отыскивать эти памятники для их дальнейшего изучения.

Большое значение для исторического краеведения могут быть изобразительные источники: старинные гравюры, скульптуры, картины с изображением бытовых сцен, национальных костюмов.

Особое значение для краеведов имеют фотоматериалы. Фотографии - прекрасный документальный материал. По ним можно изучать быт, одежду и т.д. Фото - видеолетопись родного города, села через некоторое время станет ценнейшим историческим источником, который расскажет будущим историкам и краеведам о жизни и делах людей в XXI веке.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что вещественные источники являются связующим звеном с прошлым, помогают краеведу в изучении прошлого и настоящего.

Истори́ческие исто́чники - весь комплекс документов и предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс и запечатлевших отдельные факты и свершившиеся события, на основании которых воссоздается представление о той или иной исторической эпохе, выдвигаются гипотезы о причинах или последствиях, повлёкших за собой те или иные исторические события .

Истори́ческий исто́чник - продукт (материально реализованный результат) целенаправленной человеческой деятельности, используемый для получения данных о человеке и обществе, в котором тот жил и действовал .

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Существует несколько подходов к общей классификации исторических источников. В XIX веке в Европе была распространена классификация источников на остатки и предания .

    И. Дройзен

    Одним из первых детальную классификацию исторических источников предложил немецкий историк XIX века И. Дройзен . Он разделил все многообразие продуктов целенаправленной человеческой деятельности на исторические остатки и исторические предания (исторические традиции) .

    Согласно Дройзену, речь, письмо, изображение - составляют историческую традицию . Она подразделяется на устную (песнь, сага, рассказ, легенда, анекдот, пословицы, крылатые слова), письменную (генеалогические таблицы, исторические надписи, мемуары, брошюры, газеты и т. п.) и изобразительную (географические карты, иконография исторических личностей, планы городов, рисунки, живопись, скульптура).

    По мнению Дройзена, непосредственными результатами самих событий являются так называемые остатки :

    • Произведения всех наук, ремесел, искусств, свидетельствующие о потребностях, способностях, взглядах, настроениях, состояниях;
    • Данные языка;
    • Обычаи, нравы, учреждения;
    • Монументы;
    • Деловые акты, протоколы, делопроизводственные и всевозможные административные документы.

    Л. Н. Пушкарёв

    Все более и более полное сбережение письменных источни­ков, учреждение архивов, их упорядочивание, реорганизация библиотек, создание каталогов, репертуаров, инвентариев пред­ставляют собой в конце классической эпохи нечто большее, чем просто новую восприимчивость ко времени, к своему прошлому, к глубинным пластам истории; это способ введения в уже сфор­мировавшийся язык и в оставленные им следы того же самого порядка, который устанавливают между живыми существами. Именно в этом зарегистрированном времени, в этом разбитом на квадраты и пространственно-локализованном становлении, историки XIX века возьмутся за написание наконец «верной» истории, то есть освобожденной от классической рационально­сти, от её упорядоченности и от её теодицеи, - истории, отдан­ной во власть неистовой силе вторгающегося времени .

    Мишель Фуко

    Работа с источниками

    Извлекая информацию из источника, исследователь должен помнить два существенных момента:

    • Источник дает лишь ту информацию, которую в нём ищет историк, он отвечает лишь на те вопросы, которые историк ставит перед ним. И полученные ответы всецело зависят от заданных вопросов.
    • Письменный источник передает события через мировосприятие автора, его создавшего. Это обстоятельство имеет важное значение, ибо то или иное понимание картины мира, существующее в сознании создателя источника, так или иначе воздействует на те данные, которые он фиксирует.

    Так как исторические источники различных видов создаются людьми в процессе осознанной и целенаправленной деятельности и служили им для достижения конкретных целей, то они несут ценную информацию о их создателях и о том времени, когда были созданы. Чтобы извлечь эту информацию, необходимо понимать особенности и условия возникновения исторических источников. Информацию из источника важно не только извлечь, но и критически оценить, а также правильно интерпретировать .

    Интерпретация источников

    Примеры интерпретации источников

    Владимир Библер приводит следующий пример. В 1952 году на Неревском раскопе в Новгороде студенты-археологи МГУ во главе с A. B. Арциховским среди целого ряда берестяных грамот XII-XIV веков обнаружили грамоту № 46 с надписью:

    Н В Ж П С Н Д М К З А Т С Ц Т… Е Е Я И А Е У А А А Х О Е И А…

    Несмотря на то, что правая часть надписи не сохранилась, попытки расшифровать грамоту оказались успешными. Оказывается, что нужно было читать её по вертикали, приставляя к букве верхней строчки - букву нижней, а затем начинать все сначала, и так до последней буквы. Часть недостающих букв была восстановлена по смыслу. Непонятная надпись была шуткой новгородского школяра, написавшего: «Невежа писа не дума каза, а хто се цита…» - «Незнающий написал, недумающий показал, а кто это читает…» . В результате работы с куском бересты исследователь не только расшифровал надпись, но и получил представления о характере людей и культуре того времени. Он также генерировал новое знание о древнерусской культуре и о психологии людей исследуемой эпохи, или, словами Библера, расширил площадь фрагмента прошлого:

    …в нашем времени теперь присутствует (в качестве факта) именно такая, действительно осмысленная берестяная грамота. Присутствует и актуально существует кусок быта XII в. вместе с характерным грубоватым юмором, розыгрышем, «обрывком» взаимоотношений .

    Условия успешной работы с источниками

    Многие историки предупреждают об опасности фетишизации источников. Следует помнить, что источники - это всего лишь рабочий материал для историка, а их анализ и критика закладывают базу для исследования. Основной же этап в работе историка начинается на стадии интерпретации источника в контексте его времени и осмысления отдельно взятого источника в комплексе с другими данными для производства нового исторического знания.

    Говоря об исторических источниках, И. Дройзен постоянно подчеркивал их неполноту и фрагментарность, не позволяющую воссоздать пол­ную картину прошлого. Он призывал проводить перекрестный анализ различных видов источников, чтобы избежать их неправильной трактовки. В качестве меры достоверности исследова­ния Дройзен предлагал признать четкость в обозначении пробелов и возможных ошибок .

    Для успешной работы с историческими источниками от историка требуется не только кропотливость и непредвзятость, но и глубокие знания предмета исследования и широкий культурный кругозор. В качестве примера плодотворной работы историка с источниками можно привести Сергея Михайловича Соловьева , автора 29-томной «Истории России». В. О. Ключевский так писал о нём:

    Широта исторического взгляда была отражением широты его исторического образования. В области русской истории трудно быть специалистом более Соловьева. Не много будет после него ученых, которым удастся так последовательно и полно изучить источники нашей истории. Но Соловьев не закапывался в свою специальность. В этом отношении он - поучительный образец, особенно для занимающихся отечественной историей, между которыми часто проявляется наклонность уединяться в своей цеховой келье .

    В. О. Ключевский

    См. также

    Примечания

    Литература

    • Бескровный Л. Г. Очерки по источниковедению военной истории России. - М.: Издательство Академии Наук СССР, 1957. - 452 с.
    • Блок М. Апология истории, или Ремесло историка. - М., 1986. - 254 с.
    • Бокщанин А. Г. Источниковедение Древнего Рима. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. - 160 с.
    • Григорьева И. В. Источниковедение новой и новейшей истории стран Европы и Америки. - М.: Высш. школа, 1984. - 335 с.
    • Данилевский И. Н., Кабанов В. В. и др. Источниковедение. - М.: Росс. гос. гум. ун-т, 2004 . - 701 с. - ISBN 5-7281-0090-2
    • Иванов Г. М. Исторический источник и историческое познание. - Томск: Изд-во ТГУ, 1973. - 250 с.
    • Источниковедение: Теория. История. Методические источники российской истории: учеб. пособие / И. А. Данилевский В. В. Кабанов, О. М. Медушевская, М. Ф. Румянцева. - М.: Изд-во Рос. гос. ун-та, 1998. - 702 с. - ISBN 5-7281-0090-2 .
    • Источниковедение новейшей истории России: теория, методология, практика: Учебник / А. К. Соколов, Ю. П. Бокарев, Л. В. Борисова и др.; под ред. А. К. Соколова. - М.: Высш. школа, 2004. - 688 с. - ISBN 5-06-004521-8
    • Источниковедение истории СССР / под ред. И. Д. Ковальченко. - 2-е изд. - М.: Высш. школа, 1981. - 496 с.
    • Источниковедение Древней Греции (эпоха эллинизма) / под ред. В. И. Кузищина. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. - 240 с.
    • Источниковедение истории Древнего Востока / под ред. В. И. Кузищина. - М.: Издательство Академии Наук СССР, 1962. - 381 с.
    • Козлов В. П. Тайны фальсификации. Анализ подделок исторических источников XVIII-XIX веков. - М.: Аспект Пресс, 1996. - 272 с.
    • Лаппо-Данилевский А. С. Методология истории / Ин-т общественной мысли; подгот. текста: Р. Б. Казаков, О. М. Медушевская, М. Ф. Румянцева; авт. коммент.: Т. В. Гимон, М. Ф. Румянцева. - М.: РОССПЭН, 2010 г. - 631 с. - В 2-х томах. - (Библиотека отечественной общественной мысли с древнейших времён до начала XX века). Оригинал: Лаппо-Данилевский А. С. Методология истории. Вып. I-II. СПб., 1910-1913.
    • Методика работы над историческими источниками / А. П. Пронштейн, А. Г. Задера. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1969. - 82 с.
    • Пушкарев Л. Н. Классификация русских письменных источников по отечественной истории. - М.: Наука, 1975. - 282 с.
    • Тош Д. Стремление к истине. Как овладеть мастерством историка /Пер. с англ. - М: Издательство «Весь Мир», 2000. - 296 с. - ISBN 5-7777-0093-4
    • Тихомиров М. Н. Источниковедение истории СССР. Выпуск 1. С древнейшего времени до конца XVIII века. - М.: Издательство социально-экономической литературы, 1962. - 495 с.
    • Фуко М. Слова и вещи: Археология гуманитарных наук: Пер. с фр. В. П. Визгина, Н. С. Автономовой / Вступ. ст. Н. С. Автономовой. - СПб., 1994. - 406 с. - ISBN 5-85962-021-7
    • Шмидт С. О. Путь историка: Избранные труды по источниковедению и историографии. - М., Изд-во РГГУ, 1997 г. - ISBN 5-7281-0046-5
    • Янин В. Л. Очерки комплексного источниковедения. - М.: Высш. школа, 1986. - 240 с.

    Человечеству много тысяч лет. Все это время наши предки накапливали практические знания и опыт, создавали предметы быта и шедевры искусства. Они совершали ошибки и делали великие открытия. Как нам узнать об их жизни? Можем ли мы взять что-нибудь полезное для себя, чтобы не допускать промахов в настоящем?

    Конечно же, это возможно. Сегодня существует много наук, изучающих вещественные источники. Давайте разбираться детально.

    Определение и классификация

    Итак, вещественные источники - это все материальные предметы, которые отражают различные сферы жизни и деятельности человека. Все, что характеризует происходящий сейчас или в прошлом, будь то надписи, остатки бытовых вещей или человеческие останки, может нести бесценную информацию для исследователей.

    Таким образом, мы определили наиболее широкие рамки этого понятия. Давайте теперь разберемся с классификацией для большей упорядоченности.

    Вначале картина складывалась достаточно просто: эпоха дикости, которую сменило время варваров, а после - возникновение цивилизации. Однако такую стройную классификацию сломали вещественные источники Средневековья. Они совсем некстати вклинились после потрясающего расцвета античных государств.

    Сегодня исследователи все больше склоняются к следующему разделению памятников культуры. Выделяют три основные группы (в каждой из них имеются подразделы):

    Вещественные источники, примеры которых будут приведены далее.

    Изобразительные памятники - рисунки, фотографии, символы на монетах и прочее.

    Словесные. Они делятся на устные и письменные. Первые изучаются этнографией.

    Особенности правильной работы

    Вещественные источники - это самые разнообразные памятники, находки, упоминания, песни и легенды. Как же разобраться с ними и объединить в систему?

    Подобная задача не по силам одной науке или группе людей. Для разработки такого обширного направления в процессе развития общества было создано несколько дисциплин, с которыми мы с вами познакомимся далее.

    Какие же методы используются, когда изучают вещественные источники? Для начала упомянем человеческий фактор. Любой результат всегда выдается через призму мировоззрения исследователя или автора письменного документа. Поэтому зачастую ученые не получают объективной информации, а лишь подтверждают или опровергают свои догадки.

    Главным методом в работе с источниками является следующий: все выводы делаются только после изучения всего комплекса находок, свидетельств, фактов. Нельзя что-то вырывать из контекста. Общая картина складывается наподобие паззла. Давайте разберемся, какие дисциплины занимаются подобными изысканиями.

    Археология и антропология

    Эти две науки наиболее плотно работают с вещественными источниками. Первая из них имеет цель разобраться в эволюции человека и общества, изучить процесс становления основных сфер жизни от начала веков до сегодняшних дней.

    Антропология занимается исследованием самого человека (рас, традиций, культуры и быта). Однако такое широкое поле деятельности данной науки существует в основном в странах западного мира. В СНГ эти знания охватывают несколько отраслей. Кроме антропологии здесь задействованы этнография и археология.

    Конкретно эта наука в нашем понимании занимается больше эволюцией и временно-пространственными различиями физического типа человека. Итак, давайте разберемся по порядку.

    Археология - это наука, изучающая вещественные исторические источники. В сферу ее интересов входит несколько исследуемых групп:

    Поселения (сюда же входят и жилища). Они разделяются на укрепленные (чаще называются городищами) и неукрепленные (поселки). Это могут быть города и крепости, стойбища и земледельческие или ремесленные поселения, походные лагеря армий и укрепленные замки.

    Большинство подобных памятников статичны, они постоянно находятся (и находились) на одном месте. Однако стоянки и прочие временные поселения зачастую не имеют одного и того же местоположения. Поэтому их обнаружение в основном является делом случая.

    Городища обычно обнаруживают по остаткам валов и стен. Вообще, большая часть работы археолога происходит в архиве. Здесь находится информация в различных письменных источниках - от легенд и былин до отчетов научных разведок. Сказания, кстати, играют немалую роль. Троя была обнаружена Генрихом Шлиманом именно благодаря точному следованию им «Илиаде» Гомера.

    Следующим местом, где хорошо сохраняются вещественные источники истории, как ни странно, являются погребения. Под слоем земли в сухих районах планеты некоторые предметы могут пролежать тысячи лет и сохранить свою форму. Более влажные места, конечно, уничтожат многие материалы. Однако, например, некоторые виды дерева в воде окаменевают.

    Итак, в захоронениях археологи находят не только предметы быта древних людей, но и различные элементы, говорящие о верованиях, ритуалах, социальном устройстве общества и прочем.

    Также к памятникам относятся ритуальные места (святилища, капища) и мастерские. Если знать, как интерпретировать находки, то можно получить очень много интересной и важной информации.

    Последним, но не менее важным комплексом являются случайные находки. Все - от кладов до случайно потерянной пуговицы - может рассказать профессиональному исследователю о прошлом.

    Как мы уже убедились, большинство знаний о древних обществах - вещественные. по доходят до нашего времени не всегда в целости и сохранности, поэтому археологам и антропологам часто приходится обращаться за помощью к реставраторам, которые помогают им восстановить оригинальный облик предметов.

    Этнография

    В советскую эпоху это была отдельная наука, сегодня же ее чаще причисляют к составляющим антропологии. Она изучает (точнее, описывает) народности мира. Данные, с которыми работает антропология, - это не только вещественные источники. Примеры нематериальных памятников - песни и устные сказания. Во многих племенах просто нет письменности, и подобная информация передается от родителей детям из уст в уста.

    Поэтому этнографы зачастую работают не как исследователи, а как коллекционеры и хранители разнообразных традиций народов мира. Если вы взглянете на записи испанцев и португальцев XV - XVI веков, то будете удивлены. Очень многих описанных вещей и явлений больше не существует.

    Племена уничтожаются, ассимилируются (а значит, пропадает одна из самобытных культур). Вследствие глобализации стираются различия между народами. Даже языки могут исчезнуть. И если они не были записаны, то о них больше никто и никогда не узнает.

    Что нам предлагает этнография? Какие вещественные источники? Фото, аудиозаписи песен, видео обрядов, письменная фиксация разных сфер жизни народа - все это изучается и сопоставляется.

    Подобные описания стали делать очень давно, но в древнем мире они были больше похожи на сказки с неимоверным количеством домыслов. И только в позднем Средневековье появляются исследователи, которые сопоставляют и быт удаленных племен, например, индейцев, аборигенов Австралии, бушменов и прочих собирателей-охотников.

    Оказывается, наблюдая за жизнью народностей, стоящих на ступени «предцивилизации» в современном ее понимании, мы можем узнать, какие были отношения в каменном, медном, бронзовом, железном веках.

    Важным моментом является то, что в школе с детьми разбирают вещественные источники (примеры). 5 класс - самое время для изучения традиций своего народа и постепенного перехода к общей информации о становлении человечества.

    Эпиграфика

    Второй по численности материал, из которого мы можем черпать знания о древних людях, - это написанные и нарисованные вещественные источники - картинки, летописи, мемуары, глиняные таблички, петроглифы, иероглифы,

    Перечислять способы, которыми человечество пользовалось для сохранения информации, можно долго. Без них мы не имели бы ни малейшего понятия о событиях прошлого. Об этом можно говорить с полной уверенностью, так как археологические находки просто не в силах дать столько информации, сколько содержится в одной, даже самой короткой записке.

    Одним из древнейших исследований, дошедших до нас, является широко известная «История» Геродота. Она датируется пятым веком до нашей эры. Одни из первых мемуаров написал Гай Юлий Цезарь. Их название - «Записки о галльской войне».
    Но в целом биографии и воспоминания более характерны для эпохи Возрождения.

    Конечно, письменные памятники очень богаты информативно, однако есть и свои минусы.

    Во-первых, данные в них касаются пяти тысяч лет человеческой истории максимум. То, что было ранее, или не зафиксировано, или не расшифровано.

    Второе - тенденциозность и особое внимание к высшим слоям при практически полном игнорировании простого народа.

    Третье - основная масса древних текстов нам известна в виде переводов и переписанных копий. Оригиналов единицы. Кроме того, новых поступлений ожидать не приходится. А вот археологические вещественные источники люди обнаруживают регулярно.

    В комплекс наук, изучающих письменные памятники, входят различные дисциплины. Первая, о которой стоит упомянуть, - палеография. Она занимается сбором и расшифровкой древних алфавитов, шрифтов, способов написания. В общем, без ее усилий ученые не смогли бы качественно работать с текстами.

    Следующая наука - нумизматика. Она работает с надписями на монетах и банкнотах (подраздел - бонистика). Папирология изучает информацию, имеющуюся в свитках папируса.

    Однако самыми достоверными считаются бытовые надписи. Они короткие и не содержат хвастовства и преувеличения.

    Таким образом, мы разобрали с вами науки, изучающие вещественные источники, что это такое, какие виды памятников существуют, как с ними работают. Далее поговорим о материалах, касающихся трех наиболее ярких эпох в истории человечества - Древней Греции, Рима и Средневековья.

    Письменные источники Древней Греции

    Как мы уже говорили выше, информация о прошлом содержится во многих артефактах. Однако наиболее информативными являются именно надписи или записи.

    Период античности вообще и Древняя Греция в частности ознаменованы появлением ученых и исследователей. Зачатки большинства наук, которые успешно развиваются сегодня, уходят корнями именно в эту эпоху.

    Итак, какие вещественные источники истории Эллады нам известны? Непосредственно о мы поговорим чуть позже, а сейчас окунемся в мир древнегреческой литературы.

    Наиболее древними являются записи Гекатея Милетского. Он был логографом, описывал историю и культуру своего города и соседних полисов, по которым путешествовал. Вторым известным нам исследователем был Гелланик Митиленский. Его труды дошли до нас в отрывочных записях и большой исторической ценности не несут. В работах логографов часто легенды и вымысел сплетаются с действительностью, и их сложно разделить.

    Первым достоверным историком был Геродот. В V веке до нашей эры он написал многотомный труд «История». Им была предпринята попытка объяснить, из-за чего началась война между персами и греками. Для этого он обращается к истории всех народов, которые входили в данные империи.

    Вторым в хронологическом порядке был Фукидид. В своих работах он постарался осветить причины, ход и последствия Пелопонесской войны. Заслуга этого грека в том, что он не обращался к «божественному провидению», чтобы объяснить причины происходящего, как Геродот. Он ездил по памятным местам, полисам, разговаривал с участниками и очевидцами, что дало возможность написать истинно научный труд.

    Таким образом, письменные вещественные источники - это не только гипотезы, идеологические происки или политическая пропаганда. Среди них нередко встречаются и основательные труды.

    Материальная культура Эллады

    Сегодня изучение античных государств занимает одно из ведущих мест среди областей исследования в археологии. Многие университеты начали изучать Грецию в конце XIX века, и сегодня работают целые школы на Балканах, занимающиеся разработкой методик и углубленным изысканием.

    За этот век был накоплен огромный опыт и фактический материал по истории балканских полисов, таких, как Дельфы, Афины, Спарта, острова и малазийское побережье (Пергам, Троя, Милет).

    Отечественные ученые еще со времен Российской империи занимались рассмотрением городов-колоний северного Причерноморья. Наиболее известны такие полисы, как Ольвия, Пантикапей, Херсонес Таврический, Танаис и прочие.

    За годы исследований была накоплена масса материала - монеты, ювелирные изделия, оружие, надписи на твердом материале (камень, глина, геммы), остатки сооружений и прочее.

    Все эти вещественные источники по истории Древней Греции позволяют нам представить образ жизни, быт, занятия эллинов. Мы знаем об охоте и пирах, поскольку подобные сцены часто изображались на сосудах. По монетам можно судить о внешности некоторых правителей, гербах городов, отношениях между полисами.

    Печати и надписи на сосудах, домах, вещах также много рассказывают о той эпохе.
    Находки, относящиеся к древнему миру (Египет, античные государства, Месопотамия) - одни из самых красивых. После падения Рима стартовала эпоха упадка, когда красота перестала цениться, поэтому начало средних веков ознаменовано более грубыми вещами.

    Письменные источники Древнего Рима

    Если греки больше были склонны к философии, размышлению, изучению, то римляне стремились к военным победам, завоеваниям и праздникам. Не зря присказка «хлеба и зрелищ» (а именно их требовал плебс от императоров) дожила до наших дней.

    Итак, этот суровый и воинственный народ оставил нам многочисленные вещественные источники. Это города и дороги, предметы быта и оружие, монеты и ювелирные украшения. Но все это не дало бы и сотой доли того, что мы знаем о Риме, если бы не письменные памятники культуры.

    В нашем распоряжении есть разнообразный материал, поэтому исследователи могут досконально ознакомиться с большинством граней римской жизни.

    Первые сохранившиеся записи рассказывают о погодных условиях, урожаях. Также в них содержатся хвалебные гимны жрецов. Вообще, материалы, относящиеся к ранней истории и дошедшие до нас, представлены в стихотворной форме.

    Публий Сциволла написал «Великие анналы» объемом в восемьдесят книг. Полибий и отметились произведениями по сорок томов. Но всех превзошел Тит Ливий. Он написал историю города Рима от основания до его современности. Эта работа вылилась в 142 книги.

    Ораторы и поэты, полководцы и философы - все старались оставить память о себе для потомков.

    Сегодня вы сможете практически во всех социальных сферах обнаружить влияние, которое оказали римские вещественные источники. Примеры относятся к области юриспруденции, медицины, военного дела и пр.

    Памятники Древнего Рима

    Не менее увлекательным материалом являются археологические находки, сделанные во всех частях некогда громадной империи. Пространство от Атлантического океана на восток до Средней Азии, Европа и Северная Африка - все это некогда находилось в границах одного государства.

    Вещественные источники по истории иллюстрируют нам эпоху великих свершений, завоеваний и не меньшей распущенности, особенно в крупных городах.
    Благодаря находкам стало известно, что Италия была заселена еще с палеолита. Свайные поселения и стоянки с каменными орудиями труда не оставляют в этом ни капли сомнений.

    Не менее интересный пласт доримского периода - эпоха этрусков. Достаточно высокоразвитая культура, носители которой впоследствии были завоеваны и ассимилированы римлянами.

    Золотые пластины с текстами рассказывают, что этруски поддерживали мирные отношения с греческими полисами и Карфагеном.

    Римский форум, дороги и акведуки и сегодня захватывают дух, что же говорить о том времени, когда они не были в руинах?!

    Это лишь часть того, что вещественные источники нам открывают о прошлом.
    Наиболее известным памятником, несомненно, являются Помпеи. Город в одночасье погиб из-за извержения Везувия, который находится неподалеку. Благодаря многим тоннам пепла ученые обнаружили хорошо сохранившиеся останки жителей и потрясающие интерьеры римских усадеб. В них только немного поблекли краски! Сегодня можно прогуляться по улицам античного города, с головой окунуться в атмосферу того времени.

    Средневековые источники

    Это «темные» столетия, в течение которых человечество приходило в себя от упадка после падения античных государств.

    Вещественные источники Средневековья можно разделить на несколько групп.
    К первой относятся, несомненно, наиболее крупные и заметные - города, оборонительные сооружения, крепости.

    Далее идут памятники, несущие много информации, а именно - письменные свидетельства эпохи. К ним относят анналы, летописи, нотные записи гимнов, указы правителей и рабочую документацию ремесленников, купцов и пр.

    Однако вещественные источники Средневековья не так многочисленны, как хотелось бы. О пятом - девятом веках практически не сохранилось письменных упоминаний. Большинство информации об этом времени мы получаем из легенд, сказаний.

    Влажный климат, низкий уровень производства, фактическое возвращение к первобытно-общинному строю сделали свое дело. Находки выглядят ужасающе, если сравнивать античные памятники и вещественные источники Средневековья. Фото музейных экспонатов подтверждают этот факт.

    Особенность эпохи заключалась в том, что народы, населявшие окраины Римской империи, были малограмотны. Свои обычаи они передавали от дедов внукам в устной форме. Записи же в это время велись в основном потомками знатных патрициев или монахами, зачастую на латыни или греческом. Национальные языки прорываются в книги только в конце данного периода.

    Мы не владеем всей информацией о социальном положении племен раннего средневековья. Ни технологии, ни общественная жизнь, ни классовая структура, ни мировоззрение - ничто не поддается восстановлению в полной мере.

    В основном по находкам получается разобраться только с верованиями, военной и ремесленной сферами. Только три этих области освещают найденные вещественные источники Средневековья. Примеры можно привести из области сказаний, легенд, оружия и инструментов с именами, а также захоронений.

    В статье мы с вами разобрались в таком непростом понятии, как памятники материальной культуры, ознакомились с науками, изучающими подобные находки, а также рассмотрели несколько примеров из двух исторических периодов.

    Тема 5

    ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ

    План

      Виды исторических источников, их внешняя и внутренняя критика.

      Хронологическая классификация источников.

      Типологическая классификация источников.

      Виды исторических источников,

    их внешняя и внутренняя критика

    Изучение исторического процесса и реконструкция событий прошлого ведется путем исследования исторических источников. Для того, чтобы исследование было качественным и профессиональным, историк должен собрать информацию о предмете исследования из максимально возможного количества исторических источников.

    Исторический источник – это любой материальный объект, являющийся результатом человеческой деятельности и содержащий в себе информацию о прошлом человеческого общества.

    В настоящее время по форме материального носителя выделяются пять видов исторических источников: 1) вещественные, 2) письменные, 3) устные, 4) кино-, фото-, видео- и аудиоматериалы; 5) электронные источники.

    К вещественным источникам относятся археологические источники, гербы, печати, монеты, бумажные деньги, флаги, ордена, медали и т.д. Основную массу вещественных источников изучают специальные вспомогательные исторические дисциплины, являющиеся специализированными отраслями источниковедения (геральдика, сфрагистика, нумизматика, фалеристика и другие). Вещественные источники являются главным и единственным видом источников для исследователей при изучении древнейших периодов в истории человечества, когда письменности еще не существовало.

    К письменным источникам относятся все документы и тексты, существующие в письменной форме. Письменные источники имеют еще одно название – нарративные, от латинского "нарраре" – писать. С момента появления письменности нарративные источники становятся главным видом источников для исследователей, поскольку они содержат в себе наибольшее количество информации о прошлом человеческого общества.

    К устным источникам относятся тексты, существующие в настоящее время в устной форме, либо возникшие и существовавшие в устной форме в течение долгого времени, а впоследствии записанные (например, некоторые былины, которые появились в Киевской Руси, а были записаны только в XIX веке). Основную часть устных источников составляют фольклорные источники – произведения устного народного творчества (народный эпос, народные песни, сказки, легенды, предания, сказания и т.д.).

    К четвертому виду источников относятся источники новейшего времени – фотодокументы (с середины 19 века), кинодокументы (с конца 19 века), аудиоматериалы (с конца 19 века), видеоматериалы (с середины 20 века).

    Для использования исторического источника в научном исследовании необходимо установить его достоверность. Достоверность источника определяется путем его внешней и внутренней критики.

    Внешняя критика – это определение подлинности источника путем установления времени и места его возникновения, а также авторства. Установление времени, места и авторства называется атрибуцией источника (установить все это – значит атрибутировать источник).

    Внутренняя критика – это определение достоверности информации в источнике путем сравнения его содержания с содержанием других источников по данному предмету исследования.

    Чем древнее источник, тем сложнее провести его внутреннюю и внешнюю критику. Однако без этого ни один исторический источник не может быть использован в научном историческом исследовании. Следует отметить, что объем и сложность решаемых при этом задач могут быть настолько велики, что определение достоверности информации в источнике часто становится самостоятельной научной проблемой, то есть проблемой самостоятельного научного исследования.

    2. Хронологическая классификация исторических источников

    В современном источниковедении существует сложная система классификации исторических источников, однако основными видами являются хронологическая и типологическая классификации.

    Хронологическая классификация – это выделение групп источников по историческим эпохам в развитии общества. Данная классификация совпадает с общей периодизацией отечественной истории. В современной исторической науке принята следующая общая периодизация российской истории.

    Общая периодизация отечественной истории

    I. Первобытное общество на территории современной России – с 700 тыс. лет назад (проникновение древнейших людей на территорию Восточно-Европейской равнины) до VI в. н. э. (начало перехода к феодальному обществу).

    II. Период перехода от первобытного феодальному обществу у восточных славян – с VI в. (возникновение крупных племенных союзов у восточных славян – Куява, Славия, Артания) до начала XII века (1132 г., распад раннефеодального государства Киевская Русь и начало феодальной раздробленности):

    1) период разложения первобытного общества и формиро­вания предпосылок складывания государства у восточных славян – с VI в. до конца IX века (882 г.);

    2) период раннефеодального государства Киевская Русь – с конца IX до начала XII вв. (1132 г.)

    III. Период развитого феодализма в истории российского общества – с начала XII до середины XVIII века (1764 г., указ Екатерины Второй о запрещении лицам недворянского происхождения покупать крепостных для мануфактур, появление буржуазных мануфактур, начало перехода к капитализму).

    IV. Период перехода от феодального общества к буржуазному – с середины XVIII в. до начала XX в. (социалистическая революция в октябре 1917 г.).

    V. Период существования советского (бюрократического) общества в СССР – с 1917 г. (Октябрьская революция) до 1985 г. (начало политики перестройки, начало распада СССР и перехода к буржуазному обществу):

      период ликвидации буржуазных отношений, а также остатков фео­дальных отношений и формирования бюрократического (социалистического) об­щества – с 1917 г. до конца 1930-х гг.;

      период существования советского общества в сложив­шейся военизированно-бюрократической форме – с конца 30-х до середины 50-х гг. XX века;

      период перехода советского общества от военизирован­ной к административно-бюрократической форме – с середины 50-х до середины 60-х гг. XX века;

      период существования советского общества в развитой административно-бюрократической форме – с середины 60-х до середины 80-х гг. XX века.

    VI. Период перехода России от бюрократического общества к буржуазному – с середины 80-х гг. XX века до настоящего времени.

    В соответствии с общей периодизацией отечественной истории в современном источниковедении выделяется 5 видов источников:

    1) письменные исторические источники периода разложения первобытного общества и перехода к феодализму (VI – начало XII вв.);

    2) письменные исторические источники периода развитого феодализма (начало XII – середина XVIII вв.);

    3) письменные исторические источники периода разложения феодализма и перехода к капитализму (середина XVIII – начало ХХ вв.);

    4) письменные исторические источники советского общества (1917 – 1985 гг.);

      письменные исторические источники постсоветского (современного) периода – с 1985 г. по настоящее время.

    Типологическая классификация исторических источников

    Внутри каждой исторической эпохи письменные исторические источники делятся на типы.

    Типы исторических источников – это совокупность источников одной исторической эпохи, выделенных по их происхождению и функциям в обществе.

    Среди всего комплекса вещественных источников в настоящее время выделяются 21 вид, каждый из которых является предметом изучения самостоятельной специальной вспомогательной исторической дисциплины:

      Металлические деньги – монеты (изучаются нумизматикой).

      Бумажные деньги и ценные бумаги (изучаются бонистикой).

      Ордена, медали, наградные знаки (изучаются фалеристикой).

      Знамена, флаги, вымпелы (изучаются вексиллологией).

      Форменная одежда и военные мундиры (изучаются униформоведением).

      Печати (изучаются сфрагистикой).

      Гербы (изучаются геральдикой).

      Почтовые марки (изучаются филателией).

      Эмблемы (изучаются эмблематикой).

      Вещественные источники, извлеченные из земли (археология).

      Костные остатки людей и животных (остеология).

    Палеографические источники

      Древние тексты (изучаются палеографией).

      Древние рукописные книги (изучаются кодикологией).

      Берестяные грамоты (изучаются берестологией).

      Юридические документы (изучаются дипломатикой).

      Филиграни – бумажные водяные знаки в древних текстах (изучаются филиграноведением).

    Эпиграфические источники

      Надписи на твердом материале (изучаются эпиграфикой).

      Надгробные надписи (изучаются эпитафикой).

      Имена собственные (изучаются ономастикой).

      Географические названия (изучаются топонимикой).

      Родословные книги (генеалогия).

    Палеографические и эпиграфические источники составляют особую группу вещественных источников, поскольку они являются одновременно вещественными памятниками и носителями текстов. К вещественным, а не письменным источникам они относятся потому, что в рамках указанных дисциплин они изучаются прежде всего не с точки зрения содержания текста, а с точки зрения внешних характеристик материального носителя (качество и техника изготовления бумаги, качество и техника письма и т.д).

    В современном источниковедении выделяется 9 типов письменных исторических источников :

    1) летописи;

    2) законодательные источники;

    3) актовые материалы;

    4) делопроизводственная документация;

    5) статистические источники;

    6) документы личного происхождения (мемуары, дневники, письма);

    7) литературные произведения;

    8) публицистика;

    9) научные труды.

    Данные типы письменных источников возникли и существовали в различные периоды российской истории. По мере развития общества увеличивалось общее количество письменных источников, исчезали одни типы и возникали новые.