Техника царапания по темному фону как называется. Мастер-класс «Граттаж — нетрадиционная техника рисования

Граттаж – это удобная и простая техника рисования.

При этом используется особый способ нанесения рисунка путем процарапывания острым предметом верхнего высушенного слоя краски, нанесенного на картон. Слово «Граттаж» имеет французские корни и в дословном переводе означает «скрести». Такая техника нанесения рисунка имеет и другие названия, например, воскография или царапка.

Из этой статьи вы узнаете

Способ изображения рисунка для любого возраста

Любой ребенок может научиться рисовать, что мало зависит от его природных возможностей и способностей. Прежде всего, необходимо правильно подойти к процессу обучения. В этом и состоит задача взрослых: развить творческий потенциал ребенка. Хотите заинтересовать начинающего художника – ознакомьте его с нетрадиционными техниками рисования.

Одним из таких способов является граттаж. С этой техникой рисования можно ознакомить детей любого возраста, так как она удобна и интересна в исполнении. Для ребят младшего возраста основа для рисования делается взрослыми, более старшие дети могут выполнять ее самостоятельно.

Весь процесс делится на три основных этапа. Каждый из них будет интересен для детей. Такие занятия развивают у малышей воображение, внимание, усидчивость, умение доводить начатое до конца.

Работа над рисунками позволяет познавать детям окружающий мир и расширять кругозор, ребенок в несколько раз ускоряет развитие мелкой моторики и внимательности. Граттаж – это хороший способ для самовыражения детей старшего возраста, развития интеллектуальных возможностей.

Подготовительные этапы рисования

Перед началом работы техникой граттаж необходимо подготовить инвентарь. Для занятия понадобится:

  • картон (предпочтительнее белый);
  • свечка или воск;
  • кисточка (желательно толстая натуральная);
  • восковые мелки;
  • туш или гуашь;
  • кусочек поролона;
  • острый предмет (зубочистки, крючок для вязания, ручка с закончившейся пастой).

Первый этап рисования выполняется ребенком. С помощью цветных мелков или красок картон закрашивается. Сделать это можно одним цветом, а можно разукрасить разноцветными пятнами. Во многом выбор цвета и количество пятен зависит от того, какой рисунок будет выцарапываться.

Поэтому конечный вариант должен быть обдуман еще на начальном этапе.Желательно выбирать контрастные и яркие цвета, которые в дальнейшем будут гармонировать с черным. Если на этом этапе взять цветной картон, то этот этап рисования может быть опущен, так как основа уже имеет необходимый оттенок.

Этот этап можно пропустить, и тогда в результате получится черно-белое изображение, которое также смотрится очень красиво.

Следующий шаг в технике граттаж – это покрытие разрисованного картона воском. Для этого берется обыкновенная свеча или кусок парафина (воска) и натирается вся поверхность. Очень важно это действие выполнить тщательно, и за этим нужно проследить.

Последний подготовительный этап – это нанесение гуаши на восковой слой. Здесь есть маленький секрет, который позволяет краске хорошо впитаться и в дальнейшем не тянуться за рукой юного художника и не пачкать его. В отдельной посуде разведите необходимое количество гуаши с шампунем или мыльной водой.

Подготовленную краску наносим широкой кистью в одном направлении. Гуашь может скатываться. Если такое происходит, то после высыхания первого слоя наносится второй.

Даже если подготовительные процессы осуществляются взрослым, очень важно для детей объяснить, что и для чего делается, чтобы в последующем они сами могли легко и правильно сделать основу под рисунок, выполненный техникой граттаж.

Нанесение рисунка

Это третий и завершающий этап. Здесь ребенок процарапывает любым острым предметом рисунок, который изначально был ним задуман. В качестве инструмента для изображения можно выбрать любой предмет:

  • Палочки для суши. Для рисования ими один конец необходимо заострить. Они легкие и удобные для детских ручек.
  • Обыкновенная шариковая ручка – это более удобный предмет для детей, поэтому ее можно использовать для рисования. Техника граттаж подразумевает использование ручки с закончившейся пастой. Тогда не останется следов, и рисунок будет иметь необходимые тона.
  • Зубочистки можно использовать, но для маленьких детских ручек это не очень удобный предмет для рисунка, выполненного в технике граттаж.
  • Спицы для вязания также подходят для детей более старшего возраста, так как металлическая поверхность этого предмета может скользить в руках, и не очень удобна для использования.

Техника граттаж подразумевает два вида нанесения изображения. Выполнять рисунок можно самостоятельно, придумывая его и выцарапывая. Это очень хорошо развивает фантазию у малыша. Он просто рисует то, что ему хочется, и позволяют имеющиеся навыки.

Можно воспользоваться и готовым эскизом. Для этого на листе бумаге делается заготовка рисунка. Это может быть сделано и взрослым, и малышом.

После подготовки листок с рисунком накладывается на готовую основу, закрепляется скрепками, и ручкой наносят изображение, слегка надавливая по контурам эскиза. В результате этого на картоне становятся видны очертания, по которым ребенок и выцарапывает рисунок.

Таким образом, у ребенка получается картина, которая похожа на гравюру и смотрится очень эффектно.

Для детей техника граттаж очень интересна и полезна, поэтому стоит научить их этому способу изображения.

Мастер-класс

«Техника рисования - граттаж»

Задачи:

    Познакомить участников мастер - класса с техникой «граттаж»;

    развивать воображение, фантазию, художественный вкус;

    вызвать положительные эмоции от художественной деятельности, интерес к изобразительному творчеству .

Задание: Уметь загрунтовать основу под рисунок и создать рисунок путем процарапывания заострённым предметом.

Оборудование: белые листы плотной бумаги или белого не глянцевого картона, восковые карандаши, гуашь любого цвета (желательно тёмных тонов), широкая кисть, Детские работы, выполненные в технике «граттаж».

Ход занятия:

Слайд №1

Уважаемые педагоги, сегодня я познакомлю Вас с одним из самых простых видов графики.

Слайд №2

Мой мастер - класс посвящен этой удивительной технике «граттаж». Эта техника стала одной из моих любимых, я так ей заинтересовалась, что у меня появилось желание увлечь ей и других!

Граттаж – это оригинальная техника создания изображения на черной поверхности путем царапанья ее острым предметом. Так как название метода происходит от французского слова «gratter», что в переводе означает «царапать», или «скрести». Граттаж также очень часто называют и техникой царапания.

В России этот способ впервые применил художник Мстислав Дубожинский в начале 20 века.

Слайд №3

Для работы нам потребуются следующие материалы:

    обычный картон (не глянцевый) или акварельная шершавая бумага;

    восковые мелки (желательно такие, которые оставляют насыщенный, жирный след);

    гуашь, лучше темных тонов;

    широкая кисть;

    инструменты для процарапывания (острая палочка, зубочистка, спица или ножницы).

Несмотря на сложное название, эта техника выполняется легко и поддается творческому осмыслению.

Граттаж применяется обычно в работе с деревом, пластиком или металлом.

Рассмотрите работы учащихся, выполненные в этой технике. Обратите внимание, какие выразительные средства чаще всего применяются в этой технике. Это линия, штрих, контраст.


Показ работ, выполненные в технике «граттаж».

И так, приступаем к работе.

Слайд №4

Шаг 1.

Для начала надо закрасить лист тонкого картона восковыми мелками. Закрашивать можно в произвольном порядке – главное чтобы вся поверхность была заштрихована без пробелов.

Можно заменить восковые мелки обычной парафиновой свечкой, и натереть ею лист цветного картона с шероховатой поверхностью.

Слайд №5

Шаг 2.

После того, как поверхность листа полностью закрашена мелками, надо покрыть ее слоем гуаши.

Возьмите большую кисточку и нанесите краску на лист толстым слоем.

Оставьте загрунтовку для картинки в покое до полного высыхания.

Слайд №6

Шаг 3.

После того как гуашь полностью высохнет, можно приступать к рисунку.

Процарапывать его надо заостренным концом деревянной палочки или любым острым предметом.

Осторожно процарапайте все контуры вашего рисунка.

При обучении детей граттажу необходимо помнить о технике безопасности! Младшим детям в качестве инструмента лучше давать не слишком острые предметы, деревянные или пластмассовые.

Слайд №7 - 10

Работы, выполненные в технике «граттаж».

Картины в технике граттаж - это удивительные произведения искусства. Благодаря сочетанию черного фона, белых и разноцветных штрихов, они обладают высокой экспрессивностью и выразительностью.

Техника Граттаж дает детям первые представления о гравюре. Исполненные в этой технике работы очень оригинальны. Выберите свой из пяти способов создания картин в стиле Граттаж в мастер-классах, опубликованных здесь. Граттаж, в отличие от других видов гравюр, - это просто, быстро и дешево. Поэтому он отлично подходит для детей и для начинающих. Даже самый маленький и неопытный может с первого раза создать в этой технике красивую картину.

В чем суть техники Граттаж

Рисунок выцарапывается острым предметом на специально обработанной поверхности листа (как правило, картона). Французское слово «граттаж» переводится как «скрести, шуршать, царапать». Получаются оригинальные графические работы, которые дети называют «Царапками». «Царапки» бывают простые и радужные.

Инструменты рисования для техники Граттаж

Для процарапывания подойдет любой заостренный удобный предмет. Это может быть острый деревянный шампур или палочка, стека, ручка, которая уже не пишет, зубочистка, обратная сторона кисточки. Можно использовать несколько предметов разных форматов для процарапывания линий разной толщины.

Способы подготовки листа для рисунка Граттаж

Можно купить готовые наборы альбомов или блокнотов для рисунков Граттаж. Но есть и технологии изготовления гравюры своими руками. Самое главное для новой картины - это подготовить базовый лист для процарапывания рисунков. Лист необходимо сделать гладким и скользящим, а на скользящую поверхность нанести темный толстый слой краски или туши, который и будет процарапываться. В наших мастер-классах с фото вы найдете пошаговые инструкции этих несложных процессов.

Граттаж 1: с помощью свечи и черной туши

Это самый простой вид граттажа, в котором получается белый рисунок на черном фоне. Для него понадобятся белый картон, восковая или парафиновая свеча, черная тушь, хозяйственное мыло, мягкая кисточка и инструмент для процарапывания. Сначала лист натирается свечкой, а затем покрывается черной тушью. Мыло необходимо для того, чтобы намыливать кисть перед тем, как макнуть ее в тушь. Это нужно для лучшего закрепления туши. Когда она просохнет, можно процарапывать картину.

Граттаж 2: с масляной пастелью

Эта картинка уже будет более красочной, потому что вместо свечи лист бумаги натирается цветными мелками из масляной пастели. Можно использовать сочетание многих цветов и наносить их на листе в любом порядке: хаотичными пятнами, полосками или квадратиками. Все остальные шаги точно такие же, как в варианте со свечой. Когда процарапается рисунок, под черным фоном проступит яркий разноцветный слой, что придаст картине необычный эффект.

Граттаж 3: с помощью свечи и гуаши

В этом способе для создания скользящего слоя используется парафиновая свеча. Но перед тем, как обработать ею лист, его разукрашивают радужными полосками из разноцветной гуаши. Сверху же, на слой парафина снова наносится гуашь, только уже черного цвета. Когда черный слой высохнет, можно процарапывать свой шедевр. Он тоже будет создан красочными разноцветными линиями на черном фоне.

Граттаж 4: С разноцветными восковыми мелками и гуашью

Белый лист картона заполняется пятнами или квадратиками с помощью разноцветных восковых мелков. Получается яркое панно из «заплаток». Правило нанесения цвета мелками одно: главное, чтобы не было пробелов. Затем лист покрывается черной или темно-синей гуашью. А когда фон просохнет, можно процарапывать свой чудо-рисунок.

Граттаж 5: С фломастерами, скотчем и акриловым фоном

Для выполнения такого рисунка в технике граттаж понадобятся акриловая темная краска, скотч, ножницы, разноцветные яркие маркеры или фломастеры, мягкая кисть, любое моющее средство для посуды и, конечно же, острый предмет - инструмент для нанесения рисунка.

Сначала лист бумаги заполняется цветными пятнами, полосками или квадратиками с помощью маркеров. После этого поверхность листа ламинируется скотчем (равномерно, без заломов и пузырей). Когда разноцветная гладкая поверхность готова, ее покрывают фоном. Для этого в пропорции 1 к 1 смешивают моющее средство с акрилом темного цвета. Для ускорения процесса сушки также можно воспользоваться феном. Теперь можно приступить к процарапыванию рисунка.

Какие сюжеты можно рисовать в технике Граттаж

Это могут быть любые рисунки. Птицы, животные, цветы, люди, пейзажи, абстрактные узоры. Надписи со словами. Ограничений для фантазии ребенка быть не может. Особенно «волшебными» в радужной «царапке» получаются сюжеты с ночным городом, небо с салютом, картины на космическую и новогоднюю тематику.

«Граттаж» - необычная техника рисования. Даже не рисования, а процарапывания элементов рисунка. Как правило, «граттаж» выполняется в чёрно-белой гамме, но экспериментировать с цветом рисунка или фона тоже можно!

Для изготовления рисунка в технике «граттаж» потребуются:
Картон белый,
Масляная пастель белая,
Гуашь чёрная,
Широкая кисть,
Жидкое мыло,
Копирка,
Карандаш,
Заострённая шпажка.

Итак, используя белую масляную пастель, покрываем лист картона толстым восковым слоем. Заменить масляную пастель можно восковыми мелками или свечой. Картон я пробовала использовать глянцевый и матовый. Результат больше понравился на глянцевом.


Чёрную гуашь смешиваем с небольшим количеством жидкого мыла, так как фактически придётся рисовать по восковому слою. Мыло можно заменить средством для мытья посуды, гелем для душа или шампунем. Требуется всего одна капля. Вода нужна только для того, чтобы смочить кисть перед началом работы.

Покрываем картон слоем гуаши так, чтобы не было просветов. Если вы добавили мыльное средство, их быть не должно.

Следим за тем, чтобы слой краски распределился равномерно. Неразбавленная водой гуашь сохнет быстро.

Продолжаем работать только с полностью высохшим картоном. Подходящий рисунок переводим на тёмный фон с помощью копирки или же просто рисуем неострым карандашом по высохшей гуаши. Ни в первом, ни во втором случае сильно надавливать на карандаш нельзя, иначе выцарапывание начнётся уже на этапе рисования.

ТЕМА: "НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ. ТЕХНИКА ГРАТТАЖ."

Дата проведения: 19. 02. 2015 г.

Педагог – мастер: воспитатель Бабушкина Мария Петровна

Продолжительность мастер – класса: 15 минут

Цель мастер-класса: повысить мотивацию педагогов к овладению нетрадиционными техниками рисования.

Задачи:

Познакомить с нетрадиционной техникой рисования-граттаж, для последующего использования данной техники в своей работе с детьми;

- обучить технологии грунтовки листа под рисунок;

- способствовать развитию воображения, фантазии участников мастер-класса;

Содействовать формированию эмоциональных, позитивных чувств, настроения.

Методы: словесный, наглядный, практический.

Формы работы : индивидуальная, коллективная.

Раздаточный материал: картонные листы (тонированные, покрытые слоем свечи) для работ, стеки, зубочистки, шпажки, канцелярские ножи, маленькие листы для экспериментирования, салфетки.

Наглядные пособия: презентация «Граттаж»; работы, музыкальные произведения.

Демонстрационный материал: выставка рисунков по нетрадиционной технике.

Структура мастер – класса:

1.Вступительная часть. 3 мин. Объявление темы и цели мастер-класса.

2. Основная часть. 10 мин.

Пояснение основных этапов выполнения рисования в технике «Граттаж»

Выбор материала для будущей творческой работы

Значение нетрадиционного рисования для развития ребенка.

Практическая часть. Освоение приемов выполнения нетрадиционного рисования в технике «Граттаж»

3. Рефлексия участников мастер-класса. Подведение итогов. 2 мин.

Ход мастер-класса.

1. Вступительная часть.

Каждый человек ищет свой путь, и я в том числе, а еще я ищу тропинки.

Тропинки к сердцам ребят, к новым граням мастерства, к различным видам искусства.

Одна из таких тропинок привела меня к нетрадиционным приемам рисования.

В ИЗО немало разных техник,

Я, как воспитатель, знаю их.

И цель передо мной такая-

Тому, что знаю, научить других.

Я приглашаю педагогов на мастер- класс.

(7 воспитателей занимают места)

Я познакомлю Вас с техникой рисования граттаж.

Слово «Граттаж» произошло от французского слова- скрести, царапать, поэтому другое название техники - техника царапанья. Еще одно название этой техники – воскография .

Граттаж -это графический рисунок, который выполнен процарапыванием по воску острым инструментом.

Эту технику часто используют в художественных школах, детских студиях рисования. Многие о ней слышали, но пробовали далеко не все, и совершенно напрасно. Потому что работы, выполненные в этой технике, очень хорошо смотрятся. В них есть какая-то загадка, объем, каждая получается уникальной.

В технике «граттаж» используется следующие материалы и инструменты : картон, желательно белого цвета, восковые мелки, свеча, гуашь, губка, широкая кисть, вязальный крючок, зубочистки.

Посмотрите работы, выполненные в этой технике. Здесь применяются различные выразительные средства - линия, штрих, пятно, контраст.

Этапы работы:

Лист плотной бумаги или картона полностью закрашиваем восковыми мелками, восковой пастелью, гуашью или акварелью. Цветовое решение зависит от задуманного рисунка. Так же возможно использование простой белой или цветной бумаги.

Следующий этап: мы полностью покрываем наш лист воском . Для этого используем обыкновенную восковую свечу.

Затем берем черную тушь или черную гуашь , добавляем немного жидкого мыла или шампунь, чтобы лист не прилипал к рукам. Покрываем закрашенный лист широкой кистью или губкой. Ждем, пока лист высохнет - получилась заготовка.

Далее берем любой острый предмет : зубочистку или перо, вязальный крючок или спицу, ручку с использованным стержнем и процарапываем рисунок по черному фону.

Так как заготовка листа для граттажа процесс не быстрый, мы с моими ребятами для вас их приготовили. (Показываю технику процарапывания)

И вот оно волшебство! На черном фоне появляется рисунок из тоненьких цветных или белых штрихов.

И так творите!

Возьмите в руки шпажку, зубочистку

И лист бумаги непростой,

И словно фокусник - царапкой

Рисунок вы создайте свой.

Здесь равнодушием не пахнет,

Простор для творчества такой,

Что иногда не веришь даже,

Что это сделано тобой.

Если ребенок затрудняется с выбором сюжета, то я предлагаю шаблоны. Например, по шаблону нарисовала рыбку, а дети затем уже начинают дорисовывать, процарапывать водоросли, подводные камни.

Итак, наш мастер-класс подошел к концу.

Рефлексия

Я постаралась рассказать обо всех этапах обучения дошкольников нетрадиционной технике рисования «Граттаж».

Подведем итог . Уважаемые коллеги, скажите, пожалуйста, было ли вам интересно, и хотели бы вы применить полученные знания?

Продемонстрируйте свои работы.

Спасибо, Вам за проявленный интерес к нетрадиционной технике рисования, за активное участие в мастер – классе. Очень приятно было с вами работать.Чудесные картины останутся Вам на память.

Уважаемое жюри!

Чтоб не забыли технику «Граттаж»

Я подарю картины вам сейчас.

Самоанализ мастер-класса

Тема: " НЕТРАДИЦИОНОЕ РИСОВАНИЕ. ТЕХНИКА ГРАТТАЖ ."

Провела: Бабушкина М.П.

Целью данного мастер-класса было повысить мотивацию педагогов к использованию нетрадиционных техник рисования в работе с дошкольниками. Поставленные задачи были выполнены полностью. Были рассмотрены этапы обучения новой техники рисования. Педагоги познакомились с техникой «граттаж», с этапами обучения детей, создали творческие работы в новой технике. Были созданы условия для участников мастер-класса для развития фантазии, творческого мышления, освоения выполнения техники «граттаж».

Мастер-класс был проведен в форме практической работы. Были представлены работы, выполненные в технике «граттаж». Участники были обеспечены материалами для выполнения творческой работы.

Вводная часть состояла из объявления темы мастер-класса и его содержания.

В основной части были рассмотрены этапы выполнения работы.

В заключительной части был подведен итог.

Вывод:

Все поставленные задачи удалось реализовать. Тема мастер-класса дала педагогам возможность узнать новое, почувствовать новые ощущения, сделать хорошие работы. Этапы мастер-класса имели логическую последовательность. Психологическая атмосфера была доброжелательной. С практической частью, все справились на отлично. В целом мне мастер – класс понравился, результатом я довольна.