Существует ли ктулху. Кто такой Ктулху? Ктулху и современная культура

Среди всех чудовищ, богов и демонов, созданных фантазией Говарда Филлипса Лавкрафта, Ктулху занимает особое место. Именно рассказ «Зов Ктулху» принято считать первым кирпичиком уникальной авторской мифологии, вдохновившей как самого Лавкрафта, так и многочисленных последователей. Сейчас «Мифы Ктулху» можно признать настоящим явлением, ставшим основой для множества литературных произведений, фильмов, компьютерных игр, философских эссе и оккультных концепций. Мало кто из писателей может похвастаться тем, что создал столь «живучую» мифологию.

Хотя пантеон Великих Древних в настоящее время неимоверно разросся, центральной его фигурой без сомнения остается Ктулху. Внеземное, неизмеримо могущественное и столь же «злое» чудовище, спящее в затонувшем городе, но даже из пучины поддерживающее связь со своими поклонниками и насылающее безумие на все человечество. Большинство Великих Древних с тех пор представлялись примерно схожими: нечто «огромное, бесформенное, слизистое», иногда с крыльями, в большинстве случаев — с щупальцами, столь же могущественное, сколь и чуждое человечеству, находящееся вне моральных норм, которые обычно люди приписывают богам и демонам.

Могло ли подобное божество, равно как и весь лавкрафтовский пантеон, быть созданным исключительно фантазией одного человека, пусть даже и такого, как Говард наш Филлипс? При всем уважении к Мэтру, в этом есть сомнения.

Истоки вдохновения Лавкрафта обычно ищут в литературных образах. Так, автор одной из наиболее подробных биографий Лавкрафта, Сунанд Джоши, в качестве оных называет рассказ Ги де Мопассана «Орля» и роман Абрахама Меррита «Лунная заводь», а также теософские труды. Другие вспоминают стихотворение Теннисона «Кракен», повествующее об огромном чудовище, дремлющем в морской пучине, чтобы проснуться перед концом света. Влияние этих, как и ряда других, образов на творчество Лавкрафта вполне вероятно — однако недостаточно, чтобы создать столь богатую и целостную мифологию. Вспомним Толкиена — британский профессор, человек энциклопедических познаний, при создании своего мира опирался на мощнейший пласт германской и кельтской мифологии, дополненной к тому же христианским мировоззрением автора. Мог ли Лавкрафт, также человек широчайшей эрудиции, опираться на какие-то мифологические образы? Попробуем разобраться в этом вопросе.

Начнем с региона, в котором сам Лавкрафт располагает местопребывание Р’льеха и спящего в нем Ктулху — с Океании. Напомним, что баркас, на котором моряк Йохансен натыкается на поднявшийся из пучины древний город, вышел из Окленда в Новой Зеландии, а корабль «культистов» «Бдительная», как упоминается в рассказе, «курсировал между островами Тихого океана». Есть ли в мифах здешних народов что-то, похожее на Великого Ктулху? Возможно, что и есть!

Среди всех народов Океании самыми развитыми мифологическими представлениями обладали полинезийцы с их достаточно сложным пантеоном богов. Среди них был Каналоа (Тангароа, Таароа, Тагалоа) — один из четырех главных богов полинезийской мифологии наряду с Тане (Кане), Ронго (Лоно) и Ку (Ту). Под разными именами эти боги были известны всей Полинезии, однако их значимость в общей картине мироздания могла варьироваться от острова к острову. Тангароа, например, представлялся то как верховный бог, творец Вселенной, то как «темный двойник» благого небесного божества, местный «дьявол». Именно таким он изображен в гавайской мифологии, где известен под именем Каналоа, противника небесного бога Кане. Впрочем, оба эти бога не только соперники, но и соработники в деле творения — сюжет хорошо известный многим народам Евразии, где мир создается совместно «добрым» и «злым» богами. Кане создает каноэ, но Каналоа заставляет его плавать; Кане создает человека, а Каналоа — всех ядовитых и попросту неприятных тварей. В частности, он считается прародителем кальмаров, почитавшихся существами демоническими, да и сам представляется в виде некоего головоногого. Одно из имен Каналоа — «Каа-хe"e-хaунa-Вeлa» или «Зловонный Кальмар».

Здесь мы уже вплотную подходим к образу Ктулху — огромного чудовища с головой спрута. И то, что Кальмар-Каналоа именуется «зловонным», тоже, что называется, «в тему». Разве сам Лавкрафт уже в другом своем произведении «Ужас Данвича» не пишет о Великих Древних (к которым относится и Ктулху) «лишь по зловонию Их узнаешь ты их»? Впрочем, и в «Зове Ктулху» вскрытие могилы чудовищного бога ознаменовалось «невыносимым смрадом», а позже, когда моряк Йохансен нанес чудовищу удар бушпритом, разлилось «зловоние тысячи разверстых могил».

В глубинах Тихого океана Лавкрафт расположил могилу и еще одного чудовищного божества, описанного им в соавторском рассказе с Хейзел Хилд «Вне времени». В древнем склепе, затонувшем в морских глубинах, скрывается чудовище под именем Гхатанотхоа, столь ужасное, что одним своим видом способно обращать в камень. Разумеется, щупальца и прочие лавкрафтовские прелести в описании данного монстра присутствуют. Само имя Гхатантохоа созвучно с именем Каналоа или Тангароа — не потому ли, что при создании обоих литературных образов Лавкрафт руководствовался одним и тем же мифологическим первоисточником?

Интересная деталь: Лавкрафт мимоходом упоминает, что культ Гхатанотхоа влился в полинезийскую мистическую доктрину «Ареои». Это реально существующий культ плодородия, практиковавшийся на островах Французской Полинезии, включавший ритуальные убийства и ритуальные же оргии. Один из вариантов происхождения этого культа связывает его как раз с Тагароа или с его сыном Оро, богом войны. Поэтому можно сделать вывод, что некоторое представление о полинезийских культах у Лавкрафта имелось и данное представление могло вдохновить его на создание образа Ктулху.

Автор фэнтези и один из продолжателей Лавкрафта Лин Картер назвал Гхатанотхоа «сыном Ктулху». А у Тангароа есть сыновья и помимо Оро. Один из них — Тинирау, хозяин рыб и морских зверей. Его атрибуты — двутелость, соединение в облике сразу двух природ — человечьей и рыбьей. Его вестниками служат акулы, и каждая рыба может считаться его супругой. Тинирау молятся, чтобы он послал хороший улов. Здесь уже прослеживается связь с иными персонажами Лавкрафта — Глубоководными, что имеют полурыбью, получеловечью внешность и способны смешиваться с людьми. Они же могут дарить тем, кто им поклоняется, множество рыб. В повести «Тени над Иннсмутом» упоминается остров Понапе в Океании, откуда и привел Глубоководных в Новую Англию капитан Оубед Марш. Между прочим, неподалеку, на островах Меланезии, тоже существовали легенды о неких полулюдях-полурыбах.

Неизвестно, был ли Лавкрафт знаком именно с гавайской мифологией, но при его широчайших познаниях и множестве прочитанных книг, не было бы ничего удивительного в том, что сведения о Каналоа все же донеслись до писателя, а остальное додумала его богатая фантазия.

В полинезийских легендах хватало и иных огромных спрутообразных существ, а культ Тангароа имеет ряд интересных для рассматриваемой темы аспектов. Даже гимн Тиирау-Тангалоа в исполнении жрецов с острова Таити звучит необычайно зловеще, заставляя представлять культистов из Иннсмута:

От Поглотителя, от Повелителя Океана

Поднимается туча сюда.

В ночных тенях

Поднимается туча…

Для солнца, встающего из океана,

Для солнца, от Поглотителя, поднимающегося сюда.

Еще один возможный источник вдохновения Лавкрафта — культ вуду, а также связанные с ним обряды и божества. Чуть ли не самый жуткий момент в «Зове Ктулху» — это ритуал в честь Ктулху в луизианских болотах. Это поклонение Лавкрафт прямо именует «вуду культом», явно намекая этим на множество пугающих слухов, что ходили в то время о негритянских богах и их почитателях. В реальном вудуизме довольно сложно найти божество даже отдаленно напоминающее Ктулху, но в данном случае этого и не требуется — вуду вдохновило писателя на создание не божества, но его культистов. Лавкрафт, типичный сын старой Америки, убежденный в расовой неполноценности чернокожих, всегда был склонен демонизировать их — что перенес и в иные из рассказов. Как пишет Мишель Уэльбек в книге «Лавкрафт: против человечества, против прогресса»:

«Что до истязателей, прислужников безыменных культов, то это почти всегда метисы, мулаты, полукровки “самого низкого пошиба”…

Христу, как новому Адаму, пришедшему возродить человечество любовью, Лавкрафт противополагает “негра”, пришедшего возродить человечество скотством и пороком. Ибо день Великого Ктулху близок. Эру его пришествия будет легко распознать: “В этот час люди станут подобными Ветхим: свободными, дикими, по ту сторону добра и зла, отбросив всякий моральный закон, истребляя друг друга с громкими криками в течение веселых разгулов. Освобожденные Ветхие научат их новым способам кричать, убивать, пировать; и вся земля зардеет последней бойней разнузданного экстаза. Тем временем подобающими обрядами культ должен поддерживать живую память о тех прежде бывших нравах и прорекать их возврат”. Этот текст есть не что иное, как исключительно сильный парафраз апостола Павла.

Мы подступаемся здесь к самому нутру расизма у Лавкрафта, который сам себя предназначил в жертвы и который выбрал своих палачей. Он не питает никаких сомнений на сей предмет: “тонко чувствующие человеческие существа” будут побеждены “сальными шимпанзе” (так Лавкрафт называет чернокожих, когда оправдывает запрет на совмещение пляжей для черных и белых); их будут перемалывать, истязать и пожирать; их тела будут рвать на части в гнусных обрядах, под неотвязные звуки исступленных барабанов».

Омерзительный до гротеска ритуал, где человеческие жертвы приносятся под шелест крыльев неведомых дьяволов из глубин черного леса, под пристальным взором неведомой твари с щупальцами — квинтэссенция отношения Лавкрафта к чернокожим вообще и вудуизму в частности. Впрочем, о последнем и без того ходили жуткие слухи, особенно распространенные на американском Юге. Процитированный ниже газетный отрывок, описывающий якобы вудуистский обряд, была бы вполне достоин пера Лавкрафта, если бы не его явный сексуальный подтекст:

«По мере того, как ритм там-тамов и банджо ускоряется, обычно благопристойное поведение негров сменяется разнузданной вакханалией. Их поступь и все извивы тел исполнены первобытной мощи, неведомой тем, кто вращается лишь в приличном обществе. Женщины сдирают с себя одежду и возвращаются к неистовому празднеству уже нагими, вопя вместе с остальными… Нагая белая девушка, что выполняет обязанности жрицы вуду, доведена до исступления заклинаниями и танцами, последовавшими за жертвоприношением черной и белой курицы. Змея, обученная своей роли, движется в такт музыке, обвивая члены девицы, а верующие стоят вокруг или пляшут, наблюдая за извивами змеи. Наконец, когда бедная девушка упала, корчась в эпилептическом припадке, наблюдатель в ужасе бежал прочь».

Эта статья из «Нью-Йорк Таймс» (1894 год) рассказывает о церемонии, проводившейся в городе Мобил, штат Алабама. Подобных историй хватало на Юге, в особенности в Луизиане, в Новом Орлеане, с его «королевами вуду» и причудливым франко-негритянским фольклором. Хотя Лавкрафт посетил южные штаты уже после написания «Зова Ктулху», тем не менее, историю Юга он знал и раньше, восхищался «рыцарями» Ку-клукс-клана и всецело одобрял заведенные в южных штатах расовые порядки. Вполне возможно, что вудуистские мотивы в «Зове Ктулху» обязаны своим появлением статье вроде процитированной выше.

Вероятно, впечатления от поездки на Юг вдохновляли Лавкрафта и при написании рассказа «Локон Медузы» (в соавторстве с Зелией Бишоп). Кстати, написан он был в Ричмонде, бывшей столице Конфедерации Южных Штатов. В этом рассказе африканские корни культа Ктулху проступают более отчетливо, так же как и лучше прослеживаются привязки к конкретным вудуистским верованиям. Антураж заброшенного поместья старого Юга, таинственная и зловещая красавица Марселина Бертран с волосами, подобными змеям (отголосок мистерий Дамбаллы, вудуистского бога-змея?), старая зулусская колдунья Софонизба, чуть ли не молящаяся на таинственную хозяйку, которая, как отмечает Лавкрафт в самом последнем предложении, «была, хоть и в обманчиво незначительной степени… негритянкой». Волосы Марселины после ее смерти таинственным образом превращаются в огромную змею, сохраняющую мистическую связь со своей гниющей в могиле хозяйкой — отсылки одновременно и к культу Дамбаллы, и к «живым мертвецам», на легенды о которых так богат вудуизм. Ну а финальный крик старой колдуньи еще больше утверждает нас в мысли, что истоки культа Ктулху находятся на Черном Континенте:

«Иэ! Иэ! Шуб Ниггурат! Йа Р"Лайх! Н"гаги н"булу бвана н"лоло! Йа, йо, бедная Мисси Танит, бедная Мисси Изида! Марсе Клулу, появись из воды и забери свое дитя — она умерла! Она умерла! У волос больше нет никакой хозяйки, Марсе Клулу. Старая Софи, она знает! Старая Софи, она получила черный камень из Большого Зимбабве в старой Африке! Старая Софи, она танцевала в лунном свете вокруг камня-крокодила до того, как Н"бангус поймал ее и продал на корабль, перевозящий людей! Нет больше Танит! Нет больше Изиды! Нет больше женщины ведьмы, которая бы хранила огонь горящим в большом каменном месте! Йа, йо! Н"гаги н"булу бвана н"лоло! Иэ! Шуб Ниггурат! Она умерла! Старая Софи знает

Все эти примеры, казалось бы, подтверждают мнение авторов вроде Джоши или Уэльбека, акцентирующих особое внимание на «расизме» и «снобизме» Лавкрафта, его подчеркнутой боязни «низших рас» и «полукровок», ставших прототипами лавкрафтовских чудовищ. Однако есть и еще один мифологический пласт, также, возможно, оказавший влияние на создание «Мифов Ктулху». Пласт особенно близкий Лавкрафту, потому что он теснейшим образом связан с его «малой родиной» — Новой Англией и некоторыми близлежащими штатами. Это регион, в истории которого было самое дремучее мракобесие, вплоть до сожжения ведьм; где прижились и укрепились предрассудки, привезенные колонистами из старушки Европы. Лучше всего настроения, из которых вырастал ведьмовской фольклор британских колоний, описал сам Лавкрафт:

«Фанатичные приверженцы верований, сделавших их изгоями среди себе подобных, чьи предки в поисках свободы селились на безлюдье. Здесь они процветали вне тех ограничений, что сковывали их сограждан, но сами при этом оказывались в постыдном рабстве у мрачных порождений собственной фантазии. В отрыве от цивилизации и просвещения все душевные силы этих пуритан устремлялись в совершенно неизведанные русла, а болезненная склонность к самоограничению и жестокая борьба за выживание среди окружавшей их дикой природы развили в них самые мрачные и загадочные черты характера, ведущие свое происхождение из доисторических глубин холодной северной родины их предков . Практичные по натуре и строгие по воззрениям, они не умели красиво грешить, а когда грешили — ибо человеку свойственно ошибаться — то более всего на свете заботились о том, чтобы тайное не сделалось явным, и потому постепенно теряли всякое чувство меры в том, что им приходилось скрывать».

«Картинка в старой книге»

«Огромные пространства мрачных девственных лесов, вечно сумеречных, в которых могла водиться любая нечисть; орды меднокожих индейцев, чей странный мрачный вид и жестокие обычаи прямо указывали на их дьявольское происхождение; свобода, данная под влиянием пуританской теократии, в отношении строгого и мстительного Бога кальвинистов и адского соперника этого Бога, о котором очень много говорилось каждое воскресенье; мрачная сфокусированность на своем внутреннем мире из-за лесного образа жизни людей, лишенных нормальных развлечений и увеселений, измученных требованиями постоянного религиозного самопознания, обреченных на неестественные эмоциональные репрессии, да еще вынужденных вести постоянную жестокую борьбу за выживание — все это неизбежно порождало обстановку, в которой не только по уголкам шептались о черных делах ведьм и рассказы о колдовстве и невероятных ужасах передавались из уст в уста много позже жутких дней салемского кошмара ».

«Сверхъестественный ужас в литературе»

Английский, шотландский, немецкий, ирландский фольклор 18-19 веков переполняли причудливые существа, способные соперничать с самыми жуткими персонажами полинезийских или африканских легенд. Лондонские тошеры верили в «крысиную королеву», обитающую в канализации, жители Линкольшира в болотного духа Тидди Мана с белой бородой и оленьими рогами, на Оркнейских островах появлялось морское чудовище Накилеви, лишенный кожи одноглазый «кентавр» с плавниками вместо копыт и огромной китовой пастью, а в реках Уэльса обитал Водяной Попрыгун, зловредный дух, напоминающий огромную жабу с крыльями и хвостом вместо лап. Народная фантазия породила и более причудливых существ, порой подозрительно напоминающих «бесформенных» и «ужасных» шогготов из фантазий Лавкрафта. Таковы, например, чудовище Без Костей из Соммерсета или медузообразное шетлендское Оно. Легенды же о шабашах ведьм, о «подкидышах», о Малом Народе в тех или иных вариациях имелись чуть ли не во всей Западной Европе. Многие эти суеверия проникли и за океан: поверья о письмах крысам, водяных Мэна, чудовище Кровавые кости, которым пугали детей, или Джерсийском Дьяволе. Часть этих существ могла возникнуть под влиянием индейских легенд, как Вендиго, великан-людоед, но многие твари имели вполне европейское происхождение. Лавкрафт, как человек, досконально знавший историю британских колоний в Америке, с его живейшим интересом к родному штату не мог не знать хотя бы некоторых из этих суеверий — и иные из них угадываются в рассказах — «Фотомодель Пикмана», «Затаившийся ужас», «Крысы в стенах», «Неименуемое» и даже «Тени над Иннсмутом». Лавкрафт вполне мог знать и легенду о Снэлгейстере — неведомом крылатом существе, обитающем возле Голубого хребта в штате Мэриленд. Рассказы о нем появились в среде немецких иммигрантов. «Шнелле Гейст», то есть «быстрый дух», описывается как нечто среднее между птицей и драконом с металлическим клювом, с острыми как бритва зубами, а порой и с подобными осьминогу щупальцами. Вспомним опять-таки «Зов Ктулху»:

«Если я скажу, что в моем воображении, тоже отличающимся экстравагантностью, возникли одновременно образы осьминога, дракона и карикатуры на человека, то, думается, я смогу передать дух изображенного существа. Мясистая голова, снабженная щупальцами, венчала нелепое чешуйчатое тело с недоразвитыми крыльями; причем именно общий контур этой фигуры делал ее столь пугающе ужасной».

Снэлгейстер налетает молча с неба и уносит свои жертвы. Самые ранние истории утверждают, что этот монстр высасывает кровь. Семиконечные звезды, которые, по общему мнению, держали Снэллгейстера в страхе, местные знахари рисовали на амбарах. Подобные же символы часто встречаются в произведениях и Лавкрафта, и его последователей.

Нельзя утверждать, что какое-то из упомянутых выше божеств или чудовищ стало конкретным прототипом Ктулху, но очевидно, что все эти мрачные легенды, слухи и суеверия оказали немалое влияние на творчество Лавкрафта. Американская культура и американский фольклор гораздо более многообразны, чем принято считать в России, а смешение различных традиций способно порождать причудливые, порой пугающие образы. Лавкрафт, с его широчайшей эрудицией и глубокой любовью к родной Новой Англии, плоть от плоти которой он был, гениально уловил все эти «глубины сатанинские» американской культуры, воплотив их в образе «пришедших со звезд» чудовищ, оказавшись одновременно их творцом и невольным пророком. Из топких луизианских болот, из густых лесов и пещер Аппалачей и бездонных глубин Океании вышел Великий Ктулху, чтобы с тех пор начать победоносное шествие по всему миру.

Рисунок Реймонда Бэйлеса на обложке книги Лавкрафта «Данвичский Ужас и другие рассказы» (1984 год)

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Ктулху в Мифах Ктулху - спящее на дне Тихого океана чудище, способное воздействовать на разум человека. Впервые упомянут в рассказе Говарда Лавкрафта «Зов Ктулху» (1928).

Ктулху принадлежит роду Древних. Он лежит во сне, подобном смерти, на вершине подводного городе Р’льех посреди Тихого океана. «При верном положении звёзд» Р’льех появляется над водой, и Ктулху освобождается.

На вид Ктулху разными частями тела подобен осьминогу, дракону и человеку: судя по таинственному изваянию из рассказа, он имеет голову c щупальцами, гуманоидное тело, покрытое чешуёй, пару рудиментарных крыльев и драконий хвост. Описание из журнала Густафа Йохансена (героя «Зова Ктулху») добавляет, что живой Ктулху хлюпает и истекает слизью при движении, умеет плавать, а тело его зелено, вязко и чудесным образом регенерирует с наблюдаемой быстротой. Точный рост его не указывается; судя по описанию Йохансена, он не меньше небольшого парового судна.

Культ Ктулху

В Мифах Ктулху описывается древняя религиозная традиция поклонения (культ) Ктулху. Согласно Лавкрафту, культисты присутствуют и среди эскимосов Гренландии и среди жителей Новой Англии. На своих встречах культисты устраивают человеческие жертвоприношения, бесятся, пляшут и читают мантру «Пх’нглуи мглв’нафх Ктулху Р’льех вгах’нагл фхтагн», что, по показаниям некоторых культистов (по «Зову Ктулху»), следует понимать как «В своем доме в Р’льехе мёртвый Ктулху спит, ожидая своего часа».

Ктулху способен воздействовать на разум человеческих существ, но его способности заглушаются толщей воды, так что подвластными ему остаются только сновидения. В «Зове Ктулху» сны, напускаемые Ктулху, сильно ужасают видевших их, и порой доводят до сумасшествия. Ктулху - инопланетное, совершенно чуждое людской природе существо, а вся история человечества - лишь миг его сна.

Произношение

Лавкрафт завещал произносить имя Cthulhu примерно как Khlûl’hloo или Kathooloo (), поясняя, что «…первый слог [в Khlul’-hloo] произносится гортанно и весьма хрипло. [Буква] u [произносится] примерно как в full; а первый слог похож на klul в звучании; так, h обозначает гортанный хрип.» Ни в одном из английских вариантов произношения звука «ц» («Цтулху») нет.

Проявления в современной культуре

В отличие от других богов пантеона мифов Ктулху, сам Ктулху достаточно известен и популярен. Например, он фигурирует в качестве одного из персонажей интернет-комикса «UserFriendly». Существуют также инструментальная композиция «The Call of Ktulu» группы «Metallica» (альбом 1984 года «Ride the Lightning»), композиция «Cthulhu» известной симфоник-метал группы «Therion» (альбом 1992 года «Beyond Sanctorum»), песня «Cthulhu Rising» готик-дум металлистов Draconian (альбом «Dark Oceans We Cry») и произведение вампирик-метал группы «Cradle Of Filth» под названием «Cthulhu Dawn» (альбом 2000 года «Midian»), Kutulu(The Mad Arab Part II)(Into The Unknown, Mercyful Fate). Творчество группы Endura во многом связано с произведениями Лавкрафта («Cthulhu Fhtagn» с альбома 1996 г. «Liber Leviathan», «R’lych Awakens» с альбома 1999 г. Elder Signs)

В 1994 году вышла игра Quest for Glory IV: Shadows of Darkness. Игра (как и вся серия в целом) исключительно фэнтезийная, а не готическая или страшная. Но эта часть посвящена мрачному культу бога Авузла (Avoozl) - созвучно с именем из произведения Кларка Эштона Смита. Естественно, игра не по какому-либо из лавкрафтовских произведений, но в ней есть отголоски его мифов. Культ Авузла основал безумный монах Амон Тильядо (это уже из Эдгара По) и его характер напоминает нам АльХазреда. Монастырь и атрибутика культа представляют собой, помимо всего прочего, осьминогоподобных созданий с щупальцами (Цтулху), называемых «Dark One». Священная книга культа называется Некрофиликон (Necrophilicon). А в буклете к игре есть глава «Call of Avoozl» автора «P.H. Craftlove». А также фраза «In his Vacation resort at Club Dead, Avoozl lies twitching.». Если взять все в целом, то этот культ и это божество со своими последователями взяты прямиком из Лавкрафта, только изменены с достаточной долей юмора.

15 февраля 2007 года вышла компьютерная игра «Шерлок Холмс 3: Секрет Ктулху», в оригинале название «Adventures of Sherlock Holmes: The Curse of the Forgotten God».

Также в марте 2006 года вышла игра «Call of Cthulhu - Dark Corners of the Earth» созданная по мотивам рассказа «Тень над Иннсмутом», но также включающая в себя фрагменты других произведений Лавкрафта, включая «Зов Ктулху», «Тень на Чердаке» и др.

Другие писатели

У писателя Александра Рудазова опубликована серия произведений про архимага Креола, в которых спящий на дне моря циклопический архидемон Ктулху является одним из действующих лиц. Прочитать произведения можно на сайте писателя: http://www.rudasov.ru.

Также Ктулху появляется в ипостаси одного из демонов в цикле романов Вадима Панова «Тайный Город».

Влияние образа

Иллитиды, раса ролевой вселенной Forgotten Realms, создавалась под влиянием, в том числе, образа Ктулху. В фильмах «Пираты Карибского моря 2: Сундук мертвеца» и «Пираты Карибского моря 3: На краю света» Дэйви Джонс изображён в виде человека с головой осьминога, что напоминает традиционные изображения Ктулху. Также следует отметить образ доктора Зойдберга из Футурамы с его венчиком щупалец вокруг рта. Ещё стоит отметить, что в одной из серий знаменитого мультсериала «Superman», Супермэн сражался вместе с правителем Атлантиды против Ктухлу, образ которого явно был взят из описаний Г.Лавкрафта.

P.S. Аналогия образа Ктулху с образом Деви Джонса довольно спорная, а с образом доктора Зойдберга - полностью несостоятельна. Ни в самой Футураме, ни в конференциях и интервью никто из создателей не делал ни явных ни косвенных ссылок на Ктулху, что же касается внешнего сходства - это не удивительно, учитывая, что создатели футурамы, придумывали доктора Зойдберга как представителя расы лобстеров. Намного уместней было бы вспомнить японские мифы, упоминаемые Стругацкими в книге «Волны гасят ветер». Там тоже присутствовало осьминогоподобное существо, биополе которого влияло на сознание людей и заставляло их совершать различные неадекватные поступки, в том числе убийства и самоубийства.

Интересные факты

В 1997 в области указанного Лавкрафтом расположения Р’льеха был зафиксирован подводный звук, получивший имя собственное «Bloop» (блуп, с английского - «рёв», «вой»). Природа звука указывает его животное происхождение, но мощность намного превосходит ту, которая могла быть достигнута известными видами морских животных.

Написание Лавкрафта удивительным образом близко по произношению к шумерскому божеству Кулулу. Таким образом, возможно корни происхождения данного существа могут иметь реальные подтверждения в древних манускриптах.

Ктулху как интернет-мем

В молодёжных слоях Рунета образ Ктулху обрёл популярность наравне с шушпанчиком и медведом, и даже обзавёлся собственный смайликом - (;,;) или {:€. Ктулху стал предметом многих карикатур, анекдотов, шуток и пародий (расхожие фразы «Ктулху зохаваит всех!»; «Ктулху фхтагн! - Воистину фхтагн!»). В этих шутках Ктулху иногда приписываются несвойственные ему действия, заимствованные из схожих образов, например поедание человеческого мозга (возможно, из-за сходства с иллитидами).

В июне-июле 2006 года, во время подготовки к интернет-конференции президента России В. В. Путина, шутливый вопрос «Как Вы относитесь к пробуждению Ктулху» оказался среди лидеров по популярности. На самой конференции ответ на него, как и на остальные несерьёзные вопросы, не последовал. Однако при неформальном общении с журналистами Путин сказал:

"Я вообще с подозрением отношусь ко всяким потусторонним силам. Если кто-то хочет обратиться к истинным ценностям, то пусть лучше почитает Библию, Талмуд или Коран. Будет больше пользы."

Давайте рассмотрим вопрос о том, кто такой Ктулху? Ктулху - это божество, относящееся к роду древних, впервые он встречается у писателя Говарда Лайкрафта. В своих книгах он описывает это существо, спящее на дне Тихого океана. Внешне Ктулху - это смесь человека, дракона и осьминога. Его тело покрыто чешуей, на спине - зачатки крыльев, а голова усеяна щупальцами. Своими гигантскими размерами Ктулху подобен огромной горе.

Ктулху обладает возможностями проникать в человеческий разум и управлять им, но учитывая, что находится чудовище под водой, то его суперсилы теряют свою мощь, но тем не менее он может проникать в сны людей. Вот мы познакимолись с его образом и знаем, кто такой Ктулху - это зеленое существо, напускающее кошмары в сновидения людей.

Еще существует культ поклонения Ктулху, и его приверженцы разбросаны по всей земле. Жертвоприношения, пляски и сумасшедшее поведение - неотъемлемые атрибуты оккультного поклонения Учитывая популярность этого древнего божества, возникли многие направления, где использован его образ, например - игры. Карточная Ктулху использует все основные направления оккультизма: в ней присутствуют сражения, сектанты, обьясняется, кто такой Ктулху. Но все это подано в шутливой атмосфере, и у этой игры великое множество поклонников.

Рассмотрим еще вопрос о том, какое распространение Ктулху приобрел среди пользователей интернета. Это и анекдоты, и устрашающие истории, и собственный смайл - (;,;). Кто такой Ктулху на данный момент - это интернет-мем, который преобразовали в концентрацию злобы и негатива, придумав не свойственные для него действия, например, пожирание мозгов, хотя оно более свойственно зомби, чем подводному чудовищу.

Стоит упомянуть еще одну настольную игру, в которой также объяснятся, кто такой древний бог. Это «Зов Ктулху», игра, в которой можно бороться за фракции людей и фракции монстров. Игра - живая, то есть в нее можно добавлять новые карты, создавая новые вариации. Ктулху в ней является главным оружием, самым мощным и непобедимым.

И еще один интересный момент. Когда в 2006 году на пресс-конференции Владимиру Путину хотели задать вопрос относительно его взгляда на пробуждение Ктулху - страшное событие для всей планеты, официально вопрос не был включен в программу, но неофициально В. В. Путин ответил, что он не относится серьезно ко всяким оккультным движениям, а также рекомендовал спрашивающим почитать Библию или Коран.

Кстати, образ Ктулху широко используется и в фильмах, и в мультипликации. Например, в фильме «Пираты Карибского моря» у героя фильма присутствует атрибутика Ктулху. осьминога, внешний вид, напоминающий подводное чудовище, сюжетная линия поведения. В мультфильме «Супермэн» в роли правителя Атлантиды также выступает герой нашего повествования. И даже доктору Зольдбергу из «Футурамы» приписывают схожесть с великим Ктулху, но именно в пародийной атмосфере.

Подведя итог, можем определить, что Ктулху после своего появления занял собственную нишу, его образ узнаваем, а имя знают многие. Он все так же популярен, живет в интернете, в книгах и на телеэкранах. Его можно встретить в играх, на рисунках футболок, а также в виде мягких игрушек.

Однажды из космического Хаоса на планету Земля прибыли Древние Боги, основали свою цивилизацию, занялись селекцией существ, превращая их в своих рабов. Древние боги творили бесчинства. Однако был бог, который защищал этих рабов. Это был Ктулху. Кто это? Что это за защитник?

Ктулху

Впервые Ктулху был упомянут в 1928 году в рассказе «Зов Ктулху» Говарда Лавкрафта. Ктулху это чудище, спящее на дне Тихого океана, которое воздействует на разум человека. Образ Ктулху близок к шумерскому божеству Кулулу, корни происхождения которого можно найти в древних манускриптах.

Части тела Ктулху похожи на осьминога, дракона, человека. Чудище с головой осьминога, с щупальцами, покрытое чешуей гуманоидное тело и два рудиментарных крыла. Живой Ктулху хлюпает, при движении из него течет слизь. Тело у этого чудища зеленое, студенистое. Точный рост Ктулху не указывается, но он подобен «ходячей горе» и больше чем Циклоп.

Ктулху из рода Древних Богов. Он лежит посреди Тихого океана на вершине города Р’льех. Когда Р’льех, «при верном положении звезд» появляется над водой, то Ктулху освобождается. Пробуждение Ктухлу грозит закату человеческой цивилизации и возвращению Древних богов.

В области Р’льеха, указанной Лавкрафтом, в 1997 году был зафиксирован подводный звук, который получил имя «Bloop». Мощность этого звука много больше, чем звук, издаваемый морскими животными.

Культисты, живущие в разных уголках Земли, поклоняются Ктулху. Среди эскимосов Гренландии и жителей Новой Англии много культистов, которые на своих встречах устраивают человеческие жертвоприношения, пляски и обряды.

Ктулху может воздействовать на разум человека, но из-за толщи воды его способности заглушаются и подвластными остаются только сновидения. Сны, напускаемые Ктулху, ужасают, доводят до сумасшествия. Кто такой Ктулху? Это – существо, совершенно чуждое людской природе и история человечества зависит лишь от его сна.

Ктулху и современная культура

В отличие от других богов из мифов, Ктулху достаточно популярен и известен. Он является одним из персонажей интернет – комикса «User Friendly».

В 1984 году группа «Metallica» исполнила музыкальную композицию «The Call of Ktulu». Затем были группы «Therion», «Draconian», «Cradle Of Filth», которые тоже обращались к этому мифическому герою. Группа «Endura» в своем творчестве многое связала с Ктулху.

В 1994 году вышла фэнтезийная игра «Quest for Glory IV: Shadows of Darkness», в которой, кроме других героев, также есть и Ктулху. В 2007 году вышла компьютерная игра, в русском варианте - «Шерлок Холмс 3: Секрет Ктулху».На сцене Большого драматического театра сейчас идет спектакль «Пробуждение Ктулху». Ктулху неоднократно пробирался на киноэкраны – «Пираты Карибского моря.»

Образ Ктулху в молодежных сообществах Рунета популярен наравне с Медведом, Масяней, Креведко и обзавелся смайликом (;,;) или {:€. Ктулху является предметом анекдотов, карикатур, шуток и пародий.

Ктулху - безобразное создание, являющееся во снах, от которых стынет кровь. Житель морских глубин не отличается древностью, как привидения и вампиры, герои европейских легенд, – существо поселилось в загадочных мирах книг , страдавшего от ночных кошмаров, только в начале 20 века. Но сегодня без него немыслима современная фантастика с элементами мистики и ужасов.

История появления

Жуткую мифологию, наполненную хаосом и кошмарами, выдумал американский писатель Говард Филлипс Лавкрафт, положив начало жанру мистических ужасов, к которому позже обращались многие авторы. Вселенная Лавкрафта имеет особую атмосферу космического страха, необъяснимую для человека. Мифология состоит из масштабной плеяды божеств, «полукровок» и чудищ, которые одновременно и потусторонние, и вполне реальные.

Главное же божество пантеона – ужасный монстр Ктулху. Читатели познакомились с этим персонажем в 1928 году в рассказе «Зов Ктулху», и с тех пор существо стало постоянным героем произведений автора. Ключевой повестью из цикла «Мифы Ктулху» считаются «Хребты Безумия», увидевшие свет в 1931 году.

По мнению исследователей творчества Лавкрафта, прототипом для мерзкого чудовища послужил бог морской стихии Тангароа, живущий в эпосе полинезийцев. И доказательств на то россыпь. Жители Гавайев представляли морского властелина как кальмара или осьминога огромных размеров (книжный Ктулху по внешнему виду – тоже представитель головоногих моллюсков). В мирах американского фантаста нашлось место божеству Гетаноа, имя которого перекликается с именем полинезийского бога. И, наконец, Говард Лавкрафт поместил Ктулху на спячку близ островов Полинезии.


У поклонников творчества писателя остаются вопросы по поводу произношения имени персонажа. Автор пояснял, что на самом деле слово звучит и пишется как «Кхлул’Хлуу», а его корни стоит искать в языке древних (какого народа – не уточнил).

Понятие «мифы Ктулху» возникло после ухода из жизни гениального создателя ужастиков. Термин появился с легкой руки Августа Дерлета, писателя, друга и коллеги Говарда Лавкрафта. Он отредактировал и дополнил незаконченные работы, отметив специфические художественные приемы и набор персонажей. Позже к Дерлету присоединился Ричард Тирни, который расширил мифы. В дальнейшем над вселенной Ктулху корпели Фрэнк Лонг, Колин Уилсон и, конечно, .

Ктулху в мифах


Злой бог мирно почивает в объятиях в затонувшем городе Р’Льех (доме мертвых) в сердце Тихого океана, ожидая, когда небесные светила займут определенное расположение. Тогда Ктулху пробудится ото сна и отправится сеять разруху и хаос по миру.

«Отец ужасов» Лавкрафт утверждает в книгах, что древняя религия этого божества существует в каждом уголке земного шара. В подводного монстра верят гренландские аборигены и жители части американских штатов. На страницах рассказов автор повествует об обряде поклонения Ктулху, который требует человеческих жертв. Приверженцы культа танцуют и произносят мантру «Пх"нглуи мглв"нафх Ктулху Р"льех вгах"нагл фхтагн», которая переводится как «В своем доме в Р"Льехе мертвый Ктулху спит, он проснется в назначенный час».


Бог предстает перед читателем в виде гиганта (подобен горе, даже выше Циклопа) с чертами осьминога, человека и дракона, покрытого сколькой чешуей зеленого цвета. На руках и ногах красуются длинные ногти, а на спине – крылья, как у летучей мыши. Голова морского чудища лишена растительности, рот обрамлен множеством щупальцев. Последователи Лавкрафта описывали живого монстра хлюпающим во время передвижения.

Потомок рода Древних обладает способностью влиять на людей, но так как гигант покоится на морском дне, этот талант теряет силу. Но Ктулху хитер и идет другим путем – дарует человеку ужасные сны, от которых легко потерять разум.


Страшное создание – отец Ктхуллы, юной дамы космического происхождения. Тайная дочь божества, как две капли воды похожая на него, скрывается в местечке под название Ютх. Миссия девушки – следить, чтобы отец не погиб. В случае смерти она возродит того к жизни. Поэтому тело наследницы неусыпно охраняют слуги Ктулху.

Экранизации

Неведомое чудище появляется в ряде произведений мирового кинематографа. Ктулху призывали подняться со дна морей оккультисты из многосерийного мультфильма «Настоящие охотники за привидениями», срежиссированного и Гарольдом Рамисом. Приверженцы культа использовали в обряде книгу заклинаний.


Ктулху из "Южного парка"

Божеству отведены эпизоды в трех сериях анимационного фильма «Южный парк». Здесь чудовище пробудили ото сна сотрудники компании по переработке нефти, взорвавшие нефтяную платформу.

В 2005-м году на экраны вышел фильм «Зов Ктулху» по одноименной повести американского прародителя мистических ужасов. Режиссер Эндрю Леман решил стилизовать ленту под немое черно-белое кино, посчитав, что такое решение лучше передаст атмосферу художественного произведения. В фильме снимались Мэтт Фойер, Джон Болен, Ральф Лукас и другие.


Кадр из фильма "Зов Ктулху"

Последнее упоминание в кинематографе о Ктулху случилось в 2007 году – картина носит имя этого зловещего персонажа и рассказывает о приключениях отпрыска главы Ордена Дагона. Постановщиком выступил Дэн Гилдарк, а на съемочной площадке встретились Джейсон Коттл, Кэйси Каррен, Этан Эткинсон, Патрик МакНайт, Кара Буоно.

  1. Чтобы привлечь туристов к морскому проливу Каммон (Япония), маркетологи «Ассоциации достопримечательностей» создали рекламный ролик, в котором пробуждается «местный Ктулху». Чудовище высотой 230 метров нарекли Кайсендоном.
  2. На мифологии Ктулху основано 130 игральных коллекционных карт онлайн-игры «Хартстоун» из «World of Warcraft».

  1. В мире действует ктулхуистская церковь, взявшая за основу вероучения «Зов Ктулху». Лозунг оккультистов звучит как «Ктулху фхтагн». Говорят, среди 16 млн. человек, относящих себя к церкви, 60 тысяч – из России.
  2. Ктулху настолько популярен в массовой культуре, что мимо божества не сумели пройти создатели мемов. Интернет-фантазеры придумали сотни картинок с фразами, где упоминается имя чудища. Одна из популярных – «Ктулху уснул за наши грехи».

Цитаты

«Культ этот никогда не прекратится, он сохранится до тех пор, пока звезды вновь не займут удачное положение, и тайные жрецы поднимут великого Ктулху из его могилы, чтобы оживить Его подданных и восстановить Его власть на земле».
«Не мертвец тот, кто может вечно лежать».
«В странные эпохи и смерть способна умирать».
«Я заглянул в глаза вселенского ужаса, и с этих пор даже весеннее небо и летние цветы отравлены для меня его ядом. Но я думаю, что мне не суждено жить долго. Так же, как ушел из жизни мой дед, как ушел бедняга Йохансен, так же предстоит покинуть этот мир и мне. Я слишком много знаю, а ведь культ все еще жив».
«Восставший может погрузиться в бездну, а погрузившийся в бездну может вновь восстать».