Сочинения. Сочинение Ольга Ильинская в романе Обломов (Образ и характеристика) Анализ образа ольги из романа обломов

Ильинская Ольга Сергеевна

ОБЛОМОВ
Роман (1849—1857, опубл. 1859)

Ильинская Ольга Сергеевна — одна из главных героинь романа, яркий и сильный характер. Возможный прототип И. — Елизавета Толстая, единственная любовь Гончарова, хотя некоторые исследователи отвергают эту гипотезу. «Ольга в строгом смысле не была красавица, то есть не было ни белизны в ней, ни яркого колорита щек и губ, и глаза не горели лучами внутреннего огня; ни кораллов на губах, ни жемчугу во рту не было, ни миньятюрных рук, как у пятилетнего ребенка, с пальцами в виде винограда. Но если б ее обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии».

С того времени, как осиротела, И. живет в доме своей тетки Марьи Михайловны. Гончаров подчеркивает быстрое духовное созревание героини: она «как будто слушала курс жизни не по дням, а по часам. И каждый час малейшего, едва заметного опыта, случая, который мелькнет, как птица мимо носа мужчины, схватывается неизъяснимо быстро девушкой».

И. и Обломова знакомит Андрей Иванович Штольц. Как, когда и где встретились Штольц и И., неизвестно, но отношения, связывающие этих персонажей, отличаются искренней взаимной тягой и доверием. «...В редкой девице встретишь такую простоту и естественную свободу взгляда, слова, поступка... Ни жеманства, ни кокетства, никакой лжи, никакой мишуры, ни умысла! Зато ее и ценил почти один Штольц, зато не одну мазурку просидела она одна, не скрывая скуки... Одни считали ее простой, недальней, неглубокой, потому что не сыпались с языка ее ни мудрые сентенции о жизни, о любви, ни быстрые, неожиданные и смелые реплики, ни вычитанные или подслушанные суждения о музыке и литературе...»

Штольц приводит Обломова в дом И. не случайно: зная, что она обладает пытливым умом и глубокими чувствами, он надеется, что своими духовными запросами И. сумеет пробудить Обломова — заставит его больше и разборчивее читать, смотреть, узнавать. Обломов в одну из первых же встреч захвачен ее удивительным голосом — И. поет арию из оперы Беллини «Норма», знаменитую «Casta diva», и «это уничтожило Обломова: он изнемог», все более и более погружаясь в новое для себя чувство.

Литературная предшественница И. — Татьяна Ларина («Евгений Онегин»). Но как героиня иного исторического времени, И. более уверена в себе, ум ее требует постоянной работы. Это отмечал еще Н. А. Добролюбов в статье «Что такое обломовщина?»: «Ольга по своему развитию представляет высший идеал, какой только может теперь русский художник вызвать из теперешней русской жизни... В ней-то более, нежели в Штольце, можно видеть намек на новую русскую жизнь; от нее можно ожидать слова, которое сожжет и развеет обломовщину...»

Но этого И. в романе.не дано, как не дано развеять явления иного порядка схожей с нею героине Гончарова Вере из «Обрыва». Характер Ольги, сплавленный одновременно из силы и слабости, знания о жизни и неумения этим знанием одарить других, получит развитие в русской литературе — в героинях драматургии А. П. Чехова — в частности, в Елене Андреевне и Соне Войницкой из «Дяди Вани».

Главное свойство И., присущее многим женским персонажам русской литературы прошлого столетия, — не просто любовь к конкретному человеку, а непременное желание изменить его, поднять до своего идеала, перевоспитать, привив ему новые понятия, новые вкусы. Обломов оказывается для этого самым подходящим объектом: «Она мечтала, как «прикажет ему прочесть книги», которые оставил Штольц, потом читать каждый день газеты и рассказывать ей новости, писать письма в деревню, дописывать план устройства имения, приготовиться ехать за границу, — словом, он не задремлет у нее; она укажет ему цель, заставит полюбить опять все, что он разлюбил, и Штольц не узнает его, воротясь. И все это чудо сделает она, такая робкая, молчаливая, которой до сих пор никто не слушался, которая еще не начала жить!.. Она даже вздрагивала от гордого, радостного трепета; считала это уроком, назначенным свыше».

Здесь можно сравнить ее характер с характером Лизы Калитиной из романа И. С. Тургенева «Дворянское гнездо», с Еленой из его же «Накануне». Перевоспитание становится целью, цель увлекает настолько, что отодвигается в сторону все остальное, а чувство любви постепенно подчиняется учительству. Учительство же в каком-то смысле укрупняет и обогащает любовь. Именно от этого и происходит»Шв. та серьезная перемена, что так поразила Штольца при встрече с ней за границей, куда она вместе с теткой приехала после разрыва с Обломовым.

И. сразу понимает, что в отношениях с Обломовым ей принадлежит главная роль, она «мигом взвесила свою власть над ним, и ей нравилась эта роль путеводной звезды, луча света, который она разольет над стоячим озером и отразится в нем». Жизнь словно просыпается»Шв. вместе с жизнью Обломова. Но в ней этот процесс происходит куда более интенсивно, чем в Илье Ильиче. И. словно проверяет на нем свои возможности женщины и воспитательницы одновременно. Ее незаурядные ум и душа требуют все более и более «сложной» пищи. Не случайно в какой-то момент Обломов видит в ней Корделию: все чувства И. пронизывает простая, естественная, как у шекспировской героини, гордость, побуждающая осознавать сокровища своей души как счастливую и заслуженную данность: «Что я раз назвала своим, того уже не отдам назад, разве отнимут...» — говорит она Обломову.

»Швство И. к Обломову цельно и гармонично: она просто любит, тогда как Обломов постоянно пытается выяснить глубину этой любви, оттого и страдает, полагая, что И. «любит теперь, как вышивает по канве: тихо, лениво выходит узор, она еще ленивее развертывает его, любуется, потом положит и забудет». Когда Илья Ильич говорит героине, что она умнее его, И. отвечает: «Нет, проще и смелее», высказывая тем самым едва ли не определяющую линию их отношений.

И. вряд ли сама ведает, что испытываемое ею чувство более напоминает сложный эксперимент, нежели первую любовь. Она не говорит Обломову о том, что улажены все дела по ее имению, с одной лишь целью — «...доследить до конца, как в его ленивой душе любовь совершит переворот, как окончательно спадет с него гнет, как он не устоит перед близким счастьем...». Но, как всякий эксперимент над живой душой, этот опыт увенчаться успехом не может. И. необходимо увидеть своего избранника на пьедестале, выше себя, а это, согласно авторской концепции, невозможно. Даже Штольц, за которого после неудачного романа с Обломовым И. выходит замуж, только временно стоит выше, чем она, и Гончаров это подчеркивает. К финалу становится ясно, что И. перерастет своего мужа и по силе чувств, и по глубине размышлений о жизни.

Осознав, насколько далеко расходятся ее идеалы с идеалами Обломова, мечтающего жить согласно старинному укладу родной Обломовки, И. вынуждена отказаться от дальнейших экспериментов. «Я любила будущего Обломова! — говорит она Илье Ильичу. — Ты кроток, честен, Илья; ты нежен... как голубь; ты прячешь голову под крыло — и ничего не хочешь больше; ты готов всю жизнь проворковать под кровлей... да я не такая: мне мало этого, мне нужно чего-то еще, а чего — не знаю!» Это «что-то» не оставит

И.: даже пережив разрыв с Обломовым и счастливо выйдя замуж за Штольца, она не успокоится. Наступит момент, когда и Штольц окажется перед необходимостью объяснять жене, матери двоих детей, таинственное «что-то», не дающее покоя ее мятущейся душе. «Глубокая бездна ее души» не пугает, но тревожит Штольца. В И., которую он знал почти девочкой, к которой испытывал сначала дружбу, а потом и любовь, он постепенно обнаруживает все новые и неожиданные глубины. Привыкнуть к ним Штольцу трудно, потому его счастье с И. представляется во многом проблематичным.

»Швает, что И. овладевает страх: «Она боялась впасть во что-нибудь похожее на обломовскую апатию. Но как она ни старалась сбыть с души эти мгновения периодического оцепенения, сна души, к ней нет-нет да подкрадется сначала греза счастья, окружит ее голубая ночь и окутает дремотой, потом опять настанет задумчивая остановка, будто отдых жизни, а затем смущение, боязнь, томление, какая-то глухая грусть, послышатся какие-то смутные, туманные вопросы в беспокойной голове».

Ольга Сергеевна Ильинская - бывшая невеста Ильи Ильича Обломова из романа И. А. Гончарова "Обломов".

В дальнейшем она стала женой лучшего друга главного героя - Андрея Штольца.

Мать детей последнего.

Ольга - одна из центральных персонажей всего произведения.

Характеристика героини

Ольга Ильинская стремилась действовать и жить полнокровной жизнью. Она добивалась того же и от бывшего жениха - Обломова. Однако любимому мужчине оказался дороже диван. Он любил мечтать о переменах в жизни и в Обломовке, однако не был способен на действия. Ведь для этого нужно было покинуть зону комфорта...

В результате "Ильинская барышня", как её называли в романе, вышла замуж за деятельного А. Штольца. Однако если любовь Ольги к Илье Ильичу была искренней и бескорыстной, то чувство к мужу было другим. Он больше подходил самолюбивой женщине по внутренним качествам: "Я люблю Андрея Иваныча... кажется, за то… что он любит меня больше других; видите, куда вкралось самолюбие!"

Также автор отмечает, что Ильинская "была не без лукавства". В этом отношении героиня - полная противоположность жены Обломова - Агафьи Матвеевны Пшеницыной. И если последняя была вдовой на момент встречи с Обломовым, то для Ольги первым и единственным мужем был Андрей Штольц.

Она счастливее в семейной жизни. И, хотя мужчинам непросто общаться с жизненно активной и требовательной женщиной, её брак оказался счастливым. Это отмечает супруг Ильинской - Андрей Иванович Штольц: "...Ей богу, не шучу. Другой год я женат на Ольге... И дети здоровы..."

(Активная и устремленная к "высокому" Ольга )

От избранницы Обломова Ольга отличается также тем, что любит книги и театр, стремится к самосовершенствованию. Видя у Обломова или Штольца книгу, она проявляет к ней живейший интерес: "Вы читали эту книгу, - что это такое?"

Более того, по сюжету она владеет французским языком и может читать на нём газеты, умеет играть на пианино. И в супруги она выбрала равного по интеллекту. Ведь Андрей Штольц был билингвом - его вторым языком был немецкий, язык его отца. Свободное владение двумя языками в те времена было менее распространено, нежели в 21 веке. Автор и другие персонажи отмечают, что у Ольги "умненькая, хорошенькая головка".

Несмотря на требовательность, Ильинская способна сочувствовать: "...Потом, она так доступна чувству сострадания, жалости! У ней нетрудно вызвать слезы; к сердцу ее доступ легок..." Автор отмечает, что героиня "торопится жить", что можно объяснить её сиротством. Ведь Ильинскую вырастила тётя, следовательно, родителей не было в живых. Она с детства чувствовала, что жизнь коротка, и нужно успеть сделать как можно больше.

Образ героини в произведении

(Встречи Ольги с Ильёй Обломовым )

На момент встречи с Ильёй Ильичом Ольге было всего двадцать лет. Однако для И. А. Гончарова, как человека 19-го века, юная барышня - уже взрослый человек: "Зачем он считает её за девочку?"

Ею восхищаются Штольц и Обломов: "Боже мой, какая она хорошенькая! Бывают же такие на свете!" Но, несмотря на то, что оба полюбили её, чувства к Ольге не стали причиной вражды между друзьями. Как и сама героиня не испытывала ненависти к супруге бывшего возлюбленного - Агафье Матвеевне. Дамы просто были совершенно разными, хотя их объединяла любовь к Илье Ильичу.

И, несмотря на контраст с Пшеницыной, у Ильинской также "серо голубые, ласковые глаза". Однако она изящна и тонка. Вероятно, автор намекает: Пшеницына тоже когда-то была требовательной и активной женщиной, но по каким-то причинам стала полной и потерявшей интерес к саморазвитию барыней. А ещё жена Штольца, в отличие от супруги его приятеля, любила путешествовать. Так, муж отправил Ильинскую на курорт, чтобы "восстановить здоровье, расстроившееся после родов".

(Интерпретация - Ольга и Штольц )

В отличие от Агафьи, Ольга сумела сохранить стремление к самосовершенствованию. В этом и заключался секрет благополучия её брака со Штольцем. Они прекрасно понимали друг друга. Вот почему этой паре было дано тихое семейное счастье. И. А. Гончаров считает, что счастливой жизни заслуживают лишь те, кто действуют и побуждают окружающих действовать.

А на примере двух основных женских персонажей можно заметить ещё одну мысль: прежде всего женщина должна работать над собой и над своим мужчиной. В противном случае любовь заканчивается трагически (в данном случае - смертью Обломова).

Ольга Ильинская – виновница некоторой встряски, которую пришлось пережить Обломову, прежде чем погрузиться в свой полный покой Обломовщины (см. статью Ольга и Обломов). Ольга представлена в книге девушкой, обладающей силой воли и деятельным умом. Со Штольцем у неё общее – самостоятельность натуры и любовь к деятельной, полной движения и труда жизни. С Обломовым её сближает склонность к искусству, к общим вопросам жизни, любовь к природе. Будучи самолюбивой и деятельной, Ольга любила задавать себе трудные задачи в жизни и добиваться их осуществления. Одной из таких задач было возродить Обломова к новой жизни, спасти его от Обломовщины, ввести в его жизнь деятельность и живое движение. (См. Монолог Ольги Ильинской в романе «Обломов» .)

Гончаров. Обломов. Краткое изложение

Вначале попытка Ольги удалась: почувствовав обаяние этой умной и талантливой девушки, Обломов как бы воскресает. Он покидает свой диван, свои пыльные комнаты, он целый день на ногах, бродит с Ольгой, слушает музыку, строит планы светлого будущего. Но когда привычки предыдущей жизни берут верх над этой попыткой возродиться, в Ольге рассудочность оказывается сильнее любви к Обломову. Она пишет ему письмо, в котором логически и в отличной литературной форме доказывает, что ей нужна жизнь не такая, какая возможна с Обломовым, и разрывает с ним. То, что Ольга выходит замуж за Штольца и счастливо живет со своим рассудочным и суховатым практиком-мужем, подчеркиваете элемент рассудочности в её натуре.

Одним из самых знаменитых произведений Ивана Гончаров является «Обломов». Это роман о социальном неравенстве, тяжёлой любви и полном непонимании себя как личности.

Главным женским образом в романе «Обломов» является Ольга Ильинская. Эта девушка оказывается в эпицентре любовных отношений, которые заканчиваются не самым лучшим образом. Но какой же была Ольга, раз смогла завоевать сердца сразу двух молодых людей?

На момент начала романа Ольге Сергеевне было 20 лет. Девушка была дворянкой и имела небольшое имение. Родители главной героини умерли, и поэтому она жила с тёткой.

Ольга была не так красива, как мила и грациозна. У неё было изящное лицо и тонкая шея. Девушка была довольна высокая и отличалась бледным цветом кожи.

«Хорошенькая» - вот слово, которое как нельзя лучше описывает внешность Ольги. У девушки были серо-голубые глаза, которые делали её взгляд ещё нежнее и ласковее.

Сделать взор Ольги ещё более открытым помогали брови. Это были не тонкие ниточки, а довольно пушистые русые прямые полоски, которые всё время были взъерошенными и придавали Ольге игривое и детское выражение лица.

Губы Ольги едва ли можно назвать большими. Чаще всего они выглядели сжатыми, от того и казались совсем тонкими. Улыбалась девушка тоже нечасто, но в эти редкие моменты можно было разглядеть её белоснежные зубы.

Руки у Ольги не были миниатюрными. Они имели вполне стандартный размер, но вот кожа была очень гладкая и мягкая. Такой же лёгкой и воздушной была Ольгина походка.

Девушка носила шёлковые белые платья, изящные туфли и кружевные косынки. Из аксессуаров у Ольги иногда наблюдался зонтик, шляпа и подаренный браслет.

Одним из главных достоинств Ольги была её грациозность. Фигура девушки была настолько благородна и гармонична, что глядя на неё, хотелось писать картины и лепить скульптуры.

Ольга была естественной и простой девушкой. Она не любила и не умела кокетничать, не отличалась хитростью и жеманством. Женственность и искренность – вот качества, которые наиболее точно способны описать сущность Ольги Ильинской.

Героиня отличалась от остальных девушек того времени своей неразговорчивостью и задумчивостью. Ольга также знала себе цену и была гордой девушкой.

Трагизм жизни и образа Ольги в том, что XIX век просто ещё не был готов к такой волевой и сильной женщине. Её мысли и мечты опередили общество, поэтому и стали не спасением, а лишь камнем преткновения.

Сочинение 2

Героиня Ольга Ильинская в произведении является немаловажным персонажем. Со временем героиня раскрывается как женщина, мать и личность. Ольга воспитанная образованная, любознательная, любит искусство, любит читать, постоянно развивается, целеустремленная.

Девушка не отличалась сильной красотой, также была невысокого роста, но была очень грациозной. Она могла себя красиво преподнести, ходить с гордо поднятой головой. Ольга была настоящей, в ней не было ни грамма фальша.

Ольга была сиротой, ее воспитывала тетя, до которой не было дела и времени для своей племянницы, она была увлечена светской жизнью. Но тетя выделила немного времени для образования для своей племянницы.

Ольга не любила шумные компании, предпочитала уединение. Не пыталась завести новых знакомств. И не предпочитала изголять свою душу перед кем-нибудь. Ольга не особо разговорчивая, но зато всегда знала, что ей нужно в жизни.

В начале произведения героиня представляется нам как молодая девушка, которая еще мало знает, но пытается все познавать. Ольга влюбила Обломова и сделать его под себя, она не хотел принимать его таким, какой он есть, с его достоинствами и недостатками. Они всегда пытались противостоять друг другу. Ольга хотела сделать из него другого человека. А он ожидал от нее заботы и нежности. Такие отношения ни к чему не привели и пара рассталась.

Ольга встретила другого мужчину в своей жизни. Он оказался для нее спасательным кругом, который всегда готов подставить свое плечо. Начинались отношения с дружбы. Брак с этим мужчиной помог ей перенести и оправится от отношений с Обломовым. Со своим супругом они были очень схожи характерами. Вместе они обрели спокойное семейное счастье. Муж ухаживал за Ольгой, окружал ее заботой. Ей нравилось такое отношение. Эта пара вполне могла стать одним целым.

В браке они прожили несколько лет, затем все-таки начали отдаляться друг друга. Ее супругу было трудно тянуться за Ольгой, которая постоянно куда-то стремилась. А Ольга не хотела оставаться в этой спокойной размеренной жизни. Ей наскучала такая жизнь. Ольге нужна была бурная деятельность, такая какая была у них с Обломовым. И она уже начинает сомневаться в этой любви. Автор не описывает, как сложился их брак, читателю остается только догадываться и домыслить самому. Но видимо этот брак не стал счастливым для нее. И со временем они все-таки решили развестись.

ОБЛОМОВ

(Роман. 1859)

Ильинская Ольга Сергеевна - одна из главных героинь романа, яркий и сильный характер. Возможный прототип И. - Елизавета Толстая, единственная любовь Гончарова, хотя некоторые исследователи отвергают эту гипотезу. «Ольга в строгом смысле не была красавица, то есть не было ни белизны в ней, ни яркого колорита щек и губ, и глаза не горели лучами внутреннего огня; ни кораллов на губах, ни жемчугу во рту не было, ни миньятюрных рук, как у пятилетнего ребенка, с пальцами в виде винограда. Но если б ее обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии».

С того времени, как осиротела, И. живет в доме своей тетки Марьи Михайловны. Гончаров подчеркивает быстрое духовное созревание героини: она «как будто слушала курс жизни не по дням, а по часам. И каждый час малейшего, едва заметного опыта, случая, который мелькнет, как птица, мимо носа мужчины, схватывается неизъяснимо быстро девушкой».

И. и Обломова знакомит Андрей Иванович Штольц. Как, когда и где встретились Штольц и И., неизвестно, но отношения, связывающие этих персонажей, отличаются искренней взаимной тягой и доверием. «...В редкой девице встретишь такую простоту и естественную свободу взгляда, слова, поступка... Ни жеманства, ни кокетства, никакой лжи, никакой мишуры, ни умысла! Зато ее и ценил почти один Штольц, зато не одну мазурку просидела она одна, не скрывая скуки... Одни считали ее простой, недальней, неглубокой, потому что не сыпались с языка ее ни мудрые сентенции о жизни, о любви, ни быстрые, неожиданные и смелые реплики, ни вычитанные или подслушанные суждения о музыке и литературе...»

Штольц приводит Обломова в дом И. не случайно: зная, что она обладает пытливым умом и глубокими чувствами, он надеется, что своими духовными запросами И. сумеет пробудить Обломова - заставит его больше и разборчивее читать, смотреть, узнавать.

Обломов в одну из первых же встреч захвачен ее удивительным голосом - И. поет арию из оперы Беллини «Норма», знаменитую «Casta diva», и «это уничтожило Обломова: он изнемог», все более и более погружаясь в новое для себя чувство.

Литературная предшественница И. - Татьяна Ларина («Евгений Онегин»). Но как героиня иного исторического времени, И. более уверена в себе, ум ее требует постоянной работы. Это отмечал еще Н. А. Добролюбов в статье «Что такое обломовщина?»: «Ольга по своему развитию представляет высший идеал, какой только может теперь русский художник вызвать из теперешней русской жизни... В ней-то более, нежели в Штольце, можно видеть намек на новую русскую жизнь; от нее можно ожидать слова, которое сожжет и развеет обломовщину...»

Но этого И. в романе не дано, как не дано развеять явления иного порядка схожей с нею героине Гончарова Вере из «Обрыва». Характер Ольги, сплавленный одновременно из силы и слабости, знания о жизни и неумения этим знанием одарить других, получит развитие в русской литературе - в героинях драматургии А. П. Чехова - в частности, в Елене Андреевне и Соне Войницкой из «Дяди Вани».

Главное свойство И., присущее многим женским персонажам русской литературы прошлого столетия, - не просто любовь к конкретному человеку, а непременное желание изменить его, поднять до своего идеала, перевоспитать, привив ему новые понятия, новые вкусы. Обломов оказывается для этого самым подходящим объектом: «Она мечтала, как «прикажет ему прочесть книги», которые оставил Штольц, потом читать каждый день газеты и рассказывать ей новости, писать письма в деревню, дописывать план устройства имения, приготовиться ехать за границу, - словом, он не задремлет у нее; она укажет ему цель, заставит полюбить опять все, что он разлюбил, и Штольц не узнает его, воротясь. И все это чудо сделает она, такая робкая, молчаливая, которой до сих пор никто не слушался, которая еще не начала жить!.. Она даже вздрагивала от гордого, радостного трепета; считала это уроком, назначенным свыше».

Здесь можно сравнить ее характер с характером Лизы Кали-тиной из романа И. С. Тургенева «Дворянское гнездо», с Еленой из его же «Накануне». Перевоспитание становится целью, цель увлекает настолько, что отодвигается в сторону все остальное, а чувство любви постепенно подчиняется учительству. Учительство же в каком-то смысле укрупняет и обогащает любовь. Именно от этого и происходит в И. та серьезная перемена, что так поразила Штольца при встрече с ней за границей, куда она вместе с теткой приехала после разрыва с Обломовым.

И. сразу понимает, что в отношениях с Обломовым ей принадлежит главная роль, она «мигом взвесила свою власть над ним, и ей нравилась эта роль путеводной звезды, луча света, который она разольет над стоячим озером и отразится в нем». Жизнь словно просыпается в И. вместе с жизнью Обломова. Но в ней этот процесс происходит куда более интенсивно, чем в Илье Ильиче. И. словно проверяет на нем свои возможности женщины и воспитательницы одновременно. Ее незаурядные ум и душа требуют все более и более «сложной» пищи.

Не случайно в какой-то момент Обкомов видит в ней Корделию: все чувства И. пронизывает простая, естественная, как у шекспировской героини, гордость, побуждающая осознавать сокровища своей души как счастливую и заслуженную данность: «Что я раз назвала своим, того уже не отдам назад, разве отнимут...» - говорит она Обломову.

Чувство И. к Обломову цельно и гармонично: она просто любит, тогда как Обломов постоянно пытается выяснить глубину этой любви, оттого и страдает, полагая, что И. «любит теперь, как вышивает по канве: тихо, лениво выходит узор, она еще ленивее развертывает его, любуется, потом положит и забудет». Когда Илья Ильич говорит героине, что она умнее его, И. отвечает: «Нет, проще и смелее», высказывая тем самым едва ли не определяющую линию их отношений.

И. вряд ли сама ведает, что испытываемое ею чувство более напоминает сложный эксперимент, нежели первую любовь. Она не говорит Обломову о том, что улажены все дела по ее имению, с одной лишь целью - «...доследить до конца, как в его ленивой душе любовь совершит переворот, как окончательно спадет с него гнет, как он не устоит перед близким счастьем...». Но, как всякий эксперимент над живой душой, этот опыт увенчаться успехом не может.

И. необходимо увидеть своего избранника на пьедестале, выше себя, а это, согласно авторской концепции, невозможно. Даже Штольц, за которого после неудачного романа с Обломо-вым И. выходит замуж, только временно стоит выше, чем она, и Гончаров это подчеркивает. К финалу становится ясно, что И. перерастет своего мужа и по силе чувств, и по глубине размышлений о жизни.

Осознав, насколько далеко расходятся ее идеалы с идеалами Обломова, мечтающего жить согласно старинному укладу родной Обломовки, И. вынуждена отказаться от дальнейших экспериментов. «Я любила будущего Обломова! - говорит она Илье Ильичу. - Ты кроток, честен, Илья; ты нежен... как голубь; ты прячешь голову под крыло - и ничего не хочешь больше; ты готов всю жизнь проворковать под кровлей... да я не такая: мне мало этого, мне нужно чего-то еще, а чего - не знаю!» Это «что-то» не оставит И.: даже пережив разрыв с Обломовым и счастливо выйдя замуж за Штольца, она не успокоится. Наступит момент, когда и Штольц окажется перед необходимостью объяснять жене, матери двоих детей, таинственное «что-то», не дающее покоя ее мятущейся душе. «Глубокая бездна ее души» не пугает, но тревожит Штольца. В И., которую он знал почти девочкой, к которой испытывал сначала дружбу, а потом и любовь, он постепенно обнаруживает все новые и неожиданные глубины. Привыкнуть к ним Штольцу трудно, потому его счастье с И. представляется во многом проблематичным.

Бывает, что И. овладевает страх: «Она боялась впасть во что-нибудь похожее на обломовскую апатию. Но как она ни старалась сбыть с души эти мгновения периодического оцепенения, сна души, к ней нет-нет да подкрадется сначала греза счастья, окружит ее голубая ночь и окутает дремотой, потом опять настанет задумчивая остановка, будто отдых жизни, а затем смущение, боязнь, томление, какая-то глухая грусть, послышатся какие-то смутные, туманные вопросы в беспокойной голове».

Эти смятения вполне соотносятся с финальным размышлением автора, заставляющим задуматься о будущем героини: «Ольга не знала... логики покорности слепой судьбе и не понимала женских страстишек и увлечений. Признав раз в избранном человеке достоинство и права на себя, она верила в него и потому любила, а переставала верить - переставала и любить, как случилось с Обломовым... Но теперь она уверовала в Андрея не слепо, а с сознаньем, и в нем воплотился ее идеал мужского совершенства... Оттого она не снесла бы понижения ни на волос признанных ею достоинств; всякая фальшивая нота в его характере или уме произвела бы потрясающий диссонанс. Разрушенное здание счастья погребло бы ее под развалинами, или, если б еще уцелели ее силы, она бы искала...»