Скрябин. Скрябин александр николаевич А скрябин краткая биография

  1. Юный музыкант и композитор
  2. Композитор Серебряного века

С овременники называли Александра Скрябина композитором-философом. Он первым в мире придумал концепцию свето-цвето-звука: визуализировал мелодию с помощью цвета. В последние годы жизни композитор мечтал воплотить в жизнь необыкновенное действо из всех видов искусств - музыки, танца, пения, архитектуры, живописи. Так называемая «Мистерия» должна была начать отсчет времени нового идеального мира. Но Александр Скрябин так и не успел осуществить свою идею.

Юный музыкант и композитор

Александр Скрябин родился в 1872 году в дворянской семье. Его отец служил дипломатом в Константинополе, поэтому сына видел редко. Мать умерла, когда ребенку был год. Воспитывали Александра Скрябина бабушка и тетя, которая и стала его первой учительницей музыки. Уже в пять лет мальчик исполнял на фортепиано несложные пьесы и подбирал услышанные однажды мелодии, а в восемь начал сочинять собственную музыку. Тетя отвела племянника к известному пианисту Антону Рубинштейну . Тот был так поражен музыкальным талантом Скрябина, что попросил родных не заставлять мальчика ни играть, ни сочинять, когда у него не было на то желания.

В 1882 году по семейной традиции юного дворянина Скрябина отправили учиться во Второй московский кадетский корпус в Лефортове. Именно там состоялось первое публичное выступление 11-летнего музыканта. На это же время пришлись и его дебютные композиторские опыты - в основном фортепианные миниатюры. На творчество Скрябина в то время повлияло увлечение Шопеном, он даже спал с нотами известного композитора под подушкой.

Александр Скрябин. Фотография: radioswissclassic.ch

Николай Зверев и студенты (слева направо): С. Самуэльсон, Л. Максимов, С. Рахманинов, Ф. Кенеман, А. Скрябин, Н. Черняев, М. Пресман. Фотография: scriabin.ru

В 1888 году, за год до окончания кадетского корпуса, Александр Скрябин стал студентом Московской консерватории по классу композиции и фортепиано. К моменту поступления в Консерваторию он написал более 70 музыкальных сочинений. Молодого музыканта заметил директор Василий Сафонов. По его воспоминаниям, у юноши было «особое разнообразие звука», он «обладал редким и исключительным даром: инструмент у него дышал». Скрябина отличала особая манера использования педалей: зажимая их, он продолжал звук предыдущих нот, которые накладывались на последующие. Сафонов говорил: «Не смотрите на его руки, смотрите на его ноги!» .

Александр Скрябин стремился к исполнительскому совершенству, поэтому много репетировал. Однажды он «переиграл» правую руку. Заболевание оказалось настолько серьезным, что знаменитый в то время врач Григорий Захарьин сказал юноше, что мышцы руки отказали навсегда. Василий Сафонов, узнав о болезни своего ученика, отправил его к себе на дачу в Кисловодск, где тот и вылечился.

Старшие курсы свободного сочинения вел профессор гармонии и контрапункта Антон Аренский, ему была близка лирическая камерная музыка. Его же ученик, Скрябин, напротив, не любил строгих композиторских канонов и создавал странные, на взгляд Аренского, произведения. За 1885–1889 годы Скрябин написал более 50 различных пьес - большинство из них не сохранилось или осталось в недоделанном виде. Творчество молодого музыканта уже тогда начало выбиваться из тесных рамок академической программы.

Из-за творческого конфликта с учителем гармонии Скрябин остался без композиторского диплома. В 1892 году он окончил Московскую консерваторию только как пианист по классу Сафонова. Скрябин получил Малую золотую медаль, а его имя занесли на мраморную доску почета у входа в Малый зал Московской консерватории .

Композитор Серебряного века

Александр Скрябин. Фотография: classicalmusicnews.ru

Александр Скрябин. Фотография: scriabin.ru

Молодой пианист много играл. И вскоре после окончания консерватории у него обострилась болезнь правой руки. Чтобы продолжать выступать, Александр Скрябин написал произведения для левой руки - «Прелюдию» и «Ноктюрн. Опус 9». Однако болезнь повлияла на его душевное равновесие. Именно тогда он начал размышлять в своем дневнике на философские темы.

Первая серьезная неудача в жизни. Первое серьезное размышление: начало анализа. Сомнение в возможности выздороветь, но самое мрачное настроение. Первое размышление о ценности жизни, о религии, о Боге».

В это время композитор написал Первую сонату, в которой также отразились личные переживания. В своем дневнике он сравнил «сочинение 1-й сонаты с похоронным маршем». Однако Скрябин не поддавался унынию: он начал выполнять все рекомендации врачей и разработал собственные упражнения, которые развивали травмированную руку. Ему удалось восстановить подвижность кисти, но прежняя виртуозность была утрачена. Тогда пианист стал уделять внимание нюансировке - умению подчеркнуть тончайшие мимолетные звучания.

В 1893 году некоторые ранние сочинения Скрябина напечатал известный московский издатель Петр Юргенсон. Большинство произведений представляло собой музыкальные миниатюры - прелюдии, этюды, экспромты, ноктюрны, а также танцевальные пьесы - вальсы, мазурки. Эти жанры были характерны для творчества Шопена, которым восхищался Скрябин. В начале 1890-х годов композитор также написал Первую и Вторую сонату.

В 1894 году Василий Сафонов помог 22-летнему Скрябину организовать авторский концерт в Санкт-Петербурге . Здесь музыкант познакомился с известным русским лесопромышленником Митрофаном Беляевым. Предприниматель увлекался музыкой: он создал нотное издательство «М.П. Беляев», учредил и финансировал ежегодные премии имени Глинки, организовывал концерты. Беляев вскоре выпустил сочинения молодого композитора в своем издательстве. Среди них были этюды, экспромты, мазурки, но преимущественно прелюдии, всего в этот период их было написано около 50.

С тех пор Беляев долгие годы поддерживал музыканта и помогал ему материально. Меценат организовал большое турне Скрябина по Европе. О музыканте на Западе писали: «исключительная личность, композитор столь же превосходный, как и пианист, столь же высокий интеллект, как и философ; весь - порыв и священное пламя». В 1898 году Скрябин возвратился в Москву и закончил Третью сонату, которую начал писать еще в Париже.

В этом же году Александр Скрябин занялся преподаванием: ему был необходим стабильный источник дохода, чтобы содержать семью. В 26 лет он стал профессором фортепианного класса Московской консерватории.

Я не понимаю, как можно теперь писать «просто музыку». Ведь это так неинтересно... Ведь музыка получает смысл и значение, когда она - звено в одном, едином плане, в цельности миросозерцания.

Несмотря на занятость в консерватории, Скрябин продолжал писать музыку: в 1900 году он закончил большое произведение для оркестра. Композитор пренебрег музыкальными традициями: в Первой симфонии не четыре, как обычно, а шесть частей, причем в последней поют солисты с хором. Вслед за Первой он закончил Вторую симфонию, еще более новаторскую, чем прошлые его работы. Ее премьера вызвала неоднозначную реакцию музыкального сообщества. Композитор Анатолий Лядов писал: «Ну уж и симфония… Скрябин смело может подать руку Рихарду Штраусу… Господи, да куда же девалась музыка… Со всех концов, со всех щелей лезут декаденты» . Символистские и мистические произведения Скрябина стали отражением идей Серебряного века в музыке.

«Огненные языки» музыки Александра Скрябина

Александр Головин. Портрет Александра Скрябина. 1915. Музей музыкальной культуры имени М. И. Глинки

Александр Скрябин. Фотография: belcanto.ru

Александр Пирогов. Портрет Александра Скрябина. XX в. Российская академия ваяния, живописи и зодчества имени И.С. Глазунова

В 1903 году Скрябин начал работать над партитурой Третьей симфонии для огромного состава оркестра. В ней раскрылось мастерство Скрябина и как драматурга. Симфония, названная «Божественной поэмой», описывала развитие человеческого духа и состояла из трех частей: «Борьба», «Наслаждение», «Божественная игра». Премьера «Божественной поэмы» состоялась в Париже в 1905 году, через год - в Санкт-Петербурге.

Боже, что это была за музыка! Симфония беспрерывно рушилась и обваливалась, как город под артиллерийским огнем, и вся строилась и росла из обломков и разрушений. Ее всю переполняло содержание, до безумия разработанное и новое… Трагическая сила сочиняемого торжественно показывала язык всему одряхлело признанному и величественно тупому и была смела до сумасшествия, до мальчишества, шаловливо стихийная и свободная, как падший ангел.

Борис Пастернак

Русский музыковед Александр Оссовский вспоминал, что симфония Скрябина «произвела ошеломляющее, грандиозное действие». Слушателям казалось, что композитор этим произведением «возвещает в искусстве новую эру».

В 1905 году умер покровитель Александра Скрябина, Митрофан Беляев, и композитор оказался в сложном материальном положении. Однако это не мешало ему работать: в это время он начал писать «Поэму экстаза». Сам автор говорил, что музыка была навеяна революцией и ее идеалами, поэтому эпиграфом поэмы он выбрал призыв «Вставай, поднимайся, рабочий народ!».

В это время Скрябин много концертировал и в 1906 году отправился на полгода на гастроли в Америку. Поездка оказалась удачной: концерты проходили с большим успехом. А во Франции в 1907 году некоторые произведения Скрябина исполнили в цикле «Русских сезонов» Сергея Дягилева . В это же время композитор завершил «Поэму экстаза».

В 1909 году Александр Скрябин вернулся в Россию, где к нему пришла настоящая слава. Его произведения играли на лучших площадках Москвы и Санкт-Петербурга, сам композитор отправился в концертное турне по волжским городам. Одновременно он продолжал свои музыкальные поиски, все дальше уходя от традиций. Он мечтал создать творение, которое объединило бы все виды искусства, и начал писать симфонию «Мистерия», которую задумал еще в начале 1900-х.

В 1911 году Скрябин написал одно из самых знаменитых своих произведений - симфоническую поэму «Прометей». Композитор обладал цветным слухом, дающим ощущение цвета во время исполнения музыки. Он решил воплотить свое визуальное восприятие в поэме.

У меня в «Прометее» будет свет. Я хочу, чтобы были симфонии огней. Вся зала будет в переменных светах. Вот тут они разгораются, это огненные языки, видите как тут и в музыке огни. Ведь каждому звуку соответствует цвет. Вернее, не звуку, а тональности.

Композитор сконструировал цветовой круг и использовал его при исполнении поэмы, а партию света в партитуре прописал отдельной строкой - «Luce». В то время технически осуществить свето-цвето-симфонию было невозможно, поэтому премьера прошла без световой партии. Для постановки поэмы потребовалось девять репетиций вместо обычных трех. По воспоминаниям современников, знаменитый «прометеев аккорд» прозвучал как голос хаоса, рождающегося из недр. Все были в восторге от этого начала. Сергей Рахманинов спрашивал: «Как это у тебя так звучит? Ведь совсем просто оркестровано». На что Скрябин отвечал: «Да ты на самую гармонию-то клади что-нибудь. Гармония звучит» . «Прометей» стал первым наброском «Мистерии», в котором использовался синтез искусств.

Скрябина все более захватывала идея будущей «Мистерии». Ее контуры композитор выстраивал более 10 лет. Мистерию оркестра, света, аромата, красок, движущейся архитектуры, стихов и хора в 7000 голосов он планировал представить в храме на берегу Ганга. По задумке Скрябина, произведение должно было объединить все человечество, подарить людям чувство великого братства и начать отсчет времени для обновленного мира.

Поставить «Мистерию» композитору так и не удалось. Скрябину приходилось давать концерты, чтобы зарабатывать на жизнь. Он объехал многие города России, не раз выступал за границей. В начале Первой мировой войны Скрябин давал благотворительные концерты в помощь Красному Кресту и семьям, пострадавшим от войны.

В 1915 году Александр Скрябин умер в Москве. Похоронили композитора на кладбище Новодевичьего монастыря.

Скрябин Александр Николаевич (1872–1915) - русский пианист и композитор. Родился 25 декабря 1871 (6 января) 1872 в Москве.

Окончив Московскую консерваторию (где занимался, в частности, у А.С.Аренского и С.И.Танеева), Скрябин начал давать концерты и преподавать, однако вскоре сосредоточился на композиторской деятельности. Основные достижения Скрябина связаны с инструментальными жанрами (фортепианными и оркестровыми; в некоторых случаях – Третья симфония и Прометей – в партитуры вводится партия хора).

Зависть - признание себя побежденным.

Скрябин Александр Николаевич

Мистическая философия Скрябина нашла отражение в его музыкальном языке, особенно в новаторской гармонии, далеко выходящей за границы традиционной тональности. Партитура его симфонической Поэмы огня (Прометей, 1909–1910) включает световую клавиатуру (Luce): лучи прожекторов разных цветов должны сменяться на экране синхронно со сменами тем, тональностей, аккордов.

Последним произведением Скрябина стало т.н. Предварительное действо для солистов, хора и оркестра – мистерия, которая, по замыслу автора, должна была объединить человечество (осталась незавершенной).

Неотъемлемым качеством научного работника является трудолюбие. Эксперимент требует подчас многократной проверки, что связано обычно с огромным напряжением. "Без труда нет истинно великого",- сказал Гёте - и был совершенно прав.

Скрябин Александр Николаевич

Музыкальное дарование, проявившееся у Скрябина очень рано, он унаследовал от матери, которая была талантливой пианисткой. Ее одаренность отмечали братья Антон и Николай Рубинштейны, Бородин, а также Чайковский. Окончив Петербургскую консерваторию, Любовь Петровна Скрябина, урожденная Щетинина, успешно концертировала в разных городах уже под фамилией мужа (в 1870 году дочь живописца фарфорового завода вышла замуж за студента Московского университета Николая Александровича Скрябина).

Отец Скрябина после окончания юридического факультета университета поступил в Петербургский институт восточных языков. Закончив его он, будучи причислен к Министерству иностранных дел, находился на дипломатической службе в Турции и других восточных странах, лишь изредка приезжая в Россию.

Любовь Петровна умерла от туберкулеза в 1873 году, и Александра воспитывать сестра отца.

Оптимист вовсе не тот, кто никогда не страдал, а тот, кто пережил отчаяние и победил его.

Скрябин Александр Николаевич

С 1882 г. Саша стал брать уроки фортепианной игры у Г. Конюса, ученика Московской консерватории, который впоследствии стал видным теоретиком. Осенью этого же года Скрябин блестяще выдержал экзамен и поступил во 2-й Московский кадетский корпус, утвердив за собой звание первого ученика. В юном возрасте он уже принимает участие в открытом концерте в зале кадетского корпуса, где устраивались музыкально-литературные вечера. Исполняя гавот Баха, пианист несколько сбился, но не растерялся и продолжил игру, импровизируя в стиле немецкого гения. Подобное самообладание и исполнительская воля будут присущи музыканту и в зрелые годы.

В 1885 г. он начинает брать уроки фортепиано у выдающегося педагога Н. Зверева, композиции - у С. Танеева.

В 1888 г. Скрябин поступил в Московскую консерваторию. В консерватории начались регулярные концертные выступления Скрябина. Любимым его композитором был Шопен, играл он также Листа, Бетховена, Шумана. Стремление совершенствоваться в исполнительском мастерстве привело к первой серьезной трагедии, наложившей отпечаток на всю жизнь Скрябина. Не посоветовавшись с учителем, он переусердствовал в самостоятельных упражнениях и «переиграл» руку. С большим трудом с помощью врачей удалось восстановить ее способности, но прежняя виртуозность, конечно, была утрачена. Этот срыв повлиял на психику композитора.

Сатана – Это дрожжи вселенной.

Скрябин Александр Николаевич

В 1892 г. Скрябин окончил консерваторию по классу фортепиано, но композиторского диплома не получил, так как его отношения с профессором А. Аренским, который тогда вел класс свободного сочинения, не сложились. Поэтому в истории Московской консерватории он остался обладателем Малой золотой медали. К этому времени молодой музыкант был уже автором многих сочинений в разных жанрах. Но все же его тяготение к фортепианной и симфонической музыке определяется достаточно ярко. Стилистику ранних произведений Скрябина можно отнести к опытам позднего романтизма, наследующего традициям Шопена. Однако уже в «постшопеновских» прелюдиях и этюдах прослушиваются элементы гармонического языка гениального новатора.

1894 г. знаменует важную встречу в жизни Скрябина. Он знакомится с известным меценатом М. П. Беляевым, сразу же безоговорочно поверившим в талант молодого композитора, который к тому же покорил его своей безупречной воспитанностью и изысканной манерой общения. С этого момента сочинения Скрябина начинают публиковаться, а его симфонические творения - звучать в программах Русских симфонических концертов.

С 1896 г. известность Скрябина как композитора становится повсеместной. Происходят изменения и в личной жизни. Александр Николаевич женился на Вере Ивановне Исакович, талантливой пианистке, с золотой медалью окончившей Московскую консерваторию в 1897 г. В заграничной поездке 1897/98 г. она выступала вместе с мужем в концертных программах, играя его произведения.

Ученый во всем должен быть абсолютно честен. Малейшее отклонение от этого качества является, на мой взгляд, тягчайшим преступлением.

Скрябин Александр Николаевич

В возрасте двадцати шести лет Скрябин получил предложение занять место профессора фортепианного класса Московской консерватории. Это предложение композитор принял и проявил себя как способный педагог. Помимо консерватории он преподавал игру на фортепиано в Екатерининском институте. Многие из его учениц затем поступали к нему в консерваторский класс.

Но более всего Скрябин был сосредоточен на сочинении. 1900 г. и почти весь следующий прошел под знаком Первой симфонии - монументального шестичастного произведения, в финале которого должен был звучать хор. Текст финала написал сам композитор. Основная мысль заключалась в прославлении искусства, его объединяющей миротворческой роли. Из Первой симфонии произрастают главные темы зрелого и позднего периода творчества, тянутся нити к грандиозному замыслу «Мистерии» - музыкально-религиозного действа, которому так и не удалось осуществиться. За Первой симфонией последовала и Вторая.

Партитуру Третьей симфонии - «Божественной поэмы» - Скрябин закончил в 1904 г.
Потрясает масштабность звучания симфонии: композитор использовал четверной состав оркестра. В симфонии в полной мере раскрылось мастерство Скрябина-драматурга. Трехчастное произведение демонстрирует четкую программу, объединенную общим замыслом. Первая часть носит название «Борьба» («Борения»), вторая - «Наслаждения», третья - «Божественная игра».

Важнейшее влияние на формирование Скрябина оказали представители русского религиозно-философского ренессанса, в особенности В. Соловьев и Вяч. Иванов. Символизм, с его центральной идеей теургии, или жизнетворчества, окрашенный в мистические, даже апокалиптические тона, встретил горячий отклик со стороны утонченного, стремившегося уйти от всякой обыденности художника. Участвуя в кружке русского философа Сергея Николаевича Трубецкого, друга В. Соловьева и последователя его учения, композитор одновременно увлеченно знакомился с трудами Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля, изучал материалы философского конгресса в Женеве. Кроме того, его интересовали восточные религиозные учения и современная теософская литература, в частности «Тайная доктрина» Е. П. Блаватской.

Его обширные познания, представляя особый род философской эклектики, где самым важным оказывался опыт синтеза различных учений и мировоззренческих позиций, давали композитору повод размышлять о своей избранности, представлять себя центром и источником «нового учения», могущего преобразить мир, вывести его на новый виток развития. Скрябин считал, что художник, как микрокосм, может оказывать влияние на макрокосм государства и даже всего мироздания.

С 1904 г. Скрябин выезжает за границу. До 1910 г. он живет и гастролирует за рубежом, иногда возвращаясь в Россию. В его судьбе происходит серьезнейший поворот. Композитор увлекся Татьяной Федоровной Шлецер. Александр Николаевич страшно мучился возникшим положением, чувствуя, что совершает что-то «ужасное». Вера Ивановна вынуждена была вместе с детьми уехать в Москву, где возобновила концертную деятельность и начала преподавать в консерватории. Согласия на развод, впрочем, она так и не дала и сохранила за собой фамилию мужа. Татьяне Федоровне, таким образом, пришлось смириться с ролью незаконной жены композитора.

В октябре 1905 г. родилась первая дочь от второго брака. Скрябин пребывал в весьма неспокойном состоянии. Татьяна Федоровна внушала мужу мысль о том, что за публикацию своих произведений в издательстве Беляева он должен получать гораздо большие гонорары. Скрябин спровоцировал разрыв с издательством, окончательно произошедший в 1908 г. Попытки поместить рукописи в другие издательства успеха не имели, и композитор вынужден был вернуться к исполнительской деятельности. Он дал авторские концерты в Женеве, Брюсселе, Льеже, Амстердаме.

Его консерваторский товарищ М. И. Альтшулер предложил Скрябину выступить в концертах созданного им в США Русского симфонического оркестра. По возвращении из Америки он поселился с семьей в Париже, где имел возможность встретиться с русскими музыкантами: Римским-Корсаковым, Глазуновым, Рахманиновым, Шаляпиным. Материальные трудности на некоторое время отступили, Александр Николаевич был воодушевлен общением с друзьями.

В 1907 г. была закончена «Поэма экстаза», над которой Скрябин достаточно долго работал. В 1908 г. он получил за это произведение очередную Глинкинскую премию, одиннадцатую по счету. Премьера в России состоялась в следующем году, в концерте петербургского Придворного оркестра. Творческий гений Скрябина достиг своего наивысшего расцвета.

Следующим музыкальным откровением Скрябина стала «Поэма огня» - «Прометей». Здесь, как и в «Поэме экстаза», композитор задействовал огромный состав оркестра, добавив партию фортепиано и большой смешанный хор. «Поэма огня» должна была сопровождаться светоэффектами при помощи световой клавиатуры, когда зал погружался в сияние того или иного цвета. Полной расшифровки партии этой световой клавиатуры не сохранилось.

Ориентиром здесь является таблица «цветослуха», то есть соответствия цветов определенным тональностям. Кроме расширения ассоциативно-зрительного спектра музыкального восприятия, в «Прометее» Скрябин применил новый гармонический язык, не опирающийся на традиционную тональную систему. Но наиболее революционным оказался в трактовке композитора сам образ Прометея. От «Прометея» открывался прямой путь к «Мистерии».

Под знаком размышлений о небывалом музыкальном действе проходит последнее пятилетие творческой жизни Скрябина. Все произведения, написанные после «Прометея», вероятно, следует рассматривать как своеобразные эскизы к «Мистерии».

Вернувшись в Россию, композитор поселяется в Москве, его окружает тесный кружок скрябинистов, который составил потом Скрябинское общество. Фортепианные и оркестровые произведения нового русского гения повсеместно звучат в концертных программах. Очень много работая, Александр Николаевич постоянно чувствует недомогание и переутомление.

В 1914 г. Скрябин посетил Лондон, где был исполнен его «Прометей» и где композитор дал авторский концерт. В Лондоне впервые проявились признаки заболевания, которое стало причиной столь ранней его смерти. Превозмогая боль, причиняемую фурункулом на верхней губе, он блестяще выступил, вызвав рукоплескания сдержанной английской публики. Концерты к тому же должны были принести средства, необходимые для осуществления его главной идеи - постановки «Мистерии». Скрябин мечтал купить в Индии землю для постройки храма, который бы стал реальной «декорацией» его грандиозных творческих замыслов.

2 (15) апреля 1915 г. Скрябин дал последний концерт. Он почувствовал себя плохо. Вновь, как и в Лондоне, началось воспаление на верхней губе. Состояние резко ухудшалось. Не помогло и операционное вмешательство. Поднялась высокая температура, началось общее заражение крови, и 14 (27) апреля утром Александр Николаевич скончался.

Я так счастлив, что если б я мог одну крупицу моего счастья сообщить целому миру, то жизнь показалась бы людям прекрасной.

Композитор, пианист, педагог.

Родился в дворянской семье. Отец — Николай Александрович Скрябин — служил дипломатом в Турции. Мать — Любовь Петровна (урожденная Щетинина) — была незаурядной пианисткой, окончила Петербургскую консерваторию у Т. Лешетицкого (ее дарование высоко ценили А.Г.Рубинштейн, А.П. Бородин, П.И.Чайковский).

В 5-летнем возрасте Скрябин легко воспроизводил на фортепиано услышанную музыку, импровизировал, в 8 лет пытался сочинить оперу «Лиза», подражая классическим образцам. Заметив незаурядное музыкальное дарование юного музыканта, с ним начал заниматься С. И. Танеев (по существу, заложил основы композиторской техники Скрябина). Позднее направил Скрябина к Г. Э. Конюсу для дополнительных занятий по гармонии, который заметил: «Все потребное для музыканта … жило в Скрябине самородочной жизнью, заготовлено было самой природой. Мне оставалось, по большей части, прикреплять теоретические этикетки (названия, термины и т. д.) к тому, что врожденно оказалось им уже усвоенным» (Энгель Ю. А. Н. Скрябин. Биографический очерк. С. 21-22). В 11 лет по семейной традиции поступил во Второй московский кадетский корпус, где в первый же год обучения выступал в концерте как пианист. После домашних занятий под руководством сестры отца Любови Александровны, с 1885 г. начал занятия по фортепиано у Н. С. Зверева. В 1888 г., за год до окончания кадетского корпуса, поступил в Московскую консерваторию по 2 специальностям: «фортепиано» и «свободное сочинение». В 1892 окончил консерваторию с малой золотой медалью по классу В. И. Сафонова, получив на выпускном экзамене оценку «пять с плюсом» (имя Скрябина занесено на мраморную доску выдающихся выпускников Московской консерватории). Занимался также у Танеева (контрапункт строгого стиля) и А. С. Аренского (фуга, свободное сочинение). Отношения с Аренским, однако, не сложились (поставил ученику за переэкзаменовку дисциплин «канон и фуга» отметку «три»). Не укладывался также в консерваторскую программу подготовки композиторов, что еще более раздражало Аренского: «Не умея считаться с индивидуальностью ученика, он не разгадал в Скрябине зреющего великого художника» (Оссовский А. В. Воспоминания. Исследования. С. 327). В итоге Скрябин не получил разрешения сдать экзамен для получения диплома композитора, хотя к моменту поступления в Московской консерватории был автором свыше 70 сочинений, в том числе мазурок ор. 3, прелюдий ор. 11.

После окончания Московской консерватории из-за обострения болезни правой руки, переигранной еще в процессе обучения, пережил тяжелый период в своей жизни, из которого ему помог выйти известный петербургский меценат М. П. Беляев (до конца своих дней был издателем и пропагандистом музыки композитора), отправив Скрябина в турне по Европе. Во 2-м турне, организацией которого занимался также Сафонов, Скрябин выступил с серией концертов, завоевав признание как превосходный композитор и пианист. Играл практически только собственные сочинения, покоряя слушателей романтической утонченностью и одухотворенностью пианистического стиля.

В 1898 г. Сафонов, обойдя ряд формальностей и недовольство некоторых педагогов, пригласил Скрябина преподавать специальное фортепиано в Московской консерватории. По отзывам, был незаурядным педагогом: «Скрябин пригласил меня к себе в класс выслушать его учениц, - писал профессор Венской консерватории П. Кон, — и я с большим удовольствием пробыл 4 часа, убедясь в том, что он солидный педагог и ведет свое дело с большим знанием и любовью. Я почти уверен, что он лучший профессор Московской консерватории» (Цит. по: Скрябин А.Н. Письма. М., 1965. С. 217). Скрябин был одним из первых, кто нарушил традицию обучения молодых пианистов преимущественно на инструктивно-педагогическом материале. В зависимости от технических возможностей, подбирал высокохудожественный репертуар для учеников. По воспоминаниям М. С. Неменовой-Лунц, при этом ставил перед ними «такие жесткие, неумолимые технические требования, что иногда они казались положительно невыполнимыми. В центре его внимания был “звук”, которым сам он владел как маг и волшебник» (Неменова-Лунц М. С. Скрябин — педагог // Советская музыка. 1948. № 5. С. 59). Изобретал специальные технические упражнения, но заботился также о творческом развитии ученика. В классе часто велись беседы, прежде всего о «звании Артиста», которое Скрябин считал очень высоким и ответственным (Там же). За недолгое время работы (до 1904 г.) подготовил таких прекрасных пианистов, как Неменова-Лунц, Е. Бекман-Щербина и др.

Педагогическую деятельность Скрябин совмещал с интенсивным композиторским творчеством. Увлекался сочинениями поэтов-символистов. Посещал философские кружки (особое влияние на Скрябина оказала философия В. С. Соловьёва, был также другом философа С. Н. Трубецкого) и литературные диспуты, что привело к рождению собственной философско-художественной концепции «духа творящего» (Третья симфония «Божественная поэма», 1903-04; «Поэма экстаза», 1905-07; «Прометей», 1911), фортепианные произведения. Позднее, познакомившись с книгой «Тайная доктрина» Е. П. Блаватской, увлекся восточными религиозными учениями и пришел к идее синтеза музыки и других видов искусства, возрождающего жанр древней мистерии.

В 1904-09 жил за границей. Давал концерты в Америке с оркестром под управлением А. Никиша, познакомился с С. А. Кусевицким. В 1909 г. с триумфальным успехом выступил в Москве. В 1910 окончательно вернулся на родину. Последние годы жизни посвятил в основном фортепианным сочинениям. Тогда же сформировал новую систему музыкального мышления, получившую развитие в искусстве ХХ веке (усложнение гармонической вертикали, снимающее необходимость разрешения диссонанса, появление диссонантной тоники, расширение тональности, охватывающей все 12 ступеней, образование новых ладовых структур, возникновение «гармониемелодии» — так называемый прометеев аккорд, в котором гармонический комплекс становится свернутым в вертикаль звукорядом). В 1910 г. молодой С. С. Прокофьев посвятил Скрябину симфоническую поэму «Сны».

Смерть Скрябина произошла из-за внезапно возникшего заражения крови и вызвала большое потрясение в российском обществе.

Его первая жена — В. И. Скрябина (урожденная Исакович). Его вторая жена - Татьяна Федоровна Скрябина (урожденная Шлёцер), племянница П. Ю. Шлёцера; их сын - Юлиан Скрябин (1908-1919), учился в Киевской консерватории по классу композиции Р. М. Глиэра, несмотря на юный возраст, был многообещающим композитором; трагически погиб (утонул).


А.Н. Скрябин. (6.01.1872-14.04.1915)

«Еще раз хочет Бесконечность
Себя в конечном опознать».
А. Скрябин

А.Н. Скрябин — композитор, пророк, исполнитель-пианист, философ, поэт. Его называют великим мистиком среди музыкантов и величайшим музыкантом среди мистиков. Жизнь и творчество Скрябина окутано покровом неизъяснимой тайны.

Александр Николаевич Скрябин родился в Москве 6 января 1872 года. В дате своего рождения (канун Рождества Христова) композитор видел первый мистический знак в своей жизни. Такие знаки будут сопровождать всю его жизнь.

Уже с трёхлетнего возраста Шуринька тянулся к роялю и, когда его сажали на подушку к инструменту, он пальчиком перебирал клавиши, как бы что-то наигрывая. С пяти лет он уже импровизировал на рояле. С детства его творческая одарённость проявляется во многих областях: он рисовал, писал стихи и пьесы, умело мастерил по дереву; и все ему удавалось с поразительной легкостью.

На фото: Н. С. Зверев со своими учениками Сидят (слева направо):

А. Скрябин, Н. Зверев, Н. Черняев, М. Пресман;

Стоят (слева направо): С. Самуэльсон, Л. Максимов,

С. Рахманинов, Ф. Кенеман

С 7 лет Саша сочиняет музыку, много играет на рояле и жалуется, что даже ночью музыка не оставляет его. К 9 годам им написано уже много музыкальных произведений. С 10 лет Скрябин учится в кадетском корпусе, а также систематически, и подолгу занимается музыкой. В 16 лет поступает в Московскую консерваторию, а также постоянно выступает с фортепианными концертами.

Он заканчивает консерваторию с малою золотой медалью. Имя Скрябина высечено золотыми буквами на мраморной доске у входа в малый зал Московской консерватории. В музее Скрябина хранится нотная тетрадь, где составлен список сочинений, написанных им в возрасте с 14-18 лет. Общее количество ранних произведений более 70. Но требовательный автор не все сочинения включал в списки.

После окончания консерватории Скрябин продолжает сочинять музыку и много выступать с концертами. От переутомления он часто испытывает головные боли, нервные срывы. Кроме того, иногда возобновляется заболевание правой руки, которую он переиграл впервые учась еще в консерватории.

С 1896 г. Скрябин выступает с концертами и за рубежом: в Париже, Брюсселе, Берлине, Кельне.

Скрябин хотел бы заниматься только сочинительством и концертной деятельностью, но в 25 лет он уже семейный человек, и семья растет, поэтому он вынужден продолжать педагогическую работу в должности профессора консерватории.

Вера и Александр Скрябины.

В этот период Скрябин знакомится с выдающимся философом Сергеем Николаевичем Трубецким (1862-1905). Под его влиянием Скрябин учит латынь, греческий, английский языки, посещает философские и литературно-художественные общества. У него было утонченное мышление и диалектические способности. Был искусным спорщиком, в спорах был опасным противником, эрудированным и находчивым.

Свои философские размышления Скрябин записывает в дневник. Свои идеалы композитор формулирует точно и определенно. Он служит любимому искусству, цель которого сделать жизнь людей счастливой. Любовь и красота сделает людей счастливыми, но не должно быть духовного бессилия. Жизнь есть продолжение сопротивления. «Я действовать хочу и побеждать» ,— пишет Скрябин в дневнике. Есть там и такая запись: «Я иду сказать людям, чтобы они не ожидали от жизни ничего кроме того, что сами себе могут создать… Иду сказать, что люди сильны и могучи, что горевать не о чем, что утраты нет! Чтобы они не боялись отчаяния, которое одно может породить настоящее торжество. Силен и могуч тот, кто испытал отчаяние и победил его».

А.Н. Скрябин. 1901

Гордым вызовом и могучей волей веет от скрябинских слов, которой он как бы обозначает свою миссию на этой земле, миссию помощи людям в преодолении отчаяний, бед и победы над ними.

Скрябин считал, что человек пребывает в полусне не ведая об истинном облике мира и о своем месте в нем. «Вообще, мы не знаем многих своих скрытых возможностей. Это дремлющие силы и их надо вызывать к жизни» , — пишет композитор.

Религий ласковый обман
Меня уже не усыпляет
И разум мой не усыпляет
Их нежно-блещущий туман.
Рассудок мой, всегда свободный
Мне утверждает: ты один;
Ты раб случайности холодной,
Ты всей вселенной властелин.,
Зачем вручаешь ты богам
Свою судьбу, о жалкий смертный.
Ты можешь и ты должен сам
Победы славную печать
Носить на лике лучезарном

Размышления композитора о роли человека в мироздании, о скрытых в человеке великих возможностях, о роли пережитых страданий в познавании истины — удивительно точно перекликаются с Учением Живой Этики и Тайной Доктриной.

В 1905 году, в Париже, Скрябин знакомится с теософией, читает тайную Доктрину, которая становится его настольной книгой. Он постоянно выписывает журнал «Вестник теософии, а также читает книги А. Безант, становится действительным членом Бельгийской секции Теософского общества. Теперь в беседах он постоянно пользовался теософскими терминами: говорил о Планах Космоса, о семи Коренных расах, Манватарах и т.п., как о чем-то само собой разумеющимся, вполне понятном и неопровержимом. Горячо отстаивал теософские истины, восставая против всяких сомнений.

Скрябин до конца своей жизни не переставал восхищаться Е.П. Блаватской, ее мужеством, широтой и глубиной взглядов. Когда Блаватскую объявляли обманщицей, Скрябин защищая ее говорил, что «всем поистине великим людям пришлось пройти через обвинения в такого рода бесчестьи». В дальнейшем, поближе познакомившись поближе с некоторыми теософами и их произведениями, он понял, что многие из них заблуждаются в понимании Истины, и что «в сущности, у них имеется одна только Блаватская, остальные не очень много стоят» — говорил он.

Важно то, что в книгах по теософии Скрябин нашел подтверждение и, объяснение многих своих ощущений, видений, догадок. Он убеждается, что прозреваемые им картины прошлого имели реальное существование. Он убеждается, что человек как единица индивидуального сознания является составной частью Единого сознания всего Космоса. Скрябин говорит: «С одной стороны мир дан мне как мое единое сознание, из сферы которого я не могу выйти. С другой, для меня очевидно, что мое индивидуальное сознание не исчерпывает бытия».

В какой-то момент своей композиторской эволюции Скрябин осознает, что ему удалось прикоснуться к великой тайне искусства. Он понял, что музыка — это магическая действенная энергия, которая может изменить сознание человека, а следовательно, и весь материальный мир.

Он считал, что освободить сознание от покрова иллюзии может только музыка. « Музыкой, — пишет Скрябин,— можно вызвать и гипноз, и транс, и экстаз. Музыка есть звуковое заклинание. В гармониях скрыта огромная магическая сила».

Многие говорили о гипнотическом эффекте его сольных выступлений, когда у слушателей возникали слуховые и зрительные галлюцинации. Музыка в исполнении Скрябина обрела значение магического акта, священнодействия. К. Бальмонт вспоминает о необычных ощущениях во время скрябинского концерта: «Он был маленький, хрупкий, этот звенящий эльф… В этом была какая-то светлая жуть. И когда он начинал играть из него как будто выделялся свет, его окружал воздух колдовства, а на побледневшем лице все огромнее и огромнее становились его расширенные глаза. Чудилось, что не человек это, хотя бы и гениальный, а лесной дух, очутившемся в странном для него человеческом зале, где ему, движущемуся в ином окружении и по иным законам, и неловко и неуютно… Можно ли рассказать музыку и узнают ли, как играл тот, кто играл несравненно?.. Ему…хотелось музыкой обнять весь мир».

Сперва играли лунным светом феи,
Мужской диез и женское бемоль.
Изображали поцелуй и боль.
Журчали справа малые затеи,

Прорвались слева звуки-чародеи,
Запела воля вскликом слитых воль.

И светлый эльф, созвучностей король,
Ваял из звуков тонкие камеи.

Завихрил лики в токе звуковом.
Они светились золотом и сталью,
Сменяли радость крайнею печалью,

И шли толпы. И был певучим гром,
И человеку бог был двойником —
Так Скрябина я видел за роялью.
6.05. 1925. К. Бальмонт

На концертах гениального композитора-пианиста реальность неуловимо изменяется, приоткрывая другие свои лики — величественные, грозные, обольстительные; звуковые видения, пульсация. Непомерная, неизбывная тоска по чему-то неземному, недосягаемому, Высшему.

Биограф Скрябина Сабанеев писал о композиторе: «Он был не от мира сего и как человек, и как музыкант. Только моментами прозревал он свою оторванность, и когда прозревал, не хотел в нее верить».

Скрябин-композитор начинал как последователь Ф. Шопена, Ф. Листа и Вагнера, но еще в 18-летнем возрасте он описал черты своего зрелого стиля, синтезирующего гармонию и мелодию, к которому он придет через два десятилетия.

Музыковед Эйбрахам пишет: «Трудно поверить, что всего за 13 лет композитор может пройти путь от изящного, элегантного, вполне шопеновского концерта до произведения, которое в его время считалось образцом крайнего авангардизма. Здесь музыковед имеет ввиду величайшее творение Скрябина «Прометей». Но до «Прометея» композитор пишет симфонию «Божественная поэма», которая принадлежит к числу высших достижений русской музыкальной классики.

Татьяна Федоровна Шлёцер

В эти годы у композитора очень сложна полоса в личной жизни. С 1903г. по 1905г. знакомство с Т.Ф. Шлёцер, увлечение ею, разрыв с первой женой, потеря старшей дочери, потеря Трубецкого, вторая женитьба. Несмотря на сложные семейные ситуации и трагические потери, Скрябин заканчивает еще одно гениальное произведение — «Поэму экстаза»,— гимн всепобеждающей мощи человеческого духа.

Экстаз в поэме Скрябина, это высшее напряжение человеческих сил, единый духовный порыв способный возродить духовное начало, ту силу, которая возносит человека на ступени очищения души и расширения горизонтов сознания. Скрябин писал: «То, что в твоем сознании — не в себе ты почерпнул его…Ты, познание, первый луч света моего познания, осветивший дотоле слепое блуждание (порывы) и тем создавший его».

Свое состояние в момент творчества Скрябин определяет как полет в состоянии экстаза. Он делил свое сознание на земное (т.е. низшее “я”) и Сознание Наблюдателя (т.е. Высшее Я, Дух) . И процессе творчества происходило взаимодействие вибраций низшего “я” и Высшего, что вызывало состояние мистического озарения и экстаза. Н.А. Бердяев говорил о Скрябине: «Я не знаю в новейшем искусстве никого, в ком был бы такой исступленный творческий порыв…»

В Агни Йоге, Высокий Путь сказано: «В творческом экстазе могут находиться устремленные духи».(кн.2, с.219).

В 1910 рождается монументальная симфония «Прометей. Поэма Огня». В поэме принципы космогенезиса получили яркое художественное воплощение Тайной Доктрины. Композитор подчеркивал, что эта симфония н6е имеет непосредственной связи с мифом о Прометее. Скрябин воспел величественный гимн человеку, осознавшему, что свою судьбы он держит в собственных руках.

В поэме дан и символический образ Огня, как Света, как Солнца, как очистительной силы. Поэт Бальмонт назвал Скрябина «Духом Прометея». В поэме отражен конфликт космического масштаба, стрежнем которого является идея активности человеческого разума, идея созидающей и преобразующей воли.

В соответствии с объемностью и многоплановостью сочинения композитор избирает необычный состав исполнителей:

Большой симфонический оркестр,

Фортепиано,

Цветовая клавиатура, сопровождающая музыку сменой цветовых волн, освещающих зал.

Введение партии от света должно было усилить впечатление от музыки. Техника в это время была не совершенна. Она не давала должного эффекта мощных волн и столпов света, о которых мечтал композитор. Удивительна интуиция Скрябина, который предугадал эффекты и выразительные средства синтетических лазерных устройств в будущем. Кроме зрительного впечатления цвето- свет был для композитора частью самой музыки, т.к. он видел музыку в цвете: «Звуки светятся цветами».

А. Скрябин. "Божественная поэма" (Дирижер А. Фельдман)

Известно, что всякий звук производит соответствующую вспышку света, которая принимает определенный цвет. В музыкальной октаве семь основных звуков, столько же цветов в спектре солнечного света. Аристотель в трактате о душе писал: «Цвета по приятности их гармонии могут относится между собой подобно музыкальным созвучиям и быть взаимно пропорциональными».

Е.И. Рерих пишет: «Звук есть лишь реакция света. Звук обращается в свет и звук становится звучащим. Углубленное познание света уявит его звучание…». Отражая музыку в световых эффектах, Скрябин пытался погрузить слушателей в восприятие тонких невидимых миров, пытался создать видимое для слушателей музыкальное звучание своих произведений. Финал поэмы «Прометей»— светоносное мажорное звучание, которое символизирует творческое слияние человека со Вселенной.

«Вселенная есть единство связь сосуществующих в ней процессов» , — писал Скрябин.

«В этом взлете, в этом взрыве,
В этом молнийном порыве,
В огневом его дыханьи
Вся поэма Мирозданья»
, — утверждал композитор-философ-поэт.

Начиная с 1905г.. в воображении композитора постепенно рождается замысел грандиозного синтетического произведения искусства— Мистерии, которая должна была ускорить пробуждение спящих в человеке божественных энергий. Композитор принимает решение “форсировать события”, ускорив таким образом эволюцию. Человечества, что и должно было произойти в процессе свершения Мистерии. Мистерией он назвал главную цель бытия всей земной цивилизации. Скрябин своим грандиозным действом должен был дать только первый импульс к включению фантастических причинно-следственных цепей.

«Я обречен совершить Мистерию», — утверждал композитор, намекая иногда, что идея Мистерии была “открыта” ему чем-то (или кем-то) внешним. От подробных объяснений он всегда уклонялся.

Мечта о Мистерии возникла у Скрябина, когда он открыл свойство музыки изменять ход времени. Когда композитор заканчивал работу над новым музыкальным произведением, он испытывал состояние близкое к мистическому экстазу. Рождение нового звукового мира приводило Скрябина в такое психодуховное состояние, когда он как бы проникал в иной (тонкий) мир, с другой пространственно-временной структурой.

В миг художественного озарения, Скрябин, как и В. А. Моцарт, был способен увидеть достаточно протяженное произведение(например пятую сонату целиком, как бы «свернутым во времени». Скрябинская философия времени возникала из сверхсознательного ощущения параллельного реального существования музыки на своем тонком уровне.

Композитор пишет, что музыкальное произведение приходит из будущего, где оно существует в целостном виде. И это вполне согласуется с философией Тайной Доктрины, которая говорит, что все настоящее, прошлое и будущее всегда существует в едином мировом Сознании — Сознании Абсолюта или Бога.

В момент творческого экстаза, тождественного вневременности, сознание композитора способно было войти в поток Единого Мирового Сознания, и новые звуковые меры «входили» в сознание Скрябина из врат Будущего. В стихах он описывает это так:

Из тьмы грядущего мгновенья
Созвучий новых слышен строй.
Он весь игрою упоение
Своей божественной игрой.

И так как композитор способен был проникнуть в мир будущего, он волне мог ощутит как обратный ход времени, так и его полную остановку, а отсюда и «свернутость во времени» целого музыкального произведения. Играя одну из своих прелюдий (соч.74 №2), он пояснял: «…такое впечатление, точно она длиться целые века, точно она звучит миллионы лет. Вам не кажется, что музыка может заколдовать время, может его вовсе остановить?»

Ощущения сжатия или ускорения времени Скрябин использует как средство проникновения в другие исторические эпохи. Он созерцает отдаленные будущее и прошлое: «Глубины прошлого могут быть измерены только с высоты различающего сознания».

Перед взором Скрябина проносятся десятки миллионов лет космической истории, которую он воспринимает, как историю эволюции Духа, воплощенного теперь в нем. «Конечно, дух его знал…»,— говорится в книге «Высокий Путь»(Часть 1,с.642).

Каким образом представлялось воплощение Мистерии в действии?

Местом для осуществления Мистерии была выбрана Индия. В небе над Гималаями мистические колокола зазвонят в космическом божественном гимне.

Все населяющие землю народы примут участие в исполнении величественного действа. На берегу зачарованного озера должен быть построен сферический Храм «текучей архитектуры», плавно меняющий форму, с колоннами из подсвеченного фимиама. В Храме совершались бы шествия, танцы, декламация священных текстов в сочетании с магией светозвуков. В сфере Храма, как модели Вселенной должны вращаться планеты, мерцать звезды в едином ритме со светомузыкой.

На зов мистических колоколов все люди пойдут в Индию, чтобы принять участие в величественной симфонии Преображения мира. В грандиозном синтезе сольются звук, цвет, краски, ароматы, мыслеобразы, единый ритм танцев, мерцание звезд.

Семь дней магического действа объяли бы, по мысли Скрябина, миллионы лет комической эволюции, в конце которой объединенная мощь ментальной энергии всех людей — участников Мистерии— должна была пробить физическое поле, плотные миры, вырвать сознание человечества из тенет иллюзии и перенести его в Высшие миры. Движимое порывом единого экстаза человечество взметнулось бы «в небо» сияющим вихрем, неуничтожимой, бессмертной сияющей энергии.

Родимся в вихрь!
Проснёмся в небо!
Смешаем чувства в волне единой!
И в блеске роскошном
Расцвета последнего,
Являясь друг другу
В красе обнаженной сверкающих душ,
Исчезнем…
Растаем…

Храм Мистерий явился бы туннелем для перехода в Высший, Божественный мир. И снова композитор-пророк как бы прозрел создание Учителями в 1898 году «Храма Человечества», который мог бы стать своеобразным туннелем, единым входом, через который каждый мог бы сделать свой эволюционный шаг, только не в мгновенном вознесении Духа под воздействием мистического действия Мистерии, а в процессе прохождения всех жизненных терний и осознания себя частицей Космоса.

Скрябин говорит о трансформации человека «в сияющий вихрь неуничтожимой мыслящей энергии».

О « лучистом человечестве» будущего говорили и К.Э. Циолковский, и А.Л. Чижевский; о ноосфере — «сфере Разума» писал В.И Вернадский. И великий композитор-пророк —А.Н. Скрябин также прозрел в далекое будущее и отразил его в своем грандиозном музыкальном действе-Мистерии, но, точнее, пока только в черновых записях.

Мистерия Скрябина не была концом космической эволюции, а только прекращением привычного земного существования и началам новой жизни на других планах, с иным уровнем сознания, началом истинного божественного бытия человека.

Преодолеть эоны лет, которые отделяли XX век и конечную цель человечества, композитор предполагал с помощью космических сил открытых им психоаккустических структур.

«Время, — поясняет он,— начнет постепенно ускоряться, ведь оно было замедлено процессом материализации, оно как бы отяжеляло, само материализовалось…А когда уже начнется путь к дематериализации, то первым дематериализуется само время… Ведь у меня в Мистерии будет семь дней, но это не простые дни…как при сотворении мира семь дней означали огромные эпохи, целые жизни рас… Но они будут в то же время и днями. Само время ускорится и в эти дни мы проживем миллиарды лет».

Мистерия создавалась композитором в двух вариантах — музыкальном и литературном. В музыкальном варианте Скрябину, очевидно, удалось раскрыть тайны «звуковой магии»: взаимодействие звукового поля музыки с физическими, а также тонкими полями мироздания. Друзья Скрябина, которым он играл большие звуковые фрагменты грандиозного эскиза Мистерии под названием «Предварительное Действо» переживали ощущения фантастического «звукового сна». Но музыка «Предварительного действа» ушла в небытие вместе со своим создателем, т.к. он не успел ее записать.

Литературная же часть была записана Скрябиным, а после его ухода — издана в альманахе «Русские пропилеи» в 1919 году. Если в поэме «Прометей» композитор воплотил основы Космогенезиса, то в тексте «Предварительного Действа» Мистерии отражена схема эволюции семи Коренных Рас Человечества, т.е. Антропогенезис. Подробный анализ текста «Предварительного Действа», изложенного в пяти тетрадях набросков Скрябина, дает в своих работах исследователь жизни и творчества композитора А.И. Бандура.

Позже, когда профессионалы стали изучать творчество Скрябина, они обнаружили, что композитор создал такие сочетания тональностей, которые и вызывали у слушателей и восторг, и трепет, и полеты Духа! Но самое удивительное, что сочетания тональностей в произведениях Скрябина точно соответствуют сочетаниям тональностей в древнекитайской системе 12 люй конца II тысячелетия до н.э. Об этом соответствии подробно изложено в статье Н. Гавриловой.

Согласно преданиям, система 12 люй оказывала преобразующее воздействие на природу, т.к. через каждый полутон осуществлялся прорыв в систему другого порядка, К такому прорыву, прорыву через эоны лет будущего и стремился Скрябин силой своей музыки. Музыка несет такой мощный поток энергии, что становится одной из форм постижения и преобразования мира. Когда мы слушаем музыку привычное течение времени останавливается, время может повернуть в прошлое или будущее, ускорить или замедлить свое течение, о чем и писал Скрябин.

А.И. Бандура пишет, что «в первых пятидесяти тактах “поэмы огня”… таинственное гудение “ прометеевского аккорда”…“ Великого Дыхания” сменяется семью(!) произведениями “вращающегося” мотива (аналога Лайла-центров)» . Этот аккорд построен композитором согласно пифагорейским представлениям о мире, и он является музыкальным воплощением формулы эволюции.

Но то, что в нашем физическом мире было аккордом сложной структуры, в Тонком мире, возможно, могло произвести эффект ядерного взрыва? В январе 1914 года у Скрябина произошла встреча с Инайят-Ханом— виднейшим представителем суфизма. Мудрецы говорят: «Суфий, это тот, кто хранит свое сердце чистым».

В Москве встретились два музыканта, два композитора, Восток и Запад, и едины во мнении, что музыка открывает сердце для красоты, добра, Любви. Инайят-Хан сказал о Скрябине: «Я нашел в нем не только прекрасного артиста, но также мыслителя и мистика».

Инайят-Хан

Елене Ивановне Рерих Скрябин был близок и дорог за его теософское мировоззрение и любовь в Е.П. Блаватской, за огненные темы его крупнейших музыкальных произведений. Н.К. Рерих очень любил и часто слушал «Поэму экстаза» и «Поэму Огня-Прометей». У Н.К. Рериха есть картина «Экстаз». 15 декабря 1940 года в «Листах Дневника» Н.К. Рерих писал: «Не верилось, когда пришла весть о кончине Скрябина… Прометеев Огонь снова угас. Сколько раз что-то злое, роковое пресекало развернувшиеся крылья. Но «Экстаз» Скрябина сохранится среди самых победных достижений…».

Вера в экстаз, как высшее напряжение человеческих сил, как единый духовный порыв, способна возродить светлое начало, когда человек найдет в себе ту силу, которая «вознесет его на ступени знания и красоты». В это верил Н.К. Рерих, в это верил и Скрябин, говоря:

«Свершаться сроки, загорится век,
Чей луч блестит на быстрине столетий,
И твердо станет вольный Человек
Пред ликом неба на своей планете».

Не была ли безвременная и странная кончина композитора следствием небезопасных экспериментов со временем?

Может быть не случайно смерть настигла Скрябина, когда он был готов занести на нотную бумагу партитуру Мистерии? И музыка Мистерии ушла вместе с автором.

Друг и родственник композитора Б.Ф. Шлёцер писал: «Зимою 1914-1915 года он играл нам отрывки из «Предварительного Действа». Я ощущал будто только часть его существа среди нас, но что его истинная сущность уже приближалась к иной жизни».

Он чувствовал симфониями света.
Он слиться звал в один плавучий храм -
- Прикосновенья, звуки, фимиам
И шествия, где танцы как примета

. . . . . . . . . . . . . .

Проснуться в небе, грезя на земле.
Рассыпав вихри искр в пронзенной мгле,
В горенье жертвы был он неослабен.

И так он вился в пламенном жерле,
Что в смерть проснулся с блеском на челе.
Безумный эльф, зазыв, звенящий Скрябин.

1. К сожалению подобное действие Храма закончилось с уходом из жизни его основательницы Франчиа Ладью, которая была единственной из всех руководителей Храма, имевшей связь с Учителем Илларионом. Подробнее обо всем можно прочесть в статье http://www..htm СЕКТА ХРАМОВНИКОВ ИЛИ «СВЯТОЕ ВОИНСТВО» ИЗ США. (Примечание редакции)

Литература

1. Бандура А.И. Александр Николаевич Скрябин. Вестник теософии, № 1-2, 1994.
2. Бандура А.И . Сказание о Семи Расах. Дельфис, №3(11), 1997.
3. Бандура А.И . Композиторы-пророки. Духовное созерцание, №1-2, 1998.
4. Бэлза И. А.Н. Скрябин. М.: Музыка, 1982.
5. Бальмонт К.Д. Избранное. Стихотворения; Переводы; Статьи. М.: Художест. лит., 1980.
6. Гаврилова Н. «Весь нерв и священное пламя…». Дельфис №3 (11). 1997.
7. Агни Йога. Высокий Путь. Часть 1,2. М.: Сфера, 2001.
8. Учение Храма. Минск.: ИП «Лотаць», 2001.

– русский композитор и пианист начала ХХ столетия, мечтатель-романтик, выражавший свои, порой фантастические, идеи через музыку. Музыка Скрябина очень самобытна, в ней чувствуется нервность, импульсивность и мистицизм. Ему были близки образы, которые связаны с огнём, объединением цвета и звука. Ведь именно он впервые в истории использовал светомузыку.

Родился Александр Николаевич 6 января 1872 года в Москве, в небогатой дворянской семье дипломата. Мать Шуриньки, так она его называла, была талантливой пианисткой, которая закончила Санкт-Петербургскую консерваторию. Но уже через год после рождения сына умерла от чахотки. После смерти жены отец Саши женится во второй раз на итальянской подданной Ольге Фернандес, оставляя маленького Шуриньку на воспитание бабушке в Новгородской губернии и своей сестре Любови Александровне.

Саша Скрябин в детском возрасте

С пяти лет Саша проявляет большой интерес к игре на фортепиано. Но по семейной традиции его отдают во 2-й Московский кадетский корпус. Однако любовь к музыке пересиливает, и, закончив кадетский корпус, он решает полностью посвятить себя музыке.

В 1888 году Скрябин поступает в Московскую консерваторию, где успешно занимается у Сафонова, Танеева, Аренского. В 1892 году, успешно закончив консерваторию, выступает с концертами по городам России. А в 1895-96 гг. гастролирует по странам Европы.

В 1904 году переезжает жить в Швейцарию, но вскоре опять путешествует по Франции, Италии и Америке.

В 1910 году возвращается жить в Москву, не прекращая гастролировать с авторскими концертами по странам Европы, такими как Нидерланды, Великобритания, Франция и Бельгия. В Москве, продолжая свою концертную деятельность, не прекращает сочинять.

Фотография А. Скрябина, подаренная пра-пра-племянником композитора и его тезкой – Александром Скрябиным

В основном композитор пишет фортепианную и симфоническую музыку. Он создаёт свой звуковой мир и свою систему образов. Его музыка – это пафос борьбы и ликование победы, она воспевает мощь человеческого духа. В то же время в ней чувствуется утонченность и романтичность.

Свои последние концерты композитор даёт на протяжении 1915 года. После неудачного выдавливания фурункула в носогубном треугольнике у него возникает карбункул, а затем сепсис, вследствие чего композитор скончался. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Дом, в котором жил композитор со своей семьёй в Москве, с 1922 года и по сей день действует как Государственный мемориальный музей А.Н. Скрябина.

Творчество композитора многообразно: этюды, вальсы, мазурки, сонаты, экспромты, концерты для фортепиано с оркестром индивидуального характера.