Сколько скрипок сделал страдивари. Страдивари, Гварнери и Амати: чем так уникальны скрипки мастеров из Кремоны

Н.А. Римский-Корсаков

Настоящим чародеем музыкальной живописи был Николай Андреевич Римский-Корсаков . И великим сказочником в русской музыке.

Композитор с детства боготворил природу. Он открывал в ней очарование сказки. А когда стал музыкантом, выразил свою любовь в звуках. В его музыке зазвучала даже радуга, нарисованная звуками оркестра в опере «Млада»:

Один конец в леса вонзила»
Другим за облака ушла -
Она полнеба обхватила
И в высоте изнемогла.

Ф. Тютчев

В музыкальных картинках Римский-Корсаков воспроизводил трепет и пробуждение весны, роскошь красок осени, картины южного лета и таинственные пейзажи русской зимы. Но особенно по душе ему было море. Он любовался им не только с берега. Еще юношей, учась в Морском корпусе, он бывал в походах на Балтике. А молодым морским офицером три года провел в плавании по Атлантике и Средиземноморью. Испытал все повадки океана и впитал в себя его красоту.

Море оживет в его симфонических поэмах «Садко» и «Антар», в сюите «Шехеразада», в оркестровых картинах сказочных и былинных опер. Его море, по образному определению Асафьева, величаво плещет, взметываясь раскидистыми волнами, а через мгновение спокойно дышит, нежно и ласково колышется, как бы баюкая себя своим собственным ровным дыханием. А потом снова порыв, снова налет ветра: бурно пенясь, в яростном приливе взметываются волны, и выходят на берег тридцать три богатыря, во главе с дядькой Черномором.

Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
«Сказка о царе Салтане» А. Пушкина.


Римский-Корсаков написал на ее основе свою, музыкальную, сказку - оперу о Салтане, его сыне царевиче Гвидоне и Царевне-Лебеди. В опере сказочно все - и сюжет, и вокальные партии, и симфонические картины. Вот где музыка поистине живописна. Или симфонические картины «Море и звезды» и «Три чуда». Слушаешь их и представляешь себе полотна Виктора Васнецова, Михаила Врубеля или рисунки Ивана Билибина. Музыкальному вступлению ко второму акту «Море и звезды» композитор предпослал эпиграф из сказки Пушкина:

В синем море звезды блещут,
В синем море волны хлещут;
Туча по небу идет,

Словно горькая вдовица,
Плачет, бьется в ней царица;
И растет ребенок там
Не по дням, а по часам.

Эти строчки целиком воспроизведены в музыке. И последовательность музыкальных картин та же. Слушая «Море и звезды», будто видишь каждую деталь» нарисованную поэтом в стихах. Звучит фанфарный призыв, приглашая слушателем удвоить свое внимание. Фанфары начинают все картины
оперы. И возникает в оркестре широкая, величественная тема мерно колышущегося океана. Эта
тема точно «прокалывается» короткими аккордами челесты, и в холодноватых, «небесных» (челеста по-русски - «небесная») звуках мы слышим, нет, видим, как зажигаются звезды. Неожиданно тревожно загудели литавры, мрачно забасили фаготы и тромбоны. Идет по небу туча. Возникает новая тема в оркестре - тяжелая, неуклюжая. Она звучит на пульсирующем фоне скрипок. Так и чудится, что по волнам перекатывается тяжеленный предмет. Да это же бочка! Огромная дубовая бочка! А в ней плачет,
бьется царица: всхлипывают флейты и кларнеты, вскрикивают скрипки и гобои. А как же царевич?

«И растет ребенок там

не по дням, а по часам».

Неужели и это рисует музыка? Да. Светлая мелодия - тема Гвидона, зародившаяся в прозрачном звучании кларнета, переходит к валторнам, звучащим более низко, мужественно. Словно ломается голос подростка, который превращается в юношу. Постепенно напряжение в оркестре спадает. Грозный рокот стихий сменяется ласковым журчанием скрипок и деревянных духовых инструментов. Наши герои спасены. Занавес поднимается, и мы видим, как из разбитой бочки на берег неизвестного острова выходит Гвидон со своей матерью царицей Милитрисой.

Столь же живописны «Три чуда». Эта музыкальная картина предваряет последнее действие оперы «Сказка о царе Салтане». Ее содержание раскрывает большой стихотворный эпиграф, в котором описываются чудеса сказочного города Леденца, где княжит царевич Гвидон.

Тут и белочка, что грызет золотые орешки и с присвисточкой поет: «Во саду ли, в огороде», и тридцать три богатыря «в чешуе, как жар горя», и несказанной красоты Царевна-Лебедь. И все эти три чуда оживают в чудесной музыке Н. Римского-Корсакова.

Грациозно-игривая белочка - звонкие, щелкающие звуки ксилофона, челесты, флейт и гобоев. Не забыта и «присвисточка» белочки - флейта-пикколо (маленькая флейта). И ее песенка звучит, знакомый народный мотив «Во саду ли…» Увесисто шагают под мужественный марш богатыри, выходящие из бурлящего моря, чтобы охранять столицу. Сказочно-загадочная тема Царевны-Лебеди, невесты юного Гвидона, покожа перезвон колокольчиков. И в конце симфонического антракта «Три чуда» в ослепительных и мощных звуках всего оркестра проходят перед нашим воображением картины
чудо-города Леденца.

Почти в каждом сочинении Римского-Корсакова, будь то опера или симфония, романс иди обработка народной песни, и всюду мы найдем картины, нарисованные звуками, музыкальную живопись. Взять хотя бы полет на черте кузнеца Вакулы в опере «Ночь перед рождеством». Музыка точно воспроизводит картину из повести Гоголя: «Все было светло в вышине. Воздух в легком серебряном тумане был прозрачен. Все было видно; и даже можно было заметить, как вихрем пронесся мимо их, сидя в горшке, колдун; как звезды, собравшись в кучу, играли в жмурки; как клубился в стороне облаком целый рои
духов». В музыке вы услышите и «увидите» все подробности этой фантастической картины.
Поистине музыкальным кудесником был Николай Андреевич Римский-Корсаков.

Н. А. Римский- Корсаков «Композитор- сказочник» Проект выполнили обучающиеся 7А класса: Чупракова Юлия, Крапивина Екатерина, Шелоухова Анна, Соколова Анастасия. Руководитель проекта: Лебедева Маргарита Борисовна год Средняя общеобразовательная школа 29 г. Костром ы




Задачи проекта: развивать интеллектуальные и коммуникативные способности обучающихся; обучать навыкам организации проектной деятельности; воспитывать чувство гордости за отечественную музыку; развивать целеустремленность и системность в деятельности; создать условия для самоутверждения обучающихся


Вопросы проекта: Собрать и изучить материал о выдающемся русском композиторе. Исследовать творчество композитора Н.А. Римского- Корсакова и выяснить какие сказочные сюжеты стали основой его музыкальных произведений. Выяснить какими средствами музыкальной выразительности композитор создаёт своих сказочных героев(На примере оперы «Сказка о царе Салтане») Почему Н.А. Римского-Корсакова называют «композитором- сказочником»? Интересна ли музыка Н.А. Римского-Корсакова современным детям? Чем?






















Оперы « Псковитянка » « Майская ночь » « Снегурочка » « Млада » « Ночь перед Рождеством » « Садко » « Моцарт и Сальери » « Боярыня Вера Шелога » (пролог к Псковитянке) « Царская невеста » « Сказка о царе Салтане » « Сервилия » « Кощей Бессмертный » « Пан воевода » « Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии » « Золотой петушок »


















В симфоническом вступлении сменяют друг друга, разделяемые праздничными фанфарами, колокольная тема города Леденца, изящно оркестрованная мелодия народной песни «Во саду ли, в огороде», мужественный марш, характеризующий морских витязей, и обаятельные напевы царевны Лебеди; все они сплетаются в феерически сверкающий звуковой узор. Музыка вступления наполнена энергией, светом и безудержным ликованием, господствующими в последней картине оперы.
Вывод Среди композиторов «Могучей кучки» Римский-Корсаков занимает особое место. С его творчеством пышным цветом расцвела в русской музыке сказка. Сказка и песни всегда были душой народа. Именно в сказке народ высказывал светлые мечты о лучшей доле, о торжестве правды и победе добра над злом, насилием и несправедливостью. Вся жизнь Римского-Корсакого – это беззаветное служение искусству, верность своим идеалам.



Великий музыкальный сказочник

«Чудо чудное, диво дивное» – эти слова одного из оперных героев, как нельзя лучше характеризуют удивительного человека, композитора, доброго ВОЛШЕБНИКА –Николая Александровича Римского-Корсакова, которому в этом году исполняется 180 лет.

Великий музыкальный сказочник

«Чудо чудное, диво дивное» – эти слова одного из оперных героев, как нельзя лучше характеризуют удивительного человека, композитора, доброго ВОЛШЕБНИКА –Николая Александровича Римского-Корсакова, которому в этом году исполняется 180 лет.

Образы сказки сопутствуют человеку с самого раннего детства, с первых колыбельных и баек.Её эмоциональное воздействие на всю жизнь закладывает в душе ребёнка первое понятие о правде и кривде, о Добрых молодцах и Прекрасных девицах, о том, что добро всегда побеждает зло. Сказка сочетает в себе обычную жизнь и чудо. Добрыми волшебниками становятся звери, птицы, деревья, любые предметы обихода и, конечно же, фантастические существа – все они помогают героям пройти через различные испытания, победить зло и достичь желаемой цели. Рядом со сказкой живут былины, легенды, сказания, обряды, песни – весь многообразный и прекрасный, нереальный и такой близкий нам мир, который стимулирует наше воображение, позволяет стать соучастником этих действий, а значит своего рода сотворцом их, а возможно и творцом новых до этого неслыханных произведений.

Так произошло и становление будущего композитора, который родился в обычной дворянской семье, но рос необычным, впечатлительным, чутким и мечтательным ребёнком. Всё вокруг поражало его воображение: и природа, с её бескрайними полями и лугами, реками и озёрами; и следы старинной новгородской архитектуры, «остатки древностей в виде многочисленных стенных башен, церковных строений, следы архаической росписи стен, тёмные лики икон, блеск драгоценностей, традиционное истовое монастырское пение, крёстные ходы, колокольные звоны, множество поэтических историй реальности и творческого вымысла» и, конечно же, песни, игры, обряды, которые «обязательно соблюдались многими патриархальными семействами и их дворовыми людьми»; и рассказы о морских путешествиях старшего брата, офицера военного флота – всё это накладывало свой отпечаток на романтически настроенного юношу, впитывалось, запечатлевалось на годы в глубинах души, для того, чтобы потом вылиться в звуках его произведений.

Ещё не зная своего истинного предназначения, Римский-Корсаков постоянно совершенствуется в различных областях знания, философии, искусства, посещает лекции, концерты, выставки, знакомится с выдающимися людьми своего времени. И понимает, что всё больше времени и сил он уделяет занятиям музыкой, к коей ещё с раннего детства у него было влечение, «расположенность и желание». После окончания Петербургского Морского корпуса Римский-Корсаков даже совершает кругосветное путешествие в качестве военного офицера, но после знакомства с музыкантами Новой русской школы – «Могучая кучка», он уже ощущает мощную потребность не просто заниматься музыкой, а необходимость посвятить всю свою жизнь ЕЙ – МУЗЫКЕ. «Есть нечто большее, чем я могу послужить Родине». И это «большее» его творчество.

Из жизнеописания композитора «Летопись моей жизни» мы узнаём, что после того, как юный композитор попробовал себя уже в нескольких жанрах и стал известен публике, им было составлено два сборника русских народных песен, после чего он окончательно утвердился на желании писать музыку, используя русский фольклор. Как многие «кучкисты», он обращался к историческим темам, но склад дарования композитора искал новых путей, вырабатывая только своё, только ему присущее понимание истории и культуры. В своём желании он был не одинок. Многие деятели искусства 19 века внимательно и пристально вглядывались в народное творчество, искали и находили в нём мудрость и красоту. Так появляются на свет баллады В.А.Жуковского, сказки и поэмы А.С.Пушкина, картины В.М.Васнецова, М.А.Врубеля, Н.К.Рериха, музыка М.И. Глинки, А.П. Бородина и Н.А. Римского-Корсакова. И вот тут-то и возникает в его творчестве тема СКАЗКИ – это как бы отголосок внутреннего, такого чистого и справедливого духовного мира человека. Две стороны его человеческой жизни: одна обычная, полная забот, радостей, яркой красочности и драматизма, другая – это мир одухотворённой природы, мир идеального, сказочного, зыбкого, потустороннего, но тоже существующего начала. И обе эти стороны жизни находятся рядом неразлучно с человеком, только, повзрослев, человек не желает замечать ни природу, ни сказку, обедняя свою духовную сущность, низводя её до уровня материальных потребностей. И какое счастье, что есть люди, которые остаются верны идеалам юности! Римский-Корсаков один из них – сказочник, музыкальный волшебник, чародей, чьи звуки внесли в нашу жизнь незабываемые моменты счастья соприкосновения с ЧУДОМ.

Сказки, былины, сказания, предания – вот то, к чему его всегда влекло. В них (в сказках) одушевлялось, «очеловечевалось» не только пространство, но и время. Весна-Красна приходит вслед за Морозом-Зимою, но и она в свой срок уступит дорогу Лету. Из года в год совершается этот круговорот в природе, над которым царствует Ярило-Солнце, источник жизни, тепла и света. Всякий труд и отдых наших далёких предков был наполнен радостью бытия, сопричастностью друг другу и природе. «Картины древнего языческого времени и дух его, представлялись мне… с большой ясностью и манили прелестью старины». Знаменитая опера «Снегурочка», написанная по пьесе А.Н.Островского, является, как бы целостной картиной жизни и быта языческой Руси, где человек сосуществует рядом с другой сферой жизни. А оперы «Майская ночь» и «Ночь перед Рождеством», созданные по произведениям Н.В.Гоголя, полны «ведовства, очарованности и в тоже время глубоких человеческих чувств, которые противостоят этим силам, заставляя их покориться человеку». И все арии главных действующих лиц, и оркестровые номера, живописующие быт и нравы того времени, проникнуты такими точными музыкальными характеристиками и народными напевами, что ощущаешь себя не слушателем и зрителем, а непосредственно участником всех этих действ, «далёким жителем тех далёких времён». Николай Александрович обращается и к былинам, и легендам. Одна из них былина о Новгородском певце-сказителе, гусляре Садко, покорившем своей музыкой сердца не только людей, но и фантастических существ – Царевну Волхову, Морского Царя. Смелый, находчивый, но в тоже время преданный, любящий и надёжный, он привлекает на свою сторону и горожан и сказочных персонажей, и все они с радостью служат ему и «водят с ним дружбу». Композитор настолько погружается в мир сказаний, что вся его опера проникнута именно тем колоритом, о котором повествует былина. Он находит старинные распевы для характеристики Садко, пишет сам такие мелодические обороты, которые не отличить на слух от исконно русских народных песен, и конечно, самые яркие моменты, как у человека, прекрасно знающего море, звучат у него в партии оркестра, изображая то Морского Царя в его подводном царстве, то Царевну Волхову, то золотых рыбок, то бурю на море. Но, главное, на что обращает внимание сам композитор, это мысль о том, что искусство, и в частности музыка – это великая сила, которой покоряются даже силы природы и мифические существа. У Римского-Корсакова есть ещё две оперы, написанные на сюжет сказок А.С.Пушкина.

Первая из них, «Сказка о царе Салтане», принадлежит к наиболее интересным открытиям композитора в области оркестровки оперы и переплетению лейтмотивов (музыкальных характеристик героев), в оркестровой и сольно-ансамблевой партитурах. И ещё один очень интересный момент – только здесь в этой сказке-опере, сказочная девица Царевна-Лебедь, полюбив человека, превращается в девушку, и становиться женой своего избранника. Тут показано влияние прекрасного человеческого чувства – Любовь, на сказочных персонажей и «очеловечивание» идеального образа до образа реального, но уже на более высоком качественном уровне. Вторая сказка на сюжет А.С.Пушкина – опера «Золотой петушок», последнее произведение композитора, с подзаголовком «Небылица в лицах». В ней соединилось и остроумное сюжетное решение, и музыкальные изысканные характеристики, ослепительно яркая оркестровка и выразительность вокальных партий, нарочитая путаница и смешение героев, сказочность и реальность. Всё это выражено в словах Звездочёта: «Сказка ложь – да в ней намёк, добрым молодцам урок», а в эпилоге он же произносит: «Разве я лишь да царица были здесь живые лица, остальные – бред, мечта, призрак бледный, пустота». Про эту оперу много писали в то время начала 20 века. В период революционных волнений в России, конечно, она воспринималась, как «сатира на самодержавие, и призыв к бунту». Но, мне кажется, как любую сказку, миф, легенду надо рассматривать эту идею глубже, хотя бы с позиции нашего времени. А клич Петушка – «Берегись, будь на чеку!» – это призыв к нам, о котором можно было бы пофилософствовать, но не на страницах данной статьи. Были ещё у Николая Александровича оперы-сказки: «Кащей бессмертный», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»; были написаны и симфонические музыкальные сказки: сюита «Антар» и знаменитая сюита «Шахеразада» на сюжет сказок «Тысяча и одной ночи».

Но Римский-Корсаков был настоящим ВОЛШЕБНИКОМ не только в творчестве, но и в жизни. Он очень много трудился и как педагог, и как дирижёр: вначале Бесплатная музыкальная школа, «музыкантские хоры» морского ведомства, затем Петербургская консерватория, на посту профессора которой он проработал 30 лет и Придворная певческая капелла. Он попробовал себя во всех музыкальных жанрах: это и симфонии и симфонические картины, и романсы, и произведения для фортепиано и других инструментов соло и с оркестром, и камерные ансамбли, и хоры а cappella, и обработки народных песен, и самый любимый жанр композитора – оперы. А ещё он искренне помогал всем, чем мог своим ученикам, коллегам и друзьям. После того, как один за другим ушли из жизни его музыкальные собратья М.П.Мусоргский и А.П.Бородин, Римский-Корсаков на протяжении 3-4 лет занимался только их сочинениями: дописывал, приводил в порядок уже написанное, оркестровал, издавал, исполнял произведения этих выдающихся композиторов. Удивляешься, как при такой интенсивной трудовой, творческой и общественной жизни (а ещё семья, пятеро детей) можно сохранить этот юношеский блеск в глазах и эту искрящуюся, бьющую через край фантазию и желание писать сказки. Помните, в одной из сказок герой говорит: «Я не Волшебник, я только учусь. Но Любовь в жизни делает настоящие Чудеса». Любовь этого великого человека к музыке, искусству, к Родине, к друзьям и семье, его большое горящее истинным восторгом и восхищением ко всему Прекрасному Сердце – вот тот неиссякаемый источник, благодаря которому мы можем наслаждаться чудесами его творчества.

Светлана Степановна Овсянникова