Самые красивые грузинки (37 фото). Какие бывают типы грузин


Сванетия - одно из мест на Кавказе, где рождаются блондины.

Когда заходит разговор о жителях Кавказа, в голове сразу же формируется образ смуглого человека, с темными волосами и густыми черными бровями. Именно так, по мнению большинства, выглядят осетины, ингуши, грузины и армяне. Но нередко в семьях у представителей этой группы народностей рождаются светлые дети. Нет, до блондинов скандинавского типа им далеко, но светло-русые волосы, серые, голубые или зеленые глаза встречаются не так уж редко.

Смешанные браки: природная лотерея

Почему так происходит? Одна из причин, конечно же, смешанные браки в предыдущих поколениях. Ген «белокожести» является рецессивным, поэтому брюнеты у смешанных пар рождается гораздо чаще. Однако генетическая информация сохраняется и через несколько поколений может родиться улыбчивый голубоглазый блондин. И тогда молодому отцу не стоит хвататься за сердце, а в первую очередь нужно заглянуть в альбом с семейными фото. Там обязательно найдется златокудрая красавица или мужчина с волосами, цвета спелой пшеницы.

Наследие предков

Но не только близкие предки могут стать причиной появления светловолосого малыша в кавказской семье. Достаточно обратится к историческим источникам, чтобы выяснить, что предки осетин и ингушей были совсем не похожи на современников. В летописях они описаны, как высокие, с белой кожей и преимущественно светлыми волосами.


Народы Кавказа.

Аланы, так назывался этот кочевой этнос, жили на обширной территории, простиравшейся от Римской империи до Азии. После многочисленных войн, часть из них осела на территории современной Осетии и Ингушетии, смешалась с местными племенами. Но и тут в игру вступила наследственность и эволюционные механизмы – темные волосы наследуются чаще, в условиях теплого климата иметь кожу, богатую меланином, гораздо комфортнее. Поэтому население постепенно становилось все более похоже на современников.

Доказательством этой гипотезы являются и записки исследователя этнографа И.И. Пантюхова. Он утверждал, что процент светлых глаз у отдельных народностей Кавказа колеблется до 30%, что сравнимо с показателями европейцев и славян.

Светловолосые черкесы

Черкесы были одними из самых многочисленных народностей, проживающих на территории современного Ставропольского края. Этнографы описывали их, как «русых, с рыжими усами и светлой кожей, серыми или светло-карими глазами».


Черкесы в национальной одежде.

Однако во время Русско-кавказской войны, значительная часть бежала в Турцию. Но многие остались. Наиболее близки генетически к черкесам жители аула Карм, их сложно отличить от европейца ровно до тех пор, пока они не начинают говорить.


Светловолосые черкесы.

Существует и гипотеза, что черкесы являются потомками славян, в частности казаков, так как в исследованиях часто встречается самоназвание «Казакия». (Русские древности в памятниках искусства. И.Толстой и Н.Кондаков)

Кавказские албаны


Белокурые кавказцы.

Жило на территории Кавказа и племя, которое называлось албаны, – белокожие, светловолосые европеоиды. Они разительно отличались от тюрков, были выше ростом, имели абсолютно иные верования и культуру. Даже самоназвание народности происходит от латинского albus – «белый», что подтверждает теорию историков о племенах, не похожих на распространенный сейчас каспийский тип.

К сожалению, значительная часть албанов была уничтожена во время многочисленных войн с арабами, но «генетические отголоски» встречаются и у современников.

Сваны


Где-то высоко в горах живут сваны.

В отличие от албанов, сваны не исчезли, не растворились в бурном котле мелких этносов. Они, как и четыре тысячелетия назад, живут в самом высокогорном регионе Грузии (от 600 до 2500 метров над уровнем моря). Их язык значительно отличается от грузинского, но постепенно исчезает, сохраняясь лишь в бытовой речи старшего поколения.


Мальчик сван.

Царский полковник Бартоломей описывал этот народ, как высоких, с гордым профилем, светловолосых и голубоглазых. Он отмечал их простодушие и доброту, а также то, что сваны свято чтили свои традиции. Их культура долгое время развивалась в изоляции, это позволило сохранить генетическую однородность.


Сваны. Бабушка с внуками. 1929 год.

И даже после объединения с Грузией в одно государство, грузины побаивались сванов. Белокурые горцы чтили традиции, и кровная месть была одним из самых распространенных способов разрешения семейных споров. Поэтому смешанные браки стали привычным явлением только в последние несколько десятилетий. И ген «золотых локонов» нередко проявляется, вытесняя доминирующую каспийскую внешность.

Чеченцы

Современные чеченцы и ингуши являются прямыми потомками вайнахов – хурритского этноса. Однако примерно в третьем тысячелетии до нашей эры, эти племена смешались с другими, несущими в себе генетические признаки кроманойдной расы (современными представителями этой расы являются славяне, а также финны и шведы).


Голубоглазые чеченцы.

Генетический «коктейль» и объясняет столь широкое разнообразие типов внешности в Чечне. Когда доминируют гены переднеазиатской расы, ребенок рождается смуглым, с темными волосами. Когда же верх берет кроманойдный тип – внешность практически не отличается от славянской.

Кочевники: миграция ради спасения

Еще одна генетическая ветвь, которая стала частью этнического наследия Кавказа, преимущественно светловолосые и белокожие кочевники половцы, убегавшие от многочисленных притеснений со стороны враждующих племен. Они постепенно ассимилировались, слились с местными жителями и фактически растворились в господствующих в Предкавказье этносах.


Дмитрий Харатьян - армянин по отцу и гардемарин по матери.

Именно поэтому светловолосые среди кавказцев совсем не редкость – их много и в Чечне и Дагестане, и в Армении и Грузии. И это смешение рас по-своему прекрасно, ведь оно в очередной раз напоминает, что каждый человек, оставивший потомков, бессмертен. Его крошечная часть живет в веках. И через столетия на мир смотрят голубые глаза, точно такие же, как у молодого парнишки, строившего легендарные башни Сванетии.

Предки грузин упоминаются ещё в Библии, легендарная Колхида, куда плыли аргонавты, находилась на территории Грузии. Нам кажется, что мы многое знаем о грузинах, но их история и культура хранит много загадок.

1. Грузины называют свою страну Сакартвело. Этот топоним переводится как «вся Картли» и восходит к названию одноименной области. Топоним «Грузия» восходит к названию «Гурджистан» (страна волков), встречающемуся в арабо-персидских источниках.

Европейское название Грузии «Georgia» также сопоставляют с арабо-персидским названием, связанным с грузинским культов Святого Георгия. Золотая скульптура святого возвышается на центральной площади Тбилиси.

2. Численность грузин в мире - более 4 млн.

3. Грузины были одним из первых народов, принявших христианство. По одной из самых распространенных версий, это произошло в 319 году. Показательно, что, несмотря на общемировую тенденцию, число верующих в Грузии растет. Сегодня православными себя считают 80 % грузин.

4. Грузинский - древнеписьменный язык. Древнейшие письменные памятники на древнегрузинском языке датируются V веком. К ним относятся мозаичная надпись первой половины V века близ Иерусалима, а также надпись на Болнисском Сионе (в 60 км к югу от Тбилиси) конца V века.

5. Грузины имеют уникальный алфавит. В картвелистике имеются разные гипотезы о прототипе грузинского письма. Согласно разным теориям, в его основу положено арамейское, греческое или коптское письмо.

6. Самоназвание грузин - картвелеби.

7. Первым государством, упоминаемым историками на территории Грузии считается Колхидское царство. Впервые о нём упоминают в середине I тысячелетия до н. э. греческие авторы Пиндар и Эсхил. Именно в Колхиду плыли за Золотым руном аргонавты.

8. В грузинском языке нет ударения, только на определенном слоге повышается тон. Также в грузинском нет заглавных букв, а род определяется по контексту.

9. Самым известным в мире грузином заслуженно считают Иосифа Сталина.

10. В грузинском языке для называния чисел используется двадцатеричная система. Чтобы произнести число между 20 и 100, надо разбить его на двадцатки и назвать их число и остаток. Например: 33 - двадцать-тринадцать, а 78 - три-двадцать-восемнадцать.

11. Знакомые нам с детства слова в Грузии имеют не те значения, к которым мы привыкли. «Мама» по-грузински - папа, «деда» - мама, «бебиа» - бабушка, «бабуа» или «папа» - дедушка.

12. В грузинском языке нет звука «ф», а в заимствованных словах этот звук заменяют на звук «п» с сильным придыханием. Российская федерация по-грузински будет звучать как: «русэтис пэдэрациа».

13. По данным экономиста Кеннана Эрика Скотта из Вашингтонского института, во времена Советского Союза грузины поставляли на советские прилавки 95% чая и 97% табака. Львиная доля цитрусовых (95%) также шла в регионы СССР из Грузии.

14. На территории Грузии в 1991 году нашли останки Дманисийских гоминидов, изначально получивших название Homo georgicus . Им почти 2 миллиона лет (1 млн. 770 000). Им дали имена Зезва и Мзия.

15. Шашлыки и хинкали в Грузии принято есть руками.

16. Несмотря на то, что в Грузии традиционно высокий уровень гомофобии, уровень тактильного контакта между грузинскими мужчинами очень высок. Во время прогулки они могут держаться за руки, сидя в кофейнях – касаться друг друга.

17. В бытовом общении грузины используют слова, которые они почему-то считают русскими, хотя для нас они не всегда будут понятны. Тапочки грузины называют чустами, обои - шпалерами, фасоль - лобио, майкой часто называют все, что носят выше пояса, а ботасами кроссовки.

18. Грузины законно гордятся своим вином. Его здесь начали производить 7000 лет назад, и сегодня в Грузии 500 сортов культивируемого винограда. Ежегодно в стране проходит праздник сбора урожая винограда «Ртвели».

19. Грузины известны своей гостеприимностью. Гость в доме важнее хозяина. Поэтому в грузинских домах не принято снимать обувь.

20. Грузины известны своей любовью к длинным тостам, однако не все знают, что в то время, когда грузины пьют пиво, тосты произносить не принято.

Иллюстрации: Нико Пиросмани

6.8k (182 за неделю)

Современное население Грузии представляет собой потомков разных племён, живших в Закавказье с глубокой древности. Этнос сформировали три родственные племени - сваны, карты и мегрело-чаны. Примерно за тысячу лет до нашей эры начал формироваться единый грузинский народ, а завершился процесс создания грузинского этноса в VI-X столетиях. В этот период окончательно сформировался грузинский язык, который стал государственным, всё это происходило на фоне укрепления самого государства и развития национальной культуры.

Демографические данные

Численность население Грузии за последние годы сильно изменилось (здесь не учтены жители Абхазии и Южной Осетии):

  • на 1 января 2013 года здесь жило 4 483 800 человек;
  • на 1.01.2014 - 4 490 500 человек;
  • на 1.01.2016 - 3 720 400 человек;
  • на 1.01.2017 - 3 718 200 человек.

По этим данным видно, что в стране серьёзная демографическая проблема.

На долю мужчин приходится 47,7% населения, то есть, женщин больше. Мужчины в Грузии в среднем живут до 70,1 года, а женщины до 78,6, в среднем продолжительность жизни равна 74,4 года.

Этнический состав

В Грузии очень пёстрый национальный состав. Основную массу составляют грузины - 86,83%, а остальные народы Грузии распределены следующим образом:

  • азербайджанцы (6,27%);
  • армяне (4,53%);
  • русские (0,71%);
  • осетины (0,39%);
  • езиды (0,33%);
  • украинцы (0,16%);
  • кистины и греки (по 0,15%);
  • ассирийцы (0,06%).

Даже в советский период ещё не была завершена этническая консолидация грузинской нации. Мало того, в начале этого столетия произошло существенное обострение этнических, языковых, хозяйственных и культурных различий.

Грузинский народ делится на несколько этнических групп:

  • картвелы;
  • кахетины, картлийцы (восток Грузии);
  • имеретины, лечхумцы, аджарцы (запад Грузии);
  • месхи, джавы (юг Грузии);
  • сваны (высокогорные области страны);
  • мегрелы (бассейн реки Хоби);
  • лазы (ряд сёл на юго-западе Грузии).

Большая часть современного населения является городскими жителями, самые большие города: Тбилиси, Кутаиси, Батуми, Рустави, Сухуми. За советский период здесь появилось несколько промышленных центров: Рустави, Зестафони (химия, чёрная металлургия), Чиатура (цветная металлургия), Ткварчели, Ткибули (добыча каменного угля).

Миграционные процессы

С 1950 года в Грузии стали регулярно подсчитывать количество населения, обновляя эти данные каждый год. На протяжении сорока лет происходил устойчивый прирост населения, который достиг максимальных значений в начале 90-х годов. На тот момент в стране насчитывалось больше 5,4 млн жителей. Но после объявления Грузией независимости демографическая ситуация в ней стала ухудшаться, а численность населения уверенно поползла вниз. Так, к 2010 году население страны уменьшилось по сравнению с 1992 годом более, чем на миллион жителей. Частично причиной тому стала фактическая потеря Абхазии и Южной Осетии, население которых перестало учитываться после 1994 года.

При Сталине из Грузии депортировались турки-месхетинцы и понтийские греки. Но ещё в конце 80-х годов месхетинцы бежали из Узбекистана из-за этнических конфликтов, однако, в Грузию их так и не пустили, поэтому им пришлось осесть в соседнем Краснодарском крае в ожидании решения своей участи. Наконец, и краснодарские власти отказались их принять. Тогда в 2004 году американское правительство разрешило им эмигрировать в США.
После объявления независимости Грузии её покинули многие русские, греки, евреи, многие осетины. Напротив, этнические грузины бежали из Абхазии в Грузию. Также много грузин живёт за пределами Грузии, например, их много в России.

Происходившие в последние годы в Грузии значительные социальные и экономические потрясения вызвали усиление внутренней миграции. В 2009 году Грузия стала одним из лидеров среди списка стран, граждане которых попросили за рубежом убежища. Большая часть из них хотела бы переехать в Европу, особенно в такие страны, как Германия, Австрия, Греция или Польша. Эксперты подчёркивают, что миграционные настроения подпитываются непростой социально-экономической ситуацией в Грузии, которую ещё больше усугубили военный конфликт в Южной Осетии и мировой экономический кризис 2008 года.

Масштабы нынешней эмиграции всерьёз стали беспокоить грузинские власти. Кроме того, многие выезжающие за границу грузинские граждане работают там нелегально, а это вызывает дополнительные проблемы.

Не лучше и современное состояние с рождаемостью в Грузии, в которой в последнее время стало рождаться почти вдвое меньше детей, чем требуется для простого воспроизводства численности населения. Население страны стремительно стареет - молодых всё меньше, а стариков за 60 - больше. Ситуацию к лучшему вряд ли исправят даже серьёзные достижения в области экономики.

История Грузии (с древнейших времен до наших дней) Вачнадзе Мераб

Происхождениe (этногенез) грузин

Проблема происхождения (этногенез) грузин является чрезвычайно сложной и спорной. Это обусловлено несколькими причинами. Формирование любой нации или любого народа – длительный процесс, протекающий в столь далеком прошлом, что говорить о каких-либо письменных источниках, свидетельствующих об исторической достоверности происхождения того или иного народа, естественно, говорить не приходится. Историческими источниками для изучения происхождения народа служат сообщения историков более позднего периода и их высказывания и соображения по данной теме. Некоторые из этих сведений весьма сомнительны. Помимо всего не существует абсолютно чистой расы, так как этногенез это сложный и длительный процесс, в котором участвуют многие племена и народности.

В этот процесс иногда вовлекаются совершенно разные этнические группы, которые хотя и претерпевают ассимиляцию , но, со своей стороны, оказывают влияние на коренное население .

При исследовании проблемы этногенеза большое значение имеют археологические, этнографические и лингвистические данные и другие материалы. Анализ и сопоставление существующих источников не всегда приводят к однозначному заключению. Вопрос о происхождении грузин всегда был дискуссионным, он и сейчас не до конца установлен, так как не существует единого мнения и общепризнанной теории по этой проблеме.

1. Источники по этно генезу грузин. Интерес к собственному происхождению грузины проявляли еще в древние времена. Согласно грузинскому историку XI века Леонтию Мровели , у кавказских народов был один предок – Таргамос . Он был сыном Ноя и внуком Яфета . У Таргамоса было 8 сыновей, которые считались родоначальниками всех кавказских народов. Родоначальником грузин считается Картлос , сын Таргамоса . Понятно, что эта теория связана с Ноем : согласно Библии, народы мира являются потомками сыновей Ноя Сима, Хама и Яфета . Но интересно другое, главное положение теории Леонтия Мровели о родстве всех кавказ ских народов и их этни чес кой общности . Здесь необходимо учесть, что автор этой теории – деятель XI века. В то время, несмотря на тяжелое положение, развитие страны шло по пути подъема. Создавалась почва не только для объединения страны, но и для осво бождения кавказских народов под знаменем единой Грузии . Осуществление этой задачи требовало идеологического обоснования, чему и служила частично теория Леонтия Мровели. Хотя, не исключено, что существовала традиция или идея, согласно которой народы Кавказа произошли от одного предка. Интересные сведения об этногенезе и первоначальном местопребывании грузин сохранились в летописном своде «Обращение Картли» («Мок цеваи Картлисаи») . После занятия Мцхета Азо отправляется в Ариан-Картли и возвращается оттуда со своими соотечественниками, которых расселяет в Картли. Исходя из этого сведения, грузины (точнее, коренные жители Восточной Грузии) прибыли из Ариан-Картли. Здесь подразумевается территория Восточной Грузии, находившаяся в составе Ахеменидского Ирана (верховье реки Чорохи). Интересно, что движение отдельных грузинских племен с юга в сторону Картли реально подтверждается. Мушки (месхи) из Анатолии продвигаются в северо-восточном направлении к Картли. На пути их продвижения и теперь можно встретить названия: Самцхе (Са-мцхе, Са-месхта, Са-месхе) и Мцхета (Мцхе-та, Месх-та).

Сведения о происхождении грузин находим и в иностранных источниках. Греческий историк V в. до н. э. Геродот утверждал, что колхи являются потомками египтян . Это утверждение ничего не имеет общего с реальной действительностью. Что касается населения Картли , или Иберии , как ее называли греки, то их, по мнению греков, из западной Иберии , или Испании на Кавказ переселил вавилонский царь Навуходоносор . Греки Иберией называли и Пиренейский полуостров. Предполагается, что это соображение основывалось на идентичности названий этих двух географических регионов. Повидимому, такая точка зрения была распространена и среди грузин.

2. Научные теории об этногенезе грузин. Выдающийся грузинский историк Иванэ Джавахишвили выдвинул идею о родстве грузинского народа с кавказскими народами , так как считал, что картвельские языки (грузинский, мегрело-занский, сванский) генетически связаны с другими кавказскими языками (абхазско-адыгейские и вейнахо-дагестанские). Эта точка зрения общепринята и широко распространена. Картвельские и кавказские языки составляют одну группу иберийско-кавказских языков . Иванэ Джавахишвили считал, что грузинские и другие кав казские племена шли с юга и заселяли Кав каз поэтапно. Это переселение началось в XIV веке до н. э. Последняя волна грузинских племен прибыла на Кавказ в VII веке до нашей эры. Однако после проведения новых археологических раскопок и получения новых материалов, данная гипотеза утратила свою актуальность.

По вопросу этногенеза грузин, грузинский ученый Симон Джанашиа высказывает другую точку зрения. По его мнению, 5–6 тысяч лет назад большая часть Передней Азии, Северная Африка и Южная Европа (Пиренейский, Апенинский и Балканский полуостровы) были заселены родственными народами. Затем в Европу пришли индоевропейцы , которые подверглись влиянию этих древнейших народов: басков – на Пиренеях, этруссков – на Апенинах, пелазгов – на Балканах, хеттов и субаров – в Передней Азии. Субары занимали территорию от Месопотамии до Кавкасиони. Хетты и субары были предками грузин. В XIII веке до нашей эры население Хета-Субарети рассеялось в разных направлениях. Из них самыми сильными племенами были мушки и тубалы . Позднее, в XI–VIII веках до нашей эры племена хеттов-субаров образовали государство Урарту .

После падения в VI веке до нашей эры Урарту на территории нынешней Грузии образовалось большое государственное образование – Иберия и еще более усилилось – Колха .

Симон Джанашиа ничего не сообщает о переселении племен с юга, но указывает на перемещение государственного и культурного центра с юга на север . Все это происходило на большой территории, заселенной народом единого происхождения. Гипотеза о родстве грузин и басков имеет своих сторонников и противников. Не до конца выяснено и родство грузинских племен с хеттами и хуритами .

В решении проблемы этногенеза грузин в первую очередь большая роль принадлежит археологическим материалам, на основе которых прослеживается непрерывный исторический процесс развития грузинских племен, живших на территории Кавказа с древнейших времен.

3. Некоторые аспекты языковых и этнических процессов грузинского народа, территория исторического проживания.

Грузинский народ, прошел очень длительный период своего развития и является одним из древнейших народов существующих в современное время, распространенный с древности на обширной территории Кавказа.

В современной науке, начиная с С.Н. Джанашиа и Б.А. Куфтина, как было указано, отвергнуто широко распространенное раньше мнение, будто предки грузинских, так же как и других кавказских народов, пришли на Кавказ с юга, из Малой Азии лишь в первой половине I тыс. до н.э. Изучение древнегрузинских наименований растений, животных и т.д. эпохи существования общекартвельского языка основы (III тыс. до н.э.) или грузино-занского (мегрело-чанского) единства (ІІ тыс. до н.э.) указывает на то, что грузинские племена уже в эту эпоху жили на территории Кавказа, в частности в его горной полосе.

В III тыс. до н.э., предполагается существование языка-основы картвельских языков , так же как языка-основы других групп кавказских языков (востночнокавказские, т.е. нахско-дагестанские, и западнокавказские, или абхазо-адыгские, языки). Некоторые исследователи полагают, что эти группы кавказских языков находятся в родстве между собой, происходят от одного предка – общего языка-основы, откуда произошел путем языковой дифференциации и ряд древних (ныне мертвых) переднеазиатских языков (шумерский, протохетский, хурритский, урартский, эламский), а также нынешний баскский язык, однако эта гипотеза в настоящее время вызывает весьма скептическое отношение к себе со стороны многих ученых и не имеет строго научного обоснования.

Исследователи начало распада единого языка-основы картвельских языков датируют началом II тыс. до н.э . В это время получило первые импульсы выделение сванского , существующее же долго и после этого картско-занское (мегрело-чанское) языковое единство распалось, по видимому, в VII I в. до н.э.

Следует отметить, что многие лексические инновации картского (грузинского) и мегрело-чанского, которыми они совместно отличаются от сванского, могли возникнуть лишь в эпоху после середины II тыс. до н.э. Речь идет об обозначении технических и культурных достижений, с которыми эти племена ознакомились лишь в означенный период, а также лексических явлениях, появившихся вследствие контакта южным хетто-хурритским миром.

Поскольку у картско-занской группы картвельских племен наблюдаются контакты с южным переднеазиатским миром (хетты, хурри-урартийцы), она, видимо, занимала сравнительно южные области нынешней Грузии и частично территории, находившиеся еще южнее (в частности в северо-восточной Малой Азии, где впоследствии мы также находим картвельские племена). Что касается сванской группировки, ее уже во II тыс. до н.э. следует локализовать в северной части распространения грузинских племен , хотя в это время, так же как и в I тыс. до н.э., они, видимо были широко распространены не только в горной, но и низменной частях Западной Грузии. К такому выводу приводит нас, в частности изучение древней топонимики данного края. Например, даже название «Ланчхути» считается сванским. Сванскую этимологию находят в наименовании крупных центров – Сухуми (груз. Цхуми – ср. сванск. Цхум – рцхила). К выводу о широком распространении сванского населения на территории Западной Грузии приводит также анализ сведений античных писателей; выясняется, в частности, что сванский элемент подразумевается, в основном, в часто упоминаемых в древности в Западной Грузии племенах гениохов.

По вопросу распространения грузинских племен в южном направлении нельзя не привлечь материал о малоазийских мушках и табалах. Их, как известно, часто упоминают в первую очередь ассирийские надписи VIII–VII вв. д о н.э. В этих племенах мы можем усмотреть распространившиеся далеко на юго-запад отдельные грузинские племена. В значительной степени хеттизировавшись, в дальнейшем они (в частности мушки) сыграли определенную роль в возникновении восточногрузинской государственности.

В настоящее время у грузин, как и многих других народов, существуют субэтнографические группы, в частности существуют такие как: мегрелы, картлийцы, кахетинцы, хевсуры, пшавы, тушины, мтиулы, мохевцы, джавахи, месхи, имеретинцы, рачинцы, лечхумцы, сваны, гурийцы, аджарцы, ингилойцы, таойцы, шавшетцы, пархальцы, имерхевцы и др.

Указанные наименования грузин, фактически, связаны и происходят от названия той или иной местности их исторического проживания на территории Грузии (См. Приложенную «Карту основных исторических провинций Грузии»).

Следует заметить, что такие субэтнографические группы грузин, как сваны и мегрелы, владея общегосударственным и общенациональным грузинским языком, используют также мегрельский и сванский языки, составляющие бесценное языковое и культурное богатство всего грузинского народа.

Грузины распространенны с древности, как в пределах современных границ Грузии, так и на более обширной территории границ исторической Грузии.

В частности, и сейчас, этнические грузины (пархальцы, таойцы, шавшетцы, имерхевцы, аджарцы и др.) проживают, уже в значительно сокращенном числе, на территориях «Тао-Кларджети» в исторической части Юго-Западной Грузии. Данные обширные территории Грузии с грузинским населением, вошли в пределы государственных границ современной Республики Турция.

Кроме этого, грузинские племена с глубокой древности (в частности, халибы, о которых есть упоминание в Библии, как о создателях металлургической культуры) проживали по направлению Восточной части Анатолии, в северо-восточной Малой Азии, охватывая Понтийские горы и близлежащие территории, что в современной Республике Турция.

На этой территории проживают потомки грузинских племен, которыми являются нынешние лазы (чаны), распространенные вдоль побережья Черного моря в его юго-восточной части, говорящие (как и грузины мегрелы) на родственном грузинскому мегрело-лазском (мегрело-чанском) языке, и являющиеся носителями картвельской культуры.

Так называемые «ингилойцы», сравнительно уже небольшая, этническая группа восточных грузин проживает на территории исторической части Восточной Грузии (Эрети), в нынешней Республике Азербайджан (совр. Закатальский район).

Грузины, как свидетельствуют и армянские исторические хроники (Фавстос Бузанд, Ованес Драсханакертци и др.), следы материальной культуры, были распространены и на исконных грузинских территориях в Южной части Грузии (Квемо-Картли), в районах Лоре и Ташири, которые теперь составляют северную часть Республики Армения.

В настоящее время, значительное количество этнических грузин, проживает в Иране, в ряде его провинций Фейредан, Мазендаран, Гилян и др., насильно переселенные туда из Восточной части Грузии (Кахети-Эрети) в начале 17 века иранским шахом Абассом I. Указанная группа грузин, несмотря на то, что находится длительное время (около 400 лет), далеко от исторической Родины, и в современное время, сохраняет свое этническое самосознание, грузинский язык и культуру.

автора Гумилев Лев Николаевич

Эволюция и этногенез Конечно, приравнивать этногенез к филогенезу не следует, так как новые этносы остаются в пределах вида. Отмеченная нами аналогия принципиально неполна и благодаря этому объясняет различие между макро- и микроэволюционными процессами. Но, признавая

Из книги Этногенез и биосфера Земли [Л/Ф] автора Гумилев Лев Николаевич

Этногенез и энергия Общими чертами для этноса как такового, т. е. любого, являются: 1) противопоставление себя всем остальным, следовательно - самоутверждение; 2) мозаичность, вернее - бесконечная делимость, цементируемая системными связями; 3) единообразный процесс

Из книги Этногенез и биосфера Земли [Л/Ф] автора Гумилев Лев Николаевич

Этногенез До тех пор пока этнографы строили классификации по видимым индикаторам: языку, соматическим признакам (расам), способу ведения хозяйства, религиям, уровням и характеру техники, казалось, между суперэтносами и этносами пропасть. Но как только мы переносим

Из книги Тысячелетие вокруг Каспия [Л/Ф] автора Гумилев Лев Николаевич

41. Война 450–472 гг. и этногенез Каждое явление истории может быть рассмотрено в различных ракурсах, не подменяющих, а дополняющих друг друга: в социальном, культурном, государственном и т. д. Нам, для нашей темы, нужен этнический аспект. Посмотрим, какие этносы сражались под

автора

ЭТНОГЕНЕЗ В науке тогда господствовали взгляды на этногенез, сложившиеся еще в XIX веке. Становление и развитие народа подменялось становлением и развитием языка.Но глоттогенез (происхождение языка) и этногенез (происхождение народа) - не одно и то же. В истории известны

Из книги Гумилёв сын Гумилёва автора Беляков Сергей Станиславович

ЭТНОГЕНЕЗ И БИОСФЕРА - «Этногенез и биосфера Земли»? Вы знаете, да, была такая книга. Удивительно интересная! Я ее с удовольствием прочитала. Правда, ее совсем зачитали, не помню, оставили ее на полке или нет, - говорила мне пожилая женщина, библиотекарь подсобного фонда

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 4: Мир в XVIII веке автора Коллектив авторов

МИГРАЦИИ И ЭТНОГЕНЕЗ В XVIII в. в Тропической и Южной Африке продолжались миграции народов, говоривших на языках банту. В этот период банту продолжали перемещение из района современной Танзании дальше к югу тремя путями: на территорию современной Замбии; на территорию

Из книги Монголы и меркиты в XII в. автора Гумилев Лев Николаевич

ЭТНОГЕНЕЗ И ПАССИОНАРНОСТЬ Кривая этногенеза Во всех исторических процессах от микрокосмоса (жизнь одной особи) до макрокосмоса (развитие человечества в целом) общественная и природные формы движения соприсутствуют и взаимодействуют подчас столь причудливо, что

Из книги Грузины [Хранители святынь] автора Лэнг Дэвид

Глава I ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГРУЗИН Сегодня грузины являются одним из наиболее примечательных народов, они привлекают внимание историков и археологов богатством и разнообразием своей древней материальной культуры и длительностью существования своих

Из книги Отечественная история: конспект лекций автора Кулагина Галина Михайловна

1.1. Славянский этногенез «Откуда есть пошла русская земля» – так еще в XII в. поставил вопрос о предыстории нашего Отечества автор знаменитой «Повести временных лет» монах Нестор.Славянские языки относятся к индоевропейской языковой семье, куда входят также индийская,

Из книги Присоединение Грузии к России автора Авалов Зураб Давидович

Глава шестая Участие грузин в Первой турецкой войне при императрице Екатерине II IВеликая, блестящая Екатерина и ее самоуверенные даровитые сановники нашли неожиданный повод обратить близкое внимание на Грузию и ее владетелей.С давних пор сносилась Грузия с Россией;

Из книги Гений зла Сталин автора Цветков Николай Дмитриевич

Чудесный грузин Для реализации своей несбыточной идеи о свершении мировой революции Ленин считал для себя стратегической задачей привлечение в свои ряды не только русских, но и инородцев. И вдруг ему повезло: подвернулся настоящий горец, говоривший по-русски с сильным

Из книги История Украины с древнейших времен до наших дней автора Семененко Валерий Иванович

Этногенез украинцев Еще в период феодализма под влиянием политической конъюнктуры возникла идея о существовании древнерусской народности, из которой входе последующей эволюции выделились великорусы, украинцы и белорусы. В советскую эпоху эта концепция доминировала в

Из книги От царской Скифии к Святой Руси автора Ларионов В.

Славянский этногенез Прежде всего мы должны четко усвоить непреложный исторический факт: последнее тысячелетие человеческой истории равнину от Карпат до Урала, от Белого моря до Черного занимает русский этнос, православный по религии, славянский по языку и крепко

Из книги Миссия России. Национальная доктрина автора Вальцев Сергей Витальевич

§ 1. Этногенез Уроки истории заключаются в том, что люди ничего не извлекают из уроков истории. О. Хаксли Мы часто сталкиваемся с термином «Запад». Но что скрывается за этим термином, что составляет ядро западной цивилизации, так ли она едина? Мы уже говорили о важности

Из книги Люди Грузинской Церкви [Истории. Судьбы. Традиции] автора Лучанинов Владимир Ярославович

Грузин-христианин Мой отец любил читать вслух, он читал очень много. А я, когда мне было не больше пяти лет, часто оказывался рядом, слушал его и, хотя по большей части и не понимал смысла, старался понять, мне было очень интересно. Отец часто повторял: «Грузин – христианин.

Грузи́ны (самоназвание - картвелеби , груз. ქართველები) - народ картвельской языковой семьи. Бо льшая часть грузинской нации сосредоточена внутри границ Грузии. Также немало грузин живёт в восточных провинциях Турции и во внутренних районах Ирана - особенно в городе Ферейдан. Множество грузин имеют тёмные волосы, встречаются и блондины. У большинства грузин карие глаза, хотя у 30 % глаза голубые или серые. Благодаря удалённости грузин от основных путей вторжений и миграций территория Грузии оказалась объектом большой демографической однородности, благодаря чему современные грузины являются прямыми потомками коренных жителей Кавказского перешейка. По лингвистическому принципу грузины разделены на три группы - иберийскую, сванскую и мегрело-лазскую. Большинство грузин традиционно исповедует христианство (православие), которое принято 6 мая 319 года. В большинстве своем антропологически относятся к понтийскому и кавкасионскому типам европеоидной расы.

Исторический очерк

Грузинский народ формировался на основе трёх близкородственных племенных объединений: картов, мегрело-чанов и сванов. Процесс формирования грузинской народности завершилась в основном в VI-X веках.

Численность

Численность грузин в мире - более 4 млн человек, из них:

  • в Грузии проживает около 3,66 млн человек (84 % населения страны) (перепись 2002 года).
  • в России по данным переписи 2002 года постоянно проживает 198 тыс. грузин, а фактически - от 400 тыс. до 1 млн человек.
  • в Турции - от 150 тыс. до 300 тыс.
  • в Абхазии - 40-70 тыс. человек (оценка)
  • в Иране - 60 тыс. человек (оценка)
  • на Украине - более 34 тыс. человек (перепись 2001 года)
  • в Азербайджане - около 15 тыс. человек (перепись 1999 года)

Язык

Литературный язык - грузинский - один из картвельских языков.

Этнические группы

  • Аджарцы (груз. აჭარელი) - население Аджарии, исповедуют как христианство так и ислам суннитского толка.
  • Гурийцы (груз. გურული) - проживают в крае Гурия, говорят на гурийском диалекте грузинского языка.
  • Картлийцы (груз. ქართლელი) - проживают в исторической области Картли, говорят на картлийском диалекте грузинского языка.
  • Кахетинцы (груз. კახელი) - живут в Кахети.
  • Имеретины (груз. იმერელი) - населяют край Имерети, говорят на имеретинском диалекте грузинского языка.
  • Имерхевцы - проживают в Турции, исповедуют ислам суннитского толка.
  • Ингилойцы (груз. ინგილო) - проживают на северо-западе Азербайджана, исповедуют как христианство так и ислам суннитского толка.
  • Лечхумцы (груз. ლეჩხუმელი) - жители области Лечхуми на реке Риони, говорят на лечхумском диалекте грузинского языка.
  • Джавахетинцы (груз. ჯავახი) - проживают в крае Джавахетия. говорят на Джавахетинском диалекте грузинского языка.
  • Месхетинцы (груз. მესხი) - этнографическая группа грузин, коренное население Месхети, говорят на месхском (месхетинском) диалекте грузинского языка.
  • Мохевцы (груз. მოხევე) - жители исторической области Хеви.
  • Мтиулы (груз. მთიულები) - коренное население горной области Восточно-южного Кавказа Мтиулети.
  • Пшавы (груз. ფშაველი) - проживают в Душетском районе Грузии, говорят на пшавском диалекте грузинского языка.
  • Рачинцы (груз. რაჭველი) - жители исторической области Рача (современные Онский и Амбролаурский муниципалитеты), говорят на рачинском диалекте грузинского языка
  • Тушинцы (груз. თუში)
  • Ферейданцы (груз. ფერეიდნელი) - проживают в Западном Иране, исповедуют ислам шиитского толка.
  • Хевсуры (груз. ხევსური) - жители районов Грузии, пограничных с Чечнёй и Игнушетией, коренное население горной области Хевсурети.
  • Чвенебури (груз. ჩვენებური) - проживают в Турции, исповедуют ислам суннитского толка.

Мегре́лы (мегр. მარგალი, марга́ли; груз. მეგრელები: мегреле́би) - самая большая по численности субэтническая группа грузинского народа На юге от мегрелов живут гурийцы, на востоке имеретинцы, на севере сваны, а на северо-западе - абхазы. Мегрелы крайне музыкальны - среди их напевов есть очень мелодичные (записаны с приложением нот X. Гроздовым в«Сборнике материалов для описания местностей и племен Кавказа», XVIII, 1894); свои песни они исполняют под аккомпанемент грузинского народного инструмента чонгури. Кроме песен, народное творчество мегрелов выразилось ещё в сказках; ряд их в русском переводе записан Ш.

Мегрелы исповедуют православие и принадлежат к Грузинской православной церкви.

В позднем Средневековье мегрелы пользовались относительной самостоятельностью от Имеретинских царей (княжество Мегрелия) и имели собственную династию владетельных князей (Дадиани). В 1803 году владетель Мегрельского княжества вступил в российское подданство. С1857 года введено российское управление. Упразднено княжество было в 1867 году и вошло в состав Российской империи (Кутаисская губерния) . Князья Дадиани(светлейшие князья Мингрельские) впоследствии стали частью российского дворянства (после ликвидации княжества в 1867).

Сваны

Сва́ны (груз. სვანები) - основное, коренное население в Местийском и Лентехском районах на северо-западе Грузии, объединяемых в историческую область Сванетия - говорят на грузинском и на отдельном сванском языках, относящихся к картвельской семье.

Лазы

Лазы (груз. ლაზები) - проживают на северо-востоке Турции, на территории исторической области Лазистан. Лазы говорят на грузинском и родственном мегрельскому - лазском языке, относящемся к картвельской семье, а также на турецком языке.

Религия

Грузинская православная церковь (официально: Грузинская Апостольская Автокефальная Православная Церковь ; груз. საქართველოს მართლმადიდებელი სამოციქულო ეკლესია) - автокефальная поместная православная церковь, имеющая шестое место в диптихах славянских поместных Церквей и девятое в диптихах древних восточных патриархатов. Одна из древнейших христианских церквей в мире. Юрисдикция распространяется на территорию Грузии и на всех грузин, где бы они ни проживали. По преданию, основанному на древней грузинской рукописи, Грузия является апостольским жребием Божьей Матери. В 324 году трудами святой равноапостольной Нины христианство стало государственной религией Грузии. Церковная организация находилась в пределах Антиохийской Церкви. Сложным является вопрос получения грузинской церковью автокефалии. По мнению историка грузинской церкви, священника Кирилла Цинцадзе, Грузинская Церковь пользовалась фактической самостоятельностью со времен царя Мириана, но полную автокефалию получила лишь в XI веке от Собора созванного Антиохийским Патриархом Петром III.

Статья 9 Конституции Грузии гласит: «Государство признает исключительную роль грузинской православной церкви в истории Грузии и вместе с тем провозглашает полную свободу религиозных убеждений и вероисповедания, независимость церкви от государства».

Использованы материалы Википедии