Русские художники которые рисовали масленицу. Масленица в картинах известных художников

Некоторые авторы в центр внимания помещали гостей гуляния: Ф. В. Сычков не раз на картинах, связанных с масленицей , давал близкие планы крестьян. В произведении «Праздничный день» (1941 г.) он изображает юных девушек, ряженых для праздника и радостных. На полотне под названием «Пляска» (1911 г.) запечатлен беззаботный танец мужчины и женщины, на которых смотрят любопытные прохожие. Картина наполнена людьми так густо, что пейзаж практически полностью отсутствует.

Живописные творения русских мастеров XIX-XXI вв. дают нам возможность представить, как проходили народные гуляния в каждый из дней масленичной недели. Например, Ф. В. Сычков в картине «Праздничная забава» (1911 г.); А. С. Степанов в «Катании на масленицу» (1910 г.) - представляют нам веселье в конце недели - на «разгуляй», первый и самый веселый день широкой масленицы, начинающейся в четверг и завершающейся в воскресенье.

Гравюра конца XIX века К. Крыжановского (по рисунку Н. И. Соколова) «Прощеный день в крестьянской семье» - воспроизводит эпизод из заключительного дня масленичной недели. На смену торжеству приходит тихая семейная картина, на которой все члены семьи в рамках обряда просят прощения друг у друга.

Некоторые авторы в центр внимания помещали гостей гуляния: Ф. В. Сычков не раз на картинах, связанных с масленицей, давал близкие планы крестьян. В произведении «Праздничный день» (1941 г.) он изображает юных девушек, ряженых для праздника и радостных. На полотне под названием «Пляска» (1911 г.) запечатлен беззаботный танец мужчины и женщины, на которых смотрят любопытные прохожие. Картина наполнена людьми так густо, что пейзаж практически полностью отсутствует.

Другие живописцы воспроизводили в своих картинах все полотно празднества: К.Е. Маковский «Народное гуляние во время Масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге» (1869 г.), А.М. Знак «Проводы зимы в старом Красноярске» (1996 г.), несмотря на большую временную дистанцию, сходным образом вписывают масленичную ярмарку и ее посетителей в городские стены. Хотя пространство у Адмиралтейства более наполнено людьми и зданиями, а у Знака заснеженная природа будто укрывает горожан со всех сторон.

Прощание с зимой на масленицу у Кустодиева

Среди этих авторов стоит отметить Бориса Михайловича Кустодиева (1878 - 1927 гг.). - одного из талантливейших художников начала XX века, не раз изображавшего масленичные гуляния на своих полотнах. Впервые обратившись к данной теме в 1916 году с серией картин «Масленица» накануне революций и в разгар Первой мировой войны, творец отражает беззаботную радость простых людей, прощающихся с холодами в еще полновесных зимних пейзажах.

В «Масленице» (1916 г.), которая сейчас выставлена в Русском музее в Санкт-Петербурге, пространство очень объемно. Картина будто наполнена зимним холодным воздухом, который сливается с закатным небом. Оно окрашено розовато-золотым предвечерним светом, разливающимся на лежащие под ним декорации праздника. Виднеются заслоненные снегом разноцветные фасады домов и церквей, уходящих вдаль.

Масленица становится основным сюжетом и в более поздних одноименных картинах 1919 и 1920 гг. Каждая из них выхватывает новую частичку праздника, чтобы представить ее публике. На картине 1919 год навстречу нам, входя в тень, по улице городка мимо театра и карусели несется лихая тройка и видны несколько других упряжек позади. В 1920 г. на передний план выносятся дети, катающиеся на санях вниз по скату, а золотая тройка под ярким солнцем несется позади, мимо все тех же аттракциона и балаганного театра.

Его живописные произведения возвращают зрителей к традиционной русской жизни. Как на картинке рисуются счастливые катания на санях, ярмарочное веселье на морозном воздухе подходящей к концу зимы, такой же, как и любая другая, в противовес всем изменениям, которые происходили в стране и в жизни самого Б.М. Кустодиева в период написания полотен.

Даже портрет известного исполнителя Ф. И. Шаляпина на картине «Портрет Шаляпина» (1921 г.) художник выполняет на фоне сочно исполненных масленичных гуляний под кронами заснеженных деревьев, развернувшихся прямо за спиной артиста. Преобладающими в пейзаже оказываются золотые оттенки ярмарочных домиков, горок и павильонов, вступающие во взаимодействие с искрящимся светом снегом, покрывающим все вокруг.

Люди же на улице расширяют цветовую палитру картины своими разноцветными одеяниями, добавляя тона синего, сиреневого, красного и их смешения. Постоянное возвращение к теме масленицы говорит о большой привязанности и любви живописца к этому празднику, к той излучаемой торжеством радости, которая просвечивается через все его творения.


«Масленица в картинах русских художников»

Для того чтобы лучше представить, как празднование Масленицы проходило больше столетия тому назад, мы предложили посмотреть картины известных художников. Это пропитанное русским духом, национальным колоритом, праздничное веселье не могло не найти отражения в работах русских художников- Л. Соломаткина «Масленица», А. Степанова « Катание на Масленицу», П. Грузинского « Масленица», Ф. Сычкова « Катание с гор», К. Маковского «Народное гуляние во время Масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге»

С картин Б. Кустодиева на нас взглянули -деревенские женщины в ярких платках и юбках, гармонисты, лоточники, купцы и купчихи - постоянные участники праздника и персонажи его картин.

Рассмотрели картину В. Сурикова "Взятие снежного города", в которой художник изобразил старинную казачью игру, издавна устраиваемую в Сибири на Масленицу.

Посетители филиала познакомились с книгами Русского музея: «Праздники по-русски», « Из русской жизни XVIII- начало XX века».

«Масленица в картинах русских художников»

Для того чтобы лучше представить, как празднование Масленицы проходило больше столетия тому назад, мы предложили посмотреть картины известных художников. Это пропитанное русским духом, национальным колоритом, праздничное веселье не могло не найти отражения в работах русских художников- Л. Соломаткина «Масленица», А. Степанова « Катание на Масленицу», П. Грузинского « Масленица», Ф. Сычкова « Катание с гор», К. Маковского «Народное гуляние во время Масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге»

С картин Б. Кустодиева на нас взглянули -деревенские женщины в ярких платках и юбках, гармонисты, лоточники, купцы и купчихи - постоянные участники праздника и персонажи его картин.

Рассмотрели картину В. Сурикова "Взятие снежного города", в которой художник изобразил старинную казачью игру, издавна устраиваемую в Сибири на Масленицу.

Посетители филиала познакомились с книгами Русского музея: «Праздники по-русски», « Из русской жизни XVIII- начало XX века».


Со времён старинных, давних - праздник Солнца к нам спешит.
Он один из самых ранних в окна вешним днём глядит.
Это Масленица мчится вдоль по улицам родным.
Пьёт, гуляет вся станица, ест блины куском большим:
Со сметаной и нардеком, с рыбой, мясом и икрой…

Стихи: Ираида Мордвина

Юрий Верещагин. Большоя масленица

Вот и наступила Масленичная неделя - ещё один прекрасный повод
для веселья, прогулок, встреч с родными и друзьями!
Масленица - исконно русский праздник, сохранившийся ещё с языческих времен.


Борис Михайлович Кустодиев. Масленица (Масленичное катание). 1919

Начинаются масленичные гулянья за 8 дней до Великого Поста и знаменуют собой проводы зимы. В старину эта неделя была буквально переполнена праздничными делами.

Сергей Юрьевич Судейкин. Масленичный Петрушка

Обрядовые и необрядовые действия, традиционные игры и затеи до отказа заполняли все дни.

Петр Николаевич Грузинский. Масленица. 1889

Сил, энергии, задора хватало на всё, поскольку царила атмосфера раскрепощенности, всеобщей радости и веселья.

Константин Егорович Маковский
Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге. 1869

Конечно, это пропитанное русским духом, национальным колоритом, праздничное веселье не могло не найти отражения в работах русских художников. Несколько раз к теме Масленицы обращался Борис Кустодиев.

Борис Михайлович Кустодиев. Зима. Масленичное гулянье. 1919

Масленица у него представлена в разных вариантах, но с одинаковой степенью талантливости и точной передачей своеобразного колорита празднества.

Борис Михайлович Кустодиев. Зима. Вариант картины «Масленица». 1916

Корабельников Алексей. Блины с икрой

Да и сегодня, этот замечательный, яркий и красочный праздник, не обходит вниманием художников.

Шибанов Евгений Николаевич

Югова Людмила. Блинчатый натюрморт...

Интересные картины из цикла «Псковская Масленица» Игоря Шаймарданова - главного художника театра «Молодой человек» в Ижевске.

«Я часто бывал на псковских масленицах: и на Октябрьской площади, и в Финском парке. Все чем-то запоминались: был и праздник, и веселье. Вдохновляли массовые сцены.

Эта тема неисчерпаемая, благодатная для сюжетного фигуративного художника. Театральный художник, мне кажется, всегда немного режиссер...

А так как он не решается браться за постановки, то находит себе отдушину на холсте. Вот уж там он, как хочет, двигает народные массы. Такая «Псковская Масленица»...

Псков заслуживает такой особенности даже в смысле своего географического положения: рядом зарубежные соседи, Москва, Санкт-Петербург. В эти дни, как известно, проходят карнавальные праздники по всей Европе.

Как было бы здорово, если бы и Псков примкнул с масленицей к этой веренице традиций и был наравне с известнейшими мировыми празднествами»

Игорь Шаймарданов

Изучая художественные полотна, мы сталкиваемся с редким явлением: у разных русских художников есть картина «Масленица».

В.Сыров. Ярмарка в Здемирово. 1998-1999 гг.

Александр Николаевич Бенуа. Масленица. XX век

Петр Фролов. Масленица. 2010-е

Павел Николаевич Филонов. Масленица

Франс Халс. Весельчаки на масленице. 1617

Праздник «Масленица», похоже, был в чести во все времена. На картинах старых мастеров мы видим сюжета этого действа.

Питер Брейгель Старший. Битва Поста и Масленицы. 1559

В последний день карнавала в нидерландских городах и сёлах устраивалась шуточная битва Масленицы и Великого Поста. К уличному представлению готовились заранее, шили костюмы, устраивали репетиции, готовили угощение. На картине в центре площади разгорается шуточная битва между свитой Масленицы и поклонниками Поста.

Питер Брейгель Старший. Битва Поста и Масленицы. Фрагмент. 1559

Масленица, пузатый толстяк в колпаке, восседает на большой бочке из-под вина. Он держит перед собой вертел с нанизанными на него свиной головой и курицей. Воплощение Поста - худощавый человек в балахоне. Он протягивает по направлению к Масленице свое оружие - лопату на длинном черенке, на которой сиротливо лежат две селёдки.

Егорова Галина. Масленица.

Как видим, картины художников «Масленица» разнообразны по жанру и исполнению.

Анна Черкашина. Масленица. 2002 г.

Багров Виктор Юрьевич. Блины.

Пейзажи и натюрморты, портретные зарисовки, стилизация под народный лубок в работах мастеров отечественной живописи не только приоткрывают отдельные моменты культуры, быта и верований предков, но и приближают прошлое, делая его понятным и родным.

Борис Михайлович Кустодиев. Масленица. 1919

Искусство, словно машина времени, переносит нас из одной эпохи в другую,
не позволяя потерять связь со своими корнями и заставляя в который раз почувствовать свою кровную связь со всем человечеством.

Панкратьева Валентина. Кружевная масленица

Пусть к вам Масленица в дом придет с лакомым блином,
Солнце комнату займет, счастья искорку зажжет.

Сочивко Сергей. Масленица

Всем, кто зиму провожает, праздник этот предвещает,
Что веселье лишь вас ждет, что удача лишь грядет!

Андреева Мария (shambala)

Масленица - исконно русский праздник, сохранившийся ещё с языческих времен. Начинаются масленичные гулянья за 8 дней до Великого Поста и знаменуют собой проводы зимы.

В старину эта неделя была буквально переполнена праздничными делами; обрядовые и необрадовые действия, традиционные игры и затеи до отказа заполняли все дни. Сил, энергии, задора хватало на всё, поскольку царила атмосфера раскрепощенности, всеобщей радости и веселья.

Интересно, что в древности Масленица продолжалась две недели и приходилась на март. В 1698 году, патриарх сократил время этого праздника до одной недели. Так что после этого праздник приобрел своё новое "расписание".

Каждый день Масленицы имел свое название, за каждым закреплены были определенные действия, правила поведения:

понедельник - "встреча"
вторник - "заигрыши"
среда - "лакомка"
четверг - "разгул", "перелом"
пятница - "тещины вечерни"
суббота - "золовкины посиделки"
воскресенье - "прощенный день".

Вся же неделя именовалась "честная, широкая, весёлая: барыня-масленица, госпожа масленица".

Конечно, это пропитанное русским духом, национальным колоритом, праздничное веселье не могло не найти отражения в работах русских художников. Давайте же взглянем на эти замечательные, яркие и красочные, картины:

Несколько раз к теме Масленицы обращался Борис Кустодиев :

П. Н. Грузинский "Масленица", 1889 г.

К. Е. Маковский " Народное гуляние во время Масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге", 1869 г.

А.Черкашина. "Масленица", 2002 г.

Н. Фетисов "Широкая Масленица", 1990 г.

В. Белых "Собор Александра Невского. Масленица", 1908 г.

В.И Суриков " Взятие снежного города", 1891 г.

С.Кожин. Масленица. "Проводы зимы. Россия XVII век", 2001 г.



В этом году Масленица выпала на последнюю неделю февраля, с 20-го по 26-е. Издавна на Руси было принято отмечать этот праздник широко и с размахом. Народные гуляния длились всю неделю и сопровождались многочисленными играми и забавами. Кулачные бои «стенка на стенку», взятие снежного городка, катание на тройках и на санках и т. д. Картины известных русских художников позволяют представить, как празднование Масленицы проходило больше столетия тому назад.




«Взятие снежного городка» - одна из самых известных работ В. Сурикова, на которой запечатлена старинная народная забава: на льду реки из снега сооружали крепость с башнями и воротами, участники разделялись на защитников и нападающих. Отбивались снежками, хворостинами и метлами. Победителя, который первым врывался в крепость, ожидало испытание - купание в проруби. Эта старинная казачья игра издавна устраивалась в Сибири на Масленицу.




Катание на тройках и санях - еще одно излюбленное развлечение народа в масленичную неделю. Б. Кустодиев посвятил этой теме несколько своих картин. Современные критики называют бесспорным преимуществом работ Кустодиева изящное соединение принципов лубка и венецианской живописи эпохи Возрождения. А современники художника считали это недостатком: покупка «Масленицы» (1916) Академией художеств сопровождалась скандалом - часть членов совета высказалась против приобретения этого «лубка, не имеющего отношения к искусству».







Кустодиев выбранную манеру письма объяснял так: «Я считаю пестроту, яркость именно весьма типичной для русской жизни». Расписные сани, лихие тройки, народные театры и балаганы, разноцветные карусели - неизменные атрибуты Маслениц Кустодиева. Деревенские женщины в ярких платках и юбках, гармонисты, лоточники, купцы и купчихи - постоянные участники праздника и персонажи его картин.



Картины Кустодиева создавались в сложный и для страны, и для самого художника период - 1916-1920 гг., время революции и Гражданской войны. Кустодиев был тяжело болен, он писал эти картины в инвалидном кресле, превозмогая боль. Художник по памяти воссоздает сюжеты веселых народных праздников, словно противопоставляя их бедам, кровопролитию и болезням.



П. Грузинский. Масленица, 1





Тот же сюжет - катание на тройках по заснеженным деревенским улицам - изобразил на картине «Масленица» П. Грузинский. Той же теме посвящены картины В. Белых и А. Степанова. А Л. Соломаткин написал сцену катания на ледяной горке. Чтобы соорудить горку, скатывали снежные комья и складывали их в кучу, утрамбовывали снег и затем заливали горку холодной водой.







Еще одна традиция, существовавшая на Руси издревле, - рукопашный бой. Кулачные бои «стенка на стенку» были популярной забавой на Масленицу - перед постом люди стремились не только вдоволь напиться-наесться, но и дать волю кулакам. Это было имитацией сражения двух отрядов противника на настоящем поле боя. К месту стычек собирались зрители, а с ними - коробейники с товарами и сбиточники с горячим медом и пивом. Бой открывался «задиранием», «заигрышем», «затрогиванием», которое нередко продолжалось более часа: противники настраивались на схватку, выкрикивая боевые кличи и насмехаясь над соперником. В Москве бои проходили на покрытой льдом Москве-реке у Бабьегородской плотины, у Симонова и Новодевичьего монастырей и на Воробьевых горах, в Петербурге - на льду Невы и Фонтанки.