Проблема выражения чувств к родителям аргументы. Аргументы по проблеме взаимоотношения родителей и детей

Спектакль и рассказ

II Основная часть

1) Общая идея произведений

2) Мои впечатления.

3) Реальность и художественный вымысел.

4) «Вечная» проблема.

5) Влияние воспитания в семье

6) Яблоко от яблони.

Взаимоотношения в семье.

Отправной точкой для обсуждения на уроке проблемы взаимоотношений родителей и детей стал просмотр сцены из спектакля Московского тетра «Современник» «Мама-папасынсобака» и чтение рассказа Н. Аксёновой.

Спектакль и рассказ объединяет идея о том, что зачастую дети воспринимают любовь своих родителей как должное, сожалеют о своём невнимании к родителям, непослушании и проступках порой слишком поздно.

Визжащие актёры в клоунских костюмах с поролоновыми ушами вызвали у меня резко негативную реакцию, в то время как рассказ Н.Аксёновой пробудил тёплые чувства и светлую грусть.

История о девочке, которая стеснялась внешности своего отца, пока не узнала, что ради неё он готов всё отдать, очень трогательна и поучительна. Однако в реальной жизни не всегда случаются столь драматичные ситуации, поэтому детям сложнее осознать силу любви и готовность к самопожертвованию своих родителей.

Тема взаимоотношений родителей и детей сложна и многогранна, является одной из «вечных» проблем поколений, что нашло отражение в художественных произведениях разных эпох. Мнения «отцов» и «детей» могут не совпадать по вопросам воспитания и образования, выбора профессии, спутника жизни, и так далее.Но даже тогда, когда дети, как им кажется, планируют свою жизнь по собственному усмотрению, живут своим умом, на самом деле они всё равно реализуют модель поведения своих родителей. Здесь можно привести примеры как положительные, так и отрицательные.

Родители Маши Мироновой – героини повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» — погибли от рук пугачёвцев, не запятнав честь предательством и малодушием. И сама Маша отважно отправилась в столицу, чтобы перед императрицей защитить честь своего жениха Петра Гринёва.

Госпожа Простакова из комедии Д.И.

Фонвизина «Недоросль» относится неуважительно ко всем, перед кем нет необходимости заискивать. Сына Митрофанушку она балует без меры и превозносит не по заслугам. Казалось бы, это тоже проявление родительской любви, но результат совсем иной. Обожаемый сыночек в маму груб и невежествен, её же и гонит: «Да отвяжись, матушка, как навязалась…»

Я считаю, что проблемы взаимоотношений в семье можно решить, если существует взаимопонимание. Для родителей нет ничего важнее, чем счастье их детей, а дети должны помнить, что никто их не будет поддерживать так, как родители.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) — начать подготовку

www.kritika24.ru

Проблема взаимоотношений поколений в русской литературе

Проблема взаимоотношений поколений считается одним из вечных вопросов морали. Время ускоряет свой ход, люди же не успевают за ним. Социальные институты, кодексы, нормы хранят в себе традиции прошлого. Веяния же сегодняшнего дня, не говоря уже о будущем, превращаются в бурю в затхлом склепе минувшего.

В данной статье мы постараемся осветить не только взаимоотношения поколений, но и проработку этого вопроса в произведениях русских писателей.

Суть и истоки проблемы

Сегодня в нашем стремительно мчащемся мире в условиях тотальной глобализации проблема взаимоотношений поколений становится ощутимо острой. Создается впечатление, что дети отдаляются от родителей не на один, а на несколько шагов сразу.

Особенность борьбы нового со старым в том, что первое не всегда выходит из нее победителем. У взрослых есть больше рычагов влияния, уверенность в своей непоколебимой правоте, потребность быть авторитетом и руководителем для ребенка.

Далее мы рассмотрим эту проблему с точки зрения ученых-психологов, а также узнаем, как ее видели писатели в девятнадцатом и двадцатом веках. Особенно интересен материал будет школьникам, которые готовятся к экзаменам. Часто одной из тем бывает следующая: «Проблемы взаимоотношений между поколениями». Сочинение по этому заданию вы с легкостью напишите после прочтения данной статьи.

Сегодня акцент переместился с опыта старших поколений на достижения сверстников. Практически все знания от родителей ребенок получает уже в «устаревшем» виде. В наши дни срок жизни новшества иногда колеблется в пределах нескольких дней или часов.

В юношеском возрасте парни и девушки вынуждены проходить своеобразный этап инициации. Им нужно научиться контролировать эмоции, стать рассудительными и мудрыми. Это называется «повзрослеть». Сложность в том, что с ускорением темпа жизни родители часто сами еще не до конца оформились в целостную зрелую личность. Или их образ годится только для героев романа девятнадцатого века.

Проблема в том, что часто родители даже не могут подсказать отпрыскам, как правильно поступить в той или другой ситуации. Ведь они никогда не проводили молодость в условиях настоящего времени. То, что раньше считалось революционным, сегодня молодежь относит к эпохе каменного века.

Давайте разберемся в вопросе разногласий между родителями и детьми. Как его видят психологи и писатели?

Что говорят психологи

Если задание касается проблемы взаимоотношений между поколениями, сочинение можно начать с мнения специалистов по этой теме.

Сейчас мы с вами поговорим о некоторых исследованиях, проведенных учеными, чтобы изучить психологию взрослого поколения. Они считают, что главная проблема кроется в неспособности старших понять свою несостоятельность в вопросах воспитания.

Оказывается, что самодовольство и уверенность в том, что прошлый жизненный опыт является эталоном, по которому следует мерить «правильность» ребенка, служит фундаментом для раздоров. Получается, что взрослые говорят на одном языке, а дети — совершенно на другом.

Причем, с точки зрения психологов, проблема взаимоотношений поколений зачастую исходит именно со стороны родителей. Самая частая жалоба от детей: «Они меня не хотят слышать».

Были проведены эксперименты для подтверждения этой гипотезы. Мы приведем описание и результаты одного из них.

В школе предложили ученикам десятого класса оценить себя по пятибалльной шкале. Измерять нужно было внутренние качества, такие как доброта, коммуникабельность, инициативность и прочие. Второе задание заключалось в том, чтобы определить, как эти же их качества оценят родители. Старшее поколение попросили оценить своих детей, а потом спрогнозировать их самооценки.

В итоге получилось, что дети точно представляют себе, что о них думают родители, а отцы и матери, в свою очередь, совершенно ничего не знают о своих отпрысках.
Остальные исследования доказали, кроме этого момента, еще ряд сложностей в отношениях детей и взрослых. Так, было выявлено, что ребенок более откровенен с матерью, чем с отцом. Второй неприятный момент заключается в том, что многие вещи, которые интересуют подростка, не принято обсуждать в нашем обществе.

Темы чувств, открытости, половой жизни ставят непреодолимый барьер между поколениями в семье. Подобный поворот событий приводит к формальному общению и рутинизации отношений.

Тургенев, «Отцы и дети»

По мнению многих критиков, наиболее полно освещена проблема взаимоотношений поколений в романе «Отцы и дети». В принципе, здесь ей уделено наибольшее внимание, но вы вскоре убедитесь, что есть и другие произведения, в которых затронут этот вопрос.

Иван Сергеевич в своем романе показывает не просто противостояние отца и сына в отдельно взятой семье. Здесь изображается проблема взаимоотношений поколений, поскольку Кирсанов и Базаров не являются родственниками.

Первый молод, нигилист, демократ и революционер. Павел Петрович же показан монархистом и аристократом до мозга костей. Столкновение их мировоззрений и положено в основу сюжета.

Мы видим, что Евгений Базаров склонен все отрицать, ставя науку превыше всех остальных ценностей. Изображение пейзажа Швейцарии, например, ему интересно только с геологической точки зрения. Он прагматичен, пытается доказать преимущество новых взглядов. Однако в конце Евгений погибает с мыслью о том, что Россия его не приняла.

Антагонистом Базарова является Кирсанов. Он любит рассуждать о «русской идее», простоте мужицкой жизни. Но на деле все его слова оказываются иллюзией. Он склонен только болтать об этом, поступками же показывает обратное.

Как и многие другие писатели девятнадцатого века, Иван Сергеевич Тургенев оказывается на стороне молодого поколения. Он показывает через призму романа агонию старого мировоззрения и рождение в муках новой философии общества.

Толстой, «Война и мир»

Далее нами будет рассмотрена проблема взаимоотношений поколений в романе «Война и мир». Здесь Толстой, будучи тонким знатоком человеческих душ и мотивов поведения, показывает три разных семьи. У них различное социальное положение, ценности и традиции. На примере Болконских, Курагиных и Ростовых мы видим практически всю палитру российских горожан девятнадцатого века.

Однако в романе показаны не только отношения между разными поколениями, но и трения различных слоев общества. Болконский, например, детей воспитывает в рамках служения Отечеству. Честь и пользу для других людей он ставит превыше всего. Такими вырастают Андрей и Мария. Однако старый князь часто перегибал палку в воспитании, о чем он сокрушается на смертном одре.

Курагины же показаны полной противоположностью Болконским. Это карьеристы, которые превыше всего ставят общественное положение. На их примере иллюстрируется холодное отношение родителей к детям. Отсутствие чувственности и доверительности становится естественным и для Элен с Анатолем.

Фактически Толстой показывает с помощью семьи Курагиных пустых людей, которых интересуют исключительно материальные ценности и внешний блеск.

Полной противоположностью являются Ростовы. Здесь изображается идеальная семья. Родители полностью поддерживают Николая и Наташу. Дети всегда могут обратиться к ним за помощью, когда она им нужна. Этот род полностью отличается от аристократичных Болконских и от карьеристов Курагиных.

Таким образом, в первых двух упомянутых нами произведениях наиболее полно раскрыта проблема взаимоотношений поколений. Сочинение (ЕГЭ) лучше всего будет написать, отталкиваясь именно от этих романов.

Паустовский, «Телеграмма»

Когда обсуждается проблема взаимоотношений между поколениями, аргументы «из жизни» будут самыми лучшими. Рассказ Константина Паустовского затронет наиболее болезненные струны человеческой души. В нем освещается ситуация, когда дети забывают своих родителей.

Это вторая крайность, в которую может впасть семья. Зачастую причиной является не столько проблема воспитания, сколько пагубные моменты общественного влияния.

Иногда неподготовленные к агрессии реального мира подростки попадают в водоворот чужих целей. Они живут идеалами других людей и теряют себя. Если у родителей не получилось с детства приучить ребенка к тому, что дома его примут в любом состоянии, то молодой человек отдалится.

Таким образом, перед нами появляется многогранная проблема взаимоотношений поколений. Аргументы в пользу правильного воспитания и прочих превентивных мер можно приводить, но лучше показать ужасные последствия углубляющейся пропасти.

Именно такие примеры мы и видим в произведениях многих писателей. В «Телеграмме», в частности, дочка опоздала. Когда девушка опомнилась и приехала навестить мать в деревню, она застала только могильный холмик и простенькое надгробие.

Паустовский показывает, что гордость, затаенная злоба и другие барьеры, препятствующие теплым отношениям между родными, всегда ведут к трагедии «обиженного». Поэтому лучшим способом решения проблемы взаимоотношений между поколениями будет прощение и искреннее желание понять собеседника.

Гоголь, «Тарас Бульба»

Достаточно остро проблема взаимоотношений поколений в русской литературе встает и в произведении Гоголя. Он обращается к неожиданной и ужасной стороне реализации этого момента.

В повести иллюстрируется убийство отцом своего ребенка в угоду собственному чувству чести и гордости. Тарас Бульба не смог простить и пережить измену идеалам со стороны Андрея. Он мстит ему за то, что юноша вырос не тем, кем его воспитывали.

С другой стороны, он карает поляков за смерть младшего сына – Остапа.

Таким образом, в этом произведении мы видим горькую правду реальности. Отцы редко стремятся к тому, чтобы понять своих детей. Они всего лишь хотят реализовать в них свое понятие «идеальной жизни».

Именно поэтому и является вечной проблема взаимоотношений поколений. Аргументы русских писателей в пользу невозможности ее решения вы найдете в нашей статье. Далее мы рассмотрим разные сферы этого вопроса.

Но после прочтения большинства произведений и исследований остается впечатление, что вместе с возрастом у людей просыпаются на генном уровне идеалы домостроя.

«Старший сын» — пьеса и фильм

Нами сейчас обсуждается проблема взаимоотношений поколений (ЕГЭ нередко включает ее в перечень заданий). Давайте рассмотрим комедию Вампилова «Старший сын». Она написана в конце шестидесятых годов двадцатого века.

Значимость произведения в том, что здесь переплетаются несколько поколений. Мы видим отношения между тремя: отцами, взрослыми и младшими детьми.

Суть комедии заключается в невинной шутке, которая переросла в значимый этап жизни целой семьи. Два друга (Бусыгин и Сильва) задерживаются допоздна в чужом городе, опаздывают на транспорт. Они — в поисках ночлега.

В городе они встречаются с семьей Сарафанова. Сильва рассказывает их новому знакомому о том, что Бусыгин его сын. Мужчина принимает сообщение за чистую монету, потому что у него «был грешок молодости».

Суть произведения заключается в том, что Бусыгину приходится стать связующим звеном между отцом и детьми, которые не ставят ни во что своего родителя.

Мы видим уже достаточно созревшего «младшенького» Васеньку, который из ревности сжигает жилье Натальи. Нина, названная сестра Бусыгина, хочет бежать с женихом на Дальний Восток, но новоявленный брат ее удерживает.

Повинуясь порыву чувств, обманщик во всем признается. В произведении все заканчивается хорошо. Но главный акцент все-таки поставлен. Ситуация создана в комической форме для удобного восприятия и комфортного введения в комедию «друга семьи».

Именно через призму стороннего взгляда на семью вскрывается проблема взаимоотношений поколений. Сочинение Вампилова в корне отличается от подобных произведений девятнадцатого и восемнадцатого веков. Именно здесь мы видим ту картину, которая существует и в наше время.

Традиции домостроя уже фактически изжили себя, но мягкость и бездумная любовь многих родителей играет с ними злую шутку, когда дети подрастают.

Грибоедов и Фонвизин

Проблема взаимоотношений поколений в «Горе от ума» раскрывается на примере Фамусова и Чацкого. Давайте детальнее познакомимся с этими символичными образами.

Старое поколение характеризуется поклонением чинам, богатству и положению в обществе. Оно боится, не понимает и ненавидит новые веяния. Фамусов застрял в мещанском мировоззрении прошлого века. Единственное его стремление — найти для дочери зятя с чинами да звездами на груди.

Чацкий же являет собой полную противоположность Павлу Афанасьевичу. Он не только на словах обличает домостроевские устои прошлого, но и всем поведением показывает испорченность старого и мощь нового мировоззрения.

Молчалин же является сверстником Чацкого, но контрастирует с ним в мыслях, целях и поведении. Он прагматичен, двуличен и лицемерен. Превыше всего для него — теплое и денежное местечко. Именно поэтому молодой человек во всем угождает Фамусову, тих и скромен с Софьей.

В личной жизни у Чацкого происходит драма. Любимая девушка называет его сумасшедшим и отталкивает, предпочитая «служилого с чином». Но, несмотря на это, итог комедии читателям показан открыто. Именно «карбонарии» и бунтари придут на смену традиционному чинопоклонству и замшелости старых дворян.

В «Недоросле» также освещается проблема взаимоотношений поколений. Сочинение является потрясающей расшифровкой присказки: «Яблоко от яблони недалеко падает». Здесь мы видим отдельный аспект отношений между родителями и детьми. Воспитание, которое призвано не помочь ребенку найти себя в жизни и реализоваться, а отразить устаревшую картину мира матери.

Так, в комедии «Недоросль» мы видим результат, который получила госпожа Простакова. Она всеми силами защищала ребенка от «ненавистного» мира и испорченного общества. Учителей ему наняли только потому, что так «завещал Петр Первый». Да и педагоги у Митрофанушки не отличались ученостью.

Комедия написана в ключе классицизма, поэтому все имена в ней говорящие. Учителя Цифиркин, Кутейкин, Вральман. Сынок Митрофан, что в переводе с греческого означает «похожий на мать», да и сама Простакова.

Мы видим неутешительные результаты слепого следования мертвым догмам без малейшей попытки их осмысления.

Противостоят старым традициям Стародум, Правдин и некоторые другие персонажи. Они отражают стремление нового общества видеть в человеке душу, а не пустую золоченую оболочку.

Как результат конфликта, мы получаем совершенно беспощадного, жадного и глупого «недоросля». «Не хочу учиться, а хочу жениться», – вот наиболее точное отражение его сути.

Освещение проблемы в произведениях Пушкина

Один из вечных нравственных вопросов – это проблема взаимоотношений поколений. Аргументы из жизни современного общества редко полностью соответствуют литературным образам. Наиболее близкая ситуация упоминается в «Старшем сыне», о котором мы говорили ранее.

Сочинения же классиков девятнадцатого века часто полезны молодежи только в глобальном плане. Общие этические и моральные темы, которые затронуты в них, будут актуальными еще не одно столетие.

Проблемы взаимоотношений между поколениями в произведениях Пушкина освещаются много раз. Примеры можно привести следующие: «Капитанская дочка», «Станционный смотритель», «Борис Годунов», «Скупой рыцарь» и некоторые другие.

Александр Сергеевич, скорее всего, не ставил перед собой цель отразить именно этот конфликт, как Толстой и Тургенев. Столкновение поколений является частью повседневности еще со времен первобытных людей. Просто со временем разрыв между родителями и детьми становится все больше. На это влияет прогресс, смена социальных ценностей, глобализация и многие другие факторы.

В частности, в «Станционном смотрителе» ситуация похожа на ту, которую впоследствии осветил Паустовский (об этом мы говорили выше). Здесь дочка Самсона Вырина сбегает из отчего дома с гусаром. Она попадает в городское общество, становится богатой и респектабельной барыней.

Когда отец ее находит, он не узнает и не хочет принимать новый образ дочери. Самсон возвращается на станцию, где спивается и погибает. Здесь конфликт формируется ввиду разного смысла, который герои вкладывают в понятие «счастье».

В «Капитанской дочке» мы видим совершенно другую картину. Здесь Петр Гринев намертво запомнил традиционные поучения отца. Следование этим правилам помогло ему сохранить лицо и честь в сложных ситуациях.

Старый барон в «Скупом рыцаре» теряет собственного сына, поскольку привержен старым мещанским устоям. Он не желает менять закостенелое мировоззрение, феодальные взгляды. В этом сочинении мы видим слишком большую пропасть между отцом и сыном. В результате происходит окончательный разрыв связей.

Островский, «Гроза»

Как вы уже убедились, если в сочинении должна быть затронута проблема взаимоотношений поколений, аргументы (литературные, жизненные и прочие) легко помогут это сделать.

В завершение нашей статьи приведем еще один пример, который как нельзя лучше соответствует поставленной задаче. Сейчас мы поговорим о драме Островского «Гроза».

В этом потрясающем произведении очень ярко показано столкновение старого домостроевского и молодого поколений. Из всех действующих лиц решается противостоять закостенелому самодурству старших только главная героиня – Катерина.

Есть такое высказывание, что Россия – страна фасадов. Именно в этой пьесе данная фраза и расшифровывается в пугающей наготе. За видимым благополучием и благочестием обычного приволжского городка мы открываем для себя истинное зло, затаившееся в душах людей.

Проблема заключается не только в жестокости, глупости и ханжестве старшего поколения. Кабаниха, Дикий тиранят молодежь только тогда, когда их не видит общество. Такими действиями они всего лишь пытаются «наставить на путь истинный» своих непутевых чад. Однако сложность в том, что все знания и традиции, присущие домострою, уже давно превратились из норм поведения в ненужный груз.

Обратной стороной данного вопроса становится безвольность, слабость и скотская покорность младших, а также безразличие остальных горожан к происходящему у них на глазах.

Проблемы взаимоотношений между поколениями в драме показаны параллельно с надвигающейся бурей. Как природа стремится освободиться от накопленного, посылая живительный дождь на окаменелую почву, так и самоубийство Катерины заставляет вздрогнуть безразличные души людей.

Таким образом, мы с вами рассмотрели взаимоотношения поколений на примерах из жизни, истоки и проявления данной проблемы. Кроме того, познакомились с произведениями многих русских писателей, которые точно, остро и пугающе правдиво осветили этот вопрос.

Успехов вам, дорогие читатели! Старайтесь найти в себе силы быть лучше, чтобы не стать кабанихами, простаковыми и прочими домостроевцами.

Конфликт отцов и детей, Тендряков (ЕГЭ по русскому)

Проблем в современном мире очень много. Одна из них- проблема возникновения конфликта между отцами и детьми. Именно о ней в своем тексте рассуждает советский писатель В. Ф. Тендряков.

Автор говорит о том, что для подростка наступает такое время, когда каждая семья начинает казаться ему неблагополучной, «в ее рамках ребенку становится тесно». Также писатель подчеркивает вспыльчивость и раздражительность детей в эти периоды, они чаще уходят из дома, их многое выводит из себя.

По мнению В. Ф. Тендрякова, сакраментальный конфликт отцов и детей родился не вчера. Ребенок пытается самостоятельно освоить окружающий мир, стремится к независимости от родителей, а из-за этого происходят неизбежные ссоры.

С позицией автора невозможно не согласиться. Дети и родители часто не понимают друг друга, не прислушиваются к мнению одной из сторон. Из-за этого возникают проблемы и конфликты, которые портят их взаимоотношения. Чтобы доказать правильность данной точки зрения, обратимся к примерам из литературы.

Так, В комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» сталкиваются представители минувшего и нынешнего века, которые придерживаются абсолютно разных взглядов. Главный герой наполнен возвышенными идеями, протестует против старых порядков. Чацкий борется за свободу, ум,культуру, патриотизм. Представителем минувшего века является Фамусов, для которого самое важное в жизни- чин, служебное положение.

Герои противостоят друг другу, конфликт неизбежен.

И.Тургенев в своем романе «Отцы и дети» также рассуждает о проблеме возникновения конфликта между отцами и детьми. Здесь сталкиваются поколения старого и нового века. На фоне этого конфликта изображены взаимоотношения нигилиста Базарова с его родителями. Он не понимает своих чувств к ним. С одной стороны, в порыве откровенности герой признается Аркадию, что любит их, однако в противовес этому презирает «глупую жизнь отцов». Базаров не уважает мнение своих родителей и их взгляды на мир. Он умирает, но родители, несмотря на черствое отношения сына, до сих пор любят его..

Можно сделать вывод, что сакраментальный конфликт отцов и детей родился не вчера. Дети и родители часто не понимают друг друга, не прислушиваются к мнению одной из сторон. Из-за этого возникают проблемы и ссоры, которые портят их взаимоотношения.

Аргументы к проблеме взаимоотношения родителей и детей (Аргументы ЕГЭ)

Проблема неблагодарности детей

Денис Иванович Фонвизин «Недоросль»

Проблема неблагодарности детей родителям поднимается в комедии Дениса Фонвизина «Недоросль». Госпожа Простакова-грубая женщина, помещица, готовая на все ради своего сына Митрофана. Она не заставляет его учится, не ругает его, так как видит в Митрофане только лучшие черты, что присуще каждой матери, но сын отворачивается от Простаковой в трудную минуту. Этот пример говорит о том, что есть дети, которые не ценят своих родителей, не чувствуют ответсвенности за старших, не осознают, что безразличие детей причиняет страдание родителям.

Александр Сергеевич Пушкин «Станционный смотритель»

В повести Александра Сергеевича Пушкина «Станционный смотритель» отражена на примере дочери проблема неблагодарности детей. Самсон Вырин-главный герой повести, пережил побег дочери, её равнодушие к жизни отца и потерял смысл своего существования. Дочь не приезжает к нему, и лишь только когда Самсон умирает дочь приезжает к нему на могилу.

Антон Павлович Чехов «Вишневый сад»

Проблема забытия детьми о родителях поднимается в пьесе Антона Павловича Чехова «Вишневый сад» лакей Яша, не помнит своей матери, а лишь мечтает поскорее уехать в Париж.

Он не ощущает ни с кем родственной связи, ни к кому не чувствует любви.

Проблема конфликта поколений

Иван Сергеевич Тургенев «Отца и дети»

В романе Ивана Сергеевича Тургенева поднимается проблема отношения к материнской любви, которая представлена на примере семьи Базарова. Приезжая в родной дом, Базаров сталкивается с любовью матери, которая не отдходит от него и старается угодить сыну. С одной стороны, Евгений любит их, а с другой стороны считает, что любви, даже материнской для него не существует. НО материнская любовь была сильнее всех остальных чувств Евгения, она живет даже когда герой умирает. Евгений случайно умирает не только из-за болезни, а из-за того, что он оказался отоварнным от любви, от признания своей семьи, он не выдержал испытаний, его теория оказалась не верна, она несостоятельна в жизни.

Аргументы по проблеме взаимоотношения родителей и детей

20.05.2018 ВНИМАНИЕ. Одиннадцатиклассники! Вы можете выставить свои работы как по русскому, так и по литературе на проверку в ВИП-раздел сайта. Цена перед экзаменами снижена. Подробнее >>

16,09.2017 — Сборник рассказов И.Курамшиной «Сыновний долг», в который вошли также и рассказы, представленные на книжной полке сайта Капканы ЕГЭ, можно приобрести как в электронном, так и в бумажном виде по ссылке >>

09.05.2017 — Сегодня Россия отмечает 72-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне! Лично у нас есть еще один повод для гордости: именно в День Победы, 5 лет назад, заработал наш сайт! И это наш первый юбилей! Подробнее >>

16.04.2017 — В ВИП-разделе сайта опытный эксперт проверит и выправит ваши работы: 1.Все виды сочинений на ЕГЭ по литературе. 2.Сочинения на ЕГЭ по русскому языку. P.S.Самая выгодная подписка на месяц! Подробнее >>

16.04.2017 — На сайте ЗАКОНЧИЛАСЬ работа по написанию нового блока сочинений по текстам ОБЗ. Смотреть вот здесь >>

25.02 2017 — На сайте началась работа по написанию сочинений по текстам ОБЗ. Сочинения по теме «Что такое добро?» можно уже смотреть.

28.01.2017 — На сайте появились готовые сжатые изложения по текстам ОБЗ ФИПИ, написанные в двух вариантах >>

28.01.2017 — Друзья, на Книжной полке сайта появились интересные произведения Л.Улицкой и А.Масс.

22.01.2017 Ребята, оформив подписку в ВИП-разделе в сего на 3 дня, вы можете написать с нашими консультантами три УНИКАЛЬНЫХ сочинений на ваш выбор по текстам Открытого банка. Спешите в ВИП-раздел ! Количество участников ограничено.

106.3(Отцы и дети)Взаимоотношения между двумя разными поколениями

О сложности взаимоотношений между двумя разными поколениями размышляет И.С. Тургенев.

Автор приводит диалог двух представителей старшего поколения, Павла Петровича и Николая Петровича, в котором они обсуждают своих «наследников». Первый считает, что они, родители, «гораздо правее этих господников», а «нынешняя молодежь»представляется ему надутой и самонадеянной. Второй участник разговора уверен: да, «отцам» и «детям» никогда не понять друг друга, «пилюля горька – а проглотить ее нужно». На мой взгляд, именно к этому мнению и склоняется писатель.

Позицию И.С. Тургенева определить не сложно: людям, «принадлежащим к двум разным поколениям», очень трудно понять друг друга.

Вспоминаю комедию А. Грибоедова «Горе от ума», в которой описывается столкновение общества П.Фамусова, сторонника старого порядка, главного «отца» произведения, с А. Чацким, человеком передовых взглядов, представителем «детей». Со сцены появления главного героя в доме Павла Афанасьевича Фамусова становится совершенно ясно: этим людям никогда не понять друг друга.

Проблема взаимоотношений людей, принадлежащим к разным поколениям, — одна из центральных в драме А. Н. Островского «Гроза». Здесь мы наблюдаем конфликт между молодыми жертвами «темного царства» и его старыми хозяевами, конфликт, которой не разрешит даже смерть главной героини!

Таким образом, могу сделать вывод, что людям, принадлежащим к разным поколениям, очень сложно понять друг друга.

Мы проанализировали множество текстов для подготовки к ЕГЭ по русскому языку и выявили общие закономерности в формировании проблем. К каждой из них мы подобрали примеры из литературы. Все они доступны для скачивания в формате таблицы, ссылка в конце статьи.

  1. Для родного человека не имеет значения, как ты выглядишь, как ты себя ведёшь, он будет любить тебя, несмотря ни на что. Любовь матери – это великая сила. В произведении Д. Улицкой «Дочь Бухары» Аля, узнав о страшном диагнозе дочери, не отказывается от неё. Наоборот, любящая мать тратит все свои силы во благо своего ребёнка. Вместе они проходят через множество трудностей. Одна, оставшись без мужа, Бухара бросает свою работу и устраивается в школу для отсталых детей, чтобы всегда быть с Милочкой. Вскоре Аля заболевает и знает, что это смертельно. Однако она старается за это время успеть обустроить жизнь дочери наилучшим образом и не успокаивается, пока Мила не выходит замуж. Лишь в ее счастье она находит покой.
  2. Дети – самое дорогое, что есть у женщины. Поэтому материнская любовь всесильна. Потерять ребёнка – это самая страшная трагедия в жизни родителей. В романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» показывается горе женщины, потерявшей сына на войне. Графиня Ростова узнаёт о смерти любимого Пети и словно теряет рассудок после этого. Её сердце предчувствовало трагедию, она не хотела отпускать сына на службу. Но, в силу юношеских лет, Петя не знал, что такое война. Он мечтал стать героем. Однако тому не суждено было сбыться, и он погибает в первой же битве. Получив страшное известие, графиня запирается в комнате, кричит и зовёт сына. Жизнь ей больше не важна. За месяц, проведённый в этой скорби, когда-то прекрасная женщина становится старухой. И лишь усилиями дочери она выходит из комнаты. Однако без сына её жизнь уже не будет прежней.

Роль матери в жизни ребенка

  1. «Мама» - это первое слово, которое произносит почти каждый ребёнок. Но не каждому везет ощутить ласку и заботу той, кого так хотелось позвать к себе. Главный герой поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри» был вывезен из дома ещё в детстве. Он знал, что где-то далеко у него есть семья, он помнил, как его нянчила мать. Но всего этого его лишила война. Русский офицер увез его, но оставил в монастыре, когда испугался, что пленник умрет, не пережив сложной дороги. Пытаясь заполнить пустоту в своём сердце, повзрослевший Мцыри сбегает из своей холодной темницы. Он мечтает найти родных, наконец, почувствовать тепло и заботу. Однако, осознав, что прошлое не вернуть, он погибает. И все же именно воспоминание о родительском доме заставило юношу познать себя и взбунтоваться против медленной пытки – заточения в монастырских стенах. Он с благодарностью принимает смерть, ведь жизнь в рабстве гораздо хуже. Юноша совершил этот прыжок к свободе лишь благодаря силе воспоминания о своем происхождении, о своей семье, о своей матери.
  2. Маму нельзя заменить. Как и нельзя дать ту же любовь, что даёт тебе твой родной человек. Так, в повести Марка Твена «Приключения Тома Соера» мы видим жизнь мальчика, оставшегося без матери. Да, его воспитывает тётя. Однако она никогда не сможет воспринимать Тома, как своего сына, и мальчик это чувствует. Он нарочно сбегает из дома. Отсутствие материнской любви сказывается и на его характере: сорванец, не чувствующий заботы и не готовый трудиться ради кого-то.
  3. Неблагодарность ребёнка

    1. Главный герой рассказа Е. Карпова «Меня зовут Иваном» не смог вовремя понять силу материнской любви. Семёна ранят на войне, и после такого страшного события он решает не возвращаться домой. Состарившийся, слепой и немощный, он пытается доживать свою исковерканную жизнь. Случайно узнав его по голосу в электричке, мать Семёна ринется к нему, но он оттолкнёт некогда родную женщину и назовётся другим именем. Лишь спустя время, он осознаёт, что случилось. Однако будет слишком поздно. Лишь стоя на могиле матери, он всё понимает.
    2. Иногда мы осознаём важность мамы в нашей жизни слишком поздно. Подтверждение своей мысли я нахожу в произведении К. Г. Паустовского «Телеграмма» . Главная героиня, Катерина Петровна, три года не виделась со своей дочерью. Мать писала ей письма и мечтала снова с ней встретиться. Настя же жила своей жизнью, иногда посылала «сухие» письма и немного денег. Но Катерина Петровна и тому была рада. Перед смертью она всё мечтала в последний раз увидеться с дочкой. Но этому не суждено было сбыться. О плохом состоянии матери Настя узнала лишь из телеграммы Тихона. Однако было уже слишком поздно. Хоронили женщину совсем чужие люди. И лишь на могиле матери Настя осознала, что потеряла самого родного на свете человека, так и не выразив свою благодарность.
    3. Любовь к матери

      1. Мы должны уважать и ценить то, что делают для нас мамы. Они всегда на нашей стороне и отдают нам всю свою любовь. Это понимает и великий поэт С.А. Есенин . В стихотворении «Письмо матери» он с нежностью обращается к своей «старушке». Сын хочет уберечь родную женщину, обеспокоенную слухами и новостями о его плохом поведении. Он с осторожностью подходит к этому разговору и со всей заботой уверяет, что не о чем беспокоится. Он просит не ворошить прошлое и не грустить о нём так сильно. Есенин понимает, что матери нелегко смириться, когда про её ребёнка говорят злые вещи. И всё же он пытается уверить мать в том, что всё будет хорошо.
      2. Отрада для матери видеть своего ребёнка счастливым. Ведь именно она частично ответственна за его судьбу. В стихотворении А. Павлова-Бессоновского «Спасибо, мамочка» автор понимает, насколько важна в жизни мама. Он начинает своё произведение со слов благодарности за жизнь, за тепло и уют, за любовь. Поэт настолько переполнен чувством благодарности, что через каждую строчку стихотворения слышится отчётливое «спасибо».
      3. Чрезмерная материнская любовь

        1. Воспитание родителей часто влияет на дальнейшую судьбу ребёнка. Немало важную роль здесь играет именно мама. В комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» читатели видят пример, где излишняя любовь матери вредит будущему сына. Митрофан – это своеобразный взрослый ребёнок. Он ленивый, невоспитанный и эгоистичный. Герой не видит выгоды в том, чтобы общаться с другими людьми вежливо. В этом большую роль сыграло воспитание матери, которая во всём всегда потакала сыну. Она никогда не заставляла его что-то делать, всегда ограждала от опасностей, поощряла любые его затеи. Однако в итоге такое чрезмерно-любвеобильное отношение обратилось против госпожи Простаковой. В конце пьесы мальчик отказывается от родной матери и отталкивает её.

Как человек должен относиться к своим родителям, в частности, к маме? Какие качества мы ценим в ней? Проблему отношения к матери поднимает А. Алексин в своём тексте.

Размышляя на эту тему, автор высказывает свои сожаления насчет тех слов, что не успел донести до своей матери. Произведение начинается с перечисления самой малости возможностей любящего родителя: мама автора очень хотела, чтобы к нему хорошо относились, уважали его, поэтому она, вероятно, с упоением рассказывала "близким и знакомым и даже не очень близким, какой у неё сын".

Более того, как отмечает Алексин, мама "всё стремилась понять, исходя из интересов сына", она прощала ему каждую вещь, которую забывал сделать автор, на которую он сердился, говоря: "Я понимаю, как ты занят!" или "Я понимаю, как ты устал!". Ближе к концу своего очерка Алексин отмечает важную мысль, утверждая об обязанности человека больше обращать внимание на то, чем иногда жертвует мать, помогая ребенку: "Не отдает ли она то, без чего не может выжить на земле человек"?

Авторская позиция в этом тексте выражена ясно. Алексин считает, что каждый человек должен с бережностью относиться к самому близкому человеку в жизни, и утверждает: "вовремя, при жизни их, мы должны сказать матерям все доброе, что можем сказать и сделать для них".

Я согласен с точкой зрения автора. Зачастую мы и правда забываем о таких, казалось бы, мелочных вещах, к примеру, "позвонить в назначенный час", которые на самом деле для родителя могут быть и правда важными. Нам следует уделять больше времени близким людям.

Для родителей Евгения Васильевича Базарова, героя романа И. С. Тургенева "Отцы и дети" на свете ничего нет дороже их сына. Оно и понятно - это их единственный потомок. Василий Иванович и Арина Власьевна трепетно относятся к Евгению, даже стараясь совершить практически невозможное - понять его нигилистические убеждения. Тем не менее на родительскую заботу и ласку юный Базаров отвечает относительной холодностью, прося родных сдерживать чувства. Лишь ближе к концу произведения читатель может уверенно сказать, что Евгений Васильевич всё-таки имел теплые чувства по отношению к родителям - он просто не хотел их показывать. Это подтверждает его реплика: "таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать".

Заботу по отношению к родителю выражает С. А. Есенин в стихотворении "Письмо матери". Поэт беспокоится о том, что "его старушке" становится не по себе от новостей о его поведении, поэтому он стремится как можно мягче успокоить мать, называя видения о "финском ноже под сердце" "тягостной бредью" и отрекаясь от звания "горького пропойцы". Тем не менее, лирический герой просит не возвращаться к прошлому ("не буди того, что отмечалось") и особенно "грустить так шибко" о нем - он понимает, что смириться с нынешней дурной славой поэта матери будет непросто, но всё же пытается успокоить и уверить мать в своём здравии и порядке.

Так, проблема отношения к родителям поднималась писателями и поэтами не только XVIII-XIX веков: она несомненно остается одной из самых важных проблем и по сей день.

Обновлено: 2017-05-16

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

  1. (45 слов) Пример материнской любви мы видим в повести Гоголя «Тарас Бульба». Когда сыновья возвращаются домой, мать бросается к ним навстречу и даже стыдит отца за то, что сразу провоцирует молодых людей на конфликт. Хоть она и рисковала вызвать гнев у супруга, ее любовь это не остановило.
  2. (36 слов) В повести Толстого «Детство» описаны теплые и нежные взаимоотношения Николая и его мамы. Мальчик чувствовал бескорыстную и сильную любовь своей матери, поэтому тянулся к ней всей душой. И вместе с ней умирает и его детство.
  3. (41 слово) К сожалению, не всем повезло почувствовать материнскую любовь. В рассказе Чехова «Ванька» герой рано становится сиротой. От матери ему остались лишь смутные воспоминания, поэтому он так несчастен и одинок. Пелагея смогла бы защитить сына, чего бы ей это не стоило.
  4. (34 слова) В повести Марка Твена «Приключения Тома Сойера» герой остался без материнской любви. Это сказалось на его характере: он стал ленивым и непослушным мальчиком. Очевидно, без тепла материнской заботы дети вырастают несчастными и покинутыми.
  5. (49 слов) В главе «Сон Обломова» из романа Гончарова «Обломов» рассказывается об идеальной семье, где мать опекает своего ребенка и очень любит его. Илюше никогда не позволяют долго играть на холоде или на солнцепеке, его всегда плотно кормят и хорошо одевают. Мать Обломова все свое время посвящала заботе о сыне.
  6. (46 слов) В одной из частей романа Достоевского «Братья Карамазовы», которая называется «Мальчики», речь идет о трепетном чувстве вдовы к своему сыну. Женщина посвятила ребенку всю себя и вырастила смелого, сильного и умного мальчика. Коля любил мать не меньше, хоть и стеснялся проявить свои чувства, как она.
  7. (39 слов) Пример материнской любви можно увидеть в романе Достоевского «Бедные люди». Вдова денно и нощно трудилась, чтобы прокормить свою дочь и вывести ее в люди. Варенька навсегда запомнила этот материнский подвиг, поэтому всю последующую жизнь старалась быть достойной его.
  8. (35 слов) В рассказе Солженицына «Матренин двор» героиня любила приемную дочь как родную. Она пожертвовала ради нее всем своим имуществом. Ради Киры Матрена была готова на все. Недаром даже такая эгоистичная девушка расплакалась на похоронах благодетельницы.
  9. (48 слов) В поэме Лермонтова «Мцыри» герой не знал родителей, поэтому его сердце было столь же холодно, как стены его темницы. Он смог преодолеть этот холод и эти стены лишь ради того, чтобы найти свою семью, почувствовать тепло и заботу своей матери. Из-за несбыточности этой мечты он и умирает.
  10. (49 слов) В повести Карамзина «Бедная Лиза» мы видим исключительную благодарность дочери за материнскую любовь. Именно так и надо благодарить своих родителей за то, что они о нас заботились. Лиза не жалеет себя и трудится, чтобы обеспечить мать, лишь потому, что женщина подавала дочери такой пример на протяжении всей жизни.
  11. Примеры из жизни

    1. (45 слов) Мне вспоминается история звезды нашего класса – отличницы Лены. Она всегда была готова к урокам, все знала и даже побеждала на районных олимпиадах. Но все ее заслуги неизменно сопровождались материнской опекой: мама ее постоянно поддерживала. Таким образом, успех в жизни начинается с любви в семье.
    2. (45 слов) Сколько себя помню, мама всегда была рядом: на выступлении в детском саду, на первой линейке, на всех школьных мероприятиях. Чувствуя ее участие, я становился уверенным в себе. Все у меня получалось, и хвалили меня, но я-то знал, кому на самом деле нужно сказать «спасибо».
    3. (49 слов) Мой друг был очень хорошим спортсменом, но он всегда слишком волновался перед соревнованиями. Я видел, как его матери тяжело с ним в такие минуты. Однако она не сдавалась и с тем же спокойствием его поддерживала в любом случае и при любых обстоятельствах. Как же я завидовал ее стойкости!
    4. (47 слов) Материнская любовь толкает женщину на подвиг. Во время войны моя прабабушка отдавала бабушке почти всю еду, ведь девочка родилась слабой и болезненной. Сегодня нашей героини уже нет с нами, но бабушка до сих пор вспоминает свое военное, но счастливое детство, которое сберегла и защитила ее мама.
    5. (42 слова) Примером материнской любви для меня всегда была бабушка. Отец в молодости хотел пойти воевать в Афганистан, но мать знала, что его там ждет, поэтому прикинулась больной, чтобы он остался. В результате, он нашел себя в мирной жизни, а бабушка дождалась внуков.
    6. (52 слова) Настоящая мать – это не всегда та, что родила. Подруга моей мамы взяла дочь из детского дома, но так полюбила ее, как не всякая родная мать сможет полюбить. Она водила малышку на кружки, всячески развивала, учила, и ее Танечка поступила на бюджет в хороший вуз. Во многом это заслуга ее приемной мамы.
    7. (47 слов) Материнская любовь никогда не предаст. Я видел, как матери прощают своим детям даже преступления. Например, моя соседка простила сына, который избил ее и ограбил. Никто не услышал ни упрека, ни жалобы. Помню лишь, как искала она врача, который смог бы помочь ее сыну вылечиться от алкоголизма.
    8. (62 слова) Моя приятельница ходила на дискотеки. Ее мама очень волновалась, но понимала, что взросление дочери неизбежно. Поэтому она подписала свой номер в ее телефоне чужим именем и просила звонить ей, как подруге, если девочку куда-то пригласят, чтобы злоумышленники ничего не заподозрили, а тем временем мама смогла бы найти их и выручить дочь. Любящая мать способна на любые хитрости, лишь бы спасти дитя.
    9. (53 слова) Моя мама тоже заботится обо мне. Когда я сильно заболел и боялся ложиться в больницу, она легла со мной вместе и тоже сидела на диете, чтобы мне не было обидно. Также она всячески развлекала меня, не давала унывать и скучать. Я очень благодарен ей за те тяжелые дни, которые стали веселыми благодаря ей.
    10. (39 слов) Моя мама всегда меня поддерживает. Например, она выучила английский язык, чтобы помогать мне делать домашние работы. Материнская любовь сделала нудные занятия простыми и увлекательными, я даже полюбил этот язык за то, что его со мной учит моя мама.
    11. Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Софья Фамусова, выросшая в атмосфере лжи и обмана, тщательно скрывает свои чувства от отца, понимая, что он не позволит развитие отношений с Молчалиным. Делает всё наперекор батюшке. Молчалин напротив верен своему нравственному (или безнравственному) кредо, строит свою жизнь, как завещал отец: угождать всем людям без изъятья. Грибоедов даёт возможность поразмыслить читателю над завтрашним днём обоих героев.

2. А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

Воспитание Петруши Гринёва остаётся за пределами страниц текста, но главное, что вынес молодой дворянин из общения с отцом (строгим и требовательным человеком), необходимость быть верным слову, беречь честь, соблюдать законы нравственности. Он поступает так во всех жизненных ситуациях. Даже когда отец запрещает жениться на любимой Маше Мироновой, он принимает его волю как обязательное требование.

3. Н.В. Гоголь «Мёртвые души»

Из детских воспоминаний Чичикова всплывает образ мрачного, недоброго, жестокого отца и его наставления о необходимости беречь и копить копейку, единственного идола в жизни Павла Ивановича. Чичиков строит свою жизнь по заветам отца и во многом преуспевает.

4. А.Н. Островский «Гроза»

Взаимоотношение между матерью и детьми в семье Кабановых основаны на страхе и лицемерии. Варвара привыкла ко лжи и пытается научить этому Катерину. Но у жены брата были другие отношения в семье, она не принимает ханжества свекрови и борется с ней своими средствами. Финал такого воспитания предсказуем: Варвара бежит из дома, Катерина уходит из жизни добровольно, Тихон восстаёт против матери.

5. И.С. Тургенев «Отцы и дети»

«Дети» в романе – Базаров и Аркадий Кирсанов – в начале повествования выступают единым фронтом против «отцов» в лице дяди Аркадия – Павла Петровича. Николай Петрович не сопротивляется смелым и дерзким высказываниям сына и его друга. И поступает мудро и дальновидно. Постепенно Аркадию открываются многие несовпадения в поведении его друга, и он возвращается в лоно семьи. А Базаров, так легко критикующий «романтизм» Кирсановых, абсолютно трепетно относится к подобному поведению своего отца, потому что любит своих родителей и бережёт их.

6. Л.Н. Толстой «Война и мир»

В романе представлены несколько семейств, в каждом отношения строятся на определённых принципах. В семье Курагиных – это принцип выгоды и наживы. И отец, и его дети согласны на любые отношения, лишь бы они были выгодны, так заключаются браки. Таким же принципом руководствуется семейство Друбецких: унижение, угодничество – их орудие в достижении цели. Ростовы живут, как дышат: они радуются друзьям, праздникам, охоте – всему, что украшает нашу жизнь. Отец и мать во всём стараются быть честными с детьми и друг другом. Выгода для них не важна. Практически разоряя свою семью и себя, Наташа требует отдать подводы под раненых, только так может поступить настоящий патриот и милосердный человек. И матушка соглашается с дочерью. Подобны отношения между отцом и дочерью Болконскими. И хотя кажется, что отец слишком строг и нетерпим по отношению к дочери, на самом деле, он слишком хорошо понимает трудности предстоящей жизни своей дочери. Поэтому княжна Марья сама отказывает Анатолю Курагину, понимая, как прав её отец.

7. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

Родион Раскольников, объясняя причину убийства старухи-процентщицы, говорит, что он хотел матери помочь. На самом деле, он очень трепетно относится к матери, пытаясь вырваться из замкнутого круга нищеты. Он с трепетом и волнением вспоминает отца, от которого ему остались часы (заложенные старухе-процентщице). Мать до конца не верит в преступление своего любимого Роди.

8. А.П. Чехов «Вишнёвый сад»

В пьесе дочь Аня, семнадцатилетняя девушка, отправляется за блудной матерью, потерявшейся где-то в Париже, чтобы вернуть её в лоно семьи, для решения проблем с имением. Раневская ведёт себя наивно и глупо. Здравым смыслом наделена только Варя, приёмная дочь всё той же Раневской. Когда Любовь Андреевна даёт проходящему нищему золотой, Варя не выдерживает и говорит, что в доме есть нечего, а барыня такими деньгами разбрасывается. Потеряв всё, Раневская уезжает в Париж и увозит деньги тёти, а дочерей бросает на произвол судьбы. Девушка Аня едет в столицу, и как сложится её жизнь, где она будет брать деньги на жизнь – непонятно. Варя уходит в экономки. Отцы и дети здесь меняются местами.

9. М.А. Шолохов «Тихий Дон»

В семье Мелеховых всё держится на власти отца. И когда Пантелей Прокофьевич узнаёт о связи Григория с Аксиньей, он решает женить сына на Наталье. Григорий подчиняется воле отца. Но, понимая, что не любит свою жену, бросает всё и уходит с Аксиньей в работники. Он согласен на позор во имя любви. Но время рушит в мире всё, и рушится дом Мелеховых, устои казачьей жизни. И скоро никто не подчиняется законам жизни, все живут, как хотят. Дарья наступает на свёкра с непристойным предложением, а Дуняшка ставит мать в безвыходное положение и буквально заставляет её благословить на брак с Мишкой Кошевым.

10. Б. Васильев «Завтра была война»

В повести в центре внимания две семьи Искры Поляковой и Вики Люберецкой. Мать Искры – женщина-комиссар, волевая, властная, строгая. Но когда мать в очередной раз решает выпороть своим солдатским ремнём дочь, та отвечает в духе своей матушки – так же строго и бесповоротно. И мать понимает, что девочка повзрослела. У Вики с отцом совсем другие отношения – тёплые и доверительные. Когда девушка оказывается перед выбором: отказаться от отца или быть исключённой из комсомола, Вика принимает решение уйти из жизни. Она не может отказаться от любимого отца, какие бы подозрения на него не легли.