Признаки сентиментализма в повести бедная лиза. Метод сентиментализма в "бедной лизе" карамзина

Мы поговорим о следующей эпохе после Просвещения и о том, как она проявила себя в русском культурном пространстве.

Эпоха Просвещения строилась на воспитании чувств. Если мы полагаем, что чувства можно воспитывать, то в какой-то момент мы должны допустить, что воспитывать их необязательно. Нужно проявить внимание и довериться им. То, что считали раньше опасным, вдруг окажется важным, способным дать нам импульс к развитию. Так произошло во время перехода от эпохи Просвещения к сентиментализму.

Сентиментализм – в переводе с французского «чувство».

Сентиментализм предложил не просто воспитывать чувства, а считаться с ними, доверять им.

Сквозная тема классицизма в европейской культуре – борьба долга и чувства.

Сквозная тема сентиментализма – разум не всесилен. И мало воспитывать чувства, нужно им довериться, даже если кажется, что это разрушает наш мир.

Сентиментализм в первую очередь проявил себя в литературе как классицизм в архитектуре и театре. Это не случайно, ведь слово «сентиментализм» связано с передачей оттенков чувств. Архитектура оттенки чувств не передает, в театре они не так важны, как представление в целом. Театр – «быстрое» искусство. Литература может быть медленной и передавать оттенки, именно поэтому идеи сентиментализма реализовались с большей силой.

В романе Жан-Жака Руссо «Новая Элоиза» описаны ситуации, немыслимые в предшествующие эпохи, – дружба мужчины и женщины. Эта тема обсуждается всего пару столетий. Для эпохи Руссо вопрос колоссальный, но ответа тогда не было. Эпоха сентиментализма сосредоточена на тех чувствах, которые не вписываются в теорию и противоречат идеям классицизма.

В истории русской литературы первым ярким писателем сентименталистом стал Николай Михайлович Карамзин (см. рис. 1).

Рис. 1. Николай Михайлович Карамзин

Мы с вами говорили о его «Письмах русского путешественника». Попробуйте сравнить это произведение с «Путешествием из Петербурга в Москву» Александра Николаевича Радищева. Найдите общее и различное.

Обратите внимание на слова с «со»: сочувствие, сострадание, собеседник. Что общего между революционным Радищевым и сентиментальным Карамзиным?

Вернувшись из своего путешествия и написав «Письма русского путешественника», которые вышли в 1791 г., Карамзин приступает к изданию «Московского журнала», где в 1792 г. появляется небольшая повесть «Бедная Лиза». Произведение перевернуло всю русскую литературу, определило ее ход на долгие годы. Рассказ в несколько страниц отозвался во множестве классических русских книг, от «Пиковой дамы» до романа Достоевского «Преступление и наказание» (образ Лизаветы Ивановны, сестры старухи-процентщицы).

Карамзин, написав «Бедную Лизу», вошел в историю русской литературы (см. рис. 2).

Рис. 2. Г.Д. Епифанов. Иллюстрации к повести «Бедная Лиза»

Это история о том, как дворянин Эраст обманул бедную крестьянку Лизу. Он обещал на ней жениться и не женился, пытался от нее окупиться. Девушка покончила с собой, а Эраст, сказав, что ушел на войну, связал узы с богатой вдовой.

Таких историй еще не было. Карамзин многое меняет.

В литература XVIII века все герои делятся на хороших и плохих. Карамзин начинает повесть с того, что все неоднозначно.

Может быть, никто из живущих в Москве не знает так хорошо окрестностей города сего, как я, потому что никто чаще моего не бывает в поле, никто более моего не бродит пешком, без плана, без цели - куда глаза глядят - по лугам и рощам, по холмам и равнинам.

Николай Карамзин

Мы встречаемся с сердцем рассказчика до того, как увидели героев. Прежде в литературе была привязка персонажей к месту. Если это идиллия, события разворачивались на лоне природы, а если нравоучительная повесть - то в городе. Карамзин с самого начала ставит героев на границу между деревней, где живет Лиза и городом, где живет Эраст. Трагическая встреча города и деревни и есть предмет его повести (см. рис. 3).

Рис. 3. Г.Д. Епифанов. Иллюстрации к повести «Бедная Лиза»

Карамзин вводит то, чего никогда не было русской литературе, - тему денег. В построении сюжета «Бедной Лизы» деньги играют колоссальную роль. Отношения Эраста и Лизы начинаются с того, что дворянин хочет купить у крестьянки цветы не за пять копеек, а за рубль. Герой делает это с чистым сердцем, но он измеряет чувства в деньгах. Далее, когда Эраст бросает Лизу и когда случайно встречает ее в городе, он от нее откупается (см. рис. 4).

Рис. 4. Г.Д. Епифанов. Иллюстрации к повести «Бедная Лиза»

Но ведь и Лиза перед тем, как покончить с собой, оставляет матери 10 империалов. Девушка уже заразилась городской привычкой к пересчету денег.

Финал повести невероятен для той поры. Карамзин говорит о смерти героев. И в русской литературе, и в европейской о смерти любящих героев говорилось неоднократно. Сквозной мотив - влюбленные объединились после смерти, как Тристан и Изольда, Петр и Феврония. Но чтобы самоубийца Лиза и грешник Эраст примирились после смерти - было невероятным. Последняя фраза повести: «Теперь, может быть, они примирились». Уже после финала Карамзин рассказывает о самом себе, о том, что происходит в его сердце.

Ее погребли близ пруда, под мрачным дубом, и поставили деревянный крест на ее могиле. Тут часто сижу в задумчивости, опершись на вместилище Лизина праха; в глазах моих струится пруд; надо мною шумят листья.

Рассказчик оказывается не менее важным участником литературного действия, чем его герои. Все это было невероятно ново и свежо.

Мы говорили, что древнерусская литература ценила не новизну, а соблюдение правил. Новая литература, одним из проводников которой оказался Карамзин, наоборот, ценит свежесть, взрыв привычного, отказ от прошлого, движение в будущее. И Николаю Михайловичу это удалось.

1. Литературное направление «сентиментализм».
2. Особенности сюжета произведения.
3. Образ главной героини.
4. Образ «злодея» Эраста.

В литературе второй половины XVIII — начала XIX веков было очень популярно литературное направление «сентиментализм». Название возникло от французского слова «sentiment», что в переводе означает «чувство, чувствительность». Сентиментализм призывал обратить внимание на чувства, переживания, эмоции человека, то есть особую важность приобретал внутренний мир. Повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» — это яркий пример сентиментального произведения. Сюжет повести очень прост. Волею судьбы встречаются избалованный дворянин и молодая наивная крестьянская девушка. Она влюбляется в него и становится жертвой своего чувства.

Образ главной героини Лизы поражает своей чистотой, искренностью. Крестьянская девушка больше похожа на сказочную героиню. В ней нет ничего будничного, повседневного, пошлого. Натура Лизы возвышенна и прекрасна, несмотря на то что жизнь девушки сказочной не назовешь. Лиза рано лишилась отца, живет вместе со старой матерью. Девушке приходится много работать. Но она не ропщет на судьбу. Лиза показана автором как идеал, лишенный каких-либо недостатков. Ей не свойственна тяга к наживе, материальные ценности не имеют для нее какого-то значения. Лиза больше похожа на чувствительную барышню, выросшую в атмосфере праздности, с детства окруженную заботой и вниманием. Подобная тенденция была характерна для сентиментальных произведений. Главная героиня не может восприниматься читателем грубой, приземленной, прагматичной. Она должна быть оторванной от мира пошлости, грязи, лицемерия, должна являть собой образец возвышенности, чистоты, поэтичности.

В повести Карамзина Лиза становится игрушкой в руках своего возлюбленного. Эраст — это типичный молодой повеса, привыкший получать то, что считает нужным. Молодой человек избалован, эгоистичен. Отсутствие нравственного начала приводит к тому, что он не понимает пылкой и страстной натуры Лизы. Чувства Эраста вызывают сомнения. Он привык жить, думая только о себе и своих желаниях. Эрасту не дано было увидеть красоту внутреннего мира девушки, ведь Лиза умна, добра. Но достоинства крестьянки ничего не стоят в глазах пресыщенного дворянина.

Эраст, в отличие от Лизы, никогда не знал лишений. Ему не нужно было заботиться о хлебе насущном, вся жизнь его — это сплошной праздник. И любовь он изначально считает игрой, способной украсить несколько дней жизни. Эраст не может быть верным, его привязанность к Лизе всего лишь иллюзия.

А Лиза глубоко переживает трагедию. Показательно, что когда молодой дворянин соблазнил девушку, грянул гром, сверкнула молния. Знамение природы предвещает беду. И Лиза чувствует, что за совершенное ей придется заплатить самой страшной ценой. Девушка не ошиблась. Прошло совсем немного времени, и Эраст охладел к Лизе. Теперь он забыл о ней. Для девушки это стало страшным ударом.

Повесть Карамзина «Бедная Лиза» была очень любима читателями не только из-за занимательности сюжета, который рассказывал о красивой истории любви. Читатели высоко оценили мастерство писателя, который сумел правдиво и ярко показать внутренний мир влюбленной девушки. Чувства, переживания, эмоции главной героини не могут оставить равнодушным.

Парадоксально, но молодой дворянин Эраст не воспринимается в полной мере как отрицательный герой. После самоубийства Лизы Эраст раздавлен горем, считает себя убийцей и тоскует по ней всю свою жизнь. Эраст не стал несчастным, за свой поступок он понес суровое наказание. Писатель относится к своему герою объективно. Он признает, что молодой дворянин обладает добрым сердцем и разумом. Но, увы, это не дает права считать Эраста хорошим человеком. Карамзин говорит: «Теперь читатель должен знать, что сей молодой человек, сей Эраст был довольно богатый дворянин, с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным. Он вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии, искал его в светских забавах, но часто не находил: скучал и жаловался на судьбу свою». Немудрено, что при подобном отношении к жизни любовь не стала для молодого человека чем-то заслуживающим внимания. Эраст мечтателен. «Он читывал романы, идиллии, имел довольно живое воображение и часто переселялся мысленно в те времена (бывшие или не бывшие), в которые, если верить стихотворцам, все люди беспечно гуляли по лугам, купались в чистых источниках, целовались, как горлицы, отдыхали под розами и миртами и в счастливой праздности все дни свои провожали. Ему казалось, что он нашел в Лизе то, чего сердце его давно искало». Что можно сказать об Эрасте, если проанализировать характеристику Карамзина? Эраст витает в облаках. Вымышленные истории важнее для него, чем настоящая жизнь. Поэтому ему все быстро наскучило, даже любовь столь прекрасной девушки. Ведь реальная жизнь всегда кажется мечтателю менее яркой и интересной, чем жизнь придуманная.

Эраст решает отправиться в военный поход. Он считает, что это событие придаст смысл его жизни, что он почувствует свою значимость. Но, увы, слабохарактерный дворянин во время военного похода только проиграл в карты все свое состояние. Мечты натолкнулись на жестокую действительность. Легкомысленный Эраст не способен на серьезные поступки, развлечения для него важнее всего. Он решает выгодно жениться, чтобы вновь обрести желаемое материальное благополучие. Эраст при этом совсем не думает о чувствах Лизы. Зачем ему бедная крестьянка, если перед ним встал вопрос материальной пользы.

Лиза бросается в пруд, самоубийство становится для нее единственно возможным выходом. Страдания любви настолько измучили девушку, что она не хочет больше жить.

Для нас, современных читателей, повесть Карамзина «Бедная Лиза» кажется похожей на сказку. Ведь в ней нет ничего похожего на реальную жизнь, кроме, пожалуй, чувств главной героини. Но сентиментализм как литературное направление оказался очень важен для русской литературы. Ведь писатели, творящие в русле сентиментализма, показывали тончайшие оттенки человеческих переживаний. И эта тенденция в дальнейшем получила свое развитие. На основе сентиментальных произведений появились другие, более реалистичные и правдоподобные.

В повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» рассказана история крестьянской девушки, умеющей глубоко и самоотверженно любить. Почему именно такую героиню изобразил писатель в своём произведении? Это объясняется принадлежностью Карамзина к сентиментализму — популярному тогда в Европе литературному направлению. В литературе сентименталистов утверждалось, что не знатность и богатство, а душевные качества, способность к глубокому чувству являются главными человеческими достоинствами. Поэтому прежде всего писатели-сентименталисты уделяли внимание внутреннему миру человека, его сокровенным переживаниям.

Герой сентиментализма не стремится к подвигам. Он считает, что все люди, живущие на свете, соединены незримой нитью и для любящего сердца нет преград. Таков Эраст, молодой человек дворянского сословия, ставший сердечным избранником Лизы. Эрасту «казалось, что он нашёл в Лизе то, чего сердце его давно искало». Его не смущало, что Лиза — простая крестьянская девушка. Он уверял её в том, что для него «важнее всего душа, невинная душа». Эраст искренне верил в то, что со временем он осчастливит Лизу, «возьмёт её к себе и будет жить с нею неразлучно, в деревне и в дремучих лесах, как в раю».

Однако реальная действительность жестоко разрушает иллюзии влюблённых. Преграды всё-таки существуют. Отягчённый долгами, Эраст вынужден жениться на пожилой богатой вдове. Узнав о самоубийстве Лизы, «он не мог утешиться и почитал себя убийцею».

Карамзин создал трогательное произведение об оскорблённой невинности и попранной справедливости, о том, как в мире, где отношения людей основаны на корысти, нарушаются естественные права личности. Ведь право любить и быть любимым дано человеку изначально.

В характере Лизы обращают на себя внимание безропотность и беззащитность. На мой взгляд, её уход из жизни можно расценивать как тихий протест против бесчеловечности нашего мира. Вместе с тем «Бедная Лиза» Карамзина — это удивительно светлая повесть о любви, проникнутая мягкой, незлобивой, кроткой печалью, переходящей в умиление: «Когда мы там, в новой жизни, увидимся, я узнаю тебя, нежная Лиза!».

«И крестьянки любить умеют!» — этим утверждением Карамзин заставил общество задуматься о нравственных основах жизни, призвал к чуткости и снисхождению по отношению к людям, которые остаются беззащитными перед судьбой.

Воздействие «Бедной Лизы» на читателя было столь велико, что имя героини Карамзина стало нарицательным, получило значение символа. Бесхитростная история девушки, соблазнённой невольно и обманутой помимо воли, — мотив, положенный в основу многих сюжетов литературы XIX века. К теме, начатой Карамзиным, обратились впоследствии крупнейшие русские писатели-реалисты. Проблемы «маленького человека» получили своё отражение в поэме «Медный всадник» и повести «Станционный смотритель» А.С. Пушкина, в повести «Шинель» Н.В. Гоголя, во многих произведениях Ф.М. Достоевского.

Спустя два века после написания повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» остаётся произведением, которое в первую очередь трогает нас не сентиментальным сюжетом, а своей гуманистической направленностью.

СЕНТИМЕНТАЛИЗМ ПОВЕСТИ Н. М. КАРАМЗИНА «БЕДНАЯ ЛИЗА»

1. Вступление.

«Бедная Лиза» — произведение сентиментализма.

2. Основная часть.

2.1 Лиза — главная героиня повести.

2.2 Сословное неравенство героев — основная причина трагедии.

2.3 «И крестьянки любить умеют!»

3. Заключение.

Тема маленького человека.

При нём [Карамзине] и вследствие его влияний тяжёлый педантизм и школярство сменили сентиментальностью и светскою лёгкостью.

В.Белинский

Повесть Николая Михайловича Карамзина «Бедная Лиза» — первое произведение русской литературы, наиболее ярко воплощающее в себе основные черты такого литературного направления, как сентиментализм.

Сюжет повести очень прост: это история любви бедной крестьянки Лизы к молодому дворянину, который оставляет её ради брака по расчёту. В итоге девушка бросается в пруд, не видя смысла жить без любимого.

Новшество, введённое Карамзиным, — появление в повести рассказчика, который в многочисленных лирических отступлениях выражает свою грусть и заставляет нас сопереживать. Карамзин не стыдится своих слёз и призывает к тому же читателей. Но не только сердечные терзания и слёзы автора заставляют нас проникнуться этой нехитрой историей.

Даже мельчайшие подробности в описании природы вызывают отклик в душах читателей. Ведь известно, что в окрестностях старого монастыря над Москвой- рекой очень любил прогуливаться и сам Карамзин, а после выхода произведения в свет за монастырским прудом с его старыми ивами закрепилось название «Лизин пруд».

В произведениях сентиментализма нет строго положительных или отрицательных героев. Так и герои Карамзина — живые люди со своими достоинствами и пороками. Не отрицая

Лиза совсем не похожа на типичную «пушкинскую» или «тургеневскую» девушку. Она не воплощает женский идеал автора. Для Карамзина она символ душевности человека, его естественности и искренности.

Писатель подчёркивает, что девушка не читала о любви даже в романах, поэтому чувство настолько сильно завладело её сердцем, поэтому предательство любимого привело её в такое отчаяние. Любовь Лизы, бедной необразованной девушки к знатному юноше «с изрядным умом», — борьба настоящих чувств с социальными предрассудками.

С самого начала эта история была обречена на трагический финал, потому как слишком значимо было сословное неравенство главных героев. Но автор, описывая судьбу молодых людей, расставляет акценты так, что становится понятно его личное отношение к происходящему.

Карамзин не только ценит душевные стремления, переживания и умение любить выше, чем материальные блага и положение в обществе. Именно в неспособности любить, испытывать по-настоящему глубокое

чувство он видит причину этой трагедии. «И крестьянки любить умеют!« — этой фразой Карамзин обратил внимание читателей на радости и проблемы простого человека. Никакое социальное превосходство не может оправдать героя и избавить его от ответственности за свои поступки.

Считая невозможным, чтобы одни люди распоряжались жизнью других, писатель отрицал крепостное право и первостепенной своей задачей считал умение привлечь внимание к людям слабым и безгласным.

Гуманизм, сопереживание, неравнодушие к социальным проблемам — вот те чувства, которые старается разбудить в своих читателях автор. Литература конца 18 века постепенно отходит от гражданской тематики и сосредотачивает своё внимание на теме личности, судьбе отдельно взятого человека с его внутренним миром, страстными желаниями и простыми радостями.

Арамзин, хорошо знакомый с новейшими веяниями европейской культуры, сознательно ориентировался на принципы сентиментализма. В его повести “Бедная Лиза”, опубликованной в “Московском журнале” в 1792 году, не обличаются пороки общества, а только изображаются. Герои произведения – обычные страдающие люди, милые и чувствительные. Повествователь им сопереживает, но не учит их, не вмешивается в их отношения. Автор не зря уточняет, что историю Эраста и Лизы он узнал от самого виновника несчастных событий, поэтому восклицает: “Ах! Для

Чего пишу не роман, а печальную быль?”
Повесть начинается с описания окрестностей близ Симонова монастыря. Простой однообразный пейзаж. Естественная природа не меняется год от года. Карамзин будто вдыхает чувствительному читателю ощущение вечного покоя. Так в жанре идиллии было принято тогда изображать природу.
“.на другой стороне видна дубовая роща, подле которой пасутся многочисленные стада.” Чем не мирная жизнь пастухов и пастушек вдали от шумных городов?
Однако следы времени заметны повсюду – они напоминают чувствительному автору, что жизнь природы совсем не так, как кажется на первый взгляд, спокойна и неизменчива. Он пишет: “.Часто прихожу на сие место и почти всегда встречаю там весну; туда же прихожу и в мрачные осенние дни осени.”
Постепенно рассказчик готовит нас к тому, что сюжет повести будет развиваться и на фоне спокойной сельской природы, и в городе, где жизнь почти всегда оказывается неестественной, а подчас губительной.
Писатель хочет сказать, что деревенскому человеку от трагедий мирских не укрыться на лоне природы, а городскому жителю не отгородиться от нравов простых и естественных. “В мире нет ничего постоянного, все границы легко смещаются”, – будто размышляет писатель. Деревня, где жила с матерью Лиза, находилась “саженях в семидесяти от крепостной стены”, то есть граничила с городом. Затем писатель рисует естественную природу, а на ее фоне – полуразрушенную хижину. Появляется тема “всеразрушающего времени” (“лет за тридцать перед тем”). Это художественный прием, так любимый Карамзиным.
Мать Лизы – простая сельская женщина, крестьянка, со своими патриархальными представлениями о жизни. В сентиментальной литературе это считалось положительным качеством. Именно об этой героине Н. М. Карамзин говорит свои знаменательные слова: “И крестьянки любить умеют”. Старушка хочет для дочери счастливого замужества, считая, что для этого не нужно богатства, все должно быть построено на честном труде.
Получается же следующим образом. Лиза встречает обеспеченного горожанина Эраста, когда впервые по поручению матери приходит в город продавать ландыши. Он добр, сердечен. Лиза ему понравилась. Молодой человек от полноты чувств за букетик предлагает рубль вместо пяти копеек, желая сделать девушке приятное. Ему и в голову не приходит, что чувства и деньги не могут находиться рядом. Люди, которые проходили мимо, криво усмехались, принимая увиденное за попытку купить любовь.
Чуткая Лиза отдает цветы только за их цену. Когда девушка вновь появляется с букетиками в городе, Эраст предпочитает бросить ландыши в реку, отвечая прохожим, что они непродажные.
Цветы у Карамзина превратились в символ непорочности, любви, на которую надеется Лиза. Эраст тоже верит в светлое будущее. Он думает ради Лизы оставить большой свет и жить “в счастливой праведности”. Писатель иронизирует, понимая, что мечта молодого человека вычитана из книжек. Чувствуется, что на любовь до конца дней своих Эраст не готов, он думает уехать из города “по крайней мере, на время”.
Карамзин с грустью смотрит на героев, осознавая, что сословные различия не позволят им построить совместную жизнь.
Лиза тоже сомневается в счастливом исходе событий. Она размышляет об Эрасте: “Ах, если бы он был простым пастушком.” Но любовь захватила все чувства Лизы, она надеется на чудо, хотя и говорит любимому: “.тебе нельзя быть моим мужем!. Я крестьянка”.
И Лиза, и ее милый друг многое переняли друг у друга, во многом изменились, хотя в душе каждый остался сам собой. Он считает, что почти все можно купить за деньги, она по-прежнему чувствительна и добра.
После того, как целомудренная Лиза отдается возлюбленному, все переменилось. Пять дней Эраст не приходил, наконец “пришел он с печальным лицом”. Карамзин пишет: “Он принудил ее взять у него несколько денег”, чтобы Лиза никому не продавала цветы, пока он не вернется с войны. Наверное, он все же не хочет терять ее, желая, чтобы ее молодость (“цветы”) принадлежала только ему.
Она и не продает свои ландыши. Однако через некоторое время отправляется в Москву с целью сделать необходимые покупки, встречает в городе Эраста, который из-за денег (проиграл имение) женился на богатой вдове. После недолгого разговора он вновь предлагает Лизе деньги: “Вот сто рублей – возьми их, – он положил ей деньги в карман”.
Интересно, что Лиза, как повествует сентиментальный рассказчик, тоже пересылает деньги (десять империалов) матери, чтобы искупить свою вину перед ней. Как похожа она сейчас на Эраста!
Карамзин заканчивает повествование, размышляя о случившемся: “Часто сижу в задумчивости, опершись на вместилище Лизиного праха; в глазах моих струится пруд”. Писатель как бы оправдывает героев: “Теперь, может быть, они уже помирились!” Мораль его совпадает со шкалой ценностей сентиментальной культуры. Автор не знает, как и где соединятся души возлюбленных. Главное для него в том, что каждый человек нуждается в сочувствии и сострадании, к какому сословию бы он ни принадлежал.
Современники Н. М. Карамзина остро переживали новизну этой дивной повести. Нам же, читателям, живущим в XXI веке, многое кажется наивным, хотя познакомиться с произведением писателя-сентименталиста, безусловно, было очень интересно.

  1. Николай Михайлович Карамзин становится родоначальником сентиментализма в России. Сын помещика Симбирской губер­нии, в юности он служит в гвардии, откуда увольняется в чине поручика. Путешествует по Европе, а в 1791 году,...
  2. Почти всегда особое внимание окружающих не привлекают забытые, всеми униженные люди. Их жизнь, их маленькие радости и большие беды казались всем ничтожными, недостойными внимания. Таких людей и такое к ним...
  3. Cочинения по теме – Лирический герой Карамзина – Тема свободы в лирике Жуковского – Роль Карамзина как предшественника Жуковского – Субъективизм, как закон творчества Карамзина – Критерий ценности исторических событий...
  4. I. Актуальность повести Н. М. Карамзина “Бедная Лиза” во все времена. II. Истинные и ложные ценности в повести. 1. Труд, честность, доброта души – главные нравственные ценности семьи Лизы. 2....
  5. Повесть Николая Михайловича Карамзина “Бедная Лиза” стала типичным образцом сентиментализма. Карамзин был ос­новоположником этого нового литературного направления отечественной словесности. В центре повести судьба бедной крестьянской девушки Лизы. После смерти отца...
  6. Лучшей повестью Карамзина справедливо признана “Бедная Лиза” (1792), в основу которой положена просветительская мысль о внесословной ценности человеческой личности. Проблематика повести носит социально-нравственный характер: крестьянке Лизе противопоставлен дворянин Эраст. Характеры...
  7. Повесть начинается с описания кладбища, на котором похоронена де­вушка Лиза. Отталкиваясь от этой картины, автор рассказывает печальную историю юной крестьянки, заплатившей жизнью за свою любовь. Однажды, продавая на улице собранные...
  8. Он убеждается в том, что борющиеся классы, феодалы и буржуа, в одинаковой мере правы, что “идеальная” оболочка их стремлений – ложь, что их декларации прикрывают эгоизм. “Аристократы, сервилисты хотят старого...
  9. Наибольшего успеха писатель достиг в жанре повести. Даже если сюжет в повестях был связан с событиями из отечественной истории, Карамзин воспроизводил судьбы своих современников. Чаще центральными становились женские образы, причем...
  10. Карамзин понимал, что подавляющая масса дворян Лишена перечисленных им гражданских доблестей, которые необходимо воспитывать с самого раннего детства. Своего героя Леона он изображает в том возрасте, который считал наиболее подходящим...
  11. Положительные тенденции сентиментальной прозы нашли выражение и в тех прозаических произведениях автора “Бедной Лизы”, которые он помещал в “Вестнике Европы”. Значительный историко-литературный интерес представляет неоконченный роман “Рыцарь нашего времени”, над...
  12. В конце 18 века в литературе зарождается направление сентиментализм, для которого главное – внутренний мир человека с его нехитрыми и простыми радостями. “Бедная Лиза” – повесть о печальной участи крестьянской...
  13. История русской сентиментальной прозы XVIII в. существенно отличается от истории прозаических жанров XIX в, В XIX в. сначала появляются повести, а на их основе складывается роман. Карамзин произвел подлинный переворот...
  14. “Меланхолия. (Подражание Делилю)” (1800) – стало программным для сентименталистов. В нем описывается то состояние души, в котором человек может найти прибежище от бед и волнений, вызываемых противоречиями окружающей жизни. Это...
  15. Необычное чувство овладевает читателем, который прочитал давнюю повесть Н. Карамзина “Бедная Лиза”. Казалось бы, чем может тронуть участь крестьянки, которую обманул богатый барин и которая покончила с собой, – банальный...Сентиментальное воспроизведение душевных переживаний “сердца наблюдателем по профессии” (так Карамзин назвал писателя) окажется более последовательным в его поэзии, хотя и в ней прослеживаются выходы в другие формирующиеся системы. Он начал...
  16. В повести Карамзина “Бедная Лиза” рассказывается о любви молодого дворянина Эраста и крестьянки Лизы. Лиза живет вместе с матерью в окрестностях Москвы. Девушка продает цветы и здесь знакомится с Эрастом....
  17. Автор рассуждает, как хороши окрестности Москвы, но лучше всего около готических башен Сл.нова монастыря, отсюда видно всю Москву с обилием домов и церквей, множеством рощ и пастбищ на другой стороне,...