Прибор для настройки струнных инструментов. Как настраивают музыкальные инструменты? О порогах возбуждения язычков и показателях стабильности строя

Частота колебаний язычка в некоторой степени зависит от силы воздушного потока, действующего на язычок. В тех пределах, в которых изменяется давление воздуха в меховой камере инструмента, частоты язычков могут изменяться до 12 центов, точность же настройки, которой достигают квалифицированные мастера,- единицы центов. Поэтому язычковые инструменты настраивают при строго постоянном давлении воздуха, близком к нормальному среднему давлению воздуха в меховой камере инструмента, соответствующему средней громкости звучания.
Минимальная разница в давлении воздуха по обе стороны язычка, при которой в нем могут возбудиться колебания, так называемый порог возбуждения язычка, равен в среднем 4-25 мм вод. ст. и увеличивается от низких нот к высоким.

О порогах возбуждения язычков и показателях стабильности строя

Минимальность порогов возбуждения - один из показателей высоких звуковых качеств язычковых инструментов. Различие порогов возбуждения соседних тонов не должно быть заметно на слух. Слишком высокое давление воздуха на язычок приводит к срыву его колебаний. В хороших инструментах порог срыва колебаний составляет 210-250 мм вод. ст. Настройка при средней величине давления воздуха в камере приводит к тому, что при достижении пороговых значений давлений частота колебаний язычка будет отклоняться от среднего значения на 1 -1,5 Гц. Общая величина изменения частоты язычка при изменении давления воздуха от порога возбуждения до порога срыва колебаний - показатель стабильности строя.

Область темперирования и этапы настройки

Высотное положение области темперирования в язычковом инструменте несколько иное, чем в фортепиано,- обычно это октава ми 1 - ми 2 . Это объясняется тем, что октава ми 1 -ми 2 находится практически посредине диапазона мелодии язычкового инструмента, в ней хорошо прослушиваются биения в настраиваемых квинтах и квартах.

Принципы построения планов настройки такие же, как описанные нами ранее для фортепиано. Общее количество настроек язычкового инструмента меньше, чем у фортепиано.

Различают черновую настройку язычков с точностью примерно 1/2 полутона, предварительную настройку голосовых планок с точностью 1/12 - 1/16 полутона и окончательную настройку голосовых планок уже в корпусе инструмента с точностью 1/32 полутона.

Особенности шлифовки язычков для повышения-понижения их частоты

Устанавливают частоту язычка механической шлифовкой слоя металла в различных местах по длине язычка. В любом случае снятие слоя металла (на предварительной настройке - от 20 до 200 мкм, на окончательной - от 10 до 80 мкм) у свободного конца язычка повышает частоту его собственных колебаний, а снятие слоя металла у закрепленного конца понижает ее.

Частота колебаний любой системы пропорциональна корню квадратному из отношения жесткости системы к ее колеблющейся массе. Поэтому при шлифовке металла язычка частота изменяется в зависимости от того параметра, который больше изменился в результате данной операции.

При шлифовке в любом месте язычка одновременно меняются и его масса, и жесткость. Однако степень этого изменения различна в зависимости от места обработки. Обработка основания язычка уменьшает отношение жесткости к массе, так как изменяет жесткость в большей степени, чем массу. Поэтому при такой обработке частота колебаний язычка уменьшается. Аналогично рассуждая, легко понять, что при обработке вершины язычка частота его собственных колебаний увеличивается.

Инструменты для настройки

Инструмент для настройки язычков несложен. Это шаберы круглого сечения, надфили (с мелкой бархатной насечкой), тонкая стальная пластинка-подголосник (иногда называемая голосником, стройником), поддерживающая язычок при его обработке, крючки для подъема внутренних язычков. Могут понадобиться наковальня, молоток, плоскогубцы, нож и ножницы.

На предварительной настройке, когда снимается достаточно толстый слой металла, применяется абразивный круг, приводимый в движение небольшим электродвигателем с помощью гибкого вала.

В фабричных условиях настройку производят в специальной заглушённой кабине, которая оборудована воздуходувкой - устройством для создания необходимого перепада давлений воздуха по обе стороны язычка (за счет разрежения воздуха). Стол воздуходувки снабжен специальным приспособлением для зажима голосовой планки. Установив голосовую планку, ее сначала возбуждают щипком с помощью подголосника.

Предварительную настройку производят в унисон по контрольным (эталонным) язычкам. При подкладывании подголосника под внутренний язычок надо следить за тем, чтобы язычок не заклинивался и не деформировался.

Поведение язычка после механической обработки,релаксации внутренних напряжений и приклеивания лайки

Высота звучания язычка изменяется в процессе его механической обработки, которая создает в теле язычка напряжения. Их релаксация приводит к последующему изменению жесткости в месте крепления язычка и, как следствие, к изменению высоты звука. При обработке язычок нагревается, и в процессе остывания в нем также изменяются напряжение и высота звука. В результате явлений релаксации звук, издаваемый язычком, повышается довольно быстро после окончания его настройки; для разных язычков это повышение различно.


Приклейка лайки вызывает противоположное изменение частоты - понижение звука. Эта операция в какой-то мере компенсирует завышение звука, вызываемое релаксацией механических напряжений. Точную настройку проводят уже после приклейки лайки. Если настройку язычков производят по слуху, то пользуются контролем частоты биений, которая для настроенных интервалов та же, что и для фортепиано.

В настоящее время существуют специальные приборы, которые существенно облегчают процесс предварительной настройки в производственных условиях. В этом случае частоты язычков сравниваются с эталонными частотами, вырабатываемыми электронным генератором, а контроль степени настройки осуществляется визуально по экрану электронно-лучевой трубки.

Что влияет на точность настройки

На высоту тона язычков влияют резонаторы и корпус инструмента, поэтому окончательная, чистовая настройка производится только в корпусе того инструмента, в котором будут установлены данные резонаторы. Здесь необходимо проверить состояние и качество приклейки лайковых клапанов на планках, влияющих на настройку.

На точность настройки язычка на голосовой планке влияет даже плотность установки планки на резонаторе и надежность герметизации планки по периметру канифольно-восковой мастикой. При неплотной установке и разгерметизации планка сама начинает вибрировать вместе с язычком, давая биения в звуке.

Инструмент и оборудование, применяемые при окончательной настройке, в принципе не отличаются от инструментов для предварительной настройки, но метод настройки в большинстве случаев слуховой, по биениям, который пока позволяет достичь большей точности.

Определения направления темперации

Трудностью в настройке квинт и кварт в клавишных и язычковых инструментах является определение направления темперации: одно биение в квинте может быть и в сторону сужения и в сторону расширения интервала. В клавишном инструменте направление темперации устанавливают, сопоставляя направление вращения ключа и частоты биений. Установление направления темперации язычка путем его перестройки - методом проб и ошибок - вредно для него, так как приводит к необратимому уменьшению его массы и жесткости, что, в свою очередь, ухудшает звуковые качества язычка.

Поэтому здесь иная методика определения направления темперации. Основание язычка плотно зажимается каким-либо металлическим ребром, при этом повышается жесткость язычка, а его собственная частота увеличивается.

Допустим, мы проверяем нижний язычок интервала, направление темперации которого должны определить. Прижатие основания повышает частоту нижнего звука, и это повышение либо увеличивает число биений в данном интервале, либо уменьшает. Увеличение числа биений говорит о том, что интервал был настроен в зоне сужения интервала, уменьшение числа биений - о том, что интервал был настроен в зоне расширения.

Настройка области темперирования

В многоголосых инструментах (современные аккордеоны и баяны) область темперирования настраивают по какой-либо одной паре язычков на сжим и разжим меха. Язычки на других голосовых планках закрывают пластинкой с мягкой прокладкой (например, лайкой). Планки области темперирования, оставшиеся открытыми, называют строевыми.

После настройки области темперирования настраивают все остальные строевые планки, находящиеся в том же ряду.

Порядок настройки планок и особенности опиливания язычков

Дальнейший порядок настройки планок мелодии и аккомпанемента может быть выбран следующий:

  • язычки басовой части большой октавы (октавными интервалами по язычкам мелодии, принятым за строевые);
  • язычки басовой части малой октавы (октавными интервалами по язычкам большой октавы баса);
    язычки контроктавы (октавными интервалами по язычкам большой октавы баса);
  • язычки первой октавы аккомпанемента (в унисон с язычками мелодии);
  • язычки малой октавы аккомпанемента (в октаву с язычками первой октавы аккомпанемента);
  • язычки нестроевых планок мелодии (в унисон с язычками строевых планок мелодии).

Опиливание язычков в процессе настройки требует высокой тщательности и аккуратности. Поспешность приводит к многократному снятию слоя металла то у основания, то у вершины. Многократное подпиливание язычка ухудшает его свойства: снижается стабильность частоты при изменении воздушного давления, понижается порог срыва колебаний, уменьшается громкость, ухудшается тембр - он становится гнусавым, неглубоким. Единственное улучшение - понижение порога возбуждения - не оправдывается на фоне прочих нежелательных изменений звуковых свойств.

Бывают язычки другого рода - слишком жесткие. Недостатки таких язычков: повышенный порог возбуждения, необходимость большого расхода воздуха, громкий, крикливый тембр.

Контроль качества настройки

Качество настройки необходимо постоянно контролировать. Каждый вновь настраиваемый ряд голосовых планок нужно проверять по возможно большему числу ранее настроенных рядов интервалами в унисон и октаву. Требуется обязательная сверка язычков мелодии, баса и аккомпанемента.

Целесообразно проверить последовательность одноименных интервалов и обратить внимание на равномерность изменения частоты биений в соседних интервалах. Если инструмент имеет розлив, то его тембральная окраска также должна равномерно изменяться от тона к тону.

Заканчивают проверку строя контролем правильности звучания аккордов в мелодии и басах, а также проверкой одновременно звучащих аккордов мелодии и аккомпанемента.

Существенный момент проверки настройки: окончательный контроль должен выполняться не реже, чем через сутки после последней настройки, то есть когда будет практически закончен процесс релаксации механических напряжений и строй станет устойчивым.

Изобретение относится к конструкции прибора для настройки музыкальных инструментов. Прибор для настройки струнных музыкальных инструментов содержит фонограмму с двенадцатью звуковыми дорожками, вращающуюся на семиступенчатом шкиве. При этом каждая ступень шкива выполнена с заданными размерами и вращается с заданной скоростью. Прибор содержит мотор, придающий вращение шкиву при помощи приводного ремня, надетого на ступень шкива и перемещаемого с одной ступени шкива на другую, и адаптер с лампочкой, расположенный над фонограммой с возможностью перемещения относительно нее. При этом сигнал от адаптера поступает на фотоэлемент, установленный под фонограммой, и через усилитель низкой частоты передается на динамик прибора. Достигаемый при этом технический результат заключается в повышении точности настройки музыкального инструмента. 3 ил.

Заявленное изобретение относится к прибору для настройки музыкальных инструментов и служит для точной настройки всех видов струнных музыкальных инструментов. Прибор обладает исключительно высокой точностью настройки и издает 72 точно настроенных музыкальных звука. В настоящее время настройка музыкальных инструментов производится с помощью камертона, причем точно настраивается только одна струна, а остальные одиннадцать струн других октав настраиваются на слух. При этом даже самые опытные настройщики допускают большие погрешности, а плохо настроенный музыкальный инструмент раздражает слух, искажает красоту и содержание музыкального произведения.

Известен язычковый камертон для настройки музыкальных инструментов (см. SU 153169 А1, кл. G10G 7/02, опубл. 01.01.1963), выполненный в виде круглого корпуса, несущего на поверхности нотные обозначения музыкальных тонов, и заключающий в себе голосовую планку с несколькими язычками, мундштук и регулировочный диск для переключения на определенный тон или музыкальные интервалы, при этом язычки расположены по хордам окружности голосовой планки, а регулировочный диск выполнен в форме усеченного конуса, взаимодействующего со скошенными кромками отверстия корпуса.

Известный камертон не позволяет достичь высокой точности настройки музыкального инструмента.

Технической задачей, на решение которой направлено заявленное изобретения, является разработка прибора для настройки струнных музыкальных инструментов, который позволяет достичь высокой точности настройки.

Поставленная задача решается при использовании прибора для настройки струнных музыкальных инструментов, содержащего фонограмму с двенадцатью звуковыми дорожками, состоящую из шести октав и вращающуюся на семиступенчатом шкиве, каждая из ступеней которого выполнена с заданными размерами и вращается с заданной скоростью, мотор, придающий вращение шкиву при помощи приводного ремня, надетого на ступень шкива и перемещаемого при работе прибора с одной ступени шкива на другую, адаптер с лампочкой, расположенный над фонограммой с возможностью перемещения относительно нее, при этом сигнал от адаптера поступает на фотоэлемент, установленный под фонограммой, и через усилитель низкой частоты передается на динамик прибора.

Схема прибора приведена на фиг.1 (вид с боку) и на фиг.2 (вид сверху). Музыкальные звуки извлекаются из фонограммы с двенадцатью звуковыми дорожками, состоящей из шести октав (всего 72 звука).

На фиг.3 изображена фонограмма, изготовленная на рентгеновой пленке. Фонограмма 3 вращается на семиступенчатом шкиве 1 и имеет семь ступенек со строго определенными размерами и строго определенными скоростями вращения. Шкив вращается от синхронного мотора 4. К ступеням шкива идет ременная передача 8. От ведущего шкив мотора зависит точность настройки всего прибора. Шкивы обтачивают при вращающемся моторе до нужных размеров. При этом диаметры шкивов фонограммы составляют 21, 21-22, 47-23, 81-25, 23-26, 73-28, 32-30 мм. Все шкивы изготовлены с точностью +0,01 мм. Над фонограммой имеется адаптер 5 с лампочкой от карманного фонаря 6. Под фонограммой у адаптера установлен фотоэлемент 7. При работе прибора пульсирующий свет через вращающуюся фонограмму падает на фотоэлемент, возникающие сигналы усиливаются усилителем низкой частоты (УНЧ) и поступают в динамик. УНЧ используется двухканальный, двухконтактный, мощностью до 10 ватт. При этом к проводам, идущим к УНЧ, последовательно подключается ножная педаль для регулирования громкости.

Приводной ремень от ведущего шкива мотора находится на самом толстом шкиве 30 мм семиступенчатого шкива 1. Включают мотор и лампочку, находящиеся над первой звуковой дорожке с четырьмя знаками, при этом фонограмма вращается со скоростью 16,33 об/с. Для определения частоты издаваемых звуков число оборотов умножается на количество знаков звуковой дорожки, и мы получаем 4×16,33=65,4 Гц. Данная частота соответствует звуку До большой октавы. Далее переводим лампочку на следующую дорожку фонограммы, где также 6 знаков. Соответственно получаем 6×16,33=98 Гц. Данная частота соответствует звуку Соль той же октавы. Затем переводим адаптер на следующие дорожки и получаем те же звуки для других октав До и Соль. Самая последняя дорожка имеет 192 знака. Ей соответствует частота 192×16,33=3136 Гц, соответствующая звуку Соль четвертый октавы.

Под звуками сигналов До и Соль настраиваем струны всех семи октав и затем приводной ремень переводим на следующую ступень шкива с диаметром 28,32 мм. Теперь фонограмма вращается со скоростью 17,3 об/с. Производим такие же расчеты, преумножая скорость вращения фонограммы на количество знаков на звуковой дорожке, и получаем звуки До# и Соль#. Настраиваем эти струны всех октав, каждый раз перемещая мотор, закрепляем винтом и переводим ремень на другие ступеньки шкива.

Чтобы узнать, точно ли настроена струна проверяемого инструмента, для определения точности настройки к струне на близком расстоянии устанавливается звукосниматель от гитары. Через диоды к нему подключен микроамперметр. Максимальное отклонение стрелки прибора фиксирует качество настройки вашего инструмента. Если даже человек не обладает абсолютным слухом, с помощью такого прибора ему будет возможно настроить любой струнный музыкальный инструмент с точностью до 0,6%. Погрешность настройки "на слух" даже самым высококвалифицированным настройщиком составляет не менее 3-5%.

Прибор для настройки струнных музыкальных инструментов, содержащий фонограмму с двенадцатью звуковыми дорожками, вращающуюся на семиступенчатом шкиве, каждая из ступеней которого выполнена с заданными размерами и вращается с заданной скоростью, мотор, придающий вращение шкиву при помощи приводного ремня, одетого на ступень шкива и перемещаемого с одной ступени шкива на другую, адаптер с лампочкой, расположенный над фонограммой с возможностью перемещения относительно нее, при этом сигнал от адаптера поступает на фотоэлемент, установленный под фонограммой, и через усилитель низкой частоты передается на динамик прибора.

Настройщик музыкальных инструментов — это специалист по настройке различных видов музыкальных инструментов: рояля, пианино, органа, баяна, аккордеона и т.д. Профессия подходит тем, кого интересует пение, музыка (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Настройщик — боец невидимого фронта, ему не аплодируют на концертах. Но в успешном выступлении музыкантов значительная доля кропотливой и высокопрофессиональной работы настройщика. Без него инструмент не будет звучать красиво, объемно, выразительно!

Особенности профессии

Настройка музыкального инструмента — это не только техническая операция по натягиванию струн, а, можно сказать, искусство, которое заставляет инструмент «запеть». Например, у фортепиано более 80 клавиш, игра на которых при помощи сложной механики заставляет зазвучать более200 струн. И звучание каждой струны настройщик должен уловить и отрегулировать. А в целом этот инструмент имеет 3000 деталей, от взаимодействия узлов которого зависит звучание. Даже самое незначительное отклонение и неточность в настройке — и виртуозная игра музыканта потеряет свою выразительность.

Для грамотной настройки фортепиано, помимо специфичного слуха и чутких рук настройщику требуется комплект из 23 инструментов высокого качества, а также знание систем настройки: кварто-квинтовой и терц-секстовой.

Функциональные обязанности настройщиков зависят от их специализации по инструментам: клавишным, духовым, струнным, щипковым, язычковым и т.д. Общими функциями для всех настройщиков являются:

  • настройка и регулировка музыкальных инструментов;
  • проверка их настройки путем проигрывания и прослушивания отдельных музыкальных произведений;
  • выявление и устранение дефектов, влияющих на точность настройки.

Настройка фортепиано, например, заключается в следующем:

  • выравнивание клавиатуры по линии подъема и опускания клавиш;
  • проверка струнной одежды: раскладки струн по хорам, их направлению, высоте, углу прилегания;
  • проверка правильности навивки и закрепления струн на вирбелях, осмотр состояния всех основных узлов рояля;
  • настройка первой струны звука «ля» первой октавы по камертону 440 Гц;
  • подстройка под первую струну остальных струн хора ноты «ля» в унисон;
  • настройка всех хоров струн в зоне темперации с использованием кварт, квинт, больших терций и больших секст;
  • настройка всех струн инструмента по всему диапазону с проверкой по октавам, терциям, квартам, квинтам, секстам;
  • интонировка инструмента по всему диапазону;
  • техническая работа по выявлению прочих дефектов инструмента и их устранение.

Плюсы и минусы профессии

Плюсы

Востребованность, достойная оплата труда. Ведь настройка фортепиано требуется не менее 4 раз в год. Это связано со сменой времен года, когда меняется влажность, наличие или отсутствие отопления. Кроме того, влияет и проседание всех материалов инструмента.

Минусы

Напряженная, трудоемкая, очень кропотливая и ответственная работа, которая не терпит халатности и непрофессионализма.

Место работы

Консерватории, концертные залы, филармонии, музыкальные школы, театры, фабрики музыкальных инструментов, компании по прокату музыкальных инструментов, реставрационные мастерские, частная практика по настройке домашних музыкальных инструментов.

Важные качества

Личные качества:

  • Специфический музыкальный слух: слух музыканта и слух настройщика — это разные вещи. Слух настоящего мастера-настройщика заключается в способности улавливать малейшие нюансы звучания инструмента. А настройка крайних регистров требует особенно натренированного слуха и навыков.
  • Терпение
  • Сосредоточенность
  • Добросовестность

Профессиональные навыки:

  • владение приемами интонировки и настройки, а также музыкальной грамотой;
  • знание основ акустики, физических характеристик громкости, длительности звучания, тембра звука, законов колебания струн, стандартов высоты тона;
  • навыки монтажных и регулировочных работ;
  • знание технологии изготовления и конструкции музыкальных инструментов, назначения и взаимодействие деталей, способов выполнения цвиковочных работ и настройки музыкальных инструментов.

Где учиться на Настройщика музыкальных инструментов

  • Существуют специальные школы настройщиков фортепиано, с очной и даже заочной формой обучения. Но изначально настройщику необходимо иметь базовое музыкальное образование и опыт игры на каких-либо инструментах.
  • Профессию настройщика музыкальных инструментов можно освоить на фабриках по их производству (специальные курсы), в мастерских по реставрации музыкальных инструментов. Кроме того, в музыкальных учебных заведениях опытные мастера готовят смену из музыкантов, имеющих склонность к этой профессии.
  • Высшим этапом обучения является академия имени Теодора Стейнвея для концертных настройщиков.

Оплата труда

Зарплата на 19.09.2019

Россия 33000—90000 ₽

Зарплата настройщика музыкальных инструментов зависит от места работы, региона проживания и состояния музыкальных инструментов. В Москве — от 40 тыс.руб. В крупных городах России 25-30 тыс. руб. При частной практике зарплата сдельная — в зависимости от количества выполняемых заказов. Например, средняя цена настройки фортепиано — 1500-1800 рублей в Москве и по времени занимает 4 часа. Настройка баяна значительно дороже — около 15 000 рублей и займет не меньше недели. Настройка органа занимает 8 часов времени.

Немаловажный факт: зарплата настройщика во многом зависит от его репутации. Высококлассные мастера передаются «из рук в руки», их советуют друзьям и знакомым. Поэтому их доход стабилен и высок.

Ступеньки карьеры и перспективы

Чтобы стать настоящим профессионалом, нужна длительная практика как минимум 10 лет. Наибольший опыт можно получить на фабрике по производству инструментов. Карьерой настройщика является постоянное повышение мастерства от 4 разряда до 12.

Профессиональный праздник

В декабре 2003 года Министерство труда и социального обеспечения РФ приняло постановление о включении профессии настройщика пианино и роялей в перечень особо важных и ответственных работ.

  1. Музыкальные инструменты — это целый мир, в котором есть своя классификация: тип духовых инструментов, класс деревянных духовых, отряд язычковых, семейство саксофонов, виды — альт, тенор, баритон, бас, контрабас. Какими бы ни были музыкальные инструменты разными по форме, устройству, размерам, все они создавались для одного и того же, чтобы из них можно было извлекать музыкальные звуки.
  2. Вместо таблеток — порция музыки!
  3. Древние врачи считали, что для сохранения здоровья нет лучшего средства, чем правильно подобранная музыка. Современная медицина подтверждает это. Русские ученые В.М.Бехтерев и И.М.Сеченов отмечали огромное влияние музыки на нервную систему, дыхание и кровообращение. Музыка может как повышать артериальное давление, так и понижать его, убыстрять пульс или замедлять.
  4. Немецкие врачи кроме обычного лечения рекомендуют больным музыкотерапию: прослушивание классической музыки — Бетховена, Моцарта, Шопена, Штрауса и др.
  5. Меланхоликов излечивают звуки скрипки.
  6. Флегматикам показана музыка альта.

ИЗМЕРИТЕЛЬНАЯ АППАРАТУРА

А. Греков

ПРИБОР ДЛЯ НАСТРОЙКИ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ

Настройка музыкальных инструментов, как извест-но, дело непростое и кропотливое. На это затрачива-ется порой уйма времени. Но ее можно значительно упростить, если использовать специальные -ные приборы. из них, разработанный Г. Мар-косовым из Кисловодска, описывается ниже. Он позволяет в бытовых условиях настраивать любой музыкальный , строй которого выполнен по принципу равномерной темперации, как, например, у фортепиано, баяна, арфы.

Прибор обеспечивает высокую точность настройки, позволяет расширить и сжать интервалы на любом участке диапазона, настроить инструмент «в розлив». Настройка может вестись визуально, а также на по унисонно-октавному принципу.

Принцип действия прибора при визуальном методе настройки основан на сравнении высоты образцового полутона с высотой полутона инструмента. Сравнение происходит на электронно-лучевой трубке. При этом используется так называемый круговой разверт-ки, широко применяемый в различных областях радио-электроники.

На рис. 1 изображена структурная схема прибора. Он состоит из генератора образцовых полутонов G1, усилителя-ограничителя А1, делителя частоты D1, уси-лителя А2, фазовращателя A3, датчика Е1, усилителя A3 сигнала с датчика, формирователя меток А4 и электронно-лучевой трубки HI.

Переключателем S1 изменяют частоту сигнала, гене-рируемого узлом G1, и коэффициент пересчета делителя D1. Переключателем 52 выбирают октаву, комму-тируя вход усилителя А2 с соответствующими выхода-ми делителя D1. В зависимости от того, каким мето-дом настраивают музыкальный инструмент - визу-альным или слуховым, сигнал через переключатель S3 поступает с датчика на усилитель A3 (визуальная настройка) либо с усилителя А2 на датчик (настройка на слух). Коммутатор S4 позволяет охватить усилитель A3 положительной обратной связью, в которой включен кварцевый резонатор Z1. В этом случае усили-тель отключается от датчика Е1 и превращается в ка-либровочный генератор.

Рис. 1. прибора для настройки музыкаль-ных инструментов

При визуальном методе настройки электрические колебания частотой, соответствующей выбранному по-лутону, усиленные узлом А2, поступают на отклоня-ющие пластины электронно-лучевой трубки HI. На ее экране электронный будет рисовать или эллипс. Так как частота подаваемого сигнала сравнительно высокая, движение луча незаметно.

Сигнал с датчика, частота которого соответствует высоте звука, усиливается в узле А2. А4 форми-рует из него короткие прямоугольные импульсы - метки, которые подаются на электронно-лучевой трубки. Эти метки выглядят светящимися точ-ками на окружности (эллипсе).

Если частоты образцового сигнала и сигнала с дат- равны, то метки будут неподвижными. В против-ном случае они начнут вращаться в или иную сторону. О степени расстройки инструмента можно судить по скорости перемещения меток.

Принципиальная схема генератора образцовых -лутонов и делителя частоты изображена на рис. 2.

Генератор собран на транзисторе VI. Благодаря глубокой обратной связи по постоянному и перемен-ному току (через резистор R2), высокой добротности катушки , применению слюдяных конденсаторов КСО-Г, обладающих высокой термостабильностью параметров, слабой связи генератора с последующими узлами достигается стабильность генериру-емой частоты. Этому способствует и периодическая коррекция частоты по кварцевому генератору, встроен-ному в прибор. Основная частота, вырабатываемая генератором, - 3520 Гц соответствует полутону ля. При необходимости генерируемую частоту корректи-руют переменным резистором R4. Им же завышают или занижают , что необходимо, например, при настройке музыкального инструмента «в розлив».

Для получения еще 11 полутонов переключателем SI изменяют генерируемую частоту и соответствующим образом ее делят, используя делитель, выполненный на D-триггерах Dl. l, D1.2, D2.1, D2.2, D3.1, D3.2. Коэффициент пересчета делителя изменяется в зави-симости от , какой необходимо полу-чить. В табл. 1 приведены значения частоты генератоpa, коэффициентов пересчета делителя и чистоты сигнала на выходе делителя.

Генератор связан с делителем через буферный уси-литель- , выполненный на транзисторе V2, включенном по схеме истокового повторителя.

Подстроечными резисторами RI2 - R14 выравни-вают размер изображения фигуры на осциллографиче-ской трубке на разных октавах. Необходимый «фор- » изображения устанавливают переменным рези-стором R15.

Рис. 2. Принципиальная схема гене pa тора образцовых импульсов и делителя частоты

Сдвижка переменного резистора R15 через конден-сатор С17 сигнал поступает на двухкаскадный усили-тель, собранный на транзисторах V3 - V5 (рис.3). Второй каскад выполнен по двухтактной схеме и рабо-тает в режиме АВ2. Контуры, образованные первичной обмоткой трансформатора Т1 и конденсаторами С.19 - C2I, первичной обмоткой трансформатора 72 и конденсаторами С22 - С24, выделяют из напряжения прямоугольной формы первую гармонику.

С выхода усилителя сигнал через фазовращающие цепочки R22C25 и C28R23 подается на отклоняющие пластины электронно-лучевой трубки Ш. С вторичной обмотки трансформатора Т2 низкочастотный неинвертированпый сигнал подается на разъем XI, к которому при настройке инструмента по унисонно-октавному методу подключается датчик.

На транзисторах V6 - V8 собран усилитель сиг-нала, поступающего с датчика (подключают к разъему XI). V9 формирует короткие прямоуголь-ные импульсы, длительность которых определяется постоянной времени дифференцирующей цепочки C35R37. Эти импульсы через С36 пода-ются на модулятор электронно-лучевой трубки. При этом на ее экране по «орбите» высвечиваются яркие метки.

В приборе нет отдельного кварцевого генератора, используемого при коррекции частоты императора образцовых полутонов. Его выполняют два первых каскада усилителя сигнала с датчика. В режиме коррекции каскады на транзисторах V6, V7 охватыва-ются положительной обратной связью, в цепь которой включен кварцевый резонатор Z1. Его собственная резонансная должна быть кратна частоте полу-тона , так как именно на ней ведется коррекция. В приборе использован кварцевый резонатор на частоту 8800 Гц. Поэтому при коррекции частоты на первой октаве на «орбите» будут высвечиваться 20 ме-ток, на малой октаве - 40.

Для настройки музыкальных инструментов приме-няется два датчика: акустический типа ДЭМ-4 и магни-тоэлектрический. Последний выполнен на базе капсуля ДЭМШ-Im. В обмотке датчика (магнитоэлектрическо-го) при колебании струны вблизи полюсных наконеч-ников возникают , которые и передаются на прибор. Когда настройка ведется мето- электромеханического резонанса, наоборот, коле-бания, поступающие из прибора в датчик, возбуждают струну.

Акустический также обратим. Он может использоваться как в качестве излучателя звуковых колебаний, так и микрофона.

Прибор питается от сети переменного тока напря-жением 220 В. Он потребляет около 10 Вт. Все усилители питаются от выпрямителя напряжением 22 В. На транзисторы VI, V2 и микросхемы подается стабилизированное напряжение 9 В. пита-ния на анодные электронно-лучевой трубки (700 В) поступает с выпрямителя на диодах V9, V10, собранного по схеме удвоителя напряжения.

Прибор смонтирован в корпусе размерами 215 X 195 X 100 мм.