Презентация на тему балалайка. Презентация для детей "балалайка" презентация по музыке на тему

История происхождения балалайки уходит своими корнями в глубину веков. Существует большое количество документов и сведений о возникновении инструмента. Многие считают, что балалайка была придумана на Руси, другие думают, что произошла от народного инструмента киргиз–кайсаков – домбры. Есть еще одна версия: возможно балалайка была придумана во время татарского владычества, или, по крайней мере заимствована от татар. Татарское слово «балалар» в переводе на русский язык означает «дети».

Впервые название "балалайка" встречается в письменных памятниках времён Петра Великого.

В 1715 г. при праздновании устроенной по приказу царя шуточной свадьбы в числе инструментов, фигурировавших в руках ряженных участников церемонии, упоминаются балалайки. Причём инструменты эти даны были в руки группе наряженных калмыками.

Наверное, балалайку придумали крепостные крестьяне, чтобы скрасить свое существование в подчинении у жестокого помещика. Постепенно балалайка распространилась среди крестьян и скоморохов, разъезжающих по всей огромной нашей стране.

Скоморохи выступали на ярмарках, веселили народ, зарабатывали на пропитание и даже не подозревали, на каком чудо-инструменте они играют.

Веселье продолжалось не долго, царь и великий князь всея Руси Алексей Михайлович издал указ, в котором велел все инструменты (домры, балалайки, рожки, гусли и др.) собрать и сжечь, а тех людей, которые не будут подчиняться и отдавать балалайки, пороть и отправлять в ссылку. Но время шло, царь умер и балалайка снова зазвучала по всей стране, но опять ненадолго. Время популярности вновь сменилось почти полным забвением до середины XIX века.

Так и потерялась балалайка, только не совсем. Некоторые крестьяне по-прежнему музицировали на трехструнке.

И, однажды, путешествуя по своему имению молодой дворянин Василий Васильевич Андреев услышал балалайку у своего дворового Антипа.

Андреева поразила особенность звучания этого инструмента, а ведь он считал себя знатоком русских народных инструментов. И решил Василий Васильевич сделать из балалайки наипопулярнейший инструмент. Для начала сам потихоньку научился играть и заметил, что инструмент таит в себе огромные возможности.

Взяв балалайку из народа Василий Васильевич хотел вернуть ее в народ и распространить.

Теперь всем солдатам, проходящим службу выдавалась балалайка,

и, уходя из армии военные забирали инструмент

с собой.

Таким образом, балалайка вновь распространилась по России и стала одним из самых популярных инструментов.

Существует несколько версий происхождения . Многие полагают, что балалайка была изобретена на Руси, по другим сведениям, балалайка произошла от . Некоторые исследователи предполагают, что этот инструмент заимствован от татар ещё во времена татаро-монгольского владычества.


Исследователи народных инструментов полагают, что слово «балалайка» произошло от слов «балакать» или «балаболить», болтать или пустозвонить. Вероятно, такое название инструмента возникло из-за его специфического бренчащего звучания.


Первое упоминание о балалайке в письменных источниках относится к 1688 году. В 17 веке балалайка была инструментом . Во времена царствования Алексея Михайловича народным инструментам была объявлена настоящая война. По указу царя надлежало собрать и сжечь , балалайки, гусли и рожки. После смерти царя борьба с народными инструментами прекратилась, а балалайка получила распространение в крестьянской среде.


В середине 19 века музыкант и просветитель Василий Андреев усовершенствовал балалайку. На основе простого народного инструмента были разработаны модели балалаек разного размера. Василий Андреев был не только виртуозным музыкантом, но и популяризатором народной культуры. Он создал первый оркестр народных инструментов, который успешно гастролировал по России и Европе.


До середины 20 века балалайка была очень популярна в крестьянских семьях. Навыки игры на ней передавались от отца к сыну. Под балалайку люди плясали и пели. После распада СССР молодежь потянулась из деревни в города, а старикам некому стало передавать традицию игры на инструменте. Балалайка потеряла свою былую популярность.

Балалайка сегодня

К счастью, в последнее время балалайка стала вновь набирать популярность в молодежной среде. Это связано с появлением интереса к своим корням, к истории и культуре своего народа, в том числе и музыкальной.


Балалайка – это универсальный инструмент, который отлично ладит практически с любым инструментом в деревенском ансамбле. Более того, балалайка прекрасно передает личностные особенности исполнителя.


Балалайка по-прежнему является основным инструментом в любом оркестре народных инструментов. Однако выступления таких оркестров не отражают подлинную народную инструментальную традицию. Где же городскому человеку услышать звучание деревенской балалайки?


Благодаря усилиям этнографов и фольклористов народная традиция не умерла. С середины 20 века исследователи стали записывать в фольклорных экспедициях народные наигрыши. Сегодня услышать подлинную деревенскую балалайку можно на концертах фольклорно-этнографических коллективов. Такие ансамбли стремятся популяризировать подлинную народную культуру и часто проводят вечерки для любителей народной культуры. На вечерке можно узнать о русских традициях, услышать старинные песни, записанные в фольклорных экспедициях и, конечно же, поплясать под балалайку.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Балалайка: История развития Оркестр русских народных инструментов. Балалайка: История развития Оркестр русских народных инструментов.

2 слайд

Описание слайда:

Введение История развития и бытования русских народных музыкальных инструментов - одна из наименее исследованных областей музыкальной науки. Гонения на народные музыкальные инструменты со стороны церкви и светской власти в середине ХVII века принимает характер массового уничтожения этих образцов народного искусства. Но к началу XX века балалайка прочно завоевывает широкое общественное признание и становится одним из самых популярных инструментов русского народа. На сегодняшний день история балалайки насчитывает почти три столетия.

3 слайд

Описание слайда:

Краткие сведения и история возникновения Балалайка - одно из самых ярких явлений в русской народной музыкальной культуре. Широкое распространение нового инструмента отражало, с одной стороны, интерес разных слоев населения к музицированию, с другой, способствовало сохранению и развитию традиционной культуры в условиях города. Балалайка давно признана русским народным инструментом в России и за рубежом. Вероятно, балалайку придумали крепостные крестьяне, чтобы скрасить свою повседневную жизнь. Постепенно балалайка распространилась среди крестьян и скоморохов, разъезжающих по всей огромной нашей стране. Никто точно не знает, когда появилась балалайка на Руси. Первое упоминание о ней найдено в старинном документе под названием «Память из Стрелецкого приказа в малороссийский приказ», относящемся к 1688 году. В нем говорится об аресте двух крестьян за то, что «играли на балалайках и стрельцов, стоящих на карауле бранили».

4 слайд

Описание слайда:

Этимология названия инструмента Музыкальный инструмент балалайка имеет родственный корень с русскими словами как балаболить, балакать, балагурить, которые по смыслу своему не определяют серьёзности передачи информации или разговора, имеют свои синонимы, схожие по родству и смыслу, со словами болтать ни о чём, калякать, пусто звонить. Все эти понятия определяют суть музыкального инструмента балалайки, как инструмента, лёгкого, не серьезного, но очень забавного и интересного по восприятию его созвучия с народным песнопением частушек или другого народного песенного фольклора. Первые балалайки в отличие от тех, которые мы привыкли видеть сейчас, отличались своим внешним видом и имели всего две струны.

5 слайд

Описание слайда:

История гонений балалаек Скоморохи выступали на ярмарках, веселили народ, зарабатывали на пропитание и даже не подозревали, на каком чудо-инструменте они играют. Веселье долго продолжаться не могло, и, наконец, царь и великий князь всея Руси Алексей Михайлович издал указ, в котором велел все инструменты (домры, балалайки, рожки, гусли и др.) собрать и сжечь, а тех людей, которые не будут подчиняться, и отдавать балалайки, пороть и отправлять в ссылку в Малороссию. Сохранился ряд предписаний церкви, направленных против народных музыкантов, в которых они по своей «вредности» приравнивались к разбойникам и волхвам.

6 слайд

Описание слайда:

Гонения на народные музыкальные инструменты со стороны церкви и светской власти в середине ХVII века принимает характер массового уничтожения этих образцов народного искусства. Так, например, по свидетельству Адама Олеария, «около 1649 года все «гудебные сосуды» были отобраны по домам в Москве, нагружены на пяти возах, свезены за Москву-реку и там сожжены». Но безвозвратно и полностью искоренить любовь русского народа к балалайке не удалось. Инструмент продолжал жить и развиваться.

7 слайд

Описание слайда:

Именно при правлении Петра I, появляются первые официальные документированные сообщения о том, что на Руси у простого народа есть, очень уважаемый, музыкальный инструмент балалайка. Упоминание о балалайке в печатных источниках Первые официальные источники, где упоминают музыкальный инструмент балалайка, были в июне 1688 году, во времена правления великого царя Петра, где из приказа Стрельцов в Малороссийский приказ, стало известно, что в Москве у двух людей, задержанных и доставленных в приказ, при себе была балалайка. «Один из них, посадский человек по имени Савка Фёдоров, а другой крестьянин Дмитрий Ивашко, проезжая на телеге запряжённой лошадью, мимо караульных стрельцов стоявших на посту у городских ворот, играли в балалайку или как её тогда называли «балабайка» и пели бранящие песни в адрес последних».

8 слайд

Описание слайда:

Роль Василия Андреева в развитии и совершенствовании балалайки Современный дизайн, музыкальный инструмент балалайка, приобрела позднее, в конце XIX века, благодаря выдающемуся музыканту просветителю В.Андрееву, который дал современной балалайке новую жизнь мировую концертную сцену, а также мастерам по изготовлению музыкальных инструментов, Ф. Пасербскому, С. Налимову, В. Иванову, которые по предложению В. Андреева, изменили внешний вид балалайки, укоротили её длину, а самое важное, что стали изготавливать корпус из нескольких видов древесины, такие как ель, бук, что позволили изменить звук, издаваемый самой балалайкой.

9 слайд

Описание слайда:

Мастера русской балалайки С.И. Налимов Мастер Ф.С. Пасербский в 1887 г. делает Андрееву концертную балалайку с 12 постоянными ладами, позволяющими исполнять более виртуозные пассажи и, что особенно важно, хроматические последовательности и гаммы. Ф.С. Пасербский и его инструмент И.И. Галинис Инструмент работы С.И. Налимова

10 слайд

Описание слайда:

СТРОЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ БАЛАЛАЙКИ Струна Нота Нотация Диапазон 1 a1 (ля1) 2 e1 (ми1) 3 e1 (ми1)

11 слайд

Описание слайда:

Рождение семейства балалаек Своё изобретение мастер запатентовал и получил патент в Германии в подтверждение изобретения балалайки Вокруг В.В. Андреева сплотился круг учеников и последователей его дела. Андреева уже не удовлетворяет звучание одной балалайки. Он, стремясь возродить фольклорные традиции коллективного музицирования на народных инструментах, создает "Кружок любителей игры на балалайке", первое выступление, которого состоялось 20 марта 1888 г. Именно для этого ансамбля в 1887 г. Ф.С. Пасербский изготовил разновидности балалайки: пикколо, альт, бас, контрабас, а в 1888 г. - дискант и тенор. Контакт В.В. Андреева с Ф.С. Пасербским продолжался около десяти лет.

12 слайд

Описание слайда:

Андреев сначала сам играл в оркестре, потом дирижировал им. Одновременно он давал и сольные концерты, так называемые вечера балалайки. Все это способствовало необыкновенному всплеску популярности балалайки в России и даже за ее пределами. Более того, Василий Васильевич воспитал огромное число учеников, которые также старались поддерживать популяризацию балалайки. В этот период композиторы наконец-то обратили внимание на балалайку. Впервые балалайка зазвучала с оркестром.

13 слайд

Cлайд 1

Балалайка. Презентацию выполнила Ученица 6 «А» класса Телегина Дарья ГОУ CОШ № 627 Руководитель проекта: Белоногова Г.М.

Cлайд 2

Что это такое? Балалайка - русский народный трёхструнный щипковый музыкальный инструмент, от 600-700 мм (балалайка прима) до 1,7 метров (балалайка субконтрабас) длиной, с треугольным слегка изогнутым (в XVIII-XIX веках также овальным) деревянным корпусом. Балалайка - один из инструментов, ставших (наряду с гармонью и, в меньшей степени, жалейкой) музыкальным символом русского народа.

Cлайд 3

История музыкального инструмента. Однозначной точки зрения на время возникновения балалайки не существует. Условно считается, что балалайка получает распространение с начала XVIII века; в 1880-х годах усовершенствуется В. В. Андреевым совместно с мастерами Пасербским и Налимовым. Создано семейство модернизованных балалаек - прима, секунда, альт, бас, контрабас. Балалайка используется как сольный концертный, ансамблевый и оркестровый инструмент.

Cлайд 4

Этимология Любопытно уже само название инструмента, типично народное, звучанием слогосочетаний передающее характер игры на нём. Корень слов «балалайка», или, как её ещё называли, «балабайка», давно привлекал внимание исследователей родством с такими русскими словами, как балакать, балабонить, балаболить, балагурить, что значит болтать, пустозвонить (восходят к общеславянскому *bolbol того же значения). Все эти понятия, дополняя друг друга, передают суть балалайки - инструмента лёгкого, забавного, «бренчливого», не очень серьёзного. Впервые слово «балалайка» встречается в письменных памятниках относящихся ко времени правления Петра I. Первое письменное упоминание о балалайке содержится в документе от 13 июня 1688 года - «Память из Стрелецкого приказа в Малороссийский приказ» (РГАДА), в котором, среди прочего, сообщается, что в Москве, в Стрелецкий приказ были приведены « посадский человек Савка Федоров да крестьянин Ивашко Дмитриев, а с ними принесена балалайка для того, что они ехали на извозничьей лошади в телеге в Яуские ворота, пели песни и в тое балалайку играли и караульных стрельцов, которые стояли у Яуских ворот на карауле, бранили ».

Cлайд 5

Строй До превращение балалайки в концертный инструмент в конце XIX века Василием Андреевым, она не имела постоянного, повсеместно распространённого строя. Каждый исполнитель настраивал инструмент сообразно своей манере исполнения, общему настроению играемых произведений и местным традициям. Введённый Андреевым строй (две струны в унисон - нота «ми», одна - на кварту выше - нота «ля») получил широкое распространение у концертирующих балалаечников и стал называться "академическим". Существует также «народный» строй - первая струна «ля», вторая - «ми», третья - «до». При этом строе проще берутся трезвучия, недостатком его является затрудненность игры по открытым струнам

Cлайд 6

Cлайд 7

То, что балалайка в том виде, в котором она сейчас всем знакома, – русский народный инструмент, не совсем верно. А версия о том, что в XVII веке балалайку завезли в Россию с востока, и вовсе неправдоподобна: похожих инструментов у азиатских народов никогда не было. История, впрочем, запутанная. В летописях до XVII века нет слова "балалайка", есть – "домра". На домрах играли скоморохи. В 1648 и 1657 годах указами о запрещении скоморошества их "бесовские, гудебные сосуды" велено было по всей Москве собрать и сжечь. А переписывая летописи, даже слово "домра" вымарали и заменили его невесть откуда взявшейся "балалайкой".

Cлайд 8

Толковый словарь русского языка. Балалайка – трехструнный щипковый музыкальный инструмент с треугольной декой.

Cлайд 9

Cлайд 10

Почему она так называется? Название "балалайка", иногда встречающееся в форме "балабайка"- народное, вероятно данное инструменту в подражание бренчанию, "балаканью" струн во время игры. "Балакать", "балагурить" на народном наречии значит болтать, пустозвонить. Некоторые приписывают слову "балалайка" татарское происхождение. У татар есть слово "бала" означающие "дитя". Оно быть может и послужило источником происхождения слов "балакать", "балаболить" и т.д. заключая в себе понятие о неразумной, как бы детской болтовне.

Cлайд 11

Синонимы. Болтливый, говорливый, многоречивый, многоглаголивый, неугомонный, разговорчивый, словообильный, словоохотливый, экспансивный; болтун, балагур, говорун, диалектик, краснобай, мельница, пустомеля, пустослов, сорока, водолей, трещотка, фразер; Емеля. Да это балалайка бесструнная.

Cлайд 12

Песни. Балалайка-блюз. А. Озоль. Звуки разлетались, отлетая от стен, На концерт рассылая приглашения всем. Здесь был и крестьянин, и музыкант. На печи сидел огромный русский талант И пел свою песню: А удачу себе положу я в карман. Ой, ты боль моя, ты свали в туман. Да я тебя все равно не боюсь. Ты играй, Избушка-Ванька-Печка-Балалайка-Блюз, Балалайка-блюз. Музыканты говорили: «Из парня выйдет толк». Прибегал его послушать из леса серый волк, И заяц прибегал, не боясь волков, Послушать ненародных мелодий и слов. И Ваня пел свою песню: «Ой, пришла весна, да заболело сердечко. Говорит мне доктор - от сиденья на печке, Ой, болезнь в тридцать букв, но я ее не боюсь. Ты играй, Избушка-Ванька-Печка-Балалайка-Блюз, е, Балалайка-блюз». Приходили послушать Чудо и Юдо…

Cлайд 13

Ты играешь со мною опять, Эту песню нельзя записать Между нами и только она, Так волнует меня. Ноты назову, Что звучат во мне. Я отдать смогу Всё, что есть, тебе. Это бала - бала - бала - балалайка Где - то бала - бала - бала - балалайка Разбивает сердце вновь И не нужно слов Только бала - бала - бала - балалайка И как клен я дрожу на ветру, Захватила ты душу мою. Сердца чувствуя каждый удар, Я с тобой навсегда …

История этого необыкновенного инструмента драматична - в ней были взлеты и были падения.

Никто точно не знает, когда появилась балалайка на Руси. Первое упоминание о ней найдено в старинном документе под названием «Память из Стрелецкого приказа в малороссийский приказ», относящемся к 1688 году. В нем говорится об аресте двух крестьян за то, что «играли на балалайках и стрельцов, стоящих на карауле бранили». Балалайка, более чем любой другой инструмент способная передать характер русской народной песни, стала неизменным спутником празднеств, гуляний, свадеб, Ее быстро растущая популярность способствовала выдвижению из среды русских музыкантов настоящих мастеров балалаечного исполнительства.

Одними из первых были выдающийся скрипач И. Е. Хандошкин и придворный музыкант, бас Петербургской оперы Лавровский...

Очень любили слушать балалайку Пушкин, Лермонтов, Варламов, Гурилев, Чайковский, Римский-Корсаков, Толстой и Горький...

А история её триумфа началась в середине19 века со старой балалайки, купленной знаменитым Андреевым на масленичной ярмарке за тридцать копеек.

Ныне она продолжает жить и не зря у всех иностранцев является олицетворением русской культуры.

А какая балалайка теперь, вы узнаете, посмотрев вот эту ПРЕЗЕНТАЦИЮ, а так же прослушав песню

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

БАЛАЛАЙКА

Предварительный просмотр:

Песня "Балалайка" .

Текст: Е.Астахова, муз: К. Дерр

Я вам на балалайке Сыграю песнь свою

Танцуйте на лужайке, А я вам подпою.

У балалайки дивной, Всего лишь три струны.

А для веселья видно Нам больше не нужны.

Проигрыш:

Была я на Ямайке Весёлый там народ.