«Пора, мой друг, пора…» А. Пушкин

Во времёна моего детства татуировки делали себе люди, как правило, с тюремным прошлым (или настоящим). Как пел Владимир Высоцкий: «А на левой груди – профиль Сталина, а на правой – Маринка анфас». Точно схваченный образ. Романтика.
И ещё лучи восходящего солнца над линией горизонта, а под линией горизонта надпись «Сибирь» – это на запястье руки – видимое авторами прирастание России Сибирью (по Ломоносову). Символ, который закрепился в сознании людей после освоения сурового края царской каторгой и, как продолжение, – пролетарской.
Ещё запомнилось виденное не раз глубокомыслие «нет счастья в жизни». Не помню, на каких частях тела красовалась такая гравировка, но детское воображение она будоражила.

Повальное увлечение современной молодёжи татуировками, скорее всего, имеет те же корни, что и в тюремной субкультуре. Когда человек находится в среде с ограниченными возможностями, его душа буквально рвётся подчеркнуть своею индивидуальность.
Казалось бы, сегодня процесс должен идти в другом направлении. С появлением интернета, невиданных ранее средств коммуникации и всевозможных гаджетов духовному освобождению от устоявшихся условностей уже нет преград.
По факту оказывается есть. Все эти пирсинги, татуировки, ирокезы, укороченные рукава и полы пиджаков, зауженные брюки, короткие носки рисуют образ «подстреленного» неуверенного в себе подростка, эпатаж которого вызван, как и в тюрьме, тягой к свободе.
Человек стал рабом обрушившейся на него со всех сторон информации. А «тату» – символ духовной свободы этого раба.

Свобода, о которой люди мечтали с незапамятных времён, на поверку оказывается призраком. Как только человек освобождается от одних оков, сразу попадает в другие. Хоть в социальном, хоть в бытовом смысле.

В подростковом возрасте ребёнок начинает тяготиться зависимостью от родителей, но получив «свободу» взрослой жизни начинает испытывать тоску по родительскому гнёздышку. Связав себя узами(!) брака такую же тоску он испытывает по холостяцкой жизни. Наконец, освободившись от оков, получив развод, вновь заключает брак, а порой и не один, чтобы нести нелёгкое бремя семейной жизни, в которой собственная свобода далеко не на первом месте. Эти зависимости, связанные с инстинктом продолжения рода, являются естественными, поэтому люди к ним привыкли.
А вот информационная зависимость сегодня превращает человека в того раба, каким он был много веков назад как физиологическое существо.
Этот результат информационной революции нисколько не преувеличен.
В чём состоит это рабство?
В том, что не человек пользуется информацией, а информация пользует человека.

Разумеется, что с давних времён, «по капле выдавливая из себя раба», человек добился результатов в своём стремлении на пути к «свободе, равенству и братству». Способ использовал простой – творчество. Добившись колоссальных успехов на этом поприще, он, что называется, «открыл ящик Пандоры» – неиссякаемый поток информации. Вспомним, что по христианской мифологии библейской легенды человеку запрещено срывать плоды с дерева познания добра и зла – в этом заключался первородный грех. Все несчастья, бедствия и испытания люди получают за своё любопытство.
С научной точки зрения обрушившаяся на человечество информация ведёт к колоссальному росту энтропии, проще говоря, к беспорядку, который, достигнув максимальной величины, может привести к гибели системы.
Как ни раскладывай пасьянс, получится один и тот же результат: человек стал рабом информации. В этом рабстве нет ничего удивительного – развитие идёт по спирали (будем надеяться – не по кругу).

Простейший пример. Наличие у «свободного», в кавычках, человека сотового телефона. Благодаря такому достижению цивилизации даже в туалете информация пользует человека. А если пару дней человек не откликнется на сигналы этой информации – катастрофа для его ближнего окружения.
Более масштабный пример нашего рабства. Выборы во власть без выбора.
При социализме «выборная власть» сама себя назначала путём внесения в бюллетени для голосования единственного кандидата, который олицетворял «единство партии и народа». Сейчас, при наличии многопартийности и равных возможностей осуществить своё волеизъявление путём голосования за достойных людей, наблюдается та же картина: выборы без выбора. Потому что при явке избирателей 30-40% и успешно действующих выборных технологиях во власть попадают люди, которые вовсе не представляют безмолвное большинство. Это ещё одно подтверждение тезиса: информация, делая людей заложниками системы, определяет их жизненно важные приоритеты вопреки их желаниям.

Всякая социальная революция предполагает боевые действия. И информационная революция не является исключением.
Информационные войны ведутся не только против внешних врагов, которым приклеивается лицемерно-дипломатический ярлык «наши партнёры», но и с «партнёрами» по классовому расслоению.
Надоевший, но не потерявший актуальности, анахронизм «борьба труда и капитала» заменён современным слоганом – «социальное партнёрство».
Великолепно работает новая находка традиционного оболванивания.
Одни «партнёры» считают деньги от зарплаты до зарплаты, другие открыто кичатся своей роскошью, не ведая пределов накопительства. Заметим, что и те, ни другие особого счастья от этого не испытывают.
Вот подобрались к проблеме всё время ускользающего счастья.
Может пойти от обратного, понять, в чём корень несчастий человека?
Получается, если сегодня человек находится в информационном рабстве, то счастливых людей нужно искать среди тех, кто свободен от него.
Да, вроде, так. Вот и вся загадка столь недостижимого счастья.

Но, что хотел донести потомкам наш великий поэт Александр Сергеевич Пушкин своей фразой, приведённой в качестве заглавия статьи и вырванной из контекста его стихотворения?

«…но есть покой и воля…». Неужели «покой и воля» заменяет нам счастье?

«Оковы тяжкие падут, темницы рухнут – и свобода Вас примет радостно у входа». Сегодня этими «оковами» можно считать информацию, которую мы не можем упорядочить.
А у Пушкина «воля», «свобода» духа всегда рассматривались как основной атрибут счастья:

«…Дивясь божественным природы красотам,
И пред созданьями искусств и вдохновенья
Трепеща радостно в восторгах умиленья.
Вот счастье! вот права...»

В то же время Александр Сергеевич отмечает субъективность восприятия счастья. Например, при оценке семейной жизни Лариных:

«Привычка свыше нам дана. Замена счастию она».

Но слова Онегина, отвергнутого Татьяной, приводят к мысли, что семейному счастью нет альтернативы:

«…Чужой для всех, ничем не связан,
Я думал: вольность и покой
Замена счастью. Боже мой!
Как я ошибся, как наказан».

Однако значительно позже, за три года до смерти, Александр Сергеевич всё-таки склонен утверждать (повторимся):

«…На свете счастья нет, но есть покой и воля.
Давно завидная мечтается мне доля -
Давно, усталый раб, замыслил я побег
В обитель дальнюю трудов и чистых нег».

Эти слова могут свидетельствовать о постоянном стремлении человека к постижению управляющего нами Бога – информации.
Они оставляют нам надежду, что человек – кузнец своего счастья. А ковать его нужно из информационного хаоса, создаваемого социумом.

Вот размышления художника и литератора Юрия Цыганова, зарегистрированного на Прозе.ру, как «Гарри Цыганов»:

«Глаз у Художника круглый, как шар, крутится планетой в пространстве необъятном, и со всех сторон по невидимым проводам к нему информация поступает. Он ее принимает и переваривает. Но ему все мало. Никак насытиться не может. А когда наберется ее немерено, Художник болеет, потому что не в силах вместить в себя все. А информация все поступает и поступает. И тогда он ищет себе место уединенное, запирается на засовы и глаз свой зашторивает. Но информация находит его везде, потому что нет преград для потустороннего. Она копится в нем, густеет, настаивается, бродит энергия сил невостребованных. И, наконец, из того изобилия вырывается звук. Он пронзителен и первобытен. И Художник не знает, что с ним делать, куда его деть. Он не умеет с ним обращаться. Он хочет бежать от него, спрятаться, да некуда... потому что звук тот – из него, а инструмент – он сам. А дальше всегда подвиг. Или трагедия. Третьего не дано».

«Человек создан для счастья, как птица для полета» - такое может утверждать или сумасшедший, или блаженный, отгородившийся от реальной жизни, если под счастьем иметь в виду общепринятое представление о счастье, как о состоянии радости, блаженства, удовольствия и т.п. Жизнь большинства людей – это каждодневный труд, изнуряющий душу своей неотвратимостью. Борьба за достойное существование. Противостояние бедам и невзгодам. Поиск своего места в мире. Разочарования в идеалах и людях, сеющих недоброжелательство, несправедливость и предательство. И лишь мгновения радости, которые изредка посещают нас. Искорки счастья, которые дарят любимые. И редкая роскошь общения с себе подобными. Лишь пройдя через испытания и годы, человек по-настоящему осознает знаменитую формулу классика: «На свете счастья нет, а есть покой и воля».
Воля– редкое ныне слово. Воля выше свободы. Свобода– всегда имеет
ограничения и рамки применения. Свобода слова, свобода передвижения, свобода выбора… Чувствуете? Понятие свободы – относительно. Воля – слово, не имеющее ни синонима, ни объяснения. Воля– такое состояние человека, когда он ограничен лишь Богом и нравственными принципами. Это чувство гармонии между духом человека и его восприятием мира. Вслушайтесь: В О Л Я! Это независимость. От обстоятельств, от других людей - начальствующих и надсматривающих. Воля–это чувство, когда хочется жить. И хочется хотеть.
В общем, я не могу объяснить, что означает воля. Пожалуй, так: воля - это противоположность неволи. Неволя - понятие более понятное. В своей жизни могу вспомнить лишь редкие короткие эпизоды, когда испытывал – вот она – воля!
В Черном море есть такой необитаемый остров - Тендра. Продуваемый и промываемый со всех сторон. Такая большая песчаная коса. Растительность скудная - ковыль да перекати-поле. Когда-то жили люди, рыбаки. После них на острове остались лошади. Теперь это небольшое одичавшее стадо. Кто-то снял ролик об этих лошадях. Когда смотришь, как резвятся эти лошади, понимаешь: вот она - воля! Большую часть жизни они были в подчинении и в унылой работе. И вот враз освободились от всего этого. Теперь живут в свое хотение.
Кто-то подумает: то, что вкладываю в понятие воли, обычно называют счастьем. И да, и нет. Происхождение слово счастье от слова соучастие – совместная участь, совместное участие в жизни, совместное участие, как сочувствие друг к другу. Счастье – не миг, счастье – процесс. Кстати, не всегда доставляющий сплошное удовольствие.
Идеал жизни - гармония между чувствами счастья и воли. И еще - ПОКОЙ! Заметьте: не спокойствие, а покой. Покой на душе. Бывает ли? Не знаю.

Пора, мой друг, пора! [покоя] сердце просит -
Летят за днями дни, и каждый час уносит
Частичку бытия, а мы с тобой вдвоем
Предполагаем жить, и глядь - как раз - умрем.
На свете счастья нет, но есть покой и воля.
Давно завидная мечтается мне доля -
Давно, усталый раб, замыслил я побег
В обитель дальную трудов и чистых нег.
А.С. Пушкин

Рецензии

Лучше всех русских поэтов, даже великих таких как Пушкин и Блок, мне понравилось как о счастье написал украинский поэт Иван Франко.

Що щастя? Се ж ілюзія,
Се привид, тінь, омана…
О ти, ілюзіє моя,
Зрадлива і кохана!

Кринице радощів, чуття
Ти чарочко хрустальна!
Омано дум, мого життя
Ти помилко фатальна!

Я хтів зловить тебе, ось-ось,
Та враз опали крила:
З тобою жить не довелось,
Без тебе жить несила.

З тобою жить - важка лежить
Завада поміж нами;
Без тебе жить - весь вік тужить
І днями, і ночами.

Нехацй ти тінь, що гине десь,
Мана, луда - одначе
Чому ж без тебе серце рвесь,
Душа болить і плаче?

Нехай ти тінь, мана, дім з карт
І мрія молодеча,
Без тебе жить - безглуздий жарт,
І світ весь - порожнеча.

Як той Шлеміль, що стратив тінь,
Ходжу я, мов заклятий,
Весь світ не годен заповнить
Мені твоєї страти.

Понимаете мову? Или необходим подстрочный перевод?

Когда я жил в Одессе (еще той) понимал немножко по русски, немножко по украински и чуть-чуть по еврейски. Но книги мы читали русские. Конечно, А.Чехов и А. Грин и много-иного других. А вот Гоголь - украинско- русский писатель писал по русски, а жил за границей. И И.Бабель писал по русски. Серебряный век - триумф русских писателей (хотя в нем участвовали и украинцы, и евреи). Все-таки русский язык доминирующий и считается одним из ведущих литературных языков мира. В.Набоков, прежде чем стать американским писателем, был русским.

«...книги мы читали русские. Конечно, А.Чехов и А. Грин и много-иного других. А вот Гоголь - украинско- русский писатель писал по русски, а жил за границей. И И.Бабель писал по русски. Серебряный век - триумф русских писателей (хотя в нем участвовали и украинцы, и евреи).» согласна полностью. Читали. Писали. Почему не на родном? 1.Хотя бы потому, что более узкий круг читателей. И 2, и3...
(я писала не об этом)

Вот в современном мире все больше будут писать на английском.
.«одним из ведущих литературных языков МИРА» - врятли читают НЕ языковые специалисты в МИРЕ русскую лит-ру на русском языке. Очень сомневаюсь. Не ведущий русский.(((

Я вот о чём:
Я для себя, как Вы, искала определения, объяснения (у поэтов): что такое счастье?
И ни у Пушкина, ни у Блока, ни у Есенина...ни у кого не нашла.

У Пушкина "Счастья нет"- я не хочу так.
У Блока " Миры летят..."вообще жуть.

И единственный Франко!!! с моими ощущениями совпал.

Прекрасно, что вы нашли своего писателя. Украинский я учил в школе. Франко читал, но сейчас уже не помню. Мне больше запомнился Тарас Шевченко, и по стилю и по мудрости.
Согласен с вами, что русская литература в н. в. в упадке. Многие таланты уехали.
Любителей, причем достойных, печатают только за деньги. Беллетристика,хороший стиль никого не интересует. Процветают ужастики, фентези и сомнительного качества детективы.
С уважением,
Валерий

«Пора, мой друг, пора» Александр Пушкин

Пора, мой друг, пора! покоя сердца просит —
Летят за днями дни, и каждый час уносит
Частичку бытия, а мы с тобой вдвоём
Предполагаем жить, и глядь — как раз — умрем.
На свете счастья нет, но есть покой и воля.
Давно завидная мечтается мне доля —
Давно, усталый раб, замыслил я побег
В обитель дальную трудов и чистых нег.

Анализ стихотворения Пушкина «Пора, мой друг, пора»

Существует предание о том, что Александр Пушкин загодя знал о своей гибели на дуэли. Такую смерть нагадала ему цыганка и даже предрекла, что убийцей поэта будет светловолосый молодой человек. Сам Пушкин в это предсказание верил и не верил одновременно. Начнем с того, что поэт никогда не был заядлым дуэлянтом и на оскорбления предпочитал отвечать не пулей, а едкой эпиграммой. Впрочем, поэт не предполагал, что в роковой дуэли 1837 года он будет отстаивать честь своей супруги, поступиться которой он не имел права. Однако все это произойдет несколько позже, а в 1834 году поэт создает стихотворение «Пора, мой друг, пора», очевидный смысл которого становится понятным только после роковой гибели автора этих строк.

Стихотворение состоит из двух четверостиший, которые, на первый взгляд, по смыслу совершенно противоречат друг другу. Обращаясь к самому себе, Пушкин словно бы говорит в первом из них, что дни его сочтены. «Покоя сердце просит», — прислушиваясь к внутренним мироощущениям, отмечает поэт. Но при этом речь идет не о банальном отдыхе и попытках избавиться от повседневной суеты, потому как поэт чувствует, что «каждый час уносит частичку бытия».

Поэт еще полон сил и не хочет думать о смерти. Однако предсказание цыганки не выходит у него из головы, поэтому он философски замечает, что мы «предполагаем жить, и глядь – уже умрем». Однако переход в мир иной пот воспринимает не как трагедию, а как долгожданное освобождение от земных обязательств. И именно об этом Пушкин рассказывает во втором четверостишии, пытаясь донести до читателя простую мысль о том, что «на свете счастья нет». Конечно, поэт несколько лукавит, потому что искренне любит жизнь во всех ее проявлениях. Однако он устал от постоянных унижений и необходимости решать повседневные проблемы, поэтому признается: «Давно, усталый раб, замыслил я побег». Поэт мечтает уединиться в «обитель дальнюю трудов и чистых нег», что можно расценить, как попытку оставить службу и перебраться в Михайловское. Однако у финальной строчки этого стихотворения более глубинный смысл: Пушкин действительно предвидит собственную гибель, однако воспринимает это как дар небес . Подтверждают эту догадку и воспоминания современников поэта, которые были очевидцами жестокого унижения Пушкина, получившего в 1834 году звание камер-юнкера, присуждаемое 17-летним юношам. Поэт готов был в прямом смысле слова умереть от стыда и считал, что это – самый лучший выход из сложившейся ситуации.

Эмоции искренние и искусственные

Фото: Семён Фридлянд (слева); РИА Новости (справа)

А что же есть? Покой и воля? Обитель дальная трудов и чистых нег?

В рейтинге стран мира по уровню счастья населения, составленном аналитиками «Института Земли» Колумбийского университета, Россия в этом году заняла 49-е место. Самой счастливой страной из 155, в которых проводились исследования, названа Норвегия. За ней следуют Дания и Исландия. При составлении рейтинга учитывались уровень ВВП на душу населения, ожидаемая продолжительность жизни, наличие гражданских свобод, чувство безопасности и уверенности в завтрашнем дне, стабильность семей, гарантии занятости, уровень коррупции, доверия и результаты проводимых с 2013 по 2017 год исследовательским центром Гэллапа (Gallup International) опросов граждан о том, насколько счастливыми они себя чувствуют.

Формула проста

Интерпретацию счастья мы видим и в кино, и в литературе. Но творцы никак не могут прий­ти к универсальной формуле счастья, а между тем она существует. И она достаточно проста.

У вас должны быть удовлетворены базовые потребности. В еде, питье, крове и безопасности.

У вас не должно быть заболеваний, один из симптомов которых – психологическое неблагополучие. Например, при некоторых эндокринных или аутоиммунных заболеваниях наблюдается повышенная раздражительность, нервозность. При депрессивных состояниях пониженное настроение – неотъемлемый спутник жизни.

В вашей жизни должна быть целенаправленная деятельность, приносящая удовлетворение. У счастливого человека должна быть работа, которая является осознанным выбором и приносит удовлетворение.

Позитивные представления о будущем. Мы должны верить, что завтра будем счастливее, чем сегодня.

Поддерживающее нас окружение. Кому-то нужно одобрение широкого круга, кто-то хочет поддержки только самых близких людей. Но без комфортного социального окружения довольно сложно быть счастливым.

Ваше представление о себе должно быть удовлетворительным. Если человек считает себя неудачником, то он бессознательно уверен, что счастья недостоин.

Хорошо страной любимым быть

Опираясь на данную формулу, можно с уверенностью сказать: практически каждый человек в Советском Союзе был счастлив. Или, по крайней мере, имел все шансы стать счастливым.

Все знали, что еда, кров и безопасность гарантированы государством. Зарплата – всегда вовремя. Цены в магазинах не менялись десятилетиями. Государство обеспечивало жильём. Время ожидания своей квартиры зависело от возможностей предприятия и активности работника. Ситуации, когда могли выбросить на улицу или задержать зарплату на полгода, не возникало в принципе. Безопасность была на таком уровне, что милицейские патрули ходили без оружия, а о терроризме советские люди даже не слышали. Стабильность бытия располагала к покою и умиротворению. Депрессии просто негде было разгуляться.

В СССР ты мог поступить в любой вуз страны – это и есть свободный выбор. Нет ни сословных, ни материальных препятствий. В стране – большое количество работающих предприятий, на которых выплачивают зарплату. Хочешь – работай в родном городе. Хочешь – поезжай в Москву или Ленинград. Если ты, как это происходит сейчас, вынужден уехать из родного города потому, что там все предприятия закрылись, какая же это свобода? Это давление обстоятельств.

Советские люди всегда знали, что «завтра будет лучше, чем вчера». В этом их убеждала окружающая действительность. Активно строились жилые дома, объекты инфраструктуры, снижались цены. По телевидению рассказывали о достижениях, что тоже внушало оптимизм и веру в будущее.

Во времена СССР люди много общались между собой. И не потому, что не было гаджетов. Работа одновременно в нескольких местах была исключением, основного заработка большинству вполне хватало. Рабочий день – с 9 до 18, пять дней в неделю. А не как сегодня – без выходных и отпусков, с 8 утра и до 12 ночи.

Походы с друзьями в парки, кафе и кино были необременительны для бюджета. Когда «человек человеку брат», а не конкурент – это располагает к общению. Значит, всегда можно найти людей, которые разделяют твои взгляды, поддерживают в начинаниях и подбадривают в случае неудач.

Самооценка базировалась исключительно на личностных качествах. Порядочность, интеллект, умение ладить с людьми. Лучший комбайнёр, рационализатор, мать-героиня. Твой портрет мог украшать стены Дома культуры, и при этом необязательно ты был эстрадной звездой. Самооценка зависела исключительно от качеств собственной личности, а не от сословного происхождения или кошелька родителей.

«Хруст французской булки»

В капиталистическом мире состояние счастья большинству недоступно. «Хруст французской булки» далеко не всем по карману. Безопасность, кров и еда – личное дело каждого. Как воспитатель детского сада сможет взять ипотеку? В капиталистическом обществе это никого не волнует. Невозможность удовлетворения базовых потребностей влечёт за собой возникновение депрессивного состояния и неврозов.

Выбор деятельности прочно связан с родительскими деньгами. В принципе в капиталистическом мире так всегда было – можно почитать русских классиков XIX века или американских середины XX.

На отношения с людьми, формирование поддерживающего окружения часто недостаточно времени. Всё больше людей, работающих «по совместительству», без выходных и отпусков. Времени на общение почти не остаётся. Самооценка напрямую зависит от материальной успешности. Будущее представляется совсем туманным. А нет перспектив – нет надежды. Нет надежды – нет высоких моральных принципов и заинтересованности в деятельности.

Но человек всё равно хочет счастья. Когда его невозможно составить из естественных компонентов, возникает желание заменить их суррогатами. И на нас обрушивается эра псевдопотребления. Нам вдруг понадобились особые вкусы, люксовые бренды, громкие звания. Нам навязывают, что наша само­оценка теперь напрямую зависит от престижности вещей, которые мы можем себе позволить.

Люди стали путать удовлетворённость и удовольствие. А это разные вещи. Удовлетворённость едой – это когда вы съели кашу и перестали чувствовать голод. Удовольствие – это когда в кашу положили ложку варенья.

Удовольствие не заменяет счастья. Дозированное удовольствие помогает нам счастье почувствовать. Увидеть все его краски в полном объёме и блеске. А если бесконечно гнаться за удовольствием, то со временем возникнет необходимость в более мощных стимулах для его получения. Человек вступает в бесконечную гонку за удовольствиями. Как результат – имеет хорошую машину, дорогую одежду, объедается «высокой кухней» в дорогих ресторанах. А счастье почему-то не приходит. Напротив, усиливаются депрессивное состояние и чувство, что жизнь проходит мимо.

Или наоборот. Человек не имеет возможности купить жильё, поступить в хороший вуз, найти хорошую работу. Не видит перспектив и боится за будущее своих детей. В результате чувство обречённости, депрессивные мысли, правовой нигилизм, снижение моральных принципов.

Так происходит, когда мы подменяем понятия. Когда мы не можем удовлетворить наши истинные потребности, заменяя их суррогатами с придуманной ценностью. И эти ценности не имеют к счастью никакого от­ношения.

Генеральная Ассамблея ООН в 2012 году даже учредила Международный день счастья. Отмечается он 20 марта, когда наступает весеннее равноденствие, символизирующее одинаковое право на счастье для всех. В День счастья ООН призывает все государства приложить максимум усилий для того, чтобы повысить благосостояние и удовлетворённость жизнью каждого человека в отдельности и страны в целом. И в первую очередь добиться стабильной и сбалансированной экономической ситуации, чтобы человек был материально защищён, мог спокойно строить своё будущее и радоваться каждому новому дню.
Да, быть богатым и здоровым гораздо лучше, чем бедным и больным. Но вот какая штука: судя по результатам опросов центра Гэллапа, самыми счастливыми себя традиционно ощущают жители отнюдь не богатых стран: Фиджи, Филиппин, Индонезии, Вьетнама, Бангладеш, Папуа – Новой Гвинеи, Колумбии, Аргентины, Эквадора и т.д. Граждане развитых государств гораздо пессимистичнее в своих оценках, и в рейтинге по уровню счастья Соединённые Штаты Америки оказались на 14-м месте, Германия – на 16-м, Великобритания – на 19-м, Франция – на 31-м, Япония – на 51-м.

То есть прямой зависимости ощущения личного счастья от дохода и общего благосостояния нет. Наиболее счастливые люди нередко живут в странах, где годовой доход на душу населения не превышает 10 тысяч долларов. Не в деньгах счастье. А в чём? В покое и воле?


Оценить:

































"В обитель дальнюю трудов и чистых нег".
.
Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит -
Летят за днями дни, и каждый час уносит
Частичку бытия, а мы с тобой вдвоём
Предполагаем жить, и глядь - как раз умрём.
. . . . . . . . . . . . .
1834 г.
.
Через два года, когда долги выросли до катастрофических размеров, а имения (деревеньки), фактически перешли в чужие руки, Пушкин признавался Зизи, приехавшей в Петербург, обеспокоенной слухами вокруг имени Пушкина, дошедшими даже до Тригорского и Голубева:
.
"...Мне (нам) некуда уехать (она спрашивала, почему бы не уехать в деревню, раз тут, в Петербурге, вокруг Натальи Николаевны так туго затягивается узел, да таких могущественных сил). У меня нет ни Михайловского, ни Болдино..."
.
. . . . . . . . .
На свете счастья нет, но есть покой и воля.
Давно завидная мечтается мне доля -
Давно, усталый раб, замыслил я побег
В обитель дальную трудов и чистых нег.
.
1834 г.
.
"Замыслил" - это не синоним словам задумал, запланировал и т.п. Замыслил - это значит "стал помышлять", "эта мысль мне близка", "я часто к ней возвращаюсь".
.
"Усталый раб". Пушкин не считал себя рабом царя, ни Александра, ни Николая. Он носил (прозвучавшее, как бы, в шутку) прозвище "два брата-атамана". Тем более, в стихотворении; в поэзии любая фальшь сразу "вылазит" наружу.
Так чей же он раб? Неприятности, НЕПРЕОДОЛИМЫЕ трудности наваливаются одна за одной, нарастают, как снежный ком, и приближаются (их количество) к критической величине, когда справиться с ними уже будет не в силах человеческих - он раб обстоятельств, системы, создающей такие обстоятельства.
.
"Обитель трудов". Где обитают, где находятся его труды? Всё, что он написал (его труды), он отдал людям, читателям, У НИХ находятся его труды, на самой верхней полке, то есть, на НЕБЕ, в области духа.
.
"На свете счастья нет, но есть покой и воля", а мне, как бы продолжает поэт, ни покой, ни воля недоступны. Николай, своим отношением к нему, как к поэту-вольнодумцу, и своим отношением к Наталье Николаевне, как к первой красавице, которую он СМОГ переместить к себе поближе - ставил Пушкина в совершенно невыноссимые условия: НИ ПОКОЯ, НИ ВОЛИ (нет возможности РАБОТАТЬ, и это главное. А сверхактивность по отношению к журналу "Современник" - это он так только хорохорился - ничего самого ценного, самого дорогого для Пушкина цензура не пропускала.) Итак, бежать он может только на небо, в обитель чистых нег, ибо, как известно, в раю - чистое блаженство. А на земле для него места нет, обстоятельства ВЫТЕСНЯЮТ его на небо, и он понял это уже давно (долги начали нарастать из-за неумеренных потребностей (требований) жены - за все её игрушки надо платить!).
.
Здесь, мне кажется, - единственная ошибка, которую допустил Пушкин в жизни. Женившись на Наташе Гончаровой, он думал, что сможет обеспечить не только свои потребности (материально), но и потребности семьи ("кормить" жену и детей). И он просчитался. Потребности жены росли не по дням, а по часам, достигая невероятных размеров (семьдесят крестьян, которыми владел Александр Сергеевич, не могли своим трудом создать необходимое ей количество средств). Она жила по принципу: одеваться, не хуже, чем другие, одеваться как все, то есть, как очень и очень немногие.
.
Да и улизнуть от всемогущей руки царя и его бдительной "охранки", даже в то время, когда не было современных, привычных нам средств связи и оповещения - было НЕВОЗМОЖНО. То есть, ПОБЕГ в обычном, бытовом смысле слова - здесь неприложим.
.
Словом ПОБЕГ мы обозначаем такое перемещение, я говорю, что я совершил побег, если я расстался с окружением, которое не давало мне возможности проявлять свою внутреннюю (истинную) природу, например, побег может совершить политический деятель, сидящий за решёткой в темнице сырой, или ворюга из общей зловонной камеры, если ему помогли "друзья с воли". И это слово в полной мере применимо к Пушкину. Завидная доля - это переход из мира дольнего в обитель горнюю, где его дух осуществит себя, как он есть, ибо Пушкин - по существу, это дух. И так и произошло: дух Пушкина набирает силу с течением лет, десятилетий и веков, всё мощнее и мощнее, ПРОЯВЛЯЯ себя, как он есть.
.
В свете такого прочтения этого стихотворения становится понятно развесёлое расположение духа Пушкина в последние дни января 1837 года, когда обсуждалась дуэль: "Не убью Дантеса (а очень хотелось бы!), - думает Пушкин, - так он убьёт меня. Тоже очень хорошо. Какой-никакой, а - выход."
.
Второе лицо, к которому обращается Пушкин в стихотворении, "мой друг" - это он так обращается к самому себе.
Иногда приходится сталкиваться с мнением, что, мол, в этом стихотворении Пушкин обращается к жене, зовёт её УЕХАТЬ в деревню. Но, тогда, позвольте Вас спросить, с какой стати он говорит жене, молодой, первой красавице Петербурга, пользующейся вниманием всего света и даже самого императора, не слышавшей НИ ОТ КОГО слов осуждения
.
(только один раз, гораздо позже, в суматохе откладывающейся свадьбы Коко, бедная невеста закричала в сердцах на обеих сестёр: "Как я вас ненавижу! И тебя, и тебя!" Она считала Наталью обычной соперницей и отбивала Жоржа от неё самыми обычными способами - клеветой (пасквиль 4 ноября)), -
.
- "Мы с тобой предполагаем жить. Глядишь - как раз умрём!"? Ни с того, ни с сего люди не умирают. Для того, чтоб убить человека, приходится проделать большую работу (кроме случаев, когда это "поставлено на поток" - война, массовые репрессии, еврейские (и иные) погромы...)
.
Примечание. О том, какие БЫВАЮТ побеги (не растительные!) - см. также стхтв. "Странник" 1835 г. рожд. Там более внятно обьясняется, что побег - это "спасенья верный путь" к "тесным вратам". Примечание: СПАСШИМСЯ может считать себя только тот, кто уже ОСТАВИЛ этот мир соблазнов.
.
Дополнение. В одном из последних, малоизвестном, стихотворении Пушкин обьясняет, что именно долги привели его на край пропасти (гибели). Для того, чтобы рассчитаться с долгами, нужно иметь деньги, а стремление к деньгам Пушкин называет "грех алчный":
.
Напрасно я бегу к сионским высотам,
Грех алчный гонится за мною по пятам.
Так, ноздри пыльные уткнув в песок сыпучий,
Голодный лев следит оленя бег пахучий.
.
1836
.
Итак, гибель пахучего оленя неизбежна. Его не спасёт песок сыпучий - серые люди, податливые на окрики власти. Лев не прекратит преследование - его ноздри в пыли - он не отличает чистое и светлое, возвышенное и нежное от низменного и эгоистичного...