Подготовка к обучению чтению по Методу Марии Монтессори. Упражнения для чтения по методу марии монтессори

Развивайте у ребенка интерес к чтению!

Мария Монтессори предлагала способ, с помощью которого дети сами легко и с желанием научатся читать. Без помощи специального обучения, без азбук, букварей, прописей и почти без карандаша и бумаги! Причем читать бегло, без запинок и спотыкания.

Мария Монтессори была уверена, что учиться и развиваться дети должны сами, без понуканий и указаний старших. Каждый малыш должен делать то, что ему нравится, и в таком темпе, в каком он может. Педагогика Монтессори вертится вокруг ребенка, именно поэтому ее девиз: «Помоги мне сделать это самому». Применительно к чтению это выглядит так: папа и мама не усаживают малыша за чтение букваря, не завлекают яркими буквами и картинками, не учат читать, писать, считать тогда, когда они это посчитают нужным. Они просто внимательно наблюдают, чтобы выявить момент, когда кроха сам потянется к буквам, раскроет книгу, вытащит кубики с алфавитом (то есть замечают наступление сенситивного периода интереса к языку). И вот тогда родитель или учитель в Монтессори-группе» создает вокруг ребенка обучающую среду с зоной русского языка. А дальше ребенок будет учиться сам. Без спешки и без скуки. С желанием и радостью.

Произойдет это наверняка в период от четырех до шести лет, ведь сенситивный период интереса к чтению, по мнению Монтессори, завершает восприимчивый период развития речи, а случается это от четырех до шести лет. Уже после семи лет обучение теряет спонтанный характер и превращается в неинтересную и, чаще всего, нелюбимую ребенком работу. Монтессори уверена, что занятия чтением надо начинать в четыре года.

Однако упражнения, готовящие руку к письму, она советует предлагать ребенку с двух с половиной – трех лет.

Итак, для обучения чтению по методу Монтессори, необходимо создать зону языка. В нее входят:

Материал для расширения словарного запаса: карточки с картинками и словами;
материал для развития фонематического слуха: наборы мелких предметов;
материалы для подготовки руки к письму: металлические рамки-вкладыши для
обводок и штриховок, ножницы для резания бумаги;
материал для знакомства с письменными буквами: шершавый алфавит (буквы
вырезают из бархатной бумаги), поднос с манкой для письма;
материал для написания слов: большой подвижный алфавит (вырезан из цветного
картона: голубой цвет для согласных и розовый – для гласных);
материал для чтения: карточки с написанными отчетливым курсивом словами.
Карточки помещаются в коробках и конвертах.

Допустим, интерес к чтению у ребенка появился. С чего же начать, какие пособия
первыми должны попасть в руки ребенка? Маленьких детей нужно сначала учить писать, а не читать – утверждает Мария Монтессори. Наблюдая за детишками в своей школе, Монтессори пришла к выводу, что для ребенка проще написать букву (другими словами, нарисовать ее, ведь буква тоже рисунок), чем воспринять некий абстрактный образ буквы в книге. Причем начинать обучение нужно с прописных букв, а не с печатных, так как круговые движения детям даются легче.

В системе Монтессори нет скучных упражнений и утомительных уроков. Все обучение – это игра. Занимательная, с яркими интересными игрушками. И малыш всему – и чтению, и письму, и бытовым навыкам – учится играя.

Практические упражнения

Упражнение 1
Штрихуем и обводим
Чтение начинается с письма, а письмо – с подготовки руки. Для этого «Монтессори-педагоги» советуют заняться штриховками и обводками. Штрихуя рисунок или обводя рамочки, дети проводят линии различной длины и во всех направлениях, что вырабатывает в них свободу движения кисти и твердость пальцев.
Когда подготовленный ребенок наконец возьмет карандаш или ручку для того, чтобы написать свою первую букву, он сделает это с такой же легкостью, как человек, много писавший. Этой работе дети, и самые маленькие, и постарше, отдаются подолгу с самым горячим увлечением.

Упражнение 2
Ощупываем буквы
Тактильно дети запоминают лучше, чем на слух или даже визуально. Ощупывание мягких, пушистых буковок доставляет малышам огромное удовольствие, и вскоре они уже будут знать весь алфавит.

Упражнение 3
Составляем слова
Когда дети узнают несколько гласных (три, четыре) и столько же согласных, они приступают к составлению слов из подвижного алфавита.

Упражнение 4
Пишем слова
Малыши приступают к письму. Все дети делают это по-разному: одни долго ощупывают буквы, составляют слова и начинают писать лишь тогда, когда составление слов является для них легким делом, – тогда они пишут сразу слова и целые предложения. Другие пишут подолгу буквы всего алфавита одну за другой или же повторяют одну и ту же букву, одно и то же слово. Обычно дети, начавшие писать, пишут неудержимо и с увлечением. У них, по выражению Монтессори, рождается мания письма.

Упражнение 5
Читаем
Наряду с письмом идет и чтение. Ребенок, составляющий самостоятельно слова из подвижного шрифта, уже начинает читать. От слов, как и в письме, они переходят к фразам и от рукописного шрифта – к печатному.

Упражнение 6
Играем с рамками-вкладышами
Рамка кладется на лист бумаги, и малыш обводит цветным карандашом окошечки, в которые вставляются фигуры. Затем с уже нарисованной на бумаге фигурой совмещается соответствующий вкладыш (например, квадрат) и обводится еще раз карандашом другого цвета. Появившаяся на бумаге фигура заштриховывается сначала широкими большими линиями, потом все более узкими. Штриховка делается всегда слева направо. Техника штриховки может быть разнообразной. Особенно хороши маленькие частые штрихи беспрерывного письма. Порядок появления фигур: 1) квадрат; 2) правильный треугольник; 3) трапеция; 4) треугольник с дугообразными сторонами; 5) эллипс; 6) круг; 7) овал; 8) прямоугольник; 9) четырехлистник; 10) пятиугольник.

Упражнение 7
От точки к точке
Предложите ребенку картинки с разбросанными по ним точками (можно воспользоваться несложными картинками «соедини по точкам» из детских журналов и развивающих книжек), дайте ему карандаш. Пусть он выберет любую картинку и соединяет карандашом любые точки по своему усмотрению.

Упражнение 8
Шершавые буквы
Подготовьте шершавые буквы из зернистой или бархатной бумаги письменного начертания и наклейте их на таблички из толстого картона или дощечки голубого или розового фона – в зависимости от того, какому звуку (гласному или согласному) соответствует буква. В отдельных коробках сложите заглавные и прописные буквы. Ребенок ставит перед собой коробку с шершавыми буквами и вынимает из нее одну из табличек. Например, табличку с буквой А. Родитель показывает ему, как можно двумя пальцами (средним и указательным) обвести букву: будто написать ее. Ребенок повторяет это движение и в конце обведения называет букву. Он может повторить движение руки в воздухе, чтобы лучше запечатлеть очертание конкретной буквы. Есть еще один вариант этого упражнения: ребенок кладет перед собой несколько табличек с шершавыми буквами и закрывает глаза (или завязывает их платком). Он ощупывает шершавые буквы на табличках и пытается угадать, как они называются. Контроль осуществляют кто-то из детей или учитель.

Упражнение 9
Письмо на манке
Поставьте перед ребенком коробку с шершавыми буквами и плоский поднос с
рассыпанной по нему манкой. Сначала он обводит двумя пальцами шершавую букву на дощечке. Затем он делает этими пальцами то же движение, только на подносе с манкой. Сквозь манку проглянет изображение буквы. Движение можно повторять еще и еще раз, встряхивая манку после каждого написания. То же самое упражнение можно проделать с помощью палочки, обведя ею сначала шершавую букву, а потом проведя очертания буквы по манке.

Упражнение 10
Сочини слово
Перед ребенком стоит коробка с голубыми и розовыми карточками, на которых
написаны пары букв. На каждой по две буквы, причем одна написана черным
карандашом, другая – красным. На голубом фоне – гласные, на розовом – согласные.
Пары букв для карточек
Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, Ж-З, 3-С, К-Т, С-Т, С-Ц, Т-Ц,
Ф-Т, Х-Г, Ц-Ч, А-Я, Ы-И, У-Ю, О-Ё, Э-Е, И-Й.
Малыш вынимает из коробки одну за другой карточки и придумывает слова,
начинающиеся с букв, которые на них написаны. Он делает это устно, а если умеет уже писать, то письменно, например:
БАНКА – ПАЛКА, ВАЗА – ФРАЗА, АСТРА – ЯСТРЕБ.

Упражнение 11
Сочини слово
Ребенку предлагается коробка с двумя отделениями. В одном отделении лежат карточки с изображениями или (для хорошо читающих детей) с названиями животных, например: ОСЕЛ, КОШКА, УТКА, ПЕТУХ. Во втором – карточки, на которых написаны названия звуков, произносимых этими животными: «иа», «мяу», «кря», «кукареку». Ребенок ставит перед собой коробку с материалом и выкладывает перед собой в ряд карточки с изображениями животных. Затем берет по одной карточке из другого отделения, где записаны названия звуков животных, и объединяет их. Например: УТКА – КРЯ, КОШКА – МЯУ, ПЕТУХ – КУКАРЕКУ.

Упражнение 12
Слова и картинки
Подготовьте три набора карточек: 1-й набор – карточки с картинками, 2-й набор –
таблички со словами, обозначающими нарисованное на картинках, 3-й набор –
контрольные карточки, где слово и картинки объединены. Ребенок кладет перед собой конверт с карточками. Он выкладывает на стол картинки, а затем подбирает к ним таблички со словами. Контрольные карточки помогут малышу самостоятельно проверить выполненную работу.

Упражнение 13
Читаем трудные слова
Приготовьте коробку с мелкими игрушками. На дно коробки положите голубой конверт с табличками, на которых написаны слова, обозначающие эти игрушки. Слова и предметы подобраны так, что в них содержится одна какая-нибудь трудность.
Примеры трудностей в прочтении слов
О – А Д – Т
Б – П Г – В
В – Ф И – Ы
Ч – Ш ЫЙ – ОЙ
К – Х Я – Е
С – З Т – Ш
И – Е ТСЯ – ТЬСЯ – ЦА
Г – К ИЙ – ОЙ
На все эти трудности можно сделать карточки или книжечки с картинками (можно
усовершенствовать, дополнить карточки и книжки из предыдущих упражнений).
Например, в первой игре будут участвовать слова, в которых произносится А, но пишется О. Ребенок расставляет перед собой предметы из коробочки: олень, крокодил, сова, поросенок, корова, ворона, охотник. Затем он открывает голубой конверт и достает оттуда таблички со словами. Малыш читает эти слова и раскладывает таблички к предметам.

Упражнение 14
Построй предложение
Подготовьте наборы разноцветных карточек, на которых на белом фоне написаны
письменным или печатным шрифтом различные слова. Учтите, что из карточек одного цвета необходимо составить предложение. Ребенок приносит коробку с карточками на стол, вынимает карточки и раскладывает их по цветам. Затем он читает слова на карточках одного цвета и кладет их одну за другой, чтобы слова составили предложение. При этом не столько важен порядок слов, сколько смысл составленного предложения.

Упражнение 15
Читаем Толстого
Делаем самодельные книжки: на одной странице остается картинка, а на другой –
помещаем предложение, взятое из текстов «Азбуки» Л. Н. Толстого. Ребенок читает
предложение в книжке и разглядывает картинку, сравнивая их.

Читайте также:

Все о воспитании

Просмотрено

Занятия музыкой положительно влияют на психическое здоровье детей

Советы родителям, Это интересно!

Просмотрено

Простые стихи с договариванием для самых маленьких

От трех до семи, Это интересно!

Просмотрено

7 лет ребенку. Что он должен знать и уметь в этом возрасте

Детская психология, Советы родителям, Это интересно!

Просмотрено

О чем дети плачут и не рассказывают родителям…

Это интересно!

Просмотрено

Большая подборка Колыбельных песен для малышей

татьяна пустоутова
Особенности методики М. Монтессори обучения письму и чтению

Сегодня есть множество эффективных способов обучения детей чтению . Но в отличие от других методик , в методике М . Монтессори , чтение и письмо становятся естественным результатом развития ребенка. Как известно, М. Монтессори вопреки общественному взгляду утверждала, что письмом ребенок способен овладеть прежде , чем чтением . Но еще раньше мышление ребенка становится способным сопоставлять одни предметы с картинками, картинки с написанными словами, написанные слова с другими написанными словами и все это озвучивать. Создается впечатление, что ребенок считывает нечто, но ни с печатного текста, а с картинок. Поэтому мы говорим : малыш «читает» интуитивно.

Наблюдение за маленькими детьми помогли составить небольшую коллекцию дидактических материалов, развивающих мышление ребенка с помощью языка в доазбучный период. Именно их можно назвать материальными для развития «интуитивного чтения » , так как целью работы с ними является прежде всего развитие языковой интуиции.

Важной отличительной особенностью подхода Монтессори является то , что дети сначала учатся писать, а потом читать. Опыт Монтессори доказал , что оба процесса происходят не одновременно. Даже если это противоречит предрассудкам, накопившимся в нашем опыте, письмо все же предшествует чтению . Чем же обоснована эта точка зрения, и что нужно понимать под чтением ?

Монтессори не считала чтением механическое воспроизведение звуков, соответствующих написанным или напечатанным буквам, если их смысл оставался ребенку неясным. Проверка правильности составления из букв слова также не является чтением , так как слово было известно заранее. В действительности, ребенок читает только тогда, когда понимает зная. Иными словами, при чтении ребенок интерпретирует мысли других, в то время как при письме он выражает свои мысли. Еще одно отличие письма от чтения состоит в том , что при письме задействована также моторика. Дети 3-4 лет находятся в сенситивном периоде развития и совершенствования движений, и овладеть первоначальными моторными навыками, необходимыми при письме , не составляет для них в это время особого труда . Чтение же представляет собой достаточно сложный интеллектуальный процесс. Остается сказать, что письмо , является фактом, при котором преобладают психомоторные механизмы, в то время как при чтении налицо чистая работа разума. Итак, письмо проще чтения , поскольку не требует от ребенка слишком больших интеллектуальных затрат, поэтому оно у Монтессори и предшествует чтению .

Монтессори тщательно проанализировала процесс письма и чтения и выделила основные умения, которые при этом использует человек. Каждое их этих умений можно развивать отдельно – как непосредственно, или прямо, при помощи специально предназначенных для этого дидактических материалов, так и опосредованно, или косвенным образом, во время занятий с материалами, имеющими иную цель. Совокупность приобретенных таким образом навыков позволит ребенку самостоятельно начать писать и читать.

«Чтение – это интерпретация мысли с помощью графических знаков. …Фактически, письмо готовит ребенка к механической интерпретации соединения изображенных буквами звуков, образующих слово, которое ребенок видит написанным. Ребенок, следовательно может читать звуки слова. Таким образом, умеющий писать ребенок имеет хорошую основу для обучения чтению .

Приведем классификацию материалов для чтения . Эти материалы делятся на четыре группы. На материалах первой группы ребенок учится читать. Они, в свою очередь, делятся на три подгруппы : материалы для чтения отдельных слов , последовательности слов и чтения предложений .

Предлагаем вниманию родителей некоторые дидактические Монтессори – материалы , с которыми знакомим ребенка в следующей последовательности. Открывает серию материал «Первое чтение » . Он представляет собой набор из пяти-семи уменьшенных предметов , названия, которых не содержит трудностей чтения , и небольшие листочки розовой бумаги. Вот пример такого набора : шар, слон, рыба, бусы, кукла, ручка. Воспитатель пишет на бумаге названия предметов , ребенок читает их и кладет рядом с соответствующими предметами. Поскольку он нередко указывает слово по первым двум-трем буквам, такое чтение называют иногда интуитивным.

Чтобы ребенок увидел, как из букв постепенно получаются слова, их сначала записывают в его присутствии. В дальнейшем мы готовим карточки со словами заранее, и дети упражняются с ними самостоятельно. Ребенок должен почувствовать радость от того, что он впервые читает, поэтому целесообразно включать в набор более семи предметов , чтобы не вызвать у него чрезмерного напряжения. «Классификация при чтении » завершает подгруппу материалов для чтения отдельных слов . Материал представляет собой двойной набор карт : рисунки, слова подписи к ним на отдельных карточках, а также контрольные карты, содержащие точно такие же рисунки вместе с подписями.

Метод М . Монтессори используется нами 3-й год. Наши результаты следующие. Из 21 ребенка группы в возрасте 5,5 лет - закончили букварь и стали читать детские книги - 7 детей, получив за это медали за освоение азбуки и детские книги. В возрасте 6 лет - 6 детей, читают небольшие рассказы из 4 предложений – 3 детей, по 1 предложению - 5 детей. И все это сверх базовой программы. Метод М . Монтессори помогает многим детям развиваться быстрее, сообразно их естественным потребностям.

Публикации по теме:

Конспект занятия с применением методики Марии Монтессори в образовательной области «Социализация» Актуальность методики Марии Монтессори в образовательной области социализация. В группу пришло электронное.

Аналитический отчет по самообразованию «Развивающие игры с детьми с использованием методики М. Монтессори» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «ЗВЕЗДОЧКА» П. ШКОЛЬНОЕ» АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ О ВЫПОЛНЕНИИ ПЛАНА.

Использование элементов методики Монтессори для создания предметно-пространственной среды Главный принцип методики Монтессори базируется на девизе: «Помоги мне это сделать самому!» и заключается в создании специальной развивающей.

Консультация для педагогов «Особенности обучения 6-летних первоклассников» Каждый ребенок уникален и неповторим, а получаемые им те или иные знания, овладение теми или иными навыками, несомненно, преломляются через.

Методики для исследования трудностей в общении у детей. В статье указаны цели методики и необходимый стимульный материал. Подборка методик для исследования детей, имеющих трудности в общении Методика «Лесенка» Авторы: Т. В. Дембо, С. Я. Рубинштейн В. Г. Щур.

Направления (задачи) методики обучения детей развитию речи Основные задачи (направления) развития речи – воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи,.

Основатель: Мария Монтессори — итальянский педагог, доктор медицины.

Она предлагает способ, с помощью которого дети сами – без помощи специальных пособий, без азбук, букварей, прописей и почти без карандаша и бумаги – легко и с удовольствием научатся читать.

Маленьких детей нужно сначала учить писать, а не читать – утверждает Мария Монтессори. Наблюдая за детишками в своей школе, она пришла к выводу, что для ребенка проще написать букву (другими словами – нарисовать ее, ведь буква — тоже рисунок), чем воспринять некий абстрактный образ буквы в книге. Причем, начинать обучение нужно с прописных букв, а не с печатных, так как круговые движения детям даются легче.

Этапы освоения чтения

1. Штрихуем и обводим

Чтение начинается с письма, а письмо – с подготовки руки. Для этого монтессори-педагоги советуют заняться штриховками и обводками.

Штрихуя рисунок или обводя рамочки, дети проводят линии различной длины и во всех направлениях, что вырабатывает свободу движения кисти и твердость пальцев. Когда подготовленный ребенок, наконец, возьмет карандаш, или ручку для того, чтобы написать свою первую букву, он сделает это с такой же легкостью, как человек, много писавший. Этой работе дети – и самые маленькие, и постарше — отдаются подолгу с самым горячим увлечением.

2. Ощупываем буквы

На ощупь дети запоминают лучше, чем на слух или даже визуально. Ощупывание мягких, пушистых буковок доставляет малышам огромное удовольствие, и вскоре они уже будут знать весь алфавит.

3. Составляем слова

Когда дети узнают несколько гласных (три, четыре) и столько же согласных, они приступают к составлению слов из подвижного алфавита.

4. Пишем слова

Малыши приступают к письму. Все дети делают это по-разному: одни долго ощупывают буквы, составляют слова и начинают писать лишь тогда, когда эти навыки станут для них легким делом; тогда они пишут сразу слова и целые предложения. Другие подолгу рисуют буквы всего алфавита, одну за другой, или же повторяют одну и ту же букву, одно и то же слово. Обычно дети, начавшие писать, пишут неудержимо и с увлечением. У них, по выражению М. Монтессори, рождается мания письма.

5. Читаем

Наряду с письмом идет и чтение. Ребенок, составляющий самостоятельно слова из подвижного шрифта, уже начинает читать. От слов, как и в письме, дети переходят к фразам и от рукописного шрифта – к печатному.

Читаем – играем

В системе Монтессори нет скучных упражнений и утомительных уроков. Все обучение – это игра. Занимательная, с яркими интересными игрушками. И малыш всему – и чтению, и письму, и бытовым навыкам – учится играя.

Но у каждой игры есть свои правила. Постараемся их соблюдать.

Играем: с чего начать и чем закончить

Любая игра-упражнение начинается с презентации. Вам нужно показать и назвать все предметы, которые участвуют в игре, и рассказать, что вы будете с ними делать. Например: «Это шершавые буквы. Мы будем обводить их пальчиком и называть».

Одновременно вы должны показать, как это делается. Не спешите, делайте все аккуратно, ведь ребенок будет копировать ваши действия.

После презентации дайте малышу возможность поиграть самому. И вот тут уже не вмешивайтесь, не помогайте, пусть он делает все сам.

А заканчивается игра уборкой. Покажите малышу, как собрать буквы в коробку, положить на место книжки и картинки.

Рассчитывайте игру так, чтобы малыш не устал, когда подойдет время уборки. Помните: порядок – это обязательный элемент в системе Монтессори, и не стоит его игнорировать.

Сочиняем сказки

Игры с буквами на первых порах увлекут любого малыша.

Но, как все игрушки, они могут наскучить, если будут однообразными. Поэтому ваша задача не только приготовить весь необходимый материал, но и подумать, как разнообразить игру. Некоторые ходы мы подскажем вам, когда будем рассказывать об играх, но и вам нужно потрудиться. Помните: превращайте любую игру в сказку. Придумайте маленькие рассказики про приключения буковок, или детей, про волшебные картинки, которые помогают им преодолеть все препятствия.
Например, малыш обводит пальчиком букву О, а вы говорите: «Вот на пути у наших героев озеро. Как же им через него переплыть? Позовем-ка на помощь волшебную букву М и составим слово „мост“» и т. д.

Монтессори-упражнения

В соответствии с этапами освоения чтения подобраны и упражнения, которые вы найдете ниже. Упражнения перечислены от простых к сложным. Заметили, что малыш с легкостью выполняет задание — значит, пришло время переходить к следующему. Не форсируйте события, помните, родителю в системе Монтессори отведена роль внимательного наблюдателя.
Упражнение «Рамки и вкладыши»

Цель упражнения: тренировка руки в обведении плоских фигур, штриховке, соблюдении границ и размеров при работе с карандашом, утончение мелкой моторики, подготовка к письму.

Материал: несколько рамочек с геометрическими фигурами. В каждую рамку вложены различные геометрические фигуры с маленькими рукоятками, позволяющими вынимать вкладыши из рамок. Вкладыши представляют собой следующие фигуры: эллипс, квадрат, пятиугольник, круг, равносторонний треугольник, трапеция, прямоугольник, четырехлистник, треугольная фигура с дугообразными сторонами, овал. Вам также понадобятся небольшой поднос, на котором стоит подставка для цветных карандашей, деревянная квадратная дощечка и листки белой бумаги таких же размеров.

Как играть: рамка кладется на лист бумаги, и малыш обводит цветным карандашом окошечки, в которые вставляются фигуры. Затем с уже нарисованной на бумаге фигурой совмещается соответствующий вкладыш (например, квадрат) и обводится еще раз карандашом другого цвета. Появившаяся на бумаге фигура заштриховывается сначала широкими большими линиями, потом все более узкими. Штриховка делается всегда слева направо. Техника штриховки может быть разнообразной. Особенно хороши маленькие частые штрихи беспрерывного письма.

Упражнение «От точки к точке»

Цель упражнения: подготовка к письму, проведение линий, утончение мелкой моторики руки, овладение карандашом.

Материал: картинки с разбросанными по ним точками (можно воспользоваться несложными картинками «соедини по точкам» из детских журналов и развивающих книжек), карандаш.

Как играть: ребенок выбирает любую картинку и соединяет карандашом любые точки по своему усмотрению.

Упражнение «Шершавые буквы»

Цель упражнения: утончение тактильного чувства, изучение алфавита через тактильные ощущения, подготовка к письму, соотнесение звука и его символа-буквы.

Материал: на табличках из толстого картона или на дощечках наклеены шершавые буквы из песчаной или бархатной бумаги. Шрифт письменный. Фон табличек — голубой или розовый, в зависимости от того, какому звуку (гласному или согласному) соответствует буква. В отдельных коробках сложены заглавные буквы и прописные.

Как играть: ребенок ставит перед собой коробку с шершавыми буквами и вынимает из нее одну из табличек. Например, табличку с буквой А. Родитель показывает ему, как можно двумя пальцами (средним и указательным) обвести букву, будто написать ее. Ребенок повторяет это движение и в конце называет букву. Он может повторить движение руки в воздухе, чтобы лучше запечатлеть очертание конкретной буквы.

Упражнение «Узнай буквы»

Цель упражнения: утончение тактильного чувства, соотнесение тактильного образа со зрительным и акустическим, изучение письменного алфавита, подготовка к письму.

Материал: розовые и голубые картонные таблички с наклеенными на них шершавыми буквами, шрифт письменный, платок для завязывания глаз.

Как играть: ребенок кладет перед собой несколько табличек с шершавыми буквами и закрывает глаза (или завязывает их платком). Он ощупывает шершавые буквы на табличках и пытается угадать, как они называются. Его контролирует кто-то из детей или учитель.

Упражнение «Шершавые слова»

Цель упражнения: утончение тактильного восприятия письменного языка, подготовка к письму, развитие образного восприятия языковой символики, концентрация внимания.

Материал: коробка с картонными табличками, на которых буквами из шершавой бумаги написаны слова, платок для завязывания глаз.

Как играть: ребенок кладет перед собой табличку с шершавым словом, завязывает или закрывает глаза и, ощупывая букву за буквой, соединяет их в слово. Его контролирует кто-то из детей или учитель.

Упражнение «Письмо на манке»

Цель упражнения: подготовка к письму, утончение мелкой моторики.

Материал: набор табличек с шершавыми буквами. Плоский поднос с насыпанной на него манной крупой, тонкая палочка или деревянная спица.

Как играть:

Первый вариант: ребенок ставит перед собой поднос с материалом. Сначала обводит двумя пальцами шершавую букву на дощечке. Затем он делает пальцами то же движение, только на подносе с манкой. Сквозь манку проглянет изображение буквы. Движение можно повторить еще и еще раз, встряхивая манку после каждого подхода.

Второй вариант: то же самое упражнение можно проделать с помощью палочки, обведите ею сначала шершавую букву, а потом повторите ее очертания по манке.

Упражнение «Склады»

Цель упражнения: буквенный анализ слов, подготовка к письму и чтению, соотнесение звука и буквы, складывание букв на слух.

Материал: коробки с подвижным алфавитом, в которых каждая буква лежит в своей ячейке. При этом гласные вырезаны из голубого картона, а согласные – из розового.

Описание работы: ребенок расстилает коврик и приносит на него коробку с подвижным алфавитом. Учитель выкладывает на ковер насколько известных малышу букв и предлагает сложить из них слово МАМА. При этом он ясно произносит это слово, выделяя сначала первый звук «м», потом звук «а» и т. д. По слуху ребенок кладет на коврик буквы, изображающие эти звуки, складывая слово МАМА.

Упражнение «Домино из букв»

Цель упражнения: распознавание букв как символов звуков в написанных словах, изучение целых слов, интуитивное чтение.

Материал: мешочек, в котором сложены таблички со словами, в каждом из которых выделены красным первая и последняя буквы. На обратной стороне карточки стоит контрольный рисунок. Например: роза, ангел, лимон, носок, кулич, чайник, кот, три, игла, ананас, серп, петух, хоккей.

Как играть: ребенок высыпает перед собой таблички из мешочка и переворачивает их словами вверх. Он складывает цепочку слов, подбирая их так, чтобы первые и последние буквы совпадали (принцип игры в домино). Например: РОЗА – АНГЕЛ – ЛИМОН. Если ребенок еще не готов к различению букв, он может работать с материалом через фонетику. Для этого он кладет таблички картинками вверх и проделывает ту же работу, но вслух произносит название картинки. При этом малыш старается подобрать таблички так, чтобы в цепочке совпадали первый и последний звуки слов.

Упражнение «Как говорит кошка»

Цель упражнения: расширение запаса слов, тренировка в чтении отдельных слов.

Материал: Коробка с двумя отделениями. В одном лежат карточки с изображениями или (для хорошо читающих детей) с названиями животных, например: осел, кошка, утка, петух. Во втором – карточки, на которых написаны названия звуков, произносимых этими животными: «иа», «мяу», «кря», «кукареку».

Как играть: ребенок ставит перед собой коробку с материалом и выкладывает перед собой в ряд карточки с изображениями животных. Затем берет по одной карточке из другого отделения, где записаны названия звуков животных, и объединяет их. Например: утка – кря, кошка – мяу, петух – кукареку.

Упражнение «Слова и картинки»

Цель упражнения: развитие навыков интуитивного чтения; упорядочивание слов языка, сравнение слова и изображения предмета.

Материал: три набора карточек.

Первый – карточки с картинками, второй – таблички со словами, обозначающими нарисованное на картинках, третий – контрольные карточки, где слово и картинки объединены.

Как играть: ребенок кладет перед собой конверт с карточками. Он выкладывает на стол картинки, а затем подбирает к ним таблички со словами. Контрольные карточки помогут малышу самостоятельно проверить выполненную работу.

Упражнение «Времена года»

Цель упражнения: интуитивное чтение слов, обозначающих время года и месяцы.

Материал: картонный круг, разрезанный на сектора. На каждом секторе написано название одного из месяцев. Сектора закрашены в зависимости от того, к какому времени года они относятся: зима – белый; весна – зеленый; лето – красный; осень – желтый.

Как играть: ребенок кладет перед собой материал. Сектора круга перемешаны. Нужно сложить целую фигуру.

Упражнение «Книжка с картинками»

Цель упражнения: развитие навыка интуитивного чтения.

Материал: книжка, в которой на одной странице нарисован предмет, а на другой написано его название. Слова в ней должны быть простыми, и лучше, если они собраны в группы: «фрукты», «овощи», «цветы» и т. д.

Как играть: малыш рассматривает книгу и сопоставляет слово с картинкой.

Упражнение «Построй предложение»

Цель упражнения: соединение отдельных слов в предложение, знакомство с понятием предложения, упражнение в чтении отдельных слов и их осмыслении.

Материал: группы разноцветных карточек, на которых на белом фоне написаны письменным или печатным шрифтом различные слова. Из карточек одного цвета можно составить предложение. Цветные карточки могут быть заменены белыми с цветным кантом.

Как играть: ребенок приносит коробку с карточками на стол, вынимает карточки и раскладывает их по цветам. Затем он читает слова на карточках одного цвета и кладет их одно за другим, чтобы они составили предложение. При этом не столь важен порядок слов, сколько смысл составленного предложения.

Упражнение «Найди клад»

Цель упражнения: связное чтение, осмысление прочитанного, проживание прочитанного.

Материал: полоски, на которых написаны задания для детей. Слова в заданиях очень простые и одновременно занимательные, например команды, позволяющие малышу найти некий спрятанный предмет, приз.

Как играть: ребенок берет полоски, читает задания и выполняет их одно за другим.

Упражнение «Читаем Толстого»

Цель упражнения: начальное сознательное чтение.

Материал: еще раз усовершенствуем наши самодельные книжки. Теперь на одной странице остается картинка, а на другой – помещаем предложение, взятое из текстов «Азбуки» Л. Н. Толстого.

Как играть: ребенок читает предложения в книжке и разглядывает картинку, сравнивая их.

Минусы

  • громоздкость материалов и пособий: вам придется купить или сделать самим массу рамочек, карточек, книжечек и прочих элементов обучающей среды;
  • методика, безусловно, рассчитана на занятия в группе детского сада, а не дома;
  • мама в этой системе играет роль наблюдателя, или подручного средства для оказания помощи.

Плюсы

  • дети, учившиеся читать по методу Монтессори, очень быстро начинают читать гладко, без разделения слов на слоги;
  • ребенок сразу приучается читать самостоятельно и про себя;
  • упражнения и игры развивают аналитическое мышление, логику;
  • многие монтессори-материалы не только учат читать, но развивают мелкую моторику – важный элемент общего развития интеллекта (например, этому способствуют игры с шершавым алфавитом).

«Поздравляю, у вас все хорошо, скоро вы станете мамой!» – сообщает врач, и будущая мама полностью погружается в заботы о своем чаде. Сначала в мечтах, а затем и наяву.

Новорожденный малыш еще лежит в колыбели, а молодых родителей уже беспокоит не только здоровье, питание, режим крохи, но и его развитие. Не отстает ли он от сверстников, что делать, чтобы ребенок развивался по возрасту или, еще лучше, опережал в развитии других детей? Как лучше поступить: обучать малыша, заниматься с ним самостоятельно или отдать в группу развития, садик, а может, лучше оставить дома с няней или отложить учебу до более позднего времени, не лишать его детства?

Сегодня в любом журнале, газете, детском заведении можно встретить объявления: «Обучаем чтению с двух лет», «Развиваем с 6 месяцев», «Раскрываем творческий потенциал» и т. п. Открываются новые группы развития, подготовки к школе, детские сады, предлагающие оригинальные авторские методики, обещающие, что заниматься с детьми будут только высокопрофессиональные специалисты.

Чуткому, внимательному и небезразличному к развитию своего ребенка родителю сегодня приходится нелегко. Голова кругом идет от обилия предлагаемых образовательных методов и методик, от названий различных школ, программ, развивающих игр и дидактических материалов.

Предложений много, терминология во многом незнакомая, а ребенок растет, и время летит. Все сейчас только и говорят, что о раннем развитии, что «после трех уже поздно!!!»…

Действительно, вроде бы надо поспешить, определить своего драгоценного малыша в хорошую школу или развивающий центр. Но куда именно? Как выбрать?

Что такое «раннее развитие»

Термин «раннее развитие» прочно вошел в нашу жизнь. Вряд ли найдется человек, который хотя бы вскользь не слышал о нем. Возможно, и вы уже столкнулись с именами М. Монтессори, Г. Домана, Никитиных, Н. Зайцева и т. д. Раннее развитие превозносят до небес и ругают, рекламируют и «делают на нем деньги», спорят и экспериментируют.

Как разобраться во всем этом море информации, по какой методике (или методикам) заниматься со своим ребенком, что делать, если нет ожидаемых результатов, а надо ли вообще заниматься? Вопросов, которые чаще всего возникают у родителей, очень много.


Прежде всего давайте определимся с понятием «раннее развитие», почему о нем сейчас так много говорят, пишут и даже создают целые институты. Вряд ли это можно назвать данью моде.

Когда говорят о «раннем развитии», имеют в виду интенсивное развитие способностей ребенка в возрасте от 0 до 3–4 лет. После того, как ученые выяснили, что развитие клеток головного мозга к трем годам завершается на 70 %, а к шести-семи годам – на 90 %, стало ясно, сколько возможностей мы упускаем, не используя врожденный потенциал малыша.

Многие педагоги-новаторы считают, что детей начинают учить слишком поздно – как раз в тот период, когда мозг уже перестает расти (около 7 лет).

Но неужели действительно необходимо начинать учить малышей в столь нежном возрасте?

Дело в том, что после рождения детский организм начинает бурную деятельность: развиваются зрение, слух обоняние, вкус, осязание – ребенку ведь необходимо приспосабливаться к новым условиям. Получение информации для ребенка является необходимостью. Его мозг все время работает, учится сравнивать и делать выводы. Он выдерживает нагрузки, которые не сравнить с теми, что себе позволяют взрослые. Как ему это удается? Методики раннего развития существуют как раз для того, чтобы помочь малышу справиться с этой нелегкой задачей.


Итак, раннее развитие – это:

Неограниченная физическая активность ребенка, которой способствуют специальные упражнения и оборудованные места в доме, что позволяет малышу лучше и раньше овладеть своим телом, быть ловчее, сильнее, чувствовать себя увереннее, физическое развитие напрямую связано и с интеллектуальным;

Специально созданная жизненная среда, наполненная интересными и необычными объектами, которые малыш может изучать и разглядывать;

Разнообразные игрушки, часто из простейших подручных материалов, дающие много самых разных ощущений тактильных, зрительных, звуковых;

Постоянные прогулки и экскурсии, беседы, обсуждения, чтение книг, рисование, музыка и многое другое;

Активная позиция матери по отношению к ребенку в первые годы жизни; это творческий процесс, требующий постоянного «присутствия» в детской жизни;

Возможность получать радость от познания и совместного творчества, желание и стремление сделать жизнь малыша интересной, полной и красочной.

Для чего же необходимо раннее развитие?

Наверно, вам тоже приходилось слышать высказывания некоторых гордых мам: «Я со своим ничем не занималась, и ничего – растет не хуже других!» А если бы занималась? Сколько нераскрытых возможностей осталось в ее малыше! Конечно, такие способности, как мышление, творчество, чувства развиваются и после трех лет, но они используют базу, сформированную к этому возрасту.

Педагоги-классики отличаются от педагогов-новаторов в сроках начала обучения, и дети начинают учиться как раз в тот период, когда рост мозга уже закончен (около 7 лет). В этом случае ребенку действительно сложно выносить ту нагрузку, которую предлагают в школе. Он с трудом учится читать, считать, осваивать письмо. В дальнейшем это ведет к трудностям и в других школьных предметах.

К тому же современный мир выдвигает довольно жесткие требования к нынешнему поколению. От вас зависит, насколько гармонично войдет в этот мир ваш человечек, легко ли ему будет адаптироваться к тем или иным условиям.

Представьте себя на месте крошечного, еще не родившегося ребенка. Ему тепло и уютно в мамином животе. Он видит свет, слышит звуки, чувствует. Уже в это время он не пассивен: ученые доказали, что он непрерывно воспринимает и запоминает информацию. После рождения включаются все его системы: начинают развиваться зрение, слух, обоняние, вкус, осязание. И, самое главное, включаются мощные механизмы адаптации, ребенок приспосабливается к условиям его настоящей и будущей жизни. Основа всего этого – сравнение и информация. Как отличить желтый свет от красного, если глаз постоянно находится в темноте? Как научиться различать голоса родителей, если вокруг постоянно тишина? Что такое ветер и как на него реагировать терморегулирующим центрам, если вокруг постоянная температура и влажность? Многие из этих процессов проходят на подсознательном уровне, но это не уменьшает значение информации. В ранний период развития мозга (от рождения до трех лет), малыш подобен информационной губке: ему необходимо знать все об этом мире.

Как уже говорилось, информация для ребенка – это не желание и возможность, а необходимость. Рамки Монтессори, кубики Зайцева, карточки Домана, разнообразные игры, игрушки и пособия – все это информация об окружающем мире. Даже особый комплекс упражнений – динамическая гимнастика – это информация о гравитации, пространстве и способностях тела.


Итак, делаем выводы.

Вывод 1. Занимаясь с ребенком ранним развитием, мы просто расширяем информационное пространство ребенка и даем ему возможность хотя бы немного удовлетворить его потребности в знаниях об окружающем мире.

Каждый ребенок – это самостоятельная личность, он сам вправе решать, кем ему быть и чем заниматься. Решать за него – преступление против личности. Именно здесь корни проблем с психикой и адаптацией ребенка в обществе. Родители могут только помочь ему, предлагая игрушки, игры, пособия, информацию.

Каждый родитель скажет, что видеть ребенка как творческую личность, видеть его успехи в выбранной им самим сфере – предел мечтаний, цель всего воспитательного процесса. База для этого – умение добывать информацию, способность принимать решения и творческий потенциал. Именно на это может и должно быть направлено средство достижения поставленной цели – раннее развитие.

Вывод 2. Раннее развитие – это не цель, а средство, позволяющее воспитать личность, способную добиться успеха во многих областях деятельности.

Мифы, которые могут помешать

Отношение общества

Родителей, тратящих много времени и сил на обучение ребенка, обвиняют в стремлении заставить своего малыша работать на славу. При этом обвинителями совершенно не учитывается, стремится ли сам малыш к овладению теми знаниями и умениями, которыми с ним делятся его родители.

Обычно упускается из виду то, что если малыш устал или информация или навык слишком сложны для детского понимания, то ребенок просто не будет этим заниматься. А если взрослый сумеет заставить кроху заниматься вопреки его нежеланию, то и результаты будут невысоки, и сразу будет заметно отвращение малыша к занятиям.


«Пойдет в школу (садик) – там научат»

Конечно же, там научат. Во всяком случае, в школу для этого и ходят. Но, как говорилось выше, чем позже начинать, тем труднее будет овладевать знаниями. Представьте себе совершенно неподготовленного ребенка, начавшего в семь лет полный нагрузок процесс учебы, в котором все расписано по плану. Этот процесс требует от маленького человека умение концентрировать внимание, развитую моторику, память и многое другое. А во многих современных школах к общим навыкам прибавляется и умение читать и считать, логически мыслить и рассуждать и т. п.

В то же время надеяться только на детские дошкольные учреждения было бы непростительной ошибкой. Каким бы хорошим ни был садик – это всего лишь садик, и на одну-двух воспитательниц приходится 15–20 детей. Малыша многому научат, но «закреплять пройденный материал» все-таки предстоит в домашнем кругу. К тому же в садике не всегда будут учитываться интересы вашего чада, его желание или нежелание что-либо делать, его настроение. А ведь все эти моменты очень важны для эффективных занятий.


«Ничем не занимались – растет не хуже других»

Как правило, так рассуждают либо ленивые, либо ограниченные родители, а само понятие «не хуже других» очень относительно. Конечно, есть дети, с которыми никогда и ничем не занимались дома, не водили в музеи и театры, отмахивались от вопросов и развлекали только телевизором. И при всем таком «неразвитии» у этих детей не пропал активный интерес к познанию, получению информации, желание творить. К сожалению, таких, в полном смысле слова, «самородков» очень мало. И жаль вдвойне, столько нераскрытых возможностей осталось в них!


«Я не специалист – у меня не получится»

Да, специалистов, знающих методики раннего развития, успешно применяющих их на практике со многими детьми, немного. Но от вас и не требуется заниматься с целой группой чужих детей. Вы – родители, у вас есть свой ребенок, и значит, вы просто обязаны хотя бы немного разбираться в психологии и педагогике, быть знакомыми с понятием развития, владеть «ключиками» к вашему малышу.

Читайте, размышляйте, пробуйте – информации сейчас более чем достаточно. Просматривайте специальные журналы, если есть выход в Интернет – пообщайтесь на конференциях и почитайте тематические странички. Вы больше других знаете своего ребенка, вам проще его понять и почувствовать, и для своего чада – вы самый лучший специалист. Овладевайте информацией, прислушивайтесь к своей интуиции – и у вас все получится!


«У меня на это нет времени»

Да, в современной жизни и мамы, и папы чаще всего работают, а дома еще занимаются хозяйством, ссорятся и мирятся, переживают, устают… Список можно продолжать. Конечно, общение с ребенком, особенно развивающее малыша общение, – это работа высокого уровня, требующая и времени, и сил. И все-таки стоит отметить: если у вас есть ребенок, у вас должно быть на него время. Пусть 10–15 минут каждый день, по вечерам, но это время – только для ребенка. И совсем необязательно для развития малыша устраивать специальные занятия. Задачки для ума можно найти в любой момент – когда готовите ужин, моете ребенка, переодеваете его и т. п. То, что для вас обыденная, неинтересная работа, для малыша – прекрасная возможность познать мир. Главное – ваше желание чем-либо заниматься с крохой, немного фантазии и знаний.

Моете посуду – дайте своему помощнику тазик и пару мисок и ложек. Это поможет ему узнавать законы физики жидких тел. Посчитайте овощи, рассмотрите, сколько четвертинок в разрезанной картофелине, оцените, что больше, тяжелее, длиннее, позвольте малышу вытереть губкой лужицу на столе. Эти нехитрые упражнения принесут вашему крохе много пользы.

Некоторые занятия действительно требуют специально выделенного времени, вашего присутствия. Но ведь их не обязательно проводить каждый день, да еще по несколько часов подряд. Иногда бывает достаточно нескольких минут.

Многие родители, у которых вопрос времени стоит по-настоящему остро и не является прикрытием обычного нежелания чем-либо заниматься с ребенком, часто нервничают, что они не уделяют своим малышам достаточно внимания. Если вы из числа таких родителей, возможно, вас утешат интересные данные последних исследований. Американские исследователи из Университета Техаса и их британские коллеги из Бристольского университета утверждают, что ребенку важно не количество времени, проведенного с ним, а качество общения. После ряда исследований оказалось, что работающие женщины тратили в день меньше времени на ребенка, но наверстывали упущенное в выходные дни, по вечерам. Они проводили время с ребенком более интенсивно и полезно.


«У ребенка должно быть детство»

Самый распространенный аргумент противников раннего развития детей. К сожалению, используют его именно те советчики, которые не понимают (или не знают), что подразумевается под словами «раннее развитие». Видимо, по их мнению, счастливое детство – это беззаботные, не всегда соответствующие возрасту ребенка игры, много игрушек (для девочек – куклы, для мальчиков – машинки, а что еще?), никаких умственных нагрузок и два основных принципа: «рано тебе еще это знать» и «пусть лучше побольше гуляет!» Как вы думаете, какое отрочество и юность повлечет за собой такое детство?

Но почти в каждом утверждении есть и доля истины. И в этом случае относится она к той категории родителей, для которых понятие «раннее развитие» приравнивается к понятию «растим гения!» Именно эти родители готовы буквально после выписки из роддома носить малыша на всевозможные развивающие занятия, делать самую сложную гимнастику, а позже записать ребенка во все группы и школы подряд и требовать, требовать, требовать… Психологи называют такой подход к воспитанию реализацией собственных амбиций и желаний за счет ребенка. И результат в таком случае, как правило, оставляет желать лучшего. Отсюда появляется и нежелание ребенка учиться, и неврозы, и полное безразличие. Действительно, «пусть уж лучше побольше гуляет или играет…».

Чтобы не стать заложником родительского честолюбия и тщеславия, всегда следует помнить, что раннее развитие – это развитие малыша не по отношению к соседской девочке Маше или двоюродному брату, когда он был в том же нежном возрасте, а по отношению только к самому ребенку. Благодаря вашим с ним занятиям он развивается раньше, полноценнее, чем мог бы, если бы вы вообще не обращали на его развитие никакого внимания.

Для успеха раннего обучения малыша нужно его любить, уважать и хорошо знать, то есть внимательно присматриваться к его способностям и интересам.

Не важно, когда именно ребенок научился читать, важно, чтобы он научился добывать знания. Такой взгляд позволяет выйти из тесных рамок разнообразных методик и разработать свою, подходящую именно для вашего ребенка методику предоставления информации, а также вовремя ее корректировать.

Помните: ничто из предложенного вами ребенку не пропадет даром. Ищите, пробуйте и дерзайте вместе!

Как заниматься с ребенком

Заниматься с ребенком не только нетрудно, но и интересно, особенно, если вы будете придерживаться основных правил.

Не ставьте перед собой цели воспитать вундеркинда. В погоне за результатом можно перегрузить ребенка и отбить у него желание заниматься, а демонстрируя результаты окружающим – испортить характер ребенка.

Никогда не заставляйте малыша заниматься, если ему нездоровится или у него плохое настроение.

Разговаривайте с ребенком как можно больше обо всем и везде – дома, на улице, в дороге. Ваши разговоры, рассказы и обсуждения важнее любого методического пособия.

Не нагружайте малыша знаниями «про запас», которые не пригодятся ему в ближайшее время. Лучше займитесь изучением и освоением того, что нужно сейчас.

Не углубляйтесь в изучение какого-то одного предмета, например чтения, математики или физического развития, в ущерб остальным. Важнее всего разносторонне гармоничное развитие.

Все игры и занятия вводите по принципу от очень простого к простому, а затем к сложному. Если малыш с чем-то не справляется, упрощайте задания.

Никогда не устанавливайте никаких норм по времени и количеству занятий в день. Предоставьте своему ребенку реальную свободу выбора деятельности и времени занятий, даже если этот выбор кажется вам не самым удачным.

Не ограничивайтесь только одним методическим пособием, например карточками. Освещайте одну тему по-разному: в играх, плакатах, книгах, мультфильмах.

Радуйтесь каждому успеху малыша и обязательно хвалите его!

Создайте ребенку развивающую среду. Пусть в вашем доме поселятся разные кубики с буквами и цифрами, яркие карточки со словами и картинками, плакаты, песочные часы, географические карты и календарь на стенах. Не ограничивайте малыша детскими книжками с картинками. Он с интересом будет рассматривать и взрослые иллюстрации и даже альбомы по искусству.

Сделайте из подручных материалов (коробок, пластиковых бутылок, тряпочек, катушек, бусин и пуговиц и других ненужных мелочей) игры и игрушки для развития тактильных ощущений, координации движений, мелкой моторики, или просто почаще разрешайте ребенку играть с предметами домашнего обихода.

Ставьте кассеты или диски с классической музыкой, музыкальными сказками, стихами, держите всегда под рукой краски, клей и пластилин.

С самого раннего детства предоставьте ребенку как можно больше самостоятельности в быту, обучите навыкам самообслуживания.

Не забывайте, что высокий интеллект – это еще не самое главное в жизни вашего крохи. Встречаются дети, у которых совсем нет обычных, «ничего не развивающих» игрушек, детей, которые читают только словари и энциклопедии и не играют с уличными детьми в простые, «бесполезные» игры, семилетки, решающие сложные алгебраические задачи и рисующие при этом на уровне трехлетних. У всех этих детей родители, загрузив их очень полезной и интересной информацией, отняли эмоциональность и непосредственность, способность к самостоятельному творчеству.

Раннее развитие – это не «натаскивание» перед школой, оно не предполагает, что вы будете механически подавать малышу информацию или заниматься с детьми младшего дошкольного возраста по школьной программе.

Подведем итоги

Если вы решили, что раннее развитие – это для вас, что у вас есть желание и хватит терпения заниматься со своим крохой, если вы готовы к тому, что плоды вашего труда взойдут еще нескоро и даже крохотные результаты будут видны далеко не сразу, если вы готовы к недоуменным взглядам, а иногда и явному осуждению окружающих, – тогда прежде всего вам стоит посвятить некоторое время подробному и внимательному изучению основных методик раннего развития.

Безусловно, авторы и последователи каждой из них будут утверждать, что именно их способ обучения чтению, музыке, иностранному языку уникален и стопроцентно эффективен в отличие от всех остальных. Не стоит полагаться на чужое мнение. Взвешивайте «за» и «против» предлагаемых методик в отношении к вашему малышу, по возможности советуйтесь с более опытными родителями. Ни одна из популярных систем раннего развития не является универсальной, у каждой есть свои преимущества и недостатки, и ваша задача – разобраться, что будет хорошо и полезно именно для вашего малыша, ведь только вы знаете особенности его характера и темперамента, наклонности, вкусы и привычки. К тому же не обязательно беспрекословно следовать какой-то одной системе. В вашей квартире могу соседствовать игрушки и предметы из разных «методических интерьеров». Право выбора и творчество всегда остается за вами!

В этой книге вам предлагается познакомиться с одной из наиболее популярных сегодня методик. Это методика раннего развития детей Марии Монтессори.