Очерк об учителях «Большое видится на расстоянье. Спасибо вам, мой дорогой учитель! Героиня моего очерка завуч школы

Учитель и хороший человек — в последние расчетливые десятилетия, к сожалению, эти слова воспринимаются нами не как единое целое, а, скорее, как два взаимоисключающих понятия. Учитель — профессия сродни сеятелю: что посеешь, то и пожнешь, а доброе семя даст и урожай отменный. Емкое слово «подвижник» звучит очень редко и почти исчезло из нашего устного словаря. Ларису Яковлевну КОНОВАЛОВУ, учительницу Беловодской средней школы № 3, без сомнения можно назвать подвижником.

«Сейте разумное, доброе, вечное» — этим призывом классика, скорее всего, героиня моего очерка никогда не руководствовалась, но так сложилась жизнь, что истоки добра, любви к жизни и бескорыстия навсегда в душах ее многочисленных учеников.

Лариса родилась в одном из отдаленных сел юга Киргизии. Трое детей в семье воспитывались в дружной, творческой атмосфере. До сих пор Лариса Яковлевна безмерно благодарна родителям за их неоценимый вклад в становление ее как личности.

Отец — незаурядный художник-оформитель, привил детям ответственность, организованность, умение достичь поставленных целей. От мамы — талантливой кружевницы и вышивальщицы — Ларисе досталось редкое умение видеть окружающую красоту, терпение и способность из обыденного создать шедевр. Воспоминания о родном доме — одна из самых теплых, трогательных страниц ее жизни.

Учиться девочка пошла в Таш-Тюбинскую школу села Караван (ныне город Кербен Джалал-Абадской области). В классе Лариса была одной из первых — хорошо училась, принимала самое активное участие во всех школьных мероприятиях, обладала и еще одним важным качеством — умением дружить. Верная подруга с детских лет Надежда Петровна Игнатова (в школе — Никитина) до сих пор вспоминает и неиссякаемый задор одноклассницы, и рано сформировавшееся чувство ответственности, и умение оказаться рядом в трудную минуту. Легкий, общительный характер и доброе, открытое сердце — эти качества до сих пор ценят те, кто близко знаком с Ларисой Яковлевной.

После окончания школы девушка поступила в Ошский государственный педагогический институт. Учеба в институте, как и в школе, давалась легко. Лариса стала заводилой во всех студенческих мероприятиях, активно участвовала в них сама. Благодаря общительному характеру и хорошему знанию кыргызского разговорного языка круг ее друзей представлял собой настоящий, по-советски сплоченный интернационал. Девушка с головой погрузилась в кипучую студенческую жизнь: училась легко, успешно, в летние каникулы работала вожатой в пионерских лагерях.

После окончания института преподавала русский язык и литературу в школах: имени Крупской, в родной Таш-Тюбинской и в новой школе им. Боконбаева. Затем за двадцать лет прошла все ступени педагогической и административной школьной работы: учитель, заместитель директора школы, методист районо. Но преподаванию русского языка и литературы по-прежнему отдавала всю душу и щедро делилась с коллегами богатым педагогическим опытом — выступала с докладами на семинарах, вела показательные уроки, ее работы неоднократно публиковались в республиканском журнале «Русский язык и литература в кыргызских школах» и газете «Мугалимдер газетасы».

Когда из Министерства народного образования поступил приказ об открытии классов с углубленным изучением русского языка, вопрос о кандидатуре учителя не стоял. И только с программой министерства в руках пришлось организовывать обучение с нуля — впервые, без пособий и разработок, с чистого листа. Приходилось искать, додумывать, подбирать материалы, составлять сценарии, проводить мероприятия. Вместе с учениками готовили уроки по самым разным темам, проводили викторины, беседы, фестивали русского языка, коллективные просмотры фильмов — экранизаций литературных произведений. Каждый из уроков был интересен, понятен и увлекателен. Лариса Яковлевна помогала ученикам выработать личные жизненные позиции, самостоятельность в мышлении, развивая речь.

Коновалова считает, что учеников необходимо постоянно тормошить, подключать к ежедневным жизненным ситуациям, чтобы не было застоя в их жизни.

Мы буквально горели, жили теми делами школы, которые предлагала нам творческая и деятельная натура нашей дорогой учительницы,

— с благодарностью вспоминают бывшие ее ученицы Нуриля Назарова, Лунара Осмонова, Эркайым Даникулова, Оксана Бабич. Неудивительно, что они выбрали для себя профессию учителя русского языка и литературы, преподают в настоящее время в школах, а в работе и сейчас пользуются богатым арсеналом знаний, методических приемов, которыми в совершенстве владела и передала им любимая учительница.

Преподавательская деятельность Л. Коноваловой по заслугам оценена государством. Среди ее наград — почетная грамота Министерства народного образования, почетные грамоты местных органов. Лариса Яковлевна много лет сотрудничала с журналом «Русский язык и литература в школах Кыргызстана», являясь внештатным научным сотрудником КиргизНИИ педагогики. Публикации ее статей в журнале стали настольными пособиями для нескольких поколений учителей республики.

Тридцать лет назад Лариса Яковлевна покинула родные края и переехала в село Беловодское, недалеко от столицы. Более десяти лет она отдала работе в Беловодской средней школе № 3. Здесь ее послужной список еще пополнился: заместитель директора школы, завуч, учитель русского языка и литературы. В 1993 году она признана «Учителем года».

В 1995 году семья Ларисы Яковлевны, повинуясь духу и требованиям времени, организовала крестьянское хозяйство, и моя героиня со свойственными ей энтузиазмом и оптимизмом выращивала пшеницу и ячмень, ухаживала за коровами, овцами и птицей, вкладывая в этот нелегкий труд душу, силы и время.

Но… Как говорится, бывших учителей, как и милиционеров, не бывает. После двадцатилетнего перерыва Лариса Яковлевна решила вернуться в школу. Пройдя обучение и получив сертификат, она опять в строю — работает учителем русского языка и литературы в Беловодской школе № 3.

Ее нынешние питомцы — малыши из подготовительных и начальных классов. У старшеклассников она ведет и свои любимые предметы — русский язык и литературу. Ее уроки по-прежнему необычны, очень интересны и увлекательны. В поисках нестандартных методов обучения Лариса Яковлевна сама разрабатывает наглядные пособия, придумывает стихи, загадки, ребусы, иллюстрирует тоже сама — у нее незаурядный талант художника.

Кроме того, что она замечательно рисует, природа не обделила ее и даром сочинительства. Сказки «Кузнечик Козу», «Ты — моя подружка», «Домашний двор», написанные с огромным знанием живой природы, с великолепными рисунками издавались самой Ларисой Яковлевной. Эти книги открывают детям неизвестные страницы жизни животных, птиц, растений.

Дети ее — два сына и дочь — каждый по-своему творческая личность. Она очень тонко чувствовала душу и способности своих детей, поэтому и профессии они получили по совету своей мамы.

Старший сын Николай Пышной окончил училище живописи им. С. Чуйкова. Он пишет картины, оформляет иллюстрации к книгам (в том числе и к маминым), выполняет частные заказы. В детстве за талантливые произведения получал призы и награды в конкурсах, проводившихся в журналах «Советская женщина», «Юный художник».

Младший сын Илья Пышной окончил музыкальное училище им. Куренкеева и Кыргызскую национальную консерваторию. Писал стихи и музыку к ним, работал в филармонии. В настоящее время по состоянию здоровья отошел от музыки. Но творческий талант Ильи расширился: он занялся столярным искусством и творит изумительные вещи из дерева. Деревянные часы, сделанные его руками от шестеренки до циферблата, вызывают неподдельное восхищение очевидцев. О художнике рассказали газета «Мегаполис» и республиканский «5 канал».

Дочь Лидия не нарушила семейные традиции: она тоже гуманитарий. Окончив ПИРЯЛ, получила специальность учителя русского языка и литературы.

При такой насыщенной жизни, полной и радостей, и разочарований, Лариса Яковлевна в весьма почтенном возрасте не утратила необыкновенной чистоты души, доверчивости, простоты и искренности в общении с окружающими. Она по-прежнему оптимист, энтузиаст своего дела, заводила в любых начинаниях. У нее все такой же пытливый ум, открытый всему новому, она не утратила интереса к жизни, способности видеть красивое в обыденном, неприметном. Как и прежде, ежедневно, ежечасно отдает частичку души своим маленьким ученикам и твердо верит, что зерна искренности, любви к людям, природе, родной земле дадут добрые всходы.

Счастья и добра вам, учитель и хороший человек!

Ирина ПРОКОФЬЕВА.
Фото из личного архива Л. КОНОВАЛОВОЙ.

– Мне до сих пор снится, что я веду урок, но у меня ничего не получается. Просыпаюсь и думаю: как хорошо, что это сон.
Инна Яковлевна Ткачёва, «Отличник народного просвещения», «Заслуженный учитель России», ветеран труда, награждённая медалями «К 300-летию Санкт-Петербурга» и «За заслуги перед Кронштадтом», отметила 29 января свой юбилей – 80 лет.

Она – не просто отличный учитель. Её коллега Галина Борисовна Титова называет 20 лет работы Инны Яковлевны директором школы № 427 «эпохой Ткачёвой». Почему? Тогда были заложены основы уклада школы, которые сделали её особенной. Отношения учеников и учителей, основанные на понимании и уважении, отсутствие конфликтов, атмосфера творчества
и поддержки. Этот стиль, эту основу педагогический коллектив школы № 427 старается и сегодня культивировать и поддерживать.

О семье

Инна Яковлевна родилась в семье потомственных железнодорожников. У отца был знак «Почётный железнодорожник» и орден «За трудовую доблесть». Это была очень дружная семья, где дети ощущали любовь и взаимное уважение родителей друг к другу и к ним – детям.
Кроме меня росли два брата – Сергей и Анатолий. Я была старшей. Нас воспитывали порядочными и простыми людьми. Простыми – в отношении к другим людям, без заносчивости и гордыни. Братьев уже нет, но я до сих пор дружна с их семьями, – рассказывает Инна Яковлевна. – Мы всегда любили собираться в родительском доме – это в районном центре Хвойная Новгородской области.
Все мы родом из детства. Многое закладывает в нас уклад родительского дома.
– Как я стала учителем? Любовь к книге мне привила мама, которая старалась купить, где только возможно, хорошие книги. Она даже ездила на вокзал, поджидала почтовый поезд из Ленинграда, чтобы в киоске Союзпечати заполучить нужную мне литературу. Я с детства любила стихи. Особенно Лермонтова, я даже влюбилась в него – такой он был красивый на обложке, в мундире с эполетами.
Школьницей Инна зачитывалась рассказами Чехова, любила повести Гоголя. А в 4-м классе участвовала в конкурсе, объявленном Маршаком, – на лучшие стихи о чтении. И даже получила награду – книгу стихов Самуила Яковлевича с его автографом.

Первый раз –
в первый класс

В школе Инна была и звеньевой, и комсоргом, и отрядной вожатой. Затем она поступила в педучилище имени Некрасова, окончила его с отличием. Здесь, по словам Инны Яковлевны, ей очень повезло с педагогами. Учили серьёзно, готовили по лучшим методикам преподавания. Всё это ей очень пригодилось в начале работы учителем. Первый раз – в первый класс! Так и получилось у молодой учительницы, когда ей в родном посёлке доверили первоклашек. Затем Инна вместе с мужем переехала в Ленинград, где он учился в Военно-медицинской академии. Потом было направление на Камчатку.
– Нет, не жалко было уезжать из Ленинграда. Мы были молоды, хотелось побывать в разных местах. А в Камчатку я просто влюбилась, – вспоминает Инна Яковлевна.
Но мужа отправили на высшие командные курсы в Медицинскую академию. И снова – Ленинград, работа учителем начальных классов, затем, по окончании Педагогического института имени Герцена, учителем русского языка и литературы. А в 1975 году семья переехала в Кронштадт, и вот уже 43 года судьба Инны Яковлевны тесно связана с городом-островом.

Материнская гордость

В семье Ткачёвых росли дети: Андрей и Александр. Мальчики закончили 427-ю школу, затем Высшее военно-морское училище подводного плавания им. Ленинского Комсомола и связали свою судьбу с Северным флотом.
Сыновьями Инна Яковлевна гордится: Андрей – контр-адмирал. Служил на самом большом подводном крейсере «Акула», был командиром. После окончания Военно-морской академии имени адмирала Кузнецова капитан I ранга Ткачёв был назначен на должность заместителя, а потом и командира соединений подлодок Северного флота. В июне 2007-го он возглавил когда-то самое секретное соединение, дислоцированное в Северодвинске – ордена Ленина Государственный центральный морской полигон. Затем командовал дивизией и Главным морским испытательным полигоном России. Завершил службу заместителем главкома ВМФ.
Младший сын Александр, капитан 2 ранга, также достойно служил Родине на Северном флоте. Он начинал службу в береговых ракетных частях, командовал тыловыми подразделениями Северного флота. Сегодня несёт службу в Главном штабе Северного флота.

С благодарностью
к коллегам

О сыновьях и внуках Инна Яковлевна готова рассказывать бесконечно. Но и её собственная биография сложилась очень достойно. Об этом говорят её друзья, коллеги. и, конечно же, ученики. Причём все они отмечают не только профессиональные, но и человеческие качества Инны Яковлевны. Сама же Инна Яковлевна тоже благодарна своим коллегам.
– Когда я пришла в школу № 427, ею руководила Антонина Ивановна Шкилёва, человек очень строгий, добрый и мудрый. В 1975 году я стала преподавать русский язык
и литературу, совмещая эту работу с организацией внеклассной и внешкольной работы. В 1984 году Антонина Ивановна передала школу в мои руки. У нас работали чудесные учителя: Ангелина Николаевна Михайлова, Наталья Николаевна Пфау, Людмила Павловна Заикина, Валентина Фёдоровна Орехова.
В те годы у учителей не было сегодняшних технических возмож-ностей: только мел и школьная доска, но мысль работала, рождались идеи: проходили литературные гостиные, Дни поэтов. Дети высказывали свои мнения открыто, поощрялось творческое мышление.
– Мне понравилась мысль Льва Толстого: «Если нельзя изменить общество, нужно создавать вокруг себя любовь». Так мы и работали. Странно сегодня слышать, что школа «оказывает образовательные услуги». Это заблуждение. Школа воспитывает личность. К счастью, похоже, от термина «услуги» начинают отказываться.
Благодарна Инна Яковлевна и руководителю кронштадтского образования Нине Викторовне Кудриной, которой удалось сплотить директоров школ в единую команду, создать творческую атмосферу среди них, чтобы не было зависти, а были взаимопомощь и сотрудничество. Сегодня Нина Викторовна возглавляет ветеранскую организацию и делает всё, чтобы учителя и на заслуженном отдыхе ощущали себя в единой команде педагогического сообщества.
Бывшие ученики стали докторами и кандидатами наук, профессорами, учителями и врачами, военными и инженерами, да и просто хорошими людьми.
В этом году 427-й школе исполнится 50 лет.

Елена ПРУДНИКОВА (Леонова), выпускница 1982 года:
– Добрая, мудрая, настоящий учитель, Инна Яковлевна стремилась привить нам любовь к литературе, ведь это едва ли не единственный предмет в школе, который напрямую затрагивает струны человеческой души. Увлекательные уроки, беседы на нравственные темы, подготовка к выпускному сочинению, литературно-музыкальная композиция, посвящённая творчеству Сергея Есенина – во всём мы ощущали руку опытного, любящего свой предмет и своих учеников учителя. Спасибо Вам, дорогая Инна Яковлевна.

Валентина Фёдоровна ОРЕХОВА, коллега:
– Инна Яковлевна – не просто отзывчивый, она сострадательный человек. Недаром к ней тянутся люди. Она нас соединяет, мы любим собираться в её доме. Муж Инны – тоже прекрасный человек. Это удивительная пара. Это очень светлые, я бы даже сказала, идеальные отношения. Инна Яковлевна, будучи директором школы № 427, сумела сплотить коллектив. В школе никогда не возникали конфликты, она умело решала вопросы. На мой взгляд, она – прирождённый директор.

Галина Борисовна ТИТОВА, завуч школы № 427:
– Могу сказать, что мне посчастливилось встретиться с Инной Яковлевной. Это был конец 80-х – начало 90-х годов. Время наивно-романтическое, время надежд: гуманная педагогика, равенство ребёнка и учителя. Мы в школе просто купались в атмосфере любви и творчества. Инна Яковлевна умела дать нам эту свободу, воодушевить нас. За годы работы должность нисколько её не испортила. Пример: ученик разбил окно. Можно предположить реакцию директора: хулиган, приходи с родителями! А Инна Якaовлевна сразу спрашивает: ты не порезался? Она очень человечный человек. Как-то застаю маленькую дочку в слезах: потерялись звёздочки, заработанные ею на уроках (отметки им ещё не ставили – начальная школа). Инна Яковлевна: «Ну, стоит ли плакать, давай сядем и снова их нарежем, сколько надо». «Берегите слёзы ребёнка», – так она считала. Заражать своим примером – её внутренняя установка. Звание «Заслуженный учитель» Инна Яковлевна получила, будучи директором, как рядовой преподаватель, участвуя в конкурсе с разработкой по теме «Воодушевляющее управление». Так она и управляла, воодушевляя и детей, и учителей, за что мы ей бесконечно благодарны. И атмосфера, ею созданная, школьный уклад, сохранились до сих пор.

Александр ШЕИН, выпускник 1982 года.
– Учителя дают ученикам знания, умения, мудрость, мировоззрение. Инна Яковлевна дарила нам своё сердце, щедро и без остатка. Его с избытком хватало на всех нас, и нам это нравилось. Школьная программа по литературе была не просто пройдена, она была прожита вместе с героями Гоголя, Толстого, Достоевского. Школьные сочинения мы не придумывали, просто писали о пережитом вместе с литературными героями. Настолько органично русская классика вошла в нашу жизнь. Через любовь к литературе мы восприняли не только знания, но и миропонимание, гражданскую позицию, умение сделать правильный нравственный выбор. Всё это оказалось востребованным в эпоху перемен и остро необходимым в трудные моменты жизни. В старших классах Инна Яковлевна обращалась к каждому ученику на «Вы». Мы это ценили тогда, мы это помним и особо ценим сейчас.

Вот так: собираешься написать о человеке, а очерк заселяется множеством людей, которых героиня называет «команда молодости нашей». И это замечательно, потому что свой 80-летний юбилей она встречает в кругу друзей, единомышленников, родных и близких. И круг их очень широк.

Галина Маркина

Слово о директоре.

Этот очерк был написан за два года до публикации на сайте. Героиня очерка, Александра Арсентьевна Стерхова, 12 сентября 2015 года отметила свой 80-й год рождения. Она ушла на заслуженный отдых в 2014 году, но в школе по-прежнему помнят и любят её.

Снова Первое сентября. Заливается первый звонок, и нарядные школьники торопятся занять свои места в светлых, сверкающих свежей краской,украшенных зеленью и новы ми жалюзи классах.Уютно и празднично в школе, где всё готово к новому учебному году:предметные кабинеты,оснащённые современной оргтехникой,многочисленными пособиями;прекрасная библиотека, торжественной тишиной встречающая первых посетителей; просторная столовая,продуманным дизайном больше похожая на уютное кафе.Всё радует глаз,всё подчинено главной цели:создать для школьников-гимназистов идеальные условия для учебы и отдыха.К этому стремились и вложили много сил и средств и родители,и учителя, и, по мере сил, сами ребята.Но главный вдохновитель всех дел школы-гимназии,творческий наставник коллектива,его душа – директор Гвардейского УВК Александра Арсентьевна Стерхова.

Нет в Симферопольском районе более заслуженного человека,чем наш директор.55 лет отдала она педагогике !Учительское поприще для Александры Арсентьевны – не просто работа, это поистине великое Служение благородному делу воспитания новы х поколений.Сотни выпускников с благоговением произносят имя своего любимого Директора.Гвардейской школе посвятила Александра Арсентьевна более сорока лет .На базе маленькой гарнизонной школы создала она новый многопрофильный учебный комплекс, из года в год выпускающий в большую жизнь всесторонне подготовленных,отличающихся крепкими знаниями учеников.269 золотых и серебряных медалистов – гордость УВК и,конечно, Александры Арсентьевны.До 80% выпускников каждый год поступают в высшие учебные заведения.24 кандидата и доктора наук воспитала Гвардейская вторая под руководством директора А.А.Стерховой.Конкурентноспособность УВК во многом обусловлена высокой квалификацией педагогов, чему Александра Арсентьевна уделяет особое внимание:методический рост учителя,по её мнению, – главная задача руководства школы.Кропотливо и умело направляет директор учё бу и становление каждого члена коллектива.Много сил и энергии отдаёт она работе с молодыми учителями, тонко и мудро корректирует деятельность опытных наставников.

Особая черта Александры Арсентьевны –обострё нное чувство нового.Самые передовы е педагогические находки, методические инновации находят отражение в практике работы Гвардейского УВК.Создание «Школы здоровья»,участие в программе «Открытый мир», использование инновационных компьютерных технологий в преподавании – всё это внедрено и осваивается в школе- гимназии по инициативе или при содействии директора.

Ни для кого не секрет,насколько трудно у крепля ть материальную базу школы в условиях кризиса.Роль директора в этом процессе является решающей.Александра Арсентьевна неутом имо ищет новые возможности,устанавливает связи со спонсорами,находит отклик и поддержку родителей.Благодаря её самоотверженной деятельности расцветает Гвардейский УВК.Оснащены новейшей техникой информационно-методический центр, учебные кабинеты, два компьютерных класса.Красивы и уютны классы и рекреации школы, обновляён спортивный зал.Ухоженный пришкольный участок радует разнообразием растений и пышным убранством клумб.

Сорок лет руководства школой! Много это или мало? Для детей эта цифра – вечность, для УВК –этап становлення, для директора – жизнь.

Жизнь… Была ли она счастливой? Конечно! С самого детства Саша мечтала стать учителем. Ещё в трудные школьные годы в раненном войной Симферополе Сашенька помогала подругам учить уроки, затевала игры «в школу». И отступало на второй план, заглушалось постоянное чувство голода, общее для всех ребят той страшной поры…

Восемь классов закончила с отличием и вместе с подругой поехала поступать в педагогическое училище в Калининград. Никогда не забудется тот счастливый июньский день, когда директор училища вручил ей первый диплом. «Вы поистине родились в рубашке учителя», – его слова звучали, как школьный колокольчик!

И вот первая школа! Под Калининградом, в гарнизоне Чкаловск, начался большой путь педагога. Там встретила Александра и женскую свою судьбу. Молодой чернобровый штурман с нетерпимо синими глазами сумел завоевать сердце юной учительницы. Его звали Герман. Умный, серьёзный, внимательный – может быть, это о нём мечтала она, бродя с подругами по узким улочкам старого города, напоёнными запахом цветущей сирени? Свадьбу сыграли скромную, в кругу друзей. Так она обрела новую профессию – жены офицера, верной подруги и спутницы в суровой службе военного. Сын Игорёк родился ещё в Калининграде, а уже через год Германа направили на Высшие офицерские курсы в Ригу. Новые назначения – новые переезды, новые военные городки.

Дальний Восток. Гарнизон Монгохто – мечта романтика: ближайший городок, Ванино, в 20-ти километрах, кругом море тайги и сопки, сопки... Такие места навсегда остаются в сердце… Неизвестный юморист назвал единственную улицу гарнизона Театральной. В свободное от полётов время лётчики с семьями собирались в Доме офицеров, организовывали незабываемые вечера, играли в шахматы. Но самый любимый отдых – на природе: среди сосен и папоротников собирали бруснику и грибы, пели песни под гитару. Дружбе тех далёких лет остаются верны навсегда. Там, в Монгохто, Александра Арсентьевна прошла настоящую школу жизни, становления – и в семье, и в профессии. Там вырос Игорь, совершенствовал мастерство Герман Павлович. Там Сашенька стала сначала учителем начальных классов, а потом, после окончания педагогического института в Комсомольске-на-Амуре, - завучем и директором. Признательность и уважение окружающих – главная награда молодому директору. И любовь детей – школьников, особенно самых дорогих, которыми Александра Арсентьевна руководила с первого по восьмой класс, до перевода мужа. По всей стране разъехались ребята, но и сейчас, через сорок лет, шлют они своему любимому учителю весточки о себе и о своей благодарности за её огромную роль в воспитании их лучших качеств. Игорь Кочаловский, уже капитан I ранга в отставке, в стихах признаётся в любви дорогому для него человеку – первому учителю, а Галина Крылова, директор школы в Санкт-Петербурге, звонит через тысячи километров, чтобы услышать ставший родным голос любимого наставника.

Сорок лет Александра Арсентьевна живёт и работает в Гвардейском. Здесь окончил школу её любимый сын Игорь, отсюда он уехал учиться, стал, как и отец, военным лётчиком. Они были удивительно похожи – отец и сын: статные, красивые, синеглазые. Нежность и уважение дорогих людей – главная составляющая успеха директора А.А. Стерховой. Понимание, поддержка мужа, забота сына и невестки Татьяны, любовь внуков и правнучки – великое счастье женщины, её опора в жизни. Даже сейчас, когда Германа Павловича нет рядом, её окружают его картины, написанные в последние годы жизни, и их тепло помогает Александре Арсентьевне вспоминать только самое светлое в жизни.

Вот она стоит на торжественной линейке в школе – красивая, стройная, ухоженная, уверенная в себе. Необыкновенная, мужественная и прекрасная женщина! Своей интеллигентностью, высокой культурой и благородной простотой она сумела создать вокруг себя атмосферу взаимопонимания, творчества, поиска. За многолетнюю плодотворную деятельность А.А. Стерхова награждена «Орденом Трудового Красного Знамени». Конечно, это не предел! От всей души желаем директору новых побед, свершений и достойной оценки её труда. Счастья Вам, дорогая Александра Арсентьевна!

А.А. Фищук, учитель русского языка и литературы

Наталья Алексеевна Куликова, героиня нашего очерка, называет имена трех женщин, без которых, по ее мнению, учителем она бы не стала. Нина Алексеевна - первая учительница первоклассницы Наташи. Аврелия Васильевна Кузакова – завуч 75-й школы, преподавшая выпускнице Череповецкого пединститута азы реального вхождения в профессию. Виктория Петровна Лебедева – трудоголик, новатор, педагог с огромным опытом, частицей которого она щедро поделилась с молодой учительницей из-под Вологды.

На самом деле все было предопределено свыше. Просто родилась девочка, а некий «ангел с учительским дипломом» нежно поцеловал ее в макушку. Все школьные годы Наталья Алексеевна не помнит себя без красного галстука. Вначале сама пионерка, позже – вожатая в младших классах. Дети слушались ее не просто беспрекословно, им нравилось это делать. Что-то такое было в характере этой худенькой девочки в очках, что заставляло других пристраиваться рядом и равнять шаг по ее походке.

Наталья поступила в пединститут, училась на «отлично». Как раз в те годы она изобрела формулу «учиться нужно весело, чтоб хорошо учиться!».

Когда семья Куликовых в 1984 году приехала в Дуброво (муж - офицер), Наталья Алексеевна пришла на работу в СОШ № 75.

Школа была экспериментальная – новый, очень интересный и захватывающий вид деятельности. Можно было самим выбирать программы, учебники. Наталья Алексеевна сокрушается, что в действующие сейчас строгие нормативы обучения не включен ее любимый Петерсон. А тогда, в 80-е, и Петерсон, и методика Эльконина-Давыдова, использующая психологические принципы обучения, давали замечательные результаты. Н.А. Куликова с группой единомышленников и с одобрения В.П. Лебедевой участвовали в создании прогимназии – работали в ней с дошкольниками. А какие придумывали новые школьные предметы, какие наглядные пособия использовали! Скажем, во время уроков на экран демонстрировались слайды. Рукотворные – на прямоугольниках из прозрачной пленки. Наталья Алексеевна рисовала картинки, слова, схемы. Использовалась обыкновенная черная тушь с «необыкновенной» добавкой. Какой - не поверите: сахарным сиропом!

Как Наталья Алексеевна находит время для выполнения еще и обязанностей завуча – непостижимо. Нескончаемый поток отчетов и справок – это все на ней. Не забыть о сохранении здоровья учеников и, хоть это непривычно звучит, учителей. Грамотно составить расписание, продумать организацию динамических пауз, школьных перерывов, разработать схему внеурочной деятельности – тоже ее обязанность. Внеурочная деятельность – это вообще бескрайняя тема для размышлений завуча начальной школы. Найти занятие, которое будут интересным для большинства учеников, очень непросто. Но ведь находит!

Работа представлена как портретный очерк учителя, в основе которого лежит анализ-исследование и изображение профессионального мастерства педагогов, профессиональных секретов, отражающие личностные особенности, с целью распространения его опыта работы, оказания социально-психологического воздействия на читателя, включающего убеждение и эмоциональное вовлечение.

Работа представляет интерес как портретный очерк учителя - жанровая разновидность публицистического портретного очерка, - в центре которого яркая творческая индивидуальность учителя, его неординарный, творческий подход к преподаванию своего предмета, к решению важных педагогических (социально значимых) проблем, его психолого-педагогические приемы, стиль педагогической деятельности, методические открытия, индивидуальная технологию обучения. Автор дает свою оценку, которая имеет социально обусловленный характер.

Цель данного очерка - дать эмоционально-образное представление об учителе, вызывающем интерес, прежде всего в плане его высоких профессиональных качеств, показать человека в профессии, привлечь внимание к неординарной личности педагога, эмоционально воздействовать на читателя, пробудить у него определенные мысли, стремления.

Учитель, дни жизни своей, как один,

Ты школьной семье посвящаешь,

Ты всех, кто учиться к тебе приходил,

Своими детьми называешь.

Но дети взрослеют, от школьной скамьи

Дорогами жизни шагают

И в памяти носят уроки твои,

А в сердце тебя сохраняют.

Любимый учитель, родной человек,

Будь самым счастливым на свете,

Хоть трудно порой достаются тебе

Твои непослушные дети.

Ты дружбой и знаньями нас наградил,

Прими благодарности наши!

Мы помним, как в люди ты нас выводил,

Писал М. Садовский.

А я хочу рассказать о замечательных педагогах - моих наставниках, с которыми мне посчастливилось работать - это методист РОО и С Кордайского района Головинова Надежда Дмитриевна и завуч СОШГ № 1 школы имени Д. А. Конаева Волошина Нина Даниловна. Почему вдруг?! Столько лет молчала! Да всё потому, что действительно «большое видится на расстоянье».

Уже почти 28 лет, я работаю в Кордайском районе учителем русского языка и литературы, в 1986 году полная амбиций с красным дипломом и на всё со своей точкой зрения приехала из Тараза (Джамбула). Познакомилась с методистом Головиновой Н. Д. сразу же, так как вопросов было больше, чем ответов, ведь после института ничего же не знаешь в оформлении документов, составлении календарных планов. Дитц Ш. Г., (завуч школы) не долго думая, направила меня в РОО со словами: «Там узнаешь всё!» Как же быстро я поняла, что именно Надежда Дмитриевна научит всему тому, что мне надо. И чуть ли не ежедневно я приходила к ней, вспоминаю, что даже и пообедать-то толком не давали мы (как мне сейчас за это стыдно!), у неё в коридоре вечно была толпа учителей русского языка и литературы. Глаголы и наречия… метафоры, эпитеты… плюшкины и чацкие… Булгаков, возвращённые в литературу имена, все это - реальная жизнь.

Я для себя нашла замечательного наставника в этом скромном методисте, а в первую очередь учителе, который ежедневно тихо и добросовестно выполнял свою трудную и такую нужную работу не ради славы и наград, а просто по велению сердца, такого большого и открытого для любого из нас, кто нуждается в её добром слове, участии, совете. О, этот замечательный человек всегда с горящими глазами, очень чистой и открытой душой, педагог с большей буквы разговаривала с нами, как с равными. Так было много лет, я всё ждала, когда же Надежда Дмитриевна глянет на нас с высоты своего Олимпа. Нет, этого не было, хотя достичь её высот в районе не может никто. Комфортно, уютно с нею было всегда, не зависимо от обстановки, а где только ни был её кабинет! В каких чудовищных условиях она только ни работала! Да как работала! Ещё как работала! Сколько работала!

Вспоминаю открытый урок русского языка в школе имени М. Ломоносова. Присутствующих больше, чем учеников. По тем временам, когда наглядные пособия доставались с трудом, готовились своими руками, урок был одним из самых оборудованных в школе. Чего здесь только не было! Карточки с заданиями, иллюстрации к произведениям, таблицы, коллекция диафильмов, проигрыватель - сейчас все это по сравнению с компьютером, проектором и интерактивной доской кажется анахронизмом. Но это было так недавно! И это было так давно! А это было так эффективно. Благодаря педагогическому мастерству Надежды Дмитриевны это работало на все 100%. У нее было чему поучиться каждому учителю-предметнику, не только учителям русского языка и литературы.

Всегда удивляла способность этой женщины находить общий язык с каждым учеником и учителем. Это особый дар, который так ценят ее выпускники, и так хотелось овладеть этим мастерством нам, молодым педагогам, и всем опытным коллегам. Но тогда стремились перенять опыт работы и лишь надеялись:

Быть может, кто-нибудь из нас

Войдет вот так же в школьный класс

И проведет такой урок,

Что все забудут про звонок.

Постепенно, теперь я знаю это точно, она усмирила мою гордыню, убила во мне жёлтого дьявола, заставляющего думать о деньгах, приучила работать на 100%, не думая об оплате. Проводя со мной уроки преданности своему делу, семье, ставя в пример то, что любовь и доброта, мудрость и неравнодушие способны творить чудеса . А в непростое время 90-ых это многого стоит!

Когда с внутренним миром всё было покончено, занялась повышением моей квалификации. Заставила меня обобщать опыт работы по литературе, участвовать в различных конкурсах и олимпиадах по предмету, выступать перед коллегами на конференциях, проводить брифинги, консультации при подготовке к ЕНТ, да разве всё перечислишь?!

И теперь, когда вспоминаю прошлое, встаёт перед глазами всегда одна картина: выше среднего роста, интеллигентная женщина со вкусом одетая двигается неторопливым шагом, а рядом шустрые, шумные, громкоголосые молодые педагоги заглядывают в рот, чтобы не пропустить ни одного слова, у нас даже и в мыслях не было перебивать или обгонять любимого мастера. Надо сказать, что вокруг Надежды Дмитриевны были всегда учителя, вот уж такой она человек, обладает каким-то волшебным магнетизмом. Её голос тихий, вкрадчивый, кажется, она его никогда не повышает, везде, где бы она не находилась в уютном и не очень кабинете или на улице в шумном центе на празднике, или на площади во время очередной выставки, учителя слушали её рассказы с неподдельным любопытством, чуть ли не открыв рот. Умеет Надежда Дмитриевна привлечь и удержать внимание коллег, потому что разговаривает с нами как с опытными, на равных, бесхитростным, простым языком, всегда честно и искренне. А люди ведь чувствуют любую фальшь, так как слушают не ушами, а сердцем, человека не обманешь. В каждом учителе увидит что то, поддержит, поможет.

Я до сих пор помню 1987 год, когда на августовской конференции вступила в спор с уже седой заслуженной учительницей по поводу использования на уроке теории литературы. Меня там мэтры чуть в порошок не стёрли! Но она встала на мою сторону и потом ещё ни один раз говорила, что у нас в районе появился молодой педагог, понимающий теорию литературы и суть литературного процесса. Через много лет я услышала ещё одну фразу, которая мне очень польстила. В разговоре (не буду говорить с кем), а это стандартная ситуация, когда проявляют недовольство учителем, обвиняя в некомпетенции, Надежда Дмитриевна сказала: отдайте класс Филатенковой В. Н., пусть научит их литературе. Для меня эта фраза стала признанием моего труда как литератора.

Время идет, школа меняется. Но такие учителя, как Надежда Дмитриевна, так нужны именно сегодня, в век реформ образования! Быть может, соединение опыта, мудрости, доброты и душевной красоты и есть то, что спасет мир педагогики?

Предлоги и союзы… Гиперболы, оксюмороны… Раскольниковы и Обломовы… Все это - жизнь Надежды Дмитриевны. Все это - моя молодость. Все это - память об Учителе, о Человеке с большой буквы.

Я очень благодарна Вам, дорогая Надежда Дмитриевна, за всё, что Вы сделали для меня! Теперь я это понимаю точно!

Моя учительская судьба столкнула ещё с одним наставником, правда от которого шарахались в разные стороны практически все педагоги школы. И только спустя 10 лет понимаю, сколько нервов потрачено на нас, сколько здоровья, сил угрохано на неблагодарную по отношению к её заслугам школу! Ведь «большое видится на расстоянье», слишком уж «большое», что вблизи не заметили, не хотели замечать того «большого», что вкладывалось в талантливых педагогов, а с безграмотными Волошина Нина Даниловна не связывалась вообще.

В её команде только тот, кто хорошо знает свой предмет, может понять передовые взгляды в педагогике, освоить Новые технологии, применить их на уроке, внедрить в свой опыт новые приёмы, написать анализ своего труда, проект с учащимися, защитить его на областном и республиканском уровнях, издать свою школьную газету и так далее.

Но как она нас заставляла работать, вы бы видели, как мы упирались, вы бы только посмотрели! Без смеха и слёз сейчас и не вспомнишь! А теперь, деловые, выступаем на уровне областных и республиканских педчтениях, семинарах, конференциях, пишем свои книги и брошюры, всё знаем, умеем, нас ничем не удивишь… А кто нас учил готовить эффективное, яркое, аргументированное выступление на педсоветах, методсоветах, проводить научные конференции?! Справедливости ради хочется сказать, что всегда на всех курсах звучит её имя, когда говорим, что эта Технология у нас в школе уже применяется. Как плохо, что редко сейчас её вспоминают на педсоветах. Но всему своё время, дорогое вино должно быть выдержанным, так и наше понимание приходит с годами. Все постепенно поймут, сколько сделано Ниной Даниловной для школы. Не зря ведь уже давно Юлий Ким сказал:

Мы замечаем не всегда,

Мы замечаем не всегда,

Как много нам забот

И терпеливого труда

Учитель отдает.

Она говорит, что ей в жизни повезло, в школах, где она работала, были очень хорошие педагогические коллективы, только я думаю, что в этом есть и её огромная заслуга. Для себя этот вывод я уже давно сделала, большую роль Нины Даниловны в моей педагогической судьбе отметила. Именно она убедила меня заняться выпуском школьной газеты «Конаевский вестник», под её чутким руководством было выпущено 58 выпусков. Но первый не забуду никогда! Как она его проверяла, возвращала, ругалась! И фраза «Ладно, пойдёт!» прозвучала как самая приятная музыка, целая команда вздохнула облегчённо. Когда набралась опыта, услышала другую фразу: «Как долго я тебя ждала», да и не сразу поняла её, как и герой из фильма «Москва слезам не верит». Работа в газете была для меня очень полезной, я освоила компьютерную грамотность, да и вообще столько приятных воспоминаний. Наш опыт признали даже в областной газете «Знамя труда» и много раз писали о нас, приглашали на 90-летие, а также из АТУ бывали на встрече с нами.

У Нины Даниловны сильный характер. Вся её жизнь - это преодоление сложностей, мне кажется, если их нет, она сама создаёт себе препятствия. Как будто преодоление их - её жизненное кредо. Сама всю жизнь учится и нас заставляет. Постоянно разгадывает кроссворды, сканворды, решает головоломки, всегда у неё какой-то вопрос для обсуждения наготове. Неустанно повторяет: «Не будешь тренировать мозг - засохнет…» Даже не верится, что она уже на пенсии. Но День пожилых людей её не касается! И пусть теперь она не является завучем школы, всё равно пытается внести что-то передовое в нашу жизнь. У неё отличная память, огромное жизнелюбие и жизнеутверждающая позиция. За свою педагогическую деятельность вырастила не одно поколение детей. Её ученики, которым по 40 и более лет, не забывают своего любимого педагога, они частые гости в её доме. Порадовались мы за неё, когда первые выпускники пригласили её в Германию.

Есть ли у Нины Даниловны награды или знаки отличия? Есть, но не так много, как хотелось бы. Она награждена медалью «Ветеран труда» и знаком «Отличник народного просвещения», но самая большая награда - это любовь учеников, которые в любом возрасте останутся для неё мальчишками и девчонками, которых она учила слушать, писать, считать, думать и тихо ходить по коридорам школы. Для учителей первой школы Нина Даниловна всегда будет примером обладания большого опыта, мастерства и уверенности. Она скрупулезно занимается с ребятами, имеет востребованную коллегами методическую копилку, готовит к урокам богатый материал. А в этом году взяла ещё и 5 класс. В роли классного руководителя мы её не видели.

Нина Даниловна и Надежда Дмитриевна - настоящие представители старой школы педагогов, которая всегда идет в ногу со временем. Они были рождены, чтобы стать учителями. Эти женщины даже внешне как-то похожи, всегда сияют добротой, заботой, пониманием. Именно сияют. На таких людей, действительно, хочется равняться.

О, наставники наши и менторы!

Если глянуть на пройденный путь,

Комплиментами и сантиментами

Мы не баловали вас отнюдь.

Мы такие-сякие, порочные,

Огорчаем мы вас без конца.

Но под грубою сей оболочкою

Благодарные бьются сердца.

Над башкою над нашей дубовою

Потрудившись, побившись не раз,

Вы упорной своею любовию

Прочный дуб превратили в алмаз.

И, конечно же, вашими стараниями

Наши свойства и эти, и те

Засверкали различными гранями,

Извините, во всей наготе.

Мы не будем ни льстить, ни задабривать,

Ни за что-то прощенья просить,

Ведь и нам, чай, придется когда-нибудь,

Может, полных кретинов учить.