Новые субкультуры: ванильки, тамлер-гёрл, «корейская волна. Современные молодёжные субкультуры – польза и вред Что такое субкультуры

Одним из первых проявлений специфической молодежной культуры в мире стало движение «битников» (или «разбитое» поколение) в конце 40-50-е гг. XX века в США. С точки зрения распространенности как образа жизни битничество не было особенно массовым, но его историческое значение для развития молодежных субкультур в США и остальном мире заключалось в том, что из него фактически вышли другие ведущие субкультуры (хиппи, байкеры, сквотеры, отчасти панки), на несколько десятилетий определившие жизненные стили, моду, музыку молодежи не только в США, но и в ряде других стран, в том числе в СССР. Влияние битников было обусловлено тем, что его ведущие идеологи были литераторами, получившими мировую известность – Дж. Керуак, У. Берроуз, А. Гинзберг, К. Кизи. Оно выражается и в том, что битничество как образ жизни и идеология следовало ряду архетипов и мотивов, свойственных сознанию молодежи – культ дороги и странствий, нонконформизм и др.

С точки зрения дохода, общественного престижа, битники находились на социальном дне, несмотря на то, что большинство представителей битничества были выходцами из среднего класса и, в принципе, так или иначе претендовало на какое-то общественное признание – прежде всего, в творчестве. В той или иной степени их целенаправленная отверженность была игрой.

Отношение битников к общепринятой морали и к законам было более чем критичным. Презрение к моральным и правовым нормам, в частности, выражалось в распространении в среде битников наркотиков. Существенное значение для формирования битничества имела вторая мировая война, возвратившись с которой многие молодые американцы не смогли найти себе места в жизни, а многие и не хотели его искать. Идеологические и литературные истоки битничества можно найти в литературных произведениях 1920-х гг., герои которых (в особенности у Э. Ремарка и Э. Хемингуэя) также отличались неустроенностью и потерянностью.

К концу 40-х гг. относится формирование еще одной субкультуры в США, впоследствии распространившейся по всему миру – байкеры (или рокеры). По одной из версий, в конце 40-х - начале 50-х годов летчики прославленной в годы войны эскадрильи «Ангелы ада» были демобилизованы за ненадобностью. Привыкшие к скорости и свободе полета, многие из них нашли альтернативу самолету за рулем мотоцикла. Поначалу они собирались в небольшие группы, ездили по стране, пытаясь найти свое место в мирной жизни. Многие из них впоследствии осели в небольших городках, открыли свои мастерские по ремонту автомобилей и мотоциклов, татуировочные салоны или же подались в фермеры и стали добропорядочными и законопослушными гражданами. Те же, кого не устраивала спокойная жизнь, собирались в «банды» мотоциклистов и отправлялись на поиски приключений и какого-нибудь заработка 1 .

В отличие от битников, у байкеров не было идеологов-интеллектуалов, и сама эта субкультура долгое время связывалась массовым сознанием американского общества и прессой не столько с мотоциклами, сколько с криминалом.

Униформой байкеров были черные кожаные куртки, кожаные жилетки, брюки, грубые армейские ботинки или сапоги. В последующем байкерская мода отразилась на панковском стиле и стиле металлистов. Существенно ряды байкеров в США пополнились после войны во Вьетнаме, когда в страну вернулись солдаты, многих из которых, также как и после мировой войны, никто особенно не ждал. Тогда же в атрибутику байкеров вошла нацистская символика как эпатаж обывателей и обращение к культурным символам, отвергаемым большинством общества.

К началу 50-х гг. относится формирование первой массовой молодежной субкультуры Великобритании – так называемых «тедди-бойз» или теддиз». В военные годы в Англии появился социальный феномен, названный впоследствии термином «тинейджеры». Предоставленные длительное время сами себе подростки бессознательно требовали и нового к себе отношения. Стиль одежды «тедди-бойз» был реакцией на установившийся в британском обществе после войны консервативный стиль – длинные однобортные пиджаки и узкие брюки. «Тедди-бойз» дополнили их элементами «ковбойского» стиля. Главное, что они хотели показать своим внешним видов – гиперболизированная мужественность и сексуальность. Помимо одежды, «тедди-бойз» отличались агрессивностью и хулиганством. Их музыкальные вкусы оформились с приходом в середине 50-х гг. в Британию американского рок-н-ролла.

Британская мотоциклетная субкультура появилась несколько позже, чем в США. Прежде всего, это было связано с выдачей бензина по талонам, которая была отменена только в 1950 году. Через несколько лет в Англии появилась молодежная субкультура, руководствующаяся правилом: «Живи на полную катушку, умирай молодым». Их называли «ковбоями кафе» (cofee-bar cоwboys) или слэнговым выражением ton-up (имелись в виду те, кто постоянно превышает скорость на мотоциклах). Слово «байкер» в Англии было менее распространено. Группы такой молодежи собирались, как правило, у небольших придорожных кафе. Постепенно у них выработалась своя география насиженных мест, и чужаки не имели права заходить на их территорию. Мотоцикл был главным предметом обожания, свое право на «крутизну» можно было доказать только в импровизированных гонках. Эта cубкультура заложила также стиль, который позже лег в основу рок-н-ролльного британского имиджа.

Если появление «тэдди-бойз» в послевоенной Великобритании было во многом следствием кризиса социализации подростков из небогатых семей, находящихся без надзора родителей и предоставленных самим себе, то в 50-е гг. Англия переживала экономический бум. У молодых людей появились карманные деньги, в стране начала развиваться индустрия развлечений. Субкультура «модов» (mods) была нацелена на стильность во внешнем виде (узкие воротнички рубашек, подогнанные тютелька в тютельку костюмчики, обязательно белые носки и аккуратные прически). Причем облик определялся не только материальными возможностями, была и масса тонкостей, предписывавших, что можно, а что нельзя (например, такая строгость – при определенной ширине брюк расстояние между ними и ботинками должно было составлять полдюйма, а при чуть большей ширине – уже целый дюйм).

С середины 1960-х гг. субкультура модов начала терять однородность и разваливаться на отдельные группировки (среди которых были так называемые хард-моды, которые впоследствии трансформировались в скинхедов) 1 .

Однако подлинный бум молодежных субкультур начался не в Великобритании, а в США в середине 1960-х гг. Произошло это по нескольким причинам:

Во-первых, США после второй мировой войны переживало демографический бум. Это было связано с ростом благосостояния американцев. С 1948 по 1953 гг. число новорожденных в США выросло почти на 50%. И к 1964 г. 17-летние стали самой многочисленной демографической группой населения. Такое положение сохранялось вплоть до 1971 г. Соответственно, число университетов и институтов увеличилось в два раза, а количество студентов достигло 5 млн. человек 1 ;

Во-вторых, американское общество переживало этап перехода к «обществу потребления» со специфическими ценностями гедонизма, получения от жизни удовольствия и др. Возраст вступления во взрослую жизнь увеличился. К молодым людям обществом стали предъявляться гораздо более мягкие требования;

В-третьих, массы взрослеющей молодежи просто не могли найти себе применения из-за ограниченности рынка труда, производства, несмотря на его рост;

В-четвертых, начало массового производства противозачаточных таблеток в США положило начало сексуальной революции и усилило гедонистические тенденции в массовом сознании;

В-пятых, просчеты во внутренней и внешней политике США (вьетнамская война и др.) послужили основанием для протестной волны, в которой основную роль играли именно молодые;

В-шестых, в США сформировался мощный средний класс. И для детей «средних» американцев, которым, в отличие от их родителей, не нужно было бороться за выживание, очень большое значение приобрели постматериальные ценности – самовыражения, творчества, получения удовольствия от жизни и т.п.

Одним из самых влиятельных молодежных движений 1960-х гг. в США и во всем мире стали хиппи, которые соединили бунтарство против системы с уходом из нее, с созданием собственного мира, параллельному существующему. Огромную роль в формировании субкультуры хиппи сыграла эволюция рок-н-ролла, который ко второй половине 1960-х гг. из танцевальной музыки и отчасти средства протеста превратился в своеобразную философию. Особенно это было характерно для психоделического и калифорнийского рока («Doors», «Jefferson Airplane», «Grateful Dead» и др.).

Есть несколько версий происхождения слова «хиппи». По одной из них оно происходит от жаргонного слова «хэп» - тронутый. По другой – на негритянском сленге слово «хиппи» означает «сведущий, знающий, понимающий суть вещей человек» 2 . По третьей – слово «хиппи» - от «hip» - сокращенного «hipochondria» - ипохондрия - угнетенное состояние 3 . Скорее всего, верен первый вариант – слово, пущенное в оборот журналистами, так как хиппи так себя не называли и само это слово не любили. Сами хиппи предпочитали название «freaks» - чудаки.

Основой идеологии хиппи была проповедь любви и ненасилия, полное отрицание войн и пацифизм. Любовь в понимании хиппи была средством для преодоления разобщенности между людьми, для создания всемирного братства. Во многом идеология любви была заимствована хиппи у индуизма и буддизма, начавших активно проникать в 1960-е гг. США и Европу.

Философия любви органично сочеталась с сексуальной свободой и раскрепощенностью. На уровне поведенческих практик проповедь необходимости любви свелась к свободе от сексуальных ограничений, которой немало способствовали наркотики.

Столкнувшись с нежеланием общества переделываться по их стандартам, хиппи стали уходить на лоно природы и создавать свои коммуны, свободные от устоев общества. В коммунах многие из них начинали возделывать землю, питаться и одеваться плодами собственного труда.

Символом их «принадлежности» к природе были длинные волосы, мятая рваная одежда из натуральной ткани, расшитая цветами, часто – босые ноги.

С начала 1970-х гг. в США движение хиппи пошло на убыль. Начало экономического кризиса подорвало возможность большинства молодых людей безбедно существовать на средства родителей. Приток «новой крови» в хипповские коммуны иссяк. Старые хиппи после длительных наркотических практик деградировали. Коммуны хиппи стали криминализироваться, от братской любви оставалось немного. Многие из хиппи уходили из коммун, бросали наркотики, женились и начинали работать. Выборочное исследование, проведенное институтом Райта в Беркли совместно с Национальным институтом психологических заболеваний в Вашингтоне, показало, что 40% хиппи вернулись к обычной жизни, 30% сохранили свой статус «выпавших», в основном это были неизлечимые наркоманы, и 30% составляли промежуточную группу – сохранили идеи и ценности хиппи, как правило, не имели постоянного заработка, но были умеренны в употреблении наркотиков и не бросались в рискованные эксперименты над собой 1 .

Знаковыми событиями, в немалой степени способствовавшими спаду движения хиппи и в еще большей степени психоделической субкультуры, была череда смертей известных рок-музыкантов на рубеже 1960-70-х гг. – Дж. Моррисона, Дж. Джоплин и Дж. Хендрикса. Все они умерли от наркотиков совсем молодыми.

Вторая волна движения хиппи сформировалась в начале 1980-х гг. и к концу 80-х она прекратилась. Но в середине 1990-х гг. неожиданно заявила о себе третья волна хиппи.

Следующей субкультурой, вовлекшей в свою орбиту массы молодежи и фактически сменившей по степени влияния на молодежную культуру в целом хиппи, стал панк.

Панк-культура возникла в середине 1970-х гг. в Великобритании и США. Социальными факторами, вызвавшими к жизни панк, было парадоксальное сочетание кризисных явлений в экономике, способствующих безработице, и социальная политика государства, выплачивающего пособия, на которые безработные могли жить. Естественно, кризисные явления в первую очередь коснулись молодежи, причем молодежи, принадлежащей к среднему классу. Она и стала социальной базой панка. Социокультурными факторами, способствовавшими возникновению панк-культуры, стал кризис и коммерциализация рок-музыки.

Идеологией панков была философия «потерянного поколения»: изменить мир к лучшему нельзя, жизнь потеряла смысл, будущего нет. Поэтому плюй на все и на себя, делай то, что хочется сейчас. Панки хулиганили на улицах и в кинотеатрах, вызывающе держались по отношению к полицейским и задирали прохожих. Так они выражали свой протест миру. Само слово punk означает отбросы.

Основная цель панков – шокировать общество – достигалась посредством вызывающего образа жизни и соответствующего имиджа. Тезис «Будущего нет» нашел выражение в саморазрушительном поведении – употреблении большого количества алкоголя и наркотиков. Внешний вид панков также должен был отпугивать обывателей.

Фактически в то же время, что и панк, разве что, немного раньше – в начале 1970-х гг. в мире начала распространятся еще одна субкультура – растаманы, растафари или просто «раста». Растафари представляла собой религиозную секту, возникшую в начале 1930-х гг. на Ямайке. Ее основателем был христианский проповедник Маркус Гарви, ратовавший за Христа-чернокожего. Основные положения растафари сформулировал Леонард Хоуэлл (впоследствии попавший в сумасшедший дом). Среди них были: курение марихуаны (ганджа)– «травы мудрости» - для избавления сознания от западного рационализма и глубокого проникновения в мистическую суть вещей и событий,соблюдение ряда запретов - не есть свинину, моллюсков, рыб без чешуи, не курить табак и не пить ром и вино (позже этот запрет стали объяснять тем, что вскоре братия будет пить пальмовое вино в Африке), не употреблять соль, уксус, коровье молоко, не играть в азартные игры. Поскольку Бог создал человека по своему образу и подобию, то любое искажение божественного облика, в том числе стрижка и бритье - грех. Растаманы стали носить длинные волосы, образующие локоны – так называемые «дрэды». Растаманы изучали историю и культуру Африки, культивировали африканскую кухню и др. 1

В 1960-е гг. растафари стало очень популярным среди цветной молодежи Великобритании, США и Канады благодаря массовой эмиграции с Ямайки, а в 1970-е опять же благодаря музыке (стиль «реггей», особенно в исполнении Боба Марли) стало молодежной модой, охватившей и белую молодежь. В какой-то степени раста заняло место хиппи. В них достаточно много общего. Как и для хиппи, для растаманов окружающий мир – это «Вавилон, который должен пасть», а сами растаманы – это община «избранных».

Движение скинхедов также берет начало в конце 1960-х гг. Кстати, до конца 1970-х гг. в их идеологии не было ничего нацистского. Первые скинхеды (или хард-моды) были выходцами из необеспеченных британских семей, чьим любимым развлечением были походы на футбольные матчи и последующие потасовки с болельщиками других команд. Неонацистская волна стала проявляться в субкультуре скинхедов с конца 1970-х (так называемые «бонхеды»). Но не менее влиятельным было и движение «красных скинхедов». Первоначально идеология скинхедов выражала протест против капитализма, эксплуатации и т.д. Популярной среди них была татуировка с распятым Христом и интерпретацией «распят капитализмом». Мода скинхедов также менялась на протяжении лет. Классической одеждой первых скинхедов были ботинки со стальным носком, подтяжки (обязательный атрибут), джинсы. Впоследствии распространились кожаные куртки. Употребление крепких напитков не приветствовалось. «Фирменным» напитком было пиво.

Если социальная база первой волны скинхедов конца 60-х – начала 70-х была рабочая среда, то во второй волне преобладали безработные, андекласс 1 .

К 60-м гг. XX века относится и формирование субкультуры, которая к 1990-м гг. охватит огромное количество молодежи в самых разных странах. Речь идет о субкультуре хакеров 2 . Как ни странно, она возникла в те годы, когда персональных компьютеров не было и в помине. Возникновение и развитие движения «хакеров» обязано студентам Массачусетского технологического института, одного из лучших технических вузов США. С середины 50-х годов студенты выпускного курса на «День дурака» (1 апреля) должны были оригинально пошутить. По традиции студенчества данного вуза, лучшей и оригинальной шуткой было установка одного крупного и громоздкого предмета на куполе главного учебного корпуса. Там устанавливали и шкафы, и рояль, однажды там оказалась полицейская машина. Такая неординарная шутка называлась «хак» (англ. hack имеет несколько значений, в том числе: делать топором мебель; мотыга, кляча; нестандартное действие; творческое преодоление ограничений; оригинальный ход в программировании или использовании программного обеспечения, в результате которого компьютер позволял осуществлять операции, ранее не предусмотренные или считавшиеся невозможными). Наиболее часто данный термин употреблялся в лаборатории «моделирования перемещения железнодорожных составов» (Tech Model Railroad Club) при Массачусетском технологическом институте и означал «разбор до винтика» электрических поездов, путей и стрелок, для поиска нового способа ускорить движение поездов. Понятие «хакер», в оригинальном значении, это некто, использующий свою изобретательность для достижения компактного и оригинального решения, называемого в техническом понимании.

В 1970-х годах развитие телефонных сетей породило первую специализацию в субкультуре «хакеров». Хакеры, которые специализируются на работе голосовых сетей (телефонные сети, коммуникационное оборудование по передачи голоса) стали называться «фрикерами». Телефонные хакеры (фрикеры) занимались взломом региональных и международных сетей, получая в результате возможность, звонить бесплатно.

В начале 80-х деятельность телефонных фрикеров стала смещаться в сторону компьютерной техники, появились первые доски электронных объявлений, которые сокращенно назывались «BBS». Доски электронных объявлений «Sherwood Forest» и «Catch-22» были предшественниками групп новостей Usenet и электронной почты. Они стали местом встреч фрикеров и хакеров, которые обменивались там новостями, продавали друг другу ценные советы, а также торговали украденными паролями и номерами кредитных карт.

Начали формироваться группы хакеров. Одними из первых стали «Legion of Doom» в США и «Chaos Comрuter Club» в Германии. Их деятельность не осталась незамеченной обществом, и в 1983 году вышел первый художественный фильм о хакерах. Фильм «Военные игры» рассказывает о подростке, которого играет Мэттью Бродерик. Он пытается взломать компьютер производителя видеоигр, но вместо этого проникает в главный военный компьютер, имитирующий ядерную войну. Часть молодежи подхватила художественный образ, как противопоставление обществу взрослых и обратило свой взор (и «кошелек») на бурно развивающуюся отрасль информационных технологий. Появились сотни подростков-любителей, которые пытались стать «хакерами», воплотить в себя первый образ «героя-бунтаря» созданного Голливудом. В 1984 году появились первые печатные издания. Начал выходить первый хакерский журнал «2600».

Хакерское движение начала и середины 80-х годов XX в. перешло от новаторского исследования к несанкционированному вторжению в чужие системы, повышение агрессивности, использование знаний в целях протеста (против общества взрослых), удаление или изменение важных данных, распространение компьютерных вирусов и т.п.

С началом бурного развитие Интернета, после введения нового браузера «Netscaрe Navigator» (1994 г.), появление которого заметно упростило доступ к информации, размещенной в Интернете, хакеры очень быстро переместились в новую среду, перенеся свои конференции и программы со старых электронных досок BBS на новые интернет-сайты. После того как информация и простые в использовании инструментальные средства стали доступны каждому посетителю Сети, хакерское сообщество начало меняться. Движение становится более массовым, и счет шел уже на десятки и сотни тысяч новообращенных приверженцев.

В конце 80-х и на протяжении 90-х годов XX в. хакерское движение стало мощной силой, способной дестабилизировать общественные структуры, становится одним из главных объектов изучения государственными органами и международными правозащитными организациями.

В 1990-е гг. формируется новый образ хакерской субкультуры, для которого наиболее характерен выраженный интерес к новинкам компьютерной техники, устройствам связи и программным средствам. Отличительной чертой хакеров этого периода становится мировоззренческое обоснование взлома компьютерных систем.

Конец 90-х годов XX в. и начало XXI в. - это этап институционализации хакеров: создание крупных объединений, союзов, фирм, тесным образом сотрудничающих с криминальными и теневыми структурами, активная пропаганда ценностей и принципов хакерской субкультуры через средства массовой информации.

Отличительными особенностями субкультуры хакеров являются:

Явный приоритет виртуального общения;

Строгое соблюдение принципа анонимности и использование псевдонимов;

Культ свободы доступа к информации;

Специфическая лексика, связанная с компьютерными технологиями;

Ряд психологических характеристик - как правило, индивидуалистические установки, завышенная самооценка.

В движении хакеров подавляющее большинство составляют мужчины.

Многообразие деятельности хакеров, их специализация позволяют выделить следующие группы хакеров:

Software хакеры, которые взламывают программное обеспечение;

Сетевые хакеры, работающие с Интернетом;

- «почтальоны»-хакеры, отвечающие за транспортировку (перемещение в сети) и упаковку (разбивку, конвертацию) программного кода, так что бы правоохранительные органы и спецслужбы не смогли определить «исполнителей» заказа в случае обнаружения у кого то из группы хакеров украденной информации;

- «вирусописатели», отвечающие за написание вирусов, предназначенных для определенных целей;

- «вербовщики», отвечающие за психологическое давление («контроль сознания») на третьих лиц посредством методов экономического шпионажа, для получения необходимой информации (пароли, технические особенности, поддержку изнутри организации и т.п.).

Итак, бум молодежных субкультур Европы и Америки пришелся на 50-60-е гг. XX века. Это было связано с рядом демографических, экономических, политических и собственно социокультурных факторов. Развитие и многообразие субкультур свидетельствуют о формировании субъектности молодежи в целом и ее отдельных групп, ее более четкой самоидентификации, позиционировании собственных интересов и приоритетов – особенно в сферах самовыражения и досуга. В определенной степени признание за молодежью обществом специфических интересов и прав на свободное самовыражение способствовали снижению интенсивности «конфликта поколений», который, по большому счету, и обозначало стремление значительной части молодежи к позиционированию собственной «особости».

Сегодня на улицах (особенно, это касается больших городов и мегаполисов) можно встретить молодёжь не совсем обычного вида. Длинные чёрные одежды, пугающий макияж, или наоборот – кричаще розовые тона и смешные причёски, которые превращают молодых парней и девушек в каких-то кукольных персонажей из непонятно какого мультфильма или кинофильма. Вам даже может показаться, что вы попали на какой-то костюмированный бал-маскарад. Но, это вовсе не так. Просто, вам посчастливилось встретиться с представителем некой субкультуры.

О том, что такое субкультуры, как они влияют на подрастающее поколение и почему наши дети превращаются в готов и эмо – и пойдёт речь в нашей сегодняшней публикации. Вместе с вами мы постараемся не только ответить на этот вопрос, но и разберёмся в том, полезное или вредное влияние оказывает на психику подрастающего поколения такой способ самовыражения, как принадлежность к определённой субкультуре…

Что такое субкультуры

Субкультурами называют часть культуры общества, которая в чём-то (а, иногда и во многом) отличается от доминирующей культуры, и имеет собственную шкалу ценностей, язык общения, манеру поведения, одежду и, конечно же, свою концепцию мировоззрения.

Так, к примеру, на сегодняшний день, наиболее известные молодёжные субкультуры это:

  • байкеры (с их неизменными мотоциклами и кожаными одеждами),
  • гламуры (поклонники гламура и всего прекрасного),
  • готы («люди в чёрном» с соответствующей готической и даже иногда вампирской идеологией),
  • граффитеры (произведения искусства под названием граффити на стенах вашего подъезда – дело их рук),
  • металлисты («железные люди, слушающие Металлику), панки (о высоте их ирокезов можно слагать легенды),
  • растманы (люди-одуванчики, которые наследуют хиппи, но имеют свою точку зрения на этот мир),
  • рэперы (поклонники рэпа),
  • скинхеды (с этими бритоголовыми мальчиками лучше не встречаться в тёмной подворотне),
  • хиппи (к слову сказать, вымирающая субкультура),
  • эмо (грустные мальчики и девочки, готовые заплакать по поводу и без повода)…

Почему 21 век называют пиком рассвета субкультур

Да-да, по словам психологов и социологов,

именно 21 век можно назвать пиком расцвета всяких субкультур.

И, если постараться отыскать ответ на вопрос «почему?», то можно прийти к довольно смелому заключению. С тем, что, в принципе субкультуры, как явление в обществе, существовали всегда – не поспоришь. Однако, пик расцвета, который попадает именно на наше время, психологи связывают с тем явлением, что у общества нет больше национальных идей, и происходит обесценивание жизненных ценностей, и всё это в комплексе и создаёт такие благоприятные условия для развития и даже появления новых субкультур.

Другими словами, человек – существо разумное, и его разум постоянно требует от него или . Так, наши древние предки верили в языческие божества, наши прабабушки и прадедушки – в силу партии. А, во что верим мы с вами? Во что верят наши дети? К сожалению, в графе «вера» у многих из нас стоит прочерк, потому что верить не во что. Общество не отличается особыми высокими моральными устоями, религия вроде бы как уже не актуально и до неё необходимо ещё «дорасти», а вот субкультуры – когда ты за маску эмо или гота можешь спрятать самого себя – это как раз то, что нужно и то, что удобно….

Почему субкультуры так популярны в среде молодежи

Хорошо, скажет кто-то, дефицит веры толкает нас навстречу субкультурам, но не все же становятся расстаманами или скинхедами?

Как правило, именно молодые люди, в возрасте от 15 и до 25 лет попадают под влияние субкультур и пополняют ряды таких общественных меньшинств.

Почему? Именно молодёжь (согласно своей возрастной специфики психологии развития и формирования личности) проявляет наиболее бурно протестную реакцию, которая и является претензией на свободу, независимость, самостоятельность, которые лежат в основе любой субкультуры. Такой вот подростковый протест против мира и законов взрослых, их мировоззрения, образа жизни и ценностей.

С годами, когда такой юношеский максимализм немного «успокаивается», и молодёжь и подростки уже не так остро реагируют на проявления мира. Подросток понимает, что лучше приспособиться и проявить гибкость по отношению к миру, чем противостоять ему…

Видео о молодёжных субкультурах:

Польза субкультур

Если идеология субкультуры не разрушает психику подрастающего поколения, не противопоставляет подростка всему окружающему миру, не провоцирует его на открытый конфликт и не несёт суицидальных мотивов, а также, не разрушает психику и физическое здоровье подрастающего поколения – то вреда в такой субкультуре нет. Наоборот, это способ самовыражения и самопроявления своей индивидуальности, и наличие интересов и ценностей в жизни…

Социологическое исследование «Особенности функционирования молодежных субкультур в России XXI века (на примере г. Москвы)»

Актуальность. Молодежные субкультуры не являются «абсолютно новыми культурными моделями для России» Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие. М., 2000. С. 238.. Они существовали и в рамках советской культуры. Однако в тот период молодежные субкультуры воспринимались как «социальная патология» Луков В.А. Особенности молодежных субкультур в России // Социологические исследования. 2002. N° 10. С. 79.: молодежные объединения назывались неформальными, что определяло их неофициальный статус, немногочисленные исследования молодежных субкультур носили латентный характер, а проявления субкультурной активности молодежи подавлялись.

Новое восприятие молодежных субкультур в условиях современного российского общества связано с переоценкой их сущности. Происходит переход от отождествления молодежных субкультур с контркультурой в советское время к пониманию молодежной субкультуры как структурного элемента культуры современного российского общества, в котором формируются новые жизненные стили и стереотипы мышления молодого поколения россиян. Однако такое понимание сущности молодежных субкультур не снимает проблему значительного роста контркультурных объединений молодежи, часть из которых носит откровенно экстремистский характер.

Такое состояние рождает потребность в глубоком анализе процессов развития культуры в целом и ее молодежного сегмента, направленности и динамики ее изменений, истоков и факторов появления новых культурных форм. Между тем, с точки зрения социальнофилософской предметности, феномен молодежных субкультур, за редким исключением, не стал еще предметом специального, целостного исследования и осуществляется достаточно эклектично.

С этих позиций актуальность данного исследования заключается в том, что теоретическая рефлексия проблемы особенностей функционирования молодежных субкультур, столь необходимая для оптимизации социокультурной политики, не только обеспечивающей интеграцию молодежи в пространство культуры, но и созидающей необходимый культурный потенциал динамичного преобразования российского общества.

Изучение тенденций развития, характерных особенностей молодежных субкультур, а также их места и роли в социокультурном пространстве российского общества позволит преодолеть одностороннюю негативную оценку данного феномена и будет способствовать его восприятию в значительной мере как транслятора ценностей постиндустриального общества.

Объектом исследования выступает молодежная субкультура в современной России.

Предмет исследования особенности функционирования молодежных субкультур в г. Москве.

Целью исследования является изучение особенностей феномена молодежной субкультуры, анализ структуры ценностей неформальных молодежных объединений и выявление тенденций функционирования молодежных субкультур в современной России (на примере г. Москвы).

Задачи исследования:

1) выявить причины создания неформальных молодежных объединений;

2) изучить уровень информированности респондентов о неформальных молодежных субкультурах;

3) изучить структуру ценностей неформальной молодежи;

4) выявить причины вхождения молодых людей в молодежные неформальные объединения;

5) изучить мнение респондентов о просоциальных и антисоциальных субкультурах;

6) изучить основные тенденции в функционировании современных молодежных субкультур;

7) определить отношение москвичей к молодежным субкультурам в общем;

8) определить место и роль молодежных субкультур в современном обществе.

Исходная гипотеза исследования заключается в следующем: в настоящее время в России происходит трансформация молодежных субкультур, суть которой заключается в изменении содержания, форм проявления, характера деятельности, вектора направленности развития субкультурных практик молодого поколения россиян. Границы современных молодежных субкультур прозрачны, текучи. Смещение границ между культурным и контркультурным, социальным и асоциальным в молодежных субкультурных практиках определяет актуальная социокультурная ситуация.

Основным количественным методом выступает опрос (анкетирование), качественным - метод визуальной социологии.

Метод опроса широко применяется для исследования сферы общественного сознания, поэтому его необходимо использовать в изучении проблематики особенности функционирования молодежных субкультур в современной России, так как он дает информацию о субъективном представлении людей о субкультуре, позволяет проанализировать влияние субкультур на формирование личности подростков и их социализацию, определить основные особенности и тенденции функционирования молодежных субкультур на современном этапе развития общества. В данном случае для практического применения наиболее целесообразным представляется метод группового опроса, как одного из самых оперативных технических разновидностей анкетирования.

Цель группового опроса: получить представительную массовую информацию, отображающую основные особенности функционирования субкультур в г. Москве, определить степень влияния субкультуры на социализацию молодых людей и выявить факторы, влияющие на роль субкультуры в современном обществе.

Метод визуальной социологии позволяет наглядно показать специфику, особенности и различия молодежных субкультур (Приложение 2).

В качестве генеральной совокупности выступает общая численность молодых людей, входящих в неформальные молодежные объединения, в возрасте от 14 до 25 лет, проживающих в г. Москве. Нижняя возрастная граница позволяет отсеять молодых людей младшего возраста, так как основной возраст вхождения в субкультуру составляет 14 лет. В качестве верхней возрастной границы отмечается возраст 25 лет, так как обычно в этом возрасте или ранее молодые люди перестают относить себя к представителям молодежных субкультур.

В качестве выборочной совокупности выступает группа лиц, в возрасте от 14 до 25 лет, проживающая в г. Москве, в количестве 100 (ста) человек, отобранных методом стихийной выборки «снежного кома». Выборка для массового опроса (анкетирования) двухступенчатая. На первом этапе она стратификационная: среди всего населения г. Москвы выбирается молодежь как отдельная подгруппа, по заданным возрастным и специфическим критериям. На второй ступени выборка предполагается квотная. Квоты составлены по критериям пол и возраст.

Сбор данных методом анкетирования проводился в сети Интернет, для чего была создана вебанкета с помощью сервиса Google Apps (Spreadsheets).

Анкета для массового опроса состоит из трех основных блоков. Первый блок оценка уровня информации о проблеме молодежных субкультур на современном этапе. Второй блок блок анализа социальных ожиданий и ценностной ориентации индивида. Оценки ценности вступления в молодежную субкультуру, мотивация. Третий блок адаптация неформалов в обществе, влияние субкультур на социализацию личности. Взаимодействие с окружающими. Тенденции функционирования субкультур на сегодняшний день.


В исследовании приняли участие 49% респондентов мужчин и 51% женщин. (рис.4)

Рис.4.

По возрастным рамкам респондентов в возрасте 1518 лет было наибольшее количество 66%, также 27% опрошенных в возрасте 1925 лет и совсем небольшой процент 14 лет 7%.

По роду занятий наибольшее количество респондентов оказалось среди учащихся и студентов - 71%. Временно не работающих оказалось 14%,специалистов всего 9% и совсем мало рабочих 6%. (рис.5)

Рис.5.

Опрос выявил большое разнообразие и широту спектра существующих молодежных субкультурных течений. На просьбу назвать известные респондентам молодежные субкультуры и движения были представлены более двух десятков вариантов ответов. Среди наиболее известных субкультур первые места занимают: «эмо» - их назвали 64% от всех опрошенных; на втором месте «готы» - 41%, третье место поделили «панки» (36%) и «скинхеды» (35%). Далее по известности идут «рокеры» - 11%; «байкеры» - 10%; «сатанисты» - 10%; «реперы» - 9%; «хиппи» - 9%; «гопники» - 6%; «металлисты» - 6%; «нацисты» («неонацисты», «наци») - 6%; «ска» - 5%; спортивные (футбольные) фанаты - 3%; «аниме» - 3%; «хипхоп» - 3%; «антифашисты» («антифа») - 2%. (рис. 6).

Рис. 6.

На основе анализа ответов на вопрос, направленный на выявление информированности молодежи о различных субкультурах, можно выделить 5 основных групп «субкультур», выделенных молодыми людьми.

1 группа - субкультуры, выделенные на основании признака музыкальных пристрастий, соответствующей моды: «эмо» 64%; «готы» 41%; «панки» 36%; «рокеры» 11%; «реперы» 9%; «хиппи» 9%; «металлисты» 6%; «ска» 5%; «хипхоп» 3%; «растаманы» 0,3 %.

2 группа - субкультуры, выделенные на основании признака социальной активности и политических взглядов: «скинхеды» 35%; «нацисты» 6%; «антифашисты» 2%; «зеленые» 0,3 %.

3 группа - субкультуры, выделенные на основании способа проведения свободного времени/трудно идентифицируемые: «байкеры» 10%; «сатанисты» 10%; «анимэ» 3%; «фрики» 1%; «графитчики» 1%; «ролевики» 0,6%; «геймеры» 0,6%; «хакеры» 0,5%; «клабберы» 0,5%.

4 группа - субкультуры, выделенные на основании признака увлечения различными видами спорта: «спортивные фанаты» 3%; «роллеры» 1%; «скейтеры» 0,6%; «велосипедисты» 0,3%.

В 5 группу субкультур, выделенных на основании признака асоциальной направленности и делинквентного/ криминального поведения, вошла группа так называемых «гопников» с 6% известности.

Анализ соотношения известности выделенных «субкультурных групп» в молодежной среде показывает, что главными, «системообразующими» факторами, на основе которых формируются и дифференцируются субкультуры, остаются «музыкальные пристрастия и соответствующая мода». Среди названных респондентами субкультур эта группа доминирует, составляя более 2/3 среди известных опрошенным. Показательно, что вторая по величине группа субкультур, сформированная на основе признака «социальная активность, политические взгляды», имеет удельный вес в 4 раза меньше первой группы и составляет 1/6 среди известных респондентам.

Исследование выявило, что ведущая роль в информировании о молодежных субкультурах принадлежит СМИ. Результат опроса показал роль интернета в распространении информации о жизни субкультур (33% опрошенных). На втором месте - теле/ радиовещание (27%). 25% опрошенных получают информацию от друзей и знакомых. Из газет и журналов получают информацию 10% опрошенных. Другие источники получения информации составили 5%. (рис. 7).

Рис.7.

Опрос выявил мотивы, под влиянием которых молодые люди становятся участниками определенной субкультуры. Ведущими мотивами участия в молодежной субкультуре, по мнению опрошенных, являются: на первом месте - реализация интересов молодых людей (47% респондентов); на втором месте - желание найти друзей и единомышленников, попытка победить внутреннее одиночество (34%); на третьем месте - потребность в эмоционально насыщенном общении (17%). Группа мотивов, обусловленных проблемами в отношениях со взрослыми, конфликтами в семье и учебном заведении, чувством незащищенности в сумме составляют 35%: конфликты на учебе и дома считают главным мотивом 17% опрошенных; потребность в защите и независимости - 10%; протест против лицемерия и неискренности «взрослой» культуры - 8%.

Таким образом, субкультуры в большей степени выступают как объединения по интересам, удовлетворяющие потребности молодых людей в насыщенном эмоциональном общении, поиске единомышленников и друзей, становясь механизмами самоидентификации и социализации (рис.8).

Рис.8.

При исследовании установок интолерантности молодых людей, выяснилось, что 54% респондентов испытывают неприязнь к некоторым субкультурам. Выявлены интолерантные установки респондентов, относящиеся в большей степени к следующим субкультурам и течениям: наибольшую неприязнь вызывает радикальная субкультура «скинхедов», «нацистов» - в сумме их назвали 43% респондентов; «сатанисты» вызывают неприязнь у 19% респондентов; «панки» - у 14%; «эмо» - у 12%; «гопники» - у 7%; «готы» - у 5%. (рис.9).

Рис.9.

Проблему существования радикальных и экстремистских молодежных субкультур считают актуальной 36% опрошенных; 33% считают эту проблему актуальной, но не в своем районе проживания; 24% составляют те, кто считает эту проблему мало актуальной и только 7% - совсем не актуальной. (Рис.10).

Рис.10.

По мнению участников опроса, среди причин, побуждающих молодых людей участвовать в жизни радикальных и экстремистских группировок, на 1 месте - желание почувствовать свою власть над людьми, самоутвердиться - так считают 30% респондентов; на 2 месте - негативное влияние СМИ и моды -так считают 28% респондентов; на 3 месте, по мнению опрошенных, психологические особенности молодых людей, желание быть частью какоголибо «коллектива» - 23%; на 4 месте - отсутствие структурированного досуга («от нечего делать, за компанию») - 21% ответов; на 5 месте -недостаточный уровень личностного развития молодых людей, дефекты нравственного воспитания - 20%; на последних по значимости местах такие факторы как влияние социальнополитической ситуации в стране - 10%; потребность в защите со стороны радикальной группировки -10% ответов (Рис.11).

Рис.11.

Для изучения социального аспекта проблемы молодежных субкультур молодым людям был задан вопрос, как, по их мнению, обществу нужно относиться к различным молодежным субкультурам: 35% считают, что обществу нужно спокойное понимание этого явления; 22% считают, что общество должно относиться к молодежным субкультурам, прежде всего как своеобразным социальным «датчикам» эпохи, характеризующим время; 21% предлагают поощрять позитивные начинания представителей молодежных субкультур, направляя их деятельность в полезное для общества русло; 22% молодых респондентов выступают за меры запретительного характера, считая, что молодежные субкультуры должны подавляться обществом. (Рис.12).

Рис.12.

Выводы по исследованию

С помощью группового опроса, исследование выявило широкий спектр молодежных субкультур, функционирующих в Москве. Из них актуально представлены молодежные субкультуры «эмо», «готов», «скинхедов», «панков», «реперов», «рокеров», «металлистов», спортивных (футбольных) фанатов, «сатанистов» и «гопников». Главными, «системообразующими» факторами, на основе которых формируются и дифференцируются молодежные субкультуры, являются «музыкальные пристрастия и соответствующая мода».

Возрастной фактор напрямую влияет на включение молодых людей в жизнь субкультур: в младших возрастных группах доля активных представителей субкультур значительно выше, чем в старших.

Субкультуры в большей степени выступают как молодежные объединения по интересам, удовлетворяющие потребность молодых людей в насыщенном эмоциональном общении, помогающие найти друзей и единомышленников, становясь механизмами самоидентификации и социализации. Группа мотивов, обусловленных проблемами в отношениях со взрослыми, конфликтами в семье и учебном заведении, чувством незащищенности в сумме составляют третью часть.

Наиболее значимую и актуальную информацию о жизни субкультур молодым людям предоставляют интернет и телевидение. Результаты опроса показывают возрастающую роль интернета в распространении информацию о жизни субкультур. В целом отмечается падение значимости традиционных источников информации о жизни субкультур, таких, как телевидение, газеты, журналы, радио и возрастание значения интернета по мере уменьшения возраста респондентов. Для половины молодых людей источником информации является сама молодежная среда, сверстники.

Установки по отношению к экстремистским группам в целом негативные. В рейтинге интолерантности у молодежи на первом месте субкультура «скинхедов (нацистов)».

Причины участия в жизни радикально настроенных субкультур, по мнению респондентов, связаны с психологическими особенностями молодых людей (желание почувствовать свою власть над людьми, самоутвердиться, недостаточный уровень развития, нравственного воспитания, желание быть частью коллектива, потребность в защите) и с социальными особенностями среды (социальнополитическая ситуация в стране, влияние СМИ). В большей степени отмечается личностный аспект проблемы участия молодых людей в экстремистских группировках.

В целом молодежная аудитория ждет позитивных сигналов со стороны общества по отношению к молодежным субкультурам. Большинство молодых респондентов считает, что обществу необходимо понимание этих явлений и поощрение позитивных начинаний представителей молодежных субкультур.

В дополнение к групповому опросу используется метод визуальной социологии -- направление социологии, изучающее социальные и культурные явления сквозь призму визуальных образов и репрезентаций (фотографий, фильмов, рекламы и пр.). Объектом визуальной социологии в данном исследовании выбраны фотографии, комиксы и демотиваторы. Фотографии дают визуальное представление об образе жизни представителей неформальных молодежных объединений, их внешнем виде и образах. Комиксы и демотиваторы отражают типичное поведение в той или иной ситуации, актуальные проблемы.

Эмпирической базой для визуального анализа выбраны фотографии представителей различных субкультур и неформальных молодежных объединений в их повседневной жизни. Также выбраны «комиксы о Неми» Комикс «о Неми» [Электронный ресурс] URL: http://nemi-comics.ru/ (которые изначально были мрачными комиксами о субкультуре готов, но со временем они стали более жизнерадостными, хотя в то же время, все еще довольно часто их выпускают о серьезных проблемах) и несколько других комиксов.

1. Субкультура «Панки»

1. Идеология панка сосредоточена на реализации права каждого индивидуума на свободу, а также жизненный уклад, на который не осуществляется давление. Этика этого движения признает великую роль личного выбора в развитии или просто поисках свободы.

2. Разорванная одежда, скрепленная булавкам или скотчем, разрисованные маркерами или краской. Кожа, резина и винил также популярны. Иногда панки носят узкие джинсы трубами, рокерские куртки, футболки с нестандартными изображениями и разнообразную обувь, начиная от кед, заканчивая титановыми ботинками. Волосы панки укладывают, а точнее ставят в виде ирокеза или других «архитектурных» форм, либо же бреются налысо. Татурировки обычно произвольные, но могут быть и символы, такие как свастика (причем может быть и перечеркнутая) или железный крест.

2. Субкультура «Готы»


1. Преобладание чёрного либо яркокислотного цвета в одежде, одежда из винила, кожи, мужские юбки, использование грима, ботинки на платформах, авангардные стрижки, пирсинг и модификации тела. Символика различных оккультных и религиозных практик, индустриальная символика ("радиация", "биологическая опасность" и пр.)

2. Музыка: Gothic rock, gothic metal, darkwave, electrometal, industrial, dark ambient, dark electro, EBM, Jrock, Jelectro

3. Коммуникативная инфраструктура: Журналы: "Gothland", "R.I.P.", "Gothica", "Dark City". Вечеринки в клубах г. Москвы: "Точка", "Релакс", "Plan В", "ХО", "Третий путь", "Театральная биржа" и др.

3. Субкультура «Эмо»


1. Одежда ярких цветов (штаны или джинсы, футболки, толстовки), кеды, пирсинг, гипертрофированные проколы мочек ушей т.н. "тоннели", полудлинные волосы с косой чёлкой либо дреды, проклепанные ремни

2. Музыка: Metalcore, hardcore, emocore, alt fokl, numetal, rapcore, postrock

3. Коммуникативная инфраструктура: Телеканал: "AONE". Журналы: "DFMO.NET", "1Rock" Вечеринки в клубах г. Москвы: "Plan В", "Точка", "Релакс", "ХО" и др.

4. Субкультура «Металлисты»

1. Длинные волосы ("хаер"), футболки с фотографиями и логотипами любимых групп, грубые ботинки на протекторной подошве, одежда из чёрной кожи, заклёпки, цепи, напульсники, татуировки. Символика включает в себя узнаваемую стилистику логотипов музыкальных групп, возможно использование простых некросимволов ("череп и кости" и т.п.)

2. Музыка жанров "metal" или "hard rock"

3. Коммуникативная инфраструктура: Журналы: "Rock Oracle", "Dark City", "Metal Hammer", "Metal Art", "1Rock". Вечеринки в клубах г. Москвы: "Точка", "Релакс", "Рокнролл паб", "Plan В", "ХО", "В1 Maximum" и др.

5. Субкультура «Сатанисты»


1. Длинные волосы, одежды из кожи с многочисленными цепями и заклёпками, наручи с шипами и гвоздями, обилие сатанинской символики - перевёрнутые кресты и пентаграммы, вымазанные кровью. Часто путают с представителями готической субкультуры.

2. Музыка: «Black Metal». Тематика песен наполнена антихристианским, сатанинским, оккультным значением.

6. Субкультура «Байкеры»


1. Стереотипный внешний вид байкера: бандана (головной платок тёмных тонов, завязанный на пиратский манер на затылке) или чёрная вязаная шапочка, «косуха» (кожаная куртка с замком наискосок) или кожаная мотокуртка (часто поверх мотокуртки надевается джинсовая или кожаная жилетка без рукавов с «цветами» (символикой) мотоклуба), кожаные штаны. Байкеры часто отпускают длинные волосы, усы, бороды. Для защиты глаз от ветра носят очки, нередко игнорируют шлемы, но иногда предпочитают носить настоящие или стилизованные каски вермахта (с рогами или без).

2. Символика: Флаг Конфедерации, изображение черепа, эмблема, татуировка, железный крест, свастика.

7. Субкультура «Аниме» («Отаку»)


1. Интересы - аниме, манга, культура и история Японии. Сюда можно отнести и увлечения: коллекционирование аниме и манги, фигурок, постеров, рисование в стиле аниме, сочинительство фанфиков и т.п.

2. Свой язык - сленг. «Аниме», «Манга», «Отаку» и др., а также их производные, неотъемлемая часть этого сленга. Кроме того, стоит сказать, что многие используют.

3. Одежда и внешний вид. Сумки и футболки с соответствующей. Прически как у любимого персонажа. Косплей.

4. наличие неформальных групп и сообществ клубы и другие объединения.

8. Субкультура «Футбольные фанаты»


1. Основное средство отличия фанатов шарф ("розетка", "роза"). Обычный шарф выдержан в цветах футбольной команды и может иметь различные надписи. В рамках фановского движения сочетаются разные установки и стили жизни.

2. Выездов фанатов для поддержки команды на играх в другие города, которые зачастую оканчиваются драками, разборками среди болельщиков и погромами.

9. Субкультура «Скинхеды»

В этой одежде все строго функционально, приспособлено для уличной драки: плотные черные джинсы, дешевые, прочные, на которых плохо видны грязь и кровь, тяжелые шнурованные армейские башмаки на толстой подошве, удобные для бега и являющиеся оружием в драке, короткие куртки - «бомберы» без воротника, бритая или стриженая под ноль голова. Ничего лишнего: никаких очков, значков, никаких сумок, погончиков, ничего, что мешает увернуться от рук противника. В ботинках вместо чёрных шнурков появились белые, как символ того, что скины сражаются за Белую Расу.

10. Субкультура «Антифа»


Цель - борьба с фашистами. Борются со всеми проявлениями дискриминации, к которой относят расизм, шовинизм, национализм, неонацизм и многое другое. Организуют акции в поддержку больных, наркоманов, людей без определённого места жительства, всех, кому необходимы лечение и поддержка.

11. Субкультура «Скейтеры»/ «Роллеры»


1. Катание на скейтборде, роликах либо иные воздействия с применением скейтборда.

2. Спортивная одежда, удобная и свободная одежда. Музыка разных жанров.

12. Субкультура «Гопники»


13. Субкультура «Рэперы»

1. Носят широкую, на несколько размеров больше одежду, предпочитают спортивную обувь. Любимый вид спорта - баскетбол. Из украшений носят значки и серьги. Волосы коротко стрижены. Многие рэперы не пьют спиртных напитков, даже пива, но предпочитают сильные наркотики. Рэперы - не только те, кто слушает музыку в стиле «рэп», но и люди, пишущие рэп, проникнутые его идеей. В основной массе рэперы не агрессивны, кроме тех, кто причисляет себя к течению «Гангста».

2. Музыка: Rap, HipHop, R"n"B

3. Приоритеты, кроме рэпа: брейкданс как форма танца и пластики тела, граффити как вид особого настенного рисунка, экстремальные виды спорта, стритбол (уличный баскетбол) и т. Д.

14. Субкультура «Паркурщики»

1. В основу данного спортивноэкстремального увлечения молодежи легли акробатика, боевые искусства и скалолазание. Основной принцип - «Границ нет - есть лишь препятствия».

2. Свобода в паркуре (его основное ядро) -- означает свободу во всем - в том, как трейсер одевается, что слушает, как думает, как перемещается, где и с кем дружит и т. д. В паркур может прийти любой, независимо от возраста и пола.

Комикс о Неми №1


Маленький мальчик насмехается над образом и внешним видом представителя готической субкультуры. В то время как сам «гот» испытывает чувство удивления и неожиданности.

Комикс о Неми №2


Разговор между учительницей и бывшей ученицей девочкой-готом. Очевидно, в младшем возрасте, эта учительница негативно отзывалась о внешнем виде девочки и о ее увлечении, опираясь на возраст. Но повзрослев, девушка все так же готом.

Комикс о Неми №3


На комиксе представлены группа «неформалов» и бывший представитель неформального движения старшего возраста. Можно сделать вывод о том, что взрослея, интересы людей не всегда меняются, а уходят на второй план, ввиду, к примеру, своего рода занятий, смены приоритетов в жизни и т.п.

Комикс о Неми №4


Здесь представлена аналогичная, как на комиксе №1, насмешка над представителем неформальной субкультуры.

Комикс №4

На этом комиксе изображен «неформал» и несколько ситуаций, где он встречается с разными людьми, которые негативно относятся и высказываются по поводу его внешнего вида. Принято считать одним из факторов вступления в субкультуру - это попытка обратить на себя внимание окружающих, выделиться из «серой массы». «Неформал», изображенный на комиксе наоборот пытается скрыться от недоброжелательных взглядов и комментариев в его сторону.

Субкультурные феномены легко поддаются описанию, но их классификация и типологизация затруднены многообразием несводимых в систему признаков. Методологически важно видеть, что какойто стройной классификации субкультур создавать нет смысла. Здесь упорядочение фиксируемых данных скорее всего возможно в рамках каждого из отдельных фрагментов субкультурной мозаики.

Молодежные субкультуры в России несут на себе воздействие криминализации общества, западной культурной экспансии, тяги к преодолению рутины повседневности, «родимых пятен» советской эпохи. Эти воздействия переплетаются, в разной мере присущи тем или иных субкультурным феноменам. Главное же состоит в том, что субкультурная специфика не свойственна молодому поколению россиян как таковому, это мозаика социокультурных образований, фрагментарно рассеянная в молодежной среде.

Некоторые из молодежных субкультур могут создавать платформу для развития негативных тенденций в молодежной среде (проблемы наркотизма, насилия и т. д.), другие скорее имеют позитивное общественное значение (экология и т. д.). Во всех случаях важно, что через субкультурные формы для определенной части молодежи лежит путь к освоению социальности.

Анализ ряда субкультурных феноменов в современной России неожиданным образом приводит нас к пониманию того, что в российской социальной практике укоренились те стороны общинного взаимодействия молодежи, которые в советское время реализовывались в деятельности комсомола. Утеря этого института социализации по соображениям политического характера не была восполнена на уровне обыденности, что вызывает определенную неудовлетворенность и поиск новых форм коллективности. Это обстоятельство следует учитывать при рассмотрении вопроса о молодежных субкультурных феноменах в современной России. С этой точки зрения яснее станет характер организованных структур в российском молодежном движении. Собственно, это и позволяет более широко представить субкультуры молодежи в России в их специфике, генезисе и возможном влиянии на стили жизни в ближайшие десятилетия.

Доклад на тему:
«Субкультуры 21 века»

Выполнил:
Ученик 10«А» класса
Иголкин Павел

Ростов-на-Дону
2010 г.
История возникновения субкультуры репа в мире
Начинать историю рэпа, необходимо с разъяснения определенных нюансов. Рэп или Реп (оба написания являются правильными) является одним из трех течений субкультуры Хип-хопа. Термины «рэп» и «хип-хоп» часто употребляют как синонимы, что приводит к ошибочному пониманию и запутывает читателя. Первое обозначает музыкальный стиль, а второй относится к субкультуре в целом. Существует несколько версий возникновения слова «хип-хоп». Одной из популярных версий служит история про то, что один из отслуживших в Армии США друзей известного ди-джея, слушал сэмплы и напевал под них речитатив «хип/хоп/хип/хоп» (аналог «левой, правой, левой, правой»). Ди-джей, услышав это, стал использовать термин для обозначения своей ритмичной музыки, что было подхвачено другими ди-джеями. Само словосочетание «хип-хоп» отражает определенную «прыгучесть» его ритма, своеобразные танцевальные стили, которые позволяют его четко отличить от популярного в то время стиля «Диско». «Хип-хоп», как культурный феномен уличного искусства или искусства мегаполиса (андеграунда, по крайней мере, в начале своей истории) включает в себя три разных направления:
1. Живопись/дизайн - «Граффити» («Graffity» - «нацарапанные») настенные росписи и рисунки;
2. Танцевальный стиль - «Брейк-данс» («break dance») уникальный по своей пластичности и ритмичности танец, которой заложил моду для всей культуры хип-хопа - спортивной одежды;
3. Музыкальный стиль - «Рэп» («rap») ритмичный речитатив с четко обозначенными рифмами и музыкальный ритм, задаваемый DJ. Рэп имеет три классификации: «быстрый рэп» (один рэпер разговаривает с другим); «жизненный» рэп (часто содержит мат); «коммерческий рэп» (хип-хоп, r`n`b и танцевальный рэп).
Общие роли в репе:
· «DJ» - «диск джокей» или «ди-джей», в их задачу входит программирование ритма на драм-машине, сэмплирование, манипуляции с виниловыми пластинками, т.е. создание музыкального фона;
· «МС» - «Microphone Controller» или «Master of Ceremony» непосредственные исполнители рифмы;
· Танцоры - различные танцоры, которые дополняют выступление МС.
Хип-хоп зародился в афроамериканской среде в конце 60-х годов в США. Исторической родиной принято считать городской район Нью-Йорка Бронкс. Хип-хоп, как это не странно зародился тоже под влиянием выходцев с Ямайки, которые в тоже время на другом конце земного шара зарождали движение скинхед-культуры.
Первоначально общего названия у зародившегося движения не было, название «хип-хоп» появилось только в 1974 году. В конце 60-х молодые выходцы из Ямайки организовывали различные дискотеки для молодежи бедных афроамериканских районов. Причем выходцы с Ямайки повлияли даже на технику работы начальных МС, познакомив их с зародившейся техникой «тоастинга» (toasting) в 60-х годах на Ямайке (уличные танцы, на которых ди-джей играет пластинки с регги, а поэты вживую начитывают речитатив).
До 1979 года рэп был неформальным движением, которое находилось вне интересов музыкальных медиа-корпораций и звукозаписывающих лейблов. Однако с выходом в середине осени сингла «Rapper`s Delight» («Восторг рэпера»), ситуация коренным образом изменилась. Благодаря данной 15-минутной композиции американское общество и бизнес познакомились с субкультурой хип-хопа, а в частности с репом. Первоначально отношение к данной мелодии было, как к музыкальной шутке (заимствование чужой мелодии считалось плагиатом), что не мешало ей стать очень популярной (было продано более 2-х миллионов копий по всему миру). Этот сингл принято считать первой студийной записью репа и где термин «hip hop» был впервые употреблён.
Произошло разделение рэп культуры на два крыла:
· «восточное»,
· «западное» побережья.
В конце 80-х годов формируется несколько тенденций, которые оказали большое влияние на всю субкультуру в целом. Если в 80-х гг. тон всему рэп-движению задавал Нью-Йорк, то к началу 90-х гг. музыканты Лос-Анджелеса отказались от следования образцам Восточного побережья. Пока восточные рэперы оттачивали речевое мастерство, западные обратились к экспериментам с музыкой. В результате возник особый стиль Западного побережья, в котором важны и музыка, и текст. К середине 90-х гг. центр рэп-движения переместился в Калифорнию.
Родиной репа считается Нью-Йорк, и реперы этого города не признавали значимым рэп из других мест, часто называя его «детским», «отстоем» и т.п. Однако конфронтация не ограничивалась лишь словесными нападками, битва шла на уровне потребителя. Диски «Западного побережья» (Лос-Анджелес) не пускались на полки магазинов, радиостанции и кабельные каналы на «восточном побережье». Конфронтация за рынки сбыта привлекло к себе внимание и участие организованного криминала.
Причем последнее крыло «южное побережье» возникло как часть нового стиля в репе - гангста-рэп («gangsta rap» - «гангстерский рэп»). Данный стиль раздробился на три крыла (юг («южное побережье» - Хьюстон), запад, восток). Для этого течения характерно более агрессивное звучание и обилие ненормативной лексики в текстах, которые в основном посвящены криминальной тематике и нередко автобиографичны.
Рост влияния шоу-бизнеса на рэп-культуру приводил к росту поклонников репа, а так же становлением рэпа частью всемирной массовой культуры. Однако рост и благополучие МС, ди-джеев, их групп никак не влиял на реальное положение дел в районах-гетто. Основополагающая часть культуры репа разваливалась, молодежь наизусть знала тексты «коммерческих» кумиров, но сочинять свои рэперские стихи перестала. Брейкерские танцевальные бригады стали ориентироваться на клипмейкеров и заработки на музыкальном ТВ. «Танцевальные и словесные баттлы» стали выходить из моды. К началу 90-х «баттлы» прекратились вовсе. Невидимая социальная сеть рэп-культуры перестала существовать и рэп перешел к следующей фазе своего развития. Рэп стал частью поп-культуры.
Подводя итог, следует также заметить, что рэп является одним их видов тех субкультур, которые не навязываются обществу, а чтобы быть более точным, молодежи. Поскольку, как уже было неоднократно отмечено выше, молодежь, хоть и является достаточно внушаемой аудиторией, но в плане музыкальных пристрастий в основном ориентируется на веяния моды и интересы своей социальной группы, своей сферы личностной социализации. Но мода, как известно, явление достаточно непостоянное, и нет гарантии на то, что через определенное количество времени снова станет актуальной субкультура, например, хиппи... Как на это предстоит «правильно» реагировать нашему обществу, остается для нас загадкой и, естественно возможной благодатной почвой для различных социальных и научных исследований.

Субкультура Паркур
Паркур (сокращённое название ПК) или искусство перемещения, можно кратко охарактеризовать, как преодоление расстояния от одной точки до другой за минимальное время и с наименьшими физическими затратами, используя возможности человеческого тела. Это может помочь в преодолении любых препятствий - от веток и скал до перил и бетонных стен - и может практиковаться как в сельской местности, так и в урбанизированных городах. Людей практикующих Паркур называют Трейсерами.
Паркур – это физическая активность, которую сложно отнести к какой либо категории. Он не является экстремальным спортом, но искусством или дисциплиной, которая имеет сходство с самозащитой в боевых искусствах. По словам Дэвида Белля, «физический аспект Паркура позволяет преодолеть все препятствия на пути спасения из сложившейся экстремальной ситуации. Ты можешь двигаться по такому пути, с такими движениями, которые помогут тебе как добраться до какого либо места на земле, до определённого человека или ещё чего-нибудь, так и поскорее выбраться оттуда или уйти от погони».
Важной характеристикой Паркура является эффективность. Трейсеры тренируют не только максимально возможную скорость, но также и умение выбирать путь, поглощающий наименьшее количество энергии, наиболее близкий к прямой. Эта характеристика отделяет Паркур от Free Running’а(«фри ранинг» - отдельно созданное течение, автором которого стал Себастьян Фука), который уделяет особое внимание свободе движений, т.е. включает ещё и акробатику. Эффективность также подразумевает избегание травм, коротко и долгосрочных (т.е. проявляющихся не сразу), вот почему неофициальным девизом Паркура стала фраза etre et durer - быть и продолжаться (жил, жив и буду жить). Ещё одним требованием к трейсерам является выработка умения быстро думать в критических ситуациях, которое приходит во время каждодневных физических и умственных тренировок.
Согласно Беллю, ты должен двигаться по правильному пути, который поможет тебе увеличить шансы, как при побеге, так и при погоне. Также, куда бы ты не пошёл, ты должен быть в состоянии вернуться. Если ты идёшь из «А» в «Б», тебе нужно уметь прийти из «Б» в «А», но не обязательно преодолевая препятствия теми же движениями.
В Паркуре нет списка обязательных движений, как например в гимнастике. Когда Трейсер бежит, и перед его глазами появляется препятствие, то он преодолевает его тем движением, которое наиболее эффективно в данной ситуации, которое больше всего подходит именно ему (по строению тела, по выносливости, по физической подготовке). Паркур учит адекватно реагировать на возникшие трудности, адекватно себе и своему уровню физического развития. Часто движение не нуждается в чёткой классификации и названии. Во многих случаях движения, отрабатываемые на месте, очень сложно или вообще невозможно повторить в быстром темпе, на скорости. Далее приводятся названия самых распространенных элементов. Общее число элементов, а так же их названия у каждого трейсера индивидуальны.
Трейсеры тратят небольшие деньги на Паркур, ведь любая спортивная одежда одинаково хороша для Паркура. Главное это одеваться по погоде, если погода солнечная (имеется ввиду лето), то вполне подойдут: лёгкая футболка, спортивные штаны (или шорты) и удобная обувь. Однако не надо забывать и то, что Паркур произошёл из «натурального метода» и иногда трейсеры тренируются босиком. Как сказал Дэвид Белль: «босые ноги -лучшие ботинки».
Другой аспект это свобода. Паркуром можно заниматься в любое время и в любой точке земного шара. Паркур больше чем умение правильно двигаться, это преодоление своих страхов и боли не только на тренировке, но и в жизни.
В паркуре нет ограничений, шаблонов и стереотипов. Нет разницы в том, сколько ты зарабатываешь, какой у тебя цвет кожи или как долго ты тренируешься. В сообществе трейсеров в равной степени может находиться 13-летний подросток, выросший в гетто, и 30-летний бизнесмен, у которого несколько миллионов евро в швейцарском банке. Они будут общаться на равных. Более того, они будут частью одной команды, и вполне возможно, что при этом именно малолетний подросток будет тренировать 30-летнего дядьку.
Паркур - это командная дисциплина. Практически любой трейсер находится в группе единомышленников, и лишь единицы предпочитают тренироваться и существовать отдельно от остальных. Обычно подобные «свободные трейсеры» ломаются. Становясь озлобленными, они не могут совладать с собой. Они теряют направление, сбиваясь с пути самосовершенствования. Такие люди, к сожалению, легко отказываются от собственных убеждений и основной идеологии движения.
Тренировки состоят из отработки движений и наработки мышечной памяти, чтобы в экстренной ситуации тело двигалось автоматически. В них входят бег, тренировка равновесия, укрепление мышц, выносливости, и сами технические элементы. Важной составляющей тренировки является разминка. Опытные трейсеры отводят на разминку до 40% общего времени всей тренировки. В хорошей разминке лежит основа избегания травм.
Важным моментом для трейсера являются групповые встречи. Конечно существует очень много одиночек, но все таки человек является существом социальным, и обмен опытом и усвоение нового лучше происходит через общение. В остальном никаких коренных отличий от людей таких же возрастных категорий не наблюдается. Походы в кино, свежий воздух, секции и т.д.
Появившись на заре расцвета цифровых технологий, Паркур не мог обойти игровую индустрию в компьютерной сфере, а также за десять лет существования набрал огромный список кинофильмов, роликов и фоторабот.
Постоянное развитие и расширение кино движения и современных технологий не могло оставить незамеченным появление нового молодежного движения - такого как Паркур, которое могло бы послужить новой неизведанной жилой, чем-то свежим и ураганным для шоу индустрии.
Телевидение и кино преподносят Паркур как экстремальный вид спорта, как правило, показываются наиболее зрелищные трюки, способные привлечь внимание зрителя, например, прыжки с большой высоты и акробатические элементы, которые в реальной жизни и на тренировках трейсерами используются крайне редко. Подростки, впечатлившись увиденным, выходят на улицу и без подготовки пытаются повторить увиденное. Результат, как правило, оказывается плачевным.
К идее о применении навыков паркура, а не о самом паркуре, стоит отнести и столь популярные рекламные ролики, передающие лишь назначение рекламирующего продукта. В основном в таких видеорядах рекламируют энергетические, или же прохладительные напитки.
Пунктом, который стоит отнести к всевозможным массовым развлечениям для зрителей, является постановка шоу. Акробатические трюки давно вызывают положительные эмоции у зрителей, еще со времен появления цирка. Навыки паркура со своими иногда схожими элементами перемещения быстро завоевали определенную публику и участие трейсеров в различных мероприятиях стало весьма популярным явлением.
Может показаться что трейсеры, которые оказались в шоу-бизнесе, отступились от основных идей и своих идеалов и «продали» Паркур. Возможно есть такие представители. Но все же большинство умеет отграничить Паркур и выступления, в которых применяются навыки, полученные при практиковании рационального перемещения. Нет ничего плохого в получении прибыли, используя возможности своего тела. У многих трейсеров есть семьи, которые необходимо кормить, и самим также потребны средства к существованию. Все зависит лишь от того, как трейсер видит эту ситуацию в своем сознании.