Нина куратова повесть об отцах краткое содержание. Конспект урока «Проблема семьи, долга, любви в «Повести об отцах» Нины Куратовой и в рассказе К

Село Куратово (до 1940 г. село Кибра) село на левом берегу реки Буб в Сысольском районе. Одно из древнейших коми селений. Впервые упомянуто в 1586 году: погост Кибра. 19 января 1940 года село переименовано в Куратово в честь земляка Ивана Алексеевича Куратова, основоположника коми литературы. В честь поэта в селе был открыт музей литературных героев И.А.Куратова «Кöч Закар керка» (Дом печника Захара). Ежегодно в начале июля в Куратово проходит республиканский праздник поэзии и народного творчества «Менам муза».

Куратова Нина Никитична

коми писательница

Родилась 17 февраля 1930 года в селе Кибра (ныне Куратово) Сысольского района Республики Коми.

После окончания в 1946 году Куратовской средней школы закончила Сыктывкарское дошкольное педучилище №2. Работала воспитателем в детских садах в городах Республики Коми. С 1956 по 1971 гг. работала в Германской Демократической Республике. С 1971 и до выхода на пенсию была на должности литературного консультанта Союза писателей Коми АССР.

Первый рассказ "Аппассионата" был опубликован в 1964 году в журнале "Войвыв кодзув" (Северная звезда). Затем были напечатаны повести: «Марьюшка», «Батьяс йылысь повесть» (Повесть об отцах). С тех пор издано более 15 книг на коми и русском языках для детей и взрослых: «Горсть солнца» (1980), «Вайö тöдмасямöй» (Давайте знакомиться и дружить, 1984), «Бобöнянь кöр» (Вкус цветущего клевера, 1987), «Волчье лыко» (1989), «Мишук быдмö лунысь лун» (Миша растет день ото дня, 1991) и др.

Книги Н.Н.Куратовой печатались в Коми книжном издательстве, издательствах «Детская литература» и «Современник» (Москва); рассказы и повести переведены на болгарский и другие языки. Член Союза писателей СССР с 1978 года. Заслуженный работник культуры Коми АССР, лауреат Государственной премии Коми АССР им. И.А.Куратова. В 2001 году присвоено звание «Народный писатель Республики Коми».

Куратов Виталий Константинович

коми прозаик, журналист

Родился 6 января 1933 года в селе Куратово Сысольского района Коми автономной области. Окончил 7 классов Куратовской средней школы, а в 1950 - Краснозатонское ремесленное училище № 1 Сыктывкара. До 1952 работал на пароходах кочегаром. Затем служил в Советской Армии. После демобилизации трудился электриком в совхозе "Куратовский".

С 1960 он журналист, сотрудник газеты "Знамя коммунизма" и местного радио, инспектор райкома партии. В 1965 после окончания вечерней средней школы в Визинге был направлен на учёбу в Ленинградскую высшую партийную школу. С 1969 был заместителем главного редактора койгородской районной газеты "Новая жизнь". Затем работал экономистом в Министерстве сельского хозяйства Коми республики и в Сбербанке. Своё первое произведение - рассказ "Салдат тэрмасьӧ гортас" (Солдат спешит домой) - опубликовал в 1956 в журнале "Войвыв кодзув" (Северная звезда). С тех пор на страницах этого журнала выходили его повести "Мусуктӧ сьӧломыд борйӧ" (Любовь выбирает сердце), "Олӧмыс чуксалӧ" (Жизнь зовет) и несколько рассказов.

Югов Степан Александрович

коми литератор, переводчик

Родился 19 октября 1958 года в деревне Выльгрезд села Куратово Сысольского района Коми АССР. В 1976 окончил Куратовскую среднюю школу. Шесть лет работал трактористом, руководил комплексной бригадой совхоза "Куратовский". В 1982 поступил на подготовительное отделение СыктГУ и на следующий (1983) год стал студентом коми отделения филологического факультета.

В 1988 он стал стажёром-исследователем Коми научного центра, а через два года аспирантом-заочником. В 1997 защитил диссертацию по детской коми литературе в Чувашском университете. Сейчас является старшим научным сотрудником отдела литературы и фольклора Института языка, литературы и истории.

Статьи и заметки о коми литературе публиковал в журналах "Север", "Войвыв кодзув" (Северная звезда), в республиканских газетах.

1988 занимается переводами на коми язык. Им переведены сказки Жакова К.Ф. и две повести Габовой Е.В.

Семенчин Иван Иванович

Родился 31 мая 1957 года в городе Сыктывкаре. В детском возрасте был перевезен к бабушке в село Заречное Сысольского района, где и прошло его детство. Затем переехал с родителями в поселок Визиндор, где они поставили свой дом. До 4 класса жил в Визиндоре, учился в Куратовской средней школе. Затем уезжал учиться на Украину в город Кадиевку (Стаханов) в ГПТУ (Бурсу), после учебы вернулся в Визиндор, где и прожил до конца жизни.

Чтобы оставить светлую память о годах своей юности, он взял себе псевдоним «Бурсак». Под этим псевдонимом публиковал свои стихи на коми и русском языках, которые начал писать в 1981-1982 годы. Его стихи печатались в районной газете «Маяк Сысолы» и в сборниках «У каждого своя дорога»(1999), «Я не знаю другой такой земли» (2004).

Скончался в 2006 году.

Гонев Николай Иванович

Родился 6 августа 1937 года в селе Куратово, здесь закончил 5 классов. После службы в армии (авиация) окончил в вечерней школе 7 классов. Поступил учиться в Ухтинский техникум, но учебу пришлось оставить из–за тяжелого материального положения.

Более тридцати лет работал трактористом в лесу в поселке Визиндор, до выхода на пенсию успел поработать на Сыктывкарском механическом заводе.

Писать начал 80-е годы. Его рассказы и очерки печатались в республиканских журналах «Чушканзi» (Оса) и «Войвыв кодзув» (Северная звезда) и газете «Коми му» (Коми земля)

В настоящее время живет в Сыктывкаре.

Парначёва Мария Михайловна

Родилась в 1959 году в селе Куратово. В 1976 году окончила школу, затем торговое училище, много лет проработала по специальности в торговле. В настоящее время живет в деревне Горьковской. Стихи на коми языке пишет со школьной скамьи. В последнее время начала писать песни и подбирать к ним музыку. «Пишу, когда на сердце тяжело, пишу, когда хочется писать». Публиковалась в районной газете «Маяк Сысолы», в сборниках «Я не знаю другой такой земли» (1999), «Визувтас мед сöстöм ёль моз олöм» (Пусть жизнь течет чистым родником,2011).

Принимала активное участие в районных творческих конкурсах «Я люблю свое село», «Новая песня Коми края», «Слагая строки в честь Победы».

Куратов Василий Алексеевич (1820 - 1862)

церковнослужитель, собиратель коми народного фольклора

Родился 28 февраля 1820 года в селе Кибра Усть-Сысольского уезда Вологодской губернии. В 1842 окончил Вологодскую духовную семинарию. Служил священником в Визингской Троицкой церкви, затем в Шатеневской церкви Никольского уезда Вологодской губернии. Работал над грамматикой коми языка, собирал фольклор, писал стихи на родном языке. Однако ни стихотворения его, ни письма, ни главное сочинение "Апология" не найдены. За полемическое сочинение "Апология" был сослан в Велико-Устюжский монастырь. Единственным произведением, дошедшим до нас, является собрание песен "Бöрданкывъяс верöс сайö ныв сетöм дырйи" (Причитания невесты при выдаче её замуж), помещённое в прибавлении к "Грамматике зырянского языка" профессора Савваитова П.И. При записи и подготовке этого произведения к печати Куратову В.А. удалось сохранить эстетическую глубину произведения, отточенные изобразительные средства, свойственные народной эстетике. Это позволило его младшему брату Куратову И.А. назвать "Причитания невесты..." самым замечательным из всех произведений зырянского художественного слова. "Причитания невесты...", записанные Куратовым В.А., оказали значительное влияние на творчество основоположника коми литературы Куратова И.А.

Куратов В.А. умер в с. Вознесенье-Вохма Никольского уезда Вологодской губернии.

Куратов Афанасий Алексеевич (1831 - 1886)

священник, писатель

Родился 1 июля 1831 года в селе Кибра Усть-Сысольского уезда Вологодской губернии. В 1854 окончил Вологодскую духовную семинарию и тогда же был определён священником Межадорской Введенской церкви. В 1871 по состоянию здоровья был отстранён от должности. Как отметила куратовед Фёдорова А.Н., он "перевёл на коми язык несколько книг духовного содержания, в том числе и "Краткую священную историю", произносил проповеди на родном языке. В рукописях И.А.Куратова сохранилась проповедь Куратова А.А. "Слово по случаю вступления на паству" на русском и коми языках. Его переводы не были напечатаны, в это время уже существовали напечатанные переводы этих книг, сделанные Поповым". Другой исследователь его жизни и трудов - Малыхина А.Г. - пишет, что Куратов А.А. "в 1860 году получил благодарность от Императорского казначейского экономического общества за составление описаний о состоянии промышленности, народного образования и нравственности зырян. В 1864 году получил признательность от епархиального начальства «за похвальное усердие к пользе зырян в отношении перевода с русского языка на зырянский язык».

Куратов А.А. умер в селе Межадор Сысольского района.

ВЕРТОГРАД

Нина Куратова

СТАРОЕ ФОТО

На плохонькой тонкой без глянца бумаге – изображение серое, бледное, едва заметное. Женщина с ребёнком. Мама... И на обороте тоже выцветшая надпись, но читается ещё хорошо, видно, что детской рукой выведено:

«На долгую и добрую память дорогому Василеюшке от супруги Анны и сыночка. 1942 год, августа 16 числа».

Сколько лет в альбоме карточка была, а сегодня вдруг вижу – в мусорном ящике!

Держу фото перед собой, на невестку и сына гляжу растерянно.

– Перебирали фотографии и выкинули, – говорит сын спокойно. – Не разобрать уже ничего, всё выгорело. Да и...

Не договорил, на карточку взгляд кинул, а на меня не смотрит.

«Выгорело... Выкинули...» Как ненужное, некрасивое, никчёмное и даже, наверное, уродливое...

«Выкинули»...

Дошла ощупью к столу у окна, села – будто телевизор смотрю. Даже фотографию, хотя на столе передо мной лежит, не вижу. Сперва – от обиды, а потом – от досады на себя: ну как же так! – за долгие годы не нашла времени рассказать, хотя бы сыну, хотя бы в детстве, что же это за фото такое! Что и появилось оно не путём и ходило потом, путешествовало по свету – путём ли?.. Впрочем, потому, может, и не рассказывала, что страшно было: ведь отец-то, возможно, из-за этой фотокарточки и... Хотя... А что если мы всё это напридумывали?

Когда я стала хорошо помнить себя, было нас у отца с матерью уже четверо. По тем временам – не много, но и не мало. И все четверо – девочки. Белоголовые, крепенькие, но – только девчонки. Я – самая старшая. Как четвёртую дочку мама родила, я помню уже хорошо. Выбежала я на крыльцо и кричу радостно подружкам своим, хвалюсь на всю улицу:

– А у нас – маленькая! А у нас – маленькая!

И запомнила, как бабы, судачившие неподалёку, словно отмахнулись от моей радости, буркнули недовольно, и наплевать им, что я их слышу:

– Этот Васька у Анны вроде мужик здоровый, а не может парня сделать!

Не раз я потом слыхала, как отца в глаза, посмеиваясь, бракоделом звали. А он в ответ весело:

– Вашим сыновьям разве невесты не нужны? Для вас стараюсь! Мастерю!

Он, конечно, хотел, чтобы был сын, я видела это. Но нас, девчонок, от этого ещё крепче любил. Помню, погладит нежно своей большущей рукой:

– Какие вы славные, грибочки мои беленькие...

Пойдёт ли по деревне – завсегда мы с ним: двое на нём висим, третья – рядом... Картошку ли копает, мы – все тут как тут, у каждой по лопаточке деревянной, дочка меньше – лопаточка меньше. Отец каждый год новенькие лопатки нам мастерил, и были они – что подарок дорогой: «Папа сделал!» Дрова ли пилили – опять все рядом с отцом: кто полешко в сарай тащит, кто посильней – целиком чурбачок, а я, старшая, до пилы допущена, хотя какая я ещё была пильщица, только, считай, держусь за ручку пилы... И даже на рыбалку отец меня брал. Едва река вскроется, уже зовёт:

– Оленька! Сачить пойдём? Может, на уху наловим.

До реки километра три. Котомка отцовская размеренно раскачивается передо мной, а я, задрав голову, гляжу на неё, стараюсь не отстать, и так – пока не запнусь, не шлёпнусь. Отец остановится, улыбнётся, возьмёт за руку, и вот уже я бегу рядом с ним серединой дороги, и сразу – как широко в мире! Солнышко садится. Луг приречный – чистый-чистый и уже зеленеет. Но ветер тут, на просторе, и студён ещё, и зол, едва не задыхаешься от него. И вот, наконец, крутик над рекой. Далеко внизу бурлит-кипит весенняя широкая вода. Тут, на крутике, по-настоящему холодно. Отец останавливается у чьего-то не совсем потухшего костра, носком сапога сдвигает разбросанные головешки снова в костерок.

– Собери, что посуше, да подкорми огонь, – говорит он мне. – А я кол для сака срублю, окорю.

Довольная, бегаю я по-над берегом, греюсь, тащу и сую в костёр всякую шахтару, лишь бы горело, а отец уже крепит новенький белый шест к саку.

– Ну что, начнём? – и вдруг со вздохом: – И почему ты у меня Оля, а не Олексан?

И вот уже трепещут на берегу некрупные окушки и плотва-сорога, круто извиваются щурята. Моя работа, конечно же, самая важная – я разбираю то, что вываливает из сака отец. Окушков сюда, сучок сухой – обратно в реку, плотка сюда, тина мокрая – обратно в реку. У меня руки красны, у окуней оперенье и у сороги глаза – тоже: должно быть, там, под водой, ух как холодно! Я то и дело подпрыгиваю от возбужденья:

– Какая большая щука! Мама из неё черинянь испечёт!

И на крик мой эхо из-за реки лениво откликается.

Черинянь – это рыбник.

Отец глянет на меня и улыбнётся. Ворот у него расстёгнут, рукава ватника мокры и прядь русых волос, выбившаяся из-под шапки, тоже мокра.

Брал меня отец на рыбалку и летом. И хвалил тоже – и за расторопность, а главное – что никаких комаров не боюсь... Мать услышит похвалу и кивнёт согласно:

– Да, добрая она у нас помощница растёт, слава Богу!

И замолчит, и вздохнёт.

Лишь потом, много позднее, поняла я её грусть: сына, которого так ждал отец, всё не было.

– Парня, Аннушка, сыночка принеси! – умоляюще положил отец руку на её плечо, отправляя на пятые роды, и столько было в его шёпоте такого, от чего моё детское сердечко разрывалось от жалости и любви к нему. Детским умишком я так понимала, что мать почему-то не хочет мальчишку родить. И я даже вроде бы сердилась на неё за это: ну почему она не хочет, если папа просит! Но и на отца обижалась: что это он всё мальчонку да мальчонку, будто я ему не помощница!

На шестые роды мать до больницы провожала я, отца не было дома, зерно на мельницу повёз. Вышли мы с мамой из дома – всё хорошо. Но у больничного крыльца она вдруг расплакалась навзрыд.

– Мама! Что? Мама! – испугалась я.

– Опять ведь девчонка выскочит. Отец-то... с горя умрёт!

– А ты мальчонку! – говорю я и тыкаю пальцем в пуговицу на её животе.

Она замолкла, успокоилась, погладила меня:

– Умница ты моя... Беги домой, как бы чего не натворили там.

– А ты не плачь! Вот увидишь – братик будет!

«Тёп-тёп!» – крупно капнуло с крыши маме на голову. Она ещё раз улыбнулась, и я помчалась домой, сворачивая с дороги на первые проталины, уверенная, что уж на этот-то раз всё будет в порядке. И сестрёнкам ещё с порога крикнула:

– А нам мама скоро братика принесёт!

Говорят, детские слова – вещие... Уснули вечером сестрёнки, и сама я уж задремала, как вдруг на крыльце стукнуло.

– Папа приехал! – вскочила я.

– Васька-лешак! Спит, не слышит! Сына родила! В рубашке родился, счастливый будет!

Отец с мельницы вернулся под утро, разбудил меня тихонько:

– Мама где?

– Мама братика принесла, – говорю, с трудом продирая глаза. А отец глядит и не верит. Фуфайка в муке вся, шапка-ушанка в руке скомкана.

– Обманываешь?!

Та весна была не только для отца, но и для всех нас самой счастливой. А отец – он крылатый стал. Сколько бы ни наработался за бесконечный весенний день, но и с работы бежит сияющий, весёлый, лицо красно от солнца, а глаза – что небо солнечное. А мы ждём его, и вот уж кто-то из нас первый разглядел:

– Бапко идёт!

И – навстречу! И каждый хочет на руки к нему! А как нас, пятерых-то, на руки взять?! Вот, помню, становится отец на четвереньки, младшая Катенька тянет его за волосы – будто бы конь, будто бы в поводу, а мы, остальные, – верхом:

– Но-но, сивка-бурка! Поехали!

– И как тебе, Василей, не надоест-то? – кричит из-за изгороди сосед, не то осуждая, не то завидуя. У соседей детей нет, в их дворе всегда тишина.

Возле крыльца отец стягивает сапоги и рубаху, долго и шумно умывается и, наконец, отворяет дверь в избу, на цыпочках идёт к зыбке. Приоткинув старый цветастый сарафан, под которым спит братик наш Васьтоль, смотрит на него, спящего, долго и серьёзно, почти не улыбаясь. Прикроет, спросит у матери тихо:

– Не плачет?

– Слава Богу, нет! – весело и громко ответит мать. – Няньки наши не жалуются!

Мамук тоже, как и отец, румяная от весеннего загара, хлопочет, лёгкая и быстрая, ужин готовит. Босая, в переднике ситцевом чистеньком, и платок ситцевый такой же – она столь празднична, будто гостей ждёт. А ведь сама тоже весь день на работе, тоже только-только вошла, успела лишь малыша покормить.

– Зинук! – командует мама. – Накрывай скатертью стол. А ты, Маня, ложки тащи. А Катя-то где? Опять на улице? Приведи-ка её, Оля, приведи! Руки помыть никто не забыл?

А сама уж вытащила из печи чугунок с варевом, хлеб нарезала.

У нас дважды к столу приглашать было не принято, все усаживались быстро. И ели не кое-как, а словно дело делали. Лишь Катеньке, держа её на коленях, отец поможет – чтобы мимо рта еда не попадала.

Но на рыбалку с тех пор, как родился Васьтоль, я стала ходить совсем редко – куда убежишь от братика. И вот однажды... Ну не обидно ли, что я не была с отцом?! Ушёл он однажды после ужина... И вернулся – лишь утром. Изодранный, исцарапанный, руки в крови, а через плечо – такая щучища, что подойти и то страшно: хвост её за отцом по земле волочится, голова – спереди до земли.

– Бласло Кристос! – воскликнула мама испуганно, а отец улыбается, шатаясь от усталости.

И не было человека в деревне нашей, который бы не пришёл поглядеть на чудо-рыбину.

– У, сатана! Может, это уже сам царь рыбий? – говорит какой-нибудь мужик, переставляя по скользкой чешуе растопыренные пальцы, чтобы так измерить длину щуки.

– Нет, – отвечает другой. – Не царь! У царя, говорят, мох на спине растёт, зелёный!

В стороне женщины суеверно судачат:

– Не к добру это, бабы! Кидас! В Удоре к тётке моей лиса прямо на крыльцо прибежала и сидит. «Не стреляй, прогони! – кричит тётка мужу. – Кидас это!» А он не послушал. И тут, в том же году, как пошло! Окулачили... Одна тётка теперь. Не к добру эта щука, бабы. Кидас!

– Как не к добру! – смеётся мать. – Испеку черинянь, вся деревня приходите, всем хватит! Вот и добро!

Этот большой праздничный сбор в нашем доме в ту весну был уже вторым – первый раз вся деревня приходила к нам на крестины Васьтоля. И никто не думал, сколь скоро придётся собраться ещё раз...

– И на кого ты нас покидаешь? Куда я с такой оравой? – причитала, захлёбываясь слезами, мать, припав к отцовской груди. А сосед наш, уже совсем собравшийся на войну, говорил тихо, глядя на мать:

– Да, брат... Это почище той щуки. Если ей вовремя пасть не заткнуть...

Сосед перед отправкой сидел не у себя в тихом бездетном доме, а у нас. А жена его стояла у своей изгороди, в руку молча уткнулась, мужнина котомка у её ног...

С той поры деревня осталась без мужиков. Но жизнь, как и раньше, у всех шла по-разному. У соседки, глядишь, утром ещё и печь не топится, а мама наша уже из лесу торопится, полный пестерь грибов тащит: кормить нас, столько-то ртов, чем-то надо! Вечером спит уже чуть не вся деревня, а мама у коптилки склонилась, бельишко латает – одежонка горит на нас на всех, как на самых отчаянных мальчишках, не возрадуешься.

Первое письмо от отца пришло из Вологды, второе – с Волховского фронта. Писал много – обо всех надо спросить, всем поклон передать, и почерк был мелкий. А бумага плохая – читать не с мамиными глазами, это было моё дорогое дело. По такому случаю мать зажигала керосиновую лампу, со стеклом. А сама, притихшая, рядом. Прочитаю, она кивнёт благодарно и скажет:

– А ну-ко, лапок, ещё разок. Родимый, уж никого не обделил поклоном-то. Скучает...

Читаю снова, а мама, гляжу, уже дремлет, намаялась за день.

– Ты, мама, не слушаешь...

Встряхнётся, поведёт измученно головой:

– Как же, слушаю. Читай, лапушка моя...

Так иногда и два, и три раза прочитаем...

А потом от отца карточка пришла. В лесу снят. Елье глухое сзади и незнакомый солдатик рядом, совсем молоденький. Отец писал, что это Ефремов, студент из Ленинграда, его друг, и очень толковый, по-немчурному понимает, тоже связист. Видно было, что дружбой с Ефремовым отец гордится... Оба они – в одних гимнастёрках и без шапок. В руке у отца – моток проволоки, у ног – большая катушка.

Мать долго смотрела на карточку, вздыхала, что отец исхудал, потом сказала:

– Нам бы тоже сфотографироваться да послать ему карточку. Да где нынче!

И словно услышаны были слова её!

Шла жатва, но мама так ушибла руку, что серп не держался, пришлось ей снопы возить. Я тут – первая её помощница, потому что Васьтоль уже на ноги поднялся, младшие сестрёнки мои с ним уже возились. В тот день заехали мы домой пообедать на минутку и обратно в поле помчались. Я посреди телеги трясусь, держусь изо всех сил. Глядь: выходит из кустпромовской избы хромой Егор, на плече – тренога.

– Ёгорьюшко! Ой как ты нужен! – остановила мать коня.

– Всем нужен. Материала нету, – угрюмо ответил фотограф. Он, хромой, раньше часто появлялся в деревне со своим аппаратом, потом исчез, а теперь снова – вот он.

– Милый! Хоть раз щёлкни! Хотя бы сына отцу послать!

– Найдём, если одно-то...

– Так садись! – обрадовалась мать и телегу домой повернула. – Но-но, Батько!

Но ни во дворе нашем, нигде поблизости ни Васьтоля, ни сестрёнок уже не было, успели куда-то удрать цыплята-ребята!

Ох и расстроилась мать:

– Ну не разбойная ли команда? На реку, поди, отправились! Беги, Оля! А ты, Ёгорушко, отдохни чуток, сейчас найдём. Квасу от жары испей!

Мать кинулась поискать у ближних домов, я сбегала к реке и в ближние малинники, кричала, звала – будто сквозь землю провалились! Как могла я догадаться, что потому и не отыскала, что кричала: в гороховом поле малышня наша животы набивала, услышали меня и спрятались, чтобы не нашла.

– С ума сойти! – уже почти причитала мать. – Может, уж и в живых-то нет? Ну, беги ещё куда-нить!

Мама, кажется, уже не думает о фотографировании; а на дворе народу собралось: ещё бы, ведь фотограф – это откуда-то из довоенного времени! И старухи тут с детьми на руках, и пацанята, всем интересно.

И вот когда Егор встал, чтобы уйти, одна из бабок подошла к маме, внучонка своего протянула:

– Никуда твои не денутся, прибегут. А сняться можешь и с моим вот. Держи. Они с Васьтолем похожи. Да годовалые много ли друг от друга разнятся, если даже и не похожи! На карточке и вовсе незаметно будет. Отправишь Василею – радость ему.

Егор встрепенулся:

– Бери пацана! А в другой раз приеду – обязательно всех сниму! Это я со всем авторитетом говорю!

Мать и туда, и сюда – ну как же так?! Но делать нечего, схватила ребёнка чужого. А у самой слёзы...

– Нет-нет! – запротестовал фотограф. – Осветись улыбочкой! Слёзы убрать! Вот так!.. Снято!

И скоро привезли попутчики из района эту фотокарточку, и отправили мы её на фронт. И стали ждать.

– Господи! – вздыхала мать. – Родного своего обманула. Вот грех-то...

Писем от отца на этот раз не было долго-долго. А когда, наконец, ответ пришёл, о фотографии отец почему-то даже не упомянул.

А потом... Страшно вспомнить... Васьтоль заболел поносом и умер. Сын, продолжение фамилии...

– Я во всём виновата! Отца на фронте обманула! Меня Бог наказал! – не помня себя, кричала мать, когда уводили её с Васьтолиной могилы.

И ведь не только мать так считала, а и я в душе – тоже. И до сих пор... Прости меня, мама моя...

От этой беды не опомнились, как пришла и на отца похоронка...

Вот и всё. Вот и всё...

А потом, после войны прошло лет уж пять, получили мы конверт с этой вот фотокарточкой. И ничего в конверте больше не было, хоть бы слово. И вместо обратного адреса: «Ленинград, Ефремов»...

…Бубнит телевизор, за окном – день, а темно, темно...

Выкинули, выгорело!

Как же так, сынок? Ведь и у тебя сын есть, а вдруг он спросит? Или уже не спросит?..

Из книги «Волчье лыко» Москва, изд-во «Современник», 1989.
Об авторе

Конспект урока

Тема урока: Проблема семьи, долга, любви в «Повести об отцах» Нины Куратовой и в рассказе К. Паустовского «Телеграмма».

Цели урока:

Познавательные:

— владеть коммуникативными умениями.

Развивающие: показать , как исполнена авторами гражданская и прозаическая миссия Нины Куратовой и К.Паустовского, как история страны преломляется и отражается в их героях;

Воспитательные :

— воспитание гражданской позиции у подростков, таких личностных качеств, как мужество, стойкость, любовь и верность семье в экстремальных ситуациях;

— выяснить, что такое истинный гуманизм в жизни каждого человека; что главное в жизни женщины: ее личное счастье или ее служение другим во имя счастья?

— способствовать формированию уважения к историческому прошлому страны, создание активной жизненной позиции.

Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ.

Вид урока: урок-знакомство с творческой биографией писательницы, анализ повести и рассказа.

Оборудование: мультимедийная установка, «Повесть об отцах», рассказ «Телеграмма», словарь С.И.Ожегова, использование регионального компонента.

Методические приёмы: сообщения учеников, анализ произведений, беседа, составление кластера..

Особенность роли учителя: урок-презентация с представленным в мультимедийной форме информационным материалом сопровождает как рассказ учителя, так и заранее подготовленных учеников ученика.

Словарная работа : гуманизм, экстремальная ситуация,

Ход урока.

    Краткая биография Н.Куратовой. (Презентация)

Сообщение подготовленных учеников.

2. Анализ произведений

Кто являются главными героями?

? Подумайте и скажите, в какие ситуации ставит своих героев Нина Куратова?

? Где развиваются события? Кто герои?

(в коми деревне, где «не гремят орудия, не летают фашистские бомбардировщики, не падают бомбы».

? Почему, на ваш взгляд, произведение названо «Повесть об отцах»?

(писательница больше времени сосредотачивает на мужских характерах, особенно интересен Васька-кузнец. В коми селах встречаются обращения к взрослому человеку с прибавлением суффикса «к». В русском языке обращение «Васька»- пренебрежение, уменьшительный оттенок, а коми- ласкательный).

? Какие проблемы поставлены в повести Н.Куратовой?

? На чем должны основываться человеческие взаимоотношения? Какие они в данной семье? (на взаимной любви и доверии. Рая. спустя много лет, признается себе, что она любила отца больше всех. С.71-72 текста

? Что это за семья?

(Она радостно готовит ужин, а отец степенно сидит за столом, следит за порхающей матерью. Шутки, смех, веселье — в свободные минуты. Отец играл на балалайке, пел).

Как складывались отношения с людьми? В чем видит писательница истоки этой дружбы?? Какими чертами характера наделила Куратова своих героев? Как показаны герои в экстремальных условиях?

(война… моральные страдания людей, причиняемых войной; похоронка на Василия-кузнеца, нет писем от учителя. Горе убило молодую женщину).

Расскажите о дальнейших событиях жизни.

Женщина-труженица. Какая она? (твердость характера, мужество, вера в собственные силы, доброта. Она заменила мать сиротам).

Составление кластера

? осудила ли свою мать Рая, ведь она была еще мала? (Поняла, не осудила мать за «измену» памяти отца, она знала, что учитель — хороший человек. Детским умом старается понять учителя. С.82 (зачитать).

? Сильны ли эти люди? Правильно ли они поступили?? Что принесла война героям произведения?

-Письмо с фронта Василия-кузнеца. Какие чувства проявились у этих людей?

(Нравственная чистота, чувство долга, мудрость женщины, знание характера мужа удержали Дарью от сообщения на фронт о втором замужестве. Удержала от неверного шага Дарья и Василия- учителя.

? О чем прежде всего думала женщина?

О счастье детей. Долг перед детьми, необходимость сохранения семи.

? А каким вернулся Василий-кузнец? Оказался ли он сильным, узнав правду?

С.87 -89 текста

? Какова концовка повести? Учитель умер, Василий в один день собрался и уехал, чтобы помочь Дарье.

? Стал ли родным отцом для детей учителя Василий-кузнец?

? Что хотела писательница показать в образе Василия- кузнеца?

? В чем заключается истинный гуманизм в жизни человека.? В чем своеобразие рассказа?

?А что ценит в людях К.Паустовский? Вспомните рассказ «Телеграмма», который мы с Вами уже читали, анализировали. Попробуем сравнить с «Повестью об отцах». Что сближает эти произведения? (тема: взаимоотношения детей и родителей)

Почему рассказ назван «Телеграмма», если речь идет о взаимоотношениях матери и взрослой дочери? Телеграмма… слово-то какое! В «Повести…» Рая, получив телеграмму: « Отец при смерти приезжай», спешит в родительский дом, «вылечим. выходим, не дадим умереть…», а Настя…?

— «Телеграмма». Их две. Какую из них имел в виду автор и почему?

Доброта. Какая она должна быть?

Настя . Она секретарь в союзе художников. У нее много работы, конкурсы, выставки. Даже письмо матери некогда прочитать. А мать ждет, надеется.

Чтение письма.

? Как Настя относится к своей работе?Как автор относится к Насте. (Он подчеркивает самолюбование Насти. Глаза — зеркало души человеческой.

Почему Настя почувствовала на себе насмешливый взгляд скульптуры Гоголя (олицетворение- художественный прием). А почему именно Гоголя?

Гоголь — сатирик, который легко угадывал человека. «А письмо-то в сумочке не распечатанное… Эх, ты, сорока!». И автор, и великий сатирик видят Настю изнутри, доброта ее показная, ненастоящая, не как у героев Нины Куратовой.

? От чего предостерегает нас К.Паустовский? Во что верит автор? (о т беспамятства, нелюбви. Когда мы забываем в суете повседневности о главном; верит автор в ее искреннее раскаяние и исправление, ведь Настя (греческое)-воскрешающая).

? Кого из героев рассказа можем назвать сердечным, душевным? (чувствуется симпатия и любовь автора к простым сельским жителям; это земля «любимая», родная для тех, кто здесь родился, рос, работал. И поэтому она разделяет их скорбь)

? Потеряна ли связь времен и поколений в рассказе? (да, любя искусство, служа ему, Настя могла бы сделать многое для увековечивания памяти своего дедеушки, и тогда бы связь времени и поколений не прервалась.Настя могла стать значимой на земле своих предков. Катерина Ивановна не терзалась бы вопросом: что будет с домом после ее смерти)

? Какую библейскую заповедь нарушает Настя? («Чти отца и матерь твою, да благо ти буде, и долголетен будешь на земле» (пятая заповедь Божия)

Вот как просто писал поэт В.Берестов:

Любили тебя без особых причин

За то, что ты – внук,

За то, что ты – сын,

За то, что малыш,

За то, что растешь,

За то, что на папу и маму похож.

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей.

Вот эту – то опору в жизни потеряла Настя. От карьеризма пострадала ее душа.

Рефлексия. Сумели Вы решить поставленную перед собой задачу?

Что Вам в этом помогло?

Какие трудности возникли?

IV . Итоги урока. Оформите краткую запись в любой форме

Вывод. Проанализировав два произведения, мы не должны забывать о самых близких, самых родных, которые так нуждаются в вас, а то может оказаться поздно. «Будь человеком»- говорит Паустовский.- За добро плати добром!» Будьте ими.

Домашнее задание : написать сочинение на свободную тему: «Я хочу Вам рассказать…»

Использованная литература : .

1. Нина Куратова «Горсть солнца». Повести и рассказы. Перевод с коми. Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1980.-240с.

2. Н.Куратова — первая коми-писательница-прозаик.

3.Журнал «Литература в школе» №6 -1996г.

4.Приложение к журналу «Литература в школе» №2-2002

Давайте знакомиться и дружить! Вот уже более тридцати лет призывают главные герои одноименной повести коми писательницы Нины Куратовой, одноклассники и однофамильцы Юра Пыстин и Женя Синицын. А кто не понимает, почему однофамильцы – бегом за коми-русским словариком!

Будущий народный писатель родилась 17 февраля 1930 года в селе Кибра Сысольского района (ныне – село Куратово). Работала воспитательницей в детских домах. Пять лет жила в ГДР , а в 1962 году переехала в город Сыктывкар . Нина Никитична пишет рассказы и повести как для взрослых, так и для детей. В 1964 году она написала первый рассказ «Аппассионата». Затем появились более значительные произведения – «Марьюшка» и «Повесть об отцах». Отдельными книгами издавались произведения «Кöч гöснеч» («Подарок от зайца», 1968), «Давайте знакомиться и дружить» (1984), «Грамотей Петя и спесивая Люба» (2005).

«КП -Авиа» знакомит вас с дошкольницей Нинтур. Несмотря на свой порой вредный, но веселый характер, маленькая девочка в любой ситуации умеет видеть только хорошее.

Нинка-крючинка

Есть у вас младшая сестра? Если есть, то не завидую. Вдруг она похожа на Нинтур. Так мы называем мою младшую сестренку Нину.

Она хотя еще и маленькая, но очень бойкая. А чуть что не по ней, она: «Фш-шш!» – словно кошка рассерженная. Сразу выпускает коготки-царапки. Недаром подружки дразнят ее колючкой.

А я придумал ей другое прозвище. Но, чур! Расскажу по порядку.

Однажды мы с ребятами играли в прятки. Я запрятался – никто б не отыскал меня. Если бы не сестренка. Притаился я в своем укрытии, сижу не дышу. Глядь – Нинтур. Гордо-важно шагает, нос кверху. На плече удочка. В руке жестяная баночка из-под повидла. Я сам к этой банке дужку из проволоки приладил, чтоб на рыбалку было удобно брать.

Удочку мою взяла! Ну погоди, будет тебе!

– Нин-ка! – прошипел я и погрозил ей кулаком. Выйти же из укрытия нельзя: ребята сразу меня «застукают».

Нинтур даже не обратила внимания на мой кулак. Показала язык и преспокойно пошагала своей дорогой. Тут уж я не выдержал.

– Ты что, не слышишь?! Отнеси удочку домой. Попадет тебе, вот увидишь!

– Спрятался, так и сиди. Жалко тебе удочку? Думаешь, я не умею ловить рыбу? Это ты не умеешь. Поймает два пескарика и задается!

И пошла, и пошла. Такой шум подняла, что я только за голову схватился. Тут меня ребята и «застукали». А Нинтур победно посмотрела на меня и как ни в чем не бывало зашагала дальше. Только ведерко подзинькивает: дзив-дзив, дзив-дзив…

К вечеру я спохватился: где Нинтурка? Поглядел – дома нет, на улице – тоже. Неужели на речке? Мне даже стало страшно, как бы не утонула. Надо скорей искать ее.

Я побежал к реке. Поднялся на высокий берег и увидел внизу свою сестренку. Стоит у самой воды, глаз с поплавка не спускает. «Вон как старается», – подумал я с уважением и подошел к ней.

– Давай помогу, – сказал я. – Где наживка? Сейчас поймаем хорошего окунька.

– Какая наживка? – удивилась Нинтур. – Я и без нее наловлю сколько угодно. Ты лучше отойди, не мешай мне. У меня чуть не клюнуло, а ты помешал.

Нинтур вытащила удочку, поплевала на крючок, прошептала какую-то скороговорку-приколдовку и взмахнула удочкой, чтобы забросить ее в воду. И тут же вскрикнула:

– Ой! Ты чего, Пашка! Отстань! Кому говорят!

А я смеялся. Крючок-то ее за платье зацепился! Сама себя Нинтур выудила.

– Ой-ой-ой, – веселился я. – Ну и рыбина попалась!

Нинтур поняла, что случилось, и давай сама хохотать.

Вот так рыболов! Вот так Нинка-крючинка. Сама поймалась на крючок.

С тех пор я так ее и называю – Нинка-крючинка.

Гостинец от зайца

В эту зиму наш отец часто ходил на охоту. Вернулся он как-то вечером, положил сумку на лавку, сам селя рядом и говорит:

– Что-то я устал. Помоги, Нинтур, снять мне обувку.

Нинтур поглядела на отцовы валенки. А они все в снегу.

– Я уже руки вымыла к ужину, – сказала она. – Нельзя же их пачкать!

– Вот оно что, – проговорил отец задумчиво. – А я гостинец принес из лесу. От самого зайца длинноухого. Только, дочка, оказывается, не ждала отца.

– Что ты, папочка! – подскочила к нему Нинтур. – Я тебя очень ждала. Дай я тебя крепко поцелую.

– А кто мне поможет разуться? – спрашивает отец. – Нельзя же садиться за стол с такими ногами!

Делать нечего. Нинтур дотронулась пальчиком до валенка и сделала вид, что тянет его изо всех сил.

– Спасибо, дочка, – сказал довольный отец. – Теперь получай гостинец от зайца. – Раскрыл котомку, достал мерзлую краюшку хлеба и протянул Нине. Та схватила краюшку и юркнула на печку. Сидит там и грызет замерзший хлеб.

– Что, дочка, понравился гостинец? – спрашивает отец, улыбаясь.

– Вкушно, – отвечает Нинтур с набитым ртом. Потом взглянула на отца с хитрецой и добавила: – Пойдешь опять на охоту, захвати с собой мороженое. Чтоб мне его потом зайка прислал. Ладно?

Нашу Нинтур не проведешь.

Открытый урок литературы в 10 классе учителя русского языка и литературы МОУ «СОШ № 25 с углубленным изучением отдельных предметов имени В.А.Малышева» г.Сыктывкара

Куликовой Ирины Леонидовны

Тема: Проблема истинного гуманизма в «Повести об отцах» Н.Н.Куратовой.

От отеческой любви - к любви детей.


Оформление доски: портрет Н.Н.Куратовой, иллюстрации по теме «Отцы и дети».

Ярче всего в моей памяти запечатлелся образ отца,

его я любила больше всех на свете.

Н.Куратова «Повесть об отцах»

Ход урока

Цели:
    Познакомиться с личностью первой коми писательницы - прозаиком Н.Н.Куратовой. Начать знакомство с «Повестью об отцах». Выявить особенности характера Васьки-кузнеца и выяснить причины большой любви к нему не только родной дочери, но и чужих детей. Понять, в чем заключается истинный гуманизм и отеческая любовь.
Биография первой коми писательницы - прозаика Н.Н.Куратовой (презентация учащихся).Вывод учителя: Н.Куратова – первопроходец в коми прозе. Она беззаветно любит свой язык, родину и, конечно, свой коми народ. В каждом её произведении чувствуется органическая связь со своими героями.Одним из таких произведений является «Повесть об отцах», написанная в 1969 году. За создание этой повести Н.Куратова награждена Государственной премией имени И. А. Куратова.Вопрос учителя: -Какова композиция «Повести об отцах»? (Кольцевая композиция, рассказ ведется от имени родной дочери Василия-кузнеца Раи).Вопрос учителя: -О чем это произведение? (О драматической судьбе двух семей, живущих в коми деревне).Вопрос учителя: -Какие проблемы волнуют автора? (Ответы учащихся)Слайд №1 «Проблемы, поднятые в повести об отцах»
Семьи любви гуманизмаДолга верности отцов и детей
Слово учителя :Проблема взаимоотношения отцов и детей характерна для литературы. Перед нами произведение коми писательницы.-А в каких произведениях русской литературы поднимается эта проблема? (И.С.Тургенев «Отцы и дети», А.С.Пушкин «Станционный смотритель», Л.Н Толстой «Детство. Отрочество. Юность», «Война и мир» и др.)Вопрос учителя :-Какова центральная проблема повести? (Проблема истинного гуманизма)Вопрос учителя: В «Повести об отцах» героев немного. Кто они? (Учащиеся перечисляют героев: Василий-кузнец, Василий Ксенофонтович, Дарья, Мария, дети: Рая, Игорь, Лариса, Юрочка).
Вопрос учителя: Но всё-таки она названа «Повесть об отцах ». Почему?(Большее внимание сосредоточено на мужских характерах (Василии-кузнеце и Василии Ксенофонтовиче).Вопрос учителя: -Какой характер наиболее интересен? (Характер Василия-кузнеца).Слово учителя: именно так любил называть себя сам герой. В коми селах встречается обращение к взрослому человеку с прибавлением суффикса – К -. В русском языке обращение «Васька» имеет пренебрежительный оттенок, в коми-скорее ласкательный.Вопрос учителя: - Посмотрите фрагмент из кинофильма «Цыган».- Что общего заметили между героем кинофильма и героем «Повести об отцах» (внешность, род занятий)(Смуглые, рослые, широкоплечие иссиня-чёрные кудри; оба – кузнецы), Васька – кузнец в селе носит прозвище «цыган».- Обратите внимание, даже имена у героев одинаковые: Василий.Слайд №2 . Василий (греч.) – «царский, царственный». Он человек долга. Женившись, он безропотно разделит тяготы быта, не жалуясь на свою судьбу. Ответственность Василия возрастает после рождения ребёнка. Его привязанность к детям по силе чувства может быть сравнима с чувством матери.Вопрос учителя: - Соответствует ли характер героя определению его имени? В чём? (Любит дочь, жену, хороший семьянин, работящий).Вопрос учителя: - Что о своих чувствах к отцу спустя много лет рассказала его дочь Рая, от имени которой ведётся повествование? («Ярче всего в моей памяти запечатлелся образ отца, его я любила больше всего на свете», «я же бегала за ним как собачонка»)Вопрос учителя :- А отец? Как он относился к дочери? (и он платил ей той же любовью. Называл «синичка», «сильными руками кузнеца подхватывал он дочь и подбрасывал высоко-высоко, до самого неба»).Слово учителя: страницы повести убеждают нас: какое это счастье для девочки быть любимой в семье, а особенно любимой отцом.Вопрос учителя: - Что привлекает Раю в отце? (Весёлый нрав, доброе отношение к людям, общительность, трудолюбие, сила отца)Вопрос учителя: -Умеет ли Василий ценить людей? (Рассмотреть его отношения с Василием Ксенофонтовичем) (В Василии Ксенофонтовиче он видит широко образованного человека, просиживает с ним до полуночи, восхищаясь его знаниями, мечтает дочь выучить на учителя)Семья Василия – кузнеца-счастливая, дружная.Вопрос учителя :-Что, ребята, может разрушить счастье человека, искалечить судьбы на долгие годы?(«Война… Она налетела как вихрь, вымела из деревни всех взрослых мужчин, оставила одних женщин и детей»).Этими словами писательница перевёртывает новую страницу жизни своих героев.Василий- кузнец одним из первых ушёл на фронт.Сообщение учащегося «Василий-кузнец на фронте».
Вывод учителя: Василий-кузнец на фронте сохранил весёлый нрав, был в плену, бежал, никогда в письмах не жаловался на судьбу, сражался вместе с польскими партизанами против фашистских оккупантов. Не потерял бодрости духа, даже тогда когда лишился руки. И рай, и ад прошёл фронтовик, не сломался, выдержал, преодолел все препятствия.И снова дома солдат.Вопрос учителя: -О какой жизни он мечтал? (Ответы учащихся).-А какой она предстала перед ним?(Фронтовика встретили новые жизненные испытания: Дарья, его жена, вышла замуж).Вопрос учителя: -Перед каким нравственным выбором встал Василий-кузнец? (Ответы учащихся)Слайд №3

Нравственный выбор Васьки-кузнеца

Понять, простить жену, Упрекать жену в неверности, оставить в покое новую семью разрушить покой новой семьиВопрос учителя :-Какой выбор делает герой? И почему?Вопрос учителя: - Какие качества необходимы человеку, чтобы принять такое сложное решение? (Сильная любовь, человечность, умение прощать, понимать)Слово учителя: Встреча Васьки с Дарьей после долгой разлуки – это встреча двух любящих людей, умеющих понять друг друга (Прочитать отрывок «Бросилась я к отцу…»).Вопрос учителя: -Как в «Повести об отцах» показано отношение дочери к отцу в этот сложнейший момент жизни (Переживает, жалеет отца, надеется, что жить будут как прежде)- Оправдан ли внезапный отъезд отца? (Это стыд за содеянное (избил учителя Василия Ксенофонтовича), это не бегство от себя, это желание не мешать новой семье, которая создавалась во имя счастья детей).Слово учителя: Василий умеет терпеть, прощать, любить и ждать, он так и не научился жить ради личного благополучия.Вопрос учителя :-Так ли это? Приведите примеры.(Получив известие о смерти учителя Василия Ксенофонтовича, он, не задумываясь, возвращается на родину, чтобы помочь Дарье. Аргументы его просты: «Ты, говорит, синичка, у меня умница, сама зарабатываешь, проживёшь и без меня. А там три рта голодных. Матери нужно помочь». Когда не стало Дарьи, он берёт на себя ответственность быть отцом для совершенно чужих детей.)Вопрос учителя :-Кем стал Василий для неродных детей? (Родным отцом)-Почему вы так решили, ведь в «Повести об отцах» ничего не сказано о том, как Василий смог добиться любви неродных детей: Игоря, Ларисы и Юрочки?(Дети спешат к нему из-за тревожного сообщения о болезни отца, они заняты одной мыслью: «Нет, не должен…Нет,нет..Вылечим, не дадим умереть…).Вопрос учителя: -Что чувствуют дети к отцу?(Преданность, привязанность, любовь, без него они чувствуют себя сиротами)Учитель читает заключительные строки повести (слова сестры Анны).Слово учителя: вся жизнь этого человека, все его качества, гуманность говорят, что он настоящий отец.Работа со сравнительной таблицей «Истинный гуманизм в «Повести об отцах» Н.Куратовой» (Заранее дано задание: заполнить первую часть таблицы «Как вы понимаете смысл слово «гуманизм»?)
Как вы понимаете смысл слова «гуманизм»


Вопросы учителя: -Как вы понимаете слово «гуманизм»?-А в чём заключается истинный гуманизм? Что вы записали во вторую часть таблицы? Назовите нравственные качества Василия-кузнеца, позволившие ему достойно выйти из сложнейшей ситуации и завоевать любовь детей (учащиеся перечисляют эти качества)
Слайд №4 . Истинный гуманизм в «Повести об отцах» Н.Куратовой: доброта, любовь, отзывчивость, умение понять, умение прощать, огромное терпение, забота о ближнем, жизнь для других.
Вывод: Именно такие качества подразумевает Н.Куратова под истинным гуманизмом.Этими чертами наделен простой коми мужчина. Такие отцы очень нужны детям. Сила их любви воплотится в любовь и преданность к ним детей. Искренне хотелось бы, чтобы как можно больше девчонок и мальчишек, став взрослыми, сказали (см. эпиграф): «Ярче всего в моей памяти запечатлелся образ отца, его я любила больше всех на свете».