Николай Андреевич Римский-Корсаков: биография, интересные факты, творчество. Некролог николаю римскому-корсакову Римский биография кратко

110 лет назад, 21 июня 1908 года, ушёл из жизни великий русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков. Произведения композитора характеризуются образностью, они связаны со сказочным миром, с бытом народа и природой России. Представлены в них и восточные образы.

Николай родился в Тихвине 18 марта 1844 года в дворянской семье Римских-Корсаковых, известной своими традициями службы на флоте. Семейный дом находился на берегу реки Тихвинки, напротив Богородичного Успенского монастыря. Его отец Андрей Петрович был выходцем из знатного дворянского рода, служил некоторое время новгородским вице-губернатором, а затем - волынским гражданским губернатором. Начиная с прапрадеда, который был контр-адмиралом флота еще при Елизавете Петровне, все его предки занимали важные посты в администрации или в военной области. Мать, Софья Васильевна, была дочерью крепостной крестьянки и богатого помещика.

Музыкой Николай начал заниматься с шести лет. Ему нравилась церковная музыка, а также русские народные песни. В 11 лет он начал сочинять свои первые музыкальные произведения. Однако сначала казалось, что он продолжит морские традиции семьи. Сильное влияние на будущего композитора оказал его старший брат, Воин Андреевич, морской офицер и будущий контр-адмирал. В двенадцатилетнем возрасте отец привез Николая в Петербург и определил в Морской кадетский корпус. Занимался мальчик хорошо, однако со временем оказалось, что и нравы здешние, и муштра – все ему чуждо. В этом же году виолончелист Улих начал обучать его игре на фортепиано. У будущего композитора появилось настоящее увлечение музыкой: он познакомился с операми Россини, фон Вебера, но особенно его поразили произведения Джакомо Мейербера («Роберт-Дьявол») и Михаила Ивановича Глинки («Жизнь за царя», «Руслан и Людмила»). Затем появился интерес к музыке Бетховена, Моцарта и Мендельсона. «Я был 16-летний ребёнок, страстно любивший музыку и игравший в неё» - вспоминал Николай Андреевич позднее.

В 16 лет Николай стал брать уроки у Ф. А. Канилле, известного пианиста. Музыка отодвинула на второй план морское дело. В 1862 году умер отец, и семья Римских-Корсаковых переехала в столицу. В том же году благодаря Канилле Николай познакомился с композитором Милием Балакиревым и стал членом его кружка, что оказало решающее воздействие на формирование его личности. В то время в Балакиревский кружок (позднее стал называться «Могучая кучка»), кроме его главы Балакирева и самого Римского-Корсакова, входили Ц. А. Кюи и М. П. Мусоргский. Балакирев руководил работой более молодых коллег и не только подсказывал верные композиторские решения для создаваемых ими сочинений. Под влиянием и руководством Милия Алексеевича было начато первое крупное сочинение Римского-Корсакова - Первая симфония.

Весной 1862 году Николай закончил Морской корпус. Через год Римский-Корсаков отправился в трехгодичное плавание вокруг света на клипере «Алмаз». Николай с детства мечтал о путешествиях. Море завораживало гардемарина: «Чудные дни и чудные ночи! Дивный, темно-лазоревый днем цвет океана сменялся фантастическим фосфорическим свечением ночью. С приближением к югу сумерки становились все короче и короче, а южное небо с новыми созвездиями все более и более открывалось». Позднее эти морские впечатления вдохновят его на создание морских картин в операх «Садко», «Сказка о царе Салтане», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Но сложная морская служба не оставляла времени на сочинительство. В конце 1862 года гардемарин в свободное от вахт время написал вторую часть Первой симфонии и надолго отложил в сторону ноты.

Римский-Корсаков станет участником русской военной экспедиции к берегам Северной Америки. Во время Гражданской войны в США 1861-1865 гг. Англия и Франция поддерживали конфедерацию Южных штатов. Россия выступила в защиту Севера, возглавляемого правительством Авраама Линкольна. Англичане и французы готовили интервенцию на американском севере. В этих условиях управляющий Морским министерством вице-адмирал Н. К. Краббе предложил провести операцию по стратегическому развертыванию русского флота у берегов Северной Америки. В случае объявления войны коммуникации англичан и французов в Атлантическом и Тихом океанах оказались бы под ударом русских кораблей.

В состав Атлантической эскадры вошли лучшие корабли Балтийского флота: фрегаты «Александр Невский», «Пересвет» и «Ослябя», корветы «Варяг» и «Витязь», клипер «Алмаз». Командующим эскадрой был назначен капитан 1-го ранга Степан Степанович Лесовский с производством в контр-адмиралы. Незадолго до этого он вернулся из служебной командировки в Америку, хорошо знал обстановку в стране, владел английским и французским языками. Тихоокеанскую эскадру представляли корветы «Богатырь», «Калевала», «Рында» и «Новик», клиперы «Гайдамак» и «Абрек» под командованием контр-адмирала Андрея Александровича Попова.

Операция прошла блестяще. По оценке министра иностранных дел России Александра Михайловича Горчакова, «сосредоточение морских сил в Северной Америке в политическом смысле мысль удачная, а в исполнении – отличная». Корабли южан не смели атаковать Сан-Франциско. Англия и Франция отказались от интервенции. Американцы были благодарны русским. Гардемарин Римский-Корсаков напишет своим родным в Россию: «Нашу эскадру здесь приняли дружественно, даже до крайности. В военном платье на берег и показаться нельзя: не ты будешь смотреть, а на тебя будут смотреть. Будут подходить (даже дамы) с изъявлением своего уважения к русским и удовольствия, что они находятся в Нью-Йорке». Таким образом, русские моряки и Россия спасли Америку от англо-французской интервенции и оккупации, которая могла изменить ход . Такая вот прихоть судьбы. И гардемарин Николай Римский-Корсаков был участником этого исторического события.

После возвращения в Россию Николай Андреевич снова попадает в общество членов Балакиревского кружка и с жадностью наверстывает все, что упустил за время плавания: читает, играет, общается, работает над Первой симфонией и исполняет её в концерте. В 1867 году он сочинил «Садко» для оркестра. Это произведение принесёт ему настоящее признание. В этот же период к Николаю пришла любовь. Он увлечен Надеждой Пургольд, которая вместе с сестрой Александрой исполняла произведения, написанные членами кружка. Дальнейшие четыре года композитор работает над оперой «Псковитянка». В это время произошло много важных событий: умер старший брат, в 1871 году Николай начал преподавать в Санкт-Петербургской консерватории, в 1872 году Надежда стала его невестой. Вернувшись из свадебного путешествия, супруги принялись за разучивание новой оперы. В 1873 году состоялась ее премьера. Публика произведение одобрила. С 1873 по 1878 годы Римский-Корсаков занят совершенствованием собственной техники, так как чувствовал значительные пробелы в своем музыкальном образовании.

Следующий прорывом композитора была «Майская ночь» (1880). Сразу после нее Римский-Корсаков попросил разрешения у Островского использовать для сочинения музыки его пьесу «Снегурочка». Драматург дал согласие и был потрясен результатом. Затем композитор начал трудиться над второй оперой на сюжет произведений Гоголя – «Ночь перед Рождеством». Опера «Садко» была поставлена в 1897 году на Московской частной русской оперной сцене и имела большой успех, повторившийся в Петербурге. Та же судьба ждала оперу «Моцарт и Сальери» на текст Пушкина – в 1898 году она с успехом прошла в Москве, в 1899 – в Петербурге. Следующее произведение, «Царская невеста», было принято неоднозначно. Зато общество было в восторге, когда в 1900 году на сцене ожила «Сказка о царе Салтане». Она была написана по случаю празднования столетия со дня рождения А. С. Пушкина.

Совмещение композиторской и педагогической деятельности сказалось на здоровье Николая Андреевича. Однако он смог написать свое самое новаторское произведение – оперу «Кащей Бессмертный» (1902), а затем создать сказочное «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (1904). Далее было Кровавое воскресенье 1905 года. Студенты на собрании потребовали прекратить занятия до осени. Николай Андреевич их поддержал, за что и был уволен. Впоследствии композитор возвратился в консерваторию и в политической жизни старался не участвовать. В 1906 году Римский-Корсаков начал работу над «Золотым петушком». Через год опера была написана. Генерал-губернатор Москвы воспротивился ее постановке, так как его насторожила острота сатиры на царя. Опера была исполнена в 1909 году, но композитор этого не увидел. В июне 1908 года он умер.

Самый народный из всех русских композиторов, создатель композиторской школы, востребованной и сегодня, профессор консерватории без консерваторского образования, патриот исконной культуры своей страны - Николай Андреевич Римский-Корсаков. В век технического прогресса и грандиозных государственных преобразований, на сломе эпох его вдохновение черпало свои силы не в индустриальной цивилизации или человеческих страстях, а в русской природе, напевах родной земли, простых, известных с детства сюжетах былин, легенд и сказок. Его творческое наследие воистину бесценно, так как и через сто лет оно продолжает восхищать слушателей не только в нашей стране, но и за её рубежами.

Краткую биографию Николая Андреевича Римского-Корсакова и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.

Краткая биография Римского-Корсакова

Город Тихвин известен за пределами Ленинградской области, пожалуй, двумя событиями: в 14 веке здесь явилась икона Тихвинской Божией Матери, а 18 марта 1844 года в семье 60-летнего отставного чиновника Андрея Петровича Римского-Корсакова и его 41-летней супруги Софьи Васильевны родился сын, которого назвали Николаем. Обучаться музыке мальчик начал с раннего детства, но мечтал не о ней, а о море: старший брат был офицером флота, и Нике, как звали его дома, хотелось походить на него. Поэтому в 12 лет он поступает в столичный Морской кадетский корпус. В Петербурге юноша знакомится с М.А. Балакиревым и становится членом его композиторского кружка «Могучая кучка », наравне с Ц.А. Кюи, А.П. Бородиным и М.П. Мусоргским . А ведь ему едва минуло 17!


В 1862 гардемарин Римский-Корсаков начинает служить во флоте. Обойдя на корабле за три года несколько континентов, он продолжает службу на берегу и параллельно занимается сочинением музыки – своим истинным призванием. Согласно биографии Римского-Корсакова в 1871 году композитора-самоучку приглашают преподавать в Санкт-Петербургскую консерваторию. Он соглашается, признавая, что, несмотря на достаточный практический опыт, не имеет должной теоретической подготовки. И садится за парту наравне со своими студентами изучать академические основы музыки. В 1872 году Николай Андреевич женится на пианистке Надежде Николаевне Пургольд. В браке родилось 7 детей.


Общественная деятельность композитора становится все более интенсивной: он руководит Бесплатной музыкальной школой, на одном из концертов которой встает за дирижерский пульт, в течение 12 лет трудится в Придворной певческой капелле, возглавляет кружок Беляева. События 1905 года нашли отклик и в консерваторских кругах: студенты требовали отставки руководства консерватории, ведущий преподавательский состав, включая Римского-Корсакова, покинул учебное заведение. Только к концу года, когда директором был назначен ученик композитора А.К. Глазунов , он вернулся в родные стены.

Уже на закате жизни Римский-Корсаков получил международное признание, выступив как композитор и дирижер на «Русских исторических концертах» в парижской Гранд-опера. Концерты организовал его ученик, С.П. Дягилев . Как профессор композиции он стал наставником многих вдающихся музыкантов, включая И.Ф. Стравинского и С.С. Прокофьева . Весной 1908 года у Николая Андреевича резко обострилось заболевание сердца. И все же он ни на день не оставлял работу. Последнее лето он встречал в собственной усадьбе на псковщине. 8 июня 1908 года композитора не стало.



Интересные факты о Николае Андреевиче Римском-Корсакове

  • Во время обучения Николая в Морском кадетском корпусе директором учебного заведения назначили Воина Андреевича, его брата.
  • Римский-Корсаков мог писать музыку без инструмента. Так, большая часть оперы «Сервилия» была написана во время зарубежного путешествия композитора с супругой, когда рояль ему был недоступен.
  • «Могучая кучка» распалась к 1874 году. Более того, пути ее членов разошлись и творчески, и личностно: Римский-Корсаков перестал тесно общаться с Мусоргским, а с Кюи и Балакиревым отношения охладились вплоть до полной неприязни.
  • В 1898 году чета Римских-Корсаковых была приглашена в московскую квартиру Л.Н. Толстого. Между писателем и композитором возник ожесточенный спор об искусстве. Толстой доказывал, что вся музыка вредна и позорна, а Николай Андреевич не менее жестко ему оппонировал.
  • Римский-Корсаков – 26-й по частоте исполнения оперный композитор в мире. В прошлом сезоне постановки его опер были показаны более 650 раз. Самая исполняемое произведение – «Царская невеста», она входит в сотню самых популярных опер мира.
  • Санкт-Петербургская консерватория, в которой более 35 лет преподавал Н.А. Римский-Корсаков, сейчас носит его имя.


  • Постановка «Царской невесты » фактически спасла Московскую частную оперу от полного разорения и краха. С.И. Мамонтов на тот момент находился под арестом и был объявлен банкротом.
  • В 1910 году в рамках «Русских сезонов» Михаил Фокин поставил в парижской Гранд-Опера балет «» на музыку сюиты Римского-Корсакова. В 1993 году балет был возобновлен в России, с 1994 года – в репертуаре Мариинского театра.
  • С большой любовью и абсолютной удовлетворенностью композитор относился только к двум своим операм – «Снегурочке » и «Царской невесте».
  • Два самых вдающихся ученика Римского-Корсакова, Стравинский и Прокофьев, неоднозначно отзывались о его занятиях. Игорь Федорович по-человечески любил своего учителя, но не находил в его музыке глубины и не разделял его атеистических убеждений. Сергей Сергеевич считал занятия с мастером поверхностными, ему недоставало взаимного общения. Именно поэтому Прокофьев не называл себя учеником Римского-Корсакова. Вместе с тем музыка «Сказания...» и «Снегурочки» потрясли и творчески вдохновили молодого композитора.


  • Мариинский театр чтит исторические связи с произведениями Римского-Корсакова: в его текущем репертуаре 8 опер композитора и балет «Шехеразада».
  • Из 10 представителей шестого поколения потомков композитора только двое – Андрей Владимирович и Александр Владимирович носят его фамилию. Они – праправнуки Владимира Николаевича, его третьего сына. Среди праправнуков самого Н.А. Римского-Корсакова – Ольга Фаворская, певица и композитор.

Творчество Николая Андреевича Римского-Корсакова

Одной из самых ярких особенностей Н.А. Римского-Корсакова была невероятная способность к восприятию опыта. Принято считать, что в основе его творчества – народная культура. Это так, но разве не слышны в его Первой симфонии идеи Балакирева, в раннем творчестве – влияние Листа и Шуберта? Разве не называют «Сказание о невидимом граде Китеже …» русским «Парсифалем»?


В современном представлении Римский-Корсаков – прежде всего автор многих популярных опер. Но с момента образования «Могучей кучки» и до конца 80-х годов 19 века современники видели в нем прежде всего симфониста. Это справедливо с той точки зрения, что после 80-х годов композитор полностью сосредоточился на оперном жанре. А до того – создал несколько крупных симфонических произведений. Первую симфонию (1862-1865) он написал раньше всех своих соратников-кучкистов. Она стала второй из написанных русскими композиторами симфоний. Но, по выражению Ц. Кюи, первой истинно русской. В ней прослеживается гармония национальной музыки, а одна из ее частей написана на тему народной песни. В следующих симфонических произведениях композитор продолжил разработку славянских мелодий.

В 1867 Римский-Корсаков впервые обратился к сюжету древнерусской былины «Садко» - была написана одноименная симфоническая картина. После чего началась работа над Второй симфонией. Сюжетом послужила сказка – еще один творческий символ композитора. Спустя годы он переименует свое детище в симфоническую сюиту «Антар ». В начале 1870-х была написана Третья симфония, которая получилась не слишком удачной, а в середине 80-х была полностью переработана.


В 1873 состоялась премьера первой оперы композитора – «Псковитянка ». Однако он остался не вполне доволен результатом своей работы и без малого еще 20 лет возвращался к ней, переписывая отдельные фрагменты. А в 1897 году создал «Боярыню Веру Шелога», пролог к «Псковитянке». Примечательно, что либретто этой и многих последующих опер композитор пишет самостоятельно. «Майская ночь », вышедшая в 1880, открывает новый виток в творчестве Римского-Корсакова. Его консерваторские занятия не прошли даром – он овладел контрапунктом, стал лучше понимать принципы оркестровки, расширил знания в области народных песен. Почти сразу за «Майской ночью» появляется «Снегурочка » - опера по одноименной сказке А.Н. Островского. Николай Андреевич лично договорился с драматургом об использовании его сюжета для либретто. Опера писалась летом в деревне Стелево. Композитора вдохновляли и природа, и простой быт, и окружение. Вероятно, именно поэтому «Снегурочка» была написана всего за 2,5 месяца. Уже 10 февраля 1881 года состоялась ее премьера в Мариинском театре, скорее неудачная, хотя и тепло принятая А.Н. Островским.

Последующие десятилетие прошло в работе над симфоническими произведениями, самыми известными из них стали «Испанское каприччио » и «Шехеразада », а также – над последними операми своих друзей: «Хованщиной » М.П. Мусоргского и «Князем Игорем » А.П. Бородина, которые остались незавершенными после их кончины. Мусоргскому и Бородину он посвящает написанную в 1888 году Воскресную увертюру для оркестра. Также композитор занимается переделкой своих ранних произведений. Только через 8 лет после «Снегурочки» на премьерных афишах вновь появляется его имя: выходит опера-балет «Млада ».

На рубеже веков Римский-Корсаков создает большую часть своих опер. В 1895 году выходит «Ночь перед Рождеством ». Гоголевский сюжет двумя десятилетиями ранее использовал П.И. Чайковский в опере "Кузнец Вакула" (после переработки - «Черевички»), тогда же им заинтересовался и Римский-Корсаков. Сочинение коллеги Николай Андреевич считал слабым, но при жизни Чайковского не решался браться за эту историю, дабы не провоцировать конфликтную ситуацию. После скоропостижной кончины Петра Ильича он немедленно принялся за работу. Современники сравнивали «Ночь перед Рождеством» с его предыдущими операми и, увы, не в пользу последней.

Несмотря на неудачу, композитор берет уже знакомый ему былинный сюжет – «Садко». Создание либретто в этот раз доверено В.И. Бельскому, с которым они работали над предыдущей оперой. Этот творческий дуэт продолжится и в дальнейшем. «Садко » писался вдохновенно, он был начат в Вечаше – усадьбе на псковщине, которую Римские-Корсаковы снимали на лето. Красота этих мест исключительно располагала к творчеству. Осенью 1896 года опера была закончена и издана. Но Мариинский театр ставить ее отказался – таково было решение самого императора Николая II. Однако композитор познакомился с крупным промышленником и меценатом С.И. Мамонтовым, имевшим собственную оперу в Москве. Мамонтов оказался поклонником его искусства и поставил «Садко» в начале 1898 года. Премьеру ждал большой успех. Художником спектакля выступил К.А. Коровин, а партию Варяжского гостя исполнил Ф.И. Шаляпин.

Найдя поддержку в лице Мамонтова, Римский-Корсаков создает одноактную оперу «Моцарт и Сальери » на пушкинский сюжет и приступает к воплощению своей давней задумки – «Царской невесте » по драме Л.А. Мея. Это одна из немногих его опер, основанных на реалистическом сюжете. Она была написана за 10 месяцев и менее чем через год, в конце 1899, поставлена Московской частной русской оперой в декорациях М.А. Врубеля. Новое произведение мастера настолько отличалось от остальных, что его обвинили в отходе от принципов «Могучей кучки» и возврату к традиционной оперной форме – с кантиленой и ариями. Однако Николай Андреевич именно такой и хотел видеть эту историю – с певучими монологами и законченными голосовыми ансамблями. Среди непримиримых критиков оперы оказалась даже его супруга. Тем не менее публика приняла «Царскую невесту» лучше, чем все предыдущие его работы. А красота лирических мелодий обеспечила их популярность и узнаваемость.

К столетию со дня рождения А.С. Пушкина композитор приурочил «Сказку о царе Салтане », написанную в соавторстве с Бельским и продолжающую ряд сказочных сюжетов, начатых «Снегурочкой». Опера получилась светлой и радостной, хорошо принималась публикой, была в числе любимых и у автора. Поставлена московской частной оперой в 1900 году. Последующие работы – «Сервилия » и «Пан Воевода » были, по выражению самого Римского-Корсакова, весьма средними. А судьба «Кащея Бессмертного » - поистине драматичной. Московская премьера оперы на столь нехарактерный для композитора сюжет, в котором зло побеждает добро, была тепло встречена публикой. Петербургская же постановка силами студентов консерватории состоялась 27 марта 1905 года и превратилась в политический манифест против действий властей 9 января. После этого большинство произведений композитора были запрещены к исполнению.

Несмотря на сочинение трех опер, период начала 1900-х годов ознаменовался главным событием – подготовкой к написанию «Сказания о невидимом граде Китеже и деве Февронии ». Либретто было закончено к 1903 году. Еще чуть более года заняли написание музыки и оркестровка. 7 февраля 1907 состоялась премьера в Мариинском театре. Разные исторические источники дают противоположные мнения о реакции публики - от грандиозного приема до недоумения по поводу излишней серьезности и неспешных темпов развития сюжета. Единогласно отмечалось то, что либретто В.И. Бельского – уникальный для музыкального театра образец самостоятельного литературного произведения. Многие критики называют его лучшим в русской музыке. «Сказание…» по праву считается вершиной творчества композитора и одной из самых выдающихся опер 20 века.

Последнюю свою оперу, «Золотой петушок », Николай Андреевич так никогда и не увидел на сцене. Слишком острая политическая сатира в либретто не дала ей возможности преодолеть запрет цензуры. За два дня до смерти композитор получил официальное письмо дирекции императорских театров об отказе в постановке. Только в 1909 году эта редкая по красоте сатирическая опера была показана в Москве с купюрами, на которые Римский-Корсаков никогда бы не дал согласия. Творческое наследие великого композитора, помимо произведений больших форм, включает вокальные сочинения, сборники русских песен и книги.

Основные мелодии Н.А. Римского-Корсакова, востребованные кинематографом – «Полет шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане» и «Ария индийского гостя» из «Садко». Музыка композитора звучит более чем в полутора сотнях фильмов, наиболее заметные из которых:

  • Да здравствует Цезарь! (2016)
  • 1+1 (2011)
  • Горбатая гора (2005)
  • Блеск (1996)
  • Казино (1995)
  • Женщины на грани нервного срыва (1988)
  • Заводной апельсин (1971)

Сериалы


  • Теория большого взрыва (2007-н.в.)
  • Как я встретил вашу маму (2005-2014)
  • Мастер и Маргарита (2005)
  • Коломбо (1971-2003)
  • Маппет шоу (1976-1981)

Советский фильм 1953 года «Римский-Корсаков» - единственный байопик о жизни великого композитора. Он был снят на киностудии «Ленфильм» Геннадием Казанским и Григорием Рошалем по биографии Римского-Корсакого. Заглавную роль сыграл Григорий Белов, в остальных ролях снялись выдающиеся артисты своего времени – Н. Черкасов, А. Борисов, Л. Гриценко, Л. Сухаревская. Картина рассказывает о второй половине жизни композитора, много экранного времени в ней отведено музыке – показаны сцены из крупнейших опер. К сожалению, сценарий не избежал политической конъюнктуры – большое внимание уделено революционным настроениям и событиям 1905 года, а предприниматели Мамонтов и Дягилев изображены в негативном свете.

Экранизаций опер композитора также почти нет. В 1950-е были созданы анимационные фильмы «Ночь перед Рождеством» и «Снегурочка», а также художественный фильм А. Птушко «Садко», в которых звучала музыка одноименных опер. В 1960-е режиссер Владимир Гориккер выпустил два фильма-оперы: «Моцарт и Сальери» и «Царская невеста». Также существуют несколько DVD-версий театральных постановок: «Садко» Мариинского и Большого театров, «Царская невеста» Немецкой государственной оперы и других.

Н.А. Римский-Корсаков был не только самобытным творцом, но и мастером оркестровки, без которого мы не знали бы ни «Князя Игоря», ни части произведений Мусоргского и Даргомыжского . Он до конца дней оставался верен своему пониманию отечественной музыки и стал одним из последних представителей великой русской музыкальной культуры 19 века.

Видео: смотреть фильм о Римском-Корсакове

Ни его талант, ни его энергия, ни беспредельное доброжелательство к ученикам и товарищам никогда не слабели. Славная жизнь и глубоко национальная деятельность такого человека должны составлять нашу гордость и радость. ...много ли можно указать во всей истории музыки таких высоких натур, таких великих художников и таких необычайных людей, как Римский-Корсаков?
В. Стасов

Почти через 10 лет после открытия первой русской консерватории в Петербурге, осенью 1871 г. в ее стенах появился новый профессор по классу композиции и оркестровки. Несмотря на молодость - ему шел двадцать восьмой год - он уже приобрел известность как автор оригинальных сочинений для оркестра: Увертюры на русские темы , Фантазии на темы сербских народных песен, симфонической картины по русской былине «Садко » и сюиты на сюжет восточной сказки «Антар ». Кроме этого написано немало романсов и в разгаре находилась работа над исторической оперой «Псковитянка ». Никому в голову не могло прийти (и меньше всего директору консерватории, пригласившему Н. Римского-Корсакова), что он стал композитором, почти не имея музыкальной подготовки.

Римский-Корсаков родился в семье, далекой от художественных интересов. Родители, по семейной традиции, готовили мальчика к службе на флоте (моряками были дядя и старший брат). Хотя музыкальные способности выявились очень рано, серьезно заниматься в маленьком провинциальном городке было не у кого. Уроки фортепианной игры давала соседка, потом знакомая гувернантка и ученица этой гувернантки. Музыкальные впечатления дополняли народные песни в любительском исполнении матери и дяди и культовое пение в Тихвинском мужском монастыре.

В Петербурге, куда Римский-Корсаков приехал поступать в Морской корпус, он бывает в оперном театре и на концертах, узнает «Ивана Сусанина» и «Руслана и Людмилу» Глинки, симфонии Бетховена. В Петербурге же у него появляется наконец настоящий учитель - отличный пианист и образованный музыкант Ф. Канилле. Он посоветовал одаренному ученику самому сочинять музыку, познакомил его с М. Балакиревым, вокруг которого группировались молодые композиторы - М. Мусоргский, Ц. Кюи, позднее к ним присоединился А. Бородин (балакиревский кружок вошел в историю под названием «Могучая кучка »).

Ни один из «кучкистов» не прошел курса специальной музыкальной подготовки. Система, по которой Балакирев готовил их к самостоятельной творческой деятельности, заключалась в следующем: сразу же он предлагал ответственную тему, а дальше под его руководством, в совместных обсуждениях, параллельно с изучением произведений крупнейших композиторов решались все возникавшие в процессе сочинения сложности.

Семнадцатилетнему Римскому-Корсакову Балакирев посоветовал начать с симфонии. Между тем молодой композитор, закончивший Морской корпус, должен был отправиться в кругосветное плавание. К музыке и друзьям по искусству он вернулся лишь через 3 года. Гениальная одаренность помогала Римскому-Корсакову быстро овладеть и музыкальной формой, и яркой колоритной оркестровкой, и приемами сочинения, минуя школьные основы. Создавший сложные симфонические партитуры, работающий над оперой, композитор не знал самых азов музыкальной науки и не был знаком с необходимой терминологией. И вдруг предложение преподавать в консерватории!.. «Если б я хоть капельку поучился, если б я хоть на капельку знал более, чем знал в действительности, то для меня было бы ясно, что я не могу и не имею права взяться за предложенное мне дело, что пойти в профессора было бы с моей стороны и глупо, и недобросовестно», - вспоминал Римский-Корсаков. Но не недобросовестность, а высочайшую ответственность проявил он, начав учиться тем самым основам, которые должен был преподавать.

Эстетические взгляды и мировоззрение Римского-Корсакова сформировались в 1860-е гг. под влиянием «Могучей кучки» и ее идеолога В. Стасова. Тогда же определились национальная основа, демократическая направленность, основные темы и образы его творчества. В следующее десятилетие деятельность Римского-Корсакова многогранна: он преподает в консерватории, занимается совершенствованием собственной композиторской техники (пишет каноны, фуги), занимает должность инспектора духовых оркестров Морского ведомства (1873-84) и дирижирует симфоническими концертами, заменяет на посту директора Бесплатной музыкальной школы Балакирева и готовит к изданию (совместно с Балакиревым и Лядовым) партитуры обеих опер Глинки, записывает и гармонизует народные песни (первый сборник вышел в 1876 г., второй - в 1882).

Обращение к русскому музыкальному фольклору , так же как и подробное изучение оперных партитур Глинки в процессе подготовки их к изданию, помогло композитору преодолеть умозрительность некоторых его сочинений, возникшую в результате усиленных занятий техникой композиции. В двух написанных после «Псковитянки» (1872) операх - «Майская ночь » (1879) и «Снегурочка » (1881) - получили воплощение любовь Римского-Корсакова к народным обрядам и народной песне и его пантеистическое мировоззрение.

Творчество композитора 80-х гг. в основном представлено симфоническими произведениями : «Сказка » (1880), Симфониетта (1885) и Фортепианный концерт (1883), а также знаменитые «Испанское каприччио » (1887) и «Шехеразада » (1888). В то же время Римский-Корcаков работает в Придворной певческой капелле. Но больше всего времени и сил он отдает работе по подготовке к исполнению и изданию опер своих покойных друзей - «Хованщины» Мусоргского и «Князя Игоря» Бородина. Вероятно, эта напряженная работа над оперными партитурами обусловила то, что собственное творчество Римского-Корсакова развертывается в эти годы в сфере симфонической.

К опере композитор возвращается лишь в 1889 г., создав феерическую «Младу » (1889-90). С середины 90-х гг. одна за другой следуют «Ночь перед рождеством » (1895), «Садко » (1896), пролог к «Псковитянке» - одноактная «Боярыня Вера Шелога » и «Царская невеста » (обе - 1898). В 1900-е гг. создаются «Сказка о царе Салтане » (1900), «Сервилия » (1901), «Пан воевода » (1903), «Сказание о невидимом граде Китеже » (1904) и «Золотой петушок » (1907).

На протяжении всей творческой жизни композитор обращался и к вокальной лирике . В 79 его романсах представлена поэзия А. Пушкина, М. Лермонтова, А. К. Толстого, Л. Мея, А. Фета, а из зарубежных авторов Дж. Байрона и Г. Гейне.

Содержание творчества Римского-Корсакова многообразно: оно раскрыло и народно-историческую тему («Псковитянка», «Сказание о невидимом граде Китеже»), сферу лирики («Царская невеста», «Сервилия») и бытовой драмы («Пан воевода»), отразило образы Востока («Антар», «Шехеразада»), воплотило особенности других музыкальных культур («Сербская фантазия», «Испанское каприччио» и др.). Но более характерны для Римского-Корсакова фантастика, сказочность, многообразные связи с народным творчеством.

Композитор создал целую галерею неповторимых в своем обаянии, чистых, нежно-лирических женских образов - как реальных, так и фантастических (Панночка в «Майской ночи», Снегурочка, Марфа в «Царской невесте», Феврония в «Сказании о невидимом граде Китеже»), образы народных певцов (Лель в «Снегурочке», Нежата в «Садко»).

Сформировавшийся в 1860-е гг. композитор всю жизнь оставался верен передовым общественным идеалам. В преддверии первой русской революции 1905 г. и в последовавший за ней период реакции Римский-Корсаков пишет оперы «Кащей бессмертный » (1902) и «Золотой петушок», которые воспринимались как обличение царившего в России политического застоя.

Более 40 лет длился творческий путь композитора. Вступив на него как продолжатель традиций Глинки, он и в XX в. достойно представляет русское искусство в мировой музыкальной культуре. Творческая и музыкально-общественная деятельность Римского-Корсакова многогранна: композитор и дирижер, автор теоретических трудов и рецензий, редактор сочинений Даргомыжского, Мусоргского и Бородина, он оказал сильнейшее воздействие на развитие русской музыки.

За 37 лет педагогической работы в консерватории у него училось более 200 композиторов: А. Глазунов, А. Лядов, А. Аренский, М. Ипполитов-Иванов, И. Стравинский, Н. Черепнин, А. Гречанинов, Н. Мясковский, С. Прокофьев и др. Разработка Римским-Корсаковым ориентальной тематики («Антар», «Шехеразада», «Золотой петушок») имела неоценимое значение для развития национальных музыкальных культур Закавказья и Средней Азии, а многообразные морские пейзажи («Садко», «Шехеразада», «Сказка о царе Салтане», цикл романсов «У моря » и др.) многое определили в пленерной звукописи француза К. Дебюсси и итальянца О. Респиги.

Е. Гордеева

Творчество Николая Андреевича Римского-Корсакова - явление уникальное в истории русской музыкальной культуры. Дело не только в огромном художественном значении, колоссальном объеме, редкой многосторонности его творчества, но и в том, что деятельность композитора охватывает почти целиком очень динамичную эпоху в отечественной истории - от крестьянской реформы до периода между революциями. Одной из первых работ молодого музыканта была инструментовка только что оконченного «Каменного гостя» Даргомыжского, последняя большая работа мастера, «Золотой петушок», относится к 1906–1907 годам: опера сочинялась одновременно с «Поэмой экстаза» Скрябина, Второй симфонией Рахманинова; всего четыре года отделяют премьеру «Золотого петушка» (1909) от премьеры «Весны священной» Стравинского, два - от композиторского дебюта Прокофьева.

Таким образом, творчество Римского-Корсакова уже чисто в хронологическом плане составляет как бы стержень русской классической музыки, соединяющее звено между эпохой Глинки - Даргомыжского и XX веком. Синтезируя достижения петербургской школы от Глинки до Лядова и Глазунова, вбирая в себя многое из опыта москвичей - Чайковского, Танеева, композиторов, выступивших на рубеже XIX и XX веков, оно всегда было открыто для новых художественных веяний, отечественных и зарубежных.

Всеобъемлющий, систематизирующий характер присущ любому направлению работы Римского-Корсакова - композитора, педагога, теоретика, дирижера, редактора. Его жизненная деятельность в целом - сложный мир, который хотелось бы назвать «космосом Римского-Корсакова». Цель же этой деятельности - собирание, фокусирование основных черт национального музыкального и, шире, художественного сознания, а в конечном итоге - воссоздание цельного образа русского миропонимания (конечно, в личностном, «корсаковском» его преломлении). Это собирание нерасторжимо связано с личностной, авторской эволюцией, так же как процесс обучения, воспитания - не только непосредственных учеников, но и всей музыкальной среды - с самообучением, самовоспитанием.

А. Н. Римский-Корсаков, сын композитора, говоря о постоянно обновляющемся многообразии разрешаемых Римским-Корсаковым задач, удачно охарактеризовал жизнь художника как «фугообразное сплетение нитей». Он же, размышляя о том, что заставляло гениального музыканта отдавать непомерно большую часть времени и сил «побочным» видам просветительского труда, указал на «отчетливое сознание своего долга перед русской музыкой и музыкантами». «Служение » - ключевое слово в жизни Римского-Корсакова, так же как «исповедь» - в жизни Мусоргского.

Считается, что русская музыка второй половины XIX века отчетливо тяготеет к усвоению современных ей достижений других искусств, в особенности литературы: отсюда предпочтение «словесных» жанров (от романса, песни до оперы, венца творческих устремлений всех композиторов поколения 1860-х), а в инструментальных - широкое развитие принципа программности. Однако ныне становится все более очевидным, что картина мира, созданная отечественной классической музыкой, совсем не тождественна таковым в литературе, живописи или архитектуре. Особенности роста русской композиторской школы связаны и со спецификой музыки как вида искусства и с особым положением музыки в отечественной культуре XX столетия, с ее особыми задачами в осмыслении жизни.

Историко-культурная ситуация в России предопределяла колоссальный разрыв между народом, который, по словам Глинки, «создает музыку», и теми, кто хотел ее «аранжировать». Разрыв был глубоко, трагически необратим, и последствия его сказываются до сегодняшнего дня. Но, с другой стороны, многослойность совокупного слухового опыта русских людей содержала в себе неисчерпаемые возможности для движения и роста искусства. Быть может, в музыке «открытие России» выразилось с наибольшей силой, поскольку основа ее языка - интонация есть самое органичное выявление индивидуально-человеческого и этнического, концентрированное выражение духовного опыта народа. «Многоукладность» национальной интонационной среды в России середины позапрошлого века - одна из предпосылок новаторства русской профессиональной музыкальной школы. Собирание в едином фокусе разнонаправленных тенденций - условно говоря, от языческих, праславянских корней до новейших идей западноевропейского музыкального романтизма, самых передовых приемов музыкальной техники, - характернейшая черта русской музыки второй половины XIX столетия. В этот период она окончательно выходит из-под власти прикладных функций и становится миросозерцанием в звуках.

Часто рассуждая о шестидесятничестве Мусоргского, Балакирева, Бородина, мы как бы забываем о принадлежности той же эпохе Римского-Корсакова. Между тем трудно найти художника, более верного самым высоким и чистым идеалам своего времени.

Знавшие Римского-Корсакова позднее - в 80-е, 90-е, 1900-е годы - не уставали удивляться тому, как жестко он прозаизировал себя и свой труд. Отсюда нередкие суждения о «сухости» его натуры, его «академизме», «рационализме» и т.д. На самом деле это типичное шестидесятничество в сочетании с характерным для русского художника избеганием излишней патетики применительно к собственной личности. Один из учеников Римского-Корсакова, М. Ф. Гнесин высказал мысль, что художник в постоянной борьбе с собой и с окружающими, со вкусами своей эпохи временами как бы ожесточался, становился в некоторых своих высказываниях уже и ниже себя. Это обязательно надо иметь в виду при истолковании высказываний композитора. Еще большего внимания заслуживает, по-видимому, замечание другого ученика Римского-Корсакова, А. В. Оссовского: строгость, придирчивость самоанализа, самоконтроля, неизменно сопровождавшие путь художника, были таковы, что человек меньшей одаренности просто не выдержал бы тех «ломок», тех экспериментов, которые он постоянно ставил на себе самом: автор «Псковитянки», как школьник, садится за задачи по гармонии, автор «Снегурочки» не пропускает ни одного представления вагнеровских опер, автор «Садко» пишет «Моцарта и Сальери», профессор-академист создает «Кащея» и т. д. И это тоже шло у Римского-Корсакова не только от натуры, но и от эпохи.

Общественная активность его всегда была очень высокой, а деятельность отличалась полным бескорыстием и безраздельной преданностью идее общественного долга. Но, в отличие от Мусоргского, Римский-Корсаков - не «народник» в специфическом, историческом значении этого термина. В проблеме народа он всегда, начиная с «Псковитянки» и поэмы «Садко», видел не столько историческое и социальное, сколько неделимое и вечное. По сравнению с документами Чайковского или Мусоргского в письмах Римского-Корсакова, в его «Летописи» немного признаний в любви к народу и к России, но как художнику ему было свойственно колоссальное чувство национального достоинства, и в мессианстве русского искусства, в частности музыки, он был уверен отнюдь не менее Мусоргского.

Всем кучкистам была свойственна такая черта шестидесятничества, как бесконечная пытливость к явлениям жизни, вечная тревога мысли. У Римского-Корсакова она сосредоточивалась в наибольшей мере на природе, понимаемой как единство стихии и человека, и на искусстве как высшем воплощении такого единства. Подобно Мусоргскому и Бородину, он неуклонно стремился к «позитивному», «положительному» знанию о мире. В своем стремлении самым тщательным образом проштудировать все области музыкальной науки он исходил из положения - в которое (как и Мусоргский) верил очень твердо, иногда до наивности, - что в искусстве существуют столь же объективные, универсальные, как в науке, законы (нормы) а не только вкусовые пристрастия.

В результате эстетико-теоретическая деятельность Римского-Корсакова обняла почти все области знания о музыке и сложилась в законченную систему. Ее компоненты: учение о гармонии, учение об инструментовке (оба в виде больших теоретических трудов), эстетика и форма (заметки 1890-х годов, критические статьи), фольклор (сборники обработок народных песен и примеры творческого осмысления народных мотивов в сочинениях), учение о ладе (большая теоретическая работа о старинных ладах была уничтожена автором, но сохранился краткий ее вариант, а также примеры трактовки старинных ладов в обработках церковных роспевов), полифония (соображения, высказанные в письмах, в разговорах с Ястребцевым и т.д., а также творческие примеры), музыкальное образование и организация музыкального быта (статьи, а главным образом просветительская и педагогическая деятельность). Во всех этих областях Римский-Корсаков высказал смелые идеи, новизна которых нередко затушевана строгой, лаконичной формой изложения.

«Создатель „Псковитянки“ и „Золотого петушка“ не был ретроградом. Он был новатором, но таким, которым стремился к классической завершенности и соразмерности музыкальных элементов» (Цуккерман В. А.). По Римскому-Корсакову, возможно любое новое в любой области при условиях генетической связи с прошлым, логичности, смысловой обусловленности, архитектонической организованности. Таково его учение о функциональности гармонии, в котором логические функции могут быть представлены созвучиями самых разных структур; таково его учение об инструментовке, открывающееся фразой: «В оркестре нет дурных звучностей». Необычайно прогрессивна предложенная им система музыкального образования, в которой модус обучения связан прежде всего с характером одаренности ученика и доступностью тех или иных способов живого музицирования.

Эпиграфом к своей книге об учителе М. Ф. Гнесин поставил фразу из письма Римского-Корсакова к матери: «Гляди на звезды, но не заглядывайся и не падай». Эта как бы случайная фраза юного кадета Морского корпуса замечательно характеризует позицию Римского-Корсакова - художника в будущем. Быть может, подходит к его личности и евангельская притча о двух посланных, один из которых сразу сказал «пойду» - и не пошел, а другой сначала сказал «не пойду» - и пошел (Матф., XXI, 28-31).

В самом деле, на протяжении творческого пути Римского-Корсакова замечается немало противоречий между «словами» и «делом». Например, никто так яростно не ругал кучкизм и его недостатки (достаточно вспомнить восклицание из письма к Крутикову: «О, русские композито ры - ударение Стасова, - своим необразованием обязанные самим себе!», целый ряд обидных высказываний в «Летописи» о Мусоргском, о Балакиреве и т. д.), - и никто не был столь последователен в отстаивании, защите основных эстетических принципов кучкизма и всех его творческих достижений: в 1907 году, за несколько месяцев до смерти, Римский-Корсаков называл себя «убежденнейшим кучкистом». Мало кто столь критично относился к «новым временам» вообще и к принципиально новым явлениям музыкальной культуры на рубеже веков и в начале XX столетия - и вместе с тем так глубоко и полно ответил духовным запросам новой эпохи («Кащей», «Китеж», «Золотой петушок» и другое в позднем творчестве композитора). Римский-Корсаков в 80-х - начале 90-х годов подчас очень жестко отзывался о Чайковском и его направлении - и он же постоянно учился у своего антипода: творчество Римского-Корсакова, его педагогическая деятельность, несомненно, являлись главным связующим звеном между петербургской и московской школами. Еще сокрушительнее корсаковская критика Вагнера и его оперной реформы, а между тем он среди русских музыкантов наиболее глубоко воспринял идеи Вагнера и творчески на них ответил. Наконец, никто из русских музыкантов с таким постоянством не подчеркивал на словах свой религиозный агностицизм, и мало кто сумел в творчестве создать столь глубокие образы народной веры.

Доминантами художественного мировоззрения Римского-Корсакова были «вселенское чувство» (его собственное выражение) и широко понимаемый мифологизм мышления. В главе из «Летописи», посвященной «Снегурочке», он формулировал свой творческий процесс следующим образом: «Я прислушивался к голосам природы и народного творчества и природы и брал напетое ими и подсказанное в основу своего творчества». Внимание художника в наибольшей степени сосредоточивалось на великих явлениях космоса - небо, море, солнце, звезды и на великих явлениях в жизни людей - рождение, любовь, смерть. Этому соответствует вся эстетическая терминология Римского-Корсакова, в особенности его любимое слово - «созерцание ». Его заметки по эстетике открываются утверждением искусства как «сферы созерцательной деятельности», где объект созерцания - «жизнь человеческого духа и природы, выраженная в их взаимных отношениях ». Вместе с единством человеческого духа и природы художник утверждает единство содержания всех видов искусства (в этом смысле его собственное творчество безусловно синкретично, хотя и на иных основаниях, нежели, например, творчество Мусоргского, тоже утверждавшего, что искусства разнятся между собой лишь в материале, но не в задачах и целях). Девизом ко всему творчеству Римского-Корсакова можно было бы поставить его собственные слова: «Представление прекрасного есть представление бесконечной сложности». При этом ему не был чужд и любимый термин раннего кучкизма - «художественная правда», он протестовал лишь против суженного, догматического его понимания.

Особенности эстетики Римского-Корсакова обусловили расхождение его творчества с общественными вкусами. По отношению к нему столь же правомерно говорить о непонятости, как и по отношению к Мусоргскому. Мусоргский больше, чем Римский-Корсаков, соответствовал своей эпохе по типу дарования, по направленности интересов (обобщенно говоря, история народа и психология личности), однако радикализм его решений оказывался не по плечу современникам. У Римского-Корсакова непонятость носила не столь острый, но не менее глубокий характер.

Жизнь его была как будто очень счастлива: прекрасная семья, отличное воспитание, увлекательное кругосветное путешествие, блестящий успех первых сочинений, необычайно удачно сложившаяся личная жизнь, возможность целиком посвятить себя музыке, впоследствии всеобщее уважение и радость видеть рост вокруг себя талантливых учеников. Тем не менее, начиная со второй оперы и вплоть до конца 90-х годов, Римский-Корсаков постоянно сталкивался с непониманием и «своих» и «чужих». Кучкисты считали его композитором не оперным, не владеющим драматургией и вокальным письмом. Долго бытовало мнение об отсутствии у него самобытного мелодизма. За Римским-Корсаковым признавали мастерство, особенно в области оркестра, - но не более того. Это затянувшееся недоразумение было по сути основной причиной тяжелого кризиса, пережитого композитором в период после смерти Бородина и окончательного распада Могучей кучки как творческого направления. И только с конца 90-х годов искусство Римского-Корсакова становится все более созвучным эпохе и встречает признание и понимание в среде новой русской интеллигенции.

Этот процесс освоения общественным сознанием идей художника был прерван последующими событиями в истории России. В течение десятилетий искусство Римского-Корсакова толковалось (и воплощалось, если речь идет о сценических реализациях его опер) весьма упрощенно. Самое ценное в нем - философия единства человека и космоса, идея поклонения красоте и тайне мира оставались погребенными под ложно трактуемыми категориями «народности» и «реализма». Судьба наследия Римского-Корсакова в этом смысле, конечно, не уникальна: например, еще большим искажениям подвергались оперы Мусоргского. Однако, если в последнее время вокруг фигуры и творчества Мусоргского велись споры, наследие Римского-Корсакова в последние десятилетия находилось в почетном забвении. За ним признавались всяческие достоинства академического порядка, но оно словно выпадало из общественного сознания. Музыка Римского-Корсакова звучит нечасто; в тех же случаях, когда его оперы попадают на сцену, большинство инсценировок - сугубо декоративных, сусальных или лубочно-сказочных - свидетельствуют о решительном непонимании идей композитора.

Произведения Римского-Корсакова характеризуются изобразительностью, им присуща особая чистота лирики. Все они связаны со сказочным миром, с бытом народа, с природой России. Немаловажным является и представление в них восточных образов.

Н. А. Римский-Корсаков. Биография: детские годы

Будущий композитор родился в Тихвине в марте 1844 года. Его отец был выходцем из знатного дворянского рода. Начиная с прапрадеда, который был контр-адмиралом флота еще при все его предки занимали важные посты в администрации или в армии. Музыкой Ника (так называли мальчика родные) начал заниматься с шести лет. Но скучные учителя не смогли привить ребенку любовь к предмету.

Н. А. Римский-Корсаков. Биография: отъезд в Петербург

В двенадцатилетнем возрасте отец привез Николая в северную столицу и определил в морской корпус кадетом. Сбылась его детская мечта. Занимался мальчик с усердием, однако со временем оказалось, что и нравы здешние, и муштра - все ему чуждо. В этом же году виолончелист Улих начал обучать его игре на фортепиано. В 16 лет Николай стал брать уроки у Ф. А. Канилле, известного пианиста. Музыка отодвинула на второй план морское дело, чем очень был недоволен старший брат Николая. К тому же юноша в 1861 году вступил в балакиревский кружок. Римский-Корсаков был очень рад, что увлеченные музыкой люди приняли его как равного. В этот же период Николай переживает тяжелую утрату - смерть отца. Через год Римский-Корсаков отправился в плавание вокруг света. Во время путешествия он написал только одно Анданте для симфонии.

Римский-Корсаков. Биография: 1865-1882 годы

После возвращения на родину он с жадностью наверстывает все, что упустил за время плавания: читает, играет, общается, работает над Первой симфонией и исполняет ее в концерте. В 1867 году он сочинил «Садко» для оркестра. Эта «музыкальная картина» принесла ему настоящее признание. В этот же период к Николаю пришла любовь. Он увлечен Надеждой Пургольд, которая вместе с сестрой Александрой исполняла произведения, написанные членами кружка. Дальнейшие четыре года композитор работает над оперой «Псковитянка». В это время произошло много волнующих событий: умер старший брат, в 1871 году Николай начал преподавать в консерватории, в этом же году Надежда Пургольд стала его невестой. Вернувшись из свадебного путешествия, супруги принялись за разучивание новой оперы. В 1873 году состоялась ее премьера. Публика произведение одобрила. С 1873 по 1878 годы Римский-Корсаков занят совершенствованием собственной техники, так как чувствовал значительные пробелы в своем музыкальном образовании. Члены кружка этого усердия не поняли.

Они предупреждали, что технически совершенные произведения окажутся на порядок ниже тех, что написаны душой. Так и произошло. Третья симфония, исполненная в 1876 году, была принята публикой и прессой довольно сдержанно. И вот, наконец, к композитору пришло долгожданное вдохновение: очень быстро он написал оперу «Майская ночь». Сразу после нее Римский-Корсаков попросил разрешения у Островского использовать для сочинения музыки его пьесу «Снегурочка». Драматург дал согласие и был потрясен результатом.

Римский-Корсаков. Биография: 1894-1902 годы

В этот период композитор начал трудиться над второй оперой на сюжет произведений Гоголя - «Ночь перед Рождеством». Следующее произведение, «Царская невеста», было принято неоднозначно. Зато не было конца овациям, когда в на сцене ожила «Сказка о царе Салтане». Она была написана по случаю празднования столетия со дня рождения А. С. Пушкина.

Краткая биография Римского-Корсакова: последние годы

Совмещение композиторской и педагогической деятельности не могло не сказаться на здоровье Николая Андреевича. Однако это не помешало ему написать свое самое новаторское произведение - оперу «Кащей Бессмертный». Далее было потрясение «кровавым воскресеньем» 1905 года. Студенты на сходке требовали прекратить занятия до осени. Николай Андреевич их поддержал, за что и был уволен. За ним, выражая таким образом протест, из консерватории ушли еще многие профессора. С тех пор мысль о написании такой оперы, в которой можно было бы изобличить царизм, не оставляла Римского-Корсакова. В 1906 году он начал работу над «Золотым петушком». Через год опера была написана. воспротивился ее постановке, так как его насторожила острота сатиры на царя. Опера все-таки была исполнена в 1909 году, но композитор этого не увидел. В июне 1908 года он умер.

Николай Римский-Корсаков краткая биография для детей и взрослых изложена в этой статье.

Николай Римский-Корсаков краткая биография

Николай Андреевич Римский-Корсаков - русский композитор, педагог, дирижёр. Среди его сочинений - 15 опер, 3 симфонии, симфонические произведения, инструментальные концерты, кантаты, камерно-инструментальная, вокальная и духовная музыка.

Родился 18 марта (6 марта по старому стилю) 1844 года в городе Тихвин Новгородской губернии. Отец композитора происходил из старинного дворянского рода.

С шести-семи лет мальчик обучался игре на фортепиано, к девятилетнему возрасту относятся его первые попытки к сочинению.

В 1862 году окончил Санкт-Петербургское морское училище.

Знакомство в 1861 году с композитором Милием Балакиревым и его кружком «Могучая кучка», склонило его к более серьезным занятиям.

Общение Римского-Корсакова с балакиревским кружком было на время прервано двухлетним кругосветным плаванием, которое послужило источником разнообразных впечатлений, отразившихся в его творчестве. Наиболее значительные произведения этого периода - симфоническая картина «Садко» (1867) и опера «Псковитянка» (по одноименной драме Л. Мея, 1872).

В 1871 году Римский-Корсаков был приглашен в число профессоров Петербургской консерватории и занимал эту должность на протяжении почти четырех десятилетий.

В 1874-1881 годах Николай Римский-Корсаков был директором Бесплатной музыкальной школы и дирижером ее концертов.

В 1883-1894 годах занимал должность помощника управляющего придворной певческой капеллой.

В 1905 году за выступление в защиту прав учащихся Римский-Корсаков был уволен из консерватории, что повлекло за собой выход в отставку в знак протеста значительной части профессорско-преподавательского состава. В декабре 1905 года, после предоставления консерватории автономии, он вернулся в консерваторию по приглашению художественного совета.

Разностороннюю музыкальную, дирижерскую и педагогическую деятельность Римский-Корсаков сочетал с плодотворной работой композитора. Он создал 15 опер , в их числе - «Псковитянка» (1872), «Майская ночь» (1879), «Снегурочка» (1881), «Садко» (1896), «Царская невеста» (1898), «Сказка о царе Салтане» (1900), «Кащей бессмертный» (1902), «Сказание о невидимом граде Китеже…» (1904), «Золотой петушок» (1907). Ряд фрагментов из этих опер стали шлягерами - «Песня индийского гостя» из «Садко» или оркестровый «Полет шмеля» из «Салтана».

37 лет своей жизни Римский-Корсаков посвятил преподаванию. У него получили образование И. Стравинский, А. Аренский, А. Глазунов, С. Прокофьев и другие. Кроме того, Николай Андреевич является автором нескольких учебников и большого количества статей на музыкальные темы. Римский-Корсаков по праву признан создателем такого жанра, как опера – сказка. Создавая собственные произведения, композитор еще и донес до слушателя не одно произведение своих погибших товарищей.

Николай Андреевич скончался 21 июня 1908 года от сердечного приступа, который последовал после инфаркта.