Неорусский стиль в архитектуре. Неорусский стиль • Русская Антикварная Галерея

Неорусский стиль или стиль национального романтизма - явление в русской культуре 1880-х - 1917 гг., основанное на возрождении традиций древнерусского зодчества и народных ремесел. Первые обращения художников и архитекторов к русской допетровской традиции относятся еще к середине XIX в. и лежат в общем русле ретроспективных стилей эпохи историзма, основой которого является поверхностная стилизация

Форм. Качественный скачок в развитии неорусского стиля происходит в начале 1880-х гг. с возникновением абрамцевского кружка в имении С.И. Морозова и деятельностью таких выдающихся русских художников, как В. Васнецов, М. Врубель, Е. Поленова и ее брата В. Поленова, которые инспирировали создание гончарной и столярной мастерских для комплексного оформления внешнего и внутреннего решения убранства доходных домов и особняков. В основе создания предметов в неорусском стиле лежало глубокое изучение подлинных предметов быта русского крестьянства, образцов архитектуры домонгольского периода и художественная интерпретация изученного. Так появился весь комплекс построек и оформление в неорусском стиле в с. Абрамцево. Около 20 лет кружок в Абрамцево активно развивался, демонстрировал свои изделия на художественно-промышленных выставках, являясь образцом неорусского стиля для других кустарных производств. В 1900 г. возникает творческое объединение в с. Талашкино, принадлежавшем княгине М.К. Тенишевой, которая приглашает к сотрудничеству М. Врубеля, Н. Давыдову, С. Малютина, А. Головина, К. Коровина, Н. Рериха. Для талашкинских изделий характерен больший спектр художественных заимствований – скандинавское искусство викингов, языческие славянские культуры, скифское искусство, западноевропейское средневековье, фольклор и выраженное авторское начало. В начале 1900-х гг. были реализованы такие программные сооружения в неорусском стиле, как доходный дом Перцовых у храма Христа Спасителя, ц. Спаса Нерукотворного в п. Клязьма. Ближе к середине 1900-х гг. многие художники-прикладники разрабатывали эскизы более функциональных и простых в изготовлении предметов с простым геометрическим силуэтом, напоминавшим произведения Ольбриха и Макинтоша. В 1910 г. при Московском Кустарном музее был открыт Музей образцов, в котором можно было заказать понравившийся образец мебели в неорусском стиле к повтору. Большое количество мебели, декоративно-прикладных предметов, керамики Абрамцево и Талашкино тиражировалось в кустарных мастерских, среди наиболее известных стоит отметить мастерские Московского Кустарного музея, Хотькова, Сергиева Посада, кусты Нижегородской губернии, московский керамико-художественный завод «Абрамцево», кустарные мастерские Московского земства, мастерские при Строгановском художественно-промышленном училище и др

Купить предметы в неорусском стиле

В нашем салоне-магазине в Москве представлены мебель, шкатулки, керамика в неорусском стиле, исполненные в мастерских Абрамцево, Талашкино и на других кустарных производствах начала XX века.

Вконтакте

Основан на использовании традиций древнерусского зодчества и народного искусства, а также ассоциируемых с ними элементов византийской архитектуры.

Русский стиль возник в рамках общеевропейского подъема интереса к национальной архитектуре, и представляет собой интерпретацию и стилизацию русского архитектурного наследия.

Представляя собой искусную стилизацию, русский стиль последовательно сочетался с другими стилями - от архитектурного романтизма первой половины XIX в. до стиля модерн.

Развитие

Одним из первых течений, возникших в рамках псевдорусского стиля, является зародившийся в 1830-е годы «русско-византийский стиль» в архитектуре церквей. Развитию этого направления способствовала весьма широкая правительственная поддержка, поскольку русско-византийский стиль воплощал идею официального православия о преемственности между Византией и Россией.

Для русско-византийской архитектуры характерно заимствование ряда композиционных приёмов и мотивов византийской архитектуры, наиболее ярко воплотившихся в «образцовых проектах» церквей Константина Тона в 1840-е годы. Тоном были возведены Храм Христа Спасителя, Большой Кремлёвский дворец и Оружейная палата в Москве, а также кафедральные соборы в Свеаборге, Ельце (Вознесенский собор), Томске, Ростове-на-Дону и Красноярске.

Stan Shebs , CC BY-SA 3.0

Для другого направления псевдорусского стиля, возникшего под влиянием романтизма и славянофильства, характерны постройки, использующие произвольно истолкованные мотивы древнерусской архитектуры.

Alex Zelenko , CC BY-SA 3.0

В рамках данного направления были возведены многие постройки Алексея Горностаева. Ярким примером этого направления является построенная в Москве на Девичьем поле деревянная «Погодинская изба» Николая Никитина.

Развитие в конце XIX века

В начале 1870-х годов народнические идеи пробудили в художественных кругах повышенный интерес к народной культуре, крестьянскому зодчеству и русской архитектуре XVI-XVII вв. Одними из самых ярких построек псевдорусского стиля 1870-х годов стали «Терем» Ивана Ропета в Абрамцеве под Москвой (1873) и типография Мамонтова в Москве, построенная Виктором Гартманом (1872). Это направление, активно пропагандировавшееся известным художественным критиком Владимиром Стасовым, распространилось вначале в архитектуре деревянных выставочных павильонов и небольших городских домов, а затем в монументальном каменном зодчестве.


NVO , CC BY-SA 3.0

К началу 1880-х гг. «ропетовщину» сменило новое официальное направление псевдорусского стиля, почти буквально копировавшее декоративные мотивы русской архитектуры XVII в.

В рамках данного направления здания, построенные, как правило, из кирпича или белого камня, стали обильно декорироваться в традициях русского народного зодчества.

Для этой архитектуры характерны «пузатые» колонны, низкие сводчатые потолки, узкие окна-бойницы, теремообразные крыши, фрески с растительными орнаментами, использование многоцветных изразцов и массивной ковки.

В рамках данного направления были возведены Верхние торговые ряды (ныне здание ГУМа, 1890-1893, архитектор Александр Померанцев), здание Исторического музея (1875-1881, архитектор Владимир Шервуд), завершившие ансамбль Красной площади в Москве, и Саввинское подворье архитектора Ивана Кузнецова.

Развитие в начале XX века

В начале XX века получает развитие «неорусский стиль ». В поисках монументальной простоты архитекторы обратились к древним памятникам Новгорода и Пскова и к традициям зодчества русского Севера. На сооружениях этого направления иногда лежит отпечаток стилизации в духе северного модерна. В Санкт-Петербурге «неорусский стиль» нашёл применение главным образом в церковных постройках Владимира Александровича Покровского, Степана Кричинского, Андрея Петровича Аплаксина, Германа Гримма, хотя в этом же стиле строились и некоторые доходные дома (характерный пример - дом Купермана, построенный архитектором А. Л. Лишневским на Плуталовой улице).

Любопытным образцом неорусского стиля (с оттенком модерна) является Церковь Спаса Нерукотворного Образа в Клязьме, построенная в честь 300-летия Романовых архитектором В. И. Мотылёвым по рисунку С. И. Вашкова (1879-1914), ученика Васнецова, в 1913-1916-е годы.

Историками архитектуры высказывалось мнение, что неорусский стиль стоит ближе к модерну, чем к эклектике, и этим отличается от «псевдорусского стиля» в его традиционном понимании.

Фотогалерея



Полезная информация

Псевдорусский стиль или русский стиль
включает русско-византийский стиль

Терминология

Термины, обозначающие направление в русской архитектуре второй половины XIX - начала XX веков, связанное с поиском самобытного национального стиля, до сих пор неточны, а отдельные явления, существовавшие в рамках этого направления, не дифференцированы.

Появившееся в начале XIX века наименование «русско-византийский стиль», которое чаще сокращалось современниками до «византийского стиля», обозначало такие различные образцы национально ориентированной архитектуры, как «тоновская архитектура» (по К. А. Тону), не имеющая ничего общего с византийскими прототипами, и, например, сооружения, подражающие образцам кавказской и балканской архитектуры. Появившийся во второй половине XIX века термин «русский стиль» объединял ещё более разнородные явления - от небольших придворных загородных сооружений 1830-х годов в «пейзанском стиле», идеализирующем быт крестьянства, до массовых деревянных парковых построек и выставочных павильонов 1870-х годов, а также крупных общественных зданий 1880-х годов

В начале XX века вся совокупность явлений в архитектуре XIX века, связанная с поисками русской национальной самобытности, стала называться «псевдорусский стиль» (термин В. Я. Курбатова) - в противоположность «неорусскому стилю». Наряду с определением «псевдорусский», уже имеющим оценочный характер, для обозначения тех же явлений стало употребляться и название с ещё более отрицательным оттенком - «ложнорусский стиль».

Вопрос о генезисе «неорусского стиля» (другое название - новорусский) является спорным. Е. И. Кириченко, А. В. Иконников и ряд других авторов рассматривают неорусский стиль как «направление», «вариант» или «национально-романтическую ветвь» модерна. По мнению Д. В. Сарабьянова неорусский стиль существовал как вариант внутри модерна, хотя и делал попытки обрести самостоятельность. М. В. Нащокина и Е. А. Борисова считают, что неорусский стиль и модерн отождествлять нельзя. Е. И. Кириченко разграничивает неорусский стиль, как направление модерна, и русский стиль, как одно из архитектурных течений эклектики, на уровне различий трактовки архитекторами образцов отечественной архитектуры и применяемых ими методов формообразования:

Стилизация характерна для модерна в отличие от эклектики, для которой типично стилизаторство. Стилизаторство основывается на визуально достоверном (реалистичном) воссоздании наследия прошлого. …предусматривает возможность использования любых форм архитектуры прошлого в любых сочетаниях. В стилизации отношение к образцу иное. Художников интересует общее, характер взаимосвязи элементов и форм, целое, а не деталь, частность. Общие особенности и узнаваемость образца сохраняются. Однако сами образцы при воссоздании трансформируются в согласии с новыми вкусами. Совершается это без всякого стремления к исторической достоверности и точности воспроизведения источников.

Д. В. Сарабьянов считает, что исследователи архитектуры справедливо разделяют русский и неорусский стили: «Действительно, граница между ними - это линия, разделяющая эклектику и модерн».

В о времена, когда самым популярным стилем был историзм, зодчие обращались за вдохновением не только к античной или ренессансной классике, но и к национальной старине. «Культура.РФ» выбрала 10 памятников - интерпретаций традиционной отечественной архитектуры, построенных в псевдорусском, или, как его еще называют, неорусском, стиле.

Храм Спаса на Крови в Санкт-Петербурге

Храм Спаса на Крови в Санкт-Петербурге. Фотография: Александр Алексеев / фотобанк «Лори»

Храм Спаса на Крови - мемориальная церковь, построенная в память об императоре Александре II на месте его гибели. Собор проектировали архитектор Альфред Парланд и архимандрит Игнатий Малышев. Идея построить храм в русском стиле принадлежала Александру III : он хотел, чтобы тот был похож на ярославские церкви XVII века.

Возводить храм начали через два года после трагического события - в 1883-м. Однако его строительство затянулось до 1907 года. Украшенный собор напоминал храм Василия Блаженного в Москве: каждый из девяти куполов был покрыт цветной эмалью и не похож на остальные. В декоре храма использовали мрамор, гранит, позолоту. Стены внутри украсили мозаикой по рисункам Виктора Васнецова , Михаила Нестерова и других известных художников тех лет.

Храм Спаса на Крови получил исключительный статус: он не был приходским, войти туда можно было только по специальному пропуску. После революции государство перестало финансировать церковь, заботу о ней взяли на себя горожане. В 1930 году храм был закрыт, после чего его использовали в самых разных целях: здесь размещался морг, склад театральных декораций. Только в 1997 году Спас на Крови открылся для посетителей в качестве музея. С 2004 года здесь периодически проводятся богослужения.

Музей русских древностей (Биологический музей имени Тимирязева) в Москве

Музей русских древностей (Биологический музей имени Тимирязева) в Москве. Фотография: Евгений Чесноков / yamoskva.com

Современный Биологический музей имени Тимирязева находится в здании бывшего Музея российских древностей. Псевдорусский терем для собрания предметов старины построили на средства известного купца и мецената Петра Щукина. Первое здание в духе краснокирпичного ярославского зодчества возвел в 1892–1893 годах архитектор Борис Фрейденберг. Нарядное строение украшали декоративные флюгеры в виде флажков и двуглавых орлов, разноцветные изразцы и скульптурное панно с изображением крылатого единорога. Когда коллекция музея увеличилась, архитектор Адольф Эрихсон возвел рядом еще одно здание - и строения соединили подземным тоннелем. Завершил архитектурный ансамбль музея одноэтажный корпус для музейного архива, построенный Федором Кольбе в 1905-м.

Исторический музей в Москве

Государственный Исторический музей в Москве. Фотография: Алёшина Оксана / фотобанк «Лори»

Архитекторы, которые строили здание Исторического музея , должны были органично вписать его в ансамбль Красной площади. Поэтому Владимир Шервуд и Анатолий Семенов обратились к стилю русской архитектуры XVII века.

Авторы вдохновлялись вологодскими и ярославскими храмами, церковью Вознесения в Коломенском и соседним Кремлем: о нем напоминают башенки с четырех сторон здания и зубцы с бойницами между ними. Шатры башен украшали двуглавые орлы, лев и единорог под императорской короной. Хотя здание возводили «под старину», в строительстве использовались новейшие материалы и технические разработки - вентиляция, водопровод, современная система отопления. Над интерьерами работали известные художники - Иван Айвазовский , Виктор Васнецов, Валентин Серов . Они создали оригинальные экспозиционные залы - «Каменный век», «Ночные жертвоприношения» и другие.

Здание ГУМа в Москве

Здание ГУМа в Москве. Фотография: lana1501 / фотобанк «Лори»

ГУМ, или бывшие Верхние Торговые ряды , построили на Красной площади по проекту Александра Померанцева в 1890–1893 годах. Здание возвели всего за четыре года, внутри него было множество технических новинок. В ГУМе работала собственная электростанция, телеграф, водопровод, а вместо крыши здесь установили стеклянные купола по проекту Владимира Шухова . При этом здание построили в традициях старинных гостиных рядов. Это был целый город с магазинами, кондитерской, кинотеатром и банком.

После революции в ГУМе размещались квартиры партийной элиты и конторы. Только в 1950-е к зданию вернулось его изначальное предназначение и оно стало Государственным универсальным магазином.

Особняк Игумнова в Москве

Особняк Игумнова (резиденция посла Франции) на Большой Якиманке в Москве. Фотография: Денис Ларкин / фотобанк «Лори»

Известный промышленник Николай Игумнов заказал строительство своего нового московского особняка ярославскому архитектору Николаю Поздееву в 1888 году. Терем в псевдорусском стиле с островерхими шатрами и колоколенками построили из голландского кирпича и украсили разноцветными изразцами в духе ярославской архитектуры. Среди других декоративных деталей здания - необычные арки и колонны. Войдя внутрь особняка, гости попадали на парадную лестницу а-ля рюс, а вот интерьеры комнат оформили в европейском стиле. В советское время в здании располагался Институт мозга человека, сейчас особняк принадлежит Французскому посольству.

Саввинское подворье в Москве

Саввинское подворье в Москве. Фотография: Татьяна Белова / фотобанк «Лори»

Здание с остроконечными башенками было построено в 1907 году как подворье Саввино-Сторожевского монастыря . Его возвел архитектор Иван Кузнецов. Подворье украсили керамической плиткой, поливными изразцами и декоративными колоннами.

В адресе Саввинского подворья значится одна из самых известных московских улиц - Тверская. Однако сегодня строение расположено во дворах, хотя раньше выходило фасадами на саму улицу. В 1930-е годы его хотели снести, так как оно не вписывалось в облик новой коммунистической Москвы. Однако в 1939 году просто передвинули вглубь квартала по проекту инженера Эммануила Генделя.

Дом-музей Виктора Васнецова в Москве

Дом-музей художника Виктора Васнецова в Москве. Фотография: Солодовникова Елена / фотобанк «Лори»

Проект собственного дома художник Виктор Васнецов придумал сам. По рисункам его воплотил в реальность архитектор Василий Башкиров (по другим данным, Михаил Приемышев) в 1893–1894 годах. Окна здания декорированы нарядными наличниками и колоннами, фасад опоясывают поливные изразцы. Интерьеры дома также были выполнены под руководством хозяина: по его эскизам сделали печь, мебель. Васнецов жил здесь до конца своих дней, а спустя 30 лет после его смерти в здании открылся мемориальный музей.

Погодинская изба в Москве

Погодинская изба в Москве. Фотография: Денис Ларкин / фотобанк «Лори»

Один из старейших деревянных домов Москвы архитектор Николай Никитин возвел в середине XIX века. Строительство здания в духе народной избы заказал предприниматель Василий Кокорев - это был подарок известному историку и знатоку русской культуры Михаилу Погодину. Поэтому его и стали называть «погодинская изба».

Здание представляет собой сруб, украшенный традиционными «полотенцами» - вертикальными резными украшениями - и наличниками. Здесь Погодин хранил свои исторические реликвии, дом был так называемым «древнехранилищем». Погодинская изба стала одним из главных литературных салонов своего времени. Здесь любили бывать Троице-Сергиевой лавры . Также здесь находились трапезная палата с домовой церковью Сергия Радонежского , Розовая палата для проживания дьяконов, Желтая палата для причетников - в годы Первой мировой войны здесь размещался госпиталь. Сегодня Федоровский городок принадлежит Русской православной церкви.

Собор Петра и Павла в Петергофе

Собор во имя Святых апостолов Петра и Павла в Петергофе. Фотография: Ольга Липунова / фотобанк «Лори»

В конце XIX века разросшийся Петергоф стал испытывать недостаток в большом храме, где могло бы собраться много прихожан. Автором проекта нового собора Петра и Павла стал Николай Султанов, но строительством руководил архитектор Василий Косяков. Пятиглавый храм облицевали красным и желтым кирпичом и украсили поливными изразцами и декоративными колонками. Также на фасадах поместили иконы святых - покровителей императорской фамилии. Собор относился к придворному ведомству, сюда приходили члены императорской семьи.

В 1930-е годы собор закрыли, в годы войны он сильно пострадал. Позже здание использовали как склад, и восстановили церковь только в 1980-е годы.

Псевдорусский стиль — одно из ярких направлений в архитектуре эклектики — сочетании разнородных стилевых элементов при создании объекта. Направление доминировало с середины до конца XIX века, а потом плавно перешло в модерн.

Период эклектики в европейской и российской архитектуре был вызван политическими реалиями тех лет — созданием национальных государств, поисками национальной идентичности малых народов, восточными военно-политическими кампаниями Великих держав. Именно к периоду эклектики относятся многие европейские здания, выполненные в мавританском, индо-сарацинском и, в нашем случае, псевдорусском стилях. При этом для эклектики характерно использование исторических элементов исключительно в декоративных целях — на саму планировку здание, на его внутреннее наполнение это никак не влияло. Эклектика — это способ украсить фасад.

Одним из первых и наиболее ярких примеров псевдорусского стиля является «Погодинская изба». Михаил Погодин — историк-славянофил, коллекционер и страстный ценитель русских традиций. Он был активным участником Общества любителей российской словесности при Московском Университете и литературно-философского кружка «Общество любомудрия», собиравшегося в Москве в 1823—1825 годах.

«Погодинская изба — устроенная по его плану здание, внутреннее наполнение которой крайне функционально, однако украшена она наличниками, которые сам Погодин собирал по русским деревням. Однако обычно такой наличник всего один, парадный, а здесь весь фасад просто покрыт прорезями и декоративными элементами. Эту избу действительно принимали за древнерусскую, нона самом деле она такой не является. Это скорее фантазия на тему, некая придуманная сказка» — Анастасия Головина, архитектор, реставратор, педагог, художник, и преподаватель курсов в Музее современного искусства «Гараж ».

«Погодинская изба», Москва, ул. Погодинская, 12А

Поэтому стиль и называется «псевдорусским» — он работает с элементами, действительно используемыми в традиционном деревянном и каменном зодчестве, но не повторяет общую архитектурную или декоративную логику древних построек. Таких построек в традиционном русском зодчестве не было и не могло быть, хотя декоративно они очень похожи.

Для этого стиля характерными признаками будут «гирьки» (декоративная деталь, нависающая над входом), кокошники, наличники — все, что вызывает ассоциации с русским теремом.


Здание государственного исторического музея, архитектор В. О. Шервуд, 1875−1881

В 1878 г. Россия была представлена на Всемирной выставке в Париже вот такой вот декоративной фантазией архитектора Ивана Ропета на тему русского зодчества.

К концу XIX в. и началу ХХ в. стиль становится действительно модным и его воспринимают такие художники, как Бенуа, Билибин, Васнецов, некоторых работ Врубеля, Гончаровой и даже ранних работ Кандинского. Тогда же по эскизам Сергея Малютина создается первая русская матрешка. Далеко не всем интеллектуалам импонировала унификация, строгость, сухость наступающих в искусстве супрематических и конструктивистких произведений — будь то живопись или архитектура. Однако эти художники не копируют элементы, они скорее разрабатывают совершенно самобытную сказку по народным мотивам.

НЕОРУССКИЙ СТИЛЬ - Направление в русской архитектуре и декоративно-прикладном искусстве в рамках стиля модерн , основанное на свободной интерпретации мотивов древнерусского искусства.

Неорусский стиль - российский ва-ри-ант искусства ев-ропейского на-цио-наль-но-го ро-ман-тиз-ма конца XIX - начала XX веков. Осо-бен-ность Неорусского стиля за-клю-ча-лась в эпи-чес-кой по-эти-ке ху-дожественного об-раза, те-ат-ра-ли-за-ции фор-мы, на-ли-чии в ней эле-мен-тов гро-те-ска и сим-во-лической изо-бра-зи-тель-но-сти. В от-личие от рус-ско-го сти-ля, ори-ен-ти-ро-ван-но-го на об-раз-цы XVI-XVII веков, Неорусский стиль из-брал в ка-че-ст-ве про-об-ра-зов в основные до-мон-голь-ские по-строй-ки Нов-го-ро-да и Пско-ва, а так-же де-ревнее зод-че-ст-во Русского Се-ве-ра, во-пло-щав-шие национальных иде-ал во-ин-ской ге-рои-ки и свя-то-сти. Цен-тра-ми за-ро-ж-де-ния Неорусского стиля бы-ли Аб-рам-цев-ский ху-до-же-ст-вен-ный кру-жок, где по про-ек-ту ху-дож-ни-ков В.М. Вас-не-цо-ва и В.Д. По-ле-но-ва соз-да-на пер-вая по-строй-ка Неорусского стиля - церковь Спа-са Не-ру-ко-твор-но-го (1881-1882 годы), и мас-тер-ские Та-лаш-ки-на (С.В. Ма-лю-тин, Н.К. Ре-рих).

В начале XX века вид-ную роль в ут-вер-ж-де-нии этой сти-ли-сти-ки сыг-ра-ли мас-тер-ские Стро-га-нов-ско-го ху-дожественные-промышленные училища. Сфе-ра рас-про-стра-не-ния Неорусского стиля в 1900-1910-х годов ох-ва-ты-ва-ла как хра-мо-вое, так и гражданское строи-тель-ст-во, а так-же де-ко-ра-тив-ное искусство, ди-зайн ме-бе-ли и ин-терь-е-ров, цер-ков-ную ут-варь. Но-вые ме-то-ды ин-тер-пре-та-ции древ-них про-об-ра-зов бы-ли ап-ро-би-ро-ва-ны в де-ревянной ар-хи-тек-ту-ре вре-мен-ных вы-ста-воч-ных па-виль-о-нов в Ниж-нем Нов-го-ро-де («Рус-ский Се-вер», 1896 год, архитектор И.Е. Бон-да-рен-ко), Па-ри-же («Рус-ская де-рев-ня», 1900 год, по про-ек-ту К.А. Ко-ро-ви-на , А.Я. Го-ло-ви-на) и Глаз-го (1901 год, архитектор Ф.О. Шех-тель). Круг за-каз-чи-ков Неорусского стиля был об-ши-рен - от императорской фа-ми-лии до ста-ро-об-рядческих об-щин. Наи-бо-лее яр-кие об-раз-цы ар-хи-тек-ту-ры Неорусского стиля со-зданы пред-ста-ви-те-ля-ми пе-тербургской шко-лы, свя-зан-ны-ми с АХ (В.А. По-кров-ский, А.В. Щу-сев, Н.В. Ва-силь-ев и др.) и Институтом гражданских ин-же-не-ров (А.П. Ап-лак-син, С.С. Кри-чин-ский). Ори-ги-наль-ный ва-ри-ант Неорусского стиля сло-жил-ся в Мо-ск-ве (С.У. Со-ловь-ёв, А.А. Ост-ро-град-ский, Н.С. Кур-дю-ков и другие). Боль-шим свое-об-ра-зи-ем от-ли-ча-ют-ся ста-ро-об-рядческие по-строй-ки Бон-да-рен-ко, связь ко-то-рых с древне-русскими про-об-ра-за-ми весь-ма ус-лов-на [храм Вос-кре-се-ния и По-кро-ва (1905-1908 годы) и церковь По-кро-ва По-кров-ско-Ус-пен-ской об-щи-ны (1906-1911 годы) в Мо-ск-ве].

Зна-чительную до-лю на-сле-дия Неорусского стиля со-став-ля-ют не-осу-ще-ст-влён-ные про-ек-ты, вклю-чая гра-до-строи-тель-ные (По-кров-ский, Ва-силь-ев). Сре-ди клю-че-вых по-стро-ек Неорусского стиля: Яро-слав-ский во-к-зал в Мо-ск-ве (1902-1904 годы, Шех-тель), По-кров-ский храм Мар-фо-Ма-ри-ин-ской оби-те-ли в Мо-ск-ве (1908-1912 годы, Щу-сев); Фео-до-ров-ский со-бор в Цар-ском Се-ле (1909-1912 годы), ком-плекс зда-ний Государственного бан-ка в Ниж-нем Нов-го-ро-де (1911-1913 годы), храм-па-мят-ник русским вои-нам в честь 100-ле-тия «Бит-вы на-ро-дов» под Лейп-ци-гом (1911-1913 годы, все - По-кров-ский).

По-сле 1917 года Неорусского стиля про-дол-жил бы-то-ва-ние в цер-ков-ном строи-тель-ст-ве русской эмиг-ра-ции, став вы-ра-же-ни-ем её стрем-ле-ния со-хра-нить на чуж-би-не национальную иден-тич-ность: церк-ви Святой Трои-цы в Бел-гра-де (1924-1925 годы, архитектор В.В. Ста-шев-ский) и Ус-пе-ния на Оль-шан-ском клад-би-ще в Пра-ге (1924-1925 годы, архитектор В.А. Брандт и другие), Свя-то-Вла-ди-мир-ский храм в Джэксо-не, штат Нью-Джер-си (1940-1960-е годы, архитектор Р.Н. Вер-хов-ской) и др.