На какой ноте умер моцарт. Биография моцарта

Вольфганг Амадей Моцарт появился на свет в Зальцбурге 27 января 1756 года. Его отцом стал композитор и скрипач Леопольд Моцарт, работавший в придворной капелле графа Сигизмунда фон Штраттенбаха (князя-архиепископа зальцбургского). Матерью прославленного музыканта стала Анна Мария Моцарт (в девичестве Пертль), происходившая из семьи комиссара-попечителя богадельни небольшой коммуны Санкт-Гильген.

В общей сложности в семье Моцартов родились семь детей, однако большинство из них, к сожалению, скончались еще в юном возрасте. Первым ребенком Леопольда и Анны, которым удалось выжить, стала старшая сестра будущего музыканта Мария Анна (родные и близкие с детства называли девочку Наннерль). Примерно через четыре года на свет появился Вольфганг. Роды были крайне тяжелыми, и врачи долго опасались, что для матери мальчика они окажутся фатальными. Но через некоторое время Анна пошла на поправку.

Семья Вольфганга Амадея Моцарта

Оба ребенка Моцартов с ранних лет демонстрировали любовь к музыке и прекрасные к ней способности. Когда отец начал учить Наннерль играть на клавесине, ее младшему братику было всего около трех лет. Однако доносившиеся во время уроков звуки так взволновали маленького мальчика, что с тех пор он нередко подходил к инструменту, нажимал на клавиши и подбирал приятно звучащие созвучия. Более того, он даже мог проиграть фрагменты музыкальных произведений, которые слышал до этого.

Поэтому уже в четырехлетнем возрасте Вольфганг начал получать от отца свои собственные уроки игры на клавесине. Впрочем, разучивание менуэтов и пьес, написанных другими композиторами, достаточно скоро наскучило ребенку, и в возрасте пяти лет к этому виду занятий добавилось сочинение юным Моцартом своих собственных небольших пьес. А в шесть лет Вольфганг освоил скрипку, причем практически без посторонней помощи.


Наннерль и Вольфганг никогда не ходили в школу: Леопольд дал им отличное домашнее образование. При этом юный Моцарт всегда с большим рвением погружался в изучение любого предмета. К примеру, если речь шла о математике, то после нескольких усердных занятий мальчика буквально все поверхности в комнате: от стен и пола до полов и стульев – быстро покрывались меловыми надписями с цифрами, задачами и уравнениями.

Путешествие по Европе

Уже в шестилетнем возрасте «чудо-ребенок» играл настолько хорошо, что мог давать концерты. Прекрасным дополнением к его вдохновенной игре стал голос Наннерль: пела девочка просто прекрасно. Леопольд Моцарт был настолько впечатлен музыкальными способностями своих детей, что решил отправиться с ними в продолжительные гастроли по различным европейским городам и странам. Он надеялся, что это путешествие принесет им большой успех и немалую прибыль.

Семейство побывало в Мюнхене, Брюсселе, Кельне, Маннгейме, Париже, Лондоне, Гааге, нескольких городах Швейцарии. Поездка затянулась на многие месяцы, а после непродолжительного возвращения в Зальцбург – и на годы. В течение этого времени Вольфганг и Наннель давали концерты ошеломленной публике, а также посещали оперные театры и выступления прославленных музыкантов вместе со своими родителями.


Юный Вольфганг Моцарт за инструментом

В 1764 году в Париже были изданы первые четыре сонаты юного Вольфганга, предназначенные для скрипки и клавира. В Лондоне мальчику повезло некоторое время поучиться у Иоганна Христиана Баха(младшего сына Иоганна Себастьяна Баха), который моментально отметил гениальность ребенка и, будучи виртуозным музыкантом, дал Вольфгангу множество полезных уроков.

За годы скитаний «чудо-дети», у которых и без того от природы было далеко не самое крепкое здоровье, достаточно сильно устали. Утомились и их родители: к примеру, во время пребывания семьи Моцартов в Лондоне Леопольд сильно заболел. Поэтому в 1766 году вундеркинды вместе со своими родителями вернулись обратно в родной город.

Творческое становление

В четырнадцатилетнем возрасте Вольфганг Моцарт стараниями отца отправился в Италию, которая была поражена талантом юного виртуоза. Приехав в Болонью, он успешно принимал участие в своеобразных музыкальных соревнованиях филармонической академии наряду с музыкантами, многие из которых годились ему в отцы.

Мастерство молодого гения настолько впечатлило Боденскую академию, что его избрали академиком, хотя обычно этот почетный статус присваивали только самым успешным композиторам, возраст которых составлял не менее 20 лет.

После возвращения в Зальцбург композитор с головой ушел в сочинение разноплановых сонат, опер, квартетов, симфоний. Чем старше он становился – тем более смелыми и оригинальными были его произведения, они все меньше походили на творения музыкантов, которыми Вольфганг восторгался в детстве. В 1772 году судьба свела Моцарта с Йозефом Гайдном, который стал его главным учителем и самым близким другом.

Вскоре Вольфганг получил работу при дворе архиепископа, как и его отец. У него появилось большое количество заказов, но после смерти старого епископа и приезда нового обстановка при дворе стала гораздо менее приятной. Глотком свежего воздуха для молодого композитора стала поездка в Париж и крупные немецкие города в 1777 году, которую у архиепископа выпросил для своего одаренного сына Леопольд Моцарт.

В то время семья столкнулась с достаточно сильными финансовыми трудностями, и потому поехать с Вольфгангом смогла только мать. Подросший композитор снова давал концерты, но его смелые сочинения не были похожи на классическую музыку тех времен, да и подросший мальчик больше не вызывал восторга одним своим видом. Поэтому на этот раз публика приняла музыканта с гораздо меньшим радушием. А в Париже скончалась мать Моцарта, изнуренная продолжительной и безуспешной поездкой. Композитор вернулся в Зальцбург.

Расцвет карьеры

Несмотря на проблемы с деньгами, Вольфганг Моцарт уже давно был недоволен тем, как с ним обращался архиепископ. Не сомневаясь в своем музыкальном гении, композитор негодовал по поводу того, что работодатель расценивает его, как слугу. Поэтому в 1781 году он, наплевав на все законы приличия и уговоры родных, принял решение оставить службу у архиепископа и переехать в Вену.

Там композитор познакомился с бароном Готтфридом ван Стивеном, который в те времена был покровителем музыкантов и располагал большой коллекцией творений Генделя и Баха. По его совету Моцарт попробовал создавать музыку в стиле барокко, дабы обогатить свое творчество. Тогда же Моцарт попытался получить должность преподавателя музыки для принцессы Вюртембергской Элизабет, однако император предпочел ему учителя пения Антонио Сальери.

Пик творческой карьеры Вольфганга Моцарта пришелся на 1780-ые годы. Именно тогда она написал свои самые известные оперы: «Свадьба Фигаро», «Волшебная флейта», «Дон Жуан». Тогда же была написана и популярная «Маленькая ночная серенада» в четырех частях. В то время музыка композитора была крайне востребована, и он получал за свою работу самые большие гонорары в жизни.


К сожалению, период небывалого творческого подъема и признания для Моцарта продлился не слишком долго. В 1787 году умер его горячо любимый отец, а вскоре его жена Констанция Вебер заболела язвой голени, и на лечение супруги понадобились немалые деньги.

Ухудшила ситуацию и смерть императора Иосифа II, после которой на престол взошел император Леопольд II. Он, в отличие от своего брата, не был поклонником музыки, потому рассчитывать на расположение нового монарха композиторам того времени не приходилось.

Личная жизнь

Единственной супругой Моцарта стала Констанция Вебер, с которой он познакомился в Вене (в первое время после переезда в город Вольфганг снимал жилье у семейства Веберов).


Вольфганг Моцарт и его жена

Леопольд Моцарт был против женитьбы своего сына на девушке, так как видел в этом стремление ее семьи найти для Констанции «выгодную партию». Тем не менее, свадьба состоялась в 1782 году.

Жена композитора шесть раз была беременна, но немногие дети этой четы пережили младенческий возраст: выжили только Карл Томас и Франц Ксавер Вольфганг.

Смерть

В 1790 году, когда Констанция вновь отправилась на лечение, а финансовое состояние Вольфганга Моцарта стало еще более невыносимым, композитор решил дать несколько концертов во Франкфурте. Прославленного музыканта, чей портрет на тот момент стал олицетворением прогрессивной и безмерно красивой музыки, приветствовали на «ура», однако сборы от концертов оказались слишком малы и не оправдали надежд Вольфганга.

В 1791 году у композитора случился небывалый творческий подъем. В это время из-под его пера вышла «Симфония 40», а незадолго до смерти – незавершенный «Реквием».

В том же году Моцарт сильно заболел: его мучила слабость, ноги и руки композитора распухли, а вскоре он стал изнемогать и от внезапных приступов рвоты. Смерть Вольфганга наступила 5 декабря 1791 года, ее официальная причина – ревматическая воспалительная лихорадка.

Впрочем, и по сей день некоторые полагают, что причиной смерти Моцарта стало отравление известным в те времена композитором Антонио Сальери, который, увы, был вовсе не так гениален, как Вольфганг. Отчасти популярность этой версии продиктована соответствующей «маленькой трагедией», написанной . Однако никакого подтверждения этой версии на настоящий момент найдено не было.

  • Настоящее имя композитора звучит как Johannes Chrysostomus Wolfgangus Theophilus (Gottlieb) Mozart, однако он сам всегда требовал, чтобы его называли Вольфганг.

Вольфганг Моцарт. Последний прижизненный портрет
  • Во время большого гастрольного путешествия юных Моцартов по Европе семейство оказалось в Голландии. Тогда в стране шел пост, и музыка была запрещена. Исключение сделали только для Вольфганга, посчитав его талант божьим даром.
  • Моцарт был похоронен в общей могиле, где располагалось еще несколько гробов: настолько тяжелым было финансовое положение семьи в то время. Поэтому точное место захоронения великого композитора неизвестно до сих пор.

Версий причины смерти Вольфганга Амадея Моцарта существует чуть ли не больше, чем лет, прожитых этим гениальным композитором. По новейшей гипотезе, 35-летний Моцарт скончался из-за дефицита в его организме ультрафиолета. Состояние здоровья, точнее, нездоровья Моцарта во многом было вызвано нехваткой витамина D, синтез которого происходит только на солнце.

Профессор Уильям Грант (William Grant) из исследовательского центра SUNARC в Сан-Франциско (США) и эндокринолог профессор Штефан Пильц (Stefan Pilz) из Медицинского университета Граца (Австрия) опубликовали в Medical Problems of Performing Artists (специализированный медицинский журнал, посвященный заболеваниям профессиональных музыкантов) комментарий к статье, в котором критически рассмотрели версии преждевременной смерти Моцарта.

Исследователи уверены, что именно нехватка витамина D послужила решающей причиной для развития болезни, сведшей композитора в могилу, а вовсе не отравление, подстроенное Сальери, как принято считать. У Моцарта был целый букет вредных привычек: работать ночами, допоздна засиживаться с приятелями за карточным столом. Композитор возвращался домой на рассвете и затем спал весь или большую часть светового дня. С годами он все реже видел солнце.

Недостаток витамина D повышает вероятность развития многочисленных заболеваний множества органов и систем организма: от болезней сердечно-сосудистой и нервной систем до диабета и даже рака. Дефицит витамина D ослабляет иммунитет. Кроме того, Моцарт вырос в северных широтах. Вена расположена на 48-м градусе северной широты, где в период с октября по март солнце не настолько активное, чтобы синтезировать витамин D с помощью ультрафиолета. Свою теорию о недостатке солнца для Моцарта ученые мужи обосновывают тщательным изучением анамнеза жизни великого композитора.

Вольфганг Амадей Моцарт скончался, не дожив двух месяцев до своего 36-летия. В детстве он отличался крепким для своего возраста телосложением, поэтому безболезненно перенес вскармливание не материнским молоком, а водой. Подобное кормление было широко распространено в XVIII столетии. Младенцу давали медовую воду и немного ячменной или овсяной каши. В дальнейшем и жена Моцарта этим же способом вскармливала их малышей.

У восьмилетнего музыканта биографы отмечали заболевание стрептококковой ангиной. Недомогание продолжалось десять дней, что помешало Моцарту выступить перед английской публикой. В десять лет Моцарт перенес несколько острых инфекций верхних дыхательных путей, протекание которых сопровождалась повышенной температурой и болями в горле. Часто повторяющиеся ангины повлияли на физическое развитие ребенка. Одиннадцатилетний пианист переболел оспой, а в 16 лет подхватил желтуху. Периодически он курил трубку и время от времени злоупотреблял алкоголем.

Некоторые исследователи считали причиной смерти Моцарта трихинеллез, поскольку симптомы этого заболевания (повышение температуры, отеки и боли в конечностях) близки к отмечавшимся у Моцарта. Кроме того, в письме к жене за шесть недель до смерти композитор упоминает, что ел свиные котлеты. Они и могли стать источником инфекции. Шесть недель соответствуют инкубационному периоду трихинеллеза. В то же время патогномоничный симптом данной инфекции — миалгии — у Моцарта отсутствовал.

В детском возрасте Моцарт часто болел и неоднократно переносил инфекции верхних дыхательных путей, симптомы которых соответствуют стрептококковой инфекции, что, вероятно, привело к развитию ревматизма, а он мог в дальнейшем поспособствовать поражению почек и возникновению почечной недостаточности. Надо сказать, что во всех документах о состоянии его здоровья отмечается, что после перенесенных легких и тяжелых форм болезней Моцарт чувствовал себя полностью здоровым.

Согласно другой теории, причиной смерти композитора стал геморрагический васкулит (болезнь Шенлейн-Геноха), развившийся в результате перенесенной стрептококковой инфекции. Но о появлении у Моцарта геморрагических высыпаний, типичных для болезни Шенлейн-Геноха, источники не сообщают.

Профессора Грант и Пильц не развеяли туман, а лишь увеличили количество версий. Очередная гипотеза звучит довольно красиво: "Дайте больше солнца Моцарту!". Исследователи отмечают, что в основном музыкант болел в период с октября по март, когда ему так недоставало солнечного тепла и света. И умер он 5 декабря 1791 года — в ненастный зимний день.

2006 год был объявлен ЮНЕСКО годом Вольфганга Амадея Моцарта, - ведь прошло ровно 250 лет со дня рождения великого композитора и 215 лет со дня его смерти. "Бог музыки" (как его часто называют) покинул этот мир 5 декабря 1791 года, в возрасте 35 лет, после странной болезни.

Ни могилы, ни креста.

Национальная гордость Австрии, музыкальный гений, императорский и королевский капельмейстер и камер-композитор не удостоился ни отдельной могилы, ни креста. Он нашел упокоение в общей могиле на венском кладбище Святого Марка. Когда жена композитора Констанца спустя 18 лет впервые решила навестить его могилу, единственного свидетеля, который бы мог указать примерное место захоронения, - могильщика - уже не было в живых. План кладбища Святого Марка нашли в 1859 году и установили мраморный монумент на предполагаемом месте погребения Моцарта. Сегодня тем более невозможно точно определить то место, где его опустили в яму с двумя десятками несчастных -бродяг, бесприютных нищих, бедняков без роду и племени.

Официальное объяснение бедным похоронам - отсутствие денег в связи с крайней бедностью композитора. Однако есть сведения, что в семье оставалось в наличии 60 гульденов. Погребение по третьему разряду стоимостью в 8 гульденов организовал и оплатил барон Готфрид ван Свитен, венский меценат, которому Моцарт по дружбе бесплатно отдал немало своих произведений. Именно ван Свитен уговорил жену композитора не принимать участия в похоронах.

Хоронили Моцарта уже 6 декабря, с непонятной торопливостью, без элементарного уважения и официального объявления о смерти (оно было сделано только после похорон). Тело не вносили в собор Святого Стефана, а ведь Моцарт был помощником капельмейстера этого собора! Прощальный обряд при участии немногочисленных сопровождающих провели наспех у капеллы Святого Креста, прилегающей к наружной стене собора. Отсутствовала вдова композитора, его собратья по масонской ложе.

После отпевания лишь несколько человек - в том числе барон Готфрид ван Свитен, композитор Антонио Сальери и ученик Моцарта Франц Ксавер Зюсмайр - пошли проводить композитора в его последний путь. Но никто из них до кладбища Святого Марка не дошел. Как объясняли ван Свитен и Сальери, помешал сильный дождь, перешедший в снег. Однако их объяснение опровергается свидетельствами людей, хорошо помнивших этот теплый туманный день. А также - официальной справкой Центрального института метеорологии Вены, выданной в 1959 году по запросу американского музыковеда Николая Слонимского. Температура в тот день была 3 градуса тепла по Реомюру (1 гр. шкалы Реомюра = 5/4 гр. шкалы Цельсия. - Н. Л.), осадков не было; в 3 часа дня, когда отпевали Моцарта, отмечался лишь "слабый восточный ветер". В архивной выписке за этот день также значилось: "погода теплая, туман". Впрочем, для Вены туман в это время года - дело вполне обычное.

Между тем еще летом, во время работы над оперой "Волшебная флейта", Моцарт чувствовал недомогание и все более укреплялся в подозрении, что кто-то посягает на его жизнь . За три месяца до смерти он во время прогулки с женой произнес: "Я чувствую, что долго не протяну. Конечно, мне дали яду..."

Несмотря на официальную запись в канцелярии собора Святого Стефана о смерти композитора от "острой просовидной лихорадки", первое осторожное упоминание об отравлении появилось в берлинском "Музыкальном еженедельнике" 12 декабря 1791 года: "Так как после смерти тело его распухло, то утверждают даже, что он был отравлен".

В поисках окончательного диагноза.

Анализ различных свидетельств и исследования десятков специалистов позволяют составить примерную картину имевшихся у Моцарта симптомов болезни.

С лета по осень 1791 года у него отмечаются: общая слабость; потеря веса; периодические боли в области поясницы; бледность; головные боли; головокружения; неустойчивость настроения с частыми депрессиями, боязливостью и крайней раздражительностью. Он падает в обмороки с потерей сознания, у него начинают отекать руки, нарастает потеря сил, ко всему этому присоединяется рвота. Позже появляются такие симптомы, как металлический привкус во рту, нарушения почерка (ртутный тремор), озноб, рези в животе, дурной (зловонный) запах от тела, лихорадка, общий отек и сыпь. Умирал Моцарт при мучительной головной боли, но его сознание оставалось ясным вплоть до самой кончины.

Среди работ, посвященных изучению причины смерти композитора, наиболее фундаментальные труды принадлежат врачам Йохан-несу Дальхову, Гюнтеру Дуда, Дитеру Кернеру ("В. А. Моцарт. Хроника последних лет жизни и смерть", 1991 г.) и Вольфгангу Риттеру (Чах был ли он убит?", 1991 г.). Количество диагнозов по делу Моцарта внушительно, что само по себе наводит на размышления, но, по мнению ученых, ни один из них не выдерживает серьезной критики.

Под "острой просовидной лихорадкой", обозначенной в качестве официального диагноза, медицина XVII века понимала инфекционное заболевание, протекающее остро, сопровождающееся сыпью, жаром и ознобом. Но недуг Моцарта протекал медленно, изнуряюще, а опухание тела вообще не вписывается в клинику просовидной лихорадки. Врачей могла сбить с толку сильная сыпь и лихорадка в конечной стадии болезни, однако это характерные признаки ряда отравлений. Заметим дополнительно, что в случае инфекционного заболевания следовало ждать заражения хоть кого-то из близкого окружения, чего не произошло, не было и эпидемии в городе.

"Менингит (воспаление мозговых оболочек)", фигурирующий как возможное заболевание, тоже отпадает, поскольку Моцарт почти до самого конца был работоспособен и сохранял полную ясность сознания, отсутствовали мозговые клинические проявления менингита. Тем более нельзя говорить о "туберкулезном менингите" - моцар-товедение с абсолютной уверенностью исключает туберкулез из анамнеза композитора. Более того, его история болезни практически чиста до 1791 года, последнего года жизни, на который притом приходится пик его творческой активности.

Диагнозу "сердечная недостаточность" абсолютно противоречит хотя бы то, что незадолго до смерти Моцарт дирижировал продолжительной кантатой, что требует большой физической нагрузки, а несколько ранее - оперой "Волшебная флейта". И самое главное: нет ни одного свидетельства о наличии основного признака этого заболевания - одышки. Опухали бы ноги, а не руки и тело.

Клиника "эфемерной ревматической лихорадки" также не находит своего подтверждения. Даже если думать о сердечных осложнениях, то отсутствовали признаки сердечной слабости, такие как опять же одышка-больной сердцем Моцарт не мог вместе с друзьями петь перед смертью "Реквием"!

Нет веских оснований предполагать и наличие сифилиса, как потому, что болезнь имеет клиническую картину, так и потому, что были здоровы жена и двое сыновей Моцарта (младший родился за 5 месяцев до его смерти), что исключается при больном муже и отце.

«Нормальный» гений.

Трудно согласиться и с тем, что композитор страдал психической патологией в виде всевозможных страхов и мании отравления. Российский психиатр Александр Шувалов, проанализировав (в 2004 году) историю жизни и болезни композитора, пришел к выводу: Моцарт - "редкий случай всеми признанного гения, не страдавшего каким-либо психическим расстройством". А вот основания для беспокойства композитор имел.

Предположение о почечной недостаточности наиболее близко к истинной клинической картине заболевания. Однако почечная недостаточность как "чистая уремия" исключается хотя бы потому, что почечные больные в этой стадии теряют работоспособность и последние дни проводят в бессознательном состоянии. Невозможно, чтобы такой больной за три последних месяца жизни написал две оперы, две кантаты, концерт для кларнета и свободно передвигался из города в город! Кроме того, сначала развивается острое заболевание - нефрит (воспаление почек), - и только после многолетней хронической стадии происходит переход в конечную - уремию. Но в истории болезни Моцарта нет упоминания о перенесенном им воспалительном поражении почек.

Это была ртуть.

По мнению ряда ученых, в том числе токсикологов, смерть Моцарта произошла вследствие хронического отравления ртутью, а именно - от многократного поступления в организм двухлорис-той ртути - сулемы. Она давалась со значительными интервалами: впервые - летом, в последний раз - незадолго до смерти. Причем конечная фаза заболевания схожа с истинным отказом почек, что и послужило основанием к ошибочному диагнозу почечной недостаточности воспалительного характера.

Это заблуждение объяснимо: хотя в XVIII веке очень многое было известно о ядах и отравлениях, врачи практически не знали клинику интоксикации ртутью (сулемой) - тогда с целью устранения соперников было более принято использовать так называемую aqua Toffana (no имени известной отравительницы, составившей адскую смесь из мышьяка, свинца и сурьмы); об aqua Toffana в первую очередь подумал и занемогший Моцарт.

Все симптомы, наблюдавшиеся у Моцарта в начале заболевания, тождественны признакам хорошр изученного в настоящее время острого ртутного отравления (головная боль, металлический привкус во рту, рвота, потеря веса, неврозы, депрессия и др.). В конце длительного периода отравления наступает токсическое поражение почек с конечными уремическими симптомами - лихорадка, сыпь, озноб и т. д. В пользу медленного отравления сулемой говорит и то, что музыкант сохранял ясное сознание и продолжал писать музыку, то есть был трудоспособен, что характерно для хронического отравления ртутью.

Сравнительный анализ посмертной маски Моцарта и его прижизненных портретов дал, в свою очередь, основание для вывода: деформация черт лица явно вызвана интоксикацией.

Таким образом, многое свидетельствует в пользу того, что композитора отравили. О том, кто и как это мог сделать, тоже есть предположения.

Возможные подозреваемые.

Прежде всего ртуть надо было где-то найти. Яд мог поступать через Готфрида ван Свитена, отец которого, лейб-медик Герхард ван Свитен, первым начал лечить сифилис "настойкой ртутной по Свитену" - раствором сулемы в водке. Кроме того, Моцарт часто бывал в доме фон Свитенов. Снабжать убийц ядом имел возможность и владелец ртутных приисков, граф Вальсегцу-Штуппах - таинственный заказчик "Реквиема", человек, склонный к мистификациям и интригам.

Существует три основные версии отравления Моцарта. Однако почти все исследователи сходятся во мнении, что вряд ли это было под силу одному человеку.

Версия первая: Сальери. Когда защитники итальянского композитора Антонио Сальери (1750-1825) утверждают, что у него "было все, а у Моцарта - ничего" и поэтому он не мог завидовать Моцарту, они лукавят. Да, Сальери имел надежный заработок, а после ухода с придворной службы его ждала хорошая пенсия. У Моцарта действительно ничего не было, ничего, кроме... ГЕНИЯ. Однако уходил он из жизни не только в самый плодотворный в плане творчества год, но и в год, переломный для судьбы его и семьи, - он получил декрет о зачислении на должность, дающую материальную независимость и возможность спокойно творить. Одновременно из Амстердама и Венгрии пришли значительные, рассчитанные на долгое время заказы и договоры на новые сочинения.

Вполне возможной кажется в таком контексте фраза, произносимая Сальери в новелле Густава Николаи (1825): "Да, жалко, что от нас ушел такой гений. Но вообще-то музыкантам повезло. Проживи он еще, никто не пожаловал бы всем нам и куска хлеба за наши сочинения".

Именно чувство зависти могло толкнуть на преступление Сальери. Известно, что чужие творческие удачи вызывали у Сальери глубокое раздражение и стремление противодействия. Достаточно упомянуть письмо Людвига ван Бетховена от января 1809 года, в котором он жалуется издателю на происки врагов, "из которых первым является господин Сальери". Биографы Франца Шуберта описывают интригу Сальери, предпринятую им с целью помешать гениальному "королю песен" получить всего-навсего место скромного учителя музыки в далеком Лайбахе.

Советский музыковед Игорь Бэлза (в 1947 году) спросил_у австрийского композитора Йозефа Маркса, действительно ли Сальери совершил злодейство? Ответ был мгновенным, без колебаний: "А кто же из старых венцев сомневается в этом?" По словам Маркса, его друг, историк музыки Гвидо Адлер (1885-1941), при изучении церковной музыки обнаружил в одном венском архиве запись исповеди Сальери от 1823 г., содержащую признание в совершении этого чудовищного преступления, с приведением подробных и убедительных деталей, где и при каких обстоятельствах давался яд композитору. Церковные власти не могли пойти на нарушение тайны исповеди и не дали согласия на предание этого документа гласности.

Сальери, мучимый раскаянием, пытался совершить самоубийство: он перерезал себе бритвой горло, но остался жив. По этому поводу остались подтверждающие записи в "разговорных тетрадях" Бетховена за 1823 год. Есть и другие упоминания о содержании исповеди Сальери и неудавшемся суициде.

Намерение покончить жизнь самоубийством созрело у Сальери не позже 1821 г. - к тому времени он написал реквием на собственную кончину. В прощальном послании (март 1821 года) Сальери просил графа Гаугвица отслужить в частной капелле заупокойную службу по нему и исполнить посылаемый реквием ради спасения его души, ибо "к моменту получения письма последнего уже не будет среди живых". Содержание письма и его стиль свидетельствуют об отсутствии у Сальери психического заболевания. Тем не менее Сальери был объявлен психически больным, а его признание - бредом. Многие исследователи считают, что это было сделано для избежания скандала: ведь и Сальери, и Свитены были тесно связаны с правящим Габсбургским двором, на который в какой-то степени ложилась тень преступления. - Умер Сальери в 1825 г., как явствует из свидетельства о смерти, "от старости", причастившись Святых Даров (чего не удостоился Моцарт).

А сейчас самое время вспомнить о трагедии Пушкина "Моцарт и Сальери" (1830) и о гневных нападках некоторых европейцев на автора за то, что "не пожелал представить двух своих персонажей такими, какими они были в действительности", за использование якобы легенды, очерняющей имя Сальери.

Во время работы над трагедией Пушкин написал статью "Опровержение на критики", в которой высказался однозначно: "...обременять вымышленными ужасами исторические характеры и не мудрено, и не великодушно. Клевета и в поэмах всегда казалась мне непохвальною". Известно, что этот труд занял у поэта не один год: Пушкин тщательно собирал различные документальные свидетельства.

Пушкинская трагедия послужила сильнейшим импульсом исследований в этом направлении. Как писал Д.Кернер: "Если бы Пушкин не запечатлел преступление Сальери в своей трагедии, над которой он работал много лет, то загадка смерти величайшего композитора Запада так и не получила бы разрешения".

Версия вторая: Зюсмайр. Франц Ксавер Зюсмайр, ученик Сальери, затем ученик Моцарта и интимный друг его жены Констанцы, после смерти Моцарта вновь перешедший в обучение к Сальери, отличался большими амбициями и тяжело переживал насмешки Моцарта. Имя Зюсмайра осталось в истории благодаря "Реквиему", к завершению которого он был причастен.

Констанца рассорилась с Зюсмайром. И после старательно вымарывала его имя из документального наследия мужа. Умер Зюсмайр в 1803 г. при странных и таинственных обстоятельствах; в этом же году не стало и Готфрида ван Свитена. Учитывая близость Зюсмайра к Сальери и его карьерные устремления в сочетании с завышенной оценкой собственных талантов, а также его роман с Констанцей, многие исследователи полагают, что он мог быть причастен к отравлению скорее в роли непосредственного исполнителя, поскольку жил в семье композитора. Возможно, и Констанца узнала о том, что муж получает яд, - это во многом объясняет ее дальнейшее поведение.

Становится понятной, в частности, та неблаговидная роль, которую, по мнению некоторых современников, Констанца сыграла, "открыв правду" в день похорон о якобы любовной связи Моцарта и его ученицы Магдалены ее мужу - юристу Францу Хсфдемелю, другу и собрату Моцарта по масонской ложе. В порыве ревности Хофде-мель пытался зарезать бритвой свою беременную красавицу жену - от гибели Магдалену спасли соседи , услышавшие крики ее и их годовалого ребенка. Хофдемель покончил с собой, также применив бритву. Магдалена выжила, но осталась изуродованной. Считают, что таким образом Констанца пыталась переключить подозрения в отравлении мужа на бедного юриста. Действительно, это дало основания ряду исследователей (например, британскому историку Фрэнсису Карру) трактовать эту трагедию как вспышку ревности Хофдемеля, отравившего Моцарта.

Как бы то ни было, младший сын Констанцы, музыкант Франц Ксавер Вольфганг Моцарт, говорил: "Столь великим, как отец, мне, конечно же, не стать, да посему нечего опасаться и завистников, которые могли бы посягнуть на мою жизнь".

Версия третья: ритуальное убийство "непокорного брата". Известно, что Моцарт был членом масонской ложи "Благотворительность" и имел очень высокий уровень посвящения. Однако масонское сообщество, обычно оказывающее помощь собратьям, ничем не помогало композитору, находившемуся в очень стесненном материальном положении. Более того, братья-масоны не пришли проводить Моцарта в последний путь, а специальное заседание ложи, посвященное его кончине, состоялось лишь через несколько месяцев. Возможно, определенную роль в этом сыграло то, что Моцарт, будучи разочарован деятельностью ордена, планировал создание собственной тайной организации -ложи "Грот", устав которой им уже был написан.

Мировоззренческие расхождения между композитором и орденом достигли своего накала в 1791 году; именно в этих расхождениях некоторые исследователи видят причину ранней смерти Моцарта. В том же 1791 году композитор пишет оперу "Волшебная флейта", которая имела оглушительный успех в Вене. Принято считать, что в опере была широко использована масонская символика, раскрыты многие ритуалы, которые положено знать лишь посвященным. Что не могло пройти незамеченным. Георг Николаус Ниссен, второй муж Констанцы и в последующем биограф Моцарта, назвал "Волшебную флейту" "пародией на масонский орден".

Как полагает Й. Дальхов, "те, кто ускорял смерть Моцарта, устранили его "подобающим рангу" ядом - ртутью, то есть Меркурием, идолом муз. ...А может быть, все версии - звенья одной цепи?

Вдова композитора учила сына музыке у Сальери, а современники потеряли его могилу

За свою недолгую жизнь Вольфганг Амадей Моцарт создал шедевры симфонической, концертной, камерной, оперной и хоровой музыки и обессмертил свое имя. С раннего детства личность маленького гения вызывала постоянный интерес публики, а уж смерть музыканта-виртуоза в 35 лет стала основанием для художественных мифов и культурологических спекуляций.

Ненужный гений

Четырехлетний Амадей поразил сначала родителей, а через несколько лет и родную Австрию феноменальной музыкальной памятью, желанием импровизировать на клавесине и страстью к сочинительству.


Невероятную по тем временам известность маленький Моцарт получил благодаря гастролям. Более десяти лет Амадей с отцом колесил по знатным домам и дворам королевских династий в поисках богатого покровителя. Часто болеющий мальчик терпеливо переносил все тяготы путешествий, но получил в результате ряд хронических заболеваний, в числе которых и суставной ревматизм.

Моцарт был невероятно популярен при жизни и зарабатывал достойные деньги, однако похоронен был в общей могиле вместе с шестью другими покойниками. Деньги на погребение (по нынешнему курсу около двух тысяч рублей) выделил покровитель музыкантов барон ван Свитен , ведь в день смерти любимца публики, австрийского чудо-ребенка и выдающегося представителя музыкальной Венской классической школы, в доме не было ни дуката.

Факт: Однажды зимой друг семьи застал танцующих Моцартов в холодном доме. Оказалось, закончились дрова, и семейная пара, известная своим легкомысленным отношением к жизни, таким образом согревалась.

В те времена надгробные камни ставили не на месте захоронения, а у стен кладбища. Вдова на похоронах не присутствовала и впервые пришла на кладбище через 17 лет после смерти мужа. Констанца Моцарт считала, что памятник ее супругу должна поставить церковь, и не побеспокоилась об этом. Спустя 68 лет после смерти Моцарта дети друзей композитора указали предположительное место погребения, где и был установлен знаменитый ксенотаф с ангелом. Фактическое же место захоронения классика мировой музыки точно неизвестно.

Справка: Считается, что признания при жизни Моцарт не получил и еле-еле сводила концы с концами. Но на самом деле он был очень востребован и ему немало платили за сочинения. По воспоминаниям современников, музыкальный виртуоз вместе с супругой вели расточительный образ жизни, обожали балы, маскарады и мгновенно спускали приличные гонорары.

По ком звучит реквием?

Ореол мистики вокруг смерти композитора возник после истории о таинственном заказчике заупокойной мессы. Действительно, незадолго до смерти к Моцарту пришел человек в черном плаще и заказал реквием - траурную ораторию. После похорон пошли слухи о том, что во время его написания Моцарт говорил о дурном предчувствии и что траурная месса будет посвящена его собственной смерти. Кроме того, у Моцарта появилась навязчивая идея, что его пытаются отравить.


Однако по факту этот заказ Моцарт получил через посредника и взял на себя обязательство работать на условиях анонимности. Заказчиком был вдовец, граф Франц фон Вальзегг-Штуппах – известный любитель выдавать чужие музыкальные произведения за свои, выкупая авторские права. Он планировал посвятить мессу памяти своей супруги.

Вдова композитора боялась, что заказчик потребует вернуть уже истраченный Моцартами гонорар, поэтому попросила ассистента мужа Зюсмайера дописать неоконченную мессу согласно последним указаниям Вольфганга.


Месть масонов и рогоносца

Большинство ученых считает, что Моцарт умер естественным путем, однако есть целый ряд версий о насильственном характере смерти музыкального гения. Слухи об отравлении Моцарта появились через несколько дней после похорон. Вдова им не верила и никого не подозревала.

Но кое-кто считал, что Моцарта наказали масоны за раскрытие секретов «вольных каменщиков» в опере «Волшебная флейта», премьера которой состоялась в сентябре 1791 года. Кроме того, Моцарт якобы поделился с одним из друзей намерением выйти из братства и открыть собственное тайное общество, за что и поплатился жизнью. Предполагается, что отравление композитора стало частью церемонии жертвоприношения.

Биограф композитора Георг Ниссе, впоследствии женившийся на Констанце Моцарт, писал о том, что у музыканта была острая сыпная лихорадка, сопровождавшаяся страшными отеками конечностей и рвотой. Вскрытие не проводилось, поскольку тело быстро раздулось и источало такой запах, что, по свидетельству современников, уже через час после смерти горожане, проходя мимо дома, зажимали платками носы.


На следующий день после смерти Моцарта неожиданно покончил собой юрист Франц Хофдемель , чья жена была последней ученицей музыканта. По одной из версий, «закониик» из ревности избил композитора палкой и тот умер от инсульта. Хофдемель же изрезал своей беременной жене лицо, шею и руки, а затем перерезал себе горло. Магдалену спасли, и через пять месяцев она родила сына, отцовство которого приписывали Моцарту.

Кроме того, ассистент Моцарта Зюсмайер, снимавший у него комнату, после похорон учителя также предпринял попытку самоубийства, изрезав горло. Молва тут же записала ученика в любовники к Констанце.

"Ай да Пушкин, ай да сукин сын!"

Спустя годы самое большое распространение легенды об отравлении произошло благодаря одной из "Маленьких трагедий" А. С. Пушкина , в которой Сальери из зависти к таланту Моцарта отравил его. Непререкаемый авторитет великого поэта победил все имеющиеся свидетельства, а художественный вымысел - правду.


На самом деле итальянец Антонио Сальери в 24 года стал придворным композитором императора Иосифа II и несколько десятилетий служил при дворе. Он был ведущим музыкантом австрийской столицы и талантливым педагогом, у которого учились Бетховен , Шуберт , Лист и даже, после смерти отца, младший сын Моцарта. Императорский фаворит занимался с талантливыми детьми из бедных семей бесплатно, а знаменитые ученики даже посвящали учителю свои произведения.

Однажды во время урока Сальери выразил соболезнование Моцарту-младшему по поводу смерти отца и добавил, что теперь и другие композиторы смогут зарабатывать на кусок хлеба: ведь талант Вольфганга Амадея перебивал другим возможность продавать свою музыку.

В 1824 году вся Вена отмечала 50-летие назначения Сальери придворным композитором, но престарелый юбиляр уже год находился в клинике для душевнобольных. Он всякий раз клялся честью бывшим ученикам, редко посещавшим наставника, что не виноват в смерти Моцарта, и просил "передать это миру". Несчастный страдал от галлюцинаций, вызванных обвинениями в смерти великого австрийца, и даже пытался покончить собой, перерезав горло.

В XIX веке итальянцы объясняли эти обвинения обычной национальной идеей, в рамках которой Австрия противопоставляла итальянскую и венскую музыкальную школу.

И все-таки пушкинская художественная версия стала основой для многих других литературных произведений. Когда в 90-х годах прошлого века на гастролях одного английского театра был показан спектакль по пьесе П. Шеффера "Амадей", итальянцы были в ярости. В 1997 году во Дворце юстиции Милана в результате открытого судебного процесса итальянские судьи оправдали земляка - основателя Венской консерватории.


Справка: В 1966 году швейцарский врач Карл Бэр установил, что у музыканта был суставный ревматизм. В 1984 году доктор Питер Дэвис на основании всех имеющихся воспоминаний и свидетельств сделал вывод, что Моцарта убила стрептококковая инфекция в сочетании с почечной недостаточностью и бронхопневмонией. В 1991-м доктор Джеймс из королевского госпиталя Лондона предположил, что лечение малярийной лихорадки и меланхолии с помощью сурьмы и ртути стало для гения смертельным.

Его жизнь тяжело назвать легкой. Все детство прошло в разъездах по гастролям и постоянных тренировках. Отец Моцарта, желавший успеха сына, ставил ребенка в жесткие дисциплинарные рамки. В четырнадцать лет Вольфганг стал академиком Болонской академии, в которую не принимали никого моложе двадцати шести лет. На поздравления отца мальчик отреагировал просьбой — выйти и просто погулять.

Все детство Моцарта прошло в разъездах и постоянных тренировках


Им было создано более шестисот музыкальных произведений, среди которых двадцать опер, полсотни симфоний, десятки концертов и сонат.


Нет смысла говорить о безграничном таланте этого великого человека. Музыка была его любовью, его жизнью. Когда Моцарта спрашивали, как ему удается делать то, что он делает, он удивлялся и отвечал, что в этом нет ничего сложного. Он просто слышал музыку в голове, а потом ее записывал. И как же трудно осознавать, что будучи настолько одаренным, подарив миру огромное количество музыкальных произведений, он умер как нищий.

Музыка была любовью Моцарта, его жизнью


Нельзя не обратить внимание и на тот факт, что хоронили его впопыхах, на следующий же день после смерти. Без всяких возложенных почестей и уважения. Прощальный обряд совершался наспех у капеллы святого Креста, прилегающей к передней стенке собора святого Стефана. Несмотря на то, что в храме он был помощником капельмейстера, внутрь его даже не внесли. Проводить композитора пришли немногие, среди них были Сальери и ученик Моцарта — Зюсмайер. До самого кладбища сопровождавшие не дошли. Самое странное, что на похоронах семья Моцарта не присутствовала. Жена пришла туда только через семнадцать лет, и то, не нашла точного места могилы. Сами похороны проходили «по третьему разряду», что означало вместе со всеми бедняками, без отдельного места. Можно сказать, что это является основной причиной, почему могила Моцарта была затеряна. Другая причина в том, что и свидетелей, указывающих на конкретное место, почти не было. Создается ощущение, что все специально было организовано таким образом. Но зачем?


В результате медобследования можно сказать, что Моцарта отправили


Слухи о том, что известный композитор умер неестественным путем ходили повсюду. Позже было проведено медицинское обследование его последней болезни. В результате анализа симптомов почти уверено прослеживалось отравление. Доказать это, конечно же было невозможно, так как тело Моцарта не было вскрыто. Провести эксгумацию тоже не предоставлялось возможным, так как никто не запомнил места его захоронения. Но все признаки яда в организме композитора были налицо. Головные боли, неврозы, головокружения, рвота, потеря веса, беспокойное состояние, постоянное ощущение озноба — все это показатели ртутного отравления. Так же на отравление указывало его распухшее тело. Предполагалось, что медленно действующий яд в организм композитора поступал систематически, на протяжении последних месяцев его жизни.


На вопрос о том, кто же был отравителем композитора, есть несколько версий. Первая — Антонио Сальери. Только вот он никогда не был в доме у Моцарта. Соответственно уловку с ядом он проделать не мог. По крайней мере лично. А его доверенное лицо, и одновременно ученик Вольфганга — Франц Ксавер Зюсмайер, теоретически бы мог. И третья — заговор правительственных кругов и лично императора Леопольда II. У императора было довольно неприязненное отношение к масонству. Моцарт же в последние годы жизни стал весьма заметной фигурой в движении.


Моцарт не раз высказывал подозрения о том, что может быть отравлен


Вольфганг Моцарт был тонкой и чувствительной натурой. В период ухудшения состояния, музыкальный гений не раз высказывал свои подозрения о том, что он может быть отравлен. Вскоре у него появилось навязчивое ощущение приближающейся смерти. А после неожиданного визита странного незнакомца, который сделал ему предложение написать «Реквием», это предчувствие усилилось. Появление анонимного заказчика произвело на него довольно сильное впечатление. Все оставшиеся дни, Моцарт был полностью погружен в мысли об этой поминальной мессе, которую так и не успел закончить.

Но как заметил Гете: «Явление, подобное Моцарту, навеки пребудет чудом, и ничего тут объяснить нельзя… Так было с Наполеоном и многими другими… Все они в совершенстве выполнили свою миссию, а значит, им пора уйти».