Музей Средневековья Клюни. Париж

Старый парижский музей Клюни, в котором сегодня расположен Национальный музей средневековья, выделяется из числа большинства городских музеев. Он как бы находится в стороне от основных веяний современности, сохраняя своеобразный облик музея до XIX века. Здесь нет традиционных кафе, которые стали обязательной принадлежностью современных музеев, как части индустрии развлечений. Также в музее Клюни нет той упорядоченности, которая присуща почти всем просветительным музеям. Это просто собрание странностей, рассчитанное на обычное человеческое любопытство. И само здание музея, построенного на месте античных термичных ванн, и его коллекция во многом уникальны, и заслуживают посещения во время визита в Париж.

История

Когда-то на месте особняка Клюни были расположены римские бани, часть из которых сохранилась и до наших дней. В XIV веке на их месте был построен городской дом аббатства Клюни. В конце XV- начале XVI века здание было перестроено аббатом ордена Жаком Амбуазским. Здание еще не один раз перестраивалось, поэтому в его архитектуре нашли отображение элементы Ренессанса и готики. Кроме того, в ходе перестроек некоторые элементы оказывались ненужными, поэтому сегодня здесь можно обнаружить ведущие в никуда проходы, замурованные арки и другие непонятные элементы.

Дом был конфискован государством в 1793 году. В течение 30 лет здание использовали по-разному, было время, когда один врач даже использовал в качестве зала для вскрытий часовню.

История музея Клюни начинается в 1933 году, когда Александр дю Соммера разместил здесь свою частную коллекцию экспонатов эпохи Возрождения и средних веков. После смерти дю Соммера коллекция была выкуплена государством у его родственников. Это произошло в 1842 году, и с тех пор музей является государственным.

Что посмотреть

Любители античности должны начать осмотр музея с посещения галло-римских терм, датирующихся III веком. Термы открыты для посещений независимо от музея. Собственно говоря, здание фригидария, в котором располагался бассейн и холодные бани, и здание особняка Клюни можно рассматривать, как два отдельных музея, воплощающих единство эпох. Средневековая архитектура словно вырастает из античности, которая послужила основанием для нее. Единство и непрерывную связь эпох подчеркивают встречающиеся местами современные железобетонные конструкции.


Но большинство туристов посещают музей Клюни не ради терм, а ради экспозиции, размещенной в доме аббатства. В собрании музея есть немало экспонатов, ради которых стоит посетить его.

Достоянием музея являются обнаруженные в фундаменте одного из домов статуи библейских царей, которые раньше украшали западный фасад собора Нотр-Дам. Во время французской революции эти скульптуры были приравнены к аристократии. В жизни новой Франции не было места даже для скульптурных царей. Поэтому статуи демонтировали и обезглавили. Один из горожан выкупил их якобы для фундамента, но на самом деле похоронил с честью. Позже вместо разрушенных статуй были установлены новые, поэтому обнаруженные скульптуры передали музею. В экспозиции сначала появились тела царей, а их головы были обнаружены значительно позже. Сегодня они экспонируются отдельно. Другие скульптуры, которые представлены в музее, не менее интересны. Самые ранние из них относятся к началу XI века. Помимо каменных скульптур собрание музея имеет прекрасную коллекцию деревянной скульптуры.

Коллекция музея славится собранием средневековых гобеленов, в число которых входит известное полотно «Дама с единорогом», являющееся частью цикла из шести прекрасных гобеленов. Интересно, что тематика гобеленов послужила основой для оформления сада вокруг музея. Коллекцию гобеленов дополняет хорошо сохранившиеся образцы средневековых тканей и шпалер с изображением нравоучительных и библейских сюжетов.

Музей Клюни известен также как музей Средневековья . Он может похвастаться одной из самых обширных в Европе коллекцией предметов искусства и быта того времени, в честь которого и назван.

Музей находится в Hôtel de Cluny – готическом особняке, построенном в 15 веке. Так что французское средневековье в музее Клюни – поистине на каждом шагу.

Что можно увидеть в музее Клюни

В музее Клюни можно проследить развитие искусства и предметов была от раннего Средневековья – и до Ренессанса. Пожалуй, самое сильное место музея – отдел древних тканей. Однако, не забудьте хорошенько рассмотреть и другие экспонаты: статуэтки и статуи, бытовые предметы, всяческую утварь, одежду, сакральные артефакты.

Коллекция музея размещена на нескольких этажах (подробную карту музея Средневековья в Париже можно увидеть ). Однако, чтобы увидить все, надо обойти музей Клюни со всех сторон...

  • Нижний уровень музея Клюни посвящен галло-римским термам (термальным купальням), великолепным витражам и статуям.
  • Этажом выше в музее Клюни представлена «Дама с единорогом» (Dame et la Licorne), самый известный экспонат музея Клюни. Это – своеобразный комплект из шести шпалер, которые составляют единое полотно. Этому шедевру – больше полтысячи лет. Никто не знает, кто создал этот гобелен, существуют только предположения. Да и название его возникло лишь в 19 веке. На гобелене изображено пять человеческих чувств, объединенных в единой аллегории: девушке, общающейся с единорогом. Композиция указывает на прелести – и опасности, которые несет каждое из чувств: обоняние, запах, вкус, осязание, зрение. На этом уровне музея Средневековья также располагаются и другие предметы обозначенного периода: ткани, рисунки, примеры резьбы по дереву, украшения, оружие.
  • С другой стороны здания (со стороны бульвара Сен-Жермен) находятся средневековые сады, вход в которые не требует оплаты.

Огромный вклад в популяризацию гобелена «Дама с единорогом» сделали французские писатели Проспер Мериме и Жорж Санд, именно они привлекли внимание общественности к необычным шпалерам, хранящимся в не самых лучших условиях в одном из старинных замков Франции.

Музей Клюни в Париже имеет официальное название Национального музея средневековья. Местные жители называют его дворцом аббатов Клюни. Расположен он в пятом районе города к югу от бульвара Сен-Жермен.
Сооружение дворца аббатов Клюни в Париже одно из самых выдающихся среди городской архитектуры времен средневекового Парижа. К счастью, оно сохранилось до наших дней. С 1334 года в здании находился городской дом аббатов коммуны Клюни. В период 1485–1510 годов здание было восстановлено аббатом ордена Клюни Жаком Амбуазским. Тут присутствуют элементы готики, а также Ренессанса. В 1843 году строение было преобразовано в общественный музей, где выставлялись реликвии французской готики, сохраненные в здании Александром дю Соммером. Это единственное в музее напоминание о связи с аббатством Клюни.
Изначально дворец аббатов Клюни являлся частью большего комплекса под названием Клюниак, включающий здание религиозного колледжа на Сорбонской площади. Изначально в здании поселился епископ Клермонта, Жак Амбуасский, аббат Жюмьежа. Современный вид оно приобрело в 1485–1500 годах. Обитала в здании и Мария Тюдор после смерти мужа Людовика XII, то есть с 1515 года. Среди проживавших тут в XVII столетии, были папские послы, в том числе Мазарини.
В 1793 году здание конфисковало государство и в течение следующих тридцати лет оно выполняло сразу несколько функций. Некоторое время оно принадлежало врачу, который использовал великолепную готическую часовню в качестве зала для вскрытий.
В 1833 году во дворец аббатов Клюни переехал Александр дю Соммер. Он расположил в нем большую коллекцию ценнейших экспонатов средневековья и эпохи Возрождения. В 1842 году он умер, и коллекция была выкуплена государством. В 1843 году она была впервые представлена для посетителей сыном Александра дю Соммера, который стал первым куратором Музея.
В существующих ныне на территории дворца аббатов Клюни садов, открытых в 1971 году, находится Лес единорога.
Особняк Клюни построен частично на остатках галло-римских терм (Термы Клюни), которые датируются приблизительно III столетием. Они функционируют и сегодня.
Музей состоит из двух зданий. Одно из них - холодная баня с бассейном – фригидарий с сохранившимися остатками Терм Клюни. Второе - дворец аббатов Клюни, где представлена внушительная коллекция гобеленов, полотно Дама с единорогом из цикла шести гобеленов с одним и тем же названием, другие известные произведения и скульптуры раннего средневековья (VII–VIII веков). Имеются работы из золота, из слоновой кости, представлена антикварная мебель, иллюминированная рукопись.

    Музей Средневековья (Париж) - Координаты: 48°51′02″ с. ш. 2°20′36″ в. д. / 48.850556° с. ш. 2.343333° в. д. … Википедия

    Музей канализации (Париж) - У этого термина существуют и другие значения, см. Музей канализации. Координаты: 48°51′45.51″ с. ш. 2°18′08.04″ в. д. / 48.862642° с. ш … Википедия

    Париж (Франция) - Город, столица Франции Париж фр. Paris Флаг Герб … Википедия

    Париж - столица Франции. Известен уже в I в. до н. э. как селение Лютеция (Lutetia), название от галльск. lut болото, т. е. селение на болоте. Позже Lutetia Parisiorum от этнонима парисии, галльск. племени, жившего на берегах Сены. Затем Parisiorum, и… … Географическая энциклопедия

    ПАРИЖ - столица Франции. Расположен на берегах р.Сены, в 145 км от пролива Ла Манш, в географическом центре северной части Франции. Париж административный, политический и промышленный центр, в нем сконцентрирована финансовая и торговая деятельность… … Энциклопедия Кольера

    Портрет Средневековья - Портрет Иоанна Генриха, маркграфа Моравии. Петер Парлер и мастерская. Между 1379 1386, Собор святого Вита, Прага Портрет Средневековья, портретное искусство Средних веков стадия определённого упадка в истории развития … Википедия

    Малый дворец (Париж) - У этого термина существуют и другие значения, см. Малый дворец. Координаты: 48°51′57.9″ с. ш. 2°18′53.13″ в. д. / 48.866084° с. ш. 2.314759° в. д … Википедия

    Лютеция (Париж) - У этого термина существуют и другие значения, см. Лютеция (значения). Лютеция (Lutetia), иногда также Лютеция Паризиориум (Lutetia Parisiorum) древнее поселение на месте современного Парижа. Сначала Лютеция была поселением кельтского племени… … Википедия

В Не ведитесь. Несколько слов о "древних" распятиях

Когда один товарищ ляпнул, а сотня повторила.

Распятье музея Клюни в Париже. Да, там есть такое. Если честно очень долго искал оное изображение в инете, дабы, хоть что-то да прояснить поэтому распятью. Музей Клюни, чтобы вы понимали, это музей средневекового Европейского искусства. Это не Лувр, там Месопотамских древностей по умолчанию находится не может. Отсюда и мои сомнения, по поводу того, что подобное распятие там вообще могло находится. И все же оно там есть. Подтверждение этому я нашел на одном из японских сайтов. Да-да, как бы это смешно не звучало. Поэтому пришлось прибегнуть к гуглпереводчик у. Распятие это выставлено в 10 зале, где экспонируются вещи из церкви Сен-Жермен-де-Пре и церкви Святой Женевьевы. В целом этот зал посвящен романскому стилю в европейской культуре, это 11-13 век.
Стиль иконографии данного распятия так же вписывается в данные хронологические рамки. Пришлось немного поизучать то как развивалась эта самая иконография. Первые подобные изображения распятого Исуса появляются в веке 5. Исус изображается еще живым, часто у него открыты глаза, тут присутствует идея показать Исуса уже победившим смерть. Гвозди вбиты в ладони, чего на самом деле быть не могло. Тем, кого распинали гвозди никогда в ладони не вбивали, только в запястье или вообще привязывали веревками. Ладони просто не в состоянии выдержать массу тела и несчастный просто бы падал на землю. Прибивание ладоней Исуса, которыми он лечил и творил иные в иконографии связано с некоторыми богословскими концепциями о самоуничижении бога, на которых я сейчас не хочу останавливаться и сильно зацикливаться. Важно лишь то, что распятие это христианское, средневековое. К сожалению, японец описывающий свое посещение музея Клюни, выкладывая фото распятия не показал сопутствующей оному пояснения, тем не менее с большой долей вероятности можно утверждать, что распятие это относится к 11-13 веку, но никак не к 2000 году до нхли.

Второе популярное это Орфей - Бахус.

Начну с того, что я не припомню ни одного мифа, где бы Орфея распяли. Ну, да ладно, допустим, что был некий миф, что не дошел до наших дней. Затерялся, так сказать, во глубине веков.

Что можно рассказать по этому распятию. Этот артефакт, на самом деле выставлялся в Берлинском музее Кайзера Фридриха с 1922 года. Но, уже в 1926 году и позже в 1935 году, немецкие исследователи древностей утверждают, что данный камень является подделкой. Указывается, что возможно, это средневековая итальянская работа. Амулет был приобретен в Италии Е.Герхардом и с его коллекцией попала в музей Кайзера Фридриха. Что еще интересно, в 15 веке итальянский священник Марсилио Фичино возродил орфическую магию как часть гуманистического проекта, призванного вернуть древнюю мудрость миру. В целом этот Марсилио был весьма продвинутым для своего времени человеком, философом, гуманистом, астрологом. Переводил древнегреческие тексты на латынь, философов естественно. Поговаривают даже, карты Таро какие-то там нарисовал. К чему я это все, подобный амулет мог возникнуть в средневековой Италии, в 15 веке и позже, но никак не в 3 веке до нхли. Предпосылки были. Камень судя по всему был изъят еще в 1930-ые годы из экспозиции и пропал во время Второй мировой. На картинке обработанное в фотошопе изображение прорисовки камня одной из немецких книг.

Что еще указывает на то, что это довольно поздний предмет. Опять же иконография. Распятия подобного типа, подогнутые колени, упавшая голова, согнутые руки, мертвый или все еще страдающий Исус, попросту говоря, появились в средневековье - 13 и выше века. Как выглядели распятия позднего античного времени и раннего средневековья смотрите выше. Второе. Звезды и луна, на амулете, ну тут можно предположить, что все же изображен момент смерти Исуса и, как там в библии говорилось, о том, что небо потемнело в знак скорби.


Ну и последнее. Если бы изображение было 3 века до нхли, то, уверен, крест был бы изображен Т-образный. Как вот на этой знаменитой картинке с ослом. Кстати, на эту тему я как-нибудь еще поговорю.

Или вот это распятие, выставленное в музее Клюни, рядом с тем самым «Месопотамским».


А вот еще интересная гемма 4 века, выставлена в Лондонском Музее.