Мария александровна ушла из театра. Балетные пары

Eleganceallure ; плащ из шелковой ткани Masterpeace Axenoff Jewellery Jimmy Choo

Фото: Ярослав Клоос
Стиль: Арина Ломтева
Make-up: Кирилл Шабалин @Yves Saint Laurent
Hair: Евгения Ленц
Благодарим ресторан Spices за помощь в организации cъемки

Прима Большого театра Мария Александрова,

ставшая героиней нашей праздничной fashion-съемки, рассказала Posta-Magazine о новом спектакле, цене слов, «своих» и «чужих» и самом важном в жизни.

Мы встретились с Марией Александровой за несколько дней до премьеры «Калигулы» в Московском Губернском театре. В постановке режиссера и хореографа Сергея Землянского по мотивам одноименной пьесы Альбера Камю прима-балерина Большого театра играет жену Калигулы Цезонию, которая в своей любви к нему готова принять всю кровь, что тот проливает ради собственного удовольствия. Она равнодушно наблюдает за убийствами и бесчинствами мужа, чудовищная изобретательность которого, кажется, не знает границ. Она не может сравниться в жестокости с Калигулой, о котором Сенека говорил, что природа создала его «затем, чтобы показать, на что способны безграничная порочность в сочетании с безграничной властью», но она принимает правила опасной игры, которая в конце концов приводит ее к гибели.

Цезония в исполнении Марии Александровой - властная, надменная, чувственная. Ее образ складывается из скупых отточенных движений, едва заметных поворотов головы и быстрых взглядов - на контрасте с развязностью Калигулы. Она создает тревожное напряжение одним своим появлением на сцене.

Наблюдая за Александровой на премьере, я вспоминала наш с ней разговор, когда она сказала, что обязательно стала бы драматический актрисой, если бы не выбрала балет. Она органична в любом образе, будь то угловатая ученица в «Уроке» Флиндта, безумная Жизель или гордая и самодостаточная Кармен. С такой же легкостью она преображалась во время нашей съемки: была то смешливой девчонкой, то женщиной-вамп, то комичной нэпманшей из рассказов Зощенко.

В ней есть внутренняя сила и мудрость взрослый женщины - и при этом какая-то детскость, которая выражается в умении ценить пустяки и радоваться мелочам. А за простотой в общении чувствуется сложная личность с принципами. Которую очень интересно раскрывать.

Платье из шелка и вискозы Laroom ; серьги из серебра с черной шпинелью, кольцо из черненого серебра с гранатами - Axenoff Jewellery ; кожаные туфли, декорированные перьями - Jimmy Choo

Платье из шелка и вискозы Laroom ; колье из серебра и горного хрусталя, кольцо из черненого серебра с гранатами - Axenoff Jewellery

Инна Логунова: «Калигула» - пластический, а не хореографический спектакль. Чем заинтересовала эта форма? Ведь технически для вас это гораздо менее сложная задача, чем балетная постановка.

Мария Александрова : По двум причинам. Во-первых, потому, что это так или иначе продолжение театра - который мне как человеку, который всю жизнь проводит на сцене, интересен во всех формах. Вторая причина - Сергей Землянский.

Вы с ним раньше работали?

Да, впервые мы встретились в 2009 году - он ставил номер для моего творческого вечера. Потом на протяжении довольно долгого времени в работе мы не пересекались. Три года назад я попала на его «Даму с камелиями» в Театре Пушкина и следом на «Демона» в Театре Ермоловой - невероятно сильные спектакли, которые меня задели за живое. А в прошлом году я буквально за два дня «влетела» в его «Ревизора» все в том же Ермоловском и была просто ошеломлена Сережиным талантом. Я получила колоссальное удовольствие от участия в этом спектакле - от самой постановки и от команды, это был глоток невероятного позитива. Из тех моментов, которые остаются с тобой на всю жизнь. Поэтому, когда Сережа позвонил мне пару месяцев назад и предложил принять участие в новом спектакле, я, не задумываясь, согласилась - и только потом начала задавать вопросы: что, где, почему?

Платье из фатина и шелка, расшитого бисером - Eleganceallure ; плащ из шелковой ткани Masterpeace ; тиара из серебра и горного хрусталя, серьги из серебра с родолитами, кольцо из черненого серебра с гранатами и кольцо из серебра с кораллом - Axenoff Jewellery ; кожаные туфли, декорированные перьями - Jimmy Choo

В спектакле вы выходите на сцену вместе со слабослышащими актерами - вам легко было найти общий язык с ними?

Мы с ними общаемся как со слышащими и говорящими, в этом смысле нет никакого осторожничества. На репетициях они нам помогали, когда по ходу действия приходилось использовать язык жестов. Мы тоже им что-то объясняем, показываем. У нас сложилась удивительная атмосфера в команде: все понимают друг друга буквально с поворота спины. Было немало комических ситуаций. Например, однажды ребята, усевшись в углу, оживленно общались на своем безмолвном языке, и тут Сережа поворачивается к ним со словами: «Ну что вы разгалделись?»

Вы говорите, что в пластическом или танцевальном спектакле не связаны речью, голосом. И все же - хотелось бы попробовать себя в драме?

Конечно. Меня часто спрашивают в интервью: если не балериной, кем бы я стала. И я всегда отвечаю: драматической актрисой. Сцена - мир, в котором мне очень интересно, где нет границ и все возможно. Мне там хорошо.

Ободок с вуалью, расшитой пайетками - Polyakov Couture ; кольцо из серебра с агатом, кольцо из черненого серебра с гранатами - Axenoff Jewellery

Лучше, чем в обычной жизни?

Не то чтобы лучше, скорее, понятнее.

А что интересно - перевоплощение?

Сам шаг на сцену. Да вообще все интересно. Даже как светит луч. Или не светит, когда он тебе так нужен - и как ты из этого выкручиваешься. В моей балетной профессии не всегда возможно перевоплощение, порой оно просто недосягаемо, потому мы все-таки очень связаны физической составляющей. А образ складывается из разных вещей - репетиций в зале, взаимодействия с партнером, из того, как садится костюм.

Я всегда выхожу на сцену, когда мне есть что сказать. Именно поэтому мне также интересны неклассические спектакли, в которых у тебя нет определенного набора движений, за которые можно спрятаться. Если в балете ты иногда можешь выключить душу и полностью уйти в телесное воплощение, то здесь нужно изначально быть духовно наполненным, иначе ничего не получится.

Топ и юбка из шелка с полиэстером, расшитые бисером и пайетками - Alexander Arutynov ; тиара из серебра с жемчугом Axenoff Jewellery

Как-то, вспоминая детство, вы говорили, что еще ребенком поняли, что «балет научит вас жизни». Самое главное, чему он вас научил?

С одной стороны, он меня оградил от огромного количества непонимания, с которым мы сталкиваемся в этой жизни. С другой - дал ощущение своего мира и призвания, того, что у меня есть собственный путь. Отношению к людям и пониманию того, что все мы разные - не плохие и не хорошие, просто у каждого своя пьеса. И что мне всегда нравилось в балете - так это возможность обходиться без слов.

Почему вам легче без слов? Вы не производите впечатление замкнутого человека.

Потому что слово для меня очень важно. Если человек сказал, значит должен сделать. Я не люблю слов, за которыми ничего нет. Я уже девочка взрослая и людей сужу по поступкам. В этом отношении балет мне понятен. Я не спорю, может не получиться, роль может не сложиться, но ты пытаешься, то есть все равно остаешься человеком дела.

О балете часто говорят как о закрытом мире, вещи в себе. Ваш ближний круг - это тоже преимущественно балетные люди?

Разные. К счастью. Другое дело, что круг этот небольшой. В этом смысле я не очень общительный человек.

Платье из бархата с сеткой - Alexandra Serova ; ободок, украшенный перьями - Polyakov Couture ; серьги из серебра с родолитами и кольцо из черненого серебра с гранатами - Axenoff Jewellery

Мы все интуитивно разделяем людей на своих и чужих. Я не говорю о симпатии или неприязни. Просто с одними возникает душевная связь, а с другими... А другие - всего лишь статисты в нашей жизни. Вот ваш человек - он какой?

Талантливый. Умный. С юмором. Верящий в доброту. Пусть он ошибается, порой зацикливается на каких-то своих дрязгах, но все-таки это человек, который верит в любовь. Который умеет работать и ценить то, что имеет сейчас. Не растрачивающий себя по мелочам.

Самая большая ценность в жизни?

Нельзя сказать одним словом. Человека определяет умение любить, умение смотреть на жизнь через это слово.

Насколько для вас важны признание, слава?

Признание и слава никогда не были моей мечтой. Я всегда хотела, чтобы было интересно.

Что, даже в училище, скажем, пятнадцатилетним подростком? В этом возрасте, мне кажется, многие грезят о славе.

Нет, не было такого. Никогда не мечтала о деньгах, славе и величии. Сколько себя помню, всегда говорила: не хочу быть первой, хочу быть лучшей. И всегда верила в любовь.

У каждого есть свои страхи, которые нам приходится преодолевать. Как вы справляетесь со своими?

А я несусь на паровоз. Понимаю, что боюсь - и договариваюсь с собой, говорю: да, на пути возможна какая-то потеря, но приобретаю я гораздо больше. Со страхом в принципе можно бороться лишь двумя способами: либо бежать навстречу, либо от него.

С чем в людях вы не готовы мириться?

С ложью.

Кто ваши кумиры в балете?

У меня никогда не было кумиров, как-то с самого детства я на все имела собственное мнение. Но всегда с большим уважением относилась к таланту, сильной личности, индивидуальности - потому что именно такие люди движут этот мир. А подражать я никогда хотела.

Но так или иначе на вас повлияли учителя, ведь это неизбежно...

Все мои педагоги в училище в той или иной мере оставили свой отпечаток. Благодаря одним у меня отличные руки, другим - хорошо поставленное в профессиональном смысле тело, третьим - актерская индивидуальность. Мне повезло, что педагог, с которым я работала в театре, Татьяна Николаевна Голикова, никогда не мешала проявлению этой индивидуальности. Наверно, ей что-то мешало во мне, но она крайне деликатно и грамотно поправляла меня и вела вперед, за что я ей очень благодарна.

Вы счастливый человек?

Что делает вас счастливой?

Очень многое... Но прежде всего - я иду дорогой любви: занимаюсь любимой профессией, работаю в любимом театре, у меня есть любимый и любящий человек. И мне интересно.

Шелковая юбка и накидка из шелка и меха песца - Ruban ; шляпка из сетки, расшитая пластиковыми цветами - Polyakov Couture ; кольцо из золота с рубинами, кольцо из золота с агатом - Axenoff Jewellery ; туфли из кожи и меха - Charlotte Olympia

Чтобы подготовить кожу, нанесите увлажняющее средство с эффектом сияния YSL Top Secrets Instant Moisture Glow (1). Затем, чтобы выровнять тон лица, нанесите тональное средство Le Cushion Encre de Peau (3).

Высветлить теневые участки лица и придать свежести поможет кисточка-хайлайтер Yves Saint Laurent Touche Eclat (2). Хайлайтер наносите на зону вокруг глаз, скулы, спинку носа и вокруг губ.

Для многих людей я и Большой театр - практически синонимы. Но мой уход - абсолютно осмысленный шаг. Да, он был быстрым, неожиданным и несвоевременным. Но это было решение взрослого человека, который прошел через определенные этапы в жизни, и понимает, что все происходящее - закономерность. Внутри меня будто сложился карточный домик.

Смокинг и брюки из шерсти, все - Boss; топ из вискозы, Alexander Wang

ФОТО Alexey Kolpakov СТИЛЬ Vadim Galaganov

Никакого внутреннего отторжения в тот момент я не чувствовала. Я часто повторяю фразу: «Театр делают люди». Место артиста - на сцене, и по-другому быть не может. Большой театр был и остается для меня самым любимым местом на ­Земле. Обожаю все годы, которые я провела в его стенах, на сцене. И я хочу двигаться вперед, хочу расти. Мне интересно жить.

Платье из тюля, с вышивкой, Dior

ФОТО Alexey Kolpakov СТИЛЬ Vadim Galaganov

Так получилось, что эта история, вызвавшая огромный резонанс, стала для меня ценным и неожиданным опытом. Те, кто знает меня давно, привыкли к тому, что я никогда не поддерживала связь с околобалетным сообществом, в том числе и со зрителями. Я выбрала свое призвание в восемь лет, и моя профессия, балет - это в первую очередь то, что нравилось и нравится лично мне. Так получилось, что в какой-то момент зритель оказался для меня полностью закрытым - и с этим ощущением я проработала много лет. Как вдруг, в момент ухода из Большого и благодаря поднявшейся шумихе, у меня будто открылись глаза: оказалось то, что я делаю, невероятно важно большому количеству людей. И речь идет не только о Москве, Питере и других городах России, а обо всем мире. Не прощание с театром, а переживания зрителей стали для меня колоссальным шоком! Приняв важное и личное решение, я совершенно не подумала о реакции и чувствах публики. Для моих зрителей это было не только неожиданно, но и очень больно.

­Пуловер из хлопка, Ralph Lauren Polo; блуза из хлопка, Boss

ФОТО Alexey Kolpakov СТИЛЬ Vadim Galaganov

Миссия любого талантливого профессионала - быть счастливым. Мы забыли о том, что на нас смотрят люди. А если ты являешься для кого-то вдохновителем, нужно находить силы, чтобы двигаться дальше и поддерживать своего зрителя. Для меня, признаюсь, это стало большим откровением. Я даже иначе взглянула на социальные сети. Десять секунд с репетиции, кусочек спектакля в инстаграме для поклонников могут стать важной эмоциональной мотивацией в собственной, порой очень сложной жизни. Мы в ответе за тех, кого приручили? Да, теперь я понимаю это как никогда. Именно моя публика помогла мне осознать, что такое театр.

Боди из хлопка, Wolford; юбка из полиэстера, Liu Jo; пуанты, соб­ственность Марии

ФОТО Alexey Kolpakov СТИЛЬ Vadim Galaganov

Зная прекрасно, что я человек слова и если уйду, то уже не вернусь, генеральный директор Большого театра ­Владимир Георгиевич Урин попросил меня лишь об одном: «Будь открыта для предложений, не сжигай мосты». Я согласилась. Мы пришли к тому, что до конца сезона у меня будут спектакли в статусе приглашенной звезды, как бы абсурд­но это ни звучало в данной ситуации. Таким образом, я еще не закрыла свою страницу в Большом и могу выразить ему свою благодарность за любовь, поддержку, переживания и эмоции. Я не могу вспоминать об этом месте без слез! Могу твердо сказать: мы расстались друзьями - во мне нет ни тени обиды.

Топ из вискозы, Alexander Wang; брюки из хлопка, Max Mara

ФОТО Alexey Kolpakov СТИЛЬ Vadim Galaganov

Были ли у меня подобные мысли раньше? Три года ­назад случилась серьезная травма, которая не оставила мне выбора, - пришлось заново учиться ходить, не то, что танцевать! Когда происходит некий сильный момент - счастье или горе - ты познаешь себя и то, кто ты есть на самом деле. Я поняла, что у меня есть сильный характер и воля. Тех людей, которые мне помогали выкарабкаться, на которых я опиралась, могу сосчитать по ­пальцам одной руки.

Профессия балерины - сложная и жестокая. Но на сцене я никогда ни с кем не конкурировала. Я большой профессионал, знающий свои достоинства и недостатки и постоянно работающий над собой. У меня всегда было свое место, и его значимость зависела только от меня. Козни и соперничество - это не про меня, но и друзей в этой профессии у меня крайне мало.

­Жакет и брюки из льна и хлопка, все - Max Mara

ФОТО Alexey Kolpakov СТИЛЬ Vadim Galaganov

Никогда не подозревала, что любимый человек из балетного мира станет для меня подарком судьбы. Сейчас он очень за меня переживает, хотя сразу сказал: «Я не понимаю и не принимаю твоего ухода, но поддерживаю, так как вижу, что ты делаешь это осознанно. Я хочу, чтобы ты осталась человеком».

Во мне нет смирения, чтобы быть рабом при мужчине. Я сильная и могу быть настолько закрытой, что со стороны это будет казаться жесткостью. Несмотря на то, что я оптимист, окружающим я не доверяю. И еще я авантюристка в хорошем смысле слова. Помимо балета у меня есть роли на драматической сцене - спектакль «Калигула» в Губернском театре Сергея Безрукова.

Парка из нейлона, Versace; водолазка из шерсти, шорты из джерси, все - Prada; сапоги, Tommy х GiGi, Tommy Hilfiger

ФОТО Alexey Kolpakov СТИЛЬ Vadim Galaganov

В конце марта я станцевала в Нью-Йорке несколько спектаклей Déesses & Démones вместе с Бланкой Ли. В этой постановке просто потрясающие костюмы Жан-Поля Готье, Аззедина Алайя и Стеллы Маккартни, созданные специально для проекта, в котором раскрываются разные грани женской личности. Ты то богиня, то демон - и такая двуликость, думаю, свойственна каждой из нас. Для меня очень символично, что спектакли прошли в США - это не только другая часть света, но и другая, новая часть моей профессии. Большой театр - махина, рядом с которой все теряется. Мало что в современной культуре может соответствовать этому неимоверному масштабу. Совершая этот непростой и судьбоносный шаг, я написала на своей странице в инстаграме, что отныне открываю для себя весь мир. Наше время дает женщине колоссальные возможности для развития, от которых нельзя отказываться.




Мария Александрова родилась 20 июля 1978 года в городе Москва. Свой творческий путь девочка начала в ансамбле «Калинка», однако через некоторое время начала проявлять немалый интерес к балету. В десять лет Мария поступила в Московскую государственную академию хореографии, где стала заниматься под руководством Людмила Коленченко. Впоследствии ее наставниками выступали Лариса Добржан и Софья Головкина.

В период обучения приняла участие в балетных постановках «Щелкунчик», «Коппелия», «Шопениана». Долгое время ее партнером по сцене являлся известный в будущем танцовщик Николай Цискаридзе. Диплом об окончании академии хореографии получила в 1996 году. В этот же период начала появляться на различных международных фестивалях.

Особенно успешным для Марии Александровой стал московский конкурс артистов балета. В рамках данного форума, проходившего в российской столице в 1997 году, девушка исполнила вариацию Гамзатти из «Баядерки». Яркое выступление танцовщицы принесло ей первую премию конкурса, а вместе с ней и престижное приглашение в труппу Большого театра.

Исполнять на сцене Большого театра сольные партии Александрова начала уже в дебютном для себя сезоне. Весьма примечательным представляется тот факт, что в это время девушка еще числилась танцовщицей кордебалета. Далее балерина участвовала в таких постановках как «Сон дон Кихота», «Баядерка», «Легенда о любви», «Щелкунчик» и некоторых других. В те годы ее наставницей и репетитором являлась Марина Семенова.

Талантливая молодая балерина исполнила первую для себя сольную партию: роль Царицы в постановке «Фантазии на тему Казановы» 19 октября 1997 года. Выступление оказалось удачным и всего месяц спустя отправилась в составе труппы Большого театра на гастроли в Нью-Йорк.

В начале сезона 1998 года Александрова переведена из числа танцовщиц кордебалета в разряд корифеек. В современном балете представительницы данной категории танцовщиц выделены из общего числа танцовщиц кордебалета и находятся среди них на переднем плане. После этого последовали новые яркие выступления, которые не остались незамеченными видными российскими критиками. В 1999 году авторитетный журнал «Балет» присудил Александровой престижную премию в номинации «Восходящая звезда». Столь высокое признание подтолкнуло молодую балерину к новым свершениям.

В 1999 году Мария исполнила несколько новых номеров в балетных постановках и уже очень скоро официально переведена в солистки Большого театра. В этот период ее постоянным репетитором стала Татьяна Голикова. Начиная с 2000 года, Александрова стала одной из главных звезд Большого театра. Вместе с его балетной труппой объездила много стран. Гастроли театра прошли в различных городах России, а также во Франции, в США, Финляндии, Италии.

Вскоре, в 2004 году за исполнение партии в балете «Светлый ручей» Мария получила престижную театральную премию «Золотая маска». Год спустя в коллекции личных наград появилась также грамота о присуждении ей звания Заслуженной артистки России. Позднее удостоена также звания Народной артистки России. За всю свою карьеру Александрова исполнила более шестидесяти различных партий, большинство из которых до сих пор считаются образцом высокого балетного искусства.

В августе 2013 года артистку балета постигло несчастье: на гастролях в Великобритании Мария повредила ногу. Травма оказалась серьезной, разорвалось ахиллово сухожилие. Артистка к тому моменту успела выступить только на первом запланированном спектакле Большого театра «Баядерка». Во время танца Александрова столкнулась с партнером Владиславом Лантратовым, что и привело к травме. Первую помощь артистке оказали на месте, в Ковент-Гардене, после чего балерина в экстренном порядке улетела в Россию. Прима восстанавливалась год, после чего с триумфом продолжила танцевальную карьеру.

Далее, в середине января 2017 года в творческой биографии Александровой произошли изменения. Без объяснения причин прима Большого театра написала заявление об увольнении по собственному желанию. Администрация театра, а также поклонники балерины, которые узнали об увольнении оказались шокированы решением Марии.

Однако Мария успокоила фанатов тем, что вовсе не собирается бросать балет, а хочет начать сотрудничество с другими танцевальными коллективами, выйти на международную сцену. Отчасти девушка чуть ранее воплотила эту мечту в жизнь: Мария Александрова в годом ранее уже участвовала в пластической постановке Губернского театра под названием «Калигула», где исполнила роль Цезонии. Спектакль поставлен на границе драматического и хореографического искусства режиссером Сергеем Землянским.

После ухода из Большого артистка подписала контракт с американскими коллегами, и уже в конце марта 2017 года Мария выступала в Нью-Йорке в постановках, которые носили название «Deesses & Demones». Партнершей россиянки выступала Бланка Ли, художниками по костюмам: Жан-Поль Готье, Аззедин Алайя и Стелла МакКартни. Выступление танцовщиц призвано раскрыть разные грани женской личности: от ангельских воплощений до демонической сущности.

В ноябре того же года Мария Александрова побывала в Санкт-Петербурге, где выступила на концерте «Балетмейстер», посвященном 80-летнему юбилею хореографа Олега Виноградова. На сцене БКЗ «Октябрьский», помимо артистов Большого и Мариинского театров, выступили также звезды зарубежной сцены: танцовщики из США, Южной Кореи, Испании, Германии.

В конце декабря 2017 года артистка участвовала в мировой премьере «Нуреев». Образ главного героя на сцене воплотил премьер балетной труппы Владислав Лантратов. Мария Александрова в постановке, которая еще до выхода наделала много шума, исполнила партию Марго Фонтейн, собирательный образ советских танцовщиц Аллы Осипенко и Натальи Макаровой воплотила Светлана Захарова. Музыку к балету, который представил из себя сплав классического танца, оперы, хорового, драматического и кинематографического искусства, написал композитор Илья Демуцкий. Либреттистом, сценографом и режиссером действа выступил Кирилл Серебренников. Хореографию поставил Юрий Посохов.

Награды и Признание Марии Александровой

1997 - I премия Международного конкурса артистов балета в Москве.
1999 - Приз журнала «Балет» «Душа танца» (номинация «Восходящая звезда»).
2004 - Национальная театральная премия «Золотая маска» за исполнение партии Классической танцовщицы в балете «Светлый ручей» Дмитрия Шостаковича в постановке Алексея Ратманского (сезон 2002/03).
2005 - Звание «Заслуженная артистка Российской Федерации».
2009 - Звание «Народная артистка Российской Федерации».
2018 - Удостоена Премии Леонида Мясина (Позитано) в категории «Танцовщица года на международной сцене».

Мария Александрова – это одна из самых популярных балерин в современной истории российской сцены. Она изящна, талантлива и грациозна – именно поэтому признанные критики и простые поклонники балета все, как один, называют ее одной из лучших танцовщиц нашего времени.

Но что еще интересного можно рассказать об этой неординарной и самобытной девушке? Как развивалась ее театральная карьера, и какие наиболее значимые моменты вместила в себя ее судьба? Пролить свет на некоторые моменты прошлого артистки мы постараемся сегодня.

Ранние годы, детство и семья Марии Александровой

Талантливая танцовщица появилась на свет 20 июля 1978 года в городе Москва. В столице России началась ее творческая карьера; здесь же случились и все ее наиболее значимые успехи.

Стоит отметить, что танцы всегда были важной частью жизни нашей сегодняшней героини. Свой творческий путь она начала в ансамбле «Калинка», однако уже довольно-таки скоро начала проявлять немалый интерес к балету. В десять лет Мария Александрова поступила в Московскую государственную академию хореографии, где стала заниматься под руководством Л. А. Коленченко. Впоследствии ее наставниками были Л.В. Добржан и С.Н. Головкина.

Первые роли Марии Александровой

В период обучения она приняла участие в балетных постановках «Щелкунчик», «Коппелия», «Шопениана» и многих других. Долгое время ее партнером по сцене являлся известный в будущем танцовщик Николай Цискаридзе .

Диплом об окончании МГАХ наша сегодняшняя героиня получила в 1996-м году. В этот же период она начала появляться на различных международных фестивалях.

Мария Александрова - Николай Цискаридзе

Особенно успешным для Марии Александровой стал московский конкурс артистов балета. В рамках данного форума, проходившего в российской столице в 1997-м году, девушка исполнила вариацию Гамзатти из «Баядерки», а также некоторые другие интересные партии. Яркое выступление нашей сегодняшней героини принесло ей первую премию конкурса, а вместе с ней и престижное приглашение в труппу Большого театра.

Карьера балерины Марии Александровой

Исполнять на сцене Большого театра сольные партии Мария Александрова начала уже в дебютном для себя сезоне 1997-1998. Весьма примечательным представляется тот факт, что на тот момент наша сегодняшняя героиня еще числилась танцовщицей кордебалета. В этот период она участвовала в таких постановках как «Сон дон Кихота», «Баядерка», «Легенда о любви», «Щелкунчик» и некоторых других. В те годы ее наставницей и репетитором была М.Т. Семенова.

Девятнадцатого октября 1997-го года талантливая молодая балерина исполнила первую для себя сольную партию – роль Царицы в постановке «Фантазии на тему Казановы». Выступление оказалось удачным, и всего месяц спустя Мария Александрова отправилась в составе труппы Большого театра на гастроли в Нью-Йорк.

Монологи о себе. Мария Александрова.

В начале сезоне 1998/1999 талантливая балерина была переведена из числа танцовщиц кордебалета в разряд корифеек. В современном балете представительницы данной категории танцовщиц выделены из общего числа танцовщиц кордебалета и находятся среди них на переднем плане.

После этого последовали новые яркие выступления, которые не остались незамеченными видными российскими критиками. В 1999-м году авторитетный журнал «Балет» присудил Александровой престижную премию в номинации «Восходящая звезда».

Столь высокое признание подтолкнуло молодую балерину к новым свершениям. В 1999-м году она исполнила несколько новых номеров в балетных постановках и уже очень скоро была официально переведена в солистки Большого театра. В этот период ее постоянным репетитором стала Татьяна Голикова. В данном контексте стоит отметить, что именно с ней балерина занимается и поныне.

Начиная с 2000-го года, Мария Александрова стала одной из главных звезд Большого театра. Вместе с его балетной труппой наша сегодняшняя героиня объездила, без преувеличения, полмира. Гастроли театра прошли в различных городах России, а также во Франции, в США, Финляндии, Италии и многих других государствах мира. Как признается сама балерина, на протяжении всей карьеры ей поступали предложения из театров Парижа, Нью-Йорка и некоторых других городов. Однако решиться на переезд все не получалось.


В 2004-м году за исполнение партии в балете «Светлый ручей» Мария Александрова получила престижную театральную премию «Золотая маска». Год спустя в коллекции личных наград нашей сегодняшней героини появилась также грамота о присуждении ей звания Заслуженной артистки России. Четыре года спустя талантливая танцовщица была удостоена также звания Народной артистки России.

За всю свою карьеру Мария Александрова исполнила более шестидесяти различных партий, большинство из которых до сих пор считается образцом высокого балетного искусства.

Мария Александрова сегодня

В настоящее время наша сегодняшняя героиня все также выступает на сцене Большого театра, а также ездит с ним на гастроли по разным городам Земли. В августе 2013-го года в прессе появились сообщения о том, что во время гастролей в Лондоне девушка получила серьезную травму. Сегодня балерина находится под присмотром лучших врачей Европы. Однако сам факт возвращения на большую сцену на данный момент находится под вопросом.

Личная жизнь Марии Александровой

В 2005-м году Мария Александрова вышла замуж за мужчину по имени Сергей. Как заявляет сама балерина, ее избранник является художником. Однако что-то более конкретное о нем не известно. Сама же танцовщица говорит о своем муже, как об идеальном мужчине «брюнете с голубыми глазами».

В Большом театре случилось невероятное: знаменитая прима-балерина, народная артистка России Мария Александрова написала заявление об уходе из труппы. При этом внешних причин для добровольного ухода из лучшей балетной труппы мира не было. В свои 38 лет Мария на пике формы. Нет у нее и особых проблем со здоровьем (несколько лет назад балерина получила сложнейшую травму, после которой ей заново пришлось учиться ходить, но Мария триумфально вернулась на сцену). Кроме того, вот уже несколько лет ее партнером и на сцене, и в жизни является великолепный премьер Большого Влад Лантратов. Наконец, из достоверных источников известно, что балерина на данный момент не беременна.

Мария Александрова в спектакле "Укрощение строптивой"

Поэтому громом среди ясного неба для любителей балета стало опубликованное Марией в соцсетях заявление: «Любимые, дорогие зрители и коллеги! Я хочу поблагодарить каждого и сказать большое Человеческое СПАСИБО за тот путь, что мы проделали вместе в стенах Большого Театра! Но это славная история закончена. Я приняла для себя решение, что переворачиваю эту страницу. Место артиста на сцене, все остальное это лирика, иллюзия и пустая, разрушающая душу нервотрёпка. СПАСИБО! Моим педагогам Н. Л. Семизоровой и В.С. Лагунову за внимание, талант, опыт, уважение и любовь к профессии, которой они учили меня до последних минут и последней ноты звучавшей сегодня!!! СПАСИБО, моей любимой и незабываемой Татьяне Николаевне Голиковой, часть которой навсегда во мне и со мной! Жизнь продолжается, будет ещё много интересного и важного! Я желаю Вам удачи и терпения! всегда Ваша, Маша Александрова».

Поступок примы озадачил всех. Достигая определенного возраста (при 20-летнем танцевальном стаже в балете выходят на пенсию), артисты обычно продолжают работать в родных стенах - либо переходят на небольшие несложные партии, либо становятся педагогами-репетиторами. Но Александрова находится в блестящей форме и очевидно, что она готова танцевать главные партии и дальше.


Фото: Предоставлено пресс-службой М.Александровой

Театр, в котором прима проработала почти двадцать лет, через свою пресс-службу дал разъяснение странной ситуации: «19 января этого года прима-балерина Большого театра, народная артистка России Мария Александрова подала заявление об уходе по собственному желанию. Это личное решение балерины... Руководство театра и руководство балета неоднократно встречались с ней, предлагая продолжить работу в театре... Тем не менее Мария Александрова не пересмотрела свое решение... Согласно существующим юридическим нормам, по прошествии двух недель ее просьба была удовлетворена. Руководство театра сожалеет о принятом балериной решении».

Фото: Предоставлено пресс-службой М.Александровой

Такое разъяснение мало прояснило эту почти детективную ситуацию. И поклонники Александровой организовали хештег #вернитемариюалександрову. Некоторые коллеги по театру тоже призвали артистку изменить решение. Но часть танцовщиков промолчала...

Александрова начала заниматься танцем в детском ансамбле «Калинка», затем закончила Московскую Академию хореографии. На выпускном концерте она танцевала с артистом Большого театра Николаем Цискаридзе, партнёрство с которым сложилось у неё ещё в школе (кстати, в отличие от Александровой, Цискаридзе всегда говорил, что добровольно никогда не уйдет из Большого). В 1997 году Александрова победила в престижнейшем Московском конкурсе артистов балета (на гала-концерте она вновь танцевала с Николаем Цискаридзе, который тоже выиграл золотую медаль). После этого ее приняли в Большой, где со временем Мария заняла высшую ступень в балетной иерархии - стала прима-балериной.

Чем будет заниматься Александрова после ухода из Большого, она не рассказывает. К слову, недавно Мария сыграла Цезонию в пластическом спектакле «Калигула» в Губернском театре. Так что, возможно, свое будущее балерина связывает с драматической сценой. А пока Мария получает сотни трогательных посланий со словами поддержки со всего мира от своих фанатов.