Любимая героиня из произведений островского. 

А. Н. Островский — драматург, не только продолжив-ший в своем творчестве традиции Фонвизина, Грибоедова и Гоголя, но и основавший «русский национальный театр Островского».

В своих пьесах Островский раскрывал наиболее острые проблемы современной ему действительности, обнажал человеческие пороки. Одним из самых яр-ких его творений является драма «Гроза», которую И. С. Тургенев охарактеризовал как «удивительней-шее, великолепнейшее произведение русского, могу-чего, вполне овладевшего собой таланта».

Действие пьесы происходит в провинции, в одном из городов на берегу Волги, Калинове. Главный кон-фликт произведения основан на любви Катерины и Бориса Григорьевича.

Катерина — жена Тихона Кабанова, молодая кра-сивая женщина. Это натура сильная, свободная. У нее чистая и светлая душа. Раньше жизнь Катерины про-текала по-другому, да и сама она была другой. «Какая я была резвая!» — говорит героиня о себе. До замуже-ства Катерина жила «точно птичка на воле». Ее окру-жали любовь, забота, внимание. Все изменилось, ко-гда молодой женой Катерина вошла в дом Кабановых, где заправляет суровая Кабаниха, а безвольный ее сын, Тихон, во всем ей подчиняется. В мире, который теперь окружает Катерину, она никому не понятна. Даже Варвара, непохожая на остальных и подружив-шаяся с героиней, замечает: «Ты какая-то мудре-ная...». Характер Катерины сложен для понимания обитателей «темного царства».

Душа Катерины полна поэзии. Вспоминая девиче-ство, она с упоением рассказывает об умывании клю-чевой водой, восхищается красотой цветов, народным пением и рассказами. Героиня наделена страстной, пылкой душой. Очень красноречиво говорит об этом упомянутый ею эпизод из ее детства, когда, обижен-ная, она убежала из дому, села в лодку и оттолкнула ее от берега. «...Я зародилась... горячая!» — утвержда-ет героиня.

Катерина мечтательна. «Лезет мне в голову мечта какая-то»,— говорит она. Выйдя за Тихона, Катерина оказывается вынужденной жить с человеком, которо-го она не любит и никогда не любила, чуждым и абсо-лютно далеким ей. Ее окружает давящая атмосфера несвободы, унижения человеческой личности, само-дурства. Дикость и темнота видны во всем, что делает ее свекровь, Кабаниха. Мир Катерины, гармония, ца-рившая в ее душе, начинают разрушаться. Положе-ние Катерины в доме Кабановых трагично.

Единственным просветом в ее жизни у Кабановых стала внезапно вспыхнувшая любовь к племяннику Дикого, Борису. Катерина — натура, которая умеет любить страстно, всей душой. Такие, как она, любят только один раз и только всем сердцем. Будучи чело-веком высоко нравственным и религиозным, она ис-пытывает глубокие муки совести от осознания совер-шенного ею греха. Катерина страдает глубоко. «Обма-нывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу»,— говорит она. Ей легче перенести смерть, чем продол-жать терпеть эту нравственную пытку. Героиня не мо-жет лгать, притворяться. Варварина наука не идет ей впрок. «Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю! ...Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?» — говорит она Борису. Не в силах скрывать свои чувства, Катерина признается во всем мужу и, не выдержав презрения и насмешек, а по большей части мук, терзающих ее изнутри, погибает.

Критик Е. Холодов писал: «Нет, не гроза, не проро-чества сумасшедшей старухи, не страх перед геенной огненной побудили Катерину к признанию. Для ее че-стной и цельной натуры невыносимо то ложное поло-жение, в котором она оказалась».

Если бы свекровь и муж простили Катерину, если бы Борис согласился взять ее с собой, едва ли она ста-ла бы счастливее. Положение ее в той среде было тра-гически безысходным.

Драматург показал, что в современном ему общест-ве такие одаренные и чистые натуры, как Катерина, обречены на гибель. Н. Добролюбов назвал Катерину «лучом света в темном царстве».

Драма «Бесприданница» - одно из самых сильных и самых интересных произведений А. Н. Островского. Над этой пьесой драматург работал четыре года. Дело в том, что Островского стали обвинять в оторванности его произведений от жизни даже друзья. И вот появляется пьеса «Бесприданница». В ней автор изображает людей нового времени: богатых купцов, владельцев торговых фирм и пароходных компаний. В этом мире эгоизма, алчности и равнодушия остается один чуткий и любящий человек - Лариса Огудалова, которая гибнет в конце пьесы. Лариса единственная, пожалуй, не стремится обогатиться, не терпит лжи и лицемерия, тяготится своим положением «невесты без приданого» и своим домом: «Если дома жить нельзя, если во время страшной, смертельной тоски заставляют любезничать, улыбаться, навязывают женихов, на которых без отвращения нельзя смотреть, если в доме скандалы, если надо бежать и из дому, и даже из города?» Но она сдерживается. И лишь раз ее чувства прорываются наружу: во время разговора с С. С. Паратовым. Лариса умна, талантлива, искренна, играет на разных инструментах, поет, но «хитрости нет, не в матушку... ни с того ни с сего и скажет что не надо... То есть правду». Лариса ищет в людях откровенности и честности, ищет любви и возвышенных чувств. «В Ларисе Дмитриевне земного, этого житейского, нет», - говорят о ней. Однако Лариса не привыкла жить в бедности, поэтому принимает подарки от Вожеватова, Кнурова, Паратова. Понятно сразу, что «в нищенской обстановке... она или погибнет, или опошлится». Лариса влюбилась в «блистательного барина» Паратова. Она боготворила его, он был ее идеалом, ее кумиром. Паратов умел обворожить, умел произвести впечатление, но не умел любить. «У меня ничего заветного нет. Найду выгоду - все продам», - признается он. Продает и «Ласточку», и честь. И совесть, и любовь. Когда Паратов уезжает из города, не предупредив Ларису, она решает выйти замуж за тихого и скромного Карандышева. Девушка уверена, что во всяком случае ее жених обладает неоспоримым достоинством - любит ее. Но что-то не похоже, чтобы Юлий Капитонович любил Ларису. По-моему, он хотел лишь «повенчаться», «отомстить» Кнурову, Вожеватову за их пренебрежительное отношение к нему. Выходит, и здесь Лариса обманулась! Где теперь искать ей помощи? Конечно, у матери. Но у Хариты Игнатьевны другие планы: ей надо выдать замуж младшую дочь. Тогда Лариса обращается к другу детства - Васе Вожеватову. Но Вожеватов дал честное купеческое слово, и судьбой Ларисы теперь распоряжается Кнуров. Не найдя любви и поддержки ни у матери, ни у друзей, ни у любимого человека, Лариса должна была умереть: «Хорошо умереть, пока еще упрекнуть себя не в чем». Лариса искала человека душевного, честного, чувствующего, искреннего, любящего. Но никто из героев не попытался ее понять, каждый искал лишь какую-то выгоду для себя. Лариса была чайкой в клетке, которую разбил Карандышев. «Так жить холодно!» - скажет она. И все же признается в последние минуты жизни: «Я вас всех люблю».

Драма «Бесприданница» — одно из самых сильных и самых интересных произведений А. Н. Островского. Над этой пьесой драматург работал четыре года. Дело в том, что Островского стали обвинять в оторванности его произведений от жизни даже друзья. И вот появляется пьеса «Бесприданница». В ней автор изображает людей нового времени: богатых купцов, владельцев торговых фирм и пароходных компаний. В этом мире эгоизма, алчности и равнодушия остается один чуткий и любящий человек — Лариса Огудалова, которая гибнет в конце пьесы.

Лариса единственная, пожалуй, не стремится обогатиться, не терпит лжи и лицемерия, тяготится своим положением «невесты без приданого» и своим домом: «Если дома жить нельзя, если во время страшной, смертельной тоски заставляют любезничать, улыбаться, навязывают женихов, на которых без отвращения нельзя смотреть, если в доме скандалы, если надо бежать и из дому, и даже из города?» Но она сдерживается. И лишь раз ее чувства прорываются наружу: во время разговора с С. С. Паратовым.

Лариса умна, талантлива, искренна, играет на разных инструментах, поет, но «хитрости нет, не в матушку. . . ни с того ни с сего и скажет что не надо. . . То есть правду». Лариса ищет в людях откровенности и честности, ищет любви и возвышенных чувств. «В Ларисе Дмитриевне земного, этого житейского, нет», — говорят о ней.

Однако Лариса не привыкла жить в бедности, поэтому принимает подарки от Вожеватова, Кнурова, Паратова. Понятно сразу, что «в нищенской обстановке. . . она или погибнет, или опошлится».

Лариса влюбилась в «блистательного барина» Паратова. Она боготворила его, он был ее идеалом, ее кумиром. Паратов умел обворожить, умел произвести впечатление, но не умел любить. «У меня ничего заветного нет. Найду выгоду — все продам», — признается он. Продает и «Ласточку», и честь. И совесть, и любовь. Когда Паратов уезжает из города, не предупредив Ларису, она решает выйти замуж за тихого и скромного Карандышева. Девушка уверена, что во всяком случае ее жених обладает неоспоримым достоинством — любит ее. Но что-то не похоже, чтобы Юлий Капитонович любил Ларису. По-моему, он хотел лишь «повенчаться», «отомстить» Кнурову, Вожеватову за их пренебрежительное отношение к нему. Выходит, и здесь Лариса обманулась! Где теперь искать ей помощи? Конечно, у матери. Но у Хариты Игнатьевны другие планы: ей надо выдать замуж младшую дочь. Тогда Лариса обращается к другу детства — Васе Вожеватову. Но Вожеватов дал честное купеческое слово, и судьбой Ларисы теперь распоряжается Кнуров.

Не найдя любви и поддержки ни у матери, ни у друзей, ни у любимого человека, Лариса должна была умереть: «Хорошо умереть, пока еще упрекнуть себя не в чем».

Лариса искала человека душевного, честного, чувствующего, искреннего, любящего. Но никто из героев не попытался ее понять, каждый искал лишь какую-то выгоду для себя. Лариса была чайкой в клетке, которую разбил Карандышев.

«Так жить холодно!» — скажет она. И все же признается в последние минуты жизни: «Я вас всех люблю».

.

Творчество Александра Николаевича Островского заслуженно является вершиной русской драматургии середины XIX века. Оно знакомо нам еще со школьных лет. И несмотря на то что пьесы Островского, список которых очень велик, были написаны еще в позапрошлом столетии, они сохраняют свою актуальность и теперь. Так в чем же заслуга знаменитого драматурга и как проявилось новаторство его творчества?

Краткая биография

Александр Островский появился на свет 31 марта в 1823 году в Москве на Детство будущего драматурга прошло в Замоскворечье - купеческом районе Москвы. Отец драматурга, Николай Федорович служил судебным стряпчим и хотел, чтобы сын пошел по его стопам. Поэтому Островский несколько лет проучился на юриста и после этого по воле отца поступил в суд в качестве писца. Но уже тогда Островский начал создавать первые свои пьесы. С 1853 года произведения драматурга ставят в Петербурге и Москве. У Александра Островского было две жены и шесть детей.

Общая характеристика творчества и темы пьес Островского

За годы своего творчества драматург создал 47 пьес. «Бедная невеста», «Лес», «Бесприданница», «Снегурочка», «Бедность не порок» - все это пьесы Островского. Список можно продолжать очень долго. Большая часть пьес - комедии. Недаром Островский остался в истории как великий комедиограф - даже в его драмах присутствует смешное начало.

Огромная заслуга Островского заключается в том, что именно он заложил принципы реализма в русской драматургии. В его творчестве отражается сама жизнь народа во всем своем многообразии и естественности, герои пьес Островского - это самые разные люди: купцы, ремесленники, учителя, чиновники. Возможно, произведения Александра Николаевича по сей день близки нам именно потому, что его персонажи так реалистичны, правдивы и так похожи на нас самих. Давайте проанализируем это на конкретных примерах нескольких пьес.

Раннее творчество Николая Островского. «Свои люди - сочтемся»

Одной из дебютных пьес, подаривших Островскому всеобщую знаменитость, стала комедия «Свои люди — сочтемся». Ее сюжет построен на основе действительно имевших место событий из юридической практики драматурга.

В пьесе изображается обман купца Большова, который объявил себя банкротом, чтобы не пришлось платить по долгам, и ответное жульничество его дочери и зятя, отказавшихся помочь ему. Здесь Островский изображает патриархальные традиции быта, характеры и пороки московских купцов. В этой пьесе драматург остро затронул тему, которая красной линий прошла через все его творчество: это тема постепенного разрушения патриархального устроя жизни, трансформации и самих человеческих отношений.

Анализ пьесы Островского «Гроза»

Пьеса «Гроза» стала переломным и одним из лучших произведений в работах Островского. В ней тоже показан контраст между старым патриархальным миром и принципиально новым укладом. Действие пьесы происходит на берегу Волги в провинциальном городке Калинове.

Главная героиня Катерина Кабанова живет в доме своего мужа и его матери, купчихи Кабанихи. Она страдает от постоянного давления и гнета со стороны свекрови - яркой представительницы патриархального мира. Катерина разрывается между чувством долга по отношению к своей семье и нахлынувшим на нее чувством к другому. Она в смятении, потому что по-своему любит своего мужа, но не может совладать с собой и соглашается на свидания с Борисом. После героиня раскаивается, ее стремление к свободе и счастью сталкивается с устоявшимися нравственными устоями. Катерина, неспособная на обман, признается в содеянном своему мужу и Кабанихе.

Она больше не может жить в обществе, где царит ложь и самодурство и люди не способны воспринимать красоту мира. Муж героини любит Катерину, но не может, подобно ей, восстать против гнета своей матери - для этого он слишком слаб. Возлюбленный, Борис, тоже не способен что-либо изменить, так как сам не может освободиться от власти патриархального мира. И Катерина совершает самоубийство - протест против старого уклада, обреченного на разрушение.

Что касается этой пьесы Островского, список героев можно условно разделить на две части. В первой будут представители старого мира: Кабаниха, Дикой, Тихон. Во второй - герои, символизирующие новое начало: Катерина, Борис.

Герои Островского

Александр Островский создал целую галерею самых разнообразных персонажей. Здесь чиновники и купцы, крестьяне и дворяне, учителя и артисты - многоликие, как сама жизнь. Примечательной особенностью драматургии Островского является речь его героев - каждый персонаж говорит своим языком, соответствующим своей профессии и характеру. Стоит отметить умелое использование драматургом народного творчества: пословиц, поговорок, песен. В качестве примера можно привести уже хотя бы название пьес Островского: «Бедность не порок», «Свои люди - сочтемся» и других.

Значение драматургии Островского для русской литературы

Драматургия Александра Островского послужила значительнейшим этапом становления национального русского театра: именно он создал в теперешнем виде, и в этом заключается несомненное новаторство его творчества. Пьесы Островского, список которых был коротко приведен в начале статьи, утвердили торжество реализма в русской драматургии, а сам он вошел в ее историю как неповторимый, самобытный и яркий мастер слова.

Две трагических судьбы, две сломленных души... Две молодых жизни, которые судьба оборвала в самом начале пути... Две героини одного автора - русского драматурга Александра Николаевича Островского - Лариса из «Бесприданницы» и Катерина из «Грозы».

В обеих пьесах основная тема, в сущности, одна - людские нравы. Страшные понятия, которые с легкостью калечат не только души, но и жизни человеческие. Общая их идея - влияние на природу, на истинную сущность человека тех духовных элементов, которыми живут тёмные, отсталые личности и столкновение с этими элементами других, свежих начал жизни...

Чем-то похожи и героини, хотя, по сути, характеры их совершенно различны. Катерина религиозна, но, в общем-то, её религиозность не ритуальна, не обрядова, она эмоциональна и с этической подоплекой. Катерина покорна - Лариса противоречива и своевольна. В любви своей к Борису Катерина принимает предательство с его стороны почти безропотно. Лариса же Паратовым оскорблена, она пытается как-то бороться за свое счастье. Катерина в итоге добровольно расстается с жизнью (это её единственный протест за все действие пьесы), Ларису же убивает Карандышев (и читателю остается лишь догадываться о том, что и она сама впоследствии могла бы свести счеты с жизнью). Катерина ощущает себя частью природы, она едина с ней. Ларисе это несвойственно...

И всё же судьбы обеих героинь говорят нам об одном и том же. Столкновение различных мировосприятий - вот тот вопрос, который исследует Островский. В случае с Катериной это столкновение чувства и супружеского долга (это - внешняя, событийная основа, на деле конфликт глубже). Здесь не только внешние обстоятельства - огромную роль играет и само поведение героини, ведь Катерина могла бы и удержаться от связи с Борисом. Получается, что в какой-то степени она сама себя толкает к гибели. Иное дело - Лариса. Её трагедия - в обстоятельствах, от девушки не зависящих. И в какой-то степени в начале пьесы Катерина - хозяйка ситуации, а Лариса - лишь игрушка в руках судьбы.

На деле же всё выходит иначе. Катерина пытается как-то противостоять событиям, но лишь в начале. А затем она полностью подчиняется более сильному характеру - Кабанихе. Катерина убеждена, что совершила страшный грех. Она чувствует себя виновной, но людская жестокость её удивляет. Философская, бытийная сторона кульминации «Грозы» в том, что окружение Катерины только говорит о боге и богобоязни, она же сама относится к религии прочувствованно. Этот конфликт - противостояние характера среде - характерен для многих пьес Островского.

В пьесе «Бесприданница» ситуация усложнена: введено активное мужское начало (Паратов), которого нет в «Грозе». Лариса одновременно пытается и добиться счастья, и побороть своё влечение к Паратову, но в итоге она осознает себя лишь дорогой и красивой вещью... Возможно, Лариса - натура более сильная и цельная, чем Катерина.

Вероятно, женские образы потому так часто стоят в центре пьес Островского, что он видит в женщине более чистое, более хрупкое создание. Драматург наделил своих героинь тяжёлой судьбой, но читателя и зрителя, это очищает, подталкивая к размышлениям над собой.