Легенда "дома плачущей вдовы". Дом плачущей вдовы, киев Дом плачущей вдовы

В Киеве много загадочного и таинственного. Касается это и столичной архитектуры. Мы исследуем особняк предпринимателя с Подола Сергея Аршавского, построенного на улице Лютеранской. Киевляне называют его "Дом плачущей вдовы".

Пожалуй, это здание не нуждается в особых представлениях – Дом плачущей вдовы входит в первую десятку самых знаменитых киевских домов, фигурирует во всех путеводителях, является одним из лидеров по количеству легенд. И все-таки, реальная история Плачущего дома не то чтобы неизвестна, как будто затерялась за дымкой романтических преданий и городских сплетен.

На Липках, вблизи Царского дворца и резиденций высших сановников региона, охотно селились богатые и знатные горожане. В конце XIX – начале ХХ века там появились многочисленные особняки, принадлежавшие местным сахарозаводчикам и другим удачливым предпринимателям.

В начале 20 столетия утопающий в зелени Киев поражал своей красотой, а улица Лютеранская (первоначальное название - Графская), самая живописная, расположенная среди виноградников и шелковичных деревьев, давала чувство уединения, здесь любила прогуливаться киевская элита. В 1905 году полтавский купец 2-ой гильдии Сергей Аршавский купил на этой улице одноэтажный деревянный дом у подпоручика Льва Гербаневского и заказал проект нового дома киевскому городскому архитектору Эдуарду Петровичу Брадтману – талантливому архитектору, известному своими нестандартными подходами к работе и европейским вкусом.

Судя по всему, дом изначально планировался как фамильное гнездо. По крайней мере, купец второй гильдии гордо поместил на фасаде свою монограмму (переплетенные буквы AS – Сергей Аршавский).

В архитектурной стилистике дома прослеживается популярное в начале ХХ века сочетание новаторских, даже авангардных идей и элементов старинных зданий из прошедших эпох. В данном случае – эпохи Возрождения, именно такие дома – строгие и прекрасные в старину называли «каменицами»…
Его необычный облик, сложный силуэт, замысловатые архитектурные детали служат прекрасным образцом стиля модерн. Фасады особняка отделаны разнообразными материалами: гранитом, бетоном, кованым металлом, кирпичом или керамической плиткой под кирпичную кладку. Капитальная ограда участка составляет неразрывное целое с домом.

Но главной загадкой дома является большой каменный барельеф, установленный на фронтоне парадного фасада. Барельеф изображает печальное женское лицо, увенчанное венком из кленовых листьев. С этих листьев в дождливую погоду по каменным щекам безутешной красавицы текут капли, и кажется, что она плачет... Киевляне называют женщину на барельефе "Плачущей вдовой"
Но почему она "плачет"? Почему "вдова"? Самое интересное, что владелица загадочного лица на барельефе и причина ее слез для историков остаются загадкой.

Само собой разумеется, история здания обросла легендами.
Одна из них, говорит, что на крыше дома установлен резервуар, который во время дождя заполняется водой и по желобам, подведенным к глазам красавицы, она ручейками из глаз попадает на щеки и создается впечатление, что красавица плачет.
Выглядит это потрясающе! Сам процесс вызывает романтические чувства у многих!
Другая версия, что в доме пряталась влюбленная пара, капитан с герцогиней, но случилась трагедия, в море погиб возлюбленный с детьми герцогини и ее безутешное лицо залитое слезами, увековечено на барельефе. Еще существует версия, что после смерти Апштейна, его жена проживала в доме в течение 5-ти лет, говорили, что она очень тосковала и оплакивала мужа.

На самом деле документы и воспоминания современников содержат достоверные сведения как о заказчике, так и о строителе особняка на Лютеранской, 23. Известно, что его владельцем являлся коммерсант, полтавский купец 2-й гильдии Сергей Аршавский.
Заказчик, судя по всему, представлял собой «бизнесмена нового типа». Дом задумывался как совершенное произведение искусства, решенное в едином стиле снаружи и внутри. Так что, во внутреннем убранстве присутствовал все тот же загадочный «средневековый» стиль – дубовые панели, изящная лепнина, и, конечно – черная гранитная лестница.

По всем законам купецкого шика особняк должен был соответствовать последним веяниям прогресса. В доме было проведено водяное отопление, водопровод, телефон. Имелись дровяной и угольный склады, а так же двухэтажный дом для прислуги.
Так же на территории появились два автомобильных гаража и комната для шофера. Каждый этаж представлял собой самостоятельную квартиру с десятью комнатами и всевозможными удобствами - кухней, буфетной, ледником (холодильным помещением), прачечной, винным погребом...

Из поколения в поколение пересказывают, что во дворе "Дома плачущей вдовы" стоял вагон, в котором Аршавский оставлял ночевать допоздна загулявших гостей, в нем выдавали постельное белье и подавали чай, и даже иногда раскачивали, имитируя движение поезда.

Элитная недвижимость обошлась купцу-строителю воистину втридорога! Сперва он брал немалые кредиты, которых все равно еле хватало, впоследствии даже заложил имущество. В результате, оказавшись на грани разорения, С. Аршавский вынужден был продать свою мечту богатому промышленнику Тевье Апштейну, владельцу крупной фирмы по торговле металлическими изделиями «Апштейн и сыновья». Любопытно, что нового хозяина здания, скорее всего, не смущали чужие инициалы на стене: старших сыновей, компаньонов и наследников купца Апштейна звали Соломон и Самуил.

«Дом плачущей вдовы» принадлежал семье Апштейн вплоть до революции.
Итак, ни с какой «плачущей вдовой» оформление особняка на Лютеранской не связано. Что же тогда символизирует эффектный маскарон?

Почему-то считается, что это изображение Медузы Горгоны. Имеется в виду Горгона Медуза из знаменитого мифа о Персее.
Но согласиться с этим трудно - хотя бы потому, что на художественных изображениях Медузы всегда бросаются в глаза ее волосы-змеи. У «плачущей вдовы» ничего подобного не видно.


Горгона Медуза. Скульптор Л. Бернини. XVII век

Между тем нетрудно убедиться, что маскарон на фасаде особняка - не просто портрет женщины. Здесь изображено крылатое существо, чьи распластанные крылья отчетливо видны позади. Птица с женским ликом? Что ж, в искусстве встречаются такие образы. Вспомним райских птиц из славянской мифологии. В 1896 году художник Виктор Васнецов написал картину «Сирин и Алконост. Песнь радости и печали». Справа - светлая, лучащаяся счастьем птица Сирин. Слева - темная, в тяжелом золотом венце птица Алконост. У нее голова прекрасной женщины, из глаз которой текут слезы.


Алконост. Фрагмент картины «Сирин и Алконост. Песнь радости и печали». Художник В. Васнецов. 1896 год

Не это ли аналогия с «плачущей вдовой»? Но нет, Сирин и Алконост - поющие птицы, а у маскарона уста сомкнуты.
Однако тем же Васнецовым в 1897 году был представлен на холсте еще один подобный мифологический образ - Гамаюн. Это всеведущая птица, которая может открыть тайны грядущего, но только тем, кто способен воспринять их.


Гамаюн, птица вещая. Художник В. Васнецов. 1897 год

Картина Васнецова «Гамаюн, птица вещая» произвела сильное впечатление на поэта Александра Блока. В 1899 году он написал одноименное стихотворение:
На гладях бесконечных вод,
Закатом в пурпур облеченных,
Она вещает и поет,
Не в силах крыл поднять смятенных...
Вещает иго злых татар,
Вещает казней ряд кровавых,
И трус, и голод, и пожар,
Злодеев силу, гибель правых...
Предвечным ужасом объят,
Прекрасный лик горит любовью,
Но вещей правдою звучат
Уста, запекшиеся кровью!..

Рельеф на фасаде особняка действительно близок к образу вещей птицы Гамаюн, столь популярному в эпоху увлечения символизмом и модерном. Глубокий, проникающий взгляд. Печаль - неизменная спутница «многого знания». И еще одна характерная деталь: лик женщины увенчан каштановыми листьями, которые расходятся из одной точки во лбу. Архитектор Елена Сидорова указывает на эту точку как на «место "третьего глаза", то есть чакры "аджна", наделяющей свойством предвидеть будущее». Отметим, что почерпнутое из индуизма понятие о межбровной чакре, связанной с ясновидением, было известно во времена строительства дома на Лютеранской из модного тогда эзотерического учения Елены Блаватской.

Cуществует предание, что эта характерная деталь была сделана по эскизу М. Врубеля. Пока данную легенду не удалось ни подтвердить, ни опровергнуть. Однако, тонкий «врубелевский» лик в окружении старых ветвей действительно придает зданию оттенок некоего декадентского трагизма.

Это впечатление усиливается после дождя, когда по цементному лицу текут потоки «слез». Недаром Дом плачущей вдовы называют еще «черной жемчужиной Липок» хотя, возможно, виной тому черные гранит и лабрадор, которыми отделано строение…


Каково бы ни было толкование необычного маскарона, сейчас мы все равно не знаем, кому и в какой связи принадлежала идея увенчать дом таким изображением - домовладельцу, архитектору или неизвестному нам скульптору, участвовавшему в оформлении особняка. Но прекрасный женский лик оказался в полной гармонии с архитектурным замыслом, автором которого был талантливый киевский зодчий Эдуард Брадтман.

Но время шло...
Шикарный особняк, вместе со всеми Липками понесло в пучину революционных перипетий. За короткий период в доме успели побывать федерация коминтерновских групп, особый отдел, военный штаб, профсоюз железнодорожников…
В новом бесклассовом государстве уверенно формировался класс партийных чиновников, и скоро они положили глаз на дом. Ну не могли «бескорыстные слуги народа» пройти мимо архитектурной жемчужины со всеми удобствами! С тех пор особняк прочно прописался в спецфонде ЦК КПУ.

Однако, с 50-х годов постоянно в нем уже никто не жил. В основном особняк использовался как резиденция для именитых гостей и зона отдыха для дорогих партийных товарищей. До сих пор ходят смутные легенды о загадочной сауне с массажным салоном в подвале…
Сегодня особняк с уютным небольшим двориком, утопающем в зелени деревьев и елей, с очаровательным прудиком и небольшим фонтаном - «по наследству» достался Администрации Президента. Здесь вновь принимают гостей. Вот только вагончика уже нет. В отреставрированном «Доме плачущей вдовы» - официальная резиденция Президента Украины, в которой останавливаются наиболее высокопоставленные зарубежные гости.

Может оно и к лучшему, в нынешних обстоятельствах – его точно не снесут, и он еще долго будет поражать туристов да и коренных киевлян потрясающей архитектурой, легендами и загадками.

Фотографии взяты из интернета

Дом плачущей вдовы в стиле модерн был построен в 1907 году по заказу полтавского купца 2-й гильдии Сергея Аршавского.

Архитектором стал Эдуард Петрович Брадтман, построивший в Киеве немало домов, среди них и здание Театра Соловцова, ныне театр им. Ивана Франка, в котором до 1917 г. гастролировали все русские и зарубежные знаменитости.

После окончания строительства Аршавский сдал внаем весь второй этаж особняка чтоба рассчитаться с долгами. Аршавский с женой и четырьмя детьми жил в особняке до 1913 года. В августе 1913-го он продал его известному киевскому купцу первой гильдии Тевье Апштейну.

В 1918 году особняк был национализирован, в нем находились Федерация иностранных групп при ЦК РКП(б), Особый отдел ХІІ армии, профсоюз Юго-Западной железной дороги, а с послевоенного времени и до наших дней - правительственные структуры.

Над одним из балконов главного фасада дома плачущей вдовы вырезана монограмма бывшего владельца особняка - СА (Сергей Аршавский).

Главная особенность этого двухэтажного здания - грустное женское лицо вылепленное на фасаде. Когда идет дождь по каменным щекам безутешной красавицы текут капли и кажется что она плачет. Именно из-за этого барельефа дом получил такое название. Впрочем, кто изображен на барельефе и почему "вдова" плачет до сих пор остается загадкой для историков города.

___________________________
В начале 20 века украинская столица утопала в зелени и просто поражала своей красотой. Самой же живописной в городе была улица Лютеранская, бывшая Графская. Она располагалась среди виноградников и шелковичных деревьев, позволяла почувствовать уединение. Именно поэтому здесь любила отдыхать элита Киева. В 1905 году один из домов на этой улице, принадлежавший Льву Гербаневскому, был куплен Сергеем Аршавским – полтавским купцом 2-ой гильдии. Кроме того, он сделал еще один заказ проекта нового дома, разработать который предстояло архитектору Эдуарду Петровичу Брадтману. В 1907 году он был выполнен. Построенный в стиле раннего модерна дом имел два этажа и быстро завоевал статус архитектурного шедевра Киева. Чтобы рассчитаться с долгами сразу после строительства Аршавский сдал второй этаж в наем. Сам же он с детьми и женой разместился на первом этаже, где и прожил до 1913 года. В августе того же года он продал дом купцу 1-ой гильдии Тевье Моисеевичу Апштейну. Главная загадка дома таится в большом каменном барельефе, который стоит на фронтоне парадного фасада. На нем изображено печальное лицо женщины, чью голову украшает венок из кленовых листьев. В те дни, когда на улице идет сильный дождь, по щекам женщины катятся слезы. В связи с этим киевляне и прозвали его «Домом плачущей вдовы». Но почему плачет и почему вдова? На эти вопросы до сих пор не знают ответа ни сами киевляне, ни историки.

Бытует много разных мнений относительно названия этого дома. Согласно одному из них на крыше дома находится резервуар. Во время дождя он наполняется водой. К глазам женщины ведут специальные желоба, по которым течет вода, попадающая на щеки. Так создается впечатление, будто красавицы плачет. Другая же версия гласит, что в этом доме как-то давно пряталась парочка влюбленных – капитан и герцогиня. С ними случилось несчастье: возлюбленный и дети герцогини погибли в море. Безутешное лицо вдовы, залитое слезами, и было увековечено на барельефе. Помимо этих двух версий существует и третья. После смерти Апштейна в течение пяти лет его овдовевшая жена жила в этом доме. Ходят слухи, что она очень тосковала по мужу и оплакивала его. Из поколения в поколение пересказывается легенда, согласно которой во дворе этого дома располагался вагон. В нем Аршавский размещал на ночь допоздна загулявших гостей. Им выдавалось постельное белье и даже готовили чай, а порой раскачивали, что создавало ощущение, будто едешь в поезде.

«Дом плачущей вдовы» - один из самых красивых частных особняков в столице. В 1918 году он был национализирован. Здесь стали работать различные организации, к примеру, Федерация иностранных групп при ЦК РКП (б), которая инициировала Мировую Революцию, а также особый отдел 12 армии и профсоюз Юго-Западной железной дороги. В 1939 году здесь размещался штаб Киевского военного округа, а после Второй Мировой Войны – правительственные структуры. Позднее на протяжении многих лет здание занимал ЦК Компартии Украины. С 1992 года в доме располагалась администрация двух украинских президентов: Леонида Кучмы и Леонида Кравчука.

В 1994 году дом стал официальной резиденцией украинского президента. «Дом плачущей вдовы» имеет два парадных входа. Главный фасад здания расположен на Лютеранской улице дом №23, а другой – на Банковой 17. Оба входа имеют красивую отделку, выполненную из боков искусственного камня, который обработан под руст. Кроме того, фасады отделаны лабрадоритом, серым гранитом, а также изделиями из кирпича сложной кладки и оливковой керамической плитки. На центральном фасаде, над французским балконом с правой стороны имеется монограмма «СА» (Сергей Аршавский). Справа от главного входа стоят кованые ворота, украшенные оригинальным геометрическим рисунком, а слева находится парапет с ажурной оградкой. Этот дом имеет небольшой уютный дворик. В нем посажено множество лиственных деревьев и елей, а также есть скамейки и чудесный пруд, огражденный гранитом, с небольшим фонтанчиком и лебедем из глины. Все эти детали делают его своеобразным зеленым оазисом.

Во время реконструкции самого особняка произошли некоторые изменения. В нем была установлена новая мебель, а сам же дом превратился в гостиную для тех, кто прибыл с визитом по приглашению президента Украины. Сегодня здесь отдыхают делегации иностранцев, президенты с семьями, экс госсекретарь Мадлен Олбрайт, а также глава госдепартамента США Кондолиза Райс и глава МИД РФ Сергей Лавров. Кроме того, в гостинице имеется рабочий кабинет, каминный зал и специальная комната для игры в бильярд. В зале государственных мероприятий находится булава, имеющая инкрустацию, выполненную из камней зеленого и бардового цвета, печать президента, а также его штандарт. В этом же самом зале состоялся исторический саммит Украина-ЕС, в результате которого был подписан Универсал национального единства.

Дом плачущей вдовы - особняк в стиле модерн - был построен в 1907 году на деньги полтавского купца Сергея Аршавского, по проекту архитектора Эдуарда-Фердинанда Брадтмана.

Легенда о плачущей вдове придумана киевскими экскурсоводами для привлечения туристов. Дескать, в доме жила и горько рыдала вдова последнего владельца Тевье Апштейна - купчиха Труня Апштейн. Если это и правда, то плакала она в этом доме не долго. Вся недвижимость Апштейнов была национализирована большевиками через полгода после смерти главы семейства.

А весь вдовий сыр-бор из-за гипсовой головы Медузы Горгоны, украшающей фасад здания. Во время дождя, как и многие другие памятники, она «плачет» и на ее щеках остаются характерные следы. Но «Дом плачущей медузы» - звучит не очень романтично и кем-то была выдумана легенда о безутешной вдове.

В первые годы советской власти в доме располагались поочередно Федерация иностранных групп, особый отдел 12-й Армии и правление профсоюза железнодорожников. В 50-60-х годах в нем жил тогдашний первый секретарь ЦК КПУ и будущий председатель Президиума Верховного Совета СССР Н. В. Подгорный.

В настоящее время здание находится на балансе Администрации Президента Украины.

Бывают такие мужчина и женщина, о которых можно сказать, что это две половинки одного целого. Они чувствуют состояние друг друга и не представляют жизнь друг без друга. Они никогда не ссорятся, хотя и имеют свой собственное мнение. Такими был купец Товий Моисеевич Апштейн и его жена Груня Иосифовна. Жили они прекрасно, в любви и согласии на зависть знакомым и соседям.
Как-то шутя купец спросил жену: «Что ты будешь делать, если я умру?»
- А ты не умирай! - рассмеялась она в ответ.
Так и закончился этот разговор. Но вскоре муж заболел. Не сильно, обещал быстро поправиться, однако через пару дней он завершил свой жизненный путь. Вдова была безутешна. Она сначала ударилась в религию, потом в мистику, страдая, и не зная, как жить дальше.
Одним зимним утром она вышла из своей комнаты позже обычного. Румянец светился на её щеках, глаза, впервые за много дней, прошедших после смерти мужа, сияли каким-то таинственным светом... На все вопросы она ничего не отвечала, а в скором времени посыльный привез ей небольшую темно-зеленую коробку, в которой лежал странного вида женский головной убор и две книги в коричневом кожаном переплете.
Несколько дней Груня Иосифовна почти не выходила из своей комнаты. О том, что с ней происходит, она не отвечала, а в скором времени стала выпроваживать прислугу из дому намного ранее обычного. После этого запиралась в своей комнате, гасила свет, хотя долго не ложилась в постель. Это неимоверно заинтересовало молодую служанку, которая общалась с хозяйкой чаще других.
Как-то она договорилась с дворецким провести время в доме напротив, надеясь увидеть что-то необычное в окнах хозяйки. Как же они удивились, когда за полчаса до полуночи увидели в окне саму Груню Иосифовну!
Она стояла, всматриваясь вдаль, и делала какие-то непонятные движения руками. Слугам казалось, что её руки - это крылья огромной птицы... На хозяйке был какой-то странный головной убор, в котором её голова была похожа на голову Птицы Гамаюн… А посреди лба, там, где рисуют третий глаз, было пульсирующее и отсвечивающее в темноте лунным светом пятно...
Слуги решили, что хозяйка сошла с ума из-за потрясений, связанных со смертью её любимого мужа. Долго не решались задать прямой вопрос хозяйке, но однажды всё же решились. Дворецкий сообщил хозяйке, что её видели из дома напротив в странном состоянии. Хозяйка не смутилась и ответила, что действительно стояла у окна и наблюдала вдали сияние и свечение.
Со временем слуги перестали обращать внимание на странное ночное поведение хозяйки. А вскоре она раскрыла свою тайну, рассказала, про сон, в котором к ней пришел покойный муж и сказал, что очень скучает по ней, хочет видеть свою любимую Грушеньку, но не зовёт к себе, а в определенные ночи будет появляться около дома перед окнами её комнаты. Сообщил, что и она сможет его увидеть, но только тогда, когда прочтёт те самые старинные книги в кожаном переплёте, а на ней самой будет надет головной убор, присланный из одного индийского храма. Сделав необходимые приготовления, она стала ждать прихода мужа. За 37 минут до полуночи она увидела перед домом полупрозрачную человеческую фигуру по цвету напоминающую белоснежное облако... Это был он - её любимый... Говорить они не могли, но прекрасно понимали друг друга. Признавались, что при жизни недостаточно ценили свои отношения, иногда невольно обижали друг друга. Муж дал понять, что ему плохо без неё, но звать её к себе в царство небытия он не хочет. Мысленно они разговаривали до рассвета, потом он исчез, растворившись в дымке восходящего солнца... А она ждала прихода ночи и следующей встречи.
Через несколько месяцев на своей кровати умирала хозяйка этого дома, Груня Иосифовна. Она знала, что никогда уже не поднимется с кровати, и, как ей казалось, жить оставалось всего ничего. И вместо того, чтобы распорядиться, какую биржу выбрать, куда лучше пристроить свой завод и в каком банке следует сохранить свои активы, она думала о человеке, которого давно уже не было вместе с ней, но который был ей дороже всех бирж и заводов: о своём муже. Она попросила сыновей обратиться к знакомому архитектору, чтобы тот, пока она ещё жива, установил на доме лик с её изображением, в той самой волшебной маске.
- Зачем всё это? - спрашивали родственники, - возможно, ты скоро сама его встретишь...
- Когда я его встречу - неизвестно, а если любимый придёт к дому и не увидит меня? - возражала хозяйка.
Лик прикрепили к фасаду дома. А сделали это после того, как умирающая хозяйка провела своей рукой по холодному камню лица. Как будто отдавала свои последние силы и душу той, из камня, которая будет смотреть на живой мир после её смерти... Так пусть дорогой и любимый муж видит её и знает, как она его сильно любит и как страдает без него.
Вскоре вдова умерла, а сердце, по её просьбе, поместили во флакон и замуровали за той самой маской. И влюблённые снова могли общаться друг с другом. Любовь оказалась сильнее смерти!
Говорят, если в тихую лунную ночь, встать перед окнами хозяйки дома, то можно увидеть странное свечение и услышать тихий и нежный шёпот - шёпот мужчины и женщины. А ещё увидеть, как в дождливый день по её лицу текут слёзы. И услышать, как тихо бьётся её любящее сердце...

Другие истории, связанные с домом.
Многие известные личности гостили в этом доме, желая увидеть чудо общения влюблённых. Здесь бывали и госсекретари США Кондолиза Райс и Мадлен Олбрайт, и опальный Борис Березовский, и Владимир Путин, и многие другие. Но никто из них не смог разгадать загадку двух влюблённых. Потому что никто из них не мог так сильно любить, как они.

Прочие версии появления женского лика на доме № 23.
Одну из них рассказал Виталий Врублевский, помощник первого секретаря ЦК КПУ Владимира Щербицкого, работавшего в бывшем здании ЦК рядом с особняком. Миф приписывал возведение «дома плачущей вдовы» Владиславу Городецкому: «Его Городецкий, якобы, построил для своей сестры, у которой не сложилась личная жизнь».
Вряд ли сестре это могло бы понравиться, когда прохожие показывали бы на её изображение на фасаде дома и говорили: "Это та самая, на которой никто в городе не захотел жениться!"
Согласно другой версии в особняке когда-то скрывались влюбленные капитан и герцогиня. Но со временем произошло несчастье - возлюбленный и дети герцогини погибли в море. С тех пор безутешное лицо красавицы увековечено на барельефе. Данная версия вызывает множество вопросов. Почему, например, хозяин дома согласился увековечить чужую для себя женщину, и как на такое решение отреагировала бы жена хозяина, увидев на своём доме барельеф посторонней, пусть даже очень хорошенькой женщины...

Главная особенность этого двухэтажного здания - грустное женское лицо вылепленное на фасаде. Когда идет дождь по каменным щекам безутешной красавицы текут капли и кажется что она плачет. Именно из-за этого барельефа дом получил такое название. Впрочем, кто изображен на барельефе и почему «вдова» плачет до сих пор остается загадкой для историков города.

История дома Плачущей Вдовы

Этот особняк в стиле модерн был построен в 1907 году по заказу полтавского купца 2-й гильдии Сергея Аршавского. Архитектором стал Эдуард Петрович Брадтман, построивший в Киеве немало домов, среди них и здание Театра Соловцова, ныне театр им. Ивана Франка, в котором до 1917 г. гастролировали все русские и зарубежные знаменитости. После окончания строительства Аршавский сдал внаем весь второй этаж особняка чтоба рассчитаться с долгами. Аршавский с женой и четырьмя детьми жил в особняке до 1913 года. В августе 1913-го он продал его известному киевскому купцу первой гильдии Тевье Апштейну.

В 1918 году особняк был национализирован, в нем находились Федерация иностранных групп при ЦК РКП(б), Особый отдел ХІІ армии, профсоюз Юго-Западной железной дороги, а с послевоенного времени и до наших дней - правительственные структуры.

Каждый из четырех фасадов здания имеет свое решение. Два парадных фасада, которые выходят на перекресток улиц Банковой и Лютеранской, отделаны лабрадоритом, серым гранитом, блоками искусственного камня обработанным под руст, лепными украшениями из кирпича, оливковой керамической плиткой, желтым кирпичом сложной кладки и кованым металлом. Над одним из балконов главного фасада вырезана монограмма бывшего владельца особняка - СА (Сергей Аршавский). Справа от главного входа в особняк - изысканные кованые ворота с геометрическим рисунком.