Купить билеты на спектакль Играем…Шиллера! В "Современник" возвращается спектакль "Играем… Шиллера" Играем шиллера спектакль.

Две королевы на одной сцене. Да, это возможно! Елена Яковлева и Марина Неелова вновь играют Шиллера. Легендарный спектакль в самом ярком составе в афише театра «Современник». И блистательные актрисы опровергают и популярные поговорки, и устоявшиеся стереотипы. А публика с замиранием сердца следит за противостоянием двух характеров, двух сердец, двух великих женщин.

«Дважды в одну воду не входят. Такая ситуация в жизни, когда нужно войти и со свежими ощущениями сегодняшнего дня», - говорит Елена Яковлева.

«Римас настолько ртутный режиссер, его никогда не устроит то, что было вчера, сегодня и завтра», - сказала Марина Неелова.

«Эти женщины меня поразили, и я так доверился, был в них уверен», - говорит Римас Туминас.

Две актрисы и одна судьба. Стать королевой: сердец, Англии, сцены.

«Играем... Шиллера!» не исчезает из репертуара театра «Современник» вот уже 18 лет. Артисты шутят: у спектакля совершеннолетие, а они снова репетируют. Все потому, что режиссеру Римасу Туминасу неинтересно просто повторять или вспоминать то, что он когда-то придумал. Да, та постановка произвела фурор в театральном мире тогда, но слова немецкого классика должны резать по живому и обжигать сейчас.

«Когда мы репетировали, Римас придумывал какую-то сцену и ты ее уже присваивал, ты уже мог ее сделать и сыграть, он говорил: да, хорошо. А на следующий день он приходил и говорил: сейчас переделаем. Я говорю: вчера же вы сказали, что все хорошо, он говорит: так это вчера было. Самая страшная режиссерская задача была, что не надо играть Елизавету или Марию - портретируйте только. Как хотите, так и портретируйте», - рассказывает народная артистка РСФСР Марина Неелова.

Елизавета Марины Нееловой и жестокая королева, и женщина, мечтающая быть счастливой, и марионетка в руках невидимого кукловода. А вот какой мы увидим ее соперницу? В образе Марии Стюарт после долгого перерыва снова первая исполнительница этой роли Елена Яковлева.

«Вернуться туда уже не получится. Ну, наверное, и не надо. Потому что тот опыт, который есть - и ошибок, и чего-то хорошего, его я не хочу терять, поэтому, наверное, она уже будет другая», - говорит народная артистка РФ Елена Яковлева.

«Как ее встретили, как ее приняли! Не было человека, кто не кинулся к ней с поцелуями. Я счастлива, что она снова у нас на сцене, что она играет свою роль, которую она родила вместе с Римасом», - сказала художественный руководитель театра «Современник», народная артистка СССР Галина Волчек.

Они играют страстно и самоотверженно, не боясь казаться некрасивыми, будто бы принося себя в жертву режиссерскому замыслу. Зал то взрывается аплодисментами (а как еще, когда на сцене народные любимицы!), то буквально замирает, будто бы боясь прервать откровенный монолог. И в этой пронзительной тишине то, что всегда отличало «Современник» от других театров - умение дышать одним воздухом с сегодняшним зрителем.

«Играем Шиллера» - постановка Римаса Туминаса по одной из самых известных пьес немецкого драматурга Фридриха Шиллера, трагедии «Мария Стюарт». На сцене Современника это не только противостояние двух королев, Елизаветы I и Марии Стюарт, но и настоящая творческая дуэль Марины Нееловой и Чулпан Хаматовой.

О спектакле «Играем… Шиллера»

Шиллер писал свою трагедию «Мария Стюарт» более 20 лет, и когда работа была окончена, признался, что за это время он овладел искусством драматургии в совершенстве. В театрах Москвы эту пьесу ставили неоднократно. Но версия Римаса Туминаса в Современнике получилась, действительно, одной из самых ярких.

Режиссер, известный своим умением показывать эмоции сквозь призму напускной холодности, сумел вовлечь зрителей в водоворот дворцовых интриг, ревности, зависти, блистательных взлетов, тяжелейших падений. Все это вынуждены переживать две, по сути, несчастные женщины, порабощенные силой своей власти.

Премьера спектакля «Играем… Шиллера» в Современнике состоялась 1 марта 2000 года. Первоначально он назывался «Мария Стюарт», а на сцене блистали Марина Неелова и Елена Яковлева. Шло время, изменилось имя постановки, и частично актерский состав - Марию Стюарт теперь играет Чулпан Хаматова. Постоянным остается лишь одно. «Играем… Шиллера» - один из самых ярких спектаклей в репертуаре Современника.

Другие работы режиссера

«Играем… Шиллера» - не единственный спектакль Римаса Туминаса в Москве. После него столичные зрители увидели на сценах различных театров постановки «Пристань» (театр имени Евгения Вахтангова), «Евгений Онегин» (театр имени Евгения Вахтангова), «Пиковая дама» (Большой театр), «Горе от ума» (Современник) и многие другие.

Как купить билеты на спектакль «Играем… Шиллера»

Несмотря на то, что спектакль «Играем… Шиллера» идет уже почти два десятка лет, попасть на него в 2018 году по-прежнему не просто. На сцене Современника действительно «сошлись» звезды - и режиссерский талант, и прекрасный текст, и великолепная актерская игра. Каждый сам решает - на что именно из этого калейдоскопа он идет смотреть. Мы готовы не только помочь вам купить билеты на «Играем… Шиллера» - мы сделаем это так, чтобы вам было:

  • комфортно - для этого предусмотрена возможность заказа онлайн и по телефону, а также несколько способов оплаты;
  • удобно - для этого есть бесплатная курьерская доставка по Москве и Санкт-Петербургу;
  • приятно - для этого существует система бонусов и скидок.

О том, что персональный менеджер поможет решить все вопросы и подберет лучшие места в любой ценовой категории не стоит даже и говорить - это наша работа, которую мы выполняем на «отлично»!

Как описать спектакль «Играем… Шиллера» в двух словах? Наверное, лучше всего для этого подойдет фраза «это надо увидеть». И это действительно так!

Режиссер-постановщик – Римас Туминас
Художник-постановщик – Адомас Яцовскис
Художник по костюмам – Мариус Яцовскис
Композитор – Фаустас Латенас

Англия 16 века, раздираемая сложными политическими противоречиями. Яркий портрет той эпохи дает Фридрих Шиллер в своей трагедии «Мария Стюарт», которую он создает в 1799-1800 гг. По окончании работы над произведением, автор с чувством заявляет, что теперь он «овладел ремеслом драматурга». Трагедия имеет безусловный успех у современников Ф. Шиллера. Более того – вот уже два столетия его «Мария Стюарт» не покидает подмостков ведущих театров мира.

Сценический вариант трагедии предлагает зрителю и театр Современник. В постановке Римаса Туминаса, спекталь «Играем… Шиллера!» сначала дебютирует в 2000-м году с Мариной Нееловой и Еленой Яковлевой в главных ролях. После ухода из театра актрисы Елены Яковленой спектакль из репертуара исчезает. Но уже в 2013 году Римас Туминас выпускает новую редакцию своего Шиллера. В главных ролях теперь Марина Неелова и Чулпан Хаматова.

Основу сюжетной линии спектакля составляет конфликт двух главных героинь – Елизаветы Тюдор (Марина Неелова) и Марии Стюарт (Чулпан Хаматова). Конфликт этот антагонистический, неразрешимый, непреодолимый. Должна состояться казнь шотландской королевы, Марии Стюарт. Однако финальная подпись, подпись Елизаветы Тюдор еще не поставлена. В состоянии мучительного выбора находится английская королева, в состоянии мучительного ожидания – Мария Стюарт. Однако казнь должна состояться при любом из решений Елизаветы: ни одна из героинь несмотря на свой высокий статус и положение не вольны решать так, как диктует им совесть, сердце. Отсюда – невозможность преодолеть конфликт; лишь смерть одной из двух расставит все точки.

Драматургически спектакль «Играем… Шиллера!» режиссер делит на два действия. Развитие представляет собой классический пример построения спектакля. В первом действии экспонируются главные героини. Первая большая сцена выводит на сцену королеву Елизавету. Мы видим женщину, которая сомневается, которая боится. Она не властна над собой – все необходимое ей диктуют либо «подсказывают». Елизавета ни разу не видела Марию Стюарт, однако многое о ней слышала – и это знание пугает ее. Ловко подстроенная Лейстером (Сергей Юшкевич) встреча двух героинь в парке переводит нас к экспозиции Марии Стюарт – раскаившейся в своих поступках, однако не утерявшей монаршей гордости, уверенности. Она знает себе цену, она знает, чего хочет и никогда не поступиться своими принципами. Следующая затем совместная сцена двух героинь является завязкой конфликта. Елизавета в сомнении, она готова простить Марию Стюарт. Однако в результате пламенной речи Марии становится понятным, что оставшись верной своей монаршей крови, шотландская королева обрекает себя на верную казнь. Униженная и разъяренная Елизавета Тюдор покидает сцену. Первое действие завершается большой сценой Марии Стюарт. Второе действие служит развитием основного конфликта. На сцене вновь Елизавета Тюдор; ее сомнения еще более мучительны, еще более драматичны. Желание завершить историю с Марией Стюарт велико; но страх перед таким страшным шагом – пугает, «убивает» Елизавету. Вся сцена приводит к кульминации и Елизаветы Тюдор в частности, и спектакля – в целом. Королеву переодевают в шикарное платье, такое, каким оно бывает на самых дорогих куклах; руки королевы подпирают специальными тростями, с помощью которых Елизаветой становится легко манипулировать. Героиня сломлена, у нее уже нет ни своей воли, ни своей жизни. Ее умом движут, движут также и ее руками. Сама того не желая, Елизавета Тюдор подписывает смертный приговор Марии Стюарт. Следующая затем сцена подготовки к казни служит развязкой конфликта. Королева шотландская будет казнена. Исповедуясь пастырю, она раскаивается во всех грехах: кровавом грехе против супруга, зависти и жажде мести английской королеве. Однако отрицает главное обвинение, выдвинутое против нее – сговор против Елизаветы. Так, даже перед лицом смерти – Мария Стюарт остается сильной, уверенной в своей правоте, истинной и настоящей королевой.

Две героини, две представительницы монаршей династии. В роли королевы шотландской убедительна актриса Чулпан Хаматова . Ее Мария Стюарт умна, горда, непримирима с неправдой и несправедливостью. Она всем своим существом показывает пример истинной правительницы: властной, но снисходительной, огромной силы, но по-женски хрупкой и нежной. У нее хватает мужества остаться верной себе и своим принципам. Чулпан Хаматова – та самая Мария Стюарт, какой ее создал Фридрих Шиллер на страницах своего произведения. Во-многом менее убедительна игра актрисы Марины Нееловой , воплощающей на сцене королеву английскую. Ее героине не веришь, не находишь возможным синонимировать ее с Елизаветой Тюдор Фридриха Шиллера. Английская королева в литературном первоисточнике безусловно не столь цельная и мощная личность по сравнению с Марией Стюарт. Но есть и в ней королевская гордость, чувство собственного достоинства. Она также стремится к правде и справедливости; однако в отличие от королевы шотландской, ей не хватает уверенности в своей силе и правоте. Марина Неелова не попадает по нотам души английской королевы; практически все ее реплики звучат либо слишком «громко», либо слишком «тихо». Нет той необходимой для раскрытия образа динамики. И как результат – ощущение сырости роли, ее непрожитости.

Режиссер спектакля Римас Туминас безусловный мастер метафоры. Продуманность деталей, акцентов – все это захватывает в сценографии спектакля. Серость, скупость, суровость; холодность и пугающий лаконизм. Такой мы видим Англию 16 века, наполненную политическими противоречиями и противостояниями. Минимум деталей, минимум акцентов. Все монохромно и аскетично. Действие развивается в области мыслей двух женщин, а также их приближенных. Все то напряжение, создаваемое на протяжении спектакля – представляет собой развитие именно внутреннего конфликта, исходит из области чувств. Поэтому внешнее заполнение сцены не имеет в данном случае никакого веса. Важно лишь то, что может подчеркнуть мысли и переживания героинь. В связи с этим, образ Марии и Елизаветы очень здорово дополняют заполняющие воздушное пространство сцены трубы, колокола, металлические пластины. Они то и дело издают тревожные звуки – настораживая и пугая. Они либо нейтральны в своем состоянии, либо беспокойно покачиваются, либо раскачиваются совершенно сильно и резко. И каждое их движение связано с той эмоцией, которая в данный момент превалирует на сцене. В моменты кульминаций, особо острых ситуационных решений эти трубы так раскачивают пространсто, искажая тем самым весь мир, заполненный раздорами и интригами. В какой-то момент хочется остановить этот хаос, поставить точку и уединиться в тишине. Неподдельные страсти, господствующие на страницах трагедии Фридриха Шиллера оживают на сцене театра Современник. Поэтому сценография спектакля, на мой взгляд, представляет собой яркий пример тонкого и точного перенесения литературной первоосновы на сцену.

Постановку сопровождает музыка Фаустаса Латенаса. Столь же суровая и аскетичная, она ни на секунду не позволяет эмоциям и чувствам вылиться за край той грани, установленной автором трагедии и режиссером спектакля. Торжественная, величественная, она звучит словно медитация, гипнотизируя на одном настроении, полном проникновении в действо.

Возвращение спектакля «Играем…Шиллера!» на сцену театра Современник безусловный успех и для режиссера, и для зрителя. Умный, предлагающий думать, разгадывать, наслаждаться этим процессом – все есть в постановке трагедии немецкого классика классиком уже российской сцены.

Вчера посмотрела спектакль театра "Современник" - "Играем... Шиллера!". Постановка Римаса Туминаса по трагедии Шиллера "Мария Стюарт". Конечно, сюжет разворачивающейся пьесы мне был знаком. Противостояние Английской Королевы Елизаветы I, как ее называли Королевы Девственницы и ее двоюродной сестры - сначала королевы Франции, а потом после смерти первого мужа, короля Франции, и последующего брака с королем Шотландии - Марии Стюарт- внучки короля Генриха VII, также претендующей на престол Англии.

Название спектакля меня заинтриговало. Что вкладывал режиссер в эти три точки, в это "играем" ? Попытаюсь разобраться вместе в вами.

В спектакле играют две фантастические по таланту актрисы - роль Елизаветы, Королевы Англии исполняет Марина Неелова, роль ее соперницы по престолу - Марии Стюарт - исполняет Чулпан Хаматова.

Если заглянуть в историю, а без этого трудно понять до конца сюжет, в это время по сюжету спектакля происходит противостояние Англии и Франции, а также протестантизма и католицизма. Каждая из сторон хочет укрепить свою власть и захватить побольше пространства. В политическую игру вмешивается и Шотландия, в которой сильно французское влияние и так же идет противостояние католиков и протестантов. Королева Шотландии на тот момент - католичка Мария Стюарт - теряет свои позиции в этой борьбе. Ее законный муж - король Шотландии,трагически погибает при не очень ясных обстоятельствах - задушенный в своем горящем доме, когда Мария Стюарт, влюблена в другого мужчину. Распространяется весть, что любовник Марии Стюарт убил ее мужа, по ее приказу. Но явных доказательств нет. Мария Стюарт бежит в Англию, Елизавета принимает ее. В дальнейшем Марию Стюарт судят в Англии, она признается виновной в убийстве мужа, и ее заточают в крепость. В крепости ее содержат по королевски, но она лишена свободы и медленно стареет в одиночестве. В Шотландии у Марии Стюарт растет маленький сын, в его пользу она отказалась от престола Шотландии.

Королева Елизавета - не до конца всеми признанная королева. Отец, казнив ее мать - Анну Болен - якобы за измену, признал их дочь -Елизавету незаконнорожденной. После череды браков у Генриха наконец родился долгожданный сын -будущий наследник престола принц Эдуард. Но после смерти отца он, взойдя на престол, тот прожил недолго. Потом какое-то время царствовала первая дочь Генриха VIII от первой жены -Мария, которую в народе называли Кровавая Мэри - яростная католичка, боровшаяся за католицизм в Англии, с протестантами. Но она так же скончалась рано и власть перешла к Елизавете -25 летней девушке, образованной, приятной наружности, очень молодо выглядящей, по признанию современников. В те годы женщины быстро старели от бесконечных беременностей и выкидышей. Елизавету пытаются выдать замуж, чтобы она родила наследника. Многие королевские дворы выдвигают свои кандидатуры, но Елизавета остается непреклонна. Она посвятит себя государству, она так и не выйдет замуж, возможно, боясь зависимости от мужчины, вспоминая участь множества жен ее отца, которых он казнил, убивал, что сильно впечатлило ее в детстве и молодости. Время ее правления окажется Золотым Веком Англии. Но ее будут часто упрекать в незаконорожденности, и ей придется бороться за свою власть,порой, очень жестокими методами. Так, ей придется казнить свою двоюродную сестру - Марию Стюарт, шотландскую королеву в изгнании, как претендентку на Английский престол, от чего та не отказывалась, а наоборот подчеркивала.. Мария Стюарт из гордости не отказалась от престолонаследия Англии, и ее участь была погибнуть. Елизавета, будучи старше Марии могла назначить ту своей наследницей, но Мария была католичка, а Елизавета протестантка, суровое противостояние сторонников этих направлений веры ввергло бы страну в гражданскую войну и хаос.

Но после смерти той и другой королев на престол Англии взошел сын Марии Стюарт - Яков. Он перезахоронил прах своей казненной матери в Вестминстерском аббатстве - месте захоронения королей и королев, где уже покоилась Королева Девственница – Елизавета I , и даже могилы этих двух сильных женщин оказались неподалеку. Такова судьба!

Но не все верили в то, что Королева Елизавета оставалась девственницей. У нее был друг детства - Роберт Дадли, граф Лестер, с которым ее связывали многолетние чувства, которые она называла платоническими. Он даже был впоследствии женат, но жена в какой-то момент очень странно умерла. По некоторым сведениям у Елизаветы и Роберт Дадли, граф Лестер, были тайными любовниками, и у них даже родился ребенок, которого тайно отдали на воспитание одному аристократу. Но тот на смертном одре раскрыл тайну мальчику. Сопоставив события, некоторые ученые подтвердили эту версию. В то время, когда Елизавета должна была быть беременной этим внебрачным сыном, по летописям ей приписывали болезнь водянку, из-за которой ее сильно раздуло.

Вот такой небольшой экскурс, без громких имен и дат в эпоху королев Елизаветы и Марии Стюарт.

О спектакле долго говорить не буду. Он идет уже 10 лет, и те, кто его не видел, могут посмотреть. Спектакль завораживает. У спектакля необыкновенная сценография режиссера с литовскими корнями, много лет проработавшем в Литовских театрах и впечатлив своими работами публику многих стран. Тот ужас и страх, который сидит в душах участников этой трагедии - Марии Стюарт в заключении в ожидании казни, королевы Елизаветы, борющейся со своими сомнениями и страхами потерять престол –передается на сцене предметами и движениями, внезапными всплесками лондонского тумана, стуком разбрасываемых камней и песка, брызгами воды, раскачивающимся гигантским давящим колоколом, и маленьким но крепким колоколом небольшим.

Как поступить Елизавете? Один раз и навсегда избавить себя от претендентки на престол Англии - соперницы по королевству и, как оказалось, по любви – граф Лестер, по сюжету пьесы, любит Марию Стюарт, пытается спасти свою любовницу, но, боясь разобрачения, предает ее. Но если Елизавета казнит Марию по, скорей всего, ложному обвинению в убийстве мужа - она войдет в историю, как кровавая, несправедливая, жестокосердная королева! Марию будут жалеть, а Елизавету проклинать, как убийцу.

Эти бушующие страсти так раскрывают перед нами актрисы, что кажется, они выворачивают себя наизнанку. Ты чувствуешь, что чувствуют они, ты тоже не можешь принять решение, ты жалеешь и ту и другую, ты видишь, что они только марионетки в руках политических партий, а разменная монета - их жизнь. Трудно пересказать. Спецэффекты спектакля - подчеркивают опустошение обеих королев, предательское окружение, страх и ужас данного поворота их жизни.

Особенно впечатляет сцена с Елизаветой, в тяжелом королевском платье, руки которой на рогатинах, и она сама, как марионетка. Она как бы против своей воли подписывает смертный приговор и назначает казнь Марии Стюарт. Играет ли она в марионетку, чтобы замести следы и прикрыть свою жестокую месть разлучнице или на самом деле обстоятельства ее вынуждают прибегнуть к казни королевы Марии Стюарт? Многоточие....Как и история самой Елизаветы - пьеса в трактовке "Современника" не дает ответа.

Мария Стюарт в исполнении Чулпан Хаматовой - тоже поражает. Она чувственна, она красива, она любима, ее речь ясна и тверда, она ждет спасения от своего любимого, который ее обнадежил. Граф Лестер предпринимает шаги, чтобы Мария встретилась с Елизаветой, чтобы сердце Елизаветы дрогнуло, но сам в результате оказывается перед угрозой смерти за заговор против Елизаветы и предает Марию и шанс на ее спасение. Месть Елизаветы - Лестер будет организовывать казнь своей любовницы - Марии.

Мария стойко принимает свою судьбу. Мария красиво и достойно ушла, простив напоследок своих врагов и убийц - несломленной женщиной и королевой.

Что же остается победительнице Елизавете? Хиреть, стареть в одиночестве и мучиться муками совести?

После окончания спектакля все еще хочется думать над непростой судьбой этих двух сильных женщин, вошедших в историю.

И не сразу спектакль отходит от тебя. Играют ли старинную пьесу Фридриха Шиллера, или пытаются заглянуть внутрь, в души этих людей?.... Многоточие....

"Результат - впечатляющий и необычный: строгая метафорическая режиссура европейского класса стройно подкреплена проверенным профессионализмом "современниковцев" и их способность к настоящим, глубинным психологическим погружениям и эмоциональным нагрузкам."

"Аргументы и факты", N 11, 2000 год

"Ревнителям классики смотреть новый спектакль "Современника" "Играем... Шиллера!" не рекомендует: испытают только раздражение. Зато людям непредвзятым, ценящим в театре изысканность и метафоричность, знаменитая шиллеровская трагедия "Мария Стюарт" в трактовке Римаса Туминаса наверняка придется по душе.

Режиссер "соткал" спектакль из натуральных природных материалов. На сцене горят свечи, льется вода, охапка сена в углу вполне гармонирует с массивными деревянными стульями, а довершает этот причудливый коллаж болтающийся наверху загадочный металлический цилиндр. Выглядит все мрачно и очень красиво. И персонажи трагедии "вписаны" в эту картину виртуозно.

Название "Играем... Шиллера!" суть происходящего на сцене определяет достаточно точно. Публике предлагается оригинальная режиссерская версия классической пьесы."

"Метро", N 54, 2000 год.

"Антагонизм особ королевских кровей в "Современнике" круто замешан на столкновении не столько государственных, сколько женских даже бабьих интересов: ревности, зависти, соперничестве, сожалении об упущенных возможностях.

Неелова-Елизавета - это по-мужски короткие соломенные волосы и лицо постаревшего мальчишки; кожаный шлем и элегантное пальто, чем дальше, тем больше напоминающее шинель; это строгость и аскеза, праведный гнев и четкое представление о "базовых ценностях": приличиях, морали, справедливости. Яковлева-Мария - это страсть, путаница, дрожь, лихорадка, потоки воды и мокрые рыжие кудри, которые на самом деле оказываются париком, стыдливо прикрывающем стриженую голову королевы-арестантки...

"В спектакле много режиссерских импровизаций, придуманных постановщиком для создания атмосферы безысходности. Скрупулезно и дотошно Туминас выбирает те художественные символы, которые "работают" на трагическую идею спектакля о подавлении личности механизмом власти, превращающей в конце концов Елизавету в кровавого монстра, а Марию в ее жертву.

(...) Две королевы, на роду у которых было написано счастье и процветание оказались самыми несчастными женщинами, порабощенными властью. Нет, не надо завидовать королевам, хотя я завидую двум королевам "Современника", сумевшим насытить режиссерские символы правдой жизни человеческого духа на сцене и доказать всем, что высокая трагедия им и их коллегам по плечу."

"По режиссерскому замыслу Римаса Туминаса, королевы Елизавета и Мария Стюарт не столько соперницы, оспаривающие права на престол, сколько сестры, оказавшиеся в решающий жизненный момент абсолютно одинокими созданиями, которым не на кого опереться, - ведь окружающие мужчины предпочитают видеть в этих женщинах лишь орудие для достижения личных амбициозных целей."

"Театральный курьер", июнь 2000 года

"Хрестоматийная встреча двух королев, которую играют едва ли не все студентки всех существующих театральных училищ, решена предельно просто. Они очень похожи, эти две женщины в длинных темных пальто. Только одна, как грозное изваяние, нависает над другой, униженно распростертой у ее ног. А когда Мария в порыве отчаяния снимает с головы длинноволосый парик и обнажает по-мальчишески стриженую (как у Елизаветы) голову, то они выглядят почти как двойники. Но уравнивает их отнюдь не внешнее сходство. Похожи они в этот момент чем-то куда более существенным: их роднит чувство непреодолимой, не знающей устали ненависти. Именно ненависть, по Туминасу, испепеляет и разрушает личность, деформирует человеческие отношения."

"Экран и сцена", N 10, 2000 год.

"Для Туминаса трагическое означает простое, элементарное. Он раскладывает трагедию на первоэлементы - воду, огонь, воздух, землю (здесь - солома, зерно). Вода здесь льется так, как, вероятно, льется - без цели и без меры - кровь."

"В спектакле "Играем... Шиллера!" как клинок наемного убийцы разит наповал музыка Фаустаса Латенаса. Она тянет за душу, опаивает, как зельем, тоской о счастье, подвешивает сердце на ниточке. Вообще звукопись - одно из самых сильных и бесспорных мест в этом спектакле. Вздохи паровозного пара, шум перрона. Звон высоких изящных бокалов на подносе. Шорох зерна, что хлынет из ведер, как кровь из раны, и волной мертвеца. Хрустальный перестук зерен-горошин, что, как слезы Елизаветы, поминальным ручеек наполняют бокалы. Скрип гусиного перышка по бумаге, "парки бабье лепетание". Шепоты и крики, стоны и всплески - все это тут шаги смерти, которая, тенью промелькнув по сцене, коснулась подолом каждого из присутствующих.

Для Туминаса права обеих королев на трон спорны весьма, а ситуация их связавшая - патовая. Выход для обеих один - поражение. Поведение женщины и королевы, борьба королевы и женщины в ситуации, когда все потеряно, Туминаса и интересует. Для него Мария и Елизавета как сиамские близнецы: любое изменение одной судьбы автоматически влечет слом судьбы другой."

"Ставя шиллеровскую трагедию "Мария Стюарт", Туминас принес с собой тяжелый и мрачный литовский метафоризм, современную выразительную музыку, странную завораживающую сценографию: полутьму, туман, воду, сыплющееся зерно, грубые ткани, цвет земли и ржавчины."

"По сцене гуляет ветер и раскачивает нависающие над головами людей предметы. В этом - знак расшатанности времени и нравов. Все прочие вещи: камни, огонь, вода, дерево. солома. Архаичные и подлинные, они живут самостоятельной жизнью, напоминая о тех временах, когда в Англии водились привидения.

Елизавета и Мария зеркально отражают друг друга. Это две стороны одного медальона. (...) Пуританка и католичка, черное и белое, рациональное и иррациональное - с этого противопоставления начинается действие спектакля (...) Любовь, а не жажда власти погубила - одну физически, другую духовно - замечательно красивых и сильных женщин. Женщина обречена на сиротство и гибель в искусственном мире, созданном мужским интеллектом.

Об этом Римас Туминас поставил поразительный по красоте и поэтической образности спектакль"

“Так, в цитадели психологизма - “Современнике”, в спектакле Римаса Туминаса “Играем, Шиллера” (по “Марии Стюарт”), на примере главных актерских работ ощутима не только мощь эмоционального, трагедийного захвата, но и увлечение фантастической, гротесковой формой; высокое совершенство, которого достигли в пластике, мелодике, ритмике ведущие Мастера знаменитого театра “актерской естественности и правды”. Марина Неелова играет великую королеву Елизавету потаенно страстной и слабой, женщиной на троне, рыдающей навзрыд, столь же не свободной, как и шотландская узница Мария; но еще и марионеткой- во власти мертвого и мерного ритуала; золотой куклой, распятой и обвисающей на тростях, как на кресте, которую направляют, принуждают подписать смертный приговор сестре невидимые “кукловоды” - государственный интерес Англии и судьба.

Елена Яковлева - Мария воздушна и музыкальна в каждом движении. Переступая балетно, мелко, не идет, а плывет по черному, верхнему горизонту сцены; невесомо слетает вниз, уцепившись за хрустальную люстру, в тонком перезвоне подвесок; нежнейше -проговаривает - пропевает шиллеровские строфы восторга перед жизнью и свободой - и вдруг, униженная королевой-сестрой, беснуется подобно фурии, вульгарно вопит, хлещет подолом по воде. Бескровным лицом, пышными кудрями (парика) Мария - Яковлева напоминает северных мадонн - мучениц средневековья, а умирает по-человечески просто. Маленькая голова, затянутая в чепец и словно бы лысая, поставленная прямо, подбородком о спину стула (эшафота), вдруг резко падает набок.

Лестер - Игорь Кваша в длинной-длинной и медленной сцене без слов одним лишь смехом, оттенками смеха, переходящего во всхлипы, в стон, в рыданье, прослеживает рождение и утверждение страха, которым сокрушен могущественный и хитроумный человек. Нужны характер, воля, ум - молодым куда больше, чем мастерам, чтобы не растеряться в обилии возможностей (и соблазнов), которые представляет сегодняшнее время, употребить их на пользу, а не на погибель себе.”

“Театральная жизнь”, № 7, 2000 год.